Классный час в 5-м классе. «В каждом человеке солнце, только дай ему светить». Сократ

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Через внимательное прочтение афоризма, принадлежащего Сократу, выйти на понимание ценности таких человеческих качеств, как: доброта, отзывчивость, дружелюбие, забота и так далее, которые проявляются в отношениях с другими людьми.
  • Помочь учащимся в самораскрытии.
  • Совершенствовать навыки общения.
Форма:

Классный час – диалог с детьми, работа в группах. (5 класс)

Материалы:

Раздаточный материал (рисунок 1).

Конверт для писем учеников.

Оборудование:

Мультимедиа проектор для проецирования высказываний Ф. Достоевского, В. Белинского, Рубинштейна, В. Маяковского, Ю. Визбора, М. Горького.

Ход классного часа

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье умных ваших глаз.

Сегодняшний классный час посвящен философской теме. Кто такие философы? Что такое философия? Как вы понимаете? (Ответы детей.)

Действительно, философия – это любовь к мудрствованию. Так звучит перевод этого слова.

Философы искали и находили ответы на очень разные вопросы. Сегодня мы тоже попробуем с вами быть философами. Хотите?

А знаете ли вы кто такой Сократ? (Ответы детей.)

2,5 тысячи лет назад в Греции жил один очень интересный философ по имени Сократ. Сократ был очень умным, но никогда никого не поучал. При этом в разговоре с человеком, он задавал вопросы таким образом, что собеседник сам приходил к какому-то очень важному выводу. Книг Сократ не писал, но благодаря его ученикам, до нас дошли многие мысли известного философа. Вот одна из них:

«В каждом человеке солнце, только дай ему светить». (Слайд 1)

Это и есть тема нашего классного часа.

Прежде, чем мы начнем рассуждать о смысле сказанных Сократом слов, я бы хотела, чтобы вы поработали в группах и написали на листах свои ассоциации к слову «солнце». Это могут быть слова, которые напоминают вам о солнце, как-то связанные с солнцем. Слова могут быть существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. На эту работу вам дается 2 минуты. (Весна, тепло, светить, согревать, растения, свет, закат, жизнь.) (Дети зачитывают свои ответы.)

Если собрать все ваши слова-ассоциации и внимательно прочитать их, становится понятно, что благодаря солнцу живет все живое на Земле, живет наша планета. Все это так.

Но сегодня я хочу прочитать вам несколько высказываний известных людей (писателей, музыкантов, поэтов) и вы увидите, что, говоря о солнце, они ставят в один ряд с этим словом что-то другое, чем жизнь растений. А что? Вам предстоит ответить на этот вопрос.

«Стань солнцем, и всяк тебя увидит».

Ф. Достоевский (Слайд 2)

«Пушкин – солнце русской поэзии».

В. Белинский (Слайд 3)

«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе – Моцарт».

Рубинштейн (Слайд 4)

«Светить всегда, светить везде…»

В. Маяковский (Слайд 5)

«Милая моя, солнышко лесное,
Где, в каких краях встретишься со мною?»

Ю. Визбор (Слайд 6)

О каком солнце эти слова? (Дети: «о человеке».)

Давайте вернемся к словам Сократа. О каком солнце в человеке говорит Сократ? Как может человек дарить окружающим тепло и свет? Давайте попытаемся изобразить солнце с лучами, где каждый лучик будет каким-то человеческим качеством, которое действительно может согреть другого человека. (Работа в группах 5 минут. Дети зачитывают свои ответы, и листы прикрепляют к доске. Учитель обобщает ответы учеников.)

Хотели бы вы, чтобы вас окружали такие люди: заботливые, добрые, отзывчивые, умеющие прощать ваши ошибки? Что для этого нужно? Что нужно для того, чтобы вас окружали такие люди? (Ответы учеников.)

Знаете ли вы такое выражение: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы его понимаете?

Послушайте, что писал М. Горький в письме своему сыну: «Если бы ты всегда и везде оставлял для людей только хорошее: цветы, мысли, славные воспоминания о себе, – легка и приятна была бы твоя жизнь». (Слайд 7)

В каждом из вас есть те качества, которые могут обогреть другого, сделать его чуточку счастливее, чем он был. Для этого нужно только посмотреть на человека добрыми глазами и обязательно увидеть в нем что-то хорошее. А еще лучше сказать ему об этом. Давайте попробуем это сделать сейчас. Один из вас сядет к нам спиной, а мы по очереди будем подходить к нему и говорить что-нибудь хорошее о нем, но только шепотом, чтобы он не догадался, кто говорит. (5–6 человек.)

«Что ты почувствовал? Приятно тебе было? Ребята сказали что-то такое, чего ты о себе не знал?»

Сейчас мы составим синквейн:

  1. Записать одно существительное (мероприятие).
  2. Записать два прилагательных (описание классного часа).
  3. Записать три глагола (характер действия на этом классном часе, что делали).
  4. Из четырех слов написать фразу – личное отношение ребенка к мероприятию.
  5. Одно слово – суть предмета.

Дети зачитывают синквейны.

Я думаю, в нашем классе живет 25 таких теплых солнышек, которые умеют приносить радость друг другу, родителям, учителям. Сейчас напишите на цветных листочках добрые слова, кому вы хотите: однокласснику, любимому учителю, родителям. При выходе из класса по окончании классного часа положите эти листочки в кармашек, который прикреплен к доске.

Спасибо вам за урок! Сегодня вы дали мне возможность почувствовать себя Сократом, потому что вывод, который вы сделали, действительно очень важен: в каждом человеке есть хорошие качества и не надо бояться их показывать, потому что другим людям очень приятно, когда мы заботливы, отзывчивы, дружелюбны.

И еще очень важный вывод: когда ты заботлив, умеешь прощать и видеть в человеке хорошее, люди вокруг становятся такими же.

Желаю, чтобы вас всегда окружали добрые люди, а что для этого нужно? Теперь и вы сами знаете.

Дарю детям календари. (Слайд 8)

До свидания!

23.04.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Разработка классного часа «В каждом человеке солнце, только дай ему светить»

Классный час «В каждом человеке солнце, только дай ему светить» ( Сократ)

Разделы: Внеклассная работа

Цель: через внимательное прочтение афоризма, принадлежащего Сократу, выйти на понимание ценности таких человеческих качеств, как: доброта, отзывчивость, дружелюбие, забота и так далее, которые проявляются в отношениях с другими людьми.

Задачи:

  1. помочь учащимся в самораскрытии.;

  2. внимательно прочитать и осмыслить афоризм, принадлежащий Сократу;

  3. составить своё представление о том, что такое солнце в человеке, и понять, как может человек дарить окружающим тепло и свет;

  4. совершенствовать навыки общения;

  5. реализовывать требования ФГОС по формированию основных метапредметных компетенций у школьников (анализ своей познавательной деятельности и управление ею).

Форма: Интерактивный классный час, фронтальный диалог с детьми, индивидуальная работа, работа в группах, межпредметные связи.

