Шахматы в детском саду

Шахматы в детском саду, это довольно актуальная тема. Создается массу школ, кружков и частных репетиторов, желающих учить маленьких детей древней и сложной игре шахматы. Между тем возникает немало вопросов, со сколки лет можно заниматься шахматами, по какой программе, сколько времени уделять, каких результатов стоит ждать.  В этом уроке попробую дать ответы на эти и многие другие вопросы. Итак начнем!

Стоит ли заниматься шахматами? Сама по себе шахматная игра требует от играющего усидчивости, логического и математического расчета, крепкого здоровья (для участия в турнирах), хорошей памяти, характер, дисциплину. Отсюда и вытекает ответ, что при игре в шахматы, систематических тренировках мы будем развивать в себе все перечисленные качества. Думаю, польза очевидна и в шахматы стоит играть.

Но, какие возрастные ограничение есть в шахматах? Ответ – никаких! Заниматься можно практически с самого рождения до глубокой старости. Но если вам говорят, что в шахматы научат играть с 3 лет, то это не совсем так, точнее не то что вы ждете как результат. Поверьте, трехлетний ребенок спустя несколько занятий, даже десятка, не будет играть полноценную шахматную партию.

Однако обучение в таком возрасте имеет плюсы, связанные с развитие памяти, интереса к игре, дисциплины и усидчивости. Создается фундамент для дальнейшего совершенствования и развития ребёнка не только для шахмат. Оптимальным минимальным возрастом для обучения считается 4 – 4,5 года. Итак, с возрастом определились, чему учить и как?

Мне иногда смешно смотреть на те программы подготовки, которые предлагают тренера для обучения детских садов в шахматы. Дело тут в том, что основное чему должен научится ребенок в этом возрасте это основные правила игры, чтобы сыграть свою первую партию. В состав программы часто входят удары и комбинации, дебюты и даже сложные эндшпильные позиции (по типу мат двумя слонами). Все это уже входит в состав подготовки разрядников, но не детей детского сада и является бесполезной, ненужной нагрузкой на ребенка.

Сколько времени надо уделять шахматам, чтобы была польза, результат и в то же время не надоели ребенку и не стали объектом ненависти. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что 2 — 3 занятия в неделю (по 25 – 30 минут) достаточно. Результат, через 6 – 12 месяцев ребенок сможет сыграть свою полноценную шахматную партию и даже принять участие в шахматном турнире.

На этом пока все, если возникли вопросы оставляйте в комментариях ниже статьи обязательно на все отвечу. А также не забывайте подписываться на нашу бесплатную рассылку уроков и новостей и вступать в наши социальные сети.

schoolchess.ru

Шахматы в детском саду: игра тысячи радостей

Вы, пожалуй, согласитесь с утверждением, что все дети изначально талантливы. Огромные потенциальные возможности развития таятся в дошкольном детстве: дети проявляют способности в пении, танцах, рисовании, лепке. Однажды мы задали себе вопрос:

«А возможно ли обучать дошколят игре в шахматы, а по плечу ли малышам эта полезная и увлекательная игра?»

И, проанализировав историю шахмат, убедились  — многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в достаточно раннем возрасте: Х.К.Капабланка, А.Карпов – в 4 года, М.Чибурданидзе – в 5 лет, Г.Каспаров – в шестилетнем возрасте.

Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами, традициями. Игра является «королевским» инструментом для развития логического мышления, памяти, пространственного воображения, умения прогнозировать свои действия и тут же проверять себя. Неоценима роль шахмат в воспитании сильного характера, усидчивости, настойчивости, привычки к преодолению трудностей, уверенности в себе, выдержки, воли, дружелюбия, взаимопомощи.

На шахматных занятиях в детском саду в простой и доходчивой форме дети знакомятся со своеобразным миром шахмат, узнают о секретах шахматных фигур, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, элементарных правилах игры и некоторых её принципах, этике шахматной борьбы.

