викторина по произведению Толстого «Золотой ключик»

«Золотой ключик,

или

Приключения Буратино»

(Игра-викторина по книге А.Толстого)

Действующие лица:

— Ведущий.

— Жюри.

— Участники.

Предварительная подготовка: дети знакомятся с книгой А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Готовится ведущий. Выбирается жюри.

Ведущий. Ребята, сегодня вам предстоит пройти интересные испытания, чтобы выиграть удивительный приз – знаменитый золотой ключик, которым можно открыть дверь в замечательную страну знаний. В одном старом фильме была такая песенка.

Далеко-далеко за морем

Стоит золотая стена,

В стене той заветная дверца,

За дверцей большая страна.

Ключом золотым открывают

Заветную дверцу в стене,

Но как отыскать этот ключик,

Никто не рассказывал мне.

Вот такая песенка. А мы с вами попробуем сегодня такой ключик отыскать. Помогут нам в этом наши знания. Мы проверим, хорошо ли вы читали одну из самых любимых детских книг. Книгу о приключениях человечка с длинным-предлинным носом.

С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы в деревянный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка?

Вы, конечно, догадались, о ком идет речь? Давайте все вместе произнесем имя главного героя книги. Конечно, это Бу-ра-ти-но!

Буратино настолько знаменит, что о его похождениях поставлены спектакли, сняты кинофильмы, написаны песни. В его честь даже сделали специальные конфеты под названием «Золотой ключик». Вот здесь, в шкатулочке лежат эти конфеты. Но шкатулочка заперта. Отпереть ее можно золотым ключиком, и только при условии, что вы правильно ответите на все вопросы о Буратино.

Кто хочет принять участие в сражении за призы? О, как много желающих! Это прекрасно, но нам придется выбирать. Для сегодняшней игры понадобятся дууве команды по 6 человек в каждой. Изо всех желающих надо будет выбирать 12 человек. Участниками игры станут те, кто первыми ответят на вопросы отборочного тура.

Итак, я стану задавать вопросы, а тот, кто знает ответ, должен поднять руку. Но вести игру я буду не одна. У меня есть помощники – это члены жюри, которые станут не только подводить итоги каждого этапа викторины, но и наблюдать за тем, кто первым поднял руку.

Ребята, вы готовы? Ну-ка, на минуту закройте глаза и вспомните содержание замечательной книги, о которой сегодня пойдет речь.

Начинаем отборочный тур! Слушайте вопросы. Если знаете ответ – поднимите руку.

  1. Какая книга послужила для русского писателя А.Толстого толчком к созданию сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? ( Книга итальянского писателя К.Коллоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы»)

  2. Почему автор назвал своего главного героя Буратино? Что означает это слово? ( Слово «Буратино» в переводе с итальянского означает «деревянная кукла».)

  3. Кто первым нашел деревянное полено, из которого потом смастерили Буратино? ( Столяр Джузеппе по прозвищу Сизый нос.)

  4. Какие мысли пришли Буратино в первый день его рождения? ( «Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые)

  5. Во что папа Карло одел Буратино? ( В бумажную курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки, в туфли, сделаны из старого голенища, и шапочку-колпачок с кисточкой, сшитую из старого носка.)

  6. Вспомните, где происходят описываемые в книге события? ( В городке на берегу Средиземного моря.)

  7. Какая монета была в ходу у жителей этого городка? ( Сольдо.)

  8. Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса-Барабаса? ( «Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника».)

  9. Увидев Буратино на представлении, все куклы узнали его. Они завизжали от восторга, обрадовались и запели песенку, которая называлась «Полька-птичка».Вот ее начало:

Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний час.

Вспомните оставшиеся две строчки. ( Нос налево, хвост направо – это полька «Карабас».)

  1. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? ( Доктор кукольных наук.)

  2. Почему синьор Карабас-Барабас вместо того, чтобы сжечь Буратино, как он собирался сначала, дал ему пять золотых монет и отпустил домой? ( Буратино рассказал, что знает, где находится потайная дверь.)

  3. Ребята, а кто из вас помнит, где находилась эта потайная дверь? ( В каморке папы Карло, под холстом, на котором были нарисованы очаг и котелок.)

Ведущий. Ну вот, отборочный тур завершен. Ребята, правильно ответившие на вопросы, и будут игроками двух команд. Но те, кто не попал в команды, не должны расстраиваться, им еще представится возможность поиграть и ответить на вопросы.

Прежде чем игроки приступят к выполнению заданий викторины, давайте дадим каждой команде название. Пусть первая команда называется «Кукольный театр», а ее участники – «куколки». А вторая команда будет называться «Дети черепахи Тортилы», ее участники получат имя «черепашата». Пожалуйста, «куколки» и «черепашата», выберите для каждой из команд капитана.

Внимание, первое задание! Сейчас командам надо будет по очереди отвечать на вопросы, которые я стану задавать. На раздумье после каждого вопроса дается по 30 секунд.

Вопросы первого раунда.

  1. Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превратить пять золотых монет, подаренных Карабасом-Барабасом, в кучу денег? ( На волшебное Поле Чудес в Страну Дураков.)

  2. Какой способ превращения нескольких монет в «большую кучу денег» предложили два мошенника деревянному мальчику? ( «Выкопай ямку, скажи три раза «крекс, фекс, пекс», положи золото, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько водой и иди спать. Наутро из ямки вырастет деревце, на котором вместо листев будут висеть золотые монеты».)

  3. Из чего состоял обед Алисы и кота Базилио в знаменитой харчевне «Три пескаря»? ( Три корочки хлеба, запеченный барашек, гусенок, парочка голубей на вертеле, печенка, шесть штук карасей и мелкая рыба на закуску.)

  4. Кто из героев книги «Приключения Буратино» носил серебряные часы? (Пудель Артемон )

  5. Кто входил в медицинскую комнату, которая лечила Буратино в доме Мальвины? ( Знаменитый доктор Сова, фельдшерица Жаба и знахарь Богомол.)

  6. Какое лекарство давала Мальвина Буратино? (Касторку.)

  7. Как звали продавца лечебных пиявок? ( Дуремар.)

  8. Какую волшебную фразу продиктовала Мальвина своему гостю Буратино в диктанте? Почему эта фраза волшебная? ( «А роза упала на лапу Азора». Фраза считается волшебной потому, что читается одиноково с обеих сторон.)

  9. Кто дал Буратино золотой ключик?( Черепаха Тортила.)

