Тема № 10. Звуки [Т], [Т’]; [Т] — [Т’]. Буква Т — 13 Апреля 2014

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка дифференцировать неречевые звуки по длительности.

2. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду.

3. Научить правильно произносить звуки [Т] и [Т], дифференцировать их на слух и в произношении; познакомить ребенка с глухими согласными звуками.

4. Учить воспроизводить слоговой ряд из двух элементов с выделением голосом ударного слога.

5. Учить анализировать и сравнивать слова Том, Тим; закрепить правило правописания большой буквы в собственных именах.

6. Учить читать и списывать простые предложения по образцу (понятие о раздельном написании слов в предложении, точке в конце предложения, употреблении большой буквы в начале предложения).

Задание 1. Дидактическое упражнение «Длинный звук — короткий звук» (развитие слухового внимания).

Взрослый протяжно дудит на дудочке (длинный звук), а затем ударяет в барабан (короткий звук), объясняет ребенку разницу в звучании. Ребенок слушает и в дальнейшем определяет самостоятельно длительность звука, а также по заданию (например, «воспроизведи „короткий» звук») выбирает сам музыкальный инструмент.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Что пропущено?» (развитие слухового внимания).

Взрослый называет по порядку ряд цифр от 1 до 10 и при этом пропускает какую-либо цифру, например 5. Ребенок должен назвать пропущенный элемент автоматизированного речевого ряда (аналогично игра проводится на материале дней недели, месяцев и времен года).

Задание 3. Знакомство со звуком [Т].

Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

Автоматизированные речевые ряды— речевые действия, реализуемые без непосредственного участия сознания (например, порядковый счет).

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Т]:

— губки в свободном положении;

— зубки сближены, но не сомкнуты;

— кончик язычка стучит за верхними зубками;

— горлышко «молчит».

Символ звука: большой молоток стучит: ТТТТ…

Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой (горлышко «молчит»). Обозначение: синий кружок.

Задание 4. Фонетическое упражнение. Колеса поезда стучат: тук-тук-тук…

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]»:

а, у, т, т, м, и…; та, то, ма, му, ты…; ам, ат, от, ум…

Задание 6. Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слогов, при этом ударный слог выделять голосом и более сильным хлопком в ладоши:

та-та; то-то; …; та-ту; ту-ты…

Задание 7. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: та-ат, то-от…; ту-…, ты…

Задание 8. Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов, выделив голосом звук [Т]:

туфли, топор, трусики; самолет, самокат, парашют.

Задание 9. Выполнить задания (взрослый начинает слово, а ребе-яок заканчивает слово всегда одинаково):

— договорить последний звук [Т] в словах: вин…, бин…, зон…, кус…, мое…, лис…, сала…, жаке…, паке…;

— договорить последний слог ТА в словах: лопа…, конфе…, моне…, да…, газе…, воро…, котле…

Задание 10. Взрослый предлагает ребенку назвать одним словом: автобус, самолет, самокат, метро, троллейбус, такси, трамвай (транспорт). Определить место звука [Т] во всех этих словах, используя карточку синий кружок. (Сколько звуков [Т] в слове «транспорт», где они стоят?)

Задание 11. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках:

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

Кланяется, кланяется,

Придет домой — растянется. (Топор)

Задание 12.Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть зв.[Т].

Задание 13. Выучить чистоговорки:

Та-та-та — я везу кота.

Ту-ту-ту — помоги коту.

Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.

То-то-то — я иду в пальто.

Задание 14. Знакомство со звуком [Т’].

Символ звука: часы тикают: тьтьть…

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 15. Фонетическое упражнение. Часики тикают: тик-тик…

Задание 16. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]»:

ть, и, мь, ть, а, ть…; тя, те, мя, ми; ать, оть, умь…

Задание 17. Договорить последний слог в словах:

ТЯ: Ви…, Ка…, Ми…, Нас…, Кос…;

ТИ: пус…, мес…, вез…, пас…

Задание 18. Взрослый предлагает ребенку:

назвать первый звук в словах: теплый, тигр, телефон…;

назвать последний звук в словах: петь, гулять, шить…

(Продолжить ряды слов самостоятельно.)

Задание 19. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.

