Уроки вокала — Поют Дети
Постановка голоса у детей в игре
Дидактическая игра » Лягушка»
вокальная задача: формирование певческой артикуляции звука «А»
Ролик записан на примере урока младшей группы студии «Вокальная азбука» Оксаны Родиной (ТИНАО)
Дидактическая игра «Колыбельная» (для детей 1-го месяца обучения)
вокальная задача: формирование певческой артикуляции звука «А»,
постановка вокального дыхания
Ролик записан на примере урока младшей группы студии «Вокальная азбука» Оксаны Родиной (3-5 лет) (ТИНАО)
Дидактическая игра: «Выпускаем птичек»
вокальная задача: формирование певческой артикуляции звука «И»
Ролик записан на примере урока младшей группы студии «Вокальная азбука» Оксаны Родиной (3 -5 лет) (ТИНАО)
Дидактическая игра » Пчёлки»
вокальная задача: постановка вокального (нижнедиафрагматического) дыхания (вдоха и выдоха в пении )
Дидактическая игра «Ракеты»
вокальная задача: постановка вокального (нижнедиафрагматического) дыхания
Ролик записан на примере урока младшей группы студии «Вокальная азбука» Оксаны Родиной (ТИНАО)
Дидактическая игра «Коровки»
Вокальная задача: формирование резонативных ощущений в области «маски»
Ролик записан на примере младшей группы Оксаны Родиной Культурного центра «Вдохновение».
Многие педагоги-вокалисты, работающие со взрослыми голосами, распевают своих учеников в начале урока с закрытым ртом. Такой вид упражнений очень полезен для голосового аппарата. Упражнение -«мычание» служит хорошим «разогревом » для голоса, позволяет эффективно решать вокальные задачи без интенсивной нагрузки (плотность смыкания голосовых связок при таком виде пения щадящая ). Пение с закрытым ртом позволяет педагогу налаживать слуховые координации (развивать вокальный слух) ученика). Это связанно с тем, что, при отсутствии артикуляционных задач , ученику легче сконцентрироваться на чистоте интонации. К сожалению, мало педагогов-вокалистов , работающих с детьми,используют этот вид вокальных упражнений на практике, так-как детям скучно петь «без слов». Эта проблема решается в игровых формах. Ниже приведен пример игры «коровки», которая позволит педагогу непринужденно для детей решить поставленные вокальные задачи»
Дидактическая игра «Звери летят»
Вокальная задача: формирование мышечного ощущения высоты звука.
Педагог — вокалист Оксана Родина (специализация — постановка голоса у детей) автор уникальных методик по развитию голоса у детей в игровых формах:
«Один из начальных этапов в занятиях вокалом — это формирование у ребенка МЫШЕЧНОГО ощущение высоты звука. Часто, ребенок слышит, что этот звук высокий , а этот низкий, но с воспроизведением заданной высоты часто бывают проблемы. Прежде чем перейти непосредственно к пению, лучше всего ребенку «попробовать» свои мышечные ощущения внетонально, в режиме распевной речи. Это помогает, во первых, почувствовать звучание своего голоса в разных регистрах, а во вторых, плавно подготавливает ребенка, как мышечно, так и эмоционально к мелодическому пению».
(Ролик записан на примере занятий младшей группы Оксаны Родиной. КЦ «Вдохновение»)
Дидактическая игра скороговорка «Краб»
(Активная дикция)
Вокальная задача: Формирование эффективного певческого вдоха, активной дикции в пении.
В ролике демонстрируется применение игровых элементов в скороговорочных упражнениях на примере урока Анны Бородиной- 9 лет (4-й год обучения).
Применение скороговорок в качестве речевых , распевно-речевых и мелодических упражнений — распространенная практика у педагогов — вокалистов. Позволяет решить различные вокальные задачи. В первую очередь, улучшить дикционные качества артикуляционного аппарата, так же, на скороговорочном материале эффективно решаются задачи постановки певческого дыхания, формирования вокальной артикуляции и т.д.
Дидактическая игра: «Шарики»
Педагогическая задача: тренировка вокального дыхания
Дидактическая игра «я люблю фрукты»
Педагогическая задача: формирование правильной артикуляции гласного звука «а», интонирование квартового скачка.
В ролике показан пример использования игровых технологий для эффективного формирования начальных навыков пения гласного звука А, тренировки чистоты интонирование квартового скачка в пении.
