Выступление на ОРГАНИЗАЦИОННОМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Скоро в школу»

Дата: 11.03.2015

Автор выступления: учитель начальных классов Коробко Е.А.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

«Скоро в школу»

Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка.

Он должен привыкнуть

к новому взрослому, к коллективу;

к новым требованиям;

к повседневным обязанностям.

Школа станет центром жизненных интересов вашего ребёнка. И от того, как успешно произойдёт этот переход, сможет ли ваш ребёнок успешно преодолеть трудности, ждущие первоклассника, зависит не только от учителей, но и от вас, дорогие родители.

Многие родители считают, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а есть только жалобы педагога, нежелание ребёнка посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать?» нет, так как все дети разные и причины их трудностей в школе тоже различные. Но есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребёнок, который идёт в 1 класс, а также то, что должны знать родители.

Успех ребёнка в школе зависит от:

психологической готовности ребёнка к школе – это прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные;

развития произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания;

развития речи и фонематического слуха.

Психологическая готовность к школе не возникает на уроках подготовительных курсов, в прогимназиях, мини— лицеях, других центрах подготовки детей к школе.

Она возникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка-дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы.

Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка. Книги, которые читают детям, не всегда соответствуют их возрасту и развитию. Иногда это чтение с отставанием («Репка», «Колобок» и т.п.) или с опережением (рассчитанные на младший или средний школьный возраст). Когда вы читаете ребёнку, он обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном. Задавайте ему вопросы:

– О ком или о чём произведение?

– Кто понравился и чем?

– Как бы ты поступил на месте героя?

– Продолжи сказку (рассказ).

– Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится?

– Нарисуй свой рисунок.

Речевое развитие детей 6-7 летнего возраста предполагает наличие словарного запаса в 3, 5-7 тысяч слов, умение правильно произносить звуки, способность к простейшему звуковому анализу слов.

Перед поступлением в школу ваш ребёнок должен иметь определённый запас знаний, основанный на его жизненном опыте. Ребёнок должен знать: имя, фамилию, адрес (город, улицу, дом, телефон), имена и отчества родителей, где они работают. Кроме этого ребёнок должен знать мир, который его окружает: времена года, дни недели, деревья, птиц, насекомых, зверей и т.д. ваши дети должны не просто воспринимать действительность, а делать определённые выводы, размышлять. Чаще задавайте детям вопрос: а почему ты так думаешь? Важно, чтобы ребёнок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять. (Пособия по развитию речи, мышления, памяти, воображения.)

Нужно ли учить ребёнка читать и писать?

Неквалифицированное обучение чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Намного сложнее переучить, чем научить. Для того, чтобы ребёнок научился в школе читать быстрее, ему надо развивать память (зрительную и слуховую), мышление, воображение.

Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать рукописные буквы! Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить руку, которой будет писать малыш, различными упражнениями:

раскрашивание;

вырезание;

штриховка;

лепка;

застёгивание и расстёгивание пуговиц;

завязывание и развязывание лент;

перекладывание мелких игрушек;

закручивание и раскручивание гаек;

перебирание крупы;

мозаика.

Я хочу предложить вам игры со счётными палочками, которые помогут развить не только мелкую моторику рук вашего ребёнка, но и его память, внимание, наблюдательность, воображение, а также познакомят его с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

В этих играх вашими помощниками станут не только обыкновенные счётные палочки, но и карандаши, спички или соломинки.

Ребёнку предлагаются рисунки и простейшие геометрические фигуры, которые ему нужно выложить из палочек на ровной поверхности. В процессе игры необходимо пояснять, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. пусть ребёнок пофантазирует и придумает свою картинку.

Детям надо научится внимательно слушать учителя на уроке. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт от того, что в классе для учителя все дети равны и он один из них.

Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения!

И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми. И ни в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением.

Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей.

Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.

Каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве.

Родители ребенка до 6 -7 – летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.

Причинами школьной незрелости могут быть:

Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)

Недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.

Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)

Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение).

Сейчас я назову “портрет” первоклассника, неготового к школе. Пусть эти моменты заставят Вас задуматься:

    чрезмерная игривость;

  • недостаточная самостоятельность;

  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

  • неумение общаться со сверстниками;

  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классификацию, выделить сходство, различие;

  • неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами;

  • недостаточное развитие произвольной памяти;

  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.

Советы родителям:

1. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда

2. Не заучивайте азбуку наизусть. Не читайте по пять раз одно и то же. Прочитывайте книги вместе с ребёнком (три книжечки за неделю – достаточно).

3. Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка.

