«Звук (й), буква Й, й»

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й`],буквой Й, й;
  • развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;
  • воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку.

Задачи:

  • учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й`] всловах;
  • способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного чтения и рассказывания;
  • работать над межпредметными связями.

Оборудование для учителя:

  • Демонстрационный плакат «Буква Й, й».
  • Картинный словарь, иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, чайника, трамвая, троллейбуса, зайки.
  • Демонстрационные звуковые схемы.
  • Аудиокассета «Занимательное азбуковедение» автор В.Волина сказка «Два хвостика».
  • Конверт с письмом из библиотеки.
  • Фотография «Ордена славы».

Оборудование для учащихся:

  • Учебник «Русская азбука» В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин 1 класс 2 часть
  • Учебник «Русская азбука плюс» В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин 1 класс.
  • Звуковые схемы.
  • Конверты с буквами имён героев сказок К.И.Чуковского

Ход урока

I. Организационный момент.

Посмотрите на наших гостей. Поприветствуем их.

II. Проверка домашнего задания.

  • В «Русской азбуке плюс» чтение по ролям диалога «Ёлкино платье».
  • Театрализация диалога «Шутка» из «Русской азбуки».
  • Работа над интонацией речи учащихся.

III. Актуализация опорных знаний.

1).

  • Какой сейчас год?
  • Какое время года?
  • Какой день недели?
  • Какое сегодня число?

2). 19 января — большой прздник — Крещение. И сейчас стоят настоящие Крещенские морозы. Это название пришло к нам давно. И 100, и 200 лет назад на Крещение стояли сильные морозы, как и сегодня. Поэтому люди их так и назвали Крещенские морозы.

3). Посмотрите в окно.

IV. Выделение нового звука

1). Расскажите, какой сегодня день?

Зимний, морозный, холодный, пасмурный.

Какой звук вы произносите в конце всех слов? [й`].

2). Представьте, что вы порезали пальчик.

Как вы вскрикните? — Ай! Ой!

Какой звук вы произносите в конце этих слов? [й`].

3). А чем надо помазать ранку? — Йодом.

Какой звук вы произносите в начале слова йод? [й`].

 

4). Звук [й`] мы уже встречали в начале слова или после гласных. Он обозначался буквами е, ё, я.

Расскажите, что вы знаете про звук [й`].

Это звук согласный, всегда мягкий, звучит звонко.

V . Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы научимся распознавать звук [й`] вне слияния в конце слогов, в середине и в конце слов, научимся читать и печатать букву й и слова с этой буквой.

Тема урока «Звук [й`], буква Й, й».

VI. Фонетическая подготовка.

1). В картинном словаре определить положение звука в слове?

На доске иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, трамвая, троллейбуса,

Вывод: чаще всего звук [й`], обозначающий букву й, встречается в середине и в конце слова. В начале слова й встречается редко. Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йог.

2). Игра «Узнай звук».

Если есть в слове звук [й`], хлопайте в ладоши, если нет руки кладёте перед собой.

Слова: лиса, чайник, игрок, лицо, ножницы, соловей, автобус, хитрый, ноки, машина, змей, имя, чай, получай.

3). Игра «Замени звук в середине слог».

  • чашка — чайка
  • леска — лейка
  • лапка — лайка
  • галка — гайка
  • речка — рейка

VII. Знакомство с буквой Й, й.

Посмотрите, как пишется буква Й, й.

  • На что похожа буква Й?
  • В чём разница?

2). Стихотворение.

Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтоб Й не путать с И
Сверху галочку пиши.

Заучивание четверостишья.

3). На ленте букв буква й изображена зелёным цветом. Для чего? Чтобы помнили, что звук [й`] согласный, всегда мягкий.

VIII. Работа с буквой.

1). Напечатать буку Й на доске. Вот так пишется эта буква.

2). Если буквы станут в ряд

Сразу все заговорят.

Игра «Дополни словечко».

На доске слоги:

тво сво сто

мо ро ду

Дети дополняют слова буквой й.

3). Игра «Буква потерялась». На доске написаны слова. Дети вставляют букву й.

  • ша_ба
  • добры_
  • _огурт
  • _од
  • изуча_те

4). Сегодня утром в класс пришло письмо от нашего библиотекаря. Она пишет, что кто — то перепутал буквы в названиях сказочных героев К.И.Чуковского и просит вас ей помочь.

Работа в парах. Игра «Собери рассыпавшиеся имена».

  • Айболит
  • Бармалей
  • Мойдодыр

IX. Физкультминутка.

Кот играет на баяне,

Зайчик наш на барабане,
Ну а ослик на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если будешь помогать,
Будем вместе мы играть.

X. Прослушивание аудиозаписиз сказки «Два хвостика».

Послушайте сказку про мальчика — художника. И подумайте, как мы можем помочь бедному зверьку, которого нарисовал мальчик?

На обратной стороне доски написано слово заика. Дети исправляют букву И на Й. Объясняют, какой хвостик забыл написать мальчик.

XI. Работа со звуковыми схемами.

Слого-звуковой анализ слова зайка. Если в середине слова звук [й`], то слог всегда заканчивается этим звуком. Составление схемы на доске и на партах.

Вывешивается иллюстрация зайки.

XII. Работа с учебником. Развитие речи.

1). Откройте учебник «Русская азбука» на с. 36 — 37.

Обратить внимание, что буква Й бывает и заглавная и строчная.

2). Чтение пословиц, объяснение смысла.

3). Работа с иллюстрацией. Воины русской армии разных времён.

Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть земли. Но русская армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватить землю русскую.

Как называется одежда древних воинов? - Кольчуга.

А что защищало голову? — Шлем.

В верхней части страницы изображены солдаты армии царя Петра. У них другая форма.

  • Во что они одеты?
  • Какое у них оружие?

А на с. 37 изображены воины последней войны.

  • Какая у них форма?
  • Какое оружие?

