существующие решения, преимущества и недостатки

Содержание

Проблема глобального потепления, вызванного ростом углекислого газа в атмосфере, постоянно звучит в речах видных деятелей и организаций, занимающихся экологией. Несмотря на то что данная идея ставится под сомнение, зачастую вполне аргументированно, наличие масштабного загрязнения окружающей среды различными транспортными средствами стоит весьма остро.

Да, факты говорят, что углекислый газ, вырабатываемый всей промышленностью и автомобилями, может оцениваться всего в несколько процентов от уровня вреда, который наносится извержением среднего вулкана. Но проблему других выбросов человечество не может игнорировать. Чтобы снизить вред для природы, разрабатывается экологический транспорт, удобный для людей и безопасный для экосферы.

В чем проблема существующих двигателей внутреннего сгорания

Современные двигатели могут называться верхом экологичности, если проводить сравнение с их предшественниками полувековой давности. Использование биодизеля, постоянное снижение уровня вредных веществ в выхлопе, задаваемое стандартами безопасности, положительно влияет на атмосферу городов.

Однако постоянный рост количества автомобилей на дорогах не ведет к снижению вреда для окружающей среды. К самым заметным опасным чертам современного транспорта относятся:

  • наличие в выхлопе угарного газа, смертельно опасного для человека и других живых организмов;
  • присутствие солей тяжелых металлов, осаждаемых в почву;
  • наличие активных веществ кислотной, щелочной групп, которые при растворении в атмосферных осадках воздействуют на почву, конструкции зданий, загрязняют грунтовые воды.

Экологические проблемы транспорта не ограничиваются только выбросами и опасностями, связанными с работой двигателей. К области вредных воздействий относятся протечки масел, топлива, выбросы сажи, неизбежные у дизельных двигателей. Ущерб природе наносит и добыча исходного сырья для производства бензина и дизеля, а также его переработка.

Чем характеризуется экологический транспорт

Экологичные автомобили минимизируют до предела все выбросы в окружающую среду. Современные инженерные идеи, реализованные «в металле» и используемые на дорогах, знакомы многим, например, в виде общественного транспорта. Другие экологически чистые автомобили работают либо на гибридном принципе, используя меньшее количество топлива, либо построены без применения двигателей внутреннего сгорания.

Общественный транспорт

Знакомые всем экологически чистые виды транспорта – общественные троллейбусы, трамваи, метро. Эта часть инфраструктуры городов, если оценивать конкретное средство передвижения, кажется идеальной. В воздух не выбрасывается вредных веществ, нет сажи, нет масштабных задымлений атмосферы. Экология транспорта этого типа привлекательна, но несколько спорна.

  1. Общественный транспорт используется в дневное время суток.
  2. Необходимые мощности энергетической сети весьма высоки.
  3. Существуют большие утечки энергии из-за повреждений сетей, коротких замыканий, различных аварийных ситуаций.

В результате происходит рост нагрузки на производителей электроэнергии. Тепловые станции сжигают больше топлива, увеличивая выбросы в атмосферу. Регулировать нагрузку по времени суток с помощью общественного электрического транспорта весьма трудно. Поэтому человечеству необходим другой выход.

Гибридные автомобили

Популярные и знакомые всем гибриды представляют собой автомобиль, у которого двигатель внутреннего сгорания работает в стабильном, контролируемом режиме. Часть нагрузки берет на себя вторичная электрическая система привода. Экологический транспорт такого рода действует по следующей схеме:

  • во время движения по трассе с крейсерской скоростью или с малым диапазоном ее изменения работает двигатель внутреннего сгорания;
  • в городском режиме, когда скорость не нужна, а требуются постоянные разгоны и торможения, автомобиль приводится в движение электродвигателем;
  • во время нахождения в городе, двигатель внутреннего сгорания обеспечивает только работу кондиционера, а также электрогенератора, подзаряжающего аккумуляторы автомобиля.

Экологичный транспорт гибридного типа значительно снижает выбросы вредных веществ в атмосферу. Общее потребление топлива падает до 50% (для автомобилей, которые большей частью двигаются в городском цикле). Но при дальних поездках по трассе преимущества гибридов сходят на нет.

Аккумуляторные электромобили

Электромобили, которые питаются только от аккумулятора, признаются множествами экспертов как самое удобное и рациональное решение. Сегодня серийно выпускается широкий ряд моделей – от пикапов, например, торговой марки «Шевроле», способных пройти с одной зарядки под грузом до 240 км, до небольших автомобилей для индивидуального или семейного пользования. Такие экологические виды транспорта решают сразу несколько проблем:

  • у электромобилей нет выброса вредных веществ в атмосферу;
  • тактико-технические характеристики инженерных решений весьма привлекательны: модели
  • «Ниссан», способные заряжаться даже от обычной электросети квартиры, могут пройти с одного заряда до 400 км;
  • восстановление емкостей аккумуляторов происходит в ночное время суток, что дает возможность балансировать нагрузку на инфраструктуру производства электроэнергии.

Становится ясно, почему все больше компаний предлагают на рынке свои разработки электромобилей. Распространение такого вида транспорта ограничено – в некоторых странах не приняты системы стандартов и законов, регламентирующие налогообложение, правила использования и обслуживания таких индивидуальных средств передвижения.

Но в целом ряде государств электрический автомобиль стал привычным транспортом, предусмотрена даже инфраструктура для быстрой зарядки аккумуляторов от мощных источников энергии.

Транспорт на солнечных батареях и индукционных движителях

Автомобиль на солнечных батареях давно присутствует в произведениях фантастов и различных фильмах о будущем. Такой вид транспорта существует. Его развитие пока тормозится несомненным недостатком:

  • движение автомобиля может происходить только днем;
  • аккумуляторы, способные обеспечить тягу вечером и ночью, утяжеляют инженерное решение, удорожают автомобиль, снижают общую динамику.

Индивидуальные средства передвижения на солнечных батареях не предлагаются на рынке. Но общественный транспорт уже функционирует. К серийным, существующим и используемым решениям относятся автобусы на солнечных батареях, двигающиеся по маршрутам в городах Австралии.

Другой пример – мини-поезда для туристов, запущенные в Венгрии. Реализует проекты общественного транспорта, движимого энергией солнца, Китай и другие страны с высоким промышленным потенциалом.

Еще один интересный тип экологичного средства передвижения питается так же, как смартфоны с беспроводной зарядкой. Источником энергии служит кабель, проложенный под дорогой. С помощью индукции электричество передается на двигатели. Такие автобусы курсируют по улицам Парижа (проект Jeweline), в парках Америки, Японии.

Другую схему применения индукции нашли шведские инженеры. Рейсовые автобусы Scania Citiwide построены как электромобили. Они оснащены аккумуляторами и движутся свободно. Станции подзарядки на индукционном принципе располагаются прямо в зонах остановок общественной сети. Это дало транспорту мобильность и одновременно возможность двигаться как угодно долго, не привязываясь к проложенной под дорогой линии энергопитания.

Индукционные автобусы, не оснащенные аккумуляторами, предлагают еще одно преимущество. Им не нужен водитель. Маршрут четко выверен, проходит там, где проложен силовой кабель под дорогой. При этом скорость транспортного средства легко контролировать, возможно даже отслеживание положения конкретной машины в пути, организуя безопасный режим.

Но в масштабах большого города, где присутствует множество участников дорожного движения, систему слежения сложно реализовать. Поэтому автобусы с кабельным питанием двигаются пока только в зонах туристических маршрутов в парках или четко локализованных областях городов.

‘;
blockSettingArray[0][«setting_type»] = 1;
blockSettingArray[0][«element»] = «h2»;
blockSettingArray[0][«elementPosition»] = 1;
blockSettingArray[0][«elementPlace»] = 1;
blockSettingArray[1] = [];
blockSettingArray[1][«minSymbols»] = 0;
blockSettingArray[1][«minHeaders»] = 0;
blockSettingArray[1][«text»] = ‘

‘;
blockSettingArray[1][«setting_type»] = 6;
blockSettingArray[1][«elementPlace»] = 0;
blockSettingArray[3] = [];
blockSettingArray[3][«minSymbols»] = 1000;
blockSettingArray[3][«minHeaders»] = 0;
blockSettingArray[3][«text»] = ‘

ekoenergia.ru

Экологически чистые виды транспорта

Значение транспорта для человечества трудно переоценить. С незапамятных времен он играл важную роль, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Произошедшая в XX веке научно-техническая революция, рост населения, урбанизация и множество других факторов вывели его развитие на совершенно новый уровень.

Однако, одновременно с этим появилась и проблема: огромное количество транспортных средств стало причиной ухудшения экологической обстановки в масштабах всей планеты. Именно поэтому все большее внимание обращается сегодня на развитие экологических видов транспорта.

Любой транспорт, получение энергии для которого не связанно с процессами горения углеводородов, можно назвать экологически чистым. Исключение составляют атомные реакции, которые на сухопутном транспорте не используются. Биодизель, двигатель внутреннего сгорания на спирту тоже сжигают углерод, поэтому их нельзя относить к экологически чистым видам транспорта. Наиболее правильно классифицировать экотранспорт по видам двигателей.

