Методическая разработка «Коррекция произношения звука К при замене К на Т»

Методическая разработка

Программа коррекции произношения звука К (замена К на Т)

Правильная артикуляция

1. Губы находятся в положении следующего за К гласного, не напряжены. 
2. Расстояние между резцами зависит от следующего за К гласного.
3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части стенки языка опущены, задняя часть стенки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
4. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. 
5. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

Артикуляция звука: губки слегка в улыбке; зубки сближены; кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя; мягкое небо поднято и закрывает проход в полость носа; горлышко «работает». Артикуляция звуков к’ отличается от артикуляции звука к подъемом средней части спинки языка. Таким образом, в группе заднее-язычных звуков основной является артикуляция звука к, и значит, он будет базовым в этой группе.

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), задне-язычный, взрывной, глухой, твердый или мягкий в зависимости от последующего гласного.

Замена звука К на звук Т относится к акустико-фонематической (сенсорной) дислалии. Если фонемы к, к’ заменяются другими фонемами, например: к — т (кот — «тот»), такие нарушения называются паракаппацизмами.

Звук К нарушается реже. Его дефектное произношение чаще всего сводится к замене на разные согласные г,

  Сбой в артикуляции : Твердый звук К нарушаются чаще, чем х, так как при артикуляции х не происходит полного смыкания задней части спинки языка с мягким нёбом. Мягкие звуки к’, г’, х’ обычно нарушаются все вместе, поскольку их произношение обусловлено дополнительной артикуляцией — подъемом средней части спинки языка, что и может вызывать затруднения.

Среди предрасполагающих факторов неправильного произношения заднеязычного звука К могут быть такие причины:

— слишком высокое и узкое твердое нёбо, что затрудняет образование смычки между ним и языком;

— слабость отдельных групп мышц языка;

— нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап. Цель его – устранение патологического механизма.

 I этап: дифференциация неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и

определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.
На данном этапе можно использовать следующие игры:


Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

II этап: дифференциация звуков по долготе, силе, высоте, тембру голоса.

Дифференциация звуков по долготе:

Игра «Близко – далеко».

Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) — далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) .

Дифференциация по силе голоса:

Игра «В лесу»: Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).

Ход игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».

Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Логопед произносит за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.

Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия, ставя перед детьми игровую задачу. Можно предложить эту игру в конце занятия, «провожая домой» сказочного героя.

Дифференциация голосов по тембру:

Игра «Угадай, чей голос?»

Ход игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.

Дифференциация по высоте:

Игра «Угадай, кто сказал».

Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.

III этап: дифференциация слов

1.Слова разные по длине и разные по звукопроизношению:

Игра «Лишнее слово». Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

мак, бак, так, банан;

сом, ком, индюк, дом;

лимон, вагон, кот, бутон;

2.Слова одинаковые по длине и разные по звукопроизношению :

Игра «Назови одним словом». Логопед предлагает детям прослушать слова и назвать одним слова, которые звучат похоже (мышка, мишка, зайка ; Маша, Саша, Даша и т. д.).

Игра «Будь внимателен» (Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.)

Ход игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку

— ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка.

3.Дифференциация в словах квазиомонимах .

Игра «Чем отличаются слова». Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы. Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.

а) Дифференциация гласных звуков: кит—кот, палка-полка, дом-дым, сок-сук , бутон-батон и т.д.

б) Дифференциация сонорных и шумных звуков: класс-квас, речка-печка, Маша-каша

в) Дифференциация шумных звуков: бинт-винт, бочка-дочка

г) Дифференциация между сонорными звуками: игла-игра, коробок-колобок

д) Дифференциация мягких и твердых звуков: лук-люк, мышка-мишка

е) Дифференциация звонких и глухих звуков

:горка-корка, игра-икра

ё) Дифференциация свистящих и шумных звуков: санки-танки, Сеня-Веня

ж) Дифференциация внутри свистящих звуков: коза-коса, зуб-суп

з) Дифференциация шипящих и шумных звуков: шапки-танки, шина-тина

и) Дифференциация шипящих внутри шипящих звуков: шар-жар, лещ –лечь

к) Дифференциация шипящих и свистящих звуков: мишка-миска

IV этап: Дифференциация слогов.

Игра «Поймай слог ». Логопед произносит ряд слогов. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог К…(а, о,у, ы).

— КА-ТА-ЙА-ПА КО-ЙО-ПО-ТО ТУ-ЙУ-КУ-ПУ ПЭ-ЙЭ-КЭ-ТЭ ( гл. взр.)

-ФА-ХА-ЙА-СА-ША(гл. щел.)

-ГА-БА-ЙА-ДА(зв. взр.)

-ВА-ЙА-ЖА-ЗА (зв. щел.)

-РА-ЛА-МА-ЙА-НА (сонор.)

V этап: Дифференциация фонем

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

Игра «Покажи картинку»
Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем логопед попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и.  Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

Затем эта игра должна усложняться следующим образом:
1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.
2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].

Игра «Поймай звук ». Логопед произносит ряд слогов. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит звук К

Да- ра-ко-со Са-ло-ку-мы

Ам-да-ка-он ку-ро-ло-кы

VI этап: Формирование элементарных форм фонематического анализа и синтеза.

Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

Игра «Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.

-Игра « Разложи картинки». Выбрать те картинки, в названии которых есть заданный звук й

Игра «Найди картинки с заданным звуком . Ребёнку предлагается отобрать картинки с заданным звуком в начале слова, конце, середине.( В начале даются слова легкими звуками: рука-пар-ворона ) йод-воробей-чайка .

