конспекты занятий, поэтапное описание весенней и других композиций с фото и видео
Рисование, одно из любимых детских занятий, позволяет дошкольникам максимально раскрыть свои творческие способности. Воспитанники подготовительной группы способны создавать композиции на самую разную тему, в том числе изображать выразительные картины природы. Рисование пейзажа тесно связано с процессом познания окружающей действительности (через наблюдения, знакомство с произведениями живописи и пр.). Это комплексная эстетическая и развивающая деятельность, обогащающая различные стороны личности ребенка.
Особенности рисования пейзажей в подготовительной группе дошкольного учреждения
Создание пейзажных композиций — одно из основных направлений занятий по рисованию в подготовительной группе. Дошкольники изображают объекты природы и в более раннем возрасте, начиная с простых рисунков одуванчика, ромашки или елочки. Шестилетние же дети уже могут реалистично изобразить любое время года, передавая характерные признаки осени и зимы, весны и лета.
Самостоятельному созданию той или иной картины природы всегда предшествует знакомство с произведениями выдающихся художников-пейзажистов. Воспитанники подготовительной группы хорошо воспринимают такие работы, несмотря на отсутствие в них занимательного сюжета. Ребята с легкостью определяют описываемое время года на картине, анализируют краски, которые помогли живописцу передать образ. Дошкольники способны не только понимать содержание пейзажа, но и те чувства, которые хотел донести художник.
Задача воспитателя — подобрать колоритные и эмоциональные произведения искусства, ярко демонстрирующие признаки того или иного времени года или природного ландшафта. В качестве примеров приведем работы А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Золотая осень», «Март», И. Шишкина «Рожь», Э. Панова «Зима в лесу».
Фотогалерея: подборка пейзажных композиций известных художников
Большую роль играют личные наблюдения детей за природой, которые проводятся во время прогулки. Это способствует получению новых знаний и развитию эстетических чувств. В процессе такого созерцания воспитателю хорошо прочитать ребятам стихотворения русских поэтов, подходящие к той или иной картине природы. Таким образом, дошкольники научатся сопоставлять пейзаж, описанный в поэтическом произведении, с реально существующим в окружающей действительности.
В подготовительной группе также практикуется рисование пейзажа по мотивам стихотворения: дети на бумаге воплощают художественные образы.
У детей шести-семи лет уже хорошо развито цветовосприятие: они учатся соотносить цветовые оттенки с фоном рисунка. Так, например, дошкольники понимают, что ярко-зеленые или желтоватые листья контрастно смотрятся на фоне голубого либо серого неба, а нежно-голубые цветочки на бледно-зеленом стебельке будут эффектно выглядеть на темно-зеленой траве.
Во время прогулки педагогу хорошо подчеркнуть красивые цветовые решения, которые встречаются в природе, например, яркий белоснежный снег, сверкающий на солнце или изумрудная весенняя травка, ярко-желтые одуванчики.
Воспитанники подготовительной группы также умеют грамотно составлять композицию рисунка: четко различают передний и задний план и изображают объекты соответствующего размера, знают линию горизонта и пр.
При создании пейзажных композиций перед глазами дошкольников не должно быть образца воспитателя — это позволит избежать шаблонной работы. Образец заменяют репродукции картин художников или фотографии. Педагог может лишь показать детям, как изображать отдельные объекты, вызывающие сложность.
Важный момент занятия по рисованию — анализ готовых композиций. Отметим, что этот процесс тесно связан с развитием речи. Прежде всего, ребятам предлагается полюбоваться получившимися пейзажами, а затем начинается обсуждение. Внимание обращается на выразительную передачу образов, будь то золотая осень, зимний лес или пробуждающаяся весенняя природа. Поощряется дополнение рисунка оригинальными деталями. Воспитатель добивается от дошкольников развернутых комментариев относительно колорита рисунка: нежный, приглушенный либо, наоборот, сочный, насыщенный. Ребятам можно по желанию предложить рассказать о своей работе, например, какой момент весны изображает композиция.
Наиболее уместные материалы и основа для работы
Для создания пейзажной композиции в подготовительной группе будут уместны самые разные материалы — краски (гуашевые и акварельные), цветные карандаши, восковые мелки, а также сангина и угольные карандаши. Также в этом возрасте практикуются рисунки простым графитным карандашом.
Легче всего передать цветовое богатство природы (ясное голубое небо, восход и закат солнца, глубокую синеву моря), конечно, с помощью красок. Однако такая работа, по сравнению с карандашным рисунком, более трудоемкая, требует отработанных технических навыков. При рисовании акварелью или гуашью необходимо заранее позаботиться о соответствующем фоне основы — дошкольники самостоятельно тонируют ее накануне занятия. Так, например, для зимнего пейзажа будет уместен бело-голубой фон, для летнего — ярко-голубое небо и зеленая нижняя часть основы (трава).
