Конспект урока обучения грамоте «ЗВУКИ [в], [в’], БУКВА в» 1 класс

1

Самоопределение к деятельности (1-2 мин).

Организацион-ный момент. Психологический настрой

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Проверка готовности к уроку.

Подготовленный ученик читает стихотворение перед классом

Мы гостей сегодня ждали,

И с волнением встречали.

Хорошо ли мы умеем и читать и отвечать?

Не судите очень строго.

Ведь учились мы не много!

-Прозвенел звонок. начинается урок. Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, подарите им свои улыбки. поприветствуйте их,. Аня прочитает стихотворение. А теперь можно тихо сесть.

– Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются нашим успехам.

Покажите смайликом , а с каким настроением вы начинаете урок.

Я очень рада , что у всех сегодня хорошее настроение.

Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение слушать и понимать других.

Личностные УУД:

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Цель этапа: закрепление знаний о звуках и буквах, подготовка к восприятию нового, обеспечение вовлечённости в учебную деятельность, развитие логических операций.

Фронтально отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал, анализируют, делают выводы, учатся излагать мысли чётко и ясно.

Дети отвечают:

1.(гласные и согласные)
2. (произносятся долго, нараспев; воздух не встречает препятствий на своём пути, всегда с участием голоса).
3.(ударные и безударные)

4. (звук и – обозначает мягкость)

Дети отвечают: лишняя буква А, так как она гласная, буква с, так как она прописная.

а) Наш урок начнём с разминки

Вспомним изученный материал:

Скажите , чем звуки отличаются от букв?                                                             
— На какие 2 группы делятся звуки?
 

-По каким признакам вы определяете ,что звуки гласные?

— Назовите гласные звуки.

— А какой гласный звук отличается от других и чем?

  — Какие звуки называем согласными? (воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума)
— На какие большие группы делятся все согласные звуки?
— Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки.

— Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.

б) Развиваем внимание

А сейчас посмотрим какие вы внимательные.

-Обратите внимание на буквы и скажите какая буква лишняя и почему? ВАПРЛДсТ (Магнитные буквы)

Молодцы! Вы были очень внимательны.

Познавательные УУД

Членение речи на предложения, слова. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Коммуникативные УУД

Формировать умение слушать и понимать других;

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Ведение проблемного диалога

Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление;

3

Мобилизирую-щий этап

Дети слушают музыку из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все»

-А сейчас я предлагаю вам прослушать песенку. Если вы, прослушав,  догадаетесь,  кто исполняет эту песенку, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.

— Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок?
( картинка с изображением В.П.)

— Конечно, это добродушный медвежонок Винни-Пух. Он не случайно пришел сегодня к нам на урок. А почему , вы мне сами скажите чуть позже.

Личностные УУД

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

4

Постановка учебной задачи (3-4 мин)

Цель: прогнозирование темы и цели урока, формирование познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения.

Детям предоставляется возможность выбора

Отгадывание загадок

Дети формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания.

— Мы познакомимся со звуками [в], [в’],  буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать звуки [в], [в’] и букву в от других звуков и букв.

 -Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

А сейчас пришло время узнать тему нашего урока. Предлагаю несколько вариантов, как можно узнать с какой буквой будем знакомиться.

1.Я вам сама называю букву.

2.Можно просто открыть учебник и посмотреть

3. Я вам предложу загадки и по отгадкам вы узнаете о какой букве будем говорить.

Конечно, догадаться самому всегда интереснее.

Слушаем первую загадку:

Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый …
(Волк) (выставляю картинку)

Слушаем вторую загадку:

Салат, макароны, котлеты, картошку
Их можно, конечно, покушать и ложкой,
Но мною удобней — 
у меня есть зубчики
Правда, невозможно 
мною кушать супчики.

(Вилка) (выставляю картинку)

Какой первый звук в слове волк?

Правильно звук [в].

Какой первый звук в слове вилка?

Звук[в*].

Правильно.

Кто уже догадался какая тема нашего урока?

(Звуки [в], [в*] и буква В.)

 Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники,  сформулируйте цели нашего урока:

        Познакомимся –

        Учиться отличать –

        Учиться читать —  

Формирование умения планировать свои действия при изучении нового материала.

Формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

5

Открытие» детьми нового знания (5-6 мин)

Цель: наблюдение за звуками, осознание темы урока

Наблюдают за звуками и делают вывод.

Нет.

(так как при произнесении звука воздух встречает преграду; )

Во рту есть преграда – (работа с зеркалами) нижняя губа и верхние зубы мешают воздуху двигаться изо рта легко и свободно.

Ученик ставит на наборное полотно нужный знак.

Ладони звенят, слышится голос — значит звонкий;

Вывод: согласный, звонкий, может быть твёрдый и мягкий

Итак, новые звуки мы выделили, Цели поставили .Будем знакомиться с новыми звуками.

Исследуем звук [В] и дадим его характеристику.

Для этого проведём эксперименты.

Первый эксперимент — поем песенку со звуком [В].

Получилась ли песня?

Почему?

Возьмите зеркальца. Следим за губами, зубами и языком.

Какую преграду встретил воздух?

Значит какой это звук?

Первый вывод мы сделали. Он — согласный.

Выберем условный знак, которым мы обозначаем согласный.

А мы знаем, что согласные могут быть звонкими и глухими.

Второй эксперимент- кладём ладонь на горлышко и произносим звук.

Что заметили?( ладошки звенят)

Крикнем звук. Что услышали голос или шум?

Ладони звенят. Слышится голос. Значит какой он?

Второй вывод мы сделали- он звонкий.

Поставим условный знак, обозначающий звонкость.

Вспомним как звучал звук [В] в слове волк?

( твёрдо)

Как в слове вилка?( Мягко)

Какой вывод можем сделать?

( звук [в] может быть твёрдым и мягким).

Сделаем общий вывод, что мы узнали о новом звуке? Можно опираться на знаки — помощники.

Новые звуки мы охарактеризовали .Теперь составим схемы к словам волк , вилка.

Формирование личностных, регулятивных, познавательных УУД.

Деятельностный подход на уроке

5

Первичное закрепление (7-9 мин)

Цель: развитие фонематического слуха.

умения выделять звуки

Физминутка

Цель: создание условий для улучшения общего состояния детей и смены их деятельности

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону в классе (4-5 мин)

Цель: формирование способности выбрать учебный материал для решения поставленной задачи

Физминутка

(Для восстановения работоспособности, снятия мышечного и умственного напряжения)

Работа по иллюстрации учебника.

Тема нашего урока буква В и имя Винни- пуха тоже начинается на букву В.

Дети конструируют букву.

Самопроверка. Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля,) называют количество найденных букв в,

Самостоятельная работа(лепка буквы В из пластилина)

3) Работа в парах. Вспоминают правила работы в парах.

