Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему: » Звуки — гласные и согласные»

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему: « Звуки — гласные и согласные».

Задачи:

— формируем  умение  различать «гласные» и «согласные» звуки;
— формируем умение составлять звуко — буквенный анализ слов; выделять первый и последние звуки в слове;

-формируем умение классифицировать слова по слогам;

-формируем умение развивать связную речь;
— формируем умение слушать и работать в группе.

Оборудование:

Ноутбук, проектор, презентация Power Point « Животные» или картинки с изображением животных,  наглядное пособие « Азбук в картинках».

Ход урока:

I. Актуализация знаний.

— Ребята, сегодня к нам пришло электронное сообщение из Цветочного города от Незнайки. Он, как и вы собирается в этом году в школу. Знайка решил проверить готов ли Незнайка к школе, и дал ему ряд заданий. Незнайка очень боится ошибиться, не выполнить заданий, и просит у вас помощи. Поможем Незнайке выполнить все задания без ошибок?

II. Развитие умений – применение знаний.                              

Речевая разминка ( проговорим скороговорку)

Игра на внимание «Хлопни, топни»

 — Ребята, давайте напомним Незнайке, какими бывают звуки (гласными и согласными).

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки, которые тянуться, поются голосом, произносятся без препятствия). Назовите гласные звуки.

-А с какими согласными звуками вы уже познакомились? (дети называют согласные звуки). Почему эти звуки мы называем согласными? (звуки произносятся с препятствием).

 — А сейчас, будьте внимательны. Я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, хлопните в ладоши, а согласный звук – топните ногами. (педагог называет цепочку звуков)

— Молодцы! Справились с этим заданием. Думаю, что Незнайка тоже не ошибется при выполнении этого задания.

Упражнение «Кто, где живет?»

— Следующее задание от Знайки. Нам нужно помочь Незнайке определить количество слогов в названии животных и расселить их каждого в свой домик. В домике с одним окно поселятся животные, в названии, которых 1 слог; в домике с двумя окнами – животное с 2 слогами, а животные с тремя слогами в названии поселятся в доме с тремя окнами.  (дети определяют и называют количество слогов в словах)!

( Слайды « Животные» или набор картинок,с изображением животных: корова, лиса или лисица, волк, лось, заяц, лев, тигр, ёжик, мышка,  медведь или медведица, носорог, бегемот, собака, белка, лягушка)

 — Незнайка благодарит вас, за то, что вы выполнили это задание без ошибок!

Игра «Отгадай загадки» («Азбука в картинках» — загадки)

 — Ребята, у Незнайки есть друг-поэт Цветик. Он очень любит сочинять стихи и загадки. Цветик загадал Незнайке загадки. И нам с вами нужно ему помочь не только их отгадать, но и определить с какого звука начинается отгадка, и превратиться в букву, обозначающую этот звук. (дети отгадывают загадку, определяют первый звук, дают его характеристику (гласны, согласный, твердый, мягкий) и превращаются в букву)

III. Физминутка. ( выбор учителя)

Игра « Разгадай ребус»

 — Незнайка вновь просит нас помочь ему выполнить задание Знайки.  Знайка загадал Незнайке разгадать ребусы. Посмотрите на доску, давайте отгадаем ребусы, тем самым поможем Незнайке.

Игра «Буква потерялась»

Друг Незнайки, Потеряйка, всё всегда теряет. И на этот раз он потерял в словах буквы. Давайте поможем Незнайке найти подходящую букву, чтобы получилось слово. (дети подбирают букву в слове)

Стхи (и), цветк (о), машиа(н), риснок( у), бека(л), веро(д), тарека( л)

IV. Обобщение и систематизация изученного.

Работа в группах

Игра « Найди нужную схему к слову»

— Знайка составил из букв слова, и предложил Незнайке выложить звуковые схемы к данным словам. А Незнайка открыл окно, в которое залетел проказник ветер и разметал по столу все слова и схемы. Давайте мы с вами поможем Незнайке соотнести слова со схемами. (Дети делятся на три группы по рядам, учитель выдаёт детям карточки с заданиями 

(школа, урок, класс, учитель, портфель) и дети соотносят схему со словом).

— Молодцы!

Упражнение  на развитие речи «Составь предложение» ( устно)

— Ребята давайте еще раз посмотрим на слова и составим  с одним из слов предложение, поможем Незнайке  (дети из слов «школа», «урок», « класс», « учитель»  « портфель»  составляют  свои предложения.

— Молодцы!  Мы помогли Незнайке выполнить все задания.

V. Рефлексия

— Чем занимались на уроке? Что делали?

-Какое задание вызвало у вас затруднение?

-А с каким заданием вы справились легко?

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему: » Звуки — гласные и согласные»»

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему: « Звуки — гласные и согласные». Задачи:

— формируем умение различать «гласные» и «согласные» звуки;
— формируем умение составлять звуко — буквенный анализ слов; выделять первый и последние звуки в слове;

-формируем умение классифицировать слова по слогам;

-формируем умение развивать связную речь;
— формируем умение слушать и работать в группе.