Занятия носят комплексный характер, ребята усваивают не только шахматные, но и математические понятия, решаются задачи по развитию речи, изобразительной деятельности. Предпочтение отдаётся игровому методу обучения. В конце года проводится торжественное посвящение дошколят в шахматисты. Специально для этого мероприятия закупаются различные шахматные доски.

Возникла идея проведения районного праздника для детей и взрослых с целью популяризации игры в шахматы и шашки, выявления и распространения эффективной педагогической практики по обучению детей старшего дошкольного возраста игре, создания основ комплекса шахматного всеобуча «детский сад – начальная школа». Формой проведения такого мероприятия стал турнир для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Малыши играют в шахматы и шашки».

Стало доброй традицией открытие турнира под звуки фанфар самой Шахматной Королевой со своими верными помощниками – шахматными фигурами. Мудрая и справедливая Шахматная Королева отметит успехи и достижения каждого участника, а в конце турнира вручит всем дипломы и призы. Это

Активные участники турнира – родители малышей, их бабушки и дедушки. Им так же предоставляется возможность проявить свои знания в играх для взрослых, разгадав занимательный кроссворд, решив шахматные задачи, ответив на загадки-шутки, перечислив известных гроссмейстеров. Взрослые участники соревнуются не менее увлечённо, с детским задором, азартом и тоже получают заслуженные призы.

К каждому шахматному турниру оформляются разнообразные тематические выставки: шахмат разных по дизайну и художественному оформлению; нетрадиционных шахмат, выполненных руками детей, педагогов и родителей; научно-популярной литературы  по обучению детей игре в шахматы; детских рисунков на шахматную тематику.

Такая система работы даёт свои результаты. Массовое увлечение шахматами начиная с детского сада помогает выявить юные дарования. 94% детей, обучающихся на шахматном отделении ДЮСШ, являются выпускниками дошкольных учреждений города и ранее посещали шахматные кружки. За последние 5 лет чемпионами области по шахматам в разных возрастных категориях стали 19 учеников общеобразовательных школ города, в прошлом выпускники дошкольных учреждений.  Четверо из них успешно участвовали в первенствах республики по шахматам.

Накопленный опыт убедил нас в том, что шахматная игра может занять определённое место в педагогическом процессе детского сада, ведь она не только воспитывает и обучает, а дарит ребёнку радость творчества и обогащает духовный мир, приносит удовольствие на всю жизнь. Давайте поможем детям его получить!

И. Петрович

vscolu.ru

Мастер-класс по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста. «Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для дошкольников»

Цель: Познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми

для обучения детей игре в шахматы.

2. Формировать умение играть в шахматы.

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.

Шахматы – это одна из удивительных загадок человечества. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что родоначальницей шахмат была Персия. Название игры произошло от персидских слов «шах мат», что означает – король мертв.

В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты.

Покоритель городов, великий воин Тамерлан, предпочитал интеллектуальную игру в шахматы рукопашному бою. Император Фридрих Великий не мог найти себе достойного соперника по игре среди окружающих и вел «сражения» по переписке с философом Вольтером, который считал шахматы ежедневной необходимой гимнастикой для ума. Охотно проводили свой досуг за шахматной доской А.Пушкин и М.Лермонтов, Л.Толстой. В 1870 году Ивана Тургенева избрали вице президентом шахматного конгресса в Баден – Бадене.

Шахматы долгое время являлись составной частью нашей культуры и спорта. Более семидесяти лет русские шахматисты никому не отдавали мировую корону. Ни в одном виде спорта у наших спортсменов нет таких достижений.

Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах мира.

Ранее обучение детей дошкольного возраста в игре шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, помогает расширить круг общения детей, к тому же дает возможность   современному ребенку научиться выбирать главное из потока информации, которая будет его окружать.

Я люблю шахматы – эту древнюю интеллектуальную игру. Свой интерес к этой игре я смогла передать родителям и детям. На протяжении нескольких лет в детском саду работает «Шахматный клуб». Дети с удовольствием знакомятся с правилами шахматной игры, играют в шахматы.

Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Процесс обучения проходит в несколько этапов:

1. Знакомство с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.

2. Знакомство с фигурами и пешками. Для этого использовала стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках я использую разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются», «Лови – не лови», «Сделай так».

3. Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомлю их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.

4. Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе дети учатся решать различные задачи и этюды, знакомятся с дебютом и волшебным миром комбинаций.

5. Игра в шахматы. Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Дети познают дух соперничества и соревнования. Ведь если ты любишь шахматы, не страшен проигрыш, страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.  

А теперь уважаемые участники, я предлагаю Вам отправиться в сказочное королевство шахматных чудес! Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.

1. «Шахматная доска»

Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок. А сейчас уважаемые путешественники, возьмите фишки и выложите на своей доске линии, какие вы запомнили. (Участники выполняют задание)

Пока наши путешественники заняты, я хочу познакомить вас с шахматной легендой. Согласно индийской легенде, шахматы были изобретены человеком по имени Сиса, воспитателем принца. Сиса создал игру, чтобы объяснить своему ученику, что король ничего не стоит без поддержки своих подданных. В награду за изобретение Сиса попросил зернышко пшеницы за первое поле шахматной доски, два зернышка за второе, четыре за третье и так далее, удваивая число зерен с каждым последующем полем. Это казалось скромной просьбой, но выяснилось, что общее число зерен превышало весь мировой запас зерна!

Задание выполнено, а сейчас назовите линии, которые вы выложили. Правильно, молодцы, все справились.

2. «Фигуры и пешки»

Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные. Итак, начнем знакомство. Прошу любить и жаловать – пешка. Найдите пешку и поставьте ее на доску. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться ферзя. Переходим к фигурам. Ладья, поставьте ее на доску. Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо. Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям. Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки. Позвольте представить – советник короля – ферзь. Ферзь – самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении. И, наконец, король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим. Молодцы! Вы были очень внимательны! Сложите фигуры в коробочку.

3. «Шахматный театр»

В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому часто устраиваются шахматные спектакли. Уважаемые путешественники, приглашаю Вас на театрализованное представление – «Шахматная репка». Наша шахматная сказка начинается. Возьмите каждый фишку – это и будет репка. Итак, посадил король репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел король репку тянуть, тянет-потянет, не может вытянуть. Позвал король ферзя, стали они вдвоем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал ферзь ладью, стали они втроем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала ладья слона, стали они вчетвером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал слон коня, стали они впятером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал конь пешку, стали они вшестером репку тянуть, тянут-потянут, вытянули репку. Молодцы, замечательная сказка у нас получилась.

4. Игра «Чудесный мешочек»

Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Я предлагаю нашим путешественникам поиграть с ними. Найдите фигуру в мешочке на ощупь и угадайте кто это.

5. Физминутка

Все подданные королевства следят за своим здоровьем, занимаются физкультурой. Давайте вместе с ними сделаем шахматную зарядку. Возьмите понравившуюся вам фигуру в правую руку. Ноги вместе, руки опустили, подняли руки вверх переложили фигуру в левую руку, опустили, 3раза. Ноги поставили на ширине плеч, руки опустили, наклонились вперед, вытянули руки, переложили фигуру в левую руку, выпрямились, 3 раза. Пяточки вместе, носки врозь, руки опущены, присесть, руки назад, переложить фигуру в левую руку за спиной, выпрямиться, 3 раза. Молодцы, размялись, займите свои места.

6. «Приглашение на бал»

В шахматном королевстве часто устраивают балы. Вот и сегодня все приглашены на бал, давайте поможет фигурам украсить себя. Предлагаю взять листочки с изображением контуров фигур и фломастеры. (Участники выполняют задание) Пока наши путешественники выполняют задание, давайте проверим знания о шахматной игре у наших зрителей, чтобы они не скучали.

Игра со зрителями «Загадки из шахматной шкатулки»

В моей «Шахматной шкатулке» находятся вопросы, давайте попробуем на них ответить. Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.

– Как ходит пешка?

– Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета и почему?