(тык-ва, ва-та, со-ва, вил-ка, во-рона, вос-ток, ва-за, во-лосы)

Дети отвечают:поменьше есть, меньше есть сладкого, больше есть фруктов, заниматься спортом.

Вспоминают алгоритм звуко-буквенного разбора Выкладывают на столе схемы слова при помощи кружков, проверяют себя.

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану

Мы совсем забыли про нашего гостя Винни- пуха. Догадались почему он пришёл к нам на урок?

Винни- пух предлагает нам немножко отдохнуть и поиграть в игру «мягкий – твёрдый».

Винни- Пух большой обжора, он очень любит покушать, а особенно любит сладкое. Он мне передал конверт, где написаны его любимые лакомства.

Если в названии продукта услышите твёрдый звук — приседайте. Если мягкий — подпрыгните и хлопните в ладоши. А если в слове нет новых звуков- стойте спокойно.( варенье, виноград, вафли, мёд, ежевика, вишня, слива, халва, малина, повидло, ватрушка).

Знакомство с буквой В, в.    

— Звуки [в], [в’] обозначаются буквой В. ( показ буквы). Имя этой буквы в алфавите вэ. Винни-Пух очень хочет, чтоб вы запомнили букву В и приготовил для вас картинки с буквой В.На что она похожа?

(Выставляю картинки)

К единице три подставим

Букву В с тобой составим.

Буква В плывёт ко мне

как кораблик по волне.

Давайте сделаем приятное для Винни-Пуха и вылепим букву В из пластилина.

Пора поселить новую букву в наш Азбукоград. В какое окошко мы её поставим?

Букву В мы заселили и с новосельем её поздравлять прибежали жители из красных окошек.

Чтение слогов

  • Прибежал веселый А, почитали дети – ва.
    Прибежал задорный О, прочитали дети – во.
    Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – вы.
    Прибежал игривый И, прочитали дети – ви.
    Прибежал упрямый У, прочитали дети – ву.


громко (хором)

1)Работа в парах

Винни- Пух вёз нам в подарок слова с новой буквой. Но слова по дороге рассыпались на слоги. Давайте попробуем собрать эти слова, поработаем  в парах. (составить слова из слогов, соединив их стрелочкой)

2)Проверка.

-Какие слова вы составили? Прочитайте.

А сейчас отдохнём, проведём физминутку под песенку Винни-Пуха.

Винни-Пух поёт в своей песенке о том, что не станет худеть. А вы как думаете нужно ли ему немножко похудеть?

А, что с ним случилось в гостях у кролика? (он так объелся, что не смог пролезть в дверь).

Какие же советы вы дадите Винни-пуху, чтобы похудеть?

( сесть на диету)

А как вы думаете Винни-Пух правильно питался?(нет, ел много сладкого).

Значит, что мы ему посоветуем?

(поменьше есть сладкого, а побольше фруктов)

А чем нужно заняться Винни-Пуху?

Конечно, нужно заниматься спортом. больше бегать.

Ребята, наш Рома несмотря на то, что он всего лишь первоклассник уже серьёзно занимается спортом. недавно он ездил в город Орёл на соревнования по бегу и занял там второе место. Так что Винни-Пуху можно брать пример с нашего Ромы.

А какие спортивные игры вы знаете?

5. Работа по учебнику

В какую спортивную игру играют звери?

Вместе с Винни-Пухом отправляемся на футбольное поле.

— Назовите кто играет в футбол.
— Кто забивает мяч?
— Кто стоит в воротах и ловит мяч?
-А как в футболе называют игрока, который стоит в воротах? Есть ли в слове вратарь наш новый звук? Где он стоит?

Давайте составим предложение со словом вратарь.

Как называют тех, кто болеет за своих игроков?

Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных

УУД.

Регулятивные УУД:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Коммуникативные УУД

Умение работать в парах,

договариваться. Умение учитывать позицию партнёра

Коммуникативные УУД

Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

ЛичностныеУУД:

Формирование эмоционального отношения к спорту и здоровому образу жизни.

6

Включение в систему знаний и повторение (10-12 мин)

Цель: применение нового знания, формирование навыка чтения Работа с текстом учебника.

Чтение слов.
На доске слова в столбиках:
Вова                 вот                 ловит         ворота
Слава               твои               лови

— Прочитайте слова. Найдите слова, где буква «В» стоит в начале слова, в середине.
— Почему слова Вова, Слава напечатаны с большой буквы?
Работа над текстом.
1. Прочитайте предложения цепочкой.

Кто из мальчиков принимал участие в игре? Какую роль они выполняли в команде игроков?

Найдите это предложение.

Вова и Слава играли в одной команде? откуда это видно?

Кто кричит последние слова в тексте?

— Прочитайте, что кричали болельщики Вове? Славе?
Надеемся, что Винни-Пуху понравилось играть в футбол. 
— Помогает ли игра в футбол укрепить здоровье? (Да. Она укрепляет наши мышцы, развивает выносливость, ловкость)
— Ребята, в нашей школе есть футбольная и много других спортивных секций, где вы можете провести своё свободное время и укрепить своё здоровье..

Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Формирование личностных, ком-

муникативных, познавательных УУД.

Познавательные УУД

Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.

8

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

 Проверьте себя.

Дети с помощью слов – подсказок подводят итог урока

Я – Вспомнил изученные буквы.

Узнал новые звуки и букву Ф.

Научился читать слоги и слова с новой буквой.

Оценивают работу, высказывают своё мнение

— Наш урок подходит к концу. — Оцените свою работу на уроке, покажите смайлик:-Если вы довольны своей работой, вам было интересно -поднимите(весёлый смайлик)- Если вы затруднялись в выполнении задания, что-то осталось не понятным, вы не очень довольны собой- (задумчивый смайлик)

-Задания оказались трудными, на уроке было скучно, вам не было интересно (грустный смайлик)

В память о сегодняшним уроке вам раскраска «Винни-Пух и его друзья»

— Спасибо за урок! Урок окончен!

Регулятивные УУД:

Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности.

Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков

globuss24.ru

«Буква В в. Звуки [в], [в`]».

Тема: «Буква В в. Звуки [в], [в`]».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: Закрепит знания учащихся о букве В и о звуках [в] и [в`].

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично — поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная.

Предметные результаты:

  • Различать на слух звуки [в], [в`], отражать их на письме буквами В в.

  • Владеть позиционным чтением слов с буквой В в.

  • Находить место буквы на ленте букв.

  • Правильно произносить название буквы В в.

  • Соотносить слова и слого-звуковые схемы.

  • Находить букву В в предложениях.

  • Характеризовать звуки, находить их на слого-звуковых схемах.