4. Приучайте детей к самообслуживанию : собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой … и многое другое в школе придется делать самому.

5. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением

6. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.

7. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже крошечный успех.

8. Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

9. Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Итог собрания.

Совсем скоро в жизни вашего малыша наступит очень сложный период, он станет школьником.    И очень – очень многое в этот период будет зависеть от вас, вашего терпения, организованности и родительской любви. Ну, а пока у вас ещё есть время, все в ваших руках.

infourok.ru

Выступление психолога перед родителями будущих первоклассников

  Добрый день, уважаемые родители! я искренне рада видеть вас. Сегодня наша встреча связана с событием, которое скоро произойдёт в вашей семье – ваш ребенок поступает в первый класс.
    

Предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу приближающегося  школьного обучения ребёнка:

  • Испытываете сильное беспокойство,- поднимите две руки;

  • Слегка волнуетесь,- одну руку;

  • Если испытываете чувство радости, уверенности за своего ребёнка,- сложите руки перед собой, как ученики.

(комментарии по итогам теста). Итак, попробуем сегодня отпустить ваше волнение и беспокойство и быть более уверенными в своем ребенке. Для начала Попробуем разобраться, в чем разница между той программой по которой мы с вами учились, от того, что требует ФГОС и как безболезненно для ребенка подготовить его к школе.

На сегодняшний день психологи разработали несколько сравнительных моментов

На вопрос: «Как будут учиться наши дети?» сразу дадим ответ- : «Не так как учились мы»

  • Какие качества необходимы ребенку по окончании школы, чтобы в современной жизни он был успешен? (Ни для кого не секрет, что меняется жизнь, меняются и дети)

Конечно это:

  • Умение ставить цель и добиваться ее.

  • Умение общаться.

  • Умение адаптироваться к ситуации.

  • Умение ориентироваться в мире.

  • Самостоятельно добывать и применять знания.

  • Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком.

  • Сохранить здоровье.

Формирование этих умений и заложено в основу стандартов образования.

  1. Вспомним, когда мы учились, главной задачей школы считалось….

Но нам после школы приходилось часто слышать:

И никому не были интересны наши знания, а всем было нужно, чтобы мы умели пользоваться этими знаниями.

Именно, в информационном обществе главным стали не знания, а умения ими пользоваться!

Надеюсь, эта форма поможет всем разобраться в особенностях этого подхода.

А теперь, давайте сравним, как учили нас и как сейчас учатся наши дети:

Так учили нас

Так будут учиться наши дети!

  1. Учитель проверяет домашнее задание. Ученик «выучил – пересказал»

1. Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, определяют для себя то, что нужно запомнить, чему научиться.

  1. Учитель объяснят новую тему (сиди и слушай!)

2.Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем, в учебнике)

  1. Учитель проверяет, как поняли и «повторяют»!

3.Ученики делают вывод по теме.

Вся система заданий построена таким образом, чтобы наряду с развитием умений и навыков ученики эффективно продвигались в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия, развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности.

В современной жизни нереально всё запомнить и подобрать универсальный образец. По ФГОС дети “открывают” знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначений, поэтому, знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Так учили нас

Так будут учиться наши дети!

«Если не успел что – то сделать на уроке – дома с родителями разберешься»

Сейчас: Домашнее задание – это способ развития самостоятельности.

Хочу остановиться на самостоятельности: не путайте самостоятельность – это не усадить делать уроки одного ребенка. Этому надо научить. Научить находить самостоятельно информацию, работать с ней, отбирать нужный материал, отрабатывать алгоритм действий при выполнении домашнего задания.

Таким образом, Программа ФГОС позволяет ребенку стать такой личностью, которая готова к саморазвитию, которая проявляет самостоятельность в действии, умеет делать выбор.

Что может дать детям

  • Обеспечит увлекательный процесс без стресса и перегрузок;

  • Сохранит радость детства и здоровье;

  • Раскроет индивидуальность Вашего ребенка;

  • Вырастит его как самостоятельную личность;

  • Научит правильно и грамотно говорить, уметь слышать и слушать;

  • Научит ставить перед собой цели, планировать свою деятельность для достижения результата, разовьет умение самоконтроля,

т.е. НАУЧИТ РЕШАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

Что может дать родителям

  • Вам не придется тратить много времени на дополнительную работу с ребенком;

  • У Вас появится много общих точек соприкосновения с вашим ребенком, Вам будет интересно общаться;

  • Вы удивитесь, как быстро расширяется кругозор вашего ребенка;

  • Ребенок довольно быстро станет самостоятельным, но будет стараться согласовывать с Вами свое мнение;

  • Вы можете быть спокойны за будущее вашего ребенка и станете гордиться его успехами;

Успешность ребёнка зависит от его готовности к школе

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться». 

