VI. Пьеса «Утро» — прослушивание — Студопедия.Нет

(Педагог просит угадать знакомую мелодию и исполняет на­чало пьесы «Утро» Э. Грига.)

— Как называется это произведение?

— Что изображает музыка этой пьесы?

— Какой композитор сочинил пьесу «Утро»?

— Спойте главный мотив пьесы на гласный звук «а». (Пропевание лейтмотива на гласный звук «а».)

На одном из занятий вы сочиняли свои импровизации на та­кой текст:

Солнышко всходит,

И небо светлеет,

Природа проснулась,

И утро пришло.

(Класс повторяет текст. Затем поет на мелодию пьесы «Утро».)

Вы вспомнили это произведение, осталось его прослушать. Как и на прошлом уроке, выполните задание: закройте глаза, опу­стите голову и поднимите ее в тот момент, когда музыка нарисует восход солнца. (Прослушивание произведения.)

Особенность музыки заключается в том, что это вид искус­ства, который может показать развитие события во времени. На­пример, картина способна показать только то, что происходит в какой-то один момент. Посмотрите на картины, размещенные на доске: на них время словно остановилось, замерло на мгно­вение. А музыка может показать, как событие или явление раз­вивается, становится другим. Это очень хорошо прослеживается в пьесе Э. Грига «Утро». Запомните: музыка показывает развитие события во времени.

— С каким русским композитором Э. Григ был в дружеских отношениях? (С Петром Ильичом Чайковским.)

Что роднит музыку этих двух композиторов? (Мелодичность, песенность, напевность.)

VII. Повторение пройденного материала

— Какие «музыкальные пейзажи» композитора П.И. Чайков­ского вы слушали на уроках музыки?

Поясните слова П.И. Чайковского: «Я еще не встречал чело­века, более меня влюбленного в матушку-Русь!»

Послушайте романс «Благословляю вас, леса» и отметьте его художественные особенности. (Прослушивание романса и разбор его выразительных средств.)

Послушайте начало романса другого русского композитора, вспомните название романса и фамилию его автора. (Педагог исполняет вступление и начало мелодии романса М.И. Глинки «Жаворонок». После того как учащиеся отгадывают, проводится прослушивание произведения.)

— Можно ли романс «Жаворонок» отнести к «музыкальным пейзажам»?

— Что рисует вступление этого романса?

— Что такое солист? (Один исполнитель.)

— Что такое ансамбль? (Это группа исполнителей, выступаю­щая как единый коллектив.)

— Что такое пейзаж? (Картина, изображающая природу.)

VIII. Знакомство с термином «лирика»

В искусстве есть такое слово — лирика. Этим словом обычно характеризуют произведения — музыкальные или литературные, в которых автор передает свои личные чувства и переживания. Запишите в тетради определение: «Лирика — чувства автора, ко­торые он передал в своем сочинении».

Очень часто картины природы созвучны личным пересыпани­ям автора. Вот писатель рассказывает о чем-то грустном, и при­рода это подчеркивает:

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

А.Н. Плещеев

Какое здесь настроение у автора? (Скучное, унылое.) И природу он рисует грустную, унылую. А вот другое настроение и совсем другое описание природы:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь.

А.С. Пушкин

Здесь настроение совсем другое — бодрое, радостное, человек  приветствует приход красавицы-зимы.

— Вспомните известные примеры лирических стихов с разным настроением.

(Школьники вспоминают стихотворения.) В музыке настроение автора также присутствует почти в каждом произведении.

— Скажите, какие чувства композитор передает в пьеce «Утро»? (Ожидание рассвета, тревогу, радость от восхода солнца.)

Какие чувства автор передает в романсе «Благословляю вас, леса»?

— Какие чувства автор передает в романсе «Звонче жаворонка пенье»?

— С помощью чего композиторы передали свои лирические переживания? (С помощью средств музыкальной выразитель­ности.)

IX. Вокальная импровизация

Сегодня вы должны вспомнить разные приемы исполнения фраз — вопросительную, когда задаете вопрос, и спокойную, утвердительную. Весёлое  стихотворение, которые вы начнете разучивать, называется «Считалка».

