План-конспект урока русского языка в 3 классе коррекционной школы 8 вида по теме “Выделение гласных и согласных звуков и букв в речи и словах”

План-конспект урока русского языка в 3 классе

Тема: Выделение гласных и согласных звуков и букв в речи и словах.

Цели:

  1. Закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах и умения выделять их в словах;

  2. развить фонематическое восприятие, устную и письменную речь, наглядно-действенное мышление, каллиграфию, приёмы анализа, сравнения и обобщения, навыки самоконтроля и самостоятельности;

  3. Воспитать мотивацию к учению.

Оборудование: рисунок Мальвины + таблица «Школа Мальвин», рисунок Буратино, сундучок, поезд с вагонами, предметные картинки животных, игра «Волшебная яблоня», карточки индивидуальной работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Начинает работу. «Школа Мальвин» и её хозяйка-кукла с голубыми волосами встречает вас и считает, что освоить родной язык рудное дело. Но она надеется, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.

1) В волшебном ларце она передала вам послание, но что-то случилось. Это проделки буквоеда. И всё-таки попробуйте прочесть.

ЕБРЯАТ! ЕЮЖАЛ МАВ ДУЧАИ!

2 31 4 6 5 2 5 1 4 3 3 2 1 2 1 4 35

2. Повторение.

1) Звуки и буквы(правило):

Звуки-невидимки мы повсюду слышим

Буквами их правильно на страничках пишем.

2) Игра «Поезд»(предметные картинки)

Цели: развить умение определять количество звуков в слове.

– Животные решили поехать в город к своим друзьям – ребятам, но не могут понять кто де должен ехать. Вы, ребята, проводники вагонов и должны помочь им.

  • В 1-ом вагоне животные, названия которых состоят из трёх звуков;

  • Во 2-ом вагоне – из 4-х звуков;

  • В 3-ем вагоне – из 5 звуков.

Условие: поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут посадочные места.

ЛЕВ, ВОЛК, КОТ, БЕЛКА, РЫСЬ, КАБАН, ЛОСЬ, ЖИРАФ, СЛОН, ТИГР

/вывод/

3) Гласные и согласные буквы(правописание)

Нет преграды, шире рот – гласный голос подаёт.

А согласный удивляется – на преграду натыкается.

4) Игра «Волшебная яблоня»(таблица со словами с окошками + яблочки с буквами).

– Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не простые яблочки, а с буквами(а,о,и,е,я). Сорвать яблоко сможет тот, кто правильно подберёт для него подходящее слово на таблице.

/вывод/

3. Проверка домашнего задания.

-Заменяй где можно в словах первые и последние буквы( ком-кот…, печка-речка, и т.д.).

4. Упражнение на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

  • Пальцы – «деревяшки»;

  • Руки – «крепкие лианы»;

  • Кисти – «вертушки»;

  • Поиграем на пианино.

5. Минута чистописания.

  • Назови элементы, которые стоят между буквами;

  • Обрати внимание на соединения элементов букв;

  • Какие буквы вы увидели в соединениях;

  • Запишите элементы букв вместе со спрятавшимися между ними буквами;

  • Прочти слова(тема урока).

6. Работа по теме.

1) Словарный диктант

МАШИНА, ЛОПАТА, ПОМИДОР, МОРКОВЬ, ВОРОБЕЙ, БАРАБАН, КОРЗИНА

– выдели точкой гласные буквы, чертой – согласные

2) Игра «Колодец»(Буратино)

Беда – провалились в колодец слова.

Их достать нелёгкое задание.

Надо знать тех слов правописание.

– нужно достать из колодца слова, сначала ведром (о), затем (е), следом (к) и (с).

МОЛОКО, УЧЕНИК, РЫБАК, СУТКИ

3) Словарь: НЕДНЛЯ

– Сколько дней в неделе?

– Сколько дней ты ходишь в школу? Сколько отдыхаешь?

ФИЗКУЛЬМИНУКА: вращение рук – слово с гласной буквой в начале;

наклоны в стороны – слово с согласной буквой.

7. Закрепление.

1) Письмо под диктовку.

