Звуковая культура речи в средней группе, развивающие игры

Содержание

Звуковая культура речи является неотъемлемой частью общей речевой культуры. Это понятие включает в себя правильное произношение звуков, регулировка громкости голоса, логические паузы и интонации, скорость речи, тембр и ритм.

Картотека игр на развитие звуковой культуры речи

Предлагаем вам ознакомиться с подборкой игр, которые направлены на развитие звуковой культуры речи.

Для средней группы детского сада

Игра 1 «Звуковая цепочка»

Для проведения игры понадобятся карточка с изображением разных предметов. Например, на первом изображении дети видят помидор. Они определяют, с какой буквы слово начинается, а затем — какой буквой заканчивается. После этого малыши ищут изображение, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова — в нашем случае это «Р». И так минимум 10 слов в цепочке.

 При этом дети должны называть слова и выделять в них голосом крайние звуки. 

Игра 2 «Поищите место для звука»

Для этой игры взрослым нужны будут карточки с различными предметами и карточки со схемами расположения звуков (в них всегда одна клеточка с нужным звуком закрашена).

Выбирать нужно такие картинки, в которых встречается один и тот же звук, но в разных местах (например, автобус, платье и книга).

Малыши должны соотнести картинки с предложенными схемами.

Игра 3 » Кто в домике живет?»

Нужно подготовить плоские домики с буквой на чердаке и карточки с изображением предметов. На чердаке каждого домика написана буква — например, с, з, к или п.

На столе разложить картинки со словами, которые начинаются на предложенные звуки. Для буквы «к» — кот, коза и курица, для буквы «с» — слон, сова, собака, для буквы «з» — заяц, зебра.

Задача детей заключается в том, чтобы «расселить» животных в соответствующие домики.

Игра 4 «Покупатель — продавец»

Игровое упражнение направлено на улучшение дифференциации звуков р-л и с-ш. Взрослый говорит детям, что сегодня он будет продавцом в большом магазине, а малыши — покупателями. При этом воспитанники получают вместо денег карточки со звуками. Тогда взрослый говорит, что за эти звуки в магазине можно купить все товары, в названиях которых присутствует тот или иной звук.

Товары нужно подбирать таким образом, чтобы в них были звуки р, л, с и ш.

Игра 5 «Подбери пару»

Данная игра развивает способность малышей различать слова, которые отличаются одним только звуком.

В один столбик выкладываются карточки со следующими изображениями: кот, коса, мишка, рак, крыша, дом, осы. А во второй столбик нужно выложить такие картинки: кит, коза, мышка, мак, крыса, дым, усы.

Задача детей проста — соединить слова попарно.

Для младшей группы детского сада

Игра 1 «Подуй на пушинку»

Следующие игры направлены на развитие фонематического слуха, речевого внимания и дыхания, а также закрепление правильного произношения звуков и целых слов.

Дети встают по кругу, каждому из них раздается небольшая пушинка (можно заменить кусочком медицинской ваты). Малышам предлагается поставить ладонь перед лицом и подуть на пушинки, произнося «Фуууу». Таких повторов должны быть не меньше пяти.

Игра 2 «Любители меда»

Взрослый говорит воспитанникам, что сегодня они побудут мишками. А мишки очень любят мед. Малыши должны поднести «лапку» ко рту и проимитировать, как мишки облизывают мед с лапок. При этом детям не нужно дотрагиваться до рук. Затем нужно облизнуть губы по кругу.

Воспитатель должен все движения показать детям на своем примере.

Потом воспитатель спрашивает: «Наши мишки наелись?». Дети гладят себя по животикам и произносят: «Ууууу» (несколько раз).

Игра повторяется не меньше 4 раз.

Игра 3 «Накормите птичек»

Воспитатель говорит, что она будет мамой-птицей, а воспитанники — её птенчиками. Взрослый предлагает малышам бегать по кругу, размахивать крыльями и кричать: «Пи-пи-пи-пи».

Потом «мама» говорит деткам, что они сейчас будут кушать. Дети должны присесть, поднять голову вверх и широко раскрыть рот. Задержаться в таком положении на несколько секунд.

Игра 4 «Часики»

Воспитатель спрашивает, как ходят часы, дети отвечают: «Тик-так». Потом взрослый говорит: » А как бьют часы?» Дети в ответ: «Бим-бом». Воспитатель предлагает детям громко пробить часиками, потом показать, как они ходят — тоже громко. Повторить звукосочетания по 5 раз.

Затем детям нужно показать, как ходят и бьют маленькие часики — при этом голос детей нужно снизить. Повторить тоже 5-6 раз.

Картотека игр для детей старшей группы

Все следующие игровые упражнения выполняются для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков.

Игра 1 «Скажи как я»

Для проведения игры понадобится мяч.

