Традиционная мужская и женская одежда народа ханты

Традиционная мужская и женская одежда народа ханты разработала: Бутакова А.П. с.Лопхари 2015г

Традиционная культура народов севера складывалась на протяжении веков и была максимально приспособлена к суровым природным условиям. Охота, рыбалка и оленеводство всегда были основой жизни северных народов ханты. Необходимо отметить, что олень для них – это смысл жизни. Чем больше у тебя оленей, тем лучше будет жить твоя семья. Ведь олень дает всё. Это и пища, и жилище, и одежда, и круглогодичное средство передвижения. Кстати, редчайшая особенность этого животного — у северного оленя даже нос покрыт мехом.

Женская зимняя одежда хантов — оленья двойная меховая шуба (сах). Она завязывается спереди, у нее подкладка всегда из меха, а верх из оленьей шкуры ворсом наружу,

расшитый различными национальными узорами.

Женской летней одеждой является суконный и хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный бляшками, иногда колокольчиками, расшитый различными узорами. Дополняет наряд большой платок с кистями.

Традиционная мужская одежда — малица (мольщах)- шьется мехом внутрь. Она надежно защищает человека от мороза, снега и ветра. Капюшон и рукавицы пришивают к малице. Мех на капюшоне защищает лицо от холода.

Летняя мужская одежда по покрою не отличается от зимней. В качестве летней одежды служат старые малицы или суконные гуси.

Зимняя обувь хантов – кисы (вай), с меховым чулком из шкуры оленя. Шкуру для кисов берут с оленьих ног. Расшивают различными узорами.

Летняя обувь – (нюки вай)- шьется из кожи (замши из шкуры оленя).

Особое место в традиционной жизни народа ханты  занимает детская одежда. Маленьких детей родители одевают особенно красочно. К изготовлению детских вещей относятся с большой любовью. Одежда уже с самого раннего возраста имеет определенный смысл – она призвана защищать ребенка не только от холода и непогоды, но и от злых духов.

Пошив одежды лежал целиком на женщине. Долгими зимними вечерами женщины шили одежду для всей семьи. При изготовлении одежды мастерицы использовали белый, красный, зеленый, желтый, синий цвета. Каждый цвет имеет свое обозначение:   белый — цвет снега,  красный — цвет жизни, жёлтый — знак огня, зелёный — тайга, синий — цвет рек, воды, неба. По мнению ханты, мысли женщины, шьющей одежду, будут вшиты в швы и узоры,

поэтому женщина во время работы должна думать только о хорошем. Ханты считают, что одежда готова и ее можно надевать, когда она украшена орнаментом.

У народа ханты были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т. п. Основные цвета бисера были: белый, синий, красный, голубой, зеленый, желтый и подбирают по принципу контрастности

.

Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы являются неотъемлемой частью традиционной культуры хантов.

Мужская одежда:рубашка (ернас), поясок на рубашку(сывам антапкел, нюки антапкел).

пояс с ножнами (антапкел па сотап)

мужскаяодежда:малица(мольщанг),кисы (вай),подвязки на кисы (шашкел),бурки.

женская одежда: ягушка (сах), кисы (вай), бурки.

Малица девичья (няврэм мольщанг)

Летняя женская одежда: суконяя ягушка (нуй сах),гольфы (сывам вай),летняя обувь (нир).

Женщины заплетали волосы в две косы, вместе с ложными косами обвивали их цветным  шнурком в виде жгутов и украшали медными подвесками, пуговицами.

Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения.

Женщины ханты

носили большое

количество медных и серебряных колец.

Женская одежда:платье (ернас), платок (охшам),халат(щашкан сах).

спасибо за внимание!

kopilkaurokov.ru

Югорское наследие. Одежда народов ханты — SurWiki

Югорское наследие. Одежда народов ханты


Автор проекта

Ученица 3 «Г» класса МБОУ «Прогимназия» Полина Донева

Руководители

Коневских Олеся Владимировна

Качан Галина Петровна

Изучение мировоззрения и особенностей национального костюма хантов позволит узнать особенности этого малочисленного народа, живущего на территории Сибири.

Цель исследования

— узнать, что для ханты являлось их опорой и духовной основой.

Задачи исследования:

— познакомиться с нравами и обычаями хантов, — узнать о философии хантов, — найти фотографии женских и мужских костюмов народа ханты, изучить их особенности.

Гипотеза:

Ханты жили в лесу, в удалении от крупных городов. Предполагаем, что лес – стал их опорой. А интуиция (связь с природой) и правила предков стали для них помощниками на пути выживания в суровых условиях. Условия жизни должны обязательно отразиться в одежде.

  • «Жизнь – в движении».

Народ ханты на протяжении веков проживает в Сибири, располагаясь в основном по берегам рек. Большая часть территории ханты входит в зону тайги. Ханты занимаются рыболовством, охотой, оленеводством. Женщины занимаются шитьем одежды и обуви из оленьего меха, плетением, вышивание бисером. Мужчины занимаются обработкой древесины, много вещей изготовили из бересты.

Этот народ приспособился к суровым морозным зимам, пики температур- +38 градусов -58 градусов.

Для ханты важна связь с лесом, с природой. Ветер для ханты – живой, так как он движется, облака тоже живые, а камень – мёртвый.

Одежда шилась из крапивного или льняного холста, оленьих шкур. В хантыйской традиционной одежде много вышивки шерстяными нитками и бисерного плетения.

Мужская одежда

Обычный мужской костюм — штаны, рубаха, верхняя плечевая одежда, обувь, пояс, головной убор и рукавицы.

Была еще специальная охотничья одежда — каль или шабур, которую шили из сукна или холста. Эта распашная одежда ниже колен, с вшитыми рукавами, без воротника, но с карманами надевалась на телогрейку.

Значит, скорее всего раньше существовал и какой-то меховой подклад.

Женская одежда

Женская одежда более консервативна и медленнее выходит из употребления.

Это нижняя поясная одежда — пояса из кожи или бересты.

Плечевая одежда — рубахи из крапивного и хлопчатобумажного холста.

Важный элемент женского костюма — головной убор. Это и покупные цветастые платки, и «татарские» косынки, и налобные повязки.

Была распространена и особая дорожная одежда — гусь — из оленьих шкур мехом наружу. На протяжении XX века национальная одежда постепенно выходит из употребления.

Однажды я попала в больницу.

В больнице я встретила хантыйского мальчика Мишу. Миша живет в лесу. Его папу и его бабушку съела медведица.

Мой 10-летний знакомый не умел читать и впервые пробовал некоторые продукты из супермаркета (йогурт, например).

Он ежедневно носит воду для всей семьи- это его обязанность. В школу он не ходит, помогает брату ловить рыбу, собирает ягоды. Охота и рыбалка помогают им выживать.

В общении со сверстниками он чувствовал себя неуютно. Миша в больнице был одет как простой сургутский мальчик.На Мише были надеты простые тапочки и пижама.