Огромная кошка,

Вся шубка в полосках. (Тигр)

Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)

Сколько по ней не иди — Будет бежать впереди. (Тень)

Задание20.Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,в названиях которых есть зв.[Т’].

Задание 21. Выучить чистоговорки:

Тя-тя-тя — у меня дитя.

Ти-ти-ти — со мной не шути.

Те-те-те — чайник на плите.

Ать-ать-ать — я иду гулять.

Еть-еть-еть — я буду петь.

Ить-ить-ить—я хочу пить.

Задание 22. Дифференциация звуков [Т] — [Т’].Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т’]:

ть, ть, т, т, ть…

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

та-тя, то-те, ту-тю…; тю-ту, ти-…

Повторить за взрослым слоговой ряд, голосом и сильным хлопком выделить ударный слог:

та-тя, то-те…

Договорить последний звук в слове ([Т] — [Т’]):

самоле…, парашю…, гуля…, писа…

Попросить ребенка загнуть пальчик, если он услышит звук [Т] в словах:

тиф, туфли, телефон, трамвай, тело, туча.

Дидактическое упражнение «Договори словечко, назови первый звук слове»:

Быть должны всегда в порядке

Твои школьные… (тетрадки).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил… (точку).

Дидактическое упражнение «Подари подарки Тиму и Тому» (подобрать слова со звуками [Т] и [Т’]).

Вспомнить загадки, картинки на звуки [Т] и [Т’].

Выучить скороговорку:

Под деревом тетерев тетерева встретил:

«Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?»

Тетерев тетереву в ответ:

«Мои тетеревята, — здоровые ребята,

Твоим тетеревятам от них привет?»

Задание 23. Упражнение для развития координации речи с движением

Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая —

Вот компания какая!

С. Михалков

(Руки согнуты в локтях, ребенок имитирует езду на поезде.)

Задание 24. Знакомство с буквой Т.

Т трудилась целый день.

Забивала гвозди в пень.

О. Гофман

На что еще похожа буква Т?

Буква Т из пальцев: указательный палец правой руки поднят вертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ним.

Игры с буквой.

Задание 25. Анализ и сравнение слов Тим, Том (составление схем из кружков, чтение, составление из букв разрезной азбуки).

Составление коротких предложений с помощью взрослого из разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Взрослый показывает сюжетную картинку и задает вопрос: «Кто тут?» Ребенок читает:

Тут мама. Тут Том. Тут Тим. Тут Тома. Тут Тата.

Взрослый дает ребенку понятие о границах предложения, объясняет, что первое слово в предложении, как и имена людей, пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.


logopeddoma.ru

Учим буквы. Буква «Т» | Мир детства

 

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

В рубрике учим буквы

буква «Т».

Практический материл: художественное слово, игры  для знакомства с буквой Т.

 Буква «Т»

 

Веселые стихи

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

*   *   *

Тигр – свирепый зверь, но все же

Тихим тигр бывает тоже:

Тигр бывает тих с тигрицей,

Так как сам ее боится.

В. Лунин

Темноты боится Петя:

Трусоват он, видно, дети!

*   *   *

Т – антенна – выше крыши –

Всё увидит, всё услышит.

Телевизоры включаем,

У экранов не скучаем.

В. Степанов

Стал под буквой Т трамвай:

Хочешь ехать – не зевай!

Т зовет тебя в такси.

Ты шофера попроси –

Вмиг тебя доставит он

Точно в заданный район.

А. Шибаев

Телевизор тигр купил,

Самый лучший попросил.

– Я люблю, – сказал он строго, –

Чтоб полосок было много!

*   *   *

Трактористу – слава в поле,

А твоя работа – в школе.

Труд твой тоже на виду.

Слава честному труду!

С. Погореловский

Тук-тук тук! Тук-тук-тук!

Молоток – мой лучший друг.

*   *   *

Т в антенну превратилась

И на доме очутилась.

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

Е. Тарлапан

Молоток стучит: «Тук-тук!

Букве Т я старый друг».

В. Степанов

Буква Т тебя укроет

От дождя, от снега, зноя.

*   *   *

Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

Пословицы и поговорки

1. Труд кормит, а лень портит.

2. Терпенье и труд все перетрут.

3. Не будь тороплив, а будь терпелив.