(Педагог читает текст, который школьники повторяют и за­учивают с нужными интонациями.)

— Чики-брики, ты куда?

— Чики-брики, на базар!

— Чики-брики, ты зачем?

— Чики-брики, за овсом!

Закройте на миг глаза ладонями и придумайте свои интонации для вопросов и ответов. (Школьники сосредоточиваются, после чего показывают свои варианты импровизаций.)

Теперь попробуем спеть ваши сочинения по парам — так, как вы сидите за партами. Один из вас споет вопрос, второй ему от­ветит. (Вокальная импровизация в парах.)

Окончание этой считалки вы разучите на следующем уроке.

studopedia.net

Звучит пьеса «Зимнее утро»

Поиск Лекций

Музыкальная гостиная

«Детский альбом» П.И. Чайковского

Под классическую музыку дети входят в зал, садятся на стульчики.

Вед. Сегодня, ребята, мы собрались здесь на встречу с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Петр Ильич жил в те далекие времена, когда еще не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах и мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками на колесиках, но девочкам, так же как и сейчас, дарили красивые куклы в длинных бальных платьях. У Петра Ильича Чайковского был племянник, звали его Володя Давыдов, он учился играть на фортепиано, поэтому чтобы обучение игре было для него и детей его возраста было более интересным, он сочинил музыкальные пьесы, которые объединил в один альбом. Как называется этот альбом?

Дети : Детский альбом.

Вед. Эта музыка известна и любима во всех уголках нашей страны, а сегодня она звучит для вас….

Звучит «Сладкая греза», стихотворение читается на фоне музыки.

Тихо, тихо сядем рядом,

Входит музыка в наш дом,

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены,

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

В даль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой,-

Это музыка торопит

И зовет нас за собой.

Вед. Слышите, это «Сладкая греза», сладкий сон. Со звуками этой музыки мы перенесемся в далекие времена и заглянем в дом Володи Давыдова. Дом большой, красивый, топится камин, вкусно пахнет пирогами. Все готовится к приходу гостей, ведь скоро начнется бал. В доме уютно, тепло, а за окном снежное, вьюжное зимнее утро, метет метелица и летит снег.

Звучит пьеса «Зимнее утро»

Вед. На новый год Володе подарили новую лошадку. (звучит пьеса «Игра в лошадки») Слышите, это Володя спешит к своей новой лошадке.

Реб : Я на лошадку свою златоглавую

Сел и помчался по дому, по комнате,

Мимо стола, этажерки и тумбочки,

Мимо кота, на диване лежащего,

Мимо сидящей с вязанием бабушки,

Мимо мяча и коробок с игрушками.

Вед. А еще на новый год Володе подарили большую красивую коробку, в которой лежали деревянные солдатики. А вот и они….

Дети встают со стульев и друг за другом выходят, маршируя по залу и произнося слова:

Ать-два, левой, правой,

Ать-два, левой, правой,

Мы легко и весело идем.

Ать-два, левой, правой,

Ать-два, левой, правой,

Песню деревянную поем.

Звучит пьеса «Марш деревянных солдатиков», дети маршируют по залу под музыку.

Рассаживаются на места в зале.

Вед. У Володи есть сестра. Мама подарила ей новую куклу. Она так обрадовалась этому чудесному подарку и стала весело кружиться со своей новой куклой.

Звучит пьеса «Новая кукла» девочки танцуют со своими любимыми куклами, импровизируя.

Вед. Как рады дети таким подаркам. Но сегодня в доме Володи будет много гостей, будет звучать музыка, и я ее слышу уже вдалеке, это спешат на бал гости, и сейчас мы их увидим.

Звучит пьеса «Вальс» дети, парами входят в зал и выполняют перестроения под музыку. Выстраиваются около главной стены.

Реб. Господа, мы рады видеть вас в нашем доме! Как вы добрались? Не устали?

Гость. Да, все прекрасно,

Мы слыхали, и нам приятна эта весть:

Войти в ваш дом – большая честь!

Реб. Ну что вы, это нам приятно,

Что вы пришли к нам в этот зал.

