Уголок уединения в детском саду: оформление своими руками, фото

Содержание

Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения (или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации).

Цель и задачи создания уголка уединения в ДОУ

Поскольку нервная система дошкольника развивается, его психическое состояние весьма неустойчиво. Малыша легко удивить, развеселить, обидеть. Педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу. Ведь, как утверждают психологи, подавление эмоций способно спровоцировать невроз в его различных проявлениях. Ребёнка ни в коем случае нельзя стыдить и тем более наказывать за проявление чувств (гнева, страха, бурное веселье и т. п.), поскольку он не умеет их контролировать в силу своего возраста.

Дошкольников следует учить выражать негативные эмоции в конструктивной форме

С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные уголки уединения, или зоны релакса. На достижение этого направлено решение ряда задач:

  • В младшем дошкольном возрасте основное предназначение центра уединения — облегчить процесс адаптации, помочь малышам пережить расставание с мамой и привыкнуть к требованиям педагога. Уголок уединения наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства, мягкие красивые подушки и игрушки позволят малышу отвлечься и расслабиться.
  • Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Так, в уголке могут быть специальные подушки для битья, коробочка или стаканчик, куда выбрасывают злость и обиду и т. п.
  • Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. С этой целью в уголке размещают доску настроения, где можно нарисовать свои эмоции или дидактические пособия, иллюстрации различных эмоциональных переживаний.
  • Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.
  • Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет островок примирения — специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт.

В младшем возрасте воспитатель в нужный момент предлагает малышу отправиться в уголок уединения (например, когда замечает, что он утром очень скучает по маме, чувствует себя зажато, некомфортно либо, наоборот, ведёт себя агрессивно, обижает других детей). В среднем же и старшем звене ребята уже сами проявляют желание отправиться в зону отдыха (а воспитатель, в свою очередь, делает всё для того, чтобы они полюбили это место). Они уже прекрасно знают, что там можно делать и как помочь самим себе обрести покой или просто поднять настроение.

Дошкольник может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя.

В уголке уединения должны находиться предметы, вызывающие у детей приятные переживания, например, воздушные шары

Как оформить центр уединения для дошкольников разного возраста

При общем оформлении уголка уединения педагог должен ориентироваться на возраст воспитанников. Так, в младшем дошкольном звене будет актуален дизайн «Норка» — небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Там малыш сможет отсидеться или отлежаться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 3–4 года очень важен тактильный контакт) и других предметов. Обязательные атрибуты «норки» — мягкий коврик и подушки.

Для младшего дошкольного возраста актуален дизайн «Норка» — миниатюрный домик-палатка с маленьким входом

Для среднего и старшего возраста подойдёт дизайн «Шатёр». Домик уже будет более высоким и объёмным. Место маленького круглого входа занимают занавески или ширма. Мягких игрушек здесь уже гораздо меньше (а может и вовсе не быть). Оформление такой зоны даёт возможность воспитателю проявить всё своё творчество и фантазию. Шатёр может трансформироваться в сказочную пещеру, дом гномика, солнечную комнатку, подводное царство и т. д.

Из чего сделать каркас для уголка уединения

Варианты каркасов центра уединения могут быть различными:

  • Простой вариант — один угол групповой комнаты отгораживается с помощью портьеры, закреплённой на карнизе, или же обычной ширмы. Ткань следует украсить бумажными цветами, звёздочками, бабочками, смайликами и пр.
  • Можно соорудить каркас домика из пластиковых труб и обшить его тканью.
  • Роль ведущей конструкции может исполнить обычный большой зонт (идеальный вариант — пляжный), к которому крепится ткань или занавес из ленточек: это может смотреться весьма оригинально. Также можно использовать большой абажур.

Если в группе не очень много места, то для создания зоны уединения можно использовать ширму. Это удобно, поскольку такой уголок получится мобильным: его можно переносить с места на место по желанию детей и воспитателя.

С помощью ширмы можно создать уютное место для уединения, дополнив его необходимыми атрибутами

Фотогалерея: виды каркасов для уголка уединения

Фотогалерея: идеи для оформления уголков уединения

Видео: как оформить уголок уединения в детском саду и дома

Видео: уголок уединения в русском стиле под названием «Горенка»

Правила оформления уголка уединения по ФГОС

ФГОС предъявляет определённые требования к оформлению уголка уединения в ДОУ:

  • Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка).
  • Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.
  • На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло), приветствуются мягкие модули.

    Пушистый коврик, подушки, плюшевые игрушки создадут ощущение уюта и комфорта

  • Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть), побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.
  • Наполнение зоны релакса должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.
  • При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.
  • Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.

Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка.

Заглянув в окошко, воспитатель может незаметно оценить состояние ребёнка

Паспорт уголка уединения

На каждый центр уединения и релаксации воспитатель обязательно оформляет паспорт. Там прописываются следующие моменты:

  1. Название зоны (например, «Островок уединения», «Уютный домик», «Гнёздышко», «Остров отдыха» и т. п.).
  2. Цели организации уголка уединения и конкретные задачи, которые он выполняет.
  3. Перечень имеющегося в уголке оборудования и краткое описание способов взаимодействия с каждым дидактическим пособием.

Наполнение уголка уединения в детском саду

Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы.

Предметы для выражения негативных эмоций

Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов:

  1. Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться).
  2. «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
  3. «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
  4. «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой.
  5. Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.
  6. Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.
Фотогалерея: предметы для выплёскивания негативных эмоций

Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию

Для расслабления дошкольников могут использоваться:

  • Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых).
  • Красивый настольный фонтан, водопад.
  • Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте его включает воспитатель, старшие дошкольники способны делать это самостоятельно.
  • Музыкальные игрушки (например, шкатулка), игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»).
  • Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников), фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.
  • Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
  • Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).
  • Коллекции морских ракушек, магнитов.
  • Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.
  • Бутылочки с гелем для душа (можно развести глицерин с водой), в которых плавает бисер, новогодняя мишура. Когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз — наблюдение за этим успокаивает нервную систему.
  • Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).

Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.

Фотогалерея: предметы для расслабления и релаксации

Пособия для развития эмоциональной сферы

В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:

  • Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно.
  • Маски (например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.
  • «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций».
  • «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.
  • «Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную).

Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.

Фотогалерея: пособия для обогащения эмоциональной сферы
Можно предложить ребёнку положить своё плохое настроение в один мешочек и взять хорошее из другого
Подушке ребёнок может рассказать о своём настроении, поделиться переживаниями
Ребёнок выбирает настроение, которое ему подходит, и помещает туда магнитик со своей фотографией
Забавная шапочка поможет малышу лучше понять своё эмоциональное состояние или попробовать почувствовать какую-то эмоцию

Основные виды деятельности в уголке уединения

С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Обозначим основные направления:

  • Игры-манипуляции с предметами. Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребёнка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова. Другой пример — занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приёмам саморегуляции: когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.
  • Дидактические игры. Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.
  • Речевые игры с использованием предметов. Например, «Мои добрые дела». Педагог предлагает воспитаннику вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом всё проговаривается вслух).
  • Изобразительная деятельность. Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета), «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).
  • Физическая деятельность. В старшем дошкольном возрасте ребята в уголке уединения могут выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику (здесь пригодятся карточки-схемы), сделать себе точечный массаж. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния.

В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.

Фотогалерея: работа в уголке уединения

Чтобы дать выход негативным эмоциям, дошкольник может нарисовать свой страх или гнев
Манипуляции с лучиками-ленточками помогут успокоить или помирить поссорившихся ребят
Ребёнок рассказывает о своём хорошем поступке и кладёт фишку в специальную коробочку
Игра поможет разобраться в положительных и отрицательных поступках и оценить своё собственное поведение

Пребывая в стенах ДОУ, ребята получают огромное количество информации и эмоциональных впечатлений, что каждый воспринимает по-разному. Задача воспитателя — помочь детям привести в порядок свои мысли и чувства. Уютный уголок уединения поможет дошкольникам обрести уверенность в себе и даст им ощущение безопасности. В зависимости от возраста воспитанников педагог продумывает интересный дизайн «домика», подбирает необходимые атрибуты и дидактические игры, многие из которых легко сделать своими руками. На их основе детям предлагаются эффективные виды деятельности, которые помогут снять напряжение и поднять настроение.

