Урок по курсу ОРКСЭ «Россия – наша Родина». 4-й класс




















Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Примечание

1. Самоопределение к деятельности – Начать наш урок  я хотела бы,
прочитав  эпиграф:

«Россия – Родина святая,

Люблю тебя я всей душой

Россия – ты обитель рая.

Горжусь великою страной»

– Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

 

 

 

Тема нашего урока:

«Россия –  наша Родина»

 

Эпиграф: (на доске)

 

Слайд

2. Актуализация опорных
знаний
– Я предлагаю вам  поработать в
группе и  определить значение предложенных
слов.
На столе у каждой группы  обучающихся
конверт со словами.

1
группа            2
группа

Отец          
      род

отчество           родной

Отечество         родитель

Отчизна    
        Родина

Учащиеся каждой группы дают

определение словам:

«Отчий дом – дом твоего

отца.

«Отчество» – величание

по имени отца.

«Отечество», «Отчизна» –земля наших предков. и
т.д.

 
– Есть ли слова – понятия из первого и
второго столбика одинаковые по значению?

– Какой можно сделать вывод?

– Ребята, где вы
родились, где росли?

– Слова-понятия Родина и Отечество,
одинаковые по значению.
Слайд
– Для всех для вас это маленькая родина.
А вот если объединить все маленькие родины, всех
ребят, то получится одна большая Родина всех
наших людей, наша страна Россия. Любить
Родину — значит жить с ней одной жизнью, быть
готовыми в любую минуту встать на ее защиту и,
конечно же, хорошо знать историю своей страны.
  Слайд
– Что вы уже сейчас знаете о своей
стране?
Ответы учащихся

– Наша страна –
Россия. Российская Федерация.

– Столица её – город Москва.

– У нашего государства есть символы: герб, флаг,
гимн.

– Президент Российской Федерации – Владимир
Владимирович Путин.

Слайд
– Самое главное богатство страны – это
её люди. Веками на территории России жили десятки
народов. Вместе работали, вместе защищали
страну.  И ничего, что они говорят на разных
языках, имеют разные обычаи. Все они – это одна
дружная семья, дети одной страны  России.
Заранее подготовленные ученики читают
стихотворение:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна.

Слайд
3. Открытие  новых знаний Все мы гордимся своей Родиной, одни
посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут
картины. А вот великий поэт А.С. Пушкин написал в
своей поэме «Руслан и Людмила» следующее:

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

   
– Как вы понимаете выражение «Русский
дух»? Подберите к  слову дух однокоренные
слова.

– Наш мир, ребята делится на внешний –
материальный и внутренний – духовный. Что же
такое духовный мир?  Обратимся к учебнику.


– Эти уроки помогут вам разобраться во
внутреннем мире человека, научат жить в мире и
согласии с людьми разных национальностей и веры,
познакомитесь с их культурными традициями.

– Духовный, душа, душевный.

Учащиеся
читают учебник на стр.4

Духовный мир

Дети подбирают слова.

Высокое – низкое

Светлое – тёмное

Красивое – уродливое

Доброе – злое

Любовь – ненависть

Честь – бесчестие

Правда – ложь

Запишите словосочетание в словарик.

На
доске записаны слова:

Высокое –

Светлое –

Красивое –

Доброе –

Любовь –

Честь –

Правда –

– Подберите к этим слова-антонимы. (фронтальная
работа)

 
– Слова, какого столбика нравятся вам
больше? Почему?

– Действительно, слова первого столбика
являются вечными ценностями.
– Слова второго столбика. От них 
хорошо на душе, поднимается настроение их
хочется произносить, с

ними хочется жить.
–  Сегодня вы начали изучать новый
предмет. Прочитайте, как он называется?

– Запишите данное слово в свой словарик.
– Вечные ценности – то, что
ценится всегда, во все времена.
– Как вы думаете, вечные ценности
относятся к материальному или к духовному миру?
– Вечные ценности относятся к
духовному миру.
– Кто может дать объяснение этому
словосочетанию?

– Что нам поможет узнать точное определение
этого слова?
– Толковый словарь.
.– В духовном мире есть свои дороги. Они
называются традициями.
Традиция – (от лат. traditio
предание) – передача
образцов и норм духовной жизни, священных
текстов, ритуалов и нравственности из поколения
в поколение.
4.  Закрепление – Самостоятельно прочитайте текст на
стр. 5 абзаца  до конца страницы и попробуйте
привести примеры традиций нашей страны.

 –
Соотнесите утверждения, на основании открытых на
уроке знаний.

(Индивидуальная работа)

1. Духовный
мир.

2. Культурные традиции.

(А) Богатство нашей страны,  религиозные
культуры,  морально-этические нормы.

(Б) Знания, содержащиеся в книгах, произведениях
искусства, отношения между людьми, отношение к
миру.

 
5. Рефлексия Групповая работа: закончить
предложения. (Каждая группа получает карточку)

Моя
Родина – это …

На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …

Когда я вырасту, я хочу …

История России …

Чтобы счастливо жить …

После выполнения задания, каждая группа
зачитывает свои предложения.

Моя Родина – это
моя страна, моё отечество, Российская Федерация.

Моя Родина – это самое дорогое, что есть у
человека.

История России очень интересна, и её ещё долго
можно изучать.

Чтобы счастливо жить, надо друг друга любить и
всегда помогать.

Когда я вырасту, я хочу  сделать все,
 чтобы  жизнь у себя на Родине  была лучше
и достойнее

 
6. Итог урока – Молодцы!

Мне бы хотелось, чтобы вы
всегда помнили, что вы – граждане великой страны,
имеющей богатую и славную историю, чтили ее
символы, традиции гордились своей страной. Вы
дети России – вы надежда и будущее нашей страны.

Хотелось бы закончить наш разговор на
поэтической ноте.

Заранее подготовленный ученик читает
стихотворение:

«Родина моя, моя Россия!

Как сказать тебе,

Что я тебя люблю.

Это море, это небо синее,

Эту жизнь в родном моём краю.

Этот дождь и эти вьюги злые,

Эти клёны, эти тополя.

Родина моя, моя Россия!

Как сказать, что я люблю тебя!

Слайд
7. Домашнее задание. Стр. 5

Вопросы и задания

– Посоветуйтесь с родителями и назовите
несколько традиций, принятых в вашей семье.

– Какие ценности лежат в основе традиций вашей
семьи.

– Оформите страницу вашего словарика своими
рисунками или  иллюстрациями.