Оборудование:

Ноутбук, проектор, презентация Power Point « Животные» или картинки с изображением животных, наглядное пособие « Азбук в картинках».

Ход урока: I. Актуализация знаний.

— Ребята, сегодня к нам пришло электронное сообщение из Цветочного города от Незнайки. Он, как и вы собирается в этом году в школу. Знайка решил проверить готов ли Незнайка к школе, и дал ему ряд заданий. Незнайка очень боится ошибиться, не выполнить заданий, и просит у вас помощи. Поможем Незнайке выполнить все задания без ошибок?

II. Развитие умений – применение знаний.

Речевая разминка ( проговорим скороговорку)

Игра на внимание «Хлопни, топни»

— Ребята, давайте напомним Незнайке, какими бывают звуки (гласными и согласными).

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки, которые тянуться, поются голосом, произносятся без препятствия). Назовите гласные звуки.

-А с какими согласными звуками вы уже познакомились? (дети называют согласные звуки). Почему эти звуки мы называем согласными? (звуки произносятся с препятствием).

— А сейчас, будьте внимательны. Я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, хлопните в ладоши, а согласный звук – топните ногами. (педагог называет цепочку звуков)

— Молодцы! Справились с этим заданием. Думаю, что Незнайка тоже не ошибется при выполнении этого задания.

Упражнение «Кто, где живет?»

— Следующее задание от Знайки. Нам нужно помочь Незнайке определить количество слогов в названии животных и расселить их каждого в свой домик. В домике с одним окно поселятся животные, в названии, которых 1 слог; в домике с двумя окнами – животное с 2 слогами, а животные с тремя слогами в названии поселятся в доме с тремя окнами. (дети определяют и называют количество слогов в словах)! ( Слайды « Животные» или набор картинок ,с изображением животных: корова, лиса или лисица, волк, лось, заяц, лев, тигр, ёжик, мышка, медведь или медведица, носорог, бегемот, собака, белка, лягушка)

— Незнайка благодарит вас, за то, что вы выполнили это задание без ошибок!

Игра «Отгадай загадки» («Азбука в картинках» — загадки)

— Ребята, у Незнайки есть друг-поэт Цветик. Он очень любит сочинять стихи и загадки. Цветик загадал Незнайке загадки. И нам с вами нужно ему помочь не только их отгадать, но и определить с какого звука начинается отгадка, и превратиться в букву, обозначающую этот звук. (дети отгадывают загадку, определяют первый звук, дают его характеристику (гласны, согласный, твердый, мягкий) и превращаются в букву)

III. Физминутка. ( выбор учителя)

Игра « Разгадай ребус»

— Незнайка вновь просит нас помочь ему выполнить задание Знайки. Знайка загадал Незнайке разгадать ребусы. Посмотрите на доску, давайте отгадаем ребусы, тем самым поможем Незнайке.

Игра «Буква потерялась»

Друг Незнайки, Потеряйка, всё всегда теряет. И на этот раз он потерял в словах буквы. Давайте поможем Незнайке найти подходящую букву, чтобы получилось слово. (дети подбирают букву в слове)

Стхи (и), цветк (о), машиа(н), риснок( у), бека(л), веро(д), тарека( л)

IV. Обобщение и систематизация изученного.

Работа в группах

Игра « Найди нужную схему к слову»

— Знайка составил из букв слова, и предложил Незнайке выложить звуковые схемы к данным словам. А Незнайка открыл окно, в которое залетел проказник ветер и разметал по столу все слова и схемы. Давайте мы с вами поможем Незнайке соотнести слова со схемами. (Дети делятся на три группы по рядам, учитель выдаёт детям карточки с заданиями (школа, урок, класс, учитель, портфель) и дети соотносят схему со словом).

— Молодцы!

Упражнение на развитие речи «Составь предложение» ( устно)

— Ребята давайте еще раз посмотрим на слова и составим с одним из слов предложение, поможем Незнайке (дети из слов «школа», «урок», « класс», « учитель» « портфель» составляют свои предложения.

— Молодцы! Мы помогли Незнайке выполнить все задания.

V. Рефлексия — Чем занимались на уроке? Что делали?

-Какое задание вызвало у вас затруднение?

-А с каким заданием вы справились легко?

kopilkaurokov.ru

Урок в 1 классе «Гласные и согласные звуки»

Логопедический урок в 1 классе “Гласные и согласные звуки”.

ЦЕЛИ:

I. Коррекционно – образовательная: закрепление умения дифференцировать гласные и согласные звуки.

II. Коррекционно – развивающая: развитие слухового внимания, фонематического слуха.

III. Коррекционно – воспитательная: воспитывать понимание различия гласных и согласных звуков.

ОБОРУДОВАНИЕ: артикуляционные профили, зеркала, символы гласных и согласных звуков, предметные картинки.

ПЛАН урока:

  1. С помощью организационного момента подвести к теме урока.