Теперь можно сделать вывод: национальная одежда постепенно вытесняется из употребления.

Мне было интересно — может ли неподготовленный человек догадаться по внешнему виду? что означают одежду и орнаменты ханты?

Я провела анкетирование одноклассников и узнала их мнение.

1. Анализ орнамента «медведь», «олень».

  • Почему именно такой орнамент?

63 человек считают, что ханты почитают животных леса

22 человек считают, что ханты не любили цветы и плоды

55 человек считают, что вся жизнь ханты связана с лесом и его жителями

Мои одноклассники не знают, почему такой орнамент на костюмах хантов.

  • Народ ханты проживает в лесу. При переезде в город бывшему жителю тяжело приспособиться к крупному городу. Как вы думаете, почему это происходит?

15 человек считают, что человеку не хватает мамы

90 человек считают, что человеку не хватает привычного образа жизни

85 человек считают, что человеку не хватает навыков, которые вырабатываются в городе

Мои одноклассники знают, почему бывшему жителю тяжело приспособиться к крупному городу.

  • Национально одежда ханты изготавливалась из меха, из шкуры рыбы. Чем традиционно занимались ханты?

10 человек считают, что земледелием и скотоводством

90 человек считают, что охотой и рыболовством

Мои одноклассники знают, чем традиционно занимаются ханты.

Предки хантов жили общинами, занимаясь в основном рыболовством и охотой. Одежда хантов изготавливалась соответственно из шкур рыб, шкур животных, ткалась из крапивы. Различались мужские и женские костюмы, летние и зимние. Одежда в первую очередь должна была защитить от мороза, ветра, дождя или мошки и комаров. Лес давал пропитание и одежду. Силы природы считались живыми и их старались задобрить.

Предки ханты уважительно относились к флоре и фауне, к силам природы, лесу. Костюмы ханты украшены узорами и орнаментами, орнамент: «медведь», «олень» отражают почтительное отношение народа к животным.

Одежда показывает, что для хантов лес — это их опора. Обереги и амулеты изготавливались из древесины, шкур, костей животных и призваны были защитить от медведей, волков, врагов.


Исследование показало, что для хантов на протяжении веков опорой был лес. А интуиция (связь с природой) и правила предков были для них помощниками на пути выживания в суровых условиях.

Наш опыт общения с современными детьми ханты показывает, что современные дети ханты уезжают из стойбищ в города и деревни в школы, чтобы учиться. Только часть из них возвращается обратно в тайгу. Мы видим, что многие принимают массовую культуру. Национальная одежда постепенно вытесняется из употребления.

Поиск в книгах.

1. Юганские ханты: история, быт, культура, Краткое историческое повествование о ханты Сургутского районаю Бахлыков П.С. – Тюмень: «СофтДизайн», 1996 – 208с.

2. Андреева А.Ю., Богомолов Г. И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. СПб.: Паритет, 2001.-120 с.

3. Алквист А. Среди хантов и манси: Путевые записи и этнографические заметки /Пер. с нем. и публ. Н.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. — 177 с.

Поиск в интернете.


1. Источник: История Салмыского края

Медиа:Национальная_одежда_ханты.ppt



Спасибо за внимание!

surwiki.admsurgut.ru

Традиционная одежда | Etnic.ru


Первое,
что привлекает взгляд – национальная одежда. Для любой культуры это одно из
самых ярких и уникальных проявлений, своеобразный «паспорт». В одежде ханты и
манси некоторые виды были одинаковыми у муж­чин, женщин и детей. Вместе с тем
здесь более, чем в других предметах материальной культуры, заметны были
межгрупповые различия. Так, у се­верных групп в верхней мужской одежде
преобладала глухая (без разреза спереди, надеваемая через голову), у южных и
восточных — распашная. Глухая меховая одежда, не имеющая разреза спереди, была
трех видов: малица, гусь (кумыш) и парка. Первую носили мохом к телу, а гусь и
парку — мехом наружу. Парка была нарядной одеждой, а кумыш надевали в дорогу
поверх малицы. Мужчины подпоясывали все виды верхней одежды поясами. Женщины
повсеместно носили распашную верхнюю одежду, но у каждой группы был свой покрой.
Некоторые виды женской одежды (штаны, рубаха, халат, платок, обувь) не
отличались от мужской; специально женскими были набедренный пояс-повязка,
двойная шуба из оленьих шкур, большие головные платки. На севере зимнюю одежду
шили по большей ча­сти из оленьих шкур, а южнее — из сборного меха в сочетании с
тканями. В старину использовали еще один оригинальный материал — рыбьи кож». Из
них шили штаны, рубахи, кафтаны. Мужчины летом носили верхнюю одежду из тканей
(шабур, кафтан, халат) либо выношенную зимнюю из меха —глухого покроя.

Обувь была разных покроев: для лета — поршневидная (с загнутой по­дошвой,
присборенной над ступней), короткие черки и черки с пришивным длинным голенищем
из ткани или кожи. Зимнюю обувь (ерн вай – «ненецкая обувь») длиной выше колен
шили из камусов мехом наружу и украшали меховой мозаикой и полосками сукна.
Внутрь клали травяные стельки, надевали шерстяные либо меховые чулки. Короткую
обувь (няра) шили из продымленных лосиных, оленьих, конских камусов или кожи, а
верхнюю часть оторачивали сукном, подошвы выкраивали из прочных и не скользящих
«щеток» и шкуры, снятой со лба оленя. Няры надевали на толстый, длинный чулок
(вай) из сукна, брезента или ровдуги, либо вязаный из цветной шерсти по образцу
коми-зырянского, кожаные украшали аппликацией из ткани или бисером. Летом
мужчины и женщины так же носили ровдужные или меховые сапоги с подошвой из
лосиной кожи.


Головным
убором служили капор, платок или капюшон малицы и гу­ся. Своеобразны были так
называемые ложные косы — пучки волос, пере­витые цветным шнурком. В некоторых
районах было принято стричь воло­сы особым образом либо их носили нестрижеными.
Мужчины и женщины очень любили кольца, особенно из белых металлов. Женщины
носили также нагрудные и особые накосные украшения.