Как всегда, интересный эффект получается при сочетании материалов. Например, в картине осеннего леса рядом стоят деревья, нарисованные акварелью и цветными карандашами.
Рисунок акварелью и карандашами
Другое оригинальное решение — на цветочном пейзаже, нарисованном нежными восковыми мелками, порхают броские бабочки, выполненные яркими фломастерами.
Рисунок восковыми мелками и фломастерами
Техники и приемы рисования, используемые воспитанниками (в том числе отпечатки/оттиски, монотипия, кляксография и другие)
При создании пейзажных композиций воспитанники подготовительной группы совершенствуют усвоенные ранее традиционные и нетрадиционные техники рисования.
Поскольку чаще всего картины природы изображаются красками, ребята отрабатывают приемы работы с кистью — всем ворсом и кончиком. Кроме того, неотъемлемая часть работы при рисовании пейзажей — составление нужных цветов на палитре. Например, стволы деревьев имеют разный оттенок — темно-коричневый, темно-серый, серо-зеленый. И дошкольники должны уметь получать данные тона из базовых цветов красок. Снежные сугробы необязательно рисовать просто белыми. Изображение станет интереснее, если добавить в белую гуашь капельку какого-то другого цвета — снег будет переливаться оттенками, что передаст его красоту и сказочность.
Педагог должен предостерегать детей от однотипного изображения объектов пейзажа. Например, деревья следует рисовать разные: молодые, стройные, но и старые, развесистые, с прямым и искривленным стволом и т.д.
Важное значение при создании картин природы имеет композиция рисунка: чтобы передать широкое пространство, необходимо рисовать на всей поверхности листа. Объекты, расположенные вдали, изображаются мелкими, на переднем же плане — крупными.
Кроме того, красиво смотрятся рисунки, на которых присутствует линия горизонта, отделяющая небо от земли. Педагог должен объяснить детям технику создания таких композиций.
Линия горизонта проводится голубой акварелью. Далее раскрашивается небо кистью, хорошо смоченной водой. Если изображается зимний пейзаж, то снег на нижней части композиции должен быть светлее неба. Он рисуется белой краской, разбавленной капелькой другого цвета, например, красного — получится нежный чуть розоватый оттенок. Полученная смешанная краска сильно разводится водой — получается снег, переливающийся на солнце.
Снег должен получиться светлее неба
Напомним, что белую акварель или гуашь нужно набирать тщательно промытой кистью, предварительно проверив на палитре, чтоб кисточка оставляла прозрачный след.
При рисовании пейзажей очень уместно будет использование нетрадиционных способов изображения. Это монохромная техника, особенно подходящая для зимних картин природы: на цветном фоне ребята рисуют исключительно белой гуашью — изображение получается контрастным и эффектным.
Рисунке воспитанников подготовительной группы в монохромной технике
Необычные летние и осенние пейзажи получаются в технике монотипии — так обычно рисуют деревья, отраженные в воде.
Рисунок в технике монотипия
Любое время года можно красиво изобразить с помощью оттиска листьями.
Оттиск свекольными листьями
Кроме того, оригинальные деревья и кустарники получаются с помощью кляксографии.
Кляксография
Для изображения зимнего пейзажа хорошо использовать ватные палочки — нарисовать с их помощью крупные снежные хлопья. Для этой цели подойдет также техника рисования солью или манной крупой — материал посыпается сверху на еще не подсохшую краску.
Дошкольников нужно познакомить также с техникой рисования по мокрому. У тонированного листа бумаги верхняя часть смачивается поролоном. Таким образом, объекты, изображенные на заднем плане, будут казаться размытыми либо занесенными снегом. Такой способ очень хорошо подходит для рисования весенних пейзажей.
Дополнительные виды изобразительной деятельности, которые можно задействовать при создании работ, реализация индивидуального подхода на занятии
Чтобы дошкольники на занятии в полной мере смогли испытать радость творчества, педагог должен поощрять их желания дополнять композицию дополнительными видами изобразительной деятельности. Это, прежде всего, включение в пейзажный рисунок элементов аппликации и лепки. Так, например, работа получится очень оригинальной, если вперемешку с нарисованными красками яркими цветами на летнем лугу будут расти цветочки из пластилина.
Рисование с элементами лепки
Другой интересный вариант — на яблонях распустились красивые аппликативные «цветочки».
Рисование с элементами аппликации
Беспроигрышный в плане оригинальности вариант — включение в рисунок элементов оригами. Так, например, в пеструю картинку осеннего леса гармонично вписывается лисичка, сделанная в технике оригами.
