Адаптация 5 класса родительское собрание
Родительское собрание
«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
Цели:
1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
3) привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель.
Оборудование:
1. Столы в классе стоят по кругу.
2. Мультимедийная установка.
3.Памятки родителям, анкеты.
Ход собрания.
Вступительное слово классного руководителя.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
С точки зрения психолога…
Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Происходит интенсивный рост тела.
Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям.Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.
Представьте себе ситуацию:
«Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе.
Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте?»
Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-й класс.
С какими трудностями могут встретиться дети, придя в 5 класс?
Адаптация пятиклассников к предметному обучению
Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года.
Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе?
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Изменения в 5 классе: Смена позиции: «старший» в начальной школе → «самый маленький» в средней школе
Признаки успешной адаптации:
— ребенок легко справляется с программой;
— удовлетворенность ребенка процессом обучения;
— степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
Признаки дезадаптации:
— Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
— Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
— Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
— Нежелания выполнять домашние задания.
— Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
— Беспокойный сон.
— Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру ребенка в себя:
Слова поддержки:
Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
Ты делаешь это очень хорошо.
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
Слова разочарования:
У тебя это не получится
Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Эта идея никогда не сможет быть реализована.
Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Способы преодоления тревожности:
— Не сравнивайте ребенка с окружающими.
— Доверяйте ребенку.
— Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
— Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
— Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
— Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
— Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
— Используйте наказание лишь в крайних случаях.
— Не унижайте ребенка, наказывая его.
— Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
— Помогите ему найти дело по душе.
— Разговаривайте со своим ребёнком. Постарайтесь услышать ЕГО.
Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование. (Классный руководитель знакомит присутствующих с данными проведенной «Методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью», по Андрееву)
ИТОГИ использования методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (5А класс, 1 четверть)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью
5 А класс – 17 человек(общее количество-21человек)
Коэффициент удовлетворенности 2,99 — средняя степень удовлетворенности1 место 3,9 — В нашем классе хороший классный руководитель/У меня есть любимый учитель 2 место 3,7 – У меня есть любимый школьный предмет 3 место 3,5 — Я считаю, что школа готовит меня к самостоятельной жизни 4 место 3,4 – К нашим учителям можно обратиться за советом и помощью 5 место 2,8 – В нашей школе есть все условия для развития моих способностей 6 место 2,6– В школе у меня обычно хорошее настроение 7 место 2,4 – На летних каникулах я скучаю по школе 8 место 1,9– Я иду в школу с радостью 9 место 1,8 – В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых – педагогах и родителях.
Подведение итогов собрания.
Решение собрания:
1. Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.
3. Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса
4. Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
Уважаемые родители!
Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.
1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?
_________________________________________________________________
2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?
_____________________________________________________________________
3. С чем это, по вашему мнению, связано?
_________________________________________________________________
4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?
_________________________________________________________________
5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?
_________________________________________________________________
Выступление на родительском собрании в 5-м классе на тему «Помощь пятиклассникам в период адаптации»
Разделы: Работа с родителями
Цели:
Ход собрания
Экспресс-мониторинг “Что такое 5 класс?”
На листах подготовлены и вывешены в кабинете формулировки возможных родительских утверждений о 5 классе: “5 класс – легко и просто!”, “5 класс – привыкаем сообща: ребенок – родитель – учитель”, “5 класс как 5 класс, что здесь особенного?”
Инструкция: “Уважаемые родители, пожалуйста, ознакомьтесь с предложенными вариантами формулировок о 5 классе, выразите свое согласие, приклеив стикер на лист с выбранным высказыванием ”. По окончанию родительского собрания подсчитать количество стикеров на каждом листе и определить, какой вариант выбран большинством родителей. Результат необходимо прокомментировать. Если высказанное родителями мнение кардинально расходится с реальностью, необходимо в корректной форме обозначить нереалистичность этой позиции.
Выступление.
Переход из начального звена в среднее считается наиболее сложной педагогической проблемой, а адаптация в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
А что же такое адаптация?
