Дифференциация звуков Д — Т

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Развитие и закрепление моторики артикуляционного уклада.
  2. Сравнение и выделение отличительных и общих моментов в артикуляционном укладе данных звуков.
  3. Различие звуков в слогах, словах, предложениях.
  4. Развитие звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия данных звуков: нахождение места звука в словах.
  5. Обогащение словарного запаса словами на тему «Профессии».
  6. Воспитывать усидчивость, трудолюбие.

Оборудование: картинка мальчика, изографы, карточки для сравнения артикуляции, картинки со схемами, мяч, картинки с профессиями, слова пословицы, индивидуальные карточки для детей, карточки с буквами Д и Т, цветные карандаши, тетради.

Ход урока

1. Посмотрите, кто к нам сегодня снова пришел на занятие?

Дима Лентяйкин

Почему его так зовут, помните? Он снова пришел посмотреть, как вы трудитесь. Посмотрите, он пришел с каким-то письмом. Но мы его прочтем позже. А сейчас начнем работать.

2. Посмотрите на изографы. Разгадайте их (дом, трактор).

Назовите первые звуки в этих словах. (Д-Т)

3. Какой буквой обозначается звук Д? Т?

4. Сравнение по артикуляции.

  • В каком положении находятся губы, когда мы произносим звуки Д и Т?
  • Язык направлен вверх или вниз?
  • А воздушная струя теплая или холодная?
  • Каким цветом мы обозначаем звуки Д, Т? (синим) Почему? (это твердые согласные)
  • Голосок работает или спит? (Д – работает, Т – спит)

Чем же эти 2 звука отличаются?

Сегодня мы будем учиться различать звуки Д и Т.

5. Я вам буду произносить слова, а вы, если услышите звуки Д или Т, поднимите соответствующую букву: Удочка, уточка, катушка, кадушка, душ, тушь, подул, стук, подруга, нарядный, страна, дело, тело.

6. Следующее задание такое: запишите первую букву каждого слога.

Да, ды, ту, дро, тла, две, тми, тру, для.

Проверим, какие вы записали буквы. (д, д, т, д, т, д, т, т, д)

7. На доске развешаны картинки. Вам нужно закрасить квадратик, соответствующий месту звука Д или Т в слове-названии картинок. Карандаш какого цвета нам понадобится? (синего)

Названия картинок: бант, топор, торт, утка, дыня, кеды.

Проверим задание.

8. Сейчас будьте внимательны. Закончите слова, добавив слог да или та (устно):

коф__

горо__

во__

лопа__

приро__

просту__

порося__

звез__

добро__

ребя__

боро__

холо__

9. Работа по карточкам. Возьмите карточку зеленого цвета. Вставьте пропущенные буквы Д или Т в слова: боро_а, _у_очка, с_рела, свис_ок, по_руга, по_боро_ок, запла_ка.

Проверка: борода, дудочка, стрела, свисток, подруга, подбородок, заплатка.

10. Физминутка с мячом. Игра «Кот Всё-Наоборот». Если ему скажешь: «Большой дом», он говорит: «Маленький дом». Что ответит Кот, если ему сказать:

Богатый человек –
Толстое дерево –
Жидкий суп –
Короткая лента –
Грязная посуда –
Острый нож –
Быстрый шаг –
Молодое дерево –
Темная комната –
Теплый ветер –

11. Запишите слова в 2 столбика по наличию Д или Т:

Ветка, ведро, посуда, труба, радуга, стук, трава, двери.

Проверка:

ведро

ветка

посуда

труба

радуга

стук

двери

трава

12. Работа по карточкам.

А сейчас посмотрите карточку белого цвета. Вам нужно отгадать, какое слово «сломалось». Допишите эти слова.

Проверка: градусник, таблетки, ткань, нитки, молоток, долото.

Посмотрите на доску. Работники каких профессий здесь изображены? (доктор, портной, строитель). У кого есть карточка с названием предмета, который подходит для доктора, портного, строителя?

Проверка: доктору – градусник, таблетки; портному – ткань, нитки; строителю – молоток, долото.

13. Работа по карточкам.

На синей карточке – игра «Четвертый лишний». Нужно вставить пропущенные буквы Д или Т и в каждой строчке найти и подчеркнуть «лишнее» слово:

Воро_а, ве_ка, о_уванчик, пар_а.

Пого_а, моло_ок, ве_ро, о_еяло.

_ру_но, _ож_ался, _абуре_, _рак_ор.

Проверка:

Ворота, ветка, одуванчик, парта.

Погода, молоток, ведро, одеяло.

Трудно, дождался, табурет, трактор.

14. А сейчас прочитаем письмо Димы Лентяйкина. У него в конверте какие-то слова.

Кто догадался, что получится из этих слов? (пословица). Как вы понимаете смысл этой пословицы? Запишите ее в тетрадь по памяти.

Проверка:

15. Итог. Что нового узнал сегодня Дима Лентяйкин и вы? Какие звуки учились различать? Что мы о них можем сказать?

26.02.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект занятия: «Дифференциация звуков [Д]-[T]».

Конспект логопедического занятия

Тема: Дифференциация [т]-[д].

Цель:

— Сравнение звуков [т]-[д], их дифференциация.

Задачи:

— Закрепить умение выделять и различать на слух звуки [т], [д];

— Развивать фонематическое восприятие и аналитико-синтетическую деятельность;

— Уточнять и обогащать словарь детей;

— Работать над развитием психических функций детей: памяти, внимания, слуховой памяти, мышления.