   

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе .Тема «Россия -наша Родина»

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе .

Тема: «Россия — наша Родина».

Учитель: Соловьёва Е.К.

ГБОУ «Школа №63»

Цели:

  • формирование чувства гордости за свою Родину

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии

  • культур, национальностей, религий.

Задачи:

-обобщить и актуализировать знания о Родине

-воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине

— развивать речь, логическое мышление

-прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны

Оборудование:

Мультимедийный проектор, карта, иллюстрации с изображением флага, герба России, запись (гимн, песни о Родине).

Ход урока:

1.Организационный момент:

Знакомство с содержанием курса.

2.Сообщение темы урока:

Разгадав ребус ,вы узнаете о чем пойдет речь на уроке:

Р1А

3.Беседа:

Нас очень часто спрашивают:« А где вы живёте?. На этот вопрос каждый человек отвечает по — разному. Кто-то говорит в Москве, кто-то в Санкт- Петербурге. Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все мы можем сказать что « Мой адрес – Россия».

«Россия- наша Родина» — так звучит тема урока.

Сейчас мы послушаем отрывок из песни « С чего начинается Родина».

После вы скажите нам , что же для вас значит Родина.

Так что же для человека Родина? Что он считает своей Родиной? Страну, в которой живёт, дом, где родился, берёзку у родного порога, место, где жили его предки?

Вывод: Наверно, всё это и есть Родина, то есть родное место.

Откуда же произошло слово Родина? Давайте посмотрим это в словаре.

Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень. Он был посвящён богу Роду.

Подберём к слову Родина однокоренные слова.

Подберём к слову Родина синонимы.

Прочитав рассказ К. Ушинского « Наше отечество» мы узнаем ,почему Родину называют Отечеством.

Как называет К. Ушинский нашу Родину? ( Матушка, Отечество)

Как называется страна, в которой мы живём?

— Откуда появилось такое название — «Россия?»

Давным-давно, в далёкие времена жили — были добры молодцы — могучие богатыри русские и девицы — красавицы, у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать, косить, дома — терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столицей был город Киев.

— Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло — это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.

— Русь — страна рек и озёр. Русь — светлое место. Это страна света. Солнца, добрых людей. Русских называют ещё росами, а страну, где они живут — Россией.

Имя Россия у русского государства появилось постепенно в конце 11 века. Оно впервые встречается в летописях. Созданных при царе Иване 3. тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «Русская земля», но со временем оно стало употребляться самостоятельно.

Кто является главой государства?

Покажите на карте Россию.

Что вы можете сказать о её территории?

Какие города вам известны?

Назовите столицу России.

Какие символы государства вам известны?

Действительно, символов России много — это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны — Конституция. Скажите, какие символы мы называем государственными.

Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Сегодня мы поближе познакомимся с символами России.

Кто знает как выглядит государственный герб? Давайте посмотрим вместе.

Прежде чем говорить о нём, я вам расскажу, что означает это слово. Оно происходит от немецкого слова «наследство или наследие».

Герб- это главный символ любого государства. Это отличительный знак, эмблема государства, города, сословия, рода. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках, чтобы показать принадлежность к тому или иному государств.

У нас очень красивый герб. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад . На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл — символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Над орлом 3 короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе ,является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Внутри российского герба — герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец , поражающий копьём дракона.

Кто знает , где мы можем увидеть государственный герб?

Без них никак нельзя. Изображение герба и флага помещают на государственных учреждениях, на военной форме, морских кораблях, воздушных лайнерах, космических ракетах…

Гербовой печатью скрепляются все важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно событие государственной важности — будь то международный форум, спортивные состязания или военный парад.

Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем уважение к своей Родине.

Что такое флаг?

Флаг — это прикреплённое к древку полотнище определённого цвета или нескольких цветов.

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

А что символизируют эти цвета?

Есть разные версии. По одной, это единство моря, земли и неба. По другой — это содружество трех славянских народов. По третьей- цвета флага символизировали : белый — веру, чистоту; синий — небо, благородство, верность; красный — героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: Белый -вера, синий — надежда, а красный — любовь.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище, Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя — это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

А что такое государственный гимн?

Гимн — это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн — это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Музыку для нашего гимна написал композитор Александр Васильевич Александров , слова Михалкова.

Давайте прослушаем отрывок из нашего гимна. Запомните, что гимн государства надо слушать стоя.

Какой праздник отмечаем 12 июня?

Каких великих людей нашей страны вы знаете?

Как вы понимаете слово ПАТРИОТ?

Снова обратимся к словарю.

Патриот- человек , который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Можно ли этих людей назвать патриотами?

Россия многонациональное государство. И не важно какой национальности человек. Важно то, что человек сделал для страны, в которой он живёт. Самое ценное, что есть в России- это люди.

Как можно проявить свою любовь к Родине?

4.Закрепление:

Что такое Родина?

Как называется наша страна?

Назовите символы нашего государства.

Мне кажется, что вы все вырастите достойными гражданами России. И если потребуется, сможете защитить Родину.

Используемая литература:

Издательство: Эксмо, 2014

  1. Энциклопедия России

    Год издания: 2013

    Издательство: Ридерз Дайджест

  2. 3.Энциклопедия для детей . История России.

Издательство : Аванта 2014

  1. Толковый словарь В. Даля

  2. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка

  3. Учебник. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Издательство Просвещение.

  4. Учебник Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики

  5. . 8. Учебник Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики

  6. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн.- В помощь учителям начальных классов. Материалы проведения уроков, посвящённых государственной символике России. Сост. Т. В. Шепелева-2014

  7. Я иду на урок в начальную школу. История. Книга для учителя. Издательство « Первое сентября», 2015

  8. Школьная энциклопедия « Руссика» История России. Олма- Пресс Образование , 2013

infourok.ru

Конспект урока по ОРКСЭ на тему «Наша Родина Россия» (4 класс)

Урок № 1

Тема: «Россия –наша Родина»

Цель: Обобщить материал по данной теме, который изучался в третьем классе на уроках по курсу «Окружающий мир». Воспитание гражданского патриотизма, любви к Родине, народу — как проявление духовной зрелости человека, выражающейся в осознанном желании служить Отечеству. Формировать у обучающихся представление о России как суверенном государстве со своими культурными, духовными, нравственными ценностями. Определить отношение каждого ученика к нашей родине — России.