Крапивное полотно. Южные ханты умели изготовлять
нитки и из заме­нителя конопли — крапивы. Гр. Новицкий еще в
XVIII в. писал: «Жены их, не имея конопель, нужду и недостаточество свое
удоволяють полным зелием от кропивы бо зелныя хитростные истягають нити, из коих
холсты утворають»63. Крапиву заготовляли осенью, вя­зали в пучки и подвешивали
для просушки. При обра­ботке стебли размачивали и деревянной либо костяной
пластинкой снимали верхний слой, содержащий лубяные волокна. Их просушивали и
разминали, затем толк­ли в деревянной ступе или расколачивали деревянной
колотушкой на камне. Если сухожильные волокна скру­чивали в нити просто руками,
то крапивные вначале пряли, пользуясь веретеном со съемным узорным пряс­лицем из
дерева, рога или камня. Пучок волокон при этом привязывали к шесту или держали в
берестяной коробке, а нить протягивали через крючок в брусе жи­лища. Напряденные
нити ссучивали по две на большие веретена. Готовую пряжу отбеливали или красили
и по­лучали холст разных сортов: толстый шел на верхнюю одежду, тонкий — на
белье. Ткали холст на самодель­ных станках. Станок имел весьма совершенную
конст­рукцию — более сложную, чем у алтайских и средне­азиатских станков.
Ткачество было утрачено хантами в начале XX в., и
теперь прекрасные образцы их выши­тых рубах, штанов, кафтанов, платьев из
самотканого полотна, как и ткацкий станок, можно увидеть лишь в музеях. Для
окрашивания пряжи, а также тканей при­меняли отвары ягод, трав и корней
деревьев. Из шерстя­ных нитей, покупных или самодельных, руками плели опояски и
подвязки к обуви, а на иглах — носки.

Одно из
древнейших женских искусств — мозаика из окрашенной рыбьей кожи в сочетании со
светлой оленьей замшей — сейчас уже утрачено. Лучше сохра­нилась традиция
изготовления мозаики из одной лишь замши, светлой и окрашенной, на обуви и
сумочках. Для изготовления этой мозаики, а также узоров на ру­кавицах, в которых
плясали на медвежьих праздниках, применялась еще одна техника, требующая
высокого мастерства. На ровдугу (замша из оленьей кожи) наносили узор краской из
смеси оленьей крови с отваром коры лиственницы либо из од­ного отвара и
оконтуривали его жгутиком из белого подшейного волоса оленя, который обшивали
сухожиль­ной нитью.


Если кожу для выполнения
орнаментов приходилось красить, то мех оленя в светлые и темные тона был окрашен
самой природой. Узоры лучше всего «резать», как говорят мастерицы, из гладкого
плотного меха на камусах — шкуры с ног копытных животных. А он всег­да был
«дефицитом», его следовало экономить. Поэтому была изобретена безотходная
технология: светлый и темный камусы накладывали друг на друга, для точности
сшивали между собой и вырезали сразу две полосы с одинаковым узором. Темную
полосу вшивали в светлую, прокладывая швы узкими полоска­ми цветного сукна, а в
старину – белым подшейным волосом оленя. Получались контрастные зеркальные
орнаменты, обычно с равенством фона и узора. Они как бы бежали по нарядным
женским шубам (сах), оттого и поется в песне: «Зверем избеганный стал узорный
сах, оленем избеганный стал узорный сах».

 

 

Поделиться ссылкой:

etnic.ru

Традиционный костюм

Первое, что привлекает взгляд – национальная одежда. Для любой культуры это одно из самых ярких и уникальных проявлений, своеобразный «паспорт». В одежде ханты и манси некоторые виды были одинаковыми у мужчин, женщин и детей. Вместе с тем здесь более, чем в других предметах материальной культуры, заметны были межгрупповые различия. Так, у северных групп в верхней мужской одежде преобладала глухая (без разреза спереди, надеваемая через голову), у южных и восточных — распашная. Глухая меховая одежда, не имеющая разреза спереди, была трех видов: малица, гусь (кумыш) и парка. Первую носили мохом к телу, а гусь и парку — мехом наружу. Парка была нарядной одеждой, а кумыш надевали в дорогу поверх малицы. Мужчины подпоясывали все виды верхней одежды поясами. Женщины повсеместно носили распашную верхнюю одежду, но у каждой группы был свой покрой. Некоторые виды женской одежды (штаны, рубаха, халат, платок, обувь) не отличались от мужской; специально женскими были набедренный пояс-повязка, двойная шуба из оленьих шкур, большие головные платки. На севере зимнюю одежду шили по большей части из оленьих шкур, а южнее — из сборного меха в сочетании с тканями. В старину использовали еще один оригинальный материал — рыбьи кож». Из них шили штаны, рубахи, кафтаны. Мужчины летом носили верхнюю одежду из тканей (шабур, кафтан, халат) либо выношенную зимнюю из меха —глухого покроя.

Обувь была разных покроев: для лета — поршневидная (с загнутой подошвой, присборенной над ступней), короткие черки и черки с пришивным длинным голенищем из ткани или кожи. Зимнюю обувь (ерн вай – «ненецкая обувь») длиной выше колен шили из камусов мехом наружу и украшали меховой мозаикой и полосками сукна. Внутрь клали травяные стельки, надевали шерстяные либо меховые чулки. Короткую обувь (няра) шили из продымленных лосиных, оленьих, конских камусов или кожи, а верхнюю часть оторачивали сукном, подошвы выкраивали из прочных и не скользящих «щеток» и шкуры, снятой со лба оленя. Няры надевали на толстый, длинный чулок (вай) из сукна, брезента или ровдуги, либо вязаный из цветной шерсти по образцу коми-зырянского, кожаные украшали аппликацией из ткани или бисером. Летом мужчины и женщины так же носили ровдужные или меховые сапоги с подошвой из лосиной кожи.

Головным убором служили капор, платок или капюшон малицы и гуся. Своеобразны были так называемые ложные косы — пучки волос, перевитые цветным шнурком. В некоторых районах было принято стричь волосы особым образом либо их носили нестрижеными. Мужчины и женщины очень любили кольца, особенно из белых металлов. Женщины носили также нагрудные и особые накосные украшения.

Крапивное полотно. Южные ханты умели изготовлять нитки и из заменителя конопли — крапивы. Гр. Новицкий еще в XVIII в. писал: «Жены их, не имея конопель, нужду и недостаточество свое удоволяють полным зелием от кропивы бо зелныя хитростные истягають нити, из коих холсты утворають»63. Крапиву заготовляли осенью, вязали в пучки и подвешивали для просушки. При обработке стебли размачивали и деревянной либо костяной пластинкой снимали верхний слой, содержащий лубяные волокна. Их просушивали и разминали, затем толкли в деревянной ступе или расколачивали деревянной колотушкой на камне. Если сухожильные волокна скручивали в нити просто руками, то крапивные вначале пряли, пользуясь веретеном со съемным узорным пряслицем из дерева, рога или камня. Пучок волокон при этом привязывали к шесту или держали в берестяной коробке, а нить протягивали через крючок в брусе жилища. Напряденные нити ссучивали по две на большие веретена. Готовую пряжу отбеливали или красили и получали холст разных сортов: толстый шел на верхнюю одежду, тонкий — на белье. Ткали холст на самодельных станках. Станок имел весьма совершенную конструкцию — более сложную, чем у алтайских и среднеазиатских станков. Ткачество было утрачено хантами в начале XX в., и теперь прекрасные образцы их вышитых рубах, штанов, кафтанов, платьев из самотканого полотна, как и ткацкий станок, можно увидеть лишь в музеях. Для окрашивания пряжи, а также тканей применяли отвары ягод, трав и корней деревьев. Из шерстяных нитей, покупных или самодельных, руками плели опояски и подвязки к обуви, а на иглах — носки.

