3. Общественно полезный труд

Участие детей в общественно полезном труде является необходимым условием воспитания в любом обществе. В общественно полезном труде есть проявление высокой сознательности и инициативы, подчинения узко личных интересов высоким идеалам нового общества. В этих условиях выполнение работы на общественных началах стало нормой поведения человека. Народные дружины, ателье добрых услуг при многих домохозяйствах, участие в благоустройстве и озеленении городов, общественный контроль над работой магазинов, столовых привлекают огромное количество людей, которые не хотят жить по принципу: “Моя хата с краю”. Строительство новых городов, гидроэлектростанций, освоение целинных и залежных земель, разбивка парков, помощь крестьянским хозяйствам — все это совершается при непосредственном участии молодежи.

В нашей школе вся трудовая деятельность учащихся: самообслуживание, производительный и даже учебный труд — должна носить общественно полезный характер, так как труд, лишенный идейной направленности, высокой цели, для воспитания является процессом нейтральным. Даже производственный труд старших учащихся, который объективно всегда должен быть общественно полезным, может оказаться нейтральным процессом, если высокая социальная цель его будет заслоняться иными, узкими, эгоистическими целями (например, заработать побольше денег). Снижение мотивации любого, пусть самого значительного, вида труда может иметь отрицательные последствия: стремление выбирать работу полегче, повыгоднее, делать быстрее в ущерб качеству, где можно — словчить.

Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию высоких моральных качеств человека.

Окончив вспомогательную школу, наши учащиеся приходят на производство, вливаются в рабочие коллективы, в коллективы общежитий, поэтому школы должны подготовить ребят к тому, чтобы они были не только хорошими производственниками, но и участвовали во всей общественной жизни. Конечно, эта задача должна решаться сообразно с возможностями каждого ребенка. Школа VIII вида дает нашим учащимся возможность разобраться в человеческих отношениях, найти свое место в жизни, причем моральная победа ребенка над имеющимся органическим дефектом и всеми его отрицательными последствиями часто приходит именно в процессе активного участия в общественно полезном труде.

Самым главным и самым ценным в общественно полезном труде являются его высокие мотивы, которые хорошо понятны детям. Труд на общую пользу, во имя высокой цели — вот мотивация общественно полезной деятельности. Для учащихся она воплощается в мотивах: “Поможем детскому саду”, “Сделаем наглядные пособия для урока”, “Поможем школе, городу, селу, нашим шефам”.

Характер и глубина мотивации общественно полезного труда с возрастом усложняются и развиваются. Для младшего школьника это чаще всего труд по самообслуживанию, который помогает понять необходимость труда для других людей, для коллектива (“Уберем класс, нянечкам будет легче”, “Не будем сорить, дежурным легче”). Мотивация эта бывает более ограниченной и узкой, связанной с достижением конкретной цели, не выходящей за пределы личного опыта ребенка.

Подростки, трудовой опыт и знания которых расширяются, могут руководствоваться уже более отдаленными мотивами: “Сделаем для детского сада игрушки”, “Поможем малышам”. В этом они часто осознают свой гражданский долг. Поэтому при выполнении учащимися любых общественно полезных дел нужно показывать общественную необходимость их труда, ставить перед ними доступную и вместе с тем значительную в общественном отношении цель.

Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы школьников. Эта особенность общественно полезного труда имеет большое значение в работе с учащимися вспомогательных школ, страдающими пассивным отношением к жизни.

Н.К.Крупская неоднократно указывала на то, что детскую активность надо направлять на поиски общественно полезных дел. Необходимо, чтобы каждый школьник пристально вглядывался в жизнь, умел видеть сам, что ему нужно сделать для общества.

Опыт работы школ VIII вида говорит о том, что эти формы вполне могут быть использованы при организации общественно полезного труда учащихся.

Общественно полезный труд учащихся нельзя ограничить заранее составленной программой, здесь можно указать лишь примерный перечень трудовых дел, так как решать эти вопросы в связи с жизнью данной школы, без учета необходимости данного вида работы, без учета особенностей коллектива нельзя.

Учащиеся школ VIII вида принимают участие в общественно полезном труде, который можно разделить на две группы:

  1. общественно полезный труд в школе;

  2. общественно полезный труд вне школы.

