Воспитание культурно гигиенических навыков у дошкольников

Гигиена воспитания детей

Здоровье – самая большая ценность у человека. Зависит оно не только от физического состояния, но и от условий жизни в семье, от состояния гигиенической культуры окружающих ребёнка близких людей.

Гигиена – наука, способная разрабатывать меры профилактики, направленные на сохранение и укрепления здоровья детей. Она изучает влияние и воздействие различных факторов окружающей среды на растущий организм. Ведущим направлением в ней в процессе воспитания детей является: гигиена  воспитания и обучения. Бабушка Егора и Веры всегда утром подводила детей к зеркалу, они видели взлохмаченные головы, заспанное лицо. Приговаривая детям слова знаменитого Мойдодыра.

Женщина вела их умываться, а там, по ситуации, говорила о необходимости чистоты рук и лица, читала стихи, рассказывала сказки про нерях и прочее. Затем они вместе опять подходили к зеркалу, причёсывались и делали выводы. Так, примерно, проходили в семье беседы о культурно-гигиенических навыках. Дети наглядно и чётко видели разницу своего внешнего вида «до и после». Таким способом бабушка сумела привить привычку внукам следить за своим внешним видом, которая осталась у ребят на всю жизнь.

Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Основные задачи формирования культурно-гигиенических навыков у детей:

  • Сформировать умение овладеть культурно-гигиеническими навыками.
  • Побуждать детей к самостоятельности.
  • Воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, чистотой тела, опрятность в одежде, причёске и т.п.
  • Научить соблюдать порядок в своём уголке, шкафу, заправлять постель и т.п.
  • Воспитывать культуру еды (умение пользоваться салфеткой, столовыми приборами, сохранять правильную осанку за столом).
  • Воспитывать умение и привычку пользоваться носовым платком, расчёской и прочее.
  • Сформировать привычки – полоскать рот после еды, отворачиваться от окружающих при кашле и чихании, прикрывать рот и нос платком, что является неотъемлемой частью культуры поведения.
  • Воспитание культурного поведения.

Развитие культурно-гигиенических навыков

Воспитывая в детях опрятность, тягу к чистоте лица, тела, прически, одежды продиктована не только требованиями гигиены воспитания дошкольников, но нормами человеческих отношений. Некоторые родители считают, что пока ребёнок маленький, незачем его к чему-то приучать. Неправильная позиция в целом, давно всем известно, что всё самое необходимое закладывается в раннем возрасте. Начиная с соблюдения правил культурно-гигиенических навыков детей, происходит формирование самостоятельности, дисциплинированности, воспитания волевых  и других черт характера. Формирование культурно-гигиенических  навыков – задача родителей, а специалисты (врачи, педагоги, психологи) помогут им советом в своевременности обучения малышей тем или иным культурно-гигиеническим  навыкам и умениям.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему важно с самого раннего возраста воспитывать и закреплять полезные  для здоровья навыки, что бы они стали привычками.

С чего начинать? Элементарно – с гигиенического индивидуализма – у ребёнка должно быть:

  1. Своя зубная щётка.
  2. Своя расчёска.
  3. Свой горшок.
  4. Своё полотенце.
  5. Своя постель.

Непременным условием в формировании всех культурно-гигиенических навыков является постоянство и непрерывность в воспитании, а так же высокая гигиеническая культура окружающих ребёнка взрослых, которые следят за качеством выполнения культурно-гигиенических навыков у детей и их полноценного физического развития.  Не менее важным является единство требований со стороны всех взрослых, то есть, если родители требуют от ребёнка постоянно заправлять постель после сна, то, оставаясь у бабушки, ребёнок то же должен соблюдать данное требование.

Детям свойственно подражать поведению взрослых. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные.

Игры культурно-гигиенические навыки

Воспитание культурно-гигиенических навыков будет эффективнее, если взрослые возьмут себе за правило использовать дидактические игры типа:

  • «Мыльные перчатки» —  игра учит детей правильно намыливать руки.
  • «Что вы можете о них сказать?» — детям предлагаются предметы личной гигиены, а они рассказывают правила пользования ими.
  • «Что нужно кукле?» — игра на различные действия (что нужно при умывании, причёсывании, купании, завтраке и т.п.).
  • «Подберём кукле одежду» — (на прогулку, праздник, в детский сад, гости и прочее).

Не забывайте, что через игру вы вливаете в мир ребёнка огромный поток понятий, представлений об окружающем. Закрепить все эти понятия помогут фольклор и детская литература. Под чтение потешек и стихов дети с удовольствием моются, заправляют свои кроватки, одеваются, обедают и т.д.