Материалы: Раздаточный материал

Оборудование: Мультимедиа проектор для презентации, проецирования высказываний Ф. Достоевского, В. Белинского, Рубинштейна, В. Маяковского, Ю. Визбора, М. Горького, песня «Дорога Добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова), шаблоны «солнца» разного цвета для индивидуальной и групповой работы, ручки, фломастеры, мел, доска.

Ход классного часа

Удивительно, что может сделать
один лучик солнца с душой человека!
Ф.М.Достоевский

1. Организационный момент

Формирование групп (5 группы по 5-6 человек) (Слайд 1)

2. Вступительное слово

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье умных ваших глаз.

Сегодняшний классный час посвящен философской теме. Кто такие философы? Что такое философия? Как вы понимаете? (Ответы детей.)

Действительно, философия – это любовь к мудрствованию. Так звучит перевод этого слова.

Философы искали и находили ответы на очень разные вопросы. Сегодня мы тоже попробуем с вами быть философами. Хотите?

А знаете ли вы кто такой Сократ? (Ответы детей.)

2,5 тысячи лет назад в Греции жил один очень интересный философ по имени Сократ. Сократ был очень умным, но никогда никого не поучал. При этом в разговоре с человеком, он задавал вопросы таким образом, что собеседник сам приходил к какому-то очень важному выводу. Книг Сократ не писал, но благодаря его ученикам, до нас дошли многие мысли известного философа. Вот одна из них: «В каждом человеке солнце, только дай ему светить». (Слайд 2)

– Какая тема нашего классного часа?

– Какие цели и задачи мы поставим?

– Ваша сегодняшняя задача: (Слайд 3)

  1. внимательно прочитать и осмыслить афоризм, принадлежащий Сократу,

  2. составить своё представление о том, что такое солнце в человеке (Слайд 4)

  3. и понять, как может человек дарить окружающим тепло и свет.

3. Ассоциативный круг «Солнце — это…» (Слайд 5)

– Прежде, чем мы начнем рассуждать о смысле сказанных Сократом слов, ответьте на вопрос: «Какой образ является ключевым в высказывании Сократа?»

«Солнце»

– Взгляните на слайд – «Солнце — это»! (Слайд 6)

Солнце – монетка, – скупой проворчал.

Нет, сковородка! – обжора вскричал.

Нет, каравай, – хлебопёк произнёс.

Компас, – сказал убеждённо матрос.

Солнце – звезда, – астроном объявил.

Доброе сердце, – мечтатель решил. (читает ученик)

– Как вы поняли эти слова? (для каждого свой смысл в этом слове)

(Слайд 7)

– Прежде, чем мы начнем рассуждать о смысле сказанных Сократом слов, я бы хотела, чтобы вы поработали в группах и написали на листах свои ассоциации к слову «солнце». Это могут быть слова, которые напоминают вам о солнце, как-то связанные с солнцем. Слова могут быть существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, словосочетания, поэтические образы. На эту работу вам дается 2 минуты. (Весна, тепло, светить, согревать, растения, свет, закат, жизнь.) (Дети зачитывают свои ответы.)

Варианты ассоциаций…Пример:

Солнце можно сравнить с мартом и весной, капелью и ручьями, мать и мачеха, подснежник, возможность загорать, солнечный зайчик и солнечное затмение, солнечные очки, солнечный удар, солнечное сплетение, солнечные часы, солнце это — золотая осень, Солнце это – песня и  музыка.

«Мне жаль только музыки и солнца» (слова матери М.Цветаевой), песня «Солнечный круг», с припевом «Пусто всегда будет солнце», выбирать дорогу по солнцу, цветы золотые шары. Подсолнух, море, каникулы, пальма, отпуск.

– Если собрать все ваши слова-ассоциации и внимательно прочитать их, становится понятно, что благодаря солнцу живет все живое на Земле, живет наша планета. Все это так.

– Теперь сформулируйте свой ответ на вопрос: «Почему ключевым образом в высказывании Сократа является солнце?» (Ответ: Центральным образом высказывания Сократа выбрано солнце, так как солнце даёт тепло, свет и каждому человеку, и всему миру)

4. Высказывания о «солнце» (работа в группах) (Слайд 8)

– Каждая группа получает задание:

  1. вспомнить и записать несколько высказываний известных людей (писателей, музыкантов, поэтов) о солнце, о людях «как солнце»

Знай, что самый огромный бриллиант – это солнце. К счастью, оно сверкает для всех (Чарли Чаплин)

Солнце светит даже злым (Сенека)

В. Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта — это солнце”.

Ни один человек ещё не судил солнце за то, что оно светит и другому…(Марина Цветаева)

Закат лишь иллюзия, солнце все равно освещает землю, даже если оно скрылось за горизонт (Николас Спаркс)

Солнце тоже заглядывает и помойные ямы, но от этого не оскверняется (Диоген Синопский)

Когда ты стоишь спиною к солнцу, то видишь только свою тень (Джебран Халиль Джебран)

Солнце всегда где-нибудь да светит (Мохаммед Али)

Солнце не знает правых. Солнце не знает неправых. Солнце светит без цели кого-то согреть. Нашедший себя подобен солнцу (Дзэн)

Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери (Максим Горький)

Правда, как солнце – закрыться можно, но она никуда не денется (Элвис Пресли)

Знаешь в чем сила солнца? Оно не боится заглянуть в Тьму (Анхель де Куатьэ)

Солнце всегда обжигало глаза своих обожателей (Луи Арагон)

Солнце светит для всех, но не всех оно озаряет (Леонид Сухоруков)

Не суди о своем величии по своей тени при заходе солнца (Пифагор)

Во внутреннем мире человека доброта – это солнце (Виктор Гюго)

Как прекрасен мир, когда он освещен солнечными лучами! (Павел Курьянофф)

Не знаю, как у других, но моя звезда — это Солнце (Георгий Александров)

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя (Сократ)

– Посмотрите на слайды. О каком солнце эти слова? (Дети: «о человеке»)

«Стань солнцем, и всяк тебя увидит» Ф. Достоевский (Слайд 10)

«Пушкин – солнце русской поэзии» В. Белинский (Слайд 11)

«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе – Моцарт» Рубинштейн (Слайд 11)

«Светить всегда, светить везде…» В. Маяковский (Слайд 12)

«Милая моя, солнышко лесное, где, в каких краях встретишься со мною?»

Ю. Визбор (Слайд 13)

– О каком солнце эти слова? (Дети: «о человеке»)

(Слайд 14)

  1. вспомнить и записать шедевры ИЗО, кинофильмы

Шедевры изобразительного искусства:

И.И.Шишкин – «Сосны, освещенные солнцем», «Дубовая роща».
И.И.Левитан  «Золотая осень», 
В.А.Серов – «Девушка, освещенная солнцем»,
А.И.Куинджи – «Радуга», «Березовая роща»,
Н.П.Крымов – «Солнечный день»,

Кинофильмы  В.Мотыля «Белое солнце пустыни»,  Н.Михалков «Утомленные солнцем» и т.д.

  1. вспомнить и записать стих, пословицы о доброте, о приятном, солнце

М.Цветаева «Солнцем жилки налиты – не кровью –
На руке коричневой уже»

В.В. Маяковский
«Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой и солнца!»