– Сколько линий на доске и как они называются?

– Где стоят ладьи на доске до начала игры?

– Какие слоны никогда не столкнуться?

– Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?

– Между какими фигурами на доске стоит конь?

Задание выполнено. Расскажите и покажите какие новые костюмы вы придумали для фигур. Какие вы молодцы, замечательные наряды у вас получились.

7. Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»

Но больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Сейчас наши путешественники быстро выстроят свои войска на доске вместе со мной. Итак, запоминайте, расположение фигур на доске. В первом ряду в углах доски должны стоять ладьи, за ними кони, слоны, в середине король и ферзь. Ферзь стоит всегда на поле своего цвета. Во втором ряду выстраиваем пешки. А сейчас уберите войска в коробочку и по моему сигналу сами расставьте их кто быстрее. Молодцы, очень хорошо справились с заданием.

8. Сама игра.

Шахматные войска готовы. Пора приступить к сражению. Вы уже узнали и поняли как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы, сыграть самую простую партию в шахматы. Как начинающие игроки мы с вами сыграем только пешками, остальные фигуры можно убрать с доски. Вам нужно довести одну из свои пешек до противоположного края доски, до поля превращения и превратить ее в ферзя.

Игра закончилась. Вы молодцы, очень славно потрудились и поиграли. Я хочу поблагодарить участников мастер-класса и вручить вам золотые медали.

В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно.

Чтобы передать свои знания и любовь к шахматам детям, я создала и реализую в детском саду проект «Малыши играют в шахматы» в который вошли все те игровые ситуации, которые я вам сегодня представила.

Уважаемые участники, прошу вас оценить наше путешествие в мир шахмат. Если вам понравилось, то наклейте пешку на белое поле, а если нет – на черное.

 

Литература:

  1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», Москва, «Просвещение», 1991 г.
  2. А. Карпов «Учитесь шахматам», Москва, «Эгмонт Россия Лтд.», 1997 г.
  3. И.Г. Сухин «Волшебные фигуры или шахматы для детей 2 – 5 лет», Москва, «Новая школа», 1994 г.
  4. «Учусь играть в шахматы», составитель В. Третьякова, Москва, «Издательский центр «Терра», 1997 г.
  5. Н..М. Петрушина «Шахматные дебюты. 10 уроков для самых маленьких», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.

dohcolonoc.ru

Шахматный кружок в детском саду: из опыта работы

Идея создания шахматного кружка в нашем детском саду возникла в те времена, когда воспитателем работала мастер спорта по шахматам. Известно, что у старших дошкольников возникает стойкий интерес к настольным и логическим играм, заставляющим думать и дающим наслаждение от умственной нагрузки.

Но, учитывая то, что пятилетний ребенок впитывает в себя, как губка, всевозможную информацию, которую порой помнит всю жизнь, мы начали проводить работу по ознакомлению наших детей с шахматами. Занятия с младшими и старшими ребятами проводятся отдельно, а комплексные занятия и праздники — вместе. Мы считаем, что уже четырехлетним детям интересен и доступен ни с чем несравнимый магнетизм шахматной игры.

Участники шахматного кружка, как правило, имеют шахматы дома, у них есть партнер: дедушка, папа, папин брат, двоюродный брат, реже — мама, бабушка или сестра. Родители заинтересованно относятся к занятиям ребят, чинят доски, фигуры, приносят комплекты шахмат, выполненные из дерева.

Во время занятий кружка мы проводим турниры между детьми подготовительных групп. Если не успеваем закончить партию, откладываем ее на вторую половину дня или на другой день. Красивые ходы записываем в тетрадь. Дети сами просят об этом. Им хочется, чтобы осталась память о захватывающей игре. А мы, взрослые, стараемся ненавязчиво объяснить им, что будет еще интереснее играть и учиться шахматам, если ребята будут владеть шахматной грамотой, знать аннотации, обозначения фигур и их движения на письме.