При этом конкретные дела для учащихся городских и сельских школ будут различны.

К первой группе следует отнести: участие в самообслуживании, изготовление и ремонт учебного оборудования и инвентаря, участие в ремонте школьного здания, выполнение заказов предприятий и организаций в учебных мастерских, работу на пришкольном участке и благоустройстве школьной территории, помощь в работе библиотеки и методического кабинета школы.

Ко второй группе можно отнести: работы по охране в близлежащих скверах зеленых насаждений, заготовку и развешивание кормушек для птиц, заботу о памятниках героям, помощь предприятиям, общественно полезный труд в лагерях летнего отдыха, сбор лекарственных растений.

В сельской школе в содержание общественно полезного труда входит участие детей в сельскохозяйственных работах.

Каждый школьник принимает участие в разнообразных видах общественно полезного труда, что дает ему возможность овладеть большим количеством навыков, полезных в практической жизни, выработать привычку часть своего времени отдавать общественным делам.

Однако воспитательное значение общественно полезных дел зависит не только от выбора объекта труда, распределения заданий между учащимися и учета их работы. Оно зависит и от сознательного подхода к выполняемой работе и положительного, эмоционального отношения к ней. Важно поэтому все время поддерживать бодрый ритм работы, не допускать спада настроения. Наибольший подъем вызывает успех, он приносит удовлетворение от общественной деятельности, является залогом положительного отношения к работе и стимулом развития общественной активности.

В общественно полезном труде всегда должно быть место для детского изобретательства и творчества. Развитию изобретательности, находчивости, смекалки способствует соревнование на лучшую организацию выполнения полезных дел, на лучшее качество работы и т.д. Соревнование поддерживает трудовой подъем, побуждает каждого жить общими интересами.

В младших классах общественно полезные дела тесно связаны с ручным трудом, самообслуживанием. А в старших классах часто устанавливается связь между трудом общественно полезным и производительным. Чем старше учащиеся, тем более тесная связь у них с окружающей действительностью, тем ближе они знакомятся с трудом и жизнью людей.

studfiles.net

Общественно полезный труд школьников

Некоторые родители и дети, услышав об усилении внимания к общественно полезному труду школьников, возмутятся: «Когда? Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия, помощь по дому. Времени на общественно полезный труд у них нет».

Но сами мамы и папы когда-то в школе убирали класс, ухаживали за пришкольным участком, разводили в классе цветы, собирали макулатуру, более того — металлолом, приводили в нормальное состояние книги и учебники в школьной библиотеке и многое другое. Разве не с теплыми чувствами вспоминаете эти моменты школьного периода жизни?

Почему же теперь дети не могут оказывать посильную помощь школе, а по сути — самим себе. И не только тем, что делают родной город, поселок, деревню, школу и пришкольный участок красивее, комфортнее для себя и других, но и тем, что ощущают свою нужность, причастность к делам всей страны. Они приобретают важный жизненный опыт. Причем результат виден сразу. Посадили в парке аллею лип — приятно и самим там погулять, и другим людям тоже. Собрали макулатуру, а на вырученные деньги усовершенствовали школьную спортивную площадку и т.д.

Можно работать в учебных мастерских, изготавливая предусмотренную учебной программой продукцию не только для себя, но и для школы. Ремонтные бригады могут производить мелкий ремонт, например, школьной мебели, садового инвентаря (грабли, лопаты и т.д.).

В начале учебного года было бы полезно руководству школы рассказать ученикам и родителям, какие именно виды общественно полезного труда планируются и что станет его результатом. Например, если собирают макулатуру, то для чего, с какой целью, а потом рассказать, сколько собрали, какую сумму получили и как ее расходовали.

И не общими словами отчитаться о расходе общественных денег, например, на ремонт школы (что это такое — никто не знает, но каждый год на эту статью уходят большие суммы), а конкретно: в кабинете номер 2 заменили старые стулья на новые и на это ушла такая-то сумма, также оборудовали баскетбольную площадку около школы, на что было потрачено столько-то денег. Осталось столько-то, их можно потратить на закупку новых интересных книг в школьную библиотеку. Тогда мотивация участия в таких делах будет более высокая.