Дети становятся по кругу, а воспитатель бросает мяч и говорит любое слово с акцентом на твердый или мягкий звук. Ребенок повторяет слово с таким же акцентом. И так проговаривает каждый ребенок по кругу.

 Если у малыша не получается произнести слово с первого раза, взрослый повторяет его несколько раз. 

Игра 2 «Назови слова»

Воспитатель предлагает детям назвать все слова, в которых есть звук р или рь. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто соберет больше всего фишек.

То же самое упражнение проводят со звуками л или ль.

Игра 2 «Прочитай скороговорки»

Воспитатель предлагает правильно проговорить чистоговорки. Произносятся они на два выдоха. Первые две строчки — на один выдох, ещё две строчки — на второй выдох.

Предлагаемая скороговорка: «Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому.»

Сначала проговаривают хором громко, а потом каждый ребенок говорит отдельно по 2-3 раза.

Игра 3 «Придумай конец»

Воспитатель читает строчки стихотворений, а дети придумывают окончания строчек.

Примеры стихотворения:

«Не будильник, а разбудит, Запоет, проснутся люди.

На голове гребешок, Это Петя. (петушок).

Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана).

Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало. (жарко).

Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния. (сверкнула).»

Игра 5 «Поиски одинакового звука»

Воспитатель называет пары слов, в которых есть одинаковые звуки. При этом сначала нужно произнести слоги протяжно, а потом четко, останавливаясь после каждого слога.

Например, берем слова «машина» и «малина». Взрослый говорит: «Мааааашинаааа», потом — «Маааааалинаааа». После этого проговаривается с четкой паузой: «Ма-ши-на» и «Ма-ли-на».

Дети должны хлопнуть в ладоши на каждый слог, посчитать, сколько их в каждом слове. А затем назвать те слоги, которые повторяются и в первом, и во втором слове.

Упражнения на развитие звуковой культуры речи

 Все упражнения может проводить с ребенком как воспитатель в детском саду, так и логопед, а также родители. 

Упражнение » Найди звук»

Взрослый говорит, что сейчас он будет называть слова по очереди, а дети должны будут найти в них определенный звук (обычно ищут звуки с, з, ц, ж и ш — это необходимо для их дифференциации). Если услышали звук, нужно громко хлопнуть в ладоши.

Примеры слов:

  • для звука «ж» — жук, жаба, живот;
  • для звука «з» — зуб, замок, зима;
  • для звука «ц» — цапля, цыпленок, царевна;
  • для звука «ш» — шарик, шутка, шепот;
  • для звука «с» — суп, сынок, сумка.

Упражнение «Испорченный телефон»

Здесь принимают участие как взрослые, так и дети. Все садятся по кругу. Сначала взрослый говорит на ухо слово, в котором есть либо шипящий звук, либо сонорный. В конце слово произносится вслух. Если оно оказалось неверным, нужно выяснить, кто неправильно услышал слово и какой звук оказался проблемным.

Упражнение «Выполни поручение»

Ребенок и взрослый становятся друг от друга на небольшом расстоянии — примерно 5-6 метров. Взрослый говорит любую фразу с просьбой. Например, принести миску, показать зубки, улыбнуться или переложить игрушку.

При этом все слова проговариваются шепотом. Можно изменить ход упражнения, сказав шепотом не просьбу, а просто слово. И попросить ребенка повторить услышанное.

Упражнение «Подарки на День рождения»

Дети сами выбирают именинника, все остальные будут гостями. Каждый «гость» приходит в гости и произносит: «Я дарю тебе…», но при этом не говорит, что именно дарит, а показывает это жестами и мимикой. Именинник должен отгадать, что ему подарили гости.

В качестве артикуляционной разминки дети должны не только показывать подаренное, но и четко проговаривать это губами.

Заключение

Все упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи, должны проводиться регулярно и минимум по 15-20 минут, но и не дольше. Только в этом случае занятия дадут положительный результат.

Далее читайте : «Занятие по развитию речи в старшей группе».

Автор публикации: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

vospitanie.guru

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи (средняя группа)

Средняя группа

Упражнения на закрепление правильного произношения и фонематического слуха

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

Материал. Бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.

Упражнение «Пусти лодочку по воде»

Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок, произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла с одного «берега» до другого.

Упражнение выполняется 2 раза.

Игра «Лодочка и пароход»

Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.

Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание) .

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игра «Поезд»

Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.

Игра с заданиями

Задания детям дает мишка: «Походите по комнате как я» «Порычите: «Хрп-хр-хр». «Ешьте мед — слизывайте с лапы. оближите губы. зубы круговым движением» (дети выполняют задания) .

Затем задания детям дает зайка: «Я зайка, меня называй! трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается МОЙ хвостик (дети по показу воспитателя широко раскрывают рот и, не касаясь губ, проводят языком от угла до угла рта). Я умею скакать, а вы? (Дети скачут, как зайка.) От лисы прячусь за куст (дети приседают) и дышу так: «У-у-у-ух, у-у-у-у-ух» (дети повторяют). Игра «Оркестр»

Воспитатель. В оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только (на больших и маленьких барабанах.)