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория). Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

melkie.net

Уголки в детском саду — примеры развивающей среды

  1. С чего начать?
  2. Для мальчиков
  3. Приемная

Оформление групповой комнаты в дошкольном учреждении для каждого воспитателя и родителей становится не просто обязанностью, но и творческим процессом. В нем реализуются уникальные идеи и опыт, порой нескольких поколений. В данной статье мы не только опишем, но и разместим различные уголки в детском саду в картинках. Надеемся что наш сайт и данная статья будет для вас полезна. Ну что же приступим.

С чего начать?

Прежде чем приступить к оформлению группы в детском саду и создавать различные тематические уголки в детском саду, обязательно следует заняться общей отделкой внутри группы. При покраске не стоит использовать много ярких цветов. Лучше, если тон основной краски будет светлым и «теплым»:

  • бежевый,
  • персиковый,
  • жемчужный и так далее.

Хорошо смотрятся в детских группах фотообои с героями сказок, мультфильмов, а также наклейки с детской тематикой.

Лучше оформлять все помещения группы в едином стиле и заранее продумать тематику, которая будет связывать воедино спальню, приемную, зону для занятий и игровые уголки в детском саду. Перед началом оформления конкретных уголков стоит посоветоваться с родителями, вместе обсудить и ознакомиться с возможными вариантами для детей разного возраста. Здесь представлены некоторые уголки которые возможно организовать в детском саду, для примера посмотрите фото.

Развивающая среда

Игровое пространство

Традиционно в каждой группе предусмотрено отдельное помещение для спальни, а общее групповое помещение делится на зону для занятий и игровую. Игровые уголки для детского сада оформляются по-разному в зависимости от возраста детей в группе, свободного пространства и творческого размаха организатора. Так, например, в игровой зоне часто отдельное место отводится под уголок ряженья в детском саду.

Место для него необходимо выбирать с особой тщательностью, он должен быть легкодоступен и постоянно открыт для детей. Целью его оформления является создание условий в группе для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Оформить такое место можно в виде дома моделей, кабинета стилиста или небольшой ширмы с разнообразными нарядами:

  • профессии,
  • животные,
  • артисты,
  • герои сказок и так далее.

После того, как место определено и выбран вариант оформления можно приступать к практической части. Границы уголка оформляются с помощью мебели. Это могут быть: невысокий стеллаж с полками, ящиками и перекладиной для плечиков с нарядами. Для удобства в уголке может располагаться столик и стулья. Обязательным атрибутом в уголке ряженья должно стать зеркало, где дети смогут разглядывать и оценивать свой внешний вид. На стене можно расклеить картинки различных костюмов, шляпок и других предметов одежды.

Варианты оформления

Иногда в такой уголок гармонично вписывается уголок парикмахера в детском саду. Здесь уже все готово для оборудования рабочего места парикмахера – стол, стул для клиента, зеркало. На столе можно поставить флакончики, положить расчески, украшения для волос и прочее. На стене можно приклеить изображения ножниц и расчесок. Фартук для мастера может располагаться на одной из вешалок на перекладине.

Если позволяет место, то уголок парикмахерская в детском саду оформляется отдельно, как самостоятельная зона для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская». Сначала также устанавливается необходимая мебель, полки. Вместо стеллажа с нарядами можно поместить тумбочку или мини-шкаф с принадлежностями парикмахера. Для них также можно сшить настенные кармашки. Затем уже вносятся игровые предметы. Обычно такое место делают, как детский уголок для девочки, исходя из интереса к прическам, украшениям и так далее.

Для мальчиков

Однако в игровой зоне обязательно должно быть место для игр мальчиков. Детский уголок для мальчика может занять несколько больше места, чем для девочки. Основными требованиями к его расположению также остаются удобство и доступность для детей. Такие уголки создаются с целью учета игровых интересов детей разных полов, их дифференциации и развития игровой деятельности в целом.

Варианты оформления выбираются исходя из интересов большинства мальчиков в группе и общих «мальчиковых» тем. Например:

  • автосалон,
  • морская тема (корабль),
  • мастерская,
  • военная база,
  • либо уголок космоса в детском саду.

Космический пространство будет интересно и полезно для детей старшего дошкольного возраста. С его помощью дети в игровой форме получат элементарные знания о космосе, планетах, космических кораблях.

Цветовое решение такого уголка определяется темой.

Это оттенки:

  • синего,
  • фиолетового,
  • белого и желтого цветов.

Хорошо, если мебель для уголка будет выполнена в таких же цветах. Если бюджет группы не позволяет купить новую мебель, можно воспользоваться самоклеящейся пленкой нужного цвета и фактуры. На полу можно поместить коврик с космической тематикой (лунная поверхность, метеорит). Обязательно должна присутствовать простейшая модель солнечной системы – либо как плакат на стене, либо бумажные планеты в объемном виде, свисающие с потолка.

Цветовое решение

Приемная

Раздевалка или приемная – первое, что видят ребенок и его родители, приводя малыша в детский сад. Поэтому к ее оформлению нужно отнестись со всей серьезностью. Для детей там обычно оформляется уголок настроения в детском саду. Цель такого уголка – это создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе. Благодаря нему дети учатся понимать не только свое настроение, но и настроение сверстников.

В оформлении такого уголка могут использоваться готовые стенды или самодельные модели. Принцип их оформления одинаков: в нескольких кармашках располагаются картинки с различными эмоциями (их количество зависит от возраста детей), снизу прикрепляются кармашки для фотографий детей. Приходя в группу, ребенок вместе с родителем или воспитателем определяет свое настроение и помещает свою фотографию в кармашек под соответствующей эмоцией.

Если в течение дня настроение меняется, то фотографию перекладывают. Эмоции можно изобразить в виде смайликов, героев мультфильмов. Примерный перечень в старшей группе может быть таким: радость, веселье, спокойствие, удивление, грусть, злость.

Обратите внимание

Обратить внимание стоит и на уголок меню в детском саду. Цель его создания – это знакомство родителей с рационом питания ребенка вне дома, а также основными принципами питания детей дошкольного возраста. Мы можем его оформлен как готовый стенд или вручную (с нарисованными картинками по теме группы, в виде объемных фигурок из соленого теста). Обычно в нем предполагается несколько отделений-кармашков. В них ежедневно помещается меню, а также правила питания детей.

Если поступление в садик не является актуальной проблемой, и вы только готовитесь стать родителями, то красиво оформлять помещение для ребенка можно, организуя детские уголки для новорожденных. Обычно в них предусматривается спальное место для малыша, пеленальное место и место для одежды и игрушек. Цвета мебели и обоев также следует подбирать спокойные, светлые. Можно наклеить несколько веселых картинок с детскими игрушками. Мягкие игрушки в таком уголке исключаются.
Итак, варианты детских уголков могут быть разнообразны, главное, чтобы они были эстетично оформлены, безопасны и интересны детям.

karuselkin.ru

Уголок дежурства в детском саду: оформление своими руками

Дошкольники любят трудиться, помогать старшим и товарищам. Их труд наполняется богатым содержанием, играет большую воспитательную роль, если организован с применением эстетически оформленного, учитывающего требования программы и возрастные особенности детей уголка дежурства. Изготовить и оснастить уголок всем необходимым педагог может своими руками, опираясь на поддержку родителей воспитанников, а также привлекая к этому ребят.