  10. Вспомните, какое стихотворение посвятил Пьеро Мальвине?

( Мальвина бежала в чужие края,

Мальвина пропала, невеста моя.

Рыдаю, не знаю, куда мне деваться,

Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться?)

Ведущий просит жюри подвести итоги первого раунда.

Ведущий. Второй раунд! Теперь усложним задания. На раздумья времени даваться не будет. Право ответа будет принадлежать той команде, чей игрок первым поднимет руку.

Вопросы второго раунда.

  1. К стволу какого дерева приклеилась борода Карабаса-Барабаса? ( К итальянской сосне.)

  2. Что использовала Мальвина в качестве зеркала? ( Зеркального карпа.)

  3. Куда спрятался Буратино в харчевне, чтобы узнать тайну золотого ключика? ( В большой глиняный кувшин.)

  4. Где Карабас-Барабас рассказал о тайне золотого ключика? ( В харчевне «Три пескаря» )

Жюри подводит итоги второго этапа игры.

Ведущий. Каждый из зрителей тоже, наверное, болеет за одну из команд. Пусть «куколки» и «черепашата» теперь отдохнут – впереди их ожидает еще несколько соревнований, а за них поиграют болельщики. Дорогие зрители, вы можете помочь своей команде, если правильно ответите на вопрос. А свое заработанное очко вы отдадите команде, за которую болеете – «куколкам» или «черепашатам».

Вопросы зрителям.

  1. Кто из героев книги был поэтом? ( Пьеро.)

  2. Кто в самый последний момент пришел на выручку Буратино и его друзьям? ( Папа Карло.)

  3. Что скрывалось за потайной дверцей? ( Кукольный театр чудной красоты.)

  4. Какое название носил кукольный театр? ( «Молния».)

Жюри подводит итоги зрительского конкурса.

Ведущий. Третий раунд.

Теперь «куколкам» и «черепашатам» предстоит узнать героев книги по описанию их внешности.

Вопросы третьего раунда ( конкурс «Портреты»)

  1. Этот персонаж книги носил широкую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. ( Шарманщик Карло.)

  2. Покачался-покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери и на улицу. ( Буратино.)

  3. Существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: «Кри-кри». Существо глядело выпуклыми, как из стекла, глазами, шевелило усиками. ( Говорящий сверчок из каморки папы Карло.)

  4. Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. ( Пьеро.)

  5. Из-за картонного дерева выскочил человек, весь клетчатый, как шахматная доска. ( Арлекин.)

  6. Человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто бы это был не человек, а крокодил. ( Карабас-Барабас.)

  7. На головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, пониже ростом, размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет. ( Кот Базилио и лиса Алиса.)

  8. Кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким приподнятым носиком. ( Мальвина.)

  9. Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчесана, кисточка на конце хвоста перевязана черным бантом. ( Пудель Артемон.)

  10. Рот у нее всегда открыт, чтобы по пути, не теряя времени, ловить, кусать и глотать комаров и ночных бабочек. ( Летучая мышь.)

  11. Появилась большая, страшная змеиная голова. ( Черепаха Тортила.)

  12. Длинный мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок. ( Продавец лечебных пиявок Дуремар.)

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий. И наконец – четвертый раунд.

Конкурс капитанов. Вопросы задаются по очереди. Капитаны, вам предстоит пройти два состязания. Сначала вам надо вспомнить, кому принадлежат следующие высказывания.

Если капитан испытывает затруднения, он может обратиться за помощью к команде.

Четвертый раунд.

  1. «Не доведет тебя до добра это ученье». ( Лиса Алиса.)

  2. «Десять тысяч чертей!» ( Карабас-Барабас.)

  3. «Пациент скорее мертв, чем жив». ( Доктор Сова.)

  4. «Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки». ( Мальвина.)

  5. «Кого угодно со света сживет чистотой» ( Буратино о Мальвине.)

  6. «теперь я займусь вашим воспитанием». ( Мальвина.)

  7. «Открой тайну, несчастный, открой тайну!» ( Буратино.)

Ведущий. Теперь – задача посложнее. Вы помните, что Мальвина начала учить Буратино грамоте. Она продиктовала ему фразу, о которой мы уже вспоминали раньше, — «А роза упала на лапу Азора». Эта фраза необычна – она одинаково читается и слева, и справа. Такие фразы называются перевертнями, или полиндромами. Капитанам предстоит прочитать по 4 фразы и определить, какие из них являются перевертнями.

( Задания предварительно пишут на досках или листках бумаги.)

Задания четвертого раунда для 1-го капитана.

∞ Стар старик стал.

∞ Лису кум укусил.

∞ Приглашу глашу в гости.

∞ Весело пану – на поле сев.

Задания четвертого раунда для 2-го капитана.

∞ Едет поезд на поле.

∞ Колет казак телок.

∞ Может погода нам поможет

∞ Упер казак репу.

( В каждом блоке заданий перевертнями являются 2-я и 4-я фразы.)

Ведущий. Наш конкурс, посвященный книге о приключениях Буратино, завершен. Мы убедились, что вы внимательно прочитали ее, ведь вы правильно ответили даже на очень трудные вопросы. Надеемся, что вы всегда будете читать хорошие и добрые книжки, которые помогают людям жить. А сейчас — слово жюри.

Жюри объявляют итоги встречи.

Примечание. Если счет получился равный, а необходимо выбрать команду-победителя, можно задать дополнительный вопрос:

Кому принадлежат эти слова?

«Эх ты! С кем на старости лет связался, с известными всему миру жуликами. Маленьких обижаете! Стыдно!»

( Папа Карло говорит эти слова Карабасу-Барабасу.)

infourok.ru

Викторина по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» для 2-4 классов

Макушина Светлана Евгеньевна

МОУ СОШ №1 г. Егорьевск Московской области

учитель начальных классов

Викторина по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».

(Для подборки материалов викторины использовалась сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»)

Данный материал предлагается учителям начальной школы, предназначен для детей 8-10 лет, учащихся 2-4 классов. Викторина может быть проведена после прочтения сказки по рекомендации учителя, а также в рамках проведения предметных декад в начальной школе. Лучшее место проведения: читальный зал библиотеки с выставкой книги автора разных изданий и детских рисунков к этому произведению.