Каждому ребенку дают по маленькому и большому кружку; на доске такие же кружки.

Воспитатель. Когда ударишь по большому барабану, oн стучит: «Там-там-татам»; по маленькому — «Тям-тям-тятям» (Дети повторяют звукосочетания 2—3 раза.)

— Играем на больших барабанах (показывает на большое кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку) .

— Играем на маленьких барабанах (показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют другую песенку) .

Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки,

дети, поднимая их, поют нужные песенки.

Упражнение «Понюхай цветок»

Воспитатель. Всем артистам дарят цветы. Нам тоже ш дарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как его нюхают (вдох через нос, на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х») .

Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия. Когда все понюхают воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок».

Упражнение «Тренировка»

Воспитатель. Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на дудочке: «Ду-ду-дудуду» (дети повторяют звукосочетание 2—3 раза). Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас по рту два мячика (показ). Потом подуем и скажем: «Дууу» (повторить 5—6раз)

Игра «Оркестр»

Воспитатель. Нам в игре помогут кукла и мишка. Если я подниму куклу, заиграют девочки; если я подниму мишку, заиграют мальчики; если я подниму куклу и мишку, заиграют все артисты — весь оркестр.

Воспитатель в произвольном порядке поднимает игрушки, а дети выполняют соответствующие действия (9—12 раз). В конце игры кукла и мишка хвалят артистов и хлопают им. 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Итоговое занятие по ЗКР в средней группе на тему «Гласные звуки»

Занятие по звуковой культуре речи в средней группе

На тему: закрепление представлений о гласных звуках.

Составила: воспитательГолубева Т.В,

д\с 233 ОАО РЖД г.Улан-Удэ.

Цель занятия: закрепить понятие гласный звук.

Задачи:

Обучающие:  

  1. Закрепить понятие о гласных звуках А.О.У.И..

  2. Развивать умения выделять гласные звуки в словах.

  3. Развивать артикуляционную моторику.

Развивающие:

  1. Развивать фонематический слух.

  2. Развивать внимание, мышления, память.

Воспитывающие:

  1. 1.Воспитывать умение работать в парах.

Вид занятия: закрепление.

Материалы к занятию:  звуковые фонарики, зеркала, гномики звуковички, ритмические палочки, картинки со словами, цветные квадратики, звуковые дорожки, флипчарт лошадка.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу. Приветствие гостей.
Педагог: каждое утро, мы с вами просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, одеваемся и идем в детский сад, где ждут нас друзья и воспитатель. А что мы им говорим при встрече? (ответы детей). А что означает слово здравствуйте?

Д: мы желаем друг другу здоровья, делимся хорошим настроением.

П: а еще мы можем сказать доброе утро…(читает стихотворение)

Доброе утро! Птицы и звери!
Добрые люди, вставайте с постели,
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!

Педагог: Ребята улыбнитесь друг другу и скажите, как вас зовут ласково? (дети говорят: меня зовут….) молодцы, а теперь садитесь на свои места.

Но у нас еще есть гости. Они маленькие и очень любят играть. И сейчас они решили поиграть с вами в прятки. Давайте их поищем. Один наш гость спрятался НА книжной полке ( найдет ….). где будешь искать? (ответ ребенка) второй — В большой оранжевой корзине с конструктором, третий — ПОД столом в кукольном уголке, а четвертый за цветком возле доски.(работа по поиску гостей происходит аналогично).

П: Наши гости- Это Звуковички, символы гласных звуков).Угадайте, как их зовут.

Как зовут этого человечка?

Д:Звук ААААА

П:А как вы догадались?

Д: ротик у куклы широко открыт, губки круглые

П: правильно. А этот человечек?

Д: звук О. губки похожи на овал

П: а это?

Д: звук У. губки вытянуты трубочкой.

И этот человечек?

Д: звук И. губки улыбаются.

П: правильно, ребята. Этих человечков зовут А,О,У,И.. и это какие звуки?

Д: гласные.

П: А что умеют делать гласные?

Д: поются, тянутся.

П:Давайте их пропоем.

А — Поднять руки вверх. Произнося гласный [а-а-а-а:], плавно опускаем руки через стороны вниз, описывая большой круг.

У — Пальцы правой руки собраны в щепотку и находятся возле губ. Произносим гласный [у-у-у-у:], вытягиваем губы трубочкой и «тянем ниточку» правой рукой от губ вправо-вверх и «отпускаем» (раскрываем пальчики).

И — Руки согнуты в локтях, локти на уровне плеч, пальчики собраны в щепотки около уголков рта. Произносим гласный [и-и-и-и:], растягиваем губы в улыбку и плавно разводим руки в стороны («тянем ниточки»), раскрываем пальчики ладонями вверх.