Адаптация (приспособление к среде) – социально-психологический процесс, который ведёт к состоянию адаптированности, выражающемуся в способности личности без длительных и внутренних конфликтов продуктивно выполнять ведущую деятельность, удовлетворять свои потребности, переживать чувство самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.
Выделяют два основных вида адаптации:
- Физиологическая адаптация (в процессе физиологической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам, новому режиму и темпу жизни в пятом классе).
- Социально-психологическая адаптация (личность активно приспосабливается к новому социальному окружению, принимает групповые нормы и ценности нового для него коллектива, входит в его ролевую статусную структуру).
Трудности школьной жизни пятиклассника.
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе “классный руководитель – учителя-предметники”. Так же, затруднить адаптацию детей к средней школе может необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Есть дети, которые перешли из другой школы, и им нужно приспосабливаться не только к новым учителям, но и к новым одноклассникам.
Признаки школьной дезадаптации ребёнка.
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
6. Жалобы на те, или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Психологические рекомендации родителям пятиклассника:
- Обеспечить спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы ребёнок постоянно ощущал вашу помощь и поддержку. Воодушевите ребенка на рассказ о школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в месяц. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Помните! Ухудшение успеваемости в 5 классе в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.
Поэтому, наша задача:
- создать детям условия для успешного обучения в среднем звене;
- помочь детям адаптироваться к средней школе.
Интерактивное упражнение на создание позитивного эмоционального настроя “Теплые пожелания родителей 5 классу”.
На листе формата А1 нарисовать солнце, из цветной бумаги вырезать лучи по количеству родителей.
Инструкция: “Уважаемые родители, Вам будут розданы лучики, на которых Вы можете написать теплые пожелания своим детям, пятиклассникам! Приклейте эти лучики к солнышку. Пусть это солнышко, вместе с Вашими теплыми пожеланиями каждый день напоминает ребятам о том, что Вы их любите и заботитесь о них!”. Вместе с родителями повесть солнце с пожеланиями в классе.
Презентация
12.06.2012
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Родительское собрание: «Адаптация учащихся 5 класса»
Родительское собрание «Адаптация учащихся 5 класса»
Родительское собрание
«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
Цели:
1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
3) привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
Участники: родители учащихся 5-го класса, психолог
Оборудование:
1. Столы в классе стоят по кругу.
2. Памятки родителям, анкеты.
Ход собрания.
Вступительное слово психолога
Притча о путнике и проводнике (рассказывает психолог)
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам
С точки зрения психологии…
Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.
Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.
Адаптация пятиклассников к предметному обучению
Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.
Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10—11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.
ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ, БЕСЕДА
Психолог:
Уже все стороны имели возможность высказаться, но молчит главный герой нашего консилиума. Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование. (психолог знакомит присутствующих с данными проведенной «Методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью», методикой «Незаконченные предложения»)
Текст анкеты:
1.В нашей школе мне больше всего нравится
учиться, уроки
учительница
наш класс, столовая, спортзал
что еще, допиши
2.Я больше всего люблю уроки_______________________________
3. Часто ли тебе нужна дополнительная помощь в подготовке домашних заданий?_______________________________________
Напиши, кто тебе помогает_______________________
4. Моя учительница часто говорит, что я______________
5. Мои родители говорят о школе
часто редко никогда
6. Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я________
7. Когда я вспоминаю о 4-м классе, то__________________________.
Подведение итогов собрания.
Решение собрания:
1. Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.
3. Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса
4. Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
5. Провести в конце года совместный вечер «Мы и наши родители».
Психолог:
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастья короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство.
Уважаемые родители!
Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.
1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?
_________________________________________________________________
2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?
_____________________________________________________________________
3. С чем это, по вашему мнению, связано?
_________________________________________________________________
4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?
_________________________________________________________________
5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?
_________________________________________________________________
Рекомендации для родителей.
— Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
— Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.
— Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук,
— Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.
— Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.
— Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
— Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
— Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
— Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
— Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),
— Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
— Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.
— Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
— Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание: «Адаптация учащихся 5 класса» »
Родительское собрание «Адаптация учащихся 5 класса»
Родительское собрание
«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
Цели:
1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
3) привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
Участники: родители учащихся 5-го класса, психолог
Оборудование:
1. Столы в классе стоят по кругу.