  2. Решение учебной задачи.

  3. Упражнения в дифференциации гласных и согласных звуков.

ХОД:

  1. Ориентировочно – мотивационный этап.

  1. Упражнения на дыхание. Логопед просит определить по положению губ какой звук она задумала, а потом произнести его на выдохе.

  2. Сядет тот, кто определит общий звук в слогах. Как он образуется.

Ва-ка-па, со-ро-бо, ку-бу- лу, ми-ди-ки, дэ-бэ-тэ, сы-вы-пы.

3.Задания в группах:

— какие звуки вы произнесли?

— как вы узнали, что они гласные?

— назовите гласные звуки.

Вывод: при произнесении гласных звуков воздушная струя не встречает преграды. Показ профилей.

II. Операционально — исполнительский этап.

  1. Сказка о согласных звуках.

Жили- были веселые звуки. Они умели петь песни. Их звали А,О,У,Э, Ы,И.

А всех вместе называли “ Гласные звуки”. У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам тоже захотелось петь.

— П-п-п- запыхтел звук п. Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: “ Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса”.

— К-к-к- закряхтел звук к. Кряхтел, кряхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал, ведь ему тоже очень хотелось петь.

-Т-т-т-затукал звук т. Тукал, тукал, а спеть песенку не смог. Загоревал и он

Гласные звуки их успокоили:

-Не печальтесь, мы вам поможем, только вы должны стоять рядом с нами. Согласны?

— Согласны! Согласны!- закричали не певучие звуки.

Их назвали согласными.

Затем ученики перед зеркалом произносят п, т, к. Отмечают, что при произнесении этих звуков воздух встречает препятствие в виде ……

Физминутка: мелкомоторное упражнение « Коза-корова»,

Крупномоторное упражнение «Рука догоняет руку».

  1. Задания каждому ребенку –определить общий звук. Как он образуется.

Ок-ос-ор, уп-ул-ум, ар-аш-ан, эт-эв-эк, эд-эж-эт, им-ис-ип.

  1. Задания каждому ребенку- определить какой звук чаще всего слышится в стихах Маршака С. Я. Рассказать как он образуется.

4. Артикуляционная гимнастика.

5. Загадки:

1. Звук О

Молодцы крылатые

Платья полосатые

Ростом хоть и крохи

Укусят – будет плохо! (осы).

2. Звук У

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам верный друг,

Электрический….(утюг).

3. Звук И

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает! (игла).

4. Звук А

Стою на крыше

Всех труб выше! (антенна).

5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова.

Сделали дыру, вырыли нору,

Солнце сияет, а они не знают (кроты).

6. Игра .Я назову слово, но последний звук съел Звукоедик — его я простучу.

Назовите этот звук, расскажите как он образуется.

7. Задание. Назвать картинки так, чтобы мы услышали общий звук, как он образуется.

8. Назвать первый звук в названиях картинок. Гласный или согласный. Почему?

9. Игра “ Чего не стало”.

Рефлексивно – оценочный этап.

— как произносятся гласные звуки?

— как мы узнаем согласный звук?

infourok.ru

Урок «Обучение грамоте» в 1 классе Тема: «Гласные и согласные звуки»

Урок «Обучение грамоте» в 1 классе

Тема: «Гласные и согласные звуки»

Цели:

  • продолжить формировать представление о гласных и согласных звуках;

  • способствовать развитию связной и литературно грамотной речи, умению рассказывать;

  • развивать внимание, наблюдательность;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

  1. Самоопределение к деятельности.

— Сегодня мы совершим путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, мы должны отгадать загадку-ключ.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шапка есть – нет головы. (гриб)

(Показываю рисунок гриба. Открываю картинку «Осенний лес»)

— Но вот и попали мы в сказочный лес,

Лес этот полон всяких чудес,

Здесь звери не только учатся жить,

Они тоже умными все хотят быть.

И учит зверушек медведь косолапый,

Указку, держа своей лапой мохнатой.

(Картинка «Лесная школа»)

  1. Актуализация знаний.

— У зверят тоже урок чтения. И тема урока «Гласные и согласные звуки».

— Прочитайте тему урока. (Запись на доске)

— Ребята, а какая цель нашего урока?

— Чему должны научиться вы?

— А какая моя цель?

— Значит, мы все должны работать дружно, помогать друг другу.

— Давайте поможем зверятам.

— Что мы обозначаем красным цветом?

— Какие звуки мы называем гласными?

— Назовите гласные звуки.

— Какие звуки называем согласными?

— Что мы обозначаем синим цветом? А зленым?

— Учитель-медведь тоже указывает на какую-то схему. Что это?

— Но чтобы нам не заблудиться в лесу, нашим проводникам будет этот гриб. (Лисичка)

— Вот какая история произошла с ним однажды.

Жил в лесу гриб лисичка со своими грибятами. Один грибенок был очень непослушный и ушел без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверек с большим пушистым хвостом.

— Ты кто? – спросил грибенка зверек.

