Конспект урока по чтению «Звук и буква П п»

Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат № 14»

Конспект урока по чтению в 1 классе. Тема: «Звук и буква П п».

Учитель I квалификационной категории Федорова Татьяна Борисовна.

г. Амурск

2016г.

1.Организационный момент.

Учитель: Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели,

На меня все посмотрели.

Ученики: Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.

— Ребята, сейчас у нас урок чтения.

— Какой у нас урок?

— Что мы с вами делаем на уроках чтения?

— А для чего мы должны уметь читать?

2.Артикуляционная гимнастика.

1)- Какое сейчас время года?

— Назовите признаки зимы.

— Снег лёгкий и пушистый. Положите на ладонь снежинку. Подуйте на неё.

Снежинка упала ко мне на ладошку,

Её я согрею дыханьем немножко.

Снежинка, ты в прятки решила играть?

Тебя на ладошке моей не видать.

2)- Произнесите за мной: па — по – пу, па – па – па, пы – па – па.

3.Зрительная гимнастика. (Слайд № 2).

Учащиеся по таблице называют кружки разных цветов.

4.Актуализация раннее полученных знаний.

1)- Назовите изученные буквы. (Слайд № 3).

— На какие две группы делятся звуки?

— Что мы знаем о гласных звуках? О согласных?

2)- У меня два домика: красный и синий. В них живут звуки. (Слайд № 4)

— Какие звуки живут в красном домике, а какие в синем? Назовите их.

— Ребята, а всё ли правильно? Внимательно посмотрите и скажите, в каком домике и какая буква лишняя?

3)Чтение слов: ка- ша, но – ра, Ма – ша.

Учащиеся читают слова и зажигают фонарики красного и синего цвета под звуками. (Слайд № 5).

5. Введение в тему урока.

— Сегодня мы с вами совершим небольшую экскурсию в мир профессий. Но чтобы узнать эти профессии, вы должны отгадать загадки.

Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Повар). (Слайд № 6).

Ножницы, шампунь, расчёска.

Всем я делаю причёски,

Стригу взрослых и детей.

Отгадай меня скорей! (Парикмахер). (Слайд № 7).

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает… (Продавец) (Слайд № 8).

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник –

Делает нам стулья… (Плотник) (Слайд № 9).

— Ребята, какие професси мы с вами называли?

— Назовите первый звук в названиях этих профессий. (Звук П)

— Вы догадались, с каким звуком и какой буквой мы сегодня будем знакомиться на уроке?

6. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке чтения мы познакомимся со звуком и буквой П п.

— Назовите предметы. (Слайд № 10).

— Выделите звук П. Где он находится в словах? Покажите на схеме слова.

— Произнесите звук П.

— Как произнесли? Значит он какой?

Чтение слогов.

7. Физминутка. (Слайд № 11).

Мы весёлые мартышки, мы играем громко слишком.

Мы ногами топаем, мы руками хлопаем.

Дружно прыгнем к потолку, пальцы поднесём к виску.

И друг другу даже язычки покажем.

Оттопырим ушки, возьмёмся за макушки,

Шире рот откроем, мордочки состроим.

Мы ногами топ, топ и руками хлоп, хлоп.

Мы глазами миг, миг и плечами чик, чик.

Раз сюда, два сюда – вот и кончилась игра!

8. Знакомство с буквой. (Слайд № 12).

— Звук П обозначается буквой П.

Влез на букву озорник.

Он решил, что П – турник!

— На что похожа буква П? (Слайд № 13).

— Можно ли эту букву построить?

Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке будут буковки писать.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Ну а этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

1)(После пальчиковой гимнастики ученики из палочек строят букву П)

2)Работа в тетрадях для печатания. (Ученики по шаблону обводят букву и раскрашивают её в синий цвет).

9. Закрепление изученного.

Работа по букварю стр. 59.

10. Итог урока.

— С каким звуком и какой буквой вы познакомились на уроке?

— Что можете сказать о ней?

11. Рефлексия.

— Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. И за это я хочу вас наградить. (Учитель даёт каждому ученику медальку с надписями: Ты молодец! Ты умница! В следующий раз у тебя всё получится!

— А понравилось ли вам на уроке? У вас на партах лежит весёлое солнышко и грустная тучка. Если было на уроке всё понятно и комфортно прикрепите на доску солнышко, ну а если вам было скучно, не уютно, прикрепите тучку.

infourok.ru

Звук и буква П — конспект группового логопедического занятия

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Конспект составлен для детей средней группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. Третий период обучения.

