Занятие Знакомство со звуком [А] и буквой [А]

01 Фев 2011 Автор Ekaterina

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «а».

2. Учить выделять звук из ряда гласных.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «А».

5. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Кукла, сюжетная картинка «Девочка качает куклу», символ (карточка) звука «А», красный круг, карточка с буквой «А»

(из азбуки), палочки, рабочая  тетрадь, цветные ручки.

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет примету осени.

1. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья»:

Разбросала осень листья                Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью                    Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем,          «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем.             Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки,    Поочередно загибают пальцы, начиная с

Лист дубовый, лист рябинки,      большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист                на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз.        Звонко хлопают в ладоши.

2. – Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

арка, антенна, арбуз, акробат.

– Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА».

II. Основная часть.

3. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

4. – Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

(Работа в тетради Коноваленко).

– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «А».

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «А».

5. – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «А». Так мы его будем обозначать.

6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

6. Знакомство с буквой «А».

– Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

– Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).

– Найдите букву «А» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

7. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

– Посмотрите как можно сложить букву «А» из пальчиков:

Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные пальчики сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует перекладинку.

Давайте попробуем сложить вместе.

8. Выкладывание буквы «А» из палочек, рисование в воздухе.

9. Напечатайте букву «А» в своих тетрадях.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Логопедия для всех

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»

Автор: Ekaterina

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте «Логопедия для Всех» Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.
Предыдущий материал из рубрики —
Конспекты логопедических занятий:



www.logolife.ru

«Звук и буква А». Занятие по обучению грамоте ⋆ Планета Детства

Программное содержание:

 — познакомить со звуком и буквой А;

 — развивать артикуляционную и пальчиковую моторику. Развивать фонематические процессы: различение звукоподражаний и бытовых шумов, выделение изолированного звука А среди других, выделение звука в начале слова. Развивать конструктивный праксис, зрительное восприятие;

 — воспитывать познавательный интерес через игровые моменты.

 ОБОРУДОВАНИИЕ: ноутбук, компьютерная игра «Учимся говорить правильно» из серии «Скоро в школу»; символы гласных звуков, фотоальбом; картинка-сюрприз; индивидуальные зеркала; сюжетные картины для звука А; предметные картинки, названия которых начинаются на звук А и другие звуки; буква А; «Волшебные» квадраты по числу детей.

 ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: стихотворение о букве А.

 ХОД ЗАНЯТИЯ

 I. Организационный момент.

 — Ребята, кто из вас любит играть в компьютерные игры. Сегодня я принесла Вам интересную игру, в нее могут играть только очень внимательные ребята. Кто из вас внимательный?

 (Дети вместе в логопедом садятся перед компьютером. Игра на дифференциацию звукоподражаний, бытовых шумов и звуков природы. Дети участвуют в игре по очереди).

 II. Сообщение темы занятия.

 — Ребята, сейчас вы внимательно слушали и угадывали звуки, которые можно услышать на улице, звуки, которые издают предметы и животные. А вот сейчас к нам в гости придет звук, который не могут издавать предметы и животные, его может произносить только человек. Встречайте, ребята, к нас пришел звук А. Он очень любит петь и при этом очень широко открывает рот.

 (Выставляется символ звука А).

 — Ребята, звук А очень хочет с Вами познакомиться и подружиться. Он пришел к нам не с пустыми руками, а принес с собой сюрприз — картинку, но не хочет ее просто так отдавать, а хочет с Вами поиграть. Звук А приготовил для Вас интересные задания и за каждое выполненное задание он будет давать Вам по одной части картинки. А когда вы выполните все задания, сможете собрать картинку.

 III. Знакомство с символом звука А.

 — Друзья обычно показывают друг другу альбомы с фотографиями. Вот и звук А принес нам свой альбом, давайте его посмотрим: здесь фотографии звука А и его друзей. Давайте найдем фотографии звука А.

 (Совместное рассматривание альбома с детьми)

 — Молодцы, Вы нашли все фотографии звука А. За это вы получаете одну часть сюрприза – картинки.

 IV. Сопряженная гимнастика.

 — А сейчас звук А хочет научить нас петь так же как он, для этого нужно потренировать ниши губы, а помогут нам наши пальчики. Мы выполним упражнение «Птенчики в гнезде».

 а) «Гнездо»;

 б) «Птенчики».

V. Характеристика звука А перед зеркалом.

 (У каждого ребенка индивидуальное зеркало).