Дидактическая игра: «Кусака»
Педагогическая задача: формирования вокальной артикуляции звука «А». Ролик записан на примере урока Александры Суворовой (6 лет)
Большинство, как начинающих, так и опытных педагогов начинают развитие голоса, применяя вокальные упражнения с гласным звуком «А». Но не смотря на всю кажущуюся простоту в звукопостановке этой гласной , на мой взгляд, это один из самых сложных и коварных звуков для начинающего певца. Подробнее о постановке голоса с использование гласной «А» в статье «Поём А правильно»
Дидактическая игра АУ
Педагогическая задача — формирование единой вокальной позиции
В ролике показаны игровые технологии постановки вокальной артикуляции гласных звуков А -У. Оксана Родина автор уникальных методических разработок по постановке голоса у детей в игре. Автор методики развития детского голоса с 3 лет «Вокальная азбука». Больше о детском пении вы можете прочесть на сайте childvocal.ru. При том, что все гласные звуки в пении имеют свои артикуляционные особенности, их объединяют и единые черты. Одно из самых трудных сочетаний гласных — это открытый звук А и узкий звук У.
Дидактическая игра: «Машенька на ярмарке»
Педагогическая задача: Формирование единой вокальной позиции
Оксана Родина. Автор уникальных методик по постановке голоса у детей. Подробнее на childvocal.ru Дидактическая игра : «Машенька на ярмарке». Педагогическая задача: формирование единой вокальной позиции.
childvocal.ru
С чего начать вокальные занятия с детьми?
О пользе вокальных занятий с детьми сказано и написано очень много. Все знают, что такие занятия не только развивают и улучшают музыкальный слух и чувство ритма детей, но и способствует тренировке и улучшению памяти, развивают артистичность, стимулируют речевые функции. Специальные психологические исследования показали, что дети, занимающиеся вокальными упражнениями регулярно, намного спокойней и уравновешенней своих сверстников.
Вокальные навыки гораздо быстрее усваиваются, чем, например, навыки игры на музыкальных инструментах. Из всех видов детской музыкальной деятельности вокал наиболее доступен для ребенка любого возраста. Остается дело за малым – научить ребенка петь правильно.
Так как же обучать ребенка пению? Во-первых, малыш должен заниматься пением с удовольствием. Если он отказывается петь или говорит, что ему не нравится петь, не надо заставлять его делать это. Просто надо ловить момент, создавать условия, мотивирующие ребенка к самовыражению через пение. Как это сделать? Почаще и побольше включать хорошую детскую музыку, читая ребенку стихи, пропевать некоторые фразы, использовать речитативы. В играх с детьми мурлыкать себе под нос какую-либо песенку и т.д. Велика вероятность, что ребенок в подобных условиях тоже будет подмурлыкивать, подпевать, копируя ваше поведение. А это уже неплохое начало.
Следующий этап обучения пению – освоение дыхательных упражнений. Это очень важно! Без хорошего, сильного, правильного дыхания, все ваши старания в занятиях вокалом с детьми пропадут даром. Вот самые простые и общедоступные упражнения на дыхание:
- «насос» — предлагаем ребенку надуть воображаемый воздушный шар;
- «ветер» — просим малыша изобразить порывы ветра. Они должны быть как отрывистые, так и ровные, усиливающиеся и ослабевающие.
- Можно также использовать очень короткие задержки дыхания после выдоха и вдоха.
- Прекрасное тренировочное упражнение – задувание воображаемого пламени свечи до полного выдоха.
Но помните: здесь главное – не переусердствовать! Перечисленные упражнения можно легко вмонтировать в повседневные детские игры. Ребенку вовсе не нужно знать, что он выполняет именно дыхательные упражнения. Пусть для него это будет игра. В следующих статьях мы поговорим о том, как должен ребенок петь, какие вокальные упражнения использовать, какой репертуар осваивать и т.д.
Ещё по теме
data-matched-content-rows-num=»3″ data-matched-content-columns-num=»2″shkolamuzikant.ru
Уроки вокала для начинающих: бесплатные видео для занятий дома
Уроки вокала для начинающих: бесплатные видео для занятий дома
Целебная сила пения научно доказана. Звуковые вибрации положительно влияют на человеческий мозг и внутренние органы, эмоциональное и психологическое состояние, продолжительность жизни и развитие лидерских качеств личности. Кроме профессиональной деятельности, занятия вокалом – полезное хобби. Красивый поставленный голос ценится на сцене и дома, в кругу друзей и коллег.
Уроки пения придают голосу силу, глубину и богатство оттенков, а дикции четкость. На Youtube сегодня достаточно бесплатного контента для самостоятельных занятий в домашних условиях. Предлагаем несколько видео для начинающих вокалистов.
5 способов определить музыкальный слух
Степень развития музыкального слуха определяет уровень вокальных данных. При поступлении в музыкальную школу первым делом проводится проверка на наличие слуха: умение попадать в ноты, повторять ритм и подбирать мелодию. Существует несколько способов определить способности к музыке и пению. От результата зависит, насколько быстро пойдет прогресс в занятиях. В любом случае не стоит расстраиваться, если результат далек от желаемого: музыкальный слух поддается развитию.