Задачи: формировать первоначальные представления о единстве многонационального народа России;

развивать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих;

воспитывать любовь и гордость к своей Родине.

Планируемые результаты.

Личностные: вызвать положительное отношение к уроку; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками; формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину; формирование осознания своей принадлежности к народу, стране.

Предметные: воспринимать на слух художественное произведение; знание и понимание обучающимися ценности: Родина.

Метапредметные:

П. Учить принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств для их решения. Обсуждать материал темы. Высказывать своё отношение к родной стране, своему народу. Выделять смысл эпиграфа пословиц.

Р. Учить строить монологические высказывания по данной теме, выражать не только свою точку зрения, а представлять позицию всей группы, адекватно использовать речевые средства при воспроизведении формулировок

К. Учить планировать и контролировать свои действия в ходе выполнения самостоятельной работы.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Россия. Родина. Страна. Государство. Государственные символы

Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

учебник Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры» 4 класс;

презентация;

электронное приложение к учебнику «ОРКСЭ».

Технологическая карта урока

Мотивирует учащихся на начало урока

Настроение у нас – отличное, 
А улыбки – дело привычное, 
Пожелаем друг другу добра, 
Ведь урок начинать нам пора!

Находясь в учебной деятельности, мы выполняем два шага.

Что же мы умеем, знаем?
Вспоминаем, повторяем.

Игра «Продолжи фразу…»

1. Я буду изучать «православную культуру», потому что …

2. Учебник по этому курсу поможет мне …

3. Для меня очень важным в жизни является понятие …, так как …

Звучит песня М. Матусовского, В. Баснера «С чего начинается Родина»?

Что ж, а дальше по порядку

Загадаю я загадку

Кто быстрей ответ найдет,

Тот тему урока назовёт.

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, ответь мне ты знаешь? (Родина)

Подрасту, и вслед за братом

Тоже стану я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять мою… (Страну)

— Попробуйте сформулировать тему урока.Запишите в тетрадь.

2. Работа с маршрутным листом.

Приветствуют учителя, садятся.

Вступают в диалог с учителем, рассматривают учебник

Записывают в тетрадь

Слайд1,2

Слайд№3

2. Актуализация опорных знаний.

Формулирование темы. Планирование деятельности.

Побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему урока и цель урока.

Беседа с учащимися. ·

2.1. Анализ эпиграфа урока.

«Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!

(Гимн России. Сл. С. Михалкова)

-Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Мы не можем выбрать своих родителей. Мы не можем выбрать язык, на котором мама пела нам колыбельные песни. Мы не можем выбрать Родину.

-Сначала мы появляемся на свет. Потом узнаём, что наша Родина зовется Россия. Что она — самая большая страна в мире. Что Россия —  страна с древней историей.

-С первых дней нашей жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды к нам приходит понимание, что кроме наших домов, двора, улицы, района, города, есть ещё Моя Страна.

-Как называется страна, в которой мы живём?

-Мы живём в стране, которая называется Российская Федерация. Когда мы говорим «страна», то имеем в виду людей, территорию, природу, климат.

Сравнивают, уточняют свою формулировку.

Смотрят карту России

Слайд №5-6

3. Применение знаний.

3.1. Работа с картой Российской Федерации. Посмотри на карту России и расскажи:

— Какие моря и океаны омывают нашу страну;

— Назови самые большие реки и озёра.

-Покажи на карте, где бывал ты. Что тебя поразило больше всего?

3.2. Повторение темы «Наше государство» из курса «Окружающий мир» 3 класс:

А) что такое государство;

Б) конституция — основной закон страны;

В) флаг и герб России;

Г) государственный гимн России.

Уч-ся читают стихи.

О Флаге Российской Федерации.

Красно — сине — белый флаг,

Ты – страны родимой стяг.

Гордо веешь до небес,

Что мы знаем о тебе?

Сила жизни – красный цвет,

Цвет сражений и побед.

Проливалась красным цветом

Кровь погибших в войнах дедов.

Синий цвет – вселяет веру

В Отчизну, в правильное дело.

В нём – народа постоянство,

Дружба, неразрывность, братство.

Самый верхний – белый цвет –

Неба чистого привет.

Пусть над нами будет ясно!

Каждый день будет прекрасным!

О Гербе Российской Федерации.

На геральдическом щите пред нами –

Двуглавый в золоте орёл.

Над ним – короны, в лапах – скипетр, держава,

А на груди – бесстрашный всадник,

Дракона поражающий копьём.

Что означает птица эта?

Истории этапы что на ней?

Мы видим здесь борьбу тьмы и света,

Дошедшие до нас из разных дней.

Была эпоха Петра Великого,

Давно в России он был царём.

Короны – части страны великой,

Оттуда к нам и пришёл орёл.

Россия – сильная страна с единой властью,

Держава и скипетр об этом говорят.

А защищает наше государство

Георгий Победоносец – символ света и добра.

Страна Россия – в двух материках,

Европою и Азией их звать.

На гербе головы зоркого орла

Всегда готовы покой наш охранять.

О Гимне Российской Федерации.

Главную песнь страны

Снова и снова слышим мы.

От юга до севера она звучит,

И сердце у каждого так стучит!

В ней – слава Отечества, слава народа,

Что крепнет союзом,

Растёт год от года.

Мы с песнею главной по жизни идём,

Гордимся страною, верим и ждём –

Нам годы дадут исполненья мечты

Для счастья народа, любви, красоты!

Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

Слайд №9,10

4. Физминутка

Организует проведение физминутки

Дети под музыку делают движения

Слайд №

— Продолжим наш разговор.

3.3. Самостоятельная работа.

Детям предлагается текст, после прочтения которого , нужно найти в нём главную мысль.

В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ё граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.

-Какова главная мысль текста?

-Назовите имена людей, которыми гордится наша страна. (на экране )

-Все ли люди русские?

Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие , свободное, независимое существование страны, в которой живёт.

Дети обсуждают вопросы в группах. Обсуждают и анализируют, делают вывод.

Читают текс, вспоминают

Слайд №

Слайд №

5. Закрепление знаний.

Составление синквейна со словами: «страна», «Россия», «Родина». (Синквейн — приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему.

Синквейн от французского слова «пять» — это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).

Страна

Родная, любимая

Заботится, любит, ценит

Лучше нет родного края!

Родина

Фронтальная работа.

Слайд №26

6. Рефлексия.

— Продолжи предложение.

Оказывается…

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего…

Россиянами называют…)

По очереди отвечают на вопросы.