Рисование в нетрадиционной технике (ватными палочками, оттиск листьями) с элементами оригами
Конкретные варианты композиций
Рисование пейзажа воспитанниками подготовительной группы предлагается в самом начале учебного года. Ребятам предлагается создать композицию на тему «Лето», где они изображают соответствующие картины природы.
Чуть позже (также в сентябре) дошкольники импровизируют на тему «Золотая осень». Задача такой деятельности — передать характерный яркий колорит раннего периода этого времени года
В конце октября ребята создают пейзаж «Поздняя осень». Здесь акцент, напротив, ставится на отсутствие сочных красок, картина изображается нейтральными тонами (различные оттенки серого, коричневого, черный, белый).
С декабря воспитанники подготовительной группы начинают упражняться в рисовании прекрасных зимних картин природы. Это «Зимний пейзаж» (декабрь), «Иней покрыл деревья» (январь), «Зима» (февраль). В данных работах дошкольники отражают характерные особенности самого холодного времени года, отрабатывают приемы работы красками, совершенствуют умение гармонично располагать объекты природы на листе бумаги.
В конце учебного года (май) ребятам традиционно предлагается рисование весенних пейзажей – «Цветущий сад» и «Весна». В первом случае дети передают внешний вид весенних цветов, уделяя внимания их форме и строению, цветовой палитре. На занятии по теме «Весна» дошкольники учатся рисовать на сырой бумаге, используя прием размывки изображения.
Кроме того, целесообразно в течение года предложить воспитанникам подготовительной группы еще и такие темы, как «Морской пейзаж», «Горный пейзаж» (особенно, если дети проживают в подобной местности), «Фантастический пейзаж».
Рисование картины природы вполне можно организовать как коллективную работу, когда на общем фоне ребята изображают элементы пейзажа. Это могут быть такие темы, как «Осенний листопад», «Зимний лес», «Цветущий сад».
Организация мотивирующего начала непосредственно образовательной деятельности: демонстрация картин, наблюдение на прогулке, беседа, стихотворение, сказка и прочее
Чтобы рисование пейзажей стало для детей увлекательным, проходило в непринужденной обстановке, воспитатель должен в начале занятия настроить дошкольников на творческую волну, создать у них нужную мотивацию. В подготовительной группе это может быть беседа. Например, ребята рассказывают, что они видели летом или как выглядят деревья ранней осенью.
Можно вспомнить пару песен об определенном времени года (например, «Песенка о лете» из мультфильма «Дед мороз и лето»), поговорить о том, что из сюжета песни можно изобразить на рисунке.
На занятии важна наглядность. К примеру, педагог может покрыть веточки деревьев искусственным инеем — покрыть их клеем и обсыпать солью, манкой, сахаром либо мелкими кусочками пенопласта. Имея перед глазами такую натуру, дошкольникам будет проще изобразить деревья, покрытые зимой инеем. Перед рисованием на тему «Цветущий весенний сад» воспитатель предлагает ребятам обследовать живые цветы, стоящие в вазочке. Это могут быть нарциссы, тюльпаны, подснежники. Дети уточняют форму и длину стебля, расположение лепестков, цвет растений и пр.
Конечно же, у воспитанников всегда вызывает живой интерес игровая мотивация. Например, воспитатель сообщает ребятам, что по дороге на работу почтальон вручил ей письмо. Оно от Золотой Осени. Она пишет, что деревья в городе нарядились в красивую лимонную и медную одежду. Но скоро листья облетят, и природа уснет. Ребята должны помочь продлить эту осеннюю сказку — нарисовать пейзажи на тему «Золотая осень».
Другое творческое решение — к дошкольникам в гости приходит кукла-Весна. Дети рассказывают ей, за что очень ждали ее и любят. Весна жалуется ребятам, что Зима никак не хочет уступать ей сове место — то снегу насыплет, то напустит мороз. Одной Весне с ней не справиться: должны помочь дети — нарисовать красивые весенние картины природы.
Игрушка, которую можно использовать на занятии по рисованию весеннего пейзажа
Рассмотрим еще один интересный вариант мотивации — в группу приходит письмо от ребятишек из далекой жаркой Африки. Они никогда не видели зимы и просят нарисовать им картинки с изображением зимней природы.