 Венгер Л.А.

Многие родители знают, что надо заранее готовить своего ребёнка к школе. Но ошибочно полагают, что основное при подготовке к школе – это научить ребенка читать, считать и писать. Учить детей нужно, но только правильными методами. Не нужно принуждать ребенка. Не усаживать его за букварь насильно. Так можно запугать ребенка и надолго отбить охоту учиться.

Готовность к школе включает в себя несколько компонентов

  • Психологическая готовность, Физическая готовность, Специальная готовность

1.Родителям необходимо научить ребенка элементарным правилам поведения:
а) приучить к аккуратности.
б) научить укрощать свои желания. Ребенок должен знать, что такое “хочу”, и что такое “надо”.

  1. Научить уважать собеседника, не прерывать его и правильно к нему обращаться

(знать правила вежливости).

  1. Научить дружить (воспитывать чувство товарищества)

  2. Научить слушать и выполнять требования взрослых.

Есть и другие важные задания:

  1. Нужно психологически настроить ребенка к школе, воспитывать интерес к школе, желание учиться, рассказывать и читать ребенку книги о школе, об учителе.

  2. Нужно развивать навыки самообслуживания:

  • Раздеваться и одеваться самостоятельно.

  • Аккуратно убирать вещи на место.

  • Мыть руки, пользоваться салфеткой, столовыми приборами.

  1. Ребёнок должен рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, разучивать стихи и песенки, заниматься счётом, слушать чтение книг. Все эти разнообразные занятия способствуют воспитанию привычки к посильной умственной деятельности.

  2. Нужно приучать ребёнка любить книгу. Но не следует читать детям очень долго – это их утомляет (достаточно 30- 40 минут). Книги должны быть доступными по содержанию и соответствовать возрасту ребёнка. Научите не только слушать, но и пересказывать. Тем самым, будет развиваться речь, мышление, творческое воображение).

  3. Очень важно, чтобы ребенок правильно произносил все звуки. Если заметили такие недостатки, старайтесь их исправить сами, или обратитесь к логопеду.

  4. Желательно, чтобы ребенок научился считать до 10, чтобы умел складывать и вычитать. Считать ребенок должен устно, на предметах, на игрушках. Сначала считают по палочкам, на предметах, а потом в уме.

  5. Готовьте руку к письму. Научите правильно держать ручку.

  6. Работать над развитием мелкой моторики руки – заняться мозаикой, помочь маме перебрать крупу, учить ребёнка вышивать, пришивать пуговицы, лепить из пластилина, собирать пазлы.

  7. Следует позаботиться о развитии кругозора вашего ребенка. Знает ли он то, что его окружает. Обратите внимание, часто ли ваш ребенок задает вопросы–почемучки. Не надо закапывать интерес ребенка своими равнодушными словами «Отстань», «Уйди, не до тебя!», «Не мешай!» Именно внимательное отношение взрослых к вопросам ребенка способствует его развитию. Так он приобретает знания, так растет его наблюдательность и любознательность.

      

Запомните! Успех вашего ребенка будет зависеть от вашего правильного настроя, от его индивидуальных особенностей, от вашей поддержки не только в первый, адаптационный период, но и на протяжении всего времени обучения, ну и зависит от профессионализма учителя.

А теперь давайте посмотрим, готовы ли вы, уважаемые родители, к школе? Я буду озвучивать вопросы, а вы хором на них отвечать или ДА или НЕТ.

ГОТОВЫЛИ ВЫ:

  • Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками?

  • Сдерживать свои эмоции?

  • Не кричать, не унижать и не обижать?

  • Не сравнивать своего ребенка с другими детьми?

  • Не наказывать ребенка без причины?

  • Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой?

  • Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты?

Тогда вперед! Ну, а мы вместе с вами постараемся сделать всё необходимое, чтобы ваш ребенок чувствовал себя уверенно и комфортно.

Желаю успехов и удачи!

infourok.ru

Выступление учителя начальных классов для родителей будующих первоклассников

Уважаемые родители будущих первоклассников!

Своё выступление мне хотелось бы начать с притчи о четырёх свечах.

Притча  о четырех свечах.

 Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.  Первая сказала: “Я – Спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!» И огонек этой свечи погас.

Вторая сказала: – «Я – Вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше». Подул легкий ветерок и загасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла: – «Я – Любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, – своих близких». И эта свеча угасла.