 — Сейчас мы научимся также широко открывать рот так же, как звук А: рот широко открыт, похож на круг, язык спокойно лежит внизу за нижними зубками, песенка тянется, преград не встречает, гласная.

 — Молодцы, ребята, здорово у Вас получается петь, как звук А. За это вы получаете еще одну часть картинки.

 VI. Звукоподражания.

 — Звук А очень важный, нам без него никуда: — Что просит сказать врач, когда смотрит горлышко? (Аааа), — Как мама укачивает малыша? (Аааа)

 VII. Развитие фонематического слуха.

 а) выделение звука из ряда других: «Похлопаем звуку А»:

 — А сейчас звук А хочет для нас спеть, а мы, когда услышим его песенку, будем ему хлопать, а если Вы услышите другие звуки, то хлопать не надо.

 — Молодцы, за то, что Вы были такими внимательными слушателями звук А дарит Вам еще одну часть картинки.

 б) выделение звука из начала слова: «Подарим звуку А открытки»:

 — А теперь мы сделаем подарок для звука А. Мы подарим ему открытки. Нужно выбрать только те, на которых нарисованы предметы, название которых начинается на звук А.

 — Звуку А очень понравились Ваши открытки, за это он дарит Вам еще одну часть картинки.

 VIII. Знакомство с буквой А.

 а) анализ внешнего вида буквы:

 — А откуда же к нам пришел звук А? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква А. Вот он.

 (На доску выставляется буква А. Дети высказывают свои мнения, на что поход домик у звука А. Затем взрослый знакомит всех со стихотворением):

 «А» шалашик, посмотри,

 И скамеечка внутри.

 б) конструирование буквы А из «Волшебного квадрата»:

 — А давайте построим для звука А домики – Буквы А. Строить мы будем из треугольников и полосок такую же букву А, как на открытке.

 — У Вас получились замечательные буквы А. Вот Вам еще одна часть картинки.

 в) узнавание буквы А на сюжетной картине:

 — Звуку А очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться домой, и вот его последнее задание: нужно проводить нашего нового друга до дома – найти все его домики – буквы А на этой картинке.

 (Дети встают со своих мест, подходят к сюжетной картине и каждый находит по одной букве).

 — Молодцы, ребята, Вы справились со всеми заданиями и у Вас все части картинки – сюрприза, давайте ее соберем. Давайте поблагодарим нашего гостя и проводим его.

 IX. Итог занятия.

 (Итог занятия проводится на основе собранной картинки, на которой изображена буква а и аист)

 — Какой звук к нам сегодня приходил в гости?

 — Как называется домик звука А?

 — Какой веселый стишок мы сегодня узнали про букву А?

 — А почему на этой картинке наш новый друг нарисовал аиста?

 

Автор: Андронова Наталья Андреевна
учитель-логопед,
МБДОУ  детский сад компенсирующего вида № 100 «Берегиня»
Россия, Иркутская область, г. Иркутск.

Статья размещена в авторской редакции.

planetadetstva.net

Конспект логопедического занятия для дошкольников Тема: ЗВУК [А]. БУКВА «А»

Конспект логопедического занятия для дошкольников

Тема: ЗВУК [А]. БУКВА «А»

Цели: учить четко произносить звук [а]; учить выделять звук [а] из ряда гласных, из начала слова; знакомство с буквой «А»; развивать звуковое внимание, фонематическое восприятие, умение контролировать движения руки глазами.

Оборудование: картинка, плачущей девочки; индивидуальные зеркала на каждого ребенка; карточки с символом звука [а]; профиль звука [а]; предметные картинки на звук [а]; плакат «лесной полянки»; трафареты буквы «А», вырезанной из наждачной бумаги; трафареты геометрических фигур, вырезанных из картона.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Сядет тот, у кого на столе лежит кружок красного цвета, квадрат синего цвета, треугольник желтого цвета.

Сообщение темы.

Логопед. Гном Звукознайкин принес картинку. Посмотрите, Аня плачет: а-а-а. Это картинка – символ звука [а]. Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [а], познакомимся с буквой «А».

Уточнение артикуляции звука [а]. Работа с индивидуальными зеркалами.

Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите четко и ясно звук [а]. Логопед поясняет: при произнесении звука  [а]: рот широко открыт, язык лежит спокойно внизу, голосок работает.

Рассмотреть на профиле положение губ, языка; обратить внимание детей на то, что воздух проходит свободно, препятствий нет.

Произносить звук [а] хором и индивидуально, контролируя положение губ и языка с помощью зеркала.

