Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 7класс
Согласовано: Председатель МС:______ | Утверждена приказом
________ |
- Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика» в 7А классе
Учителя русского языка и литературы
Гориной Людмилы Николаевны
2017 – 2018
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ№2. Программа курса «Занимательная грамматика» является модифицированной.
На изучение предмета отводится 1 часов в неделю, итого 35 часов за учебный год.
Учебно-методический комплект:
1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва: Просвещение, 2011
2. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.
3. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
4. Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва: Знание, 2005г
5. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 2011.
6. Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва: Мнемозина, 2007г
7. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2012.
8. Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва: Дрофа, 2007
9. Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
— уметь выделять нравственный аспект поведения;
— усваивать теоретические знания и ориентации на обобщенные способы действий, формировать рефлективность самооценки в учебной деятельности;
— соблюдать морально-нравственные и этические нормы поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
— ставить задачи на освоение способов действий, которые обеспечат правильное выполнение;
— учатся своевременно вносить изменения, преодолевать препятствия на уровне осознанного поведения;
— уметь давать логическую оценку действий своих и других;
Обучающиеся получат возможность научиться:
— определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
— строить логические цепи рассуждений, выделять и осмысливать отдельные слова, термины, понятия;
— уметь строить схемы, находить пути решения лингвистических задач;
— ставить и решать проблемы на данном этапе обучения;
— осознавать выбор способов решения поставленных задач;
— понимать и давать оценку информации, учебного материала специальных знаний по русскому языку.
Обучающиеся получат возможность научиться:
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД:Обучающиеся научатся:
—уметь точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;
— устраивать групповые обсуждения;
— обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
— уметь участвовать в диалоге, логически обосновывать свое мнение;
— уметь давать точную оценку, анализ действий при решении поставленных задач
Обучающиеся получат возможность научиться:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
— владеть монологической и диалогической формами речи.
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
-оценивать адекватно собственное поведение и поведение окружающих.
-передать результаты изучения грамматических особенностей языка; владеть рассуждением, описанием, повествованием
Предметные результаты:
— иметь представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;
— овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
— формировать базовые умения, обеспечивающие возможность дальнейшего изучения языка;
— обогащать активный и потенциальный словарный запас для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
— использовать коммуникативно-эстетические возможности русского языка;
— расширять и систематизировать научные знания о языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц;
— формировать навыки проведения различных видов анализа слова
— формировать ответственность за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ | Раздел | Содержание | Формы организации и виды деятельности | Кол-во часов |
1 | Занимательная фонетика. | Разночтение слов в звучании и написании. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи. Обобщающее занятие «Кто говорит — сеет, кто слушает — собирает» | Игровая деятельность Работа в команде. Сюжетно – ролевая игра: «Кто говорит — сеет, кто слушает — собирает». Решение метаграмм. Сюжетно – ролевая игра «Стань ведущим» | 7 |
2 | Занимательное словообразование. | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Этимология слов. Работа со словарями. Сказочные превращения | Игровая деятельность Работа в команде. Решение кроссвордов. Представление собственных презентаций «Знаете ли вы…» Ролевая игра «Раз, два, три-говори!» | 7 |
3 | Занимательное правописание (Орфография. Пунктуация) — | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Путеводные звёзды орфографии. | Игровая, познавательная деятельность Составление и разгадывание кроссвордов. Викторина по теме. Лингвистическая игра «Мудрено сотворено» | 3 |
4 | Занимательная морфология | Братство глагольное. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Главнее главного. Действую по-разному. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Грамматике учиться всегда пригодится Разряд, становись в ряд! Разряды наречий .Употребление наречий в тексте. Узнай меня по суффиксу! Суффиксы наречий. Наречия в загадках. Некогда или никогда? Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Будешь вежлив ты со мной. Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Уточню, укажу, на вопрос отвечу. Разряды частиц. Игры на внимание. Союз. То же, так же иль за то? | Игровая, познавательная деятельность Анализ текста. Работа в команде. Ролевая игра «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» Составление сборника «Это интересно».Написание лингвистических сказок «Не любо- не слушай, а врать не мешай» . Игра «Кто быстрее?» Конкурс на восстановление деформированного текста. | 14 |