Распевка голоса
Каждое занятие вокалисты, будь то новички или профессионалы, начинают с распевания. Голосовые упражнения нужны для разогрева связок, расширения диапазона и раскрытия гортани. Со стороны повторы странных слогов и буквосочетаний нараспев звучат смешно и нелепо. Но исполнение после разминки становится ровным, гладким и звучным. При исполнении высоких нот без предварительной распевки связки могут серьезно пострадать.
Как определить свой тембр голоса и подобрать песню
Перед каждым вокалистом рано или поздно встает вопрос выбора репертуара. Новички часто совершают ошибку, выбирая песни на свой вкус, и при исполнении замечают: то силы, то высоты звука не хватает или по стилю не звучит. На самом деле ориентироваться нужно на тембр голоса и ширину диапазона. Автор видео урока расскажет о самых популярных видах мужских и женских голосов и даст рекомендации по выбору песен для каждого из них.
Какие виды вокала бывают
С развитием арт-потенциала человечества искусство вокала становится сложнее и многообразнее. Отсюда и десятки манер исполнения: классическая, джазовая, соул, гроулинг, горловое пение и множество других. Чтобы подобрать свой стиль, попробуйте несколько видов пения и выберите подходящий. Помните: в искусстве все гармонично, и манера исполнения должна соответствовать сценическому образу и даже типажу внешности. Предлагаем ознакомительное видео с примерами разных техник.
Уроки вокала. Мелизмы
Хотите побеждать на конкурсах? Делайте упор на вокальные украшения, или мелизмы. Музыкальные украшалочки производят приятное впечатление на слушателя. Ярким примером служит шоу «Голос», когда жюри и зрители восторженно аплодируют и удивленно вскидывают брови, оценив очередной вокальный трюк. Хотите так же? Поработайте над голосом с видео уроком и овладейте мелодическими фишками популярных звёзд.
Раскрытие гортани
Между напеть и исполнить есть существенная разница. Напевать знакомые мотивы можно без особого мастерства, а для профессионального исполнения понадобится высокая степень владения голосовым аппаратом. Прежде всего речь идет о гортани. Свободно раскрытая гортань — залог ровного, мощного, глубокого звука. В видео ролике продемонстрирована новейшая методика постановки гортани с помощью коктейльной трубочки.
3 упражнения для развития дыхания вокалиста
Правильное дыхание и развитая диафрагма — азы профессионального пения. Существует специальное выражение «пение с опорой». Несведущим в вокальных вопросах сразу представляется облокотившийся на рояль исполнитель. На самом деле под опорой имеется в виду сильная диафрагма, которая тренируется дыхательными разминками. Разучите 3 простых упражнения с педагогом по вокалу и выполняйте их самостоятельно перед каждым домашним уроком пения.
Вокальные резонаторы
Поиск резонаторов — одна из сложнейших тем для начинающих петь. Термин означает полости в голове (носовая, гортанная), где звук приобретает определенную окраску и полетность. Преподаватели по вкладу всегда строят объяснение на ассоциативных связях, для лучшего понимания. Ассоциации, как известно, вещь субъективная, поэтому понять бывает проблематично. Мы специально подобрали ролик от участника шоу голос, который неординарно подошел к объяснению темы резонаторов и способу их почувствовать.
Артикуляция и дикция в пении
Четкое произношение нужно для красивого звучания речи и успевания за песенным ритмом. Физиология каждого индивидуальна, и у всех свои ошибки в произношении. Вокалисты тренирует дикцию и артикуляцию скороговорками, чистоговорками и специальными упражнениями. Автор видео урока учит правильно фиксировать губы, равномерно распределять дыхание и направлять звук во время тренировки. Проделывайте показанное упражнение регулярно и перед каждым исполнением, чтобы подготовить речевой аппарат к идеальному исполнению.
Вокальные упражнения для развития голоса
Преимущество занятий вокалом перед другими видами хобби – отсутствие дополнительного оборудования и снаряжения. Главный инструмент – голос. Можно без труда подобрать удобное время и место для занятий и репетировать каждый день, даже на отдыхе. Запомните упражнения из онлайн уроков и регулярно повторяйте самостоятельно. Со временем заметите: диапазон станет шире, а голос и выдержка сильнее.
Специалисты утверждают: постановка голоса доступна каждому. «Терпенье и труд все перетрут», – гласит народная мудрость. Советуем посмотреть полезное видео с ютуба, как развивает вокальные данные звезда современного шоу-бизнеса Ани Лорак.