Правила проведения викторины: учащиеся делятся на три команды, вопросы командам задаются поочерёдно, в конкурсе капитанов на вопросы отвечают только капитаны, за каждый правильный ответ команда получает

жёлтый жетон, соответствующий 1 баллу, или зелёный жетон, соответствующий 2 баллам

Оформление: выставка книг со сказкой (разных изданий), выставка рисунков к сказке, карточки с кроссвордом и отрывками стихотворных строк

произведения, жёлтые и зелёные жетоны.

Ход викторины.

Вступительное слово учителя.

1 конкурс.

Кроссворд «Говоря словами автора…

Задание: командам предлагается разгадать кроссворд. Каждое угаданное слово оценивается жёлтым жетоном.

По горизонтали:

1. «Эта девочка была самой красивой куклой из кукольного театра Карабаса Барабаса»

(Мальвина)

По вертикали:

1. «Под окном, трепля ушами, появился благородный пудель…»

(Артемон)

2. «Деревянная кукла по-итальянски –…»

(Буратино)

3. «Но это была не змея. Это была никому не страшная, пожилая черепаха…»

(Тортила)

4. «Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок»

(Пьеро)

5. «…существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене над очагом и тихо потрескивало – крри-кри, — глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами. Шевелило усиками»

(Сверчок)

6. « Из-за другого картонного дерева выскочил другой человечек, весь клетчатый, как шахматная доска»

(Арлекин)

7. «Это сами куклы открыли кукольный театр …»

(«Молния»)

8. «В это время к Джузеппе зашёл его старинный приятель, шарманщик по имени …»

(Карло)

2 конкурс. «Кто так сказал…»

Задание: вспомнить, кому из героев сказки принадлежат эти слова. Каждый правильный ответ оценивается жёлтым жетоном.

1. «Может быть, я выпил чего-нибудь неподходящего и у меня звенит в ушах?»

(Джузеппе)

2. «Здравствуй, Джузеппе, — сказал он, зайдя в мастерскую. – Что ты сидишь на полу?»

(Карло)

3. «Жаль мне тебя, жаль, Буратино, прольёшь ты горькие слёзы»

(Говорящий Сверчок)

1. «Ну, пожалуйста, ну ещё немножко поскачем, серенький…»

(Пьеро)

2. «Мальчики, ступайте немедленно мыться и чистить зубы…»

(Мальвина)

3. «Я ловил пиявок в одном грязном пруду около Города Дураков»

(Дуремар)

1. « – Одно из двух, – прошелестел он: – или пациент жив, или он умер. Если он жив – он останется жив или он не останется жив. Если он мёртв – его можно оживить или нельзя оживить»

(Богомол)

2. «Я несчастный сирота, меня обидели, обокрали, избили…»

(Карабас Барабас)

3. « – Это гуляют те, кто посеял деньги на Поле Чудес… Сегодня последняя ночь, когда можно сеять. К утру соберёшь кучу денег и накупишь всякой всячины… Идём скорее…»

(Лиса Алиса)

1. « – Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья – кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи»

(Летучая мышь)

2. « – Однажды я вот так же помогла одному человеку, а он потом из моей бабушки и моего дедушки наделал черепаховых гребёнок»

(Черепаха Тортила)

3. «Через это проклятое ученье я глаз лишился…»

(Кот Базилио)

3 конкурс. «Доскажи словечко…»

Задание: в сказке есть немало стихотворных строк. Прочитайте (послушайте) их внимательно и договорите рифму.

1. Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний … (час).

Хвост налево, хвост направо, –

Это полька …(Барабас)

2. Два жука – на барабане,

Дует жаба в … (контрабас).

Нос налево, хвост направо, –

Это полька … (Карабас)

3. Птичка польку танцевала,

Потому что … (весела).

Хвост налево, хвост направо, –

Вот так полечка … (была).

1. Мы сидим на кочке,

Где растут … (цветочки)

2. Жёлтые, приятные,

Очень … (ароматные).

3. Будем жить всё лето

Мы на кочке … (этой).

1. Лису Алису жалко –

Плачет по ней … (палка).

2. Кот Базилио нищий –

Вор, гнусный … (котище).

3. Дуремар, наш дурачок, –

Безобразнейший … (сморчок).

4 конкурс «Дразнилки».

Задание: ответить на вопрос, кто кого так дразнил, называя…? Правильный ответ состоит из двух частей и оценивается зелёным жетоном.

1. « – Ах ты, столетняя букашка-таракашка!»

(Буратино – Говорящего Сверчка)

2. «Ах ты, старый плавучий чемодан…»

(Дуремар – черепаху Тортилу)

3. «Ты чего хнычешь, дуралей?»

(Арлекин – Пьеро)

1. «Ох, ты, безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями!..»

(Тортила – Буратино)

2. «Это ты меня предал, старый котлетный фарш!»

(Буратино – большого петуха)

3. «Эй ты, старый пивной бочонок, жирный мешок, набитый глупостью, спустись, спустись к нам – я тебе наплюю в драную бороду!»

(Буратино – Карабаса Барабаса)

5 Конкурс «Вопрос – ответ»

для участников команд

В первой части конкурса участвуют все игроки команды (кроме капитанов), быстро по очереди отвечая на предложенный вопрос. Если игрок отвечает на вопрос сам, то приносит 2 балла своей команде и зелёный жетон. Если же игрок затрудняется с ответом, ему на помощь может прийти команда, но в случае верного ответа команда получает, лишь 1 балл и жёлтый жетон.

Вопросы для игроков 1-ой команды.

1. На берегу, какого моря жил столяр Джузеппе? (Средиземного)

2. Откуда у Карло появилось полено? (Отдал Джузеппе)

3. Какие мысли были у Буратино в первый день от рождения? (Маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые)

4. Как звали старую злую крысу? (Шушара)

5. Какого цвета была курточка Буратино? (Коричневого)

6. В каком ряду сел Буратино в кукольном театре Карабаса Барабаса? (В первом)

7. Сколько хвостов было у плётки Карабаса Барабаса? (семь)

8. Как называлась харчевня, в которую по дороге в Страну Дураков зашли Буратино, лиса Алиса и кот Базилио? («Трёх пескарей»)

9. На каком дереве висел вниз головой Буратино? (На дубу)

10. Какое лекарство посоветовала Жаба для лечения Буратино? (Касторку)

Вопросы для игроков 2-ой команды.