ПРИШЛА ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ. МОРОСИТ ДОЖДЬ. ПО УТРАМ МОРОЗНО. ЁЖАТСЯ ОТ ХОЛОДА ГОЛЫЕ ДЕРЕВЬЯ.

8. Итог урока: Чему научились на уроке?

9. Оценки.

10. Домашняя работа.

Приложение

infourok.ru

Урок по русскому языку 3 класс Тема “Звуки и буквы”

Класс: 3, 1 четверть

Предмет: русский язык

Тема: Звуки и буквы.

Цели и задачи:

– Комплексное повторение материала по фонетике: соотношение количества гласных и согласных звуков и букв, согласных звуков и букв, классификация согласных звуков русского языка, воспроизведение звукового состава слова с помощью транскрипции;

– Формирование умений и навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма,

– Развитие мышления (умения сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, обобщать, анализировать, делать выводы), памяти, устной и письменной речи (коммуникативная компетентность), расширение языковой эрудиции;

– Активизация интереса к языку и речевому творчеству, воспитание толерантности, умения сотрудничать, доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: карта страны Звукобуквии, карточки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Проверка д/з.

Приветствие. Эмоциональный настрой.

2.Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Звукобуквию. Пройдемся по ее достопримечательностям и познакомимся с жителями. Хотя про них вы уже слышали. Кто они по вашему? (звуки и буквы)

3.Актуализация знаний.

1)Чтобы нам разрешили погулять по этой стране, необходимо проверить, умеете ли вы различать буквы и звуки.

На входе нас ждет буква С- стражник. Она задаст нам вопросы и если мы на них ответим, сможем пройти.

1.Чем буквы отличаются от звуков?

2.Что такое алфавит?

3.Сколько букв в русском алфавите?

4. Сколько гласных/согласных?

5.Чем гласные отличаются от согласных?

6.Какие бывают согласные?

– Хорошо, мы можем входить.

4.Основная часть.

2) «Танцплощадка». Здесь танцуют буквы со своими звуками. Но некоторые буквы пришли одни.

Задание. Укажи слова, в которых букв, больше, чем звуков.

1.соловьи 2.мальчик 3.вечный 4. печальный 5.букварь 6.лебедь 7.угольки

8.радость 9.смотреть

3) «Магазин одежды». Здесь буквы Е,Ё,Ю,Я выбирают себе наряд и думают взять один или два. Поможем им.

Задание. Укажи слова, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука.

1.юла 2.пятница 3.мяч 4.яма 5.ёлка 6.Илья 7.колье 8.пень 9. юбка

4) «Больница» . У букв заболело горлышко. Они пришли к врачу. Нужно решить какое лекарство им прописать. Для этого надо определить какой звук нужно вернуть глухой или звонкий согласный.

Задание. Вставь глухую или звонкую согласную.

1.лимона… 2.сала… 3.снегопа… 4.арбу… 5. насо…. 6.сто… 7.гри… 8.жира…. 9.портре…

5) «Школа». Здесь учатся маленькие буквы и звуки. Но они ещё как следует не умеют составлять слова.

Задание. Прочитай звуковую схему и запиши слово.

[п`эч`]- [л`эч `ица]-

[р`эск`ий]- [пасатка]-

[выхат]- [ан`ута]-

6) «Салон красоты». Здесь буквам подберут хороший наряд.

Задание. Сделай звуко-буквенный разбор слов.

Ледяной, гибкий.

5. Итог урока. Вот мы и посмотрели всю страну Звукобуквию. Нам пора прощаться. Я хочу чтобы вы сказали, что запомнили из нашего путешествия и поделились впечатлениями.

6.Информация о д/з.: с.17 упр.28,29, принести тетрадь для правил

Карточка-путеводитель по стране Звукобуквии.

Задание. Укажи слова, в которых букв, больше, чем звуков.

1.соловьи 2.мальчик 3.вечный 4. печальный 5.букварь 6.лебедь 7.угольки

8.радость 9.смотреть

Задание. Укажи слова, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука.