5. | Культура речи. | Заговори, чтоб я тебя увидел. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов. Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых. Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета | Рефлексивно-оценочная деятельность Анализ текста. Составление своего текста. Работа в команде | 4 |
Всего | 35 |
Тематическое планирование
№ | Дата проведения | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Учебно-лабораторное и наглядное оборудование, ЭОР (указать) |
Занимательная фонетика-7 | ||||
1 | Разночтение слов в звучании и написании. | 1ч. | Учебник, презентация | |
2 | Разночтение слов в звучании и написании. | 1 ч. | Учебник, тексты, | |
3 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | 1ч. | Учебник, тексты | |
4 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | 1 ч. | Учебник, тексты | |
5 | Какова роль интонации в устной речи | 1ч | Учебник | |
6 | Какова роль интонации в устной речи | 1 ч. | Учебник, тексты | |
7 | Обобщающее занятие «Кто говорит — сеет, кто слушает — собирает» | 1ч | Раздаточный материал | |
Занимательное словообразование-7 | ||||
8. | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | 1 ч. | Учебник, таблица | |
9. | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. | 1 ч. | Учебник, схемы | |
10 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | 1 ч. | Учебник, схемы, лингвистические задачи | |
11 | Этимология слов. Работа со словарями | 1 ч. | Учебник, словари | |
12 | Сказочные превращения | 1 ч. | Презентация | |
13 | Сказочные превращения | 1 ч. | Учебник, презентация | |
14 | Сказочные превращения | 1 ч. | Учебник, презентация | |
15 | В чём секрет правописания морфем | 1 ч. | Лингвистические задачи | |
Занимательное правописание (Орфография. Пунктуация) -3 | ||||
16 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | 1 ч. | Учебник, схемы | |
17 | Путеводные звёзды орфографии. | 2 ч. | Учебник, лингвистические задачи | |
18 | Занимательная морфология-14 Братство глагольное. | 1 ч. | Учебник | |
19 | Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме | 1 ч. | Учебник, карточки | |
20 | Главнее главного. | 1 ч. | Лингвистические задачи | |
21 | Действую по-разному. | 1 ч. | Алгоритмы по теме | |
22 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. | 1 ч. | Учебник, лингвистические тексты | |
23 | Грамматике учиться всегда пригодится | 1 ч. | Учебник, таблицы | |
24 | Разряд, становись в ряд! Разряды наречий .Употребление наречий в тексте | 1 ч. | Учебник, таблицы | |
25 | Узнай меня по суффиксу! Суффиксы наречий. Наречия в загадках. | 1 ч. | Учебник, схемы по теме | |
26 | Некогда или никогда? Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?» | 1ч. | Лингвистические задачи | |
27 | Будешь вежлив ты со мной. Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. | 1ч | Ребусы | |
28 | Уточню, укажу, на вопрос отвечу. Разряды частиц. Игры на внимание. | 1ч | Учебник, таблица | |
29 | Союз. То же, так же иль за то? Правописание союзов. Дидактические игры с союзами Союз. То же, так же иль за то? | 1ч | Учебник, | |
30 | «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» Звукоподражательные слова, их роль и употребление | 1ч | Презентация | |
31 | Не могу не знать = я знаю! Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста | 1ч | Учебник ,тексты | |
32 | Культура речи -4 Заговори, чтоб я тебя увидел. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов. | 1ч | Ролевая игра «Заговори, чтоб я тебя увидел» | |
33 | Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых. | 1ч | Учебник | |
34- | Правила речевого этикета. | 1ч | Презентация | |
35 | Формулы речевого этикета | 1 ч. |
kopilkaurokov.ru
Программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 6-7 класс
для учащихся 5 класса
МАОУ «Гимназия 3» Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» Согласовано Методический совет Протокол 1 От 27.08.14г Утверждено Педагогическим советом Протокол 262 От 28.08.14
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4 городского округа город Нововоронеж» РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО ШМО учителей русского языка и литературы протокола
ПодробнееPowered by TCPDF (www.tcpdf.org)
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Пояснительная записка Программа разработана на основе: -Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» -Федерального
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Данная программа курса по выбору «Занимательный русский язык» предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает
ПодробнееСоставитель: Малыхина Евгения Юрьевна
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДВЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.
ПодробнееПояснительная записка.
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по русскому языку и в соответствии с концепцией курса, представленной
ПодробнееРаздел 1. Пояснительная записка
Раздел 1. Пояснительная записка Одной из составляющих языковой культуры является орфографическая грамотность, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические
ПодробнееПояснительная записка.