Засыпают хорошо под колыбельные мамы и бабушки. Каждое слово, песенка рассчитаны на обращение непосредственно к ребёнку, который чувствует себя участником действия. Вместе с этим к детям приходит понимание, что его любят, уважают, ценят. Кроме того, из постоянных действий уходит скука, монотонность. Ещё у ваших детей будет развиваться память, мышление, речь, а, если под определённые слова малыш выполняет какие-либо действия сам, то происходит развитие координации движений, ловкости, что обеспечивает формирование больших возможностей и способностей личности. Всё вместе взятое поддерживает у дошкольников интерес к культурно-гигиеническим навыкам, вызывает желание самостоятельно их осваивать. Конечно, работа по воспитанию и формированию у детей гигиенических  навыков  требует многократного и непрерывного повторения, затем постоянности. Только при этом условии культурно-гигиенические навыки у дошкольников становятся осознанными, а затем переходят в привычку.

Родители должны помнить, что культурно-гигиенические навыки  для детей дошкольного возраста имеют значение не только для культуры поведения, но и для укрепления здоровья, их физического и психического развития.

bukvic.ru

Статья “Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников”

С раннего детства ребёнку необходимо прививать культурно-гигиенические навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Что же входит в культурно – гигиенические навыки? Всё, что непосредственно связано с самообслуживанием: соблюдение чистоты тела, культура еды, культура общения с детьми и с взрослыми. Повторяя изо дня в день действия с принятием пищи, одеванием, умыванием, закладывая основы и первые представления об этикете и взаимоотношениях с окружающими людьми, педагоги и родители формируют, воспитывают культурно – гигиенические навыки у детей.

В нашем детском саду работа по данному направлению проводится  в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей дошкольного возраста. К  основным условиям успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, чёткий режим дня и руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры). Для малышей, например, особое значение имеет постоянство условий, значение места каждой нужной ему в течение дня вещи. В умывальной комнате имеется достаточное количество раковин небольшого размера; раковины и полотенца размещаются с учётом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем – картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочение их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.

У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков мы используем показ и объяснение. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т.д.). Умелое руководство взрослых позволяет сократить время овладения навыками личной гигиены.

Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т.д.). Упражнение ребёнка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков.

Маленькие дети   склонны к подражанию, поэтому взрослые должны следить за собой и выполнять всё то, что прививается ребёнку. Также малыши очень зависимы от оценочных суждений взрослых, поэтому  взрослые должны чаще хвалить хорошее соблюдение культурно – гигиенических навыков. Не торопиться осуждать в случае конфуза – лучше направить течение процесса в правильное русло спокойным напоминанием порядка действий.

Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приёмам.  В детском саду широко используются сюжетно – ролевые, дидактические игры, игры – драматизации: например,  “Наведём порядок”, “Научим куклу Катю раздеваться”, “Накроем стол к обеду”, “В гостях у Мишутки”. Большое влияние   оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор – именно они помогают создать и поддержать у детей хороший настрой.

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет взрослая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение об отдельных поступках и поведении ребенка. Взрослым  необходимо широко пользоваться положительной оценкой действий ребенка: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий. И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

Так ли уж важно уделять столько внимания воспитанию культурно – гигиенических навыков в дошкольном возрасте? Важно!!! Практика показывает, что дети, у которых сформированы культурно – гигиенические навыки в соответствии с возрастом успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

 

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми мы стремимся к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале мы приучаем детей к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Или же:

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась –

И на лапках грязь осталась.

Полотенце – в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот –

Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

 

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Когда мы причесываем девочек, читаем стишок:

 

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька,  до пят –

Все волосинки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочку, слушайся.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. 
Для успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей мы сообщаем им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формируем у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используем некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Чистоплотные дети», «Встречаем гостей», «Наряжаем куклу» и т.д. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Для успешного решения этих задач и прочного закрепления навыков культурного поведения мы применяем различные стихи по данной тематике. 

 

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены даем детям различные поручения. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.). И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Памятка для родителей

«Воспитание культурно-гигиенических навыков»

 

  • Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности  ребенка.
  • Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
  • Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.
  • Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
  • Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
  • Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
  • В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
  • Старайтесь использовать игровую ситуацию.
  • Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

Для закрепления навыков культурного поведения можно использовать различные стихи.

 

Водица, водица,

Умой наши лица

Умой наши щечки,

Умой наши губки,

Умой наши зубки,

Умой наши ручки! 

Ешь внимательно, опрятно,

Не спеша и аккуратно!

В рот еду не забивай,

И кусочки не роняй!

Мыс тобою за столом

Себя правильно ведём,

Потому что мы с тобой

Не болтаем за едой.