Оборудование: компьютер, «су-джок» шары, мяч, звуковые линейки, цветные фломастеры, карточки.

СЛАЙД 1

Ход занятия.

I. Организационный момент.

СЛАЙД 2

Наши ушки на макушке.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем –
Ни минуты не теряем.

II. Основная часть.

(Щелчок мышкой)

— Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу голову.

1.Выполним массаж
Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком (су-джок) в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Упражнение: массаж кольцом су-джок пальцев рук с перечислением дней недели: поочередное перекатывание кольца по пальцам рук. Потереть ладошки и вспомнить выходные дни недели. Сколько дней в неделе?

-Назовите, какой сегодня день недели, завтрашний, вчерашний?

— Какое сегодня число?

(СЛАЙД 2 – ЩЕЛЧОК МЫШИ)

Сообщение темы.

— Сегодня на занятие к нам пришли гости из мультфильма. А вот кто это, вам нужно будет отгадать.

СЛАЙД 3- ЩЕЛЧОК-музыка

(СЛАЙД 3-щелчёк- появляется Том и Джерри)

-Мультфильм «Том и Джерри» знают все любители этих героев. Что только с ним не происходило, в какие приключения они не попадали. На нашем занятие мы узнаем новую историю с их участием. Эти герои попали в школьный класс, где пришлось выполнять задания. Посмотрите, как они написали диктант. СЛАЙД 4

-Что в этом диктанте не так?

-Какие буквы перепутали наши герои?

-Что же нужно сделать, чтобы они не путали буквы?(Нужно сравнить звуки.)

-Какие звуки будем сегодня сравнивать? [д]-[т]

-Нужно помочь Тому и Джерри научиться различать звуки [д]-[т].

-Тема занятия: Звуки [д]-[т] и их буквы. СЛАЙД 5

2. Характеристика звуков.

-Какой первый звук в именах героев занятия?

— Том — звук [т], Джерри – звук [д].

— Расскажите про звуки нашего занятия.

СЛАЙД 6

[д] – согласный, твёрдый, звонкий.

[т] – согласный, твёрдый, глухой.

-Чем похожи?

-Чем отличаются?

3. Развитие фонематического слуха.

-Нам необходимо помочь мышонку и коту научиться различать на слух звуки.

а) Игра «ЭХО» СЛАЙД 7

Повторите слоги (с синим мячом)

Та-да-та

То-до-то

Ду-ту-ду дэ-тэ-дэ

Ата-ада-ата

Ода-ота-ота

Идо-ида-ита ату-аду-ату

б) Добавим слог -та или -да в конец слова: (с мячом)

Бе-, коф-, во- , мо-, горо-, воро-, гуся-, утя-, приро-, свобо-, добро-, полно-;

Покажите движением руки «колокольчик», если в слоге или в слове звук [д]. -Почему?

— Покажите движением руки «наушники», если в слоге или в слове звук [т]. –Почему?

СЛАЙД 8

в) Да, та, ту, ды , нда, пто, мдо, фто

+ нагрузка (глаза закрыты, язычок прикусили)

г) птицы: аист, мандаринка, утка, ястреб, бородач, кречет, турач, дрофа, стрепет, султанка, пастушак, тупик, ипатка, авдотка, галстучник, ходулочник, дупель, травник, стриж, удоды, кедровка, дубровник, пестрогрудочка (сибирская), дрозды, страус.

д) Зв. анализ (зв. линейка) СЛАЙД 9

— Определить место звука [т] (глухой).

Слова: труба (1), стоп(2) (щелчёк), крот(4), портфель(4),утро (2), плакат(6), самокат(7)

[д] (звонкий).

Слова: радуга(3), следы(4), друг(1), команда(6),медаль(3), ягода(4), помидор(5)

4. Связь звука с буквой. СЛАЙД 10

— Скажите, чем звуки отличаются от букв?

— Звуки слышим, произносим. Буквы видим и пишем.

— Какой буквой на письме обозначается звук [д]?

-Сколько элементов в заглавной букве “дэ”?

-Сколько элементов в строчной букве?

-Какой буквой на письме обозначается звук [т]?

Сколько элементов в заглавной букве “тэ”?

-Сколько элементов в строчной букве?

— Ребята, найдите на листочках буквы «те» и «де», обведите их. (Карточка)

-Сколько букв нашли?

5. Физминутка СЛАЙД 11 + гимнастика для глаз (влево-вправо, вниз-вверх, вращение головой, пишем в воздухе буквы Д и Т)

6. Дифференциация в словах

Игра «пятый лишний».

-Том и Джерри всё перепутали. Поможем им. Вам необходимо внимательно прочитать слова. Затем, хорошо обдумав, нужно вставить пропущенные буквы. Поэтому вам нужно быть предельно внимательным, терпеливым, сосредоточенным.

СЛАЙД 12

а) — Вставить пропущенные буквы т или д и подчеркнуть «лишнее слово»

…упло, ….оговор, пла…ок, …ружба, …жерри;
…ом, …опор, …омовой, …рубач, …ряпка;
…роз…ы, …абуре…,…рак…ор, …ор…, …омск.

СЛАЙД 13 ПРОВЕРИМ

В первой строчке лишнее слово платок.

Во второй строке лишнее слово домовой, так как все слова начинаются с буквы т.

В третьей строке лишнее слово дрозды, так как в этом слове две буквы д.

СЛАЙД 14 б) -Том и Джерри очень часто ссорятся. Либо соревнуются. Но каждое их приключение заканчивается чьей-нибудь неудачей. Я предлагаю более безобидное соревнование для них, а вы им поможете.