О- рисуя кружочки на щечках.

П: Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык). Возьмите зеркала и пропоем гласные звуки. Губки нам мешают? А зубки? А язычок?

П: работает ли наш голосовой моторчик?

Д: да. Показывают как.(кладем ладонь на горлышко, пропеваем)

П: действительно, голос работает. А как вы думаете, почему все наши звуковички одеты в красные рубашечки?

Д: потому что все гласные звуки обозначают красным цветом.,

П: молодцы, ребята! А наши звуковички очень любят играть, а вы любите? Давайте сыграем в игру ПРИДУМАЙ СЛОВЕЧКО.

Задание:я показываю на звуковичка, а вы придумаете слово, на какой звук оно начинается.

А-, О-, У-, И.

П: Молодцы, вот сколько слов вы придумали. Но звуковички еще хотят поиграть. Игра ЭХО

(С РИТМИЧЕСКИМИ ПАЛОЧКАМИ). Задание : повторить на слух слияние 2, 3 звуков.

А теперь мы поиграем в игру ПОЙМАЙ ЗВУК.Я буду произносить разные речевые звуки, вы если услышите гласные, то поднимите «фонарики» Педагог произносит звуки: а, р, и, м, д, у, в, т, о, ш, к, и, м, а…

П: молодцы. А сейчас немножко отдохнем. Вставайте на ножки.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса(закрываем глазки)

Наши глазки открываем, упражнение выполняем

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!

Раз, два, три, четыре, пять!

(Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать,

(Хлопаем в ладоши.)

Прыгать мы умеем тоже

(Прыжки на месте.)

Руки за спину положим,

(Руки за спину.)

Поклонились, удивились

Голову поднимем выше

(Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим.

(выполняем дыхательные упражнения). Садитесь.

А наши звуковички принесли с собой картинки, но вот беда, по дороге они рассыпались. Давайте поможем им, соберем картинки (разрезные картинки у ослик, собака, индюк, улитка, автобус)- работа в парах :собери картинку, что это, назови еще, как назвать одним словом.

П: нашим звуковичкам так понравилось с вами играть, что они захотели подарить вам цветные дорожки, но раскрасить дорожки должны вы сами, у вас есть цветные фигуры: красные квадратики и треугольники

Я буду показывать вам картинки, а вы должны определить, на какой звук они начинаются, если со звука [А] -кладем красный квадрат, если со звука [У] – кладем красный треугольник.

Педагог показывает картинки: утка, автобус, улитка, апельсин, уши, арбуз, удочка, ананас.

Дети внимательно слушают, выделяют первый звук в слове и выкладывают на поле соответствующую цветную фигуру.

Одновременно предлагается индивидуальное задание «что лишнее..»

Посчитайте, сколько квадратиков на нашей дорожке….какие красивые дорожки получились, но звуковичкам пора возвращаться в свою волшебную страну. Посмотрите, на чем они отправятся? (на доске изображение половины лошади.- флипчарт)

Д: на лошадке.

П: а покажите как лошадка скачет…(дети цокают)

«Лошадка»

— Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!

П: вот и ускакали наши гости, но они к нам еще не раз вернутся, а вы, запомнили как их зовут?

Д: звуки А.О.У.И.

П: а какие это звуки?

Д: гласные

А что они умеют делать?

Д: петь, тянуться.

П: А каким цветом обозначают гласные?

Д: красным.П: молодцы ребята, вы очень хорошо занимались, играли. А теперь наше занятие окончено.

4

kopilkaurokov.ru

Картотека по ЗКР для средней группы

Картотека по ЗКР для средней группы

Стихи и чистоговорки. ЗВУК [Б]

ба-ба-ба, ба-ба-ба

— Мама, мама! Вон труба!

бу-бу-бу, бу-бу-бу

— Ты и мне купи трубу,

би-би-би, би-би-би

— Ты на этой потруби.

бу-бу-бу, бу-бу-бу

— Дядя, дайте мне трубу,

бе-бе-бе, бе-бе-бе

потрубил я на трубе,

ба-ба-ба, ба-ба-ба

не нужна уже труба.

Бегемот разинул рот,

булки просит бегемот,

С. Маршак

Баран букварь купил себе,

он изучал его.

Однако, кроме буквы Б,

не знает ничего.

Н. Слепакова, А. Шибаев

Барабан боднул баран.

Бух! — и лопнул барабан.

В поле Люба возле дуба,

Нам глядеть на Любу любо.

Прислонилась Люба к дубу,

Любо нам глядеть на Любу.

В. Лифшиц

У Бобы были бобы,

а у бабушки грибы.

— Вот бы…

— Вот бы…

— Вот бы мне…

Прокатиться на слоне!

