Доклад на тему «Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС»

Доклад на тему: «Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС».

Подготовила: Разяпова Р.Р.

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Цель внеурочной деятельности:  создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и  культурных традиций.

Внеурочная деятельность позволяет решить  целый ряд очень важных задач:

  • обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

  • создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

  • создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширять  рамки общения в социуме.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Приоритетом начальной школы при ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим ставилась цель – создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. В систему воспитательной работы школы всегда включался комплекс мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений. Тем не менее, воспитание зачастую сводится  к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе.

Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Если учесть, что цель внеурочной деятельности – это развитие ребенка и оно ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребенком социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды, без участия социума. Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества. Причем важны не столько  фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе. Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка.

Принципы организации внеурочной деятельности:

— выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

— учёт возрастных особенностей;

— сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

— связь теории с практикой;

— доступность и наглядность;

— включение в активную жизненную позицию;

— единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;

При такой организации внеурочной деятельности младших школьников имеются следующие преимущества:

  • рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок учащегося;

  • организация совместной деятельности школы, родителей, социума;

  • учитывается вся внеурочная работа классного руководителя;

  • программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности детей, пожелания родителей.

Достижение всех трех уровней  результатов внеурочной деятельности определены в результате диагностических работ (анкетирование, опросы обучающихся и их родителей, отзывы и наблюдения привлеченных педагогов, специалистов). Внеурочная деятельность — это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.

Внеурочная деятельность позволяет ребенку раскрываться как личности.

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Предполагаемые результаты

∙ внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

∙ улучшение психологической и социальной комфортности в  едином воспитательном пространстве;

∙ укрепление здоровья обучающихся;

∙ развитие творческой активности каждого ребёнка;

∙ укрепление связи между семьёй и школой

Наша школа работает по программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Я – гражданин России». Эта программа рассчитана на 4 года.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Работа по программе «Я – гражданин России» ведётся по пяти основным направлениям:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Формы организаций занятий :

  • беседа, рассказ, диалог.

  • экскурсия,

  • участие в конкурсах

  • индивидуально-групповая, коллективная.

  • обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.

  • создание проектов

  • предметные олимпиады

  • сюжетно-ролевые игры

  • трудовые акции

  • просмотры фильмов

  • ярмарки, выставки

Результаты работы.

Школьные мероприятия являются компонентами внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в данных проектах позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Начиная с первого месяца учёбы и в течение всего учебного года наши учащиеся принимают активное участие во всех мероприятиях.

По результатам работы в рамках программы наблюдается позитивное отношение учащихся и их родителей к воспитательной работе. Повысилась социальная активность школьников, класс принимает активное участие в акциях и конкурсах различного уровня, занимая призовые места. Дети  с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, выставках и викторинах. Ребята стали проявлять способности к оригинальному мышлению и стремление к творчеству.

  • повысился уровень сформированности  ученического коллектива, самоконтроля учащихся в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

  • учащиеся стали более самостоятельными в самоуправлении классом и приобрели уверенность в своих силах; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца;

  • коммуникативные навыки  и позитивная моральная позиция перешли на более высокую ступень своего развития у каждого учащегося; более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.

  • у детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера, повысилась познавательная активность учащихся в урочной и внеурочной деятельности;

Воспитать человека

Сколько написано в мире статей

И сколько прочитано лекций умных

О том, как воспитывать нам детей,

Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон;

Пишут ученые, и писатели,

И методисты, и воспитатели,

Иные из кожи аж лезут вон.

Пишут о строгости и о такте,

Что благо, а что для учебы враг.

Твердят, что воспитывать надо так-то,

А вот по-иному нельзя никак!

Тысячи мнений простых и сложных,

Как разные курсы для корабля,

О том, что любить надо осторожно

С первых шагов, ну почти с нуля.

Как быть? Да внушать можно то и се,

А средство, по-моему, всем по росту,

Тут все очень сложно и очень просто:

Будьте хорошими. Вот и всё!

infourok.ru

Доклад на тему:» Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС»

Доклад на тему:«Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС».

Подготовила: Ибрагимова Г.З.

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Цель внеурочной деятельности:  создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и  культурных традиций.

Внеурочная деятельность позволяет решить  целый ряд очень важных задач:

  • обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

  • создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

  • создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширять  рамки общения в социуме.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Приоритетом начальной школы при ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим ставилась цель – создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. В систему воспитательной работы школы всегда включался комплекс мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений. Тем не менее, воспитание зачастую сводится  к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе.

Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Если учесть, что цель внеурочной деятельности – это развитие ребенка и оно ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребенком социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды, без участия социума. Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества. Причем важны не столько  фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе. Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка.

Принципы организации внеурочной деятельности:

— выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

— учёт возрастных особенностей;

— сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

— связь теории с практикой;

— доступность и наглядность;

— включение в активную жизненную позицию;

— единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;

При такой организации внеурочной деятельности младших школьников имеются следующие преимущества:

  • рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок учащегося;

  • организация совместной деятельности школы, родителей, социума;

  • учитывается вся внеурочная работа классного руководителя;

  • программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности детей, пожелания родителей.

Достижение всех трех уровней  результатов внеурочной деятельности определены в результате диагностических работ (анкетирование, опросы обучающихся и их родителей, отзывы и наблюдения привлеченных педагогов, специалистов). Внеурочная деятельность — это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.

Внеурочная деятельность позволяет ребенку раскрываться как личности.

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Предполагаемые результаты

∙ внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

∙ улучшение психологической и социальной комфортности в  едином воспитательном пространстве;

∙ укрепление здоровья обучающихся;

∙ развитие творческой активности каждого ребёнка;

∙ укрепление связи между семьёй и школой

Наша школа работает по программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Я – гражданин России». Эта программа рассчитана на 4 года.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Работа по программе «Я – гражданин России» ведётся по пяти основным направлениям:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Формы организаций занятий :

  • беседа, рассказ, диалог.

  • экскурсия,

  • участие в конкурсах

  • индивидуально-групповая, коллективная.

  • обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.

  • создание проектов

  • предметные олимпиады

  • сюжетно-ролевые игры

  • трудовые акции

  • просмотры фильмов

  • ярмарки, выставки

Результаты работы.

Школьные мероприятия являются компонентами внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в данных проектах позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Начиная с первого месяца учёбы и в течение всего учебного года наши учащиеся принимают активное участие во всех мероприятиях.

По результатам работы в рамках программы наблюдается позитивное отношение учащихся и их родителей к воспитательной работе. Повысилась социальная активность школьников, класс принимает активное участие в акциях и конкурсах различного уровня, занимая призовые места. Дети  с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, выставках и викторинах. Ребята стали проявлять способности к оригинальному мышлению и стремление к творчеству.

  • повысился уровень сформированности  ученического коллектива, самоконтроля учащихся в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

  • учащиеся стали более самостоятельными в самоуправлении классом и приобрели уверенность в своих силах; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца;

  • коммуникативные навыки  и позитивная моральная позиция перешли на более высокую ступень своего развития у каждого учащегося; более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.

  • у детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера, повысилась познавательная активность учащихся в урочной и внеурочной деятельности;

multiurok.ru

«Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС»

Доклад на тему: «Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС».

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в группе, между обучающимися и воспитателем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Цель внеурочной деятельности:  создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и  культурных традиций.

Внеурочная деятельность позволяет решить  целый ряд очень важных задач:

  • обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

  • создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

  • создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширять  рамки общения в социуме.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Приоритетом начальной школы при ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим ставилась цель – создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. В систему воспитательной работы школы всегда включался комплекс мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений. Тем не менее, воспитание зачастую сводится  к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе.

Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Если учесть, что цель внеурочной деятельности – это развитие ребенка и оно ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребенком социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды, без участия социума. Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества. Причем важны не столько  фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе. Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка.

Результаты работы.

Школьные мероприятия являются компонентами внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в данных проектах позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности и демонстрировать уровень их развития. Начиная с первого месяца учёбы и в течение всего учебного года наши учащиеся принимают активное участие во всех мероприятиях.

По результатам работы наблюдается позитивное отношение учащихся и их родителей к воспитательной работе. Повысилась социальная активность школьников.. Дети  с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, выставках и викторинах.

  • учащиеся стали более самостоятельными в самоуправлении и приобрели уверенность в своих силах; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца;

  • у детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера, повысилась познавательная активность учащихся в урочной и внеурочной деятельности;

Сколько написано в мире статей

И сколько прочитано лекций умных

О том, как воспитывать нам детей,

Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон;

Пишут ученые, и писатели,

И методисты, и воспитатели,

Иные из кожи аж лезут вон.

Пишут о строгости и о такте,

Что благо, а что для учебы враг.

Твердят, что воспитывать надо так-то,

А вот по-иному нельзя никак!