Вдруг в комнату вошел ребенок и увидел три потухшие свечи. Он испугался и заплакал: – «Что вы делаете? Вы должны гореть! Я боюсь темноты!» Взволнованная четвертая свеча сказала: – «Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: Я – Надежда”. Эта притча призывает никогда не терять надежды. Путь свет надежды не гаснет никогда в ваших сердцах!

Моё жизненное кредо: «Учитель-свеча, которая светит другим, сгорая сама».

Свечой, которая зажгла моё сердце, для меня стала моя бабушка и мама – учителя начальных классов. Именно учитель зажигает в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше. Передавая из поколения в поколение своё педагогическое мастерство, у нас выросла педагогическая династия учителей. Общий педагогический стаж нашей семьи составляет 1 век 26 лет. Профессия учителя стала для меня важнейшей, единственной целью жизни. И вот уже 27 год я вместе со своими учениками переступаю порог школы и поднимаюсь по лестнице Знаний. Приятно видеть, что уже за партами сидят дети моих первых учеников. Но главное, к чему я стремлюсь – преподать ученикам самую трудную на свете науку – быть людьми. И тогда в их сердцах поселятся и спокойствие, и вера, и любовь. А пока остаётся надежда на то, что всё это будет, ведь всё в наших руках.

Меня зовут Фадеева Лариса Геннадьевна. В 1985 году окончила детскую музыкальную школу по специальности фортепиано, а в 1986 году окончила среднюю общеобразовательную школу № 1. В этот же год поступила в БиГПИ, успешно окончив его в 1990 году, по специальности педагогика и методика начального обучения. Получила профессию учитель начальных классов.

По государственному распределению я была распределена на работу в среднюю школу № 8, где проработала 14 лет и 12 год работаю в школе № 1. 15 лет работала по программе «Школа 2100» , а в этом году планирую набирать девятый выпуск учащихся по программе традиционного обучения «Школа России».

«Школа России» создается в России и для России. Это национальная программа образования, название которой является качественной характеристикой. Главную идею программы можно сформулировать следующим образом: школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России. Программа “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем. В принципе, мы все когда-то учились по этой программе (и даже президент), но за последние годы она претерпела значительные изменения и на данный момент соответствует всем требованиям ФГОС.

Всякий ребёнок от природы талантлив, и моя основная задача- помочь таланту раскрыться. Для этого я использую разные пути: игры, экскурсии, праздники, прогулки. Поскольку деятельность реализуется через общение, то на развитие влияет не только обучение, но и общение ребенка с учителем, одноклассниками. Всегда стараюсь в своей работе создать в отношениях между детьми атмосферу добра, взаимовыручки, приучаю помогать друг другу. Стараюсь, как бы стать на их уровень, чтобы они поняли, что все их проблемы для меня значимы, а когда ребенок чувствует уважение к себе, то строгость учителя не будет ему казаться обидной. Мое общение с детьми – это душевная ласка, соединенная со строгостью.

Дорогие родители! Какую бы вы ни выбрали программу, усвоение её вашим ребенком зависит: от профессионализма учителя, от индивидуальных особенностей ребенка, но и очень большой степени от участия и поддержки родителей, не только в первый, адаптационный период, а и на протяжении всего времени обучения

Так давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные в школьном мире, были для самого ребенка и для всех членов вашей семьи радостными и уверенными!

УЧУ – вижу в этом призванье,

Отдаю душу всем, кто тянется к знаньям. 

ТВОРЮ, созидаю на каждом уроке,

И ложаться на лист ровно детские строки.

Звуки, буквы, морфемы, падежи и склоненье…

Вот взметнулась рука – это к знанью стремленье!

МОГУ объяснить, в чем значение слова,

И найти путь к решению любого примера.

Я любовь к языку с первых дней прививаю

И совместно с детьми тайны слов постигаю

РАСТУ – опыт свой обобщаю,

Конференция, форум, мастер-класс и урок

Моей творческой жизни ещё не итог!

ЛЮБЛЮ свою Родину

И законы её уважаю!

Программу «Школа России»

Всей душой принимаю!

 МЕЧТАЮ о том,

Чтобы статус учителя вырос

 ЖЕЛАЮ себе и коллегам здоровья, удачи,

Чтобы каждый воплотить мечту свою смог!

Это мои семь Я:

 УЧУ,

         ТВОРЮ,

                         РАСТУ,

                                       ЛЮБЛЮ,

                                                         ЖЕЛАЮ,

                                                                          МЕЧТАЮ, и, конечно же,

                                                                                                 МОГУ!

infourok.ru

Выступление перед родителями будущих первоклассников “Как подготовить к школьному обучению”

Разделы:
Работа с родителями


Проблема готовности ребенка к школе всегда актуальна. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в класс не готовыми к обучению в школе. Готовность ребенка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовки.