Слон подумал:

— Вот бы мне

покатать их на спине!

В. Горбачёва

Баю, баю, баю, бай…

Ты, собаченька, не лай,

белолапа, не скули,

мою Таню не буди!

Купили два бублика маленькой Ирочке.

У каждого бублика было по дырочке

Два бублика Ирочка съест с молоком,

а дырочки пусть полежат на потом.

С. Коган

У быка бока крутые.

У быка рога витые.

У быка большие ноги.

У быка характер строгий.

У бычка, как палки, ножки.

У бычка смешные рожки.

Хвостик у бычка короткий.

У бычка характер кроткий.

Е. Варганова

С барабаном ходит ёжик.

Бум-бум-бум!

Целый день играет ёжик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами…

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрёл случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались.

Бум-бум-бум!

И удары раздавались:

бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули.

Бум-бум-бум!

Г. Виеру

Бахвалился как-то бодливый баран:

— Безумною храбростью я обуян –

Быка бы я встретил, побил бы быка,

Быку беспощадно намял бы бока.

Бродягу-волчище бы я забодал,

Барбоса боднул бы, бобру бы поддал.

А с барсом бы встретился – что ж из того?-

Бесстрашно бы бросился и на него!

Но тут прошуршал над бараном листок.

И бросился в страхе храбрец наутек!

В. Лунин.

Был у бабушки баран,

Бил он бойко в барабан.

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

Г. Сапгир.

Бобер в бору затеял бал,

Бобер на бал гостей созвал:

Белочки во флейты дуют,

Польку бабочки танцуют,

Даже тихий барсучок

Туфельками чок да чок!

А. Пудваль.

Стихи и чистоговорки. ЗВУК [П]

По-по-по — песню пой.

Пы-пы-пы – вытри пыль.

Пу-пу-пу – летит пух.

Уп-уп-уп – готовлю суп.

– П, П, П! – пускает пар

полный чая самовар.

Каша на плите пыхтит,

Из-под крышки пар летит.

Паровоз пары пускает,

путь по рельсам пробегая.

Плавно по реке плывет,

паром пышет пароход…

— П! – мы губы сложим вместе.

— П! – мы выдохнем порезче!

— П, П, П! – пыхтим мы глухо,

нету голоса у звука!

Нарисуй подъезд, портал,

Парус, павильон, пенал,

Постамент, плакат, планшет,

Папку, поручни, пакет –

Всюду буква П видна,

Просто пишется она:

Палка, палка, потолок –

П нарисовал мелок!

Говорил попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

– Попугай, попугай, попугай!

— Расскажите про покупки.

— Про какие, про покупки?

— Про покупки, про покупки,

про покупочки мои.

Кота Потап по лапе хлопал,

И от Потапа кот утопал.

Поле-то не полото,

Поле-то не полито,

Просит полюшко попить –

Нужно полюшко полить.


Полосатые тигрята

От рожденья полосаты.

Есть полоски у енота,

И у зебры их без счета.

Есть полоски на матрасе,

И полоски на матроске.

У шлагбаума полоски,

И полоски на березке.

Есть красивые полоски

У рассвета и заката.

Но встречаются ребята –

Все от грязи полосаты…

Не хочу про них писать

В полосатую тетрадь.

Г. Сапгир.

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

В. Берестов.

Начинаю жить по плану.

Завтра я послушным стану,

Послезавтра, так и быть,

Перестану я грубить.

Хорошо себя вести на уроках буду.

И в квартире пол мести тоже не забуду…

Все я сделал честь по чести:

План висит на видном месте.

Пункты бабушка читает…

Подметает и вздыхает…

Паучок приехал на базар.

Мухам паучок привез товар.

Он его развесил на осинке:

– Кто из вас желает паутинки?

Б. Заходер.

Нашли в лесу мы ежика

И принесли домой.

Пускай по кухне бегает,

Колючий и смешной!

Пускай ворчит сердито,

Пыхтит, как паровоз,

Пускай сует повсюду

Свой круглый черный нос!

И. Пивоварова.

Наша острая пила –

Не пила, а пела.

Не пила, не ела,

Ни разу не присела.

Звонко пела, как могла,

Развеселая пила.

Я. Аким.

На рассвете, на заре

Пилят пилы во дворе.

Пилят пилы без умолку,

Пилят пилы дуб и елку.

Л. Квитко.

Петуха спросили дети:

– Почему зовут вас Петей?

Так ответил Петя детям:

– Хорошо умею петь я.

И. Коньков.


В это время пеликан

Прилетел из дальних стран.

Он разинул клюв широкий

И прочел такие строки:

– Пассажирский пароход

Прямо к пристани плывет.

– слов на букву П немало, –

Птичка пеночка сказала.

Г. Сапгир.

Стихи и чистоговорки. ЗВУК [Т]

Та-та-та – у нас дома чистота.