Лото «Необычные цветы»

На доске прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков. У детей находятся лепестки с изображениями различных предметов. Дети выбирают только те изображения, в названии которых есть заданный звук. Выбранный лепесток прикрепляется к контуру цветка.

Игра «Светофор»

Используется бумажная полоска, разделенная на 3 части: красная левая часть -начало слова, средняя желтая — середина, зеленая правая — конец. Педагог называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, дети ставят фишку на красную, желтую или зеленую часть полоски.

Для постановки звука К используют следующие артикуляционные упражнения:

— «Мостик» языком; —  присасывание спинки языка к нёбу, при этом кончик языка удерживается внизу.

«Мостик построим — мостик разрушим»: Ставлю я язык «дугой» и кладу — даю покой.

Описание. Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки, затем расслабить его. Удерживать каждую позицию 3-5 секунд.

«Горка»

— Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!

«Кошка сердится» — язык выгибается, конец его смотрит вниз.

Улыбка» («Лягушка»)
Цель. 
Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание. 
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы, как бы беззвучно произнося звук и. Удерживать губы в таком положении под счёт от одного до пяти, десяти.
Внимание! 
1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. 
2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. 
3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» — и губы растянутся в улыбке.

Подготовительными упражнениями к постановке звука й могут служить следующие движения: кончик языка упирается с напряжением в нижние зубы, причем выгибается кверху передняя часть спинки языка; если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твердый, напряженный, затем напряжение расслабляется (язык делается мягким, выгиб снижается).

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Постановка звука К.

Цель –сформировать первичные умения правильного произношения звуков.

Сначала пробуют вызвать звук К по подражанию. Логопед показывает перед зеркалом, как круто выгибается задняя часть спинки языка, но не дает образец произношения звука, так как, услышав его, ребенок может вернуться к привычной дефектной артикуляции. Затем он предлагает ребенку выгнуть язык «горкой», прижать к нёбу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту («Ветер сдувает снежинки с горки»). У ребенка при этом должен получиться звук К. Многократно повторяя упражнение, можно закрепить изолированное произношение этого звука.

Начало формы

Если вызвать звук К по подражанию не удается, его ставят с механической помощью. Ребенку предлагают, достаточно широко открывая рот, произносить слог та (та-та-та…). Кончик языка поднимается при этом вверх. Потом взрослый нажимает на переднюю часть спинки языка деревянным шпателем или чистым пальцем самого ребенка (рот остается открытым). Удерживая язык в таком положении, просит малыша произносить слог та (та-та-та…). Во время многократного повторения ребенком этого слога воспитатель медленно отодвигает язык назад, равномерно нажимая на его переднюю часть. Сначала будут слышаться звуки тя-тя-тя, потом кя-кя-кя и, наконец, ка-ка-ка.

Нельзя стремиться за один раз получить слог КА, это может вызвать у ребенка неприятные ощущения, нежелание выполнять упражнение. Произнесения слога КА добиваются постепенно, от занятия к занятию, все дальше отодвигая язык назад. Когда ребенок начнет легко и быстро произносить КА, механическая помощь постепенно устраняется. Воспитатель, нажимая пальцем ребенка на переднюю часть спинки языка, отодвигает его назад и предлагает говорить слоги ка-ка-ка. После двух-трех повторений он убирает палец изо рта, и ребенок продолжает говорить эти звуки уже самостоятельно.

Затем можно предложить ребенку «Сдуть снежинки с горки», т. е. правильно сказать изолированный звук к, давая ему при этом возможность ощутить тыльной стороной руки толчок воздуха. Когда звук к будет постоянно легко произноситься при сдувании ватного шарика с руки, воспитатель может сказать: «Воздух сдувает снежинки с горки так, как мы говорим звук к. Подними язык горкой, скажи к; к-к-к». Соотнеся правильно произносимое звукоподражание с соответствующим звуком, переходят к следующему этапу.

После подготовки артикуляции, а иногда и без нее часто удается поставить звук по подражанию, со слуха; полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении ййй.

1.Автоматизация в слогах

Ка-кы-ко-ку ак-ык-ок-ук

Кы-ка-ку-ко ок-ук-ак-ык

Ко-ку-кы-ка УК-ак-ок-ык

Чистоговорки

ка-ка-ка, ка-ка-ка

вот течёт река Ока.

ко-ко-ко, ко-ко-ко

там рыбак недалеко.

Ку-ку-ку, ку-ку-ку

Вот подмога рыбаку.

ко-ко-ко, ко-ко-ко

рыба ловится легко,

2.Автоматизация в словах

— в начале слова: кабина, канава, качели, кабан, камень, калач, калоши, капюшон, колесо, ком, конь, колос, кочан, колодец, кольцо, колбаса, копье, комбинезон, компас, клумба, клоун;

— в середине: акула, локон, юбка, елка, собака, яблоко, облако, сумка, булка, полка, маска, миска, лейка, мойка, булавка, насекомое, одеколон, великан, балкон, флакон, фикус, окунь, окно, заколка, скамейка;

— в начале и середине: копейка, клубника, кнопка, коляска, колокол, кукла, клюква; в конце: бак, мак, бык, сок, лук, жук, сук, паук, маяк, язык, венок, веник, совок, замок, цыпленок, василек, пенек, звонок, бублик, волк, козырек;

— в начале и конце: колобок, конек, кулек, колпак, кубик, клубок.