Электрический привод

На данный момент это самый быстроразвивающийся вид экологически чистого транспорта. Ему предписано большое будущее и это уже заметили все крупные автомобилестроительные концерны. Несколько тысяч электромобилей уже ездят по дорогам мира. Причем, будущий электромобиль не будет иметь такие большие габариты и стоимость, как знаменитый электромобиль Tesla. Это будет, скорее, некое подобие рикши с кабиной или с обычным автомобильным кузовом из пластика. В среднем, чтобы электромобиль мог конкурировать с бензиновым ему нужно весить в четыре раза меньше. Подобные примеры в автомобильной промышленности есть.

Основная проблема электромобилей — аккумуляторы. Именно они являются уже единственным ограничением к массовому производству электромобилей. Все остальные технические ограничения преодолены еще 50 и 100 лет назад. Электродвигатель имеет КПД больше бензинового. Его ресурс намного выше, а сложность изготовления небольшая. К тому же ему не требуется КПП. Сейчас большинство серийных электромобилей производится с литиевыми аккумуляторами. Они имеет очень высокую стоимость. Как альтернатива предложены серно-натриевые аккумуляторы. На данный момент в Японии применяются стационарные серно-натриевые аккумуляторные станции, мощностью более 1 мВт. Возможно, в дальнейшем они появятся на электромобилях.

Водородные двигатели

Водород — самой энергоемкое топливо в мире. Калорийность одной весовой части чистого газообразного водорода превосходит бензин в 2,5 раза. Это означает, что весовой запас водорода в баллоне может быть во столько же раз меньше. Сгорание водорода может происходить в обычном поршневом двигателе. При этом есть технологические сложности. Из-за высокой температуры горения необходимо усиливать блок цилиндров керамикой, что очень сложно и дорого.

По этой причине особый интерес представляют катализаторы — установки беспламенного горения водорода. Однако, им требуется баллонный кислород, а их стоимость тоже высокая. При окислении водорода в катализаторе вырабатывается электрический ток. Работает такая установка бесшумно и с высоким КПД. К сожалению, высокая цена не сулит водородным автомобилям массового распространения. В настоящее время они тоже уже ездят по дорогам.

Есть и иные решения в области экотранспорта: пневмодвигатели, химические батареи (тепло или ток выделяется при окислении металла), механические накопители энергии, пружинный привод. Пока все они находятся на стадии разработок, уступая место электромобилям.

Воздухомобиль

В настоящее время выпускаются воздухомобили (пневмомобили), так называются автомобили, имеющие пневматический двигатель, для работы которого используется сжатый воздух. Накопление энергии происходит посредством нагнетания его в баллоны. Затем, проходя через систему распределения, сжатый воздух попадает в пневмодвигатель, который и приводит машину в движение. Таким образом, при езде на малой скорости или на небольшое расстояние, подобный автомобиль использует только воздух, не нанося вреда окружающей среде.

Сегвей

В ряде стран работники почты, игроки в гольф, полицейские и многие другие категории граждан передвигаются при помощи такого вида транспорта, как сегвей. Это самобалансирующийся самокат, имеющий два колеса, располагающиеся по обе стороны от водителя. Балансировка сегвея происходит автоматически и зависит от положения корпуса ездока: при его отклонении назад самокат замедляется, останавливается или едет задним ходом, а при наклоне вперед – начинает движение или ускоряется. На каждом из колес сегвея есть собственный электродвигатель, который реагирует на малейшие изменения равновесия транспортного средства. Двигатель работает от литий-ионных аккумуляторных батарей, их подзарядка происходит автоматически при спуске с горы. На полную же зарядку достаточно 8 часов. Можно воспользоваться и обычной розеткой – 15 минут зарядки хватает примерно на 1,6 километра пути.

Моноколесо (сегвил)

Моноколесо (сегвил) – электрический самобалансирующийся самокат, имеющий только одно колесо и подножки, расположенные по обе стороны от него, впервые появилось в 2012 году в США. Оно оснащено мощным электромотором (250—2000 Вт) и гироскопами, необходимыми для автоматической балансировки. Когда питание включено, гироскопы выравнивают колесо относительно оси, поддерживая этим баланс. Также в самокате установлены акселерометры и разнообразные сенсоры.

Управление транспортным средством происходит посредством изменения наклона тела: при отклонении назад сегвил тормозит или меняет направление, при переносе центра тяжести вперед – ускоряется. Когда самокат останавливается, водитель должен опираться на ногу. Наибольшее распространение получил этот вид транспорта в Китае.

Городской экотранспорт

Наверное, всем известны такие виды экологического транспорта, как троллейбус и трамвай. Они оба работают от электричества и предназначены для перевозки пассажиров.

Трамвай — один из первых видов городского общественного транспорта, появился еще в начале XIX века, тогда он приводился в движение с помощью конной упряжке. Первый электрический трамвай появился в 1881 году в Германии.

Троллейбус же появился в виде первой экпериментальной троллейбусной линии в 1882 году, так же в Германии. Причём вначале троллейбусы эксплуатировались только, как дополнительный транспорт к трамваю. Первая полностью троллейбусная линия же открылась в 1933 году в Москве.

Велосипед и самокат

Нет, наверное, человека, никогда бы не пробовавшего прокатиться на самокате или велосипеде. Эти колесные транспортные средства двигаются посредством мускульной силы субъекта. В велосипеде для этой цели используются ножные педали, а в самокате движение обеспечивается благодаря многократному отталкиванию ногой от земли. На велосипеде человек занимает сидячее положение, на самокате же он стоит, держась за руль. Самокаты теперь используются не только для развлечения детьми, но и наряду с велосипедами применяются и взрослыми: работниками почты, полиции и даже скорой помощи.

Многие люди в Европе и Америке предпочитают добираться на работу на велосипеде, в Токио на самокате, поскольку, с одной стороны, нет необходимости стоять в пробках, а с другой – благодаря физической нагрузке организм становится более здоровым.

С каждым годом необходимость использования экологического транспорта растет, так как функционирование нынешней транспортной системы с выбросом загрязняющих веществ в воздух всё больше ухудшает экосистему нашей планеты.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Экологический рейтинг транспорта в России: от самолета до самоката

По словам эколога, для развития более «зеленого» общественного транспорта в России, у нас есть очевидное преимущество перед другими странами, а именно — оставшаяся с советских времен сеть железных дорог, соединяющая города и достаточно хорошо развитое трамвайное сообщение в мегаполисах.

Так, другим «зеленым» видом общественного транспорта эксперты единодушно признали знакомый всем трамвай, вокруг которого в последние годы разгорелись нешуточные страсти — например, противники этого вида транспорта упирают на то, что он создает пробки и мешает движению автомобилей.

«Безусловно, трамваи надо отделять от общего потока автомобилистов, но не ради автомобилистов. Один трамвай в час перевозит значительно больше, чем одна специально выделенная полоса. Автомобильная полоса пропускает примерно 1-1,5 тысячи автомобилей в час, в среднем у нас в Москве в автомобиле сидит 1,2 человека. То есть на 5 автомобилей 6 человек. Трамвай за это время провозит 10-12 тысяч. Кроме того трамвай — достаточно гибкий вид транспорта — если большой пассажиропоток, можно прицепить один или два вагона», — считает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики Константин Трофименко.

Однако эксперт отмечает, что ключевым является и то, каким образом получена электрическая энергия, питающая транспорт. Например, если ее источником стала современная ГЭС, то такой транспорт вполне можно назвать экологичным. Если же ее произвела ТЭЦ, работающая на мазуте, объемы парниковых газов, образовавшиеся при генерации энергии, сведут на нет все технические ноу-хау, примененные для того, чтобы сделать транспортное средство более «зеленым».

Самые «грязные»

Самым неэкологичным общественным видом транспорта эксперты единогласно назвали самолеты.

«Очевидно, что если 200 пассажиров летят на «Боинге», заправленном 100 тоннами керосина, то за 2-3 часа полета, выбросы на летающего человека составляют 2 тонны, а в среднем по России 11 тонн в год на человека. То есть за 5 перелетов один человек выкладывает годовую норму среднестатистического россиянина», — сообщил Чупров.

Самые экзотичные

Список необычных, но тем не менее, экологичных видов транспорта открывают электромобили, которые пока еще редкие гости не только на дорогах России, но и Европы. На сегодняшний день у ряда экспертов вызывает сомнения возможность эксплуатации таких машин в условия российской зимы — аккумуляторы могут быстро разряжаться на морозе. В то же время стоимость топлива для электромобилей, особенно если они заряжаются ночью, будет в разы ниже по сравнению с обычными автомобилями. Однако пока для развития этого вида транспорта в России не хватает государственной воли и инфраструктуры, считает Трофименко.

Другим необычным видом транспорта, попавшим в наш список, стал электровелосипед, плюсы которого, по сравнению со знакомым всем с детства обычным велосипедом, в том, что для того, чтобы проехать от одного конца города до другого нет необходимости щеголять хорошей физподготовкой.

«В Великобритании пересаживаются на электровелосипеды — педали крутить не надо, это прекрасный способ перемещения в мегаполисе. Пока это выглядит чудаковато, но это до поры до времени», — уверен Чупров.

