Урок-викторина «По страницам былин об Илье Муромце»

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить знания детей о былинном творчестве народа, уточнить представления детей о русском богатыре Илье Муромце, его подвигах перед землёй русской, воспитывать любовь к родной земле, чувство гордости за её героев.

Оборудование: компьютерная презентация «Устное народное творчество», мультимедиаоборудование, выставка книг былин, картина В.Васнецова «Богатыри», призы победителям викторины.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

– Сегодня урок наш необычный, урок – викторина. К этому уроку вы готовились заранее на уроках чтения и дома, читали хрестоматию по литературному чтению, искали сведения о богатырях земли русской в библиотеке.

2. Сообщение темы урока. Актуализация опорных знаний

– Урок наш посвящён былинам об Илье Муромце. Перед тем, как начать викторину, просмотрим компьютерную презентацию о жанрах устного народного творчества.

– Какие жанры фольклора вы знаете? Назовите. Правильно, это и сказка, и загадка, и пословицы, и потешки, и колыбельные песни, и былины.

Обратите внимание на основной слайд – «Былина как жанр устного народного творчества». Что же такое «былина»? (Былина – старинная эпическая песня, воспевающая подвиги героев прошлого) Каких русских богатырей вы знаете? Назовите.

3. Викторина

Профессор словесности (ученик в костюме профессора):

– Дорогие друзья, вы читали былины об Илье Муромце и на уроках литературного чтения, дома, в библиотеке. Обратите внимание на выставку книг, которую вы приготовили к нашему уроку. (Дети называют их)

А сегодня я хотел бы провести викторину, проверить ваши знания и наградить лучших знатоков призами. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку с изображением богатыря. В конце урока мы наградим призами тех учеников, у кого будет наибольшее число фишек.

Учитель:

Итак, ребята, викторина начинается!

Вопросы викторины будут появляться на интерактивной доске и озвучиваться.

Вопросы викторины.

  1. Где родился богатырь Илья Муромец? (Под городом Муромом, в селе Карачарове)
  2. Как звали родителей богатыря? (Иван Тимофеевич и Ефросинья Александровна)
  3. Кто был крёстным отцом Ильи? (Микула Селянинович)
  4. Кому из героев былин об Илье Муромце принадлежат слова:
    «Кем ты ни стал, что ни делал бы,
    Не пекись о корысти своей, выгоде,
    А берись, Илья, за такие дела,
    Чтобы славные были да великие,
    Чтобы всем от них было радостно…»?
    (Эти слова принадлежат Микуле Селяниновичу)
  5. Какая «беда-лихота» случилась с Ильёй в детстве? (У него отнялись руки и ноги)
  6. Кто помог богатырю исцелиться? (Ему помогли «калики перехожие». Они дали Илье выпить «питья медвяного»)
  7. О чём просили калики богатыря на прощание? (Сражаться с врагами, но не биться с русскими богатырями – Святогором, Краснояром, Микулой Селяниновичем, Вольгой Всеславьевичем)
  8. Кто выковал для Ильи доспехи богатырские? (Краснояр – кузнец)
  9. Где взял богатырь доброго коня? (Сам выкормил из жеребёночка, три месяца кормил)
  10. Кто выучил Илью военной науке? (Святогор – богатырь)
  11. За что черниговцы оставляли у себя Илью воеводою? (За то, что он разбил огромное войско татар под Черниговым)
  12. По описанию узнай героя былины об Илье Муромце:
    «Он сидит злодей на семи дубах,
    На семи дубах, на сорока суках…»
    (Соловей — разбойник)
  13. Чему позавидовал на пиру у князя Владимира Алёша Попович? (Он позавидовал, что Владимир назначил Илью атаманом над дружиною киевскою)
  14. Где прочитал Илья такие слова:
    «Прямо ехать – убитому быть!
    Влево ехать – женатому быть!
    Вправо ехать – богатому быть!
    Всё судьбой сие предписано!»
    (На белом придорожном камне были высечены эти слова)
  15. По описанию узнай врагов, которых победил богатырь Илья:
    «Голоса у них горластые,
    А щиты у них крестастые,
    На них шлемы, будто ведра вверх дном,
    Кони – лошади в булатной броне…»
    (Разбойники, напавшие на Илью ночью на прямой дороге)
  16. Каким оружием поразил в бою Илья Калина – царя татарского? (Он поразил его острым копьём)
  17. За что разгневался Илья Муромец на князя Владимира? (Он разгневался за напрасную обиду, нанесённую Сухману – богатырю)
  18. Кто оклеветал Илью перед Владимиром? (Его оклеветали высокородные бояре)
  19. Кто спас жизнь богатырю, когда Владимир бросил его в подземелье? (Его спасла Любава – дочь Владимира)
  20. Как Илья Муромец попал в плен, сражаясь с Батыем? (Он попал в подкоп, устроенный Батыем и не мог из него выбраться)
  21. Кто носил хлеб и питьё Илье Муромцу, когда он сидел в подкопе? (Авдотья Рязаночка)
  22. Какую хитрость придумал Мурлакан – Таракан Тараканович, чтобы ослабить пленного богатыря и заковать его? (Поставить караулы у подкопа, чтобы русские люди не могли дать еду – питьё пленнику)
  23. Как удалось Илье выйти на свободу из плена? (Он поломал оковы железные, разорвал все «опутья», побил врагов «осиновой плашицей»)
  24. Узнай героя былины по описанию:
    «А сидит-то царище, как свинище,
    На девяти столах, на десяти скамьях,
    А глазищи…
    И черным – черны, и пустым – пусты.
    Бородища-то…
    Из трёх волосин, как из трёх ветлин
    .А носище-то…
    Будто палка – клин дровокольная».
    (Мамай – татарский царь)
  25. В каком бою погибли русские богатыри Добрыня Никитич и Алёша Попович? (В бою с татарским ханом Мамаем)
  26. К кому обратил Илья такие слова:
    «Ты сухая, ты ведьма стародряхлая,
    Плохо знаешь ты, видно, русский люд!»
    (К смерти, которая хотела погубить его в бою с Мамаем, да не смогла)
  27. Чем закончилась последняя битва с татарами?
    («На убег побежали короли – цари,
    Впереди других царь Кучум летит»)
  28. За что в битве с татарами прославился Ермак Тимофеевич?
    (Он прославился тем, что «выпросил дозволенья от Ильи» добить «татарские остаточки» за Уралом и разбил татар Кучума – царя)
  29. Какая из народных пословиц подходит к былине «Илья Муромец»?
    • Смелость города берёт.
    • Дарёному коню в зубы не глядят.
    • Друзья познаются в беде.
    • Жить – Родине служить.
  30. Какой великий русский художник написал картину «Богатыри»? (В.Васнецов)