Пояснительная записка. Программа составлена на основе авторской программы Н.Г. Гольцовой для 10 11 классов общеобразовательных учреждений «Русский язык, 10-11 классы» (см. «Программа курса «Русский язык»
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Доминирующей идеей курса русского языка является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических
Подробнее«Занимательный русский язык»
Программа Внеурочного модуля «Занимательный русский язык» для учащихся 6 классов 205 г. Калининград Пояснительная записка. Общие цели с учетом специфики курса. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
ПодробнееПорядок проведения экзамена
Порядок проведения экзамена Экзамен по русскому языку проводится в устной форме. Содержание вопросов и уровень требований определяется на основе обязательного минимума федерального государственного образовательного
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа спецкурса «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
ПодробнееТематическое планирование 7 класс
п\п Тема урока Кол-во часов Тематическое планирование 7 класс Содержание ГОС \ федерального компонента государственных образовательных стандартов/ Введение 7 ч ( к/р+ р/р). Русский язык в современном мире
ПодробнееАннотация Цели программы
Аннотация Рабочая программа по русскому языку в 7 «Ж», 7«Н» классах общеобразовательного отделения МБОУ «ЦО» ППК» разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
Подробнееdocplayer.ru
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 6-7 классы
Ростовская область, Мартыновский район, х. Ильинов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
основная общеобразовательная школа № 14 х. Ильинов
Утверждаю.
Директор МБОУ-ООШ №14
Колесникова Т. В. ________
Приказ от ________№ _____
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку
для 6-7 классов («Загадки русского языка»)
Количество часов: 33
Учитель: Кривина Анжелика Манвеловна
2017-2018 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Весёлая грамматика» для 6-7 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС (приказ Минобрнауки РФ№373 от 6 октября 2009г с последующими изменениями) на основе Основной образовательной программы МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов, Программы школы по внеурочной деятельности;
Рабочей программы внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова». 5-6 классы. Составитель Т. Н. Трунцева. М., ВАКО, 2014
Сроки реализации программы: 1 год. Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего – 33 часа в год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию воспитания и развития учащихся средствами внеурочного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Данная рабочая программа ориентирована на связь с программным материалом по русскому языку, учитывает необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Общая характеристика курса «Загадки русского языка»
Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, что способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.
Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Цель и задачи программы.
Цель – расширение лингвистического кругозора; приобщение к языковым ценностям; увеличение словарного запаса; формирование общей языковой культуры.
Задачи:
1) закрепление уже изученных лингвистических терминов;
2) знакомство с новой лексикографической терминологией;
3) развитие умения работать со словарем;
4) развитие навыка поиска лингвистической информации;
5) формирование стремления бороться за чистоту и красоту русского языка;
6) формирование умения самостоятельного лингвистического исследования художественного текста.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств ученика;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку;
потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
способности извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета, словари различных типов;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
способность определять цели предстоящей творческой деятельности, последовательность действий;
корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки;
определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД:
умение создавать устные и письменные тексты разных типов с учётом ситуации общения;
умения находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими докладами и сообщениями.
Предметные результаты:
соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
группировать слова по видам орфограмм;
соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности «Загадки русского языка» должно стать создание ситуации для творческой самореализации.
Содержание программы
1. Языкознание – удивительная наука. Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке. Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим. Ученые-лингвисты.
2. Начальные сведения о происхождении слов. Этимология. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Работа с этимологическим словарем.
3. О слове.
Из истории письменности. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
Работа с этимологическим словарём.
4. Фонетика. Звуковая жизнь слова. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций.
5. Как рождаются и живут слова. Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов. Лингвистические словари.
6. Омонимы и многозначность. Лексическое богатство русского языка. Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова
однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
7. Явление синонимии в русском языке. Синонимы и антонимы, их роль в художественных произведениях. Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении.
8. Русская фразеология. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Введение понятия «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в литературных произведениях.
9. Как вас зовут? Имена, фамилии, прозвища. Процесс появления имен на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Грамматика собственных имен. Происхождение фамилий. Прозвища.
10. Секреты географических названий. Топонимика родного края. Происхождение и жизнь топонимов нашей местности. (Водоемы, леса, балки, горы, хутора.)
11. Всегда ли мы говорим правильно? Орфоэпия. Речь и культура общения.
12. Русская пунктуация и ее особенности. История русской пунктуации. Можно ли обойтись без запятых?
13. Времена года. Названия месяцев. Как назывались месяцы в Древней Руси?
14. О том, что мы носим. Названия некоторых предметов одежды.
15. Растения – почему их так называют. Названия некоторых растений.
16. Птицы и звери – почему их так называют? Названия некоторых животных.
17. «Я люблю свой родной язык!» Итоговое занятие. Подготовка и проведение аукциона знаний «Язык мой — друг мой!».
II. Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности
класс6-7
учитель Кривина А. М.
количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы Кривиной А. М., утверждённой
№ занятияТема занятия
Деятельность учителя и учащихся
Дата по плану
Дата фактически
1.
2.
3.
Введение.
Языкознание – удивительная наука.
Языкознание – удивительная наука.