Одно из древнейших женских искусств — мозаика из окрашенной рыбьей кожи в сочетании со светлой оленьей замшей — сейчас уже утрачено. Лучше сохранилась традиция изготовления мозаики из одной лишь замши, светлой и окрашенной, на обуви и сумочках. Для изготовления этой мозаики, а также узоров на рукавицах, в которых плясали на медвежьих праздниках, применялась еще одна техника, требующая высокого мастерства. На ровдугу (замша из оленьей кожи) наносили узор краской из смеси оленьей крови с отваром коры лиственницы либо из одного отвара и оконтуривали его жгутиком из белого подшейного волоса оленя, который обшивали сухожильной нитью.

Если кожу для выполнения орнаментов приходилось красить, то мех оленя в светлые и темные тона был окрашен самой природой. Узоры лучше всего «резать», как говорят мастерицы, из гладкого плотного меха на камусах — шкуры с ног копытных животных. А он всегда был «дефицитом», его следовало экономить. Поэтому была изобретена безотходная технология: светлый и темный камусы накладывали друг на друга, для точности сшивали между собой и вырезали сразу две полосы с одинаковым узором. Темную полосу вшивали в светлую, прокладывая швы узкими полосками цветного сукна, а в старину – белым подшейным волосом оленя. Получались контрастные зеркальные орнаменты, обычно с равенством фона и узора. Они как бы бежали по нарядным женским шубам (сах), оттого и поется в песне: «Зверем избеганный стал узорный сах, оленем избеганный стал узорный сах».

nyagan.life

Ателье по пошиву народных костюмов

У северных оленеводов хантов и манси в качестве мужской верхней одежды служила глухая (без разреза впереди, надеваемая через голову) одежда с капюшоном, заимствованная ими от ненцев (малица, гусь). Эта одежда у других групп хантов  и манси употреблялась только как дорожная. Обычную же верхнюю одежду их составляли шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок: по покрою эти шубы были распашными, прямоспинными; они завязывались с помощью ровдужных ремешков или же запахивались и подпоясывались кожаным ремнем с большим напуском — пазухой. На р. Вах охотники ханты на зимний промысел надевали так называемый колек. Это короткая одежда из оленьей шкуры, сшитая мехом наружу. Колек туго подпоясывали и полы спереди затыкали за пояс, чтобы они не мешали быстрой ходьбе на лыжах.

Летняя мужская одежда северных оленеводов хантов и манси по покрою не отличалась от зимней. В качестве летней одежды служили старые малицы или суконные гуси. У южных и восточных хантов-охотников летней одеждой был короткий халат из грубого сукна, отороченный по вороту, рукавам и правой поле мехом. Иногда летняя одежда шилась из брезента в виде плаща.

Зимняя обувь оленеводов хантов и манси (ёрн-вай, т. е. «ненецкая обувь») представляла собой ненецкие пимы из камусов с меховым чулком. Южные приобские ханты эту обувь покупали у северных хантов-оленеводов. Как и у ненцев, обувь эта прикреплялась под малицей к поясу.

Большинство хантов и манси носило короткую обувь — няра, сшитую из продымленных лосиных, оленьих или конских камусов, мехом наружу. У зимней обуви этого типа верхняя часть оторачивалась сукном, а подошвы выкраивались из прочных и не скользящих «щеток» и шкуры, снятой со лба оленя. Няра надевалась па толстый, длинный чулок (вай), сшитый из сукна, брезента или ровдуги. Подобную обувь носили мужчины и женщины. У мужчин чулки тонкими ремешками прикреплялись к поясу поверх рубахи. Летом мужчины и женщины носили ровдужную обувь с подошвой из лосиной кожи. На эту обувь (с помощью растительных красок) часто наносился орнамент.

У южной группы хантов и манси мужские рубахи (хант. ернас, манс. суп) прежде шили из домотканного крапивного холста; они были длиной до колен, с отложным воротником, с вышивкой шерстью на груди и подоле; позднее появились рубахи-косоворотки, также вышитые. Рубахи подпоясывали с напуском. В первой четверти XX в. рубахи стали шить из покупных тканей. У северной группы хантов и манси рубахи и раньше шили только из фабричных тканей. Рубаха прикрывала узкие, заходящие немного ниже колен штаны (хант. кась, манс. маньсуп), которые шили из ровдуги, рыбьей кожи, холста и бумажных тканей. Поверх рубахи мужчины надевали ременный или тканый пояс (хант. антып, манс. энтап), к которому в расшитых бисером мешочках привешивались деревянные ножны с ножом, оселок и огниво. Нижняя часть ножен привязывалась к ноге, чтобы нож можно было легко и быстро вытащить.

Женская зимняя одежда северных хантов (сах) и манси (сахи) — оленья двойная меховая шуба, завязывающаяся спереди. В районах, где было мало оленей, подклад шубы делался из заячьих и беличьих шкурок и из беличьих ланок, из утиных, гагарьих и лебединых шкурок. Женские шубы у восточных хантов шились из заячьих шкурок, беличьих лапок, оленьих ушей и обрезков оленьего меха; сверху их покрывали сукном. Покрой шуб был распашной, с прямыми полами. На такую шубу шло до 800 беличьих лапок. При дальних поездках на оленях женщины, как и мужчины, надевали малицу и гусь. Зимняя женская обувь была ненецкого типа, такая же, как и у мужчин, но отличалась иным расположением украшений из полосок  разноцветного сукна.

Женской летней одеждой был суконный или хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный по подолу, полам, обшлагам и вороту нашивками из бисера, цветной материи и четырехугольных литых из олова бляшек; такие бляшки женщины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Женские пояса отличались от мужских более нарядным оформлением и были уже мужских.

Женские рубахи южных групп хантов и манси были туникообразного покроя, из крапивного и льняного холста; их вышивали крестом синей и красной шерстью. Рубахи у северных групп хантов и манси были русского покроя; их шили из различных тканей, с прямым разрезом на груди. Бытовавшие у них платья были татарского покроя, с кокеткой и широким воланом. У рубах восточных хантов широкий отложной воротник, обшлага и ластовицы делались из иного материала, чем вся рубаха. С прекращением производства крапивного холста южные ханты стали шить платья, кофты и юбки такие же, как и местные русские крестьяне, причем юбки делали очень широкие.

Штаны женщины носили не везде. Как у хантов, так и у манси с наступлением половой зрелости девушка надевала особый пояс-повязку (вэрып), который носила до старости.

Других головных уборов, кроме шапки-капора, не было ни у мужчин, ни у женщин. Мужчины летом, а часто и зимой не покрывали голову. Летом для   защиты   от  комаров   голову  повязывали   шейным   платком.

