«Заглавная буква Д». К.Д. Ушинский. «Наше Отечество»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Научить писать заглавную букву Д, познакомить с текстом К.Д. Ушинского “Наше Отечество”.
  2. Развивать интерес к чтению, навыки письма; формировать умение читать слова и текст
  3. Воспитывать любовь к Отечеству, малой родине.

Наглядный материал: азбука, прописи, словарные слова (государство, Отечество, Родина), таблички с названиями городов (Москва, Саратов, Томск, Новгород, Санкт – Петербург, Псков, Воронеж, Анжеро-Судженск и др.), ребус – Р 1 а, ключевые слова: Отечество, отцы, Родина, матушка-Россия, слайд-шоу: “Москва – столица России”, “Наша малая родина”, анимация букв, символика России (CD-диск).

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа-проектор.

Ход урока

I. Организация класса

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

II. Сообщение темы урока.

Сегодня наш урок будет необычным.

Мы с вами научимся писать заглавную букву Д, совершим виртуальное путешествие по столице нашей страны, познакомимся с произведением К.Д. Ушинского “Наше Отечество ”.

III. Изучение нового материала

Азбука.

Работа по Азбуке.

1. Чтение последнего столбика слов на стр.98.

— Можно ли сказать, что слова государство, страна, город – однокоренные?

— Чем интересны слова государство, страна?

(Эти слова близки по смыслу.) Подберите к ним еще слова, которые будут близки по смыслу (Родина, Отчизна, Отечество).

— Как называется наша страна, наше государство (Российская Федерация), а наша Родина (Россия).

У каждой страны есть своя символика.

СD диск: “Государственная символика России”. (рассматривание флага, герба, прослушивание гимна России (детям объясняется, что гимн слушают стоя)).

— Какая символика есть у каждого государства?

Прописи

Работа в прописи

2. Работа над словарными словами: государство, Родина.

Слова государство, Родина, что это за слова? Как вы догадались?

Постановка ударения, подчеркивание опасного места, в корне слов.

Устное составление предложений с этими словами.

Учащиеся записывают слова государство, Родина в прописи с печатного текста.

Азбука.

Работа по Азбуке.

3. Чтение и домысливание содержания предложений по данному началу и рисункам.

Найдите 2 предложение.

Варианты детей: Наша Родина – Россия, Русь.

Найдите 3 предложение.

В России много городов: Москва, Саратов, Томск, Новгород, Санкт-Петербург, Мурманск, Псков, Воронеж, Архангельск, Анжеро-Судженск…

— Почему на 1-м месте из городов России стоит Москва? (Москва – столица нашей страны)

Показ слайд-шоу: Москва – столица России.

— Какие достопримечательности нашей столицы вы запомнили?

— Как называют Санкт-Петербург? (Санкт-Петербург называют Северной столицей нашего государства.)

-А что вы можете сказать про Анжеро-Судженск? (Это наша маленькая родина, то место, где мы родились.)

Показ слайд – шоу: Наша малая родина.

О каких еще достопримечательностях нашего города вы можете рассказать своему другу.

Прочитайте 1 предложение на с.98

Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

Дон, Двина – эти реки находятся на территории нашей страны. А название рек пишем с заглавной буквы.

Прописи

Работа в прописи.

1. Знакомство с заглавной буквой Д.

— Объяснения учителя и показ анимации написания заглавной буквы Д.

(Начинаем писать букву сверху, ведем прямую наклонную линию вниз, пишем петлю влево, затем ведем вправо и пишем вверх полуовал).

— Письмо буквы в воздухе, на ладошке пальцем.

— Обведение по точкам элементов и самой буквы Д.

— Отработка соединений.

Запись сочетаний Ди, Дл, До.

Физминутка (пальчиковая гимнастика).

Раз огромный крокодил табуретку проглотил,

А теперь разинул пасть: как бы парте не пропасть.

2. Отгадайте ребус: Р 1 а? (Родина).

О чем же мы с вами говорили? (Мы говорили о Родине.)

— Что же такое Родина? (1. Место рождения (маленькая родина). Для многих из нас – это наш любимый город, Анжеро-Судженск. 2. Страна, в которой мы живем, – Россия, Русь.)

— Посмотрите на доску: родина, Родина. На что вы обратили внимание? (Одно и то же слово, а написано то с маленькой буквы, то с большой.)

— Не знаете, почему?

— Когда мы будем говорить о маленькой родине (о том месте, где родились), будем писать с маленькой буквы. Когда мы будем говорить о нашем государстве, общей Родине, то слово будем писать с большой буквы.