Часы торопят, разрешите,

Продолжить полькой этот бал!

Звучит «Полька». Дети танцуют. Пары засаживаются

Гость. Как в польке весело кружиться!

Сейчас немного отдохнем,

Друг другу новости расскажем

И снова танцевать пойдем.

Гостья. Мне сегодня подарили куклу,

В платье длинном – длинном, из красного атласа!

Гостья. Ах, это прекрасно.

Гость. А я мечтал о кукле Гном.

Я для него построил дом.

Мне Гнома папа подарил.

Гостья. Как это трогательно, право.

Гость. А где сейчас ваш добрый Гном?

Гость. Мой Гном? Осваивает дом!

Гостья. Мне няня испекла пирог-

Большой, красивый, очень вкусный.

Отведать чудный наш пирог

К нам заезжайте на часок.

Звучит «Мазурка» отрывок.

Гость. А вот мазурка зазвучала!

Мазурка – танец хоть куда!

Задорный, легкий и веселый,

Прошу послушать, господа!

Слушают пьесу «Мазурка»

Вед. Нянина сказка – загадка для вас.

Нянину сказку послушаем сейчас!

Прошу глаза друзья закрыть,

И под эту музыку сказку сочинить.

Дети под пьесу «Нянина сказка» придумывают небольшой сюжет сказки. Отвечают 2-3 ребенка по желанию.

Реб. Я сказки эти тоже знаю,

Давно уже их мне читали.

Реб. Давайте продолжим игру,

Теперь сказку загадать я могу.

Реб. Конечно, конечно, мы ждем с нетерпеньем.

Реб. Мы в сказку заглянем опять на мгновенье.

Хочу загадать вам: кто это такой,

Кто страшный над лесом летает с метлой?

Звучит пьеса «Баба Яга»

Дети отгадывают загадку, называя услышанное произведение.

Вед. Как много музыки чудесной

Звучало здесь друзья для нас.

Но, а теперь настало время

Нарисовать чудесный этот бал.

Дети приглашают своих родителей присоединиться к изображению иллюстраций для детского альбома. Звучит классическая музыка.

Вед. Как быстро время пробежало,

Нам расставаться очень жаль.

Мы были на балу и танцевали

И вот закончился наш бал.

Вед. Но теперь, друзья, у вас, в вашей группе, на память о нашей чудесной встрече с музыкой Петра Ильича Чайковского останется вот этот «Детский альбом», куда мы вставим ваши чудесные рисунки – иллюстрации.

Показывает папку — «альбом» с файлами, спрашивает, какие пьесы из детского альбома нарисовали дети.

Вед. Опущен занавес и сцена опустела

Лишь слышен шорох отъезжающих саней.

Звучит вечерняя молитва тихо,

Уходит в ночь мир сказочных теней.

Дети под классическую музыку покидают зал.

 

 

Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Утро (Пьеса в одном действии) Действующие лица Оленька

Действующие лица

Оленька.

Света.

Женечка.

Вика.

Юля.

Наташа.

Оля.

Лиза.

Лена.

Марго.

Артём.

Коля.

Максим.

Серёжа.

Рома.

Артур.

Андрей.

Дима.

Саня.

Женя.


22 июня. Гимназия. Второй этаж. Утро. Негорячее солнце золотит окна. Тягучее это утро. Музыка никуда не спешит. В холле – они, выпускники этого года. Уже давно прошли те шесть утра, когда всё закончилось, но они ещё здесь. Они сидят за столом и пьют чай.

Артём. И мы с вами больше никогда не встретимся – представьте только.

Оленька. Тёмочка, мы обязательно будем встречаться.

Коля. А, что там говорить!..

Света. Коль, надо было меньше веселиться.

Коля. Да кто тут веселился. Это я так…

Артём. Мы будем встречаться, но – не так.

Оленька. А как это – так, Тёма?

Артём. А мы больше никогда не будем вместе всегда.

Серёжа. Жизнь только начинается.

