УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ В СЛОВАХ

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна. И сегодня я буду у вас проводить урок русского языка.  Все ли у вас готово к уроку. Чтобы у нас было хорошее настроение, мы улыбнемся соседу слева и соседу справа

– Сегодня вас приглашают в гости  жители одной удивительной страны. А что это за страна и кто её жители вы мне ответите сами.  Загадаю вам загадку.

Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ.

— Правильно,  буквы нас приглашают в страну «Грамотейки».  Где мы будем проходить интересные задания. А перед тем как мы отправимся в путешествие, откройте тетради и запишем дату и классная работа. 

— Вы записали, если да то поднимите глаза, чтобы я видела кто готов, а кто нет.

— В стране «Грамотейка» злой северный ветер разбросал интересные жилища на главной улице. Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите?

– Объясните значение слова “чум”?

– Назания, каких жилищ народов севера вы ещё знаете?

— Произнесите слово “чум”. Какой звук первый в этом слове?

– Какая орфограмма встречается в этом слове?

– Как пишется слово “чум”?

— Какое правило здесь  использовалось?

— Вот какое задание северный ветер принес вместе с чумами: припиши слева или справа сочетания «жи-ши, ча-ща, чу-щу», чтобы получились слова. И запишите эти слова в тетрадь.

Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.

— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока. 

— Правильно,  мы сегодня будем тренировать в написании слов в сочетании «жи – ши, ча – ща, чу — щу».  Нам нужно вспомнить правила написания слов с сочетании  «жи – ши, ча – ща, чу – щу». Но ветер унес вторую часть правил. И на улице под название «Правила» начались разногласия. Чтобы жители больше не спорили, мы допишем эти правила. (слайд с недописанными правилами).

— Молодцы, теперь у мирных жителей больше не будет разногласий. А на этой улице живут очень дружные друзья жи – ши, ча – ща, чу – щу. Но у них возник спор. Они просят нас, чтобы мы его разрешили. Ребята, поможем друзьям?

— Вам необходимо разделиться на пары. И выполнить такое задание: нужно найти и исправить ошибки в словах, правильные варианты ответов записать в тетрадь.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.

— Давайте проверим, что вы нашли.

— Молодцы, а теперь мы отдохнем. Встаньте из — за парт и повторяйте за героями.

Физкультминутка

Включение презентации.

— Ребята, чтобы северный ветер больше не возвращался, мы с вами выполним самостоятельную работу, которую он нам составил. И после этого как в решите все задания на карточке, вы сдадите мне. А я их отнесу северному ветру. И он больше не вернется в страну «Грамотейку». Давайте решим 2 задания вместе, а остальные 3 самостоятельно, если возникнут вопросы, просто поднимите руку, и я к вам подойду и помогу.

Задания.

1. Прочитай. Подчеркни только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ.

У шиповника красивые цветы. Чудная картина, как ты мне родна. Дедушке сшили новый жилет. У машины резиновые шины. У нас живёт собака Рыжик. Вечером мы пили чай с шиповником. В воздухе кружились пушистые снежинки. Мыши живут в норке. Щука плавает в речке. В огороде вырос, вкусный щавель.

2. Напиши слова во множественном числе.   

 Шалаш — __________

 Чиж — _______

 Ландыш — __________

 Корж — ____________

 Морж — ___________

 Пляж — _________________

 Груша — _____________

 Карандаш — ___________

 Витраж — ___________

 Лужа- ____________

3. Допиши слово или отгадку. Условие — в словах должны быть орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут _________.

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни _________.

Если с крыши потекло

И сугробы ниже –

Значит, солнце припекло,

Убирайте _ ______.

По полям бегут ручьи,

На дорогах ______

Скоро выйдут муравьи

После зимней ______.

Покружилась в воздухе

Звездочка немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Это ___________)

Слова для справок:

4. Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

  Коровы — м_______, змея ш______,  кузнечики –тр______, дятлы — с_______, кони мч_т.

5. Прочитай, вставь пропущенные орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Шиповник.

В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами. Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__.

Открываем дневники, записываем домашнее задание: повторить правила написания жи-ши, ча-ща, чу-щу. 

— Ребята, что мы сегодня повторили?

Я испытывал затруднения…

Мне понравилось…

У меня получилось…

—  Если вам понравился урок, то закрасьте смайлик красным, желтым — если все получилось, но возникли трудности.

kopilkaurokov.ru

«Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Тема:  Упражнения  в  написании  слов  с  буквосочетаниями  жи-ши,   ча-ща,  чу-щу.