Дети всегда с интересом воспринимают сказочную мотивацию. Это может быть произведения про времена года, в котором они наделены антропоморфными свойствами. Например, подойдет сказка «Спор», которую придумала воспитатель детского сада из города Нефтекамска Сафаргулова И.С. Четыре сестрицы, умницы и красавицы, Зима, Весна, Лето и Осень всегда жили дружно. Но однажды они все же заспорили, кто из них самый главный. Зима утверждала, что с нее начинается год, а зимние развлечения все очень любят. Весна возражала, что именно ее люди всегда ждут-не дождутся. Птицы ее встречают пением, а животные выбираются из нор. Лето и Осень, конечно же, тоже считали каждая по-своему. Четыре сестры спорили очень долго, и никак не смогли прийти к единому мнению. На самом же деле каждая из сестер хороша по-своему: Зима — своими вьюгами и снегом, нежная Весна — теплым солнышком и ручейками, Лето — жарой и прохладой, а Осень — богатым урожаем.
После прочтения такой короткой сказки педагог может поинтересоваться у дошкольников, какое же время года любят они, а затем предложить им по выбору нарисовать пейзаж, относящийся к их любимому времени года.
Для мотивирующего начала занятия очень подходят стихотворения о природе. Педагог подбирает такие произведения, в которых ярко раскрываются особенности того или иного времени года. Например, подойдут следующие:
Ф. Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
А.С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
«Осень» А. Плещеев
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Е. Баратытский
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
«Черемуха» С. Есенин
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,—
Я одурманен весной.
Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
«Лето» В. Орлов
— Что ты мне подаришь, лето?
— Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!
— Что ещё подаришь мне?
— Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кyкyшкy,
Чтобы, выйдя на опyшкy,
Ты погpомче кpикнyл ей:
«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!
Отметим, что если стихотворное произведение небольшое по объему, описывает конкретный образ, то беседа по его содержанию проводится непосредственно в начале занятия рисованием. Если же стихотворение состоит из нескольких четверостиший, отражающих ряд природных явлений, то целесообразно вначале провести на его основе занятие по развитию речи, которое будет плавно перетекать в изобразительную деятельность.
В занятие рисованием следует включать загадки про времена года и название месяцев. Например, следующие:
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасив все витрины? (зима)
Назовите — ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт –
Мы встречаем Новый год. (Декабрь.)
Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это? (Январь.)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это? (Февраль.)
На тему природы существует большое количество физкульминуток и вариантов пальчиковой гимнастики. В качестве примера приведем следующие:
Физкультминутка «Весна пришла»
Физкультминутка «Снег» (по стихотворению И. Токмаковой)
Физкультминутка «Осень пришла»
Физкультминутка «Осень»
Физкультминутка «Зима»
Пальчиковая гимнастика « Весна-красна »
Пейзажные композиции воспитанников с комментариями по выполнению работы
«Лето»
Летние композиции воспитанников подготовительной группы — это, как правило, яркие и насыщенные в плане цвета работы. Так, огромные пестрые бабочки кружатся над зеленым лугом на рисунке «Ах, лето!». В ясном небе здесь плывут голубые облака, а из травки выглядывают ромашки. Рисунок роникнут позитивным настроением. Похожая работа — «Картинка про лето».
Очень выразительна работа «Краски лета», где ребенок изобразил водный пейзаж — нежно-розовые кувшинки, растущие на озере.
Очаровательная яркая радуга изображена на рисунке «Летняя радуга». Работа выполнена в нетрадиционной технике — рисование тычком. Отметим интересный образ солнца с очень длинными лучами, достающими почти до земли.
Детально прорисованы деревья в композиции «Лето в березовой роще». Оригинальная деталь — березки наделены антропоморфными чертами — имеют человеческое лицо.
Очень нежная работа — «Какого цвета лето», выполненная в приглушенных пастельных тонах. Подобное впечатление производит и рисунок «Цветочная поляна» — здесь использована техника рисования по мокрому. За счет этого получилось красивое размытое небо.
Фотогалерея: подборка летних рисунков
«Золотая осень»
Очень колоритные пейзажи дошкольники создают на тему золотой осени. Рисунки отличаются обилием ярких красок, часто выполнены гуашью. Всегда оригинальны работы в технике монотипия («Осенне заркало»).
Дети хорошо разграничивают передний и задний план композиции. В этом плане показательна композиция «Осень… Сказочный чертог», где спереди четко прорисовано красивое дерево с желтой листвой.
Очень нежно смотрится работа «До свидания, осень», выполненная карандашом в мягких пастельных тонах. Отметим на дальнем плане красивый горный ландшафт.
Очаровательна композиция «В парке осенью»: перед нами предстают стройные деревья с разноцветной листвой и изящный изогнытый мостик над речкой. Красиво смотрится опавшая листва на фоне голубой воды. Небо выполнено в оченб красивых градиентных переходах оттенков.
Также живописно небо сизого цвета с белоснежным облаком на рисунке «Осенний денек».