Тысячи мнений простых и сложных,

Как разные курсы для корабля,

О том, что любить надо осторожно

С первых шагов, ну почти с нуля.

Как быть? Да внушать можно то и се,

А средство, по-моему, всем по росту,

Тут все очень сложно и очень просто:

Будьте хорошими. Вот и всё!

videouroki.net

Доклад на тему:» Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС»

Доклад на тему:«Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС».

Подготовила: Ибрагимова Г.З.

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Цель внеурочной деятельности:  создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и  культурных традиций.

Внеурочная деятельность позволяет решить  целый ряд очень важных задач:

  • обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

  • создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

  • создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширять  рамки общения в социуме.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Приоритетом начальной школы при ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим ставилась цель – создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. В систему воспитательной работы школы всегда включался комплекс мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений. Тем не менее, воспитание зачастую сводится  к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе.

Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Если учесть, что цель внеурочной деятельности – это развитие ребенка и оно ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребенком социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды, без участия социума. Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества. Причем важны не столько  фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе. Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка.

Принципы организации внеурочной деятельности:

— выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

— учёт возрастных особенностей;

— сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

— связь теории с практикой;

— доступность и наглядность;

— включение в активную жизненную позицию;

— единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;

При такой организации внеурочной деятельности младших школьников имеются следующие преимущества:

  • рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок учащегося;

  • организация совместной деятельности школы, родителей, социума;

  • учитывается вся внеурочная работа классного руководителя;

  • программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности детей, пожелания родителей.

Достижение всех трех уровней  результатов внеурочной деятельности определены в результате диагностических работ (анкетирование, опросы обучающихся и их родителей, отзывы и наблюдения привлеченных педагогов, специалистов). Внеурочная деятельность — это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.

Внеурочная деятельность позволяет ребенку раскрываться как личности.

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Предполагаемые результаты

∙ внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

∙ улучшение психологической и социальной комфортности в  едином воспитательном пространстве;

∙ укрепление здоровья обучающихся;

∙ развитие творческой активности каждого ребёнка;

∙ укрепление связи между семьёй и школой

Наша школа работает по программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Я – гражданин России». Эта программа рассчитана на 4 года.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Работа по программе «Я – гражданин России» ведётся по пяти основным направлениям:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Формы организаций занятий :

  • беседа, рассказ, диалог.

  • экскурсия,

  • участие в конкурсах

  • индивидуально-групповая, коллективная.

  • обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.

  • создание проектов

  • предметные олимпиады

  • сюжетно-ролевые игры

  • трудовые акции

  • просмотры фильмов

  • ярмарки, выставки

Результаты работы.

Школьные мероприятия являются компонентами внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в данных проектах позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Начиная с первого месяца учёбы и в течение всего учебного года наши учащиеся принимают активное участие во всех мероприятиях.

По результатам работы в рамках программы наблюдается позитивное отношение учащихся и их родителей к воспитательной работе. Повысилась социальная активность школьников, класс принимает активное участие в акциях и конкурсах различного уровня, занимая призовые места. Дети  с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, выставках и викторинах. Ребята стали проявлять способности к оригинальному мышлению и стремление к творчеству.

  • повысился уровень сформированности  ученического коллектива, самоконтроля учащихся в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

  • учащиеся стали более самостоятельными в самоуправлении классом и приобрели уверенность в своих силах; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца;

  • коммуникативные навыки  и позитивная моральная позиция перешли на более высокую ступень своего развития у каждого учащегося; более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.

  • у детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера, повысилась познавательная активность учащихся в урочной и внеурочной деятельности;

multiurok.ru

Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. слайд 2

Цель внеурочной деятельности:  создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и  культурных традиций.

В рамках традиционного образовательного процесса за последнее десятилетие сложились следующие виды деятельности: слайд 3

– учебный процесс;

– система дополнительного образования;

– набор общешкольных воспитательных мероприятий различной направленности;

– воспитательная работа классного руководителя;

– организация работы группы продленного дня;

– индивидуальная работа с учащимися.

Внеурочная деятельность не является ни одним из данных видов слайд 4,5 деятельности, но может содержать в себе черты каждой из этих видов деятельности. Внеурочная деятельность не есть традиционный урок, но направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС. При этом, внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению, тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке.

