Открытый урок по музыке в детском саду

Конспект урока музыки

в старшей группе детского сада

по теме « Путешествие в мир Музыки.

Приобщение к музыкальному искусству

и развитие познавательной деятельности»

подготовила: Музыкальный руководитель

ДОУ «Ростошинский детский сад»

Сусоева Вера Николаевна 

С. Ростоши 2014г

Программное содержание. Использовать разные виды деятельности (пение, слушание музыки, танцевальную, игровую, речевую) для закрепления знаний у детей о музыкальной грамоте, о средствах музыкальной выразительности. Развивать активность. Закреплять исполнительские навыки, умение создавать игровые образы, соответствующие характеру музыкальных произведений. Развивать фантазию, воображение, стимулировать творческие проявления. Развивать способность вслушиваться, сравнивать и оценивать наиболее яркие музыкальные образы. Петь песни, танцевать соответственно характеру музыки. 

Интеграция образовательных областей: «Обществознание» ,«Физическая культура», «Сольфеджио», «Познание», «Чтение художественной литературы (через мультипликацию)».
Развивающие задачи: 
1. Развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес, связную речь; активизировать словарь музыкальных терминов. 
2. Развивать чувство ритма в исполнении попевок. 
3. Развивать умение детей двигаться в соответствии с размером музыки. 
4. Развивать творческие способности, воображение, эмоциональную отзывчивость ребенка на музыку
5. Работать над развитием музыкального слуха и голоса, координации и пластики движений. 
Воспитательные задачи: 
1. Приобщать детей к искусству. Воспитывать любовь к отечественной мультипликации. 2. Создавать теплое, радостное настроение на занятии, развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость. 3. Воспитывать самостоятельность, активность, чувство товарищества. 

Обучающие задачи:

1.Научить различать музыкальные жанры вальс и марш.

2. Закрепить знания нот, их исполнения.
Методы и приемы: Показ, художественное слово, беседа, просмотр слайдов, слушание музыки по изучаемым жанрам, исполнение попевок («Эхо»), игра.
Словарная работа: Попевка, дирижёр, жанр. 

Цель: Познакомить детей с понятием Музыкальный жанр: марш, вальс через активизацию имеющиеся знания о музыкальной грамоте и интереса к отечественной мультипликации.

Групповая, индивидуальная работа: учить детей петь мини-группами, общей группой, индивидуально в общей группе.

Здоровьесберегающие технологии: Применение музыкальных физкультминуток по обозначенным темам.

Демонстрационный материал: презентация «Power Point»

Раздаточный материал: нотки-бейджики . 

Оборудование: Ноутбук, экран, мультимедийный проектор, магнитофон, СD диски с записями, аккордеон, синтезатор. 

Сценарий Музыкального занятия 

(Слайд 1). Дети входят в зал. Садятся на стульчики

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы… (речь руководителя прерывает фрагмент записи из мультфильма «Винни Пух» Кто ходит в гости по утрам.)

Муз. рук: – Ой, что это за звуки? Кто это? (Обращается к детям). Подскажите дети Что это за песня, кто её поёт? Правильно . А когда Винни пел эту песенку? Да когда шёл в гости к Пятачку. Посмотрите. 

(Слайд 2) . 

Муз. рук – А вы любите ходить в гости?

Дети: – Да.

Муз. Рук: – Ну тогда приготовьтесь, мы отправляемся в путешествие по сказочному миру под Музыка. А что бы попасть в это сказочное путешествие, нам нужно пропеть ПОПЕВКУ – это очень короткая песня. И будет попевка музыкальным приветствием для мира Музыки. Сначала пою я, затем повторяете вы. И так.

(Слайд 3)

Муз. Рук поёт попевку «Здравствуйте»
Муз. Рук: Вот я и в мире Музыки, надо поскорее забирать сюда ребят.

– Ребята, вы меня слышите? Готовы петь приветственную попевку?

Дети: – Да.

Муз. Рук: Тогда на 3-4. 3,4!

Дети поют Здравствуйте.

Муз. Рук Посмотрите дети куда мы с вами попали.

(Слайд 4)

Муз. Рук: Мы вместе перенеслись в сказочный мир Музыки. Что бы узнать, что это за мир, кто здесь живёт, мы отправимся в музыкальное путешествие. Будьте внимательны, запоминайте, всё что встретите, что узнаете, и не забывайте, мы в сказке, а сказка не любит баловства, будьте серьёзными, ведите себя хорошо. Иначе сказка нас выгонит. Договорились?

Дети: – Да.

Муз. Рук: – Тогда мы начинаем нашу экскурсию. Что бы начать путешествовать вы должны стать похожи на жителей мира Музыки, а живут здесь звуки, нотки. Сейчас я раздам вам нотки И вы станете гостями мира Музыки, но вы же помните, что это сказочный мир и все превращения здесь проходят через музыку. Вы должны будете вспомнить и пропеть все нотки нотного ряда.