Женщины зимой и летом носили большие головные платки с широкой каймой и бахромок. Платок носили наброшенным на плечи и голову, со свободно свисающими концами, сложенными неровным треугольником по диагонали; малый треугольник женщины спускали па лицо, закрывая его таким образом от мужчин, старших родственников мужа.

В прошлом у южных хантов женщины носили головные повязки с налобниками из бисера, которые назывались сараватъ (ср. татарск. сарауц). Волосы ханты и манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы, вместе с ложными косами обвивали их   цветным    шнурком в виде жгутов и украшали медными подвесками. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму, украшенную по затылку прямоугольным кусочком кожи или сукна с нашитыми на нем медными пуговицами (у женщин пуговиц было пять, у мужчин четыре). Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины у хантов и манси носили большое количество медных и серебряных колец. У южных хантов были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения, накосники и т. п. Бисер завозился русскими купцами. Основные цвета бисера были: белый, синий, черный и красный. Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например детям еще шили одежду из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами и т. д.

Ткацкое искусство было известно   хантам и манси,   проживавшим по Салыму, Иртышу, Демьянке и Сосве, а также на Оби, в районе устья Иртыша и вверх до устья Салыма. У этих групп имелся очень примитивный ткацкий станок. Такой же ткацкий станок и тот же способ тканья был распространен и у тобольских татар. Многие названия частей ткацкого станка у этих групп хантов и манси и у тобольских татар совпадают. Ткацкое искусство у хантов и манси не шло дальше изготовления самого простого холста, который в прежние времена делали из крапивы и лишь впоследствии из конопли. Но уже к началу XX в. ханты холстов не ткали, и ткацкие станки встречались в быту очень редко.

«Народы Сибири». Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва — Ленинград, 1956

costumer.narod.ru

Исследовательская работа «Традиционная одежда ханты и манси»

Тема: «Традиционная одежда ханты и манси»

Выполнил: Полтавец Владимир

ученик 4 «Е» класса МБОУ

«Средней школы № 2 – многопрофильная

имени заслуженного строителя

Российской Федерации

Евгения Ивановича Куропаткина»

Руководитель: Корлыханова А.М.

г. Нижневартовск 2017г

Содержание:

Введение……………………………………………………стр.3

Основная часть……………………………………………стр. 4

1.1.Мужская одежда……………………………………….стр. 4

1.2.Женская одежда……………………………………….стр. 6

1.3.Детская одежда……………………………………… .. стр. 6

1.4.Обувь ханты…………………………………………. .стр.7

1.5.Украшения головы…………………………………….стр.7

1.6.Происхождение орнамента…………………………….стр.8

1.7.Орнаментальные узоры………………………………стр.8

Практическая часть………………………………………стр.11

Заключение………………………………………………..стр.1

Литература ………………………………………………. стр.14

Введение

Мы живем в необыкновенном крае, название которого звучит очень красиво – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты-манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них особое значение. Каждый человек, рожденный в этом краю, должен знать историю своего народа. Ха́нты — коренной малочисленный угорский народ, Само название ханты означает люди. Ханты и манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и которых нередко называют «обские угры» — основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Сохранение традиций и культуры ханты и манси один из главных принципов культурного развития округа.

Культурные традиции этих малых народов постепенно утрачиваются. Поэтому сегодня важно их сохранение. Мне захотелось побольше узнать о коренных жителях нашего округа, научиться понимать язык хантыйского орнамента и узнать, каково его значение в культуре народа ханты.

Мы перед собой поставили цель: Познакомиться с разновидностями одежды народа ханты и манси; изучить узоры — орнаменты часто встречающиеся в одежде коренных жителей.

Задачи:

1. Проанализировать национальный костюм ханты и манси, его составные части;

2. Определить виды материалов для изготовления одежды 

3. Изучить орнаментальные узоры, часто встречающиеся на одежде,

найти их графическое изображение.

4.Сделать вывод по проделанной работе и представить её в виде презентации.

Обьект исследования: национальная одежда аборигенов Югры

Предмет исследования: символическое значение орнаментальных узоров в одежде ханты и манси.

Гипотеза: Орнаментальные узоры на одежде аборигенов носят обереговый характер и тесно связаны с их окружающим миром.

Основная часть

Мы живём в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского Автономного округа. Коренное население – ханты и манси. Поэтому бережное сохранение традиций — один из главных принципов жизни современных ханты. Мужчины занимаются обработкой дерева, кости, металла. Женщины шьют одежду из меха, сукна, кожи рыб, расшивая её бисером и украшая национальными орнаментами. Орнамент является мощным пластом культуры хантыйского народа. Он богат и многообразен. Орнамент народа ханты имеет свой национальный характер, который проявляется в выборе материала, мотивах орнамента, в цвете, т.е. имеет свои особенности, свой образный язык и нам захотелось научиться понимать язык хантыйского орнамента и узнать, каково его значение в культуре народа ханты.

Рассмотрим, какие национальные костюмы у народов ханты манси. Все они красивые, яркие. Раньше люди так ходили каждый день, а теперь надевают эти костюмы на праздники.

Объект исследования: национальная одежда аборигенов Югры

Предмет исследования: символическое значение орнаментальных узоров в одежде ханты и манси.

Гипотеза: Орнаментальные узоры на одежде аборигенов носят обереговый характер и тесно связаны с их окружающим миром.

1.1.Мужская одежда

У северных оленеводов ханты и манси в качестве мужской верхней одежды служила глухая (без разреза впереди, надеваемая через голову) одежда с капюшоном, заимствованная ими от ненцев (малица, гусь). Обычную же верхнюю одежду их составляли шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок: по покрою эти шубы были распашными, прямоспинными; они завязывались с помощью ровдужных ремешков или же запахивались и подпоясывались кожаным ремнем с большим напуском — пазухой. На р. Вах охотники ханты на зимний промысел надевали так называемый колек. Это короткая одежда из оленьей шкуры, сшитая мехом наружу. Колек туго подпоясывали и полы спереди затыкали за пояс, чтобы они не мешали быстрой ходьбе на лыжах. Летняя мужская одежда северных оленеводов ханты по покрою не отличалась от зимней. В качестве летней одежды служили старые малицы или суконные гуси. У южных и восточных ханты — охотников летней одеждой был короткий халат из грубого сукна, отороченный по вороту, рукавам и правой поле мехом. Иногда летняя одежда шилась из брезента в виде плаща.