Игра «Кубики с картинками» Цель. Автоматизация звука К в словах.
Оборудование. Несколько кубиков с наклеенными картинками.
Ход игры. Дети сидят за одним столом и по очереди бросают любой кубик на стол. Ту картинку, которая окажется наверху, ребенок должен правильно произнести. За правильное произношение засчитывается очко. В конце игры педагог подсчитывает очки. У кого очков больше, тот победитель.

3.Автоматизация в словах и фразах

Игра «Скажи, что ему делать»

Цель. Автоматизация звука К в словах и фразах.

Оборудование: игрушечные машины, мяч, прыгалки, обруч.

Ход игры. На полке разложены игрушки. Каждый ребенок по очереди подходит к полке, берет любую игрушку и предлагает кому-нибудь из детей поиграть с ней. Дети должны произносить примерно такие фразы: Вася, попрыгай через веревочку; Сережа, покатай обруч и т.п. После выполнения просьбы ведущего игрушка возвращается, и игра продолжается.

Автоматизация звука в тексте

Лягушки

Чьи там крики у пруда?

Квасу, квасу нам сюда!

Ква-ква-квасу, простокваши,

Надоела нам вода.

И. Токмакова

 

Круглое стихотворение.

Круглое солнце

С круглой луной

Круглые сутки

Кружат надо мной.

 

Кружится

Круглая наша Земля.

Кругом лежат по округе

Поля.

 

Как там большак

Ни кружи далеко,

Круглым колёсам

Крутиться легко.

 

Если внимательно

Взглянешь вокруг,

Круг –

это наш замечательный друг!

 

Если ж ты скажешь,

Что это не так –

Кто ж виноват,

Что ты круглый дурак?..

В. Левановский.

4.Дифференциация звуков в произношении:

Дифференциация звуков в произношении изолированных звуков

Возьми картинки-символы звуков К и Т . Внимательно послушай и запомни, как стучит молоток (т-т-т), как шумит чайник (к-к-к).Обрати внимание на положение языка. По очереди показывая на обе картинки, произнеси соответствующие звуки.

Дифференциация звуков К-Т в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

Дифференциация звуков К-Т в прямых слогах с разными гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.

Дифференциация звуков К-Т в разных словах

Четко повтори пары слов.

В случаях затруднений дайте ребенку возможность прослушать каждое слово из пары

и, глядя на картинки-символы, назвать содержащийся в нем звук Т или К.

Дифференциация звуков К-Т в сочетаниях слов

(местоимение + глагол). Развитие навыков словоизменения . Возьми картинки мальчика и девочки. Назови, что они делали, изменив по образцу слово-действие. Четко проговори каждое сочетание слов 3-4 раза.

Дифференциация звуков К-Т в одном слове — названии объекта

Четко проговори каждое слово. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.

Дифференциация звуков К-Т в разных словах предложения

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков К и Т.

Дифференциация звуков К-Т в одном слове предложения

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков Т и К.

Дифференциация звуков К-Т в тексте

Молоток

Тук, тук, молоток,

забей гвоздиков пяток.

Тук, тук, тук, тук, тук,

и в подмётку, и в каблук.

Течёт река издалека…

Течёт река… Течёт река…

Как хорошо, когда река

и  широка  и  глубок!

 

Утята и котята.

Возле речки пять утят

в ряд на камешке сидят.

В воду пять утят глядят,

а купаться не хотят.

Из-за камня пять котят

за утятами следят.

Видно, пять котят хотят

научить нырять утят

Дифференциация звуков К-Т в рассказах

Это кто?

Ток-ток-ток, ток-ток.

 – Это кто, кто, кто?

 – Это кот, коток,

Тонкий коготок!

Этот кот – ребенок,

Маленький котенок!

 

Тик-тик-тик, тик-тик.

– Это кто стучит?

 – Это кит, кит, кит.

Это кит стучит!

Этот кит  — ребенок,

Маленький китенок!

 

Тук-тук-тук, тук-тук.

– Это кто тут?

 – Это бык-бычок,

Беленький бочок!

Он совсем ребенок,

маленький теленок!

И. Лопухина

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи, а ребенок должен научиться оперировать ими.

Федотова Марина Викторовна

infourok.ru

Письмо логопеду: звуки [к] и [т]

Добрый день!

Малышу 1 год и 11 мес. Болтать начал рано, месяцев в 10 сказал мама, потом папа и т.д. Сейчас говорит много, много слов и складывает простые предложения из 2-3-4 слов. 

Но пока не всегда понятно, что он говорит. Понятное дело, что еще может быть рано, что он не произносит Р, часто может пропускать первую букву, не говорит шипящие, но больше всего меня волнует, что он сразу начал заменять звук К на Т. Причем К он может сказать в слоге «КИ». Например, прошу «скажи киви», он говорит. А все остальные слова заменяет на Т. Для примера он говорит примерно так: лягушка — «идута», машина — «маина», картошка — «татота», зеленый — «иений», пришел — «пией». Некоторые слова получаются хорошо, например, печенье — петенье, мама, папа, деда, баба, Ваня и т.д. хорошо говорит. Упал, пол, Люблю маму и т.д.

Большое спасибо заранее!

Отвечает логопед Надежда Ерофеева

Добрый вечер!