      Цель: отработать  навыки  правильного  написания  слов  с  буквосочетаниями  жи-ши,  ча-ща,  чу-щу.

                 

1. Организационный  момент.

2. Сообщение  темы урока.

         Для  отработки  навыков  правильного  написания  слов с  буквосочетаниями жи-ши, ча–ща, чу–щу  имеется  очень  много  видов  упражнений   и   игр.  Наиболее  интересные  из  них,  и   те,  которые  применяю  в  своей  практике,  предлагаю  на  ваше  внимание.

3. Основная  часть.          

1. Разминка —  ответы  на  вопросы.

  1. Как  называется  африканское  животное  с  длинной  шеей?

                                                                                            (Жираф).

  1. Как  называется  дикая  роза?  (Шиповник).
  2. Какой  ты  знаешь  съедобный  гриб  с  рыжей  шляпкой?  (Рыжик).
  3. Какой  инструмент  используют, чтобы  проколоть  отверстие? 

                                                                                              (Шило)

  1. Как  называется  форменное  пальто  у  военных?  (Шинель)

— Перечислите  только  ответы.

— Что можете  сказать  про  эти  слова? 

  а)  Не  шит,  не  кроен

       А на  ниточки  сборен  (Чулок)

  б)  У  нее  во  рту  пила

        Под  водой  она  жила

        Всех  пугала,  всех  глотала

        А  теперь  в  котел попала.  (Щука)

   Вывод:  слова  с  буквосочетаниями  жи-ши,  ча-ща,  чу-щу.

 2. Упражнения  и  игры.

  1)   Знаем  ли  слова  с  сочетаниями ча?

        Кто  быстрее  и  правильнее?   

 

                                  Ча   .                                     (чай)

                                  Ча  .  .                                   (чаща)

                                  Ча  .  .  .                                (чайка)

                                  Ча  .  .  .  .                             (чайник)

                                  Ча  .  .  .  .  .                          (часовой)

                                  Ча  .  .  .  .  .  .                       (часовщик)

 

  2)   Игра  « Угадай  слова»  

            Шала…  жи                                       (шалаши)

            Гара …   ши                                      (гаражи)

            Све …    ча                                        (свеча)

            Уго…     чу                                        (угощу)

            Кри…     щу                                       (кричу)

 

 3)   Составьте  слова  из  слогов.

             лы     ча        пру        ща     ма

             ша     кры     жи         ши     ро

             чай    ша      ник         ща

             на      вель    встре     на

 

 4)   Отгадайте  ребусы.

       Щ ’рука   (рисунок)                              ’’груши  (рисунок)

      (щука)                                                      (уши)

 

 5)    Исправьте  ошибку.

                     волчята                       пищат

                     добыча                        трещят

                     чяйка                           прощянье

 

 6)    Игра  «Поймай  слово».

       Класс  делится  на  3   варианта

       Каждый  вариант  записывает  с  определённым  сочетанием:  жи-ши,  ча-ща,  чу-щу.

       Чудак,  тащу,  роща,  дача,  жир,  шило,  смущать,  начало,  чучело, моржи,  щука.

 

 7)    Спиши,  вставляя  пропущенные  буквы.

        Стриж…                           малыш…

        Ерш…                               луж…

        Ландыш…                        пруж…на

        Ш…повник                      рыж….к

 

 8)  Работа  в  паре  (карточки,  где  рисунок  и  слово  с  пропущенной  буквой)

 

 9)    Допишите  слова.

   …сы,  …ка,  …ник,  …гун,  гра…, пи…,  ча…, ту…, добы…, ро…, …на,  лы….

 

 10)  Отгадайте  и  запишите  слова.

            1. Кто  живёт  у  нас  на  крыше,

                А  в  чулане  жили … (мыши).

            2. Не  поедет  без  бензина

                Ни  автобус, ни …(машина)

            3. По полям  бегут  ручьи,

                На  дорогах – лужи.

                Скоро выйдут  муравьи

                После  зимней … (стужи)

 

4.  Итог  урока.   Игра  «Договорите  правило»

               Сочетания  жи-ши

               Только  …  (с  буквой  и  пиши)

               Сочетания  чу-щу

               Только  …  (с  буквой  у  пишу)

               Чаща,  дача  и  печать –

               Нужно  …  (с  буквой  а  писать).