Фотогалерея: композиции с осенним пейзажем
«Зимний пейзаж»
Зимняя тематика предрасполагает к использованию нестандартных способов рисования. В этом плане показательна работа «Зимнее волшебное дерево», представляющая собой комбинацию нетрадиционных техник: само дерево изображено с помощью кляксографии, иней на ветвях — тычком полусухой кистью, совы на ветках нарисованы пальчиком, а снежные хлопья — ватными палочками.
Целый зимний лес, похожий на сказочный, создан с помощью отпечатка капустным листом («Зимний лес»). Также интересна композиция Ззимняя сказка», где заснеженные кроны деревьев изображены тычком, а снегири, летающие над ними, с помощью оттиска ластиком. Таинственный лес изображен на рисунке «Зима в лесу», возле дерева притаилась забавная рыжая лисичка.
Всегда выразительны монохромные зимние картины, например, запорошенное белым снегом дерево на рисунке «Дерево в инее». Также эффектна композиции «Зимнее дерево» (деревья похожи на снежные облака) и «Деревья, покрытые инеем» (ветви причудливо изогнуты).
Очаровательные елочки в снежном наряде изображены на рисунках «Зимушка-зима» и «Зима-красавица».
Фотогалерея: зима на рисунках детей
«Весенний пейзаж»
Очаровательны детские работы с изображением расцветающей весенней природы. Огромные лучи солнца, которое словно хочет согреть всю землю, мы видим на рисунке «Весна пришла». Улыбающееся солнышко с человеческим лицом смотрит на нас с композиции «Весеннее настроение».
На многих композициях традиционно изображены подснежники — одни из первых вестников весны. Это работы «Весеннее настроение», «Весенний день», «Весна. Первые цветы», «Весна идет!», «Первое чудо весны», «Расцвели подснежники».
Интересный фон представлен в композиции «Весенние мотивы» — он выполнен с помощью акварельных мазков. А в рисунке «Весенний день» красиво нарисована земля — светло-коричневый, серый и зеленоватый цвета плавно переходят друг в друга.
Всегда оригинальны работы, выполненные в нетрадиционной технике. Так, с помощью кляксографии хорошо получаются затейливые силуэты кустарников («Весна»), а ватные палочки хорошо передают образц цветов и листвы («Весна», «Весна красна», коллективная композиция «Березовая роща весной»).
Замечательный образ реки, недавно освободившейся ото льда создан в рисунке «Краски весны», отметим красивый ярко голубой цвет воды.
Фотогалерея: рисование весеннего пейзажа в подготовительной группы
«Морской пейзаж»
Воспитанники подготовительной группы создают удивительные по красоте морские пейзажи. Это «Закат солнца на море», где солнце переливается желтым и красным цветом, отражаясь в морской воде. Очень реалистчино и выразительно переданы колебания морских волн.
С помощью нетрадиционной техники — рисование зубной щеткой — создана композиция «На морском побережье»: очаровательные пальмы склоняются вниз, а само море очень неспокойно.
Красивые градиентные цветовые переходы мы видим в работе «Морской пейзаж», очень эффектно нарисовано солнце — рисунок передает его свечение.
Фотогалерея: композиции на морскую тематику
- Рисунок акварелью и карандашами
- Рисунок акварелью (техника растирания краски)
- Рисунок зубной щеткой
«Горный пейзаж»
Рисунок карандашами
Видео: занятие по рисованию в подготовительной группе «Деревья смотрят в озеро» (нетрадиционная техника монотипия)
Видео: рисуем весенний пейзаж
https://youtube.com/watch?v=WZw6UVuCD9w
Видео: летний пейзаж — нетрадиционное рисование мятой бумагой
Видео: горный пейзаж — нетрадиционное рисование с помощью растворимого кофе
Пейзаж акварелью по мокрому: видеоурок
Летний пейзаж «Ромашковый луг» (рисование акварелью и восковыми мелками)
Рисование пейзажей на занятиях в детском саду совершенствует изобразительные навыки детей и в то же время способствует их экологическому воспитанию — обогащает представления о природе. Ведь, стремление создать тот или иной образ неотделимо от углубления знаний о нем. Воспитанники подготовительной группы, обладая необходимыми умениями и используя самые разные техники рисования, создают прекрасные картины природы, часто изображая в неожиданном ракурсе привычные объекты.
shkolabuduschego.ru
Перспективное планирование НОД по рисованию на учебный год в подготовительной группе.
Перспективное планирование НОД по рисованию на учебный год в подготовительной группе.