(Слайд 5)

Дети поют.

Муз. Рук: А теперь превращаемся в нотки. (раздаются бейджи-нотки )Миша – нотка До, Маша – Ре, Катя – ми, Артём – Фа, Женя – Соль, Даша – Ля, Никита – Си, Настя – вторая До. А теперь поём ещё раз, но теперь пропетая нотка должна быстро встать со своего места. А что бы вы не запутались, я буду вам помогать. Буду ДИРИЖЁРОМ . Дирижёр это человек, который управляет музыкой, её исполнителями. Я буду управлять вами взмахом руки. (Зактепить термин Дирижёр).

(Игра «Нотки»)

Муз. Рук: – Молодцы, теперь вы настоящие гости мира Музыки. Мир Музыки очень похож на наш мир. Здесь так же есть страны, города. А может кто-то знает, как называется наша страна, страна, где мы живём?

Дети – Россия.

Муз. Рук: – Правильно

Муз. Рук: – Страна состоит из больших и маленьких городов, и в мире Музыка тоже есть свои города, только называются они не города, а ЖАНРЫ.

(Слайд 6)

Запоминайте Жанр – это определённые мелодии. Каждый жанр собирает в себе только похожие мелодии. Вы всё поймёте, когда мы начнём экскурсию. А на чём же мы поедем?

Звучит фрагмент «Голубой вагон»

Муз. Рук: Так на чём мы поедем?

Дети На поезде

Муз. Рук: – А почему вы так решили? Из какого м.ф. эта песенка? Кто пел?

Дети: – Ответы

Муз. Рук: Правильно Посмотрите на экран

(Слайд 7)

Муз. Рук: Дети поём ещё раз нотки по порядку, а наши нотки становятся друг за другом паровозиком. Я – паровоз, вы – вагоны. Едем, повторяя движения

Физкультминутка Паровозик. Звучит фрагмент «Голубой вагон»

2 круга по залу Изображая паровоз, гудок(руками чередовать). По окончанию подъезжают к экрану.

(Слайд 8)

Муз. Рук: Мы приехали к первому городу-жанру. Вы знаете, что все города имеют названия. Названия каких городов вы можете сейчас вспомнить?

Дети – Отвечают.

Муз. Рук: – Молодцы, а вот наш жанр-город вы назовёте сами. Садитесь на свои места и приготовьтесь внимательно слушать. Послушайте и скажите, какие движения ногами можно сделать под эту музыку? (Звучит Марш Кабалевского)

Муз. Рук: после прослушивания . Встаньте и попробуйте сделать движения. Что получается? Что вы делаете? Правильно идёте, маршируете как солдатики. Поэтому и жанр этот называется МАРШ . А теперь послушайте другую мелодия и скажите можно ли под неё маршировать и какой это жанр звучит?.

Дети: Можно. Марш.

Закрепляем знания о Марше и жанре. Молодцы. Ну что, двигаемся дальше? У нас впереди ещё один город-жанр. А на чём же мы туда отправимся?

(звучит заставка из м.ф. «Облака, белогривые лошадки». )

Муз. Рук: Из какого мультфильма эта песня? Значит, на чём мы отправляемся? Правильно

(Слайд 10 ). Что бы полететь, нам нужно собрать свои облачка. Я пою вам нотки, вы запоминаете и повторяете сами. и те нотки, которые вы прозвучали, становят в кружок и берутся за руки – образуя облако. Я – пою, вы слушаете, Я дирижёр – вы повторяете. (поют до, ми, соль) и (ре, фа, ля) Нотка Си вторая До становятся со мной в облачко. Полетели

Физкультминутка (под заставку Облака) (повторяют движения – вытягивают руки, размыкают – машут, смыкают.)

Подлетают к экрану (Слайд 11)

Муз. Рук: – Мы подлетели к новому жанру. Давайте проверим все ли мы добрались? Поём нотки по порядку, а они так же по порядку садятся на стульчики.

Муз. Рук: Приготовьтесь слушать и думать какие движения можно сделать под эту музыку, и как назвать этот жанр.(Заставка Из м.ф. Анастасия «Вальс»)

(Слайд 12)

После прослушивания. А может кто-то узнал мультфильм? Анастасия. Встаньте, возьмитесь со своим соседом за ручки и попробуйте покружиться. .(Заставка Из м.ф. Анастасия «Вальс»)

Садитесь, Посмотрите на экран (Слайд 13 – 2 клика ) В музыке кружение называется вальсирование, а значит, жанр мы назовём,,,, ВАЛЬС.

Молодцы, вы со всем справились.