4. Подведение итогов викторины. Награждение победителей книгами – сборниками былин о русских богатырях

(Звучит грамзапись песни «Богатырская наша сила») Динамическая пауза.

5. Рефлексия

Учитель:

– Непобедимым рачителем о своём народе и о своей Отчизне предстаёт перед нами герой былин Илья Муромец. Об Илье Муромце создан целый цикл песен, которые рассказывают о его беспримерной силе, смелости и его свободолюбивом характере, беззаветной любви к Родине и к своему народу. Во имя Родины и народа он совершал подвиги в борьбе с татарами.

Ученик:

–У Ильи бы научиться
Родину любить!
Ни за деньги, ни за славу
Подвиги вершить!

Ученица:

–Пример любви святой к Отчизне
И нам не худо перенять.
Враги пусть смотрят с укоризной –
Найдутся рыцари опять.

Учитель:

– Не перестанет Русь святая
Родить для битв богатырей.
Не будет мать – земля родная
Быть под защитой сыновей!

6. Домашнее задание (по выбору):

  • Выучить наизусть понравившийся отрывок из любой былины об Илье Муромце;
  • Нарисовать иллюстрацию к одной из былин об Илье Муромце.

Примечание: Вопросы викторины преимущественно были составлены мною по книге Старостина В.А. Илья Муромец: Богатырские былины / Худож. М.Шемаров.-М.: Сов. Россия, 1979. -160с., ил.

Былины:

  • Детство
  • Исцеленье
  • Илья Муромец и Соловей — Разбойник
  • Ильины три поездочки
  • Сухман – богатырь
  • Илья Муромец в ссоре со Владимиром
  • Илья Муромец и Батый
  • Илья Муромец выходит на свободу
  • Последнее побоище с татарами

10.02.2009

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Викторина «по русским былинам»


ВИКТОРИНА « ПО РУССКИМ БЫЛИНАМ»

1.Что такое былина ? (Былина – это песня, о событии которое когда – то произошло)

2.Кто такие богатыри ? Чем они занимались ?