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком.

В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Ведь многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе – научить читать, писать, считать. Хотя, не зная современных школьных требований, родители рискуют научить ребёнка так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать. Конечно, научить ребёнка читать и считать можно, но, прежде всего надо, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.

Как же психологически подготовить ребенка к школе?

  • У ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие родители понимают , насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учители.
  • Следующим условием успешной учебы является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребенку правильно отнестись к своим возможным неудачам.
  • При подготовке к школе родителям следует научить ребенка и аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Большая проблема с развитием речи: у детей бедный словарный запас, ответы односложные. Надо больше общаться с детьми, постоянно разговаривать на всякие темы: по дороге в садик, по дороге домой, дома. А то сейчас многие дети часами сидят перед телевизором, перед компьютером, а ответить на простейший вопрос о временах года не могут, не знают название месяцев, дней недели. У детей ограниченный кругозор. В связи с этим хочу сказать, дети плохо знают детские художественные произведения. (Только «Репка», «Колобок», не знают «Муху-Цокотуху», «Мойдодыр», сказки Пушкина.) Надо знакомить детей с художественными произведениями, в ходе этого он научится внимательно слушать.
  • Еще важно воспитать в ребенке  любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий.
  • Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Люди постоянно сравнивают себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатывают мнение о себе, о своих возможностях и способностях. Так постепенно складывается самооценка. Процесс этот начинается уже с самого раннего возраста. И родители не должны это забывать!

Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок, совпало с его реальными возможностями.

Как же проявляется самооценка в поведении ребёнка? Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность- это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались в роли проигравшего. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость свойственны детям с заниженной самооценкой. При повышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других: «У меня всё лучше всех», «Я самая красивая».

Тест «Какая у вашего ребёнка самооценка?»

Нарисуйте на листе бумаги небольшую лесенку из 10 ступенек. Покажите эту лесенку ребёнку. Объясните, что на самой нижней ступеньке стоят девочки и мальчики, которые самые недобрые, завистливые – одним словом, плохие. На второй ступеньке – чуть-чуть получше, на третей – ещё чуть-чуть получше и т.д. А вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие мальчики и девочки: добрые, умные.

А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам. Пусть нарисует себя на этой ступеньке.

Если ребёнок ставит себя на 1-ю. 2-ю или 3-ю ступеньку, то у него заниженная самооценка, если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, или 7-ю, то средней или адекватной. Если ребёнок ставит себя на 8-ю, 9-ю, или 10-ю, то самооценка вашего ребёнка слишком высока.

-Не перехваливайте малыша, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает.

-Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой, тем, каким он был вчера, сегодня и, возможно, будет завтра.

-Никогда не говорите ребёнку, что он плохой, потому что приносит домой плохие отметки. Отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются сигналом состояния учёбы, но не приговором в дальнейшей жизни.

Запомните, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться. Каждое обращение к ребёнку родителей, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам – всё это влияет на становление самооценки.

  • Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время. Хочу обратить ваше внимание на занятия лепкой. У детей проблема с развитием мелких мышц руки, значит, проблема будет с письмом. Чтобы этого не было, нужно чаще лепить, не только из пластилина, но из теста. Им интереснее даже работать с тестом, полученные фигуры можно выпекать в духовке и раскрасить. Также для развития мелкой моторики руки хороши игры с мячами разного размера, фактуры, материала. Это могут быть резиновые, пластмассовые мячи, мячи-попрыгунчики: маленькие, средние, большие. Выполняют следующие упражнения: катание, броски, точное попадание, удерживание и многое другое. Ещё можно рассыпать разные мелкие предметы на столе и попросить ребёнка собрать их по одному так, чтобы не задеть рядом лежащие.
  • Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.

Общие рекомендации по подготовке ребёнка к школьному обучению.

  1. Каждый день читайте ребёнку и обсуждайте прочитанное.
  2. Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.
  3. Увеличивайте словарный запас ребёнка.
  4. Регулярно водите ребёнка в библиотеку.
  5. Составляйте вместе с ребёнком рассказы по картинкам. Сначала начните вы, затем попросите малыша продолжить рассказ. Можете прочитать короткие рассказы, и каждый раз просите пересказать его. Обратите внимание на то, пересказал ли вам ребёнок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается.
  6. Учите с ребёнком стихотворения наизусть.
  7. В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Обратите внимание на то, знает ли малыш названия предметов.
  8. Знакомьте ребёнка со счётом, последовательностью чисел.
  9. Учите ребёнка сравнивать, находить общее и различное в предметах: «Что на этой картине по-другому?», «Что изменилось?», «Чем эти корзинки похожи?» и т.д.
  10. Поощряйте игры с другими детьми, играйте вместе с ребенком в разные игры.
  11. Помогите ребёнку запомнить его имя, фамилию, адрес.