— Много стихов сложено о Родине.

3. Сейчас выйдут к доске 2 ученика. Они прочитают вам стихи, а вы постарайтесь понять, в каком стихотворении говорится о маленькой родине, а в каком – о стране, государстве.

Сергей Васильев

Россия

…Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы.
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,

С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю,
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю,
Одним широким словом: «Русь».

Зоя Александрова

Родина

Если скажут слово – Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики.
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная.
Но у всех она одна!

Прописи

Работа в прописи

— Письмо слов в прописи: Родина, родина.

Физминутка.

Если нравится тебе, то делай так… (Два щелчка пальцами над головой)
Если нравится тебе, то делай так… (Два хлопка в ладоши)
Если нравится тебе, то делай так… (Два хлопка над головой)
Если нравится тебе, то делай так… (Два притопа ногами)

Азбука.

Работа по Азбуке.

5. Чтение текста К.Д. Ушинского «Наше Отечество» (с. 99).

а) Работа с текстом до чтения.

— Прочитайте ключевые слова: Отечество, отцы, Родина, матушка-Россия.

— Прочитайте, кто автор текста, как называется текст.

— Сделайте предположение, о чем будете читать? (Мы будем читать о нашей общей Родине, стране, в которой мы живем.)

— Рассмотрите иллюстрацию, может быть, она поможет что-то добавить к сказанному.

— Читают текст учащиеся (хорошо читающие).

Чтение по предложениям с комментариями.

б) Работа с текстом во время чтения.

После чтения 2-го предложения:

— Почему Россию мы зовем Отечеством? (В России издавна жили наши отцы и деды, поэтому Россию называют Отечеством. Отечество и отцы – это однокоренные слова.)

После чтения 3-го предложения:

— Как с помощью однокоренных слов автор объясняет, почему Россию зовем своей Родиной?

— Назовите еще однокоренные слова к слову Родина. (Род, родной, родиться, родитель. Корень – род.)

— Почему Россию мы зовем матерью? Как это объясняет автор? А как вы сами понимаете?

Чтение последнего предложения.

в) Работа с текстом после чтения.

— Какая мысль главная в этом тексте? (Родина – как родная мать, и она у человека одна.)

— Найдите в тексте основную мысль автора и прочитайте. (Читают последний абзац.)

— Оправдались ли наши предположения? Что нового для вас было в этом тексте?

— Вернемся к иллюстрации. К какой части текста она нарисована? (Она нарисована ко всему тексту, дает представление о просторах, красоте родной земли.)

IV. Подведение итогов.

Чему мы учились на уроке? (Писать заглавную букву Д)

Что нового узнали?

(Детям предлагается по желанию подготовить пословицы о Родине, нарисовать иллюстрацию на тему: “Моя Родина)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Литература

  1. Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина учебнику “Моя любимая Азбука”. Учебник для первоклассников. – Изд. 2-е. перераб. – М.: Баласс, 2006.
  2. Автор О.В. Пронина “Мои волшебные пальчики”. Прописи для первоклассников к учебнику “Моя любимая Азбука” 5 тетрадях. – Изд. 3-е. испр.-М.: Баласс, 2006.
  3. Уроки обучения грамоте по учебнику “Моя любимая Азбука” и прописям “Мои волшебные пальчики”. Методические рекомендации для учителя. / Под научной редакцией Е.В. Бунеевой. –М.: Баласс, 1999.

27.03.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

К. Д. Ушинский «Наше Отечество»

Фокина Лидия Петровна Литературное чтение 1 класс

Методические рекомендации к презентации

Константин Дмитриевич Ушинский «Наше Отечество»

Учитель:

Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встаёт:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка — скромница
И ромашковый бугор…. (З. Александрова)

— Что такое Родина?

Учащиеся:

— Родина – это место, где мы РОДИЛИСЬ и живём.

Учитель:

— Знаете ли вы, как образовалось слово Родина? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

2 СЛАЙД

— Кем для вас являются мама и папа?

Учащиеся:

— Родителями.

Учитель:

— Как зовут группу людей, объединённых кровным родством?

Учащиеся:

— Родня, родственники, родные.

Учитель:

— Как называется перечень поколений одного рода?

Учащиеся:

— Родословная.

Учитель:

— Назовите общую часть этих слов. Как называются такие слова?

Учащиеся:

— Однокоренными

Учитель:

— Почему?