Слайд №

7. Домашнее задание

Выводит домашнее задание на слайде

— Запишите в дневник домашнее задание.

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, традиции гордились своей страной. Вы дети России – вы надежда и будущее нашей страны.

Выполнить творческую работу:

  1. Напишите мини-сочинение «Что нужно сделать, чтобы Россия гордилась мною» или

  1. Создайте открытку-пожелание для нашей страны, города, школы. Ведь каждый человек желает своей стране самого лучшего.

Записывают домашнее задание в дневники.

Слайд №

infourok.ru

Урок по ОРКСЭ на тему «Россия

Тема: «Россия – наша Родина» (слайд 1).

(Учебник А. А. Шемшурина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики», под редакцией Т. Д. Шапошниковой,

издательство «Дрофа», 2014 г.)

Цели урока:

  • знакомство учащихся с предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»;

  • рассматривание нашей страны как части всей планеты, мирового сообщества, а каждого человека, живущего на планете, — как представителя всего человечества, своего народа, своей семьи.

Задачи урока:

  • объяснение учащимся организационных содержательных особенностей нового предмета;

  • знакомство учащихся с учебными пособиями, входящими в состав УМК;

  • актуализация знаний и представлений учащихся о своей Родине и семье;

  • совершенствование умений в области коммуникации, умений выстраивать эффективную коммуникацию;

  • совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания;

  • воспитание патриотизма, приобщение к духовным ценностям человечества.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • формирование образа мира как единого целостного при разнообразии культур, национальностей;

  • развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

  • овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; осуществлять поиск средств её достижения;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; готовность конструктивно решать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Родина, семья;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике.

Основное содержание урока: ученики от образа мира в представлении древних людей – мирового дерева – «проходят путь» до собственного родословного древа, определяя таким образом своё место, место каждого человека, живущего на планете, в системе мироустройства.

Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо.

Проектная деятельность: построение схемы родословного древа.

Оборудование и средства наглядности: мультимедийное оборудование, презентация, глобус, карта России, изображения символов Российской Федерации.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний. Знакомство с кратким содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Характеристика пособий для учащихся. Постановка и формулировка проблемы.

прочтите название.

— Учебные пособия познакомят вас с основами светской этики, с жизнью известных философов и мыслителей древности и современности, их взглядами. Вы узнаете, что такое добро и зло, настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и многое другое.

— Светская этика даст знания, которые помогут вам совершать моральные поступки, а значит сделать свою жизнь и жизнь окружающих лучше.

— Откройте учебник на стр. 3. Прочитайте. О чём будет идти речь на уроках первого раздела? Что нам предстоит узнать, с чем познакомиться, что понять? (В первом разделе мы узнаем, какое представление о мире было у наших предков, и поймём, почему человеку важно знать свои корни.)

  • — Ребята, я предложу вам отрывок, в котором вы найдёте ключевое слово

темы урока. Предложенный отрывок явится эпиграфом к уроку. Автор данного текста — замечательный писатель А. Толстой (слайд 2).

«Родина — это движение народа по своей земле из глубины веков к желанному будущему… Это — … вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык…». (слайд 3)

— Какое слово в тексте является ключевым? (Родина.) (слайд 4)

— Чему служит эпиграф в тексте? (Раскрывает основную мысль текста.)

— Что мы называем Родиной? (Ответы детей.)

думаете, почему изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия — наша Родина»? (Мы живём в обществе среди людей. Мы являемся частичкой этого общества. Мы – граждане государства, мы – россияне.)

— Как вы думаете, что нам предстоит узнать на этом уроке? (Ответы детей.)

  1. Планирование деятельности.

— Какую же цель вы перед собой поставите?

— На какой вопрос вы будете искать ответ?

— Каким образом? (Чтение текста учебника, работа с иллюстративным материалом, ответы на вопросы учебника, поиск ответов на поставленные вопросы.)

  1. Решение проблемы, применение знаний и умений.

  1. Беседа о планете Земля.

— Очень часто мы слышим: «Планета Земля – наш большой дом». Посмотрите на глобус (показать). Глобус – это не что иное, как уменьшенная модель огромной планеты Земля, где живут все люди на свете. Вот и выходит, что Земля, земной шар – это действительно наш общий большой дом. У нас над головой одна большая голубая крыша – небо. Под ногами – один общий пол – земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех великанская лампа – Солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снеговые тучи. И вентилятор тоже один на всех – ветер-ветрило.

— На земном шаре есть и горы, и долины, и вершины, и низины, но глобус или различные карты (показать карту Российской Федерации) совсем гладкие. Но всё-таки они могут рассказать нам о многом. А есть карты куда ярче, пестрее. На них обозначены все страны мира. В нашем учебном пособии карты расположены на форзацах учебников (показать).

— Планета Земля удивительно красива. Посмотрите на фотографию из космоса (слайд 6, презентация 1, слайд 1). Первый космонавт Ю. А. Гагарин (слайд 6, презентация 1, слайд 2) сказал о Земле замечательные слова. Найдите и прочитайте в учебнике на стр. 4.

  1. Образ мирового дерева в представлении людей.

технологией, со стремительным научным прогрессом, в веке компьютерных технологий. Все мы привыкли к такому окружающему миру. Мы покоряем космос, делаем великие научные открытия. И нам кажется, что мы всё знаем. Каждый день наука оставляет все меньше неразгаданных тайн. Но так было не всегда.

Еще во времена древних цивилизаций люди задавали вопросы: Как устроен наш мир? Что является началом жизни на земле?

Во все времена люди стремились познать законы природы.

— Прочитайте в учебнике на стр. 5 о том, как люди представляли себе мир.

— Разные народы изображали мировое дерево по-разному. Рассмотрим эти изображения (слайд 6, презентация 2, слайды 1-19, можно показать только часть презентации).

украшениями, многоэтажными домами (слайд 7).

— Как назвать одним словом изображённое на рисунках? (Дом, жилище.)

— Чем они похожи? (В них живут люди.)

— Чем они отличаются? (Деревенский дом деревянный, уютный, с резными украшениями. Городской – каменный, строгий.)

— Издавна люди знали, что надо беречь мир, в котором живёшь. В старину и дом для своей семьи строили, словно вселенную. Языком узоров дом рассказывал о том, как устроен мир.

— Как вы понимаете слово «вселенная»? (Это всё существующее — от мельчайших пылинок и атомов до огромных звёздных миров и звёздных систем.)