— Я лисичка, — ответил грибенок.

— Вот здорово, — обрадовался зверек, — я тоже лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит охотник?

— Ты все перепутал, — ответил грибенок, — охотники в нас не стреляют. Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить на сковородке…

— Что за лисички встретились?

— Кто из них прав?

— Почему же лисички не поняли друг друга?

Вывод. Одно слово обозначает несколько предметов. В русском языке такие слова, которые обозначают несколько предметов, называются омонимами. Более подробно вы с ними познакомитесь дальше, когда начнете изучать русский язык. Значение таких слов мы находим в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.

— А может быть кто-нибудь из вас может привести примеры таких слов?

— Знаете ли вы, что грибы называют детьми леса? А почему?

— Да потому, что грибы растут только в лесу. Всем известно, что если в чистом поле посеять и вырастить лес, то начнут родиться в нем грибы, свойственные породам деревьев выращенного леса. Поэтому народ дал грибам названия, происходящие от названия деревьев подберезовик, подосиновик, дубовик.

— Кто из вас ходил в лес за грибами?

— Как надо собирать грибы? Что может произойти, если грибники будут рвать грибы?

Чтение текста таблицы «Обучение грамоте» и беседа по нему.

— И действительно, ребята, грибы имеют большое значение в жизни многих лесных жителей. Если человек может обойтись без грибов, найдет другую себе пищу, то лесные жители, пожалуй, нет. Давайте прочитаем небольшой текст.

III. Самостоятельная работа.

— Наш проводник грибок вывел нас на лесную поляну. Посмотрите внимательно на картинку.

— выполните задание к ней. (Составить 2 предложения по картинке по схемам:

____ ____ ____ . ____ ____ ____ !

— Сколько слов в первом предложении? Во 2, 3?

— Какое по интонации 3-е предложение?

— Что называется предложением?

— Из чего состоят предложения?

— Как пишем первое слово в предложении?

— Каким видом речи мы пользовались?

— Что такое устная речь?

— Учитель-медведь задал своим ученикам загадки, но они затрудняются их отгадать. Давайте поможем им не только отгадать загадки, но и составим к ним схемы.

— Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

— Рыжая с пушистым хвостом живет в лесу под кустом. (лиса)

— В сосне дупло, в дупле тепло, а кто в дупле, живет в тепле? (белка)

V. Рефлексия.

— Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мне вновь очутились дома, в классе, мы должны ответить грибочку – проводничку, достигли ли мы поставленной цели.

— Чему научились на уроке?

— что узнали нового?

Список использованной литературы:

  1. С.В. Савинова, Е.Е. Гугучкина. Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторниы, конкурсы, турниры, путешествия). Издательство «Учитель». Волгоград, г.

infourok.ru

гласные и согласные» (УМК Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др., ФГОС)

Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным (учебник, с. 15)

    Коллективная.

    Словесный, практический. Дидактическое упражнение

    – Какое дерево склонилось над прудом?

    – Произнесите первый звук.

    – Что можете о нем сказать?

    – Посчитайте, сколько слогов

    в слове ива?

    – Произнесите второй слог.

    – Сколько звуков вы слышите в этом слоге?

    – Какой гласный?

    –В слоге ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких, даже мельчайших, остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:

    При таком изображении видно, что в слоге ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием.

    Аналогичная работа проводится со словом осы

    – Ива.

    – [и].

    – Он гласный.

    – Два.

    – ва.

    – Два.

    – Звук [a].

    Слушают объяснение учителя

    Внимательно слушают вопросы учителя, осмысленно отвечают на них. Учатся работать со знаково-символическими средствами.

    Наблюдают, как гласный образует слог. Делают вывод (под руководством учителя) о том, что гласные образуют слоги. Учатся выполнять слого-звуковой анализ слова

    Коллективный.

    Слияние согласного звука с гласным. Слого-звуковой разбор слов ива, осы

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Конспект урока для 1 класса «Гласные и согласные звуки»

    Макриденко Зинаида Ивановна

    Учитель начальных классов.

    МБОУ СОШ Чехов-3 с углубленным изучением отдельных предметов.

    Урок «Обучение грамоте» в 1 классе

    Тема: «Гласные и согласные звуки»

    Макриденко Зинаида Ивановна, учитель начальных классов.

    Статья отнесена к разделу «Преподавание в начальной школе».

    Цели:

    • продолжить формировать представление о гласных и согласных звуках;

    • способствовать развитию связной и литературно грамотной речи, умению рассказывать;

    • развивать внимание, наблюдательность;

    • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    1. Самоопределение к деятельности.

    — Сегодня мы совершим путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, мы должны отгадать загадку-ключ.

    Под сосною у дорожки

    Кто стоит среди травы?

    Ножка есть, но нет сапожек,

    Шапка есть – нет головы. (гриб)

    (Показываю рисунок гриба. Открываю картинку «Осенний лес»)

    — Но вот и попали мы в сказочный лес,

    Лес этот полон всяких чудес,

    Здесь звери не только учатся жить,

    Они тоже умными все хотят быть.