Логопед. Звук [а] – гласный, произносится он твердо, решительно, смело, его можно тянуть, петь. Представьте, что мы укладываем куклу спать, давайте споем ей песенку: а-а-а-а.

Теперь произнесем звук [а] – коротко и громко: а, а, а; а теперь протяжно и тихо: а-а-а-а.

Произнесение обратных и прямых слогов: ам, ат, ак, ан, ну, му, ту и т. д.

Выделение звука [а] из ряда гласных звуков, поднять карточку с символом звука [а]:

а, у, а, ы, а, э, у, а, ы, а и т. д.

 

Рассмотреть картинки, произнести слова со звуком [а] в начале слова: аист, ананас, автобус, антенна, акула, апельсин.

Выделение звука [а] из начала слова.

Логопед. Послушайте, как я скажу, и посмотрите на мои губы – Аааня (выделить интонацией звук [а]). Первый звук в этом слове – звук [а].

Логопед называет слова, дети называют первый звук: абрикос, апельсин, автомат, аптека, астра, Алла и т. д.

Знакомство с буквой «А».

Логопед. Звук [а] можно записать буквой «А». (Рассмотреть большую букву «А» и маленькую – «а».)

Логопед. На что похожа буква «А»?

Ответы детей.

Большая буква «А» красного цвета выставляется в кассу гласных букв, вторая буква «А» помещается на лесную полянку (на стене плакат «лесной полянки», буквы крепятся магнитом).

Логопед. Послушайте стихотворение «Звук и буква «А», назовите слова, которые начинаются на звук [а].

Аист вёз из магазина

На своей коляске груз:

Ананасы, апельсины,

Абрикосы и арбуз.

Физкультминутка «Буква «А».

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А – узнать ее легко –

Ноги ставит широко.

Дети широко расставив ноги. Руки поочередно на пояс, к плечам, вверх, два хлопка.

Пальчиковая гимнастика:

— логопед предлагает детям выложить из палочек букву «А»;

— обвести пальчиком букву «А», вырезанную из наждачной бумаги (обводить указательным пальцем правой руки по направлению письма).

— написать букву «А» в воздухе, следить, чтобы дети правильно держали ручку.

Работа в тетрадях.

Логопед предлагает написать детям строчку буквы «А». Нарисовать большой и маленький арбузы, девочку Аню. (Рисуют дети с помощью трафаретов – из картона вырезаны геометрические фигуры).

Логопед. Скажем правило:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я друзья от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

Итог занятия.

 

См. также интересные логопедические занятия: Дифференциация гласных звуков А Я

Дифференциация гласных звуков У-Ю

Конспект занятия Путешествие в царство грамоты

Логопедическое занятие «Алфавит»

ПУТЕШЕСТВИЕ по «Звуковой ДОРОЖКЕ».

Логопедическое занятие в подготовительной группе

    

mallishok.ru

Конспект занятия на тему звук и буква А

Конспект занятия на тему «Закрепление знаний о звуке «А» и букве «А»

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия ,проведенного студенткой 505 группы дефектологического факультета МПГУ Ястребовой Т.В. в группе №8 для детей с общим недоразвитием речи ДОУ№1043 Южного учебного округа г.Москвы

Цель: закрепить знания детей о звуке А и букве А.

Задачи:

1. Закрепить вырабатывание четкого произношения звука «а».

2. Закрепить умение вырабатывать множественное число существительные с окончанием А

3. Развивать слуховое внимание, употребление звука А изолированно, в слогах, в словах.

4.Закрепить выделение звука А из ряда гласных.

5. Закрепить знания о букве А.

6. Развивать мелкую моторику.

Оборудование:

Кукла, символ (карточка) звука «А», красный квадрат, карточка с буквой «А», картинки.

I. Организационный момент ( 3 минуты)

Логопед: — Вопросы к детям по теме фрукты. Сядет тот, кто правильно ответит на мой вопрос.

2. Введение в тему занятия: (2 минуты)

Логопед: Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

арка, аист, арбуз, август

II. Основная часть.

3. Артикуляция звука. (4 минуты)

Логопед:- Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Логопед:- Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА». (на доску вывешивается картинка девочки с куклой)

4.Логопед: – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный квадрат– это символ всех гласных звуков, в том числе и звука «А». Так мы его будем обозначать.

5.Логопед: Кукла Аня приготовила вам игру, она называет Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»: (3 минуты)

а, у, о, а, ы, и, а ,э, у, а.

