Развитие речи в младенчестве

Младенчество рассматривается как подготовительный этап в развитии речи, когда закладываются, во-первых, предпосылки понимания речи взрослых, во-вторых, — активного употребления слов. Причем пассивная речь, т.е. понимание речи взрослых, осваивается ребенком быстрее, чем активная — ее самостоятельное употребление. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом. Неумение его использовать связано с необходимостью: приобретения навыка пользования речевым аппаратом; знакомства со словесными формами; накопления содержания для речи; установления социальных связей с окружающими. Подчеркнем, что развитие речи ребенка неразрывно связано с возникновением и ростом потребности общения со взрослым.

Младенец еще не понимает значения того, что ему говорят. В первом полугодии первого года жизни он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса человека, а во втором из всех голосовых воздействий взрослого выделяет звук речи. Младенец особенно чувствителен к интонаций, с которой к нему обращается взрослый, и к мимике, которой сопровождается высказывание. Произнесение слов, демонстрирующих одобрение, со строгой интонацией и одновременно нахмуренным лицом вызывает у малыша отрицательные эмоции.

Реагировать на слова взрослых ребенок начинает очень рано. На третьей неделе он сосредоточивается на голосе взрослого. На 2-м месяце жизни малыш прекращает крик под влиянием «разговора» с ним, сосредоточиваясь на лице взрослого. Во втором полугодии первого года жизни ребенок устанавливает связь между словом и предметом или действием.

Первоначально дети лучше понимают не слова, а жесты взрослого. Так, в 5,5-6 мес. младенец подползает к взрослому при подзывании его жестом. А на чисто словесный призыв малыш приближается к взрослому только после 11,5 мес.

С возрастом усложняются реакции ребенка на речь взрослого. Так, в 7-8 мес. малыш поворачивается к предмету в ответ на вопрос взрослого: «Где?» Однако связь между словом и предметом в этом возрасте очень неустойчива. Если предмет меняет свое местоположение или ракурс, то младенец его не узнает. А в 9 мес. ребенок уже находит несколько знакомых предметов независимо от их местоположения. В возрасте 7-8 мес.

младенец выполняет разученные движения при их назывании взрослым: «Встань», «Сядь», «Ладушки», «До свидания» и пр. 9-10-месячный малыш понимает элементарные поручения («Дай маме ложку»), в 10-11 мес. ребенок выбирает предметы по словесному указанию взрослого. Связь между предметом и его названием -важнейшее достижение в развитии речи младенца. В дальнейшем это даст возможность действовать с предметами в их отсутствие, в плане представлений.

На первом году жизни возникают предпосылки слушания. Малыш сосредоточивается не только на разговоре взрослого, подкрепляемого действиями или мимикой, но и на звучании песенок или небольших стихотворений.

Развитие предпосылок освоения активной речи также включено в общение со взрослым. На 3-м месяце жизни малыш реагирует на «разговор» взрослого смехом и звуками. В возрасте 2-4 мес. издает характерные согласные звуки («к-к», «х-х»). Около 4 мес. гукание сменяется гулением. Дети произносят высокие певучие звуки наподобие трели с большим напряжением. На 4-м месяце малыш перекликается со взрослым на расстоянии. Причем, звуки он продолжает произносить и после прекращения общения. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится самостоятельной деятельностью. На 5-6-м месяце ребенок произносит звуки и производит разнообразные движения, чтобы обратить на себя внимание взрослого, «выразить» ему свои желания. Возникает адресованность звуков взрослому. Они становятся инициативной формой общения, выделившись из общего состава выразительных движений. Ребенок произносит звуки и в самостоятельной деятельности, и как только увидит взрослого.

После 6 мес. в речи младенца появляется лепет — слоги и звуки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движениями. С помощью лепета малыш выражает свои требования, например произносит «дя-дя-дя» и тянется к блюдцу с кашей. После 10 мес. в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов, которые сочетаются с соответствующими движениями и мимикой («не», «ам»). Так ребенок отвечает на

понимаемое им высказывание взрослого. Такая речь первоначально возникает как ответ на предложение взрослого и состоит из трех компонентов: жестов, мимики и звуков. Это еще не собственно речь, а жестикуляторная, включающая и звуковые элементы. Ребенок много лепечет и вне общения со взрослым.

Лепет — это особая форма его самостоятельной деятельности, доречевое средство общения и способ выражения эмоционального состояния. Произнося звуки, малыш основывается на подражании и самоподражании. Подражание выступает как своеобразная форма общения и механизм развития речи. Ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. Возникает отсроченное подражание звукам и словам, произносимым взрослым. К концу первого года жизни в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Важно, что он использует их в осмысленной ситуации. Значение таких слов очень неустойчиво. Ребенок обозначает ими не только сам предмет, но и ситуацию, в которую предмет включен, а также выражает свое отношение к нему, указывает на выполняемое с ним действие. Он легко переносит название с одного предмета на другой, сходный по какому-то несущественному признаку. Но самое главное достижение состоит в том, что слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений.

Возникновение первых осмысленных слов и понимания речи на основе собственно языковых средств, связанных с определенными фонемами родного языка, свидетельствует о том, что развитие речи переходит в новую стадию — фонемную, начинается усвоение звуковой стороны языка. Ранее, на дофонемной стадии, понимание ребенком речи взрослого строилось на восприятии не фонематического состава, а общей ритмико- мелодической структуры слова или фразы. Слово воспринималось малышом как единый, нерасчлененный звуковой комплекс. Особенности развития речи в младенческом возрасте:

— развитие речи включено в общение со взрослым;
— возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка;
— устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, что проявляется в поиске и нахождении предмета по слову взрослого и в назывании предметов и лиц;
— к концу первого года жизни развивается инициативное употребление осмысленных слов.

psyera.ru

Предпосылки речевого развития в младенчестве

Все родители ждут от детей долгожданное первое слово. Но чтобы этот счастливый миг настал быстрей, а кроха продолжал радовать вас новыми осмысленными фразами каждый день, нужно приложить много усилий. Освоение речи — многогранный и долгий процесс, для которого нужны определенные предпосылки. Чтобы «голосовые упражнения» крохи переросли в осмысленные звуки во младенчестве, и по достижении года он мог произносить количество слов, превосходящее возрастные нормы, вы должны каждую минуту посвящать его развитию.