А.С.Пушкин – «..неподвижно лишь солнце любви»
В.Соловьев – «Будь как солнце»

К. Бальмонт «Аромат солнца»

Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы и т.д.

Берись дружно – не будет грузно.

Благородный человек не помнит старого зла.

Во зле жить – по миру ходить.

Все любят добро, но не всякого любит оно.

Всякий хлопочет — себе добра хочет.

Доброта без разума пуста.

Делаешь добро – делай до конца.

Делай, что должен — и будь, что будет.

Добро не уйдёт, а зло пропадёт.

Добро потеряешь – ещё наживёшь, а друга потеряешь – уже не вернёшь.

Доброе братство милее богатства.

Простить вовремя – признак благородства.

Сердечный друг не родится вдруг.

Того, кто сложил оружие – не бьют.

Трудится в поте лица, а обувь носит дырявую.

Только слепой осёл ступает в навозную кучу.

Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

Худой мир лучше доброй ссоры.

– Послушайте стихотворение Е.Евтушенко, посвященное профессору С.Преображенскому. Выберите ту строку, которая вам импонирует или ярче других запомнилось, и запишите её.

(Слайд 15)

Е.Евтушенко

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как история планет,
У каждой все особое, своё,
И нет планет похожих на неё.

А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самою незаметностью своей.

У каждого – свой тайный личный мир.

– То есть все люди уникальны, со своим тайным личным миром.

5. Портрет «человека, в котором солнце» (работа в группах) (Слайд 16)

– Давайте вернемся к словам Сократа. Благодаря солнцу живет все живое на Земле, солнце дарит всем тепло и свет. Солнце – добро.

– А о каком солнце в человеке говорит Сократ?

– Может ли человек быть похожим на солнце?

– Как может человек дарить окружающим тепло и свет?

– Какими качествами должен обладать этот человек?

– Составьте портрет «человека, в котором солнце» (Слайд 17)

качеством, которое действительно может согреть другого человека.

(на плакатах на лучах солнца записывают черты «солнечного» человека, потом озвучиваются. Вывешиваются на доску)

– Хотели бы вы, чтобы вас окружали такие люди: заботливые, понимающие, отзывчивые, умеющие прощать ваши ошибки? Что для этого нужно? Что нужно для того, чтобы вас окружали такие люди? (Ответы учеников.)

– Знаете ли вы такое высказывание: «Как аук9+нется, так и откликнется». Как вы его понимаете?

6. Игра – «солнечные лучики» (Слайд 18)

– Послушайте, что писал М. Горький в письме своему сыну: «Если бы ты всегда и везде оставлял для людей только хорошее: цветы, мысли, славные воспоминания о себе, – легка и приятна была бы твоя жизнь».

В любом из вас есть те качества, которые могут обогреть другого, сделать его чуточку счастливее, чем он был. Для этого нужно только посмотреть на человека добрыми глазами и обязательно увидеть в нем что-то хорошее. А еще лучше сказать ему об этом. Давайте попробуем это сделать сейчас.

– Вспомните что-то особенное, доброе о своем однокласснике и скажите ему об этом. Это может быть какой-либо талант, а может быть личностное качество: трудолюбие, доброта, милосердие, готовность прийти на помощь. Вы также можете сказать и о внешних привлекательных чертах человека: доброй искренней улыбке, красивой причёске, умении одеваться со вкусом.

– Что вы почувствовали? Приятно вам было? Ребята сказали что-то такое, чего вы о себе не знали?

– Назовите свое «солнечное качество» (спросить несколько человек).

7. Хозяин судьбы (Слайд 19)

– Человек – хозяин своей судьбы. Возьмите белый лист бумаги и сделайте что хотите: нарисуйте что-нибудь, просто сложите  или сомните, проведите линию, разорвите и т. д.

– Вот так и жизнь человеческая: белый лист, когда он родился. Потом, мы сами можем ее так прожить, как вы поступили со своими листочками.

Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике.

Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ.

Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».

– Как вы поняли ее! Какой вывод для себя сделали?

– А если у вас ласково попросят любимую вещь или попросят вас что-то сделать, что не входит в ваши планы, что доставит вам хлопоты и неудобство. Как вы поступите в этом случае?

– Надо понимать, что иногда полезно уметь отказывать людям, люди могут пользоваться вами как вещью.

9. Притча «Сосед» (Слайд 21)

СОСЕД С.Копылова

Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой –
У двери, где не было света.

Один постоянно в окошко глядел,
Другой лишь на краску дверную.
И тот, что у двери узнать захотел
Про жизнь за окошком – иную.

С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка.
Там тихая речка, дощатый причал
И ходит по берегу кошка.

По синему небу плывут облака
Причудливые как зверушки
Сидят на причале там 2 рыбака,
И с внуком гуляет старушка

И так каждый день – то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных.
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.

Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.

Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться.
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.

У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья.
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза закрывая, усердно.

Наутро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным.
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.

Когда ж он в окно, наконец, посмотрел,
На шее задергалась вена.
Увидел он вместо того, что хотел,
Глухую высокую стену.

Он был потрясен и сестре рассказал
Про тихую чистую речку.
Про сказочный лес, про дощатый причал

И небо в кудрявых овечках.

«Ах! если б он видел- сказала сестра –
Всю жизнь он слепым оставался…»
«Зачем же тогда?!» – тут больной прошептал.
-«Да он вас утешить старался…»

– На дом вы получали задание: найти и прочитать стихотворение-притчу «Сосед». Расскажите, о чем она.

Последнюю часть стихотворения включить мультфильм «Окно» («Сосед»).

– О чем данная притча, стихотворение?

– Чему учит нас она?

Группы обсуждают 1 мин, дают свои ответы.

10. Закончить высказывание «В каждом человеке солнце, только …»

Каждая группа придумывает свое окончание высказывания (можно 2 примера)

В каждом человеке солнце, только…

– помоги каждому найти возможность проявить себя;
– надо постараться быть им;
– любите его как самого себя;
– тучи разведи руками;
– помоги ему раскрыться;
– не надо его затемнять облаками;
– и на солнце бывают пятна;
– только надо его разбудить…

– иногда оно закрыто тучками: нужен порыв ветра, чтобы эти тучки разогнать,– и оно засветит!

11. Составление синквейна (Слайд 22)

Сейчас мы составим синквейн:

  1. Записать одно существительное (мероприятие).

  2. Записать два прилагательных (описание классного часа).

  3. Записать три глагола (характер действия на этом классном часе, что делали).

  4. Из четырех слов написать фразу – личное отношение ребенка к мероприятию.

  5. Синоним

Дети зачитывают синквейны.

12. Рефлекия

Какие выводы вы можете сделать по итогам нашего классного часа?

– в каждом человеке есть хорошие качества;

– не надо бояться их показывать, т.к. другим людям очень приятно, когда мы заботливы, отзывчивы, дружелюбны;

– когда ты заботлив, умеешь прощать и видеть в человеке хорошее, люди вокруг становятся такими же;

– осознал, какие качества помогают вашему солнышку светить;

– мы сами даём выход своим добрым качествам, и только ДАРЯ их другим, как Солнце, мы получаем все больше Света от всего, что вокруг нас;

– у каждого – свое Солнце, которое может согревать своим теплом окружающих, тем самым дарить радость людям.