(Звучит песня из м.ф. «По дороге с облаками» )

Муз. Рук: – Из какого мультфильма эта песня? О чём она , ребята? Да о том, что нам пора возвращаться назад из мира Музыки в наш мир.

(Слайд 14)

Муз. Рук: – Кто помнит, как мы попали сюда, что пели, что бы перенестись. Правильно попевку. И возвращаться мы будем так же. Только попевка будет прощальная. Что мы говорим когда прощаемся

Дети: – До свидания.

Муз. Рук: – Именно это мы и будем петь. Играем в Эхо – я пою, потом вы повторяете.

Попевка «До свиданья»

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ: 

Муз. Рук: Вот мы и перенеслись назад. Но это не последнее наше путешествие, оно обязательно повторить на следующем занятии, и познакомимся с другими музыкальными жанрами. А пока давайте вспомним, что же мы узнали в мире Музыки.

  1. Какие мульт герои приходили к вам в гости? (Слайд 15)

  2. Кем была я, когда взмахом руки управляла музыкой, вами. Как называют человека, управляющего музыкой?

  3. Послушайте и скажите, с какими жанрами мы сегодня познакомились?

  4. Как называлось наше короткое музыкальное приветствие и прощание?

Молодцы, вы со всем справились. А я прощаюсь с вами до следующего урока.

infourok.ru

Музыкальное занятие в детском саду

Конспект музыкального занятия в старшей группе

« Приключения Кота Рыжика»

Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной деятельности.

Задачи:

v Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение;

v Воспитывать в детях любовь к окружающим. Дружеское отношение к сверстникам;

v Познакомить детей с новыми элементами артикуляционной гимнастики, движениями оздоровительных упражнений;

v Развивать речь детей с помощью артикуляционной гимнастики; соотносить движение с текстом в речевых и музыкальных играх, самомассажах;

v Подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой, движениями, интонацией.

Наглядный и дидактический материал: осенний лес, домик, зеркальные цветочки, маски кота  и мышки, нотки Мажор и Минор, ТСО, музыкальное оформление.

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ.

 

Муз.рук. Здравствуйте, ребята! Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Так и хочется пожелать всем-всем: «Доброе утро!» Поэтому давайте пожелаем доброго утра нашим гостям веселой песенкой.

Дети исполняют валеологическую песенку-распевку с оздоровительным массажем «Доброе утро» О.Н. Арсеневской

 

Доброе утро                                  

Улыбнись скорее

И сегодня весь деньХлопают в ладоши

Будет веселее.

 

Мы погладим лобик,                    Выполняют движения по тексту

Носик и щечки

Будем мы красивыми,                 Постепенно поднимают руки вверх, выполняют фонарики

Как в саду цветочки.

 

Разотрём ладошки                         Движения по тексту

Сильнее-сильнее,

А теперь похлопаем

Смелее-смелее.

 

Ушки мы теперь потрем,

И здоровье сбережем

Улыбнемся снова

Будьте все здоровы!                     Разводят руки в сторону.

 

Муз.рук. Замечательно, а теперь я сыграю вам добрую музыку, чтобы стало ещё веселей. Присаживайтесь ребятки.

Открываю ноты и вижу пустые листы с дырками.

— Что случилось с нотами? И откуда взялись эти дырки? Ребята, вы не знаете?

Ответы детей.

Муз.рук.  Похоже, что ноты съели мыши. Что же делать? (Задумываюсь.) Придумал! Нужно позвонить в музыкальное справочное бюро.

Звоню по телефону:

— Алло! Справочное? Помогите!

Нам помощника пришлите!

Надо нотки нам найти,

Чтоб занятье провести.

Голос из телефонной трубки (запись на кассете)

— Мы сейчас кота пришлём.

 

Муз.рук.  Вот спасибо! Очень ждем!

                   Про кота игру мы знаем

                   И сейчас в неё сыграем!

Речевая игра-диалог «Тра-та-та» (модель Т. Тютюнниковой)

Дети встают по всему залу парами, рассказывают потешку, сопровождая движениями: покачивания головой, изображение полосок у кота, длинных усов, кисточек на ушах. На слова последней строчки дети обнимаются и поворачиваются к зрителям, выставив ногу на пятку.

Девочки:     Тра-та-та! Тра-та-та!

    Вышла кошка за кота!

Мальчики: За кота-котовича?

Девочки:     За Петра Петровича!

Вместе:        Он усат, полосат,

    В ушах кисточки висят.

    Ну, не кот, а просто клад!

В это время музыкальный руководитель надевает шапочку  кота.

Кот Рыжик:

Мяу-Мяу! Да, я такой!

Я просто клад для всех ребят!

Мяу! Всем привет, друзья!

Как же рад вас видеть я!