4. Трус своей тени боится.

5. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

 

 

Чистоговорки

То-то-то – поиграли мы в лото.Та-та-та – у нас в доме чистота.

Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.Ту-ту-ту – молока налью коту.

Тьё-тьё-тьё – отложили мы шитьё.

 

Игры

Игра  «Кто внимательный?».

Найдите одинаковый звук в словах: тигр, платье, кот, тарелка, нитки.

Игра  «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы: ка – ок,   с – ук,   аис –,   ко –,   кус – ы,   ни – ки,   кана –,   кис – и.

Игра  «Найди слово в слове».

Тигр (тир), теннис (тени), тумбочка (тумба, точка, бочка), уточки
(точки, очки, кит, кот).

Игра  «Слоговой аукцион».

1. Придумайте слова со слогами та- (тарелка, тапочки, танец, Таня, таракан, талон), те- (театр, телефон, тени, телега, тело).

2. Назовите имена детей, в которых есть слоги то-, та-, -ня, ма-, -ра, -ся. (Тоня, Тома, Таня, Тося, Тамара.)

Игра  «Волшебная цепочка».

1. Составьте цепочку из слов, изменяя в них по одной букве.

Ток – так – там – таз.

2. Составьте цепочку из слов, в которых последняя буква предыдущего слова является началом следующего.

Тигр – роща – аист – тень.

Игра  «Доскажи словечко».

Я антоним шума, стука,Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь…   (тишина).

*   *   *

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой…   (тучи).

Наш приятель тут как тут.Всех домчит он в пять минут.

Эй, садись, не зевай,

Отправляется…   (трамвай).

*   *   *

– Почему корова эта

Маленького роста? –

Отвечает Вове Света:

– Очень даже просто,

Это же – ребенок,

Это же…   (теленок).

*   *   *Она бывает глубока,

Она бывает мелка.

Однако, это не река.

Зовут ее…   (тарелка).

*   *   *Почему-то не до игр,

Если рядом бродит…   (тигр)

И. Гамазкова

Быть должны всегда в порядке

Твои школьные…   (тетрадки).

Игра  «Найди слова».

1. Напишите слева слова, которые оканчиваются на букву «Т», а справа – которые начинаются на букву «Т».

      – – Т – –

   – – – Т – – –

– – – – Т – – – –

О т в е т: кот, ток; крот, танк; пилот, топор.

 

2. П и р а м и д а .

 

Игра  «Наборщик».

Составьте как можно больше слов из букв слова транспорт.

О т в е т : торт, трос, торс, спорт, тропа, рот, нос, сон, сорт, рапорт.

Игра  «Анаграммы».

Теплица (петлица), танк (кант), товар (отвар, рвота), ток (кот), трос (торс), топка (капот), тропик (портик), тьма (мать).

 Кроссворд

1. Магический квадрат.

 

2. Все слова на букву «Т».

 

О т в е т : тоннель, тесто, тюлень, «Теремок», тишина, театр, трамвай

 

Шарады

Я по полену бью, звеня,Дровами на зиму снабжаю,

Когда ж с конца прочтут меня,

Я недовольство выражаю.

(Топор – ропот.)

С Т я книга, с Ся рыба,С К бесформенная глыба,

С Л помог колоть я лед,

С Д народ во мне живет.

(Том – сом – ком – лом – дом.)

 

Перевертыши

Театр тает.     Тот тут.

загадки

 

Пушистая вата плывет куда-то.Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Туча.)

Со мной зонтик ходит,

Другого от солнца прикроет,

А меня – ни за что.

(Тень.) Г. Виеру

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без нее – беда,

Она их главная еда.

(Трава.)

Кто на ранней зорьке встал,

Плугом поле распахал?

(Тракторист.)

Кузнечик стрекочет,

Разговаривать хочет.

(Телефон.)

На крыше нашей гном сидитИ небо каждый день коптит.

(Труба.)

Я сильней десяти коней,

Где в полях пройду весной, –

Летом встанет хлеб стеной.

(Трактор.)

Черная овечка

Вышла на крылечко,

Побежала за забор,

Перепрыгнула бугор,

Речку, поле, рощу, лес…

И достала до небес!

(Туча.)

Волшебное зерцало

Весь мир нам показало.