1.юла 2.пятница 3.мяч 4.яма 5.ёлка 6.Илья 7.колье 8.пень 9. Юбка

Задание. Вставь глухую или звонкую согласную.

1.лимона… 2.сала… 3.снегопа… 4.арбу… 5. насо…. 6.сто… 7.гри… 8.жира…. 9.портре…

Задание. Прочитай звуковую схему и запиши слово.

[п`эч`]- [л`эч `ица]-

[р`эск`ий]- [пасатка]-

[выхат]- [ан`ута]-

Задание. Сделай звуко-буквенный разбор слов.

Ледяной, гибкий.

kopilkaurokov.ru

Русский язык . 3 класс .урок № 2 Тема:: Согласные звуки. Программа “Атамұра”

Тема урока: Согласные звуки.

Цель урока:

1. Формирование умения владеть языковыми знаниями по русскому языку во всех видах речевой деятельности; формирование навыка проверки написания парных звонких и глу­хих согласных в корне слова; дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обяза­тельно проверять либо изменением числа, либо подбором родственного сло­ва, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный.

2. Воспитание стремления к продуктивному обучению, творческой совместной деятельности с учителем; формирование гражданских, духовно-нравственных качеств личности учащегося.

3. Формирование основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.

Тип урока урок усвоения навыков и умений;

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО

Этапы и структура урока.

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)

2.

Проверка домашнего задания.

Чтение слов в алфавитном порядке.

– Для чего нужно знание алфавита?

3.

Чистописание

 Характеристика буквы Д. Вежливые слова.

– Для чего нужны вежливые слова? Родственные слова:

друг – дружина, дружище

Подчеркнуть основу, выделить корень и окончание.

Дать понятие о чередовании г/ж в корнях слов (друг – дружба).

Словарная работа:

– Отгадайте загадки А. Кочергиной, а отгадки запишите в несколько стол­биков в зависимости от того, какая орфограмма есть в слове. Работать можно в парах. Чтобы вы могли оказать друг другу помощь.

Рисовать умеет наш Приглашает на урок

Деревянный…(карандаш). Нас заливистый…(звонок).

Вдруг прямою станет змейка,

Если есть в руках…(линейка).

Не на стенах в нашем доме –

Я рисую всё в…(альбоме).

Для девчонок и мальчишек

Есть, друзья, немало книжек.

Эта ж первою была,

Я сама ее прочла.

(Азбука.)

За спиной огромный дом,

И пенал, и книжки в нем

И тетради, и альбом. Малышам – вторая мама,

Ходит в школу этот дом. Знаний даст она немало,

(Ранец.) Научит всех трудиться,

Учиться – не лениться,

И считать, и писать,

И лепить, и рисовать.

(Учительница.)

Шар земной передо мной, Я рисовал – а тут Маринка!

Но совсем он небольшой. Сотрет ненужный штрих…

(Глобус.) (резинка).

Деревянный кафтан,

Цифры стали по порядку,

В нем живет цветной Иван.

Запишу я их в .. .(тетрадку).

Любит он альбом, тетрадь,

На себя, ребята, честно,

А я люблю им рисовать.

Полагаться не привык. (Карандаш.)

Чтоб задание запомнить, В воду любит окунаться,

Я его пишу в ...(дневник). В краски любит одеваться,

А потом в альбом мой – скок!

-Клетка, линейка… И раскрасила цветок.

Цифры, слова… (Кисточка.)

Как я стараюсь,

Покажет она.

(Тетрадь.)

Какая общая тема объединяет все эти загадки?

– Почему вы так шумели при записывании отгадок? (Некоторые сло­ва нужно записывать в разные столбики, так как они содержат несколько орфограмм.)

– На знание каких правил правописания в русском языке вы встрети­ли орфограммы в отгадках?

– У кого из вас сколько столбиков получилось?

– Были ли среди них слова с орфограммой правописания звонких и глу­хих согласных звуков в корне слова?

4.

Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы повторим все, что знаем о проверке слов со звонкими-глухими согласными.

Слого-звуковой анализ слов дождь – дожди.

На что обратили внимание?

(Напомнить детям о взаимопроверяемости слов.).

5.