Ты-ты-ты – сметану съели все коты.

Ту-ту-ту – молоко налью коту.

Ти-ти-ти – съели кашу мы почти.

Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.

То-то-то –поиграли мы в лото.

Ать-ать-ать – мы пойдем с тобой гулять.

Ат-ат-ат – берем с собой самокат.

Тень-тень-потетень,

Весь день, где пень –

Заплетаю плетень и прирасплётываю.

Под плетенем целый день — тень!

Топали до топали, дотопали до тополя, до тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

Только Таня утром встанет, танцевать Танюшу тянет.

Что тут долго объяснять! – Таня любит танцевать.

Под деревом тетерев тетерева встретил: «Тетерев, тетерев! Как твои етеревята?» Тетерев тетереву в ответ: «Мои тетеревята – здоровые ребята».

Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками в лесу на ветке.

Из-под топота копыт пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани на платки (на платье) Тане.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

Где растяпа да тетеря – там не прибыль, а потеря.

Он наткать себе холстины пауку из паутины заказал.

В печурке – три чурки, три гуся, три утки.

У нас гость унес трость.

Три вороны на воротах, три сороки на заборе.

У Тани тайна, это Танина тайна, И Таня таит эту тайну.

На планете Плутон Плутали Петя и Антон.

Долго еноты глядели на ноты, непонятны ноты, непонятны ноты енотам.

Таня и Ната – юннаты.

У Тони тонна нот.

У хоббита нет хобота.

У Томы – том, и у Тома – том; том Томы – не о том Томе, том Тома – не о той Томе; том Томы – не о том, и том Тома – не о том.

Картина опутана паутиной, на картине Лилипуты в паутине.

Это – Федя, это – Петя, это – Надя, это – Катя, это – Витя, это – Митя. Дети, это – дети.

Тут тот Тит, и тётя Тита тут, и Тая тут, и Тут тут.

Тень-тень-потетень, весь день, где пень – заплетаю плетень и прирасплётываю.

Турка курит трубку. Курка клюет


крупку. Не кури, турка, трубку! Не клюй, курка, крупку!

Стихи и чистоговорки. ЗВУК [Г]

Га-га-га – у козы рога.

Гу-гу-гу – по лугу бегу.

Го-го-го – стоит вагон.

Га-га-га, га-га-га — хочешь, Галя пирога?

Гу-гу-гу, гу-гу-гу — есть их больше не могу.

Ги-ги-ги, ги-ги-ги — не нужны мне пироги.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу — и я тоже не могу.

Га-га-га, га-га-га — где же оба пирога?

— Гуси, гуси!

— Га-га-га!

— Есть хотите?

— Да-да-да!

Шел гуськом гусак с гусаком.

Смотрит свысока гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Шел гуськом гусак с гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Гриша грыз коржик. Орешки грыз Жоржик, а Гарик – сухарик. На гармошке громко заиграл Еремка.

Испугался грома Рома, заревел он громче грома. От такого рева гром притаился за бугром.

В огороде рос горох, а за речкой — гречка. Старый наш козел Тимоха в огороде рвал горох, гречку

рвал за речкой.

Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.

Глядят грачата на галчат, глядят галчата на грачат.

На иве галка, на берегу – галька.

В бумаге у мага навага.

Йоги Яге не помогают.

У гнома ангина.

Не груби негру.

Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак.Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека – цап.

Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага!

На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок!

Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, прививки делать им пора для укрепления пера!»

Купили Егорке салазки для горки. Всю зиму Егорка катался на горке.

В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка.

Галка села на палку, палка ударила галку.

Отыскал на кухне угол, с головой забрался в уголь.


Летела гагара над амбаром, а в амбаре сидела другая гагара.

Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».

Груша девочка мала, грушу-дерево трясла. Груши, груши, груши градом. Груша грушам рада

Стихи и чистоговорки. ЗВУК [В]

Ва-ва-ва – выросла трава.

Ву-ву-ву – соберу траву.

Ву-ву-ву — я сниму сову.

Вы-вы-вы – нет травы.

Ви-ви-ви – Верочку зови,

Ве-ве-ве – Вера на траве.

ва-ва-ва, ва-ва-ва

Вот высокая трава.

вы-вы-вы, вы-вы-вы

Даже выше головы, ВВВВ

ве-ве-ве, ве-ве-ве

Васильки видны в траве

ву-ву-ву, ву-ву-ву

Васильков букет нарву,

ви-ви-ви, ви-ви-ви

Только много их не рви.

В гости к Вове.

В гости к Вале.

В гости в Васе.

В гости к Ване,

У Вани свекла.

У Вали брюква.

У Васи тыква.

У Вовы клюква.

Во саду ли, в огороде

У Ивана ослик бродит.

Выбирает, выбирает,

Что сначала съесть — не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива.

Мучается бедный ослик

Что сначала съесть, что после?