(Телевизор.)

Лежит пень, в имени – лень.

(Тюлень.)

 

 

 

Похожие записи

tanyakiseleva.ru

Буква Т. Учим букву Т. Задания с буквой Т.

Буква Т похожа на топорик. Слово топорик начинается на букву Т. С буквой Т много разных слов: вкусных, как торт, и нужных, как табуретка на кухне. Ребенок должен хорошо запомнить написание и звучание буквы Т, в этом ему помогут задания букваря онлайн. С помощью заданий урока ребенок научится читать слоги и слова с буквой Т. От чтения слов ребенок переходит к чтению простых предложений со словами, в которых есть буква Т. Перед выполнением задания внимательно прочитайте инструкцию к нему. Выполняйте задания с буквой Т в порядке нумерации. Рекомендую посмотреть видеоурок про букву Т.

Учимся читать 5 лет. Учимся читать 5 лет – довольно популярный у родителей поисковый запрос. Ежемесячно порядка 10 тысяч человек обращаются к Интернету в поисках ответа на вопрос, как научить читать ребенка 5 лет. Здесь следует отметить, что 5 лет – это именно тот возраст, когда специалисты рекомендуют начинать знакомить ребенка с буквами и учить его читать. Главное, что должны понять мамы и папы, это то, что учимся читать 5 лет тождественно учимся читать интересно, весело, играя и без принуждения. Только так и не иначе! Начинать учить ребенка читать в 5 лет надо с того, что выучить с ним для начала несколько гласных и согласных букв. Например, А, О, У и М, С. Не надо сразу разучивать с ребенком весь алфавит. Зная порядка 5-6 букв, можно уже смело приступать к чтению слогов. Когда ребенок учится читать в 5 лет, то он гораздо быстрее схватывает принцип слияния букв в слоги, чем это делают дети более младшего возраста. Научившись читать слоги и короткие слова, ребенок поймет, для чего вообще нужны буквы, и процесс обучения чтению в 5 лет пойдет существенно быстрее.

   

bukvar-online.ru

Буква Т задания для дошкольников с картинками

Цель занятия: изучаем букву Т, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Задачи:

  • познакомить дошкольника с буквой Т, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Т по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Толе подарили барабан. Бьет Толя палочками по барабану, а барабан стучит: та-та-та!..

Здесь и далее при произнесении слов ТАПОЧКИ, ТЫКВА взрослый и повторяющий слоги и слова ребенок подчеркнуто артикулируют звук [т].

  • Как стучит барабан?
  • ТА — какой тут первый звук?
  • Кому подарили барабан?
  • Какой первый звук в слове ТОЛЯ?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Тыква
Тапочки
Тучи
Тигр

 

Какой первый звук в слове ТАПОЧКИ? — ТЫКВА?

Когда мы произносим звук [т], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: Т!

Кончик языка стукает по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [т].

  1. Гласный или согласный звук [т]?
  2. Какие еще согласные звуки ты уже знаешь?
  3. С голосом или без голоса мы произносим звук [т]?

Запомни, пожалуйста: согласные звуки, которые мы произносим без голоса, называются глухими согласными. Звук [т] — глухой согласный.

Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь? ([х], [п])
Согласные звуки, которые мы произносим с голосом, — это звонкие согласные звуки.
Какой звонкий согласный звук ты уже знаешь? ([м])

Задание: печатная буква Т для дошкольников

Рассмотри букву Т. На что похожа эта буква? (На зонтик, грибок.) Сложи из ладоней букву Т. Напиши букву Т в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

 

Распечатать Скачать файл

Продолжи фразу

По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой… (тучи).

Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь… (тишина).

Быть должны всегда в порядке
Твои школьные… (тетрадки).

Чтобы было где писать,
В школе нам нужна… (тетрадь).

Be в начале слова, точка.
Прочитаем… (веточка).
Если се, то… (сеточка).
Как из слова веточка
Получилась сеточка?

Сказка про букву Т

Телезритель Тимка
Папа Тигр купил телевизор, и тигренка Тимку словно подменили.

— Тимка! — кричат ему утром тигрята.
— Пойдем играть.
— Отстаньте,— бурчит Тимка,— тут такое показывают!