3.Каких русских богатырей вы знаете ? (Волх Всеславьевич, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Алеша Попович, Михайло Данилович, Святогор, Василий Буслаев, Финист, Микула, Садко, Дунай – сват, Василий Казимирович, Сухман, Данина Ловчанин)

4.Какой богатырь до 33 лет больной лежал на печи ? (Илья Муромец)

5.Какой из трех богатырей Илья Муромец, Добрыня Никитич или Алеша Попович – самый старший, самый сильный и самый мудрый)

6.Назовите богатырей которые выросли в крестьянской семье ? (Илья Муромец, Микула, Финист)

7.Какого богатыря не могла держать земля, такой он был могучий ? (Святогор)

8.Кто взял в плен Соловья – разбойника ?

9.Кто помог князю Владимиру справиться с Калин – царем ? (Илья Муромец)

10.Кто украл у Владимира дочь Забаву Путятишну и кто ее помог вернуть ? (Добрыня Никитич)

11.Какой договор заключили Змей Горынич и Добрыня Никитич ? (о том что они не будут нарушать границы)

12.Кто и как помог князю Владимиру избавиться от Тугарина Змеевича ?

13.Какой богатырь был отправлен в Золотую Орду собирать дань за 12 лет ? (Добрыня Никитич)

14.Что наказывал Добрыня Никитич свой жене когда пошел собирать дань ? (ждать его 12 лет, не ходит замуж за Алешу Поповича)

15.Какой богатырь не мог вытянуть сошку Микулы из земли ? (Вольга со своей дружиной)

16.Какого богатыря из тюрьмы вытащила его жена Василиса Микулишна ? (Ставра Годиновича)

17.Каким образом Василиса Микулишка обманула князя Владимира ? (притворилась татарским послом)

18.Какой купец прославился своей игрой на гуслях ? (Садко)

19.Какие русские богатыри жили в Новгороде ? (Садко, Василий Буслаев)

20.Какие мультфильмы сняты о русских богатырях ? (Алеша Попович и Тугарин Змей, Добрыня Никитич и Змей Горынич, Илья Муромец и Соловей Разбойник, Василиса Микулишна)

uch.znate.ru

Викторина по литературному чтению «Русские былинные богатыри»

Викторина по литературному чтению

2-й класс «Школа 2100…»

Учитель начальных классов Петрунина Людмила Борисовна

МБОУ «Лицей №4» г. Рузаевка, Республика Мордовия

Тема. «Русские былинные богатыри ».

Цели:. Расширять представления детей о былинах как жанре устного народного творчества, соотнесение былинных героев с историческими и литературными персонажами;

Способствовать глубине понимания содержания былин о подвигах русских богатырей;

Развивать умение формулировать и высказывать свои мысли , аргументировать свою точку зрения;

Развивать внимание к стилю написания былин;

Воспитывать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой;

Приобщение учащихся к Древней русской истории, воспитание гордости за нее;

Расширение кругозора через знакомство с произведениями художественного и музыкального наследия.

Оборудование. Репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»; грамзаписи : П. Чайковский – «4-я симфония», Э. Григ – «Утро», М. Мусоргский – «Ночь на Лысой горе» и «Богатырские ворота», Л.Бетховен – «Ода к радости».

ХОД викторины

I. Организационный момент

II. Сообщение темы

Звучит запись 4-й симфонии П. Чайковского.

Учитель. Ой вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие и велась наша беседа речью плавною.

А расскажем-то мы вам о былинах, о старинах. И всего-то их было больше ста с лишним, да пришли они к нам из времен дальних, передавались они народам нашим из уст в уста.

Былина – это песнь о русских богатырях, в которой говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов. Ребята, разгадайте имена и скажите: что их объединяет?

На доске:

боДныяр киНичти, шалеА

ПочивоП, яИль руМоцем.

Дети. Здесь зашифрованы имена русских богатырей – Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Ильи Муромца.

У. Правильно, это русские богатыри, которые совершали героические подвиги ради любви к своей Родине.

Звучит «Утро» Э. Грига. Учитель читает стихотворение.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Д. Чувство торжества, гордости за свою Родину.

(входят богатыри, сказитель и гусляр)

Богатырь силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

Гусляр:

Аи, под славным городом под Киевом,

Стояла -то застава богатырская.

На заставе атаман был Илья Муромец,

Податаманье был Добрыня Никитич,

Есаул — Алёша — поповский сын.

(Выходят три мальчика, одетых богатырями. )

Илья Муромец:

Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,

Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,

Рычал злодей-разбойник по-звериному,

От его свиста все цветочки осыпалися,

А что есть люди — все мертво лежат.