  • Читать слоги, слова, предложения, текст с новой буквой В и другими знакомыми буквами.

  • Составлять рассказы, предложения иоиллюстрациям, схемам.

Формирование УУД.

  1. Регулятивные:

  • Ориентироваться в учебнике «Азбука»: определять умения, которые будут сформированы на основе изучаемой темы.

  • Формулировать учебную задачу

  • Удерживать учебную задачу до конца урока.

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке и удерживать ее до конца.

  • Высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом.

  • Создавать алгоритм деятельности при решении различного характера проблем.

  • Ставить и формулировать учебные проблемы.

  • Контролировать свою деятельность по результату.

  • Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Осуществлять действия по образцу и заданному правилу.

  • Комментировать свои действия в процессе выполнения задания.

  • С помощью учителя (самостоятельно) отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать личные достижения.

  1. Познавательные:

  • Ориентироваться в учебнике на развороте в условных обозначениях.

  • Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

  • Сопоставлять и классифицировать буквы и звуки по их назначению и критериям.

  • Понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике.

  • Работать со знако-символическими средствами предоставления информации.

  • Подбирать к словам схемы.

  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

  • Делать вывод в результате совместной работы класса и учителя.

  1. Коммуникативные:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

  • Строить повествовательные высказывания и рассуждения.

  • Слушать и понимать речь др.

  • Выразительно читать текст осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

  • Строить высказывания и рассужд. на заданную тему.

  1. Личностные:

  • Соблюдать правила поведения на уроке.

  • Приводить примеры о животных, об условиях жизни.

  • Приводить примеры бережного отношения к природе из личного опыта.

  • Знать обязанности ученика на основе личного опыта.

  • Рассказывать о необходимости терпения и усидчивости в работе.

  • Уметь обсуждать возникшие проблемы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

-Хорошее, бодрое.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.

-Посмотрите на ленту букв.

-Какие цвета встречаются в ленте букв?

-Почему одна половина ленты красная, а другая – синяя?

-Чем отличаются гласные от согласных?

— Сколько гласных звуков встречается в ленте букв? Перечислите их.

— Сколько согл. звуков встречается? Перечислите их.

— Р, все ли буквы нам известны?

— красный и синие цвета.

— Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.

— при произношении гласных звуков во рту не встречается преграда, а при произношении согл. зв. встречаем .

— в ленте букв встречается 5 гласных звуков.

— 5

-выразительно, проговаривая все звуки четко

-Закрепить знания о букве В и о ее звуках.

III.Постановка учебной задачи

— Сейчас мы с вами выполним задание, которое поможет нам определить, с какой буквой и звуками мы сегодня будем работать. . А для того, чтобы его выполнить нам необходимо внимательно слушать.

— Сейчас я вам прочитаю небольшой стишок. Ваша задача определить, какой звук встречается чаще всего.

Всем ворона и верблюд
Вишни вёдрами везут.
Волк из вишни в воскресенье
Варит вкусное варенье!
 

— Какой звук чаще всего встречался в этом стих-и?

-Значит с какой буквой и с какими звуками будем сегодня работать на уроке?

-Р, а у нас сегодня урок открытия нового знания или урок закрепления?

-Почему?

— Значит, какую цель поставим на сегодняшнем уроке?

-Сегодня мы будем закреплять знания о букве В и о ее звуках.

— А для этого нам необходимо выполнить следующее задание.

Звуковой анализ слова.

— р., у каждого из вас на парте карточки. Рассмотрите их.

— Что изображено на картинках? Произнесем эти слова.

— Р, какую работу необходимо выполнить на этих карточках?

-Для чего мы будем выполнять данное задание?

— Рассмотрим 1 изображение.

— Кто изображен на 1 картинке?

— Где обитает волк?

-Как называют животных, которые живут в лесу? Почему?

-К каким животным относится волк? К растительноядным или хищным?

-Почему?

— Р., сейчас нам необходимо сделать анализ данного слова, т. е. составить звуко-буквенную схему слова. Для этого еще раз произнесем слово.

— Какой звук слышится в начале слова Волк? Произнесем его.

-Какой это звук: гласн. или согл.?

-Твердый или мягкий?

-Выполнив данную работу, что мы узнали о звуке[в]?

-Значит, каким цветом мы обозначим данный звук[р]?

— С помощью какой буквы можно обозначить звук [р] ?

-Обозначаем.

(остальные звуки обозначаем аналогично)

-Р., рассмотрим 2 изображение.

Что изображено?

-девочка.

-Как ее зовут?

— Р, сравните 2 буквы В. чем они отличаются друг от друга?

— Почему слово Вика написано с заглавной буквы?

-Вика, это имя девочки, поэтому оно написано с заглавной буквы.

— Сейчас выполним звуко-буквенный анализ слова Вика.

— Давайте хором произнесем это слово.

— Какой звук слышится в начале слова Вика? Произнесем его.

— Р., что интересного вы заметили в этом слове?

-Какой мы из этого можем сделать вывод?

-Каким цветом мы обозначим звук [в`]?

(остальные звуки обозначаем аналогично)

— р., мы с вами составили схему двух слов. Для чего мы выполняли данное задание?

— Давайте еще раз расскажем все о букве В.

-Что тебе необходимо было сделать?

— Все ли у тебя получилось или ты испытывал затруднения?

— на рисунке изображена рыба.

-Волк

Вика.

— для того, чтобы закрепить знания о букве в и о ее звуках.

1V.Первичное закрепление.

— Р., сейчас открываем учебники на стр. 69.

— Какие вопросы даны нам в рамочке?

— Мы ответили на вопросы?

-Что нам в этом помогло?

— Найдите в правом верхнем углу знак, который обозначает звуки [в] и [в`].

— Почему автор обозначил эти звуки двумя буквами? Чем они отличаются др. от др.?

— Р., найдите столбики слов.

— Хлопните столько раз, сколько столбиков дано на слайде.

— Прочитайте их про себя.

работа со столбиками слов на слайде

— Какую работу мы сейчас выполняли?

-Для чего?

— Обратимся к следующему заданию.

— Р, найдите текст и иллюстрацию.

-Что мы знаем о тексте?

— Рассмотрите рисунок, который дан внизу страницы.

-Кого мы видим на рисунке?

-Что еще изображено?

-Каким видом спорта занимаются мальчики?

-Есть ли среди вас те, кто занимаются футболом? Поднимите руки.

— Как же нам определить, соответствует ли иллюстрация к рисунку?

-Р,я прочитаю, а вы подумайте, соответствует ли картинка к тексту?

-Соответствует ли?

— Как вы догадались?

— Какую работу мы выполняли?

-работали со столбиком слов, выделяли зв.[в], выделяли слова с разными позициями ударения и т.д.