А по телевизору в это время показывали, как правильно варить тыкву. Потом Тимка смотрел, как полезно есть творог и как вредно — тараканов. Потом дяденьки в белых тапочках три часа играли в теннис. Потом тетеньки приглашали всех желающих работать в трамвайно-троллейбусное депо. Потом трактор тащил толстые трубы и укладывал их в траншею. Потом у Тимки так разболелась голова, что пришлось пить таблетки.

Лежит Тимка на тахте с термометром, но телевизор не выключает. Вечером, когда стали показывать про телят (Тимка уже плохо соображал, что), в телевизоре вдруг что-то как затрещит, как взорвется!

И стало темным-темно. Тимка слетел с тахты и к телефону:

— Алле, алле! Командная пожарн… Взорвался телевизор! Что делать?
— Выкинуть,— мрачно сказал вошедший папа Тигр,— а тебя — выпороть.

(Г. Юдин)

Загадки для детей на букву Т

Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная.
(Телевизор)

Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам —
Скажешь здесь, а слышно там.
(Телефон)

Поверчу волшебный круг —
И меня услышит друг.
(Телефон)

Без рук, без ног, а в гору лезет.
(Тесто)

То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
(Тетрадь)

Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет —
Семь плугов тащит.
(Трактор)

Кланяется, кланяется,
Придет домой — растянется.
(Топор)

Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда.
(Троллейбус)

Нахмурится, насупится,
В слезы ударится —
Ничего не останется.
(Туча)

Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
(Туча)

Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес —
Прохудился и исчез.
(Туча)

Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(Туча)

Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(Тыква)

Пословицы и поговорки на букву Т

Трус и таракана посчитает за великана.
Трус своей тени боится.
Труд кормит, а лень портит.
Терпенье и труд все перетрут.
Труд кормит и одевает.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени — только три дня.
Тяжко тому жить, кто от работы бежит.
Кто не стыдится спрашивать, узнает многое, кто стыдится спрашивать, забудет то, что знал.
Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.
Где растяпа да тетеря — там не прибыль, а потеря.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.
Не тот много знает, кто долго жил, а тот, кто много учился.

Веселые стихи про букву Т для детей

Хорошая книжка привыкла к почтению.
И тот получает пятерку по чтению,
Кто с детства любитель большой почитать
И книжки, как старших, привык почитать.
(Я. Козловский)

Телевизор тигр купил,
Самый лучший попросил.
— Я люблю,— сказал он строго,
Чтоб полосок было много!
(Г. Виеру)

— Что такое Телескоп?
Тигр спросил,
Наморщив лоб.
— Телевизор?
Что за слово? —
Не слыхал тукан такого.
(Г. Сатир)

Темноты боится Петя:
Трусоват он, видно, дети!
(Б. Тимофеев)

Тигр — свирепый зверь.
Но все же
Тихим тигр бывает тоже.
Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам ее боится.
(В. Лунин)

Тигренок
Эй, не стойте слишком близко —
Я тигренок, а не киска.
(В. Маяковский)

Тучи встретились друг с другом,
Собрались в один кружок
И заплакали над лугом.
То ли с радости?
С испуга?
Отчего?
Узнать не мог.
(Ф. Бобылев)

Слон
Весит слон триста тонн:
Тонна — ушко.
Тонна — ножка,
Вот так крошка!
(Г. Цыферов)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

refworm.ru

Изучаем букву Т

Буква Т — девятнадцатая буква в алфавите.

Для изучения буквы Т можно использовать следующие дидактические материалы:

  • Обязательное проговаривание звука [т] с ребенком;
  • Ассоциация буквы с каким либо предметом или действием;
  • Карточки картинки с буквой Т;
  • Раскраска на букву Т;
  • Стишки для детей про букву Т;
  • Задания на нахождение буквы Т среди других букв

Картинки для раскрашивания на букву Т

В нашей галерее раскрасок Вы можете найти картинки с предметами на букву Т. Дайте ребенку возможность самому раскрасить ее, побеседуйте с ним о том, что изображено на картинке.

Раскраски-онлайн для детей помогают расслабиться, способствуют развитию творческого мышления, тренируют внимание и память.