Но срубил я ему буйну голову,

Говорил притом таковы слова:

«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко стращать малых детушек!»

Звучит музыка.

Добрыня Никитич:

Поехал я к славной речке —

Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,

Аи Змеинищо да то Горынищо,

Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.

Говорит-то Змеинищо таковы слова:

«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,

Я тебя в полон возьму, захочу — сожгу,

Захочу — сожру».

Изловчился я, ударил Горынище,

Ан упал-то Змей на сыру землю,

На сыру землю, на ковыль-траву.

Запросил пощады, душегубище.

Звучит музыка.

Алеша Попович:

Рассказали мне про Тугарина Змеевича,

И что сам он трех саженей росту,

Конь под ним, как лютый зверь,

Изо рта пламень пышет,

Из ушей — дым столбом — все боятся лютого,

Как хлестнул я его по голове,

А как упал он на сыру землю,

То вскочил я ему на черну грудь,

И отрезал ему голову прочь,

И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».

Звучит гусельная музыка.

Гусляр:

Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,

Аи седлали вы коней добрых,

Да стояли вы за веру и Отечество,

И поклон вам от Руси и во веки веков.

А и сильные, могучие богатыри

на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Кланяются друг другу и зрителям и уходят.

Начинаем викторину «Русские былинные богатыри.»

1.Представление команд.

Каждая команда назовет свое название и девиз.

Команда «Богатырская семья»

Девиз: Здесь на сцене перед вами

Удивляют чудесами

Неразлучные друзья

«Богатырская семья»!

Команда «Богатырские ребята»

Девиз: Богатырские ребята,

За себя мы постоим!

Все мы знаем, все мы видим,

Слабых всех мы защитим!»

Команда «Богатырское братство.»

Девиз: И хлеб, и соль,

И смех, и боль,

С тобой всегда

Делить позволь!

ВСЕ исполним небольшой богатырский обряд:

Дружно встали –раз. Два. Три-

Мы теперь – богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим.

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонившись влево, вправо

Получается на славу!

2. Конкурс теоретических вопросов.

1. Как называлась наша страна в старину?

2.Что такое былина?

3.Чем былина отличается от сказки?

4.В чем сходство былины и сказки?

5.Кто является героями былин: положительными, отрицательными, помощниками?

6.Где и кем исполнялись былины?

7.Кто такие сказители?

8.Каких русских богатырей вы знаете?

9.Кто автор картины «Богатыри»?

. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни. Какие пословицы о Родине вы знаете?

3.Конкурс пословиц о родине и защитниках Отечества.

. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей..

Своя земля и в горсти мила.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Смелость города берет.

Тот герой, кто за Родину горой.

Храбрый побеждает, трус погибает.

За правое дело стой смело!

Один за всех, все за одного!

Сам погибай, а товарища выручай!

С родной земли — умри, не сходи!

Жить — Родине служить!

Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет!

Кто смел да стоек, тот десятка стоит.

Тяжело в ученье, легко в бою.

Где смелость — там победа.

Мужественно биться — победы добиться!

За край родной насмерть стой!

Нет земли краше, чем Родина наша!

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Одна у человека мать — одна и Родина!

Береги землю любимую, как мать родимую.

Кто за Родину горой — тот истинный герой.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

Дружба и братство — дороже любого богатства.

Русский боец – всем образец

Не тот стрелок, кто стреляет, а тот кто в цель попадает

4.Конкурс «Знатоки содержания былин».

.Былины заставляют нас помнить своих героических предков, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защищать родную землю.

ВОПРОСЫ ОБ ИЛЬЕ МУРОМЦЕ

1.Где родился Илья Муромец? (село Карачарово под г. Муромом)

2.Как звали его отца и мать?(Иван Тимофеевич.Ефросинья Яковлевна)

3.Какая беда приключилась с Ильей?

4.Кто исцелил Илью? (калики перехожие)

5.Какой наказ дали странники Илье?

6.Как Илья растил своего коня?

7.Какой наказ получил Илья от отца с матерью?

8.Где было первое сражение Ильи? (Под г.Черниговом)

9.Кем предлагали стать Илье мужички черниговские?

10.Где сидел Соловей-разбойник? (возле Черной грязи у реки Смородинки на 12 дубах)

11.Какие звуки издавал соловей-разбойник?

12.Что поранил Илья Муромец Соловью-разбойнику? ( правый глаз и правую руку)

13.Почему князь не поверил рассказу Ильи о его пути в стольный град Киев?