В первые дни занятий

Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, оказывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство. Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.

Заранее:

  • Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
  • Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
  • Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будит ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.
  • Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед и возможную линейку перед началом занятий, а также когда начинаются и кончаются уроки.
  • Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
  • Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

29.07.2012

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Ваш ребенок идет в школу (выступление на собрании для родителей будущих первоклассников)


 «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. » (Леонид Абрамович Венгер)


 И вот он наступил – последний год перед поступлением вашего ребенка в школу. В любой семье этот год заполнен не только приятными волнениями и ожиданием, но и массой непривычных проблем и тревог. В се родители хотят, чтобы малыш не только хорошо учился, но и оставался здоровым и весёлым. Многое здесь зависит от того, насколько серьёзно и ответственно вы отнесётесь к этому вопросу.


Давайте попробуем разобраться, что же должен уметь ваш ребёнок, чтобы он был готов к школе.


Что же такое «готовность ребенка к школе»?


Прежде всего, это МОТИВАЦИОННАЯ готовность, то есть наличие у детей желания учиться. Но! Желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда идут, потому что он получит красивый ранец, пенал и другие подарки. Однако это ещё не значит, что дети готовы учиться прилежно. Ваш ребенок стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права и закрепленные за ним обязанности (рано вставать, готовить уроки). Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности составляют внутреннюю позицию школьника. Это и является основой психологической готовности ребенка к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться. Я думаю, вы постараетесь обратить серьезное внимание на формирование у вашего ребенка более сознательного стремления к школе и школьным обязанностям.


А теперь разберемся, что же такое интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей готовности ребенка к школе, а основа её – это навыки письма и счета. В основе же интеллектуальной готовности ребенка лежит умение находить что – то общее, устанавливать связи между предметами, анализировать и сравнивать. Поиграйте с ребенком в игры, в которых надо придумать какие – то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Вначале их можно даже рисовать, а глядя на них ребенку потом будет проще воспроизвести рассказ или стихотворение. То есть этот листочек с рисунками они будут хранить в уме. Такие игры помогают в развитии памяти, внимания организации деятельности детей. Такие упражнения помогают развивать мышление детей, так как они учатся выделять главное не только в какой – то работе, но и в предметах окружающего мира.


А теперь давайте поговорим о волевой готовности, которая необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Это умение слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ребенку нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать это умение и дома, давая детям разные посильные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что он всё услышал правильно. Если даете несколько заданий, то вы можете прибегнуть к схеме – подсказке, то есть к рисунку. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности геометрические фигуры под вашу диктовку. Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Прежде всего надо научить слушать ваши слова, слова взрослого.


Коммуникативная готовность ребенка – это готовность принять других детей, взрослых (умение общаться в коллективе сверстников, уметь выстраивать доброжелательные отношения с окружающими людьми).


И ещё одна не маловажная составляющая готовности ребенка к школе – это ФИЗИЧЕСКАЯ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ готовность. Физиологическую готовность оценивает ваш участковый врач. Здоровье ребенка – это важная составляющая готовности. Ведь школа – это очень серьёзный переломный этап для ребенка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, и новые нагрузки, напряженный умственный труд, ограничение двигательной активности. Ребенок, привыкший много играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко сокращается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Безусловно, для детей 7 –летнего возраста это большой труд. Сохранить здоровье своего ребенка – основная задача и обязанность родителей. Цена «5» вашего малыша будет сомнительна, если у отличника расстроится сон, он станет раздражительным, плаксивым. Беречь здоровье ребенка – это значит уметь объективно оценить состояние здоровья, понять, что надо вовремя вылечить, исправить, укрепить. Беречь – значит, твердо знать, как организовать режим дня, труд и отдых школьника, как научить его усидчиво работать, привить навыки самообслуживающего труда (застёгивать пуговица, завязывать шнурки).


Ещё одна из главных задач родителей – воспитать у ребенка чувство радости от предстоящего учения, от встречи со школой, Лучше всего это делать с помощью игры.


Играйте с малышом в школу, поощряйте такие игры со сверстниками;


Чаще вспоминайте забавные положительные случаи из своей школьной жизни;


Не оставляйте ни одного вопроса сына или дочери без ответа, сами задавайте им вопросы – это развивает мышление.


И ни в коем случае не пугайте школой. Во всей атмосфере дома должно царить ощущение, что школа – это хорошо, что ребенка ждёт интересная работа, что начинается взросление.