И, конечно же, говоря об экологических видах транспорта, нельзя забывать о велосипеде и самокате, набирающих все больше и больше приверженцев особенно в больших городах.

«Россия не сильно отличается от других стран Запада и Востока, где велосипед уже давно занял свою достойную нишу среди транспорта. В этом смысле Россия довольно отстала, но сейчас начинает активно набирать темпы», — сказал руководитель велодвижения «Русвелос» Петр Дворянкин.

Все еще роскошь?

В то же время личный автомобиль в России пока не собирается сдавать позиций. До сих пор такое средство передвижения скорее роскошь, подчеркивающая статус владельца, чем по-настоящему необходимое транспортное средство, считает Чупров.

Однако эксперты отмечают, что в ближайшие годы автомобили, а также автобусы могут стать более «зелеными» видами транспорта в России.

«С экологической точки зрения использование природного газа примерно в два раза сокращает выбросы и дает примерно двукратную экономию бюджета водителя. Мы считаем, что на долгосрочную перспективу — на 10-20 лет, пока новые виды транспорта, такие как электромобили, еще только прокладывают себе дорогу, для нашей страны крайне актуальным было бы развитие газомоторного топлива, как альтернативы бензину. Сейчас такой период, когда мы должны сфокусировать внимание органов государственной власти, бизнеса и общественности, чтобы найти пути более масштабного внедрения газомоторного топлива в стране», — уверен Книжников.

Препятствием на пути развития газомоторного топлива в России эксперты видят пока что слабое развитие инфраструктуры — малое количество заправочных станций, а самое главное — заводов по производству такого газа.

«Позеленеет» ли транспорт?

По мнению экспертов, сейчас наметилась тенденция к переходу на более «зеленое» топливо и технологии — начиная от развития инфраструктуры для велосипедистов в крупных городах, заканчивая трендом на использование газомоторного топлива, но транспорт у нас будет становиться более экологичным.

«Общественный транспорт в России становится более «зеленым» — начиная от банального обновления парка, любые новые автобусы, которые закупает администрация крупных городов — Москва, Питер, Казань — они по определению более «чистые». Кроме того сейчас принята совместная с ООН и Минтранспорта РФ социальная программа по уменьшению выбросов СО2 в городах. Выбрано два экспериментальных города — Казань и Калининград, где, в том числе, заменяя состав общественного городского транспорта, они стремятся добиться кардинальных улучшений в плане экологии. Дальше этот опыт будет транслироваться на другие города России с хотя бы тысячным населением», — пояснил Трофименко.

ria.ru

Конференция на тему: «Экологически чистые виды транспорта»

. Конференция «Экологически чистые виды транспорта»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Экологически чистые виды транспорта»

Цели:

  • Раскрыть проблему ухудшения экологической обстановки в мире

  • Сформировать знания по экологическим автомобилям

  • Развить воображение, логическую память, внимательность

Тип мероприятия:

Вид мероприятия:

На данном мероприятии сочетаются различные методы и приёмы проведения занятий:  презентация по ходу выполнения заданий, беседа.

В ходе мероприятия достигнуты следующие цели:

Раскрытие проблемы ухудшения экологической обстановки в мире.

Ознакомление обучающихся с экологически чистыми автомобилями, развить логическое мышление, внимание.

Актуальность

  В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия его на окружающую среду.

Автомобили сжигают огромное количество нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред главным образом атмосфере. Даже легковому автомобилю для сгорания 1 кг бензина требуется 2,5 кг чистого кислорода (или 9 – 10 кг воздуха). В среднем автомобиль проезжает в год 10 тыс. км и сжигает 10 т бензина, расходуя 35 т кислорода и выбрасывая в атмосферу 160 т выхлопных газов, в которых обнаружено около 200 различных веществ, в том числе 800 кг оксида углерода, 40 кг оксидов азота, 200 кг углеводородов. С каждым годом количество автотранспорта растет, а, следовательно, растет содержание в атмосферном воздухе вредных веществ.

Постоянный рост автомобилей оказывает определенное отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Поэтому в нашей конференции мы расскажем экологически чистые виды транспорта.

Значение транспорта для человечества трудно переоценить. С незапамятных времен он играл важную роль, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Произошедшая в XX веке научно-техническая революция, рост населения, урбанизация и множество других факторов вывели его развитие на совершенно новый уровень.

Однако, одновременно с этим появилась и проблема: огромное количество транспортных средств стало причиной ухудшения экологической обстановки в масштабах всей планеты. Именно поэтому все большее внимание обращается сегодня на развитие экологических видов транспорта.

Любой транспорт, получение энергии для которого не связанно с процессами горения углеводородов, можно назвать экологически чистым. Наиболее правильно классифицировать экотранспорт по видам двигателей.

Автомобили с электрическим приводом (электромобили)

В-1 На данный момент это самый быстроразвивающийся вид экологически чистого транспорта. Ему предписано большое будущее и это уже заметили все крупные автомобилестроительные концерны. Несколько тысяч электромобилей уже ездят по дорогам мира. В среднем, чтобы электромобиль мог конкурировать с бензиновым ему нужно весить в четыре раза меньше. Подобные примеры в автомобильной промышленности есть.

Основная проблема электромобилей — аккумуляторы. Именно они являются уже единственным ограничением к массовому производству электромобилей. Все остальные технические ограничения преодолены еще 50 и 100 лет назад. Электродвигатель имеет КПД больше бензинового. Его ресурс намного выше, а сложность изготовления небольшая. К тому же ему не требуется КПП (не требуется трансмиссии). Сейчас большинство серийных электромобилей производится с литиевыми аккумуляторами. Они имеет очень высокую стоимость.

Как альтернатива предложены серно-натриевые аккумуляторы. На данный момент в Японии применяются стационарные серно-натриевые аккумуляторные станции, мощностью более 1 мВт. Возможно, в дальнейшем они появятся на электромобилях.

Водородные двигатели

В-2 Водород — самое энергоемкое топливо в мире. Калорийность одной весовой части чистого газообразного водорода превосходит бензин в 2,5 раза. Это означает, что весовой запас водорода в баллоне может быть во столько же раз меньше. Сгорание водорода может происходить в обычном поршневом двигателе. Но при этом есть технологические сложности. Из-за высокой температуры горения необходимо усиливать блок цилиндров керамикой, что очень сложно и дорого.

По этой причине особый интерес представляют катализаторы — установки беспламенного горения водорода. Однако, им требуется баллонный кислород, а их стоимость тоже высокая. При окислении водорода в катализаторе вырабатывается электрический ток. Работает такая установка бесшумно и с высоким КПД. К сожалению, высокая цена не сулит водородным автомобилям массового распространения. Хотя настоящее время они тоже уже ездят по дорогам.

Воздухомобиль

В-1 Есть и иные решения в области экотранспорта: пневмодвигатели, химические батареи (тепло или ток выделяется при окислении металла), механические накопители энергии, пружинный привод. Пока все они находятся на стадии разработок, уступая место электромобилям.

В настоящее время выпускаются воздухомобили (пневмомобили), так называются автомобили, имеющие пневматический двигатель, для работы которого используется сжатый воздух. Накопление энергии происходит посредством нагнетания его в баллоны. Затем, проходя через систему распределения, сжатый воздух попадает в пневмодвигатель, который и приводит машину в движение. Таким образом, при езде на малой скорости или на небольшое расстояние, подобный автомобиль использует только воздух, не нанося вреда окружающей среде.

К сожалению, машины целиком на сжатом воздухе или air-гибриды создаются, в основном, мизерными партиями — для работы в специфических условиях и на ограниченном пространстве (например, на производственных площадках, требующих максимального уровня пожарной безопасности). Хотя существуют некоторые модели и для «стандартных» покупателей.

Автомобиль на солнечных батареях

В-2 О том, что фотопанели можно устанавливать на крышах машин, известно достаточно давно. Но мало кто задумывается, что уже создан полноценный автомобиль на солнечных батареях, который работает только от энергии солнца. Причем это не единичные экземпляры изобретателей-любителей, а вполне современные разработки крупных компаний.

Особенности гелиоавтомобилей

Таким образом, машины на солнечной энергии – это уже давно не миф, а обычная реальность. Правда, название «автомобиль» не совсем правильно, по сути это – электромобиль, ведь он оснащен именно электродвигателем. На крыше автомобиля размещаются фотопанели, которые и снабжают мотор энергией.

Также обязательно имеются мощные аккумуляторы, необходимые для накопления энергии. Причем, как правило, производители предусматривают комбинированный вариант зарядки аккумуляторных блоков. То есть при необходимости их можно подзарядить от специальной электросети. Делается это для повышения надежности и рабочего ресурса солнечного автомобиля.

Выгоды от массового использования таких солнечных электромобилей очевидны. Это и отсутствие загрязнения окружающего пространства, и удобство эксплуатации, и независимость от заправок. Однако есть и целый ряд проблем. Прежде всего – недостаточно высокий КПД современных фотоэлементов (и слишком высокая стоимость высокопроизводительных опытных образцов). Кроме того, это необходимость максимально снизить вес автомобиля без уменьшения его прочности, то есть применение достаточно дорогостоящих композитных материалов.