Сентябрь. Тема месяца «День знаний»
Тема 1 недели: Как я провёл лето
Тема 3 недели: Мой любимый воспитатель
1. Рисование сюж. по замыслу. Улетает наше лето з
1. Натюрморт «Дары осени» п
2. Цветы Гжели. Коллективная работа д
2. Натюрморт «Дары осени» продолжение п
Тема недели 2: Скоро в школу
Тема 4 недели: Осенняя пора
1. О чём расскажет книга п
1. Пейзажи И.И. Левитана и
2. Роспись доски Городецким узором д
2. Здравствуй, это я! п
Октябрь. Тема месяца «Осень»
Тема 1 недели: Будь здоров!
Тема 3 недели: Моя семья
1. Комнатные цветы. Папоротник. Рис-е с натуры п
1. Образ моей семьи с
2. Деревья смотрят в озеро(по-сырому,монотипия)с
2. Рисование по замыслу з
Тема 2 недели: Мой мир
Тема 4 недели: Мой Сыктывкар
1. Что за чудо эта книга! и
1. Родная улица моя! с
2. Хохломские ложки д
2. С чего начинается Родина? Оформл.кол.альбома
Ноябрь. Тема месяца «Я в мире человек»
Тема 1 недели: Моя страна
Тема 3 недели: Мамочка милая моя
1. Знакомство с картинами Шишкина и
1. Портрет «Красивая мама» п
2. Украшение тарелки Коми орнаментом д
2. Букет в вазе. Рис-е по представлению п
Тема 2 недели: Мои права
Тема 4 недели: ПДД
1. Детский сад будущего п
1. Мы едем, едем, едем! с
2. Работы художников в детских книгах п
2. Рисование по замыслу з
Декабрь. Тема месяца «Новогодний праздник»
Тема 1 недели: мониторинг
Тема 3 недели: Подготовка к Новому году
1.
1. Белая берёза под моим окном с
2.
2. Снежная Королева. Создание обложки п
Тема 2 недели: мониторинг
Тема 4 недели: Подготовка к Новому году
1.
1. Коняшки гуляют. Коллективная композиция д
2.
2. Новогодний праздник в детском саду с
Январь. Тема месяца «Зима»
Тема 1 недели: каникулы
Тема 3 недели: Крещение
1.
1. Морозные узоры. Декор. рисование д
2.
2. Серая Шейка по сказке Д. Н. Мамина – Сибиряка
Тема 2 недели: Коляда
Тема 4 недели: Зимние забавы
1. Бокал и ветка ели (рис-е с натуры) п
1. Украшение свитера Коми орнаментом д
2. Звери, птицы, небылицы и
2. Рисование по замыслу. Зимние забавы з
Февраль. Тема месяца «День Защитника Отечества»
Тема 1 недели: Богатыри земли русской
Тема 3 недели: Наша армия
1. Волшебный мир сказок В.М. Васнецова и
1. Корабли уходят в плавание с
2. Знакомство с храмовой архитектурой п
2. Лучший в мире папа п
Тема 2 недели: День влюблённых
Тема 4 недели: Пожарная безопасность
1. Чудесная мозаика. Декор.-модульное рис-е д
1. Домик с трубой и сказочный дым п
2.Рассматривание картины Грабаря «Февр.лазурь»
2. Рисование по замыслу з
Март. Тема месяца «Знакомство с народной культурой и традициями»
Тема 1 недели: Международный женский день
Тема 3 недели: Театрандия
1. Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас) п
1. Кот в сапогах по сказке Ш.Перо с
2. Портрет моей бабушки п
2. Сирень в вазе (с натуры) п
Тема 2 недели: Театрандия
1. Баба Яга и Леший. Рис.сюж. по замыслу з
1. За чашкой чая (сюж. по представлению) с
2. Боярышни. Дымка д
2. В синем небе голосок, будто крошечный звонок
Апрель. Тема месяца «Весна»
Тема 1 недели: Символика РК
Тема 3 недели: весна
1. Рисуем диких животных с
1. Заря алая разливается п
2. Герб и флаг РК п
2. Весна на улице. (по замыслу) з
Тема 2 недели: Всё о космосе
Тема 4 недели: Народные традиции
1. Что такое планетарий? п
1. Искусство русской глиняной игрушки д
2. Путешествие на космическом корабле с
2. Картина Саврасова «Грачи прилетели» иМай. Тема месяца «Лето»
Тема 1 недели: Безопасный мир
Тема 3 недели: мониторинг
1. Парад на площади с
2. Весенняя гроза (по замыслу) з
Тема 2 недели: Мониторинг
Тема 4 недели: каникулы; выпуск групп в школу
Итого НОД : 60 часов
Предметное рисование- 21 часов;
Сюжетное рисование- 14 часов;
Декоративное рисование- 10 часов;
Знакомство с искусством- 7 часов;
По замыслу- 8 часов
Автор: ГудзимаЕлена Алекандровна
pedportal.net
Рисование в подготовительной группе: техника исполнения рисунка
Приветствую вас, мои друзья и случайные посетители моего блога! С вами Татьяна Сухих. Как вы думаете, лепка, аппликация, рисование в подготовительной группе важны для будущего школьника или лучше делать упор на занятия по счету, письму? Почему мы, воспитатели, относимся к изобразительным видам искусства в системе дошкольного воспитания не менее серьезно, чем к обучению грамоте и азам математики? Прошу, высказывайте свое мнение, мне очень интересно его услышать!