Можно объявить конкурс на предложения добрых дел или повесить специальный почтовый ящик в школе для подобных предложений. Что еще могут ученики сделать? Помочь немощным людям с уборкой и покупкой продуктов, сделать игрушки для детского сада, показать им интересный спектакль и т.д. Это развивает в школьниках инициативность, чувство ответственности не только за себя, но и за все, что происходит вокруг. Такие ребята никогда не станут равнодушными, безучастными.

Тема трудовых лагерей более проблемная. И вовсе не потому, что дети должны будут во время летних каникул работать на школьных участках, оказывать посильную помощь библиотекам, благоустраивать родную школу, класс. Летом многие родители берут отпуск, и не всегда заранее могут определить, как будут его проводить. Отказываться от долгожданной поездки, путешествия, переезда на месяц на дачу из-за необходимости отработки в летнем трудовом лагере никому не хочется. Скажете, что нужно просто записаться на месяц, когда у родителей точно не предусматривается отпуск. Но почему-то получается так, что равномерно распределить учеников на выполнение общественно полезного труда по летним месяцам не получается: либо всем нужно в начале лета, либо в середине, либо в конце августа.

Некоторые родители на все лето отправляют любимое чадо к дедушкам и бабушкам или другим родственникам в пригород или деревню, чтобы ребенок мог отдохнуть на свежем воздухе, набраться сил к новому учебному году. Что делать с ними? Ведь они могут отработать либо в начале июня, либо в конце августа. А если таких половина школы? Где взять столько работы на это время и кто будет работать в остальные месяцы?

Родителей беспокоит также, не принесет ли выполняемая работа вред здоровью их ребенку? Рассказывают ли детям про технику безопасности? Как обстоит дело с медицинской помощью? Будут ли мамы и папы в курсе, к каким конкретно работам будет привлекаться их ребенок? Не придется ли пропускать дополнительные занятия?

При привлечении детей к общественно полезному труду, естественно, необходимо учитывать посильность нагрузки, а также состояние здоровья. Если выявились ученики, которым по медицинским показаниям нельзя заниматься физическим трудом, они могут принести пользу, занимаясь облегченным или интеллектуальным трудом: помощь в библиотеке, составление графиков и т.д.

Ясный, понятный инструктаж по технике безопасности должен проводиться с учащимися при выполнении любых видов работ. Они должны понимать, как правильно выполняется то или иное действие, что может случиться, если нарушить данные инструкции и какие должны быть эффективные действия в этом случае.

Выполнение любых работ школьниками должно быть обеспечено доступной медицинской помощью, которая в случае необходимости сразу же должна быть оказана.

К общественно-полезному труду привлекать школьников можно только с письменного согласия его родителей или законных представителей.

Родители понимают необходимость общественно полезного труда. Однако опасаются, что эти работы пойдут в разрез с графиком школьных и дополнительных занятий ребенка, установленным с огромными усилиями к октябрю. В наше время необходимо учитывать тот факт, что многие учащиеся, если не все, активно посещают курсы, факультативы, спортивные секции, кружки, тренинги, музыкальные или художественные школы. Дополнительные занятия стали полноправной важной частью качественного образования. Это нужно обязательно учитывать при привлечении школьников к общественно полезному труду.

 

Likes(0)Dislikes(2)

prouchebu.com

Доклад на тему «Общественно-полезная деятельность»

Общественно — полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.

Цель: содействовать всестороннему развитию личности.

Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;

— воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

— ценностное и творческое отношение к учебному труду;

-трудолюбие;

-элементарные представления о различных профессиях;

-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

— мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.

Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.

 Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.

 На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.

    Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.

    Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам  установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.

   Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.

    Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью).  Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.

    Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.

              Виды общественно полезной деятельности по годам обучения

                                        1 класс

Протереть своевременно классную доску.

Протереть своевременно парты.

Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.

Прибрать на отдельных полках  в шкафу.

Убрать после завтрака посуду, протереть столы.

Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.

Сделать и повесить кормушки для птиц.

Выполнить обязанности санитара, старосты.

                        2 класс

То же, что  в I классе, и дополнительно:

Уход за цветами.

Заведование шкафом.

Дежурство в столовой.

Уборка комнаты после труда.

Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.

Ремонт пособий.

Помощь в изготовлении наглядных пособий.

                       3 класс

То же, что во II классе, и дополнительно:

Уход за цветами в зале.

