Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В
Задачи:
Коррекционно — образовательные:
— закрепить знания о звуках В — Вь;
— познакомить с новой буквой;
— закрепить умение соотносить звук с буквой;
— закрепить зрительный образ буквы;
— закрепить умение правильно употреблять предлоги;
— закрепить умение составлять сложные предложения;
Коррекционно — развивающие:
— развивать мелкую и артикуляционную моторику;
— развивать фонематическое восприятие;
— развивать мимическую мускулатуру лица;
Коррекционно — воспитательные:
— формировать доброжелательное отношение к друзьям и мультипликационным персонажам;
— воспитывать любовь к мультфильмам.
Оборудование: картинки с изображением Винни — Пуха, Совы, дерева, полочек, карточки (тыква, васильки, телевизор, ваза, варенье, варежки), буква В, цветы из картона (для выкладывания буквы), зеркала, игра «Найди букву», таблички с надписью «Со . а», карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент.
Игра «Какая буква потерялась?»
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл герой одного из мультфильмов (Педагог помещает на доску картинку с изображением Винни — Пуха).
Кто это?
Дети: Винни — Пух.
Логопед: Винни — Пух мне рассказал о том, что его очень хорошая знакомая Сова пригласила его на День рождения.
Педагог помещает на доску картинку с изображением Совы.
Логопед: Вы помните, что Винни — Пух любил различные дразнилки, сопелки?! Так вот. Решил он Сове на День рождения сочинить дразнилки — чистоговорки. И вот что у него получилось.
Дети проговаривают вместе с педагогом чистоговорки.
Ва — ва — ва — в лесу живёт сова.
Ва — ва — ва — вот летит сова.
Вы — вы — вы — День рожденье у совы.
Вы — вы — вы — несу подарок для совы.
Ве — ве — ве — васильков нарву сове.
Ве — ве — ве — споём мы песенку сове.
Логопед: Ребята, пока Винни — Пух учил дразнилки — чистоговорки для Совы, он не заметил как уснул. А что ему приснилось я сейчас вам расскажу. Но прежде, поставьте перед собой зеркала.
Дети выполняют движения согласно тексту. Развитие мимических мышц:
Приснился Винни — Пуху волшебный праздник Новый год. И он во сне улыбнулся.
Улыбка
Много-много подарков увидел возле ёлки Винни — Пух. И очень обрадовался.
Радость
Но вдруг злой волшебник испортил праздник. И Винни — Пух загрустил.
Грусть
От испуга Винни — Пух проснулся, открыл глаза и увидел, что в комнате сияет настоящая новогодняя ёлка. Восхищению Винни — Пуха не было предела.
Восхищение
Логопед: Зеркала не убирайте, они понадобятся нам чуть позже. Скажите, без чего не бывает Дня рождения? Ответы детей.
Я надеюсь, что Сова будет своих гостей угощать чаем с тортом. Давайте, мы тоже попьём чай вот из такой красивой чашечки.
Артикуляционное упражнение «Чашечка»: показ картинки.
Логопед: Кроме торта, может быть, будет ещё какое — нибудь вкусное варенье.
Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»: показ картинки.
Логопед: Можете убрать зеркала. А сейчас мы должны с вами назвать одинаковый звук в словах, которые мы сегодня называли: Винни — Пух, Сова, Новый год, волшебник, вкусное варенье…
Дети: Звуки В — Вь.
Дети дают характеристику звукам.
Логопед: Винни — Пух очень долго выбирал подарок Сове, но так и не выбрал. Давайте мы ему поможем. Назовите подарки, в названии которых есть звуки В — Вь.
Дети называют слова со звуками В — Вь.
Логопед: Ребята, пока Винни — Пух учил дразнилки — чистоговорки для Совы, выбирал подарок — очень устал. Давайте мы тоже отдохнём.
Физминутка:
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол спокойно сесть.
Логопед: Давайте вспомним, где жила Сова (вспоминают мультфильм)?
Дети: На дереве.
Логопед: Правильно. Вот на таком дереве.
Вы помните, что на дереве у Совы была надпись. Какая?
Дети: Сова.
Логопед: Когда Винни — Пух пришёл к Сове, он увидел на табличке вместо одной буквы точку. А так как у Совы праздник, он не стал ей об этом говорить. Но решил помочь. Как вы думаете, что произошло с буквой?
Дети: Буква потерялась.
Логопед: Может быть. Мы должны помочь Винни — Пуху найти букву, но прежде мы с ней познакомимся.
Показ буквы. Рассматривание элементов буквы.
Логопед: Скажите, какой подарок является основным (чаще всего)?
Дети: Цветы.