Мне бы хотелось сегодня рассказать о том, что представляет собой занятие по рисованию для деток, которые совсем скоро станут первоклассниками. Я сделаю акцент на том, что дает пяти-шестилеткам искусство передачи на бумаге окружающего мира.
Но сначала, как всегда, обзор полезных для воспитателей и родителей материалов из Интернета.
Содержание статьи:
Новинки для методической копилки
Традиционно богатый ассортимент интернет-магазинов «УчМаг» и «OZON.RU» не может не радовать покупателей и меня, конечно, тоже.
Так, нашла интереснейшие пособия для воспитателей детских садов и активных родителей:
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – отличный материал о разных способах рисовать, плюс – основные лексические понятия, которые нужны детям для развития речи. Книга разработана для логопедических дошкольных учреждений, но она прекрасно подойдет, если нужно разработать интересный конспект НОД по рисованию в старшей и подготовительной группах.
Еще недавно только в школах применялись печатные рабочие тетради, но сегодня можно ввести их в практику детских садов. Например, есть интересный вариант – серия «Художественный труд. Подготовительная группа». Такая рабочая тетрадь не только сделает занятия по эстетическому развитию интересней, но и подготовят детей к подобной деятельности, которая ожидает их в школе.
Если вы не знаете, чем развлечь деток летом, когда они не посещают садик или школу, предложите им заняться творчеством прямо на асфальте. Подспорьем вам станет очень своевременное для лета пособие «Рисование на асфальте с детьми 4-7 лет». Ведь мало просто дать малышу мелки, нужно суметь заинтересовать его так, чтобы он с воодушевлением проводил время на свежем воздухе и с пользой для общего развития. В книге подана методика обучения детей изображению разных предметов, пейзажей, портретов обыкновенными мелками.
Ну, и как же может проходить рисование без альбомов? «УчМаг» предлагает красочные и недорогие альбомы на спирали из серии «Monster High», которые в первую очередь понравятся девочкам.
Хочу заметить, что предложенные мною методические материалы разработаны по ФГОС и могут спокойно применяться в ДОУ.
Чем мы занимаемся на занятиях по ИЗО в детском саду?
Представим себе, что нам нужно составить перспективный конспект по рисованию на весь учебный год. Хотите заглянуть, что там написано?
Итак, сентябрь начинаем с того, что вспоминаем лето. Обычно мы предлагаем детям подготовительной группы рисовать на тему: «Как я лето провел?»
Изображать дети могут разное, в основном, рисуют море, речку, деревню, дачу. Если малыш задумал море и песок, можно предложить технику мокрый рисунок акварелью. Кто не знает – это рисование краской на мокрой бумаге. Краски при этом размываются, контуры расплываются, что создает изумительный эффект…
Какие при этом мы преследуем цели:
учим детей передавать задуманное на лист бумаги, развиваем воображение, подсказываем, как строить композицию, обучаем разным техникам рисования. Кроме того, ребята учатся работать аккуратно, доводить задуманное до конца.
Проводив лето, встретим осень!
Осенние темы рисования обязательно предусматривают изображение даров осени. Подготовительная группа рисует натюрморты: корзинки с овощами, кувшины с осенними листьями и т.п. Интересно получается рисовать техникой тычок. Дети рисуют эскизы простым карандашом, а потом кистью заполняют эскиз цветом, делая кисточкой тычки по бумаге. Тык, тык гуашью сначала по контуру, потом заполняем пространство внутри контура так, чтобы не оставалось пробелов. Красиво получается, прямо как настоящая живопись!
Нетрадиционная техника рисования в подготовительной группе широко используется, дети этого возраста уже достаточно умело владеют карандашом, кистью, поэтому легко воспринимают другие способы изображения. Например, если хотим нарисовать осенний пейзаж, можно делать это техникой отпечатков. Рисуем сначала стволы деревьев, а затем наносим краску на листок клена и делаем оттиск на бумаге – это крона дерева. Либо наносим на бумагу краску пальцами, получаем множество листочков на деревьях.