Таким образом, внеурочная деятельность – это особый вид деятельности,

слайд 6 осуществляемый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное на основе определенной программы; направленный на решение конкретных образовательных задач, в соответствии с требованиями ФГОС; способствующий проявлению активности обучающихся; реализуемый различными категориями педагогических работников в различных формах работы вне урока. слайд 7

Организационно-методической основой реализации внеурочной деятельности может стать методический конструктор. слайд 8 Используя этот конструктор, можно самостоятельно учитывать имеющиеся ресурсы, желаемые результаты, специфику образовательного учреждения при проектировании образовательных программ внеурочной деятельности. Для каждого направления внеурочной деятельности в методический конструктор входит:

  • краткое описание специфики данного вида внеурочной деятельности;

  • описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут этот вид внеурочной деятельности;

  • представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех уровней результатов внеурочной деятельности.

слайд 9,10

Краткое описание методического конструктора для некоторых видов деятельности

Вид внеурочной

деятельности

Уровень результатов внеурочной деятельности

Преимущественные формы достижения результата

1. Игровая

1. Приобретение школьником социальных знаний

Ролевая игра

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Деловая игра

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально-моделирующая игра

2. Познавательная

1. Приобретение школьником социальных знаний

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дидактический театр, общественный смотр знаний

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции обучающихся, интеллектуальные марафоны)

3. Проблемно-ценностное общение

1. Приобретение школьником социальных знаний

Этическая беседа

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дебаты, тематический диспут

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

1. Приобретение школьником социальных знаний

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали

5. Художественное творчество

1. Приобретение школьником социальных знаний

Кружки художественного творчества

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальные проекты на основе художественной деятельности

6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

1. Приобретение школьником социальных знаний

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми)

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

КТД (коллективно-творческое дело)

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальный проект

7. Трудовая (производственная) деятельность

1. Приобретение школьником социальных знаний

ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Трудовой десант, “Город мастеров”, сюжетно-ролевые игры “Почта”, “Фабрика”

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Субботник, детская производственная бригада

8. Спортивно-оздоровительная деятельность

1. Приобретение школьником социальных знаний

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Школьные спортивные турниры

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты

9. Туристско-краеведческая деятельность

1. Приобретение школьником социальных знаний

Образовательная экскурсия

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Туристический поход

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Краеведческая экспедиция.

Туристско-краеведческая экспедиция

слайд 12

В организации внеурочной деятельности нашей школы учитывались: запросы родителей, приоритетные направления деятельности школы, интересы и склонности педагогов, возможности образовательных учреждений дополнительного образования, рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребенка.

Для организации внеурочной деятельности в школе используются различные ведущие формы: классные часы, праздники, викторины, познавательные игры, исследовательская деятельность, внешкольные акции познавательной направленности, утренняя зарядка, оформление уголков по технике безопасности, тематические беседы-встречи с врачами, выпуск газет… слайд 13

В 2017-2018 учебном году я работала в 3 классе. Систему внеурочной деятельности реализовывала по пяти разделам направления развития личности обучающихся: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволило значительно расширить рамки и формат проведения различных интеллектуально-творческих мероприятий. слайд 14

Спортивно-оздоровительное направление было представлено программой «Азбука здоровья». слайд 15,16 Цель: формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой активности личности, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом. Методика работы с детьми строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делался акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержали познавательный материал в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения…), необходимые для развития навыков ребенка. Различные конкурсы.

слайд 17Общеинтеллектуальное направление было представлено программой «Я исследователь»

Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

1)познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

2)мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

3)прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

4)прививать интерес к исследовательской деятельности.

Ребята учились выступать перед аудиторией, правильно вести себя, отвечать на вопросы.

слайд 18Общекультурное направление представляла программа «С любовью к городу» а также кружка «Капелька».

Цель: состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области знания своего города.

По этому направлению осуществлялась работа в форме игровых занятий; конкурсов; выставок; тематических праздников; работ с книгой (чтение и обсуждение прочитанных книг), сочинительства, способствующих развитию фантазии, воображения, внимания детей. Дети выступали в детском саду, перед родителями.

слайд 19Духовно-нравственное напрвление осуществлялось по программе «Дорога добра»

Цель программы: создание условий для формирования у младших школьников духовно-нравственных основ личности через представление о добре и зле.

Задачи:

  • развить нравственное самосознание личности – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • сформировать знание о базовых национальных ценностях, традициях;

  • сформировать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.

  • познакомить с правилами поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;

  • раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседа, рисование, проектная методика, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии, виртуальные экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования).

слайд 20Социальное направление представляет две программы: « Общественный труд» и «Все сумею все смогу».