Впереди крыжовник зреет,

Позади малина спеет.

Голоден до полусмерти,

Ослик головою вертит.

Слева — свёкла, справа — брюква,

Слева — тыква, справа — клюква.

Снизу — свежая трава,

Сверху — сочная ботва.

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва.

Выбрать ничего не смог,

И без сил на землю лег…

Ослик глубоко вздохнул…

Так голодным и уснул.

И. Лопухина

Воду, воду, воду

Лили, наливали.

Валю, Валю, Валю,

Валеньку купали.

И. Лопухина

Вот Валюшка,

вот Варюшка,

вот ворона,

вот ватрушка,

Вот вагончик,

вот варенье,

Вот про «В»

стихотворенье!


И. Лопухина

Говорит великан великану:

— Головой я до неба достану!

Великану в ответ великан:

— Выпить весь я могу океан!

В небе паровоз летает,

В море плавает вагон,

Волк по воздуху шагает,

Кто не верит — выйди вон!

Воробьи, вороны, совы,

Волки, львы, волы, коровы.

Кто сумеет повторить?

Не сумел — тебе водить!

И. Лопухина

У девчонки, у Варюшки

потерялись варежки.

Помогали две Валюшки

искать Варе варежки.

А. Тараскин

Воробья врачи спасли,

в вертолёт его внесли.

Вертолёт вертел винтами,

волновал траву с цветами.

Г. Виеру

Уточка-вострохвосточка

ныряла да выныри­вала,

выныривала да ныряла.

Воробей влетел в окно

воровать у нас пшено.

Водовоз вёз воду

из-под водопровода.

С. Маршак

Из окошка видит Вова:

подошла к пруду корова.

И нахмурил брови Вова,

глаз не сводит он с пруда:

— Выпьет воду всю корова

— где купаться мне тогда?

И. Демьянов

Возле грядки – две лопатки,

Возле кадки – два ведра.

После утренней зарядки

Мы работали на грядке –

И посадки все в порядке,

Их теперь полить пора.

Вова-Вова, карапуз

Съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается,

Вова отпирается:

– Это, бабушка, не я!

Это – кошечка твоя!

Варежки у Вари пропали на бульваре.

Воротилась Варя вечером с бульвара,

И нашла в кармане варежки Варвара.

Е. Благинина.

Волк войти боится в воду –

Волк в реке не знает броду.

Воробей взлетел повыше –

Видно все с высокой крыши.

Б. Тимофеев.

Взмокший вол с поклажей воз

Вдоль дороги вязкой вёз.

Вдруг воробышек-пострел

Подле ног возницы сел.

Воз качнулся, скрипнул, встал,

Вол вздохнув, без сил упал.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Н.Нищева

Стихи и чистоговорки. ЗВУК [Ф]

Фа-фа-фа — в углу стоит софа.

Аф-аф-аф — в замке живет граф.

Фе-фе-фе — он живет в Уфе.

Фэ-фэ-фэ — мы пойдем в кафе.

У Феофана Митрофаныча

Три сына Феофаныча.

Жил в горах волшебник Феликс

С буквой Ф и птицей Феникс.

Зажигал фонарик Феликс,

Загоралась птица Феникс.

Наш Филат не бывает виноват.

Филипп к печке прилип.

У Фани – фуфайка, у Феди – туфли.

Михаил играл в Футбол, он забил в ворота гол.

Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле

У Фадея дафнии.

Филя в фильме – фельдфебель.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

На фотографии у Федора – Федора, на фотографии у Федоры – Фёдор.

В огороде Фекла ахала и охала: уродилась свекла не на грядке, около.

Жалко свекле Фёклу. Жаловалась Фёкла: «Заблудилась свёкла!»

Стихи и чистоговорки. ЗВУК [Н]

На-на-на — нам звезда видна.

Ан-ан-ан — на стенке таракан.

Не-не-не — ваза на окне.

Ни-ни-ни, — далеко горят огни.

Ин-ин-ин — к нам плывет дельфин.

Но-но-но — мы пойдем в кино.

Он-он-он — в зоопарке слон.

Ну-ну-ну — вас я припугну.

Ун-ун-ун — в сказках есть колдун.

Ын-ын-ын — это старший сын.

Ню-ню-ню — сена дам коню.

Ня-ня-ня — отыщи меня.

Ян-ян-ян — где растет тимьян?

Нашего пономаря никто не перепономарит, а наш пономарь всех перепономарит

Ворона боронила неборонованное поле.

Задумчивых фламинго

Я вижу у воды,

Загадочных фламинго,

Похожих на цветы.

Стоят на длинных ножках

Семь птичек-недотрог,

И каждая похожа

На розовый цветок.

Е. Кай.

В квартире нашей солнце!

И ванна! И балкон!

К балкону кот крадется –

Кот просто восхищен!