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему: «Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»»

Тема: Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цель: отработать навыки правильного написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Для отработки навыков правильного написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча–ща, чу–щу имеется очень много видов упражнений и игр. Наиболее интересные из них, и те, которые применяю в своей практике, предлагаю на ваше внимание.

3. Основная часть.

1. Разминка — ответы на вопросы.

  1. Как называется африканское животное с длинной шеей?

(Жираф).

  1. Как называется дикая роза? (Шиповник).

  2. Какой ты знаешь съедобный гриб с рыжей шляпкой? (Рыжик).

  3. Какой инструмент используют, чтобы проколоть отверстие?

(Шило)

  1. Как называется форменное пальто у военных? (Шинель)

— Перечислите только ответы.

— Что можете сказать про эти слова?

а) Не шит, не кроен

А на ниточки сборен (Чулок)

б) У нее во рту пила

Под водой она жила

Всех пугала, всех глотала

А теперь в котел попала. (Щука)

Вывод: слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2. Упражнения и игры.

1) Знаем ли слова с сочетаниями ча?

Кто быстрее и правильнее?

Ча . (чай)

Ча . . (чаща)

Ча . . . (чайка)

Ча . . . . (чайник)

Ча . . . . . (часовой)

Ча . . . . . . (часовщик)

2) Игра « Угадай слова»

Шала… жи (шалаши)

Гара … ши (гаражи)

Све … ча (свеча)

Уго… чу (угощу)

Кри… щу (кричу)

3) Составьте слова из слогов.

лы ча пру ща ма

ша кры жи ши ро

чай ша ник ща

на вель встре на

4) Отгадайте ребусы.

Щ ’рука (рисунок) ’’груши (рисунок)

(щука) (уши)

5) Исправьте ошибку.

волчята пищат

добыча трещят

чяйка прощянье

6) Игра «Поймай слово».

Класс делится на 3 варианта

Каждый вариант записывает с определённым сочетанием: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Чудак, тащу, роща, дача, жир, шило, смущать, начало, чучело, моржи, щука.

7) Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Стриж… малыш…

Ерш… луж…

Ландыш… пруж…на

Ш…повник рыж….к

8) Работа в паре (карточки, где рисунок и слово с пропущенной буквой)

9) Допишите слова.

…сы, …ка, …ник, …гун, гра…, пи…, ча…, ту…, добы…, ро…, …на, лы….

10) Отгадайте и запишите слова.

1. Кто живёт у нас на крыше,

А в чулане жили … (мыши).

2. Не поедет без бензина

Ни автобус, ни …(машина)

3. По полям бегут ручьи,

На дорогах – лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней … (стужи)

4. Итог урока. Игра «Договорите правило»

Сочетания жи-ши

Только … (с буквой и пиши)

Сочетания чу-щу

Только … (с буквой у пишу)

Чаща, дача и печать –

Нужно … (с буквой а писать).

multiurok.ru

Урок рус.языка во 2 кл. Упражнения в написании слов с ЖИ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ермаковская основная общеобразовательная школа»

623938, Свердловская область, Слободотуринский район, д. Ермакова 60

E-mail: [email protected]

Русский язык во 2-м классе: «Упражнения в правописании сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Данные об авторе: Гагарина Оксана Георгиевна, I К/К

Место работы, должность:  МКОУ «Ермаковская ООШ», учитель начальных классов.

Уровень образования: средне-специальное

Цель: обобщение знаний учащихся о написании сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Цели урока:

— развивать умение писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развивать речь и интерес к учёбе;

— обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих согласных звуков;

— способствовать развитию орфографической зоркости учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: понимать учебную задачу и искать пути её решения, применяя правила правописания;

Познавательные:

— общеучебные: уметь применять правила правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу,

— информационные: поиск информации с помощью электронного пособия.

Коммуникативные: сотрудничество, умение распределить работу в группе; взаимопроверка.

Регулятивные: самоконтроль, контроль товарищей.

Оборудование:

— интерактивная доска;

— документ – камера;

— электронное приложение по русскому языку.

-презентация

Учебно-методическое обеспечение: «Русский язык. 2 класс», авторы учебника Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. 3-е изд., перераб. — М.: БАЛЛАС, 2011. ОС «Школа 2100»

Ход урока

I Мотивация к учебной деятельности

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II.Чистописание

Стала снежинка буввою Ж

Солнце её не растопит уже.

Прописывание сочетаний ЖУ, ЖА, ЖЕ, ЖИ.

Прописывание слова ЖЕМЧУЖИНА.

Поставьте в слове ударение.