4). Чтение текста про дедушку. с. 37

  • Кем был дедушка на войне?
  • Что есть у дедушки?
  • Что говорит мама о дедушке?
  • Как вы понимаете эту фразу?

Демонстрация фотографии «Ордена славы».

XIII. Итог урока.

  • Что вы можете рассказать о звуке [й`]?
  • Как называется буква?
  • С какой буквой не надо путать й?

16.08.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Звук [й’], буква Й. Видеоурок. Русский язык 1 Класс

Сегодня на уроке мы поговорим о букве, которую можно назвать хитрой путешественницей. Хитрой, потому что внешне она очень похожа на свою соседку по алфавиту, а еще потому, что звук её умеет хорошо прятаться. А путешественницей по той причине, что в древние времена она то появлялась в нашем алфавите, то исчезала, и первоначально буквой её совсем не считали. И только в прошлом веке у неё появилось свое постоянное место в алфавите, рядом с гласной И. Это буква Й (И краткое) и звук [й’]. Иногда звук, который она обозначает, еще называют «йот». Так зачем же в нашем алфавите понадобилась еще одна буква И? Для начала вспомним характеристику звука [и]. Звук [и] гласный, он тянется, поется. А теперь попробуйте спеть звук [й’]. Не получилось? Конечно, потому что это короткий согласный звук. Значит, в нашем алфавите у гласной [и] и согласного [й’] совсем разная работа, поэтому они оба нам нужны и важны. Сегодня мы поговорим только об одной работе буквы Й.

Начнём с определения звука [й’]. Положите руки на горло или на уши и произнесите звук [й’]. Мы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук. А теперь запомните еще одну хитрость этого звука: звук [й’] только мягкий, и у него нет твёрдой пары. Значит, звук [й’] согласный, звонкий, мягкий. Теперь потренируемся узнавать этот звук в словах.

Сегодня мы отправимся в птичье царство. Отгадывайте загадку и называйте место звука в слове: в начале слова, в середине или в конце.

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

Воробей – звук [й’] в конце слова (рис. 1).

Рис. 1. Воробей (Источник)

Белокрылая птица

Над морем летает.

Рыбу увидит –

Клювом хватает.

Чайка – звук [й’] в середине слова (рис. 2).

Рис. 2. Чайка (Источник)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Отвечайте…

Соловей – звук [й’] в конце слова (рис. 3).

Рис. 3. Соловей (Источник)

Серенькая птичка,

Птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда?

Вертишейка – звук [й’] в середине слова (рис. 4).

Рис. 4. Вертишейка (Источник)

В птичьем радостном задоре,

Твёрдо веруя в успех,

Кто из птиц ныряет в море,

Без сомненья, лучше всех?

Кайра – звук [й’] в середине слова (рис. 5).

Рис. 5. Кайра (Источник)

То не радуга, не пламя!

Что за птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный…

Попугай – звук [й’] в конце слова (рис. 6).

Рис. 6. Попугай (Источник)

Жить без дела не люблю я,

В пятом я встаю часу,

То сажаю кедры клювом,

То дубы в глухом лесу.

Сойка – звук [й’] в середине слова (рис. 7).

Рис. 7. Сойка (Источник)

Шум и гам по всей округе,

Птицы мечутся в испуге.

Появился в небе хищник,

Чем полакомиться, ищет.

Ястреб – звук [й’] в начале слова: [йастр’ип] (рис. 8).

Рис. 8. Ястреб (Источник)

Мы заметили, что звук [й’] в начале слова встретился только один раз. Дело в том, что в словах русского языка этот звук встречается нечасто. Слов, которые начинаются на букву Й, в нашем языке немного, среди них в основном географические названия, но не только. Попробуйте назвать слова на букву Й.

Йод ребёнок знает каждый.

Йодом мама ранки мажет (рис. 9).

Рис. 9. Йод (Источник)

Какой молочный продукт надо пить всем детям обязательно? Йогурт (рис. 10).

Рис. 10. Йогурт (Источник)

Йог вовек не скажет: «Ох!»

«Ой-ой-ой!» – не крикнет йог (рис. 11).

Молодой, владей собой!

Старый, будь как молодой!

Рис. 11. Йог (Источник)

Йоркширский терьер, или йорк (рис. 12).

Рис. 12. Йоркширский терьер (Источник)

Рассмотрим, как пишется буква Й.

Эта буква не простая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На её плечах сидит.

 

Рассмотрите печатные буквы. Что они вам напоминают? Буквы Ии.

Букву Й зовут И кратким.

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

 

Перекладинка прыг-скок

И легла наискосок.

Изменилась Н внутри,

Получилась буква И.

А потом над буквой И

Птичка пролетела,

Стать Й (И краткой) буква И

Сразу захотела.

 

На что похожа буква Й?

Встало И под фонарем,

Мы его не узнаём.

Изменилось – посмотри

На него украдкою.

Раньше было просто И,

А теперь Й (И краткое).

Писатель Виктор Хмельницкий придумал свою историю.

Прежде буквы Ы и Й приглашали друг дружку в гости, но буква Ы всегда оставляла в прихожей палочку, и буква Й не могла отличить её от мягкого знака. А когда буква Й приходила в гости, то оставляла на вешалке свою шляпу, и хозяйка путала гостью с буквой И. В конце концов эта путаница им надоела. А как же чай? А чай теперь они пьют в саду. Буква Ы держит при себе свою палочку, а буква Й может не снимать шляпу (рис. 13).

Рис. 13. Сказка про буквы Ы и Й

Звук и буква Й любят отвечать на вопрос «какой?». Давайте проверим. Рассмотрите картинку и рассказывайте.

Какой котёнок (рис. 14)?

Рыжий, маленький, забавный, мягкий и т. д.

Рис. 14. Котёнок (Источник)

Какой рюкзак (рис. 15)?

Школьный, новый, тяжёлый, красивый и т. д.

Рис. 15. Школьный рюкзак (Источник)

Какой арбуз (рис. 16)?