Важность периода младенчества

Младенчество — это этап, когда ребенок развивается не только физически. В период до года происходит закладка речевого фундамента у детей. Малыш постепенно понимает слова взрослых, и у него нарабатывается пассивный словарный запас.

Грудничок постепенно, шаг за шагом, приобретает навыки речевого общения:

  • Учится пользоваться речевым аппаратом;
  • знакомится со словами и их формами;
  • накапливает в памяти наименования предметов, признаков, действий;
  • учится строить общение со взрослыми и сверстниками.

Прежде чем ребенок после года начнет осознанно разговаривать, он должен на протяжении многих месяцев накопить указанные навыки в ежедневном общении с близкими. Чтобы вы могли помочь грудничку в освоении речи, нужно знать, какие нормы развития выделяют логопеды у детей до года, а также какие упражнения и занятия способствуют приобретению и закреплению необходимых артикуляционных навыков.

Развитие в первом полугодии

Первые полгода речь детей представляет из себя «гуление», которое из случайных звуков постепенно перерастает в младенческие игры голосом. Этот этап важен для развития речи, поскольку груднички старательно изучают способности своего артикуляционного аппарата, постепенно обучаясь им управлять.

Периоды развития речи

  1. 2-4 месяца. В этот период речь детей представляет из себя так называемое «гуканье», ребенок самыми простыми для его артикуляционного аппарата гортанными звукосочетаниями будет обращаться к вам или тренироваться наедине с собой.
  2. 4-5 месяцев. На этапе «гуления» простые слоги сменяются на певучее растягивание звуков. Младенец произносит их в высокой тональности, постоянно повторяет, находясь в одиночестве или обращаясь к вам. Сейчас грудничок вслушивается в то, что получается, анализирует и повторяет.
  3. 5-6 месяцев. Звуковой «ассортимент» расширяется, младенец может произнести разные гласные и согласные, соединяя их в разной последовательности, прислушиваясь и анализируя. Некоторые дети словно изобретают свой собственный язык, внимательные родители зачастую понимают, что именно требует от них кроха, произнося то или иное звукосочетание.
Активные «гуканья» и «гуления» — это важные предпосылки развития речевого аппарата детей во младенчестве.

Помогаем младенцу освоить звуки и их сочетания

Вы должны постоянно общаться с крохой, желательно в позитивном ключе. Обращайте внимание дитя на окружающие предметы, называйте их наименования, формы, цвет и иные характеристики. Ребенок поначалу не будет понимать смысла произнесенного вами, но он будет чутко реагировать на мелодию вашей речи и ее интонацию.

  • Уже в 3 недели новорожденный замирает в ответ на голос;
  • в 2 месяца вы уже можете успокоить плачущего кроху, разговаривая с ним.
  • в 3 месяца вы можете дождаться от малыша при общении обратной связи — он улыбнется или даже расхохочется;
  • в 5-6 месяцев дитя пытается копировать мелодии родительской речи, произнося свои звукосочетания.

Услышав от крохи повторяющиеся слоги, которые хорошо у него получаются, обрадуйтесь и произнесите их вслед за младенцем. Для развития ребенка очень важно дать ему обратную связь, продемонстрировать, что вы «понимаете» его и желаете общаться. Провоцируйте грудничка повторять получающиеся слоги вслед за вами, так дитя привыкнет к вашей роли учителя и будет впоследствии спокойно учиться говорить.

Как только вы заметите, что малыш стремится повторять за вами, начинайте играть с ним в «Перекличку». Когда у крохи будет хорошее настроение, сядьте рядом, чтобы он хорошо видел ваше лицо, и четко произносите разные звуки и звукосочетания, провоцируя младенца повторять их за вами.

  • Начинайте обучение с простых гласных «а» и «у», чередуя их произнесение, чтобы артикуляционный аппарат младенца учился переключаться со звука на звук;
  • освоенные гласные соединяйте с согласными «б», «п» — они наиболее просты в освоении для грудничков;
  • повторяйте изученные слоги и осваивайте новые, комбинируйте их;
  • во время занятий не перегружайте свою речь лишними словами и просьбами, для игры достаточно просто произносить необходимые для развития малыша звукосочетания;
  • у вас и дитя во время занятий должно быть позитивное настроение, только так речевые уроки пройдут с удовольствием и принесут крохе пользу.

Развитие во втором полугодии

Большая часть простых наименований, с которыми младенец ежедневно сталкивается, осваивается им до возраста 6 месяцев. После — начинается активная наработка пассивного словарного запаса, ребенок запоминает названия предметов, их цвета, формы и т.д. Малыш еще не может ничего сказать вслух, но вполне может показать, где лежит мяч.

Периоды развития речи

Нормы развития речи во втором полугодии имеют довольно размытые рамки. Сейчас у детей идет активная разработка речевого аппарата, малыши безустанно тренируются, произнося разные звукосочетания, чтобы до года иметь в своем запасе около 10-15 слов.

  1. С 8 месяцев ребенок активно подражает услышанным звукам и начинает произносить свои первые слова. Именно сейчас вы можете услышать от крохи долгожданное «мама».
  2. С 9 месяцев «несуществующий» язык, который изобрел ваш малыш, большими темпами пополняется новыми словами. Он старательно лепечет, подражая вашим разговорным интонациям и может даже «прочитать наизусть» знакомое стихотворение, сохраняя его ритм и темп.
  3. В 10 месяцев малыш с помощью узнаваемых «нет» и «да» способен высказать свое мнение на ваше предложение, сопровождая ответ жестами и яркой мимикой. Ребенок внимательно следит за вашей артикуляцией и вслушивается в звуки, старательно повторяя их.
  4. К 12 месяцам дети, как правило, имеют в своем активном словарном запасе от 5 до 10 слов. Некоторые слова еще упрощены, но вполне узнаваемы. Они могут состоять только из ударного слога («ба» — «собака»), строиться с опущенным «сложным» звуком («ко-ка» — «кошка») или иметь в основе звукоподражание («аф-аф» — «собака», «пи-пи» — «птичка»). Эта пока еще несовершенная речь все же является осознанной и это огромный прорыв для детей.