Учащиеся:

— Имеют одинаковый корень «РОД»

Учитель:

— Верно, ребята. Слово «Родина» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Мы видим, как красива и богата наша страна. Мы испытываем чувство гордости за свою Родину, за свой народ и страну, за свою землю и её историю. Мы знаем много знаменательных дат олицетворяющих историю нашей Родины.

3 СЛАЙД

Учитель:

— Как называется страна, в которой мы живем?

Учащиеся:

— Россия, Российская Федерация.

Учитель:

— Посмотрите на карту.

Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы — моря и реки не замерзают.

4 СЛАЙД

Учитель:

— А как называется главный город нашей страны?

Учащиеся:

— Город Москва.

5 СЛАЙД

Учитель:

— Москва — столица России. Столица — главный город государства. В Москве есть здание, которое является символом столицы. Это Кремль. В Кремле работает правительство нашей страны.

6 СЛАЙД

Учитель:

— Каждая страна имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.

— Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите. Это символ единства народов России. Над орлом – три короны, в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите – не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.

— Ещё одним символом нашего государства является флаг.

Наш российский флаг – трёхцветный.

  • Во времена Петра I, бело-сине-красный флаг считался торговым или коммерческим флагом России, и только перед коронацией Николая II, официальным государственным флагом Российской империи был утвержден бело-сине-красный флаг, было это в 1896 г.

  • Во времена Петра I красный цвет в флаге означал державность, синий — цвет Богоматери, под её покровительством  всегда находилась Россия, белый — цвет свободы и независимости.

  • Но  можно услышать и другую трактовку значений цветов флага, она означает единство трех братских восточно — славянских народов: красный – Великороссии (Россия), синий — Малороссии (Украина) и белый — цвет Белой Руси (Белоруссии).

  • В настоящее время можно услышать значение цветов флага России такие — белый цвет это мир, чистота, непорочность, совершенство; синий — цвет веры и верности, постоянства; красный цвет это энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.

7 СЛАЙД

Учитель:

— Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране. Гимн слушают стоя. Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков (При щелчке на звуковой значок можно прослушать Гимн).

Учитель:

— Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.

— В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина.

— А как называется наша малая Родина?

Учащиеся:

— Станция Евсино.

8 СЛАЙД

Учитель:

— Наше село славится людьми, которые родились на нашей земле и прославили её своими делами. Это наши ветераны – участники Великой Отечественной войны (их осталось уже очень мало). Участники войн в Афганистане и в Чечне.

Наша большая страна состоит из вот таких маленьких деревень, сёл, городов.

— Назовите синоним к слову Родина.

Учащиеся:

— Отечество.

Учитель:

— Слово отечество, как известно, происходит от слова отец. У этого слова много значений. В Священном Писании этим словом обозначается Бог, Бог Отец. В христианской традиции Бог ещё называется Отцом небесным, у которого мы просим благословение на всякое дело. Родителя своего мы тоже называем отцом — это наш земной отец, и, как и у Небесного отца, мы просим у него позволение на то или другое дело. Ещё отцом христиане называют священника, к которому они обращаются при встрече, например: «Отец Владимир…». 

Отечество, Родина – это страна отцов; страна, где родился человек, гражданином которой он является.

9 СЛАЙД

— «Отечество» потому, что:

  1. Здесь жили наши отцы, деды, прадеды

  2. Здесь они учились, работали

  3. Они защищали землю , сохраняя её для нас

  4. Мы и наши дети будут здесь жить и работать

10 СЛАЙД

Учитель:

— Мы любовно называем нашу страну РОДИНОЙ, потому что родились в ней.

Жизнь твоей семьи, всего народа, к которому принадлежишь ты и твои предки, проходит в России.

— В самые трудные моменты для страны все народы объединяются и готовы встать на защиту своей Родины.

11 СЛАЙД

Учитель:

Как вы думаете кто это?

Учащиеся:

Писатель, он писал для детей, возможно, он написал этот рассказ.

Учитель:

Константин Дмитриевич Ушинский

12 СЛАЙД

Этот писатель жил почти 150 лет назад в то время, когда не могли все дети учиться грамоте. И он один из первых стал автором учебников для детей «Родное слово» и «Детский мир», по которым учились много поколений русских людей. Из Этих книг и сейчас печатают рассказы и сказки уже в современных учебниках. С одним из таких мы сейчас познакомимся.

Проектор нужно выключить.

Чтение текста учителем.

Учитель:

-Что вы нового узнали о Родине из рассказа?

Ответы детей.

Учитель:

— Что обозначает выражение «испокон веку»?

Учащиеся:

Издавна, с давних времён.