Существующие конструкции автомобилей на солнечных батареях

Производством опытных экземпляров подобных машин занимаются такие гиганты автомобилестроения, как BMWToyota,  Mercedes, а также французская фирма Venturi, швейцарская компания  Green GT и др.

Разработки идут по двум направлениям:

Создание смешанной конструкции автомобиля на солнечных батареях, который в пасмурную погоду мог бы подзаряжаться от электросети, и работать как простой электромобиль;

Создание транспортного средства, в котором бы энергия Солнца использовалась для некоторых вспомогательных потребностей: например, для функционирования навигационной системы, либо кондиционера машины.

Как видим, вопрос о создании «чистого» автомобиля, работающего исключительно на солнечной энергии, пока на повестке дня не стоит. 

Сегвей

В-1 В ряде стран работники почты, игроки в гольф, полицейские и многие другие категории граждан передвигаются при помощи такого вида транспорта, как сегвей. Это самобалансирующийся самокат, имеющий два колеса, располагающиеся по обе стороны от водителя. Балансировка сегвея происходит автоматически и зависит от положения корпуса ездока: при его отклонении назад самокат замедляется, останавливается или едет задним ходом, а при наклоне вперед – начинает движение или ускоряется.

На каждом из колес сегвея есть собственный электродвигатель, который реагирует на малейшие изменения равновесия транспортного средства. Двигатель работает от литий-ионных аккумуляторных батарей, их подзарядка происходит автоматически при спуске с горы. На полную же зарядку достаточно 8 часов. Можно воспользоваться и обычной розеткой – 15 минут зарядки хватает примерно на 1,6 километра пути.

Городской экотранспорт

В-2Наверное, всем известны такие виды экологического транспорта, как троллейбус и трамвай. Они оба работают от электричества и предназначены для перевозки пассажиров.

Трамвай — один из первых видов городского общественного транспорта, появился еще в начале XIX века, тогда он приводился в движение с помощью конной упряжке. Первый электрический трамвай появился в 1881 году в Германии.

Троллейбус же появился в виде первой экпериментальной троллейбусной линии в 1882 году, так же в Германии. Причём вначале троллейбусы эксплуатировались только, как дополнительный транспорт к трамваю. Первая полностью троллейбусная линия же открылась в 1933 году в Москве.

С каждым годом необходимость использования экологического транспорта растет, так как функционирование нынешней транспортной системы с выбросом загрязняющих веществ в воздух всё больше ухудшает экосистему нашей планеты.

Велосипед и самокат

В-1 Нет, наверное, человека, никогда бы не пробовавшего прокатиться на самокате или велосипеде. Эти колесные транспортные средства двигаются посредством мускульной силы людей.

Многие люди в Европе да и в России тоже предпочитают добираться на работу на велосипеде, в Токио на самокате, поскольку, с одной стороны, нет необходимости стоять в пробках, а с другой – благодаря физической нагрузке организм становится более здоровым.

infourok.ru

Виды экологически чистого транспорта и польза от него

С появлением огромного количества машин на дорогах больших и маленьких городов встал вопрос о сохранении окружающей среды, ведь выхлопы от авто загрязняют воздух. 

С появлением огромного количества машин на дорогах больших и маленьких городов встал вопрос о сохранении окружающей среды, ведь выхлопы от авто загрязняют воздух.

Многие мужчины и женщины решили перейти на экологический и более полезный вид транспорта. К таковому относятся велосипеды, самокаты, гироскутеры, роликовые коньки и прочее.

При чем такие средства передвижения более дешевые, нежели автомобиль, управлять ими намного легче, нет пробок на дороге и с парковкой затруднений нет.

Сейчас часто можно увидеть молодых и более пожилых людей на экологическом виде транспорта, ведь это приносит и пользу здоровью, и не вредит окружающей среде.

В данной статье мне бы хотелось рассказать о трех видах экологических средств передвижения.

Велосипед

Велосипед – это один из наиболее распространенных видов транспорта. Он доступен по цене практически каждому, хотя и здесь есть свои бренды, различные «навороты», благодаря которым данный транспорт может быть более качественным, более быстрым. Велосипеды бывают нескольких видов: дорожный, шоссейный, горный, курьерский, туристический, трековый. Каждая модель по-своему уникальна и предназначена для выполнения определенных целей. Однако общее между велосипедами все же есть и это неоспоримая польза для человеческого здоровья и защита окружающей среды.

От данного вида транспорта не исходят никакие вредоносные выхлопы, газы. Он абсолютно безопасен как для детей, так и для взрослых. Велосипедом легко и удобно пользоваться как в сельской местности, так и в городе. Он может использоваться как для активного отдыха, в качестве средства передвижения, для работы, для занятия спортом. Еще много лет назад, когда автомобили только завоевывали потребительский рынок, на велосипеде на работу добирались даже солидные люди, на них развозили корреспонденцию, а также совершали доставку еды из ресторанов.

Сейчас же велосипед просто незаменим для больших городов, где часто можно заметить автомобильные пробки, в которых люди проводят по несколько часов. То ли дело сел на двух колесного друга и за несколько минут, с ветерком, добрался до пункта назначения, при этом и бесплатным фитнесом занялся, и не опоздал на важную встречу. Хочется заметить, что велосипед оказывает благотворное влияние на поддержку физической формы своего хозяина. Во время езды приходится держать равновесие, что помогает укреплять вестибулярный аппарат, также укрепляются мышцы на ногах, подкачивается пресс. Осанка становиться ровной. Для девушек, желающих поддерживать себя в форме, ежедневная езда на велосипеде – это именно то, что нужно.

Самокат

К экологически чистому виду транспорта можно отнести также самокат, который есть как детский, так и взрослый. Данное средство передвижения удобное, простое в использовании. При необходимости его можно сложить и хранить дома, соответственно проблема с парковкой решается сама собою.

На самокате зачастую, люди, ценящие здоровый образ жизни, ездят на работу, на природу, в парк.

К примеру, возьмем городской самокат для взрослых, который выполнен из прочного металла алюминия, с диаметром колес 200 мм. Такой транспорт весит около 4,7 кг, а нагрузку на него можно дать около 100 кг.

В сравнении можно сказать, что самокат похож на большого муравья, который может нести груз больше себя во много раз. Данная модель поможет своему владельцу не только без проблем передвигаться по городу, но и сохранять отменную физическую форму, ведь в движение самокат приводит физическая сила человека.

Во время езды различные группы мышц задействованы в процессе, а это означает, что сжигаются лишние калории, подкачивается мышечная ткань. Самокат можно по праву считать самым безопасным, удобным средством передвижения.

Гироскутер

Совсем недавно в моду вошел еще один вид экологического вида транспорта – это гироскутер. Что же это такое? А это уникальная вещь, которая помогает свободно передвигаться по улицам города. Если быть точным то это самобалансируемый скутер, который работает от электрического двигателя и выглядит как поперечная планка с двумя, небольшими колесами по бокам, или одним по середине. Для полноценной работы данного транспорта ему требуется подзарядка от аккумулятора, однако совершенно нет нужды в таком виде топлива, как бензин. Нет заправки жидким топливом, соответственно нет вредоносных выхлопов в атмосферу.

Для управления гироскутером нужно всего лишь точное управление вашим телом. Движение вперед, повороты выполняются лишь благодаря смещению массы человеческого тела. Хоть на первый взгляд кажется, что это очень сложно, однако, попробовав раз, вы поймете, что это далеко не так. Гироскутер станет хорошим и верным другом своему хо

smarty.sale

Проект» Экологический вид транспорта»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области

«Каменск – Уральская школа № 1»

Проект « Экологический вид транспорта»

Выполнил: Москвичёв Юрий

ученик 9 класса

ГКОУ СО « Каменск- Уральская школа № 1»

Каменск – Уральский, 2017

Содержание

Введение________________________________________________________ 3

  1. Современный городской пассажирский транспорт__________________4

2. Влияние городского транспорта на загрязнение окружающей среды___5

3. История возникновения и развития троллейбуса_____________________ 6

4. Троллейбусное движение в городе КаменскеУральском______________ 10

Заключение_________________________________________________________11

Список использованной литературы___________________________________12

Приложение_________________________________________________________13

Введение

       Транспорт – один из важнейших компонентов общественного и экономического развития, поглощающий значительное количество ресурсов и оказывающий серьезное влияние на окружающую среду. Услуги транспорта играют важную роль в экономике и повседневной жизни людей. Использование практически всех видов транспорта на всех континентах возрастает и по объему перевозимых грузов, и по количеству тонно-километров, и по числу перевозимых пассажиров.

       Существенна роль транспорта в загрязнении водных объектов. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городах и вносит значительный «вклад» в тепловое загрязнение окружающей среды.

        При всей важности транспортно-дорожного комплекса как неотъемлемого элемента экономики необходимо учитывать его весьма значительное негативное воздействие на природные экологические системы.

         Известно, что особенно резко эти воздействия ощущаются в крупных городах, возрастая по мере увеличения плотности населения. Эта закономерность справедлива и в отношении городского пассажирского транспорта, который в большинстве случаев концентрируется вокруг так называемых пунктов тяготения — там, где зарождаются, объединяются, распыляются и поглощаются потоки пассажиров.