Организация уголка дежурства в детском саду

Дежурство — одна из эффективных форм организации труда детей в дошкольном учреждении. Сделать дежурства более увлекательными, а также упорядочить их проведение поможет оригинально и ярко оформленный уголок дежурных.

Красивые, удобные уголки дежурных сейчас можно заказать у различных производителей и в дизайнерских агентствах, и в интернете. Они подберут и цвет, и форму под заказ. Но порой творческому педагогу куда интереснее изготовить уголок своими руками. Ведь так он может и свои таланты проявить, и привлечь ребятишек, что положительно скажется на развитии творческих способностей и воспитании трудолюбия малышей.

Фантазия и мастерство воспитателя позволяют создавать интересные композиции из подручных материалов, к примеру, из пластиковой посуды

Почему необходим уголок дежурства

Кроме эстетической функции — украшать помещение группы и радовать воспитанников, уголок необходим ещё по множеству причин. Основные задачи, которые он выполняет:

  • Вызвать у детей желание участвовать в трудовой деятельности. Иногда ребёнок, не особо стремящийся оказывать помощь, ждёт дежурства и старательно выполняет обязанности, потому что на картинке в уголке его имя обозначено любимым героем мультфильма или сказки. Воспитателю стоит подбирать картинки с учётом предпочтений детей, в этом случае они с большим удовольствием дежурят, потому что хотят быть похожими на обожаемого персонажа.
  • Приобщать к ежедневному регулярному труду. Малыши должны знать, что трудовые обязанности выполняют по очереди, но всем коллективом. Это воспитывает как трудолюбие и ответственность, так и чувство справедливости, товарищества (сегодня я помогаю друзьям, сервирую столы, завтра то же они сделают для меня).
  • Формировать умения работать с символами и знаками: карточки с картинками, именами, таблицы со схематическими изображениями сервировки стола, порядка выполнения действий побуждают детей к активной умственной деятельности.
  • Воспитывать организованность, собранность, развивать логику. Выполнение обязанностей по определённому алгоритму не означает, что детям нельзя искать более рациональные пути выполнения трудовых задач. Например, дежуря по занятиям, дети убеждаются, что удобнее, когда один дежурный раскладывает материал одного вида, допустим, альбомы для рисования, а второй — краски или карандаши. Это помогает не запутаться в действиях, быстрее и качественнее выполнить порученное дело.
  • Прививать аккуратность, умение следить за собой. Дежурный должен быть примером для остальных детей, ведь он помощник воспитателя, а стимулом к желанию следить за своим внешним видом для дежурных будут нарядные фартучки, колпачки, всегда чистые и отглаженные.

    Чистота и аккуратность — замечательные качества, и такой нарядный уголок дежурства способствует их воспитанию

  • Обеспечивать базовую потребность человека — желания быть значимым, необходимым. Удачный результат дежурства, подкреплённый похвалой педагога и благодарностью товарищей, приносит малышам моральное удовлетворение и поощряет к труду. Кроме того, детям, особенно старшего дошкольного возраста, более ориентированным на мнение взрослого, приятно быть помощником воспитателя и приносить реальную пользу.

Зависимость оформления уголка от возраста детей в группе

Уголки дежурства необходимы во всех группах, кроме раннего возраста (третий год жизни). Прежде чем приступить к изготовлению уголка, необходимо продумать, каким он будет, учесть все требования, которые к нему предъявляют, а также решить, где его разместить.

Одна из основных функций такого уголка — помочь воспитателю организовать поочерёдное участие всех детей группы в дежурстве и сообщать, кто является сегодня дежурным в разных сферах деятельности. Поскольку разные виды дежурств становятся доступны малышам в разном возрасте, воспитатель в первую очередь должен обратить внимание на этот момент.

Первое, с чем знакомятся дети — это дежурство по столовой. Его вводят во второй младшей группе, но не в начале, а в середине года. Первую половину года дети осваивают трудовые навыки, выполняя поручения: расставить салфетницы, тарелочки для хлеба. Поручения даются одному или двум детям, ребятишки выполняют одинаковые действия, руководствуясь подсказками воспитателя или помощника няни.

В младшей группе достаточно уголка для дежурства по столовой, оформленного любимыми персонажами детей и симпатичными картинками

Второй вид дежурств вводится в середине года в средней группе. Это дежурства по занятиям. Предварительно дети знакомятся с выполняемой на этом дежурстве работой также в поручениях. Они раскладывают по столам раздаточный материал, тарелочки для аппликации, пластилин и т. д., а после занятий собирают и приносят в отведённое место. Поручения даются тем, кто желает помочь, поэтому трудом оказываются охвачены не все дети группы. Потому так полезно дежурство, которое позволяет задействовать в труде всех воспитанников.

В средней группе будет достаточно уголка для двух дежурства: по столовой и занятиям

Последним вводится дежурство в уголке природы. Его начинают в старшей группе с сентября, поскольку дети этого возраста умеют быстро ориентироваться, обладают достаточными навыками и умениями, способны разделять трудовые операции между собой, выполнять их совместно, помогать друг другу.

Таким образом, вид уголка дежурств зависит от того, какого возраста дети будут находиться в группе, ведь размещают воспитанников не бессистемно, а с учётом высоты мебели (столы, стулья), которая находится в групповом помещении:

  • Если в помещении будут жить малыши второй младшей группы, то достаточно уголка дежурств по столовой.
  • В той группе, где будут находиться детишки средней группы, уголок делают для дежурств по столовой и занятиям.
  • Если же групповое помещение снабжено достаточно высокой мебелью или мебель регулируется по высоте, удовлетворяя санитарные требования для старших дошкольников, то в такой группе необходим уголок дежурных по всем трём видам.

Требования к уголку дежурства в детском саду

Кроме учёта возраста детей, при изготовлении уголка дежурных нужно соблюдать такие требования:

  • Прочность и надёжность. Поскольку изготавливается уголок не на неделю или месяц, а на долгий срок, следует предусмотреть его сохранность в течение этого времени. Поэтому для основы стоит выбрать прочный материал, например, фанеру или древесно-стружечную плиту. Неплохой заменой этим материалам могут послужить пластик или касетоны для оклейки потолка. Приобретая их в строительном магазине, нужно обязательно потребовать сертификат, где будет указано, что данный вид материалов может применяться внутри жилых помещений. Бумага, даже ватман, не прослужат долго, как вариант возможен разве что очень плотный качественный картон.
  • Возможность влажной уборки. Всё оборудование в группе (особенно долгого срока службы) должно подвергаться влажной уборке согласно распорядку. Это не означает, что уголок будут мыть с мылом, однако протирать от пыли влажной губкой его необходимо. Поэтому надписи, рисунки на его поверхности должны быть несмываемыми.
    • Этого можно достичь, если использовать для украшения разноцветную самоклеящуюся плёнку, материал ЭВА, пластик.