Наблюдение над особенностями правописания звонких и глухих согласных

Словарная работа

Огород, город, завод, карандаш, класс, медведь, мо­роз, сапог, гараж, багаж.

– Что объединяет все эти слова?

– Как мы проверяем написание парного согласного на конце слова?

б в г д ж

п ф к т ш

Парные согласные –

Самые опасные!

В корне ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

Блиц-турнир.

Записать слово в единственном числе:

Брови, грибы, ягоды, глаза, скрипы, дубы, флаги, го­луби, хлеба, плоты, плоды.

Подумай – объясни:

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

А потом позвонил медведь, да как начал, как начал реветь.

– В какой части слова находились парные звонкие и глухие, написа­ние которых мы проверяли?

– Прочитайте слова. Какие буквы вставим? Почему?

Пло(в,ф)цы, моло(т,д)цы, кру(ш,ж)ки, пиро(ш,ж)ки, дру(ж,ш)ки, ку(с,з)ки, ноче(в,ф)ка.

– Как доказать, что вставили нужные буквы?

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего? – нет грядок.

А тетрадка? – Нет тетрадок.

Упр. 7 – комментированное письмо.

Упр. 8–- устно

6.

Физкультминутка

Упр. 9- с комментированием у доски

7.

Зрительный диктант.

8.

Самостоятельная работа творческого характера.

Упр. 10. Проверка – фронтально.

Кузница дятла.

9.

Итог урока.

– Как проверяем написание парных согласных на конце слова? А в середине слова?

10.

Домашнее задание.

Упр. 11, из словаря выписать слова на это правило

11.

Рефлексия

– Что было для вас сложным на уроке.

Карточка № 1 (3-1-2) Ф.И. ____________________________________________

Прочитай.

1. Предложение выражает законченную мысль.

2. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

3. В конце предложения ставится точка, вопро­сительный или восклицательный знак.

4. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Закрой учебник и расскажи всё, что ты знаешь о предложе­нии.

Составь 2—3 предложения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка № 2 (3-1-2) Ф.И. __________________________________________

Метаграммы.

С глухим – мы девочку зовем. Со звонким – много времени пройдет.

Со звонком – все бело кругом. С глухим – он ест мышей и песенки поет.

(Сима-__има.) (_________________)

Со звонким – я цветов царица. С глухим – зерном я наливаюсь в поле,

С глухим – лишь капелька водицы. Со звонким – петь умею на просторе.

(___________________) (____________________)

Карточка № 1 (3-1-2) Ф.И. ____________________________________________

Прочитай.

1. Предложение выражает законченную мысль.

2. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

3. В конце предложения ставится точка, вопро­сительный или восклицательный знак.

4. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Закрой учебник и расскажи всё, что ты знаешь о предложе­нии.

Составь 2—3 предложения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка № 2 (3-1-2) Ф.И. __________________________________________

Метаграммы.

С глухим – мы девочку зовем. Со звонким – много времени пройдет.

Со звонком – все бело кругом. С глухим – он ест мышей и песенки поет.

(Сима-__има.) (_________________)

Со звонким – я цветов царица. С глухим – зерном я наливаюсь в поле,

С глухим – лишь капелька водицы. Со звонким – петь умею на просторе.

(___________________) (____________________)

Кузница дятла.

Тихо в зимнем лесу. Только изредка пискнет где-то в кроне сосны большая синица, свистнет со ствола поползень, да затрещит тревожно сойка, увидев человека. Но если остановиться и прислушаться, можно различить мерный стук неподалеку. Это большой пёстрый дятел усердно трудится, добывая себе пропитание. Основной его корм зимой – сосновые семена.
Дятел придумал оригинальный способ их добывания – птица забивает шишку в импровизированные “тиски”.

Сначала дятел находит дерево с подходящим естественным отверстием в коре либо сам выдалбливает его. Принеся шишку, дятел зажимает ее в отверстии и выдалбливает семечки. Выклевав почти все семена, но не выкидывая старую шишку, птица отправляется за следующей. Принеся новую, дятел вытаскивает пустую из отверстия и бросает ее под дерево. Затем птица забивает в “тиски” свежую шишку и продолжает трапезу. Такое дерево называется “кузница дятла” или “дятлова кузница“. Дятел использует ее в течение всей зимы, зачастую из года в год не меняя места.