Упражнения на знание буквы Т

Упражнения на знание алфавита содержат задания на выделение буквы среди остальных букв, нахождение предмета, название которого начинается на заданную букву, нахождение звука, который обозначает буква среди слов и других бытовых повседневных звуков.

Найди среди букв все буквы Т

Стихи про букву Т

Буква Т – Тигренок Тошка
Собирал цветы в лукошко.
Василек и семь ромашек,
И четырнадцать букашек.

Ребусы с буквой Т

 

zaznayka.com

Тема № 10. Звуки [Т], [Т’]; [Т] — [Г]. Буква Т — ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ — ЛОГОПЕД — Каталог файлов

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка дифференцировать неречевые звуки по длительности.

2. Учить ребенка внимательно вслушиваться  в речь  взрослого, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду.

3. Научить правильно произносить звуки [Т] и [Т’], дифференцировать их на слух и в произношении; познакомить ребенка с глухими согласными звуками.

4. Учить воспроизводить слоговой ряд из двух элементов с выделением голосом ударного слога.

5. Учить анализировать и сравнивать слова Том, Тим; закрепить правило правописания большой буквы в собственных именах.

6. Учить читать и списывать простые предложения по образцу (понятие о раздельном написании слов в предложении, точке в конце предложения, употреблении большой буквы в начале предложения).

 

Задание 1. Дидактическое упражнение «Длинный звук — коротки звук» (развитие слухового внимания).

Взрослый протяжно дудит на дудочке (длинный звук), а затем ударяет в барабан (короткий звук), объясняет ребенку разницу в звучании. Ребенок слушает и в дальнейшем определяет самостоятельно длительность звука, а также по заданию (например, «воспроизведи «короткий» звук») выбирает сам музыкальный инструмент.

 

Задание 2. Дидактическое упражнение «Что пропущено?» (развитие слухового внимания).

Взрослый называет по порядку ряд цифр от 1 до 10 и при этом пропускает какую-либо цифру, например 5. Ребенок должен назвать упрошенный элемент автоматизированного речевого ряда (аналогично игр проводится на материале дней недели, месяцев и времен года).

 

Задание 3. Знакомство со звуком [Т].

Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

Взрослый   показывает   перед   зеркалом   и   объясняет   ребенку

артикуляцию звука [Т]:

— губки в свободном положении;

— зубки сближены, но не сомкнуты;

— кончик язычка стучит за верхними зубками;

— горлышко «молчит».

Символ звука: большой молоток стучит: ТТТТ…. Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый,  глухой  (горлышко  «молчит»).  Обозначение:  синий кружок.

 

Задание 4. Фонетическое упражнение. Колеса поезда стучат: тук-тук-тук…

 

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]»:

а, у, т, т, м, и…; та, то, ма, му, ты…; ам, ат, от, ум…

 

Задание 6. Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слогов, при этом ударный слог выделять голосом и более сильным хлопком в ладоши: та-та; то-то; …; та-ту; ту-ты…

 

Задание 7. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

та-ат, то-от…; ту-…, ты- …

 

Задание  8.  Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов, выделив голосом звук [Т]:

туфли, топор, трусики; самолет, самокат, парашют.

 

Задание 9. Выполнить задания (взрослый начинает слово, а ребенок заканчивает слово всегда одинаково):

договорить последний звук [Т] в словах: вин…, бин…, зон…, кус…, мое…, лис…, сала…, жаке…, паке…;

— договорить последний слог ТА в словах: лопа…, конфе…, моне…, пала…, газе…, воро…, котле…

 

Задание 10. Взрослый предлагает ребенку назвать одним словом: автобус, самолет, самокат, метро, троллейбус, такси, трамвай (транспорт).

Определить место звука [Т] во всех этих словах, используя карточку и синий кружок. (Сколько звуков [Т] в слове «транспорт», где они стоят?)

 

Задание   11. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках:

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

Кланяется, кланяется,

Придет домой — растянется. (Топор)

 

Задание 12. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Т].

 

Задание 13. Выучить чистоговорки:

Та-та-та — я везу кота.

Ту-ту-ту — помоги коту.

Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.

То-то-то — я иду в пальто.

 

Задание 14. Знакомство со звуком [Т].