1. Прозвище столяра Джузеппе. (Сизый Нос)

2. Жилище папы Карло. (Каморка под лестницей)

3. Какую еду увидел голодный Буратино, закрыв глаза в первый раз? (Жареную курицу на тарелке)

4. Чем накормил папа Карло Буратино? (Луковкой)

5. Какого цвета были штанишки Буратино? (Ярко-зелёные)

6. Кто первым появился на сцене кукольного театра Карабаса Барабаса и объявил название спектакля? (Пьеро)

7. Куда клал нижнюю часть своей бороды Карабас Барабас? (В карман)

8. Как звали ночную птицу, которая убеждала Буратино не верить коту и лисе? (Сплюшка)

9.Что можно было увидеть на одной из передних лап Артемона? (Серебряные часы)

10. Какой напиток был в кофейнике у Мальвины, когда она в первый раз угощала Буратино? (Какао)

Вопросы для игроков 3-ей команды.

1. Головной убор папы Карло? (Широкополая шляпа)

2. Каким предметом запустил Буратино в голову Говорящему Сверчку? (Молотком)

3. Какую еду увидел голодный Буратино, закрыв глаза во второй раз? (Тарелку с манной кашей пополам с малиновым вареньем)

4. Из чего смастерил Карло курточку и штанишки для Буратино? (Из бумаги)

5. Сколько стоил входной билет в кукольный театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо)

6. Как называлась комедия, которую должны были разыграть куклы в театре? («Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника»)

7. Сколько золотых монет дал Карабас Барабас Буратино? (Пять)

8. Кто помог Буратино перебраться через озеро, когда его преследовали разбойники? (Лебедь)

9. Кто перегрыз верёвку, на которой висел Буратино? (Муравьи)

10. Кто был губернатором города в Стране Дураков? (Лис)

5 Конкурс «Вопрос – ответ»

для капитанов

Во второй части конкурса участвуют только капитаны команд, быстро по очереди отвечая на предложенный вопрос. Если капитан верно отвечает на вопрос, то приносит своей команде 1 балл и жёлтый жетон. Команда не имеет права помогать капитану в случае затруднения последнего.

Вопросы капитанам.

1. Какую волшебную фразу заставляла писать Мальвина своего воспитанника Буратино? («А роза упала на лапу Азора»)

2. Какие три преступления, по мнению Дежурного бульдога, совершил Буратино? (Беспризорный, беспаспортный, безработный)

3. Какой породы были собаки-сыщики из полицейского отделения в Стране Дураков? (Доберман-пинчер)

1. Почему Буратино не утонул в пруду, куда его бросили сыщики? (Он был деревянный)

2. На ком скакал Пьеро, убегая от полицейских собак? (На сером зайце)

3. На какое дерево взобрался Буратино, спасаясь от Карабаса Барабаса? (На итальянскую сосну)

1. Кого привёл Артемон для лечения Буратино, после того как его сняли с дерева? (Доктора Сову, фельдшерицу Жабу, знахаря Богомола)

2. Кто шил новую одежду для Буратино из старых платьев Мальвины? (Рак Шептало, серый Дятел, жук Рогач, мышь Лизетта)

3. Из кого состояло семейство ежей, шедшее на помощь Артемону, когда тот боролся с полицейскими бульдогами? (Сам ёж, ежиха, ежова тёща, две ежовые незамужние тётки и маленькие еженята)

1. Сколько денег потребовал у Буратино за ужин хозяин харчевни? (Один золотой)

2. Сколько денег просили у Карабаса Барабаса кот Базилио и лиса Алиса за поимку Буратино? (Десять золотых)

3. Сколько денег предлагал Карабас Барабас Карло, чтобы тот продал ему кукол? (сто золотых монет

6 Подведение итогов и награждение.

doc4web.ru

Викторина по книге А. Толстого


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Спас-Деменска

«Золотой ключик,

или

Приключения Буратино»

(Игра-викторина по книге А.Толстого)

Действующие лица:

— Ведущий.

— Жюри.

— Участники.

Предварительная подготовка: дети знакомятся с книгой А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Готовится ведущий. Выбирается жюри.

Ведущий. Ребята, сегодня вам предстоит пройти интересные испытания, чтобы выиграть удивительный приз – знаменитый золотой ключик, которым можно открыть дверь в замечательную страну знаний. В одном старом фильме была такая песенка.

Далеко-далеко за морем

Стоит золотая стена,

В стене той заветная дверца,

За дверцей большая страна.

Ключом золотым открывают

Заветную дверцу в стене,

Но как отыскать этот ключик,

Никто не рассказывал мне.

Вот такая песенка. А мы с вами попробуем сегодня такой ключик отыскать. Помогут нам в этом наши знания. Мы проверим, хорошо ли вы читали одну из самых любимых детских книг. Книгу о приключениях человечка с длинным-предлинным носом.

С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы в деревянный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка?

Вы, конечно, догадались, о ком идет речь? Давайте все вместе произнесем имя главного героя книги. Конечно, это Бу-ра-ти-но!

Буратино настолько знаменит, что о его похождениях поставлены спектакли, сняты кинофильмы, написаны песни. В его честь даже сделали специальные конфеты под названием «Золотой ключик». Вот здесь, в шкатулочке лежат эти конфеты. Но шкатулочка заперта. Отпереть ее можно золотым ключиком, и только при условии, что вы правильно ответите на все вопросы о Буратино.

Кто хочет принять участие в сражении за призы? О, как много желающих! Это прекрасно, но нам придется выбирать. Для сегодняшней игры понадобятся дууве команды по 6 человек в каждой. Изо всех желающих надо будет выбирать 12 человек. Участниками игры станут те, кто первыми ответят на вопросы отборочного тура.

Итак, я стану задавать вопросы, а тот, кто знает ответ, должен поднять руку. Но вести игру я буду не одна. У меня есть помощники – это члены жюри, которые станут не только подводить итоги каждого этапа викторины, но и наблюдать за тем, кто первым поднял руку.

Ребята, вы готовы? Ну-ка, на минуту закройте глаза и вспомните содержание замечательной книги, о которой сегодня пойдет речь.

Начинаем отборочный тур! Слушайте вопросы. Если знаете ответ – поднимите руку.


  1. Какая книга послужила для русского писателя А.Толстого толчком к созданию сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? ( Книга итальянского писателя К.Коллоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы»)

  2. Почему автор назвал своего главного героя Буратино? Что означает это слово? ( Слово «Буратино» в переводе с итальянского означает «деревянная кукла».)

  3. Кто первым нашел деревянное полено, из которого потом смастерили Буратино? ( Столяр Джузеппе по прозвищу Сизый нос.)