Осваивают дети шахматную грамоту через игру. Упражнения и игры на шахматной доске настолько привлекают воспитанников детского сада, что вызывают настоящий всплеск творчества: удивительно, но ребята сами придумывают игры и упражнения.

Мы знакомим детей с латинскими буквами, их написанием и названием. Для этого у каждого «кружковца» есть своя тетрадь, куда записываются элементы шахматной грамоты. Часто ведем записи восковыми мелками на карточках, мелом — на доске.

Детям сложно дается правило движения коня на шахматном поле. Для этого мы изготовили «Шахматный коврик» и прыгали по нарисованным клеточкам.

На шахматной доске используется множество вариантов упражнений и игр с отдельными фигурами, каждый участник «по кругу» пробует свои силы.

Ходы шахматных фигур великолепно развивают ориентировку детей на плоскости, узнают различные направления движения, учатся мысленно передвигать фигуры и предвидеть результат.

Шахматная игра учит дошкольников:
  • мыслить детей логически, развивать у них память (запоминать и сравнивать).
Игра в шахматы воспитывает:
  • находчивость;
  • сообразительность,
  • целеустремленность;
  • умение рассчитывать время;
  • объективность;
  • усидчивость.

Про каждую шахматную фигуру мы пробовали сочинять различные истории. В результате родились стихи и считалки, которые дети с удовольствием повторяют. Наша «шахматная» песня тоже появилась на свет не случайно: порой эмоции в ходе игры настолько захватывали детей, что переживать приходится и слезы, поражения, и радость победы.

Васильева М.

vscolu.ru

Шахматы – в детский сад

Шахматы – игра с тысячелетней историей, которая не теряет своей популярности даже в век расцвета компьютерных технологий. У нее миллионы поклонников по всему миру. Есть они и в МАДОУ «Росинка» муниципального образования город Ноябрьск.

Пять лет назад, в рамках реализации городского проекта «Шахматный всеобуч», в нашем детском саду начал работу кружок «Шахматное королевство», бессменным руководителем которого на протяжении четырех учебных лет была воспитатель Елена Сергеевна Омелянчук, прошедшая обучение на курсах повышения квалификации «Методика обучения старших дошкольников игре в шахматы».

 

Ею же была разработана дополнительная образовательная программа по обучению старших дошкольников игре в шахматы. Четырехлетний опыт кружковой работы показал, что большинство детей 5-7 лет достаточно легко осваивает элементарные правила игры в шахматы, у многих воспитанников появляется неподдельный интерес к этим интеллектуальным баталиям, а некоторые из них уже в детском саду становятся их поклонниками.

Шахматы по праву считаются самой интеллектуальной игрой. Процесс игры заставляет работать сразу два полушария мозга, поэтому они развиваются гармонично и слаженно. Игра в шахматы исключительно положительно влияет на развитие ребенка: она способствует расширению кругозора, умению обобщать и сравнивать информацию, принимать правильные решения за короткий промежуток времени, предвидеть результаты своих поступков, логически анализировать каждое действие, а самое главное – всегда думать. Поэтому, в рамках реализации «Концепции математического образования в российской Федерации», принятой в декабре 2013 года, во многих регионах страны, и на Ямале, в частности, в начальных классах школ в образовательный процесс введено обучение игре в шахматы.

С целью реализации преемственности между школой и детским садом, было решено ввести с 2015-2016 учебного года обучение игре в шахматы в учебный план старших и подготовительных к школе групп. Для этого были внесены необходимые дополнения в основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разработаны рабочие программы нового компонента. И с сентября 2015 года более ста наших воспитанников стали осваивать азы шахматной науки. Вместе с ними (с небольшим опережением) обучаются и воспитатели.

Для них в рамках методической поддержки организован «Шахматный ликбез»: имея элементарные умения игры в шахматы, практически все педагоги не владели методикой обучения дошкольников данной игре. Методические занятия для педагогов проходят в форме мастер-класса и позволяют им овладеть и теоретическим, и практическим материалом одновременно.