 

УЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ

За столом щенок Антошка

Рыбу ел столовой ложкой,

Вилкой суп пытался кушать –

Не хотел советов слушать.

И хотя вовсю старался,

Так голодным и остался.

Ну, куда это годится!

Всем пора бы научиться

Кушать вилкой, кушать ложкой,

А не делать, как Антошка.

УМЕЙ ЕСТЬ НЕ СПЕША И АККУРАТНО

Медвежонок хлеб жевал –

Крошки хлебные ронял.

Говорил с набитым ртом –

Что? Не мог понять никто.

После взялся за компот –

Стол облил и свой живот!

Все над ним хохочут звонко,

Застыдили медвежонка:

– Ты не знаешь? За столом

Надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить.

После встать из-за стола

В шубке чистой, как была.

 

НЕ БАЛУЙСЯ ЗА СТОЛОМ

 

За столом сидела Белка,

Перед ней была тарелка,

В ней из хлеба, масла, сала

Белка дом сооружала.

Так, друзья, не поступают

И с едою не играют.

За столом едят, друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели – вы свободны,

И играйте как угодно.

НЕ ПРИВЕРЕДНИЧАЙ И ЕШЬ ВСЕ, ЧТО ДАЮТ 

За столом Кроты сидят,

Нос воротят, не едят:

– Эту кашу не хотим!

Черный хлеб мы не едим!

Дайте лучше чаю нам,

Бедным маленьким Кротам!

Я напомню об одном:

Не кривляйтесь за столом,

Не капризничайте тут –
Ешьте все, что вам дадут! 

 

 

ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ НАКРЫВАТЬ НА СТОЛ

 

В группе завтракать хотят,

Все вокруг помочь спешат

На столы носить посуду.

Только Ёж сказал: – Не буду!

Не пойду я, посижу,

И на вас я погляжу

Не желаю помогать,

Лучше просто подождать.

Неприятно это всем.

Все Ежа не уважают.

Сам он маленький совсем,

А какая лень большая!

 

xn--45-mlcudrahz.xn--p1ai

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Факультет управления и права Кафедра

управления и права

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Психология и педагогика»

Тема: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста».

Выполнил студент группы ГМУ-II

Иванов А.Н.

Руководитель: уч. степень, звание, должность

ФИО

Йошкар-Ола

2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Определение понятия «культурно-гигиенические навыки».

Необходимость их формирования………………………………………………..4

2. Содержание культурно-гигиенических навыков детей разных

возрастных групп……………………………………………………………….….9

3. Методика и условия формирования культурно-гигиенических

навыков…………………………………………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………………..27

Список литературы……………………………………………………………….28

Введение

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия, поэтому я считаю рассматриваемую тему актуальной.

Цель моего исследования – изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

1.
Определение понятия «культурно-гигиенические навыки». Необходимость их формирования

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. « Одна из важнейших задач детского сада, – писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».[16, с.58]

Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.

Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия – именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения.

Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня. Наблюдения показали, что в тех детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне показатели работоспособности и развития детей высоки.

А самое главное по режиму дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание маленьким детям отводится больше, чем детям более старшего возраста, так как эти навыки у старших детей уже более сформированы. Из этого важно подчеркнуть, что возрастные особенности и индивидуальные способности детей играют важную роль в режиме дня.

Ребенок с момента рождения является социальным существом, ведь уход за ним направлен на введение его в мир взрослых, хотя родители и педагоги не всегда это осознают. Одеяло, соска, пеленка и прочие предметы – объекты, с помощью которых взрослый вводит малыша в социальный мир. С помощью этих предметов происходит удовлетворение потребностей: есть ложкой, ножом, вилкой, спать в кровати, накрываться одеялом и т.д. Способом удовлетворения потребности ребенок сам не владеет и без помощи взрослого его не откроет, не обучится ему самостоятельно.

С первых дней жизни при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых. Психическое развитие – процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными – наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно – гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство.

Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он должен освоить предметные действия, среди которых можно выделить орудийные и соотносящие. Первые предполагают овладение предметом – орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет (ножом режут хлеб, ложкой едят суп, иголкой шьют). С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.

Режим дня, в формировании культурно–гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно–гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью – это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.

В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.

Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. «Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Освоение культурно – гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно – следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький, почему вода смывает пену и грязь с рук, как с помощью вилки можно разделить котлету пополам, куда пропадает сахар в чае, почему высох мокрый платок и т.д.

В период раннего детства складывается такое личностное новообразование, как сознание своего «Я». Это выражается в том, что малыш начинает называть себя в первом лице: «Я сам». За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий.

Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения.

mirznanii.com

Советы рукодельницам