— Записать слова в три столбика 3-мя цветами (к доске выходят ученики) :

Парта 1, погода 2, трудно 3, трактор 4, подруга 5, стыдно 6, туча7, борода 8, простуда 9.

СЛАЙД 15 Проверка (щелкать мышкой):

«Т» «Т — Д» «Д»

парта трудно погода

трактор стыдно подруга

туча простуда борода

7. Дифференциация в предложении.

-Два самых веселых героя виртуального мира просто обожают друг друга, хоть часто и воюют между собой. Том гоняется за Джерри, а тот шкодит время от времени. Но сегодня на них обоих возложена серьезная миссия

СЛАЙД 16. Закончить предложения, выбирая нужное по смыслу слово из данных в скобках.

1.Ветер ____________ шляпу с головы Джерри.

Том запрыгнул на _______________.

(стул, сдул)

2. Джерри любит отдыхать на ___________.

Том в ____________ увёз мусор.

(дачка, тачка)

3. У Тома в лапах ___________.

У Джерри на сердце __________.

(тоска, доска)

4.В озере плавает друг Джерри ______________ Даг.

__________ была в лапах у Тома на рыбалке.

(удочка, уточка)

Проверка : щелчок мыши.

— Запишите любое одно предложение тремя цветами.

8. Итог занятия. СЛАЙД 17

Ну, а нам пора расстаться

И с героями Томом и Джерри прощаться.

— Ребята, наше путешествие заканчивается.

— Какие звуки и буквы сравнивали на занятии?

— В чем сходство?

— В чем различие?

– Молодцы! Вы заслужили памятные сувениры. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными, чтобы у вас всегда было веселое радостное настроение! До свидания! До новых встреч! (Щелчок мыши).

infourok.ru

Дифференциация звуков [т] – [д]

Разделы: Логопедия


Цели: дифференцировать звуки [т] — [д] изолированно, в слогах, словах, предложениях;

Задачи.

Образовательные:

— закрепление навыков звукового анализа;

Коррекционные:

— развитие фонематического слуха и восприятия;

— развитие ориентировки в пространстве;

— развитие артикуляционной моторики;

— развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

— развитие внимательности и наблюдательности на занятии.

Оборудование: карточки с буквами, магнитные буквы, профиль артикуляции звуков [т], [д], карточки для характеристики звуков, два колокольчика, карточка с игрой “Что где находится” для каждого учащегося, карточки с предложениями.

Ход занятия

I. Оргмомент

— Сегодня к нам на занятие пришли гости две сестренки, их имена мы узнаем, выделив первый звук из названия картинок.

(Дети выделяют первый звук и обозначают его буквой.)

— Какие первые звуки в именах девочек ([т], [д]).

— Сегодня мы будем учиться различать звуки [т] - [д].

II. Артикуляционная гимнастика

Но прежде, сделаем гимнастику для язычка.

“Язычок проснулся, потянулся. Лег на нижнюю губу и лежит, отдыхает. Одну, две, три, четыре, пять минут лежит. Направо посмотрел, налево посмотрел, направо – налево (5-6 раз). Побегал из стороны в сторону. Вверх посмотрел, вниз посмотрел, вверх – вниз (5–6 раз). Чашечку сделал, подержал чашечку, чаю в нее налил, попил чай с конфеткой. Почувствовали, какая конфетка вкусная? (Почмокали). На сладкое осы налетели – З-З-З. За ними жуки прилетели – Ж-Ж-Ж. Вдалеке пароход загудел – Л-Л-Л. В кустах кошка зашипела –Ш-Ш-Ш. Собака на нее зарычала – Р-Р-Р. Язычок сел на лошадку и поскакал. Быстро бежит лошадка, копытами цокает. Сломалась лошадка. Язычок взял молоточек и починил лошадку – Д-Д-Д. Слез с лошадки и решил сделать зарядку”.

III. Речевая зарядка

Сначала он сделал зарядку с Дашей.

Да-та-да
До-то-до
Ду-ту-ду
Зда-ста-зда
Зде-сте-зде
Зды-сты-зды.

Сделал зарядку с Дашей, затем стал делать с Томой.

Та-та-та у нас в доме чистота
Ты-ты-ты сметану съели всю коты
То-то-то стали мы играть в лото.

IV. Сравнительная характеристика звуков

Потренировался язычок теперь готов произносить любые звуки. Давайте произнесем звук [т].

Один из детей дает характеристику звука [т]. (Cогласный, глухой, бывает твердым и мягким)

Характеристику звука [д] дает следующий ученик.

— Чем отличаются артикуляция звуков? (При произнесении звука [т] голос не участвует, при произнесении звука [д] — участвует).

V. Развитие фонематического слуха

Если звук звонкий.
Ну, а, если звук глухой,
Молчи, раз он такой.

(Дети звонят в колокольчик, если слышат звук [д]).

Д-т-т-д-т-д-т-д.
Да-та-да-та-та-да-да-та-та-да
Помада, лопата, котлета, ограда, граната.

VI. Развитие мелкой моторики

— Чем обозначаются звуки на письме (буквами).

Тома с Дашей несли с собой буквы, но они у них рассыпались. Поможем им собрать их.

(Дети собирают письменные буквы из элементов)

— Из каких элементов состоит буква т, их каких – д.

VII. Минутка чистописания

Томе с Дашей очень понравилось, как вы быстро смогли им помочь собрать буквы. А теперь они предлагают прописать узор из этих букв в тетрадях. Но сначала сделаем зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика с ручкой.