    И учит зверушек медведь косолапый,

    Указку, держа своей лапой мохнатой.

    (Картинка «Лесная школа»)

    1. Актуализация знаний.

    — У зверят тоже урок чтения. И тема урока «Гласные и согласные звуки».

    — Прочитайте тему урока. (Запись на доске)

    — Ребята, а какая цель нашего урока?

    — Чему должны научиться вы?

    — А какая моя цель?

    — Значит, мы все должны работать дружно, помогать друг другу.

    — Давайте поможем зверятам.

    — Что мы обозначаем красным цветом?

    — Какие звуки мы называем гласными?

    — Назовите гласные звуки.

    — Какие звуки называем согласными?

    — Что мы обозначаем синим цветом? А зленым?

    — Учитель-медведь тоже указывает на какую-то схему. Что это?

    — Но чтобы нам не заблудиться в лесу, нашим проводникам будет этот гриб. (Лисичка)

    — Вот какая история произошла с ним однажды.

    Жил в лесу гриб лисичка со своими грибятами. Один грибенок был очень непослушный и ушел без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверек с большим пушистым хвостом.

    — Ты кто? – спросил грибенка зверек.

    — Я лисичка, — ответил грибенок.

    — Вот здорово, — обрадовался зверек, — я тоже лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит охотник?

    — Ты все перепутал, — ответил грибенок, — охотники в нас не стреляют. Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить на сковородке…

    — Что за лисички встретились?

    — Кто из них прав?

    — Почему же лисички не поняли друг друга?

    Вывод. Одно слово обозначает несколько предметов. В русском языке такие слова, которые обозначают несколько предметов, называются омонимами. Более подробно вы с ними познакомитесь дальше, когда начнете изучать русский язык. Значение таких слов мы находим в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.

    — А может быть кто-нибудь из вас может привести примеры таких слов?

    — Знаете ли вы, что грибы называют детьми леса? А почему?

    — Да потому, что грибы растут только в лесу. Всем известно, что если в чистом поле посеять и вырастить лес, то начнут родиться в нем грибы, свойственные породам деревьев выращенного леса. Поэтому народ дал грибам названия, происходящие от названия деревьев подберезовик, подосиновик, дубовик.

    — Кто из вас ходил в лес за грибами?

    — Как надо собирать грибы? Что может произойти, если грибники будут рвать грибы?

    Чтение текста таблицы «Обучение грамоте» и беседа по нему.

    — И действительно, ребята, грибы имеют большое значение в жизни многих лесных жителей. Если человек может обойтись без грибов, найдет другую себе пищу, то лесные жители, пожалуй, нет. Давайте прочитаем небольшой текст.

    III. Самостоятельная работа.

    — Наш проводник грибок вывел нас на лесную поляну. Посмотрите внимательно на картинку.

    — выполните задание к ней. (Составить 2 предложения по картинке по схемам:

    ____ ____ ____ . ____ ____ ____ !

    — Сколько слов в первом предложении? Во 2, 3?

    — Какое по интонации 3-е предложение?

    — Что называется предложением?

    — Из чего состоят предложения?

    — Как пишем первое слово в предложении?

    — Каким видом речи мы пользовались?

    — Что такое устная речь?

    — Учитель-медведь задал своим ученикам загадки, но они затрудняются их отгадать. Давайте поможем им не только отгадать загадки, но и составим к ним схемы.

    — Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

    — Рыжая с пушистым хвостом живет в лесу под кустом. (лиса)

    — В сосне дупло, в дупле тепло, а кто в дупле, живет в тепле? (белка)

    V. Рефлексия.

    — Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мне вновь очутились дома, в классе, мы должны ответить грибочку – проводничку, достигли ли мы поставленной цели.

    — Чему научились на уроке?

    — что узнали нового?

    Список использованной литературы:

    1. С.В. Савинова, Е.Е. Гугучкина. Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторниы, конкурсы, турниры, путешествия). Издательство «Учитель». Волгоград, г.

    5

    doc4web.ru

    Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Гласные и согласные звуки и буквы»

     

    Конспект урока обучения грамоте

    Урок путешествие «В Стране слов»

    Тема урока: Закрепление знаний о гласных  и согласных звуках

    Цель: закрепить умение распознавать гласные звуки в слове и совершенствовать навыки фиксации гласных звуков в схеме слова, создать условия для развития интереса к чтению,

    выявить уровень знаний по теме.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    При входе в класс, перед уроком каждый получил билет (квадратики четырёх цветов)

    Участники рассаживаются за столы по группам, в зависимости от цвета билета (таким образом, формируются четыре команды)

    – Сегодня мы отправимся в путешествие. О нашем путешествии узнали жители волшебной страны Слов и приготовили вам подарки. Они спрятаны в замке у Феи Слов.. Чтобы мы их всё – таки могли найти, они оставила нам карту и проводника. (Рисунок 1).

     

    Отгадайте, кто же будет нам помогать?