-для того, чтобы закрепить умения выделять ударный слог, выделять слова со зв.[в] и т.д.

— мальчиков.

-футбольный мяч

-да, т.к.речь в тексте идет о кактусе. пример: «у Иры растут кактусы» и т.д.

-работали с иллюстрацией и текстом, отвечали на поставленные вопросы, поясняли значения слов.

Итог урока

— Итак, р., с какой буквой и звуками мы познакомились на сегодняшнем уроке?

— Расскажите все, что вы узнали о ней.

-Какие задания вам больше всего понравились?

-Какие трудности вы встречали на сегодняшнем уроке?

-Наше путешествие по стране букв и звуков подошло к концу.

Мы познакомились с буквой эР, звуками[р] и [р`].

— буква эР имеет 2 звука [р] – согл., тв., зв. и [р`] – согл., мягкий, зв.

infourok.ru

Звуки [в], [в’]. Буква В, в — Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс — разработки уроков — авторские уроки — план-конспект урока

Урок 35

ТЕМА: Звуки [в], [в’]. Буква В, в.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети продолжат знакомство со звонкими согласными звуками [в], [в’];

• познакомятся с буквами русского алфавита В и в;

• уточнят понятие «слог», узнают о слогообразующей роли гласных, научатся произносить по слогам двусложные и трёхсложные слова, научатся делить слова на слоги;

• повторят правописание имён, отчеств и фамилий людей, кличек животных;

• расширят кругозор о спорте.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицу: Маленькое дело лучше большого безделья. Объясните, как вы её понимаете. (В ней говорится о трудолюбии и лени. Любое, даже маленькое дело, надо делать хорошо, старательно. Лень человека не красит. Бездельников не любят. Лентяю жить тяжело.)

Какой звук мы повторили? [л], [л’]. Какие это звуки?

Пословица: Не тараторь языком — торопись делом. Как вы её понимаете? (Иногда люди много болтают. Спешат рассказать о каком- либо деле. В это время дело стоит на месте. Нужно поступать наоборот: быстро выполнять порученное дело или просто домашнее задание, меньше говорить, не хвастаться.)

Какой звук мы услышали? [р], [р’].

Сегодня мы познакомимся с новыми согласными звуками. А вот к какой группе согласных они будут относиться, узнаем в процессе урока.

 

2. Мотивация учебной деятельности

— Игра «Кто составит больше слов» из изученных букв?

На доске все изученные буквы в бусинках-кружочках — а, о, у, ы, и, н, л, р, к, т, с.

— Составьте и запишите слова в тетрадь для печатания. (Кот, рот, торт, сыт, рыл, лис, тир, кар, лук, сараи, кино, клин и т. д.)

 

3. Работа по теме урока

— Отгадайте ребусы.

Работа проводится устно, так как отдельные буквы дети не проходили.

 

 

— Возьмите два последних рисунка из тех предметов, которые вы отгадали в ребусах.

Появляется «Паровозик из Ромашково» и «голубой вагон», веточка вербы.

— Из какого состава этот вагончик? (Вагон отцепился от паровозика из Ромашково.)

Произнесите слово вагон. Какой звук вы слышите в начале слова? (Звук [в].)

— Какой это звук? Произнесите первый слог? Какие звуки слышим? (Звуки [в] и [а].)

Как произносится новый звук? (Звук [в] произносится твёрдо.)

Произнесите второе слово. (Верба.)

Произнесите первый слог. Какой звук мы слышим первым? Какой это звук?

Произнесите первый звук из первого слова, а затем первый звук из второго слова. Сравните их звучание.

Дети чётко произносят [в] и [в’].

— Итак, с какими новыми звуками мы познакомились? (Это звонкие согласные звуки [в] и [в’]. Звук [в] может быть твёрдым и мягким.)

Рассмотрите предметы, произнесите их названия, найдите в словах новые звуки, укажите их место и расскажите о них всё, что знаете: вагон, вагончик, паровоз, паровозик, Ромашково, ветер, верба, веточка, ветка, дерево, цветы, веник, боровик, трава, травинка, василёк.

Как на письме обозначаются звуки [в] и [в’]? (Буквами В, в.)

На что похожи буквы В, в?

Дети читают стихи.

Вот буква В

видна вдали       

Красивая, витая.

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая. (С. Маршак)

 

К единице три приставили.

Что за букву мы составили?

— Напечатайте букву В, в в тетради для печатания. Отгадайте загадку и узнаете, как называется этот цветок.

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок.

Синеглазый… (Василёк)

 

Возле школьного крыльца

Посадили деревца:

Вера — вербу,

Ясень —… (Вася)

Кто же посадил ясень? (Вася.)

Как изменится имя мальчика по мере того, как он растёт? (Василёк, Васенька, Вася, Василий.)

Как из цветка получилось имя мальчика, отчество, фамилия? (Название цветка пишется с маленькой буквы, имя Вася — с заглавной буквы, отчество Васильевич, фамилия Васильев.)

Из кассы возьмите буквы В, в. Какие буквы подойдут к имени, к названию полевого цветка? Какие слова мы пишем с заглавной буквы?

Выберите несколько картинок, назовите предметы. (Вагон, трава, веник, боровик, дерево.)

Произнесите слова по слогам. (Ва-гон — 2 части, тра-ва — 2, ве-ник — 2, бо-ро-вик — 3, де-ре-во — 3.)

Каждая часть слова, которая произносится одним выдохом воздуха, называется слогом. Говорят так: «ва-гон» — в этом слове два слога. Первый слог -ва, второй слог -гон. Разделите на слоги следующие слова: ворота, двери, ставни, вратарь. Объясните значение слова ворота. (Это ворота во двор. Это ворота на футболе. Ворота в сказочный дворец. Ворота в море.)

Обратите внимание, как раньше писали букву в. Прочитайте слоги с буквой в. Какой слог выделяется среди всех слогов и не похож на остальные? (Это слог ви. Тут звук [в’] мягкий, а во всех остальных слогах звук [в] читается твёрдо.)

Прочитайте слова в столбиках (с. 69). Что вы можете сказать о словах первого столбика? (Это имена людей. Эти слова пишутся с заглавной буквы.)

Произнесите первое имя по слогам. (Во-ва.)

Сколько здесь гласных букв? (Две — о, а.)

Прочитайте первое слово во втором столбике. (Вот.)

Сколько слогов? Сколько гласных? Сделайте вывод о количестве слогов в словах. Есть ли какая-то закономерность? (Одинаково в словах число гласных и слогов. Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Дети рассматривают рисунок на странице 68-69.

— Кто играет в футбол? (Зайцы, лисёнок, медвежонок, бобр.)

Как называется игрок, который стоит в воротах? (Вратарь.)