2. Памятки родителям, анкеты.
Ход собрания.
Вступительное слово психолога
Притча о путнике и проводнике (рассказывает психолог)
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам
С точки зрения психологии…
Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.
Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.
Адаптация пятиклассников к предметному обучению
Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.
Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10—11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.
ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ, БЕСЕДА
Психолог:
Уже все стороны имели возможность высказаться, но молчит главный герой нашего консилиума. Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование. (психолог знакомит присутствующих с данными проведенной «Методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью», методикой «Незаконченные предложения»)
Текст анкеты:
1.В нашей школе мне больше всего нравится
учиться, уроки
учительница
наш класс, столовая, спортзал
что еще, допиши
2.Я больше всего люблю уроки_______________________________
3. Часто ли тебе нужна дополнительная помощь в подготовке домашних заданий?_______________________________________
Напиши, кто тебе помогает_______________________
4. Моя учительница часто говорит, что я______________
5. Мои родители говорят о школе
часто редко никогда
6. Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я________
7. Когда я вспоминаю о 4-м классе, то__________________________.
Подведение итогов собрания.
Решение собрания:
1. Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.
3. Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса
4. Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
5. Провести в конце года совместный вечер «Мы и наши родители».
Психолог:
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастья короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство.
Уважаемые родители!
Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.
1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?
_________________________________________________________________
2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?
_____________________________________________________________________
3. С чем это, по вашему мнению, связано?
_________________________________________________________________
4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?
_________________________________________________________________
5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?
_________________________________________________________________
Рекомендации для родителей.
— Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
— Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.
— Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук,
— Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.
— Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.
— Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
— Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
— Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
— Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
— Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),
— Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
— Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.
— Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
— Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
kopilkaurokov.ru
Родительское собрание в 5 классе «Адаптация»
Серьёзные несерьёзные проблемы адаптации организма и психологии личности ребёнка
Пятиклассники – «обыкновенная территория необыкновенно замечательных детей»
Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был
характерен для начала обучения в первом классе:
Резкое изменение условий обучения;
Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями;
Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.
Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, им приходится самостоятельно решать такие вопросы с учителями, как опоздание на урок, забывание какой-нибудь учебной принадлежности, несделанное задание.
Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе.
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни и испытывают растерянность, всё время всё путают и забывают, не могут сосредоточиться на учёбе.
Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Всё это, естественно, ведёт к
снижению успеваемости.
Общие рекомендации для родителей пятиклассников
Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.), сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.
Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.
В первое время можно помочь своему ребёнку в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учёбе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать про уроки.
Важно помнить, что
Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребёнка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищённости, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки.
Тёплые тесные связи ребёнка с родителями (особенно с родителем того же пола, что и ребёнок) способствуют развитию у него гуманного отношения к другим.
Конкретные рекомендации для родителей пятиклассников
Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.
Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребёнок.
Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения.
infourok.ru
Выступление на родительском собрании «Адаптация пятиклассников» (5 класс)
Родительское собрание
Тема: «Трудности адаптации пятиклассников в школе»
Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.
Методы: лекция, анкетирования, родительский практикум.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.
Ход собрания.
Психологический настрой. Приветствие.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас сегодня, и благодарим за то, что Вы, несмотря на занятость, нашли время посетить родительское собрание.
Родительский практикум в виде игры «Радуга чувств»
На доске радуга, каждый цвет дуги выражает самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство.
Красный – радость, восторг, оттого, что ваш ребёнок учится в данном классе, школе.
Зелёный – спокойствие за будущее моего ребёнка.
Синий – тревога, озабоченность, растерянность.
Чёрный – страх, ожидание беды, беспокойство.
Родители называют чувства, которые их переполняют. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях.
Итак, тема нашей встречи «Трудности адаптации пятиклассников в школе».
Вот уже месяц как наши дети являются учениками среднего звена. Наступил тот момент, когда можно подвести первые итоги по адаптации детей в пятом классе.
Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития который сопровождается распадом устаревшей системы взглядов и ценностей, т.е родительской, и формирование новой собственной. Другими словами раньше вы решали, что для ребенка хорошо и что плохо, а теперь он сам хочет понять, что для него хорошо и что плохо. Именно этот период в жизни детей 10-12,13 лет связан с обретением чувства взрослости – нового личностного образования младших подростков. А характеризуется он наличием конфликта между повышенной потребностью в зависимости от взрослых и стремление к автономии. Другими словами ребенок хочет получить свободу от родительского контроля и в то же время боится ее т.к. не умеет ею распоряжаться. Трудность заключается в том, что подросток с одной стороны сопротивляется проявлениям заботы и ласки, а с другой – проявляет желание, чтобы его баловали. Таким образом, ребенок перестает быть, послушным и вежливым как был раньше. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, и начинают ужесточать запреты, что может в свою очередь привести к острым эмоциональным расстройствам. Так же подростки стремятся доказать окружающим свою взрослость в социально неприемлемых формах поведения в том случае когда сталкиваются с непониманием и не желанием родителей и вообще взрослых что-то менять в отношениях с ними. К таким формам поведения относятся: употребление ненормативной лексики в присутствии и в общении с взрослыми, демонстративное противостояние мнению взрослого и т.д.
Раньше на мироощущение и мировосприятие ребенка влиял значимый взрослый, т.е. родители, а сейчас ему нужно пройти сложный путь осознания себя, обретения себя как личности вне зависимости от оценки взрослого. Этому способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии, последствий своего или чьего – либо поведения, соц. нормы взаимоотношений людей, а так же нравственны ценности.
Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Отношения со сверстниками имеет для подростков огромную психологическую ценность, т.к. происходит смена ведущей деятельности с учебной на деятельность общения. Таким образом, меняются и приоритеты в стенах школы. Познавательная активность подростков высока, однако способности будут развиваться только в деятельности вызывающей положительные эмоции, а успех или неуспех влияет на мотивацию учения. Нередко прослеживается взаимосвязь между отношением ребенка к учителю и предмету.
Сильное изменение претерпевает и самооценка младших подростков. В начальной школе самооценка во многом формировалась учителем на основании результатов учебы, а сейчас подвергается коррекции и переоценке детьми, при этом во внимание принимаются внеучебные навыки характеристики и качества. Недовольство собой может касаться внешних изменений, которые происходят с подростком. Поэтому дети испытывают огромную потребность в общей положительной оценке своей личности со стороны взрослых, при чем вне зависимости от конкретных результатов и достижений, т.е. подростки нуждаются в поддержки от взрослых. Проявление раздражительности и нестабильности эмоциональной сферы часто связано именно с чувством что «по-старому» не могу жить, а «по-новому» не умею, а так же физиологическими изменениями, которые психофизиологами характеризуются как гормональная буря.
Основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники, заключаются в следующем:
— в начальной школе дети привыкли выполнять требования одного учителя, находясь в сфере его постоянного внимания и контроля в какой- то степени, а сегодня социальная ситуация обучения такова, что необходимо понять принять и усвоить требования разных учителей, причем разных не только по тембру голоса, но и стилю педагогического взаимодействия. Так же в пятом классе они не находятся в сфере постоянного внимания классного руководителя и им трудно пользоваться разумно своей свободой. Вследствие этого может произойти временное снижение успеваемости у некоторых учащихся, но высокий познавательный интерес и стремление хорошо учиться во второй четверти помогут восстановить привычную успеваемость, а может и улучшить ее.
Здесь хотелось бы отметить, что родителям необходимо формировать у подростка адекватное отношение к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала, т.е. ошибка – это не недопустимое наказуемое явление, а показатель того к чему еще можно стремиться и что нужно исправить. Именно ориентированность на ошибку одна из причин высокой тревожности учащихся, страх перед ошибкой не позволяет ребенку в полной мере раскрыть способности и предъявить их окружающим.
Чем же вы родители можете помочь вашему подростку. Во первых, конечно же, это оказание поддержки в его начинаниях стремлениях чаяниях и надеждах; переход на новый уровень взаимоотношений с подростком от указывающих, руководящих к взаимоуважающим. Так же необходимо быть в постоянном и тесном контакте с классным руководителе и учителями предметниками, чтобы вовремя оказать помощь ребенку в возникших трудностях.