– Ребята, как вы думаете, что излучает человек, когда творит добрые дела? Так думал и великий греческий мыслитель Сократ, что в каждом человеке есть солнце, только дай ему светить!

– Я вам желаю унести в своем сердце частичку солнца, которая будет светить на протяжении всей вашей жизни через добрые дела и внимательное отношение к окружающим.

Спасибо вам за урок! Сегодня вы дали мне возможность почувствовать себя Сократом, потому что вывод, который вы сделали, действительно очень важен: в каждом человеке есть хорошие качества и не надо бояться их показывать, потому что другим людям очень приятно, когда мы заботливы, отзывчивы, дружелюбны.

И еще очень важный вывод: когда ты заботлив, умеешь прощать и видеть в человеке хорошее, люди вокруг становятся такими же.

Желаю, чтобы вас всегда окружали добрые люди, а что для этого нужно? Теперь и вы сами знаете. (Слайд 22)

До свидания!

Приложение


infourok.ru

Лекция «В каждом человеке солнце, только…» — Другое — Начальные классы

Ещё во втором веке до нашей эры Теренций сказал: «Нет ничего сказанного, что не было бы сказано раньше». Как это верно! И я вряд ли сегодня скажу что – то новое. Но я скажу то, о чём часто думаю, о том, что меня волнует, что мне дорого… А что волнует учителя? Дети… Какими они вырастут, кем станут? Как помочь ребёнку раскрыть в нём самое лучшее, доброе, неповторимое и непохожее? Найти ответы на эти вопросы для меня казалось большим счастьем.

Однажды я, получив в подарок толстую, неказистую книгу и открывая её без всякого вдохновения,  натолкнулась на фразу Сократа: «В каждом человеке солнце, только…» Мой взгляд остановился, и почему – то часто забилось сердце, как будто я нашла что – то, что искала очень давно. Окончание фразы было на следующей странице, но я никак не могла решиться перевернуть её. Мне хотелось самой «додумать» эту фразу, досказать её за Сократа… Так родилось моё педагогическое кредо.

В каждом человеке СОЛНЦЕ, только помоги ему проявить себя, помоги поверить в собственные силы. Дети, как правило, встретив на своём пути препятствия, ищут способы их преодоления, пытаются решить возникшую проблему самостоятельно. Но часто их пугают трудности, они пасуют перед ними. И это большая удача, если рядом окажется человек, который поддержит, посоветует, поможет определиться, отыскать  единственно правильный путь, который подходит именно для этого ребёнка. Так появилось моё первое правило: помоги ребёнку поверить в себя, свою индивидуальность, раскрыться и реализовать своё «Я».

В каждом человеке СОЛНЦЕ, только благодаря этому во Вселенной так много звёзд и созвездий. Мы разные – в этом наше богатство. У меня много учеников,  все они разные, этим и уникальны. Один – непоседа и болтун, другой – тихоня, замкнутый, задумчивый, третий – фантазёр, творец, мечтатель. У каждого свой неповторимый внутренний мир, в каждом – своё солнце. И ты безмерно горд и счастлив, что именно тебе пришлось с ними встретиться в этой бренной жизни. Это и есть самое интересное в моей работе – прикоснуться к внутреннему миру совершенно разных личностей, почувствовать и принять «иного». Так возникло второе правило: люби своих учеников уже за то, что они у тебя есть, за то, что тебе доверили быть рядом с ними.

В каждом человеке СОЛНЦЕ, только не дай ему остыть или погаснуть. Моя маленькая дочь очень любила рисовать. Иногда у неё получалось что – то непонятное простому человеческому взгляду, полная абстракция. А когда в детском саду начались занятия по рисованию, воспитательница обратила внимание на то, что у неё «ничего не получается» и сказала об этом девочке. Я никогда не смогу забыть, как дочь, придя домой, отдала мне пакетик с гуашью и маленький свой альбомчик, попросила подарить всё это другой девочке, навсегда решив, что она не умеет рисовать и никогда этому не научится. Этот случай стал для меня уроком. И  я сейчас не боюсь заглянуть во внутренний мир любого ребёнка, чтобы найти тот самый талант, который не лежит на поверхности. Я стараюсь строить наши отношения так, чтобы мы вместе творили, создавали, открывали новые пути к познанию мира и самих  себя. Моя задача – увидеть все грани удивительной личности ребёнка, а увидев, сделать так, чтобы хорошего в нём становилось всё больше и больше. Вот и третье правило: найди в любом, нерадивом или прилежном, ученике то лучшее, что есть только в нём и постарайся развивать и поддерживать его способности и таланты.

В каждом человеке СОЛНЦЕ, только и на солнце бывают пятна. Каждый из нас, педагогов, в детстве читал Марка Твена и с улыбкой вспоминает его героя Тома Сойера. Его неординарные поступки в школе и приключения в жизни никого не оставляют равнодушным. Такие дети есть в каждом классе. Они зачастую неудобны учителю. И традиционный учитель старается изо всех сил, чтобы уподобить «Тома» его двоюродному брату – Сиду – тому самому пай – мальчику, с которым всё понятно и спокойно. Но ведь это невозможно! Я помню изречение мудрого человека: «Вам никогда не удастся вырастить мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». Шалуны – это наше будущее, именно неординарные личности двигают рычаги истории. Поэтому к ним надо искать другой, особенный подход, и я составила ещё одно правило: сделай озорников и шалунов своими помощниками.  

В каждом человеке СОЛНЦЕ, и только тот светит ярко, кто знает, что свет его нужен. Идёт урок. Я вижу, как дети смотрят на меня, ждут новых открытий, каждый чувствует, что я здесь и сейчас только для него, думаю только о нём, о его продвижении, о его успехах, и он готов мне ответить тем же: вместе мы – сила. И я стараюсь, чтобы каждый урок для моих учеников был особенным, светлым, тёплым, чтобы школа стала для них островком сбывшихся надежд. Мне необходимо общение с детьми, хотелось бы верить, что я также необходима им. В этом я вижу своё предназначение на Земле. Пятое правило подводит итог сказанному: дари свой свет ученикам.

Какое из этих правил важнее, не знаю, знаю только одно – из них складывается моя педагогическая философия, мой взгляд на образование, моё педагогическое кредо:

«Каждому ученику нужно давать светить по – своему».

Я, конечно же, знаю теперь окончание мысли мудреца, подвигшей меня на глубокие размышления. Две тысячи лет назад Сократ сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!» Мне кажется, я правильно понимаю великого мудреца.

pedsovet.su

В каждом человеке солнце, только дайте ему светить

скачать В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ СОЛНЦЕ, ТОЛЬКО ДАЙТЕ ЕМУ СВЕТИТЬ
Мастерская для педагогов и школьников о ценности индивидуальности человека.