му-ма-му

на-ну-на

та-то-та

солнце, май, лицо, улица, зонт, палец

6.Логопед: – Кукла Аня забыла название картинок, давайте вместе поможем ей их вспомнить. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их, скажите, где звук А в начале или в конце. (3 минуты)

(на доску вывешиваются картинки и схемы: в начале или в конце слова звук)

Мышка, кошка, аист, арбуз, абрикос, автобус, слива, апельсин, книга, ангел, акула, жираф. Улитка, пчела.

7.Физкультарная минутка (3 минуты)

Аист, аист длинноногий, покажи ты нам дорогу.

(ножки топать, после рукой показать в сторону) Аист отвечает : «Топай правой ногой, топай левой ногой. 

(топнуть левой ногой, топнуть правой ногой) Шагни правой ногой, шагни левой ногой, вот тогда придешь домой! (шагнуть правой ногой, шагнуть левой ногой, ходьба на месте)

Логопед: Ребята, в каких словах вы услышали звук «А»,назовите их.

6. Образование множественное числа существительных с окончанием «А» ( 4 минуты)

Логопед: — Ребята, давайте поиграем в игру, «Один и много»

Я вам буду вывешивать картинку в единственном числе, а вы должны будете найти пару этой картинки ,где много этих предметов. (например : окно — окна)

Дом — дома;

Лицо — лица;

Поезд – поезда;

Стекло – стекла;

Рог — рога;

Глаз — глаза;

Жеребёнок — жеребята;

Доктор — доктора;

Ребенок – ребята ;

Котёнок — котята;

Ведро — ведра;

Яйцо — яйца;

Кольцо – кольца;

Слонёнок – слонята.

8. Знакомство с буквой «А». (2 минуты)

Логопед:- Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

Логопед:- Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).

Логопед:- Давайте вместе нарисуем букву А волшебным карандашом в воздухе.

9.Индивидуальная работа (4 минуты)

Логопед: Выкладывание буквы «А» из палочек.

Давайте попробуем сложить вместе.

10. Итог занятия, оценка детей. (1 минута)

Логопед:- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

— С какой буквой?

— Каким цветом обозначаем?

— Что понравилось больше всего?

— Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

studfiles.net

Конспект занятия «Звук и буква А». Урок обобщения и систематизации знаний

Тема: звук и буква А.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: систематизировать знания обучающихся о гласном звуке и букве А.

Образовательные:
— Продолжать учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.

Коррекционно-развивающие:
— Формировать пальчиковую и артикуляционную моторику
— Развивать фонематическое восприятие и представление.
— Формировать звукослоговой анализ и синтез.
— Продолжать работать над развитием кинестетических ощущений.
— Корригировать мышление на основе отработки операции анализа и синтеза.
— Развивать восприятие формы, работая с геометрическими фигурами.
— Использовать здоровьесберегающие действия для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся (танец гласных звуков, физ. минутку о/р, чередование различных видов деятельности).
— Корригировать внимание на основе формирования способности к распределению.

Коррекционно-воспитательные:
— Формировать умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— Продолжать учить отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии.
— Развивать умение активно осмыслять пройденный материал.

Оборудование:
Демонстрационный материал:
ПК, презентация РР.
Раздаточный материал:
Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием.

Ход занятия:

1. Организационный момент
Сядет тот, кто узнает геометрические фигуры.

2. Артикуляционная гимнастика
Приготовим наши язычки к работе.

3. Пальцевая гимнастика
Работа с палочками. Выкладывание фигур по образцу. Уточнение названия.

4. Работа в тетради в клеточку
Зарисовка овала. Штриховка овала в направлении слева направо.

5. Повторение пройденного
Гласные звуки — поют, танцуют, не встречают преград. Согласные на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка.

6. Отгадывание темы занятия. Произнесение. Доказательство. Танец.
Танец звука ребенок стоит, держит руки перед собой в форме широкого овала.

7. Работа с артикуляционным профилем
Выяснение положения губ, зубов, языка, работы голосовых связок при произнесении звука. Вывод: Звук – гласный.

8. Работа с сигнальными карточками и в тетради. Поиск звука [А] в словах.
Если есть [А] в слове — карточка со знаком +, если нет – со знаком —
Устно: армия, кот, рыба, душ, гриб, бык, март.
Письменно: стол, санки, дырка, весы, дым, крыша, рука.

9. Прослушивание аудиозаписи о звуке и букве А. Запись темы занятия.