Где мы слышим звук [в]? (Звук [в] слышим в первом слоге.)

— Дайте характеристику новому звуку. (Звук [в] — согласный, твёрдый.)

Как называются те, кто болеет за своих игроков? (Болельщики.)

Как ещё различаются игроки на поле? (Одни нападающие, другие защитники и полузащитники. Есть ещё судья.)

Прочитайте предложения (с. 69) «цепочкой». Можно ли эту группу предложений назвать связным текстом? (Это текст. Все предложения связаны между собой по смыслу.)

— Кто из мальчиков принимал участие в игре? Какую роль они выполняли в команде игроков? Мальчики играли в одной команде? Откуда это видно? Кто судит матч? (Судья.)

Кто кричит последние слова в тексте? (Болельщики.)

Один человек кричит эти слова? (Нет это разные люди. Болельщики есть у Славы и у Вовы. Это разные люди.)

Кто из вас любит смотреть футбол? За какую команду вы болеете? С кем вы посещаете футбол? Занятия спортом воспитывают выносливость, развивают ловкость. Особенно выделяется футбол. Что кричали болельщики Славе? (Слава, лови!)

Замените имена мальчиков на название игроков: нападающий, вратарь и т. д. Какую роль они выполняют в игре? Выделите новые звуки из слов вратарь и лови.

Дети дают характеристику новым звукам.

— Проведите слого-звуковой анализ слов в предложении: Вратарь, лови! Составьте его схему.

Что мы узнали о новых звуках? (Звук при произнесении встречает препятствия — значит это звук согласный. Произносится с голосом и шумом — значит это звонкий звук. Звук [в] может быть твёрдым и мягким.)

Возьмите синюю и зелёную карточки. Какой звук [в] слышится в названии этих предметов? Укажите карточкой.

Слова для работы: вилка, веник, варежки, иван-чай, вероника, дверь, вишня, Тверь, вьюнок, ваза, телевизор, ворона, вереск, зверобой, виноград, Волга, василёк.

— Разделите названия цветов и травянистых растений на слоги. Что же такое слог и сколько в слове бывает слогов? Послушайте стихотворение Тима Собакина «Цветы». Что произойдёт, если люди не будут беречь природу?

Учитель раздаёт детям листочки с текстом.

Цветы

Если Я сорву цветок,

Если ТЫ сорвёшь цветок.

Если ВСЕ: и Я, и ТЫ —

Если МЫ сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только Я и ТЫ,

Если МЫ сорвём цветы.

О чём это стихотворение? Почему может произойти такая страшная беда? Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения. Почему про некоторые растения говорят, что они занесены в Красную книгу? Почему их туда заносят?

Учитель может дать пояснение о значении Красной книги.

 

4. Рефлексия учебной деятельности

— Напечатайте под диктовку слоги и сделайте вывод о звуках [в], [в’] и буквах бив.

Учитель читает слоги: ва, вав, во, ву, вув, вы, выв, ви, вив, ав, ов, ув, ыв, ив.

— Составьте из двух групп букв слова. Объясните сходство и различие схем слов.

Дети дают объяснение.

compendium.su

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе на тему » Гласный звук [и], буквы И, и»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса
и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Речевая разминка.

Игра-сказка

Коллективная. Словесный, практический. Игра

– Сейчас мы с вами расскажем сказку о весёлом язычке, да не просто расскажем, но и покажем.

– Жил-был весёлый язычок в своём домике. Домик назывался… (рот). В домике было две двери (губы и зубы), откройте первую дверцу, потом вторую. Надоело Язычку сидеть в тёмном домике, он решил выйти погулять. Высунул он кончик на улицу, посмотрел, какая погода. Солнышко греет, решил Язычок позагорать. Лёг Язычок на крылечке и греется. Вдруг подул ветер, Язычок замёрз и спрятался в домике. Улёгся в мягкой постельке и заснул. Выспался Язычок, решил сделать зарядку: потянулся вверх, опустился вниз. Почистил зубки. Вышел на улицу поискать ребят: посмотрел налево – нет, посмотрел направо – нет, вверх, вниз, побежал кругом и увидел вас. Он так обрадовался, что защёлкал вот так. Теперь вы, друзья

Внимательно слушают учителя. Выполняют движения по тексту

Анализируют смысл сказки. Соотносят сюжет сказки и свои действия

Коллективный. Выполнение движений языком

III. Постановка учебной задачи.

Фронтальная. Словесный. Отгадывание загадки

– Отгадайте загадку:

В узкий глазок вдета тонкая

нитка –

И поплыла за корабликом

прытко.

Шьет, зашивает и колется

колко.

А называют кораблик…

– С какого звука начинается отгадка?

– Как вы думаете, какая задача сегодня стоит перед нами?

Слушают загадку, называют отгадку:

– Иголка.

– Звук [и].

– Познакомиться со звуком [и] и буквой, его обозначающей

Совместно с учителем формулируют учебную задачу

Фронтальный.

Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слова иголка (учебник, с. 29)

Фронтальная. Словесный, практический. Работа со схемой, беседа

– Рассмотрите схему слова иголка.

– Сколько слогов в слове?

– Какой слог ударный?

– Сколько звуков в первом слоге?

– Что вы можете сказать о втором слоге?

– Что вы можете сказать о третьем слоге?

Рассматривают схему.

– Три слога.

– Второй.

– Один звук – [и].

– Во втором слоге – слияние и согласный звук – [гол].

– В третьем – слияние согласного с гласным [ка]

Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (иголка). Выделяют звук [и] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова

Фронтальный.

Устные ответы. Слого-звуковой анализ слова

2. Знакомство со звуком [и] и буквой И

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, рассказ учителя, моделирование

– Еще раз произнесите первый слог.

– Сколько в нем звуков?

– Какой это звук?

– Почему?

–Особенность произнесения гласного звука [и] – рот открыт нешироко, губы растянуты

– [и].

– Один.

– Гласный.

Объясняют.

Слушают учителя

Наблюдают над особенностями произнесения звука [и]. Характеризуют выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывают, что звук [и] гласный. Проводят ассоциации

Фронтальный, индивидуальный.

Устные ответы, моделирование буквы

Гласный звук [и] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква И.

(Учитель показывает карточку с буквами И, и.)

– Найдите букву И на «ленте букв». На что она похожа?

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

– Сколько здесь дощечек?

– Три!

– А какая буква?

– И!

Е. Тарлапан

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Сверху вниз его тянула —

К правой ножке пристегнула.

Г. Ванюхина

– Выложите букву И из счетных палочек

Находят букву и на «ленте букв». Высказывают свои предположения.

Слушают стихотворения.