Полосатый, сладкий, сахарный, вкусный и т. д.

Рис. 16. Арбуз (Источник)

Прочитаем слова: ай, ой, эй – й помогает выражать чувства.

Заменяя одну букву в слове, получим другое слово: май – лай – рай – рой – мой.

Звук [й’] всегда мягкий. Итак, буква Й обозначает звук [й’], который всегда мягкий, а гласная И показывает мягкость предшествующего согласного.

Рассмотрим письменные буквы Й (рис. 17, 18).

Посмотри-ка, посмотри,

Милая подружка,

До чего же

Мы похожи!

Общие у нас черты,

Ты – как я,

А я как – ты.

Мы похожи, как птенцы.

Может быть, мы близнецы?

Рис. 17. Письменная и печатная буква И (Источник)

Рис. 18. Письменная и печатная буква Й (Источник)

В чём различие? У Й сверху появилась галочка, или птичка.

Потренируйтесь написать букву Й.

Теперь выполним такое задание: послушайте стихотворение и запишите все звуки [й’] буквами Й. Подсказка: сколько звуков, столько и букв.

Рядом с комнатой моей

Лес,

А там полно друзей:

Рыжий,

Серый,

Полосатый,

И бескрылый,

И крылатый,

И безрогий,

И рогатый,

И бесхвостый,

И хвостатый…

Сколько букв у вас получилось? 9. А каких зверей, обитающих в лесу, вы представили? Расскажите.

А теперь напишем небольшой диктант.

Напишите букву, обозначающую первый звук в слове «Рома».

Напишите букву, обозначающую последний звук в слове «лентяй».

Напишите букву, обозначающую второй звук в слове «лес».

Напишите заглавную букву Н.

Напишите заглавную букву сегодняшнего урока.

Рис. 19. Проверь себя

 

Домашнее задание

1. Потренироваться писать прописью заглавную и маленькую букву Й.

2. Вспомнить и назвать 5 сказок, в названиях которых будет буква Й.

3. Сочинить небольшую сказку про Ой и Ай.

 

Список литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник)

2. Интернет-сайт tak-to-ent.net (Источник)

3. Интернет-сайт pandia.ru (Источник)

interneturok.ru

Обучение грамоте «Звуки [и], [й] и буквы И, Й»

Начнем мы наш интернет — урок со сказки…

«Один мальчик нарисовал лесного зверька с длинными ушами, с большими задними ногами и маленьким хвостиком. И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался. Вот тут-то и начались чудеса…. Зверек вдруг заговорил!…

-Бе – бе — безобразие! — сказал он.

-Почему безобразие?
-Ко – ко — конечно! — рассердился зверек.
Мальчик удивился:
-В чем дело? То ты бараном блеешь, то курицей квохчешь…
-Му – му – му — читель ты, вот кто! — замычал зверек. – Что ты со мной сделал?
-Ничего. Разве я плохо тебя нарисовал?
-Нет, узнать можно.
-Так в чем же дело?
-З – зачем меня за – за –заикой сделал? Я не заика.

Спохватился мальчик и еще один хвостик пририсовал, но уже к букве И. И зверек перестал заикаться.
-Cпасибо, — сказал он. – Теперь каждый знает, что я — ….

— Догадались, кого нарисовал мальчик? Какие буквы перепутал мальчик?

Вот и мы сегодня познакомимся с этими звуками и буквами. Звуки-то разные. Сравните: иголка и йогурт.

Какой первый звук в слове «иголка»? Какой это звук?… Да, звук [и] — гласный звук

Какой первый звук в слове «йогурт»? Каковы особенности звука [й’]? (согласный, мягкий, звонкий).

Запомни! Звук [й’] ВСЕГДА МЯГКИЙ и звонкий!

1. Придумайте слова со звуком [й’] в начале (йод, йог, йота), в середине (майка, лейка, змейка), в конце слова (май, чай, край).

2. Измените слова так, чтобы они обозначали просьбу, приказание, побуждение к действию: стоит (стой), моет (мой), строит (строй), поёт (пой), решает (решай), играет (играй), повторяет (повторяй), плавает (плавай), думает (думай).

3. Послушайте слова, скажите, где, в какой позиции стоит звук [й’]: сильный, жокей, шайба, йод, линейка.

4. Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук [й’] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.

Как странно, звуки разные, а вот буквы почти по написанию очень — очень похожи. Не перепутай!  Очень важно правильно читать слова, замена одной буквы повлечёт за собой изменение смысла слова. Чтобы зайка не превратился в заику….

5. Доскажи словечко

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай.
Отправляется…   (трамвай).

***

Врач живет в стеклянной банке.
Лечит он болячки, ранки.
«Ай, как щиплет!»,
«Ой, как жжет!».
Узнаете? Это…   (йод)

Зимой уснули комары,
Спит медведь в берлоге,
А где-то в джунглях от жары
Изнывают…   (йоги)

***

Что мы пели, угадай?
«Кара…»   (вай).
Что нам пели, угадай?
«Баю…»   (бай).
Что за месяц, угадай?

Месяц…   (май).
Что в стакане, угадай?
Сладкий…   (чай)
Знакомьтесь, буква И и буква Й!

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

 

2. Найди спрятанные буквы И и Й. Обведи их.

3. Определи букву в неправильном положении.

 

 

4. Отремонтируй буквы:

 

5. Выдели знакомую букву.

 

6. Раскрась только те кубики, на которых написана буква Й.

7. Раскрась обе буквы И красным цветом с правой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу в середине рисунка. Найди и раскрась букву И с правой стороны рисунка.

 

8. Раскрась обе буквы зелёным цветом. Заштрихуй. Найди и раскрась букву Й.

9. Соедини с буквой И только те предметы, названия которых начинаются со звука [и].

 

10. Соедини с буквой Й только те предметы, названия которых начинаются со звука [й’].

11. Подчеркни такую же букву, как внизу на рисунке слева. Обведи в кружок все буквы И на рисунке справа.