10. Рассказ тетушки Совы о букве А
Выяснение, какие слова запомнили. Уточнение лексического значения этих слов.

11. Чтение прямых и обратных слогов (хоровое, по очереди)
Запись двух любых слогов в тетрадь. Буквы гласных звуков записываем ручкой с красной пастой.



12. Физ. пауза о/р
Хомка-хомка хомячок (делаем движения по тексту)
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.

13. Работа с картинками с экрана монитора. (У доски и в тетради).
Узнавание предметов. Запись названий предметов с проговариванием на доске и в тетради. Буквы гласных звуков — красным цветом. Деление на слоги. Повторение правила: сколько в слове гласных, столько и слогов.

14. Итог занятия

Презентация к конспекту занятия «Звук и буква А»

 

Презентация на 20 слайде имеет ссылку на видео, которое представлено ниже.
Вы можете скачать оригинал файла презентации.

Видео к конспекту занятия «Звук и буква А»

Также по теме:

logoped18.ru

Знакомство со звуком (а) и буквой А. — «Дошколенок.ру»

Знакомство со звуком (а) и буквой А.

Цель: познакомить детей с гласным звуком а и буквой А. Учить подбирать слова со звуком а в начале, середине и конце слова. Дать первое понятие о гласном звуке. Развивать мелкую моторику, ориентировки на листе с наклонными линиями при печатании буквы А.

Оборудование: кукла, картинки: арбуз, Айболит, автобус; картинка с изображением буквы А, карандаши красного цвета, простые карандаши, счетные палочки, мяч.

                                         Ход занятия

Оргмомент

— Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задания.

— Что называют звуком? (это то, что мы произносим и слышим)

— Что называют буквой? (это то, что мы пишем и видим)

Отгадайте загадки.

Что за чудо — синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор …. (Айболит)

    Он большой, как мяч футбольный,

    Если спеет, все довольны,

    Так приятен он на вкус.

    А зовут его …(арбуз)

— Какой звук вы слышите в этих словах?

— Правильно, слышится звук «А».

Артикуляция звука.

— Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Рот широко открыт .

Губы спокойны (не напряжены и не округлены) .

Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.

— Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух? (легко, свободно)

— Есть ли преграда? (воздух не встречает преграды)

Если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным.

— Каким цветом он обозначается?

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.

ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау, ок

сом, кот, рак, азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт.

Игра «Где звук?» (в начале, в середине или в конце слова)

Аист, туча, астра, автобус, вата, рама, ракета, глина, река, камень, танк, труба, тайна, мышка, зима, рак, клад, луна, парк?

Игра «Придумай слово со звуком А» игра с мячом

(- в начале слова, в середине слова, в конце слова)

                                      Игра «Придумай предложение»

(придумайте предложение со словом Аня)

Физкультминутка. Аист.

— Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

— Топай правою ногой,

Снова – правою ногой.

Снова – левою ногой

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы.

По команде – раз!

А над нами весело

Шелестит листва

Опускаем руки мы.

По команде – два.

Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

— Вот буква вроде шалаша.

Не правда, ль буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает Алфавит.

— Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А!

— На что похожа буква А?

— Из скольких элементов состоит буква?

Игра «Найди букву А»

Выкладывание буквы из палочек.

— Постройте букву А из пальчиков. Кто догадался, как это можно сделать?

Прорисовывание буквы в воздухе.

Печатание буквы.

 – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин.

 (Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа,

 (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят,

 (Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку — кожура.

(Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас — беда!

(Складываем руки домиком) В домик прячемся — сюда!

— Кукле Ане пора возвращаться домой. Давайте ей скажем до свидания!

Итог:

— Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

— С какой буквой?

— Каким цветом обозначаем?

 

 

 

 

 

blog.dohcolonoc.ru

Конспект занятия «Звуки [а], [у] и буквы а, у»

«Звуки [а], [у] и буквы а, у»

Конспект логопедического занятия

Тема: Звуки [а], [у] и буквы а, у.

Цели:

Коррекционно –образовательные:

  • Учить четко произносить и давать характеристику звукам [а] [у]

  • Выделять ударные и безударные звуки [а] [у]

  • Закреплять понятия «гласный звук» — «буква»

  • Дифференцировать понятия «звук» — «буква»

  • Анализировать звукосочетания [ау] [уа]

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать слуховое восприятие, фонематические процессы

  • Обшую и мелкую моторику

  • Пространственную ориентацию

  • Зрительное и слуховое внимание

Коррекционно – воспитательные:

  • Формировать навыки сотрудничества

  • Поощрять проявление эмоций

  • Воспитывать доброжелательность, желание быть справедливым.