  1. Соединить ладони пальцами вперёд. Ручка находится в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперед-назад, передвигая ручку только мягкими частями ладоней.
  2. Не выпуская ручку, повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая-снизу. Перемещать ладони вперед-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев.
  3. Взять ученическую ручку подушечками большого и указательного пальцев. Ручка находится в вертикальном положении. Перетирающими движениями кончиков пальцев перекатывать ручку вперед-назад, слегка нажимая на неё. Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного, большого и мизинца.

Пальчики готовы, можем приступить к письму узора. (Дети прописывают в тетрадях т д до конца строки.) добавьте к букве т букву и, а к букве д добавьте букву у, и в следующей строке пропишите узор из этих букв.

VIII. Дифференциация в словах

Тома и Даша принесли с собой игру “Что где находится”. Для того, чтобы вы научились различать их звуки. Для этой игры нужны очень зоркие глазки. Давайте проверим ваши глазки.

Гимнастика для глаз.

Глазки у вас зоркие, поэтому можем начинать.

Игра “Что где находится”. Приложение №1

Дети обозначают место звука в слове, для звонкого звука рисуют колокольчик.

— Что вы заметили в названиях картинок? (Отличаются одной буквой)

— Такие слова называют паронимы.

— Тома и Даша просят вас помочь им вставить пропущенные буквы в словах-паронимах.

Работа с карточкой.

Назовем мы книгу

Для жилья построим

По реке плывут

На ветвях висят

Под Москвой есть город

В доме открываем

Соловей выводит

Слесарь в сеть включает

___ом

___ом

пло ___ы

пло___ы

___ерь

___ерь

___рель

___рель

Физминутка.

Аист, аист длинноногий
Покажи домой дорогу
Топай правою ногою
Топай левою ногою
Снова правою ногою
Снова левою ногою
Вот тогда придешь домой.

IX. Дифференциация в предложениях

— Тома и Даша принесли с собой конверты, давайте посмотрим, что там лежит. (В конверте лежат рассыпанные предложения.)

— Что это?

— Давайте попробуем составить предложения.

(Дети составляют предложение: “Осенью часто дует холодный ветер”.

Записывают его в тетрадь, подчеркивают букву т одной чертой, букву д – двумя чертами.)

Итог.

  1. Какие звуки учились различать?
  2. Чем различается артикуляция звуков?

24.06.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Дифференциация Т-Д в словах

Цель:

1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Т-Д;
2. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками Т-Д;
3. Уточнение и расширение словаря
4. Развитие навыка слогового анализа;

Оборудование: фишки, мяч, ручка, тетрадь, кроссворд, мяч.

Ход урока

1. Организационный момент

рюкзак в нём картинки на звук Т-Д
та-та-та – у нас новая тахта ди-ди-ди у нас опять дожди.
то-то-то – ещё купили мы пальто. Ду-ду-ду – рыба плавает в пруду.
Ты-ты-ты – на тахте сидят коты. Да-да-да это дятел у гнезда.
Ту-ту-ту – ленту в косу я вплету. До-до-до – у него в дупле гнездо.
Ат-ат-т – у Тараса самокат.
Ут-ут-ут – на грядке овощи растут.

2. Игра: «один — много» (мяч)

куст – кусты, холод – холода, город – города, пруд – пруды, мост – мосты, след – следы, крот – кроты, енот – еноты, лёд –льды, завод – заводы, гвоздь – гвозди, обед – обеды, привет – приветы, парад – парады, год – годы, самолёт – самолёты, билет – билеты, рекорд – рекорды, медведь – медведи, ледоход – ледоходы, прут – пруты.

3. Ответь на вопросы, одним словом.

Какая погода бывает зимой? (холодная)
Какая погода бывает летом? (тёплая)
Какие дни бывают летом? (длинные)
Какие дни бывают зимой? (короткие)
Чем измеряют температуру? (градусником)

4. Вставь в слова пропущенные буквы Т-Д и прочти.

СЛЕ*, ГОЛО*, КНУ*, ПРУ*, ГРА*, САЛЮ*, ЗАВО*, ПИЛО*, ОГОРО*, СА*, ВИНОГРА*, САЛА*, ПЛАКА*, КОМО*, СЛЕ*, СЛЁ*, ШОКОЛА*, МАРМЕЛА*, ДРОЗ*, КЛЁС*.

5. Отгадайте загадки и разберите звуко – буквенный анализ слова. (Фишки)

§ Она идёт между сёл и полей,
А люди всё идут по ней. (дорога)
§ Я шарик пушистый, белею в поле чистом,
А дунул ветерок – остался стебелёк. (одуванчик)
§ Цветное коромысло
На небе повисло. (радуга)

6. Скажи наоборот. (мяч)

Холод – тепло город — деревня
Громкий – тихий ложь — правда
Толстый – тонкий зло — добро
Лень – труд враг — друг
Острый – тупой ночь — день
Яркий – тусклый больной — здоровый
Храбрый – трусливый сытый — голодный
Мягкий – твёрдый близкий — далёкий



7. Спеши слова вставляя пропущенную букву Т-Д. Почему вы вставили эту букву.

УЛИТКА – УЛИ*ОЧКА, ЯГОДА – ЯГО*КА, ПОГОДА – ПОГО*КА, СЕЛЁДОЧКА – СЕЛЕ*КА, ЛОДОЧКА – ЛО*КА, ШУТОЧКА – ШУ*КА, ТЕТРАДОЧКА – ТЕТРА*КА, ВЕТОЧКА – ВЕ*КА, ДЕТОЧКА – ДЕ*КА, ПОДКЛАДОЧКА – ПО*КЛА*КА.
САДОК – СА*ИК, СЛАДОК – СЛА*КИЙ, МЕТОК – МЕ*КИЙ, ГЛАДОК – ГЛА*КИЙ, РЕДОК – РЕ*КИЙ, КРАТОК – КРА*КИЙ, ГРЯДА – ГРЯ*КА, ПЛАТОК — ПЛА*КИ, ЗАПЛАТКА – ЗАПЛА*А, ПРЯДИ – ПРЯ*КА.