Выкладывают из счетных палочек букву И

Моделируют букву
из палочек

3. Чтение стихотворения Б. Берестова «Ивы». Дифференцированное задание

Индивидуальная. Словесный. Чтение

– Прочитайте стихотворение. Найдите слова с буквой И. В каких словах буква И заглавная, в каких – строчная?

Читают стихотворение, находят букву И в словах, называют

Узнают, сравнивают
и различают заглавную и строчную, печатную и письменную буквы И, и

Индивидуальный.

Чтение

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк-волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Слушают стихотворение, выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

4. Дидактическая игра «Кто больше?»

Коллективная. Словесный. Дидактическая игра

– Кто назовет больше всех слов
со звуком [и]?

– Определите место звука [и]
в слове.

– Как звучат согласные звуки, если после них стоит гласный звук [и]?

Называют слова со звуком [и] в начале, середине, конце слова.

– Мягко

Слышат звук [и] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Наблюдают за особенностями произнесения звука [и]

Коллективный. Устные ответы

5. Введение понятия о многозначности слова иголка (учебник, с. 30)

Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа с рисунками, беседа

– Соотнесите рисунки со схемой. Что вы заметили?

– Слово одно, а значения разные (иголка у сосны, швейная, у ежа)

Называют предметы, изображённые на картинках, и делают вывод: одно слово (иголки) может называть разные предметы

Фронтальный. Устные ответы

6. Составление предложения
со словом ёжик

Парная. Практический. Составление предложения

– Придумайте предложение про ёжика

Работают в паре: предлагают свой вариант предложения о ёжике

Внимательно слушают и оценивают предложение, составленное товарищем, обсуждают предложенные варианты, выбирают наиболее удачный, договариваются, кто будет отвечать перед классом

Парный. Составление предложения про ежика

7. Развитие связной речи. Составление предложений по рисункам

Групповая. Словесный, наглядный. Составление предложений

– Рассмотрите рисунки. Мы будем читать предложения. При «чтении» надо называть слова по рисунку

– Мама … (повязала
на мальчика шарф; надела на мальчика шапку; дала мальчику карандаш и ручку; дала рюкзак и пенал)

Работают в группе: отвечают по очереди, произносят слова отчетливо, внимательно слушают ответы каждого члена группы, контролируют и оценивают правильность ответов. Распознают звук [и]

Групповой. Составление предложений по рисункам

Физкультминутка

Коллективная. Практический

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежали,

До лужайки добежали.

На лужайке, на лужайке,

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнём.

Дальше мы пешком пойдём

Выполняют движения по тексту

Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа с пословицами (учебник, с. 28)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа, рассказ

– Какой смысл заложен в пословице «Нет друга – ищи, а нашел – береги»?

– Расскажите о своем лучшем друге.

– Как вы понимаете значение слов «взаимопомощь», «дружба»?

Слушают пословицу, отвечают на вопрос. Составляют рассказ о своём самом лучшем друге

Раскрывают смысл пословицы. В рассказе выражают своё отношении к другу. Используют в высказывании слово «взаимопомощь». Объясняют значение слова «дружба»

Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, рассказ, лексическое значение слов

– Почему так говорят: «Дело учит, дело мучит, дело кормит?»

– Сколько букв И в пословице?

Отвечают на вопрос учителя. Находят в пословице буквы И, считают их

Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение, приводят подтверждение из жизненного опыта. Распознают букву И

Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, рассказ

2. Роль ударения в слове

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Вспомните, какую роль в слове играет ударение?

– Может ли измениться смысл слова, если изменится ударение?

Отвечают на вопросы

Воспроизводят по памяти ранее полученную информацию

Фронтальный. Устные ответы

3. Работа с рисунком (учебник с. 30)

Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа с рисунком, беседа

– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы.

– Как назвать эти предметы одним словом?

– Какой предмет можно назвать лишним? Докажите

– Грабли, рубанок, клещи, пила.

– Инструменты.

– Грабли. Это сельскохозяйственное орудие труда, остальные используются в строительстве

Обобщают рисунки, классифицируют изображенные орудия труда.

Фронтальный. Устные ответы

4. Составление рассказа по иллюстрации к сказке (учебник, с. 28)

Групповая. Словесный, практический

– Кого вы видите на рисунке?

– Опишите, как он одет.

– С кем беседует Иван-царевич?

– Кто обычно в сказках живет
в избушке на курьих ножках?

– Кого ищет Иван-царевич?

– Придумайте предложение к схеме

– Ивана-царевича.

Отвечают на вопросы учителя.

Составляют предложение: «Иван-царевич ищет невесту»

Составляют рассказ
по картинке и предложение по схеме. Контролируют и оценивают правильность ответов друг друга

Групповой. Рассказ по картинке, предложение
по схеме

5. Дидактическая игра «Восстанови последовательность событий» по сказке «Журавль и лисица»

Парная. Практический, словесный. Беседа, рассказ сказки

– Рассмотрите рисунки.

– Кто на них изображен?

– Вспомните сказку. Восстановите последовательность событий.

– Озаглавьте каждую часть.

– Придумайте с другом конец сказки

Рассматривают рисунки.

– Журавль и лисица.

Выполняют задания учителя.

Рассказывают сказку

Обнаруживают нарушение последовательности картинок к сказке. Восстанавливают порядок картинок в соответствии с последовательностью событий в сказке

Парный. Правильное расположение картинок, рассказ сказки

6. Работа с «лентой букв»

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа

– На «ленте букв» найдите буквы А, О, И. Объясните такое расположение

– Гласные буквы располагаются на красном фоне.

А, О обозначают твердость предшествующих согласных звуков. И обозначает мягкость предшествующих согласных звуков

Характеризуют гласные А, О, И. Осуществляют классификацию по заданным критериям

Фронтальный. Характеристика гласных А, О, И

III. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какому звуку, какой букве был посвящен урок?

– Чему учились на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогли на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Фронтальный. Устные ответы

infourok.ru

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Звук и буква Л, л»

Краевое государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

«Звук и буква Л, л»

Подготовила

учитель начальных классов

Михалева Светлана Ивановна

Павловск 2011

Букварный период обучения грамоте 1 класс.

Тема: Звук и буква Л, л.

Цель: — познакомить со звуком и буквой Л, л и научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

– познакомить с буквой и со звуком Л,л;

— автоматизировать правильное произнесение [Л]

– формирование умения определять местоположение звука в слове.

Коррекционноразвивающие:

— развивать фонематическое восприятие посредством дидактической игры;

— корригировать устойчивое внимание, путем выполнения задания на нахождение сходства буквы Л с предметами;

— развивать зрительно – слухо – моторную память на основе упражнений;

— коррекция и развитие связной устной речи через проговаривание стихотворений во время физминуток.;

Воспитательные:

— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности; — воспитывать познавательный интерес к уроку через использование игровых приёмов;

— воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование: иллюстрации (лиса, лист, лошадь, лук), листочки с буквами (а, о, у, м, с, ш, л, х), кувшинка с буквой Л, камушки, блокноты, ручки, листы с индивидуальными заданиями,

Ход урока.