Опытный педагог-куратор Елена Сергеевна  делится своим опытом работы, рассказывает и показывает как лучше преподнести ребятам тот или иной материал, на что обратить внимание, какие ошибки могут они допустить, как их избежать. Вместе с наставником педагоги проигрывают дидактические шахматные игры, которым они потом обучают своих воспитанников. Полученные знания и умения воспитатели закрепляют в ближайшее время на практике во время проведения занятий со своими подопечными.

Своеобразной проверкой достижений стал внутрисадовый «Шахматный турнир». В нем участвовали воспитанники подготовительных к школе групп: шесть мальчишек боролись за выход в финал – победителю предстояло защищать честь детского сада на городском турнире.

На трех шахматных полях разгорелись нешуточные сражения, пары соперников были практически равными  по силам.

 

Но в борьбе, особенно в шахматной, всегда побеждает сильнейший. Им стал Иванов Роман, воспитанник Елены Сергеевны Омелянчук и Танслу Мухаметшевны Зайнуллиной.

В конце февраля состоялся пятый городской турнир «Новое шахматное поколение» на личное первенство по шахматам среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В турнире приняли участие 25 юных шахматистов из 24 дошкольных образовательных учреждений города, и среди них – наш Роман.

Впервые соревнования проводились по 2 группам: дети, дополнительно занимающиеся шахматами вне ДОУ (посещающие шахматную школу – их оказалось немногим меньше половины всех участников турнира) и дети, занимающиеся шахматами только в детском саду.

По сложившейся традиции турнир открылся театрализованным мини-представлением, в ходе которого воспитанники МБДОУ «Золотая рыбка» ввели участников турнира в настоящее шахматное королевство.

Затем юных шахматистов пригласили на поле сражений – в зал для непосредственной игры в шахматы. Чтобы не отвлекать от игры  будущих «Каспаровых», для зрителей (родителей, педагогов и всех желающих) в отдельной аудитории была организована он-лайн трансляция турнира.

Несмотря на то, что соревновались малыши, все было как на настоящих «взрослых» турнирах. Состязания проходили по швейцарской системе. Каждый из ребят сыграл с пятью соперниками, которых определил компьютер. За ходом игры наблюдали арбитры. Судейскую коллегию в этом году возглавила судья по шахматам первой категории детской спортивной школы №1 Рузанна Робиковна Павлова. Для подсчёта очков использовалась электронная система, с помощью которой была определена рейтинговая таблица участников турнира. Победителей и призеров определяли в двух подгруппах: «профессионалы» (дети, дополнительно занимающиеся вне ДОУ в шахматной школе) и «любители».

Несмотря на юный возраст спортсменов, многие из них за шахматной доской проявили бойцовский характер: настойчивость, инициативность, уверенность в своих силах, психологическую стойкость. Но были и такие, которым не хватило выдержки, воли и спокойствия.

За шахматный пьедестал сражались 21 рыцарь и 4 принцессы. Двум из них удалось одержать победу и подняться на первую и вторую ступеньки пьедестала в подгруппе «профессионалов». Нашему Роману в этот раз не посчастливилось покорить всех своих соперников, и ему досталась «золотая» середина рейтинговой таблицы участников городского личного первенства по шахматам среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений «Новое шахматное поколение». Как и в любом спортивном состязании – в шахматном турнире есть победители и проигравшие. Несмотря на это, каждый из участников соревнований приобрел опыт, который ему пригодится в дальнейшем. К тому же никто из них не остался без памятного подарка.

Среди победителей и призеров воспитанники дошкольных образовательных организаций «Мальвина», «Улыбка», «Колобок», «Малыш», «Машенька». От души поздравляем юных шахматистов, одержавших победу, и их педагогов! Желаем им новых спортивных достижений, чтобы наш город мог гордиться такими ребятами.    