— Как вы понимаете выражение: дом строили словно вселенную? (Основательно, учитывали всё – от мелкого до самого большого.)

— Вспомните мировое дерево. Сколько ярусов выделялось? (3.)

— В старину дом состоял тоже из трёх ярусов (слайд 8). Вспомните, что было первым ярусом? (Первый ярус дома – это родная, отчая земля. При постройке дома хозяин чертил на ней квадрат с крестом внутри. В каждый из четырёх малых квадратов клал по камню-зерну. В центре вкапывал молодую берёзку. Как мировое дерево в центре мира, стояла она тут всё время, пока строился дом.)

— Что было во втором ярусе? (Жилые помещения для людей.)

— Чем интересен третий ярус? (На третьем ярусе старинного дома целая сказка о вселенной: крыша – как небесный свод. На причелинах – волнистый резной узор. На концах причелин – солнышко. Наверху, на главном бревне крыши, — конь-птица. Такая же сказка на окнах и воротах домов. Старинный дом — как мир. И мы по узорам, как по книге, можем прочитать эту сказку.)

— Современные дома в городе построены по-иному (слайд 9). На них уже нет таких украшений. Они сами, как стройное мировое дерево, поднимаются вверх от земли до неба. И каждый дом – как вселенная. В ней живут люди и животные, цветут комнатные растения, тепло и свет согревают и освещают квартиры многих-многих семей. И каждый дом – уголок отчей земли, уголок Отчизны.

-Наша Родина с проживающими на её территории народами тоже подобна огромному дереву. Его корни – это наша история, история народов, населяющих нашу страну. Это наши предки, их дела и подвиги. И всё добро, которое делают люди, прибавляет силы огромному дереву, помогая расти ветвям, распускаться пышной кроне.

  1. Физкультминутка.

  1. Работа со статьёй А. Толстого «Земля оттич и дедич».

дедич». Откройте учебник на стр. 6. Но прежде, чем я прочитаю его, я расскажу о словах, которые встретятся в тексте. Мы их сейчас уже не употребляем в речи (слайд 10).

  • Словарная работа.
    Земля оттич и дедич
    – место, где человек родился, вырос; в широком смысле слова – родина.
    Пращур — отдалённый предок, родоначальник.
    Вязь – декоративное письмо, буквы которого связываются в орнамент.
    Сдюжим — выдержим, вынесем, осилим.

Тын — забор.
Посконный — из поскони, сделанный из грубого конопляного полотна.

— Как вы считаете, можно ли отнести то, что он написал, к любому другому народу? Объясните свой ответ.

— Что является для вас малой родиной? (Ответы детей.)

— Назовите тему текста. Соответствует ли она названию текста? В каком предложении она отражена? (Земля русская, русский язык, сохранение памяти о предках — вот главные ценности, что нужно хранить. Это отражено в заголовке статьи, в предложении «И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему… стал его достоянием… для потомков его стал родиной — землей оттич и дедич».)

— Какова основная мысль? (Земля «оттич и дедич», русский язык — это то, что мы, по мнению А. Толстого, получили в наследство и должны беречь. Писатель помог нам ощутить, что мы не безродное племя, заставил вглядеться в даль веков, ощутить гордость за свою Родину. Он и сам восхищается своими предками, Родиной.)

  1. Физкультминутка.

  1. Составление родословного древа.

историей своего народа, своей страны, нашей планеты. А история всего человечества, каждого отдельного государства начинается и пишется в семье. Родственные связи между людьми можно изобразить в виде родословного древа. На нём можно увидеть своих предков, бабушек и дедушек, родителей, их и ваших братьев и сестёр.

— Что мы называем словом «семья»? (слайд 11) (Ответы детей.)

— Слово «семья» происходит от слова «семя». Мы – семя наших родителей.

— Как ещё можно назвать родителей, бабушек, дедушек? (Предки.)

— Предки – это те, кто был перед нами. Мы и наши предки – это род.

— Кто знает свих предков прошлых поколений, появившихся на свете раньше папы с мамой и бабушек с дедушками?

— Для чего нужно знать предков, ведь вы же их не видели? (Каждый должен знать и помнить своих предков. Если мы забудем о них, можем вскоре забыть и о том, кто мы такие сами, где наш дом, где мы родились, где наша Родина.)

— О людях, которые не знают своих предков, говорят, что это «Иваны, не помнящие родства». Сегодня на уроке мы вспомним, что такое родословное древо и как его составить.

— А почему древо называют родословным? (Родословным его называют потому, что оно рассказывает историю семьи, рода за несколько десятилетий и даже столетий.)

— В наши дни многие ищут свои корни, находят сведения о предках, составляют родословные.

— А как вы понимаете слова «ищут свои корни»? (Ответы детей.)

— Вспомните правила работы в парах. (Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Своё несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси.)

— Прочитайте о двух способах составления родословного древа (карточка 1). Обсудите друг с другом задание.

Составление родословного древа.

Составлять родословное древо можно разными способами. Перед вами самые простые. Один способ – «восхождение к предкам». Допустим, вы выбираете точкой отсчёта себя как зёрнышко родословного древа. Из него веточки родственных связей будут расти вверх – к родителям. От каждого из родителей протянутся вверх ещё по две веточки – к их родителям – вашим бабушкам и дедушкам. И так всё выше и выше – по две веточки от каждого имени во всех следующих поколениях предков.

Другой способ – это «нисхождение к потомкам» от родоначальника, самого первого известного человека в роду. Родоначальник станет зёрнышком родословного древа. А само древо будет перевёрнуто ветвями вниз. И одной из веточек этого древа станете вы.

И в том, и в другом случае мужские имена в родословном древе принято помещать в прямоугольную рамочку слева, а женские имена – в овальную рамочку справа.

Задание.

Рассмотрите схемы. Определите, каким способом построено каждое родословное древо.

Схема 1.

дедушка

дедушка

папа

______________________________________________________________

Схема 2.

прадедушка

дедушка

дедушка

папа

мой брат

(Восхождение к предкам.)

— Расскажите, как вы его поняли.

— Как называется второй способ? (Нисхождение к потомкам.)

— В чём он заключается?

— Как записываются женские и мужские имена?

— Рассмотрите схемы. Какой способ иллюстрирует каждая из них?

древа?

— Скажите, с чего нужно начинать составление своего родословного древа?

