Итоговое занятие по математике в подготовительной группе

Разделы: Математика


Математика занимает очень большое место в системе образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
В предлагаемом занятии представлены игры и упражнения, важные математические понятия, насыщенные логическим и математическим содержанием, задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у детей простейших логических мышлений и математических представлений.
Рекомендуемое занятие направлено на то, чтобы при обучении детей «поиграть» с ними в математику. Пусть дети незаметно для себя, в процессе игры, считают, вычитают, складывают, решают разного рода логические задачи. Роль взрослого в этом процессе – поддерживать интерес детей.
Данное занятие позволяет обобщить и закрепить умение детей по всему пройденному материалу: умение считать, сравнивать числа, увеличивать (уменьшать) числа, решать примеры, задачи, логические задачи, повторить основные свойства геометрических фигур.

В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Этому способствуют такие игры, как: «Отвечай – не зевай», «Сравни числа», «Минутка для шутки», «Геометрические фигуры».
В ходе решения задач, задач на смекалку, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, проявляя при этом творчество.
Материал для занятий заимствован с незначительными изменениями из отечественных и зарубежных изданий.

Цели: обобщить знания и закрепить умения детей по пройденному материалу: решать примеры, составлять задачи, умение сравнивать числа, называть последующее и предыдущее число, находить затерянную цифру; уточнить представления детей о геометрических понятиях (точка, линии: прямой, кривой, замкнутой, вертикальной, горизонтальной, наклонной; ломанной; отрезок, луч, точка пересечения, углы: прямой, острый, развернутый).

Предварительная работа: занятия по математике, конструированию, индивидуальная работа, наблюдения за строительством дома на прогулке  дидактические игры: «Цветная геометрия», «Фигуры и счет», «Числовые домики».

Материал: карточки с примерами, кроссворд, карточки с цифрами, геометрические фигуры (объемные и плоскостные), карточки «Геометрия». Задачи – шутки, план группы, шкатулка с сюрпризами, игра «Отвечай – не зевай».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сегодня у нас пройдет необычное занятие. Это занятие для самых веселых, самых сообразительных, самых находчивых. Чтобы удачно справиться со всеми заданиями мы отправимся  в путешествие. Вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие по математическим  станциям  на поезде из «Рябинки». Садитесь поудобнее, и – вперед! Дети имитируют (руками) движение поезда,  припевая слова из песни «Мы едем, едем, едем в далекие края». Педагог заранее пишет названия остановок. Педагог или ребенок берет в руки «микрофон» и объявляет остановки.

Остановка «Отвечай – не зевай»

  1. Назови последующее и предыдущее число названному числу. Педагог на карточках показывает детям числа: 9, 4, 3, 11,  17, 19…
  2. Уменьшить или увеличить число на 2, на 1.
  3. Цифрам так нравится на остановке, что некоторые пошли гулять и заблудились. Помогите им вернуться обратно.

5, 6, 7 … 9;      6, 7, 8 … 10;              8, 7, 6,  … 4;              5, 4, 3, … 1

– Молодцы! Хорошо справились с заданием!

Остановка «Реши примеры»

2 + 6 =                                    14 + 2 =                      5 + 5 =
5 + 4 =                                    6 + 4 =                        10 – 5 =
12 – 10 =                                17 – 7 =                      8 – 2 =
20 – 5 =                                  19 + 1 =                      10 – 10 =

Остановка «Сравни числа»

Дети давайте вспомним, какие бывают знаки ( < ;   > ;    = ) и расставим их правильно.

2 … 8               7 … 2           5 … 5         6 …14        4 … 6

6 … 2               8 … 2           20 …12      15 …12     15 … 12
9 … 5               12 … 8         7 … 12       3 …18       10 … 20

Остановка «Минутка для шутки»

Здесь живут хитрые задачки:

  1. Два мальчика играли в шашки 4 часа. Сколько времени играл каждый?
  2. Катится по столу колесо разноцветное: один угол у него – красный, другой – зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим?
  3. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
  4. Что едят крокодилы на Северном полюсе?
  5. От папы пришла телеграмма: «Встречайте, еду автобусом в 5». В каком вагоне летел папа?
  6. Четыре яйца варятся 4 минуты. Сколько минут варится одно яйцо?
  7. По двору гуляли петух и курица. У петуха две ноги, а у курицы – четыре. Сколько ног вместе?
  8. Сколько цыплят вывел петух, если он снес пять яиц?
  9. Как петух кукарекает? А в Англии?
  10. Разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый мог, получить по яблоку и одно осталось в корзине?