Не стоит разочаровываться в своих силах на первом уроке и бросать заниматься. От занятия к занятию голос неизбежно приобретает глубину и уверенность, и вы научитесь петь красиво с нуля.
vse-kursy.com
«Работа над певческим дыханием, развитие чувства ритма».
МБОУ ДО Дом детского творчества
Конспект занятия во вокалу
для детей 1 года обучения
Тема: «Работа над певческим дыханием, развитие чувства ритма».
Подготовила:
Мець Татьяна Валентиновна
Педагог дополнительного
образования
Новый Уренгой
2015
Тема: «Работа над певческим дыханием, развитие чувства ритма».
Цель: Формирование певческих навыков средствами вокала.
Задачи:
1.Развивать певческое дыхание, ощущение опоры.
2.Формировать метроритмические навыки учащихся и закреплять
их при помощи упражнений;
3.Развивать музыкальный слух, вырабатывать чистоту интонирования;
4.Воспитать культурные навыки песенного исполнительства.
Оборудование:
Фортепиано, музыкальный центр.
Дидактический материал:
Карточки с упражнениями, смайлики.
Форма: групповое занятие
Ход занятия:
Вступительное слово:
Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжим работать над певческим дыханием, поговорим о пульсе в музыке, о ритме, отработаем ритмический рисунок в песне «Спасибо мамы».
Певческая установка – положение, которое должен принять певец перед началом пения: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки.
Разминка
1.Массаж лица, брови нахмурить, расслабить, приподнять, улыбнуться. 2.Повороты и вращения головы
3.Вращение плечами
4.Упражнение «Марионетки» (для снятия напряжения)
Дыхательная гимнастика:
1.Спокойный вдох – спокойный выдох (нюхаем цветок)
2.Короткий бесшумный вдох — длинный выдох (надуваем шар)
3. Короткий бесшумный вдох — на длинном выдохе произносим любой звук, выдох ровный, без толчков.
4.Короткий бесшумный вдох — на длинном выдохе четкий, активный счет до 10 (счет постепенно увеличиваем)
5. Короткий бесшумный вдох – на выдохе произносим короткий звук с-с-с-с.
6.Короткий бесшумный вдох – выдох в 3 точки: 1-ладошка, 2 — на расстоянии 1метра, 3- как можно дальше.
7.Игра «Кто дольше?» (прожужжит пчелой, прозвенит комаром).
Артикуляция: Постоянно контролировать выполнение детьми вокально – артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык правильного выполнения того или иного упражнения.
1.Часики
2.Укольчики
3.Улыбка Буратино
4.Активная артикуляция при произношении звуков И-У-А-У
5.Опускание челюсти
6.Цокание языком в определенном ритмическом рисунке (Большая лошадка (forte) — маленькая лошадка (piano).
Вокальные упражнения: Неоднократно повторять упражнение для усвоения умений, транспонируя его по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу (legato — staccato, мягкая атака — твердая атака звука, piano — forte).
Чтобы добиться слитного стройного пения в коллективе, ребенок учится слышать в ансамбле не только свой голос, но и голоса других детей. Очень эффективные приемы, для формирования навыков ансамбля и строя: пение «цепочкой», «песенки — эхо», игра «ручеек», «пение про себя», пение с закрытым ухом.
1.Мычим, выстраивая унисон, игра «Пчелки».
2.Ма — ма, па — па — я (ма-мэ-ми-мо-му) — на одном звуке и на одном дыхании, выстраивание унисона.
3.»Моторчик» — воспроизвести губами «Бр-р-р-р-р» на двух соседних звуках.
4. «Ле-ли-ле-ли-ле» пропеть слоги по нотам «до-ре-ми-ре-до» в медленном темпе, и «до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до» в быстром темпе.
5. «Ходит зайка по саду, по саду» (чередование legato и staccato).
6. «Курочки и кукушки», пение слогов Ко-ко-ко и ку-ку-ку по трезвучию staccato, (высокая позиция, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона).
7. «В лесу» Ау-Ау — пропевание интервала квинта (твердая, мягкая атака звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона).
Ритмические упражнения, ритмические игры
Когда мы слушаем музыку — всегда возникает желание похлопать рукой или потопать ногой в такт музыки. При этом внутри нас происходит определенный счет — мы отсчитываем равные доли (пропеть песню, упражнение, скороговорку, посчитать или прохлопать).
1.Прохлопать «РАЗ — два-три-четыре, РАЗ — два-три-четыре»
При этом на долю «РАЗ» приходится акцент. Называется этот акцент сильной долей! Остальные доли — слабые! Их чередование образует музыкальный метр — определенный «пульс» музыкального произведения. Итак, метр — это чередование сильных и слабых долей во времени.