      Вспененная резина, или ЭВА — прекрасный материал для дизайна группы детского сада: режется, приклеивается, переносит влажную уборку

    • Если же талант воспитателя позволил ему оформить уголок рисунками от руки, гуашью или акварелью, лучше всё заламинировать прозрачной клейкой плёнкой для учебников.
    • От идеи украшения уголка крупами, макаронными изделиями, элементами в технике квиллинга и тому подобным лучше отказаться, если изделие будет использоваться больше года. В объёмные детали рано или поздно набьётся пыль, которую очень непросто удалить, что скажется на внешнем виде и чистоте уголка.
  • Соответствие гигиеническим требованиям — одно из важнейших, ведь от него зависит здоровье детей.
    • В уголке дежурства находятся не только стенд с индивидуальными карточками, но также фартучки и колпачки (косынки) для дежурных по столовой. Их дети надевают после того, как вымоют руки, перед выполнением трудовых действий. Поэтому следует позаботиться о таком размещении уголка, где одежда дежурных находилась бы в безопасности: подальше от игровой и художественной зон. Увлёкшись игрой, ребята могут уронить фартучки на пол, наступить на них, а рисуя — испачкать краской. Нельзя требовать от дошкольника, чтобы в процессе игры или творчества он думал о сохранности одежды дежурных. Этот нюанс следует учесть воспитателю.
    • Когда вводят дежурство в уголке природы, необходимо обеспечить дежурных средствами защиты одежды во время ухода за растениями. Для этого нужно иметь комплекты клеёнчатых фартучков с нарукавниками. Хранить фартуки для столовой и ухода за растениями рядом нельзя. Одежду, в которой дети поливают, пересаживают, моют растения следует в уголке природы, рядом с лейками, палочками для рыхления, цветочными горшками.
  • Доступность для детей. Уголок размещают в таком месте, чтобы дошкольники могли свободно подходить к нему, рассматривать картинки, схемы выполнения операций во время дежурств (если такие имеются). Оформление должно быть понятным детям, поэтому надпись «Дежурство по природе» или «Дежурим по занятиям» не несёт практической пользы, дети её вряд ли прочитают. Лучше обозначить каждый вид дежурства яркой и понятной картинкой: изображением посуды, растения, альбома и карандашей. Как вариант: изображением детей за обеденным столом, поливающих цветы, занятых лепкой или рисованием. В начале дежурств детей знакомят с уголком, поясняют, что означают изображения, какие обязанности выполняют дежурные по разным участкам.
  • Эстетичность. Конечно, каждому воспитателю хочется, чтобы его уголок дежурств, как и прочее оформление группы, был самым лучшим и красивым.
    • Креативные педагоги обращаются за помощью к родителям, папам-умельцам, которые выпиливают из подручных материалов основу для уголка в виде самовара, облачка, ромашки, паровозика. Такие уголки всегда смотрятся красиво, привлекают внимание детей.
    • Но и простую прямоугольную основу можно оформить со вкусом и привлекательно, проявив фантазию и чувство меры. При этом нужно руководствоваться общим видом группы. Раньше, лет двадцать назад, мебель в детских садах была однотипной, белой или цвета светлого дерева. Сейчас модной стала цветная мебель, в которой сочетаются два-три цвета. Будет замечательно, если педагог учтёт это и оформит уголок в тон общему дизайну группы. Например, группе «Василёк» с сине-бело-зелёной мебелью совершенно ни к чему уголок дежурных в красных и жёлтых тонах, но синий с голубым и белым будет к месту. Учить детей сочетанию удачному сочетанию цветов и прививать им вкус можно и в таких мелочах.

Яркий расписной уголок дежурных прекрасно смотрится на фоне простой однотонной стены

Не требование, но совет: размещайте уголок там, где днём на него не будут падать прямые солнечные лучи. Это защитит фон и карточки от выгорания и дольше сохранит их привлекательный вид.

Содержание уголка дежурства

Главный, наиболее яркий и привлекающий внимание компонент уголка дежурства — это, конечно, стенд, на котором будет размещаться о дежурных. К стенду прилагается комплект картинок или фотографий детей, которые для лучшей сохранности желательно заламинировать прозрачной плёнкой.

Для дежурства по столовой необходимо иметь такое оборудование:

  • Щётку для сметания крошек со стола, длиной вместе с ручкой около 25–30 см. Ручка должна быть не более 3 см в диаметре, удобной для детской руки.
  • Совок для крошек, размером около 15 на 15 см, длиной ручки до 12 см. Совок и щётка для столов хранятся в подвешенном состоянии на крючках, на пол не ставятся ни в коем случае.
  • Щётку половую для подметания с длиной ручки до 110 см и сечением до 3 см.
  • Совок для мусора на длинной или короткой ручке. Эти инструменты хранятся рядом с уголком, но не в близости от одежды дежурных.

Инвентарь для сметания со столов крошек должен храниться подвешенным на крючках

Веник для подметания в детском саду не используют, его трудно продезинфицировать, и его применение не соответствует санитарным нормам.

Одежда дежурных по столовой состоит из фартучков, которые можно изготовить из ситца, гипюра, сатина, желательно светлых тонов. Головные уборы для девочек: косынки, колпаки. Мальчикам предлагают только колпаки.

Изготовить фартуки и колпаки для дежурных помогут мастерицы — мамы и бабушки воспитанников

Для дежурства в уголке природы приобретают непромокаемые фартуки и, по возможности, нарукавники. Для ухода за растениями необходим соответствующий инвентарь:

  • лейки;
  • тазики для мытья растений;
  • палочки для рыхления почвы;
  • губки для протирания листьев.

Дополнить оформление уголка дежурства могут схемы и пошаговые изображения выполнения действий дежурных, картинки и фото правильно сервированных столов.

Чтобы дежурные как следует разобрались в схеме дежурства, необходимо пояснение воспитателя

Дежурства по занятиям не требуют особой одежды и инвентаря. Главное, чем должны быть вооружены воспитанники, это умение быстро и организованно выполнять порученную работу. В старшей и подготовительной группах на занятиях используется много материала, поэтому детям нужно быть собранными и уметь чётко выполнять действия (брать и расставлять тарелочки, раскладывать клеёнки и т. д.), ведь от завтрака до организованной образовательной деятельности проходит не так уж много времени, и помощь дежурных педагогу порой очень нужна.

Несколько интересных идей по оформлению уголков дежурства

Как правило, стенд, то есть основа уголка выполняется в виде панно, на котором расположены название, карманы для картинок-знаков (или фото) и элементы декора. Разнообразить и сделать уголок необычным помогут несколько идей по оформлению.

С названием уголка дежурных обычно не возникает сложностей, поскольку в большинстве групп его так и именуют: «Уголок дежурства, дежурных». Существуют также варианты: «Мы дежурим, сегодня дежурят». Но насколько интереснее и полезнее в плане развития и воспитания детей назвать уголок «Мы любим дежурить», «Маленькие помощники», «Трудолюбивые Солнышки, Пчёлки, Ромашки» (в зависимости от названия группы).

Ребятишкам непременно захочется узнать, что означает надпись, и куда приятнее будет услышать в ответ не просто фразу, а похвалу. Это вызовет желание участвовать в процессе труда и может даже послужить темой увлекательной воспитательной беседы: «Как вы думаете, почему так назван наш уголок? Кого называют трудолюбивым? Как вы можете помочь воспитателю, няне, своим друзьям по группе?»

Вариантов индивидуальных карточек-символов тоже существует несколько:

  • Фигурные: в виде цветов, тучек, грибочков с индивидуальной картинкой и именем ребёнка. Сам стенд в таком случае должен быть соответственно оформлен — как лужайка, солнечное небо, полянка в лесу.
  • С креплением на кнопки-гвоздики. В этом случае на стенде размещают картинки, обозначающие виды дежурства, а под ними — кнопки с выступающей пластиковой частью, так называемые гвоздики. Карточки детей в этом случае делают с петельками или прорезями, вешая их на кнопки. Крепить кнопки на стенд нужно надёжно, не просто втыкая, а дополнительно зафиксировав суперклеем, чтобы они не выпали и не стали причиной травмы.
  • В виде флажков. Под картинками дежурных по столовой, природе и занятиям располагают полку, а на ней по два держателя для флажков к каждому виду дежурства. На флажки наклеивают индивидуальные картинки или фото детей и вставляют в держатели.