Повторное чтение текста учащимися цепочкой.

Выборочное чтение: 

– Почему автор называет Россию отечеством?

– Почему автор называет Россию Родиной?

– Почему автор называет Россию матерью?

– У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.

Беседа по иллюстрации 

Учитель:

– Какое историческое время изображено на иллюстрации?

Учащиеся:

Прошлое и настоящее.

Учитель:

– Кто изображён на иллюстрации сверху?

– Как зовут этого всадника?

– Что он делает?

– Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца?

Учащиеся:

На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу.    

Учитель:                                                      

– В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя. Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.

На картине изображен летописец.

Летописец – человек, записывающий происходящие события.

Благодаря летописцам до наших дней дошли описания событий, которые произошли очень давно.

– А как изображено настоящее?

– А есть ли на земле другие государства?

– Где вы уже побывали, в каких странах?

– Скучали вы по родному дому? Почему?

– Хотелось ли вам возвратиться домой?

– А как всё это можно назвать?

– Может быть, у человека две или три Родины?

– Почему?

– Прочитайте, как об этом сказано в тексте.

– Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой», хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые. Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома. Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык», «родная природа». Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.

— Вы будущие защитники нашей Родины.

Берегите Россию – без неё нам не жить

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой

Всею нашей судьбой

Берегите Россию – нет России другой!»

Информационные источники

Игнатьева Т. В. Поурочные разработки по обучению грамоте:

1 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2017 (Серия «Учебно-методический комплект»)

http://oopnm.ru/wp-content/uploads/2012/09/opk.pdf

8

multiurok.ru

Читать книгу Рассказы Константина Ушинского : онлайн чтение

  • Просмотров: 1159

    Спец

    Владимир Поселягин

    Кирилл Крайнов оказался в крайне незавидной ситуации, захотел изменить историю, и стало…

  • Просмотров: 952

    Сервиз для безумного чаепития

    Дарья Калинина

    Саша не мог нарадоваться своей новой работе – в самом Гатчинском дворце, в отделе кадров…

  • Просмотров: 924

    Мечта для нас

    Тилли Коул

    Он – звезда электронной музыки. Грубиян и прожигатель жизни. Она – идеальная девушка и…

  • Просмотров: 920

    Беглец

    Андрей Ливадный

    Мы покидаем умирающую Землю, следуя за призрачной надеждой, делая ставку на самые…

  • Просмотров: 813

    Каждый вдох

    Николас Спаркс

    Почему жизнь сталкивает людей? Как не пройти мимо «своего» человека? Насколько сильно…

  • Просмотров: 755

    Лабиринт Медузы

    Татьяна Корсакова

    Ника едва выжила после нападения и осталась в кромешной темноте, лишившись зрения. Но…

  • Просмотров: 753

    Воровка чар. Маги, ведьмы, чернокнижники

    Аня Сокол

    Никто не знал, кто я и откуда взялась. Никто не знал, на что я способна. Никто не…

  • Просмотров: 739

    Королева драконов

    Анна Минаева

    В этом мире ничего не дается просто так. Для того чтобы скинуть оковы долга, я должна…

  • Просмотров: 691

    Море ржавчины

    К. Роберт Каргилл

    Прошло тридцать лет с начала апокалипсиса и пятнадцать – с убийства роботом последнего…

  • Просмотров: 688

    Идеальное несовершенство

    Яцек Дукай

    В конце XXI века Земля отправляет к странной астрофизической аномалии исследовательскую…

  • Просмотров: 676

    Осколки времени

    Марина Эльденберт

    Прошлое нельзя изменить, но, если заглянуть в будущее, даже настоящее окажется под…

  • Просмотров: 516

    Особые обстоятельства

    Франциска Вудворт

    Стоило насторожиться еще тогда, когда меня выдернули из заслуженного отпуска. Знай…

  • Просмотров: 474

    КРОУ 4

    Дем Михайлов

    Ожесточенное сражение с серыми орками закончилось. Сторожевой пост Серый Пик не сдался…

  • Просмотров: 439

    Последний отбор. Смотрины для…

    Вера Чиркова

    Собираясь жениться, знатные и богатые женихи Тезгадора имеют обыкновение объявлять…

  • Просмотров: 417

    Альмарион. Первый шаг

    Евгений Ходаницкий

    Он страшно обгорел, потерял память и изуродован. Найденыша приютил и усыновил старый…

  • Просмотров: 397

    Безумный рейс

    Ольга Куно

    Доводилось ли вам под влиянием момента поступать вопреки собственным принципам? Именно…