2. Протопать ногой счет «Раз-два-три-четыре», и одновременно на «Раз» хлопок в ладоши.
3. Хлопки «Раз-два-три-четыре» выполняет 1ряд детей, хлопки «Раз» — 2ряд.
-А сейчас я исполню песню хлопками, послушайте, что вы заметите? (хлопки разной длины)
-Правильно, такое сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмом, ритмическим рисунком. У каждой мелодии есть свой ритмический рисунок.
4. Игра «Узнай песню по ритму» («Ходит зайка по саду, по саду», «Жили у бабуси, 2 веселых гуся», «Паровоз-букашка»)
5.Игра «Эхо» (повторить несложный ритмический рисунок)
6.Игра «Поймай хлопок»
Работа над дикцией:
1. От топота копыт пыль по полю летит
2.Мы перебегали берега.
3.Пропевание слогов «Бра-брэ- бри-бро-бру», «вра-врэ- ври- вро- вру»,
«гра- грэ- гри- гро-гру» и так далее по согласным звукам алфавита.
Скороговорки пропеть от медленного темпа до быстрого, закончить в медленном темпе, от активного шепота до уверенного, четкого звука.
Работа над произведением:
Закрепление текста:
1.проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом.
2.беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание.
Работа над качеством исполнения:
1.пение эхом, когда фразу поет педагог, а затем повторяют дети.
2.пропевание сложных элементов со словами или вокализации.
3.пение по фразам.
4 пение под фонограмму + и –
Подведение итогов занятия.
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
(Сегодня мы поработали над певческим дыханием, учились слушать друг друга, петь в унисон, познакомились с новыми понятиями: метр и ритм, уделили много внимания ритмическим упражнениям.)
Когда вы услышите любую музыку, постарайтесь услышать и почувствовать ее пульс и ритмический рисунок. А свое настроение, впечатления от занятия вы можете выразить смайликом.
Занятие окончено. До свидания.
infourok.ru
Этапы урока вокала
Чем занимаются на уроке вокала, из каких этапов состоит урок вокала? – Этот вопрос часто задают читатели. Давайте и поговорим сегодня о том, что такое урок вокала, и из каких разделов – этапов состоит урок вокала.
Начнем с того, что слово «вокал» в переводе с итальянского « voce» означает «голос».
Мы рассматриваем вокал как технологический процесс художественного пения. Потому что искусство пения – это образы и эмоции, это процесс, в котором участвует не только звук, но и осмысленное слово.
Каждый вокалист должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Чтобы управлять голосом, необходима постановка голоса, овладение различными приемами пения, а затем уже возможно формирование сценического образа и манеры исполнения.
.
Голос – универсальный инструмент, и поэтому урок вокала проходит в индивидуальной форме, то есть, преподаватель работает на уроке с одним учеником. Кроме преподавателя еще должен быть концертмейстер — человек, аккомпанирующий ученику, то есть играющий на музыкальном инструменте, в основном, на фортепиано. Зачастую эти функции совмещает преподаватель. Причины разные – банальная экономия часов, то есть денег, которые идут на оплату работы концертмейстера. Или это нехватка специалистов концертмейстеров.
С одной стороны, когда преподаватель сам играет на уроке, время используется оптимально – нет необходимости объяснять и ставить задачи концертмейстеру. Особенно, если ученик занимается эстрадным вокалом, и репертуар исполняет под фонограмму. В идеале, на уроке должен быть и преподаватель, и концертмейстер.
И в идеале ученик должен овладеть на уроке:
— теорией и методикой пения
— комплексом вокально-технических упражнений для развития голоса, направленных на выработку точной интонации, расширения диапазона, подвижности и гибкости голоса
— навыками певческого дыхания
— работать над усовершенствованием артикуляции и дикции
— изучать строение голосового аппарата, иметь представление о певческой установке, типах атаки звука, о резонаторах, знать правила гигиены и охраны голоса. Вот чем должны заниматься на уроке вокала.
Главный этап работы урока вокала
Главный этап урока вокала – это развитие голоса и овладение певческим дыханием.
Первая, основная часть урока, уделяется специальным упражнениям для выработки певческого дыхания и формирования правильных голосовых качеств.
После распевок и упражнений начинается работа над разучиванием репертуара, который поможет в освоении техники пения. Освоение репертуара осуществляется с использованием фонограмм-минусовок и под живой аккомпанемент.
.
Репертуар можно разделить на три категории:
.