Фотогалерея: примеры оформления уголков дежурства в детском саду для разных возрастных групп

Оригинальную идею воспитатель может почерпнуть и в чайной посуде, изготовив уголок в виде чайника и чашек
Заслуживает внимания идея уголка в виде часов, стрелки котрых указывают на дежурных
Карточки дежурных могут подвешиваться к кнопкам-гвоздикам

Уголок дежурства помогает организовать и заинтересовать ребят регулярным выполнением трудовых обязанностей. Красочный, привлекательный уголок, изготовленный руками педагога из недорогостоящих подручных средств, дежурств обязательно вызовет интерес маленьких непосед и поможет сделать процесс труда лёгким и увлекательным — ведь в оформлении уголка обязательно примут участие дети или их родные, рукодельницы мамы и умелые папы.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

melkie.net

как сделать своими руками, оформление и полезные фото

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни — одна из важных задач детского сада. И здесь огромную роль играет взаимодействие с семьями воспитанников. Конечно же, родители больше всех заинтересованы в сохранении здоровья своего ребёнка. Однако далеко не все они имеют медицинское образование и являются компетентными в различных вопросах. Поэтому задача воспитателя — помочь мамам и папам, донести до них ценную информацию. И поможет в этом специально оборудованный в каждый группе уголок здоровья. Причём заинтересует он не только родителей, но и самих детей.

Значение уголка здоровья в группе

Современному человеку нужно всерьёз задумываться о своём здоровье, ведь активное использование достижений цивилизации чревато негативными последствиями для физической формы, а иногда и для психического состояния. Поэтому многие заботливые родители самого раннего возраста стараются приучать детей к активному образу жизни, здоровому питанию, правильному режиму дня. В некоторых же семьях этим моментам уделяется недостаточно внимания, поскольку недооценивается их важность. В связи с этим основная цель уголка здоровья, который должен быть создан в каждой группе ДОУ — помочь мамам и папам беречь и укреплять здоровье своих детей.

Далеко не все семьи ведут здоровый и активный образ жизни, поэтому советы в уголке здоровья помогут родителям осознать важность этих моментов

Данная цель реализуется через конкретные задачи.

  1. Дать конкретные рекомендации по физическому воспитанию дошкольников (вопросы гигиены, осанки, закаливания и пр.)
  2. Рассказать о важности правильной организации режима дня.
  3. Дать информацию по профилактике инфекционных заболеваний.
  4. Консультировать семью по психологическим вопросам (например, адаптация в детском саду, подготовка к школе и пр.).

Медицинские уголки несут пользу и самим дошкольникам. С их помощью ребятам можно легко объяснить многие полезные вещи, помогающие сохранять своё здоровье. Это должна быть только важная информация, чтобы внимание ребёнка не рассеивалось (например, конкретный наглядный алгоритм мытья рук или чистки зубов). Детская аудитория уголка здоровья включает в себя воспитанников средней, старшей и подготовительной группы.

Иногда воспитатель организует уголок здоровья в групповой комнате исключительно для дошкольников. Там помещаются разнообразные дидактические картинки для детей (например «Полезные и ядовитые грибы и ягоды»), книги подходящей тематики, плакаты (к примеру, о строении человеческого тела), макеты, рабочие тетради (для старшей и подготовительной группы), дидактические игры («Аскорбинка и её друзья» и пр.). В данной зоне также часто помещают игрового персонажа — куклу доктора Айболита.

Данная зона здоровья организуется, как правило, начиная со среднего дошкольного возраста. Но при желании можно её обустроить и для младших дошкольников.

Иногда в группе зона здоровья совмещается с физкультурным уголком.

Фотогалерея: уголки здоровья непосредственно для дошкольников

В уголке представлены схемы, картинки, раскраски и познавательные книги
На «дерево здоровья» можно помещать различную информацию
В уголке здоровья для младших дошкольников находятся, в основном, игровые персонажи, яркие картинки и пазлы

Требования к оформлению медицинского уголка

Строгих стандартов по оформлению медицинского уголка в группе нет. Расположить эту зону следует в том месте, где родители (или законные представители) проводят больше всего времени в детском саду, — а это раздевалка (или приёмная).

При оформлении уголка здоровья воспитателю обязательно нужно проявить творческий подход и фантазию — тогда он заинтересует маму или папу (ведь сегодня любую информацию можно найти и прочитать в сети Интернет). Нужно учитывать следующие важные моменты.

  1. Месторасположение. Информация следует располагать на видном месте, чтобы привлечь внимание родителей. При этом уголок должен гармонично вписываться в общий интерьер раздевалки.
  2. Важную роль играют заголовки материалов. Они должны быть яркими и «цепляющими», вызывать желание ознакомиться с информацией. Например, не нужно сухо писать «Основные методы профилактики гриппа и ОРЗ», а выразительно обозначить «Крепкий иммунитет победит простуду!» или «Грипп не пройдёт!». Другой пример: не «Как подготовить ребёнка к школе», а «Идём в школу с радостью!»
  3. Излагаемый материал должен быть предельно простым и доступным. Ведь не все взрослые имеют глубокие познания в сфере медицины. Непонятные термины и фразы, сложные синтаксические конструкции только отпугнут читателя. Хорошо подавать информацию тезисно (например, в виде нумерованных списков), в виде пошаговых инструкций (каждый шаг — в отдельной рамочке) – это хорошо структурирует материал и выделяет главные мысли.
  4. Текст нужно внимательно проверять на содержание грамматических и синтаксических ошибок.
  5. Шрифт не должен быть мелким (недопустимы громоздкие статьи, вырезанные из журналов). Хорошо, когда его цвет контрастирует с фоном. Заголовок следует делать более крупным и выделять другим цветом.
  6. Красочность. Удачно оформленный медицинский уголок невольно притягивает взгляды своими насыщенными красками, яркими иллюстрациями, интересными фотографиями. Любая текстовая информация обязательно должна сопровождаться наглядностью, тем более что аудитория зоны здоровья — не только взрослые, но и дети. Весьма уместны будут популярные персонажи сказок и мультфильмов, просто забавные зверюшки.
  7. Материал необходимо периодически обновлять (не реже одного раза в месяц), чтобы интерес к уголку здоровья не угас.

Фотогалерея: важные нюансы оформления уголка

Заголовок материала должен быть лаконичным и ярким
Информация набрана крупным шрифтом и имеет конрастный заголовок
Красочное и необычное оформление невольно привлекает внимание
Медицинский уголок должен располагаться на видном месте и гармонично вписываться в интерьер приёмной комнаты

Как назвать уголок здоровья

Педагогу следует продумать яркое название медицинского уголка, ведь оно также привлекает читательское внимание и влияет на последующее восприятие информации. Можно взять на заметку такие варианты.

  1. «Советы доктора Айболита».
  2. «Советы доктора Градусника».
  3. «В стране неболеек».
  4. «Неболей-ка».
  5. «Здоровейка».
  6. «Наше здоровье».
  7. «За здоровый образ жизни».
  8. «Здоровье — это здорово!».

Основные средства для оформления и наполнения уголка

Для оформления и заполнения медицинского уголка используются определённые средства. Прежде всего, это стенды. Они имеют пластиковые карманы, в которые помещается информация по тематическому принципу (например, в один — советы по профилактике заболеваний, в другой — рекомендации по общему физическому воспитанию). В эти же кармашки вставляются и картинки.

Стенд имеет пластиковые карманы, в которые помещается информация

Ещё одно популярное средство оформления и наполнения уголка — папки-передвижки (представляют собой ширмы из плотной бумаги). Они устанавливаются на кабинках, обычно прямо под стендом. Такие пособия можно приобрести в готовом виде по самым разным темам, а можно изготовить самостоятельно — в виде нескольких файлов (материалы можно менять).

Папка-передвижка представляет собой бумажную ширму, которая помещается на детские кабинки

Иногда в уголке здоровья выкладываются файловые папки. Они оформляются по принципу книжки, которую можно полистать. При желании родители могут взять такой материал домой, чтобы более обстоятельно с ним ознакомиться.

Содержание уголка здоровья и основные виды деятельности в этой зоне

Ключевая составляющая успеха уголка здоровья — его содержание. Здесь целесообразно выделить три основных блока.

Полезная информация для родителей

Это консультации на самые разные темы. Главное — чтобы они были актуальные. При этом все статьи объединяет единая цель — рассказать семье о мерах по укреплению детского здоровья.