        В наше время, воздействие транспорта, но окружающую среду — самая насущная и актуальная проблема современного общества. Последствия этого воздействия сказываются не только на нашем поколении, но и могут сказаться и на будущем поколении, если мы не примем серьёзные меры по снижению и даже устранению последствий воздействия и самого воздействия.

В соответствии с вышесказанным наиболее приемлемым для работы в городских условиях представляется использование троллейбусов.  

Целью данной исследовательской работы —  доказать экологические преимущества  и экономическую выгоду от использования троллейбусов.

Задачи исследовательской работы – анализ преимуществ и недостатков различных видов общественного транспорта, анализ их влияния на состояние окружающей среды, проведение опроса среди жителей города Каменска — Уральского, на основании которого,  будет выбран самый «экологичный» вид общественного транспорта.

                       

3

1. Современный городской пассажирский транспорт

    В результате нерегулируемой автомобилизации промышленно развитых стран в конце ХХ века маршрутизированный транспорт начал терять пассажиров. Доля перевозок пассажиров легковыми автомобилями в России,  США и странах Западной Европы достигла 80%. Но из-за малой провозной способности легковые автомобили не смогли освоить возникающие пассажиропотоки даже на самых современных автомагистралях. В этих условиях возвращение к маршрутизированному пассажирскому транспорту и его развитие явилось единственным выходом из транспортного кризиса.

     В современных, особенно крупных городах в перевозках пассажиров широко используются различные виды городского пассажирского транспорта. Ниже приводится характеристика основных видов городского пассажирского транспорта.

     Метрополитен представляет собой рельсовый вид городского пассажирского транспорта с обособленным путевым устройством тоннельного, наземного или эстакадного исполнения. Это самый мощный вид городского пассажирского транспорта с пропускной способностью в 48 пар поездов в час и провозной способностью 40 – 50 тыс. пассажиров в час. Метрополитен как рельсовый транспорт, требующий значительных капитальных вложений, применяется в крупнейших городах на направлениях с устойчивым пассажиропотоком. Он эффективен в городах с населением свыше 1 млн. жителей и только на направлениях с пассажиропотоком, превышающим 21 тыс. человек в час. Метрополитен функционирует во многих городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге, Казани.  Метро строится в Челябинске. Благодаря метрополитену решается проблема массовых скоростных перевозок пассажиров, которая не по силам уличному транспорту.

     Трамвай является уличным рельсовым видом транспорта с общим или обособленным путевым полотном в основном наземного исполнения. Провозная способность трамвая находится в пределах 12 – 15 тыс. пассажиров в час. По провозной способности это второй после метрополитена вид городского пассажирского транспорта. Трамвай экономичный по эксплуатационным затратам и экологически чистый вид городского транспорта. Однако его маневренность по сравнению с другими уличными видами транспорта низкая, неисправности вызывают пробки и заторы, он создаёт шум. Поэтому в 1950 – 1960 гг. значение трамвая как массового общественного транспорта стала уменьшаться, и во многих городах трамвайное хозяйство стало сворачиваться. Однако системы скоростного трамвая, появившиеся в России и за рубежом, являются наиболее целесообразным видом массового пассажирского транспорта в крупных городах с населением до 1  млн. жителей.

     Троллейбус – безрельсовый вид транспорта с энергообеспечением от подвесной контактной сети. Его провозная способность составляет 8 – 9 тыс. пассажиров в час. Троллейбусы недороги в эксплуатации, просты и надежны, экологически чисты, обладают высокими динамическими качествами. Однако сооружение   контактной сети  требует  определенных  затрат,  она  загромождает улицы и ухудшает их вид, связь с контактной сетью ограничивает маневренность и не позволяет осуществлять работу подвижного состава с разными режимами движения.

     Троллейбус целесообразно использовать в городах с населением более 180 тыс. жителей на линиях с устойчивыми пассажиропотоками не ниже 1 – 1,5 тыс. пассажиров в час в качестве, как основного, так и вспомогательного вида транспорта. Сегодня в России троллейбусное движение осуществляется в 89 городах. Общая протяженность линий составляет свыше 10 тысяч километров, парк насчитывает свыше 12 000 троллейбусов. Еще недавно казалось, что троллейбус не будет иметь в будущем значительной перспективы, однако мировая тенденция развивать для перевозок пассажиров в городах электротранспорт благоприятно отразилась и на отношении властей российских городов к троллейбусу. В стране строятся новые линии, создаются новые современные троллейбусы, отвечающие международным   требованиям по безопасности, комфортности, удобствам для людей с ограниченными физическими возможностями.

     «Самым троллейбусным городом» мира называют столицу России – Москву, парк которой составляет 1571 единицы, ежедневно этот вид электротранспорта перевозит 3,2 млн. пассажиров по 86 маршрутам суммарной протяженностью 918 километров. Коллектив работающих в московском троллейбусном хозяйстве – 9 тысяч человек.

     Автобус, маршрутные такси – безрельсовый уличный вид транспорта с автономным энергоснабжением, обладающим высокой маневренностью и не требующий сооружения специальных путевых устройств. Провозная способность автобусного транспорта – 9 – 10 тыс. пассажиров в час. Автобус обеспечивает возможность легкого изменения маршрутной сети в соответствии с колебаниями пассажиропотоков и организации маршрутов в новых районах жилой застройки.  Они является единственным видом транспорта в малых городах и рабочих поселках со сравнительно небольшими пассажиропотоками и вспомогательным на подвозящих и развозящих маршрутах в крупных и крупнейших городах.

    Главные недостатки автобусного транспорта связаны со сложностью автономного двигателя внутреннего сгорания со значительными эксплуатационными затратами, относительно небольшой вместимостью транспортных средств, загрязнением окружающей среды, высоким уровнем шума.  Благодаря преимуществам автобусного транспорта перед другими видами и, несмотря на присущие ему недостатки, он получил значительное распространение. Автобусное сообщение организовано у нас в стране более чем в 1500 городах и поселках городского типа.

2. Влияние городского транспорта на загрязнение окружающей среды

К главным источникам загрязнения окружающей среды и потребителям энергоресурсов относятся автомобильный транспорт и инфраструктура автотранспортного комплекса.

Загрязняющие выбросы в атмосферу от автобусов и автомобилей  по объёму

более чем на порядок превосходят выбросы от железнодорожных транспортных средств. Выбросы от автотранспорта в России составляют около 22 млн. т в год. Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания содержат более 200 вредных наименований вредных веществ и соединений, в том числе и канцерогенных. Нефтепродукты, продукты износа шин, тормозных накладок, сыпучие и пылящие грузы, хлориды, используемые в качестве антиобледенителей дорожных покрытий, загрязняют придорожные полосы и водные объекты1. В мировом балансе загрязнений, основная доля (54%) падает на автомобильный транспорт, но в разных странах доля неодинакова и колеблется от 13 – 30% до 60 – 80%. Общее количество автомашин в мире превысило 500 млн. шт., в том числе в Российской Федерации 56 млн. шт. Вредные выбросы от автотранспорта в Российской Федерации составляют 22 млн. т/год. Одно автотранспортное средство при пробеге 15 тыс. км сжигает в среднем 2 т топлива, около 26 – 30 т воздуха, в том числе 4 – 5 т кислорода, что в 50 раз больше потребностей человека, при этом выбрасывает в атмосферу:  

        угарного газа – 700 кг/год,    диоксида азота – 40 кг/год,

        несгоревших углеводородов – 230 литров,     твёрдых веществ – 2 – 5 кг/год.

Автомобильные газы представляют собой смесь, состоящую из 1000 – 1200 индивидуальных компонентов, среди которых нетоксичны: N, O, пары воды, CO₂; токсичные: окиси C, углеводороды, оксиды N, альдегиды, сажа, бензапирен, соединения свинца, формальдегид, бензол, а также многие другие компоненты Главный компонент выхлопов двигателей внутреннего сгорания (кроме шума) – окись углерода (угарный газ) – опасен для человека, животных, вызывает отравление различной степени в зависимости от концентрации. При взаимодействии выбросов автомобилей и смесей загрязняющих веществ в воздухе могут образоваться новые вещества, более агрессивные, чем их «родители»– пример: смог – дымящий туман (обычно белый). Районы с повышенным содержанием в воздухе этих веществ превращаются в зоны повышенного риска необратимой потери здоровья. Сейчас в них проживают около 15 млн. человек. На прилегающей территории к автомагистралям вода, почва и растительность является носителями ряда канцерогенных веществ, а местность – опасной зоной. А значит, недопустимо выращивание здесь овощей, фруктов и скармливание травы животным. По мере удаления от автомагистрали, концентрация накопления канцерогенных веществ снижается. Увеличение количества взвешенной в воздухе и осевшей на поверхности пыли объясняется повышенным износом асфальтового покрытия автомобильных дорог вследствие применения ошипованных шин. В соответствии с вышесказанным наиболее приемлемым транспортом средством для использования на городских дорогах является троллейбус.

3.История возникновения и развития троллейбуса

Развитие одного из популярных видов городского пассажирского транспорта — троллейбуса, имеет интересную и продолжительную историю. Идея устройства «безрельсового трамвая» практически была осуществлена впервые фирмой Сименс-Гальске, построившей в 1882 г. троллейбусную линию в пригороде Берлина — Шпандау .. В 1891 г. была открыта троллейбусная линия в Билятале у Кенигштейна-на-Эльбе организатором и инициатором этой линии и целого ряда последующих был немецкий инженер Шиман Первый троллейбус Сименс-Гальске Троллейбус в Билятале (1901 г.) Таким образом, родиной этого вида транспорта можно считать Германию.