Беседа;составление буклета «Русские лингвисты»
1.09.2017
8.09.2017
15.09.2017
4.
5.
Наш язык. Когда и как люди научились говорить
Наш язык. Когда и как люди научились говорить (проблема происхождения языка)
Лекция.
Ролевая игра
22.09.2017
29.09.2017
6.
7.
Происхождение и развитие письма.
Происхождение и развитие письма.
Беседа. Создание буклета
6.10.2017
13.10.2017
8.
Фонетика. Звуковая жизнь слова.
Беседа.
Конкурс скороговорок
20.10.2017
9.
Как рождаются и живут слова
Беседа.
Шарады.
27.10.2017
10.
Как рождаются и живут слова
Сообщение учащихся.
Игра «Лексический марафон»
10.11.2017
11.
12.
Омонимы и многозначность.
Омонимы и многозначность.
Лабораторная работа «Анализ текста»
Лото «Омонимы»
17.11.2017
24.11.2017
13.
14.
Явление синонимии в русском языке.
Явление синонимии в русском языке.
Исследование по теме занятия.
Составление кроссворда «Синонимы»
1.12.2017
8.12.2017
15.
Слова-антиподы
Беседа по стихотворению. Групповая работа с пословицами и поговорками
15.12.2017
16.
Русская фразеология.
Беседа. Викторина «Фразеологизмы»
22.12.2017
17.
Русская фразеология.
Мини-проект «Фразеоло-гизмы»
12.01.2018
18.
19.
20.
21.
Как вас зовут? Имена, фамилии, прозвища.
Как вас зовут? Имена, фамилии, прозвища.
Что в имени тебе моём?
Что в имени тебе моём?
Беседа.
Работа с художественными текстами. Составление словаря имен. Исследовательский проект
19.01.2018
26.01.2018
2.02.2018
9.02.2018
22.
23.
Где вы живете?
«Вот эта улица, вот этот дом»
Исследовательский проект «Топонимика родного края»
16.02.2018
2.03.2018
24.
25.
Всегда ли мы правильно говорим?
Всегда ли мы правильно говорим?
Составление орфоэпичес-кого словарика.
16.03.2018
30.03.2018
26.
27.
А все-таки она хорошая! (Русская орфография и ее принципы)
А все-таки она хорошая! (Русская орфография и ее принципы)
Научное сообщение.
Презентация «Заниматель-ная орфография»
6.04.2018
13.04.2018
28.
29.
Особенности русской пунктуации.
Особенности русской пунктуации.
Оформление стенгазеты «История русской пунктуации»
20.04.2018
27.04.2018
30.
Времена года
Лингвистическое рисование
4.05.2018
31.
О том, что мы носим
Лингвистическое иллюстрирование. Игра «Лингвистический аукцион»
11.05.2018
32.
Растения – почему их так называют?
Подготовка и проведение лингвистической игры «Что? Где? Когда?»
18.05.2018
33.
Птицы и звери – почему их так называют?
Инсценирование, устное иллюстрирование
25.05.2018
СОГЛАСОВАНОПротокол заседания методического совета
МБОУ- ООШ № 14 х.Ильинов
От ___________№___
Руководитель МС :________/Петрова О. В. /
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________/Петрова О. В./
__________________________________________
infourok.ru
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык 7 класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
г.о. Электросталь
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
для учащихся 7 классов общеобразовательных школ
«Обучение с увлечением. Занимательный русский язык»
Автор: Кузнецова Ольга Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
2016-2017 уч. год
Программа курса
«Обучение с увлечением.
Занимательный русский язык»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………3-5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА……………………………….6
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН …………………………………..7-8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..10
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………11-14
Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры…
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А.И.Куприн
Успешное овладение знаниями учащимися общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Строгие рамки урока и насыщенность образовательной программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Обучение с увлечением. Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Цель данной программы состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у детей к изучению предмета. Предлагаемый курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 5-7 классов, но значительно расширяет и обогащает его; даёт возможность на занимательном грамматическом материале углубить и закрепить у учащихся знания по русскому языку, способствует расширению кругозора, тренировке логического мышления. Дети понимают, что грамматика — не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Занимательность на уроке – это не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.
В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, умение работать в группе. На уроках выполняются творческие групповые и индивидуальные проекты, которые требуют дальнейшей защиты.
Основные задачи программы:
Образовательные:
совершенствование орфографической грамотности, умение комплексно анализировать текст;
совершенствование пунктуационной грамотности;
развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры.
Развивающие:
развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных коммуникативных ситуациях;
повышение уровня культуры речи;
развитие мотивации к речевому самосовершенствованию частности и к учебной деятельности в целом.