Тема: Звук и буква П

Цель:

  • познакомить со звуком [п], буквами П, п.

Коррекционно-образовательные задачи.

  • Уточнение и расширение словаря по теме «Весна. Признаки весны». Ознакомление с буквой П. Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, навыка чтения и составления слогов и двусложных слов с ней.

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи.

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми.

Оборудование.

  • Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа и синтеза, счетные палочки, картинка поезд с прорезями для букв, буквы для поезда, изображение пройденных букв на плоскостных воздушных шариках, сюжетные картинки «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, цветные карандаши, кубики Зайцева.

Ход занятия

1. Организационный момент «Когда это бывает?» [Развитие речевого слуха, памяти, мышления.]

Логопед приглашает детей в кабинет.

— Ребята, здравствуйте! Сейчас мы с вами настроимся на занятие, сосредоточимся. Я буду говорить о времени года, сядет тот, кто скажет, когда это бывает. Слушайте внимательно. (Логопед обращается к каждому ребенку)

— На улице всё тает, и появляются ручейки…

— Весной.

— Перелетные птицы улетают в теплые края…

— Осенью.

— Люди загорают и купаются в реке…

— Летом.

— Дети катаются на лыжах и санках…

— Зимой.

— Молодцы, вы были очень внимательными и не сделали ошибок.

2. Объявление темы занятия.

— Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне, познакомимся с новой буквой, будем учиться читать.

3. Рассказывание логопедом стихотворения. [Развитие речевого слуха, внимания, фонематических представлений.]

— Посмотрите внимательно на картинку и послушайте стихотворение.

Поля Павлу погремушку
Положила под подушку.

— Догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

— Со звуком [п].

— Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [п]?

— Поля, Павлу, под, подушку, положила, погремушку.

— Верно, ребята мы сегодня познакомимся со звуком [п] и буквой П.

— Узнаем, что это за звук и как выглядит буква П. Готовы?

— Да.

4. Анализ артикуляции звука [п].

— Произнесите звук [п]. Почувствуйте, как воздух размыкает губы. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?

— Это согласный звук.

— Давайте проверим, можно его петь или нельзя?

— Его нельзя петь.

— А почему нельзя спеть? Что мешает: губы, зубы или язык?

— Мешают губы, они плотно закрыты и не дают воздуху свободно выходить

— Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [п]? Синим кружком.

— Правильно.

5. Упражнение «Внимательные ушки»

. [Развитие фонематического восприятия.]

— Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [п] от других звуков. (Я буду говорить, а вы будете хлопать (ловить), если услышите звук [п]: п, у, т, п, т, и, п, т, ау, оп, ут, уп, суп, рот, стоп.

— Отлично. Вы были очень внимательными и без ошибки услышали и поймали все звуки [п].

6. Упражнение «Что получится?» [Формирование навыков звукового анализа и синтеза.]

Логопед достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом (кружками красного и синего цвета) для звукового анализа.

— А сейчас мы поиграем в игру «Что получится?» Эта игра научит вас соединять звуки и превращать их в слоги, а так же обозначать их нужными цветами.

— Если я сначала произнесу звук [а], потом звук — [п]. Что получится? Ап.

— Верно. Каким кружком я обозначу звук [а], каким звук [п]?

— Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука [п] — синий.

Логопед выкладывает схему слога на магнитной доске, положив слева красный кружок, а справа — синий.

— Если я произнесу [у], потом [п], что получится? Уп.

— Обозначьте звуки кружками, выложите схему.

Дети выполняют задание, выкладывая кружки перед собой на столе.

— Молодцы! Разберите схему. Если я произнесу [п], потом — [а], что получится? Па.

— Выложите схему.

— Отлично. Разберите схему. Если я произнесу [па], потом — [па], что получится? Папа.

— Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Вы научились соединять звуки в слоги и составлять цветовые схемы.

7. Знакомство с буквой П. [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений. Формирование навыка чтения закрытых, открытых слогов и двусложных слов из открытых слогов.]

— Со звуком [п] мы познакомились, теперь давайте посмотрим, как выглядит буква П.

— Посмотрите на картинку. Вы видите букву П. Почему она синего цвета?

— Она согласная.

— Верно. Из скольких палочек она состоит? Из трех.

— Правильно. Сложите букву П из палочек.

Дети выполняют задание.

— Какую букву вы написали? Букву П.

8. Подвижная игра «Живой конструктор»

— Ребята, давайте теперь поиграем в игру живой конструктор. Сейчас мы из ребят будем выкладывать букву П, чтоб запомнить как она выглядит. Выходите на ковер.