Гончарова Татьяна Михайловна

Учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 9 класса, 1КК.
В этой мастерской есть особый «ключ общения», это слово-образ солнце. Оно помогает не только включить воображение уч-ся, но и соединить ассоциации, рисунок, слово и жизненный опыт в особый результат — ценностное отношение к индивидуальности человека, к его способности оставаться неповторимым среди других.

У ребят возникает и рождается источник «солнечного» творчества благодаря разнообразию ассоциаций, рисунков, проявлений, тек­стов и рефлексивных оценок, которые рождаются в ма­стерской. Опыт проживания этой мастерской доказыва­ет, что «людей неинтересных в мире нет» и что мастерская создает комфортные условия для творчества и общения с другим человеком, его особенным, индиви­дуальным взглядом на жизнь.


Вступительное слово учителя:

— Сегодня мы собрались для того, чтобы присмотреться друг к другу, сказать хорошие слова, убедиться в том, что «людей неинтересных в мире нет». Каждый человек – индивидуальность. Он не похож на другого, этим и интересен. А поводом для такой встречи послужила весна… За окном весна, бегут ручьи, набухли почки на деревьях, голубеет небо, всё меньше пасмурных дней и даже «пень – мартовский день мечтает стать берёзкой». На душе светло и радостно, потому, что ярко светит солнце (пусть не за окном, а у нас в сердцах)… В каждом человеке есть своё маленькое солнце.


— Солнце – это самое яркое светило на земле, солнышком согрета мать-земля. Солнце – это радость, рождение чего-то нового, это начало жизни.

— Давайте соберём круг ассоциаций, которые с ним связано у каждого


Ассоциативный круг может быть самым широким и разнообразным: слова, словосочетания, поэтические и художественные образы.
— Солнце — это

Варианты ассоциаций

Весна света, март, сосульки, капель, ручьи, мать-и-мачеха, подснежники, мир, золотая осень, веснушки, рисунки, лето, возможность загорать, шляпа от солнца, жара, зной, тепло, пустыня, солнечные очки, затмение солнца, солнечный зайчик, солнечное затмение, солнеч­ный удар, солнечное сплетение, солнечные часы, золото, выбирать дорогу по солн­цу, цветы золотые шары, подсолнух, море, каникулы, пальма, сосна, отпуск, масленица, фотосинтез.

«Мне жаль только музыки и солнца» (слова матери М. Цветаевой), песня «Солнечный круг» с припевом «Пусть всегда будет солнце!».
— К. Баль­монт в своем стихотворении «Аромат солнца» предложил свой ассоциатив­ный ряд.
К. Бальмонт «АРОМАТ СОЛНЦА»

Запах солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор.

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы.

Все слилось в согласный хор.

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами.

Свежими купавами,

Пробужденною весной,

И смолистою сосной.

Нежно светлоткаными,

Ландышами пьяными.

Что победно расцвели

В остром запахе земли.

Солнце светит звонами,

Листьями зелеными.

Дышит вешним пеньем птиц.

Дышит смехом юных лиц.

Так и молви всем слепцам:

Будет вам!

Не узреть вам райских врат.

Есть у солнца аромат.

Сладко внятный только вам.

Зримый птицам

И цветам.


— Давайте вслушаемся в мысль К. Паустовского о роли солн­ца в русской природе: «На юге Левитан ощутил с пол­ной ясностью, что только солнце властвует над краска­ми. Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете, и вся кажущаяся серость русской природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным све­том, но приглушенным, прошедшим через слои влажно­го воздуха и тонкую пелену облаков».
— Воспользуемся идеей Паустовского и оживим ее в своем образе солнца, своем рисунке. Каким вы представляете себе светило? Каким настроением его наполните? (Каж­дый берет лист бумаги формата А-4, краски или каран­даши.) Постарайтесь наделить свое солнце характером, настроением и дать ему название.
— Создадим выставку рисунков под названием «Пусть всегда будет солнце!» (рисунки прикрепляем к доске).

— Поделитесь своими впечатлениями от выставки, задайте вопросы авторам картинок, дайте своё толкование понравившемуся рисунку.

Что вас в рисунках удивило? Какое солнце соответствует вашему настроению?
Комментарии мастера: «Посмотрите, мы рисо­вали солнце, но у каждого оно получилось свое. Мы по-разному смотрим на мир и в нем отражаемся. Все солнышки очень красивые, они похожи на людей, такие же разные, но добрые и необыкновенные. В жизни хорошо, когда все люди разные, только надо научиться их понимать.
Я хочу напомнить слова Е. Евтушенко, который утверждал:

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой всё особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою незаметностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.
Да, «людей неинтересных в мире нет», каждый прекрасен по-своему.

Именно поэтому утверждает Сократ: «В каж­дом человеке солнце, только дайте ему светить»


  • Как вы можете интерпретировать эту мысль с по­зиции своего жизненного (и педагогического) опыта?

Все вы обладаете разным жизненным опытом, поделитесь «солнечными» возможностями своей личности. Например, я ….. Я умею прощать и не быть злопамятным.

Каждый может найти «свой свет», только стоит поискать его — «В каждом человеке солнце, только…»

* * *

Варианты ответов

Я свечу своим добрым и веселым характером.

Я умею прощать и не быть злопамятным.

Я умею и люблю петь, это радует других.

Мне интересно помогать своим детям делать уроки.

Я выращиваю цветы в саду.

Мне доставляет удовольствие извлекать мелодии из рояля так, что меня все слушают.

Я учусь вязать и шить.

Мне интересно «быть» в своей профессии педагога.

Я люблю делать всем подарки и поздравлять с днем рождения…

Каждый может найти «свой свет», стоит только поис­кать его в себе.

В случае затруднения можно спросить у друзей и коллег.

Давайте создадим «солнечную» методику воспитания, закончим предложение: «В каждом человеке солнце, только…» Каждая концовка обязательно зачитывается автором, потому что сама интонация содержательна, играет роль и акцент, и пауза, и искренность произнесения своей фразы.

В итоге собирается на доске «солнечная методика».

«СОЛНЕЧНАЯ» МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!


Ф. М.Достоевский

В каждом человеке солнце, только…


  • помоги каждому найти возможность проявить себя;

  • благодаря этому во Вселенной так много звезд и созвездии:

  • надо постараться им быть;

  • не дайте ему остыть и погаснуть;

  • любите его как самого себя!

  • тучи разведи руками;

  • помогите ему раскрыться;

  • оно будет светить при условии, если ты будешь его обогревать своим «солнечным светом»;

  • надо сделать так, чтобы оно светило всегда, всем, везде и по-доброму!

  • не надо его затенять облаками неудач;

  • его надо увидеть, понять и оценить;

  • он сам его должен почувствовать!

  • надо уметь его увидеть и доказать всем, что в ка­ждом человеке солнце;

  • только оно создаст тень, отражающую сущность человека;

  • нужно сделать гак, чтобы оно светило и всех обо­гревало;

  • давайте рассеем тучи недопонимания;

  • и на солнце бывают пятна;

  • дай ему понять, что он — солнце;

  • иногда оно закрыто тучками: нужен порыв ветра, чтобы эти тучки разогнать,— и оно засветит!