  • Просмотров: 365

    Чужой своим не станет

    Евгений Сухов

    1944 год. Красная армия готовит контрнаступление на белорусском направлении. Немцы в…

  • Просмотров: 362

    Пасынок удачи

    Владимир Сухинин

    Виктор Глухов в теле молодого вангорского аристократа Ирридара Тох Рангора попадает в…

  • Просмотров: 348

    Только ты одна

    Евгения Перова

    Лера и Юрий, вырастив сына, через двадцать с лишним лет осознали, что вместе их ничто не…

  • Просмотров: 325

    Самый Странный Бар Во Вселенной

    Лайон де Камп

    Добро пожаловать в настоящий ирландский паб – Бар Гавагана, Самое Странное Заведение В…

  • Просмотров: 321

    Анархия

    Меган ДеВос

    Уже шестнадцать лет Лондон лежит в руинах. Те, кому удалось выжить, создали в его…

  • Просмотров: 305

    Маг-решала. Становление

    Константин Назимов

    Студент он везде студент. Развлечения и попытки заработать. Одно из привычных дел привело…

  • Просмотров: 291

    Навсегда с тобой

    Дженнифер Арментроут

    Стефани Кит никогда не влюблялась. Для нее любовь всегда была тем, что случается с кем-то…

  • Просмотров: 285

    Мертвая ученица

    Анжела Марсонс

    Анжела Марсонс – одна из самых успешных авторов в жанре детектива. В мире продано более 5…

  • iknigi.net

    К. Ушинский «Наше Отечество»; В. Орлов «Родное». Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»

    Прочитайте слова по слогам, а затем – целым словом:

    о-те-че-ство – отечество

    за-щи-ща-ет – защищает

    го-су-дар-ство – государство

     

    Прочитайте целыми словами:

    мать            матушка

    род               родила          родились

    учи               учила            выучила

    корм            кормила       вскормила

    кинул           раскинул      раскинулась      

     

    Прочитайте слитно:

    Мать – святорусская земля.

    Прочитайте рассказ К. Ушинского (рис. 1), который называется «Наше Отечество».

    Рис. 1. К.Д. Ушинский (Источник) 

    Наше Отечество

    Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.

    Рис. 2. Герб России (Источник)

    Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

    Рис. 3. Русский лес (Источник) 

    Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов, а когда мы уснём навеки, она прикроет и кости наши.

    Рис. 4. Русское поле (Источник)

    Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.
    Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. 

    Рис. 5. Флаг России (Источник) 

    В тексте вам встретилась фраза «испокон веку», рассмотрите её значение:

    Испокон веку – издавна, с давних времён.

     

    Найдите в тексте рассказа ответы на вопросы:

    1. Почему мы зовём Россию отечеством?
    2. Почему мы зовём её Родиной?
    3. Почему мы зовём Россию матерью?

     

    Проверим:

    1. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
    2. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное…
    3. … а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов, а когда мы уснём навеки, она прикроет и кости наши.

     

    Какие из данных пословиц подходят к рассказу «Наше отечество»?

    • Жить – Родине служить.
    • Родина – мать, умей за неё постоять.
    • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
    • Всякому мила своя сторона.

    Ответ: к этому рассказу подходит каждая пословица.

    Прочитайте стихотворение В. Орлова (рис. 6) «Родное».

    Рис. 6. В.Н. Орлов (Источник) 

    Родное

    Я узнал, что у меня

    Есть огромная родня:

    И тропинка, и лесок,

    В поле – каждый колосок,

    Речка, небо надо мною –

    — Это всё моё, родное!

    Рис. 7. Родные края (Источник) 

    Родина у каждого своя, это тот край, где вы родились.

    Если попросить людей, родившихся в России, нарисовать свою Родину, у всех рисунок будет разный: кто-то нарисует город, кто-то – сельскую местность, кто-то – горный край, а кто-то – тундру. У каждого Родина своя, но у всех лучше написать:  она одна единая – Россия.

    Прочитайте два стихотворения и определите, что в них общего:

    Скворец на чужбине (рис. 8)

    Улетел скворец от стужи,
    Сытно за морем живет,
    Воду пьет из теплой лужи,
    Только песен не поет.

    Рвется он в края родные,
    Где родился и где рос,
    Где по-своему впервые
    Слово «мама» произнес.

    Он скучает по деревьям,
    По звенящему ручью,
    По скворечне,
    По деревне,
    По соседу воробью.

    По Аленке и Алешке –
    Дорогим друзьям своим,
    И немножечко по кошке,
    Что охотилась за ним.