Артём. Это понятно. Мы все ещё будем богаты и знамениты. Будем каждый месяц посещать хорошего стоматолога и блистать белыми зубками. Будем счастливы, может быть, даже. Но вот это вот чувство идиотическое, что ничего не отмотаешь назад и не вернёшь, – будет появляться вечерками, чаёк с нами пить. А с кем-то и водочку, может быть.

Оленька. А тебе уже есть что возвращать, Тёмочка?

Артём. Олечка, если б ты знала сколько… Так иногда хочется вернуться и – прожить наново. И вот ещё секунду назад это было возможно, а теперь – утро и волшебство исчезло и такие дела.

Женя. Весёлая жизнь.

Артём. Чай горячий.

Оленька. А у меня – остыл уже.

Коля. Ты так на него дула усиленно – ещё бы он у тебя не остыл!

Оленька (улыбается). Это я так, о своём дула.

Женечка. Нам же классная сказала – третьего сентября встречаемся и идём в поход. Мы не забудем.

Коля. Когда пять человек к ней придёт в поход, тогда всё понятно сразу станет. И тебя среди них, кстати, не будет.

Вика. Девочки…

Серёжа. И мальчики.

Вика (улыбается). И мои любимые мальчики.

Серёжа. И я – тоже?

Вика. И мой любимый Серёжа!

Серёжа. Я, наверно, первый, кому ты сама признаёшься в любви.

Вика. Наверно. (Она почти плачет, улыбаясь.)

Коля. За это историческое событие предлагаю – ещё… чаю закатить!

Света. Пьяницей ты будешь, Колька, лет через сорок-пятьдесят.

Коля. Главное, чтобы мама до этого не дожила.

Света. А мы?

Коля. Вам можно.

Артём. Я что хотел сказать, я хотел сказать, что я вас всех очень люблю.

Юля. Мы тебя тоже.

Артём. Это и было глупое счастье, которое не назвалось вовремя по имени…

Света. Тём, ты так сильно-то не грусти.

Женя. Если грустится…

Коля. Давайте вокруг гимназии наперегонки бегать! (Все смеются.) Вот вы смеётесь, а, между прочим, такое бы не позабылось. Такое не у всех бывает. Ну, давайте наперегонки.

Женя. Нам теперь только если в переползки.

Коля. Тем более.

Женя. Не убеждаешь, Вишневский.

Коля. Иди ты, Асеев, знаешь, куда!..

Женя (добро). Ну-ну-ну.

Коля. Я бы вас всех обогнал бы… (Затихает.)

Серёжа (Вике). Ты плачешь.

Вика. Да.

Серёжа. Почему?

Вика. Не знаю, Серенький.

Серёжа. Кто-кто-кто?

Вика. Се-рень-кий. Серенький, вот и всё. Ты так меня и не успел завоевать.

Серёжа. Я ещё успею.

Вика. Не-а, Серенький. Нет. А ты такой хорошенький. Жалко.

Серёжа. Хорошо шутишь.

Вика. Я, Серенький, шутить не умею. (Серёжа пробует поцеловать её – она отстраняется.) Се-рень-кий…

Женя. Перебор.

Серёжа. Что же ты раньше-то не сказала…

Коля. Может, тогда спалить здесь всё, а?..

Артём. Голоса-голоса. Добрые хорошие. А как мы вальс сегодня танцевали…

Света. Я чуть в юбке не запуталась.

Саня (вбегает с лестницы). Слушайте, ребята, нам предлагают вымётываться потихоньку.

Коля. Ага, сейчас им! Скажи, пускай ждут. Мы ещё не готовы, скажи. Ещё не навыпускались.

Саня. Коль, там мама твоя тоже.

Коля. Саня, моя мама – завуч, это у неё работа такая. Душой она с нами.

Саня. И бабушка твоя там.

Коля. Бабушка может пройти к нам, если хочет. Бабушку можно. Бабушка – не завуч. Она – мать завуча. Бабушку можно.

Артём. Ребят, останемся ещё? (Все согласны.)

Юля. Мы не уйдём.

Артём. Я продолжу. Я не закончил. Мы были самые лучшие. Вы, вы все, были самые пре-кра-сны-е.

Оленька. Мы и будем.