  • не забывай про солнечный удар;

  • надо помочь его лучикам пробиться сквозь тернии социума;

  • надо суметь его открыть и поприветствовать пер­вый лучик, чтобы это Солнце засияло;

  • не закрывайте его руками;

  • только встречай его с доброй улыбкой;

  • не заслони его своими проблемами, помоги ему выглянуть;

  • нужно создать условия для самосовершенствова­ния того, что ему дано природой;

  • только надо его разбудить;

  • пусть оно светит ярко, тепло, долго, пусть никакие невзгоды, неудачи и неприятности не смогут его поту­шить;

  • не закрывайте его собой!

  • доверяйте ему;

  • только часто люди закрывают его насмешками, непониманием, критикой, поэтому так важно, чтобы в человека кто-то поверил…..

В заключении вспомним нашу добрую любимую песню, лучше её слов не скажешь!

скачать

nenuda.ru

В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить ▷ Socratify.net

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

А вы когда-нибудь вспоминали о человеке только потому, что песня заиграла?

Неизвестный автор (1000+)

В каждом нашем дне есть что-то прекрасное, волшебное. Но это нужно уметь замечать.

Неизвестный автор (1000+)

У человека есть свойство – пренебрегать тем, что ему предлагают и гнаться за тем, в чем ему отказывают.

Неизвестный автор (1000+)

Нет смысла помнить о том человеке, кто однажды забыл про тебя, или вспоминает тебя тогда, когда ему просто скучно.

Неизвестный автор (1000+)

При знакомстве я всегда вижу в человеке только хорошее. Пока сам человек не докажет обратное.

Владимир Семенович Высоцкий (100+)

Солнце должно быть в самом человеке, тогда оно греет изнутри и согревает самого человека и окружающих. Если же только ждать тепла от других, можно и замерзнуть!

Серж Гудман (50+)

Все дело в том, что хорошее есть в каждом человеке — видишь ты это или нет, зависит от тебя.

Неизвестный автор (1000+)

Многие способны выдержать удары судьбы, но, если вы хотите в самом деле испытать характер человека, дайте ему власть.

Авраам Линкольн (50+)

Вы врете, чтобы казаться лучше, чем есть на самом деле, забыв, что лучшее, что есть в человеке — это честность.

Неизвестный автор (1000+)

Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё не есть всё.

Иммануил Кант (50+)

socratify.net

В каждом человеке – солнце! Только дайте ему светить!

Мастер – класс

В каждом человеке – солнце! Только дайте ему светить!

1.

Что  такое счастье?

Это  очень просто –

Зажигаю каждый день я маленькие звёзды.

Радуюсь, что с ними  рядышком теплее

С ними мир мой маленький становится светлее.

    2.

        Мы с вами живём в удивительное время. Время , позволяющее нам раскрыть себя, осознать свои скрытые ресурсы и возможности и применить полученный дар на благо  себя и людей, окружающих нас.

Вы знаете  свои способности! У вас есть таланты! Я в этом уверена!  

Но я про это пока не занаю. Это проблема, но я знаю как ее решить.  (А как мне хочется это знать!)

Выберите карточку  с названием того занятия, которым вы любите заниматься? ( спорт, музыка, учёба, танцы,  рисование, рукоделие и пустые карточки, дети заполняют самостоятельно)

Напишите свое имя.

Сядьте в группы  по увлечениям.

Таланты всем даны сполна

Во всей Вселенной Свет един, на всех Любовь одна,
Таланты всем даны сполна, чтоб в творчестве душа жила.
Послушай сердца зов, пойми его призыв,
Талант открой в себе, чтоб душу растворить в любви.

Прекрасной станет вся Земля и всё вдруг оживёт,
Творите в радости друзья и счастье к вам придёт!
Мы музыканты и певцы, художники мы все,
Поэтом каждый сможет быть, когда в душе цветы!

Сейчас мы проверим, что вы знаете о своем увлечеии.

Викторина !

 Первый вопрос  для увлечённых рукоделием.

Всем известно, что  оно

Начинается с клубка

Нитка тянется несмело

Из огромного  мотка

( вязание)

Второй вопрос увлечённым музыкой.

В нём четыре музыканта

Виртуоза и таланта

Пропоют любой матив

Как зовётся коллектив?

( квартет)

Вопрос увлеченным  спортом.

.Какое крупное спортивное мероприятие пройдёт в Казани в 2013 году?

( универсиада)

Вопрос увлечённым рисованием

Изображение природы художником ?  ( пейзаж)

Сейчас вопрос увлечённым танцами.

Имеет разные названия,

 Но всё же виден общий стиль.

 С частушкой схожа без страдания

Простая, русская

( кадриль)

Вопрос увлечённым учением.

Всё расскажет и покажет, Теорему вам докажет,

В мир поэзии введёт

Но молчит из года в год.

(книга)

  Молодцы!

3.  Я тоже творческий человек и уменя есть своё увлечение

           А я  знаю, что такое оригами, и могу вас этому научить . Оригами – древнее искусство бумажной  пластики или проще говоря, складывание фигурок из бумаги. Каждый, кто хоть раз своими руками сделал поделку , согласится, что что в этом есть нечто волшебное и магическое.  Используя технику оригами мы сейчас сделаем рамочки для фотографий. Я научу вас этому.

                             

1. Сложи попалам.

2. Подними левый уголок вверх. Старайся, чтобы линия сгиба прошла точно между углами  прямоугольника.

3 Переверни.

4  Подними правый угол вверх.

5  Модуль готов.

6.  Сделай  10  таких  модулей. Вставляй поочерёдно два угла одного модуля в два кармашка другого (спереди и сзади).

 

7.  Замкни все модули в кольцо. Если рамочка будет приклеиваться на основу, то собирать кольцо можно без клея. Если она  будет использоваться как подвеска, то при сборке смазывай углы модуля клеящим карандашом.

 

Рамочке можно придать овальную форму, немного сжав кольцо по бокам (до приклеивания)

Вставьте карточку с именем в рамку и прикрепитее ее рядом со словом, которое описывает ваше увлечение, способность.

4.

Встали в круг, взялись за руки, подняли их вверх и повторяйте громко, весело за мной:

-Я солнце!

Я звезда!

Я смогу!

Мы можем!

Без булдырабыз!

Спасибо.

3 мин на программу.

nsportal.ru

Классный час «В каждом человеке солнце» (7 класс)

Классный час

«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» /Сократ

Цели:

  • Через внимательное прочтение афоризма, принадлежащего Сократу, выйти на понимание и углубить представление детей об общечеловеческих ценностях (доброта, отзывчивость, дружелюбие, забота, бескорыстие, порядочность…), которые проявляются в отношениях с другими людьми.

  • Побуждать детей к анализу и самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов, самораскрытию.

  • Реализовывать требования ФГОС по формированию основных метапредметных компетенций у школьников (анализ своей познавательной деятельности и управление ею)

  • Реализовывать требования ФГОС по формированию коммуникативного и нравственного потенциала личности учащегося

Форма: Интерактивный классный час, фронтальный диалог с детьми, индивидуальная работа, работа в группах, межпредметные связи.