Безусловно, такие звуки как Р, шипящие для вашего возраста произносить еще рано. А звук К появляется одним из первых. Но то, что ваш малыш произносит его мягкий вариант — Кь, это очень хорошо. В детской речи появляются первыми мягкие звуки. Поэтому паниковать не стоит. Попробуйте предложить ребенку повторить за вами (в процессе игры) такие слова: кит, киска, Кира, кино. Если у него получится, то попробуйте усложнить задачу. Просите повторить слова со слогом КИ в середине, например: выкинь, накидка. При произнесении делайте акцент на этом слоге. Если таким образом дело пойдет, то звук К сам постепенно появится. Его можно поставить механическим способом, но это довольно трудно и лучше в этом случае обратиться к логопеду. А так как вам еще и 2-х лет нет, то о логопеде и речи быть не может.

Еще очень вам рекомендую заняться артикуляционной гимнастикой. Это не навредит, а наоборот разовьет подвижность языка и губ. Упражнения можно найти в интернете, либо в книжном магазине. Здесь главное привлечь внимание ребенка и вызвать у него интерес. Поэтому постарайтесь найти красочные картинки, стихи для каждого упражнения. Главное не переусердствуйте: начинать нужно с малого, не более 3-4 упражнений за один раз. Гимнастика займет у вас максимум 10 минут, а пользы от нее много. И еще, делать ее необходимо регулярно, по чуть-чуть, но каждый день. Тогда толк определенно будет.

Так как ваш малыш заменяет звук К на Т, то необходимо поработать и над фонематическим слухом. Да и вообще это лишним не будет. Здесь работа будет идти постепенно. Сначала развиваем восприятие неречевых звуков. Эта игра очень нравится детям — «Что звучало?» Возьмите 3 разных звучащих предмета (если есть музыкальные инструменты — колокольчик, маракас — будет замечательно), либо замените сподручными. Покажите ребенку, что как звучит, а потом спрячьте за какую-нибудь ширму и позвучите. Эту игру постепенно можно усложнять, добавлять новые предметы, предметы со схожим звучанием. Когда игра будет проходить легко, переходим к следующему этапу. Предлагаем ребенку поймать звук — хлопнуть в ладоши. Начинаем с гласных звуков: со звука А. Произносите ребенку такой ряд звуков: А, Р, А, Ш, О, А, У, М, А, И. Позже, когда ребенок будет легко справляться, предлагаем другие звуки. После гласных можно взять звук Ш — «поймай змейку», Р — «поймай моторчик», а потом уже наш звук К. Когда малыш научится его выделять из ряда звуков, предлагаем слоги с этим звуком, простые слова. Затем учимся различать звуки К-Т. Например, предлагаем ребенку игру: «Если услышишь такой звук — К, хлопни, а если Т- топни». Сначала называйте слоги, а затем слова с этими звуками.

Вот такую работу вам предстоит сделать. Пробуйте. Будут возникать вопросы, пишите, с удовольствием отвечу!

Похожие публикации:

malutka63.ru

Особенности преодоления нарушения произношения звуков [т] и [д] у детей

Разделы: Логопедия


Преодоление недостатков произношения у детей дошкольного возраста имеет огромное значение в жизни ребенка. Помимо чисто эстетического эффекта, нарушение звукопроизношения может впоследствии привести к трудностям в усвоении русского языка, также является одной из причин возникновения дизграфии и дизлексии у школьников.
Наблюдения, проведение за последние три года показывают, что количество детей, страдающих разными формами речевой  патологии, значительно увеличилось. Во время профилактических осмотров в детских садах Московского района г.Твери выявлены различные формы речевой патологии во всех возрастных категориях.

Таблица №1. Анализ речевых нарушений у детей подготовительных групп.

ГодКоличество осмотренных детей% показатель выявленных нарушений речи
НормаПростая дислалияСложная дислалияСложная дислалия с дизартрическим
компонентом
ОНРЗаикание
201231770,933,511,71,430,470,2
2013233483913,31,30,8
201428858,330,57,6200,340,34

Таблица №2. Анализ речевых нарушений у детей старших групп.

ГодКоличество осмотренных детей% показатель выявленных нарушений речи
НормаПростая дислалияСложная дислалияСложная дислалия с дизартрическим
компонентом
ОНРЗаикание
201233330,931,621,95,33,20,4
201325030,835,223,68,82,80,4
20143642835,921,78,52,40,5

Таблица №3. Анализ речевых нарушений у детей средних групп.

ГодКоличест-во осмотренных детей% показатель выявленных нарушений речи
Возрастная дислалияНормаПростая дислалияСложная дислалияСложная дислалия с диз.
компонентом
ОНРЗаикание
201237620,27,410,736,35,517,4
201329023.44,59,3325,821,41,03
201433118,79,67,234,710,514,80,9

Таблица № 4. Анализ речевых нарушений у детей, обратившихся на прием к логопеду в поликлинику.

ГодКоличество осмотренных детей% показатель выявленных нарушений речи
НормаПростая
дислалия
Сложная дислалияСложная дислалия с дизартрич-м
компонентом
ОНРЗаиканиеРинолалияЗРРАутизм
201253125,415,414,89.2260,90,28
201360625,712,716,51123,20,66,90,2
20145892213,718,510,820,810,39,8

Проведенный анализ показывает, что количество детей с речевой патологией не только не уменьшается с каждым годом, а наоборот увеличивается.  Причем формы речевых нарушений становятся все сложнее, и на их исправление приходится затрачивать гораздо больший временной период.
Хочется отметить, что за последние годы значительно выросло количество неговорящих детей трехлетнего возраста.
У детей появились новые виды дислалий, ранее не отмечавшиеся в литературе. Если нарушение произношения звуков Г и К (каппацизм) довольно распространенная патология, то нарушение произношения звуков Т и Д в 80-90-е годы в моей практике не встречались. В настоящее время это  систематически встречающееся нарушение.