 

12. 

Букву зовут «И кратким»
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.

Возьми зелёный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Й.

13. Пишем…

Учимся красиво писать здесь

 

14.

 

Словарь

  • Иллюзия — вымысел, фантазия
  • Иллюзионист — фокусник
  • Имидж — «образ» товара, услуги, предприятия, человека
  • Иммунитет — защитная реакция организма
  • Империя — могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство
  • Интеллект — ум
  • Ипподром — спортивный комплекс для соревнований по конному спорту.
  • Исследование — действие, при котором учёные изучают какое-либо явление.
  • Йод — химический элемент.
  • Йога —  физический упражнений для поддержания формы. Это особый стиль жизни и образ мысли.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Играть первую скрипку — играть ведущую роль в каком-либо деле; являться руководителем, заводилой.
  • Играть с огнём — рисковать.
  • Идти по чьим-либо стопам —  подражать кому-либо; следовать чьему-либо примеру.
  • Идти против течения — делать что-либо наперекор окружающим.
  • Излить душу — рассказать кому-либо о чём-то самом сокровенном, личном.
  • Искать иголку в стоге сена — искать среди большого объёма; искать то, что найти заведомо невозможно.
  • Искры из глаз посыпались — о последствии сильного удара.

 

www.klass39.ru

Буква «й» (и краткое), обозначающая согласный звук [й’]» (1-й класс)

Разделы: Начальная школа


Задачи: 

  • Познакомить  с новым звуком [й,] и буквой («и краткое»).
  • Учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
  • Совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
  • Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.
  • Воспитывать чувство коллективизма, уважительного отношения к старшему поколению.

Оборудование: учебник «Русская азбука»/В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов – М.: Просвещение, 2007 год , карточки со словами и слогами, картинки животных, плакат «9 Мая», линейка, бутылочка с йодом, каравай.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: Сядьте удобно. Впереди нас ждёт интересная работа, поэтому будьте на уроке внимательны. Я думаю, что своими ответами на уроке вы будете радовать и себя, и меня, и наших дорогих гостей.

II. Повторение

Выделение звука [й,]

Учитель: Отгадайте загадку:

Дом на рельсах тут как тут.
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется (Трамвай)   

Это вид транспорта. К сожалению, в нашем городе трамваев нет, но может быть появятся в будущем. (Приложение. Рисунок 1)

Учитель: Какой звук услышали в конце слова?
Предполагаемый ответ учащихся: Звук [й,]
Учитель: Этот звук вам уже знаком. Мы встречали его, когда изучали буквы «е», «я», «ё». Прочитайте слова и вспомните, в каких случаях буквы «е», «ё», «я» обозначают два звука.
Слова для чтения: енот, маяк, ружьё
Предполагаемые ответы  учащихся: В начале, после гласной, после разделительного Ь

III. Объяснение нового материала

Постановка цели

Учитель: Сегодня мы научимся распознавать звук [й] и обозначать его новой буквой « и краткое». А также научимся читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Работа со звуком

Учитель: Произнесём звук [й] и  поймаем его ладошкой. Обратите внимание: при произношении этого звука мы улыбаемся, язык упирается, верхние и нижние зубы обнажены.

Вопросы учащимся:

  • Дайте  характеристику  звуку [й]  (Согласный)
  • Докажите (Не поётся, есть преграда во рту)
  • Закройте уши, произнесите звук [й]
  • Что услышали?   (Звук)
  • Сделайте вывод: звук звонкий или глухой.  (Звонкий)
  • Определите, твёрдый или мягкий.
  • Повторите характеристику звука [й]

(1 учащийся дает полную характеристику звука [й,], затем все повторяют   хором, далее учащимся предлагается  игра «Найди звук»)

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите звук [й]. Если звука нет, молчите.

Лиса,  копьё,  майка,  игрок,  лицо, троллейбус,  имя,  чай,  сильный,  яма, машина,  чайка.

– Молодцы!  Большинство из вас правильно нашли звук. А кто ошибался, не огорчайтесь. Мы учимся.

Знакомство с новой буквой

Учитель: Какой буквой на письме обозначается звук [й]. (И краткое) 
– Посмотрите внимательно. На что похожа буква?

Учитель показывает карточку с буквами Й й

– Чтобы Й (и краткое) не путать с И, сверху галочку пиши.
– Посмотрите, на что ещё похожа буква.

Летает над калиткой
Птица,
Но на калитку
Не садится. (Приложение. Рисунок 2)

Учитель: Чтобы букву вы хорошо запомнили, напечатаем её на спинке друг у друга.

Работа в парах

Дети печатают на спине друг друга  заглавную букву Й, маленькую букву й.

Учитель: Я думаю все запомнили эту букву.

Буква Й (и краткое) не простая.
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.

IV. Закрепление нового материала

Отгадывание сказочных героев

Учитель: Ребята, а вы любите читать сказки?
Я проверю, как хорошо вы знаете сказочных героев.
«Доскажите слово» и определите место звука [й]: в начале, в середине, в конце и скажите, какой буквой обозначается этот звук.

Учитель: (по мере отгадывания загадок учитель крепит слова на доску)

1. В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный  (Бармалей)

3. Появилась девочка
В чашечке цветка.
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Та девочка спала
И маленькую ласточку
От холода спасла.            (Дюймовочка)

2. Я – великий умывальник
Знаменитый   (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.

4. Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит
Добрый доктор    (Айболит)

– Почему эти слова пишутся с большой буквы?   (Имена сказочных героев)

Работа со слогами,  словами

Учитель: Заглянем в больницу к Айболиту. На приёме у него посетители невесёлые, больные. Пусть Доктор Айболит их послушает трубочкой. (Приложение. Рисунок 3) А мы будем отправлять к доктору других пациентов.
– Сегодня день особенный. На приём к доктору могут придти только те больные, в названии которых есть буква Й. Кто может придти к Айболиту?
Предполагаемые ответы  учащихся:Воробей, соловей, чайка, Незнайка, муравей, змей, лентяй, Гадкий утёнок
Учитель: Достаточно на сегодня посетителей.
Ребята, а вам интересно узнать, какой диагноз Айболит поставил больным?