Оборудование – мультимедийная презентация, песня «Дорога Добра»
(сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова.), фаблоны «солнца» разного цвета для индивидуальной и групповой работы, ручки, фломастеры, мел, доска.

Д/З: «Я — «Солнце»». В каждом из нас живет своё «Солнце»». У всех оно разное по размеру, форме, цвету. Но у каждого солнышка есть свое лицо. Какое оно? Может быть, оно смеется или улыбается, а может быть, грустит. Нарисуйте свое солнышко, пишите добрые качества, благодаря которым, как вам кажется, вы интересны, привлекательны для других.

(Оформляется стенд перед кл. часом)

Ход классного часа.

1. Организационный момент

Формирование групп (4 группы по 6-7 человек): детям предлагается выбрать «солнце» понравившегося цвета и сесть за стол, табличка солнца такого же цвета (желтый, оранжевый, салатовый, голубой). (Слайд 1)

2. Вступительное слово кл.руководителя:

Кл. Ребята, заходя в класс, вы выбирали картинку солнышка. Солнце видите на свох столах. Вы, наверно, уже догадались, солнце сегодня будет символом классного часа. (Слайд 2)

Оно является центром нашей Солнечной системы. О воздействии солнца на Землю люди догадывались еще в глубокой древности. Как только на горизонте появляется Солнце, на Земле пробуждается жизнь. И эта жизнь никак не может обойтись без Солнца — источника всего живого на нашей планете, источника света и тепла.

С древнейших времён солнце притягивало взгляды и мысли людей. Оно обожествлялось, было объектом поклонения. В результате чего рождались легенды и мифы, в которых Солнце играло главную роль. О нем сочиняли стихи, писали рассказы, рисовали картины, сравнивали любимых («милая моя, солнышко лесное…»). Чтобы выразить восхищение человеком или его творением обращались к образу солнца.

Посмотрите на слайд. (Слайд 3)

Вам известно высказывание В.Белинского об А.С. Пушкине, — «Солнце русской поэзии». А А. Рубинштейн так писал о великом Моцарте «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе – Моцарт».

А кому известно имя Сократа? Кем он был?

Сократ — великий древнегреческий философ, который жил 2,5 тысячи лет назад. Он первый перешел в философии от рассмотрения природы, к рассмотрению человека, к пониманию человеческой личности. Сократ был очень умным, но никогда никого не поучал. При этом в разговоре с человеком, он задавал вопросы таким образом, что собеседник сам приходил к какому-то очень важному выводу. Книг Сократ не писал, но благодаря его ученикам, до нас дошли многие мысли известного философа. Вот одна из них:

«В каждом человеке солнце, только дай ему светить». (Слайд 4)

Это и есть тема нашего классного часа.

Ваша сегодняшняя задача: (Слайд 5)

— внимательно прочитать и осмыслить афоризм, принадлежащий Сократу,

— составить своё представление о том, что такое солнце в человеке,

— и понять, как может человек дарить окружающим тепло и свет.

3.Ассоциативный круг «Солнце — это…».

— Кл.: Прежде, чем мы начнем рассуждать о смысле сказанных Сократом слов, ответьте на вопрос: «Какой образ является ключевым в высказавании Сократа?»

«Солнце»

Взгляните на слайд — «солнце — это»! (Слайд 6)

Солнце — монетка, — скупой проворчал.

Нет, сковородка! — обжора вскричал.

Нет, каравай, — хлебопёк произнёс.

Компас, — сказал убеждённо матрос.

Солнце- звезда, — астроном объявил.

Доброе сердце, — мечтатель решил. (читает ученик)

— Кл.: Как вы поняли эти слова? (для каждого свой смысл в этом слове)

Фронтально.

— Я хочу, чтобы вы поработали с образом и собрали круг своих ассоциаций к слову «солнце». Это могут быть любые слова, которые напоминают вам о солнце, как-то связанные с солнцем (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, словосочетания, поэтические и художественные образы).

(по одной ассоциации по кругу).

Мы услышали, что ассоциативный круг может бытьочень широким и разнообразным. (Весна, тепло, светить, согревать, свет, закат, жизнь). (Слайд 7)

— Кл.: Теперь сформулируйте свой ответ на вопрос: «Почему ключевым образом в высказавании Сократа является солнце?» — Центральным образом высказывания Сократа выбрано солнце, так как солнце даёт тепло, свет и каждому человеку, и всему миру.

4. Синквейн к слову «Солнце»:

В группах.

— Кл.:Продолжим нашу работу: на основании своих ассоциаций составьте синквейн к слову «Солнце»: (Слайд 8)

  1. Записать одно существительное.

  2. Записать два прилагательных к нему.

  3. Записать три глагола.

  4. Из четырех слов написать фразу.

  5. Одно слово – суть предмета.

(Пишут на «солнце». Заслушиваются 4 синквейна. «Солнца» вывешиваются на доску).

— Ваши синквейны разные, но становится понятно, как много смысла в одном только слове «Солнце».

5. Портрет «человека, в котором солнце»

Кл.: Благодаря солнцу живет все живое на Земле, солнце дарит всем тепло и свет. Солнце – добро.

А о каком солнце в человеке говорит Сократ?

— Может ли человек быть похожим на солнце?

— Как может человек дарить окружающим тепло и свет?

— Какими качествами должен обладать этот человек?

В группах.

Кл.: Составьте портрет «человека, в котором солнце» (Слайд 9)

— У вас на плакатах изображено солнце с лучами. Напишите на каждом лучике человеческое качеством, которое действительно может согреть другого человека.

(на плакатах на лучах солнца записывают черты «солнечного» человека, потом озвучиваются. Вывешиваются на доску.

«Во внутреннем мире человека доброта — это солнце”. В. Гюго (Слайд 10)

— Кл. «Солнце человеческое»- это его душа, или его доброе отношение к другим людям. (Слайд 11)

Солнечные люди, на Земле бывают,

Солнечные люди, солнце отражают.

Им с душой открытой, нелегко живётся,

Счастливы те в жизни, кто к ним прикоснётся.

Внешностью не ярки, очень неприметны,

Дарят нам подарки, как-то незаметно.

Светлые их души, дарят нам тепло,

Солнечные люди, как от них светло!!! (читает ученик)

— Кл. А на что или на кого обращены замечательные качества «солнечного» человека? (Ответы учеников)

6. Упражнение «25 способов как сказать другому «Молодец».

— Кл.: Человеческие, наши с вами, положительные качества только тогда имеют смысл, когда направлены и на нас самих, и на других — тех, кто живёт рядом с нами». Сей час у вас будет возможность продемонстрировать своё доброе отношение к другим людям. Какими словами ты мог бы подбодрить, поддержать человека, одобрив его действия?

В группах.

Как сказать другими словами «Молодец»? (Слайд 12)

(1 мин на работу, затем взялись за руки и по очереди, не повторяясь по 1 слову от группы….)