    На завтрак съел он только луковку,

    Но никогда он не был плаксой.

    Писать учился носом буковки

    И посадил в тетрадке кляксу.

    Не слушался совсем Мальвину

    Сын папы Карло… (Буратино)

     

     

     

     

     

     

    Рисунок 1

    Наш проводник – это Буратино (учитель вывешивает картинку с изображением Буратино).

    – Вы готовы отправиться в путешествие? Путь нам предстоит нелёгкий, вы готовы справиться с трудными заданиями? Тогда в путь!

    2. Закрепление знаний и способов действий.

     

    – На пути река. Чтобы перейти реку, нам нужно:

     

    А) Назвать правильно все буквы, которые мы уже изучили (по ленте букв).

    Из реки видны части букв, учащимся необходимо узнать образ буквы.

    (каждая команда за правильный ответ получает ключ)

    А    О  И    Ы    У

     

    Б) Прочитать слоги (по слоговой индивидуальной таблице, которая имеется у каждого ученика).

    НА

    КА

    ЛА

    ТА

    НО

    КО

    ЛО

    ТО

    НЫ

    КЫ

    ЛЫ

    ТЫ

    НИ

    КИ

    ЛИ

    ТИ

    НУ

    КУ

    ЛУ

    ТУ

    – Вы правильно выполнили задания. Мы перешли реку и оказались в лесу.

    Здесь растут разные деревья (слива, лимон, апельсин, яблоко), чтобы сорвать плоды, необходимо подобрать схему к рисункам.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    – В этом лесу живут два гнома – Тим и Том. Они носят разные колпачки — синий и зелёный. Гном Том собирает в лесу все предметы, которые начинаются с твёрдого согласного звука, а Тим – с мягкого. Поможем гномам навести порядок в лесу?

    банка   сапог  ботинок   лист   мишка  кирпич 

     Чтобы мы смогли пройти через лес и не заблудиться в нём, гномы предлагают нам свою помощь. Но только в том случае, если мы разгадаем тайну двух букв.

    А) Почему каждая буква имеет два образа?  (Заглавная и строчная)

    Вставьте  первую букву в имена людей (задание на карточках, приложение №1)

    __ера      __ина      __аша        __ома             Вера        Зина            Саша         Рома

    __ера      __ина      __аша        __ома             Лера        Лина           Маша         Фома

    __ера      __ина      __аша        __ома             Гера         Рина           Даша          Тома

    – Произнесите слово, поделите на слоги.

    – Назовите первый звук.

    – Какой это звук?  (твёрдый, мягкий – показывают сигнальными карточками)

    Б) – Движемся дальше. На пути замок. Чтобы войти в замок, нужно опустить мост, а для этого мы должны найти место ударения в словах и объяснить их значение  (у Буратино находятся схемы, которые нужно соотнести с картинками)

    атлас        гвоздики       ирис     замок       кружки        стрелки

     

     

    Каждая команда за правильные ответы получает ключ.

    – Мы вошли в замок. Рядом с замком пруд. В пруду обитают лягушки. Давайте их разбудим.

    В) Физкультминутка «На болоте две лягушки».

    На болоте две лягушки,
    Две зеленые квакушки
    Рано утром умывались,
    Полотенцем растирались,
    Ножками потопали,
    Ручками похлопали,
    Вправо, влево наклонялись
    И обратно возвращались.
    Вот здоровья в чем секрет –
    Всем друзьям физкультпривет!

      Игра «Крутим-вертим колесо»

    Составьте как можно больше слов, используя буквы и слоги (приложение № 2).

                       да                                                                              во              

    мо                                      ге                                  ме                                     бо

                                                                                    

    ру                 ЛЬ                      со                     ко                      л                              сто

     

    ку                                       е                                    ство                               за

                        ме                                                                            мо

    Для каждого из вас Фея приготовила карточки с заданием, где нужно соединить картинку со схемой слова. (за каждое правильно соединённое слово, участники зарабатывают по 1 баллу)

     Молодцы, посмотрите, нас встречает Фея Слов в нашем замке. Она очень огорчена, в замке совсем темно, Фея просит вас зажечь огоньки.

     На карточке текст (для читающих детей) прочитайте (приложение №3).

    А) читает образец ученик;
    Б) чтение по одному предложению;
    Найдите все знакомые гласные буквы, отметьте их красным цветом (зажигаем огоньки).

    Молодцы, вы справились с заданием, осталось открыть сундук с подарками. Для этого нам нужно отгадать ребусы.

     

     

     

     

    3. Оцените свою работу на уроке (рефлексия).

    Капитаны команды объявляют количество заработанных ключей.

    Учитель подводит итоги.

    Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, возьмите весёлого человечка.

     

     

     

     

    Если вы затруднялись при выполнении каких – либо заданий, возьмите печального человечка.  

     

    Кому на уроке было трудно работать, он с заданиями не справлялся, возьмите грустного человечка.  

     

    – Вам понравилось путешествие? Мы у цели. А вот и наши подарки (учитель раздаёт подарки).