Кот Рыжик:  Меня зовут кот Рыжик. Я ученый кот из великой кошачьей страны Мурляндия.

 Песенку вы про меня слушайте скорее

И, конечно, подпевайте «мяу» веселее!        

Кот Рыжик исполняет песню «Диис» г.Ховалыгныы

 

Кот Рыжик:Рыжик, где же нам нотки найти?

Все мыши живут в Мышином королевстве. А правит там королева Мышильда – злая и коварная. Но мы не знаем дороги. Как же в это королевство попасть?

Кот Рыжик: Только настоящие коты могут найти мышь. А я ведь – супер-кот! Вперед, мои друзья!

Выполняем динамическое упражнение «По дорожке»(модель В.И. Ковалько, «Азбука физкультминуток»).

По дорожке, по дорожке                             Подскоки на правой ноге.

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке                                 Подскоки на левой ноге.

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,                                  Легкий бег на носках.

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке                                Прыжки на месте.

Мы попрыгаем, как зайки.

Сладко потянулись,                                       Руки вверх, потягиваются.

Всем улыбнулись.

 

Кот Рыжик: (принюхивается). Ребята, смотрите, впереди домик!  Это уже Мышиное королевство?Нет! Здесь мышами не пахнет. Прислушайтесь, в домике кто-то песенку поёт.

Звучит вступление к «Частушкам»

Кот Рыжик: Ребята, давайте я посмотрю, что находится в домике. (Протягивает в домик руки и достаёт карточки с изображением рожиц весёлого и грустного характера).

Кот Рыжик: Посмотрите ребята, самих гномиков дома нет, но они оставили нам свои фотографии.

(Музыкальный руководитель показывает и спрашивает у детей какие храктеры изображены. Объясняет, что один из них весёлый – это братец мажор, а другой грустный – это братец минор)

 

Частушки:

(Весело)  В доме До Мажор живёт,

Звонко песенки поёт –

Добрые, мажорные.

Весёлые, задорные!

(Грустно)  Ре Минор к реке пошёл,

Песню грустную завел:

— Ох! Река проворная.

Ох! Судьба минорная!

Кот Рыжик:Ребята, это же домик где живут братцы-гномики: Мажор и Минор!

Кот Рыжик: Но мы ищем мышиное королевство. Мыши украли наши нотки. А наши ребята так любят петь, танцевать и под музыку играть.

 Ребята, а хотите  поиграть? Внимательно слушайте музыку и передавайте её настроение движениями, мимикой, жестами.

Активное слушание музыки «Мажор или минор?».

Под весёлую музыку дети прыгают, танцуют, смеются, а по грустную – ходят с опущенными головами.

Кот Рыжик:  Дети, очень грустно мне!

Что-то хрумкает в спине.

В горле всё болит, горит,

Нос мой булькает, сопит.

Кот Рыжик:  Дети сейчас  вмиг вылечат меня!Давайте сейчас  выполним  игровой массаж «Дружок»

Дети и  Кот Рыжик  выполняют комплекс игрового массажа «Дружок».

Дети стоят парами по всему залу.

У меня такие ручки!                      Стоят спиной друг к другу, гладят свои руки.

По-смо-три!

Звонко хлопают в ладоши.            Хлопают.

Раз, два, три!

Твои ручки тожеПоворачиваются  друг к другу, гладят по ручкам друг друга.

На мои похожи.                              

Хорошо с тобой, дружок,               Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

 

У меня такие щечки!                      Стоят спиной друг к другу, гладят свои щечки.

По-смо-три!

Я пощиплю их немножко.              Легко щиплют щечки.

Раз, два, три!

Твои щечки тожеПоворачиваются, растирают щечки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок.               Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

 

У меня такие ушки!                        Стоят спиной друг к другу, массируют мочки ушей.

По-смо-три!

Разотру их потихоньку.                  Растирают уши с усилием.

Раз, два, три!

Твои ушки тожеПоворачиваются друг к другу, теребят ушки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,                 Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

Кот Рыжик:  Ой! Я здоров! Спасибо, ребята! Теперь я всегда буду делать эту          замечательную зарядку!

 

                       Все пойдемте танцевать!

Кот Рыжик: А давайте станцуем танец, который очень любят в моей стране Мурляндии. Я буду вам показывать, а вы не зевайте за мной все дружно повторяйте!

Дети с Котом Рыжиком исполняют «Кошачью пляску»

(песня «Мурляндия» муз.и сл. Н Тимофеевой)

Кот Рыжик:  Как с вами весело! А вы знаете, что музыка и смех продлевает жизнь. И за это я подарю вам разноцветные смешинки. (Дарит детям баночку разноцветных конфет-драже)

(Вновь идут далее под музыку по кругу)

 

Дети останавливаются возле зеркальных цветов – на картонные или пластиковые цветы наклеены зеркальца в пластмассовой оправе.