1 — песни высокой сложности
Отличаются широким диапазоном, большим количеством вокальных эффектов. Исполнение такого репертуара начинающим вокалистом – невыполнимая задача. Одного желания петь сложные песни мало, нужно реально оценивать свои возможности. Исполнение такого репертуара вызовет у слушателей, мягко говоря, недоумение, а преподаватель, допустивший исполнение сомнительного уровня получит нарекание администрации и коллег. Петь песни завышенной сложности – это не адекватно поставленная цель для начинающего вокалиста. Разучивать – возможно, петь для себя и своих близких – пожалуйста. Ваши родные и друзья лояльно к вам относятся, и, скорее всего, выступление не будет подвергнуто критике. Так поступают учащиеся музыкальной школы, которых часто привлекают к выступлениям на классных и школьных мероприятиях.
Задача преподавателя вокала – подкорректировать исполнение – «причесать», «пригладить». Это в том случае, когда преподаватель поставлен перед фактом – «я буду петь завтра в школе такую-то песню…». Зачастую в общеобразовательной школе при составлении концертных программ не уделяется внимание соответствию репертуара возрастным и вокально-техническим возможностям ребенка, который поет взрослые песни, не понимая, естественно, смысла и не имея возможности передать характер и образ произведения. В этом случае необходимо проводить воспитательную работу, объяснять, убеждать, подыскивать соответствующий интересный материал.
.
2 категория –
песни известных исполнителей, которые очень нравятся ученику и близки по характеру и настрою. Такие песни лучше брать как учебный материал. Песни должны быть отработаны по максимуму — насколько позволяют возможности ученика. И опять-таки, подумайте, выставлять ли эти песни на концертное выступление. Ведь песни – известные, и ваше исполнение вольно или невольно будет сравниваться с исполнением известного певца. И, скорее всего, это сравнение — не в вашу пользу. Хорошо, если версия ученика будет лучше, или, хотя бы, не хуже. А если нет?
.
3 категория –
песни для начинающих исполнителей, в которых можно показать свои возможности – вокальные, технические и артистические.
Самый лучший вариант – искать песни, не известные широкому кругу слушателей. Этот путь долгий и кропотливый. Но преподаватели знают, что поиск учебного, а тем более, концертного и конкурсного репертуара – постоянный труд. Зато песня, соответствующая возрасту, характеру, вокальным данным ученика – это уже сам по себе успех. Осталось только выучить и отработать по максимуму.
.
И так, песня, выбранная для работы, а тем более, для концертного выступления должна:
— нравиться – это обязательное условие!
— иметь соответствующий диапазон
— подходить по тональности. (Тональность можно и поменять!)
— быть без завышенной исполнительской сложности
— подходить по характеру, соответствовать возрасту
.
Песня подобрана. Начинаем работу над ней. В первую очередь, рабочий материал нужно несколько раз прослушать, проанализировать вокальные нюансы, выяснить тональность, диапазон, характер и содержание песни. Слова песни написать, а лучше отпечатать на отдельном листе как стихотворение, разделяя текст на строки по музыкальным фразам, разделить на куплеты и припевы.
Работа над характером и содержанием песни
.
Работая над характером и содержанием песни, следует
— выразительно прочесть текст с логическими ударениями по фразам и предложениям.
— поработать над четкостью произношения согласных звуков в медленном, а затем в подвижном темпе. Текст учить отдельными частями, лучше совмещая с музыкальными фразами и предложениями.
— хороших результатов можно достичь, проговаривая текст нараспев — речитативом. Это поможет выработке кантилены и пропеванию гласных звуков. Ведь мы знаем, что в пении поются только гласные звуки, а согласные – произносятся четко и коротко.
Не забудьте выявить в песне и в каждой её части – куплете, предложении, фразе – кульминацию — самую яркую по динамике и накалу страстей точку. Полезно пропевать песню, а лучше отдельные части мысленно, контролируя исполнение внутренним слухом.
.
При исполнении могут возникнуть следующие трудности:
— сложно петь крайние звуки (высокий или низкий)
— скачки в мелодии
— неточности в интонировании
— не удобна для воспроизведения мелодическая линия
— сложности при исполнении в очень быстром или очень медленном темпе. В быстром темпе страдает четкость произношения, а в медленном – проявляются дефекты певческого дыхания – не хватает воздуха на долгую фразу. Звук на долгих звуках угасает, теряется смысловая нагрузка
— не удается передать характер песни
— песня не нравится
.
Давайте разберем возникающие трудности
.
— Если трудно петь высокие или низкие звуки – нужно выявить крайние звуки, хорошо звучащие у вокалиста и поменять тональность, чтобы звуки не выходили за границы удобных для вокалиста нот.
.