    Г. Ладонщиков

    Рис. 8. Скворец (Источник) 

    Лучше нет родного края

    Жура-жура-журавель (рис. 9)!
    Облетал он сто земель.
    Облетал, обходил,
    Крылья, ноги натрудил.

    Мы спросили журавля:
    – Где же лучшая земля? –
    Отвечал он, пролетая:
    – Лучше нет родного края!

    П. Воронько

    Рис. 9. Журавль (Источник) 

    У этих стихотворений общее то, что в каждом из них говорится о любви к родному краю.

    Какая из пословиц подходит к этим стихотворениям?

    • Жить – Родине служить.
    • Родина – мать, умей за неё постоять.
    • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
    • Всякому мила своя сторона.

    Ответ: последняя пословица.

    Родина – место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие (мы называем это малой родиной). Все мы граждане одной великой страны – России.

    Наша Родина Россия, как и другие государства мира, имеет свой герб, флаг и гимн (рис. 10).

    Рис. 10. Символика России (Источник) 

    Соедините части предложений и прочитайте пословицы о Родине:

    За Родину – мать

    чем Родина наша.

    Нет ничего краше,

    что соловей без песни.

    Человек без Родины –

    не страшно умирать.

    Проверим:

    За Родину – мать не страшно умирать.

    Нет ничего краше, чем Родина наша.

    Человек без Родины – что соловей без песни.

     

    Добавьте подходящие по смыслу слова во фразы:

    Каждый из нас – _______ великой Родины.

    Родину надо _____!

     

    Проверим:

    Каждый из нас – гражданин, частица, хозяин великой Родины.

    Родину надо любить, беречь, охранять!

     

    Будьте настоящими патриотами своей страны. Прочитайте и запомните фразу:

    Будь достоин Родины своей!

     

    Домашнее задание

    1. Дать определение понятию Родина.
    2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение о Родине.
    3. Нарисовать свой родной край.

     

    Список литературы

    1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
    2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
    3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
    4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

     

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Tak-to-ent.net (Источник).
    2. Allforchildren.ru (Источник).
    3. Infourok.ru (Источник).

    interneturok.ru

    К. Д. Ушинский « Наше Отечество ».

    Ребята, в тексте, который мы сейчас будем читать, встретятся трудные для понимания слова. Давайте, мы их объясним.

     

    Я называю слово, вы хором повторяете.

    Испокон веку – издавна, с давних пор. / слайд 4 /

    Государство – страна, держава, земля. Это группа людей, объединённых общим языком, общей территорией, культурой и историей. / слайд 5 /

     

    Чтение учителем.

    — А теперь я прочитаю рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество», а вы подумайте:

    — Почему речь на уроке идет о Родине, рассказ называется «Наше Отечество»?

                                    / Чтение учителем. /

    — Итак, ребята, давайте разберемся:

    Есть ли разница между этими словами?

     

     

     

    Вот видите, ребята, 2 разных ответа и 2 разных мнения.

    В течение урока нам предстоит выяснить кто из вас прав.

     

    — А сейчас, ребята, самостоятельно, вдумчиво, шепотом почитаем рассказ и подумаем, поразмышляем над его содержанием.

    — Кто ответит, почему Ушинский назвал рассказ «Наше Отечество»?

    — Как иначе можно озаглавить этот рассказ?

                 

    — Сейчас будем читать рассказ вслух по цепочке. 

    — Поставьте пальчик на начало. Начинай,…, читать. Все следим.

    Молодцы!

     А теперь поработаем с текстом. 

     — Прочитайте 1 предложение.

    — Как Ушинский ласково называет Россию?

    — Найдите и прочтите в тексте:

    — Как автор объясняет значение слова отечество? 

    — Как думаете, от какого слова образовалось слово “отечество”?

     

    — Найдите в тексте и прочитайте:

    — Почему Ушинский называет наше отечество Родиной?

    — Найдите в этой части текста и подчеркните слова, близкие слову Родина?

    Молодцы, а теперь, ребята, найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с мамой. А чтобы вам немного помочь, я открою 1 слово:

    / Посмотрите на экран: Вскормила    / слайд 6 /

    Проверим, все ли слова вы нашли.

    Открываю остальные:

    Вспоила,

    Выучила,

    Защищает,

    Бережёт,

     Читаем еще раз вслух. / слайд 7 /

    Вот какие хорошие и добрые слова нашел Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме, как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.

    — Читаем последний абзац хором.

    — Найдите в этом предложении пословицу. Прочитайте ее.