В начале XX в. вопрос организации троллейбусного сообщения начинает интересовать и США. 2 ноября 1902 г. в г. Скрантоне (штат Пенсильвания) на пути протяжённостью 250 м. появился. экспериментальный троллейбус в США «Туин Коч» Наиболее широкое распространение и развитие троллейбусы получили уже после Первой мировой войны. Это объясняется целым рядом причин технического и экономического порядка. К их числу следует отнести успехи в области автостроения, в области производства тяжелых машин, достижения которых могли быть перенесены в конструкцию троллейбусов. Какими же преимуществами обладал троллейбус? Троллейбус не загрязнял воздух отработанными газами, как автобус, работал бесшумно и обладал большей маневренностью, чем трамвай: троллейбус мог свободно объезжать остановившийся автомобиль. Троллейбус способен быстро набирать скорость и останавливаться как автобус, у тротуара. Строительство троллейбусных линий обходилось дешевле, чем трамвайных путей, в Англии троллейбусное сообщение имелось в 36 городах с длиной линий в 400 км и количеством машин более 600 единиц; в США троллейбусы эксплуатировались в 20 городах, общая длина сети насчитывала 420 км при имевшихся 266 троллейбусов

В России до революции царский режим не беспокоился о нуждах населения, поэтому ни о каком развитии троллейбуса говорить не приходится. Только трамвай сумел пробить себе дорогу, да и то, не во многих городах. Лишь советское правительство задумалось о широком развитии общественного транспорта. Преодолев последствия первой мировой и гражданской войн — разруху, голод и техническую отсталость, в начале 1930-х гг. в Советском Союзе также решили организовать троллейбусное сообщение. Пионером в этом выступила, конечно же, столица. Первая линия, протяженностью 7 км была пущена в Москве 7 ноября 1933, как опытная линия. В постройке самих троллейбусов и линии приняли участие свыше десятка предприятий и заводов: НАТИ, Динамо, завод им. Сталина, Ярославский автомобильный завод и лругие .Первый советский троллейбус получил название «ЛК» в честь видного партийного и государственного деятеля, инициатора открытия троллейбусного сообщения в Москве — Лазаря Кагановича. А в 1936 г. троллейбусное сообщение было открыто в следующих городах: Ленинграде, Киеве, Ростове-на-Дону и Тбилиси

С началом эксплуатации первых троллейбусов в СССР было выявлено, что советские троллейбусы «ЛК» имели ряд существенных недостатков: кузов был громоздким, не имел обтекаемой формы, расположение электроаппаратуры было крайне неудачным, так как при атмосферных осадках, вода вызывала ухудшение электрической изоляции, а это приводило к утечке тока, что было очень опасным для жизни пассажиров .В связи с чем, в 1937 г. начался выпуск усовершенствованного троллейбуса — «ЯТБ-2». По внешнему виду он мало чем отличался от своего предшественника, но в конструкцию был внесён ряд изменений .В троллейбусе был усовершенствован кузов, в результате чего, значительно уменьшился вес троллейбуса Между тем, троллейбус завоёвывал в Москве всё большую популярность, в связи с чем, в некоторых районах города трамвай заменялся троллейбусом.

Следующей ступенью развития и технического усовершенствования троллейбуса явилось создание Ярославским автозаводом в 1938 г. двухэтажного троллейбуса «ЯТБ-3» Первые двухэтажные троллейбусы имели четырехстворчатую дверь для входа и выхода пассажиров, напротив которой располагалась винтовая лестница, ведущая на второй этаж. В 1939 г. Ярославский завод выпустил троллейбус «ЯТБ-4», который обладал более мощным тяговым электродвигателем, чем его предшественники. Эти модели стали последними, которые были разработаны до начала войны. Последующее развитие и разработка новых моделей троллейбусов производилось после окончания Великой Отечественной войны.

Произошедшая в XX веке научнотехническая революция, рост населения, урбанизация и множество других факторов вывели его развитие на совершенно новый уровень. Нормальная жизнь современного города невозможна без удобных и надежных транспортных связей для перевозки пассажиров и грузов Однако, одновременно с развитием городов появилась и проблема: огромное количество транспортных средств стало причиной ухудшения экологической обстановки в масштабах всей планеты. Именно поэтому все большее внимание обращается сегодня на развитие экологических видов транспорта.

В условиях преимущества городского электротранспорта перед другими видами общественного транспорта, такие как экологичность, пассажироемкость, высокие экономические и эксплуатационные показатели являются хорошими предпосылками для его развития в российских городах. Троллейбус – наиболее экономичный и дешевый, не загрязняющий окружающую среду вид транспорта. Он экономичнее автобуса, меньше потребляет энергии, надежней и проще в эксплуатации, не «пожирает» кислород и не отравляет воздух отработавшими газами. Использование троллейбусов в условиях большого города, удлиненности маршрутных линий ведет к прямой экономии горючего. Он получает энергию не от перевозимого аккумулятора, а по проводам от внешнего источника.

Сегодня троллейбусы используют в основном для пассажирских перевозок в крупных городах и лишь в отдельных случаях для доставки грузов. Они проще по устройству, чем автобусы, техническое обслуживание их менее трудоемко, а пуск в холодное время года не создает проблемы. Машину стремятся всячески улучшить, сделать сильнее, просторнее, комфортабельнее. Шум троллейбусов близок по уровню к шуму легковых автомобилей. По спектру он имеет низкочастотный характер. Такой шум легче переносится человеком, чем шум от трамваев, который значительно выше и по уровню аналогичен шуму грузового транспорта. Современные троллейбусы это высококомфортабельный бесшумный транспорт с высокой системой надежности. Современные троллейбусы оснащаются терристорной системой управления обеспечивающей большую плавность хода, легкость в управлении. Многочисленные системы блокировок движения например при открытых дверях, блокировки закрытия дверей при помехе позволяют обеспечить безопасность пассажиров В конце XX — начале XXI века экологические, экономические и иные проблемы, вызванные массовой автомобилизацией, возродили интерес к городскому электротранспорту: трамваям и троллейбусам.

        Троллейбус имеет ряд как преимуществ, так и недостатков по сравнению с другими видами городского общественного транспорта.

         Преимущества по сравнению с трамваем:

        — Троллейбус использует то же дорожное полотно, что и автомобильный транспорт, в то время как движение по трамвайным путям может быть затруднено или даже полностью запрещено. В результате экономится городское пространство и значительно снижаются капитальные расходы на строительство троллейбусной линии.

         — Троллейбус может отклоняться от оси контактной сети на расстояние до

более 4,5 м, благодаря чему сравнительно легко маневрирует в транспортном потоке и не имеет проблем с объездом препятствий наподобие неправильно припаркованного или неисправного автомобиля, и даже другого троллейбуса с опущенными штангами.

          — Резиновые     шины    троллейбуса   имеют  лучшее   сцепление   с   дорогой,     чем

металлические колёса трамвая, что позволяет эксплуатировать его на трассах с бо́льшими уклонами.

         -рТроллейбус обычно использует общие с автобусами остановки, расположенные на тротуаре. Остановки трамвая обычно расположены в глубине дороги и требуют выхода пассажиров на проезжую часть.

         -пТроллейбус может проходить по кривым меньшего радиуса, чем трамвайный вагон.

         — Поскольку троллейбус имеет двухпроводную систему электроснабжения, то он не вызывает появления подземных блуждающих токов, резко сокращающих срок службы дорогостоящих подземных металлических сооружений.

         Преимущества троллейбуса по сравнению с автобусом:

         — Троллейбусы не загрязняют воздух в городе выхлопными газами.

         — Срок службы подвижного состава троллейбуса больше, чем срок службы автобуса.

         — Затраты на обслуживание троллейбусного парка ниже, чем на обслуживание автобусного парка.

         — Себестоимость перевозок троллейбусным транспортом ниже, чем автобусным.

         — При эксплуатации на горных трассах троллейбус не требует установки специального ретардера, поскольку его роль успешно выполняет тяговый двигатель.

         — Двигатель троллейбуса допускает довольно значительные по величине кратковременные перегрузки. Электродвигатель может развивать полную мощность во всём диапазоне скоростей, что также важно при эксплуатации в гористой местности.

         — На троллейбус можно установить систему рекуперации энергии, что обеспечивает экономию электроэнергии, особенно при работе на участках со сложным рельефом.

         — Тяговый электродвигатель более надежен, чем двигатель внутреннего сгорания.

         -рСовременный троллейбус значительно менее шумен, чем автобус. Основными источниками шума в троллейбусах являются компрессор, системы отопления и кондиционирования, а в некоторых моделях — ещё и главный редуктор, мотор-генератор и системы управления двигателем. В современных троллейбусах эти шумы либо устранены, либо значительно снижены; теоретически троллейбусы могут быть сделаны практически бесшумными, но полная бесшумность может стать источником опасности для пешеходов.