Занятия

Чтобы ваш кроха не отставал от нормы, важно создать определенные предпосылки для развития его речи. До года ребенок должен научиться повторять за вами слоги и слова и связывать наименования и конкретные объекты.

  1. Очень эффективно для развития речи чтение стихов с движениями. Такие занятия приводят в восторг малышей, и они готовы бесконечно просить вас повторить «Сороку-белобоку», «Мишку косолапого» и «Мальчика-пальчика».
  2. Важно научить малыша до года выстраивать логические связи «слово-предмет-действие». Для этого вы должны постоянно четко озвучивать все, что совершаете: «я даю тебе мяч», «папа принес ложку», «соска упала». Во время игр просите ребенка подать вам знакомые для него предметы.
  3. Поскольку речевые навыки тесно связаны с социализацией и последующим общением крохи со взрослыми или детишками, прививайте ему привычку здороваться и прощаться, махая ручкой. Малышам такие занятия очень нравятся, хотя при незнакомцах они поначалу смущаются. Постепенно к маханию рукой прибавятся и слова «привет» и «пока».
  4. Для развития речи очень важно много читать ребенку, особенный упор делайте сначала на простые ритмичные стихи с интересным ритмом. Малышам нравятся произведения С.Я.Маршака и К.И.Чуковского, их мелодика проста для запоминания, и даже не умеющий разговаривать кроха будет точно ее воспроизводить, подражая вашему чтению.
  5. Продолжайте артикуляционные игры, с 10 месяцев ребенок вполне готов осваивать сложные звукосочетания, копируя вас. Во время такого общения выявляйте звуки и слоги, которые крохе даются с трудом и активно тренируйтесь, пока не добьетесь приемлемого произношения.
  6. Из освоенных младенцем слогов постепенно составляйте реальные слова, подкрепляя их образом. Так, когда у малыша получится слово «мама», повторите его и укажите на себя. Попросите близких произнести «мама» и показать на вас, чтобы грудничок связал это слово с вами и понял, что именно вы так называетесь.
  7. При общении с дитя важно помнить, что на темпах его развития может негативно сказаться как ваша словесная скупость, так и многословность. Максимально убирайте из речи лишнюю «воду», сообщая ему только самое важное. При изучении форм, размеров или цветов не нужно «перемешивать» свойства: разбирая детали пирамидки называйте либо их цвет, либо размер, чтобы ребенок не запутался в понятиях.
  8. К концу первого года можно требовать от дитя произносить определенные слова. Если малыш тянет руки, желая, чтобы вы что-то подали, просите его сказать слово «дай». Впоследствии вы таким же образом будете игнорировать его безмолвные жесты, провоцируя произнести название предмета, который ребенок желает получить.

Ежеминутные речевые занятия во младенчестве очень важны для развития детей. На протяжении первого года вы должны помочь своему крохе освоить большую часть звуков и звукосочетаний родного языка, а также подкреплять слова реальными образами, чтобы малыш мог их связать.

newbabe.ru

44. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.

Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

До года речь ребенка – пассивная : он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов. Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.  Активная речь . Возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Вопросы «где?», «как?» выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации («дай»).  Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.

45. Предпосылки перехода от младенческого возраста к раннему. Основные линии психического развития.

К периоду раннего возраста относятся дети от года до трех лет. Ребенок растет, развивается.  Психическое развитие ребенка раннего возраста имеет свои особенности. Основными чертами характера этих деток являются  правдивость, искренность, открытость, эмоциональность. Малыш просто не умеет скрывать свои чувства, открыто выражает свое положительное или отрицательное отношение к чему-либо или к кому-либо. Ребенок тонко чувствует эмоциональное состояние окружающих его людей. Ему свойственен  «эффект заражения».

В раннем возрасте у ребенка возникает наглядно-действенное мышление и речь. Эти функции считаются важнейшими новообразованиями раннего возраста. Речь на данном этапе становится  средством знакомства малыша с внешним миром, и как возможность для взрослого регулировать поведение малыша, направлять его деятельность.

Еще в младенческом возрасте малыш научился некоторым манипуляциям с предметами, действиям, которые показали ему взрослые. Эти усвоенные манипуляции ребенок научился переносить на новые предметы, и даже самостоятельно освоил некоторые удачные действия. Переход малыша от младенческого возраста к возрасту раннего детства знаменуется возникновением  к миру предметов нового отношения. Теперь предметы для ребенка это уже не просто объекты, которыми можно манипулировать, но и вещи, которые имеют различные назначения, а также определенный способ употребления. Психическое развитие ребенка раннего возраста в этот период различает 2 вида действий: соотносящиеся действия и орудийные действия. Цель соотносящихся действий состоит в установлении пространственных взаимоотношений между предметами: сборка матрешек или складывание пирамидки из колец. Орудийные действия, которые малыш постигает под руководством взрослого человека, помогаю малышу понять принцип воздействия одного предмета на другой. Взрослый показывает малышу как лопаткой можно копать песок, как пить из чашки, как пользоваться карандашом и так далее.

Ближе к трем годам у малыша зарождаются другие виды деятельности. Малыш учится играть, постигает продуктивные виды деятельности, то есть, учится рисовать, лепить и конструировать. Психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает усвоение предметной игры, когда малыш умело использует в игре разные предметы, и постепенный его переход к сюжетно-отобразительной игре. При этом малыш воспроизводит в своих играх наблюдения за окружающим миром. Значение при развитии психики малыша имеет и формирование сенсорики. Особенно в первые годы жизни она довольно сильно влияет на мышление и умственное развитие малыша. И если сначала представления о цвете и форме предметов у детишек связаны с каким-либо предметом, например мячик – круглый или трава – зеленая, то постепенно знания обобщаются, превращаясь в обобщенные эталоны, формы, цвета или размера.