— Сложность мелодического хода. Решение проблемы – подобрать мелодию сложного мелодического хода на инструменте, проанализировать мелодию, выявить движение, найти тонику и опорные звуки трезвучия, выявить взаимосвязи звуков, — то есть, привлечь в работу знания по сольфеджио и применить на практике. Далее следует представить движение мелодии и показать поступенное движение рукой. Просольфеджировать мелодию, на память сыграть её на фортепиано. Привлечь в работу внутренний слух – перед воспроизведением представлять мысленно каждый звук и сочетание звуков.
.
— Сложность исполнения в быстром темпе
Текст, для начала, проговариваем в медленном темпе, как скороговорку, без музыки. Произносить четко и внятно. Постепенно подвигаем темп.
Затем для лучшего закрепления пропеваем отдельные фразы — без аккомпанемента и фонограммы, без подыгрывания на инструменте. Произнесение текста в быстром темпе сделать легковесным при активной и подвижной артикуляции. Определить опорные слова и слоги, а остальной текст — произносить легко, со стремлением к опорному слову.
.
— Не удается передать характер песни
Рекомендация – развивайте артистические данные, подбирайте песни, близкие по эмоциональному настрою и характеру.
.
— Не нравится песня
Да не учите вы её – и все решение проблемы. Все знают поговорку — на вкус и цвет… — обязательно примените её при выборе программы. Из предложенного преподавателем репертуара ученик выбирает произведения, которые ему нравятся. В свою очередь, ученики предлагают песни, которые им нравятся, а преподаватель должен проанализировать песни на соответствие возрасту ученика и его опыту – жизненному и вокальному, а также на соответствие вокально-техническим возможностям. И затем совместными усилиями принять правильное решение — выбрать качественный репертуар. И начать работу по изучению репертуара.
.
Вот из таких этапов состоит урок вокала в музыкальной школе.
Если сообщение оказалось полезным, не забудьте поделиться с друзьями в социальных сетях, нажав на кнопочки слева от текста.
.
С уважением,
Ирина Анищенко
.
Похожие статьи
vocalmuzshcola.ru
Темы уроков вокала
Здравствуйте, друзья!
Подходит к финишу учебный год. А это значит, скоро опять будем планировать работу – конкурсы, мероприятия, методические доклады и открытые уроки. Меня часто спрашивают, какую тему выбрать для методического доклада или открытого урока. Можно ответить, конечно, ту, которая интересует, которая более важна для работы.
Но сегодня я подготовила примеры, а вы можете выбрать из этого списка подходящую тему.
Перечень, естественно, не претендует на полное собрание сочинений. Просто вспомнила темы открытых уроков и методических докладов, которые рассматривались на заседании вокально-хорового отдела в нашей школе.
Темы уроков вокала и методических докладов
— Основные формы обучения в МШ
— Певческая установка
— Строение органов голосообразования
— Определение типа голоса
— Работа над звукоизвлечением
— Выработка качественной интонации у учащихся
— Пение в высокой позиции
— Строение голосового аппарата
— Звукообразование
— Правильное формирование гласных в сочетании с согласными
— Артикуляционная гимнастика
— Выработка «округлого» звучания
— Развитие диапазона голоса
— Дыхание певческое и речевое
— Развитие певческого дыхания с помощью упражнений
— Развитие музыкального слуха
— Развитие чувства ритма
— Разбор произведения
— Выработка вокально-технических навыков
— Развитие внимания и памяти
— Работа над штрихами
— Работа над кантиленой
— Работа над художественным образом произведения
— Цифровая поэзия. Выработка эмоциональности и артистичности детей
— Межпредметные связи: урок по специальности и музыкально-теоретические предметы
— Формирование исполнительских навыков
— Понятие о резонаторах
— Понятие о вибрато
— Охрана детского голоса
— Снятие мышечных зажимов
— Пение на опоре и атака звука
— Вокальная орфоэпия
— Исполнительский язык музыки
— Самостоятельная работа дома
— Работа над подвижностью и гибкостью голоса
— Работа над динамическими оттенками
— Формирование навыков вокально-сценического мастерства
— Волевые качества вокалиста
— Подготовка к выступлению
— Средства художественной выразительности
— Работа над концертным репертуаром
— Развитие и воспитание голоса детей
— Работа по сглаживанию регистров
— Смысловое единство вокального текста и музыки
— Работа над техникой исполнения
— Активизация учебного процесса
— Инновационные методы обучения
— Методика проведения урока в музыкальной школе (тема для методического доклада)
— Открытый урок в музыкальной школе (тема для методического доклада)
Тему урока вокала из данного списка можно взять за основу, объединить схожие темы в одну единую. А можно взять какую-то свою.
Так что дерзайте! И успехов на поприще преподавания вокала, уважаемые коллеги!