 

Кот Рыжик:Что за чудо? Я таких цветов никогда не видел! А вы, ребята? Это же поляна зеркальных цветов!

Дети:  А для чего они?

Кот Рыжик:  Чтобы удобнее было гимнастику для наших язычков делать!

                         Мы цветы сейчас возьмём

                        И гимнастику начнём!

Дети садятся на ковер и выполняют движения по тексту, смотрят в зеркальца, следя за правильным исполнением упражнения.

Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Рыжиком»

Котик Рыжик утром встал,          Дети потягиваются.

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево –     В улыбке открыть рот и кончиком языка сильно «почистить»

Чистим зубки мы умело.за нижними зубами 5-6 раз, затем за верхними зубами 5-6 раз.

Пополощем ротик,                        Имитация полоскания ротика.

Как чистюля котик.

Рыжик наш расческу взялВ улыбке закусить язык зубами, «протаскивать» язык между

И причесываться стал.зубами вперед-назад.

Мы за ним не отстаем –

Все покажем язычком.

Дальше по порядку

Делаем зарядку!

Рыжик спинку выгибает,             Улыбка, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы,

                                                                       спинку языка выгнуть, удерживая под счет до восьми.

Рыжик спинку прогибает.            Открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы.

А теперь язык наш – мяч.             Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну

Начинаем футбольный матч!       то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

Гол забили мы! Ура!

Вот и завтракать пора:                  Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на Котик нам напек блины.нижнюю губу и удерживать под счет до пяти.

Со сметаною они.

Как сметану любит Котик?          Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, затем

Оближи скорее ротик.нижнюю губу.

А теперь чаек попьем,                   Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его  к

Чай мы в чашечку нальем.носу, загибая боковые стороны язычка в виде чашечки.

Рыжик сыт, Рыжик рад!                Ритмично хлопать в ладоши.

Рыжик любит всех ребят!

Звучит музыка «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. Появляется Мышильда.

 

Мышильда:  Тиш-ш-е! Тиш-ш-е! Расш-ш-шумелись тут!

Кот Рыжик:  Кто ты такая?

Мышильда:  Я великая королева Мышильда. Я терпеть не могу музыку и смех, особенно детский. Я даже прогрызла ваши ноты с песенками, чтобы было тихо. А вы опять нарушили тишину. Я сейчас вмиг превращу детей в мышей.

Кот Рыжик:  Мяу! Ничего ты не сделаешь, ведь наши дети могут так весело смеяться. Ребята, давайте громко-громко засмеёмся!

Дети смеются.

Мышильда: Нет! Не надо! Спасите! Помогите! Тише! Тише! (убегает)

Раздается звук лопнувшего шарика, и из-за ширмы летят листочки с нотами.

Кот Рыжик:Ребята, смотрите, это же наши нотки!

Ура! Мы победили злуюМышильду!

Кот Рыжик.  Спасибо вам дети! Без вас мы никогда не нашли бы свои ноты. Теперь мы сможем сыграть нашим добрую музыку. Ребятки, ну что, возвращаемся в наш детский сад?

Кот Рыжик: Вы проделали такой длинный путь, и, наверное, очень устали, а я знаю отличное заклинание, чтобы вам быстрее вернуться в детский сад.

— Глазки закрывайте,

Ручки опускайте,

Вправо-влево повернитесь,

В детском садике очутитесь!

Дети открывают глаза. Музыкальный руководитель снимает шапочку кота.

Муз.рук: Ну, вот мы с вами и вернулись, присаживайтесь скорее на стульчики и я вам сыграю добрую музыку, которую мы с вами нашли у злой Мышильды.

 Дети рассаживаются на свои места.

Исполняю песню «Улыбка» В. Шаинского.

 

Муз.рук:  Ну, вот, ребятки, наше занятие окончено, большое вам спасибо, за то, что вы были такими смелыми и активными и не испугались злой Мышильды, и спасли мои ноты! Забирайте в группу свои разноцветные смешинки, которые вам подарили гномики. До свидания!

Включаю песенку «Улыбка», дети идут в группу.

 

 

 

Самоанализ  музыкального  занятия:

Тема моего занятия «Приключения Кота Рыжика»

Целью  данного  занятия  стало:  формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной деятельности.