        — Троллейбус    использует     электрическую   энергию,   вырабатываемую   на

8

электростанциях, КПД которых выше, чем у двигателя автобуса.

Недостатки троллейбусов:

— Первоначальные затраты на развёртывание троллейбусной системы выше, чем для автобусной, так как требует строительства тяговых подстанций и контактной сети.

— Троллейбус потребляет больше электроэнергии, чем трамвай.

-ьПровозная способность не сочлененного троллейбуса в среднем ниже, чем у трамвайного вагона.

— Троллейбус очень чувствителен к состоянию дорожного покрытия и контактной сети. При необходимости проехать повреждённый участок дороги приходится значительно снижать скорость, чтобы избежать схода штанг с проводов контактной линии.

— Троллейбусная сеть отличается сравнительно низкой гибкостью из-за привязки к контактной сети.

— В отличие от трамвая, кузов троллейбуса не заземлён, поэтому требуется принятие дополнительных мер обеспечения электробезопасности: контроль утечки тока, обеспечение двойной изоляции электроцепей, регулярные проверки состояния изоляции.

— Конструкция спецчастей контактной сети (пересечений, стрелок, разделяемых соединений на разводных мостах) требует снижения скорости при их прохождении (иногда до 5 км/ч).

— Фактически невозможен обгон одного троллейбуса другим, если это не предусмотрено контактной сетью — для этого необходимо опускать штанги на одном из троллейбусов.

— Троллейбус более, чем трамвай, чувствителен к обледенению контактных проводов. Плохой контакт приводит к быстрому износу контактных вставок, которые в этом случае приходится менять несколько раз за рейс.

— Контактная сеть троллейбуса загромождает улицы и площади городов; путаница проводов и подвесных тросов выглядит неэстетично и портит исторический облик города.

9

4.Троллейбусное движение в городе Каменске-Уральском 

Открыто 6 ноября 1956 года и закрыто 5 марта 2015 года. Троллейбусная система была протянута вдоль линии Московская — посёлок Чкалова с ответвлением на вокзал, остановку стадион «Космос» и микрорайон Южный. Контактная сеть разобрана.

Движение обслуживало ОАО УК «Пассажирские транспортные перевозки» (ПТП), объединенное автобусно-троллейбусное предприятие (слияние произошло в 2004 году), 100 % активов которого принадлежит муниципалитету. Троллейбусное депо находится в Красногорском районе.

На данный момент движение не осуществляется. По состоянию на март 2015 года в городе было 47 троллейбусов.

Бурное развитие города в 1940-е годы потребовало введение электротранспорта. Первоначально планировалось ввести трамвай (с учётом трамвайного движения был построен Байновский мост). Но позже власти города посчитали, что троллейбус превосходит трамвай по некоторым качествам (не требует затратного строительства рельсов, не производит шума).

В 1956 году был введён в эксплуатацию первый троллейбус, который соединил заводоуправление Уральского Алюминиевого завода — крупнейшего предприятия города — с посёлком Чкалова, где жило много рабочих этого завода. Позже маршрут был продлён до Байновского моста, и упразднён после введения второго маршрута, полностью покрывавшего первый и идущего через центр города на вокзал. Позднее был проведён маршрут № 4, соединивший заводоуправление Уральского Алюминиевого завода с посёлком Трубный (ост. Московская). С появлением в 1980-е гг. нового микрорайона Южный был введён маршрут № 5, соединивший его с заводоуправлением Уральского Алюминиевого завода и посёлком Чкалова. В 1997 была построена линия, соединяющая Байновский мост с микрорайоном Южный и пущен маршрут № 3, соединивший микрорайон Южный с центром города и Московской. С тех пор троллейбусная сеть не расширялась. Последний маршрут из введённых до тотального изменения номеров маршрутов был маршрут № 6 (введён в первые годы XXI века), который связал две крайние точки троллейбусной системы.

Планировалось провести троллейбус в микрорайон Ленинский и далее к заводоуправлению Каменск-Уральского завода обработки цветных металлов. Но строительство не начиналось и не предвидится ввиду сложного рельефа местности и отсутствия денег для строительства необходимого моста.

В связи с повышением цен на электроэнергию и растущими долгами УК «ПТП», троллейбусное движение закрывается с 3 марта 2015 года на неопределённый срок. Под сокращение попало 120 человек.

10

Заключение

В настоящее время в мире более 400 городов, которые используют троллейбусы в качестве наземного транспорта. В Великобритании в какой-то момент от троллейбусов отказались, однако в 2010-2011 гг. ожидается ввод в строй городской троллейбусной системы в Лидсе. Что касается крупнейшего троллейбусного парка в Европе,то обслуживает он Афины. Общая протяженность контактной сети – более 350 км.

Самая крупная троллейбусная сеть – в России. По советским градостроительным правилам троллейбус был положен городам с населением большим, чем 200 тысяч человек. По данным на 2009 г., в РФ было 88 троллейбусных городов.

Крупнейшая в мире (по состоянию на 2009 г.) и старейшая в России троллейбусная система расположена в Москве. Протяженность одиночного контактного провода – около 1300 км, длина линий – более 600 км.

Самая северная в мире троллейбусная система – в Мурманске.

Маршрут Симферополь – Ялта является самым длинным троллейбусным маршрутом в мире. Его протяженность составляет 86 км.

С развитием городов всё большую актуальность приобретают своевременное и качественное транспортное обслуживание населения, а также охрана окружающей среды от негативного воздействия городского, особенно автомобильного, транспорта. Автомобили сжигают огромное количество ценных нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом, атмосфере и экономике страны в целом.

       Троллейбус с увеличенным автономным ходом (УАХ)  — это новый вид экологичного и экономичного городского транспорта.  Троллейбус с УАХ, оборудованный литий-ионным накопителем энергии,  преодолевает до 50 км без соединения с контактной сетью.

        Троллейбус с УАХ позволит организовать эффективное транспортное сообщение без строительства трансформаторных подстанций и контактных сетей в новых районах города. За счет создания новых троллейбусных маршрутов и частичного замещения автобусного транспорта, применение троллейбуса с УАХ улучшит транспортную и экологическую ситуацию в городах.

       Классический троллейбус оборудован системой накопления энергии на основе литий-ионных аккумуляторных блоков. Модульность решения позволяет устанавливать систему на троллейбусы различных иностранных и российских производителей.

        Проведенный опрос-анкетирование позволяет сделать выводом о том, что большая часть опрашиваемых имеет представление о современных троллейбусах и их техническое отличие от ранее выпускаемых моделей троллейбусов.

       В анкетировании приняло участие 30 человек в возрасте от 21 года до 56 лет. Всех опрашиваемых беспокоят проблемы загрязнения окружающей среды общественным транспортом.  При этом 99% опрошенных считают троллейбус самым «экологичным» видом транспорта, которые должны заменить автобусы, выделяющие огромное количество вредных веществ при сгорании углеводородного топлива. Экологическая ситуация в городе от использования троллейбусов только улучшится и жители города  сделают правильный выбор отдав предпочтение «зеленому» транспорту.

11

Список использованной литературы              

1.   Троллейбусы. Труды сектора городского транспорта. Вып. IV. — М.: Академия Коммунального Хозяйства, 1936.

2           Горский Е. В. Троллейбусы. — М.-Л.: Государственное транспортное издательство, 1935.

3.               Фишельсон М. С. Город, в котором мы живем. — М.: Министерство Коммунального хозяйства РСФСР, 1957.

4.                 Александров А., Поляков А. Троллейбусы // Транспорт и дороги города. 1933. № 2–3.

5.                 Иванов В. Московский троллейбус // Транспорт и дороги города. 1935. № 1.

6.                 Ефремов И. С. Троллейбусы. — М.: Министерство Коммунального хозяйства РСФСР, 1954. 7.                 Островский А. Х. Автобус, троллейбус, трамвай, такси. — М.: Московский рабочий, 1962.

7.Горшенин А. В. Троллейбус как вид пассажирского транспорта: к истории возникновения и развития // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 580-582.

12

Приложение

infourok.ru

Экологически чистый транспорт: виды, принцип работы

Автомобили, загрязняющие атмосферу, могут в далеком будущем исчезнуть. А пока только появляется экологически чистый транспорт. Хотя некоторые его виды существуют довольно давно. Их нужно только усовершенствовать. У разработчиков есть множество идей. К сожалению, многие из них пока реализовать не удается.

Новая модификация велосипеда

Этот замысел созрел у британца Клайва Синклера – основателя фирмы Sinclair Research. Ранее он отметился изобретением персонального компьютера «ЗедИкс Спектрум».

В 70-х года прошлого столетия он разрабатывал трехколесный электроцикл. В этой модели велосипед ассимилировался с электрическим скутером.

Синклер не сомневался в своем успехе и вложил в этот проект более 15 млн. долларов. Шасси задуманного экологически чистого транспорта дорабатывали эксперты из компании «Лотус».