14.Почему Соловей-разбойник отказал князю Владимиру в свисте?

15.Почему Илья Муромец отрубил Соловью-Разбойнику голову?

ВОПРОСЫ О ДОБРЫНЕ НИКИТИЧЕ

1.Где родился Добрыня? (Рязань)

2.Как звали его родителей?( Никита Романович и Афимья Александровна)

3.Каким наукам учила Добрыню мать?( читать, писать, на гуслях играть)

4.Сколько лет было Добрыне, когда умер его отец?

5.В какой реке Добрыне его мать запрещала купаться? Почему? (Почай-реке)

6.Где находилось логово Змея-Горыныча?( В Сорочинских горах)

7.Какая беда приключилась у князя Владимира? ( Змей Горыныч унес его племянницу забаву Путятичну в Сорочинские горы)

8.Что дала Добрыне его мать, благославив его на бой со Змеем Горынычем? ( Плетку семишелковую и платочек )

Для чего? ( Утрись платочком и коня утри , всю усталь как рукой снимет и сила у тебя и у коня утроится. Над Змеем взмахни плеткой семишелковой – он приклонится ко сырой земле)

9. Чем закончилось сражение Добрыни и Змея Горыныча? ( Победил и вывел Забаву Путятичну на белый свет и привез в Киев)

ВОПРОСЫ ОБ АЛЕШЕ ПОПОВИЧЕ

1.Где родился Алеша? (г.Ростов)

2. Почему получил такое прозвание? (отец соборный поп Левонтий)

3.Почему на пиру у князя Владимира в ту пору гостям было не весело?(там был Тугарин)

4.Почему Алеша сравнил Тугарина с батюшкиной коровой? (обжориста была да и лопнула)

5.Как природа помогла Алеше одолеть Тугарина? (туча пролилась частым дождиком и залила огненные крылья коня Тугарина)

6.Чем закончился поединок Алеши и Тугарина ?

Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор с тех далёких времен от наших предков.

Дуб — могучее дерево, он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

И пока жюри подводит итоги, давайте, встанем в круг и сделаем хороводный обряд — поклонение дубу:

У нас рос дубок(Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)

Вот таков! Корень его

Вот так глубок! (Наклоняются вниз, показывая корень.)

Листья его — Вот так широки! (Развести руки в стороны.)

Ветки его — Вот так высоки! (Руки вверх.)

Ах, ты дуб-дубок, ты могуч. (Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)

На ветру ты, дубок, скрипуч. (Покачивания руками.)

Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце.)

Чтобы землю родную

Защищать от врага!

5. Конкурс «Знатоки архаизмов.»

Объясните, что означают эти старинные слова и выражения:

Пал палить –сжигать срубленные деревья

Калики перехожие – странники

Ендова- чаша для питья

Дивиться — удивляться

Латы

Колчан

Стольный град

Тьма – тьмущая – очень много

Не прекословить – не спорить

Замуравела дорога прямоезжая – поросла травой

Волчья сыть –еда волков

Служба ратная – воинская служба

Зычный голос –громкий. Звонкий

Ратники- воины

Басурман –враг

6.Конкурс выразительного чтения отрывка из былины.

Один представитель каждой команды выразительно и правильно должен прочитать отрывок из былины , предложенный учителем.

7.Конкурс капитанов.

1.

А теперь испытаем мы наших капитанов. Прошу капитанов подойти ко мне. Ваша задача- найти и подчеркнуть в этом списке только имена богатырей.

На листочках запись.

Илья Муромец, Тугарин Змеевич, Василий Буслаевич, Никита Романович. Мороз Иванович, Святогор, Владимир Никитич, Алёша Попович, Карабас Барабас, Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Михайло Потапович.

2.

Поиграем в одно из любимых забав богатырских-

в отгадывание загадок. Но загадки не простые, а старинные:

1) И у тебя, и у меня,

И у попа, и у кота,

И у щуки в море

И у дуба в лесу. ( имя )

2) Горшочек умён

Семь дырочек в нём. ( голова человека )

  1. Не крылата, а перната, как летит,

Так свистит, а сидит, так молчит. ( стрела )

4)Построен хлевец

Для пяти овец. (рукавица)

5)Два арапа- родные брата,

Ростом по колено,

Везде с нами гуляют

И нас защищиют. (сапоги)

6)Две головы, шесть ног, две руки , один хвост. ( всадник)

3. Одежда и оружие древнерусского воина.