Звук Т – переднеязычный, согласный, твердый, глухой.
Звук Д – переднеязычный, согласный, твердый, звонкий.

Виды нарушений:

  1. Замены переднеязычных Т и Д на соответствующие заднеязычные К и Г. (Очень редко ( один случай из восьми) встречается замена переднеязычных Т и Д на губные П и Б).
  2. Смешения согласных переднеязычных с заднеязычными.

Особенности постановки звуков Т и Д.

Постановка звуков Т и Д, как и работа над любым другим звуком,  состоит из нескольких этапов.

Первый этап. Подготовительный

Артикуляционные упражнения.

  1. Улыбочка – зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
  2. Накажем непослушный язычок – постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
  3. Лопатка – широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал.

Для вызывания звука Т необходимо выработать у ребенка умение резко и сильно выдыхать.

Упражнение на формирование правильного направленного выдоха

  1. Задуй свечу – ребенок должен сложить губы трубочкой и резко дунуть на пламя свечи и погасить его.
  2. Загоним мячик в ворота. Ребенок делает из кирпичиков ворота, ставит их перед собой, скатывает из ваты шарик и, улыбаясь, сильно дует на шарик, пытаясь попасть в ворота.

Второй этап. Постановка звука Т.

Первый способ. Логопед предлагает ребенку улыбнуться, сомкнуть зубы, упереться  кончиком языка одновременно в верхние и нижние резцы, как бы «затыкая» им нижние зубы, и сильно, резко вытолкнуть воздух вперед – Т.

Второй способ (от межзубного). Логопед просит ребенка улыбнуться, закусить кончик языка зубами и сильно, резко вытолкнуть воздух вперед. При этом можно контролировать выдох рукой или дуть на ватный шарик, как в игре  «Загоним  мяч в ворота».

Постановка звука Д идентична работе над звуком Т. При этом нужно добавить голос.

Третий этап. Автоматизация звуков Т и Д в слогах, словах, предложениях. (Приложение №1,2)

Четвертый этап. Дифференциация звуков Т и Д в слогах, словах и фразах. (Приложение №3)

Дифференциация звуков Т-К и Д-Г в слогах, словах, предложениях. (Приложение №4)

Вся работа по автоматизации и дифференциации заключается в выработке навыка правильного произнесения изучаемого звука в слогах. Словах и предложениях. Ребенок повторяет речевой материал за логопедом (игра «Скажи, как я», «Найди ошибку»), самостоятельно называет слова по картинкам, придумывает предложения с заданным словом и т.п. Примерный лексический материал см. в приложениях.
Таким образом, при систематической и регулярной работе над звуками Т и Д удается добиться стопроцентных результатов, т.е. поставить звуки, автоматизировать их и ввести в речь ребенка.

25.01.2016

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Дифференциация звуков [к-т-г-д]

Разделы: Работа с дошкольниками


Звуки [К], [Т], [Г], [Д] усваиваются детьми к 2-3 годам. Это звуки «раннего онтогенеза». В литературе достаточно внимания уделено постановке и автоматизации заднеязычных звуков (В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, И.С.Лопухина), тогда как переднеязычные звуки [Т], [Д] рассмотрены недостаточно (И.С.Лопухина). Это возникает из-за того, что наиболее частым является замена звуков заднеязычных на звуки [Т], [Д]. При встрече же с ребенком в прямо противоположной ситуации (замена звуков [Т], [Д] на звуки [К], [Г]) возникают трудности в поиске лексического материала сначала на автоматизацию указанных переднеязычных звуков, а затем на их дифференциацию со звуками заднеязычными.

Поэтому главной задачей данной работы мы считаем подбор лексического материала по указанной проблеме.

Постановка и автоматизация звуков [Т], [Д]

На данном этапе работы из речевого материала исключаются звуки [Г], [К].

1. Формирование восприятия звуков [Т], [Д].

— «Хлопни, когда услышишь слово: (суп, таз, хвост, рот, стол, дом, удав)». Одно из данных слов называется вперемежку с любыми другими словами.

— «Хлопни, когда услышишь слог : (та, ту, от, ды, до)». Один из данных слогов называется вперемежку с любыми другими слогами, не содержащими звуков [Г], [Д].

— «Хлопни, когда услышишь звук [Т] ([Д])». Звуки называются вперемежку с любыми звуками, кроме [Г], [К].

2. Изолированное произношение звука [Т] ([Д]).

Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы (Фомичева): «Как стучат колеса поезда? — т-т-т», «Как стучит по дереву дятел? — д-д-д».

3. Автоматизация звуков в слогах.

Та — ту — то да — ду — до
Ты — тэ — та ды — дэ — да
От — ат — ит ды — да — до
Ут — ат — от ду — ды — до

4. Автоматизация звуков в словах.

Слова со звуком [Т]: там, таз, Тома, Толя, туфли, лото, это, четыре, лисята, волчата, медвежата, бельчата, ежата, телята, поросята, цыплята, индюшата, зайчата, жеребята, салат, халат, рот, вот, самолет, пилот, тут, салют, машет, машут, спит, спят, пьет, пьют, хлопает, хлопают, строит, строят, нюхает, нюхают, смотрит, смотрят, бежит, плачет, плачут, сидит, сидят, ест, едят, поет, поют, танцует, танцуют, везет, везут, нет, винт, туман, петух.

Слова со звуком [Д]: да, дай, Даша, дача, дом, дуб, дым, душ, дупло, духи, думай, Вода, иду, пирамида, пойду, уйду, беда, свобода, борода, помада, победа, команда, наряды, следы, пруды, сады, посуда.