-Сколько в слове слогов?

-Сколько гласных? Сколько согласных? Разделите для переноса.

Жем-чужи-на. Что такое жемчужина? Где можно узнать об этом?

Подчеркните орфограммы.

III . Постановка цели урока. Актуализация знаний.

-Как вы сформулируете цель нашего урока?

1. В доме жили лыжи

И котёнок рыжий.

Там учили малыши:

С буквой И жи, ши пиши. (слайд 2-3)

2. Чашка, чайник, блюдце

На столе смеются.

Угощают чаем всех:

Вам конфета, вам орех.

Всем большой привет,

Всем такой совет:

Грамотными нужно стать,

С буквой А ча, ща писать. (слайд 4-5)

3. А в шкафу чулки, носки

Ищут штопку от тоски.

Я сижу и всё грущу,

Кучу правил я учу.

Мне положено всё знать:

С буквой У чу, щу писать. (слайд 5-6)

III. Обобщение и систематизация знаний учащихся

Составь слова

-Составьте слова, добавляя сочетания ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. (слайд 8)

— Ребята сейчас мы с вами будем отгадывать загадки и отгадки будем записывать в тетрадь с комментированием, выделяя известные нам орфограммы. ( записываем слова на доске )

  1. Без рук, без ног

По доске всё скок да скок,

К помидорке подскакал

На кусочки покромсал.  (ножик)

  1. Стоят старики над водой

Качают бородой (камыши)

  1. Ног нет, а хожу

Рта нет, а скажу:

Когда спать

Когда встать (часы)

  1. В огороде есть трава,

Очень кислая она.  (щавель)

  1. В речке хвостиком виляет

Зубами рыбешек, пугает (щука)

— Что объединяет все эти загадки?

— Какие шипящие согласные звуки встречаются в этих словах?

— Ребята, а сейчас мы с вами немножко отдохнем.

-ФЗМ-

Работа на нетбуках. Папка ЖИ-ШИ

Работа по учебнику с.123, упр.183

Задание на развитие речи.

Из данных слов составить и записать предложения, выделить орфограммы. (Запись на интерактивной доске), (слова распечатаны отдельно на листиках)

Служить Родине жить-

( Жить – Родине служить).

-О ком эта пословица?

погибай, товарища Сам а выручай.

(Сам погибай, а товарища выручай.)

-В этом году исполняется 70 лет со дня победы над фашистской Германией, многие геройски погибли в этой войне. До последней капли крови они защищали нашу Родину, что бы мы могли жить в свободной стране.

-Запишите эти пословицы в тетрадь. (Проверка по образцу слайд 11)

IV.Рефлексия

Выберите одно предложение и закончите его

Сегодня на уроке:

Самооценка уч-ся

V. Д/З Карточки (разноуровневые)

infourok.ru

« Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Конспект урока русского языка в 1 классе

Тема: « Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Цель деятельности учителя: создать условия для повторения и закрепления навыка употребления буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; проверить прочность усвоения навыка.

Тип урока: решение частных задач

Планирумые результаты

Предметные: различают звуки речи, понимают, что такое « орфограмма, выделяют в слове орфограммы; пишут И после Ж и Ш; А, У – после Ч и Щ; демонстрируют умение пользоваться средствами устного общения.

Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, сохраняют интерес к учебному материалу.

Метапредметные универсальные учебные действия:

познавательные: анализируют изучаемые факты языка, выделяют их отличительные признаки, находят в тексте ответ на поставленный вопрос осуществляют поиск нужной информации в учебнике;

коммуникативные: используют в общении правила вежливости, строят понятное для партнёра высказывание, формулируют собственное мнение и позицию;

регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, выполняют учебные действия в устной и письменной форме.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы: презентация « ЖИ-ШИ в словах» ( электронный ресурс, тренажёр « Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Оборудование:

-учебник: Н. В. Нечаева « Русский язык» 1 класс

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Сегодня на уроке мы будем продолжать своё путешествие по страницам учебника русского языка и обобщим знания, которые получили на уроках обучения грамоте . С собой в путешествие возьмем хорошее настроение и пожелаем друг другу удачи.

( Пальчиковая гимнастика.)

II. Постановка учебной задачи и актуализация знаний.

Мы отправляемся в путешествие в некоторое царство, некоторое государство. Оно необычное. В нём находятся замки, в которых живут разделы русского языка. О них мы будем узнавать на наших уроках.