Возможные варианты тем.

  1. «Профилактика сезонных простудных заболеваний и гриппа» (а также симптомы, методы борьбы с болезнями).
  2. «Как избежать пищевой инфекции».
  3. «Как защитить малыша от укусов насекомых»
  4. «Как избежать солнечного удара».
  5. «Техника безопасности во время отдыха на водоёме».
  6. «Чтобы зубы всегда были здоровыми» (гигиена ротовой полости).
  7. «Формируем правильную осанку».
  8. «Заботимся о зрении с детства».
  9. «Профилактика плоскостопия».
  10. «Приборы, способствующие оздоровлению» (увлажнители воздуха, ионизаторы).
  11. «Здоровый рацион питания для дошкольника».
  12. «Готовим ребёнку вкусные полезные овощные блюда».
  13. «Закаливание с ранних лет».
  14. «Дыхательная гимнастика для детей».
  15. «Правильно одеваем ребёнка по сезону».
  16. Статьи на психологические темы: «Если малыш боится насекомых», «Страх темноты у детей», «Как помочь стеснительному ребёнку», «Страх врачей у ребёнка», «Тренируем детскую память», «Излишне тревожный малыш», «Адаптация к детскому саду», «Как психологически подготовить ребёнка к школе», «Как справляться с переутомлением» и др.
Фотогалерея: примеры консультаций для родителей на различные темы

В блок для родителей также можно поместить информацию о прививках (их график и описание), телефоны медицинских учреждений, антропометрические данные воспитанников, режим дня в группе.

В содержание уголка здоровья можно включить режим дня, ведь это часть здорового образа жизни

Родителям также будет интересно почитать статью из Конституции РФ, где речь идёт об охране здоровья.

Статья 41 Конституции РФ
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Информация для дошкольников

Материалы для самих дошкольников представляют собой красочные картинки, схемы-иллюстрации. На них сказочные персонажи выполняют определённые действия (чистят зубы, умываются, делают зарядку и пр.). Такая наглядность привлечёт детское внимание и послужит примером для подражания.

Примерное содержание картинок.

  1. Алгоритм мытья рук.
  2. Алгоритм чистки зубов.
  3. Какие бывают средства гигиены.
  4. Строение тела человека.
  5. Вредные и полезные продукты.
  6. Витамины и продукты, в которых они содержатся.
  7. Виды закаливание (солнце, воздух и вода).

По мере взросления детей содержание картинок усложняется (хотя тема может быть одна и та же). В подготовительной группе они уже могут содержать небольшие подписи.

Фотогалерея: картинки для детей в уголке здоровья

Отчёты по оздоровительным мероприятиям, которые проводились в группе

Это наиболее удачные рисунки, аппликации, фотографии поделок воспитанников на тему здоровья. Также это может быть фоторепортаж с праздника здоровья, проведённого в детском саду, или физкультурно-оздоровительного досуга.

Родители смогут увидеть, какие мероприятия проводятся в детском саду по теме здоровья

Фотографии могут приносить и родители, чтобы продемонстрировать, как семья придерживается здорового образа жизни (велопрогулки, пикники на природе, игры на свежем воздухе, катание на лыжах и коньках, занятия в тренажёрном зале, туристические походы и пр.). Каждая семья по очереди может представить такую информацию.

Подобные фотоотчёты помогут побудить к двигательной активности даже самые пассивные семьи. А ведь это одна из ключевых целей функционирования уголка здоровья.

Подобные фото, помещённые в уголке здоровья, будут служить для пассивных семей мотивацией к ведению активного образа жизни

Видео: неделя здоровья в группе (материалы видеопрезентации можно использовать для наполнения уголка здоровья)

Примерный эскиз и макет оформления медицинского уголка

Сегодня воспитатель может приобрести самые разные готовые информационные стенды, в том числе и по теме здоровья. Как правило, они яркие и удобны в использовании.

Фотогалерея: макеты готовых стендов здоровья

При желании педагог может изготовить уголок здоровья своими руками. А если он работает со старшими дошкольниками, то они с удовольствием помогут ему в этом процессе.

Фотогалерея: уголки здоровья, оформленные своими руками

Здоровье — важное составляющая гармоничного развития ребёнка. Именно поэтому в группах детского сада организуются медицинские уголки. Они должны привлекать родителей своей эстетичностью и информативностью, содержать советы практического характера, которые помогут семье проводить профилактику самых разных заболеваний, организовывать режим дня, гигиену, составлять рацион питания, решать вопросы психологического характера и пр. Кроме того, такой уголок должен быть полезен и дошкольникам в приобщении их к здоровому образу жизни — содержать красочные информативные картинки, которые привлекут внимание ребят и будут побуждать их к нужным действиям.

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория). Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

melkie.net

Оформление родительского уголка в детском саду

Каждая семья, в которой есть ребенок, нуждается в знаниях по воспитанию детей. Повышение педагогической культуры и просвещение родителей являются важными задачами детского сада. Наглядным средством взаимодействия воспитателей с семьей является оформление родительского уголка в детском саду. В нем педагоги знакомят родителей с методами воспитания, помогают им советами и консультациями, представляют важную информацию.

 

 

Особенности организации уголка для родителей

 

Уголок для родителей находится в приемной каждой группы детского сада Воспитатели отводят для него одну из стен, специальный стенд или полку. Материалы в родительский уголок подбираются в соответствии с возрастной группой и временем года, оформляются красочно, эстетично, иллюстрируются тематическими картинками. Шрифт текста должен быть таким, чтобы можно было прочесть слова с расстояния метра. Рубрики и названия сообщений выделяют контрастным цветом. Текст разбивают на абзацы. Материал статей подается лаконично.

 

Родительский уголок должен иметь постоянную информацию и ту, которая регулярно обновляется.

 

 

 

Содержимое постоянного информационного стенда

 

Материалы, которые находятся в родительском уголке весь учебный год:

 

  • характеристика возрастных особенностей детей, посещающих группу;
  • режим дня;
  • расписание занятий;
  • правила внутреннего распорядка садика;
  • сведения о программе, по которой осуществляется педагогический процесс;
  • ознакомительные данные о сотрудниках: имя и отчество воспитателя, помощника воспитателя, заведующей детским садом, методиста.

 

 

Временный материал

 

 

Доска объявлений

 

Текст объявлений можно окантовать тесьмой или полосками бумаги для того, чтобы он привлекал внимание красивым оформлением. Если объявление приглашает на праздник, оно помещается с рисунком, например, с изображением букета мимозы на 8 Марта.

 

 

Уголок специалистов

 

В нем должны быть представлены материалы медицинского работника, педагога-психолога и логопеда:

 

 

 

 

Ознакомление с природой

 

Материал обновляется каждый месяц. Наглядность готовится в соответствии с возрастом детей. Такая информация в родительский уголок в младшей группе должна существенно отличаться от группы старшего возраста. В ней можно использовать потешки и прибаутки, соответствующие времени года, в то время как старшим детям нужно выставить стихи русских поэтов, задания для наблюдений за живой и неживой природой, которые дети могут выполнить с родителями.

В соответствии с сезоном вывешиваются памятки о том, как лучше одевать девочек и мальчиков в зависимости от температуры на улице и в помещении.

 

 

Коробка забытых вещей

 

Оформляется в виде игрушки с корзинкой, коробочкой или карманом на животе. На коробке размещается безобидная надпись, побуждающая искать потерянные вещи здесь.

 

Кто носочек потерял?

Кто платочек не забрал?

Ты напрасно не ищи,

А в кармашке забери!

 

 

 

Дополнительные рубрики для родительского уголка

 

Кроме постоянной информации, родительский уголок в детском саду содержит нужные и интересные сведения, которые помогают воспитателям освещать разные стороны воспитания детей и отвечать на актуальные для родителей вопросы.