У южной группы ханты и манси мужские рубахи (хант. ернас, манс. суп) прежде шили из домотканого крапивного холста; они были длиной до колен, с отложным воротником, с вышивкой шерстью на груди и подоле; позднее появились рубахи-косоворотки, также вышитые. Рубахи подпоясывали с напуском. В первой четверти XX в. рубахи стали шить из покупных тканей. У северной группы ханты рубахи и раньше шили только из фабричных тканей. Рубаха прикрывала узкие, заходящие немного ниже колен штаны (хант. кась, манс. маньсуп), которые шили из ровдуги, рыбьей кожи, холста и бумажных тканей. Поверх рубахи мужчины надевали ременный или тканый пояс (хант. антып, манс. энтап), к которому в расшитых бисером мешочках привешивались деревянные ножны с ножом, оселок и огниво. Нижняя часть ножен привязывалась к ноге, чтобы нож можно было легко и быстро вытащить. Зимняя обувь оленеводов ханты и манси (ёрн-вай, т. е. «ненецкая обувь») представляла собой ненецкие пимы из камусов с меховым чулком. Южные приобские ханты эту обувь покупали у северных ханты — оленеводов. Большинство ханты носило короткую обувь — няра, сшитую из продымленных лосиных, оленьих или конских камусов, мехом наружу. У зимней обуви этого типа верхняя часть оторачивалась сукном, а подошвы выкраивались из прочных и не скользящих «щеток» и шкуры, снятой со лба оленя. Няра надевалась на толстый, длинный чулок (вай), сшитый из сукна, брезента или ровдуги. Подобную обувь носили мужчины и женщины. У мужчин чулки тонкими ремешками прикреплялись к поясу поверх рубахи. Летом мужчины и женщины носили ровдужную обувь с подошвой из лосиной кожи. На эту обувь (с помощью растительных красок) часто наносился орнамент.

1.2. Женская одежда

Женская зимняя одежда северных ханты (сах) ) и манси (сахи) — оленья двойная меховая шуба, завязывающаяся спереди. В районах, где было мало оленей, подклад шубы делался из заячьих и беличьих шкурок и из беличьих ланок, из утиных, гагарьих и лебединых шкурок. Женские шубы у восточных ханты шились из заячьих шкурок, беличьих лапок, оленьих ушей и обрезков оленьего меха; сверху их покрывали сукном. Покрой шуб был распашной, с прямыми полами. На такую шубу шло до 800 беличьих лапок. При дальних поездках на оленях женщины, как и мужчины, надевали малицу и гусь. Зимняя женская обувь была ненецкого типа, такая же, как и у мужчин, но отличалась иным расположением украшений из полосок  разноцветного сукна.

Женской летней одеждой был суконный или хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный по подолу, полам, обшлагам и вороту нашивками из бисера, цветной материи и четырехугольных литых из олова бляшек; такие бляшки женщины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Женские пояса были уже мужских и более нарядные.

Женские рубахи южных групп ханты и манси были туникообразного покроя, из крапивного и льняного холста; их вышивали крестом синей и красной шерстью. Рубахи у северных групп ханты и манси были русского покроя; их шили из различных тканей, с прямым разрезом на груди. Бытовавшие у них платья были татарского покроя, с кокеткой и широким воланом. У рубах восточных ханты широкий отложной воротник, обшлага и ластовицы делались из иного материала, чем вся рубаха. С прекращением производства крапивного холста южные ханты стали шить платья, кофты и юбки такие же, как и местные русские крестьяне, причем юбки делали очень широкие.

1.3. Детская одежда

Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например, детям еще шили одежду из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами и т.д.

Коренные народы часто использовали символику Югры

Синий — реки и озера края

Белый — цвет снега

Зеленый — цвет тайги

1.4.Обувь ханты

Зимняя обувь оленеводов ханты и манси (ёрн-вай, т. е. «ненецкая обувь») представляла собой ненецкие пимы из камусов с меховым чулком. Южные приобские ханты эту обувь покупали у северных ханты — оленеводов. Большинство ханты носило короткую обувь — няра, сшитую из продымленных лосиных, оленьих или конских камусов, мехом наружу. У зимней обуви этого типа верхняя часть оторачивалась сукном, а подошвы выкраивались из прочных и не скользящих «щеток» и шкуры, снятой со лба оленя. Няра надевалась на толстый, длинный чулок (вай), сшитый из сукна, брезента или ровдуги. Подобную обувь носили мужчины и женщины. У мужчин чулки тонкими ремешками прикреплялись к поясу поверх рубахи. Летом мужчины и женщины носили ровдужную обувь с подошвой из лосиной кожи. На эту обувь (с помощью растительных красок) часто наносился орнамент.

1.5.Украшения головы

Женщины зимой и летом носили большие головные платки с широкой каймой и бахромок. Платок носили наброшенным на плечи и голову, со свободно свисающими концами, сложенными неровным треугольником по диагонали; малый треугольник женщины спускали на лицо, закрывая его таким образом от мужчин, старших родственников мужа. Волосы ханты и манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму. Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины ханты носили большое количество медных и серебряных колец. У южных ханты были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т.п. У народов ханты были широко распространены женские бисерные украшения: нагрудные украшения. Основные цвета бисера были: белый, синий, красный, голубой, зелёный, жёлтый. Подбирались цвета по принципу контрастности. Бисер, бисерные украшения являются неотъемлемой частью традиционной культуры ханты.

1.6.Происхождение орнамента

В 1872 году в альбоме знаменитого историка искусств Владимира Васильевича Стасова были замечены статьи об орнаменте народов ханты и манси, в которых писалось о том, что  каждый народ заявляет о себе через культуру.  В культуре  любого народа есть черты, говорящие о ее своеобразии. В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка — украшение) — это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда,  оружие, мебель). В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени.  Орнаменты — это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, необычных форм и цветов: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека — источник всего, в том числе — и вдохновения. В орнаментах  народ ханты и манси изображал богатую природу и свою жизнь на севере.  Исполняется

орнамент на ткани, бумаге, дереве, металле. 

1.7.Орнаментальные узоры

Одежда народа Ханты богата орнаментальными узорами. Орнаменты являются символами, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.

Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и «изображение». Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след зверя сакрален. «След» создаёт бордюрную организацию орнамента. Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У ханты, живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков: чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки», «коготки», «ступня». В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова», множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души. Мастерицы очень гордятся своим умением изготовлять красивые вещи. В орнаменте самые отвлечённые геометрические формы мастерица выполняет вполне определённым содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»; птицы: васыолын «выводок утят», питы лук «глухарь», холхтыхл «гнездо чёрного ворона»; растения: ай суматнув «берёзовая ветка», человек: хэщоп «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого- либо события, например, вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывавшему медведя.

Узор всегда имеет прикладную сторону, жестко связан с функцией предмета, на который наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл, отражать реальные ритмы жизни, нести символические значения, закреплённые традицией. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию), магическую и эстетическую.

Вот некоторые хантыйские орнаменты .

Изображение медведя-оберег души детей от всяких дурных влияний, злых духов.