1)Рубящее оружие.( меч)

2) Колющее оружие ( копье)

3) Оружие для поражения на большом расстоянии.( Лук и стрелы)

4) Доспехи из металлических пластин (латы)

5) Богатырский головной убор (шлем)

6) Рубаха из металлических колец (кольчуга)

Рассказ об одежде и вооружении богатыря. На тело надета кольчуга – железная рубашка.

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

2. Что надето на головы богатырей?

Шлем.

На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

3. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

. Беседа о знаках, оберёгах, поклонении, родовом дереве, обрядах.

Ребята, мы знаем, что рукоятка меча и ножны для меча украшались орнаментом и узором.

– Что означал на щите и на ножнах меча знак Солнца. Почему именно этот знак красно-солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны.

Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.

– Что означали знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы?

Если украшали растительностью, значит меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберёгами для богатырей и воинов – ратников.

Ребята, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Люди поклонялись Богу солнца – Даждьбогу и летнему Богу солнца – Яриле. Вот почему его наносили на ножны и рукоятки меча. А растения – живые существа. И люди в Древней Руси это знали. Нужно было сражаться за свою родную землю и побеждать, чтобы продолжить свой род.

Чтобы оружие (показываю меч) в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:

«Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках». Это было обращение к Богу небес, создателю вселенной – Сварогу.

Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг: «Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вспомните, как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».

ВОПРОСЫ ПО КАРТИНЕ В, М, ВАСНЕЦОВА.

  1. кого изобразил художник на картине?

  2. Куда всматривается каждый из богатырей?

  3. Что охраняют богатыри?

  4. Место действия картины?

  5. Какое настроение у картины?

  6. Какие чувства она у нас вызывает?

Вот такие богатыри пришли на службу князю Владимиру, по прозванию Владимир Красно Солнышко, что сидел правил в стольном Киев-граде. Но больше всего служили богатыри народу русскому.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВИКТОРИНЫ

НАГРАЖДЕНИЕ

infourok.ru

Викторина; «Русские былинные богатыри ».

Викторина по литературному чтению

2-й класс

Тема. «Русские былинные богатыри ».

Цель. Расширять представления детей о былинах как жанре устного народного творчества.

ХОД викторины.

I. Организационный момент. Сообщение темы.

-Ой вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие и велась наша беседа речью плавною.

А расскажем-то мы вам о былинах, о старинах. И всего-то их было больше ста с лишним, да пришли они к нам из времен дальних, передавались они народам нашим из уст в уста.

Былина – это песнь о русских богатырях, в которой говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов. Ребята, разгадайте имена и скажите: что их объединяет?

На доске:

боДныяр киНичти, шалеАПочивоП, яИль руМоцем.

Дети: Здесь зашифрованы имена русских богатырей – Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Ильи Муромца.

У:Правильно, это русские богатыри, которые совершали героические подвиги ради любви к своей Родине.

Звучит «Утро» Э. Грига. Учитель читает стихотворение.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Д: Чувство торжества, гордости за свою Родину.

-Вы меня послушали, теперь я послушаю вас. Что вы подготовили дома о богатырях.

А теперь начинаем викторину «Русские былинные богатыри.»

Мы отправляемся в путешествие по городам.

Для начала мы ВСЕ исполним небольшой богатырский обряд:

Дружно встали – раз. Два. Три-

Мы теперь – богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим.

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонившись влево, вправо

Получается на славу!

1.Город теоретических вопросов.

1. Что такое былина?

2.кто является героями былин: положительными. Отрицательными. Помощниками?

3.Где и кем исполнялись былины?

4.Кто такие сказители? ( Хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа)

5.Каких русских богатырей вы знаете?

Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни. Какие пословицы о Родине вы знаете?

2.Город пословиц о родине и защитниках Отечества.

-Как вы понимаете эти пословицы.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто в цель попадает.

3.Город «Знатоки содержания былин».

.Былины заставляют нас помнить своих героических предков, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защищать родную землю.

ВОПРОСЫ ОБ ИЛЬЕ МУРОМЦЕ

1.Где родился Илья Муромец? (село Карачарово под г. Муромом)

2.Как звали его отца и мать?(Иван Тимофеевич.Ефросинья Яковлевна)

3.Какая беда приключилась с Ильей?

4.Кто исцелил Илью?

5.Какой наказ дали странники Илье?

6.Как Илья растил своего коня?

8.Где было первое сражение Ильи? (Под г.Черниговом)

Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор с тех далёких времен от наших предков.