Всех послушал Айболит
И животным говорит:
«Ваша хитрая семейка
Заболела «неумейкой».
Помогать вам не хочу,
Я лентяев не лечу.»

Учитель: Почему доктор не захотел лечить, ведь он был такой добрый? (Звери – лентяи, притворщики)

Учитель: Давайте поможем, ребята, вылечить болезнь «неумейку» и вернём животным доброе имя.

1) Кто был первым посетителем? (Приложение. Рисунок 4)

– Научим читать слоги и слова воробья.

ОЙ  АЙ  ЫЙ  ИЙ

свой – свои
мой – мои
твой – твои

Учитель: В чём отличие каждой пары слов?
– На какую букву оканчиваются слова в 1 столбике? А во втором?
– Сколько слогов имеют слова в 1 столбике? Почему? А во втором?

2) И Зайка слёзы льёт. Он не может написать правильно своё имя. 

ЗАИКА (карточка со словом)

– Прочитаем, в кого он превратился. Что надо сделать, чтобы вернуть зайке имя?

Предполагаемые ответы  учащихся: Дописать галочку сверху. (Приложение. Рисунок 5)

3) Поможем попугаю подобрать  противоположные по смыслу слова:  узкий, высокий, добрый, большой, здоровый, далёкий. (Приложение. Рисунок 6)

4) Научим Белого медведя делить слова   на слоги. (Приложение. Рисунок 7)

ЛИ – НЕЙ – КА,  КА – РА – ВАЙ, ЙОД [ёд], ГЕ – РОЙ, ВОЙ – НА

Задания детям: (учащиеся выполняют задания по каждому слову)

1. Прочитайте слово.
2. Разделите на слоги. Какое правило знаете?
3. Растолкуйте значение этого слова.

ЛИ – НЕЙ – КА: (показ предмета)

а) прямая черта на бумаге. В тетрадях в узкую линейку вы пишете на уроках письма

б) инструмент для измерения и чертежа. (на математике – отрезки чертим по линейке)

в) строй в шеренгу  (на физкультуре)

КА – РА – ВАЙ: большой круглый хлеб  (показ предмета)
ЙОД: лекарство, которым смазывают царапины (показ предмета)
– А знаете ли вы? Йод есть в воздухе, воде, пище. Если его не будет, то люди будут болеть. Больше всего йода в морских водорослях. Из них и делают на фабрике йод.
ГЕ – РОЙ:  человек, который совершает подвиги. Он храбрый, доблестный.
ВОЙ – НА:  вооруженная борьба между государствами, народами.

V. Физминутка

Учитель: Молодцы! Вылечили всех больных. Можно и отдохнуть.

Учитель проводит игру «Если нравится тебе, делай так…».

VI. Работа с учебником  (работа с текстом)

Учитель:

Дети, а вы здоровы?
Тогда отвечайте дружно мне
С какой буквой сегодня знакомы?
С буквой «И краткое». Молодцы!

– Откройте азбуку на странице 158-159. 

Учащиеся рассматривают  иллюстрацию.

Учитель: Какое страшное слово «война». В течение столетий русскому государству приходилось вести войны с оружием в руках, защищать мирную жизнь людей. К счастью, мы не были участниками того тяжёлого времени. Не знаем, что такое война. Мы живём мирной жизнью.

Задание детям: У кого есть бабушки и дедушки, которые участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945 года, поинтересуйтесь, как жили они в военное время. А потом расскажете об этом в классе.

Работа со словами

Учащиеся учатся  читать слова, которые встретятся в тексте: дедушка, медаль, солдат, отвага.

Учащиеся читают текст самостоятельно, затем хором: одно предложение громко, другое вполголоса.

Вопросы детям: Из чего состоит текст? Что выражает предложение?

Вопросы детям по прочитанному тексту:

– Кем был дедушка на войне? (Солдатом)
– Какую награду получил дедушка на войне? (Медаль за отвагу)
– Как вы понимаете слово «отвага»? (Смелость, храбрость, бесстрашие)
– Какой подвиг мог совершить дедушка? (Мог подорвать танк гранатой, мог сбить самолёт, взять в плен немецкого офицера…)
– Прочитайте из текста, что сказала мама о дедушке.  (дедушка стар, а душа у него молодая.) (Приложение)
– Как понимаете слова мамы? (В пожилом возрасте дедушка чувствует себя молодым, энергичным, жизнерадостным, ощущает прилив новых сил)

Учащиеся читают еще раз текст («жужжащее чтение») и готовятся к пересказу.

Задания учащимся: Найдите в тексте слова, в которых есть буква Й  (Война)

Учитель: А вы бы хотели, чтобы сейчас наступила война? Почему? (Война всё разрушает, гибнут люди)

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда будет МИР!

VII. Подведение итогов урока

Учитель: С какой буквой познакомились на уроке?
– Обратимся к алфавиту,  между какими буквами стоит Й?
– Какой звук эта буква обозначает?
– Поднимите руку, кто порадовал себя своими ответами.

VIII. Домашнее задание

Читать текст на страницах 158-159, уметь его пересказывать.

24.10.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок обучения грамоте «Звук й,буква й»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Школа № 88 города Донецка»

Открытый урок по обучению грамоте

в 1 – Б классе

« Звук [йꞌ], буква Й й»

Антонова Т.А.,

учитель начальных классов

Тема. Звук [ йꞌ], буква Й й

Цель: познакомить с согласным звуком [йꞌ] и буквами Й й; учить выделять и находить звук [йꞌ] в словах; логично выстраивать характеристику звука [йꞌ], учить правильному и выразительному чтению слогов, слов; обогащать словарный запас слов, развивать связную речь, фонематический слух; воспитывать внимание, навыки осознанного использования правил дорожного движения в повседневной жизни.