Воспитательные:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
формирование социально активной, конкурентоспособной личности;
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки, МХК.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
сведения из истории славянской письменности;
исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;
лексические термины;
художественно-выразительные средства языка;
основные стили и типы речи;
основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.
Обучающиеся должны уметь:
опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;
работать со словарем и составлять словарную статью;
извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
анализировать и составлять собственный текст.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях факультативного курса «Обучение с увлечением. Занимательная грамматика» предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, занятия с использованием обучающих компьютерных программ. работа со словарем и др.
Программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю) для учащихся 7 -х классов общеобразовательных школ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Введение. Зачем нужна речь?
В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.
В мире слов. или Что такое лексика?
Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей.
«Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена.
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы.
Путешествие по России. Диалектные слова.
Можно ли самим придумать слово(неологизмы)?
Метаграммы, или Превращение мухи в слона.
В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка.
Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики.
Морфемы-иностранки.
Смотри в корень!
Когда без словаря не обойтись?
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные и согласные в корне слова.
Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки)
Суффиксы-волшебники.
Морфемы, которые могут изменяться в слове
О, Е, Ё после шипящих
Роль Ъ и Ь знаков в слове
И и Ы после Ц
Путешествие в город существительных
Страна « Глаголия»
«Вместо имени». Разряды местоимений.
«Описательные» слова
В гостях у наречия
Особое деепричастие.
Из истории русской пунктуации.
Коварные знаки препинания.
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.
Стилистика. Типы и стили речи.
Долой однообразие!
Для чего нужно изучать русский язык?
Учебно-тематический план курса
(34 часов)
Кол-во часовДата
Форма занятий
(деятельность на уроке)
1.
Введение. Зачем нужна речь?
1
Лекция с составлением таблиц-памяток. Презентация.
2
В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.
1
Урок — практикум
3
В мире слов. или Что такое лексика?
1
Семинары –практикумы.
4
Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей.
1
Урок –практикум. Составление словарной статьи.
5
«Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. Имена-иностранцы.
1
Практикум-исследование. Проект «Тайна моего имени»
6
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы.
1
Презентация. Фразеологический КВН.
7
Путешествие по России. Диалектные слова.
1
Урок-путешествие. Анализ литературных произведений.
8
Можно ли самому придумать слово(неологизмы)?
1
Урок-практикум. Работа с текстом
9
Метаграммы, или Превращение мухи в слона.
1
Урок-игра. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены букв.
10
В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка.
1
Урок-практикум. Составление словарика «Орфоэпический минимум»
11
Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики.
1
Урок-практикум. Лингвистический диктант.
12
Морфемы-иностранки.
Лекции с составлением алгоритмов по темам
13
Смотри в корень!
1
Работа с текстом. Игра «Словесный мяч»
14
Когда без словаря не обойтись?
1
Презентация. Работа со словарем
15
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
1
Диктант-игра.
16
Чередующиеся гласные и согласные в корне слова.
1
Лекция. Практическое применение правил
17
Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки)
1
Урок-практикум
18
Суффиксы-волшебники.
1
Урок-практикум
19
Морфемы, которые могут изменяться в слове
1
Урок-практикум
20
О, Е, Ё после шипящих
1
Семинары — практикумы
21
Роль Ъ и Ь знаков в слове
1
Лекция. Практическое применение правил
22
И и Ы после Ц
1
Практическое применение правил
23
Путешествие в город существительных
1
Лекция учителя. Тренировочные задания
24
Страна «Глаголия»
1
Лекция учителя. Тренировочные задания
25
«Вместо имени». Разряды местоимений.
1
Лекция учителя. Тренировочные задания. Работа с текстом.
26
«Описательные» слова
1
Лекция учителя. Тренировочные задания
27
В гостях у наречия. Трудные случаи написания.
1
Лекция учителя. Тренировочные задания
28
Особое деепричастие.
1
Семинары-практикумы
29
Из истории русской пунктуации.
1
Лекция учителя. Презентация
30
Коварные знаки препинания.
1
Семинары-практикумы
31
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.
1
Компьютерное тестирование
32
Стилистика. Типы и стили речи.
1
Работа с текстом.
33
Долой однообразие!
1
Работа с текстом. Анализ средств выразительности.
34
Для чего нужно изучать русский язык?
1
Выпуск стенгазеты с использованием подготовленного на уроке материала.
Используемая литература
Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. — Волгоград: Учитель, 2007.
Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. — Москва: Айрис-пресс, 2008.
Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. — Москва: Айрис-пресс, 2007.
Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. — Волгоград: Учитель, 2009.
. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976
Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. — Волгоград: Учитель, 2013.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Ответьте, о ком или о чем говорится.