Знания, полученные без радости, усваиваются плохо. Очень важно помочь в самом начале пути к знаниям. Недаром говорят: «Хорошее начало – половина работы».

videouroki.net

Выступление перед родителями будущих первоклассников

                         Встреча с родителями будущих первоклассников

 

В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников, их причинах и способах их коррекции. Может быть, у кого-то возник вопрос, зачем сегодня говорить о школьных трудностях? Отвечаю: “Чтобы избежать их завтра. И если что-то вдруг окажется упущенным, то еще не поздно наверстать, впереди ещё 5 месяцев”.

Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную жизнь.Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кординально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если ребёнок посещал детский сад, подготовительные курсы.

      Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть

  • к новому взрослому, к коллективу;
  • к новым требованиям;
  • к повседневным обязанностям.

      Каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.

      Но для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.

      Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей  нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 –  летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной зрелости.

      Что же должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе?

      Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

      Традиционно выделяются следующие аспекты школьной готовности:

  • интеллектуальный
  • эмоциональный
  • социальный
  • физический

      В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

      Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

      Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

      В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

      Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.

      Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

      В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

      Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.

      Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т.е. какова причина школьной незрелости?

Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.

            Причинами школьной незрелости могут быть:

  • Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)
  • Недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.
  • Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)
  • Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение). Сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно.

 

В своем выступлении я рассказала о трудностях первоклассников, о критериях готовности детей к школе, о причинах школьной незрелости и способах их коррекции.

infourok.ru

Выступление перед родителями будущих первоклассников. “Готовность ребенка к школе”

Родительское собрание в детском саду

«На пороге школы»

Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников!

В вашей жизни наступает ответственный момент – скоро ваши детки станут школьниками. Это важное событие в их жизни. У них появятся новые обязанности, новые друзья, новые общения с взрослыми. Сейчас им как никогда понадобиться ваша помощь.
Осталось немного времени. Какая же цель в эти оставшиеся месяцы?

Как можно лучше подготовить ребенка к школе.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)

Сегодня я хочу остановиться на некоторых проблемах и дать вам несколько советов. Возможно, я повторюсь и воспитатели вам уже говорили об этом. Значит, вы должны понять, что это те важные моменты, на которые нужно обратить особое внимание. Условно мы определим три показателя готовности к школе: психологическая, физиологическая, педагогическая.

Психологическая готовность

Почему сначала все первоклассники имеют огромное желание учиться? И почему же у многих из них это желание исчезает достаточно быстро?
Чаще всего виноваты в этом взрослые. Что я имею ввиду? Мы иногда слышим такие слова:

«Вот пойдешь в школу – там тебе покажут»;
«Вот попадешь к строгой учительнице – наплачешься».

Нужно прививать ребенку уважительное отношение к обучающему труду, подчеркивать его значение для всех членов семьи.

Не проявляйте в присутствии детей свои переживания по отношению к будущему обучению. Наоборот, демонстрируйте радость и уверенность, вызывайте позитивные эмоции, не запугивайте неудачами.

Надо уметь найти привлекательные моменты в нелегкой школьной жизни, рассказать о том важном и новом, что привнесет в его жизнь школа, одноклассники, учитель, те знания и умения, которыми он овладеет:
– «Ты научишься читать и будешь читать книги сестричке или братику»;
-«Когда научишься писать, напишешь письмо бабушке»;
– «Когда ты научишься считать, сможешь делать покупки в магазине, как взрослые».

Если:
– у Вашего ребенка преобладает ” хочу” над ” можно”
– Ваш ребенок не выпускает из рук игрушку, много кричит;
– Ваш ребенок не хочет общаться с незнакомыми, или сразу входит в близкие отношения на равных;
– Ваш ребенок не находит общий язык с одногодками;
– Ваш ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше;
– у Вашего ребенка низкий уровень знаний об окружающем мире, он не умеет сделать обобщения, классифицировать, выделять сходство и отличие;
– Ваш ребенок не любит рисовать, не умеет работать с мелкими деталями;
– Ваш ребенок очень медленно двигается, говорит, ест;
– у Вашего ребенка проблемы с запоминанием или проблемы с произношением.
Это портрет первоклассника, не готового к школьной учебе.

Физиологическая готовность

Некоторые первоклассники болезненно реагируют на изменения условий жизни: нарушается сон, аппетит, снижается сопротивление организма к болезням. Все это отражается на трудоспособности, теряется интерес к школе, обучению. Поэтому взрослым надо со вниманием отнестись к ребенку на этом новом для него этапе, больше с ним беседовать, присматриваться к нему, объяснять ему новые обязанности.

Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда. Очень важно, чтобы ребенок правильно произносил все звуки.

Создайте условия для соблюдения режима дня.

Одна из проблем, с которой сталкиваемся мы в школе – слабо развитая мелкая моторика рук. Но вы можете помочь своему ребенку укрепить руку, которой он будет писать, различными упражнениями:

раскрашивание;

вырезание;

штриховка;

лепка;

застёгивание и расстёгивание пуговиц;

завязывание и развязывание лент;

перекладывание мелких игрушек;

закручивание и раскручивание гаек;

перебирание крупы;

мозаика.

Педагогическая готовность


Дорогие родители! Успех обучения лежит не только на плечах воспитателя и учителя, но и на ваших.

В нашей школе традиционно в начале года проводится мониторинг готовности первоклассников к школе.

Итоги мониторинга этого года следующие: (озвучить)

Основные проблемы:

– дети не слушают до конца инструкцию по выполнению заданий;

– слабо развита мелкая моторика рук;

– дети не могут правильно графически изобразить человека: нет глаз, носа, ушей, руки – палки без пальцев.

Обратите внимание на то, как развита речь ребенка.

 Больше говорите с ребенком для того, чтобы он, во-первых, чаще слышал правильную, четкую, неторопливую, выразительную речь взрослого, которая является для него образцом, а во-вторых – чтобы развивать активную речь будущего первоклассника. Чем лучше будет развита ко времени поступления в школу устная речь ребёнка, тем легче ему будет. Развивая речь – мы развиваем коммуникативные умения ребёнка.

Несколько заданий:

1. «Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки.

У каждого ребёночка есть любимая игрушка. Она для него самая красивая и замечательная.

Выберите себе игрушку и похвалите, отражая её особенности!

Кто любит свою игрушку так, что обязательно покажет все её достоинства?

2. Дополнить предложение.

Попросите ребенка закончить предложения.

Посмотрите на экран. Выберите неоконченное предложение и подумайте, как бы мог ответить ваш ребёнок.

“Дети поливают цветы на клумбах, потому что…”.

“На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что… “

“Зимой медведь спит, потому что…”

«Мама сердится, потому что…»

«Я учу буквы, потому что…»

«Папа ходит на работу, потому, что…»

«Мне купили новую шубу, потому, что…»

«Я хожу в бассейн, потому что…»

Заставляйте ребёнка рассуждать. Доказывать своё мнение.

Основная ваша задача состоит не в том, чтобы «вытягивать» из ребенка нужный ответ или навязать ему свое мнение, видение, а в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!». Поэтому не торопитесь сказать малышу: «Нет! Так не бывает, ты неправильно думаешь», — а попытайтесь в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно. Ведь то или иное решение, формулировка всегда могут иметь место в зависимости от тех или иных обстоятельств.

Важной предпосылкой овладения письменной речью является хорошо развитый фонематический слух. Для того, чтобы успешно работать над ним, необходимо слуховое внимание, которое можно развивать, обращая внимание ребенка на звуки, окружающие его (шум дождя, рев мотора, шелест пакета и многие-многие другие). При этом обращайте внимание на то, откуда слышится звук (слева, справа, сверху, снизу, спереди, сзади).

Нужно развивать навыки самообслуживания:

  • Раздеваться и одеваться самостоятельно.

  • Аккуратно убирать вещи на место.

  • Мыть руки, пользоваться салфеткой, столовыми приборами.

Научить ребенка элементарным правилам поведения:
а) приучить к аккуратности.
б) научить укрощать свои желания. Ребенок должен знать, что такое “хочу”, и что такое “надо”.

Научить уважать собеседника, не прерывать его и правильно к нему обращаться

(знать правила вежливости).

Научить дружить (воспитывать чувство товарищества)

Научить слушать и выполнять требования взрослых.

Притча о мудреце и его завистнике

Завистник поймал бабочку, зажал ее в руках, подошел к мудрецу и на глазах у толпы зевак обратился к нему с вопросом: “Если ты поистине мудр, ответь: живое или неживое находится в моих руках?” “Если мудрец скажет “неживое”, я разожму руки, выпущу бабочку, и она полетит, если скажет “живое”, я сожму руки, бабочка погибнет, и он будет неправ”, – думал завистник. “Все в твоих руках!” – услышал он в ответ слова мудреца.

Совсем скоро в жизни вашего малыша наступит очень сложный период, он станет школьником.    И очень – очень многое в этот период будет зависеть от вас, вашего терпения, организованности и родительской любви. Ну, а пока у вас ещё есть время, все в ваших руках.

infourok.ru

Советы рукодельницам