— Сколько детей нужно, чтоб сложить букву П? Три ребенка.

— Как мы разместим детей на ковре?

— Два ребенка лягут ровно, как столбики, а один ребенок сверху, как шляпка.

— Молодцы! Отличная получилась буква П. Теперь вы знаете, как она пишется и ни с чем не перепутаете.

9. Динамическая игра «Вспомни слово». [Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).]

— А теперь игра «Вспомни слово». Давайте встанем в круг и вспомним, как вы можете придумывать слова на заданный звук. Я покажу вам букву, на шарике. Мы будем передавать шарик с буквой, к кому он попадет, тот должен придумать слово на этот звук и передать шар дальше.

— Звук [а]. Аист. Астра. Алла. Алик.

— Звук [у]. Улей. Утка. Ушки. Улица.

— Звук [о]. Ослик. Осень. Оля. Обруч.

— Звук [и]. Ира. Искры. Иглы. Индюк.

— Молодцы, ребята! Вы смогли вспомнить и назвать слова, на любой звук.

10. Игра «Веселый поезд». [Совершенствование навыка чтения слогов и слов.]

Логопед помещает на магнитную доску паровозик и два вагончика. На вагончиках закреплены магнитные буквы.

— А сейчас давайте научимся читать слоги со звуком [п].

— К нам приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте, что привез наш поезд.

— Ап.

— Верно. А теперь я поменяю вагончики местами. Что получилось? Па.

— Хорошо. А теперь я уберу вагончик с буквой А и возьму вагончик с буквой У, поставлю сначала новый вагончик, а потом вагончик с буквой п. Что получилось? Уп.

Аналогично составляются и читаются еще 2—3 слога. Можно привлечь детей и к составлению слогов.

— Но наш вагончик может возить не только буквы, но и слоги. Прочитайте, какой слог привез первый вагончик. Па.

— А второй? Па.

— Какое слово привез наш поезд? Папа.

— Кого вы видите на картинке? Прочитайте слово под ней. Папа.

— Вот какие вы молодцы! Уже умеете читать не только короткие слоги, но и слова!

11. Работа в тетради №3. [Развитие тонкой моторики, совершенствование навыка печатания.]

— Ребята, а сейчас мы с вами будем учиться печатать букву П.

На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы П, п. Каким карандашом вы обведете и раскрасите их? Синим.

— Почему? Буква П — согласная.

— Выполняйте задание.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они сидели правильно, не опускали низко голову, правильно держали карандаш.

— Какие предметы нарисованы у вас в тетради?

— Пальма, попугай, помидор.

— С какого звука начинаются эти слова?

— Со звука [п].

— Верно. Вы раскрасите эти картинки вечером, после того как пополдничаете. А сейчас возьмите простые карандаши. Мы будем писать новую букву. Посмотрите, как я пишу ее на доске. (Показывает.) Сначала я пишу сверху вниз палочку, рядом с ней другую, а потом соединяю их перекладиной слева направо. Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.

Дети пишут букву в тетради, логопед оказывает им помощь.

— Ребята, вы научились писать букву П самостоятельно. Молодцы!

12. Работа с кубиками Зайцева.

— Ребята, пойдемте на ковер, поиграем с кубиками Зайцева, на которых написаны разные буквы и слоги и найдем слоги со звуком [п].

— Найдите слог ПА, теперь ПО, ПУ.

— А теперь давайте составим букву П из кубиков.

(дети составляют образ буквы П на ковре)

13. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

— Давайте вспомним, что нового вы узнали на занятии?

— Мы познакомились с буквой П и узнали, что она согласная.

— Какие слова на звук [п] вы запомнили?

— Пальма, папа, помидор, попугай, платье, платок.

— Вы очень хорошо занимались сегодня. Выполнили все задания, узнали новую букву, научились ее слышать, видеть и писать.
Похлопайте себе!

Мартыненко О.Н.,
учитель-логопед

 Loading …

logoportal.ru

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР на тему «Звук и буква «п»»

Разделы: Логопедия


Цель: Обучение грамоте.

Задачи:

1. Уточнить артикуляцию звука [П].

2. Развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза прямых и обратных слогов АП, ОП, УП, ПА, ПО.

3. Познакомить с буквой П.

4. Обучать чтению слогов с буквой П.

5. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.

6. Продолжать развивать мелкую и общую моторику.

Оборудование: предметные картинки, схема описания звука, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков, буква П, разрезная азбука (на каждого ребенка), картинки-ребусы, геометрические фигуры с буквами.