Дуб — могучее дерево, он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

сделаем хороводный обряд — поклонение дубу:

У нас рос дубок(Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)

Вот таков! Корень его

Вот так глубок! (Наклоняются вниз, показывая корень.)

Листья его — Вот так широки! (Развести руки в стороны.)

Ветки его — Вот так высоки! (Руки вверх.)

Ах, ты дуб-дубок, ты могуч. (Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)

На ветру ты, дубок, скрипуч. (Покачивания руками.)

Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце.)

Чтобы землю родную

Защищать от врага!

4. Город «Знатоки архаизмов.»

Объясните, что означают эти старинные слова и выражения:

Пал палить –сжигать срубленные деревья

Ендова- чаша для питья

Дивиться — удивляться

Тьма – тьмущая – очень много

Служба ратная – воинская служба

Ратники- воины

Басурман –враг

5.Город «Имена Богатырей»

Ваша задача- найти на доске и назвать в этом списке только имена богатырей.

На листочках запись.

Илья Муромец, Тугарин Змеевич, Василий Буслаевич, Никита Романович. Мороз Иванович, Святогор, Владимир Никитич, Алёша Попович, Карабас Барабас, Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Михайло Потапович.

6.Город «Загадок»

Поиграем в одно из любимых забав богатырских-

в отгадывание загадок. Но загадки не простые, а старинные:

1) И у тебя, и у меня,

И у попа, и у кота,

И у щуки в море

И у дуба в лесу. ( имя )

2)Горшочек умён

Семь дырочек в нём. ( голова человека )

3)Не крылата, а перната, как летит,

Так свистит, а сидит, так молчит. ( стрела )

4)Построен хлевец

Для пяти овец. (рукавица)

5)Два арапа- родные брата,

Ростом по колено,

Везде с нами гуляют

И нас защищиют. (сапоги)

3. Одежда и оружие древнерусского воина.

1)Рубящее оружие.( меч)

2) Колющее оружие ( копье)

3) Оружие для поражения на большом расстоянии.( Лук и стрелы)

4) Доспехи из металлических пластин (латы)

5) Богатырский головной убор (шлем)

6) Рубаха из металлических колец (кольчуга)

На тело надета кольчуга – железная рубашка.

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

2. Что надето на головы богатырей?

Шлем.

На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

3. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

Чтобы оружие в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу.

Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг.

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

Итог урока:

-Что нового узнали о богатырях?

-У вас есть те из семьи, которые похожи на богатырей?

Домашнее задание: Написать рассказ, какими качествами, характером обладают богатыри.

multiurok.ru

ВИКТОРИНА ПО ТЕМЕ «БЫЛИНЫ» | Doc4web.ru

ВИКТОРИНА ПО ТЕМЕ «БЫЛИНЫ»

  1. К какому роду литературы относятся былины?

  • Лирика

  • Драма

  • Эпос

  1. Дайте определение жанра «былина».

  2. Соотнесите названия былин с циклами.

  1. Какое событие соответствует кульминационному моменту былины?

  • Ссора богатыря с князем

  • Поединок богатыря, в котором он одерживает победу

  • Пир у князя

  1. Дайте определение гиперболы.

  2. Определить из какой былины взят фрагмент:

А тут ли оратай-оратаюшко

Гужики шелковые повыстегнул,

Кобылу из сошки повывернул.

Они сели на добрых коней, поехали,

Как хвост-то у неё расстилается,

А грива-то у неё завивается.

У оратая кобыла ступью пошла…

  • «Добрыня и змей»

  • «Волх Всеславьевич»

  • «Вольга и Микула Селянинович»

  1. Выбрать примеры употребления гиперболы.

  • «чисто поле», «ковыль-трава», «добрый конь»

  • «птицей-соколом летать ему под оболока»

  • «мужичками-разбойничками, положил их до тысячи»

  1. Какой город не мог упоминаться в былинах?

  • Киев

  • Чернигов

  • Муром

  • Москва

  1. Соотнесите существительные и прилагательные, чтобы получились постоянные эпитеты.

  • Чисто (чиста) дружинушка

  • Буйная (буйное) поле

  • Хоробрая (хороброе) головушка

10. В какой былине нашли отражение нравственные идеалы русского народа: прославление мирного труда, мастерство, трудолюбие, физическая сила, чувство собственного достоинства, доброта и честь?

  1. С какой целью Вольга Святославич отправляется в путь-дорогу?

12. Какой первый подвиг совершил Илья Муромец? (разбил рать под Черниговом)

  1. Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось по ней проехать? (500 вёрст)

  2. Назовите отчество Ильи Муромца.