 

 

Консультации для родителей в папках-передвижках

 

Для привлечения внимания родителей, темы должны регулярно обновляться. Неплохо, если это будет оригинально, творчески поданная родителям информация.

 

Например, в родительский уголок в старшей группе можно предложить следующую тематику:

 

 

 

Выставки поделок детей с родителями

 

Этот раздел уголка оформляется в виде красивой полочки, пригодной для размещения большого количества детских поделок.

 

Для привлечения родителей к совместной с детьми творческой деятельности следует регулярно объявлять тематические творческие конкурсы:

 

  • «Лесовичок из природного материала»;
  • «Волшебный колокольчик на елку»;
  • «Мой любимый сказочный герой из пластилина»;
  • выставки к праздникам – Новому году, Дню космонавтики, 23 Февраля под интересными названиями.

 

 

 

Тематические выставки фотографий

 

Родительский уголок в ДОУ также могут украшать фотовыставки. Например, подборки фотографий из жизни детского сада: с занятия, праздника, экскурсии.

 

Детям всегда интересны тематические экспозиции, собранные из ярких эпизодов времяпровождения друзей вне садика, например:

 

 

Фотографии следует дополнять небольшими рассказами и интересными подписями.

 

 

Похвальный лист родителей

 

Мелочь, а приятно, так можно сказать про красиво оформленный текст со словами благодарности папам и мамам, которые оказали группе помощь: поливали горку, шили шапочки для зарницы, принимали участие в подготовке праздника.

 

 

 

У нас на занятии

 

В этом разделе воспитатели знакомят родителей с программным содержанием занятий, предлагают закрепить материал дома: повторить загадку, стишок, пословицу. Здесь же прикрепляются списки литературы по теме занятия для чтения детям.

 

 

Поздравляем с днем рождения!

 

Тут помещают фотографии именинников, поздравления и открытки воспитанникам. Рубрика помогает вовремя узнать, какого малыша нужно поздравить, и добавляет радости виновнику торжества.

 

Оформление родительского уголка в детском саду – многогранная деятельность. Его содержание должно постоянно пополняться и изменяться. При наполнении уголка следует учитывать недопустимость его сенсорной перегрузки. В противном случае родители быстро потеряют к нему интерес.

 


 

Стенды для детского сада — видео

 

 

www.rastut-goda.ru

фото, идеи и мастер-классы по оформлению

Сегодня индустрия детских развлечений шагнула далеко вперед, и в магазине можно купить не только игрушки и конструкторы, но и настоящие мини-домики, в которых ребенок может спокойно играть, проводить свое свободное время, поэтому мы предлагаем вам несколько советов о том, как сделать детский уголок своими руками, в котором будет все для полноценного развития и досуга ребенка в дошкольном и младшешкольном возрасте. Некоторые из таких уголков могут быть спортивными, другие – развивающими, есть и просто игровые, можно попробовать объединить все три функции в вашем домике.


В условиях квартиры, конечно, сложно найти достаточно места, чтобы оборудовать такой уголок, к тому же, у ребенка есть своя комната, для оборудования которой мамочка и так учитывала все пожелания крохи и советы психологов по выбору правильных цветов и оттенков, положительно влияющих на детскую психику. Оформление детских уголков своими руками можно выполнить на даче, на приусадебном участке, некоторые родители совместными усилиями таким способом модифицируют игровые площадки в детском саду.

 


Детский уголок своими руками


Конечно, мечта каждого ребенка – это домик на дереве, ведь именно в таких любят проводить время герои любимых мультфильмов и зарубежных фильмов, и вы можете воплотить мечту, создав сказочный домик на дереве самостоятельно. Вы можете для безопасности оборудовать его специальными пандусами, чтобы дети легко забирались в свое укрытие и слазили с него. Пандусы – более удобное и безопасное решение, по сравнению с хилой лестницей или канатной веревкой, с которой малыши могут легко упасть.

 


Несколько пандусов позволяют сделать сразу несколько игровых зон, поэтому играть смогут детки со своими друзьями. Можно также завесить материалом пространство между землей и непосредственно жилищем, таким образом, вы получите еще один укромный уголок.


Простое решение оформления игровой зоны – это шалаш, несмотря на всю его простоту, дети от такого укромного местечка будут в восторге, к тому же, такой шалашик идеально впишется на дачном участке, и не будет привлекать внимание, поэтому школьник может проводить там свободное время, читая или повторяя уроки.

 


Мы уверены, что стоит вам предложить детям построить вместе шалаш, и они вызовутся вам помогать, ведь это очень увлекательный процесс. Конечно, им предстоит оформить все внутреннее убранство своего секретного убежища – принести мягкие игрушки и другие полезные вещи, чтобы создать уютную обстановку. Мамочка вместе с детками может смастерить из ткани гирлянду или выполнить оригами «Бабочка».


Также обязательно надо побеспокоиться о теплой подстилке, которую следует постелить на землю, ведь шалаш, в отличии от домика на дереве, стоит непосредственно на земле. В качестве подстилки подойдет и детский плюшевый коврик, своими руками сделанный.


Вы можете устроить под любым деревом детский уголок своими руками, фото идеи вы без труда найдете на просторах интернета и на нашем сайте. Обязательно надо позаботиться о небольшом столике, за которым дошкольник сможет рисовать или лепить из пластилина, а также поставить коробку, куда удобно было бы складывать игрушки.

 


Не исключено, что в таком шалаше ребенок будет играть до самого вечера, ведь во дворе дачи он всегда находится под родительским присмотром, поэтому обязательно надо сделать свет, например, подвесить китайский фонарь, а также шалаш можно украсить новогодней гирляндой.


Если вы ищите подходящее место для такого сооружения, то желательно не ставить его рядом с песочницей, так как весь песок будет попадать в укрытие, пачкая текстиль. Ведь у нас есть 34 простых и легких идей для украшения своими руками, и будет обидно, если все это придет в негодность через несколько дней.

 


Оформление детских уголков своими руками


На первом месте для родителей всегда стоит развитие ребенка, поэтому развивающие домики являются приоритетным направлением. Всегда можно подсмотреть идеи в интернете, а затем воплотить конструкцию в жизнь уже своими руками. Кстати, в таком домике можно также разместить спальное место, поэтому часто их возводят в домах, где большие детские.


В такой конструкции есть даже стена, чтобы заниматься скалолазанием, для ее оборудования вам необходимо посетить специальный магазин с инвентарем и оборудованием для скалолазов.

 


На дачном участке можно сделать чудо-песочницу специально для детей. Чтобы огородить участок надо использовать небольшие пенечки, которые можно разукрасить в разные цвета. На таком пенечке ребенок может посидеть, если устанет от активных игр.а если сделать заборчик повыше, то наполнить можно пространство разноцветными мячиками, как в больших игровых комнатах в развлекательных центрах.


Еще одна идея, как оформить детский уголок своими руками, это сделать специальный столик из дерева, на котором он мог бы рисовать мелками. Таким образом, ваши детки смогут реализовать свой творческий потенциал, а все остальные поверхности в доме будут защищены. Также можно сделать из рулона самых простых обоев удобный «станок» для рисования: отматывая кусок обоев и закрепляя их, вы даете крохе пространство для рисования, а когда на листе уже не будет свободного места, эту часть можно оторвать и отмотать следующий кусок. Любые из этих идей можно объединить вместе при создании детской зоны на даче или на участке возле дома, а еще идеи вы можете использовать, когда продумываете с другими родителями оформление уголков в детском саду своими руками.

 


Оформление уголков в детском саду своими руками


Родители должны побеспокоиться о том, чтобы в детском саду для детей были созданы все условия, к несчастью, большинство садиков находятся в ужасном состоянии, поэтому многие работы родителям приходится выполнять сообща. Чтобы научить малыша первым правилам дорожного движения, обязательно надо организовать детский уголок ПДД своими руками, и сделать это вовсе не сложно, главное, распечатать на принтере все необходимые знаки и указатели, а затем закрепить их на основном стенде.