Этапы урока

Приложение 1 (http://solnet®.ee)

Приложение 2 (http://solnet®.ee)

Соедини с буквой Л картинки, слова которых начинаются со звука Л.

Список использованной литературы


1. «Букварь. 1 класс» авт. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова

М., «Просвещение» (2009 г.)

Использованные Интернет-ресурсы

1.http://solnet®.ee (Прложение1,2)

2. http://mamadoma.narod.ru/child0_7.htm (пальчиковая гимнастика «Краб»)

3. http://www.bestschool34.ru/other/368-alfavitnye-fizminutki.html (физминутка «Улитка»)

Деятельность учителя

Примечания

Оргмомент

Психологический настрой.

– Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

– Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите на доску и скажите, какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

— Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в пруд на лугу. Этот малыш пока еще ничего не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

На доске изображение солнышка (веселое, грустное, задумчивое.)

(Ответы детей.)

На доске Лунтик.

Дети слушают текст.

Подготовительная работа

Давайте нырнем вместе с ним в пруд.

Дыхательная гимнастика «Ныряльщики»: делаем глубокий вдох носом, зажимаем нос и ныряем под воду, задержали дыхание, выныриваем и выдыхаем ртом. (2-3 раза).

Ну вот мы и под водой вместе с Лунтиком.

Дети встают и выполняют дыхательную гимнастику

Актуализация пройденных знаний

Ребята, Лунтик нашел вот такие листочки. И не может понять, что на них изображено. Что это?

— Какая еще есть сестренка у буквы?

— Чем буква отличается от звука?

— Какие бывают звуки?

— Разбейте буквы, которые на листочках на 2 группы. Назовите буквы и дайте им характеристику.

(а – гласный,

у – гласный,

м – согласный, звонкий,

о – гласный,

с – согласный, глухой,

х – согласный, глухой,

ш – согласный, глухой,

л -?

Буквы.

Звук.

Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим

Гласные и согласные

Переворачивают лист и называют букву.

Сообщение темы урока

— А в какую группу мы добавим эту букву? Кто-нибудь знает?

А почему?

— Скажите, с какого звука начинается имя нашего сказочного героя?

— С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на уроке?

Нет.

Мы ее не изучали.

Со звука Л.

Со звуком и буквой Л, л.

Работа по новой теме

Физминутка.

«Рыбки»

Рыбки плавают,

ныряют в тихий солнечный денек.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песок.

— Посмотрите, кто плывет к нам на встречу?

-Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

— С какого звука начинаются все эти слова?

— Дайте характеристику звуку л. Расскажите Лунтику о звуке л.

— Кто-то дергает за водоросли. Давайте поднимемся на сушу и посмотрим кто это?

— Жабе Клаве стало скучно. Она хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Лыжи — ?

Ложка — ?

Стол — ?

Жаба Клава осталась довольна и пошла дальше.

— Ребята, посмотрите что изображено на кувшинке?

— Ребята, это буква Л.

— Скажите, на что она похожа?

— Из каких элементов состоит печатная буква Л?

— Посмотрите, Лунтик принес много морских камушек. Выложите из них букву Л.

— Лунтику понравились все ваши буквы.

— Посмотрите, кто ползет по песку? Покажите пальчиками краба.

Пальчиковая гимнастика

Краб

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Краб что-то тянет за собой. Это ваши блокноты. Напечатате в блокнотах печатную букву Л. И лунтик с вами тоже будет печатать букву на песке.

Крабу очень понравились ваши буквы. К нему в гости ползет улитка. Выполним физминутку.

Физминутка.

«Улитка»

Ползёт улитка по тропе

Свой домик носит на спине.

Ползёт тихонько, не спешит

По сторонам всегда глядит.

Ну, а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет,

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться.

— Посмотрите, что у улитке в домике лежит?

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв.

Улитка и краб прощается с нами. Помашите им рукой.

Дети выполняют гимнастику

Стая пиявок.

Лиса, лист, лошадь, лук.

Со звука Л.

Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют)

Жаба Клава.

В начале слова

В начале слова

В конце слова

Буква

Дети отвечают

Из двух палочек.

Выкладывают из камушек букву Л

Краб.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

Печатают в блокнотах букву Л.

Выполняют гимнастику

Листы бумаги.

Выполняют задание

(Приложение 1)

Закрепление изученного

— Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1. На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2. Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

4. Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискуль Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

Отгадывают загадки

Соединяют картинки с буквой.

(Приложение 2)

Итог урока

Посмотрите, как ярко светит солнышко. Посмотрите еще раз на наши солнышки и скажите, какое сейчас у вас настроение?

— С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

— Какая это буква?

— На что она похожа?

Со звуком и буквой Л

Она согласная и звонкая.

doc4web.ru

Урок обучения грамоте в 1 классе «Звуки [в], [в’]. Буква В, в»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Гимназия № 1544

Урок обучения в 1 классе «Звуки [в], [в‘]. Буквы В, в»

учитель первой квалификационной категории

Изотова Ольга Викторовна

Москва, 2016 г.

Задачи: познакомить учащихся со звуками [в], [в’]; познакомить учащихся с буквами В, в; развивать навыки правильного выразительного чтения.

Формируемые УУД: умение обозначать звуки [в], [в’] буквами «В, в», умение определять количество слогов в слове по буквам гласных звуков; уметь давать характеристику звукам в слове, умение делить слова на слоги, умение составлять из слов предложения, а из предложений составлять текст, умение отвечать на вопросы по тексту.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

Приветствие гостей.

С какими звуками мы познакомились на прошлом уроке?

— Какой буквой обозначаются эти звуки? Дайте характеристику букве «П».

— Составьте слова с буквой П.

(слова печатаются на электронной доске учителем)

— Назовите признаки слова……(любое слово на букву П, составленное детьми)

— Составьте предложение со словом, в котором есть буква «П».

2. Мотивация учебной деятельности.

Учитель предлагает детям отгадать, какой предмет находится в чёрном ящике. Воспользоваться можно ключами-помощниками (цвет, форма, запах, вкус, назначение). В чёрном ящике лежит виноград. (Слайд1)

Ребята, попробуйте отгадать загадку.

В пустыне живёт,

Подолгу не пьёт,

С жарой легко справляется,

Колючками питается.

(Верблюд) (Слайд1)

— Послушайте еще одну загадку.

Этот зверь родня собаке,

Его повсюду узнает всякий.

В охоте серый знает толк,

Угадали? Это ….(волк) (Слайд1)

— Что объединяет эти три слова? Они начинаются со звука [в],[в’] и обозначаются одной буквой.