-В каком замке мы находимся сейчас? (Орфография)

-С каким словом из этого замка мы уже познакомились? ( Орфограмма)

— Что такое орфограмма? ( Опасное место на письме)

Чтобы определить тему урока мы поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе:

— работаем дружно;

-выбрать капитана;

-один говорит, другие слушают;

-если не понял, вежливо переспроси.

Задание группам. Найдите и подчеркните общее во всех словах. Запишите ответы листочках. ( приложение №1)

1 группа: Лужи, сторожит, чижик, этажи, пружина.

2 группа: Шишка, пушистый, шиповник, вершина, ошибка.

3 группа: Часы, галчата, перчатки, печаль, начало.

4 группа: Пищал, пища, угощал, обещание, прощал.

5 группа: Молчу, чудесный, чужой, учусь, чучело.

6 группа: Грущу, чищу, щука, ищу, прощу.

Ответы групп, выбор нужного сочетания на доске.

Сформулируем тему урока.

Правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Цель урока: научиться правильно писать данные сочетания.

Приготовимся работать в тетрадях. ( Посадка, положение тетради).

Ребята, какое сегодня число?

— Как запишем классная работа?

Подписываем число, классная работа.

Минутка чистописания.

Вам нужно выбрать букву, которую я загадала. Она обозначает согласный, твёрдый, звонкий парный звук. ( Это Ж). ( презентация)

Какая закономерность? Жж Жжж Жжжж

Оценим работу соседа. + или -.

III. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Потренируемся в написании сочетаний.

Запишем слова, подчеркнём названные сочетания. ( доска)

  1. Лужи, пружина, шишка, вершина.

  2. Часы, галчата, пища, роща.

  3. Учу, молчу, чищу, ищу.

Самопроверка с доской. Поставить + за каждую верно выполненную строчку.

Давайте сделаем вывод о написании сочетаний жи-ши, ча-ща, чущу.

Физкультминутка. . Разминка для глаз. « Бабочка»

Спал цветок (закрыть глаза, расслабится),

И вдруг проснулся (поморгать глазами),

Больше спать не захотел, (руки поднять вверх, посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся ( согнутые руки развести в стороны)

Взвился вверх и полетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

У каждого из вас есть конверты. ( приложение №2)

Составьте вывод из частей предложений и наклейте в тетрадь.

Взаимопроверка с доской. Если всё верно, поставьте +.

IV Применение знаний и умений.

А)Выполнение задания из учебника №13 с. 10

Прочитать задание, написать слова через запятую. Подчеркнуть изучаемые сочетания.

( Уши, ужи, щука, чаща, чудо) .

Самопроверка: за каждое слово +.

Посчитайте, сколько плюсов вы заработали. 10 +,9+ молодцы! 8+,7+ хорошо. Остальным нужно быть более внимательными, старательнее выполнять оставшиеся задания.

Б) Работа в паре. Вставьте пропущенные буквы в слова.( приложение №3) ( презентация)

Ж_тели друж_на

Ч_десный обещ_ние

Уч_сток кольч_га

Верш_на крольч_та

Доч_рка ж_лет

Печ_ль запущ_

Встаньте те, кто не допустил ошибок.

В) Сейчас мы готовы выполнять самостоятельную работу. ( приложение №4)

Самостоятельная работа.

1Найдите и обведите слова только с сочетаниями ЧУ-ЩУ.

Чулки, чулан, калачи, стучат, кричу, число, тащу, ворчу, ученик, молчу, ищу.

2 Найдите лишнее слово в каждой строчке , подчеркните.

Вершина, лужи, тишина, душистый, весна, ландыши.

Шиповник, чижик, зашипит, пушистый, котик, сторожит.

3 Спиши, вставляя пропущенные буквы.

В ч..ще пищ..т галч..та. Для борщ… нужна свёкла. Щ…ку я тащ…- тащ…, но никак не вытащ….

4.Исправь ошибки.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу,

щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу,

стучю, роща, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.

V.Итоги урока. Рефлексия.

В каком мы были царстве? В замке?

Что повторяли? Кому было легко?

Кто сумел получит 10 +? У кого получилось справиться с самостоятельной работой?

Все молодцы! Спасибо за урок!

Приложение №1

Лужи, сторожит, чижик, этажи, пружина.

Шишка, пушистый, шиповник, вершина, ошибка.

Часы, галчата, перчатки, печаль, начало.

Пищал, пища, угощал, обещание, прощал.

Молчу, чудесный, чужой, учусь, чучело.