Остановка «Геометрия»

Воспитатель: Дети, а что такое геометрия?

Дети: геометрия – это страна, где живут геометрические фигуры, отрезок, луч, линии, углы, точка пересечения, отрезок.

Детям показываются карточки с изображениями:

1. Точка, прямая линия, кривая линия, луч.
2. Горизонтальная, вертикальная, наклонная линии, замкнутый круг.
3. Точка пересечения, отрезок, ломаная линия.

4. Прямой угол, острый, развернутый.
5. Кривые и ломанные линии могут образовать замкнутый круг.

Дети должны рассказать о каждой фигуре и сравнить с остальными фигурами в чем разница и в чем сходство.

Остановка «Задача»

– Давайте с помощью кроссворда вспомним, из каких частей состоит задача.

1. Как называется та часть задачи, в котором о чем-то спрашивается, есть неизвестное?  (Вопрос)
2. Как называется та часть задачи, в которой о чем-то или о ком-то рассказывается?  (Условие)
3. Как называется та часть задачи, в которой мы получаем неизвестное число, отвечаем на вопрос? (Ответ)
4. Как называется та часть задачи, в которой мы ищем неизвестное?  (Решение)
5. Как одним словом назвать то, что объединяет в себе условие, решение, вопрос, ответ?  (Задача)

Остановка «Самостоятельная»

Нужно самостоятельно составить задачу, чтобы вопрос звучал так: «Сколько стало?». Каким действием будем решать задачу?  (Сложением).
Нужно самостоятельно составить задачу, чтобы вопрос звучал так: «Сколько осталось?». Каким действием решим эту задачу? (Вычитанием).

Остановка «Геометрические фигуры»

На столе лежат геометрические фигуры: (объемные и плоскостные). Уточнить с детьми, какие фигуры объемные, и какие плоскостные. Чем они отличаются? Каждый ребенок берет по фигуре и описывает его.
В конце занятия детям предлагается план группы. По плану группы дети должны найти, где спрятан сюрприз.

Итог

3.06.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект занятия по математике в подготовительной группе: «Приключения школьного ранца»

Цель:

— формировать у детей положительное отношение к школе, поощрять к выполнению определенных установленных правил и задач;

— закреплять навыки прямого и обратного счета, знания о годе, месяце, дне недели, их последовательность, упражнять в решении стихотворных арифметических задач, записывать их решение с помощью примеров, выполнять словесные инструкции воспитателя;

— формировать умение составлять из геометрических фигур силуэты человека, объясняя свои действия, умение проходить лабиринты.

— развивать внимательность, зрительную память, логическое мышление, умение применять свои знания на практике.

— воспитывать инициативу, готовность прийти на помощь.

Оборудование: портфель, школьные принадлежности, книга с загадками и задачами, атрибуты к подвижной игре «Машины в гараж», математические наборы с цифрами, знаками, счетными палочками и геометрическими фигурами, лабиринты различных видов.

Ход занятия в подготовительной группе детского сада

Воспитатель. Сегодня по дороге в детский сад, у светофора я увидела … портфель. Обычный школьный ранец. Так вот, лежит он так одиноко, печально, никому не нужен и беспомощен. Видит — бабушка идет, он ее спрашивает: «Бабушка! Не вы меня потеряли?». А та отвечает: «Нет, у меня такого не было».

На светофоре остановилась машина, портфелик спрашивает у водителя: «Дяденька, я не ваш?». Водитель посмотрел и строго сказал: «Нет! Чужого мне не надо, у меня в детстве был».

Подошла я к портфелику. А он говорит: «Посмотрите на меня внимательно, я не ваш?». А я ему: «Нет, не мой» и ранец чуть не заплакал …

— Подожди, портфель, не плачь, у меня в группе есть мальчики и девочки, которые вскоре пойдут в школу, они будут очень рады познакомиться с тобой. Они очень дружные, трудолюбивые. Дети, а вы рады такому другу?

Воспитатель. Портфелик принес для вас различные задачи, с которыми могут справиться только дети, которые пойдут в школу.

Воспитатель пытается открыть ранец, а он не открывается.

Воспитатель. Предлагаю посчитать в обратном порядке от 8 до 1 и вежливо попросить портфель открыться.

Дидактическая игра «Что лишнее в портфеле?»

Воспитатель выкладывает школьные принадлежности, игрушки.

Дети должны сказать, что относится к школьным принадлежностям, а что нет.