Организация классной библиотеки.

Шефство над учащимися I класса.

Забота о больных товарищах.

Принести, повесить и отнести учебные пособия.

                       4 класс

То же, что в III классе, и дополнительно:

Уход за цветами в школе.

Шефство в I и II классах.

Мытье полов, дверей и панелей в классе.

Участие в санитарной комиссии по школе.

Работа в составе совета дружины.

                     5 класс

То же, что в IV классе, и дополнительно:

Шефство в I, II и III классах.

Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).

Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.

Украшение школы к праздникам.

Помощь слабым ученикам.

                     6 класс

То же, что в V классе, и дополнительно:

Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).

Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.

Помощь в уборке школы.

Помощь в столовой.

Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.

Мытье панелей в школе.

Уборка снега около двора.

                     7-9 классы

То же, что в  VI классе, и дополнительно:

Уход за садом.

Посадка деревьев и цветов на своих участках.

Починка парт, столов, стульев.

Организация уголка по подготовке к экзаменам.

Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.

Сбор утильсырья.

Шефство над пенсионерами.

     Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.

    Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.

Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; — развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; — вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.

Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать  и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.

infourok.ru

2. Отношение к учению дома

А) Ответственно и добросовестно готовит домашние задания.

Б) Не всегда добросовестно готовит домашние задания.

В) Проявляет безответственность к выполнению домашнего задания.

Г) Проявляет безответственность в учении, уроки дома не учит, школу посещать не хочет.

3. Отношение к общественно полезному труду

А) Понимает общественную ценность труда, сам проявляет интерес к занятиям по труду, добросовестно относится к самообслуживанию и другим видам труда, организует и побуждает к труду других.

Б) Понимает общественную ценность труда, сам проявляет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно полезный труд не организует и не побуждает.

В) Трудится при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов и товарищей.

Г) Не любит физического труда, стремится уклониться от него даже при наличии контроля.

4. Трудолюбие

А) Любит труд, постоянно сам помогает старшим.

Б) Не всегда помогает, делает то, что поручают.

В) Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.

Г) Постоянно уклоняется от труда, очень ленив.

5. Долг и ответственность в общественной работе

А) Выполняет общественные поручения охотно, с желанием и ответственностью, требует такого же отношения от других.

Б) Выполняет общественные поручения охотно, ответственно, но от других этого не требует.

В) Неохотно выполняет поручения, требует побуждения со стороны учителей, товарищей.

Г) Уклоняется от общественных поручений, проявляет безответственность.

6. Дисциплинированность

А) Примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, побуждает к хорошему поведению других.

Б) Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других.

В) Нарушает дисциплину даже при наличии контроля со стороны педагогов, товарищей, мало реагирует на внешние воздействия.

7. Самокритичность

А) Самокритичен, уважает критику членов коллектива стремится учесть критические замечания.

Б) Не всегда самокритичен, не всегда исправляется после критических замечаний.

В) Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи.

Г) Озлобленно воспринимает критику членов семьи, в ответ на замечания грубит.

8. Отношение к общественным поручениям

А) Охотно выполняет общественные поручения, рассказывает об их выполнении дома.

Б) Не всегда проявляет ответственность и желание выполнять общественные поручения.

В) Чаще всего безответственно относится к общественным поручениям, требует постоянного контроля со стороны родителей.

Г) Не любит общественную работу, не выполняет ее.

9. Коллективизм и товарищество

А) Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела коллектива.

Б) Общителен, считается с интересами коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, но не организует полезные дела коллектива.

В) Отзывается на просьбы товарищей, участвует в делах коллектива при побуждении со стороны учителей и членов коллектива.

Г) Необщительный, эгоистичный.

10. Отношение ребенка к своему классу, школе

А) Любит свой класс, свою школу, защищает их честь делами, рассказывает об этом дома.

Б) Любит класс и школу, но не всегда подкрепляет это хорошими делами.

В) Равнодушен к делам класса и школы, открыто выражает свое отрицание.