Олень – символизирующий землю, наполненную оленями

Лягушка – символ здоровья и долголетия новорожденного

Глухарь – птица сна

Змея- защищает от недугов, является покровительница духов

Шишка — символ хантыйского человека

Солнце – даёт жизнь как настоящую, так и будущую

Уши зайца – дух –(охранитель в облике зайца)

Ветка берёзы- священное дерево

Трясогузка – приход весны

Практическая работа

2.1.Анкетирование

В своей школе мы провели анкетирование учащихся 3 и 4 классов Было опрошено 132 человека. Ребятам были заданы вопросы:

1.Знаете ли вы, как называются коренные жители нашего округа?

2.Из чего изготовляют одежду ханты и манси?

3. Чем традиционно занимаются ханты и манси?

4.Что такое орнамент?

5. Зачем ханты и манси украшают свою одежду орнаментами?

Мы получили такие ответы:

1.Знаете ли вы, как называются коренные жители нашего округа?

Ханты и манси – 120человек, русские – 12 человек

2.Из чего изготовляют одежду ханты и манси?

Из меха, шкур животных — 115чел, из шерсти – 12человек, из ткани -5чел.

3. Чем традиционно занимаются ханты и манси?

Охотой и рыбалкой — 114чел, земледелием и скотоводством- 18 чел

4.Что такое орнамент?

Правильно ответили – 108чел, не знают – 12 чел, допустили ошибку- 12 чел.

5. Зачем ханты и манси украшают свою одежду орнаментами?

Красивая одежда – 98чел, орнамент является оберегом – 22чел, связь с природой – 12 человек .

По итогам анкетирования стало ясно, что не все ребята знают про коренное население, что такое орнамент и для чего он нужен. Мы рассказали ребятам о символике  орнамента и что обозначает каждый узор.

Заключение:

Проведя исследовательскую работу по выбранной теме, я убедился в актуальности и значимости темы «Национальная одежда ханты и манси », является средством выражения национальных особенностей народа, его мировоззрения.

Отражая историю и культуру ханты и манси, показывая, какой это талантливый и трудолюбивый народ.

Мы подтвердили свою гипотезу о том, что одежда изготавливалась из разных видов шкур животных и коры деревьев. Украшалась одежда разными узорами, орнаментами и вышитым бисером.

Декорированные изделия являются не только украшением, но и оберегом. Есть узоры, почитаемые и в настоящее время, например: «заячьи ушки», «крест», «лягушка», «березовая ветвь».

Раньше все предметы изготавливались для собственных потребностей, теперь многие вещи изготавливаются для оформления музейных экспозиций, в качестве сувенирной продукции.

В процессе исследования мы пришли к выводам:

Заканчивая обзор традиционной одежды восточных манси и южных ханты, необходимо отметить, что уже в конце 19 – начале 20 века у женщин бытовали юбки, фартуки, фуфайки, у мужчин – пиджаки, сапоги, жилетки, т.е. элементы костюма, широко распространенные у ханты и манси.

Хантыйские орнаменты имеют символическое значение и заключают в себе образы священных растений и животных. В орнаментах цвет также имеет символическое значение (белый — божественный; красный – цвет земной жизни, тепло; чёрный – символ подземного мира).

Сегодня мы не можем надеть национальный костюм в повседневной одежде, но можем его показать на фестивалях, форумах, концертах, новогодних представлениях, выставках и т. д.

Литература:

1.Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. — Йошкар-Ола, 2000 г.

2. Банников В.Н., Петрук О.И. Изобразительное искусство в национальной школе.- Ханты-Мансииск: 2005 г.

3. Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. 1993 г.

4. Кайгородова М.В. Декоративно-прикладное искусство ХМАО.

5. Николай Фомин Серия «Обские угры» http://www.liveinternet.ru /users/stephanya/post161403887/

6. Виртуальный музей русского примитива. Митрофан Тебетев. http://www.museum.ru/Primitiv/img/exhibition/139.jpg.

14

multiurok.ru

Проект «Особенности хантыйской женской одежды»

Особенности хантыйской женской одежды

  • Подготовила учитель технологии МБОУ СОШ№ 6 г. Радужный ХМАО-Югра
  • Ишкильдина Римма Хуснулловна
  • Высшая квалификационная категория

Цели и задачи:

  • Рассмотреть особенности в хантыйской женской одежде

1) Характерные отличия этнографических групп народов ханты

2) Характеристика составляющих женской одежды (северной, восточной, южной групп)

3) Характеристика свойств материалов

Общая информация

  • Ханты — коренной народ в Западной Сибири. Само название — ханши, хандэ, кантпэк. Бытуют локальные самоназвания: казым ех (люди Казыма), сыня ех (люди Сыни) и другие. Среди ханты выделяются три этнографические группы (северные, южные и восточные), отличающиеся диалектами, самоназваниями, особенностями в хозяйстве и культуре. Внутри каждой из них, в свою очередь, имеются территориальные объединения, различающиеся обычно по названиям обских и иртышских притоков: васюганские, салымские, казымские и др. В научной литературе ханты вместе с манси объединяются общим названием обские угры. До начала XX века русские называли ханты остяками.

Восточная группа

Южная группа

Этнографические группы народов ханты

Северная группа

Особенности Хантыйской женской одежды

Влияние других культур на одежду хантов

  • Значимой составляющей культуры восточных хантов, является саяно-алтайский компонент, который восходит ко времени формирования Западно — Южно — Сибирской промысловой традиции. Влияние саяно-алтайских тюрок на культуру восточных хантов прослеживается и в более позднее время. В пределах современной территории oбитания восточные ханты достаточно активно взаимодействовали с кетами и селькупами, чему способствовала принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу.
  • На культуру северных хантов также влияла национальные особенности ненцов.

Особенности хантыйской женской одежды

была распашная, широкая, прямоспинная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами

Одежда

зимняя, летняя

Северная группа

Покрой одежды

Обувь

Украшения

Обувь — меховая, замшевая или кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние — с меховыми чулками

аппликация из цветных тканей

Одежда народов северных Хантов, близка к ненецкой: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна

Украшения из полосок-аппликаций

  • Современная хантыйская и мансийская женская одежда украшена большим количеством нашитых цветных узких полосок-аппликаций.
  • Эти полоски нашиваются на ткань платья или халата близко друг к другу, образуя цветную кайму на манжетах, полах и подоле. Среди этих цветных полос нашивается лента мелких треугольничков.
  • Выполняются полосы довольно просто: полоска но нижнему краю пришивается к ткани платья. Полоска эта имеет ширину не более полутора сантиметров. Эти треугольники подшивают на руках через край мелкими частыми стежкам».
  • Все вместе образует яркую цветовую кайму.
  • Аппликацией украшают и рукавицы. Обычно для платьев и халатов употребляют цветные однотонные ткани, преимущественно красные и синие, иногда черные. По красному полю платья аппликация выполняется из синей и белой ткани, редко с применением желтых полосок, а по синему полю идут красная и белая полосы, желтый цвет также применяется редко. Зеленый цвет практически не встречается в традиционной одежде хантов .