В результате под деревом собирается огромная гора шишек, особенно заметных на снегу. Очень странно выглядит такая куча под березой или дубом, ведь птица не всегда выбирает для “кузницы” сосну.

Даже если в зимнем лесу не слышно стука большого пёстрого дятла, но есть дерево с горой свежих шишек под ним, можно подождать неподалеку от “кузницы”, и птица непременно появится.

multiurok.ru

Открытый урок “Парные согласные” 3 класс УМК “Школа России”

Тема урока: Правописание слов с глухими и звонкими согласными.

Тип: Изучение нового материала

Цели урока:

– усвоение особенностей проверяемых и проверочных слов; овладение способами проверки слов с глухими и звонкими согласными в корне слова.

Задачи урока:

-учить различать в слове букву парного по глухости / звонкости согласного, требующую проверки;

-учить обозначать на письме парные по глухости/ звонкости согласные;

-развивать фонематический слух, орфографическую зоркость.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знание: определять качественную характеристику гласных и согласных звуков

Умение: определять наличие в словах изученные орфограммы

Навык: подбирать проверочные слова с заданной орфограммой

Регулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, формулировать свои затруднения.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика».

Межпредметные связи: чтение Тема: « Работа над выбором средств выразительности речи»

Ресурсы урока: -интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, учебник «Русский язык» В.П. Канакина, 3 класс.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный момент

-Ребята, посмотрите, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними.

Учащиеся поворачиваются и кивком головы приветствуют гостей.

– А теперь подготовим себя к уроку.

Дети разминают те части тела, которые считают необходимыми.

-Присаживаемся.

Дети садятся за парту

Мотивация познавательной деятельности

-Я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, о чём речь?

Слушают стихотворение.

В этом городе буквы строго встали в ряд

Будто по линейке.

Каждый знает своё место, и уйти не смеет.

Все они стоят красиво.

По порядку, посмотри.

Ну а вы теперь сумейте повторить все 33.

Определяют, что речь идет об алфавите.

Речевая разминка

– Как обычно, мы начинаем урок с речевой разминки.

-Давайте, пропоём алфавит.

-Молодцы!

Учащиеся смотрят на доску и поют.

Актуализация знаний

– На какие группы можно разделить все буквы русского алфавита?

-Согласные и гласные

-А кто помнит, сколько гласных букв?

-10

– А сколько гласных звуков?

-6

-Почему букв больше, чем звуков?

-Буквы Ё Е Ю Я- обозначают два звука

– А может, кто вспомнит, когда они обозначают два звука?

– Когда стоят в начале слова, после гласного звука, после Ъ и Ь знаков..

-А что вы знаете о согласных звуках?

-То что они могут быт твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими, парными и непарными.

-Давайте, вспомним нашу физминутку.

Дети встают

Физминутка

[б]-[п]

[в]-[ф]

[г]-[к]

[д]-[т]

[ж]-[ш]

[з]-[с]

-Представьте себе.

–Представьте себе- парные они.-2раза

Дети показывают движения

Организация познавательной деятельности

Однажды, парные согласный пошли на прогулку, налетел лёгкий ветерок и буквы потерялись в словах.

-Давайте прочитаем стихотворение, которое записано на доске.

– Учащиеся читают стихотворение сначала шёпотом, а затек кто-то из хорошо читающих детей вслух.

Доска! « Я принёс из леса гриб…»

Лишь Андрей выводит ловко:

« Я принес из леса грипп…»

Ну. Скажите . почему

Так послышалось ему?

Проблемная ситуация

-Какая проблема встала перед нашим героем?

-Как её решить?

– он не знает правило?

-надо помочь ему вспомнить его.

Определение темы урока

– О чём мы будим говорить. Сформулируйте тему.

Высказывают предположения, определяют тему.

Чистописание

-Какие же буквы потерялись?