    – Вы ничего не хотите сказать жителям Волшебной Страны Слов? (Дети говорят «спасибо»).

    – Спасибо вам за урок.

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Гласные и согласные звуки и буквы» »

    Конспект урока обучения грамоте

    Урок путешествие «В Стране слов»

    Тема урока: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках

    Цель: закрепить умение распознавать гласные звуки в слове и совершенствовать навыки фиксации гласных звуков в схеме слова, создать условия для развития интереса к чтению,

    выявить уровень знаний по теме.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    При входе в класс, перед уроком каждый получил билет (квадратики четырёх цветов)

    Участники рассаживаются за столы по группам, в зависимости от цвета билета (таким образом, формируются четыре команды)

    – Сегодня мы отправимся в путешествие. О нашем путешествии узнали жители волшебной страны Слов и приготовили вам подарки. Они спрятаны в замке у Феи Слов.. Чтобы мы их всё – таки могли найти, они оставила нам карту и проводника. (Рисунок 1).

    Отгадайте, кто же будет нам помогать?

    На завтрак съел он только луковку,

    Но никогда он не был плаксой.

    Писать учился носом буковки

    И посадил в тетрадке кляксу.

    Не слушался совсем Мальвину

    Сын папы Карло… (Буратино)

    Рисунок 1

    Наш проводник – это Буратино (учитель вывешивает картинку с изображением Буратино).

    – Вы готовы отправиться в путешествие? Путь нам предстоит нелёгкий, вы готовы справиться с трудными заданиями? Тогда в путь!

    2. Закрепление знаний и способов действий.

    – На пути река. Чтобы перейти реку, нам нужно:

    А) Назвать правильно все буквы, которые мы уже изучили (по ленте букв).

    Из реки видны части букв, учащимся необходимо узнать образ буквы.

    (каждая команда за правильный ответ получает ключ)

    А О И Ы У

    Б) Прочитать слоги (по слоговой индивидуальной таблице, которая имеется у каждого ученика).

    НА

    КА

    ЛА

    ТА

    НО

    КО

    ЛО

    ТО

    НЫ

    КЫ

    ЛЫ

    ТЫ

    НИ

    КИ

    ЛИ

    ТИ

    НУ

    КУ

    ЛУ

    ТУ

    – Вы правильно выполнили задания. Мы перешли реку и оказались в лесу.

    Здесь растут разные деревья (слива, лимон, апельсин, яблоко), чтобы сорвать плоды, необходимо подобрать схему к рисункам.



    – В этом лесу живут два гнома – Тим и Том. Они носят разные колпачки — синий и зелёный. Гном Том собирает в лесу все предметы, которые начинаются с твёрдого согласного звука, а Тим – с мягкого. Поможем гномам навести порядок в лесу?

    банка сапог ботинок лист мишка кирпич

    Чтобы мы смогли пройти через лес и не заблудиться в нём, гномы предлагают нам свою помощь. Но только в том случае, если мы разгадаем тайну двух букв.

    А) Почему каждая буква имеет два образа? (Заглавная и строчная)

    Вставьте первую букву в имена людей (задание на карточках, приложение №1)

    __ера __ина __аша __ома Вера Зина Саша Рома

    __ера __ина __аша __ома Лера Лина Маша Фома

    __ера __ина __аша __ома Гера Рина Даша Тома

    – Произнесите слово, поделите на слоги.

    – Назовите первый звук.

    – Какой это звук? (твёрдый, мягкий – показывают сигнальными карточками)

    Б) – Движемся дальше. На пути замок. Чтобы войти в замок, нужно опустить мост, а для этого мы должны найти место ударения в словах и объяснить их значение (у Буратино находятся схемы, которые нужно соотнести с картинками)

    атлас гвоздики ирис замок кружки стрелки

    Каждая команда за правильные ответы получает ключ.

    – Мы вошли в замок. Рядом с замком пруд. В пруду обитают лягушки. Давайте их разбудим.

    В) Физкультминутка «На болоте две лягушки».

    На болоте две лягушки,
    Две зеленые квакушки
    Рано утром умывались,
    Полотенцем растирались,
    Ножками потопали,
    Ручками похлопали,
    Вправо, влево наклонялись
    И обратно возвращались.
    Вот здоровья в чем секрет –
    Всем друзьям физкультпривет!

    Игра «Крутим-вертим колесо»

    Составьте как можно больше слов, используя буквы и слоги (приложение № 2).

    да во

    мо ге ме бо

    ру ЛЬ со ко л сто

    ку е ство за

    ме мо

    Для каждого из вас Фея приготовила карточки с заданием, где нужно соединить картинку со схемой слова. (за каждое правильно соединённое слово, участники зарабатывают по 1 баллу)

    Молодцы, посмотрите, нас встречает Фея Слов в нашем замке. Она очень огорчена, в замке совсем темно, Фея просит вас зажечь огоньки.

    На карточке текст (для читающих детей) прочитайте (приложение №3).