Особенности хантыйской женской одежды

Одежда

Была распашная, широкая, прямоспинная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами

зимняя, летняя

Восточная группа

Покрой одежды

Обувь

Ажурные, оловянные бляшки собственного изготовления и шитьем из бисера; украшения располагались вдоль пол, по подолу, на воротнике и на рукавах

Ханты раньше носили чулки из грубого сукна или оленьей ровдуги — чижи, которые надевали под меховые кисы .

Воротники, ластовицы и обшлага

Влияние территории oбитания на внешний вид одежды

  • Женская одежда манси (северных) и хантов (северных и восточных) шили ее из шкур, сукна, бумажных тканей. Зимнюю меховую шубу (сах) делали двойной, т. е. на подкладе из меха или же из птичьих шкурок. К рукавам шубы пришивали рукавицы. У хантов и манси (оленеводов) как верх шубы, так и подклад преимущественно делали из оленьего меха.
  • У восточных хантов верх шубы из оленьего меха делали весьма редко, а если он и бывал, то мех был низкого качества; обычно шубы шили из заячьих шкурок и беличьих лапок и покрывали сукном или другой тканью. К вороту пришивали опушку, полы завязывали с помощью ровдужных завязок .

Покрой рубахи

  • На Казыме у рубах вышивают подол, обшлага и кокетку, которая обрамляется цветной тканью. От кокетки на спине и на груди идут сборки. Рубахи всегда носят навыпуск.
  • Женская рубаха, более древняя, прямого покроя, с большим количеством сборок у ворота. Рубаха шьется с ластовицами, на груди завязывается, рукава с манжетами также имеют сборки. Более поздний тип женской рубахи — это прямая рубаха на двойной кокетке со сборками на груди и на спине. Наряду с рубахами женщины носили и платья, которые имели почти тот же покрой, что и рубахи: прямые, с многочисленными сборками у кокетки, воротник стоячий, на груди разрез с завязками.
  • Женские рубахи были обильно украшены тончайшей красивой вышивкой шерстью. У салымских хантыек, например, рубахи были сплошь от ворота до подола украшены вышивкой. Такую рубаху вышивали не один год.

Особенности хантыйской женской одежды

Покрой спинки, которая кроилась в талию, по бокам одежда была отрезная и собиралась у пояса в сборки

Одежда

Покрой одежды

зимняя, летняя

Южная группа

Обувь

Использовали крапивное полотно

Бисерное шитье покрывало все основные швы одежды и нижние концы пол. Их также украшали аппликацией

Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя.

Ткачество

  • По Иртышу, в южных районах округа, ткали крапивное полотно для нательной одежды. На север от Березова ткачества не знали. К 1910 году ткачеством в Ханты-Мансийском округе занималось едва ли 15—20 мастериц. К нашему времени оно угасло совершенно. Однако представленные во многих музеях нашей страны образцы тканого полотна из крапивы говорят о большом умении хантыйских женщин. В более позднее время, видимо, под влиянием русских наряду с крапивой стали обрабатывать коноплю и лен. Но по-прежнему предпочтение отдавалось крапиве ввиду ее прочности и способности хранить тепло. Крапивное полотно боится только излишней влаги.
  • Крапиву собирали с первым морозом, который схватывал почву. Вязали ее в пучки и давали хорошо просохнуть. Затем отделяли от коры, пряли в одну нить. Ткацкий станок, который обычно называют «угорский», у хантов был довольно совершенным, имел ножные педали.

Обувь хантов –кисы, чижи

  • Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю -из камусов (шкур с ног крупных животных). Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья .

Головной убор женщин

  •   Голова женщины в течение всего года покрыта платком или шалью. В прежние годы женщины любили носить платки красного цвета. Яркие цвета привлекали их, потому что вокруг них все время были природные цвета: зимние и летние. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой
  • Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа

Характеристика свойств материалов

  • Материалом для одежды служила прежде также и рыбья кожа (налима, осетра). Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. На обувь и пояса шла также покупная кожа; на украшения — бисер, металлические подвески. 

Изготовление ниток из оленьих сухожилий.

  • Традиционно для пошива меховой одежды, изготовления меховой мозаики, бисерных изделий, да и для шитья по сукну ханты и манси пользовались нитками из оленьих сухожилий или «жилками».

Мастерицы искусницы

  • Следует отметить, что портняжим делом занимаются только женщины. Удивительная особенность их мастерства заключается в том, что они не пользуются специальными выкройками-шаблонами. Все детали определяют на глазок, иногда для этой цели используют детали старой одежды или снимают размеры с человека.
  • Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты («заячьи уши», «ветви берёзы», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др.).

Работа с бисером

  • Разновидностью вышивки нитками является бисерное шитье по тканям и коже. Свадебные головные уборы, налобные повязки, накосники, детали одежды: воротник, края разреза, часть плеча, обшлага — все это декорировалось цветным бисером. Особенно распространена вышивка бисером на Конде, Иртыше, Казыме и на Вахе.
  • Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, ромбы, шестиугольники, нрестики, звезды, зигзаги, шашки, решетки. Обильно, сплошь зашивались бисером чирки — короткая кожаная женская обувь. В отличие от восточных и южных хантов северные бисером орнаментировали только подъем чирок.

Заключение

  • Особенность хантыйской женской одежды состоит в том, что независимо от вида этнографической группы невольно отмечаешь ее красочность, богатство орнаментики, разнообразие техник обработки материалов и использование их при ее изготовлении.
  • Удивительная особенность мастерства женщин заключается в выполнении всех работ в ручную: будь то выделывание шкур, обработка рыбьих шкурок, пришивание полосок аппликации, вышивание бисером.
  • Особенность хантыйской женской одежды выражена ярких колоритах, в красно-сине-желтых и зеленых цветах национальной одежды, в изумительных по красоте головных уборах, многообразных височных, шейных и поясных украшениях, шитых бисером.
  • Окружающая природа, национальный быт, народные обычаи, фольклор, а также постоянная связь с неутихающей жизнью моря и тундры, с людьми, которые своим трудом преображают суровый край- все это отражается в женской одежде народов ханты

Литература

1.Бахлыков, П. С. Юганские ханты : история, быт, культура : краткое ист. повествование о ханты Сургут. р-на. – Тюмень : Софт-Дизайн, 1996. – 208 с.

2.УРОКИ ЕВДОКИИ ЕРНЫХОВОЙ

Декоративно-прикладное искусство хантов и манси в школе. Текст и иллюстрации Елены Оборотовой. Комитет по образованию Администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа — Лаборатория этнического мониторинг . Березово 1997

3. Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство Обско-угорских народов. Учебное пособие /Мар гост. Ун–т. Йошкар- ола. – 2000г.,

4. Зубаирова Ж. Б. Знакомство с национальной одеждой. // Школа и производство. -2004г.- № 8. С.26-28

http://www.severprostor.ru/novyj-staryj-biser.

multiurok.ru

Советы рукодельницам