  4. Какие мысли пришли Буратино в первый день его рождения? ( «Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые)

  5. Во что папа Карло одел Буратино? ( В бумажную курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки, в туфли, сделаны из старого голенища, и шапочку-колпачок с кисточкой, сшитую из старого носка.)

  6. Вспомните, где происходят описываемые в книге события? ( В городке на берегу Средиземного моря.)

  7. Какая монета была в ходу у жителей этого городка? ( Сольдо.)

  8. Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса-Барабаса? ( «Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника».)

  9. Увидев Буратино на представлении, все куклы узнали его. Они завизжали от восторга, обрадовались и запели песенку, которая называлась «Полька-птичка».Вот ее начало:

Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний час.

Вспомните оставшиеся две строчки. ( Нос налево, хвост направо – это полька «Карабас».)


  1. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? ( Доктор кукольных наук.)

  2. Почему синьор Карабас-Барабас вместо того, чтобы сжечь Буратино, как он собирался сначала, дал ему пять золотых монет и отпустил домой? ( Буратино рассказал, что знает, где находится потайная дверь.)

  3. Ребята, а кто из вас помнит, где находилась эта потайная дверь? ( В каморке папы Карло, под холстом, на котором были нарисованы очаг и котелок.)

Ведущий. Ну вот, отборочный тур завершен. Ребята, правильно ответившие на вопросы, и будут игроками двух команд. Но те, кто не попал в команды, не должны расстраиваться, им еще представится возможность поиграть и ответить на вопросы.

Прежде чем игроки приступят к выполнению заданий викторины, давайте дадим каждой команде название. Пусть первая команда называется «Кукольный театр», а ее участники – «куколки». А вторая команда будет называться «Дети черепахи Тортилы», ее участники получат имя «черепашата». Пожалуйста, «куколки» и «черепашата», выберите для каждой из команд капитана.

Внимание, первое задание! Сейчас командам надо будет по очереди отвечать на вопросы, которые я стану задавать. На раздумье после каждого вопроса дается по 30 секунд.

^


  1. Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превратить пять золотых монет, подаренных Карабасом-Барабасом, в кучу денег? ( На волшебное Поле Чудес в Страну Дураков.)

  2. Какой способ превращения нескольких монет в «большую кучу денег» предложили два мошенника деревянному мальчику? ( «Выкопай ямку, скажи три раза «крекс, фекс, пекс», положи золото, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько водой и иди спать. Наутро из ямки вырастет деревце, на котором вместо листев будут висеть золотые монеты».)

  3. Из чего состоял обед Алисы и кота Базилио в знаменитой харчевне «Три пескаря»? ( Три корочки хлеба, запеченный барашек, гусенок, парочка голубей на вертеле, печенка, шесть штук карасей и мелкая рыба на закуску.)

  4. Кто из героев книги «Приключения Буратино» носил серебряные часы? (Пудель Артемон )

  5. Кто входил в медицинскую комнату, которая лечила Буратино в доме Мальвины? ( Знаменитый доктор Сова, фельдшерица Жаба и знахарь Богомол.)

  6. Какое лекарство давала Мальвина Буратино? (Касторку.)

  7. Как звали продавца лечебных пиявок? ( Дуремар.)

  8. Какую волшебную фразу продиктовала Мальвина своему гостю Буратино в диктанте? Почему эта фраза волшебная? ( «А роза упала на лапу Азора». Фраза считается волшебной потому, что читается одиноково с обеих сторон.)

  9. Кто дал Буратино золотой ключик?( Черепаха Тортила.)

  10. Вспомните, какое стихотворение посвятил Пьеро Мальвине?

( Мальвина бежала в чужие края,

Мальвина пропала, невеста моя.

Рыдаю, не знаю, куда мне деваться,

Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться?)

Ведущий просит жюри подвести итоги первого раунда.

Ведущий. Второй раунд! Теперь усложним задания. На раздумья времени даваться не будет. Право ответа будет принадлежать той команде, чей игрок первым поднимет руку.

Вопросы второго раунда.


  1. К стволу какого дерева приклеилась борода Карабаса-Барабаса? ( К итальянской сосне.)

  2. Что использовала Мальвина в качестве зеркала? ( Зеркального карпа.)

  3. Куда спрятался Буратино в харчевне, чтобы узнать тайну золотого ключика? ( В большой глиняный кувшин.)

  4. Где Карабас-Барабас рассказал о тайне золотого ключика? ( В харчевне «Три пескаря» )

Жюри подводит итоги второго этапа игры.

Ведущий. Каждый из зрителей тоже, наверное, болеет за одну из команд. Пусть «куколки» и «черепашата» теперь отдохнут – впереди их ожидает еще несколько соревнований, а за них поиграют болельщики. Дорогие зрители, вы можете помочь своей команде, если правильно ответите на вопрос. А свое заработанное очко вы отдадите команде, за которую болеете – «куколкам» или «черепашатам».

Вопросы зрителям.


  1. Кто из героев книги был поэтом? ( Пьеро.)

  2. Кто в самый последний момент пришел на выручку Буратино и его друзьям? ( Папа Карло.)

  3. Что скрывалось за потайной дверцей? ( Кукольный театр чудной красоты.)

  4. Какое название носил кукольный театр? ( «Молния».)

Жюри подводит итоги зрительского конкурса.

Ведущий. Третий раунд.

Теперь «куколкам» и «черепашатам» предстоит узнать героев книги по описанию их внешности.

^


  1. Этот персонаж книги носил широкую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. ( Шарманщик Карло.)

  2. Покачался-покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери и на улицу. ( Буратино.)

  3. Существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: «Кри-кри». Существо глядело выпуклыми, как из стекла, глазами, шевелило усиками. ( Говорящий сверчок из каморки папы Карло.)

  4. Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. ( Пьеро.)

  5. Из-за картонного дерева выскочил человек, весь клетчатый, как шахматная доска. ( Арлекин.)

  6. Человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто бы это был не человек, а крокодил. ( Карабас-Барабас.)

  7. На головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, пониже ростом, размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет. ( Кот Базилио и лиса Алиса.)

  8. Кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким приподнятым носиком. ( Мальвина.)

  9. Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчесана, кисточка на конце хвоста перевязана черным бантом. ( Пудель Артемон.)

  10. Рот у нее всегда открыт, чтобы по пути, не теряя времени, ловить, кусать и глотать комаров и ночных бабочек. ( Летучая мышь.)

  11. Появилась большая, страшная змеиная голова. ( Черепаха Тортила.)