Грущу, чищу, щука, ищу, прощу.

Приложение №2

( Разрезать по строчкам, каждую строчку разрезать на 3 части)

Жи — ши пишем с буквой И.

Ча — ща пишем с буквой А.

Чу — щу пишем с буквой У.

Жи — ши пишем с буквой И.

Ча — ща пишем с буквой А.

Чу — щу пишем с буквой У.

Жи — ши пишем с буквой И.

Ча — ща пишем с буквой А.

Чу — щу пишем с буквой У.

Жи — ши пишем с буквой И.

Ча — ща пишем с буквой А.

Чу — щу пишем с буквой У.

Жи — ши пишем с буквой И.

Ча — ща пишем с буквой А.

Чу — щу пишем с буквой У.

Приложение №3

Ж_тели друж_на

Ч_десный обещ_ние

Уч_сток кольч_га

Верш_на крольч_та

Доч_рка ж_лет

Печ_ль запущ_

Ж_тели друж_на

Ч_десный обещ_ние

Уч_сток кольч_га

Верш_на крольч_та

Доч_рка ж_лет

Печ_ль запущ_

Ж_тели друж_на

Ч_десный обещ_ние

Уч_сток кольч_га

Верш_на крольч_та

Доч_рка ж_лет

Печ_ль запущ_

Приложение №4

Самостоятельная работа.

1Найдите и обведите слова только с сочетаниями ЧУ-ЩУ.

Чулки, чулан, калачи, стучат, кричу, число, тащу, ворчу, ученик, молчу, ищу.

2 Найдите лишнее слово в каждой строчке , подчеркните.

Вершина, лужи, тишина, душистый, весна, ландыши.

Шиповник, чижик, зашипит, пушистый, котик, сторожит.

3 Спиши, вставляя пропущенные буквы.

В ч..ще пищ..т галч..та. Для борщ… нужна свёкла. Щ…ку я тащ…- тащ…, но никак не вытащ….

4.Исправь ошибки.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу,

щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу,

стучю, роща, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.

Самостоятельная работа.

1Найдите и обведите слова только с сочетаниями ЧУ-ЩУ.

Чулки, чулан, калачи, стучат, кричу, число, тащу, ворчу, ученик, молчу, ищу.

2 Найдите лишнее слово в каждой строчке , подчеркните.

Вершина, лужи, тишина, душистый, весна, ландыши.

Шиповник, чижик, зашипит, пушистый, котик, сторожит.

3 Спиши, вставляя пропущенные буквы.

В ч..ще пищ..т галч..та. Для борщ… нужна свёкла. Щ…ку я тащ…- тащ…, но никак не вытащ….

4.Исправь ошибки.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу,

щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу,

стучю, роща, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.

kopilkaurokov.ru

Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ.

3класс.

Тема: Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ.

Цель: Совершенствовать умение определять и писать орфограммы ча-ща, чу-щу, жи-ши;

Задачи: Корректировать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;

Воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль.

 Оборудование:  Учебник «Русский язык» , сюжетные картинки, ИКТ.

                                                Ход урока

        I.   Организационный момент. 

              Психологический настрой

      — Добрый день, дорогие ребята!

        Я рада видеть вас на уроке письма и развития речи.

        Улыбнитесь друг другу.

        Хорошее настроение – залог успешной работы на уроке.

        Желаю всем вам успехов.

       

— Сядет тот, кто назовёт слово с мягким шипящим согласным.

— О каком правиле написания мы должны помнить, чтобы верно записать это слово?

— Сядет тот, кто назовёт слово с твёрдым шипящим согласным.

— На какое правило эти слова?

II.     Минута чистописания.

    щу_______щука______щурится

    чу________лечу______чужой

    жи__ши____ча____ща____чу____щу

Самоконтроль:

                Буквы вы писать старались,

               Но не все они красиво получались.

               Лучшие буквы определите,

               Синим карандашом их подчеркните.

    III.      Работа по карточкам.  

 Что любят малыши? Допиши ЖИ или ШИ:

Малы… любят лу… .

Малы… любят грызть каранда… .

Малы… не любят рано ло…ться спать.

Вставь нужные гласные после шипящих:

1.С кем ты друж…шь?

2.Ты ч…сто ходишь в кино ?

3.У тебя есть ч…сы ?

4.Ты ч…сто моешь уш… ?

5.Ты любишь кататься на маш…не ? Спиши слова. Выдели ЖИ-ШИ:

Ш…шки,  лыж…,  уж…н,  ж…дкий,  ворош…ть,  маш…на,  ж…лка,  ш…п, кувш…н,  ш…ть.