Авторы – педагоги МАДОУ «Росинка» муниципального образования г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа: Екатерина Геннадьевна Бутерус, заместитель заведующего, и Елена Сергеевна Омелянчук, воспитатель 

 

 

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»

Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать “Свидетельство о публикации в СМИ”. Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf

Перейти к форме заказа >>>

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2017/2018 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.



tmndetsady.ru

Шахматы в детском саду. ГУО ” Клецкий ясли-сад №2″

         В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Предлагаю вашему вниманию полезную информацию про шахматы. В этой рубрике вы узнаете: «Что такое шахматы»? « Когда лучше начать заниматься с детьми шахматами»? « Чем полезны занятия шахматами для ребёнка»? « Правила игры в шахматы»  и многое другое.


ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.


Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.


Когда же лучше начать заниматься с ребенком? 


Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению – те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет, многие чемпионы (например, Х. -Р. Капабланка) начинали играть именно в этом возрасте.


Чем полезны занятия шахматами для ребенка?


1.     Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.


2.     Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).


3.     Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов.


4.     Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.


Игра в шахматы очень полезна для детей .


Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности.


Функции шахмат в развитии детей


В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.


  • Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
  • Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
  • Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке.

Как начать обучение шахматам


Оптимальный возраст для первого знакомства малыша с шахматами – три-четыре года. Основная форма – игровая. Ни в коем случае не ставьте своей целью вырастить “нового Крамника”. Не принуждайте ребенка заниматься – рискуете “перекормить” его шахматами. Потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать малыша.


Отдавать его сразу в шахматный клуб не стоит. Во-первых, неизвестно, как поведет себя ребенок в новой обстановке с чужими людьми, а во-вторых, практически везде занятия платные. А так как на начальном этапе главное – привить интерес к игре и рассказать основы, то это смогут сделать и родители.


Первый шахматный урок


Первый урок должен быть ярким, веселым, запоминающимся. Ребенок прежде всего ждет от него праздника и удивительных историй с приключениями.


В помощь себе купите учебник, посвященный детским шахматам.


Для начала расскажите ребенку сказку про “короля, королеву и их свиту”, покажите ему красочные книжки с фигурами на картинках, инсценируйте сценку, используя любимые игрушки ребенка.


Мальчикам, обожающим “войнушку”, можно сказать, что доска – это поле битвы, а фигуры олицетворяют разного рода войска.


Не рассчитывайте сразу же играть целые партии с 5-летним ребенком. В течение первого года он должен усвоить только, как ходит та или иная фигура. Придумайте нетрудные задачки, цель которых – научить ребенка анализировать и понимать, куда в той или иной ситуации может пойти пешка, конь или ферзь.


Первые уроки должны длиться не более 20 минут. Не забывайте и о физкультминутке. Ребенку необходимо отвлекаться и разминаться. Заканчивать надо до того, как ему станет скучно.


Детские шахматные турниры


Чтобы заинтересовать ребенка, родители часто подыгрывают ему. Не переусердствуйте! Будет только хуже. Ребенок может привыкнуть к легким победам и остановиться в своем развитии. Тогда есть большая вероятность, что первое же поражение больно ударит по неокрепшей психике малыша и навсегда погубит его интерес к шахматам. Объясните ребенку, что это всего лишь игра и нельзя воспринимать поражение как трагедию.


Соревнования между детьми проводятся начиная с 8-летнего возраста, но не спешите записывать ребенка в список участников. Не все дети в этом возрасте морально готовы к соперничеству. Психологи советуют подождать до 12 лет.


На занятиях по развитию мышления при помощи шахмат не ставится цель получить хорошие спортивные результаты. В дошкольном и школьном возрасте такая нагрузка может оказаться непосильной. Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной умственной гимнастикой и залогом хорошего школьного обучения. Поэтому чаще всего шахматы – это важная составляющая гармоничного развития, одна из ступенек жизненного успеха.


Шахматы для детей, страдающих от гиперактивности, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения, являются и коррекционным моментом. Такие дети во время игры в шахматы успокаиваются, становятся более уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности. Глубоким заблуждением является то, что шахматы это тихая игра. Ребенку трудно скрывать свои эмоции, он должен рассуждать вслух. Такая форма усваивания информации наиболее эффективна. Дети не просто играют в шахматы, изучая различные комбинации в игровой форме. Они проговаривают ходы, рассуждают, делятся своими впечатлениями.