8. Определи место звука в слове.

Тарелка, бидон, подруга, работа, пальто, твёрдый, дотронулся, путник, дотянулся, радио, сутулый, завод, командир.

9. Выпиши слова в три столбика. Т, Д, ТД.

Туда, трудно, тетрадь, дата, дотронулся, дотянулся, ветер, туча, подул, стук, нарядный, отодвинулся, страны, ударил, туман, дотащил, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава.
10. Составь слова из слова ТРАНСПОРТ
ТОРТ, РОТ, НОС, СОН, ПОРТ, РОСТ, НОРА, СПОРТ.

11. Обведение контурных предметов.

12. Итог урока.

Также по теме:

logoped18.ru

«Дифференциация звуков «д-т», д’-т’»

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Логопедическая тема: Дифференциация звуков [д]-[т], [д’]-[т’].

Грамматическая тема: Предлоги К, ОТ, ДО.

Лексическая тема: Обогащение словаря по теме «Транспорт».

Форма проведения: урок-путешествие.

Тип занятия: объяснение нового материала.

Группа: обучающие 1 класса, имеющие НВ ОНР.

Продолжительность урока: 45 минут (второе полугодие)

Цель занятия: дифференциация звуков [д] – [т], [д’] – [т’] в слогах, словах и предложениях с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнить артикуляционный уклад при произношении звуков [д] -[т], [д’]-[т’];
  • дифференцировать звуки [д] – [т], [д’] – [т’] в слогах, словах, предложениях и обозначение их на письме соответствующими буквами;
  • активизировать, уточнить и обогатить словарный запас обучающихся;
  • уточнить конкретное значение предлогов к, от, до;
  • упражнять в правильном употреблении предлогов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • упражнять в употреблении слов сложной слоговой структуры;
  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать и тренировать двигательно-моторную координацию, зрительно – пространственный гнозис и праксис;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в заданном темпе;
  • воспитывать умение работать в группе;
  • воспитывать культуру произношения;
  • способствовать воспитанию усидчивости и внимательности;
  • формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование занятия: магнитная доска, маркер, цветные магниты, рабочие тетради, ручки, карандаши; экран, проектор, компьютер.

Дидактический материал: изображение транспорта.

Лексический материал: слоги, слова, предложения насыщенные изучаемыми звуками.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.
  3. Сравнительная характеристика звуков. Формулировка темы занятия.
    1. Сопоставление по артикуляции.
    2. Характеристика звуков, соотнесение с символами для их обозначения.
  4. Артикуляционная гимнастика
  5. Речевая зарядка
  6. Развитие фонематического восприятия.
  7. Физкультминутка «Паровозик»
  8. Звуковой и слоговой анализ.
  9. Дифференциация в слогах: Определение слога со звуками д–т, д’-т’ в словах.
  10. Физкультминутка «Как живешь?».
  11. Дифференциация д–т, д’-т’ в словах: Преобразование слов. Работа с омонимами.
  12. Дифференциация д–т, д’-т’ в предложениях: Работа с предлогами К, ОТ, ДО.
  13. Итог занятия.

Презентация выполнена для фронтальной работы. Каждый слайд состоит из заданий, смена которых происходит по щелчку мыши или автоматически после предыдущего слайда. При необходимости установить на компьютер шрифт Propisi.TTF (включен в пакет презентации).

Ход занятия

I. Организационный момент.

(Приветствие)

– Ребята, назовите по порядку дни недели. Сколько дней в неделе? Какой сегодня день недели? Какое время года? Что наступит после зимы, после весны? Какое время года перед осенью? И т.п.

II. Введение в тему.

– Сегодня мы будем путешествовать, поэтому давайте соберем вещи, которые понадобятся нам в пути (кеды, чемодан, телефон, вода, зонт, зубные щётки). (Слайд 2)

Анализ слов: наличие звуков д – т в словах, место звука (начало, середина, конец).

– Какие звуки мы находили в словах? (звуки Д – Т, Д ‘ – Т ‘)

III. Сравнительная характеристика звуков. Формулировка темы занятия.

1. Сопоставление по артикуляции

– Посмотрите в зеркало и определите, что помогает нам произносить звуки [д] – [т]. Когда мы их произносим, наш язычок и губы ведут себя совершенно одинаково. Разница лишь в том, что при произнесении звука [д] участвуют голосовые связки, то есть горлышко наше работает, мы произносим звук с голосом. Приложите ручку к горлу тыльной стороной и ощутите сами. А при произнесении звука [т] горлышко не работает, то есть, звук произносится без голоса.

– Какой вывод мы можем сделать? (звук Д произносится с голосом, значит он звонкий, а звук Т произносится без голоса – значит, он глухой).

– Какими буквами обозначаются эти звуки? (буквами Дэ и Тэ).

– Вспомним, как они пишутся. (Слайд 3, 4)

2. Характеристика звуков, соотнесение с символами для их обозначения.