Артём. Не здесь. Не здесь, в этом вся и штука, Оленька. Не здесь – невозможно. Не здесь – не срастается, не затягивается, не заживает.

Оленька. Но мы хуже от этого не станем.

Артём. Хуже мы обязательно станем. Подожди – выйдем и станем.

Женя (говорит по мобильному телефону). Ксюш, и зачем ты так быстро ушла? Ты уже дома? А у нас тут хорошо: жизнь рушится. Это я шучу так. Кстати, ты медаль свою у меня забыла – я её сейчас уже догрызаю. С чаем. Нет, это я уже не шучу. Ну, ты ложись спать. Я тебя потом разбужу.

Артём. Вот. Вот. А завтра ты уже с ней не так будешь говорить.

Женя. Так же буду.

Артём. Не так!

Женя. Полезли в бутылку…

Коля. А дна-то там и нет! О!

Артём. Я не для того, чтобы вспоминать. Я – я – чтобы не забывать.

Саня (садится между Серёжей и Викой). Вот так.

Серёжа. Вот так.

Женечка. Я пойду, у меня экзамен завтра.

Артём. Нет! Я хочу, чтобы вы все всё услышали! Последние секунды для этого остаются! …Вчера ещё дождь лил. Сейчас – солнце утром. Первое солнце, которое – о другом.

Артур (Наташе). Ничего.

Наташа. Турик, зачем ты?

Артур. Не надо начинать. Я всё понимаю. Если бы я был покрасивее, всё было бы по-другому.

Наташа. Турик, я тоже.

Артур. Ты – тоже? Нет. Ты лучшая. Не надо. Не надо меня любить.

Коля (Диме). Тебя же кто-то должен… интересовать. Не увиливай – я добьюсь. Я могу тебе помочь. Во всём. Дима-Дима… Ну кто – скажи мне?

Дима. Отстань, Вишневский.

Коля. Я от тебя не отстану. Я с тобой дружу.

Дима. Кроме тебя, Вишневский, никто меня не интересует.

Коля. Всё ты врёшь! Мы ей покажем. Вот увидишь. Так покажем!

Артём. Завтра я буду бояться экзаменов, турникетов и пробок на дорогах, а пока что – я боюсь только себя. Себя – только себя. Того, какой я. Совсем немного. Минимальная доза – для того, чтобы жить.

Оленька. Выходит, Тёмочка, ты себя боишься?

Артём. Да. Но это нужно. Важно.

Оленька. А я тебя не боюсь.

Артём. Я тебя тоже. Самое необходимое – никого и ничего не бояться – кроме себя. Здесь это было так.

Женя. Идеализируешь, Андреев.

Артём. Идеализирую. Да. Да, идеализирую. Идеализирую. Это дурость – не идеализировать.

Саня (Вике). Вич, чем сегодня займёшься потом?

Вика. Сном.

Саня. А потом?

Вика. Смеяться буду. Долго-долго.

Саня. Почему?

Вика. А мне захочется.

Саня. А я могу зайти?

Вика. Ты смеёшься?

Из-за угла появляются обнимающиеся Андрей и Оля.

Коля (им). Вы позволили себе слишком много, молодёжь!

Оля. А ты не видел, Вишневский!

Коля. Больно интересно.

Артём. Любовь – идеализация. Идеализация – любовь. И так крутится. До изнеможения. Крутимся друг вокруг друга. Пялимся один на другого. Всего лишь идеализируем. Идеализируем – богатство нестерпимое. Богатство взгляда друг на друга. Смотрю на тебя и понимаю – нет, не понимаю даже, так – догадываюсь. Догадываюсь, что ты идеальна. Ты догадываешься, что я. Долго смотреть. Это, вот это самое, самое… Я всего лишь тебя идеализировал. А ты и не догадалась…

Артур. Прав, Тёмка.

Оленька. Почему же ты тогда один, Тёмочка?

Артём. Я со всеми.

Оленька. Ты один.

Артём. Ты меня идеализируешь.

Оленька. Стоишь один. Говоришь один. Думаешь один. Живёшь один.

Коля (Артёму). Целуй её сейчас же!