5. Автоматизация звуков в словосочетаниях и предложениях.

Чаще всего на данном этапе уже можно использовать речевой материал, содержащий одновременно звуки и [Т] и [Д].

Там Толя. Тут Тома. Надену твои туфли. Я думаю, Даня спит. Зайчата оставили следы. Мама берет помаду. В саду спят поросята. Папа завинчивает винт. Тома хлопает в ладоши. Жеребята везут дрова. У деда борода. Бельчата сидят в дупле. В душе идет вода. Тома и Толя достали лото. Друзья едят дыню. Я иду по мосту. Вон там фонтан.

6. Стихотворные тексты со звуками [Т], [Д].

У енота тетя Тоня.
Тетя Тоня в тине тонет.
— Тетя Тоня, не тони!
— Эй, тяни ее, тяни!
Вот идут мои друзья,
Подавать обед пора.
Дуб стоит у дома,
Дом стоит у дуба.
Кот сидит у дуба.
Кот сидит у дома.
Дома мама, дома папа,
Только Томы нету рядом.
— Найдите нашу Тому!
— Танцует там у дома.
Дед Данила дает дыню —
Вот и Дане, вот и Тане.
Дятел на дубу сидит,
Дятел ветви долбит.
Мама моет пол,
Папа чинит стол,
Я посуду убрала,
У нас дома чистота.

Даша и Наташа идут в лес. В лесу они видят дуб. На ветке дуба сидят бельчата. Даша и Наташа машут бельчатам: «Идите домой, в дупло!»

Толя идет в душ. Там льется вода. Толя стоит под душем. Потом он намыливается. Хорошо быть чистым и умытым!

Дифференциация звуков [К-Т]

А. Дифференциация звуков [К-Т] на слух.

— Игра «Хлопни-топни». Инструкция: «Если услышишь слог ТА — хлопни, если услышишь слог КА — топни». Позднее, игра проводится на материале звуков. На этом этапе возможны любые традиционные игры на дифференциацию звуков речи.

Б. Дифференциация произношения звуков [К-Т].

1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра «Дождик-поезд». Инструкция: «Когда я говорю дождик, ты произносишь звук [К], когда я говорю поезд, ты произносишь звук [Т]».

2. Повторение по одному, по два и по три слога со звуками [К-Т].

ка — та — ка та — та — ка

ты — кы — ты ко — ко — то

ку — ту — ту ты — кы — кы

3. Повторение слов и называние картинок.

Словарь: кабинет, канат, капитан, капот, катать, катание, кафтан, ватка, ветка, детка, девятка, дудка, утка, кот, ток, комета, комната, комод, конфета, копыто, кофта, подкова, молоток, моток, охотник, тук, стук, путник, спутник, каток, конфета, тыква, свисток, селедка, лодка, платок.

4. Дифференциация звуков в словосочетаниях и предложениях. Задания:

а) «Посчитай до пяти». Выбирается несколько слов из вышеуказанного словаря,

б) «Спроси и ответь». Про любой неодушевленный предмет ребенок спрашивает и отвечает: «Это что? — Это канат». Про любое животное ребенок спрашивает и отвечает: «Это кто? — Это собака» или «Кто тут? — Тут овца».

Дифференциация звуков [Г-Д]

Задания, как и в предыдущем разделе.

Словарь: гадать, гадание, угадать, дуга, радуга, погода, ягода, когда, гнедой, города.

Дифференциация звуков [К-Т-Г-Д]

1. Словарь: отгадка, агат, Агата, тайга, гоготать, гонит, коготок, готов, фагот, команда, подруга, градусник, удочка, дождик, селедочка, гусята, лодочка.

2. Предложения:

Катя собирает букет. В комнате летает муха. В доме два этажа. Коля ест торт. На столе стоит кактус. Моряк смотрит в бинокль. Я иду в аптеку за ватой. Таня надевает кофту. В комнате стоит комод. Мама надевает платок. На тарелке лежат конфеты. Дед тянет репку. Высоко гнездо аиста. На остановке стоит автобус. На окне сидит кот. Паук плетет паутину. У Кати красивый бант. Дедушка видит бегемота.

3. Тексты:

Опускается туман
На мосты и на кусты,
Опускается туман
На дома и на сады,
Тут не видно далеко,
Заблудиться так легко!

Соловей выводит трель.
Слесарь в сеть включает дрель.
Лом ломает толстый лед,
Лом ломать не устает.

Вот так домик!
Вот так дом!
В доме том одно окно,
В том окне идет кино.

— Тук! Тук! Тук!
— Это кто тут?
— Это я, коток,
Тонкий коготок.

Всё готово для хоккея:
И коньки и капитаны,
На катке стоят команды,
Ждут свистка, как кот сметаны!

-Я иду куда?
— Туда.
— Я пойду от кого?
— От того.
— Будет там кто?
— Не будет там никого.
— Не пойду туда,
Буду дома я тогда!

Вот на стуле кот сидит,
Вот за бантом он следит.
Когда бантик двинется,
Он на бантик кинется!

Наступила зима. На дворе холодно, стужа. Деревья, крыши домов, дороги — все покрыто снегом. Реки покрыты льдом. Рады дети. Они бегут с коньками на каток.

Большинство приведенных текстов являются авторскими. Для самостоятельного подбора лексического материала по указанной проблеме можно воспользоваться литературой из списка.

Литература

  1. Коноваленко В.В., Клноваленко С.В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, К’, Г, Г’, Х, Х’. — М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999.
  2. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта, 1999.
  3. Смирнова М.В. 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2005.