– Сейчас мы дадим характеристику звукам:

  • [д] – согласный, звонкий, твердый, его символ – синий квадратик с колокольчиком;
  • [д’] – согласный, звонкий, мягкий, его символ – зеленый квадратик с колокольчиком;
  • [т] – согласный, глухой, твердый, его символ – синий квадратик;
  • [т’] – согласный, глухой, мягкий, его символ – зеленый квадратик. (слайд 5, 6)

– Сегодня мы будем учиться различать звуки Д – Т, Д ‘ – Т ‘.

(Дети записывают строчные и заглавные буквы Д и Т в тетрадях.)

IV. Артикуляционная гимнастика.

(Слайд 7)

– Проведем гимнастику для язычка.

Упражнения для язычка: «Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Часики».

V. Речевая зарядка.

– В пути всегда веселее, когда поешь песни. Давайте, потренируемся.

ТА-ДА-ТА ТРА-ДРА-ТРА ДА-ДА-ТА? (спрашиваем)

ТА-ДА-ДА ДИМ-ДИМ-ТИМ ТУ-ДУ-ДУ. (отвечаем)

ТИ-ДИ-ТИ ДОМ-КОМ-ТОМ ДЫ-ТЫ-ДЫ! (удивляемся)

VI. Развитие фонематического восприятия.

(Слайд 8)

– Ну, вот, теперь мы готовы к путешествию. Ребята, посмотрите на доску, назовите то, что изображено одним словом (транспорт). Какие виды транспорта вы здесь видите? (наземный пассажирский и грузовой; подземный пассажирский; водный пассажирский и грузовой; воздушный пассажирский).

– Какой вид транспорта вы не назвали? (если дети не называют какой-либо транспорт, логопед объясняет)

– Мы с вами будем путешествовать на наземном пассажирском транспорте, в названии которого есть звуки [Т] или [Д]. Назовите транспорт, который нам понадобится (автобус, трамвай, автомобиль, поезд) (Слайд 9).

– Давайте отхлопаем, сколько слогов в этих словах. Определим, в каком слоге находятся наши звуки. Дайте характеристику этим звукам.

VII. Физкультминутка «Паровозик».

– Первый вид транспорта, на котором мы будем путешествовать, это поезд. Давайте, представим, что мы едем на паровозе.

Едет, едет паровозик: Вращаем обеими руками поочерёдно в локтевом суставе;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» под счёт 2 раза;
По домам ребят развозит: повторить движение «паровозик»;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза;
Мимо сосен и рябинок: «паровозик», ускоряем темп;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза;
Мимо ёлок и осинок: «паровозик» в быстром темпе;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза, быстрый темп;
Остановка на лужайке: медленно развести руки в стороны, потянуться;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза, замедляем темп;
Мы, попрыгаем, как зайки: руки на поясе, прыжки на двух ногах;
Раз-два-три, раз-два-три. прыжки поочерёдно на левой-правой ноге;
Поиграем, порезвимся прыжки с поворотами влево-вправо;
И в автобус мы садимся. маршируем на месте. (Слайд 10)

VIII. Звуковой и слоговой анализ.

(Слайд 11)

– А теперь отхлопаем, сколько слогов в слове «автобус» (3 слога). Нарисуйте схему слова в тетрадях. Какой первый слог? (ав) Наполняем первый слог цветными кружками. (Аналогично проводится работа со 2 и 3 слогами. Один ученик составляет у доски с магнитами)

– Давайте позовём слово «автобус» и выделим ударный слог. Поставим ударение в схеме над гласным.

– Какой по счёту звук [т]? (звук [т] третий по счёту)

– Проверим, правильно ли вы сделали.

IX. Дифференциация д–т, д’-т’ в слогах.

Определение слога со звуками д–т, д’-т’ в словах.

– Когда мы путешествовали на автобусе, то вдоль дороги мы увидели много интересного. – Кто запомнил, что мы видели? (деревья, дома, цветы).

– Я вам буду называть слова, а вы будете записывать в свои тетради только слог, в котором есть звукид – т, д’-т’.

Слова: дубы, сосны, тополь, берёза, домик, дача, деревня, телега.

– Проверим, какие слоги вы записали. (ду, то, до, да, де, те)

(Проводится коллективная проверка)

X. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика. «Как живешь?»

– Как живёшь? – Вот так (показывают большой палец)

– Как идешь? Вот так (прошагать двумя пальцами по ладони)

– А бежишь? – Вот так (согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге)

– Ночью спишь? – Вот так (руки под щеку, нагнуть голову)

– Как берешь – Вот так (ладонь согнуть в кулачок)

– Как даешь? – Вот так (ладонь раскрыть)

– Как молчишь? – Вот так (Прикрыть ладонь рукой)

– А грозишь? – Вот так (погрозить соседу пальцем).

XI. Дифференциация д–т, д’-т’ в словах.

Работа с омонимами.

– Чтобы вам было не скучно путешествовать, предлагаю поиграть в игру «Назови слово». (Слайд 12–15)

– Перед вами зашифрованные слова. Давайте разгадаем первое слово. Какой третий звук, в слове «ведро»; какой звук перед звуком М в слове «сом»; третий звук в слове «чемодан»? (Слайд 12)

– Какое слово получилось? (слово «дом»).

Второе слово аналогично разбирается по заданию (слово «том») (Слайд 13).

– Каким звуком отличаются слова? (отличаются звуками Т – Д) (Слайд 14)

– Запишем слова ДОМ, ТОМ в столбик в тетради. Замените в слове ДОМ гласную О на Ы. Какое получится слово? (ДЫМ) Запишите это слово в тетрадь, отступив вправо от слова ДОМ.

-Замените в слове ТОМ гласную О на А. Какое получится слово? (ТАМ).