Г) Не любит свой класс, свою школу, открыто выражает свое отрицательное отношение к ним.

studfiles.net

Производительный труд учащихся, Общественно полезный труд учащихся, Труд учащихся с бытового самообслуживания

Направленная она на создание материальных ценностей ее организационные формы на разных возрастных этапах неодинаковы. Для младших школьников производительный труд сочетается с игрой, предусматривает использование жаре иально изготовленных для детей инструментов и оборудования. Подростки и старшие школьники работают в одинаковых условиях со взрослыми, пользуются теми орудиями труда, и они получают трудовые задания, п поля порядок работы, контролируют ее выполнение и оценивают результаты. Производительный труд учащихся может быть организована в учебных мастерских, в процессе изготовления продукции на заказ, на. Пришко ных участках, во время трудовой практики на производстве и в сфере обслуживанияання.

Воспитательные возможности участия школьников в производительном труде проявляются в том, что, работая рядом со взрослыми, они приобщаются к жизни общества, приобретают жизненного опыта, вырабатывают в себе умением ния общаться в производственной сфере, осваивают эффективные приемы производственной деятельности. Производя продукцию собственными руками, они осознают свои возможности, начинают чувствовать уверенность в себе, в собственных силах, а сам вид хорошо сделанной вещи доставляет эстетическое удовольствие, а плата за работу убеждает их в значимости этой работы. Кроме того, самостоятельно заработанные деньги учат бережливости, р ациональнои организации собственной жизни, умение соотносить удовлетворения потребностей с реальными возможностями. Производительный труд совершенствует трудовые умения и навыки, приучает к трудовых усилий, развивает су общую активность, волю, дисциплинированность, ответственность, инициативу, точность и тщательностьсть.

Общественно полезный труд учащихся

Такой трудом может быть сбор макулатуры, лекарственных растений, даров леса, оказание помощи ветеранам войны и труда, больным и старикам. Нередко она имеет состязательный характер, что побуждает млад ей на добрые дела не ради вознаграждения, а с осознания необходимости делать людям добро. К общественно полезному труду относятся и изготовлению игрушек для дошкольников, создание и ремонт наглядных посибны ков, упорядочения книг в школьной библиотеке и иін.

Воспитательная ценность общественно полезного труда в том, что школьники учатся бескорыстно делать добрые дела, осознают необходимость сочетания общественных и личных интересов, развивают чувство обя зку перед людьми.

Труд учащихся с бытового самообслуживания

Ремонтируя учебное оборудование, поддерживая порядок и чистоту в классах, школьных мастерских, рекреациях, на школьном дворе, ученики учатся работать и ценить труд взрослых, руками которых возведены ш школьное здание, изготовлены мебель и учебное оборудование, развивают в себе бережное отношение к створеног.

Работу по самообслуживанию ученики должны выполнять и дома (уборка кровати, чистки одежды и обуви, помощь старшим в уборке квартиры, приготовлении пищи, заготовки дров и др.). Нередко родители обе еригають детей от домашней работы, берут на себя то, что они способны сделать сами. Дети, выросшие в таких семьях, стараются избегать физического труда, не умеют трудиться и не ценят труд др. ших. Педагоги должны помочь родителям правильно организовать самообслуживания детей в семье. Одна из форм работы по самообслуживанию — чередование учеников в классе и в школе, выполнение различных организато орских функций в классном и в общешкольном коллективктиві.

Каждый вид труда призван способствовать физическому, умственному и нравственному воспитанию школьников. Однако для того, чтобы труд воспитывала, она должна быть правильно организованная

Прежде всего она должна быть целеустремленной, т.е. учащиеся должны понимать цель предлагаемой работы, знать, для чего они ее выполняют, какими будут ее результаты. Каждый ученик должен осознать, что вимагают ть от него. Бессознательная работа не способствует формированию потребности в ней, любви к нееї.

Труд учащихся необходимо связывать с их учебной работой, поэтому, подбирая объекты труда для учащихся, следует сочетать их с учебной работой. Важно добиваться, чтобы трудовая деятельность школьников способствовала а практическому применению и углублению знаний, подготовке к производительному труду в различных отраслях производства, помогала формированию у них высоких моральных качеств, повышала общественную активность. Я к утверждал. А. Макаренко, труд без образования, без политического и нравственного воспитания является нейтральным процессосом.