2.07.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ — постановка — для родителей — Каталог статей

  Артикуляция звука Т.

 

   Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку. При произнесении с гласными звуками Е, Ё, Ю, И, Я кончик языка упирается в нижние резцы, образует смычку. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.

 

Постановка звука Т.

1 способ: по подражанию. Лучше в слове или в слоге. В основном от слога ТА.

2 способ: исходить из межзубной позиции. Закусить язык зубами и сильно выдыхать. Получится межзубный звук Т. Затем убрать язык за зубы.

3 способ: исходить из межзубной позиции. Улыбнуться, обнажить зубы и воспроизвести «поплёвывание».

4 способ: от звука П. Повторять слоги ПА — ПА, положив широкий кончик языка на нижнюю губу, затем улыбаясь произносить эти  же слоги — получится ТА — ТА.

5 способ: от звука П. Произносить ПА- ПА -ПА, при этом кончик языка находиться между зубами. Далее, в момент произнесения слогов, взрослый помогает отодвинуть губы большим и указательным пальцем. В момент раздвигания губ слышатся слоги ТА -ТА -ТА.

 

Артикуляция звука ТЬ.

Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

 

Постановка звука ТЬ.
1 способ: по подражанию.

2 способ: ребёнок произносит слог ТА. Логопед шпателем нажимает на кончик языка, опускает его за нижние зубы, получается слог ТЯ.

3 способ: от мягкого звука, возникающего в результате пощелкивания кончиком языка за зубами. (Материал взят из книги М. Поляковой «Самоучитель по логопедии. Универсальное пособие»)

 

1. Ребенок должен «присосать» расплющенный кончик языка к внутренней поверхности верхних резцов (передняя часть спинки языка «присасывается» к пространству перед альвеолами). Рот должен быть приоткрыт так, чтобы язык мог немного просовываться между зубами, а губы должны быть сильно вытянуты в улыбку.

 2. Вслед за вами, щелкнув языком, ребенок должен воспроизвести смягченный «цокающий» звук (такой звук издают по поводу вкусной пищи).

 3. Потренировав с ребенком такое «цоканье», предложите ему произнести этот же самый звук не «всасывая» его в себя, а выдувая («выплевывая») его наружу— у ребенка выйдет звук, напоминающий [т’]. Эти звуки должны произноситься попеременно.

 4. В дальнейшем нужно произносить «цокающий» звук только «наружу».

 5. Затем этот звук нужно произносить шепотом, лениво, без усилия, но вытянув губы в улыбку. Попробуйте показать ребенку, как это сделать. Одновременно пусть ребенок дует этим звуком себе на ладонь. От этого будет получаться фактически слог [ти], или очень близкое к нему звукосочетание.

 6. Обратите внимание ребенка на звук [т’], как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «тенькает» маленькая птичка).

 7. Для усиления мягкости звучания потренируйте звук [т’] в положении между двумя гласными [и] ([ити — ити — ити]).

 8. В дальнейшем произносите слоги с другими гласными (обучайте «птичку говорить»).

 9. В завершение сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.

Артикуляция звука  Д.
См. звук Т. Разница заключается в том, что при произнесении звука Д мягкое нёбо опущено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани.

Постановка звука Д.
1 способ: по подражанию.

2 способ: от звука Т. Ребенок кладет одну руку на гортань логопеда, другую на свою. Логопед по очереди произносит звуки Т — Д. Обращает внимание ребенка на вибрацию гортани при произнесении звука Д.

3 способ: от звука Б. Произносить слоги БА — БА — БА, при этом кончик языка находиться между зубами. Далее, в момент произнесения слогов, взрослый помогает отодвинуть губы большим и указательным пальцем. В момент раздвигания губ слышатся слоги ДА — ДА — ДА.

 

Артикуляция звука ДЬ:

смотри звук Д. Разница в том, что при произнесении звука ДЬ кончик языка опущен за нижние зубы.

Постановка звука ДЬ.
1 способ: по подражанию.

2 способ: Ребенок произносит звук Д. В этот момент логопед шпателем опускает кончик языка за нижние резцы.

 

 

 

 

 

 

detckiicad.ucoz.ru

Постановка и автоматизация звука [Д].

Постановка и автоматизация звука ].

Согласный, смычный, язычно-зубной, взрывной мгновенный, звонкий ротовой.

Артикуляция в норме при изолированном произнесении.

Губы разомкнуты, принимают положение, зависящее от следующего звука. Расстояние между резцами небольшое. Язык напряжён. В первый момент образует смычку своим передним краем с верхними резцами, а боковыми краями прилегает  к верхним коренным зубам. Во второй момент смычка взрывается, и воздух выталкивается наружу. Положение мягкого нёба поднята. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют ещё в момент смычки. Можно видеть положение губ, края резцов и работу языка. Можно осязать толчкообразную струю воздуха, менее сильную, чем при Т. Вибрацию гортани.

Вызывание.

Действует закон ассимиляции – АДА. Анализ до слога, изолированно не берём .

  1. Гласные тянем, постоянно имеется голос  — слухо – зрительно.
  2. На базе слога АБА.  БА-БА без пауз, а теперь  язычок вверх, он должен работать БА-ДА, БА-ДА – действует закон ассимиляции, звук  Д становится звонким по аналогии. В конце концов, получаем  ДА-ДА-ДА.

Дефекты.