– Запишите его в тетрадь, отступив вправо от слова ТОМ. Подчеркните одной чертой т, а двумя – д.

дом дым

том там

– Чем отличаются слова уточка – удочка?

(в слове удочка второй звук [д], а в слове уточка второй звук [т]) (Слайд 15).

XII. Дифференциация д–т, д’-т’ в предложениях.

Работа с предлогами К, ОТ, ДО.

– Чтобы доехать до дома, нам нужно пересесть на другой пассажирский транспорт. Отгадайте загадку и узнаете, на каком транспорте поедем дальше.

Он по рельсам едет звонко,
И звенит: «Эй, не зевай!»
Отдохнет на остановке,
И поедет вновь …(трамвай)

– Наше путешествие подходит к концу, поэтому нам пора отправляться домой. Посмотрите на экран. До какого места доехал трамвай?

(Трамвай доехал до дома). (Слайд 16)

– Сколько слов в предложении? (четыре) Слово «до» пишется отдельно, потому что это предлог.

– Составьте предложение со словом «автомобиль» и « трактор».

(Автомобиль подъехал к подъезду. Трактор отъехал от дома.) (Слайд 16)

– Назовите предлоги в этих предложениях. (предлоги к и от).

– Запишем схему предложения «Трактор отъехал от дома» в тетради.

– Давайте найдем в словах и впишем в схему буквы Дэ и Тэ. Запишите предлог ОТ в схему.

– Проверьте, правильно ли вы записали. (Слайд 17)

– Запишем схему предложения «Автомобиль подъехал к подъезду».

(Предложение разбирается аналогично. Один ученик записывает на доске.)

– Какие вы молодцы! Все верно сделали!

XIII. Итог занятия.

– Вот путешествие наше и закончилось. Итак, что мы сегодня делали на занятии? Какие звуки учились выделять из слогов и слов, какие буквы писали, что узнали нового? (мы учились выделять звуки [д]-[т] и [д’]-[т’]. Писали буквы «Дэ» «Тэ». Мы учились правильно использовать маленькие слова – предлоги, вспомнили все виды транспорта. Записывали слоги и слова со звуками [д]-[т]. Составляли схемы предложений.

– Молодцы, до свидания!

Логопед благодарит всех детей за работу, особо отмечая отдельных учеников. Прощается с группой.

Список литературы:

  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.
  2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
  3. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М: КОГИТО – ЦЕНТР, 1996.– (Министерство образования Российской Федерации. Республиканский институт повышения квалификации работников образования).

20.02.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ Д – Т


1.  Произнеси звуки Д и Т.
Разница между этими звуками в том, что звук Д – звонкий, а звук Т – глухой.

Произнеси цепочки слогов.
ДА – ДУ – ДЫ – ДО
ТО – ТА – ТЫ – ТУ
АТ – ДУ – ОТ – АДА
2.  Рассмотри картинки и прочитай слова к ним. В левой колонке рисунки со словами, в которых есть звук Д, а в правой колонке карточки со словами со звуком Т.

3.  Назови картинки. Запиши эти слова, подчеркивая буквы Т и Д. Сравни слова по смыслу и звучанию.




4.  Вставь пропущенную букву, в записанные ниже слова ( Д или Т).

РА ___УГА

___ОКТОР

___УЧА

ВО___А

КАЛЕН___АРЬ

ВА___А

АВГУС___

С___ОЛ

С___АРИК

БЕСЕ___А


5.  Запиши слова по памяти,  распределив их в нужные графы таблицы.

Слова с буквой Д

Слова с буквой Т
















6.  Запиши словосочетания под диктовку, подчеркнув буквы Д и Т.

7.  Прочитай стихотворение.
Дятел.
Дятел сел
На толстый сук.
Стал обедать:
«Тук – тук – тук!»
Назови слова со звуком Д.
Запиши слова с буквой Д.
Назови и запиши слова с буквой Т.

8.  Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Запиши эти предложения под диктовку.
·         З __ равствуй, осень золо __ ая.
·         Пру __ покрылся __онким ль __ом.
·         Ху __ ожник использовал и __ ёмные, и све __ лые краски.
·         В са __ у на __ еревьях вися__ сочные пло __ ы.
·         __ ятел, __ розд, те __ ерев – п __ицы наших лесов.

1.      Послушай стихотворение. Каждое слово со звуком Д, отмечай на листе бумаги кружочком. Каждое слово со звуком Т – вертикальной черточкой. 2.      Назовем мы книжку… (том).
Для жилья построим… (дом).
Вот тележка, это… (тачка).
Дом в саду зовется… (дачка).
По реке плывут… (плоты).
Зреют на ветвях… (плоды).


3.      Дятел дерево долбит,
Дятел клювом дуб долбит.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Червячка он ищет тут.

Дома баба, дома дед
Только Томы дома нет
Где же наша Тома?
— Она стоит у дома.

4.      «Толя на даче»
Летом Толя отдыхал на даче. Он пошел на речку ловить удочкой рыбу. Толя сел в лодку и от берега отплыл. Мимо острова проплыл. Речку переплыл и до другого берега доплыл. Он наловил удочкой много рыбы и домой приплыл.