«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)
Как называется школьный известняк? (Мел.)
Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)
Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)
Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)
Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)
2.
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части таблицы с его объяснением в правой.
Не ударить в грязь лицом.Держать себя в руках.
Мелькнуть, как молния.
Игра не стоит свеч.
Стрелять без промаха.
Во что бы то ни стало.
Не находить себе места.
Вешать голову.
А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.
3.
ФРАЗЕОЛОГИЯ
Кроссворды
Знаете ли вы пословицы?
1. Слово – …, а молчание – золото (серебро).
2. Авось да как-нибудь до добра не … (доведут).
3. Доброе … и кошке приятно (слово).
4. Делу …, потехе час (время).
5. Где тонко, там и … (рвется).
6. Копейка … бережет (рубль).
7. Один с сошкой, а … с ложкой (семеро).
4.
Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.
Выпишите слова с пропущенной буквой о.
Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.
5.
Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.
Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.
Кампания … – компания,
абонент – абонемент,
завешанный – завешенный,
засланный – застланный.
6.
Конкурс грамотеев
Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.
7.
Выпусти пар
Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар.
пар — — —
пар — — —
пар — — —
пар — — —
пар — — —
(Парник, партер, пароль, партия, парень.)
8.У писательницы Л. Петрушевской есть лингвистическая комедия под названием «Фыва пролдж», написанная на несуществующем языке. Но даже не зная его, вы сможете «перевести» на русский язык отрывок из этой комедии и составить словарь несуществующего языка. Что вам поможет справиться с этим заданием?
Фыва пролдж
Индякие:
Ляпупа
Бутявка
Напушка. По-за напушкой бурдысья. На напушке сяпает Ляпупа. У Ляпуты разбызены клямсы.
Ляпупа (сяпая и сяпая). Оее, оее, некузяво. Потрямкать бы. Нетрямкавши сяпать кузяво ли?
По напушке шается Бутявка.
Бутявка (бирит, не вазя Ляпупу). Фыва пролдж. Фыва пролдж.
Ляпупа (вазит Бутявку). О-по-по, смычь, Бутявище некузявое! Сяпай к Ляпупе!
Бутявка (увазивши Ляпупу, фьюро сяпает с напушки в бурдысья). Фыва пролдж. Фыва пролдж.
Ляпупа. И не фыва, и не пролдж.
Досяпывает до Бутявки и зачучивает Бутявку в клямсы.
Бутявка. Оее, осее. Фы…ва! Про…пр… (лепещется у Ляпупы в клямсах).
Ляпупа (трямкая Бутявку). Нннн. Кщ. Кщ. Прлдбрр…
Полбутявки у Ляпупы в клямсах, полбутявки лепещется об напушку. Лепещется, лепещется да и — бздым! — отчучилось полбутявки из Ляпупиных клямс и усяпало
9. Волшебницы – буквы. При замене одной или нескольких букв меняется весь смысл слова, (кит – кот, моль – соль и т. д.)
10. Постройте лесенку
б — — — — — — — — — — а (бензоколонка)
б — — — — — — — — — а (барабанщик)
б — — — — — — — -а (библиотека)
б — — — — — — -а (балалайка)
б — — — — — -а (балерина)
б — — — — -а (берлога)
б — — — -а (бумага)
б — — — а (бочка)
б — — а (база)
б – а (бра)
infourok.ru
Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 7 классе «Живое слово»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Курс «Юный филолог» рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса. Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы «Занимательный русский язык: Задания для развития познавательных способностей» Л.В. Мищенковой. Данная
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка В основе рабочей программы по предмету «Русская словесность» в 5 классе лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому
Подробнеедля учащихся 5 класса
МАОУ «Гимназия 3» Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» Согласовано Методический совет Протокол 1 От 27.08.14г Утверждено Педагогическим советом Протокол 262 От 28.08.14
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа внутрипредметного образовательного модуля «Занимательная грамматика» к курсу «Русский язык» для 4 класса разработана на основе авторской программы «Занимательный русский
ПодробнееI. Планируемые результаты изучения курса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Магия слова» в 4 классе составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО, на основе: авторской программы Петленко Л. В., Романовой В. Ю, образовательной
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Согласно стандартам второго поколения в основе построения данного курса лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кружок «Языковед» Рабочая программа курса «Языковед» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273 ФЗ от 21.12.2012 (с изм.)
Подробнее1.Цели и задачи дисциплины.