С уважением, Ирина Анищенко
Похожие статьи
vocalmuzshcola.ru
Пение для детей. Обучение детей пению.
В раннем возрасте у детей активируется много талантов и возможностей. Пение для детей — это еще один способ обратить на себя внимание. В этот период очень важно направить энергию в нужное русло.
Если ваш ребенок часто поет, повторяет песенки из мультиков, любит выступать, устраивает концерты, стоит сделать уклон на развитие вокальных способностей. Как показывают биографии многих звезд, все они начинали петь в очень раннем возрасте.
С чего начать обучение детей пению
В начале нужно определить уровень вокальных данных. Для этого сделайте небольшую проверку на координацию слуха и голоса. Сыграйте мелодию или дайте ребенку послушать отрывок песни и попросите повторить. Если он повторяет точно по нотам, значит начать нужно с постановки дыхания. Если с интонированием есть проблемы, параллельно нужно делать специальные упражнения на развитие слуха.
Когда вы знаете возможности своего чада, важно определиться, куда же отдать дитя на обучение пению.
Если у вашего ребенка сильный и звонкий голос, не стоит идти в хор
Если у вашего ребенка сильный и звонкий голос, не стоит идти в хор. Неправильное пение других детей может ухудшить пение вашего ребенка. К тому же, на фоне остальных, такой голос будет сильно выделяться и его нужно будет постоянно приглушать. Тихое пение на малом диапазоне затормозит развитие голосовых данных вашего ребенка. Лучшее решение – это занятия, в которых будет индивидуальный подход, то есть, нужно заниматься сольным пением.
Если же голос ребенка тихий и слабый или нет скоординированности слуха и голоса, тогда можно начать с пения в хоре. Какое бы обучение вы не выбрали, сначала ребенка нужно научить правильно стоять и дышать. Дальше — научить петь чисто и проработать четкую дикцию.
С какого возраста можно начать обучение детей пению
Начать обучение вокалу можно в любом возрасте. Но, чем раньше ребенок освоит базовые навыки пения, тем лучше будут его результаты.
При этом нужно учитывать, что после мутации голоса его свойства и звучание поменяются (у девушек примерно в 18 лет, у парней в 14-15). С этого возраста можно заниматься вокалом профессионально и давать большие нагрузки.
Как заинтересовать ребенка заниматься пением
Если вы никогда не пели и не выступали и, вообще, считаете, что пение – это только развлечение, ваш ребенок тоже будет так думать. Он не будет воспринимать уроки музыки всерьез.
Главное вызвать искреннее желание петь
Исправить положение вещей можно личным примером. Скажите, что после занятий вокалом он легко сможет петь песни из любимого мультика, начните сами петь его любимые песни, пойте вместе с ребенком, устраивайте домашние концерты. Главное — применять интересные методы, а также игры, чтобы вызвать искреннее желание петь.
Польза пения для детей:
В утробе:
Обучение детей пению можно начинать с зачатия. Ученые установили, что пение чудесным образом влияет на еще не родившихся малышей. В ходе эксперимента беременным женщинам включали разные мелодии по 15 секунд и фиксировали активность мозга малышей. Выяснилось, что малыши не только реагируют на пение, но и проявляют эмоции: грусть и радость.
Младенчество
Младенцы учатся воспроизводить звуки с помощью голоса, повторяя голос мамы. Если в детстве ребенку петь песни, включать музыку, музыкальные мультфильмы и сказки, ребенок вырастет очень музыкальным. Он сможет повторить мелодию чисто, без фальши, так как у него будет хорошо развита координация слухового и голосового аппаратов. А еще пение развивает музыкальный слух и вкус. Такие детки легко запоминают любые мелодии, начиная от классических и заканчивая популярными песнями.
Детство
У многих детей есть проблемы с произношением. И совсем необязательно записываться к логопеду, чтобы это исправить. Занятия с логопедом часто бывают не эффективны из-за того, что ребенку скучно и не интересно. Пение для детей — это интересно и полезно одновременно. В процессе занятий вокалом ребенок освоит и с удовольствием отработает упражнения, которые улучшат его произношение.
Занятия с логопедом часто бывают не эффективны из-за того, что ребенку скучно
Ни для кого не секрет, что для большинства детей школа или садик — это ежедневный стресс. Пение после занятий способно нивелировать стрессовые ситуации и улучшить успеваемость.
Занятия вокалом подходят всем деткам, в независимости от характера, темперамента и физических данных. Ведь для того, чтобы петь, не нужно иметь длинные пальцы или тонкую талию, не нужно быть сильным или гибким, даже уметь попадать в ноты не обязательно. Поэтому каждый ребенок может найти и проявить себя через пение.
easyvoice5.ru