Активизация и обогащение словаря: звук, слог, слово, схема, гласный, согласный (звук), глухой, твёрдый, мягкий.

Методические приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

— Дети, назовите гласные звуки. Назовите слова, которые начинаются со звука А, У, О, И.

2. Сообщение темы. Знакомство со звуком.

— Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, а с каким вы скоро узнаете.

Логопед выставляет картинки с Пятачком и шариком.

— Посмотрите на картинки. Кого вы видите на первой картинке? Пятачок спешит поздравить Ослика с днем рождения, несёт ему в подарок воздушный шарик. Что случилось дальше? Пятачок споткнулся, упал на шарик и шарик лопнул. Вот что осталось от шарика.

— Давайте надуем шарики с помощью щёк:

Надуваем быстро шарик.
Он становится большим.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел —
Стал он тонким и худым.

— Какой услышали звук, когда лопали шарик? (Звук П).

— Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой П.

3. Артикуляция звука [П] и его характеристика (используется схема для характеристики звука)

Логопед показывает артикуляцию звука [П], дети повторяют:

П! – мы губы сложим вместе.

П! П! П! – пыхтим мы глухо.

Нету голоса и звука!

— Звук [П] – гласный или согласный? (Согласный).

— Почему так думаете? (Выходящий воздух встречает преграду — губы).

— Звук [П] — глухой. Это можно проверить: поднесите к горлу ладошку и произнесите П-П-П – горлышко молчит.

— Звук [П] в слогах и словах бывает твердым или мягким. Послушайте: [П] – твёрдый: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ. Звук [П] какой – твердый или мягкий? (Твердый).

— Звук [П?] – мягкий: ПЯ, ПЕ, ПИ.

Логопед даёт образец характеристики звуков [П] и [П?].

Выставляются картинки с пальмой и письмами.

— Назовите первый звук в слове ПАЛЬМА. Дайте характеристику звуку [П].

Дети дают характеристику звукам с опорой на схему:

— Звук [П] – какой? (Согласный, глухой, твердый, обозначается синим цветом).

— Назовите первый звук в слове ПИСЬМА. Дайте характеристику звуку [П?].

— Звук [П?] – какой? (Согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом).

4. Игра “Будь внимательным!”

У детей на столах синие и зеленые кружки. Логопед произносит слоги, слова.

— Услышите звук П – поднимите синий кружок, услышите звук [П?] — поднимите зеленый кружок.

Логопед произносит слоги, затем слова.

Слоги: па, пе, ап, по, пу, пи, оп, пя, пе, пи, па;

Слова: пирамида, подушка, пылесос, пингвин, паутина, пушка, пила, петух.

5. Игра “Живые звуки”.

— Сколько звуков я сказала АП, ПИ, СУП, ПАУК, ПИЛА, СТОП, ПАР.

— Назовите первый звук, второй,…

— Звук [П] мягкий или твердый? Где он слышится — в начале или в конце слова?

6. Физминутка “Мы похлопаем, мы потопаем”.

Мы похлопаем сейчас столько раз (логопед показывает цифру 3)

Мы потопаем сейчас столько раз (логопед показывает цифру 2)

А теперь мы повернёмся

И друг другу улыбнёмся.

— В каких словах физминутки услышали звук [П]? (Похлопаем, потопаем, повернемся).

7. Знакомство с буквой П. Связь звука и буквы.

— Давайте познакомимся с буквой П. (Показ буквы детям).

— На что похожа буква П? (Ответы детей).

— Выложим букву П из палочек. А теперь давайте напишем букву П в воздухе.

— Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)

8. Работа с разрезной азбукой.

— Найдите в разрезной азбуке букву П.

9. Чтение слогов и слов с буквой П.

— Буква П хочет подружиться с гласными. Давайте ей поможем.

А) Логопед вывешивает на доску картинки-ребусы.

 

— Разгадаем ребусы по первым звукам, найдем нужные буквы в разрезной азбуке и прочитаем слоги. (Дети разгадывают ребусы, выкладывают буквы и читают слоги: АП, УП, ИП, ОП).

Б) Логопед вывешивает на доску плакат с геометрическими фигурами, в которых написаны буквы.

— Назовите геометрические фигуры. Найдите в них буквы, которые отличаются от других.

— Сложите из них слово и прочитайте его. (Дети выкладывают из букв разрезной азбуки слово ПАПА).

10. Итог занятия.

— С каким звуком познакомились?

— Какой это звук?

— Почему звук [П] согласный?

— Вспомните и назовите слова, в которых есть звук [П].

— Молодцы! (Логопед вручает детям наклейки-пятёрки).