С помощью такого стенда воспитатель сможет наглядно показывать детям, как необходимо вести себя на проезжей части, научит их правилам движения, а такие занятия обязательно должны проходить в старших группах, ведь скоро деткам предстоит ходить в школу.


Из такого стенда детки узнают, как работает светофор и какое его предназначение, выучат самые главные правила движения, запомнят, что дорогу можно переходить только по «зебре». Дети проявят повышенный интерес к такому уроку, ведь всегда он проходит в игровой форме, а также они всегда смогут самостоятельно рассматривать все детали ПДД уголка.


Такой игровой макет часто используют для развития моторики и зрительного восприятия, игровые занятия положительно отражаются на социально-бытовой ориентировке и ориентировке в пространстве.


Детский уголок ПДД своими руками


Начнем оформлять уголок ПДД в детском саду своими руками с основы для макета, для этого понадобится два куска МДФ по 60 см, размеры основы зависят от того пространства в комнате детского сада, где будет располагаться ваш развивающий, познавательный макет. Также для основы понадобится винтики и гайки, чтобы его закрепить, и шарнир рояльный.

 


В панелях МДФ надо сделать отверстия, и в них закрепить рояльный шарнир, используя гайки и винтики. Макет должен стоять под прямым углом и не падать назад, конструкция должна устойчивой, ведь с ней будут работать детки, а значит безопасность должна стоять на первом месте. Для того, чтобы сделать его устойчивым, сзади надо прикрутить ограничитель, в этом качестве подойдет любой угол, например, для крепления полочек или гардин. Оставьте основные технические моменты мужчинам, у них под рукой точно есть все необходимые инструменты, мамочки же затем займутся «бумажной» работой и закреплением познавательного материала на сделанном стенде.

 


Уголки в детском саду своими руками


Уголки в детском саду своими руками оформляются с помощью картинок, которые можно напечатать на обычном принтере и заламинировать, чтобы они сохранились как можно дольше. Если же средства позволяют, все картинки можно распечатать на пленке с клеевой основой, а затем просто приклеить ее к основе. Для вертикальной части макета надо взять картинки с изображениями домов, пусть это будут яркие мультяшные домики.

 


Каждую картинку надо распечатать в двух экземплярах: одна будет главным фоном, а из другой мы вырежем элементы, чтобы добавить улице объема. Если нет возможности заламинировать карточки, то их можно обклеить скотчем. Вы можете найти, чтобы выполнить оформление уголков детского сада своими руками, фото такой мультяшной улочки с домами в интернете.

 


На вертикальную панель наклеиваем две заламинированные картинки, стыкуя края, чтобы получилась цельная картина. Для объема будем вырезать элементы со второй идентичной картинки, а затем наклеивать элементы на заготовки той же формы, которые можно сделать из потолочной плиты или тонкого листового пенопласта. Таким образом, вы можете выделить на фоне домики, которые расположены впереди, они то и будут объемными, и сзади, которые останутся плоскими. Вырезая здания, удобно работать канцелярским ножом, только не оставляйте опасные острые предметы на столе, ведь малыш может достать и пораниться, стараясь повторить за мамой то, что она только что делала. Канцелярский ножик должен быть в арсенале у мастерицы, ведь им удобно резать бумагу, например, если вы делаете закладки своими руками.


Некоторые элементы поделки вы можете выполнять, привлекая ребятишек, что поможет им освоить новые техники, ведь совсем скоро им придется делать поделки своими руками в школу на конкурс.

 


Чтобы получились красочными уголки в детском саду своими руками, фото надо брать только хорошего качества. Вам понадобятся также изображения дорожных знаков, а вот машинки вы можете использовать пластиковые, которыми играются ваши мальчишки. На дороге должны стоять автобусы и легковые автомобили. Также можно найти макет машинки в сети, распечатать его, затем вырезать детали и склеить, получив невесомый макет для вашего обучающего стенда. Таким же способом надо выполнить светофор, или же сделать картонную основу и разрисовать ее красками.

 

myhandmade7.com

Игровые зоны в детском саду (оформление группы)

Для правильного и гармоничного развития ребенку важно общаться со сверстниками. Думаю, это основная причина, по которой малышей отдают в детский сад. Также важную роль играют такие факторы, как занятость родителей, необходимость в адаптации и обучении и многое другое. Дети проводят в детском саду много времени и деятельность их там очень разнообразна: от подвижных игр до спокойных занятий с воспитателем. Именно поэтому правильно организованные игровые зоны в детском саду имеют огромное значение для развития дошкольников.

Пожалуй, планируя игровые зоны в детском саду по ФГОС следует, прежде всего, учесть возраст детей и их количество. Также стоит узнать мнение родителей: спросив, что они хотят видеть в группе, этим вы не только покажете свою заинтересованность, внимание и уважение, но и, скорее всего, найдете инициативных помощников.

 

 

 

Зонирование в детском саду

 

Планируя оформление детского сада, для удобства нарисуйте план размещения различных уголков группы. В зависимости от обширности пространства их может быть разное количество, но, как правило, зоны в группе детского сада по ФГОС выделяются следующие:

 

  • Достаточно просторная площадка для подвижных игр. Здесь дети смогут вдоволь побегать. Здесь уместна будет гимнастическая стенка и различный спортивный инвентарь: обручи, мячи, скакалки.
  • Место для сюжетно-ролевых игр требует творческого подхода к оформлению. Девочки, с их любимыми играми в дочки-матери, чаепитие или магазин, будут чувствовать себя уютно в специальном игровом домике. В игровой зоне оборудованной подобным образом педагогу представится хорошая возможность ненавязчиво показать детям основы взрослой жизни: из чего и как готовить, как правильно принимать гостей, заботиться о младших и многое другое. В игровом домике найдется место и для мальчиков, именно они будут приходить в гости и знакомиться с основами этикета. Их игровую зону можно разместить рядом и подойти к ее оформлению не менее оригинально, например, сделать импровизированный гараж.
  • В уголке для обучения обязательно должен быть стол, за который можно посадить несколько детей одновременно. Там они смогут рисовать, делать поделки, учиться читать, считать и играть в спокойные настольные игры.
  • Предыдущую зону можно отделить книжным шкафом или этажерками, объединив с уголком социального развития, где найдется место не только для книг, но и для небольшой семейной истории каждого ребенка. Попробуйте предложить родителям вместе с детьми выбрать фотографии для небольших семейных альбомов, которые они смогут с гордостью показывать друзьям, рассказывая о семье, важных событиях или путешествиях.
  • Будет замечательно, если в группе найдется место для живого уголка. Там может стоять клетка с хомячком или аквариум с рыбками, и малышам можно будет прививать основы ухода за животными. Перед тем как заводить питомца, обязательно поинтересуйтесь у взрослых, нет ли у их детей аллергии, и не забудьте про справку от ветеринара.
  • Музыкальный уголок поможет в раскрытии творческих талантов и повысит общий уровень образованности. Если нет возможности разместить там детские музыкальные инструменты, ограничьтесь картинками и проигрывателем.
  • А в воспитании любви к труду и патриотизма верным помощником выступит уголок краеведческий, в котором будет самое место предметам прикладного искусства и народных промыслов, популярных в вашей области.

 

 

Формируя зоны в ДОУ по ФГОС, помните, что основное требование к обстановке и оформлению группы в детском саду – безопасность. Избегайте острых углов, скользких полов и убедитесь в надежности крепления настенных полок или декоративных элементов.

Подойдите к планированию пространства творчески и с любовью, и у вас обязательно получится уютная группа, куда каждый день с радостью будут приходить и ребята, и их родители!

 


 

Развивающая среда детского сада — видео

 

 

www.rastut-goda.ru

Советы рукодельницам