Света. Вишневский!

Коля. Не одёргивай меня всё время, Щелчок! Не соглашаешься за меня замуж выходить – так не одёргивай! Или – или. Выйдешь замуж – можешь хоть уездить.

Артём. Я со всеми. Я не один.

Оленька. Ты даже не смотришь на меня сейчас, когда говоришь…

Серёжа. Саня, почему ты такой длинный?

Саня. Чего?

Серёжа. Зачем тебе твои два метра?

Саня. Чего?

Серёжа. Был бы ты пониже. Я бы тебя тогда на дуэль вызвал…

Саня. Лучше на баскетбол ходи. Советую.

Серёжа. Спасибо.

Света. И хватит пить, Вишневский!

Коля. Это же чай.

Света. Всё равно. Пьёшь и пьёшь – а толку никакого.

Коля. Будет толк. Вставай. Пойдём.

Света. Вишневский!

Коля. Пойдём. Ну, пойдём, пожалуйста! Будет толк! Будет!

Света (гладит его по голове). Тихо. Тихо. Не кричи.

Оленька. Тёмочка, ты всё?

Артём (садится). Не всё.

Оленька. Тёмочка, скажи ты хоть теперь, в кого из всех нас ты был влюблён.

Женя (задумчиво дразнит). Из всех нас.

Артём (чуть сжимает губы). Не узнаешь никогда. (Опускает голову на руки.)

Андрей (шепчет на ухо Оле). Это… Это… Кузя, это было… Спасибо, Кузя. Ты…

Оля (смотрит на него внимательно, забавно наморщившись). А в седьмом в тебе было метр сорок, и я думала, что твоей головой здорово было бы в волейбол играть. Я над тобой смеялась – а ты плакал. Ничего не изменилось, в общем-то. Только теперь ты с бородой. А так – всё то же самое.

Андрей (нежно). Я маме на тебя тогда жаловался.

Оля. Я и говорю.

Наташа закуривает, Артур резко вырывает сигарету из её рта и зажимает её в руке.

Артур. Нельзя же тебе курить!

Наташа. Хочется.

Артур. Не надо меня жалобить.

Наташа. Мне, может, себя жалко. Что ты мне нравишься.

Артур. Не могу я никому нравиться.

Наташа. Отдай сигарету.

Артур. На кой она тебе теперь?

Наташа. Засушу. Для коллекции.

Артур разжимает руку – на ладони красное пятно от окурка.

Наташа. Идиот.

Вика (встаёт). Надо сказать. Тут конверты нам раздавали с анкетами давности пять лет. Моя запись – ничем от других не отличаюсь, разве что внешностью. Такие слова писала. Такие мысли думала, дура. Простите меня, хорошо? (Плачет.)

^

Коля. Я тебя красивее! И всегда был красивее!

Вика смотрит на него и смеётся, потом садится на место. Входят Лиза и Лена с Ромой.

Лиза и Лена. Внимание, девочки!

Все девочки кричат и кидаются к Роме. Вика пытается сделать то же самое, но под столом её удерживают. Она злится и смеётся.

Юля. Ромка, как ты здесь?!

Рома. Шёл домой после своего выпускного – думаю, вдруг у вас не закончилось. Девочки!.. Виченца, ты мне не рада?

Вика (стонет). Рада!..

Женя. Вот так живёшь-живёшь… И захочется обрадоваться, а получится…

Рома. Дела – делами. Не в делах дело. (Подмигивает.)

Коля. И посмотрите – все побежали. Все! Бабы! Вам имя… быстроногство!

Вика (шёпотом). Серёженька, хватит, пожалуйста! Пожалуйста!.. Прекрати быстро!

Серёжа (голова появляется из-под стола, глядя Вике прямо в глаза). Вот если я тебя сейчас не послушаюсь, потом ты же мне спасибо скажешь. (Залезает обратно.)

Саня (он ничего не заметил). И всё-таки, Вик, что с вечером?

Вика, хохоча, кидается головой ему на колени.

Рома. А вы отсюда собираться не собираетесь? Тёмыч?