Логопед: Я предлагаю вам сделать подарок Сове — выложить букву В из цветов.
Дети выкладывают букву из бумажных цветов.
Логопед: Сове подарили очень много подарков. Давайте расставим их аккуратно на полочки, чтобы был порядок. Подарки будем расставлять в зависимости от количества слогов. Если в слове один слог — подарок ставим на первую полочку, два слога — на вторую и т.д.
Логопед: Я вам напоминаю, что Винни — Пух на День рождения пришёл без подарка. Он решил ситуацию исправить — помочь найти букву. Прежде чем начать помогать Винни — Пуху в поисках буквы, выполним гимнастику для глаз.
А сейчас попробуем найти букву.
Молодцы! Нашли букву. И всё — таки давайте подарим Сове новые таблички на дерево. У каждого из вас на столе лежит своя табличка, на которой написано «Со . а», но без буквы В. Вам нужно вписать букву и ваши таблички мы подарим Сове.
Пальчиковая гимнастика.
Дети работают с табличками.
Итог занятия.
Логопед: Кто сегодня приходил на занятие?
Куда ходил Винни — Пух?
С какой буквой мы сегодня познакомились?
Спасибо вам за помощь в поисках буквы. Вы молодцы!!
Автор: Жукова Татьяна Юрьевна,
учитель — логопед МБДОУ №5 «Белочка»,
г. Асино, Томская область, Россия.
Статья размещена в авторской редакции
planetadetstva.net
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук и буква И»
Конспект занятия по обучению грамоте, тема «Звук и буква И»
Задачи:
Образовательные: Закреплять понятие звук и буква «И».
Совершенствовать умение выделять гласный звук [и];
Закреплять понятие «гласный звук»;
Учить образовывать существительные ед. числа в множественное
Развивающие: развивать чёткое произнесение звука «И».
развивать зрительно – моторную координацию
Воспитательная: воспитывать уважение к ответам товарища.
Оборудование: картинка попугая, буква И со стрелочками, картинки с буквой И, паровоз, карандаши красного цвета, листы – ассоциации, фишки, счетные палочки, не достающие элементы буквы И, конфеты, ларец.
1)Организационный момент.
Сегодня мы отправимся в путешествие, а к кому вы попробуйте отгадать. Я вам буду говорить слова, а вы попробуйте догадаться к кому мы отправимся. Слушайте внимательно! ( Машина, Ирина, Марина, Карина) Правильно, мы оправимся с вами к звуку и букве И. На далёкий остров.
— Путешествие далекое, интересное, но опасное, так как на нашем пути могут встретиться неожиданности. Я думаю, что мы с ними обязательно справимся: ведь все вы у меня смелые, дружные, сообразительные и находчивые.
2) Основная часть
2.1
— В путешествие с нами отправится попугай Игрюша.
Ребята, посмотрите у вас на столах разложены карточки. Назовите, что на них изображено. А теперь подойдите к доске те, у которых в словах звук [И] находится на первом месте, в середине, в конце. ( у кого правильно даю фишки)
На счет три закрываю картинки, давайте вспомним, в каких словах звук [И] стоит на первом месте, в середине, на последнем.
Молодцы, справились с этим заданием.
2.2.Отправляемся дальше.
Давайте встанем и произнесем звук [И]. Кто растянет самую длинную нитку.
А теперь сядут и прохлопают те, ребята у кого есть в имени звук [И], а теперь протопают те ребята и сядут на свое место у кого есть звук [C].
Кто помнит, как называются буквы, которые не встречают во рту препятствий. – это гласные.
Правильно ! Он гласный, потому что его можно пропеть. Обозначается красным цветом. Нестер, каким цветом мы обозначаем звук [И]?
Сейчас я вам буду называть слова, а вы должны будете поднять красный флажок, если услышите звук [И]. Молодцы, справились с заданием.
2.3 Звук называется [И], а буква? Да, они называются одинаково.
Звук «И» обозначается вот такой буквой «И».
Две палочки прямые,
Меж ними ремешок.
Он снизу вверх направо
Идёт наискосок.
На что похожа буква И?
Давайте нарисуем букву И в воздухе. А теперь возьмите палочки и напишите из них букву И. У буквы И поесок на искосок. Нужно взять две палочки и положить их вертикально на расстоянии друг от друга , а потом соединить их палочкой, которая идет с лева на право по диагонали.
Построим из пальцев букву «И».
Указательные пальцы
Словно столбики застыли.
Средний левой чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.
Каким цветом обозначается звук [И]? Почему ?
2.4
— Мы снова отправляемся в путь. Прибыли на станцию «Один – много»
Я назову один предмет, а вы – много таких предметов.