Воспитательная эффективность труда растет при условии, что ученики являются ее организаторами, а не только исполнителями. Поэтому педагоги должны привлекать школьников к поискам объектов труда, ее планирования и организации коллектив ву на ее выполнение. В таком случае они будут заинтересованы в своевременности и качества выполнения трудовых заданий, у них формироваться инициативность, самостоятельность и ответственность. Воспитание любви к труда, формирование трудовых умений и навыков требует систематической работы учащихся, а не случайной участия в ней. Для этого классные руководители и администрация школы, планируя участие учащихся в различных видах рабо и должны детально продумать ее последовательность, осознать, которого воспитательного эффекта они стремятся достичь, предлагая детям определенный вид рабораці.

Работа должна быть доступной. Непосильный труд порождает неуверенность ученика в своих силах, нежелание выполнять ее. Если работа слишком легка, не требует усилий, она вызывает пренебрежительное отношение. Труд эт должна усложняться по методам ее выполнения и увеличиваться по объему по мере приобретения школьниками трудового опыта, учащихся следует приучать завершать дело, начиная с младших классесів.

Воспитание любви к труду предусматривает отбор интересных по содержанию и методике организации видов труда. Нецелесообразно предлагать учащимся однообразную, нетворческой труд время их следует психологически готовить к тог го, что в жизни нередко приходится выполнять и неинтересную роботту.

Организация труда учащихся должно основываться на научных принципах способствовать формированию у них культуры труда — продуманного порядка на рабочем месте (рациональное размещение инструмента, материалов, г готовой продукции), эффективного использования рабочего времени, рациональных приемов труда, экономного расходования материалов, электроэнергии, соблюдение личной гигиены и техники безопасности тощо.

Учащиеся должны научиться работать в коллективе. Коллективный труд способствует формированию гармоничных отношений между учениками, духа сотрудничества, взаимопомощи, товарищества, вырабатывает способность к общему трудо ового усилия. В этом убеждал. А. Макаренко:»Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношением ния людей друг к другу любовь и дружбу в отношении каждого труженика, возмущение и осуждение в отношении лентяя, к человеку, уклоняется от труда. В трудовом усилии воспитывается не только ро. Бочай подготовка человека, но и подготовка товарища, т.е. воспитывается правильное отношение к другим людям, — это уже будет нравственная подготовкаа підготовка «.

Трудовое воспитание должно направляться на формирование творческого отношения учащихся к труду. Для этого человек должен любить труд, чувствовать радость от нее, понимать ее полезность и необходимость, труд становится для нее основной формой проявления таланту.

На эффективность трудового воспитания влияет и оценка результатов труда школьников. Педагог должен не только сравнивать и оценивать результаты трудовой деятельности отдельных учащихся, но и указывать на индивид дуальные качества личности, которые способствовали их достижению. При таких условиях ученики стараются работать лучше, стремятся достичь высоких результатеів.

Критерием трудовой воспитанности школьников является высокая личная заинтересованность и производительность труда, отличное качество продукции, трудовая активность и творческое, рационализаторское отношение к процессу труда трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина, трудолюбие.

uchebnikirus.com

Статья на тему «Организация общественно полезного труда «.

Организации общественно полезного труда.

Как правильно организовать трудовой процесс в группе школьников? Ведь известно, что любой труд дает воспитательный результат только тогда, когда четко продумана его организация .В противном случае возникают неуправляемые отношения между детьми, силы ребят используются нерационально , сотрудничество между ними не возникает. Общие организационные основы трудовой деятельности разработаны в педагогической литературе. Как же реализовать их в живом воспитательном процессе?Для этого необходимо выделить главные условия организации труда .

  1. Труд должен быть общественно полезным. В педагогической науке сделан вывод о том , что превращение труда в первую жизненую потребность происходит прежде всего через осознание его общественной ценности. Поэтому любая работа , которую выполняют ученики, должна служить коллективу ,школе, семье, обществу. С первых дней пребывания ребенка в школе организуется труд на общую пользу.

  2. Школьник должен зримо видеть реальный результат труда (полезный продукт ): склеил разорванную книгу — теперь ее можно читать , подмел двор — стало чисто, длинный и кропотливый труд по изготовлению елочных игрушек завершается красиво убранной елкой. Если же в трудовом процессе конечные результаты отдалены, необходимо донести до сознание учащихся значение этих результатов, добытых собственным трудом .