     / Одна у человека родная мать – одна у него и Родина. /  Молодцы.

    В этой пословице, ребята, автор передал главную мысль всего рассказа.

     — Какова же главная мысль этого рассказа? 

    — И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться?

     

    Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине.

    — А теперь еще раз просмотрите текст и давайте вспомним и назовем все слова, которыми Ушинский называет Россию?

    — Как думаете, что общего между ними?

           

    А сейчас я приглашаю к доске Диму, он прочитает нам очень красивое стихотворение Владимира Орлова  « О Родине.»

     

     

     

     

    Поэты и писатели – словом, художники – красками, музыканты – звуками вызывают прекрасные чувства любви и уважения к нашей Родине, Отечестве. Заставляют заботиться о ней, умножать ее богатства.    

    www.openclass.ru

    К.Д. Ушинский «Наше Отечество». 1-й класс

    Разделы: Начальная школа


    Цели урока:

    • формировать навыки правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа.
    • формировать знания детей о Родине, России, её символах. Воспитывать уважение и любовь к Родине;
    • работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.
    • развивать навыки устной речи; познавательный интерес к изучению нового; способствовать развитию гармоничной личности детей, применяя здоровьесберегающие технологии.

    Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, слоги, герб города Москвы, иллюстрации природы, фонограмма песни «С чего начинается Родина», пословицы

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    – Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь, и мы начинаем урок чтения.

    Ну-ка проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Всё ль на месте,
    Всё ль впорядке,
    Ручка, книжки и тетрадки?
    Все ли правильно сидят?
    Все ль внимательно глядят?
    Каждый хочет получать
    Только лишь оценку «5».

    II. Актуализация знаний. Разгадывание слова.

    – Рассыпались слоги. Соберите их и вы узнаете слово, которое подскажет нам тему нашего урока. (РО, ДИ, НА)

    – Какое слово получилось? (Родина)

    – Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

    III. Сообщение темы и целей урока.

    – Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина.

    IV. Беседа о том, что такое Родина.

    – Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина?

    Родина – это то место, где мы родились и живем.

    Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились. Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми.

    Большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.

    На доске учитель вывешивает иллюстрацию, читая стихотворение:

    Учитель:

    Если скажут слово «Родина»,
    Сразу в памяти встает
    Старый дом, в саду смородина,
    Толстый тополь у ворот.
    У реки березка-скромница
    И ромашковый бугор…

    1 ученик:

    А другим, наверно, вспомнится,
    Свой родной, московский двор
    В лужах первые кораблики,
    Над скакалкой топот ног.

    2 ученик:

    И большой соседней фабрики
    Громкий, радостный гудок.
    Или степь от маков красная.
    Золотая целина.
    Родина бывает разная,
    Но у всех она одна!

    Физминутка

    Руки подняли и покачали –
    Это деревья в лесу.
    Руки согнули, кисти встряхнули –
    Ветер сбивает росу
    В сторону руки – плавно помашем –
    Это к нам птицы летят
    Как они тихо садятся
    Покажем – крылья сложим назад.

    V. Работа со стихотворением И. Никитина «Русь».

    – Давайте вспомним стихотворение о Родине, с которым мы познакомились вначале Азбуки.

    Чтение стихотворения И. Никитина «Русь»

    – Как поэт называет нашу Родину? (Русь)

    – Русью нашу землю называли очень давно, в давние времена.

    – А как сейчас её называют? (Россия)

    – Россией нашу страну стали называть недавно, в конце прошлого века (ХХ век). Названий у нашей страны было много, но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.

    – Как ещё называет поэт нашу Родину? (Матерью)

    – К чему призывает автор?

    VI. Работа с книгой.

    1. Подготовка к чтению рассказа.

    – Сейчас мы будем читать рассказ, который написал великий русский педагог и писатель К.Д. Ушинский. (Портрет на доске)

    – Прочитайте название рассказа на доске.

    – Как вы понимаете слово «Отечество»?

    – Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Ольга. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Ольга Ивановна: Ольга, дочь Ивана.

    – Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)

    Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество. (Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.)

    2. Словарная работа. 

    – Посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.

    – Кого вы видите?

    – Что он делает?

    – Как в прошлом называли этого человека, который записывал всё происходящее, все исторические события? (Летописец)

    – Что обозначает выражение «испокон веку»? (Издавна, с давних времён) 

    «Государство» – страна.

    3. Первичное чтение произведения учителем.

    4. Беседа по содержанию: 

    – Как называется рассказ, который я вам прочитала?