Для психического развитие ребенка раннего возраста характерна непроизвольность восприятия, внимания и памяти.

Основные линии психического развития детей в раннем возрасте:

1)        развитие ходьбы, локомоций, мелкой моторики, расширяющих возможности познания окружающего мира;

2)        развитие ситуативно-делового общения со взрослыми;

3)        развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличения объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие; усвоение сенсорных эталонов, таких как геометрические формы, цвета, величины, звуки; совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления; формирование целеполагающей деятельности; становление процессуальной игры;

4)        овладение пассивной и активной речью;

5)        развитие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности, стремлении достичь в ней результата;

6)        становление общения со сверстниками;

7)        формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности; становление половой идентификации.

studfiles.net

Развитие речи в младенчестве — МегаЛекции

Под языком понимается объективная, исторически сложившаяся система кодов, обозначающих предметы, явления, признаки окру­жающего мира. Речь — это процесс общения, опосредованный языком.

Основной единицей языка считается слово. Оно имеет две харак­теристики — предметную отнесенность и значение. Слово указы­вает на предмет, вызывая у человека образ этого предмета. К тому же слово выделяет в предметах наиболее существенные, главные признаки, абстрагируясь от второстепенного. Поэтому, овладевая словом, человек усваивает сложную систему связей и отношений, в которую включен тот или иной предмет.

С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной дея­тельности.

Младенчество рассматривается как подготовительный этап в развитии речи, когда закладываются предпосылки, во-первых, понимания речи взрослых (развитие речевого слуха), во-вторых, активного употребления слов (развитие речевых артикуляций). При­чем пассивная речь, т.е. понимание речи взрослых, осваивается ребенком быстрее, чем активная — ее самостоятельное употреб­ление. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом. Неуме­ние его использовать связано с необходимостью: приобретения навыка пользования речевым аппаратом; знакомства со словес­ными формами; накопления содержания для речи; установления социальных связей с окружающими. Подчеркнем, что развитие речи ребенка неразрывно связано с возникновением и ростом по­требности общения со взрослым.

Младенец еще не понимает значения того, что ему говорят. В пер­вом полугодии первого года жизни он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса человека, а во втором — из всех голосовьгх воздействий взрослого выделяет звук речи. Младенец особенно чувствителен к интонации, с которой к нему обращается взрослый, и к мимике, которой сопровождается высказывание. Произнесение слов, демонстрирующих одобрение, со строгой



интонацией и одновременно нахмуренным лицом вызывает у ма­лыша отрицательные эмоции.

Реагировать на слова взрослых ребенок начинает очень рано. На третьей неделе он сосредоточивается на голосе взрослого. На 2-м месяце жизни малыш прекращает крик под влиянием «раз­говора» с ним, сосредоточиваясь на лице взрослого.

Во втором полугодии первого года жизни ребенок устанавли­вает связь между словом и предметом или действием.

Первоначально дети лучше понимают не слова, а жесты взрос­лого. Так, в 5,5 —6 мес. младенец подползает к взрослому при под­зывании его жестом. А на чисто словесный призыв малыш при­ближается к взрослому только после 11,5 мес.

С возрастом усложняются реакции ребенка на речь взрослого. Так, в 7 —8 мес. малыш поворачивается к предмету в ответ на вопрос взрослого: «Где?» Однако связь между словом и предме­том в этом возрасте очень неустойчива. Если предмет меняет свое местоположение или ракурс, то младенец его не узнает. А в 9 мес. ребенок уже находит несколько знакомых предметов независимо от их местоположения. В возрасте 7 — 8 мес. младенец выполняет разученные движения при их назывании взрослым: «Встань», «Сядь», «Ладушки», «До свидания» и пр. 9—10-месячный ма­лыш понимает элементарные поручения («Дай маме ложку»), в 10—11 мес. ребенок выбирает предметы по словесному указанию взрослого. Связь между предметом и его названием — важнейшее достижение в развитии речи младенца. В дальнейшем это даст воз­можность действовать с предметами в их отсутствие, в плане пред­ставлений.

На первом году жизни возникают предпосылки слушания. Ма­лыш сосредоточивается не только на разговоре взрослого, под­крепляемом действиями или мимикой, но и на звучании песенок или небольших стихотворений.

Развитие предпосылок освоения активной речи также включе­но в общение со взрослым. На 3-м месяце жизни малыш реагирует на «разговор» взрослого смехом и звуками. В возрасте 2 — 4 мес. издает характерные согласные звуки («к-к», «х-х»). Около 4 мес. гукание сменяется гулением. Дети произносят высокие певучие звуки наподобие трели с большим напряжением. На 4-м месяце малыш перекликается со взрослым на расстоянии. Причем звуки он продолжает произносить и после прекращения общения. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится самостоятельной деятельно­стью. На 5 —6-м месяце ребенок произносит звуки и производит разнообразные движения, чтобы обратить на себя внимание взрос­лого, «выразить» ему свои желания. Возникает адресованность зву­ков взрослому. Они становятся инициативной формой общения, выделившись из общего состава выразительных движений. Ребе-

нок произносит звуки и в самостоятельной деятельности, и как только увидит взрослого.

После 6 мес. в речи младенца появляется лепет — слоги и зву­ки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движениями. С помощью лепета малыш выражает свои требования, например произносит «дя-дя-дя» и тянется к блюдцу с кашей. После 10 мес. в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов, кото­рые сочетаются с соответствующими движениями и мимикой («не», «ам»). Так ребенок отвечает на понимаемое им высказыва­ние взрослого. Такая речь первоначально возникает как ответ на предложение взрослого и состоит из трех компонентов: жестов, мимики и звуков. Это еще не собственно речь, а жестикулятор-ная, включающая и звуковые элементы. Ребенок много лепечет и вне общения со взрослым.