Символ звука:   часы тикают:  тьтьть…. Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

 

Задание 15. Фонетическое упражнение. Часики тикают: тик-тик…

 

Задание  16. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, ее услышишь звук [Т’]»:

ть, и, мь, ть, а, ть…; тя, те, мя, ми; ать, оть, умь…

 

Задание 17. Договорить последний слог в словах:

ТЯ: Ви…, Ка…, Ми…, Нас… Кос…; ТИ: пус, мес…, вез…, пас.

 

Задание 18. Взрослый предлагает ребенку:

— назвать первый звук в словах: теплый, тигр, телефон…;

— назвать последний звук в словах: петь, гулять, шить… (Продолжить ряды слов самостоятельно.)

 

Задание 19. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.

Огромная кошка,

Вся шубка в полосках. (Тигр)

Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)

Сколько по ней не иди —

Будет бежать впереди. (Тень)

 

Задание 20. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть звук [Т].

 

Задание 21. Выучить чистоговорки:

Тя-тя-тя — у меня дитя.

Ти-ти-ти — со мной не шути.

Те-те-те — чайник на плите.

Ать-ать-ать — я иду гулять.

Еть-еть-еть — я буду петь.

Ить-ить-ить — я хочу пить.

 

Задание 22. Дифференциация звуков [Т] — [Т].

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]»:

ть, ть, т, т, ть…

 

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

та-тя, то-те, ту-тю…; тю-ту, ти-… Повторить за взрослым слоговой ряд, голосом и сильным хлопком выделить ударный слог:

та-тя, то-тё… Договорить последний звук в слове ([Т] — [Т’]):

самоле…, парашю…, гуля…, писа… Попросить ребенка загнуть пальчик, если он услышит звук [Т] в словах:

тигр, туфли, телефон, трамвай, тело, туча.

 

Дидактическое упражнение «Договори словечко, назови первый звук в слове»:

Быть должны всегда в порядке

Твои школьные… (тетрадки).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил… (точку).

 

Дидактическое   упражнение   «Подари   подарки   Тиму   и   Тому» (подобрать слова со звуками [Т] и [Т’]).

Вспомнить загадки, картинки на звуки [Т] и [Т].

 

Выучить скороговорку:

Под деревом тетерев тетерева встретил:

«Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?»

Тетерев тетереву в ответ:

«Мои тетеревята — здоровые ребята.

Твоим тетеревятам от них привет!»

 

Задание   23.   Упражнение  для  развития   координации  речи   с движениями:

Красота! Красота!

Мы везем с собой кота.

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая —

Вот компания какая!

С. Михалков

(Руки согнуты в локтях, ребенок имитирует езду на поезде.)

 

Задание 24. Знакомство с буквой Т.

Т трудилась целый день.

Забивала гвозди в пень.

О. Гофман

На что еще похожа буква Т?

Буква  Т  из  пальцев:  указательный  палец  правой руки  поднят вертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ним.

Игры с буквой.

 

Задание 25. Анализ и сравнение слов Тим, Том (составление схем из кружков, чтение, составление из букв разрезной азбуки).

Составление коротких предложений с помощью взрослого из разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Взрослый показывает сюжетную картинку и задает вопрос: «Кто тут?»

Ребенок читает:

Тут мама. Тут Том. Тут Тим. Тут Тома. Тут Тата.

Взрослый дает ребенку понятие о границах предложения, объясняет, что первое слово в предложении, как и имена людей, пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.

xn——5cdcba9a8bhiqf4boq8n7b.xn--p1ai

Буква Т

Звукарь — Уважаемый родитель! Если вы не так давно начали обучать своего ребенка чтению, то эта информация будет вам полезна. Занимаясь с малышом по букварю, вы разучиваете с ним буквы, учите его читать слоги. Чтобы вашему маленькому ученику было интересно учиться читать, мы создали … перейти к Звукарю


Букварь — первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные… перейти к Букварю


Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. … перейти к пособию


Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом … перейти к статье


Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и … перейти к играм с буквами


Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не … перейти к урокам по чтению слогов


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов «Игры с буквами», «Уроки чтения слогов». Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих… Перейти к урокам по чтению слов


Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа «Мама моет раму». Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?… Перейти к описанию книжки-игрушки


Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают… Перейти к урокам чтения


games-for-kids.ru

Советы рукодельницам