Он все углы обнюхал –

Котище молодец! –

Обследовал всю кухню

Придирчивый жилец…

Е. Кай.

К нам забрел на дачу лось.

Это да! Вот это гость!

Появился он в кустах…

И ничуть не страшный!

Он с ромашкой на рогах,

Он совсем домашний!

Был задумчив великан,

А глаза печальны…

Лось устал наверняка

От походов дальних.

Е. Кай.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки,

может, норка — возле норки?

Нет нигде. Пропал и след.

Норка — здесь, а норки — нет!

А. Шибаев.

Нам ни к чему такие шутки!

Кто ночью срезал незабудки?

На грядке отпечатки ног.

Наверно, это – носорог.

Г. Сапгир.

Нос не в свои дела суют,

Носами перед сном клюют.

Зато один веселый нос

Папаша Карло нам принес.

Я. Аким.

Нарядили ножки

В новые сапожки.

Вы шагайте, ножки,

Прямо по дорожке.

На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

Е. Тарлапан

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед –

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

Е. Серова.

Целый день теленок ест.

Как ему не надоест?

Ест теленок потому,

Что надо вырасти ему.

И тигренок, и слоненок,

И щенок, и поросенок.

Все едят, едят и пьют,

И растут, растут, растут…

И. Михайлова.

Стихи и чистоговорки. ЗВУК [М]

Ма-ма-ма – дома я сама.

Му-му-му – молоко кому?

Мо-мо-мо – едим эскимо.

Мы-мы-мы – прочитали мы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.

Кот молоко лакал, а Боря Булавку искал.

Вы малину мыли ли? — Мыли, но не мылили.

Мед медведь в лесу нашел, мало меду много пчел.

Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

Маленькая болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала.

Наши руки были в мыле, мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.

Макар макал макароны в молоко, а макака макала Макара в реку.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Хорошо известно всем:

Где метро, там буква М.

А. Шибаев.

Наши руки были в мыле,

мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами,

помогали нашей маме.

В. Лифшиц.

Картинка в букваре.

Мама купала в лохани малышку,

Мылом, мочалкой мыла голышку.

Около мамы Мила стояла,

Тёплой водой малыша обливала.

Аллочка ласково вытрет младенца

Тёплым, лохматым, большим полотенцем.

И. Лопухина.

Мышка мылом мыла носик,

Мыла спинку, мыла хвостик.

Мыла так, что стала белой,

И от счастья мыло съела.

Мама Милу с мылом мыла.

В глаз попало Миле мыло.

Мама Миле говорила:

— Не сердись, дочурка Мила!

— Не сержусь,— сказала Мила.

— Я выплакиваю мыло.


И. Демьянов

Мама! Так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье «МАМА».

Я. Аким.

Ну-ка, М, дай руку А,

Ну-ка, МА, дай руку МА.

МА и МА, а вместе – МАМА.

Это я пишу сама.

Надо знать, как писать

Букву М и букву А.

Испишу я всю тетрадь:

М и А, МА и МА,

МАМА, МАМА, МАМА, МАМА –

Тихо перышком скриплю.

Посмотри коре мама,

Вот как я тебя люблю!

Г. Виеру.

В шубке скачет поутру

Эта мама-кенгуру.

Мама – житель жарких стран,

Мама из Австралии…

А на шубке есть карман –

И карман не маленький.

Ни конфетки, ни платка

Нету в нем наверняка…

Было нам и невдомек,

Что в кармане спал сынок!

Е. Кай.

Не спорьте, это буква «ам»!

– Нет, «му»!

– Нет, «ме»!

– Нет, «ам»!

Ам! Ам!

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик!

Запутались совсем

Ученый пес, коза и бык,

Увидев букву М…

А. Шибаев.

Медвежий марш и вальс медвежий!

С гармошкой мишка на манеже.

Медведица с медведем пляшет.

Им медвежонок лапой машет.

В. Берестов.

Бедный мишка заболел –

Мишка много мёду ел.

Мишка плачет и кричит:

«У меня живот болит!»

Мишка стонет, слезы льет –

У него болит живот.

Непослушный жадный мишка

Съел лесной малины лишка.

Ф. Бобылев.

Мяч летает полосатый.

В мяч играют медвежата.

– Можно мне? – спросила мышка.

– Что ты! Ты еще малышка.

Г. Сапгир.

Мячик прыгает цветной

Во дворе передо мной.

Этот мячик очень мил:

Стекол он еще не бил.


Г. Виеру.

Я люблю мышей и птичек. Мяу!

Не таю своих привычек. Мяу!

Чистоплотна, аккуратна,

Если гладят – мне приятно.

в темноте я зорко вижу,

Понапрасну не обижу.

Но дразнить меня опасно –

Я царапаюсь ужасно. Мяу!

В. Стоянов.

infourok.ru

Советы рукодельницам