Какие программные задачи выполняют дети, рисуя осень? Они переживают эмоциональный подъем, стараясь передать красоту осени на бумаге, таким образом, обогащают личный опыт восприятия этого времени года. Помимо того, дети закрепляют навыки смешивания красок, создание новых оттенков, различают теплые и холодные цвета.
Завершаем осень хохломой – рисуем характерные узоры на бумаге разной формы. Это могут быть полоски, круги, треугольники. Дети учатся соотносить элементы узора с формой бумаги, представляя, что они расписывают тарелку, ленту, платок.
Зимушка-зима пришла!
Конспект занятия по рисованию зимы включает обучение изображению городского пейзажа – заснеженных улиц родного города. Дети учатся рисовать несложные композиции, где присутствуют дома, городской транспорт, прохожие.
Нетрадиционное рисование на эту тему в детском саду (подготовительная группа) – например, граттаж. Это процарапывание черного фона деревянной шпажкой или пустым стержнем шариковой ручки. В двух словах: белый или цветной фон натираем свечой, потом закрашиваем черной гуашью с добавлением средства для мытья посуды. Когда полностью высохнет – процарапываем контуры задуманного рисунка.
Зимой мы часто рисуем зверей в зимнем лесу, новогодний праздник, зимний пейзаж. Обязательно изображаем птиц на кормушке разными техниками.
Также углубляем знания о народных видах росписи. Мы закрепляем навыки рисования красками, карандашами, учимся рисовать живую и неживую природу разными методами.
Что мы рисуем весной?
Конечно, март ассоциируется, в первую очередь, с женским днем. Мы обязательно в подготовительной группе рисуем портрет мамы. Что мы хотим привить ребятам во время занятия? Мы воспитываем эмоциональное восприятие образа матери, вырабатываем умение изображать лицо человека крупным планом, стараемся научить новым техникам рисования, например, используя шаблоны. Можно заготовить самим или купить готовые шаблоны элементов лица человека – глаза, губы, нос. Это облегчит обучение рисованию портрета и разнообразит занятия с детками.
Далее на тему: «Весна» детки рисуют капель. Это можно сделать по-разному. Я уже, кажется, рассказывала о рисовании капели пластилином? Это несложно: рисуем дом, на крыше которого лежит снег. Затем по краю крыши размазываем вертикально шарики белого пластилина, имитируя сосульки.
Какая весна обходится без цветов? Цветочная тема – очень интересная, дети любят изображать известные и фантастические бутоны всех цветов радуги. Что касается фантастики, то советую предложить детям нарисовать сказочную страну цветов – это полезно для развития воображения и художественного вкуса. Кроме того, мы развиваем эстетическое восприятие весенней поры, закрепляем знания о цвете, о возможностях различных материалов, обучаемся использовать белила для создания нежных оттенков.
Занятие по рисованию (весна) предполагает также иллюстрирование сказок. Мы даем детям готовый сюжет или они сами выбирают сказку, которую будут рисовать, и технику исполнения рисунка.
Вот как необычно можно изобразить ежика с яблочком: туловище и яблоко рисуем кистью, а иголочки и травку – пластмассовыми вилками. Просто прикладываем зубья вилки к бумаге перпендикулярно. Это техника отпечатка. Получается очень реалистично и выразительно!
Традиционно конспект рисования на тему: «Весна» не обходится без сюжета о 9 Мая. Дети рисуют на патриотическую тему: композиция «Победа», салют, флаг России, сюжеты о войне и т.п.
Что ребенок должен усвоить весной? Дошкольник должен уметь самостоятельно придумать сюжет рисунка, продумать композицию, подобрать цвета, сделать эскиз, правильно разукрасить, не оставляя пробелов и не выходя за контур. Также он умеет смешивать цвета в правильных пропорциях и заранее знает, какой оттенок получится при смешивании определенных цветов. Дошкольник освоил способы передачи характерных особенностей живых существ и предметов. Он знает, чем характерен пейзаж, портрет, натюрморт, роспись.
НОД в подготовительной группе по ИЗО – это важный этап в жизни будущего школьника. Ребенок закрепляет все полученные навыки и знания, которые понадобятся ему в дальнейшем. Он развивает ловкость пальцев, мастерство владения карандашом и кистью, тренирует пространственное мышление, укрепляет интерес к творчеству. Все это, несомненно, пригодится ему в школе для успешной адаптации.
Как вы считаете, я права? Поделитесь своими мыслями!
А пока буду прощаться, но напомню о том, что нужно делиться с друзьями информацией, то есть, ссылками не нее! А также желательно подписываться на новые материалы!
C уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
https://metodbv.ru/netraditsionnoe-risovanie-v-starshej-gruppe/
Оцените запись
metodbv.ru