28.04.2015

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект занятия по обучению грамоте: Звук П-Пь, Буква П

Тема: Звук П-ПЬ Буква П (1 год обучения).

Цели:

  • Развитие слухового восприятия.
  • Познакомить с понятиями мягкий, твердый.
  • Формирование фонематического слуха.
  • Развитие фонематического анализа.
  • Развитие памяти.

Материал:

  • Картинки на заданный звук
  • Кружки красного, зеленого и синего цвета, счетные палочки.

Занятие:

1. Организационный момент.

— Сядет тот, кого я назову ласково.

2. Повторяем гласные звуки (АУ, АУИ, УОЭ).

— Это какие звуки? (гласные)

— Почему? (потому что их можно петь)

— Каким цветом мы их обозначаем? (красным)

3. Знакомство с новым звуком.

Показ картинок (папа, поросенок, поганка, пакет, помидор, пингвин, пирожок, пушка)

— На какой звук начинаются все эти картинки? (на звук П)

— Звук П согласный (петь его нельзя), П твердый (произносим грозно), дружит с синим мальчиком.

— ПЬ мягкий (произносим ласково) дружит с зеленым мальчиком.

4. Дидактическая игра «Внимательные ушки».

— Я буду называть разные звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук П.

А П И М В У О

— Хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком П.

ПА ГА ДА ПИ

5. Повтори за мной, не ошибись:

ПЯ ПЯ ПА
АП АП УП

5. Звуковой анализ слогов.

— Я буду называть слог, а вы на парте выкладываете кружочки, соответствующие звукам.

ПА (синий и красный)
ПИ (зеленый и красный)
ЭП (красный и синий)

6. Дифференциация П-Пь.

— У каждого мальчика есть свои картинки. У синего мальчика картинки которые начинаются на звук П, а у зеленого на звук Пь.

— Кому отдадим папу? (синему), а пирожок? (зеленому).

7. Знакомимся с буквой П.

— Посмотрите, что я написала на доску (это БУКВА П), вот так она пишется, звуки мы слышим, а буквы пишем.

Давайте каждый соберет букву П из счетных палочек. И все вместе прочитаем ее.

П П П

8. Дидактическая игра «Назови ласково».

— Я показываю картинку на звук П, ПЬ, а вы называет ласково.

9. Дидактическая игра «Посчитай до 5″.

— Я Вам раздам картинки, а вы посчитаете то, что изображено.

1 помидор, 2 помидора, 3 помидора и т.д.

Итог занятия:

— С какими звуками мы сегодня познакомились? (с П-Пь), вспомните, какие картинки были у меня на звук П-пь?

Юшина Светлана Сергеевна,
учитель-логопед,
ГБОУ Гимназия 1519

 Loading …

logoportal.ru

План-конспект логопедического занятия. «Фонетика. Звук и буква П»

1 класс. Тема : Звук и буква П .

Обучающие цели: — артикуляция и закрепление правильного произношения звука П.

Характеристика звука (согласный, глухой).

— развитие фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и

синтеза слогов, слов.

— уточнение правила на деление слова по слогам, различение

понятий: звук и буква.

— отличие графического образа буквы П от других букв.

Коррекционные цели: — развитие зрительного внимания

— развитие мелкой, общей, артикуляционной моторики

Воспитательные цели: — обогащение словаря по теме «Огород»

— привитие учащимся трудовых навыков

Оборудование: инд.зеркала, сюжетная картина «Огород», схемы слова, символы

звука, корректурные пробы, предметные картинки, флажки

(станции), «аквариум», тексты рассказа «Огород», натуральные

овощи, ниткопись, бубен.

ХОД УРОКА:

1. Оргмомент: Руки ? — на месте !

Ноги ? — вместе !

Локти ? — у края !

Спина ? — прямая !

Артикуляционная Для языка: «Прятки», «Маятник», «Чистим зубки»

гимнастика: Для губ: «Улыбка – Трубочка»

Для речевого дыхания: А-Э-У-О, У-Ы-И-А

— Сегодня мы отправимся в путешествие, отгадайте на чём?

«Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок !» (ПАРОВОЗ)

2. Основная часть:

Станция 1 «Вдруг приехал паровоз

«Звуковая» букву в школу нам привёз

Письмо, Пальма, Попугай

Первый звук в слова вставляй

Ну-ка быстро отгадай !

Вывод: — тема нашего урока: « Звук и буква П» .

Хар-ка звука:Правило: «Звуки мы слышим и произносим» (табл.)

— при произношении звука П – губы сомкнуты (преграда)

и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха.