Лепет — это особая форма его самостоятельной деятельности, доречевое средство общения и способ выражения эмоционально­го состояния. Произнося звуки, малыш основывается на подража­нии и самоподражании. Подражание выступает как своеобразная форма общения и механизм развития речи. Ребенок обращает вни­мание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. Возникает отсроченное подражание звукам и словам, про­износимым взрослым. К концу первого года жизни в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Важно, что он использует их в осмыс­ленной ситуации. Значение таких слов очень неустойчиво. Ребенок обозначает ими не только сам предмет, но и ситуацию, в которую предмет включен, а также выражает свое отношение к нему, ука­зывает на выполняемое с ним действие. Он легко переносит на­звание с одного предмета на другой, сходный по какому-то несу­щественному признаку. Но самое главное достижение состоит в том, что слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений.

Возникновение первых осмысленных слов и понимания речи на основе собственно языковых средств, связанных с определен­ными фонемами родного языка, свидетельствует о том, что раз­витие речи переходит в новую стадию — фонемную, начинается усвоение звуковой стороны языка. Ранее, на дофонемной стадии, понимание ребенком речи взрослого строилось на восприятии не фонематического состава, а общей ритмико-мелодической струк­туры слова или фразы. Слово воспринималось малышом как еди­ный, нерасчлененный звуковой комплекс.

Особенности развития речи в младенческом возрасте:

— развитие речи включено в общение со взрослым;

— возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка;

 

— устанавливается связь между названием предмета и самим пред­метом, что проявляется в поиске и нахождении предмета по слову взрослого и в назывании предметов и лиц;

— к концу первого года жизни развивается инициативное употреб­ление осмысленных слов.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Развитие предпосылок речи в младенческом возрасте — контрольная работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШУЙСКИЙ  ФЕЛИАЛ

   федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  

                                     высшего профессионального образования

                           «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                                      Кафедра педагогики и психологии детства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Контрольная работа по дисциплине:

           «Возрастная психология»

           на тему:

 «Развитие предпосылок речи в младенческом возрасте ».

 

 

  

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Выполнена студенткой  1-ого курса 3-ей группы

                                                               дефектологического отделения педагогика-  

                                                               психологического факультета

                                                                Лапшиной Елизаветой Алексеевной.

                                                                Проверила: кандидат психологических наук, доцент                                                                                                                                                                                                                                                                                                        т                                                              Лебедева Светлана Анатольевна.

 

                                                                      

 

                                           

 

                                                                      ШУЯ 2013

  
                                                   Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………3

Социальные предпосылки  развития речи……………………………………………….4

Психолого-физиологические  предпосылки развития речи……………………………5

Этапы развития речи……………………………………………………………………..6

Пассивная речь…………………………………………………………………………….9

Заключение…………………………………………………………………………………10

Список литературы………………………………………………………………………..11

 

 

 

                                          Введение

 Проблема психологических особенностей речи, её роли в общении и формировании сознания является важным разделом психологии. С помощью речи люди обмениваются мнениями, передают свое настроение, чувства, опыт и т.д. Но для того, чтобы осуществить речевое сообщение, необходимо наличие общих, одинаковых средств и правил передачи мыслей. Все это обеспечивается благодаря языку.

 Язык — это общественно обусловленная  система словесных знаков, которые  являются средством общения в данном обществе.

 Речь — процесс использования человеком языка для общения с другими людьми.

 Язык  и речь тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое. Следовательно, речь выступает как психологическая деятельность, выражающаяся в общении людей с помощью языка. Последнее — это общественно-историческое явление, которое обусловлено национальными особенностями, в отличие от речи, которое есть не что иное, как общечеловеческое явление и в каждом конкретном случае — четко индивидуальное. Речь является свидетельством речевой культуры человека, его умственного и личностного развития. Она занимает важное место в ряду психологических механизмов различных видов и форм вещания, процесса становления и развития речи у детей. Психологические основы педагогического руководства этим процессом привлекают внимание многих психологов и должны учитываться в работе воспитателя.

 С  самого рождения ребёнок начинает  произносить звуки, затем буквы,слова,предложения… Младенчество рассматривается как подготовительный этап в развитии речи, когда закладываются, во-первых, предпосылки понимания речи взрослых, во-вторых, — активного употребления слов. Пассивная речь, т.е. понимание речи взрослых, осваивается ребенком быстрее, чем активная — ее самостоятельное употребление. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом. Неумение его использовать связано с необходимостью: приобретения навыка пользования речевым аппаратом; знакомства со словесными формами; накопления содержания для речи; установления социальных связей с окружающими. Развитие речи ребенка неразрывно связано с возникновением и ростом потребности общения со взрослым.

 К концу первого года своей жизни ребенок начнет произносить первые осмысленные слова. Сколько радости вызовет у матери простое слово «мама», обращенное к ней! Но прежде чем малыш окажется способен сказать его, причем сказать не «случайно», он должен пройти большой путь.

 

                               Социальные предпосылки развития речи

 Речь может возникнуть при наличии определенных биологических предпосылок. Однако одних этих предпосылок недостаточно. Необходимы потребность в общении и само общение. То и другое возникает на основе совместной деятельности. На первый взгляд может показаться, что ребенок овладевает речью так же, как способностью дышать, ходить и смотреть. Однако это не так. Об этом, в частности, говорят описанные в литературе случаи. Речь идет о некоторых детях, оказавшихся на длительное время вне общения с людьми. Такие дети овладевали умением бегать, прятаться от опасностей, добывать пищу и т.п. Однако речью они не овладевали. Им не у кого было научиться речи и не с кем было говорить. Вернувшись в человеческое общество, эти дети не были в состоянии усвоить речь. Эти случаи свидетельствуют о том, что первые годы жизни являются наиболее сензитивными в отношении развития речи.