Б-П

-Закройте глазки, и вспомните, как эти буквы пишутся.

Закрывают глаза. Вспоминают

-А что б красиво написать

Надо пальчики размять.

Делают пальчиковую гимнастику.

– Запишите в тетрадь.

Пишут чистописание

-Какую букву мы поставим в первое слово?

-Почему ты так думаешь?

-Кто думает иначе?

-Кто согласен?

Высказывают своё мнение, доказывают, подбирают проверочные слова. ( мозговой штурм)

-Напишите. А рядом проверочное слово.

Пишут в тетради гриб – грибы

-Каким же правилом мы воспользовались, что б проверить парный согласный звук.

Формулируют правило.

– Давайте проверим.

-Откройте учебник страница 67.

– кто нашёл, встаньте

Открывают учебник, находят нужную страницу и встают.

Физминутка

– Давайте прочитаем сведения по русскому языку.

Книга перед собой.

-Помогли мы нашему герою

Читают правило, книга находится на вытянутых руках

Да

Первичное закрепление

-А теперь посмотрим, как вы справитесь с заданием

-Выполним упражнение 123

Работать будем в парах. ( два человека у доски)

Читают задание. Планируют действия. Выполняют задания. Находят проверочное и проверяемое слово. Обосновывают свою точку зрения.

-Проверяем.

Сигналами показывают верно или не верно.

Игровая деятельность

-Поиграем в игру «Кузовок»

На электронной доске играют, перетаскивают слова в кузовки.

Самостоятельная работа по карточкам (разноуровневое)

Базовый уровень. Вставить пропущенную букву в словах

Повышенный уровень. Записать слова на изученную орфограмму.

Читают задания. Планируют действия. По окончании представляют и обсуждают результаты. Дают самооценку.

Рефлексия

– Ребята, с кокой проблемой мы столкнулись в начале урока?

– Как мы её решали?

Анализируют учебный материал.

Проектная деятельность

-Давайте сделаем себе памятку.

Клеят памятку.

Домашнее задание

С.67 упражнение 124.

При выполнение задания пользуйтесь памяткой.

Рассуждают о значимости использования полученных знаний.

Урок окончен. Всем спасибо ! Молодцы! Выставляю отметки.

infourok.ru

План конспект по русскому языку 3 класс Урок 30. Звуки и буквы.