Оборудование: предметные картинки « Транспорт», таблицы «Правила дорожного движения», таблица «Буква Й», стихотворение о букве Й, карточки для чтения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Фронтальный опрос.

— Какую букву выучили на прошлом уроке? ( ё)

— Какую работу выполняет буква ё? ( обозначает 2 звука, смягчает согласный)

— Когда буква ё обозначает 2 звука?

2. Чтение загадок с.33 ( №4, №4) Ёж, лёд.

3.Звуко-буквенный анализ: ёж [йꞌош] — 2буквы,3 звука,

Лёд [лꞌот] — 3буквы, 3звука

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы.

— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на транспорте, в названии его есть новый звук, с которым мы познакомимся. А чтобы узнать какой это транспорт, отгадайте загадку:

● Дом на рельсах тут как тут

Всех умчит он в пять минут

Ты садись и не зевай,

Отправляется… трамвай.

3. Наблюдение за артикуляцией звука [йꞌ]

— Каким звуком оканчивается слово трамвай? ( [йꞌ]

— Произнесём слово трамвай, выделяя последний звук. Какой это звук?

— Звук [йꞌ] – согласный, так как воздух во рту встречает преграду, язычок прижимается к нёбу; звонкий, непарный, мягкий, обозначаем зелёным квадратиком.

— В слове трамвай – 7 букв, 7 звуков, 2 слога, 2-й слог ударный.

— Входим в трамвай. Как надо себя вести? ( Помочь друг другу, не толкаться, пропустить девочек и взрослых вперёд)

— Что должен приобрести каждый пассажир? ( Билет)

— Билетом будут слова, в которых встречается звук[йꞌ]

4.Ф/м. Игра «Впоймай звук [йꞌ]»

— Если есть звук [йꞌ]- прыгаем, как зайчики, если нет звука [йꞌ] – приседаем.

Слова: каравай, герой, портфель, чай, бой, тарелка, скамейка, лейка, аптека.

5. Знакомство с буквой й – и краткое.

— С каким звуком сегодня путешествуем? ( Звук [йꞌ] – согласный, звонкий, непарный, всегда мягкий)

— Этот звук обозначается буквой, которая называется « И краткое»

— На какую букву она похожа? ( На и)

— А чем отличается? ( У неё сверху маленький хвостик)

● Букву Й зовут «И кратким»

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

6. Чтение стихотворения с таблицы

● Йог вовек не скажет: «Ох!»

« Ой- ой-ой!»- не крикнет йог.

Молодой, владей собой!

Старый, будь как молодой!

— Назовите слова с буквой «й», дать характеристику звуку, где стоит звук?

7. Работа по учебнику с. 36

— Рассмотреть рисунок « Транспорт»

— Что видите на рисунке? – Какие виды транспорта знаете?

8. Чтение слов «цепочкой»

● автобус ● велосипед ● трамвай

носилки троллейбус тачка

самосвал метро сани

— Назовите слова с буквой «й» ( Троллейбус, трамвай)

— Как назвать одним словом? ( Пассажирский транспорт)

9. Беседа «Правила дорожного движения»

— А сейчас проезжаем мостовую. – Что такое мостовая?

● Мостовая – проезжая часть дороги, где едут машины.

● Не играй на мостовой!

— Почему нельзя выходить на проезжую часть? ( Можно попасть под машину.)

— Что должны знать пешеходы и водители, чтобы не произошло несчастного случая? (Правила дорожного движения)

— А что нам помогает правильно переходить улицу? ( Светофор)

— Сколько цветов у светофора? И что они обозначают?

10. Чтение стихотворений о правилах дорожного движения по карточкам отдельными учениками.

● Пешеходы и шофёры, ● Жёлтый свет заранее

Подчиняйтесь светофору! Даёт сигнал: «Внимание!»

Если красный свет горит, Для того, чтоб каждый знал-

Это значит- путь закрыт. Скоро сменится сигнал.

● Посмотри! Зелёный свет ● Правило несложное

Загорелся впереди. Ты не забывай,

Вот теперь запрета нет – Обходить положено,

Поскорей переходи. Спереди трамвай.

-Назовите слова с буквой «й». Дать характеристику звуку [йꞌ].

11. Работа в парах. Знакомство с дорожными знаками с. 36

— Какие из этих знаков вы знаете?

— Дать название каждому знаку.

1. Железнодорожный переезд без шлагбаума.

2. Движение на велосипеде запрещено.

3. Пешеходный переход запрещён.

4. Пешеходный переход.

5. Внимание! Дети!

6. Стоянка автомобилей.

12. Ф/м «Колесо»

— Вы знаете, что нельзя играть на мостовой. Давайте прочитаем стихотворение и подумаем, что может случиться, если не выполнять правила дорожного движения.

13. Чтение стихотворения С.Маршака «Мой весёлый звонкий мяч» с. 36

● про себя, ● вслух

— Назовите слова с буквой «й».

14. Беседа по содержанию стихотворения.

— Что случилось с мячом?

— Почему так произошло?

15. Работа по картинкам « Правила дорожного движения»

— А что ещё может произойти?

— А где надо играть с мячом?

— А как надо поступить, если мяч выкатился на дорогу?

— К чему может это всё привести?

— Помните, ребята, всегда надо знать и выполнять правила дорожного движения.

16. Чтение предложения хором с. 37

●Ребята!

Изучайте, знайте, выполняйте правила дорожного движения!

IV. Итог урока

— Наша поездка в трамвае закончилась. Какой звук и какая буква сопровождали нас? ( Звук [йꞌ] и буква и краткое)

— Чему научились в нашем трамвае?

— Что узнали о звуке [йꞌ]?

— Какие правила поведения на улице вы знаете?