Предварительная работа:

  • Обучение отгадыванию загадок

  • Разучивание физкультминутки « Мы в лес пойдем»

  • Обучение работать со схемами

Содержание

I Организационный момент.

— Здравствуйте ребята.

Игра «Чудесный мешочек»

— Сегодня для вас я приготовила « Чудесный мешочек».

— В нем спрятаны буквы. Вам нужно опустить руку в мешочек, нащупать букву, и сказать какая это буква не вынимая руки из мешочка. Затем вынуть руку с буквой и показать, правильно ли угадал букву.

( дети – это буква А, это буква У и т. д)

II Основная часть.

Посмотрите внимательно, какие буквы прятались в «Чудесном мешочке»

(А У)

— Сегодня на занятии мы с вами будем эти буквы учить и писать.

1 Характеристика звуков.

— Какой звук на письме обозначает буква А

(А)

— Какой это звук: гласный или согласный?

(Гласный)

— Почему он гласный?

( Потому что его можно пропеть)

— Какой звук обозначает эта буква?

(У)

— Какой это звук: гласный или согласный?

(Гласный)

— Почему он гласный?

( Потому что его можно пропеть)

2 Дыхательное упражнение «Вертушка»

Логопед раздает детям разноцветные вертушки на палочках.

— Давайте вспомним правила выполнения дыхательных упражнений.

(Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот, щечки не надуваем)

— На счет три: раз два три – подули.

Упражнения выполняю три раза.

3 Фонетическая зарядка

На данном этапе включаем презентацию – слайд № 3

— Кто изображен на картинке?

(Девочка плачет)

— Покажите как девочка плачет?

(А-А-А-А-А)

— Посмотрите на следующую картинку

Показ слайда №4

— Что изображено на картинке?

(Волк воет)

— А как воет волк?

(У-У – У – У )

4. Артикуляторная гимнастика.

— Первое упражнение « Бегемотик зевает» Слайд № 5

— Второе упражнение «Улыбочка» Слайд №6

— Третье упражнение « Хоботок» Слайд № 7

5. Звуковой анализ и синтез.

Слайды № 8, 9, 10

— Посмотрите внимательно на картинку. Что изображено?

(Лес)

— Сегодня наши звуки отправляются в осенний лес.

— Шел по лесу звук [а]. На пути он повстречал звук [у]. Звук [у] встал справа от звука [а].. Какую песенку они поют?

(Ау)

— Вдруг подул ветер и буквы поменялись местами. Какую песенку они поют теперь?

(Уа)

6. Гимнастика для глаз.

Слайды № 11, 12

— Посмотрите, как кружатся красивые, осенние листья. Какие они разноцветные – красные , желтые, коричневые.

— Давайте глазками последим за кружением листьев.

Листья вправо полетели – глазки вправо посмотрели

Листья влево полетели – глазки влево посмотрели

Листья падают с ветвей – глазки смотрят сверху вниз.

7.Физкультминутка «Мы в лес пойдем»

8.Подбери схему.

— А сейчас мы поиграем, и загадки отгадаем. ( раздает схемы для выделения гласного звука)

Слайды №13, 14

— Он большой как мяч футбольный,

Если спелый- все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его….

(Арбуз)

— Молодцы, правильно – арбуз.

— Давайте еще раз произнесем это слово (утрированное проговаривание с выделением гласного звука[а] )

— В этом слове есть звук [а]?

(Есть )

— Где он находится ( в начале, середине, конце слова) – поднимите схему.

— Проверти себя, посмотрите на слайд какая схема осталась?

— Хорошо, слушайте следующую загадку.

Слайды № 15, 16

— Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Целый день по пашне вскачь,

И зовется птица….

(Грач)

Аналогичная работа как с первой загадкой.

Слайд № 17, 18

— Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне

Он хозяйкам добрый друг

Электрический ……..

(Утюг)

Работа со словом та же.

Слайд №19, 20

— Встает на заре

Поет во дворе,

На голове гребешок

Кто же это?

(Петушок)

Работа со словом та же.

Слайд № 21, 22

— Пушистый хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко,

Ну конечно, это…

(Белка)

Аналогичная работа как с первой загадкой.

9. Работа в тетради.

Печатать звукосочетание Ау.

III Итог занятия

— Молодцы, занимались хорошо.

— Что нового вы узнали на занятии?

infourok.ru

Советы рукодельницам