носок – носки чулок – чулки гудок – гудки замок – замки комок — комки
песок – пески мелок — мелки
— И с этим заданием справились.
2.4 Поехали дальше. Станция называется «Найди правильную букву»
Посмотрите, ребята. Как много у нас букв. Но вам нужно найти, только правильную букву И. Каждый из вас возьмет себе только одну букву. Будьте внимательными. ( даю фишку)
2.5 Отправляемся дальше. Станция « Сделай правильно»
По строчке пробежался ластик и стёр элементы буквы «И». Допишите их.
2.6 Мы с вами добрались до нашей буквы И. Посчитайте, сколько фишек вы заработали? Посмотрите, буква И приготовила нам коробочку.
Давайте посмотрим что в ней?
– Молодцы, ребята! Отправляемся домой.
3) Итог занятия
— С какой буквой мы сегодня познакомились?
— Каким цветом обозначаем?
— Что понравилось больше всего?
— Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные.
infourok.ru
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква Д
Тема: Звук и буква «Д».
Программные задачи: Познакомить детей со звуком «Д» и буквой «Д».
Учить делать звуковой анализ слова «домик». Придумывать слова со звуком «Д» в начале, конце и середине слова. Придумывать предложения, где в словах есть звук «Д».
Материал: предметные и сюжетные картинки, магниты для звукового анализа слова «домик», тетради, ручка.
Ход:
1. Дети заходят в группу и встают в круг.
— Сядет тот, у кого имя начинается гласного звука.
— У кого имя начинается с мягкого согласного звука.
-У кого имя начинается с твёрдого согласного звука.
2. В этом доме ты мне верь,
Заперта надежно ….(дверь).
Если влезть захочет вор,
Он не попадет во ….(двор).
В руках у Ани удочка,
А у Дани ….(дудочка).
Жил – да был веселый гном
Он в лесу построил (дом)
Кто приходит,
Кто уходит,
Все ее за ручку водят. (Дверь)
-Какой одинаковый звук слышится в слова? (звук Д).
— В начале, в конце или середине стоит звук Д в словах: кадушка, дудочка, дыня, дорога.
— Когда мы произносим звук Д, кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами. Просит детей произнести звук Д.
— Кончик языка стучит по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить, когда мы произносим звук Д.
— Гласный или согласный звук Д? Почему?
— Глухой или звонкий? Почему?
3. –Придумаем слова со звуком Д в начале слова и в середине слова.
4. игра «Доскажи словечко».
Жил да был весёлый гном
Он в лесу построил…(дом).
Рядом жил поменьше гномик
Под кустом построил…(домик).
5.- Интересное слово «домик». Давайте разберём это слово.
— Сколько слогов в слове до-мик? (2 слога).
— Назовите первый слог, второй слог.
— Назовите все звуки в слове домик по порядку.
— Назовите первый звук в слове дддомик.
— Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
— Каким цветом его обозначим? Почему?
— Какой второй звук в слове дооомик?
— Какой это звук? (гласный, твёрдый, звонкий), обозначим его…(красным)
— Какой 3-ий звук в слове домммик?
— Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий), обозначим его…(зеленый)
— И т.д. (По разбору слова ребёнок работает у доски).
— Сколько всего звуков в этом слове?
— Сколько гласных звуков, назовите их?
— Сколько согласных звуков, назовите?
— Назовите твёрдые согласные звуки.
6. Произношение звука [д] во фразе.
— Повторяйте за мной читстоговорки.
ДА-ДА-ДА — вот еда.
ДУ-ДУ-ДУ — я иду.
ДЫ-ДЫ-ДЫ — нет воды.
7. Развитие фонематического слуха.
Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить звуки и слоги. Услышите звук [д] или слог, в котором есть звук «Д», поднимите синюю фишку правой рукой.
Д, П, В, А, Т, Д, К, М, П, Д, Д, У, В, З, Н, Д, Т, Д, И, Д…
Да, ха, па, Ды, ты, мы, До, по, но, Ду, бу, ту, пу….
8. Звук Д обозначается на письме буквой Д (показ буквы).
— На что похожа эта буква?
Воспитатель показывает на доске и объясняет, как печатается буква.
Предлагает детям напечатать её в воздухе, на ладошке.
— А теперь напечатайте букву в тетради.
Все задания сделали правильно. Молодцы!
Что нового вы узнали на занятии?
Да, чудесная буква сегодня приходила к нам на занятие. С этого звука начинаются добрые слова: доброта, добро, добрый, дружба, друг, дружелюбный. Вот сколько добрых слов вы узнали.
infourok.ru