Артём (поднимает голову). Сидим пока.

Коля. Принято решение держать оборону!

Рома (подходит к Артёму). Тёмыч, ты как?

Артём. Фигня, Ромыч…

Рома. Невесёлая фигня – фиговое дельце.

Света. Ромочка, можно я тебя по головке поглажу?

Рома. А то.

Коля. И волосогладильство тоже имя вам!

Андрей (Оле). Пойдём потанцуем.

Оля. Только мягко.

Андрей (зажмуривает глаза). Оля-я-я-я…

top-bal.ru

Утро делового человека (пьеса) Википедия

«У́тро делово́го челове́ка» — комедия Николая Васильевича Гоголя. Создавалась в 1832—1836 годах как часть пьесы «Владимир третьей степени», оставшейся неоконченной. Напечатана в журнале Александра Пушкина «Современник» в 1836 году (т. I.) с подзаголовком «Петербургские сцены». «Утро делового человека», как это видно из письма Гоголя Пушкину при посылке пьесы, первоначально носило название «Утро чиновника», однако название было изменено цензурой.

История создания

Произведение должно было входить в комедию «Владимир третьей степени». Однако Гоголь отказался от написания комедии, видимо, по цензурным опасениям (в пользу этого говорит отрывок из письма М.Погодину в феврале 1833 г.: «…помешался на комедии. Она, когда я был в Москве, в дороге, и когда я приехал сюда, не выходила из головы моей. Уже и сюжет было на-днях начал составляться, уже и заглавие написалось на белой толстой тетради: „Владимир 3-ей степени“ — и сколько злости, смеха и соли!.. Но вдруг остановился, увидевши, что перо так и толкается об такие места, которые цензура ни за что не пропустит. А что из того, когда пьеса не будет играться: драма живет только на сцене. Без неё она, как душа без тела… Мне больше ничего не остается, как выдумать сюжет самый невинный, которым бы даже квартальный не мог обидеться. Но что за комедия без правды и злости!». Либо посчитав произведение слишком громоздким (П. А. Плетнёв писал В. А. Жуковскому: «Его комедия не пошла из головы. Он слишком много хотел обнять в ней, встречал беспрестанно затруднения в представлении и потому с досады ничего не написал»).

После отказа от замысла «Владимир третьей степени» Гоголь перерабатывает фрагменты, чтобы представить их в качестве самостоятельных текстов. Кроме «Утра делового человека», являющегося наиболее цельным произведением, Гоголь извлекает из своей комедии еще 3 отрывка, получивших самостоятельное существование («Тяжба», «Лакейская» и «Отрывок»).

Сюжет

Действие происходит в кабинете дома у петербургского чиновника Ивана Петровича, к которому заходит его приятель Александр Иванович. Они обмениваются воспоминаниями о карточной игре накануне у Лукьяна Федосеевича и договариваются снова встретиться за игрой завтра. Александр Иванович рассказывает, что был у «его высокопревосходительства» и упомянул в разговоре Ивана Петровича. Иван Петрович признаётся, что давно мечтает «получить хоть орденок на шею», и Александр Иванович соглашается намекнуть про это при случае его высокопревосходительству. Заходит Шрейдер, подготовивший бумагу на подпись, однако Иван Петрович отправляет его переписать бумагу из-за слишком маленьких полей. Появляется жена Ивана Петровича, и после небольшой светской беседы Александр Иванович уходит, про себя негодуя по поводу желания Ивана петровича получить орден, и обещая сделать всё, чтобы он этот орден не получил.

Действующие лица

  • Иван Петрович Барсуков, чиновник
  • Александр Иванович, чиновник
  • Шрейдер, молодой чиновник, подчинённый Ивана Петровича
  • Катерина Александровна, жена Ивана Петровича
  • Лакей Ивана Петровича

Критика

Виссарион Белинский отмечал, что «Утро делового человека» представляет собой нечто целое, отличающееся необыкновенною оригинальностью и удивительною верностью. «Если вся комедия такова, то одна она могла бы составить эпоху в истории нашего театра и нашей литературы».

Ссылки

wikiredia.ru

Советы рукодельницам