Общественный труд:

Цель программы: развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Все сумею и смогу

Цель программы – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Посещая кружки, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников. На занятиях я стараюсь раскрывать у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей, чтобы они могли ощутить свою уникальность и востребованность.

слайд 21Благодаря работе по эти направлениям у учащихся развиваются речевые умения, активно формируется монологическая речь, воспитывается толерантность, навык здорового образа жизни. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и пробуют рассуждать, делать выводы, обосновывать свое мнение. Получают опыт самостоятельного социального действия, расширяют коммуникативную, этическую, социально-гражданскую компетентность.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно, проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом.

Таким образом, внеурочная деятельность направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ Минобрнауки России от 06.10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М., Просвещение, 2011.

3. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2010 (Стандарты нового поколения).

МБОУ СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов НМР РТ

Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС

Составила: Садриева Ризида Дамировна,

учитель начальных классов первой

квалификационной категории

г.Нижнекамск,2018

infourok.ru

«Доклад на тему «Организация внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС»

Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Внеурочной деятельности новый Стандарт отводит особую роль. Она наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность вводится в целях необходимости обеспечения «духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».

Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы, экскурсии), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет учителям выявить у своих учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально- педагогическую направленность (дискуссии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, коллективно- трудовые дела). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций

К моменту введения ФГОС ООО у нашей школы уже сложился определённый опыт работы по организации активной деятельности обучающихся во внеурочное время. Педагогов всегда заботило, какие наиболее эффективные формы воспитательной работы и дополнительного образования использовать, чтоб сделать жизнь школьников более интересной, насыщенной и комфортной?

Вся система внеурочной деятельности призвана предоставить обучающимся возможность свободного выбора кружков, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.

В нашей школе на собраниях с родителями будущих первоклассников предлагаются направления внеурочной  деятельности. Заполняя анкеты, родители высказывают свое мнение  по поводу  того, какому направлению  они отдают предпочтение.  На следующем собрании проводится презентация предполагаемых кружков. Радует то, что родители поддерживают   наши идеи  в реализации, которых мы придерживаемся  главного целевого ориентира: содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности  младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Модель интеграции позволила реализовать все направления деятельности и обеспечить занятость во второй половине дня 100% обучающихся. Вся система внеурочной деятельности осуществляется на бесплатной основе.

Направления

Виды и формы организации внеурочной деятельности

Духовно-нравственное

беседы в библиотеке

экскурсии и мероприятия в краеведческом музее

экскурсии и мероприятия в Комнате Боевой Славы

экскурсии по селу, на предприятия села

участие в благотворительных акциях

Военно-патриотическое

Кружок «Я-гражданин России»

Кружок «Я и мое Отечество»

Участие в смотрах, конкурсах «Вперед мальчишки», КТД посвященных Дню Победы;

Социальное

проектная и исследовательская деятельность

участия в работе органов ученического самоуправления

участия в школьных КТД и традиционных мероприятиях

участия в акциях различной направленности

Общеинтеллектуальное

Шахматный всеобуч

Кружок «Легоконструирование»

Кружок «Хочу все знать»

Интеллектуальные игры, марафоны, олимпиады

Художественно-эстетическое

кружок «Волшебный карандаш»

кружок «Умелые руки»

Участие в творческих конкурсах разного уровня

Спортивно-оздоровительное

Дни здоровья, спортивные праздники, соревнования, физкультминутки, динамические паузы

Кружок «Здоровейка»

В нашем учреждении для проведения внеурочной деятельности разработаны следующие программы:

  • Программа курса «Хочу все знать»;

  • Программа курса «Я гражданин России»;

  • Программа курса «Я и моё Отечество»;

  • Программа кружка «Здоровейка»

  • Программа кружка «Волшебный карандаш»

  • Программа курса «Легоконструирование»

  • Программа кружка «Шахматы»

  • Программа кружка «Умелые ручки»

Разнообразие видов и форм внеурочной деятельности предоставляет каждому ученику возможность для творческой деятельности, самовыражения и самоопределения.

Обучающиеся 1-3 классов принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах, марафонах, конференциях различного уровня, где показывают достойные результаты.

Ярким примером являются результаты работы кружка по программе «Умелые ручки». Свои работы дети дарят учителям, ветеранам на праздниках. На общешкольном родительском собрании в мае дети организовали акцию «Подарок для родителей», где вручили свои поделки собравшимся родителям. Обучающиеся принимают участие в конкурсе военно- технических моделей оборонной направленности.

Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и начинают перед ОУ возникать проблемы. Занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня. Однако далеко не все ОУ имеют свободные помещения для организации внеурочной деятельности. В этом случае образовательное учреждение может использовать возможности учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Но, в условиях сельской местности не всегда есть и учреждения социальной сферы, которые можно было бы привлечь к организации дополнительного образования детей. Существуют и другие проблемы, с которыми сталкивается образовательное учреждение: отсутствие на сегодняшний день пока компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности; отсутствие зачастую материально-технических условий; проблемы финансового обеспечения.

В школе на наш взгляд созданы все необходимые условия для организации внеурочной деятельности. Созданы кадровые условия: в штатное расписание школы включены должности заместителя директора школы по ВР, педагогов дополнительного образования. Учителя, работающие в начальных классах 50% имеют высшее образование, имеют высшую и первую квалификационную категорию. Все в полном объеме прошли курсовую переподготовку по ФГОС. Для занятий внеурочной деятельностью в школе имеется достаточно хорошая материально- техническая база: все кабинеты начальных классов оснащены компьютерами и мультимедиапроекторами, в классах имеются телевизоры, магнитофоны. Для спортивно-оздоровительных мероприятий имеется спортивный и тренажерный зал, спортивная площадка, имеется актовый зал. Кружковую работу в школе проводится учителями за счет стимулирующих выплат. В школе работает группа продленного дня, где дети до занятий внеурочной деятельности находятся под присмотром воспитателя, в школьной столовой получают комплексный обед.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увле­чений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности является прочным фундаментом дальнейшего развития.

multiurok.ru

Доклад «Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС»

МБОУ «Чамзинская средняя общеобразовательная школа № 2»

Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС.

Выступление на педагогическом совете

Подготовила воспитатель ГПД : Бекшаева Е.В.

2017-2018 уч. год

«… человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова,

если однажды не познает успеха в чём-то для него важном…

Если ребенку удается добиться успеха в школе,

у него есть все шансы на успех в жизни»

У. Глассер

Воспитание сегодня — это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Такое его понимание находит свое отражение в законе «Об образовании в Российской федерации» (от 29.12.2012 года № 273 — ФЗ).

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организована по направлениям: 

  • спортивно-оздоровительное,

  • духовно-нравственное, (патриотическое)

  • социальное, (общественно-полезная деятельность)

  • общекультурное, (художественно-эстетическое)

  • обще-интеллектуальное.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС).

Кроме того, внеурочная деятельность в школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: 

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; 

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; 

  • улучшить условия для развития ребенка; 

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. 

  Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. 
В нашей школе формы организации внеурочной деятельности разнообразные:

Спортивно-оздоровительное направление:

•     Работа кружка «Ритмика».

•     Работа секций «Вольная борьба», « Легкая атлетика», « Волейбол», «Баскетбол»

•     Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

•     Проведение бесед по охране здоровья.

•     Применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток.

•     Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.

Общекультурное направление:

•     Организация экскурсий, Дней музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся. Участие в различных творческих конкурсах районного и республиканского уровня.

•     Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи.

•     Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, края.

•     Работа кружка « В гостях у Берендея», «Умелые ручки» .

Общеинтеллектуальное направление:

•     Работа кружка «Затейник», «Шашки и шахматы», «Роботехника»

•     Предметные недели.

•     Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

Духовно-нравственное направление:

•     Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

•     Выставки рисунков.

•     Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;

•     Встречи с участниками «горячих точек»;

•     Тематические классные часы;

•     Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.

•     Конкурсы рисунков.

Социальная деятельность:

•     Проведение субботников;

•     Работа на пришкольном участке.

•     Разведение комнатных цветов.

•     Акция «Спаси дерево», «Помоги птицам»

•     Акция «Тёплый дом».

•  Работа кружка «Юный эколог», « Юный пешеход».

Занятия проводятся во второй половине дня после обеда и динамической паузы педагогами учреждения в кабинетах школы, не задействованных в данный момент в учебном процессе.

В школе работает группа продленного дня, которую посещают 32 ученика начальной школы. Все дети группы посещают кружки, согласно графику работы и расписания.

В заключение хотелось бы сказать, школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого мы должны создать такие условия, при которых жизнь детей должна быть наполнена разнообразными делами, организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.

Школа после уроков — это мир творчества, раскрытие ребёнком своих интересов, своего «я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Ведь самая главная задача школы не только дать образование, но и воспитать достойного человека!!!

multiurok.ru

Советы рукодельницам