— На какие вопросы нужно ответить? Почему это нужно знать? Сможете ли вы это сделать одни? Кого вы возьмёте себе в помощники? (Ответы детей.)

  1. Итог урока. Рефлексия.

— Вспомните правила работы в группе. (В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, другие слушают. Своё несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси.)

— Обсудите вместе по 1 вопросу.

Вопросы для групп:

  1. Как вы думаете, что связывает всех людей, живущих на Земле?

  2. Объясните, как вы понимаете смысл известной пословицы «Где родился, там и пригодился».

  3. Объясните, почему человеку необходимо знать свои корни?

  4. Согласны ли вы с тем, что история любого государства начинается и пишется в семье? Обоснуйте свой ответ.

  • — Итак, подведём итог урока. После короткого обсуждения один из группы отвечает на поставленный вопрос (слайд 12).

  1. Домашнее задание: выполнить проект «Родословное древо моей семьи» вместе со взрослыми. Для выполнения проекта вам помогут вопросы из рабочей тетради на стр. 5-6 (задание № 6).

infourok.ru

Конспект урока «Наша Родина — Россия» 4 класс ОРКСЭ

4 класс

Модуль «Основы светской этики»

Урок 1

Россия – наша Родина

Цель урока: формирование чувства гордости за свою Родину.

Основные понятия: Россия, Родина(Отечество), Малая Родина, патриот, государственные символы (герб, флаг, гимн), духовный мир, культурные традиции.

Предполагаемые результаты:

Предметные:

1. Усваивают знания об историческом развитии нашей страны, о её культурных традициях.

2.Приобретают первоначальные представления о духовном мире человека.

3.Познакомятся с понятиями: Родина, Малая Родина, государственные символы (герб, флаг, гимн), патриот, духовный мир, культурные традиции.

Метапредметные:

1. Учатся сравнивать и обобщать материал; работать с картой.

2. Совершенствуют навыки работы с текстом, самостоятельной работы с источниками информации, со словарём.

Личностные:

1.Проявляют уважительное отношение к Родине, малой Родине, к культурным традициям нашей многонациональной страны.

2.Проявляют умение самостоятельно оценивать свою работу, высказывать свое мнение, участвуя в обсуждении изученного материала; умение работать в группах.

Оборудование:

-учебник «Основы православной культуры;

-выставка книг о России, флаг, герб, карта мира, политико-административная карта РФ;

-презентация, гимн Российской Федерации.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

К этому уроку вам помогали готовиться ваши родители. С их помощью вы должны были ответить на следующие вопросы и выполнить задание.

— Где я родился?

-Где родились мои родители?

-Какая национальность у моих бабушек, дедушек, мамы, папы, меня?

Задание: найти на карте города, где родились члены семьи.

Заслушаем ваши ответы (дети дают индивидуальные ответы)

II. Формулирование темы урока.

1. Как называется место, где человек родился и живёт? дети отвечают – Родина

Точнее можно сказать Малая Родина (табличка на доске)

-Какая у нас с вами Малая Родина? дети отвечают – Братск, Сибирь

-Как нас можно назвать? дети отвечают – братчане, сибиряки

Слайд №2

-А как называют людей, которые живут в Нижнем Новгороде? В Москве? В Крыму?

-А что объединяет нижегородцев, москвичей, крымчан?

предполагаемые ответы – живём в одной стране

Откройте содержание учебника и познакомьтесь с темой

2. Откройте стр. 4 и прочитайте окошечко «Вы узнаете»

-Какова цель нашего урока? дети пытаются сформулировать цель урока сами

(продолжить знакомство с величием и славой родного Отечества, ее народах и культурных традициях)

III. Новая тема

1. Работа с учебником стр. 4

Прочитайте 1 и 2 абзацы самостоятельно.

Расшифруйте буквы РФ Слайд №3

Какой синоним к слову Родина используем? От какого слова образовано слово Отечество?

Дополнительный материал — этимология (рассказ учителя)

Общеславянское слово, образовано от слова «род» — происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити. Россия впервые у Ивана Грозного. Раньше – Русь, откуда Русия. Отчизна, Отечество (с Державина).

 Родственные слова: родной, родимая (сторона), родители.

 Синонимы: Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.

2. Звучит песня «С чего начинается Родина?» Слова М. Матусовского, музыка М. Пляцковского

-Какое настроение у вас появилось, когда вы услышали эту песню?

Вопросы по тексту песни:

— О чём спрашивает герой стихотворения?

— Какие ответы получает?

— А вы согласны с его мнением? Почему?

-Что для вас является Родиной?

3. Как называется главный город нашей страны?

-Кто был в Москве? Что вы знаете о столице?

Слайд №4

Москва — столица России. Столица — главный город государства. В Москве есть здание – которое является символом столицы. Это Кремль. В Кремле работает правительство нашей страны.

Найдём на карте.

-Кто является главой нашего государства?

Слайд №5

 Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы.

Какие?

Рассмотрим изображение герба. Что изображено?

Дополнительный материал (рассказ учителя)

Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.

Слайд №6

4. Работа в группах.

У вас на партах наборы полосок из цветной бумаги (зелёная, жёлтая, белая, синяя, красная)

Вам необходимо составить (аппликация) российский триколор.

Сравните с изображением на слайде.

Что значит каждый цвет?

Слайд №7

Дополнительный материал (рассказ учителя)

Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл:

Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.

5.

-Что такое гимн?

-Когда и где звучит?

-Как необходимо слушать

Дополнительный материал (рассказ учителя)

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране. Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков

Звучит гимн

6. Работа с картой

Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы — моря и реки не замерзают.

Какие города вам известны? Какие реки? Моря? Озёра?

Слайд №8

7.

С первых дней жизни нас окружают родные люди. Из поколения к поколению передаются традиции, жизненный опыт.

Объясните значение слова поколение.

-Из скольки поколений состоит ваша семья?

Чтение текста в учебнике стр. 4-5

Объясните смысл выражений:

-материальный мир;

-духовный мир;

-внутренний мир.

8.

— Какие традиции существуют в ваших семьях?

— А в нашем классе?

Прочитайте текст на стр. 5

Дайте определение понятию «культурные традиции»

Дополнительный материал (рассказ учителя)

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.

-Почему эти люди являются гордостью России?

Что значит быть патриотом? Слайд № 10-12

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

Вывод:

Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

V. Закрепление.

1. Работа в группах — творческая работа

Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, малая Родина, патриот, президент.

(Чтение предложений).

Если вы не знаете значение слова патриот, то где можно узнать?