1.Закончите слова, добавив слог да или та
бе…                     …бун                  горо…                 приро…
коф…                  …та                     воро…                порося
во                        …кой                            боро…                свобо…
ва…                     …ры                    гуся…                 добро…
ро…                    …ют                    утя…                            полно…

2.Вставьте в слова пропущенную букву д или т.
трак…ор, боро…а, с…рела, воро…а, гра…сник, заво…ной, ве…ка, ве…ро, пого…а, желу…и, моло…ок, о…еяло, ве…ер, капус…а, пар…а, у…очка, …е…ра…ь, …ож…ик, с…а…о, …ру…но

3.Составьте и запишите рассказ по опорным словам.
Дача, отдыхали, Дима, таскал, тяжелые ведра, вода, поливал, грядки, выросла, редиска, смородина, потрудился.

Дополнительный материал.

Дачка – тачка доска – тоска допить — топить видать — витать модальный — мотальный задаривать — затаривать глодать — глотать удалять — утолять удалить — утолить удочка — уточка донна — тонна дочка — точка донный — тонный задор — затор душка — тушка душить — тушить кадушка — катушка задушить — затушить колдун — колтун Модель — мотель дрель — трель дворец — творец дрова — трава дверь – Тверь задворки — затворки кордон – картон плоды — плоты обеды — обеты Дед Додон дудит в дуду. Дума думу думает. Дятел и дуб продалбливает. Потеряна дитя Тетерина. В доме одна Домна. Думает Домна: «Дай, приберу». Прибирает Домна дом, а у Домны дом вверх дном. Летели лебеди с лебедятами.
Да – да – та                     Ты – ды – ды
До – то – до                      Ти – ди – ти
Ду – ту – ду                       Де – те – те

2. Поменяй звук (или букву) Д на Т, чтобы получились новые слова.
***
ДОМ – ТОМ                ДОН – ТОН         ДОМА – ТОМА
ДАМ – ТАМ                  ИДИ – ЛЕТИ             ТУТ – ДУБ
ДЕНЬ – ТЕНЬ             ДИНА – ТИНА           ДУТЬ – ТУТ
ДУШ – ТУШ             ДЕЛО – ТЕЛО             ДУЛ – СТУЛ
ДОЛЯ – ТОЛЯ          СТАЛ – СДАЛ           СТУЛ – СДУЛ
***
ДАЧКА – ТАЧКА                ДОСКА – ТОСКА
ПРУДИК – ПРУТИК             КОГДА – ТОГДА
ДОЧКА – ТОЧКА               ТОМИК – ДОМИК
УТОЧКА – УДОЧКА            ПЛОТЫ – ПЛОДЫ

3.  Произнеси (запиши) слова, в которых встречаются оба эти звука.

***
,ДЕТИ, ДАТА, ТУДА, ДЯТЕЛ, ДЕЛАТЬ, ДЕЛИТЬ,
ВОДИТЕЛЬ, РАДИСТ, КОНДИТЕР, ДОКТОР,
ТРУДНО, ТЕТРАДИ, ПРОДУКТЫ

***
Тома сидит дома. Дочка поставила точку.
Возле воды темнота. По пруду плывёт плот.
Дятел стучит по дереву. Налетел ледяной ветер.
Тётя Надя и дядя Даня сидели на даче.
Дина и Тина – подруги. Даша купит продукты.
На дворе трава, на траве дрова. В лесу тень весь день.

***
Ти- ди – ти –давай , лети!
Ды – ты  – ты – бегут коты.
Та – да – да – вот вода.
Ти – ти – ди – ты домой иди.
Де – де – те – идём в темноте.

razboynikova.blogspot.com

Дифференциация звуков «Д» и «Т» в стихах

1
Идите по дорожке —
Дойдёте до сторожки!

2
Нет скамейки… На доске
Я опять сижу в тоске!..

3
Проводила Тома
Дашеньку до дома!

4
Выйдет из сынишки толк:
Понял сын, что значит долг!

5
Перед тем, как печь топить,
Надо нам чаёк допить!

6
От мандарина только
Одна осталась долька!..

7
Ветку я согнул дугой —
Сделал лук себе тугой!

8
В гости ждём ещё двоих
Одноклассников твоих!

9
Скоро бал начнётся там —
Будет много пышных дам!..

10
Напишут письма дочки,
В конце поставят точки!

11
Жучка! Домом дорожи!
Днём и ночью сторожи!

12
Уронили мы в кадушку
Ниток шёлковых катушку!

13
Снова я приехал в Тверь…
Открывай, сестрёнка, дверь!
Всё как прежде здесь!.. И даже
На стене картина та же!..

14
Ты — художник! Ты — творец!
Нарисуй для нас дворец!

15
Измеряем талии,
Бёдра и так далее…

16
Ты, индюк,
Такой надутый!..
Стыдно так,
Имей в виду ты!

17
Диктор Дмитрий отдыхает…
Дождь идёт — и он вздыхает…
Что ты, Дмитрий, — красота!
Лучше дождь, чем духота!

18
Люди едут кто куда —
Кто оттуда, кто туда…
Вот доедут — и тогда
Опустеют поезда…

19
Медвежата Джон и Тедди!
Подождите, доктор едет!
Едет доктор бородатый
На медведе к медвежатам!

20
В драндулете с дипломатом
Едут клоуны к ребятам!

21
Вот досада так досада:
Не растёт в саду рассада!

22
На плаще дыра зашита!
Есть от дождика защита!

23
В зоопарке
Целый день
Очень жарко…
Где же тень?..
У слонов
Такие туши!..
Им бы освежиться в душе!..

24
Мама рукава мне закатала,
А потом загадку загадала!

25
В подвигах нам было трудно!
Дали орден нам нагрудный!
Вот награда так награда!
Мы горды и очень рады!

26
Тихо ходит какаду,
Пьёт какао на ходу!

deti.sbornik-mudrosti.ru

Советы рукодельницам