А сейчас пожалуйста оцените сами насколько ваш ребенок адаптировался к школе.
Анкетирование родителей
Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»
Если согласны с утверждением, то поставьте “+”
Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”
Моему ребенку нравится учиться в школе.
Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс.
Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
В классе у него много друзей.
Ему мало нравятся учителя в школе.
Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …
Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
Подсчитайте количество совпадений:
1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.
8-10 баллов — У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.
6-7 баллов — В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов — Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
1-3 балла — Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
Результаты диагностики учащихся в период адаптации
А сейчас мы хотели бы вас ознакомить с результатами диагностики, которая проводилась в октябре месяце 2016 года с учащимися 5 классов, целью, которой было, выявить насколько хорошо учащиеся 5 классов адаптировались к новым условиям обучения.
Результаты диагностики уровня школьной мотивации
Школьная мотивация играет большую роль в адаптации учащихся.
У 42% учащихся 5 классов сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность
У 42% учащихся отношение к себе как к школьнику практически сформировано
У 12% учащихся положительное отношение к школе но школа привлекает с внеучебной стороны.
У 2% учащихся 5 классов низкий уровень мотивации отношение к себе как к школьнику не сформировано.
Дезадоптированных учащихся 2%
Результаты, полученные по опроснику «Чувства в школе»
Все положительные чувства переживаемые пятиклассниками превышают 50% барьер, а отрицательные менее 40%, что свидетельствует о том, что в 5 классах превалируют положительные чувства в школе.
Результаты по определению уровня тревожности пятиклассников в период адаптации
С высоким уровнем тревожности 2% учащихся 5 классов в период адаптации
С повышенным уровнем тревожности 20% учащихся 5 классов
Со средним уровнем тревожности в период адаптации 38% учащихся
С низким уровнем тревожности 40% учащихся
Из приведенных выше данных можно сделать следующие выводы:
У 52% (26) учащихся 5 классов адаптировались без особых проблем к новым условиям обучения
У 36% (18) учащихся средний уровень адаптации
У 10% (5)учащихся 5 классов низкий уровень адаптации
Дезаптированных учащихся 2% (1).
Рекомендации родителям учащихся пятых классов по сохранению эмоционального здоровья ребёнка и обеспечению гармонии между домашней и школьной жизнью
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
В заключение нашего собрания предлагаем Вам один флештренинг, который называется «Мудрец». (Показывается флештренинг по притче «Мудрец»)
Притча Мудрец
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».
То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаем удачи!
Благодарим всех за внимание!
infourok.ru
Родительское собрание «Трудности адаптации пятиклассника в среднем звене»
Родительское собрание в 5-м классе
«Трудности адаптации пятиклассника в среднем звене»
Цель: познакомить родителей с особенностями адаптации обучающихся в 5 классе, а также предложить практические советы по ее успешному прохождению
Ход собрания
1. Выступление классного руководителя
2. Интерпретация результатов анкетирования обучающихся и выявление психологических проблем
(выступление психолога)
3. Рекомендации родителям
1) Дорогие родители! Ваши дети сейчас проходят сложный период адаптации. Переход в «среднее звено» каждый переживает по-своему. В 5-м классе ребенка ждет новая система обучения, новый классный руководитель, новые учителя.
Некоторым пятиклассникам удается преодолеть трудности, и их адаптация проходит вполне успешно. А другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация, увы, затягивается. В такой период дети могут измениться, для них характерна излишняя тревожность, порой даже без причины, и наоборот, они могут вести себя вызывающе и даже развязано. Если понаблюдать внимательно за свои ребенком, то вы обнаружите сонливость, некоторую неорганизованность, забывчивость и даже снижение аппетита.
Давайте выясним причины, способствующие плохой адаптации.
1 Каждый учитель, приходя в класс заставляет детей выполнять свои требования, приходится привыкать к разным стилям преподавания.