Воспитатель. Ранец или его хозяин любит играть машинками. Давайте и мы поиграем.

Игра «Машины в гараж»

Задание. Каждый ребенок-водитель ставит машину в гараж соответственно числа.

Воспитатель. Портфель принес нам еще и загадки. Отгадаете их?

Загадки от портфелика

1. Ежегодно у этого дедушка есть 4 имени? Что это за дедушка? (Год). Назовите имена? (Весна, лето, зима, осень).

2. Нас семь братьев, годами одинаковые, а именами разные? Кто мы? (Дни недели). Назовите их.

3. Двенадцать братьев, один за другим ходят? (Месяцы). Какое сейчас время года, которому соответствует этот месяц?

4. Какое число я задумала? Называя числа-соседи, дети угадывают число.

5. Что нельзя вернуть? (Время). Так быстро летит, что и на ракете не догонишь? Как измеряется время? (Минуты, часы, дни, месяцы, годы).

Воспитатель. Пришло время сесть за столы. Выполняем следующее задание ранца.

Счет с помощью счетных палочек.

Игра «Сколько игрушек у детей»

Игрушки Андрей собирает, на полочке расставляет.

Рядом с обезьяной — мишка, плюшевый, ласковый.

Рядом с лисой заяц-русак — лиса его пугает.

Затем лягушка с ежиком свернулись бочком.

На диване ровно в ряд

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино,

Три веселых пингвина,

Котенок и слоненок.

Помогите-ка дети,

Сосчитать игрушки.

У Натальи — кукла Оля,

Плюшевый мишка — у Коли,

Котик — у Маши,

Матрешка — у Нади,

Лошадка — у Андрюши,

Мерседес — у Сережи,

Мышка — у Алины,

Кошка — у Полины.

Сколько игрушек у детей?

Воспитатель. Считать дети умеют, а у портфеля для вас задачи. Что такое задача? Что есть в задаче? Решение задачи мы будем выкладывать с помощью цифр и знаков. Дети выкладывают цифровой ряд и решают задачи, выкладывая примеры.

Чтение задач воспитатель демонстрирует с помощью наглядности.

В корзину белка орехи собирала

Пять уже положила

И показалось ей мало

Быстро рыженькая еще три достала

Сколько орехов у белочки стало?

И т.п.

Физкультминутка

 

Воспитатель. Как мы называем детей, которые носят портфели? (Школьники, учащиеся.)

Вы скоро тоже станете школьниками и каждое утро будете спешить в школу. По пути вы будете видеть разные улицы, дома, но вам нужно идти по той дороге, которая ведет только к школе.

Игра-лабиринт «Найди дорогу в школу»

Дидактическая игра «Составь фигуру»

Дети выкладывают из геометрических фигур фигурку школьника.

Итог. Рефлексия

Метки: занятие в подготовительной группе, математика в подготовительной группе

chudor.ru

Занятие по математике в подготовительной группе

Конспект итогового занятия поформированию элементарных математических педставлений у детей подготовительной группы Желябовского МБДОУ «Родничок»

Тема : ПОМОЖЕМ БУРАТИНО

Составитель: воспитатель подготовительной группы Воронина Л.А.

с. Желябовка , МБДОУ «Родничок» 2016 год

Программное содержание:

1.Продолжать учить детей считать от 1 до 10 и обратно, закрепить знания о последовательности цифр.

2.3акрепить умение устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов.

В. Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел.

  1. Совершенствовать знания о составе числа 5 из 2-х меньших чисел и б из 2-х меньших чисел.

  2. Формулировать навыки ориентировки на альбомном листе бумаги и на листе бумаги в клетку.

  3. Способствовать развитию логического мышления, внимания.

  4. Воспитывать умение слушать и желание оказывать помощь.

Демонстрационный материал: коробка, 4 конверта для писем, 6 конвертов с заданиями, карточки с изображением предметов в количестве^, 5,7,8,9,10, соответствующие к ним цифры, изображение 2-х домов с нумерацией № 5 и № б,альбомный лист бумаги и фломастеры, музыкальный диск с песней «Буратино», магнитафон, мольберт, магнитная доска.

Раздаточный материал: цифры от 1 до 10, на каждого ребёнка лист бумаги в клетку и простой карандаш, фотографии Буратино.

Ход занятия: Воспитатель: — Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад , то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку. Это что за очень странный Человечек деревянный?

На земле и под водой Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный…

Кто же это? (Буратино).

Хотите узнать о чём он пишет?