  12. Длинный мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок. ( Продавец лечебных пиявок Дуремар.)

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий. И наконец – четвертый раунд.

Конкурс капитанов. Вопросы задаются по очереди. Капитаны, вам предстоит пройти два состязания. Сначала вам надо вспомнить, кому принадлежат следующие высказывания.

Если капитан испытывает затруднения, он может обратиться за помощью к команде.

Четвертый раунд.


  1. «Не доведет тебя до добра это ученье». ( Лиса Алиса.)

  2. «Десять тысяч чертей!» ( Карабас-Барабас.)

  3. «Пациент скорее мертв, чем жив». ( Доктор Сова.)

  4. «Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки». ( Мальвина.)

  5. «Кого угодно со света сживет чистотой» ( Буратино о Мальвине.)

  6. «теперь я займусь вашим воспитанием». ( Мальвина.)

  7. «Открой тайну, несчастный, открой тайну!» ( Буратино.)

Ведущий. Теперь – задача посложнее. Вы помните, что Мальвина начала учить Буратино грамоте. Она продиктовала ему фразу, о которой мы уже вспоминали раньше, — «А роза упала на лапу Азора». Эта фраза необычна – она одинаково читается и слева, и справа. Такие фразы называются перевертнями, или полиндромами. Капитанам предстоит прочитать по 4 фразы и определить, какие из них являются перевертнями.

( Задания предварительно пишут на досках или листках бумаги.)

^

∞ Стар старик стал.

∞ Лису кум укусил.

∞ Приглашу глашу в гости.

∞ Весело пану – на поле сев.

^

∞ Едет поезд на поле.

∞ Колет казак телок.

∞ Может погода нам поможет

∞ Упер казак репу.

( В каждом блоке заданий перевертнями являются 2-я и 4-я фразы.)

Ведущий. Наш конкурс, посвященный книге о приключениях Буратино, завершен. Мы убедились, что вы внимательно прочитали ее, ведь вы правильно ответили даже на очень трудные вопросы. Надеемся, что вы всегда будете читать хорошие и добрые книжки, которые помогают людям жить. А сейчас — слово жюри.

Жюри объявляют итоги встречи.

Примечание. Если счет получился равный, а необходимо выбрать команду-победителя, можно задать дополнительный вопрос:

Кому принадлежат эти слова?

«Эх ты! С кем на старости лет связался, с известными всему миру жуликами. Маленьких обижаете! Стыдно!»

( Папа Карло говорит эти слова Карабасу-Барабасу.)

uch.znate.ru

РАЗРАБОТКА «вИКТОРИНА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Л.Н.ТОЛСТОГО»

Викторина по поизведениям Л.Н. Толстого.

Что читать (детям)

  1. «Котенок»

  2. «Подкидыш»

  3. «Русак»

  4. «Кора»

  5. «Собака Якова»

  6. «Пожар»

  7. «Старая лошадь»

  8. «Солдаткино житье»

  9. «Слон»

  10. «Пожарные собаки»

  11. «Косточка»

  12. «Лев и собачка»

  13. «Филипок»

  14. «Орел»

  15. «Зайцы»

  16. «Русак»

  17. «Охота волков»

  18. «Гроза»

  19. «Лебеди»

  20. «О муровьях»

1.От чего сломался большой дуб, и из пня шел дым? (от молнии). Как мальчик рассказал про то, как его застала гроза в лесу?

2.Что за насекомые ели варенье? (муравьи).

3. Где Катя и Вася нашли свою пропавшую кошку (в амбаре).

4. Как звали девочку, которая нашла под дверью маленького ребенка? (Маша).

5.Почему заболела корова Буренушка? (потому, что в горло попало стекло от стакана, который разбил Миша).

6. За что мужик любил своего старшего брата? (за то, что брат пошел в салдаты вместо него).

7. От кого спасла собака девочку и мальчика? (от волка, но сама погибла, истекая кровью).

8. Из – за чего случился пожар? (Маше, ей было три года, подожгла горячим утюгом солому)

9. Сколько лет было старой лошади Воронку и деду Пилину Тимофеичу? (двадцать лет – Воронку и 90 лет — деду).

10.Как звали мальчика в рассказе «Солдаткино житье». (Федя).

11. Почему слон убил своего хозяина? (хозяин плохо его кормил и заставлял много работать).

12. Как звали, собаку и сколько спасла детей пожарная собака, жившая в Лондоне? (Боб, двенадцать детей).

  1. Как звали мальчика, который съел сливу? (Ваня).

  2. Как брата Филипка? (Костюшка).

  3. Почему орлята жалобно пищали? (потому что люди окружали дерево и кидали в него камни, а орел выронил рыбу).

  4. Как волки учат своих детей? (из оврага выскочил большой волк, схватил ягненка, зарезал его и понес. Старый отдал нести ягненка молодому волку, а сам налегке побежал возле).

  5. От чего умер лев? (от тоски).

  6. Как лебеди летят на юг? (впереди летят старые, сзади молодые и слабые).

  7. Почему охотникам тяжело утром разбирать заячий след? (т.к. он всего боится).

  8. Как спит заяц с открытыми или открытыми глазами? (с открытыми)

infourok.ru

Игра по рассказам Толстого.doc — Игра

Игра­ викторина
«Путешествие по произведениям Л.Н.Толстого»
(для начальных классов)
Цель игры:
активизировать знания детей по творчеству Л.Н.Толстого;
развивать творческие способности;
воспитывать дружбу, взаимоуважение.
Оборудование:
портрет Л.Н.Толстого, высказывания писателя, выставка книг, детских
рисунков, цифры, карточки с заданиями, иллюстрации, листы А­з, цветные
карандаши. ручки, фломастеры.
Ход мероприятия
1. Вступление
Перу Л.Н.Толстого принадлежат рассказы и сказки, басни и былины, истории и
описания, были, учебные книги и рассказы для взрослых, романы и повести.(роман­
эпопея «Война и мир», «Анна Каренина», «Азбука для детей»….)
Его книги воспитывают чувства справедливости и доброты, уважения к труду
и любовь к
родной земле.
«Непризнание несправедливости своих поступков требует лжи».
(Л.Н.Толстой)
2. Представление команд и жюри
­ Сегодня мы проведём игру по произведениям. великого русского писателя­
Льва Николаевича Толстого, автора замечательных произведений для детей и
взрослых
Соревнуются у нас 2 команды :1­ команда Китаевой Екатерины, 2 ­ Ивановой
Карины
Девиз игры: Уметь достойно проиграть и не завидовать другому
Честь благородно удержать ­уныние прогнать с порога!
Члены жюри: Дьякова Г.И.,……
3. Объявление конкурсов
(по 5 тестов каждой команде. За правильный ответ ­по 1б.)
Кто быстрее?
1. В каком городе произошёл случай, описанный в рассказе «Лев и собачка»?
а) в Москве б) в Лондоне в) в Париже г) в Киеве
2. Какую птичку держал Серёжа в клетке в рассказе «Птичка»?
Тесты
а) чижа б) соловья в) воробья г) грача
3. У берега какого континента стоял корабль в рассказе «Акула»?
а) Америки б)Австралии в) Африки г) Антарктиды
4. Имя брата Филиппа в рассказе «Филиппок» ?
а) Ваня б)Слава в) Федя г) Костя
5. Сколько котят родилось у кошки из были «Котёнок»?