Урок 30. Звуки и буквы.
Согласные звуки
Цели: формировать представление о различиях между звуком и буквой; учить распознавать парные и непарные по твёрдости- мягкости и глухости-звонкости согласные звуки, шипящие зву¬ки [ж], [ш], [ч], [щ], правильно обозначать на письме сочетания шипящих звуков с гласными, писать буквосочетания чн, чк без мягкого знака.
Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Проверка домашнего задания
(Заслушиваются несколько текстов (лучше если они будут на разные темы). Класс определяет тип текстов.)
III.    Актуализация знаний
1.    Индивидуальная работа
—    Придумайте по два слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозна¬чают два звука.
—    Запишите по три названия птиц, растений, животных, ко¬торые начинаются с буквы, обозначающей гласный звук.
2.    Орфографическая минутка
(Запись под диктовку.)
Тётя, Люба, букварь, крючки, пряник, люстра, зверь, львята, время, льдина.
—    Подчеркните буквы, которые обозначают на письме мяг¬кость предыдущего согласного.
IV.    Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
—    Pfgbibnt gj nhb yfpdfybz lthtdmtcT yfctrjvs[ b hs,A rjnjhst yfxbyf.ncz c ,erdsA jjpyfxf.otq cjukfcysq pder&
—    Назовите первый звук в каждом слове. Дайте ему характе¬ристику.
—    Сформулируйте тему урока.
V.    Работа по теме урока
1.    Работа по учебнику Упр. 117 (с. 65).
(Работа в парах. Проверка. Несколько учеников делают со¬общения о согласных звуках и буквах, которые их обозначают.) Упр. 118 (с. 66).
—    Прочитайте слова. Дайте характеристику согласным звукам в каждом слове.
Упр. 119 (с. 66).
—    Прочитайте буквосочетания. Что вы можете о них сказать?
—    Выполните задание.
(Взаимопроверка.)
2.    Работа над загадками
—    Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в сло¬вах буквосочетания жи — ши, на — ща, ну — щу, нк.
Хоть задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет — убедится. (Чайник.)
Где упрётся хвостом,
Станет дырка потом. {Шило.)
На руке, и на стене,
И на башне в вышине Ходят, ходят ровным ходом От восхода до восхода. (Часы.)
На резиновом ходу Все дороги обойду.
Я на стройке пригожусь,
Я работы не боюсь.
Мне открыты все пути.
Вам со мной не по пути. (Машина.)
Золотистые… —
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. (Лисички.)
Мы — проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы,
В дождь – лежим,
В снег — бежим,
Уж такой у нас режим. (Лыжи.)
VI.    Физкультминутка
VII.    Закрепление изученного материала
1.    Работа по учебнику Упр. 121 (с. 66).
—    Прочитайте. Составьте пословицы и объясните их смысл.
—    Выполните письменные задания к упражнению.
—    Назовите слова с буквосочетаниями, написание которых надо запомнить.
2.    Игра «Доскажи словечко»
—    Отгадайте слова и запишите их.
Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут… (мыши).
Не поедет без бензина,
Ни автобус, ни … (машина).
По полям бегут ручьи,
На дороге – … (лужи).
Скоро выйдут муравьи После зимней … (стужи).
VIII.    Рефлексия
В сочетаниях жи — ши Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча — ща Пишем только букву а!
В сочетаниях чу — шу Пишем только букву у!
—    А чем отличается гласный звук от согласного?
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных — прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается гласный.
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
—    Оцените свою работу на уроке.
IX.    Подведение итогов урока
—    Правописание каких буквосочетаний надо запомнить?
Домашнее задание
Упр. 120 (с. 66).

 

 

xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему “Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме”

Тема: Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме

Цель урока: Уточнять и конкретизировать представление учащихся о различии согласных по твердости и мягкости; Способах обозначения мягкости согласных мягким знаком (ь) и бу­квами е, е, /о, я, и; Продолжить работу со словарными словами.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Чистописание

III. Словарная работа

Учитель, учительница, ученик.

– Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную. Под­черкнуть зеленым карандашом мягкие согласные.

– Какие согласные мягкие?

IV. Предупредительный диктант

Учительница Ульяна Борисовна живет на улице Московская.

V. Работа с учебником и у доски

– Выписать слова в два столбика (два ученика работают у доски).

Кто? Что?

лошадь бинокль

лисица машина

медведь барабан

– Подчеркнуть мягкие и твердые согласные.

– Какие буквы указывают на мягкость согласно, какие на твер­дость согласного звука?

Ф и зкультминутка

Был у бабушки баран,

Бил он бойко в барабан.

Раз, два, три! Раз, два, три!

И плясами бабочки

Под окном у бабушки.

VI. Закрепление

– Прочитаем скороговорку.

Белые бараны били в барабаны.

– Какие слова в скороговорке начинаются с мягкого звука [б’], какие с твердого [б]?

– Игра «Угадай слово». Отгадайте слова с мягким знаком на конце.

Это не кошка, смотри, берегись. Идет на охоту коварная … (рысь).

Стройный быстрый, Рога ветвисты, Пасется весь день Кто же это? … (Олень.)

Солнце греет целый … (день). От жары я прячусь в … (тень).

– Послушайте стихотворение и скажите сколько в словах букв, сколько звуков. Почему букв больше? Для чего служит мягкий знак?

Я волшебник. Захочу –

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе.

В мель, опасную на море.

Кто волшебник – отгадай,

Выше руку поднимай!

Мягкий голос, мягкий шаг…

Эта буква – мягкий знак.

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь,

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

МЕЛ

МЕЛЬ

УГОЛ

УГОЛЬ

VII. Итог урока

Домашнее задание.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока для 3 класса “Звуки и буквы”

Класс: 3, 1 четверть

Предмет: русский язык

Тема: Звуки и буквы.