Дети: Да!

Чтение письма

«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате и не отдают мне мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Отпустят меня они только тогда, когда я помогу им выполнить задания и отвечу на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Прилагаю подсказки, где искать задания. Первое задание в конверте под номером 1.»

Воспитатель: — Ну, что, ребята? Поможем Буратино?

Дети: Да!

Воспитатель: Саша, принеси, пожалуйста, конверт под номером 1.

(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его) Задание 1 «По порядку становись». Возьмите по одной цифре, пока играет музыка «цифры» гуляют, а по команде «По порядку становись» вы должны построиться по порядку.

Вопросы:

-Посчитайте от 1 до 10 и обратно.

-Назови соседей числа 3(обращаясь к тому ребёнку, у которого цифра 3.)

-Назови соседей числа 5.

-Назови соседей числа 8.

-Я задумала число, оно меньше 5 на одну единицу. Какое это число?

-Я задумала число, оно больше 7 на единицу. Какое это число?

Молодцы! Справились, а вот и подсказка: 2-ое задание ищите в конверте, на котором изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке. (Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл…). Что же это за геометрическая фигура? (Круг)

Да, это круг. Давайте посмотрим, есть ли конверт с геометрической фигурой — круг.

Юля, принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой — круг.

(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его). Задание № 2 «Найди ошибку» (дети подходят к столу)

На столе разложены карточки с изображением предметов, а рядом цифры, вот только здесь что- то напутано. Проверьте и исправьте ошибки (дети по очереди исправляют).

Молодцы! Выполнили задание.

Подсказка: задание № 3 находится в конверте, на котором изображена геометрическая фигура, у которой количество углов равно 3.

Воспитатель: Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?

Дети: 3 угла у треугольника.

(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его.) Задание № 3. Воспитатель: Ответьте на вопросы и решите задачи.

Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче?

Дети: В задаче 2 части Воспитатель: Назовите их.

Дети: 1 — условие, 2 — вопрос.

Воспитатель: Какие вы знаете арифметические знаки?

Дети: Плюс, минус, равно.

Воспитатель :Если в вопросе задачи есть слово «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить при решении?

Дети: Нужно поставить минус.

Воспитатель: Если в вопросе задачи есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить?

Дети: Нужно поставить плюс.

Воспитатель: Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на вопросы.

«На ветке сидели 2 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы. Сколько птиц сидит на ветке?»

Воспитатель: — 1-й вопрос. Есть ли в этой задаче условие? (Да). Назовите его. 2-й вопрос. Есть ли в этой задаче вопрос? (Да). Назовите его.

Воспитатель: Молодцы! Решите следующие задачи.

Задача № 1

«На ветке висели 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке? (2)

Задача № 2

«Мама купила 7 груш, Миша съел 4 груши. Сколько осталось груш на тарелке? (3)

Задача № 3

Шесть весёлых медвежат,

За малиной в лес спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал А теперь ответ найди Сколько мишек впереди?

Задача №4

«На большом диване в ряд Куклы Танины сидят:

2 матрёшки, Буратино,

И весёлый Чиполлино.

Помогите Танюшке Сосчитать игрушки.

Задача №5

Шесть весёлых медвежат,

За малиной в лес спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал А теперь ответ найди Сколько мишек впереди?

Задача № 6

В снег упал Серёжка,

А за ним Алёшка,

А за ним Иринка,

А за ней Маринка,

А потом упал Игнат Сколько на снегу ребят?

Задача № 7

«Во дворе гулял павлин,

Подошёл ещё один,

2 павлина за кустами.

Сколько их? Считайте сами!» (4)

Воспитатель: Вы запомнили ответ последней задачи?

Дети: (4)

Воспитатель: Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой 4 стороны и все они равны. У какой геометрической фигуры равны все стороны?

Дети: Это квадрат.

Воспитатель: Но прежде чем мы откроем конверт, на котором изображён квадрат, нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм?

Дети: Гимнастика.

Воспитатель: Давайте проведём небольшую гимнастику и превратимся на время в Буратино. Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся, (встать на носочки, поднять руки вверх-потянуться, вернуться в и.п.)

Вот нагнулся, разогнулся, (руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон вперёд.)

Руки в стороны развёл, (развести руки в стороны)

Ключик видно не нашёл, (повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо)

Чтобы ключик нам достать (опустить руки вниз)

Надо на носочки встать (встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть руки.)