znanio.ru

Викторина по творчеству Л.Н. Толстого

Викторину подготовила

Учитель МБОУ СОШ №24 г.Химки

Савостина Т.С.

Литературная Викторина по произведениям Л.Н. Толстого

Цель:

     Привлечь внимание детей, активизировать уже имеющиеся знания и представления от прочитанных произведений. Формировать гуманные отношения ко всему живому. Учить понимать и оценивать поступки героев. Прививать любовь к книге и к творчеству Л.Н. Толстого.

 Ход викторины:

Обратить внимание на портрет Л.Н.Толстого

-Кто это, ребята?

— Правильно, это  Лев Николаевич Толстой.

— Сегодня  мы с вами проведем литературную викторину. Вспомним рассказы, которые написал для вас Л.Н.Толстой . У нас присутствуют 2 команды, во время викторины вы должны выполнять задания и получать фишки. Команда набравшая больше всего фишек победила. Для определения названия команд давайте сыграем в игру «Собери картинку».

Раздаю детям разрезные картинки «лев», «собачка» (количество частей разрезных картинок должно соответствовать количеству детей в группе).

— Вам нужно найти детей, у которых такой же фон и сложить общую картинку.

— Вот мы с вами разделились на две команды Команда — «Лев» и команда «Собачка».

-Скажите, что вам  напоминают эти картинки?

-Правильно, это произведение Л.Н.Толстого «Лев и собачка».

1 задание. Для всех. Разминка-загадки.

Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.

(самобранка)

Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.

(жар птица)

Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?

(ступа)

И зайчонок, и волчица —
Все бегут к нему лечиться.

(Айболит)

Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.

(Чиполино)

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.

(мышь)

Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос?

(буратино)

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

(3 поросенка)

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

(3 медведя)

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.

(карлсон)

Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.

Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей.

(крот)

Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?

(золушка)

Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.

(дюймовочка)

Они везде вдвоём всегда,
Зверята — «неразлейвода»:
Он и его пушистый друг,
Шутник, медведик Винни-Пух.
И если это не секрет,
Скорее дайте мне ответ:
Кто этот милый толстячок?
Сын мамы-хрюшки — …

(пяточок)

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.

(кот)

Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как?

(матроскин)

На снежных санях Королева
По зимнему небу летела.
Коснулась мальца, невзначай.
Холодным, недобрым стал …

(Кай)

2 задание. Вспомним название рассказа Л.Н. Толстого «Девочка и …….».(грибы)

Подвижная игра «Кто быстрее соберет грибы»

3 задание. Я читаю отрывок, команда совещается и кто первый догадается тот получает жетон.  — рассказ «Прыжок» (ведущий читает отрывок)

Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все Засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему или сердиться…

-Назовите произведение.

4 задание. — рассказ «Пожарные собаки» (внести куклу с испачканным лицом).

— Эта кукла была спасена во время пожара. Из какого рассказа эта кукла?

— Кто ее спас?

— Как звали собаку, которая вытащила ее из горящего дома?

5задание. Из какого произведения эти вещи?

  • Блины («Липунюшка»)

  • Сливы («Косточка»)

  • Три чашки («Три медведя»)

  • Корабль («Акула»)

  • Клетка («Птичка»)

6 задание. Конкурс «Узнай героя»( Из чёрного ящика достаются игрушки).

  • Серёжа («Птичка»)

  • Ваня («Косточка»)

  • Маша («Три медведя»)

  • Мышь (« Лев и мышь»)

  • Собачка («Лев и собачка»)

  • Медведь («Два товарища»)

7задание. «Детективный».

Вам предстоит узнать, из какого произведения эти слова.

  • «…Очень они ему нравились. Очень хотелось съесть…» («Косточка»)

  • «…Был Серёжа именинник, и много ему разных подарков подарили: и волчки, и кони, и картинки.» («Птичка»)

  • «…Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал…» («Два товарища»)

  • «Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь.» («Липунюшка»)

  • «Школа была за селом у церкви. Когда он шёл по своей слободе, собаки его не трогали, они его знали. Но, когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла. А за Жучкой большая собака Волчок.» («Филиппок»)

  • «Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

— Помогите, волк! Волк!» («Лгун»)

  1. Задание. «Прочитай-ка!»

Составьте названия рассказов, написанных Л.Н. Толстым ( выдаётся каждой команде по одной карточке).

  • Аксчотоке («Косточка»)

  • Фипломик («Филипок»)

  • Ечкпакти («Птичка»)

multiurok.ru

Викторина по творчеству А.К. Толстого

ВИКТОРИНА

«ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

АЛЕКСЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ТОЛСТОГО»

Задание № 1.

Выберите из предложенных вам фактов биографии А.К. Толстого, А.В. Кольцова, А.А. Фета только те, которые принадлежат А.К. Толстому.

Родился усадьбе Новосёлки Мценского уезда в ноябре 1820 года.

Родился в зажиточной мещанкой семье скупщика и торговца скотом, слывшего по всему Воронежу честным партнёром и строгим домохозяином.

Воспитывался дядей А.А. Перовским, известным писателем, печатавшимся под псевдонимом Антоний Погорельский.

Был приглашён на именины будущего царя Александра II, где подружился с наследником престола.

К началу 30-х годов 19 века становится известным в культурном кругу Воронежа «стихотворцем-мещанином», «поэтом-прасолом».

В годы военной службы пережил трагическую любовь к Марии Лазич.

В январе 1851 года на новогоднем балу-маскараде знакомится с женщиной в маске, которая станет его женой.