 Таким образом, речь является важнейшей социальной функцией, для развития которой необходимо речевое общение. Генетическая программа овладения языком реализуется только в речевом общении. При этом важно подчеркнуть, что это общение должно быть значимым для ребенка. Поэтому для развития речи недостаточно, чтобы ребенок просто слышал речь. Необходимо, чтобы говорили значимое для него и тем самым стимулировали его к общению. Это положение очень важно учитывать при проведении логопедической работы.

 Л.С. Выготским впервые было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. В настоящее время это положение нашло свое дальнейшее развитие и подтверждение в нейрофизиологических исследованиях. Установлено, что, чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы (П.К. Анохин, Л.О. Бадалян).

 

     Психолого-физиологические предпосылки развития речи

 Речь — это деятельность (СНОСКА: См.: Теория речевой деятельности/Под ред. А. А. Леонтьева. М., 1968.). Для того чтобы ребенок усвоил язык, необходима сформированность производящих звуки органов речи. Надо, чтобы артикуляция, фонация и дыхание были достаточно скоординированы в своей работе. Необходимо также, чтобы речедвижения соотносились с соответствующими слуховыми ощущениями.

 Как и всякая деятельность, речь побуждается мотивом, потребностью в общении. Если по каким-либо причинам эта потребность отсутствует, речь задерживается в своем развитии. Малоподвижный образ жизни детей с церебральным параличом и ограниченный характер их контактов с внешним миром может приводить к недоразвитию мотивационной сферы.

 Особенно важна для речевой деятельности координация работы периферического речевого аппарата с работой речевых механизмов мозга.

 В процессе развития речи ребенок должен научиться производить при помощи органов артикуляции различные единицы устной речи: фонемы, слоги, фонетические слова (группировка слогов под одним ударением), речевой такт (объединение слов при помощи ограничительных пауз) и фонетические фразы (объединенные единством интонации такты). С этой артикуляционной работой тесно связана работа мышц пишущей руки. В процессе развития речи формируется координация движений пишущей руки с артикуляцией.

 Ребенок должен усвоить язык как знаковую систему, он должен научиться соотносить звуковые единицы языка со смысловыми (значимыми) единицами — морфемами, словами, словосочетаниями, предложениями.

 Для усвоения фонетических единиц языка нужны главным образом двигательные мышечные умения. Для усвоения же значимых единиц языка необходимы интеллектуальная работа, развитие определенных участков мозга и коры в целом, обеспечивающих формирование представлений, памяти, мышления. Все действия — двигательные и интеллектуальные — фиксируются в центральной нервной системе человека. Поэтому развитие памяти — важное условие формирования речи.

 

                                              Этапы развития речи

1.Внутриутробный период:

Удивительно, но речевое развитие начинается до рождения. Примерно с 6го месяца беременности ребёнок способен слышать. Он слышит внутренние звуки материнского организма, а по мере истончения стенок матки  всё громче и отчётливее – звуки  извне. Кроме того, мамин голос  он слышит как снаружи, так и изнутри. Важно, чтоб его первый слуховой опыт был положительным – спокойные  и радостные разговоры, пение. Постоянный, сильный и резкий шумовой фон (например, проживание вблизи аэродрома  или регулярное громкое прослушивание  тяжёлой музыки) может привести к  негативным последствиям, вплоть до врождённой глухоты.

 

 2.Первые недельки:

Первые 2-3 недели после рождения ребёнок сам не издаёт речевых звуков. Крик, которым  выражаются отрицательные эмоции –  явление другого порядка. Но в  то же время в этот период с огромной скоростью идёт образование синапсов (узлов связи) мозга. Этот процесс  происходит под влиянием впечатлений, получаемых ребёнком из внешнего мира.

 Решающее воздействие на мозг оказывают самые ранние впечатления. Поэтому нам важно насытить нервную систему малыша нежными и ласковыми прикосновениями, теплом и запахами нашего тела, и, конечно же, звуками нашего голоса. Воркуя над своим новорожденным малышом, мама оказывает ему неоценимую услугу. Пускай он ещё никак не отвечает, но нетрудно заметить, что внимательно прислушивается. Поём ли мы, рассказываем ли о том, что происходит, и обо всём на свете, или просто придумываем ласковые прозвища, ребёнок всасывает, впитывает всё, как губка.

 

3.Предречевые вокализации:

Примерно  с третьей недели малыш начинает гукать и гулить. Гукающий малыш обращён в мир, короткие звуки сопровождают его взаимодействие с предметами и общение с взрослыми. Гуление же требует от крохи полной сосредоточенности – подолгу распевающий протяжные  

 

вокализации малыш кажется отстранённым; игрушка  или событие, вызвавшие гуление, растворяются, исчезают для него, остаётся лишь концентрация на издаваемых звуках. Вокализации малыша разнообразны и сложны, он с упоением пользуется своим голосом и очень радуется, если родителям удаётся повторить за ним его звуки.

 

 4.Возникновение лепета:

Это ритмичное  многократное повторение слогов, удивительно  напоминающее речь: «да-да-да-да», «ма-ма-ма-ма», «тя-тя-тя-тя». Интересно, что в предречевых детских вокализациях присутствуют фонемы, чуть ли не всех существующих в мире языков (Фонемы – это звуки, которые используются в речи и существенно отличают один язык от другого). Лепет появляется абсолютно у всех детей, но у детей, глухих от рождения, лепет очень быстро угасает. Если лепет прекратился, то очень важно сразу же обратиться к врачу для исследования слуха. Также в арсенале ребёнка появляются вскрики – короткие, но исключительно насыщенные эмоционально, звуки: «эа, а, уу, о». Эти возгласы ребёнок использует для выражения радости, удивления, недовольства и других переживаний, они без труда понимаются взрослыми.