— Молодцы! Вы хорошо запомнили всё, о чём мы говорили на уроке.

infourok.ru

Урок русского языка по теме «Звук и буква Й». 1-й класс

I

 

 

 

 

 

I I

2.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I I I

3.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2

3.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4

 

 

 

 

3.5

 

 

 

 

3.6

 

 

 

 

 

 

 

3.7

 

 

 

 

IV

 

 

 

 

 

 

 

V

 

VI

Организационный момент:

— Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

— Сегодня к нам на урок пришла Мудрая Сова. У неё есть волшебный сундучок знаний. Сова поделится с нами своими знаниями, но взамен мы должны положить в этот сундучок свои новые знания.

Актуализация темы и цели урока.

Минутка чистописания:

— Мудрая Сова принесла на урок буквы.

 

 

 

 

 

— Какие буквы принесла Сова?

— Что такое буквы?

 

 

— Какие бывают буквы?

 

 

 

 

Игра “Третий лишний”

— Среди букв Н, И, Й какая буква лишняя и почему?

 

 

— В минутке чистописания Мудрая Сова предлагает вам прописать буквы и их сочетания и, й, И, ий, Ии, Й.

— Вспомним правила посадки при письме.

 

— Прочитайте стихотворение, написанное на доске.

 

— Хозяйкой нашего урока будет буква Й.

Изучение нового материала

Особенности буквы Й.

— Почему буква так называется?

 

 

 

 

 

— В каком случае буква Й становится заглавной?

 

 

 

— Назовите слова, которые начинаются с буквы Й.

 

Физминутка (для глаз).

Особенности звука й .

— Назовите звук, который обозначается буквой Й.

— Что такое звуки речи?

 

 

 

 

 

— Какие бывают звуки?

— Что мы знаем о звуке й ?

Физминутка:

— Я назову слова. Если в них звук й встретится в середине, то встанут девочки, а если этот звук окажется в конце слова, то встанут мальчики.

Май, война, думай, хитрый, зайка, змейка, музеи.

— Почему никто не встал, когда было названо последнее слово?

— Измените слово, чтобы в нём появился звук й .

Роль буквы Й в слове.

— У вас на парте лежат карточки со словами. В каждой строке написаны два одинаковых слова. Замените в одном из них букву И на Й.

— Что произошло со словами?

 

Деление слов на слоги.

— Разделите слова на слоги.

— А теперь сверьте правильность своей работы с вариантом, предложенным Мудрой Совой на доске.

 

— Сколько слогов в слове бои?

 

— Почему есть слог, где стоит одна гласная И, и нет слога состоящего из одной буквы Й?

Физминутка:

Собрались слова с окончанием на “-ай”,
Вместе с нами дружно водят “каравай”.
Как услышишь слово с окончанием
на “-ай”,
Тогда сразу быстро приседай.

Май, чай, лей, край, сарай, решай, зимой, урожай, большой, решай, читай, трамвай.

Развитие речи

— С любым из слов, написанных в карточке, составьте предложение.

— Мудрая Сова предлагает записать в тетрадь предложение из стихотворения

А. Барто:

Зайку бросила хозяйка.

— Как вы оцениваете поступок девочки?

— Подчеркните букву Й в словах всего предложения.

Итог урока

-Какие знания мы сможем положить сегодня в умный сундучок Совы?

Домашнее задание:

— Нарисуйте дома рисунки, изобразив букву Й так, как вы её себе представляете.

— Можете подобрать слова с буквой Й, составить предложения, где в словах будет буква Й.

 

Дети читают стихотворение:

Н надела поясок,
И надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И – наискосок.
Ты ей шапку подари –
Станет краткой буква И.

Сова принесла буквы Н, И, Й.

— Буквы — это специальные значки для обозначения звуков речи на письме.

— Буквы мы видим и пишем.

— Из букв составляют слоги, из слогов составляют слова.

— Лишняя буква И, так как она гласная.

— Лишняя буква Й, так как у неё есть сверху элемент, которого нет у двух других букв.

— Лишняя буква Н, так как у неё посередине элемент пишется ровно, а у двух других букв – наискосок.

— Тетрадь с наклоном положу.
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь!

— Букву Й зовут “и кратким”.
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И
Сверху галочку пиши.

— Буква Й появилась в русском языке около 300 лет тому назад.

— Буква Й была составлена из буквы И, над которой писали значок, называемый “кратка”. Отсюда “И с краткой”. Когда значение слова “кратка” было забыто, люди стали говорить “И краткое”.

— Буква Й становится заглавной в том случае, если она стоит в начале предложения.

— Буква Й становится заглавной в том случае, если с неё начинается имя собственное.

— В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова 70000 слов. Но на букву Й всего 8. Все эти слова пришли к нам из других языков.

Йог, йога (пришли к нам из Индии) – учение, по которому человек может научиться управлять своим организмом.

Йота – название буквы греческого алфавита.

Йод – химический элемент, раствор этого вещества в спирте используют в медицине.

Йоркширы – порода свиней.

Йемен – государство.

Нью-Йорк – город в США.

Йошкар-Ола – город в России.

— Звуки — минимальные членораздельные элементы речи с присущими им физическими признаками.

— Звуки мы произносим и слышим.

— Звуки речи – это те, которые произносит человек, они складываются в слова и люди понимают смысл этих слов.

 

 

— В нём нет звука й .

— Музей.

бои – бой

заика – зайка

мои – мой

— Изменилась форма слова, значение слов, многозначность.

(Индивидуальная работа, затем проверка в парах.)

бо ибой

за и ка – зай ка

мо и мой

— Поскольку в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков, а в слове бои два гласных звука, следовательно, в слове бои два слога.

— Звук й — согласный, поэтому слога не образует.

 

 

 

 

 

 

— Девочка поступила плохо, так как бросила зайчика. Она его хозяйка, а значит должна заботиться о нём.

— Когда зайчик остался один, он, наверное, испугался. Мне жаль зайчика.

 

 

— Мы теперь знаем, почему буква “и краткая” так называется.

— Мы узнали, что в русском языке имён собственных, начинающихся с буквы Й, всего 8.