1.Цели и задачи дисциплины. 1.1. Цели преподавания дисциплины: Основными целями курса русского языка в колледже являются следующие: закрепить и углубить знания, развивать умения студентов по фонетике,
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1 Рабочая программа по предмету «Русский язык» для учащихся 4 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,
ПодробнееПояснительная записка
1 Пояснительная записка Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, что
ПодробнееЦели и задачи обучения русскому языку
Пояснительная записка Рабочая программа для класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования. По программе по русскому языку для 0- классов общеобразовательных учреждений А.И.
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Данная программа курса по выбору «Занимательный русский язык» предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает
Подробнее1. Язык — важнейшее средство общения
1. Язык — важнейшее средство общения Тема Минимум содержания Цели обучения Компетентности еские и ные Роль языка в жизни человека и общества Русский язык национальный язык русского народа, государственный
ПодробнееРабочая программа по МХК 5 класс
«Рассмотрено» Руководитель МО / / ФИО Протокол от 20 г. «Согласовано» Заместитель руководителя БОУ г.омска «Гимназия 19» / / ФИО 20 г. «Утверждено» Директор БОУ г.омска «Гимназия 19» / / ФИО Приказ от
ПодробнееРабочая программа по русскому языку
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 182 Красногвардейского района Санкт-Петербурга РЕКОМЕНДОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ МО учителей Заместитель директора
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Документы, на основе которых разработана рабочая программа: 1) Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования
ПодробнееОбщая характеристика курса
Пояснительная записка Программа по курсу «Учимся мыслить творчески» разработана на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов: (авторсоставитель Н.А. Криволапова
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Программа по курсу «Русский язык и я» (Речевой этикет) разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель
ПодробнееПриложение к СОП «Открыты профильный класс»
Приложение к СОП «Открыты профильный класс» АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 40 г. ТОМСКА Рассмотрено
Подробнееdocplayer.ru
Программа внеурочной деятельности «Увлекательный русский язык» 7 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Согласовано:
заместитель директора
_________/__________________/
«______» ____________201___г.
Утверждено научно-методическим советом:
Пр. №_____ от ___________-201___г.
Председатель НМС
__________/______________________/_
Образовательная программа внеурочной деятельности
Увлекательный мир русского языка
научно-технической направленности
(наименование курса)
7 класс
(уровень образования, класс)
Составлена на основе примерной программы
Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-9 классов
(наименование программы)
Н.А. Криволап
(автор программы)
Бобарыкина Г.М.
(Ф.И.О. учителя, составившего программу курса внеурочной деятельности)
г. Югорск
2014 год.
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего, основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Особое место отводится общеучебным умениям и способам деятельности; т.е. формированию универсальных учебных действий.
Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
ЗАДАЧИ:
1. Развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Содержание программы курса отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс внеурочной деятельности для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание кружка ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Курс рассчитан в 7 классе на 35 часов, 1 раз в неделю.
4. Личностные, метапредметные , предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные УУД
Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
— важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;
Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями. Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей
ОСМЫСЛЕНИЕ
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
САМООСОЗНАНИЕ
Объяснять самому себе: — «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе
— объяснять, что связывает тебя:
— с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,
— с твоей Родиной,
— с природой.
ПОСТУПКИ
Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:
— общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений,
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;осознание эстетической функции родного языка.
5. Содержание учебного предмета, курса.
Чтение как способ получения информации
Цели чтения. Виды чтения.: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, творческое.
Правила быстрого чтения. Практические занятия и развивающие игры
Приёмы работы с текстами. Гипертекстовые представления информации. Чтение с закладкой, метод толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые слова», чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Недостатки традиционного чтения.
Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные(факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.
Дифференциальный алгоритм чтения. Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.
Способы обработки полученной информации. План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема — конспект, структурно — логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания и развивающие игры.
Способы представления информации в различных видах. Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково – символический. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации. Практические задания. Компьютерный практикум.
Работа с устными текстами. Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.
Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.
Справочная литература. Словари, справочники, энциклопедии. Роль и значение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ п/п
Название темы
Распределение часов
Общее кол-во часов
теория
практика
контроль
Модуль «Учимся работать с информацией»
1
Чтение как способ получения информации
1
1
1
3
2
Выявление навыков традиционного чтения
1
1
3
Компьютерный практикум
1
1
4
Интегральный алгоритм чтения
1
1
2
5
Дифференциальный алгоритм чтения
1
1
6
Изучающее чтение
1
1
2
7
Понимание смысла содержания текста
1
1
2
8
Приемы работы с текстом
1
1
2
9
Учимся задавать и отвечать на вопросы
1
1
2
10
Поисково-просмотровое чтение
1
1
2
11
Конспектирование при чтении
1
1
2
12
Учимся готовить сообщение
1
1
13
Учимся вести диалог
1
1
2
14
Создание документа с использованием шаблонов
2
2
15
Представление информации в виде таблицы
1
1
16
Представление информации с помощью схематической диаграммы
1
1
17
Преобразование таблицы в текст и текст в таблицу
1
1
18
Библиографический поиск. Каталоги
1
1
2
19
Справочник. Работа со справочной литературой
1
1
2
20
Итоговое занятие
1
2
ИТОГО 35
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п
Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического оснащения
Количество
Назначение, описание
1
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1
Государственный стандарт основного
общего образования по русскому языку.