  3. Труд должен быть коллективным, что не значит — в одно и тоже время и в одном помещении. Это значит — в процессе трудовой деятельности ученики решают общую задачу, когда от усилий каждого зависит общий результат работы .

Только деятельность учащихся является коллективной, если: цель деятельности осознается ,как единая , требующая объединения усилий всего коллектива ; организация деятельности предполагает известное разделение труда ; в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности и зависимости; контроль за деятельностью частично осуществляется с самими членами коллектива.

  1. Труд должен быть творческим, то есть давать возможность учащимся проявить инициативу, самостоятельность, элементы творчества, а не сводиться к механическому выполнению однообразных операциий. Если ребята операцию за операцией повторяю то, что показывает учитель , это может вызвать пассивность, неспособность к самостоятельным решениям в рамках поставленной задачи.

  2. Труд должен быть посильным .Любой труд требует усилий, физического и умственного напряжения, способности преодолеть ощущения, связанные с трудовой нагрузкой.

  3. Труд должен быть саморганизован. Для усиления воспитательного воздействия труда учащиеся должны не только выполнять порученное им задание, но и самостоятельно планировать предстоящую работу, распределить трудовые обязанности, вести контроль за ходом и качеством трудового процесса, осуществлять расчёт необходимого материала, организовать соревнования и другое.

  4. Труд должен быть органически связан с учебной деятельностью. Знания и умения, получаеные детьми на уроках, необходимо применять в трудовой деятельности. Важно, чтобы само задание предполагало использование имеющихся у них знаний.

  5. Трудовой процесс должен предполагать выполнение правил культуры труда ( бережное отношение к орудиям труда ,инструментам, экономное расходование материалов, порядка на рабочем месте, заботы о внешнем виде изделия).

  6. Трудовая деятельность завершается гласной справедливой оценкой трудовых усилий школьников.

Исходя из этих усилий, строится методика организации трудового процесса. Общая работа -это обязательно интерес к процессу труда, к его результатам друг у друга, это повод для обмена мнениями и критическими замечаниями, это общая радость ,когда получается хорошо ,это общение в совместной деятельности.

infourok.ru

полезный труд как среда исправления»

Общественно-полезный труд

 Общественно полезный труд – сфера социального становления и развития личности через организацию совместной преобразовательной деятельности, природоохранной деятельности детей и взрослых, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде, формирующая отношение к труду, чувство долга и ответственности.

Общественно полезный труд имеет постоянный характер, регулярность, периодичность, сплачивает коллектив, приносит реальную пользу.

Общественно полезный труд представлен в Школе индивидуальным, групповыми, массовыми формами организации трудовой деятельности.

Общественно полезный труд в Школе – это: самообслуживание, участие в экологических акциях.

2. Цели и задачи

Целями и задачами общественно полезного труда являются:

— организация и претворение в жизнь посильных социально значимых дел, акций,

-формирование нравственных и деловых качеств человека,

-развитие у обучающихся личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающей средой.

Привлечение учащихся общеобразовательных школ, колледжей и других учреждений образования к сельскохозяйственным работам в летний каникулярный период, в том числе на школьном учебно-опытном участке, способствует освоению ими навыков многих профессий, прививает любовь к родной земле, бережному отношению ко всему тому, что на ней растет,  украшает и радует глаз.
Физическая работа для любого человека, а для учащихся тем более — полезна для укрепления здоровья, их физиологического развития, воспитывает чувство ответственности за результаты своего труда. А труд приносит радость только  в том случае, если организаторами производства, самими школьниками будут соблюдаться требования, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья в период их трудовой деятельности.
На учащихся, изъявивших желание принять участие в общественно полезном труде, распространяется действие законодательства о труде для несовершеннолетних лиц, моложе 18 лет. Они могут приниматься на работу в государственные, кооперативные, частные предприятия и организации на такие виды работ, которые бы не причиняли вреда здоровью, способствовали нормальному физическому развитию и не наносящего ущерба посещаемости учебного заведения.        
   Задача любого педагога, руководящего общественно-полезным трудом учащихся, обеспечить сохранение их жизни и здоровья  при выполнении любой работы и организации отдыха, особенно при купании в водоемах.  Между тем, как показывает статистика, в структуре заболеваемости детей травматизм занимает второе место и не имеет тенденции к снижению.


         

infourok.ru

Советы рукодельницам