Чудесно! Мастерски! Удивительно! Это просто праздник! Незабываемо! Удивительно! Высший класс! Необыкновенно! Так держать! 5 способов как сказать детям «Молодец» Чудесно! Мастерски! Удивительно! Это просто праздник! Незабываемо! Удивительно! Высший класс! Необыкновенно! Так держать! Профессионально! Знай наших! Великолепно! Я тобой горжусь! Сногсшибательно! Очень хорошо! Прекрасно! Отлично! Здорово!

Кл.: Молодцы!!! Добрых слов много. Как говорит азерб. пословица: «Солнце своего света никому не жалеет».

7. «Светить всегда, светить везде …»

КЛ. — В.В.Маяковский писал: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!» (Слайд 13)

— Я уверена, что каждый из вас сможет найти в себе «свой солнечный свет». Напишите на своих плакатиках, к чему или кому обращено тепло и свет вашей души, (записывают на своём «солнце»)

Обсуждение.

Варианты ответов:

Я свечу своим добром и веселым характером.

Я умею прощать и не быть злопамятным.

Я умею и люблю петь, это радует других.

Я выращиваю цветы.

Я учусь рисовать и вышивать.

8. Цитаты.

— Прочитайте высказывания со слайда (Слайд 14)

— «Доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе — от солнца, а все лучшее в жизни — от человека». М. Пришвин

— «Если бы ты всегда и везде оставлял для людей только хорошее: цветы, мысли, славные воспоминания о себе, – легка и приятна была бы твоя жизнь».

М. Горький

(читают 2 ученика)

— Ачто нужно для того, чтобы вас окружали люди добрые, заботливые, отзывчивые, милосердные, искренние, улыбчивые, талантливые, дарящие вам тепло своей души….? (Ответы учеников)

9. Мудрые мысли.

— КЛ. К образу солнца обращались многие писатели, поэты, мыслители.

— Чьи высказывания уже сегодня звучали?

(Ответы учеников — Сократ, В. Гюго, М. Горький, М.Пришви),

А сейчас я предлагаю вашему вниманию ещё одно высказывание.

Задание: Соберите высказывание из «Пазлов». Прочитайте его.

(Собирают пазлы с высказыванием) (Слайд 15)

с душой человека». Ф.М.Достоевский 

Солнце — к вечному стремительность».

Андрей Белый 

  • «Солнце одинаково проникает во дворцы и в сточные канавы, однако последние нисколько не оскверняют его». Фр. Бэкон. 

Вернее, по справедливости,

Вернее, по стольку разлито,

Кто сколько способен взять».

Владимир Солоухин

Обсуждение — как понимаешь).

10.Игра «Солнечный круг»

— Кл.: В каждом из вас есть те качества, которые могут обогреть другого, сделать его чуточку счастливее, чем он был. Для этого нужно только посмотреть на человека добрыми глазами и обязательно увидеть в нем что-то хорошее. А еще лучше сказать ему об этом.

Слышали такие слова: «Адресованная другу ходит песенка по кругу, потому что круглая земля»? А у нас сегодня «Адресованное другу ходит солнышко по кругу, потому что круглая земля…»

В группах.

— Ученики получают задание: (Слайд 16)

«Ребята, посмотрите друг на друга. На шаблоне солнышка напишите своё имя и передайте своё солнце соседу, по часовой стрелке, так, как идёт Солнце. Получив от соседа солнышко, вы должны вспомнить хорошее, доброе качество того человека, кому это солнце принадлежит, и написать это качество на одном из лучей. Это может быть какой-либо талант, а может быть личностное качество: трудолюбие, доброта, милосердие, готовность прийти на помощь. Вы также можете написать и о внешних привлекательных чертах человека: доброй искренней улыбке, красивой причёске, умении одеваться со вкусом. Но помните об условии: перечисленные вами качества не должны повторяться на одном солнышке дважды».

(Ученики передают шаблоны по кругу до тех пор, пока шаблон каждого не вернётся к нему).

Кл.: «Прочтите, о каких хороших качествах написали Ваши одноклассники. На незаполненных лучиках допишите те качества, которыми Вы обладаете, но о них не написано. Теперь зачитаем вслух, что у нас получилось».

Пустьэто солнышко останется у вас и станет вам памяткой, символом доброты, и если наступит «тяжёлый момент» в вашей жизни, вспомни о своём «солнышке».

11. Заключение.

Кл.- Какие выводы вы можете сделать по итогам нашего классного часа?

— в каждом человеке есть хорошие качества

— не надо бояться их показывать, т.к. другим людям очень приятно, когда мы заботливы, отзывчивы, дружелюбны

— когда ты заботлив, умеешь прощать и видеть в человеке хорошее, люди вокруг становятся такими же

— мы сами даём выход своим добрым качествам, и только ДАРЯ их другим, как Солнце, мы получаем все больше Света от всего, что вокруг нас

— у каждого — свое Солнце, которое может согревать своим теплом окружающих, тем самым дарить радость людям

Кл.- Каждый из вас смог найти в себе и своих друзьях «солнце», «добро и свет». Посмотрите на доску — мы сложили все эти солнышки вместе, и у нас получилось большое и яркое солнце нашего класса! В нём много в нём доброты, света, талантов и красоты! Такое солнце может многих согреть теплом ваших душ, вашим «светом».

Я надеюсь, что вы:

  • поняли, что в каждом человеке есть солнце,

  • нашли солнце в себе,

  • осознали какие качества помогают вашему солнышку светить,

  • сможете разглядеть солнечный свет в других.

Я вам желаю унести в своем сердце частичку солнца, которая будет светить на протяжении всей вашей жизни через добрые дела и внимательное отношение к окружающим. Желаю, чтобы вас всегда окружали добрые люди, а что для этого нужно, теперь вы и сами знаете, а о том, что вам помогает, а что мешает открывать «свой свет», поговорим на следующем кл.часе.

На память о нашей встрече у каждого из вас осталось своё солнце, которое будет напоминать, как важно быть человеком, в котором есть «солнце», дарить другим своё тепло и свет и преодолевать те препятствия, которые вам мешают открывать «свой свет». А хочу вам подарить ещё две притчи про солнце («Дану и Зайчонок» и «Спор ветра с солнцем»). Почитайте и подумайте над её смыслом.

Если тепло и свет
Очень нужны тебе,
Дам я тебе совет:
СОЛНЦЕ ИЩИ В СЕБЕ!!!

(Слайд 17)

12. На уход детей из класса включить фонограмму.

Звучит фонограмма песни «Дорога Добра» (сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова.)

(Слайд 18)

1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому 
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди 
Дорогою добра!

  1. Забудь свои заботы,
    Падения и взлёты.
    Не хнычь, когда судьба ведёт 
    Себя не как сестра.
    Но если с другом худо,
    Не уповай на чудо.
    Иди, мой друг, всегда иди 
    Дорогою добра!
    3. Ах, сколько будет разных
    Сомнений и соблазнов,
    Не забывай, что эта жизнь
    Не детская игра.
    Ты прочь гони соблазны,
    Усвой закон негласный
    Иди, мой друг, всегда иди 
    Дорогою добра!

infourok.ru

Советы рукодельницам