    – Что нового вы узнали из рассказа?

    5. Чтение рассказа по цепочке 

    6. Выборочное чтение: 

    – Почему автор называет Россию отечеством?

    – Почему автор называет Россию Родиной?

    – Почему автор называет Россию матерью?

    – У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.

    7. Беседа по иллюстрации 

    – Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)

    – Кто изображён на иллюстрации сверху?

    – Как зовут этого всадника?

    – Что он делает?

    – Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу)                                                           

    – В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя. Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.

    – А как изображено настоящее?

    – А есть ли на земле другие государства?

    – Где вы уже побывали, в каких странах?

    – Скучали вы по родному дому? Почему?

    – Хотелось ли вам возвратиться домой?

    – А как всё это можно назвать?

    – Может быть у человека две или три Родины?

    – Почему?

    – Прочитайте, как об этом сказано в тексте.

    – Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой», хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые. Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома. Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык», «родная природа». Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.

    8. Игра «Собери пословицу»

    1. Своя земля и / в горсти мила.
    2. С родной земли –/ умри, не сходи!
    3. Всякому мила / своя сторона.
    4. Любовь к Родине / сильнее смерти.
    5. Родина краше солнца,/ дороже золота.
    6. Каждому свой / край сладок.

    – Пословицы о Родине прославляют землю русскую. В каждой пословице о Родине прослеживается огромная любовь к матушке России.

    – Продолжи пословицу: Родина – мать, умей… (за нее постоять).

    – Как вы понимаете эту пословицу?

    – Издавна родина – самое дорогое место для человека. Мы должны любить свою Родину. А это значит:

    • знать ее историю,
    • сохранять и преумножать ее богатства,
    • беречь природу,
    • всегда думать о ней, прославлять ее словами и поступками.

    VII. Итог урока.

    – Какой праздник отмечался в стране?

    – Вы будущие защитники нашей Родины.

    1 ученик:

    Берегите Россию – нет России другой.
    Берегите её тишину и покой.
    Это небо и солнце, этот хлеб на столе
    И родное оконце в позабытом селе.

    2 ученик:

    Берегите Россию – без неё нам не жить
    Берегите её, чтобы вечно ей быть
    Нашей правдой и силой
    Всею нашей судьбой
    Берегите Россию – нет России другой!»

    VIII. Домашнее задание.

    6.12.2011

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Ушинский наше отечество | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов


    Ф.И.О Байбекова Татьяна РавилевнаПредмет: обучение чтению
    Класс: 1г
    Тип урока: открытие новых знаний
    Тема: К.Ушинский «Наше Отечество»
    Цель: Формирование знаний детей о Родине, России, ее символах.
    Задачи: — воспитывать любовь к Родине, интерес к её истории, гражданственность;
    — способствовать развитию навыков чтения, культуры речи;
    — учить рассуждать на заданную тему.
    Формирование УУД:
    Личностные УУД:
    формирование чувства гордости за свою Родину, её историю.
    Формирование интереса (мотивации) к учению.
    Регулятивные УУД:
    умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
    работать по коллективно составленному плану;
    планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
    вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
    высказывать своё предположение.
    организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
    Познавательные УУД:
    отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
    Дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников;
    Коммуникативные УУД:
    умение оформлять свои мысли в устной форме;
    слушать и понимать речь других;
    участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом.
    Участвовать в диалоге на уроке.
    Участвовать в работе в паре.
    Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
    Предметные УУД
    I Мотивация к учебной деятельности ( 2 мин) Цель: настроить учащихся на работу, проверка готовности учащихся Подготовка учащихся к уроку Организует. Поверяет готовность к уроку Личностные: самоопределение
    Регулятивные: постановка учебной задачи
    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с товарищами и учителем
    II Актуализация опорных знаний
    Цель: повторить ранее полученные знания Осуществляют повторение Контроль, организует фронтальную или индивидуальную работу 1. Разгадывание слова
    — Рассыпались слоги. Соберите их и вы узнаете слово, которое подскажет нам тему нашего урока. (РО, ДИ, НА)
    — Какое слово получилось? (Родина)
    — Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
    Составлять слова из слогов Личностные: самоопределение
    Регулятивные: постановка учебной задачи
    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с товарищами и учителем
    III Постановка учебной цели
    Цели: подведение детей к формулированию темы и постановки учебной цели, задач урока Ставят цели, формулируют тему урока Озвучивает тему и цель урока. Выдвигает проблему — Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина.
    Познавательные: выделение и формулирование познавательной ц

    educontest.net

    Советы рукодельницам