И руками помахать, (махи руками)

Воспитатель: А теперь откроем конверт, на котором изображён квадрат.

(воспитатель открывает конверт, достаёт задание).

Задание № 4

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые домики! Только вот квартиры не пронумерованы. Вам нужно их пронумеровать.

Подсказка: сумма номеров квартир должна быть равна номеру дома.

Воспитатель: Пронумеруйте квартиры, (дети выполняют задание).

Молодцы, ребята! Осталось всего 2 конверта. Какой же из них следующий? «Следующее задание в конверте с изображением фигуры, у которой противоположные стороны равны. (Прямоугольник).

Воспитатель: Женя, принеси нужный конверт.

(ребенок приносит конверт, воспитатель читает задание)

Задание № 5. «Нарисуй картину для Мальвины»

  1. Нарисовать облако в правом верхнем углу.

-Где нарисовали облако?

  1. В левом нижнем углу — дом.

-Где нарисовали дом?

  1. В верхнем левом углу — солнце.

-Где нарисовали солнце?

  1. В правом нижнем углу — грибы.

-Где нарисовали грибы?

  1. А в середине- цветок.

-Где нарисовали цветок?

Молодцы! Замечательная получилась картина, Мальвине очень понравится.

Задание б находится в конверте, на котором изображена геометрическая фигура похожая на то, что снесла курица в сказке «Репка».

Задание называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

  1. Сколько всего дней в неделе?

  2. Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?

  3. Как называются «выходные» дни недели?

  4. Назовите соседей субботы?

  5. Назовите соседей вторника?

  6. Как называется пятый день недели?

  7. Какие части суток вы знаете?

8.Что бывает раньше утро или вечер?

  1. Сколько пальцев на одной руке?

  2. Сколько ушей у двух мышей?

И.Сколько месяцев в году?

  1. Какая цифра спряталась в слове семь -я?

  2. Таня нашла 3 жёлудя, а Марина на 1 больше. Сколько желудей нашла Марина?

  3. Брату 8 лет, а сестра младше на 2 года. Сколько ей лет?

  4. Костя нарисовал 4 самолёта, а его брат на 2 больше. Сколько нарисовал брат самолётов?

  5. Кто стоит справа от тебя?

  6. Кто стоит слева от тебя?

Молодцы! Отвечали быстро, не зевали.

(раздаётся стук в дверь, в группу вносится конверт)

Воспитатель: Это нам? Спасибо. А от кого оно интересно?! Это письмо от лисы Алисы и кота Базилио. Нужно срочно его прочитать.

Чтение письма

«Мы устали ждать, поэтому решили вернуть вам Буратино вместе с золотым ключиком. Но у нас есть одно условие. Вот оно: нарисуйте нам подарки. Рисовать вы должны по клеточкам. Вот подсказка».

Воспитатель: Здесь есть план. Давайте не будем терять время. Присаживайтесь за столы, подвиньте листочки, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.

4 клетки — вправо 2 клетки — вверх

  1. клетки — вправо

  2. клеток — вниз 4 клетки — влево

  1. клетки — вверх 4 клетки — влево 1 клетка — вниз

1 клетка — влево 1 клетка — вниз

  1. клетка — влево

  1. клетки — вверх

  1. клетки — вправо Воспитатель: Что получилось?

Дети: Ключик.

Воспитатель: Давайте оправим все ваши ключики лисе и коту. Пусть они помогут освободить Буратино. А также отправим картину, Буратино передаст её Мальвине.

{работы собираются и выносятся за пределы группы).

Подводится итог занятия, во время которого «почтальон» (другой воспитатель) вносит в группу письмо — ответ.

Итог: Молодцы ребята, вы ответили на все вопросы, выполнили все задания кота Базилио и лисы Алисы. Как вы думаете они отпустят Буратино? Назовите какие задания вы выполняли? Какие задания были для вас более сложные?

Стук в дверь, вносят письмо от Буратино.

Воспитатель читает:«Ребята! Большое вам спасибо. Кот Базилио и лиса Алиса меня отпустили, вернули золотой ключик. Я обещаю вам, что буду выполнять всё, что скажет мне Мальвина И обязательно передам ей вашу картину. Спасибо большое. Постараюсь многому научиться, потому что я хочу быть похожим на вас: много знать и уметь. В подарок для вас мои фотографии и диск. До свидания! Спешу на урок!»

Воспитатель раздаёт детям фотографии Буратино и предлагает послушать диск.

Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось. Наше занятие закончено.

infourok.ru

Советы рукодельницам