Скончался в 1892 году, не дожив двух дней до 72 лет.

Едва был опубликован Манифест об освобождении крестьян, он поспешил в своё имение Красный Рог, чтобы самому сообщить крестьянам радостную весть.

Умирает в возрасте 33 лет от чахотки, которая длилась около года.

Умирает 28 сентября 1875 года после тяжёлой болезни.

    Задание № 2.

    Соотнесите дату из жизни А.К. Толстого и событие.

    1834 год

      А. В февральском номере «Современника» появились первые произведения Кузьмы Пруткова.

      1851 год

        Б. Поступает на службу в Московский архив Министерства иностранных дел «студентом».

        1854 год

          В. После тяжёлой болезни умирает 28 сентября.

          1875 год

            Г. На новогоднем балу-маскараде знакомится с Софьей Андреевной Миллер.

            Задание № 3.

            Какие из перечисленных строк принадлежат А.К. Толстому?

            «И льётся чистая и тёплая лазурь//На отдыхающее поле…»

            «Коль любить, так без рассудку,//Коль грозить, так не на шутку…»

            «Средь шумного бала, случайно…»

            «Есть светлости осенних вечеров//Умильная, таинственная прелесть…»

            «Ты не спрашивай, не распытывай,//Умом-разумом не раскидывай…»

            «Дни поздней осени бранят обыкновенно…»

            «Ревела буря, дождь шумел,//Во мраке молнии летали…»

            «Темнота и туман застилают мне путь,//Ночь на землю всё гуще ложится…»

            «То было раннею весной,//Трава едва всходила…»

              Задание № 4.

              Какие вы знаете музыкальные произведения, созданные на стихотворения А.К. Толстого? Назовите композиторов.

              Задание № 5.

              Определите, какой троп используется в строках А.К. Толстого?

              «И о чем звените вы//В день весёлый мая,//Средь некошеной травы//Головой качая?» («Колокольчики мои…»)

              «Добрый конь мой, долго шёл ты,//Терпеливо ношу нёс;//Видишь там лилово-жёлтый//Солнцем тронутый утёс?»

                Задание № 6.

                Определите, какая стилистическая фигура используется в строках А.К. Толстого?

                «Я люблю тот ручей,//Я люблю ту страну,//Я люблю в том лесу//Вспоминать старину…»

                «Коль любить, так без рассудку,//Коль грозить, так не на шутку,//

                  Коль ругнуть, так сгоряча,//Коль рубнуть, так уж сплеча!»

                  ФОНЕТИКА

                  Прочитайте отрывок из стихотворения А.К. Толстого «Средь шумного бала, случайно…»

                  «Мне стан твой понравился тонкий//И весь твой задумчивый вид,//А смех твой, и грустный и звонкий,//С тех пор в моём сердце звучит…»

                  Задание № 7.

                  Назовите слова, в которых

                  а) букв больше, чем звуков; б) звуков больше, чем букв.

                  Задание № 8.

                  Приведите из текста примеры оглушения и других фонетических процессов.

                  Задание № 9.

                  Запишите в фонетической транскрипции слова ГРУСТНЫЙ, СЕРДЦЕ.

                  СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

                  Задание № 10.

                  Укажите слова с неполногласием в корнях. Корни выделите.

                  «Я бы рад вас не топтать,//Рад промчаться мимо,//Но уздой не удержать//Бег неукротимый!»

                  «Иль влетим мы в светлый град//Со кремлём престольным?//Чудно улицы гудят//Гулом колокольным»

                  «Окрестность молчит среди мёртвого сна,//На окнах разбитых играет луна»

                  «Лишь старый служитель тоской удручён,//Младого властителя ждёт»

                    Задание № 11.

                    Выпишите из стихотворения А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край…» слова, образованные суффиксальным способом.

                    ЛЕКСИКА

                    Задание № 12.

                    В каком значении употреблены подчёркнутые слова в стихотворениях А.К. Толстого? С каким языковым явлением это связано? Подберите к этим словам антонимы.

                    «Ты знаешь край, где нивы золотые//Испещрены лазурью васильков,//Среди степей курган времён Батыя,//Вдали стада пасущихся волов…»

                    «Дождя отшумевшего капли//Тихонько по листьям текли,//Тихонько шептались деревья.//Кукушка кричала дали».

                      Задание № 13.

                      К какому пласту лексики русского языка принадлежат подчёркнутые слова из стихотворений А.К. Толстого?

                      «Острою секирой ранена берёза,//По коре сребристой покатились слёзы…»

                      «Чем окончится наш бег?//Радостью ль, кручиной?//Знать не может человек-//Знает бог единый!»

                        МОРФОЛОГИЯ

                        Задание № 14.

                        Найдите в стихотворениях А.К. Толстого отклонение от современных грамматических норм. Выпишите эти слова.

                        Задание № 15.

                        Выпишите из строк А.К. Толстого причастия. Запишите глаголы, от которых они образованы. Образуйте, если возможно, от этих глаголов деепричастия.

                        Условий мелкий сор крутящимся столбом

                          Из мысли унесла живительная сила

                          И током тёплых слов, как благостным дождём,

                          Опустошённую мне душу оросила…

                          Задание № 16.

                          Выпишите из строк А.К. Толстого служебные части речи, назовите их.

                          И грустно я так засыпаю,//И в грёзах неведомых сплю,//Люблю ли тебя – я не знаю,//Но кажется мне, что люблю!

                            Ответы на задания викторины.

                            3,4,7,9,11; 2. 1Б, 2Г, 3А, 4В; 3. 2,3,5,8,9; 4. П.И. Чайковский, А.Г. Рубинштейн, С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, Ф.Лист, М.П. Мусоргский др. ; 5. Олицетворение; 6. Анафора; 7. а) весь, грустный, сердце;

                              б) моём; 8. Оглушение: вид, упрощение: грустный, сердце; 9. [гру’сный], [с’э’рцэ]; 10. 1.Неукротимый. 2. Град. 3. Среди. 4. Младого; 11. Родимый, конский, орлиных, волчий, родина, дремучий, полночный; 12. Коричневые, пожухлые. 2. Молчали; 13. Историзм. 2. Архаизм; 14. «Забывши», «вкруг», «Украйной» и др; 15. Крутящимся – крутиться – крутясь; Опустошенную – опустошать – опустошая; 16. Союзы: и, и но, что; Предлоги: в; Частицы: ли, не.

                               

                              xn--j1ahfl.xn--p1ai

                              Советы рукодельницам