Слышится шум, хлопок, звук не тянется.

Значит: звук П – согласный.

Голос не участвует в произношении, горлышко не дрожит

Значит: звук П — глухой.

Символ: синий кружок.

Развитие

фонематического

восприятия: — определить наличие звука П в словах на слух и по

зрительному образу картинки ( лицо за экраном).

гол – пол шар — пар суп — сук

почка-кочка Толя- поле котелок-потолок

( подушка, молоток, сапоги, собака)

Станция 2

«Речная» — определение места звука П в словах по схеме

Дети «вылавливают» картинки из «воды» и анализируют

Звуковой слова ( карп, пальто, портфель, шапка, укроп, сапоги)

анализ слов.

Станция 3 физпауза: — долго мы сидеть устали

«Спортивная» на зарядку дружно встали!

«Руки подняли и покачали — это деревья в лесу

Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу,

В стороны руки, плавно помашем- это птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем- крылья сложили назад».

Станция 4

«Музыкальная»

Слоговой — отстукивание ритма слова в бубен

анализ слов: Деление слова на слоги.

Правило: «сколько в слове гласных, столько и слогов».

«слова переносятся с одной строчки на другую по слогам».

Станция 5

«Буквенная» Правило: «Буквы мы пишем и видим»

  1. звуки П и П на письме обозначаются буквой Пп.

  2. нахождение буквы П в алфавите.

  3. «ниткопись»

  4. сравнение П с др.буквами по табл.

  5. корректурная проба

  6. в тетрадях: прописывание П и п

  7. слоговой диктант: па, пы, про, пу, пи, ап . (самопроверка).

Речь с движением:

«В огород сейчас пойдём, овощей там соберём.

(шагают на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши)

Что мы будем собирать?

Картошку, морковку, репу и свёклу, помидоры,

огурец, и капусту наконец! (загибают пальцы на руках)

в огороде мы старались – низко к грядке нагибались

Весь собрали урожай (наклоны, «сбор в корзины»),

Вот он, видишь ? Получай ! (руки вперёд).

Станция 6

«Дачная» Ученик в виде дачника приносит задание.

Развитие связной — пословица: « Работай до поту, так и поешь в охоту».

речи: — по сюжетной картине «Огород» найти слова со зв.П

— запись словарных слов:

ЛОПАТА, КАПУСТА, ПОМИДОР.

— чтение текста «Огород», выписать слова с буквой П.

Итог: — Дачник угощает учеников плодами с огорода

— оценка деятельности уч-ся.

infourok.ru

Буква «П», звуки [п], [п’]. Занятие по обучению грамоте ⋆ Планета Детства

Программное содержание:

  • упражнять в составлении предложения с заданными словами;
  • упражнять детей в делении слов на слоги;
  • развивать фонематический слух, закреплять понятия «глухой» согласный звук;
  • познакомить с буквой «П»;
  • развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.

Материалы и оборудование: рисунки почтальона Печкина, кота Матроскина, кораблей, корабликов , мышек, буквы, счётные палочки, тетрадь в клетку, тетрадь «Учим буквы», простой и цветные карандаши.

Активизация словаря: кораблекрушение, шторм, сбились с курса, приманка, бортжурнал.

Ход занятия

1. Вводное слово воспитателя.

— Ребята, к нам приехал почтальон Печкин, который будет следить за вашим поведением. Он сообщил, что на занятии по обучению грамоте нас ждёт сюрприз. А сейчас…ой! Что такое? Кто это возится? Вот какой сюрприз приготовил Печкин… Ребята к нам в гости пришёл кот Матроскин, ему почтальон Печкин рассказал, как мы путешествовали на занятиях, и ему захотелось попутешествовать с нами. Мы сегодня отправимся в плавание на корабле. Вы согласны? Для того чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия : быть очень внимательными; правильно выполнять задания; не допускать ошибок иначе можно потерпеть кораблекрушение; регулярно выполнять физкультминутки.

— Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны сказать волшебные слова:

Плыви, плыви кораблик,
На запад, на восток,
Канаты – паутинки,
А парус — лепесток.

2. Работа с раннее изученными буквами.

Заранее вкладываю в тетради некоторых детей, но так чтобы они не знали, вырезанные из бумаги рисунки мышек, в лапах каждой мышки- буква.

— Ребята, я знаю, что на нашем корабле раньше жили мышки, а сейчас как появился кот Матроскин, они изчезли. Видимо мышки испугались кота и спрятались. И мне кажется, что они где –то у вас. Посмотрите! Нашли? Как хорошо! Так берите мышек и выходите к доске.