— Составь и запиши с одним из слов предложение.

                     

Ф и з к у л ь т м и н у т к а. 

       Для начала мы с тобой покачаем головой.

       Оборот и оборот, а потом наоборот.

       Поднимаем руки вверх, плавно опускаем вниз.

       Снова тянем их наверх.

       Ну, дружочек, не ленись!

       IV.Работа с учебником. 

       Щ…ка, ч…чело, нож…,

       ш..шка, ландыш.., еж…,

       пищ…, ч..йник, ч..шка, ч..й.

       Как напишешь? Отвечай!

-Спиши слова. Вставь пропущенные гласные после шипящих.

 V.Закрепление.

1.Запиши слова в два столбика:

 Встреч…,  нач…ло,  ч…сто,  ш…рокий,  калош…,  пуш…нка,  прич…л.

2.Подбери подходящее по смыслу слово-действие: что делают?

Подчеркни ЧА-ЩА:

Коровы … ; сороки … ; мыши … ; медведи … ; петухи …; дятлы … . С л о в а    д л я   с п р а в о к : пищат, трещат, мычат, кричат, стучат, рычат.

6.Итог урока.

— Правописание каких буквосочетаний  повторяли сегодня?

                   В сочетании  жи, ши

                   Всегда пишу я букву и.

                   В сочетании чу, щу

                   Всегда ставлю букву у.

                   Все слова на ча и ща

                   Пишу  с буквой  а всегда.

— Приведите примеры слов на данные правила.

— Оцените самостоятельно свою работу на уроке.

7.Выставление оценок.

8.домашнее задание.

infourok.ru

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.docx — Игровые упражнения «Правописание сочетаний ЖИ-ШИ, …

Правописание сочетаний ЖИ­ШИ, ЧА­ЩА, ЧУ­ЩУ
1. Волшебные колодцы
На таблице или на доске нарисованы рамки – «колодцы». На них написаны слова с
сочетаниями ЖИ­ШИ, в которых пропущена гласная И.
Учитель говорит:
­ Вот два волшебных колодца.
Вода из них не всем даётся.
Лишь сможет тот воды достать
Кто знает, как ЖИ­ШИ писать.

Желающие «достать воды» выходят по вызову к доске, говорит правило
правописания сочетаний ЖИ­ШИ, после чего берут нужное «ведро» и опуская его сверху в
колодец, читают слова.
нка
нка
нка
стый
ить
нка
Ы И
Рыж
Чиж
Заш
Реш
Леж
Туш
к
к
ть
ли
т
ть
Снеж
Пуш
Пруж
Душ
Друж
Кув

2. «Наборщики» (сочетания ЧА­ЩА)
Учащиеся записывают в строчку слоги: ту, сы, да, ку, ша, пи, ро, пу, ча, вель и два
столбика по 5 слогов ЧА и ЩА.
Задача: подставляя справа и слева к сочетаниям ЧА и ЩА слоги из набора,
составить 10 слов с сочетаниями ЧА и ЩА. Победителями считаются первые три ученика,
которые правильно выполнили задание.
3. «Поймай слово» (сочетания ЧУ­ЩУ)
Игра проводится в форме выборочного диктанта. Класс делится на 2 команды.
Первая записывает слова с сочетаниями ЧУ, вторая – с сочетаниями ЩУ. Побеждает
команда, допустившая меньше ошибок.
Слова для диктанта: щука, чугун, щуплый, тащу, чудак, щурится, чуткий, ищу,
схвачу, хочу, утащу, чужой, вытащу, чулок, чудеса, притащу, чудо, затащу, чулан,
чуткость, поищу, чудовище, пощупать, прощу, печурка, выращу, чуб, чучело, отращу,
чурбан, щучка, чувство, чурка, запущу, чугунный, отпущу, притащу.
4. «Ловкий вратарь»
Игра проводится в форме выборочного диктанта. Класс делится на 3 команды.
Первая команда записывает слова с сочетаниями ЖИ­ШИ; вторая команда – с сочетаниями

znanio.ru

Урок по теме «Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: обобщение знаний о шипящих звуках и развитие умения правильно писать сочетания с шипящими; развитие орфографической зоркости.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, справочное пособие по русскому языку издательство М: АСТ; Астрель, авт. Нефедова Е.Н., Узорова О.В., перфокарты в форме шишки, жёлудя, грибочка.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Руки? (Учитель)

— На месте. (Дети)

— Ноги?