  3. У какой былины такая концовка:

А и тут Илье ему т славу поют,

А и славу поют ему век по веку!

(Илья Муромец и Соловей-разбойник»

15. Кем мужички черниговские предлагали остаться Илье Муромцу у них в городе? (воеводою)

16. Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец говорит: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-разбойник? (Одихмантия «Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын»)

doc4web.ru

Тест: Тематический тест по литературе, 5 класс. Былина «Илья-Муромец и Соловей-разбойник»

Предназначен для проверки усвоения темы «Былина «Илья-Муромец и Соловей-разбойник». Проводится после завершения её изучения. В тесте 10 вопросов и 4 варианта ответа, один из которых является правильным.

Литература 5 класс | Автор: Тихонова Надежда Андреевна | ID: 884 | Дата: 6.1.2014

«;} else {document.getElementById(«torf1″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(1)==»1″) {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(2)==»1″) {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(3)==»1″) {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(4)==»1″) {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(5)==»1″) {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(6)==»1″) {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(7)==»1″) {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(8)==»1″) {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(9)==»1″) {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;}; } }

Получение сертификата
о прохождении теста

testedu.ru

Проверочный тест по былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» в 6 классе

1. От какого слова произошло название «былина»?

А) Быль. Б) Былинить. В) Былюшка.

2. Дайте точное определение былины:

а) произведение устного народного творчества фантастического или бытового характера;

б) произведение фольклора, в котором сочетается реальное и фантастическое;

в) произведение устной поэзии о богатырях и исторических событиях в Древней Руси.

3. Как исполнялись былины?

А) Их сказывали. Б) Их рассказывали. В) Их пели.

4.Какова главная идея былин?

А) Защита Русской земли. Б) Любовь к русской женщине.

В) Отношения богатыря и природы.

5. Где стоял «заутреню» Илья Муромец?

А) В Киеве. Б) В Муроме. В) В Чернигове.

6. Что обозначает слово «заутреня»?

А) Завтрак. Б) Заря. В) Утренняя церковная служба.

7. Какое дерево облюбовал для засады Соловей Разбойник?

А) Высокую сосну. Б) Столетний дуб. В) Чёрную ель. Г) Кривую берёзу.

8. У какой речки сидел Соловей Разбойник?

А) У Днепра. Б) У Смородины. В) У Сожа. Г) У Москвы-реки.

9. Что мешало скакать коню Ильи Муромца?

А) Трухлявые пни. Б) Иссохшие стволы. В) Поваленные деревья.

10. Сколько времени понадобилось русскому богатырю, чтобы разбить «силушку великую» и пленить Соловья Разбойника?

А) Он потратил примерно два-три часа.

Б) У него ушло столько времени, сколько длилось богослужение.

11. Кто помог Илье Муромцу одолеть «силушку великую»?

А) Конь. Б) Никто. В) Соловей Разбойник.

12. Чьим сыном был Соловей Разбойник?

А) Оразмурадов сын. Б) Одихмантьев сын. В) Рахматов сын.

13. Кто и кому говорит следующие слова: «Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей…»?

А) Соловей Разбойник Илье Муромцу. Б) Князь Илье Муромцу.

В) Илья Муромец Соловью Разбойнику.

14. Почему Илья Муромец отрубил «буйну голову» Соловью Разбойнику?

А) Илья рассердился, что пленник нарушил его приказ.

Б) Богатырь понял, что Соловей не перестанет вредить людям.

В) Илья поддался приступу гнева при виде мёртвых киевлян.

15. Подберите былинные эпитеты к следующим существительным:

А) дороженька А) стольный

Б) земля Б) широкий

В) поле В) замуравевший

Г) палата Г) добрый

Д) Киев-град Д) сырой

Е) силушка Е) белокаменный

Ё) ворон Ё) славный

Ж) дорожка Ж) богатырский

З) молодец З) прямоезжий

И) конь И) великий

Й) чёрный

16. По лексическому значению определите понятия.

Б) Обедня

В) Висок – это…

В) Лазоревый

Г) Завалить дорогу стволами засохших деревьев – это…

Г) Заутреня

Д) Утренняя церковная служба – это…

Е) Небесно-голубая расцветка, цвет ясного неба – это…

Е) Подлыгаться

Ё) Дорога заросла травой –это…

Ё) Замуравела

Ж) Заколодить

З) Бахвалиться

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!!

infourok.ru

Советы рукодельницам