Работа с толковым словарём.

2. Работа с пословицами. 

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна у него и родина

VI. Домашнее задание.

С помощью родителей составить презентацию «Путешествуем по России»

или «Я горжусь, что я братчанин и Сибирь — земля моя»

infourok.ru

Урок «Россия — наша Родина» ОРКСЭ

Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»

4 класс

Тема урока: «Россия – наша Родина»

Цель урока: формировать представления детей о России, как общей Родине всех россиян.

Задачи урока:

  • Познакомить с понятиями Россия, Родина, Россия – наша Родина

  • Формировать представление о размерах и красоте просторов России.

  • Воспитывать любовь к Родине.

  • Формировать понимание исторического и культурного единства России.

  • Обогащать, закреплять, активизировать историко-культурологический словарь школьников.

Словарь урока: Россия, Родина – мать, Отечество

Ход урока

I ОНУ

Эмоциональный настрой на урок.

II Мотивация к учебной деятельности

В этом учебном году, вы, ребята, как и многие ваши сверстники во всех уголках нашей необъятной Родины – России, начинаете изучать новый интересный предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

— А что именно можно будет изучить на этих урока? Предположите?

-Мы отправимся с вами в удивительное путешествие. Вспомните, как правильно вести себя во время путешествия?

Просмотр фильма «С чего начинается Родина»

В одном из стихотворений Б.Пастернака Есть такие строки:

Обозы тяжелые двигая,

Раскинувши нив алфавиты,

Россия раскрытою книгою

Как бы посередине открыта.

И вдруг она пишется заново

Ближайшею первой метелью,

Вся в росчерках полоза санного,

И белая, как рукоделье.

— Давайте сегодня вновь перелистаем эту великую книгу и признаемся в любви своей Родине – России!

— Что значит Родина? Как еще мы ее называем?

Что значит родина моя? –

Ты спросишь, я отвечу:

— Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов одноэтажных.

Потом – пшеничные поля

От края и до края,

Все это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво откроет.

Н.Поляков

III. Объяснение нового материала

— Ребята, а откуда появилось название – Россия?

В стародавние времена нашу Родину называли Русью. Слово «Русь», как полагают учёные произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь, Россия – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей.

— Ребята, скажите, мы с вами разные? А что в нас есть общего? Что нас объединяет?

— Чем Россия является для каждого из нас?

У вас на столе лежат листочки с заданиями.

Прочитайте первое задание. Соберите пословицы о Родине.

Ищи добра на стороне,

одна у него и Родина

Одна у человека мать,

а дом люби по старине.

Везде хорошо,

там и слыть.

Где жить,

но милее Родины нет.

— Как вы считаете, какая пословица может стать девизом нашего урока?

Чтение текста в учебнике, анализ прочитанного.

— Как понимаете, что такое духовный мир человека?

— Что важнее: материальные или духовные ценности?

— Что такое традиция?

— Что можно передавать?

Выполнение задания на листочке. Из предложенного списка выбрать и подчеркнуть духовные ценности.

Семья, автомобиль, аквариум, квартира, доброта, любовь, мир, дом, книги, чуткость, взаимопонимание, терпение, компьютер, честность, телевизор, красота, игрушки, деньги, милосердие, сострадание.

— Ребята, скажите, а существует ли рецепт счастья?

Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Наше Отечество»

Наше Отечество, наша Родина- матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью- потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

— Почему К.Д.Ушинский называет Россию матерью?

— Какими ещё словами мы можем назвать Россию?

Игра «Кто больше?» Подобрать синонимы к слову Родина.

— Ребята, вы любите свою маму?

— А свою Родину? Что это значит?

— Что вы еще знает о России? (Россия – многонациональное государство. На её территории проживают народы, которые исповедуют разные религии.)

— Какой вывод сделаем? (Религии разные, а страна одна. Языки разные, ремесла, традиции, люди разные, а страна одна)

— Что же объединяет все народы? (Любовь)

— Без любви нет мира, нет успеха, нет счастья.

Просмотр клипа песни О.Дубовой «Родина моя»

V. Рефлексия

— Нарисуйте самый красивый, по — вашему мнению, уголок Родины.

— Закрасьте, пожалуйста, кружок жёлтым цветом те, кто смог бы рассказать своим товарищам в классе, что такое Родина, Отечество. Остальные – закрасьте кружок зелёным цветом.

infourok.ru

«Наша Родина -Россия»(Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 г.Вольска Саратовской области»

Урок основ религиозных культур

и светской этики.

Блок «Основы православной культуры»

Тема: «Наша Родина – Россия».

4 класс

АВТОР: ПАРФЁНОВА

СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА,

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ ВЫСШЕЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

КАТЕГОРИИ МОУ СОШ №6

Г.ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ

ОБЛАСТИ.

г. Вольск, 2012 г.

Тема: Наша Родина — Россия

Конспект занятия

( Можно поговорить с детьми о России – нашей Родине, о русской природе, добрых обычаях жизни наших предков, о русских святых, наших небесных покровителях.)

Цель:

воспитывать в детях чувство любви к Родине: ее природе, людям, святыням.

формировать у детей представление о Руси Православной.

воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории.

Материал к занятию

1. Слайды русских пейзажей.

2. Иконы русских святых

Подготовка к занятию

Заранее раздать карточки с заданием. Разделить на 4 группы.

Ход занятия:

1.Мобилизующее начало урока.

-Здравствуйте. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. И пусть хорошее настроение не покидает вас до конца занятия.

2.Сообщение темы и цели.

Наша сегодняшняя беседа посвящена дорогой для каждого человека, живущего в нашей стране. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы подумайте, о чём сегодня на уроке пойдёт речь.

Виктор Афанасьев

Здесь начинается рай

Путь наш – полями, лесами…

Все наше милое – здесь:

Мы и душой и глазами

Смотрим на все, что тут есть.

– Что же, – нам скажут, – за диво

Сосны да ели, да рожь…

Так ли уж это красиво,

Так ли уж край ваш хорош?

Вместо ответа над рожью

Благовест вдруг пропоет:

– Все здесь святое, все Божье –

Небо, природа, народ!..

В правде стоит, а не в силе

Этот намоленный край;

Дивны просторы России:

Здесь начинается рай.

(Слайд «Наша Родина- Россия»)

Поговорим мы с вами, ребята, о нашем родном крае, о нашей Родине. Её название прозвучало в стихотворении. Давайте произнесём хором. Наша страна называется РОССИЯ.