Цели и задачи:

– Комплексное повторение материала по фонетике: соотношение количества гласных и согласных звуков и букв, согласных звуков и букв, классификация согласных звуков русского языка, воспроизведение звукового состава слова с помощью транскрипции;

– Формирование умений и навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма,

– Развитие мышления (умения сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, обобщать, анализировать, делать выводы), памяти, устной и письменной речи (коммуникативная компетентность), расширение языковой эрудиции;

– Активизация интереса к языку и речевому творчеству, воспитание толерантности, умения сотрудничать, доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: карта страны Звукобуквии, карточки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Проверка д/з.

Приветствие. Эмоциональный настрой.

2.Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Звукобуквию. Пройдемся по ее достопримечательностям и познакомимся с жителями. Хотя про них вы уже слышали. Кто они по вашему? (звуки и буквы)

3.Актуализация знаний.

1)Чтобы нам разрешили погулять по этой стране, необходимо проверить, умеете ли вы различать буквы и звуки.

На входе нас ждет буква С- стражник. Она задаст нам вопросы и если мы на них ответим, сможем пройти.

1.Чем буквы отличаются от звуков?

2.Что такое алфавит?

3.Сколько букв в русском алфавите?

4. Сколько гласных/согласных?

5.Чем гласные отличаются от согласных?

6.Какие бывают согласные?

– Хорошо, мы можем входить.

4.Основная часть.

2) «Танцплощадка». Здесь танцуют буквы со своими звуками. Но некоторые буквы пришли одни.

Задание. Укажи слова, в которых букв, больше, чем звуков.

1.соловьи 2.мальчик 3.вечный 4. печальный 5.букварь 6.лебедь 7.угольки

8.радость 9.смотреть

3) «Магазин одежды». Здесь буквы Е,Ё,Ю,Я выбирают себе наряд и думают взять один или два. Поможем им.

Задание. Укажи слова, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука.

1.юла 2.пятница 3.мяч 4.яма 5.ёлка 6.Илья 7.колье 8.пень 9. юбка

4) «Больница» . У букв заболело горлышко. Они пришли к врачу. Нужно решить какое лекарство им прописать. Для этого надо определить какой звук нужно вернуть глухой или звонкий согласный.

Задание. Вставь глухую или звонкую согласную.

1.лимона… 2.сала… 3.снегопа… 4.арбу… 5. насо…. 6.сто… 7.гри… 8.жира…. 9.портре…

5) «Школа». Здесь учатся маленькие буквы и звуки. Но они ещё как следует не умеют составлять слова.

Задание. Прочитай звуковую схему и запиши слово.

[п`эч`]- [л`эч `ица]-

[р`эск`ий]- [пасатка]-

[выхат]- [ан`ута]-

6) «Салон красоты». Здесь буквам подберут хороший наряд.

Задание. Сделай звуко-буквенный разбор слов.

Ледяной, гибкий.

5. Итог урока. Вот мы и посмотрели всю страну Звукобуквию. Нам пора прощаться. Я хочу чтобы вы сказали, что запомнили из нашего путешествия и поделились впечатлениями.

6.Информация о д/з.: с.17 упр.28,29, принести тетрадь для правил

Карточка-путеводитель по стране Звукобуквии.

Задание. Укажи слова, в которых букв, больше, чем звуков.

1.соловьи 2.мальчик 3.вечный 4. печальный 5.букварь 6.лебедь 7.угольки

8.радость 9.смотреть

Задание. Укажи слова, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука.

1.юла 2.пятница 3.мяч 4.яма 5.ёлка 6.Илья 7.колье 8.пень 9. Юбка

Задание. Вставь глухую или звонкую согласную.

1.лимона… 2.сала… 3.снегопа… 4.арбу… 5. насо…. 6.сто… 7.гри… 8.жира…. 9.портре…

Задание. Прочитай звуковую схему и запиши слово.

[п`эч`]- [л`эч `ица]-

[р`эск`ий]- [пасатка]-

[выхат]- [ан`ута]-

Задание. Сделай звуко-буквенный разбор слов.

Ледяной, гибкий.

doc4web.ru

Советы рукодельницам