— Звук й – согласный, звонкий, мягкий.

— Так как, звук й согласный, то он слог не образует.

— Буква Й, появившись в слове, может изменить его форму, значение слова, многозначность.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Согласный звук [й] и буква й

Здравствуйте, ребята!

Это снова я – Василиса. Сегодня мне очень захотелось поделиться с вами тем, что недавно и меня очень заинтересовало. Мы поговорим о самой, пожалуй, необычной букве русского алфавита. Это буква непростая. Она умеет играть в прятки. При этом звук, который она обозначает, мы слышим, а букву не видим. Вы, конечно, догадались, что это за буква. Кто догадался? Конечно, это – буква И краткое. Даже название у неё необычное. А вы знаете, что это одна из самых молодых букв нашего алфавита. Ей всего-то около трёхсот лет. Удивились? Да-да большинство букв гора-а-аздо старше.

Итак, сегодня мы поговорим про букву И краткое и звук [й].

В первом классе вы уже познакомились с буквой И краткое. Эта буква очень похожа на букву И, Они отличаются только тем, что над буквой Й есть надстрочный знак – как будто маленькая улыбочка. Но звук [И] мы можем долго-долго тянуть: и-и-и-и. И даже петь: и-и-и-и. При этом звук свободно выходит изо рта, не встречая никакой преграды. Вы же помните, что звук мы обозначаем в квадратных скобочках? А вот попробуйте-ка потянуть звук [й]. Язык сразу приподнимается, перекрывая проход, и звук получается коротким. Вот потому-то, несмотря на внешнее сходство, мы говорим, что [и]– гласный звук, а [й] – согласный.

При этом, когда мы произносим мягкие согласные звуки, наш язык слегка приподнимается к верхнему нёбу. Если сомневаетесь, проверьте. Попробуйте произнести, например звук [К] твёрдо, а потом мягко. [К – К/]. Или любую другую согласную букву, и понаблюдайте за своим язычком. – [т] – [т/], [л] – [л/], [р] – [р/]. А теперь попробуем произнести звук [й]. [Й] – [Й]… Чувствуете, что язык приподнялся? Это потому, что согласный звук [й] – мягкий.

Ну а теперь давайте попробуем произнести этот звук громко, звонко. [Й]! Получилось? Значит, звук [й] – звонкий. А есть ли у звука [й] пара? Вот, например, у звука [Б] есть парный мягкий [Б/], и у каждого из них есть ещё парные глухие – [П] И [П/]. Ну что, не получилось найти пару звуку [й]? Конечно, звук [й] непарный ни по звонкости-глухости, ни по твёрдости-мягкости.

Итак, мы доказали, что звук [й] согласный, мягкий, звонкий, непарный.

А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Один-много». Я говорю слово, обозначающее что-то одно, а вы – это же слово, обозначающее «много».

Бой – бои, герой – герои, музей – музеи, лентяй – лентяи, каравай – караваи. Что же изменило слова, превратив один предмет в много предметов? Просто букву Й заменили на букву И. Но это ещё не всё. Сейчас попробуем разделить наши слова на слоги.

Бой – 1 слог, бо-и – 2 слога. Ге-рой – 2 слога, ге-ро-и – 3 слога. Му-зей – 2 слога, му-зе-и – 3 слога. Лен-тяй– 2 слога, лен-тя-и – 3 слога. Ка-ра-вай – 3 слога, ка-ра-ва-и – 4 слога.

Как же так, вроде бы слово одно и то же, а количество слогов – разное. А дело в том, что буква И – гласная. Она, как и все гласные, образует новые слоги. А вот, как мы уже доказали, буква Й краткое – согласная, поэтому слог она не может образовать.

Иногда слово целиком не помещается на строчку. Дописать его на полях или, что даже смешно, на другой странице нельзя. Что же делать? Ну конечно, перенести часть слова на другую строку. Как же переносятся слова с буквой Й?

Посмотрите ещё раз на слова с буквой Й. Вы заметили, что буква Й почти всегда пишется после гласной? При переносе мы её никогда не станем отрывать от этой гласной. Ведь они так между собой дружат – гласная, и стоящая после неё буква Й. Ге-рой, му-зей, ка-ра-вай.

И даже если И краткое стоит в середине слова, как в словах гайка, лайка, зайка, мы все равно И краткое не будем отрывать от предыдущей гласной буквы. Гай-ка, лай-ка, зай-ка.

Иногда буква Й может стоять не после, а перед гласной, например, майонез, фейерверк. Или даже в начале слова – йод, йогурт.

И все они пришли в русский язык из других языков – французского, английского, немецкого, и других. Написание этих слов надо проверять по словарю и запоминать.

А помните, я говорила, что буква Й краткое любит играть в прятки? Как вы думаете, когда мы не видим букву Й, но слышим звук [й]? Ну конечно, когда называем буквы Я, Е, Ё, Ю и в словах, в которых эти буквы стоят в начале слова или после гласных. Например, яхта [й/ахта ], енот [й/энот], ёлка, юбка [й/упка], маяк [май/ак ]. Видите, как ловко звук [й] спрятался в буквах Я, Е, Ё, Ю?

Ну что же, пришла пора прощаться. Осталось только вспомнить всё, о чём недавно узнала я и решила поделиться с вами, ребята.

* Буква й обозначает звук [й]. Он согласный, мягкий, звонкий, непарный.

* Буква й не образует слога (лесной, чайка).

* При переносе Й не отрывается от впереди стоящего гласного (зай-ка, лей-ка).

* Чаще всего буква Й пишется в середине или в конце слова после гласной, но иногда в словах, пришедших к нам из других языков, может стоять в начале слова или перед гласной.

Слов на «Й» совсем немного:

Йогурт, йод, и слово йога.

Йорк, Йоркшир, Йошкар-Ола…

Мало их, мои друзья.

А теперь я попрощаюсь с вами, ребята. До новых встреч.

videouroki.net

Советы рукодельницам