 Известно, что есть детки очень «разговорчивые», а есть скупые на голосовые проявления. Исследованиями подтверждено, что количество предречевых вокализаций не связано напрямую с речью. Гораздо более важными являются обстоятельства вокализирования. Обычно ребёнок вокализирует в трёх типичных ситуациях: 1) как бы без видимой причины – в момент голосовой активности ребёнка не занимает ни предмет, ни человек; 2) во время действий с предметами – исследовательская и познавательная активность сопровождается звуками; 3) взаимодействие с взрослыми – вызывание голосом на контакт, стремление ответить на обращение взрослого – поддержать «беседу». В каждой из таких ситуаций ребёнком используются свои наиболее привычные виды вокализаций: без видимой причины малыш чаще всего гулит, изучая предметы – гукает, а для общения использует весь доступный ему голосовой арсенал.

Спонтанные  вокализации обычно примитивны, они  служат для ребёнка упражнениями в речевом дыхании, с возрастом  их количество сокращается. Предметные действия – замечательное условие для вокализаций, но, несмотря на их многочисленность в этой ситуации, они, как правило, однообразны. А вот голосовая активность в общении с взрослым – прямая дорога к членораздельной речи. Она делает ребёнка активной и заинтересованной стороной процесса общения с людьми. Ведь правильное и своевременное развитие речи невозможно без собственного говорения.

referat911.ru

Особенности развития речи в младенческом возрасте

Развитие речи включено в общение со взрослым.

Возникает внимание к речи взрослого, а подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка.

Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом (поиск и нахождение предмета по слову взрослого и в названии предметов и лиц).

Развивается инициативное употребление осмысленных слов.

В младенческом возрасте формируется речевой слух, ребенок издает звуки, называемые гулением, возникает лепет, сочетающийся со звуком и с действиями малыша. К концу 1 года ребенок понимает 10–20 слов, произносимыми взрослыми, и сам произносит одно или несколько первых слов.

 

Заключение

Младенческий возраст является первым этапом в жизни человека и основанием для будущего развития ребенка.

Ребенок начинает обучаться с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Воспитание также начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития.

Ведущей деятельностью в младенческом периоде, является эмоциональное общение со взрослым.

Центральным и новообразованиями возраста являются индивидуальная психическая жизнь, а позднее потребность в общении со взрослым. Так в результате этого общения, в результате развития возникают новообразования в познавательной сфере ребенка (внимание, память, восприятие, речь и.т.д) Кризис новорожденности

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности.

Причины кризиса новорожденности:

— Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

— Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими («цеплятельный») — они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

2. Психологическая характеристика периода новорожденности

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители. Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления».

Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенкапотребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 — 1 год)

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили названиегоспитализма.

4. Основные линии психического развитияребенка

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитиедвижений и действий:

Время появления движений иразвитиемоторики:

1 месяц — Поднимает подбородок

2 месяца — Поднимает грудь

3 месяца — Тянется за предметом, но, как правило, промахивается

4 месяца — Сидит с поддержкой

5 — 6 месяц — Хватает рукой предметы

7 месяцев — Сидит без поддержки

8 месяцев — Садится без посторонней помощи

9 месяцев — Стоит с поддержкой: ползает на животе

10 месяцев — Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками

11 месяцев — Стоит без поддержки

Год — Ходит, держась одной рукой;

1 месяц — хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак;

Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 — 1 год)

2 месяца — сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.

3 месяца — удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот.

4 месяца — ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.

5 месяцев — противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев.

6-7 месяцев — ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются.

8-9 месяцев — берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.

10-11 месяцев — манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).

Развитие речи: Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

5. Новообразования младенческого возраста

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется «кризис 1 года»

Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.

Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей. Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает «взрослые» слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав — собака, тити — часы).

 

 

29. Формы общения (М.И.Лисина)

В младших классах ведущим становится общение со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников бывает столь велика, что дети не всегда задумываются о принципиальных основах этих отношений. Отсюда случаи «ложного товарищества», «круговой поруки».

Младшие школьники относительно редко в качестве мотива общения называют желание помочь товарищу. В то же время общение нередко базируется на внешних факторах: «живем по соседству», «моя мама знает ее маму», «в спальне кровати рядом» и т. д.

Еще недавно учащиеся наших школ при выборе партнера общения не задумывались, с детьми какой национальности они хотели бы учиться, играть, дружить. В последние годы, по данным Д. И. Фельдштейна, картина изменилась: уже 69% 6–7летних школьников, выбирая товарища, на первое место по значимости ставят его национальную принадлежность. У подростков этот процент еще выше — 84%.

На протяжении первых семи лет жизни последовательно сменяют друг друга четыре формы общения (М. И. Лисина, 1981):

На протяжении первого полугодия — ситуативноличностная форма, проявляемая в «комплексе оживления», т. е. сложной реакции младенца на появление в его поле зрения матери или на звук ее голоса. Эта реакция включает зрительное сосредоточение, вокализации, двигательные и эмоциональноэкспрессивные формы активности.

От 6 месяцев до 2 лет — ситуативноделовая форма, проявляемая в сотрудничестве ребенка со взрослыми, в деловом взаимодействии с ними.

От 3 до 5 лет — внеситуативнопознавательная форма, проявляющаяся во множестве вопросов о предметах и явлениях окружающей жизни, обращенных к взрослым. Это возраст «почемучек».

В 6–7 лет — внеситуативноличностная форма, которая служит для познания самого себя, других детей и человеческих отношений.

 

 




infopedia.su

Развитие речи в младенчестве

Под языком понимается объективная, исторически сложившаяся система кодов, обозначающих предметы, явления, признаки окру­жающего мира. Речь — это процесс общения, опосредованный языком.

Основной единицей языка считается слово. Оно имеет две харак­теристики — предметную отнесенность и значение. Слово указы­вает на предмет, вызывая у человека образ этого предмета. К тому же слово выделяет в предметах наиболее существенные, главные признаки, абстрагируясь от второстепенного. Поэтому, овладевая словом, человек усваивает сложную систему связей и отношений, в которую включен тот или иной предмет.

С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной дея­тельности.