1.2
Примерной программы
Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-9 классов
(наименование программы)
Н.А. Криволап (ФГОС)
1
Представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
1.5
1.А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1995.
2.И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
3.Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. Книга для учащихся старших классов, издание второе исправленное, М., Просвещение, 1982.
4.Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии.
5.Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
6.Интернет-ресурсы
1
1
1
1
Организация деятельностного подхода к процессу обучения, формирование общих учебных умений, навыков, и обобщенных способов деятельности.
1.6
1. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Книга для учащихся / Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. – М.: Просвещение, 1991.
2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988.
3. И у слов бывают тайны. Сост.: Г.В.Домрачева, Г.Е.Окулова. – Оса, Росстани, 1994.
4. Иванова, В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А.Иванова, З.А.Потиха, Э.Д.Розенталь. – Л.: Просвещение,1999.
1
Используя различные виды методических изданий, изложить сведения, подлежащие распространению; проанализировать передовой педагогический опыт; разъяснить, как применять инновационные педагогические технологии.
2.
Демонстрационные учебные пособия
2.1
Электронное наглядное пособие с приложением «Занимательная грамматика.»
Наглядное пособие к урокам
2.2
Плакаты методические
Комплект плакатов по основной школе
1
Наглядное пособие к урокам
2.3
Шарады, кроссворды
1
Наглядное пособие к урокам
3
Экранно-звуковые пособия
3.1
Видеофильмы или DVD- фильмы и презентации.
6
Стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность.
3.2
Мир русской культуры. Мультимедийное учебное пособие.
6
3
Предназначены для использования в учебном процессе, стимулирования познавательного процесса, для развития монологической и диалогической речи, наглядное представление изучаемого материала
4.
Технические средства обучения
Мультимедиапроектор
1
Для демонстрации экранных пособий, демонстрация изучаемых объектов с целью качества изучения материала
Интерактивная доска
1
Для демонстрации экранных пособий, демонстрация изучаемых объектов с целью качества изучения материала
Компьютер
1
Для работы с компьютерными программами
5.
Учебно-практические и учебно-лабораторное оборудование
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).
Пользоваться словарями, справочниками.
Осуществлять анализ и синтез.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Строить рассуждения.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
infourok.ru
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский»; 5 — 7 классы — Планирование — Русский язык и литература
Главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения.
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий.
Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.
Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
№ п/п | Темы | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
1 | Введение. Язык мой – друг мой. |
|
2 | Словарь – мой верный помощник. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: понять роль языка в жизни человека. |
3 | Конкурс «Доброе слово сказать – посошок в руки дать» (Русские пословицы и поговорки). | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: понять значение словарей для повышения грамотности. |
4 | Игра «Умники и умницы» | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: понимать смысл пословиц и поговорок и умело применять их в речи. |
5 | Устный журнал «Что в имени тебе моем?» | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: расширять кругозор, языковые понятия. |
6 | Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. Познавательные: Знакомиться с происхождением русских имён, знать из значение. |
7 | Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова) | Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции – рефлексии. Познавательные: отрабатывать в игровой форме правописание орфограмм |
8 | В стране орфоэпии. Игра «Говори правильно» | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции. Познавательные: отрабатывать в игровой форме правописание орфограмм. |
9 | Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию. Познавательные: понимать значение орфоэпии в речи, работать над культурой речи.
|
10 | Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. Познавательные: учиться различать Ъ и Ь и их употребление. |
11 | Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву…» | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. Познавательные: учиться различать Ъ и Ь и их употребление. |
12 | Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. | Коммуникативные: Формировать навыки работы в группе. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничества в совместном решении задач. Познавательные: расширять лексикон, умело употреблять слова в любой речевой ситуации. |
13 | О словах с непроверяемыми безударными гласными. Игра “Где прячется ошибка?” | Коммуникативные: владеть монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами русского языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь находить группы родственных слов. |
14 | Что такое проект? Подготовка к проекту «Словарные слова» | Коммуникативные:добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции; сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: уметь находить слова в словаре с трудным правописанием. |
Полный текст материала Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский»; 5 — 7 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
pedsovet.su