На  занятии   решались следующие задачи:

Образовательные:

v Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение;

v Воспитывать в детях любовь к окружающим. Дружеское отношение к сверстникам;

v Познакомить детей с новыми элементами артикуляционной гимнастики, движениями оздоровительных упражнений;

Развивающие:

v Развивать чувство ритма, упражнять в ритмичном выполнении знакомых музыкально-ритмичных движений;

v Развивать речь детей с помощью артикуляционной гимнастики; соотносить движение с текстом в речевых и музыкальных играх, самомассажах;

Воспитательные:

v Подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой, движениями, интонацией.

v -воспитывать эстетический вкус в передаче образа

v -совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка

v — воспитывать умение общаться через песню

4. Оздоровительная:

— с помощью дыхательной гимнастики, психогимнастики, валеологическойраспевки, музыкотерапии, динамических и музыкально-ритмических упражнений укреплять физическое и психическое здоровье

— с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям)

— слушание классической музыки стабилизирует эмоциональное состояние;

— формировать произвольное внимание памяти; учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Методы и приёмы: объяснительно – иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, вопросы к детям.

Вышеизложенные задачи на занятии решались в комплексе и тесной взаимосвязи. При планировании данного  занятия, я постарался учесть особенности и возможности детей,   находящихся  в  детском саду: показать культуру слушания музыки и образного ее описания, представления, отгадывания образов; способность и желание импровизировать танцевальные движения под музыку; любовь детей к игре, пению, валеологическихраспевок, психогимнастики.

   Структура занятия:
1. Приветственнаявалеологическая песенка-распевка «Доброе утро!», своеобразный психотренинг, настраивающий с первых секунд занятия на положительное восприятие происходящего.

2. Речевая игра-диалог «Тра-та-та» (Модель Т.Тютюнниковой)

3. Динамическое упражнение «По дорожке» (Модель В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток»)

4.Объяснение Мажора и Минора

5. Игра «Громко, тихо»

6.Активное слушание музыки «Мажор или Минор?»

7. Игровой массаж «Дружок»

8. Музыкально-ритмические движения «Полька»

9. Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Рыжиком»

10.Исполнение песни «Улыбка» В.Шаинский

По требованию ФГОС :  занятие проводилось в музыкальном зале в первой половине дня, с детьми  старшей группы.  Музыкальный зал  имеет все необходимое музыкально-техническое обеспечение – музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр.

Для проведения  занятия, музыкальный зал был разбит на зоны:
— зона для слушания – восприятия музыки и просмотра изображений 
-зона для музыкально-двигательных упражнений и игр
-зона для  размещения  наглядностей.

Такое зонирование или пространственная среда  помогало детям переходить от одного вида деятельности к другому непрерывно.
Большое значение для решения задач я отвожу подбору репертуара. Главным критерием значимости любого произведения является его содержательная сторона, доступная пониманию детей. Сила эмоционального воздействия исполняемого произведения во многом зависит от того, как мы сумеем подать ее, что скажем о ней, как направим внимание детей, чтобы произведение дошло до их сердца, вызвало заинтересованность. 
На занятии я использовал классическую и русскую народную музыку русских и зарубежных композиторов, использовал национально-региональный компонент.

Р.Н.П «Частушки»

Песня «Диис» Г.Ховалыгныы

песня «Мурляндия» муз.и сл. Н Тимофеевой

музыка «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева.

«Полька» М.Глинка

Качество фонограмм и репродукций было высоким и соответствовало программным задачам и уровню развития детей. Кроме того я постарался исполнить произведения на фортепиано хорошо, предварительно отработав их.
На занятии я реализовал следующие принципы федерального государственного образовательного стандарта:

Принцип создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника. И чем больше хорошей музыки он будет слушать, тем отчетливее может провести грань между посредственным исполнением и высокохудожественным произведением.
Принцип от игры – к сознательности предполагает моделирование игровой ситуации и через игру — формирование сознательного отношения к музыкальной деятельности, освоения знаний, умений и навыков. Задача педагога – научить ребенка сознательно анализировать музыкальные произведения, контролировать звучание голоса,  определять его достоинства и недостатки.
Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении репертуара. 
Использовал  следующие методы и приемы:

По требованию ФГОС я старался составить конспект и использовать наглядный материал, чтобы соответствовать современным информационно-коммуникативным технологиям.

— прием придумывания сюжета и создание игровой ситуации. здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение с элементами театрализации именно на ранних этапах обучения;
— прием активного слушания музыки. 
Я построил занятие так, чтобы виды деятельности (активные и пассивные) сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всего занятия.
Так пение сменилось игрой на  слушание музыки,  ритмопластические упражнения и танцевальное творчество. Занятие получилось насыщенным разными видами деятельности. Музыкальный руководитель и воспитатель выступали в роли не только наставников, но и непосредственных участников: вместе с детьми пели, делали артикуляционную гимнастику,упражнения, играли, общались с детьми в демократичном стиле. Это позволило детям чувствовать себя наравне со взрослыми, быть соавторами происходящего. 
Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Такие  занятия положительно влияют на развитие музыкальных и художественных, физических способностей детей,  находящихся  в детском саду.