Младенчество рассматривается как подготовительный этап в развитии речи, когда закладываются предпосылки, во-первых, понимания речи взрослых (развитие речевого слуха), во-вторых, активного употребления слов (развитие речевых артикуляций). При­чем пассивная речь, т.е. понимание речи взрослых, осваивается ребенком быстрее, чем активная — ее самостоятельное употреб­ление. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом. Неуме­ние его использовать связано с необходимостью: приобретения навыка пользования речевым аппаратом; знакомства со словес­ными формами; накопления содержания для речи; установления социальных связей с окружающими. Подчеркнем, что развитие речи ребенка неразрывно связано с возникновением и ростом по­требности общения со взрослым.

Младенец еще не понимает значения того, что ему говорят. В пер­вом полугодии первого года жизни он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса человека, а во втором — из всех голосовьгх воздействий взрослого выделяет звук речи. Младенец особенно чувствителен к интонации, с которой к нему обращается взрослый, и к мимике, которой сопровождается высказывание. Произнесение слов, демонстрирующих одобрение, со строгой

интонацией и одновременно нахмуренным лицом вызывает у ма­лыша отрицательные эмоции.

Реагировать на слова взрослых ребенок начинает очень рано. На третьей неделе он сосредоточивается на голосе взрослого. На 2-м месяце жизни малыш прекращает крик под влиянием «раз­говора» с ним, сосредоточиваясь на лице взрослого.

Во втором полугодии первого года жизни ребенок устанавли­вает связь между словом и предметом или действием.

Первоначально дети лучше понимают не слова, а жесты взрос­лого. Так, в 5,5 —6 мес. младенец подползает к взрослому при под­зывании его жестом. А на чисто словесный призыв малыш при­ближается к взрослому только после 11,5 мес.

С возрастом усложняются реакции ребенка на речь взрослого. Так, в 7 —8 мес. малыш поворачивается к предмету в ответ на вопрос взрослого: «Где?» Однако связь между словом и предме­том в этом возрасте очень неустойчива. Если предмет меняет свое местоположение или ракурс, то младенец его не узнает. А в 9 мес. ребенок уже находит несколько знакомых предметов независимо от их местоположения. В возрасте 7 — 8 мес. младенец выполняет разученные движения при их назывании взрослым: «Встань», «Сядь», «Ладушки», «До свидания» и пр. 9—10-месячный ма­лыш понимает элементарные поручения («Дай маме ложку»), в 10—11 мес. ребенок выбирает предметы по словесному указанию взрослого. Связь между предметом и его названием — важнейшее достижение в развитии речи младенца. В дальнейшем это даст воз­можность действовать с предметами в их отсутствие, в плане пред­ставлений.

На первом году жизни возникают предпосылки слушания. Ма­лыш сосредоточивается не только на разговоре взрослого, под­крепляемом действиями или мимикой, но и на звучании песенок или небольших стихотворений.

Развитие предпосылок освоения активной речи также включе­но в общение со взрослым. На 3-м месяце жизни малыш реагирует на «разговор» взрослого смехом и звуками. В возрасте 2 — 4 мес. издает характерные согласные звуки («к-к», «х-х»). Около 4 мес. гукание сменяется гулением. Дети произносят высокие певучие звуки наподобие трели с большим напряжением. На 4-м месяце малыш перекликается со взрослым на расстоянии. Причем звуки он продолжает произносить и после прекращения общения. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится самостоятельной деятельно­стью. На 5 —6-м месяце ребенок произносит звуки и производит разнообразные движения, чтобы обратить на себя внимание взрос­лого, «выразить» ему свои желания. Возникает адресованность зву­ков взрослому. Они становятся инициативной формой общения, выделившись из общего состава выразительных движений. Ребе-

нок произносит звуки и в самостоятельной деятельности, и как только увидит взрослого.

После 6 мес. в речи младенца появляется лепет — слоги и зву­ки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движениями. С помощью лепета малыш выражает свои требования, например произносит «дя-дя-дя» и тянется к блюдцу с кашей. После 10 мес. в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов, кото­рые сочетаются с соответствующими движениями и мимикой («не», «ам»). Так ребенок отвечает на понимаемое им высказыва­ние взрослого. Такая речь первоначально возникает как ответ на предложение взрослого и состоит из трех компонентов: жестов, мимики и звуков. Это еще не собственно речь, а жестикулятор-ная, включающая и звуковые элементы. Ребенок много лепечет и вне общения со взрослым.

Лепет — это особая форма его самостоятельной деятельности, доречевое средство общения и способ выражения эмоционально­го состояния. Произнося звуки, малыш основывается на подража­нии и самоподражании. Подражание выступает как своеобразная форма общения и механизм развития речи. Ребенок обращает вни­мание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. Возникает отсроченное подражание звукам и словам, про­износимым взрослым. К концу первого года жизни в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Важно, что он использует их в осмыс­ленной ситуации. Значение таких слов очень неустойчиво. Ребенок обозначает ими не только сам предмет, но и ситуацию, в которую предмет включен, а также выражает свое отношение к нему, ука­зывает на выполняемое с ним действие. Он легко переносит на­звание с одного предмета на другой, сходный по какому-то несу­щественному признаку. Но самое главное достижение состоит в том, что слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений.

Возникновение первых осмысленных слов и понимания речи на основе собственно языковых средств, связанных с определен­ными фонемами родного языка, свидетельствует о том, что раз­витие речи переходит в новую стадию — фонемную, начинается усвоение звуковой стороны языка. Ранее, на дофонемной стадии, понимание ребенком речи взрослого строилось на восприятии не фонематического состава, а общей ритмико-мелодической струк­туры слова или фразы. Слово воспринималось малышом как еди­ный, нерасчлененный звуковой комплекс.

Особенности развития речи в младенческом возрасте:

— развитие речи включено в общение со взрослым;

— возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка;

 

— устанавливается связь между названием предмета и самим пред­метом, что проявляется в поиске и нахождении предмета по слову взрослого и в назывании предметов и лиц;

— к концу первого года жизни развивается инициативное употреб­ление осмысленных слов.




infopedia.su

Советы рукодельницам