  1. «Оглушение» Д-Т. От слога БА, ставить  практически заново, следить за наличием голоса.
  2. «Открытая гнусавость» Д-Н. Опущена нёбная занавеска и  кончик языка не выполняет толчкообразную работу – нет  толчкообразной струи изо рта, а есть сплошная из носа. Устранить носовой оттенок. Воздух должен идти через рот, не должно быть вибрации в область носовой перегородки. Характер воздушной струи – она должна идти толчками, взрывом.
  3. «Щёлкающее Д». Коррекция на базе каждого анализатора, должен быть воздух.

logoped-ufa.ru

Искажения звуков к, к’, г, г’, х, х’

Боковое произношение.

Обычно искажаются только мягкие варианты заднеязычных звуков, т. е. к’ г’, х’. Их произношение становится боковым. При этом воздушная струя изменяет направление и выходит вбок, что создает хлюпающий призвук, и речь становится нечеткой, а иногда даже непонятной. Например: «Кхлим дал Гхлене кхлегхли» (Ким дал Гене кегли). Такое произношение звуков к’, г’, х’ часто сочетается с боковым произношением свистящих, шипящих, а также звуков т’, д’, н’. Причиной является недостаточная работа мышц одной половины языка: она неплотно прижимается к коренным зубам и пропускает воздух вбок.

При исправлении этого вида произношения на подготовительном этапе воспитатель дает упражнения для укрепления мышц языка, равномерной работы обеих его половинок. Потом ставятся звуки с, з, с’, з’, ш, ж, ч, щ, т’, д’, н’ и закрепляется их правильное произношение. И только после этого можно переходить к постановке к’, г’, х’.

Постановка звуков. Для получения правильных к’, г’, х’ воспитатель просит ребенка произнести звук к, а затем через паузу — звук и: к — и (или г — и, х — и). Повторяя вместе с ребенком эти звуки, педагог уменьшает паузы между ними и постепенно добивается их слитного произнесения: ки, га, хи. Если таким способом получить звуки к’, г’, х’ не удается, их ставят с механической помощью, как при отсутствии этих звуков.

Автоматизация звуков проводится в том же порядке, что и при отсутствии звуков к’, г’, х’.

Замена звуков к, к’, г, г’, х, х’ другими звуками

Наиболее часто заднеязычные звуки к, г, х заменяются переднеязычными т, д. Обычно к и х заменяются звуком г, а г — д. Речь ребенка звучит так: «Татя татает том» (Катя катает ком), «Дуси дромто додочут» (Гуси громко гогочут), «Мута летала отоло ута» (Муха летала около уха). Взрослые и дети без труда замечают такое дефектное произношение. Можно легко увидеть и неправильную артикуляцию. Попросив ребенка произнести, например, слово гамак, воспитатель увидит, как у него в начале и в конце слова кончик языка поднимается и прижимается к нёбу за верхними зубами (в норме кончик языка должен находиться внизу, а подниматься должна задняя часть языка). Этот недостаток может сказаться и на письменной речи (происходит замена букв к, х на г, а г — на д), если не будет своевременно проведена работа по исправлению и дифференциации этих звуков.

Подготовительный этап. Кроме упражнений, помогающих выработать подъем задней части языка к нёбу, следует проводить работу по дифференциации на слух звуков к, г, х и их заменителей. Для этого используются картинки-символы. На звук к можно подобрать картинку с изображением тучи, из которой идет дождь; на звук г — картинку с изображением железнодорожного вагона. Воспитатель говорит: «Капли капают: к-к-к…, колеса вагона стучат: т-т-т… . Сейчас я буду называть эти звуки, а ты — показывать соответствующие картинки». Для дифференциации звуков г — д можно подобрать такие картинки: гусь вытянул шею, раскрыл клюв (он кричит: г-г-г), барабан с палочками (барабанная дробь: д-д-д). После того как ребенок научится различать на слух звуки гид, можно приступать к постановке заднеязычных звуков.

Постановка звуков. Воспитатель показывает перед зеркалом различия в положении языка при произнесении звуков к («Капли капают») и т («Колеса вагона стучат»). Когда ребенок освоит движения вверх кончиком языка (при т) и «хвостиком» языка (при к), педагог пробует вызвать к по подражанию. Если это не получается, звуки к, г, х ставят с механической помощью, как при их отсутствии.

Автоматизация звуков проводится последовательно в слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах.

Заканчивается работа этапом дифференциации поставленного звука и звука-заменителя: к — т, г — д, х — т. При этом педагог обращает внимание ребенка на различия не только в звучании, но и в артикуляции (какая часть языка работает — кончик или «хвостик»). Дифференциация этих пар звуков проводится в словах, слогах, предложениях, стихотворениях и рассказах. Работу можно будет считать законченной лишь тогда, когда ребенок будет постоянно правильно употреблять эти звуки в самостоятельной речи.

Вопросы и задания

Нарушения каких звуков называются каппацизмами?

Чем отличаются каппацизмы от паракаппацизмов?

Почему звук к является базовым в группе заднеязычных звуков?

Какие виды каппацизмов вы знаете?

Какие виды паракаппацизмов вы знаете?

Чем отличается работа на подготовительном этапе при каппацизмах от этой же работы при паракаппацизмах?

Каким этапом и почему заканчивается работа при каппацизмах и паракаппацизмах? Приведитеконкретные примеры

Какой основной способ постановки звука к вы знаете?

В какой последовательности ставятся звуки в группе заднеязычных?

Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков кит (по образцу таблицы на звук с).

Подберите материал для дифференциации звуков к — т в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

Подберите материал для дифференциации звуков г — д в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

studfiles.net

Советы рукодельницам