Я старался создать у детей эмоциональное, радостное  настроение. Думаю, что моим детям сегодняшнее занятие было интересным.

Считаю, что мне, удалось реализовать поставленные задачи. Соблюдал санитарно-гигиенические требования, произведено перед занятием проветривание зала. 

 

 

 Методическая литература:

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду. / О.Н.Арсеньевская/.

infourok.ru

Конспект музыкального занятия для воспитанников 4-5 лет «Музыкальный детский сад»

Конспект музыкального занятия для воспитанников 4-5 лет

«Музыкальный детский сад»

Цели: развитие сотрудничества в группе, умение чувствовать партнёра. Знакомство с шумовыми инструментами и способами игры на них; созданию условий для самостоятельной импровизации детей; игровое обучение совместному исполнению музыки.

Задачи:

  • создать атмосферу комфорта и доверия;

  • развивать в детях способность слушать и наблюдать;

  • увлечь детей игрой на музыкальных инструментах;

  • учить детей понимать дирижёрские жесты, развивать способности детей к организованной игре в ансамбле под управлением дирижёра;

  • развивать творческое воображение и слуховую фантазию.

Дети входят в зал.

Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель: Сегодня я хочу рассказать вам музыкальную сказку, но музыкальная сказка должна начинаться с тишины, поэтому вспомним наше стихотворение.

Тихо, тихо, тихо, тихо

Мы идём в наш зал.

И не слышно даже слова,

Чтобы кто – нибудь сказал.

Наша группа в коридоре

Совершенно не слышна,

Потому что мы решили:

Будет всюду тишина.

Музыкальный руководитель: Водном детском саду было очень много музыкальных инструментов. Они были очень красивы и привлекательны и лежали на полочках. Инструменты очень скучали на полках днём, потому что дети не умели на них играть, а ночью, когда все дети уходили домой, в детском начиналась дискотека под названьем «тарам-шурум-бурум». Инструменты спрыгивали с полок и начинали сами играть, стараясь показать, на что каждый из них способен.Давайте и мы с вами возьмём себе инструмент и устроим дискотеку, будем танцевать и играть на своём инструменте.

Импровизация танцевальной музыки

Музыкальный руководитель: Наигравшись инструменты затеяли игру «Замри и отомри»

Игра «Замри и отомри»

Участвуют два ведущих передающих бодрое и сонное настроение на двух разных инструментах н-р: барабан и маракас и т.д. Ребёнок играет «усыпляющую» музыку, все замирают в сонных позах. Играет второй бодрую музыку все начинают произвольно двигаться. Заканчивается игра сонной частью, потому что наступало утро и все инструменты возвращались на свои места.

Музыкальный руководитель: А я знаю, что вы очень любите играть на музыкальных инструментах и исполнять про них песни. Поэтому сегодня я предлагаю вам превратиться в музыкантов моего оркестра.

Песня «Музыканты» нем.нар.

Музыкальный руководитель: И так музыканты есть, музыкальные инструменты есть, а кто же будет управлять нашим оркестром? Конечно дирижёр и если вы позволите, то эту роль сегодня буду играть я.

Музыкальный руководитель: Мне очень хочется поближе познакомиться со своими музыкантами и музыкальными инструментами нашего оркестра, поэтому предлагаю вамзавести хоровод.

«Полька» муз.А.Филиппенко

Дети стоят в кругу

1ч музыки дети кладут инструменты перед собой двигаются лёгким бегом по кругу.

2ч берут инструмент, который оказался рядом и импровизируют.

Музыкальный руководитель: Спасибо всем музыкантам, а теперь я вас приглашаю на настоящую репетицию оркестра. Займите все свои места мы начинаем. Для того чтобы музыка получилась красивой все музыканты должны понимать, что показывает им дирижёр – как играть на музыкальных инструментах громко или тихо и т.д. и так предлагаю вам потренироваться.

Игра с динамикой «Ветер – ветерок – ветрище»

Муз. Рук читает стихи и показывает жестами, объясняет значения жестов

Утром проснулся ветерок и пошевелил травинку (едва заметные движения пальцами рук) – очень тихо

Травинка задела соседние и вот уже по лесу полетел лёгкий шорох (более заметное пошевеливание) тихо.

Ветерок поднялся выше и вот уже задышали кусты (медленно понять руку вверх и опустить вниз) – крещендо – диминуэндо.

Ветерку надоело сидеть внизу, и он сразу взлетел на макушки деревьев устроив там настоящую бурю (резко руки вверх и потрясти кистями) – очень громко.

Но вдруг он снова решил пошутить спрятался на земле под листочек и затих.(резко опустить руки и не шевелить) пауза.