    А) читает образец ученик;
    Б) чтение по одному предложению;
    Найдите все знакомые гласные буквы, отметьте их красным цветом (зажигаем огоньки).

    Молодцы, вы справились с заданием, осталось открыть сундук с подарками. Для этого нам нужно отгадать ребусы.

    3. Оцените свою работу на уроке (рефлексия).

    Капитаны команды объявляют количество заработанных ключей.

    Учитель подводит итоги.

    Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, возьмите весёлого человечка.

    Если вы затруднялись при выполнении каких – либо заданий, возьмите печального человечка.  

    Кому на уроке было трудно работать, он с заданиями не справлялся, возьмите грустного человечка.  

    – Вам понравилось путешествие? Мы у цели. А вот и наши подарки (учитель раздаёт подарки).

    – Вы ничего не хотите сказать жителям Волшебной Страны Слов? (Дети говорят «спасибо»).

    – Спасибо вам за урок.

    Приложение № 1

    __ера __ ина __ аша __ ома

    __ера __ ина __ аша __ома

    __ера __ ина __ аша __ ома

    _______________________________________________

    Приложение № 2

    да во

    мо ге ме бо

    ру ЛЬ со ко л сто

    ку е ство за

    ме мо

    _________________________________________

    Приложение № 3

    Барсук – любопытный хитрец. Он залез в палатку туристов и завернулся в рубашку. Антон поднял рубашку и закричал от испуга. А барсук ухватил кусок сыра и был таков.

    kopilkaurokov.ru

    Урок обучения грамоте. Гласные и согласные звуки

    Разделы: Начальная школа


    Цель: формировать у учащихся представление о гласных и согласных звуках.

    Формирование УУД:

    • умение точно следовать инструкциям учителя;
    • устанавливать последовательность фактов в тексте,
    • выявлять подтекст;
    • моделировать схему предложения.

     Ход урока

    1. Введение в тему урока.

    — Что мы узнали на прошлом уроке? (Понятие звук, что звуки окружают нас)

    — На прошлом уроке мы с вами слушали и вот такой звук:

    Прослушать запись шума класса во время перемены.

    — Что вы слышали? (Разговаривают дети)

    — Значит, разговаривают люди тоже звуками. Цель нашего урока — разделить звуки на две группы.

    2. Работа над новой темой.

    Работа в парах.

    — Повернитесь друг к другу и понаблюдайте, как мы произносим звуки.

    Какой звук произносит мама, когда укачивает малыша? (А-а-а)

    Как гудит пароход? (У-у-у)

    Изобразите, как гудит пчела? (Ж-ж-ж)

    Как рычит собака? (Р-р-р)

    Как звенит комар? (З-з-з)

    Как удивляется человек? (О-о-о)

    Как фыркает ёжик? (Ф-ф-ф)

    Одновременно на доску учитель выставляет буквы, обозначающие произносимые учащимися звуки.

    — Все ли звуки вы произносили одинаково? (Нет)

    — Какие звуки произносились легко? (А, у, о)

    — С помощью чего произносились эти звуки? (Воздуха, голоса)

    — Может кто-нибудь знает, как называются звуки, которые произносятся голосом? (Гласные звуки)

    На доску вывешивается условный знак гласных звуков.

    — Что мешало вам произносить остальные звуки? (Губы, зубы, язык)

    — Может кто-нибудь знает, как называются такие звуки? (Согласные)

    На доску вывешивается условный знак согласных звуков.

     

    — Сделайте вывод: на какие две группы делятся звуки.

    — Что общего у всех гласных? (Произносятся легко, с помощью голоса, при произнесении во рту ничего не мешает, их можно пропеть)

    — Что общего у всех согласных? (Нельзя пропеть, при произнесении во рту мешает что-то: язык, губы, зубы)

    Работа в группах.

    — Вспомните правила работы в группе.

    Работать дружно.
    Не ссориться — это мешает работе.
    Распределить роли — кто что будет делать.
    Помогать друг другу в работе.

    Правила вывешиваются на доске.

    Задание: Разложите данные вам карточки в правильные группы.

    По окончании работы старший группы подводит итог:

    — как работала группа,

    — что получалось и что вызвало затруднения;

    — оценка работы группы.

    3. Работа с азбукой.

    — Откройте стр. 16, рассмотрите картинку.

    — Кто узнал сказку? (Волк и семеро козлят)

    — Что произошло, когда мама-коза ушла?

    — Чему учит эта сказка?

    Работа в парах.

    Задание: задайте вопросы друг другу по этой картинке.

    4. Подведение итогов урока.

    1. Что вы узнали сегодня на уроке?

    2. Подумайте: о каком звуке идёт речь?
    Воздух свободно течёт через рот,
    Нет препятствий разных.
    Голос участвует, голос зовёт,
    Звук получается … (Гласный)

    3. Какие звуки называют согласными?

    4. Что понравилось на уроке? О чём расскажите своим родителям?

    16.02.2012

    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Советы рукодельницам