— Смотрите, у каждой мышки в лапке буква. Давайте назовём букву и расскажем всё , что мы о ней знаем.

-Какой звук обозначает эта буква?

— Какой это звук, гласный или согласный? Почему? ( Ответы детей)

Когда дети проанализируют все буквы, выставляю мышек в ряд ( в лапках- буквы) и предлагаю поиграть в игру «Найди лишний звук». Например : А,О, У, С, И.

— Ой, мне мышка предлагает поиграть с буквами в прятки. Поиграем?(Выставляю тех же мышек только с другими буквами в лапках, дети закрывают глаза , а я меняю местами мышек. Дети должны определить, что изменилось. Например: Р, К, М, Х. К, Р,М, Х и т. д.)

— Ребята, смотрите, а вот мышка нам приготовила какой сюрприз…

( д/и «Как их зовут». перед детьми картина с изображением детей. Ребята вам нужно угадать ,как зовут детей, изображённых на картине.

Суть игры: необходимо составить имена, ориентируясь на первые звуки в словах.

Опорные слова:

1) Шар, утка, рыба, апельсин -Шура;

2) Мышь, автобус, шишка, антенна — Маша.

— Составьте с одним из этих слов предложение .

( Из всех предложенных вариантов предложений предлагаю выбрать одно и «записать» его схематично. «Автор» предложения выполняет задание на доске, а остальные в тетради.) После записи каждого предложения дети его анализируют по плану:

1) Сколько слов в предложении?

2) Какое слово первое?

3) Почему мы его отметили на схеме короткой чёрточкой?

4) Какое слово второе, третье, четвёртое, пятое?

5) Какое слово последнее?

 3. Игровое упражнение «Точно па курсу» (Деление слов на слоги)

Конкурс капитанов. На доске выставлены картинки. ( Рыба, сом, кит, бинокль.)

Вокруг картинок рисунки корабликов. На парусе каждого из них записаны числа 1, 2, которые указывают количество слогов в слове. Количество корабликов соответствует числу картинок, расположенных на доске.

— Мы уже далеко от родного берега . Какое здесь тёмное небо! И много кораблей. Видимо, был шторм, и корабли сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу.( Вызываю к доске двоих детей по количеству расположенных в столбик картинок. Они говорят сколько слогов в слове, находят кораблик с соответствующей цифрой, записанной на парусе, и ставят его напротив картинки.)

4. Физкультминутка.

На доску вывешиваю рисунок с изображением моря, в котором плещутся рыбы,( С обратной стороны записаны загадки для игры «Доскажи словечко», летают чайки, плавает надувной матрац, в форме круга.

— Поплыли дальше.

(Дети хором говорят)

Плыви , плыви ,кораблик,
На запад, на восток
Канаты паутинки.
А парус – лепесток.

— Ребята, смотрите на море лёгкий ветерок, плещутся рыбы, качаются на волнах чайки. Давайте и мы отдохнём, проведём физкультминутку.

Рыбки весело плескались.
В чистой голубой воде.
То сожмутся, разожмутся.
То зароются в песке

 5. Фонетическая зарядка.

— Ребята, давайте немного с вами порыбачим. Чтобы рыбка хорошо ловилась нам нужно приготовить для неё приманку, т.е сварить кашу. Вот наша каша закипела и запыхтела.

— Как пыхтит каша ? ( П-П-П)
— Какой звук вы услышали? (Звук [п].)
— Какой это звук?

6. Анализ звука. Закрепление понятия «глухой согласный» звук.

[п] — согласный звук, когда мы его произносим, у нас губы сомкнуты, воздух как бы разрывает сомкнутые губы. Этот звук может произносится как твёрдо (папа, паук, полка), так и мягко (Пятачок, пирог, петрушка).

Ещё согласный звук [п] глухой. Когда мы его произносим ( предлагаю детям тыльную сторону ладони приложить к горлу и произнести звук) голосок «спит», стенки «домика »не дрожат. Дети убеждаются в правильности определения.

7. Игра «Доскажи словечко».

Ловим в море рыбок , читаю на обратной стороне загадки. А дети определяют какой звук слышится в начале слова, дают ему характеристику (твёрдый или мягкий).

Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней… (помидора).

 Встаёт на заре,
Поёт во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?.. (петушок).

 Я -хозяйка разных снов:
Про дельфинов, про слонов.
Про дворцы хрустальные
И про звёзды дальние.
Вы ложитесь, и на ушко
Вам нашепчет сны …(подушка).