Двигатели должна была выпускать итальянская фирма «Полимотор». Сборочные работы проходили на предприятии «Гувер». И в начале 1985 года трицикл стал объектом продаж. Продукт получил наименование Sinclair C5. Его особенности:

  1. Монолитный корпус из прочного пластика.
  2. Наличие переднего обтекателя и жесткого сиденья в форме ковша.
  3. На руле кнопка включения двигателя.
  4. Положение самого руля – под коленями ездока.
  5. Мощь силового агрегата – 250 Вт. У него отсутствовал плавный контроль оборотов.
  6. Масса всего трицикла – 30 кг, а аккумулятора – 15 кг.
  7. Резервный заряд позволял двигаться без подзарядки максимум 30 км. После чего транспорт становился обычным велосипедом.

Первый тираж трициклов был раскуплен мгновенно. Но затем отметилось резкое падение продаж. Синклер допустил весомую ошибку – выбрал неподходящее время для появления на рынке: за три месяца до старта сезона. И тем людям, которые стали обладателями этого транспорта, приходилось ждать весны. А кто-то решил вовсе не покупать трицикл.

Пресса резко критиковала это транспортное средство, ведь оно оказалось совсем неготовым для британских дорог и погоды.

За 6 месяцев было зафиксировано лишь 12 000 продаж трициклов (вместо запланированных 60 000). Синклер признал свой провал. И вскоре производство его детища прекратилось.

«Американский неваляшка»

Этот персональный экологически чистый транспорт был создан компанией, принадлежавшей Дину Камену.

По сути, был создан электрический вариант самоката. Его специфики:

  1. Динамическая стабилизация.
  2. Размещение колес на одной сети. Это стало залогом компактности и превосходной маневренности.
  3. 5 гироскопов с компьютерной обработкой сигналов. Это обеспечивало прекрасную устойчивость.

Водитель начинал движение, просто наклонившись назад либо вперед. Детище Камена получило название «Сегвей». Презентация состоялась в конце 2001 года. А в марте следующего года на аукционе были проданы первые три модели.

За первый год реализации разошлось примерно 6000 самокатов. Сегодня параметр превышает 50 000 штук.

Порядка 40 % приобретений совершает полиция. Она оснащает этим средством патрули в парках, на вокзалах, в аэропортах и на крупных спортивных объектах.

«Сегвеи» постоянно модернизируются, и появляются новые модификации. И сегодня модель автоматически принимает меры в случае экстренного падения: подается специальный сигнал, и падает скорость.

В технике устроены литийионные батареи. Они позволяют преодолевать 25-40 км. Для восстановления заряда самокат просто подключается к бытовой розетке. Продолжительность процедуры: 8-10 часов.

Предельная динамика самоката – 20 км/ч.

Японский аналог

Специалисты концерна «Тойота» решили в ответ американцам разработать самый экологически чистый транспорт, по их мнению. Было создано электрическое кресло.

Для управления им используется джойстик. В 2005 году была презентована модификация с четырьмя колесами — i-Unit. В 2008 вышла модернизированная версия, но уже с тремя колесами — i-Swing.

Венцом творения стала модель i-Real. Ее специфики таковы:

  1. Изменения колесной основы в режиме реального времени.
  2. При движении на скромной скорости контролируемое заднее колесо максимально приближено к передним колесам. При нажатии на газ дистанция между осями увеличивается, и кресло обретает превосходную устойчивость.
  3. Скоростной предел – 30 км/ч.

Есть только один недостаток – такие модели не присутствуют в свободных продажах.

Данные по экобусам

Сильное загрязнение воздуха в мегаполисах вынудило разработчиков ЗАО «Тролза» из Энгельса создать экологически чистый общественный транспорт. Он получил наименование – экобус.

Он базируется на микротурбинных системах «Капстоун». Достоинств у экобуса предостаточно:

  1. Мобильность.
  2. Низкопольная платформа.
  3. Комфортный и теплый салон.
  4. Бесшумный ход.
  5. Экономия горючего (сжиженного газа). Это заслуга обозначенных микротурбин. Также благодаря им в воздух выбрасывается минимум токсинов. А во время остановок параметр выхлопов сводится к нулю.

Действующий шаблон экобуса был презентован в 2008 году, в мае. Этот экологически чистый вид городского транспорта успешно справился со всеми тестированиями. Ему был присвоен сертификат высокого качества. И уже планируется запуск тиражного производства. Дебютные пять моделей сегодня используются в Краснодаре и Москве.

Ситуация с экобусами в мире

Аналоги дебютного отечественного такого транспорта на основе известных микротурбин уже не первый год интенсивно применяются в США, Англии, Новой Зеландии и некоторых других странах.

Например, в Нью-Йорке в 2007 году этот экологически чистый транспорт стал активно эксплуатироваться в наиболее заселенных районах. В итоге существенно снизились расходы на горючее и улучшилось экологическое положение.

В английском городе Ньюкасл вдоль местной набережной каждый день выполняют рабочие рейсы 10 современных экобусов. Они оснащены микротурбинами «Капстоун» модификации C30.

Взаимодействие этих устройств с аккумуляторами на борту создает непрерывную генерацию электроэнергии, требующейся для движения транспорта.

Когда автоматический механизм управления автобуса направляет сигнал к микротурбине, она подзаряжает батареи. По этой причине экобус может трудиться порядка 10 часов в сутки без подпитки.

О гибридных машинах

Крупнейшие производители уже не первый год прорабатывают эффективное использование экологически чистого транспорта.

В этом перечне значатся и «Тойота», и «Ниссан», и «Пежо», и «Форд». Они выпускают модификации, оснащенные гибридным силовым аппаратом. Его характеризует повышенная экономичность и экологическая безопасность.

Принцип действия системы – электродинамика. Тормозной момент создается на тяговом моторе. Для этого кинетическая энергия трансформируется в электрическую. Она нагружается реостатами и тормозным моментом, идущим на колеса главного моста, затрагивая трансмиссию.

В 2009 году фирма «Лэнгфорд Перфоменс» выпустила гибридную модель «Форд». Ее базой стала обозначенная ранее микротурбина.

Инженеры компании убеждены, что их детище – это самый экологически чистый вид транспорта в мире. И по функциональности он тоже занимает верхние позиции.

Этот автомобиль получился благодаря модернизации фордовского кроссовера S-Max. Его оснастили микротурбиной, тем самым преобразовав в абсолютный гибрид.

Он получил наименование Whisper Eco-Logic. На демонстрационных испытаниях он преодолел 129 км, потратив всего 3,8 л горючего.

Электрокары. История

Из-за ухудшения экологии и подорожания нефтяных продуктов в мире довольно актуален вопрос по налаженному стабильному выпуску электромобилей.

Их история насчитывает порядка 180 лет. Импульсом к их развитию стала электромагнитная индукция. Первые модели отличались солидной массой и низкой скоростью – максимум 4 км/ч. Также были совершенно не пригодны к эксплуатации.

Интерес к ним возродился в 90-х годах прошлого столетия. В период с 1996 по 2003 гг. в США выпускалась модель GM EV1.

Она стала первой серийной модификацией в новой истории электрокаров. Затем выпуски наладили многие гранды. Они и их творения отображены в следующей таблице:

Компания

Детища

«Тойота»

RAV4 EV

ZENN

«Дженерал Моторс»

EV1

«Шевроле»

Volt

«Вольво»

C30 BEV

«Тесла»

Roadster

Model S

«Рено»

серия Z.E

«Ниссан»

LEAF

«Лада»

Эллада

Достоинства электромобилей

Эти экологически чистые виды транспорта обладают неоспоримыми преимуществами:

  1. Экономичные траты горючего.
  2. Минимизация загрязнения воздуха.
  3. Практически бесшумная работа.
  4. Плавный разгон со стремительным ускорением.
  5. Высокий уровень безопасности, доказанный многочисленными тестированиями.
  6. Лояльные ценники. Их появлению способствовали массовые тиражи машин.
  7. Высокая надежность. Она достигается за счет сокращения числа составляющих и узлов.

Слабые стороны электрокаров

У таких машин имеются и свои недостатки. Их перечень изложен ниже:

  1. В России плохо развита сеть пунктов для подзарядки электромашин.
  2. Лимиты по скорости и пробегу. Многие модели без подпитки способны преодолевать 160-240 км.
  3. Продолжительность зарядки: 8-10 часов.
  4. Наличие только двух мест в салоне.
  5. Необходимость в замене батареи. Периоды фигурируют разные: от 3 до 10 лет.
  6. В холода быстрее садится аккумулятор. В итоге снижается пробег на 30-50 %.

Ситуация в России

В нашей стране на сегодня отмечается не самый высокий спрос на электромобили. Картина может резко измениться при следующих раскладах:

  1. Ценник бензина возрастет в 10 раз.
  2. Снизится совокупная стоимость электрических моделей.

Второй пункт реально возможен при условии технологической революции. И сегодня многие мировые гранды не перестают модернизировать свои модели. А в вопросе, какой транспорт экологически чистый и самый продвинутый, они указывают на свои детища.

И каждый уважающий себя концерн намерен в ближайшее десятилетие быть представленным на рынке электромобилей.

В этом направлении пытается не отставать и отечественный гигант «Лада», заявив о своем творении — EL LADA.

В производстве электрического транспорта наша страна проигрывает Японии, Великобритании, Швеции, США и прочим странам с мощным техническим развитием. Однако наше интеллектуальное и производственное достояние может вывести нас в число ведущих держав.

fb.ru

Советы рукодельницам