2 На разных уроках детей ждет огромный поток информации, незнакомая терминология, слова
3 Отсутствие должного внимания со стороны нового классного руководителя
Но надо помнить, что все трудности проходящие, и они закаляют детей, готовят их к взрослой жизни. Нужно просто подать руку помощи ребенку и учителям, и родителям. Постараться быть более внимательными, сдержанными и, конечно добрыми.
Уважаемые папы и мамы! Давайте мы с вами представим, что мы держим воображаемую шляпу, в которой находятся самые разнообразные чувства, на которые способен человек. Конечно это и позитивные и негативные эмоции. Опустите руку в нашу шляпу и достаньте те чувства, которые вас отягощают, волнуют, заставляют переживать. Расскажите о них. (родителя пытаются рассказать о том, что из заботит больше всего)
А теперь давайте обсудим результаты Вашего тестирования. (обсуждение происходит в рамках круглого стола)
2) Психолог школы обсуждает результаты анкетирования обучающихся, а также выявляет некоторые психологические проблемы адаптации школьников в 5-м классе
3) В каждой семье родители должны проявлять интерес к школьной жизни ребенка, обсуждать вместе сложившиеся ситуации и попытаться найти из них выход.
Очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Необходимо разработать четкие требования; объяснить ребенку, почему они так нужны. Следует обратить внимание на то, как ребенок реагирует на оценку, как он к ней относится. Уважаемые родители! Не стоит наказывать ваше «чадо» за плохую отметку, а нужно поговорить и выяснить причины, способствующие ее появлению. Большинство детей очень ранимы в этом возрасте и чувствительны. У них может возникнуть панический страх получить плохую отметку, из-за наказания.
Немалое место уделяется и правильному режиму дня. Ребята еще малы и не могут самостоятельно организовать себя, им нужна Ваша помощь.
Памятка для родителей «Ваш ребенок – пятиклассник»
1. Примите Вашего ребенка таким, какой он есть.
2. Обязательно общайтесь с ним после школы, разговор должен быть неформальным. Только так вы получите полную информацию о школьной жизни
3. Никогда не прибегайте к физическому воздействию, особенно в присутствии одноклассников
4. Постарайтесь мотивировать ребенка, не лишать его чего-либо.
5. Учтите, что все дети разные и процесс адаптации может затянуться, не давите на ребенка, иначе он может полностью потерять интерес к учебе.
6. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе, и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
7. Старайтесь чередовать виды деятельность, пусть ребенок двигается, а не только сидит за уроками
8. Организуйте вашему ребенку правильное питание, стимулирующее мозговую деятельность
Приложение
Анкетирование обучающихся 5 «б» класса
1 | Вызывает ли у тебя гордость перехода с среднее звено? | |
2 | Тебе нравится то, что у тебя появилось много новых предметов и учителей? | |
3 | Делишься ли ты дома о своих успехах в школе? | |
4 | Рассказываешь ли ты родителям о своих неудачах в школе? | |
5 | Жалуешься ли ты на учителей? | |
6 | Дает ли тебе 5 класс определенный шанс исправить свою школьную жизнь? | |
7 | Когда ты собираешься в школу, испытываешь ли чувство тревоги? | |
8 | Ты привык, что у тебя разные учителя и у каждого свои требования? | |
9 | Чувствуешь ли ты помощь со стороны родителей? | |
10 | Вызывает ли твоя школьная жизнь интерес у родителей? | |
11 | Ведутся ли дома беседы о твоей успеваемости и поведении? | |
12 | Если ты принес хорошую отметку, тебя поощряют родители? | |
13 | Наказывают ли тебя, если ты принес «2»? | |
14 | Учувствуют ли родители в выполнении твоего домашнего задания? |
Анкета для родителей по адаптации уч-ся 5 класса
1. Определите насколько хорошо справляется с программным материалом ваш ребенок (Выберите только один вариант ответа)
1.1. Плохо усваивает программный материал по многим предметам
1.2. Плохо усваивает программный материал по русскому и математике, часто ошибается, неаккуратно оформляет задания
1.3. Неправильно пишет буквы
1.4. В основном присутствуют некоторые помарки, ошибок почти нет
1.5. Справляется отлично
2. Опишите как происходит выполнение домашнего задания (Выберите только один вариант ответа)
2.1. Ребёнок кричит, плачет, истерит, отказывается выполнять домашнее задание
2.2. Выполнение домашних заданий вызывает напряженность, затруднения
2.3. В основном ребенок справляется, но иногда испытывает напряжение
2.4. Ребёнок работает легко и свободно, не испытывая трудностей
3. Насколько может быть самостоятельным ваш ребенок (Выберите только один вариант ответа)
3.1. Для выполнения ребёнком домашних заданий требуется ваш постоянный контроль
3.2. Ребёнок может сам все выполнять, но требует вашего присутствия
3.3. Ребёнок лишь иногда обращается к вам за помощью
3.4. Ребёнок самостоятелен во всем
4. Охарактеризуйте настроение вашего ребенка?