На начальном этапе заниматься с ребенком шахматами должны его родители, ведь только его мама и папа знают возможности и склонности своего дошкольника. И такие занятия – осторожно дозируемые и бережно направляемые – при увлечении малыша шахматами, могут принести только пользу. Обучение ребенка шахматам можно проводить самостоятельно, даже не имея навыков игры.


Для этого нужно обзавестись необходимой литературой, изучить ее и вместе со своим ребенком начать заниматься. Процесс это интересный и увлекательный, учитывая то огромное количество литературы, которое издается сегодня и посвящено именно обучению детей шахматам.


Отметим, что знакомить ребенка с правилами шахмат необходимо в форме игры (имеются в виду игры, уже знакомые малышу), и даже больше – превратить в игру весь процесс обучения.


Правила игры в шахматы


Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название        сохранившиеся и поныне. 


В шахматы играют на специальной доске два соперника, у каждого по 16 фигур, расставленных, как показано на рисунке. Игроки ходят поочередно, белые делают первый ход. Фигуры перемещают по особым схемам (описанным ниже).


Перемещение фигур:

Пешка (пеший воин) может за один ход продвинуться на одну клетку прямо вперед, а при первом ходе на две клетки. Пешка «бьет» чужую фигуру на клетке впереди и впереди по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже королеву.

Королева (визирь) – самая сильная фигура в игре. Передвигается на любое количество клеток в любом направлении.

Король (в древней игре тоже король) передвигается в любом направлении на одну клетку. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.

Слон (епископ) может передвинуться на любое количество клеток по диагонали.

Конь (всадник) может продвинуться на две клетки вперед или назад, а затем на одну клетку влево или вправо. Он может перепрыгивать через другие фигуры.

Ладья (колесница) может за ход продвинуться на любое количество клеток вперед или назад, вправо или влево.


Цель игры – взять в плен чужого короля. Вражескую фигуру можно «съесть», если поставить свою фигуру на ее место. Поверженные фигуры убирают с доски. Когда чей-либо король находится на клетке, где при следующем ходе ему грозит «плен», то ему объявляют «шах» и он обязан отойти на безопасную клетку. Если таковой не находится, то королю объявляют еще и «мат». На этом игра заканчивается поражением той стороны, которая потеряла короля.


Что дает игра в шахматы ребенку?

В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.

Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребенок умеет планировать свое время, стратегически мыслить и достигать поставленных  целей.

Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребенку уже в первых классах современной школы.

Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

И, наконец, шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.

Обучение игре в шахматы – не самоцель! Мы не стремимся из каждого ребенка вырастить Карпова или Каспарова. Намного важнее использовать игру в шахматы как средство наиболее полного раскрытия того огромного потенциала, который заложен от природы в каждом малыше.

Для ребенка же шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием.

Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте.

В нашем Шахматном клубе мы обучаем детей в возрасте от 4-х до 12-ти лет.

На первом этапе ребята знакомятся с доской, шахматными фигурами. Прорабатывают простейший шахматный материал, детально изучают игровые возможности каждой фигуры, ее сильные и слабые стороны.

Важным моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Особый акцент на практической части, и игровая деятельность помогают детям быстро и легко усвоить новые знания и навыки.

На следующей стадии ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии – дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.

Дети знакомятся с принципами игры в дебюте, рассматривают классические шахматные партии. В миттельшпиле внимание уделяется развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования, простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. К практической части подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры.

Методика обучения детей игре в шахматы имеет ряд интереснейших наработок:

– широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

– применение нестандартных дидактических заданий и игр;

– детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

– преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

– выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры;

– разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;

– неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» (А. Франс).

Поэтому, вводя детей в удивительный мир деревянных королей, мы широко используем шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, метаграммы, занимательные задачи, викторины.


Государственное учреждение образования «»Клецкий ясли-сад №2»

ds2kletsk.schools.by

Советы рукодельницам