— А какой предмет лишний? Виноград, так как это фрукт.

— Какой первый звук слышится в слове «волк»? звук [в].

— Какой первый звук слышится в слове «верблюд»? звук [в’].

— Какой буквой обозначим эти звуки? буквой «в». (Слайд 2)

— Посмотрите, в алфавите каждая буква имеет своё имя.

— Сейчас у вас нет достаточно знаний о букве «В». Я предлагаю вам провести исследование этой буквы и узнать о ней как можно больше информации. Для этого, я приглашаю вас в путешествие в страну буквы «В».

— Вы любите путешествовать? (Слайд 4)

— Вы будете путешествовать: знакомиться с буквой «В», решать интересные задания, а в конце путешествия непременно поделитесь знаниями, которые получите. Многие путешественники, вернувшись на Родину, делятся своими знаниями и эмоциями с друзьями. Узнают много нового и интересного. Делают снимки на память о путешествии. Посмотрим, что получится у нас?!…..

— Перед путешествием, я хочу спросить у вас, а что бы вы хотели узнать о букве «В»?

Учитель фиксирует маркером высказывания детей на ватмане, в середине которого изображена буква «В». ( например: «хочу узнать название городов на эту букву», «хочу знать, какие звуки обозначаются буквой «в» и т.д.)

  1. Работа в группе. Правила работы в группе озвучивают учащиеся. Время работы в группах 10 минут.

Группа №1 – звуки [в], [в’], буква В, в. Положение звуков [в], [в’], в слове, местоположение буквы «В» в ленте букв, слоги с буквой «В».

Группа №2 –Имена собственные и нарицательные с буквами «В, в», деление слов на слоги, односложные, двусложные, трёхсложные слова.

Группа №3 – признаки слова, звукобуквенный анализ слова, ребус.

Группа №4 – деформированное предложение ( скороговорка), текст.

Физкультминутка (музыкальная) (Слайд 6)

  1. Представление работ.

Каждая группа выступает с информацией о букве «В», прикрепляет практическое задание в сводную таблицу на доске.

Учащиеся по ходу выступления каждой группы задают вопросы участникам группы.

Итоговая таблица (на доске)

Рабочий лист Рабочий лист Рабочий лист Рабочий лист

5. Применение новых знаний.

На слайд выведены задания.

  1. Отметь галочкой картинки, в которых слышатся звуки [в], [в’].

  2. Допиши слоги ва, во, ви, чтобы получились слова.

  3. Дай характеристику звукам в слове, выполни транскрипцию, посчитай количество букв и звуков.

  4. Собери из слов предложение.

  5. Из предложений составь текст.

— Что сейчас вы прочитали?

— Докажите, что это текст.

— Ребята, вам пригодились знания, которые вы получили во время путешествия по стране буквы «В»?

5. Подведение итогов.

Подведём итоги!

Какие открытия вы сегодня сделали?

— Чему учились сегодня на уроке?

— Интересно ли было вам работать вместе с друзьями?

5. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке сегодня!

— Вы отлично поработали сегодня! Молодцы!

6. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь «Спутник букваря» Л.А. Ефросининой стр.6, №1, №2.

infourok.ru

Обучение грамоте в 1 классе «Буква В в»

Урок обучения грамоте.

Тема: Звуки [в], [в] и их обозначение буквами в, в.

Цель: познакомить с буквами в, в, как ориентирами для чтения.

Задачи:

1) закрепить знания детей  о звуках  [в], [в], учить различать их в словах и обозначать соответствующими буквами; определить роль букв в, в при чтении;

 2)развивать фонематический слух, речь, критическое мышление;

 3)воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель: эмоционально настроить детей на работу.

Со звонком дети произносят слова:

Прозвенел сейчас звонок, начинается урок.

Ждут нас книжки и тетрадки.

Учитель: Вы готовы?

Дети: Всё в порядке!

Учитель: Очень рада, что к уроку готовы, у всех хорошее настроение.

Уч. — Сегодня у нас необычный урок. Ребята, посмотрите на наших гостей. Конечно, вы узнали своих родителей.

Они пришли посмотреть, чему вы научились за это время.

-Покажите какие вы дружные и активные ребята.

II. Актуализация опорных знаний.

-Итак урок обучение чтению.

-Чем же мы занимаемся на этом уроке?

-А чтобы уметь чётко называть звуки, читать ,подготовим свой речевой аппарат к чтению.

Речевая разминка.

-Представьте ,что на вашу ладошку упала снежинка.

-Попробуем её сдунуть с ладошки.

(упражнение свеча) глубоко вдохнули и медленно на выдохе подули на снежинку.

-Наши снежинки улетели в зимний лес, но они не простые на них написаны буквы.

-Назовите мне буквы и скажите какие звуки они обозначают?

-Чем отличается буква от звука?

-Назовите только согласные звуки,————гласные.

-Чем они отличаются?

-Назовите г.звук который обозначает мягкость с.

-Назовите только парные с., звонкие, глухие.

3.Сообщение нового материала.

-Посмотрите ребята, кто сидит на ветке? (ворона)

-Составьте схему к этому слову.

-А этих птичек вы узнали? (воробей, свиристель)

-Какой одинаковый звук слышится в этих словах? (в)

-Так с какой новой буквой мы познакомимся сегодня на уроке?

-Какие звуки она обозначает?

-Дайте характеристику этой букве.

-На что она похожа?

А сейчас поиграем.

(я буду называть слова ,если в нём есть буква в, хлопаем в ладоши, нет-топаем.)

Рябинник, воробей, дятел, куропатка, свиристель, пищуха, ворона, поползень.

-Как вы думаете ,где в слове может встречаться эта буква?

-Придумайте слова чтобы она стояла в начале слова, середине ,конце.

4.Физ.минутка.

5.Закрепление материала.

Не только мамы но и наши гости птички хотят послушать как мы читаем.

А)-Чтение слогов (работа в парах)

(ви ва ву вэ вы )

-Прочитай их с разной интонацией голоса- 1 радостью, 2 с печалью)

-Подчеркните слог ,где звук в-мягкий.

Б)- Работа по учебнику

Чтение слов

-Что общего в словах 4 и 5 столбика? (лов)

В)-Работа по тетради

Г)- Работа по доске.

-Каким одним словом можно назвать птичек которые к нам сегодня прилетели?

( зимующие)

-Почему их так называют?

-Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

-Что мы должны знать о них.

-Как им можем помочь?

(чтение стихов)

6.Вывод.

-На уроке я познакомился (лась) с новой_______________

-Я узнал(ла) что_______________________

-Больше всего мне понравилось на уроке_____________________

infourok.ru

Советы рукодельницам