 Я взял муку и взял творог,
Испёк рассыпчатый …(пирог).

-Такие красивые рыбки! Как им хочется на простор. Может , мы их отпустим в море?( да отпустим).

— Поплыли дальше.

Дети хором произносят:
Плыви, плыви, кораблик,
На запад, на восток
Канаты паутинки.
А парус – лепесток.

8. Знакомство с буквой П.

Показываю детям букву «П», сопровождая показ словами:

Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали
— Ну –ка, милый, не ленись-
Подойди да потянись.

Буква прописывается в воздухе, рассматриваются элементы буквы.

Составление буквы П из палочек.

9. Физкультминутка.

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Морская фигура замри

( Ноги на ширине плеч. Покачиваем руками справа налево, изображая волны.)

— Мы плывём к берегу. Нам необходимо сделать записи в бортжурналах. Проверьте своё рабочее место, сядьте удобнее. Постарайтесь, чтобы бортжурналы лежали правильно, а записи в них были аккуратными. ( Дети работают в тетрадях «Учим буквы»)

10. Итог занятия.

— Путешествие наше подошло к концу. Благодаря дружной работе команды мы снова на родной Земле. Во время путешествия мы с вами составляли предложения и записывали их схематично, делили слова на слоги, познакомились с новыми звуками [П] [П] и буквой обозначающей эти звуки П.

— Ребята коту Матроскину очень понравилось путешествовать вместе с нами. И он в знак благодарности приготовил для вас сюрприз.

Показываю графический диктант записанный на карточке. На ней изображена рыбка. Эта работа выполняется во второй половине дня.

Используемая литература:

1.О.М. Ельцова Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте Волгоград : Учитель, 2009г.

2.Т.И.Гризик Развитие речи и подготовка к обучению грамоте Москва «Просвещение» 2006г.

3. Т.С .Голубина Чему научит клеточка6 методическое пособие для подготовки дошкольника к письму М.: Мозаика- Синтез, 2005г.

Автор: Бондаренко Ирина Викторовна,
воспитатель 1 категории,
МБДОУ детский сад «Сказка»,
Алтайский край Кулундинский район
с. Кулунда.

Статья размещена в авторской редакции.

 

planetadetstva.net

«Звуки [п]и [п’], буквы П,п»

Конспект занятия по обучению грамоте

Тема: Звуки [п]и [п’], буква П.

Цель: познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’] упражнять в звуко – буквенном анализе слов ; составлять и читать слова из слогов; развивать внимание, память.

Ход занятия:

— Много букв и звуков мы изучили, давайте вспомним как же их зовут? Но для начала мы с вами поиграем с язычком, чтобы ему было легче произносить звуки и буквы.

Мы прижмем язык зубами – та-та-та,

А теперь прижмем губами – па-па-па!

— Ну а сейчас повторим буквы, с которыми вы знакомы.

(Дети называют ранее изученные буквы)

Чтение слогов слов с доски с ранее изученными буквами.

Чтение текста и беседа по её содержанию.

Отгадывание загадок:

1.Встает на заре, поёт во дворе,

На голове гребешок. Кто же это?…(петушок)

2. Весь день летаю

Мед добываю. (пчела)

3. Жить могу я в доме

В джунглях жить могу.

Умею разговаривать

Дразниться я люблю. (Попугай)

4. Плету я сети каждый день

И сети мне плести не лень. (Паук)

— Молодцы, ребята. На какую букву начинаются наши отгадки?

(Ответы детей: на П) .

— Звук П гласный или согласный? (Согласный). Почему так думаете? (Он не тянется, не поется, нет преграды для прохождения воздуха). Он глухой или звонкий? (Глухой, при его произношении горлышко не дрожит).

— А может ли этот звук быть мягким и твердым?

(Ответы детей. Может быть твердым и мягким) .

Итог: звук П согласный, глухой, может быть твердым и мягким

Игра «Доскажи словечко»

Я взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый…( пирог).

Затаился и притих

В огороде ежик….(Пых)

Звуко – буквенный анализ слов «пирог», «Пых».

— На что похожа буква П?

1. Подходящие ворота

Проходи кому охота.

2. Влез на букву озорник,

Он решил , что П- турник.

ФИЗМИНУТКА «Пчёлки»

Пчелы в ульях сидят

И в окошко глядят

Порезвиться захотели,

Друг за другом полетели.

  • Чтение слогов, слов, предложений, беседа по содержанию.

  • Печатанье букв П п, слогов.

Итог занятия.

Какую букву и какие звуки изучали?

infourok.ru

Советы рукодельницам