— На месте.

— Локти?

— У края.

— Спина?

— Прямая.

2. Чистописание. Постановка учебной задачи.

Жж Шш Щщ Чч

— строчка закрыта.

— Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте буквы.

— Как называются звуки, которые обозначают эти буквы? (Шипящие)

— Назовите шипящие звуки, которые всегда мягкие? [ч)], [щ)]

— Назовите шипящие звуки, которые всегда твердые? [ж], [ш]

— Эти шипящие приносят много хлопот.

— Давайте вспомним законы письма гласных с этими буквами. (Открывается вторая строчка)

— Эти сочетания главные на нашем уроке. Сегодня мы закрепим написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Дети выполняют чистописание, записывая эти 2 строчки. Учитель обращает внимание на написание элементов букв.

3. Картинный диктант. (Приложение 1, слайд 1)

— Наши шипящие звуки попали в лесную школу, где учатся животные.

А что за животные мы сейчас узнаем (на слайде появляются изображения, дети пишут слова в тетради, выделяя орфограммы, по 1 человеку выходят к доске).

Учителем в школе был…., а учениками….

В тетради и на доске запись: Ёжик, волчата, бельчата, зайчата, мыши, щука.

— Как назвать одним словом всех, кого мы записали? (Животные).Запись этого слова и работа над ним , как над словарным.

— Какие изучаемые орфограммы есть в записанных словах?

1. Жи — ши, жи — ши
С буквой и всегда пиши.

2. Знаем твердо ча и ща
Пишем только с буквой а.

3. В сочетаниях чу, щу
Пишут только букву у.

4. Составление пословиц. Лексический разбор. Запись. (Приложение 1, слайд 2)

— Ежик приготовил своим ученикам пословицы, а вот мыши растащили их в разные стороны.

— Что такое пословица? (Народная мудрость).

— Давайте поможем, соберём пословицы из их частей.

Дети составляют пословицы, объясняют их смысл, записывают в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, при проверке буква открывается. (Приложение 1, слайд 3).

5. Физминутка.

Раз, два, три, четыре
Мышки дергали за гири,
Вдруг раздался страшный звон,
Разбежались мышки вон.
Вот часы пошли быстрее: тик-так, тик-так
Вот так, вот так.

6. Упражнение в правописании гласных после шипящих. (Приложение 1, слайд 4)

— Ох, уж эти мышки-проказники, никак не угомоняться.

— Слова спокойно жили в книжке,

Вдруг последнее слово отгрызли мышки.

Угадайте последнее слово и запишите его в тетрадь, сочетания подчеркните.

Запись с комментированием.

1.  Не поедет без бензина наша быстрая….(машина).

2. Ты к обеду положи ложки, вилки и … (ножи).

3. Я откликаться не хочу,
Меня зовут, а я … (молчу).

4. Принесла нам дождь плакучий
Эта грозовая … (туча).

5. Я только нитки отыщу
И змея в небо … (запущу).

7. Обобщение о шипящих звуках.

Ёжик дал своим ученикам ещё одно задание, а они затрудняются его выполнить. Помогите им. (Приложение 1, слайд 5).

Прочитайте слова: Очки, чижи, чайки, смешить, щавель, ищу.

— Запишите только те, в которых все согласные звуки мягкие.

С одним из записанных слов составляется предложение, подчеркивается грамматическая основа.

Например, Над морем кружились чайки.

8. Работа в парах.

У детей имеются справочные пособия по русскому языку для начальной школы. Авт. Нефедова Е.Н., Узорова О.В.

— Ребята, что-то наши ученики забеспокоились. Я поняла, в чем дело.

Откройте справочное пособие на стр. 76, упр. 172, посмотрите, беспокойство вызвали ошибки в словах. Возьмите карандаш и давайте поищем и исправим ошибки.

После выполнения, задание проверяется.

9. Работа с перфокартами. (Приложение 2. Образцы перфокарт: <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, < Рисунок 3> ).

— В заключение урока вам из лесной школы передали перфокарты. Будьте внимательны, вставляя нужную букву.

— Давайте проверим работу. Поменяйтесь перфокартами с соседом по парте и проверьте его работу. (Приложение 1, слайд 6).

10. Рефлексия.

— Что повторили сегодня на уроке? У кого сегодня получилось справиться со всеми заданиями?

— Спасибо вам, ребята, за сотрудничество, урок закончен.

16.11.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Советы рукодельницам