4.1. У ребёнка постоянная депрессия
4.2. У ребёнка случаются вспышки гнева и злости
4.3. Замечаете за ребенком частое понижение настроения
4.4. Ребёнок счастлив и всегда с хорошим настроением собирается в школу
5. Охарактеризуйте степень успеваемости
5.1. Успеваемость повысилась
5.2. Успеваемость понизилась
5.3. Успеваемость осталась на прежнем уровне
5.4. Затрудняюсь ответить
6. Опишите общение ребенка с одноклассниками
6.1. Ребёнок предпочитает одиночество, агрессивно настроен к одноклассникам
6.2. Ребёнок может находиться в окружении детей, но в контакт с ними не вступает
6.3. Общается только с некоторыми одноклассниками
6.4. Ребёнок легко вступает в контакт, общителен и положительно настроен
7. Опишите отношения с классным руководителем
7.1. При общении с классным руководителем проявляет робость
7.2. Выполняет требования, которые к нему предъявляются, но старается не вступать с ним в контакт
7.3. Старается все выполнять, но предпочитает помощь только одноклассников
7.4. Изредка обращается к учителю
7.5. Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним
8. Оцените, какого уровня адаптации достиг ваш ребенок
8.1. Низкий
8.2. Ниже среднего
8.3. Средний
8.4. Выше среднего
8.5. Высокий
9. Как Вы считаете, что необходимо предпринять, для облегчения адаптации вашего ребенка к новым условиям обучения. (Напишите)_______________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы»
Выступление педагога-психолога на родительском собрании
« Адаптация пятиклассников»
Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Так же возраст уч-ся 5-х классов можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка. Какие же ещё возрастные особенности образуются у младшего подростка в этот период
Возрастные особенности младшего подростка:
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
повышенная утомляемость;
стремление обзавестись верным другом;
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
отсутствие авторитета возраста;
отвращение к необоснованным запретам;
переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
ярко выраженная эмоциональность;
повышенный интерес к спорту.
Какими же должны быть пятиклассники?
Пятиклассники должны:
уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
В это период у ребёнка могут возникнуть проблемы, Что же это за проблемы?
Возникающие проблемы:
очень много разных учителей;
непривычное расписание;
много новых кабинетов;
новые дети в классе;
новый классный руководитель;
проблемы со старшеклассниками;
возросший темп работы;
возросший объем работ в классе и д/з;
рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
ослабление или отсутствие контроля;
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
темпу, особенностям речи учителей;
Для пятиклассника , приходящего в школу 1 сентября всё оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации- привыкании к новым условия обучения. Признаками успешной адаптации является следующее:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
В случае незавершённости процесса адаптации или неуспешной адаптации говорят о дезадаптации- реакции на неумение решать задачи поставленные самой жизнью. К признаками дезадаптации
можно отнести следующее:
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелания выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Как же можно помочь ребёнку в этот период?
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
Приучайте его к самостоятельности постепенно
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу
Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Золотые правила воспитания ребёнка
Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом
Доверяйте ребенку.
Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что
Помните ,что воспитывают не слова, а личный пример.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не пытайтесь реализовать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей, особенно учителей.
Помогите ему найти дело по душе.
Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несёте именно вы.
www.metod-kopilka.ru