Потом ветерок стал забираться наверх как по лесенке, но очень устал опустился и затих – крещендо – диминуэндо.

Музыкальный руководитель: Попробуем сыграть эту сказку только по моим рукам.

Музыкальный руководитель: Но музыканты должны уметь определять по рукам дирижёра не только изменение громкости звуков, но и изменение темпа музыки, т.е быстро её исполнять или медленно. А для этого я предлагаю вам покататься на музыкальной карусели.

Игра на ускорение и замедление темпа «Карусели»

Дети в ритм стихотворения по очереди по руке дирижёра исполняют по одному звуку, сначала медленно, затем ускоряясь.

Еле – еле, еле – еле.

Закружили карусели.

А потом, потом, потом.

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише-тише не спешите.

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

М.р.Вот и подошло время выступления нашего оркестра. Предлагаю исполнить Турецкое рондо Ф.Моцарта.

В.Моцарт «Турецкое рондо»

Кобелева О.А. МАДОУ Детский сад №9 «Алёнушка»

Приключения котят.Средняя группа

Цель: Игровое обучение осознанному музыкальному движению в пространстве; эмоциональное развитие детей; развитие креативности и воображения; способности к элементарной театральной импровизации.

Задачи:

  • развивать навыки осознанного движения детей под музыку в пространстве – по кругу парами, в рассыпную по всему залу, выполнять танцевальные движения;

  • развивать в детях способность слушать и наблюдать, переключать внимание с одного вида музыкальной деятельности на другой;

  • создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия

Музыкальное приветствие.

М.р. Сегодня я предлагаю вам превратиться в котят. Согласны? Тогда превращаемся.

Покружились, покружились и в котят все превратились. Но наши котята не простые они умеют ходить на двух лапках как люди, а во вторых их пригласили на день рождения их друзья щенята.

И так сказка начинается. Все котята крепко спали на ковре.

На ковре котята спят,

Просыпаться не хотят.

Тихо спят спина к спине

И мурлыкают во сне.

Звучит «Колыбельная»

Вдруг в комнате громко пробили часы «Бом», «Бом» (барабан)

Котята потянулись, зевнули и решили, что пора вставать и собираться на день рождение. Надо было привести себя в порядок: пригладили шёрстку, помыли ушки, расчесали свои пышные хвостики, посмотрелись в зеркало. (дети изображают) И отправились в путь. По дороге они легко бежали парами, то прогуливались по полянке любуясь цветами.

Упражнение «Ходим – бегаем».

1ч дети бегут парами по кругу на носочках.

2ч гуляют в рассыпную по всему залу.

М.р.. Но вдруг котята увидели башмачки, такие красивые, что им захотелось сразу их померить. И как только они их одели. Башмачки стали как – то странно шагать.

Шаг назад; шаг вперёд; и на месте поворот. Котята ещё раз попробовали, но получилось опять тоже самое Шаг назад; шаг вперёд; и на месте поворот. И так повторилось несколько раз пока котята не упали. Котята поднялись, но вдруг лапки их сделали лодочку и котята стали кружиться на мягких лапках лодочкой. Тогда котята решили попробовать ещё раз, но башмачки упорно выполняли одни и те же движения. Уставшие котята сели на дорожку чтобы отдохнуть они очень обиделись на такие непослушные башмачки, что решили их снять и продолжать путь дальше.

Упражнение «Ходим – бегаем»

М.р. Но тут на дорожке они увидели красивые перчатки и решили их одеть. А лапки в перчатках вдруг стали повторять вот такой ритм IIПIто в ладоши, то поколеням, то по плечам. Ещё и перчатки заколдованные подумали котята, но тут вдруг они поняли, что у них получается музыка. Они сели поудобнее и начали играть.

Ритмический оркестр

М.р. На душе у котят стало так радостно, что котята встали и запели песенку а волшебные перчатки помогали прохлопывая ритм песенки.

Пеня «Два кота» польск. нар песня

М.р. Очень жалко котятам было расставаться с перчатками, но нужно было торопиться на день рождения. И котята отправились дальше. Но теперь они шли парами спокойным шагом, чтобы не вспугнуть птичек.

Упражнение «Ходьба парами»

М.р. А на дне рождении все гости танцевали парный танец, выполняя знакомые движения, которым котят научили волшебные башмачки: шаг назад, шаг вперёд и на месте поворот, а ещё кружились лодочками. К ним присоединились и наши котята.

Танец «Потанцуй со мной дружок».

М.р. Все гости дарили на дне рождения подарки, а наши котята подарили подарок музыкальный.

«Ритмический оркестр.» исполнить на музыкальных инструментах

М.р. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец. Покружились, покружились и в ребят все превратились.

Вот и за кончилось наше музыкальное занятие. Досвидания

infourok.ru

Советы рукодельницам