-По –другому мы ещё называем нашу Родину-Русь, Отечество.

(Открывается слайд «Россия. Русь. Отечество».)

3. У России, у русской земли есть много своего, особенного, того, что люди называют «русским».

– Подумайте и ответьте, про что можно сказать «русский», «русская», «русское», « русские»?

У вас на столе лежат карточки с заданием. Выполните первое задание.

-А теперь послушаем, что у нас получилось.(Читает представитель каждой группы)

А вот что пишет об этом поэт Евгений Санин в своём стихотворении «Романс о России»

(Читает учитель под слайды. На каждую строку слайд.)

Русские дороги.

Русские дома.

Русские пороги.

Русская зима.

Русские закаты.

Русский клёв ерша.

Русские солдаты.

Русская душа.

Русские святые.

Русские глаза.

Русские святыни.

Русская слеза.

Русские морозы.

Русские поля.

Храмы и березы:

Русская земля!

4. -А что для каждого из нас означает понятие «Русская земля» Как её можно назвать по- другому? (Родина)

Подумайте и постарайтесь ответить на вопрос:

– Что такое Родина?

Дети размышляют и предлагают свои ответы.

Ответов на этот вопрос может быть много:

— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

— Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.

— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.

— Земля, которую наши предки защищали от врагов.

— Родина – это наш край, город, поселок.

— Родина – это место, где живут близкие и дорогие

— нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

— Это место, где стоит наш детский сад, наша школа.

— Это место, по которому люди скучают, находясь

— в далеком краю, на чужой стороне.

5.-Поэты, писатели, композиторы тоже размышляют о Родине, с чего она начинается? Послушайте песню поэта Матусовского и композитора Баснера (Слушание песни «С чего начинается Родина?» на фоне слайдов)

-А теперь выполните второе задание в карточке. Подберите однокоренные слова к слову «Родина».

Микроитог: (см.на диске «Основы православной культуры».Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева .Определение слову Родина.)

6.– Скажите,а что видим мы на русских пейзажах?

(Ответ. На русских пейзажах мы видим поля, холмы, леса, тихие спокойные реки, высокие небеса.)

– Какие чувства пробуждаются в душе у человека, когда он смотрит на русские долины, леса, реки: тревожно человеку или спокойно; печально или радостно?

Микроитог. В душе человека, смотрящего на русские просторы, рождается радость, восторг, благодарность Богу за то, что мы в таких краях живем.

Благочестивые, верующие в Бога мудрые русские люди, говорят, что через русскую природу будто беседует с нами Сам Господь Бог, Творец неба и земли. Много полезных нравственных уроков преподносит Он нам через Свое творение. Нужно только уметь видеть, слышать и подмечать эти наставления.

Вот долина: широкая, зеленеющая летом и взращивающая к осени хлеба. (Слайд)

— Она учит такому доброму качеству,как смирение, щедрость, открытость, простота.

-Теперь давайте посмотрим на русскую речку(Слайд) мягко и плавно течет она. Прислушайтесь к тихому плеску воды, посмотрите на тихие изгибы реки.

– Река учит таким добрым чертам характера, как нежность, мягкость, гибкость. Она будто подсказывает, что нельзя быть жестокими, грубыми, злыми, резкими. А еще – обидчивыми, помнящими зло, не умеющими прощать. Давайте будем учиться не обижать друг друга, любить и прощать.

7.На берегах русских рек и озер, среди лесов и в людных городах стоят и украшают русские пейзажи православные храмы. Звон их колоколов много веков оглашал Русскую землю: звал людей на молитву в храм, пробуждал покаянное чувство. ( Слайд)

8. Служа Господу Богу и людям, совершали свой подвиг на Святой Руси русские святые: князья и княгини святители преподобные и праведные.

-Святые — это люди, которые жили по заповедям Божиим. (Слайд с изображением святых.)

-У каждой группы есть стихи о святых. Попробуйте догадаться, о каком святом идёт речь и покажите на слайде этого святого? (Группы выполняют задание)

1 группа

Евгений Санин

Святая равноапостольная княгиня Ольга

Она была такой прекрасной.

Что, красотой ее пленясь,

К ней воспылал любовью страстной

И в жены взял – Великий князь!

Была такою умной Ольга,

Что – хоть историка спроси! –

Из всех княгинь ее лишь только

Прозвали «Мудрой» на Руси!

Она была еще жестока

И проливала кровь за кровь,

Пока Господь

В мгновенье ока

Не дал ей веру и любовь.

Крестившись, Ольга изменилась

И, не творя отныне зла,

По всей Руси добро и милость,

И Слово Божие несла!

Предвидя, что придется внуку,

Крестя, вести нас к Небесам,

Не так мечу, седлу и луку

Его учила, как псалмам!

Владимир не забыл об этом

И Русь – крестил! А Ольгу мы

Сравним с зарей перед рассветом,

С подснежником в конце зимы!

2 группа

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Крестным знаменьем пред битвой

Троекратно осенясь, –

Меч в руке, уста с молитвой, –

Побеждал великий князь!

Закрывали тучи солнце…

Кровь струилась по траве…

Бил он рыцарей-тевтонцев,

Бил он шведов на Неве!

А затем, непобедимый,

Ездил на поклон в Орду,

От земли своей родимой

Отводя собой беду.

Плачь, березовая роща!

Пойте, сосны, песнь свою!..

Было бы погибнуть проще

В самом яростном бою…

Так тянулся год за годом.

И в святую старину

Назван Александр народом

Был страдальцем за страну.

Словно перед главной битвой,

Из последних сил крестясь, –

Крест в руке, уста с молитвой, –

Умирал великий князь…

Кличут вороны со страхом,

Множат эхо по Руси:

Умер Александр монахом,

Принял имя – Алексий!

Сотни лет прошли с той были.

Многие ушли – как дым…

А вот князя не забыли –

Он великим стал святым!

3 группа

Преподобный Сергий Радонежский

Он призывал к миру русских удельных князей, молился о собирании всех княжеств вокруг Москвы, молился о победе русского оружия в Куликовской битве, благословив на нее святого князя Дмитрия Донского.

На подвиг князя провожая,

Он, волю неба выражая,

Монахов дал ему с собой

На зримый и незримый бой.

Своей молитвой многомощной

Молился Сергий денно-нощно

За наших предков и… за нас, –

Ведь битва длится и сейчас!

4 группа

К тебе, о мой небесный покровитель,

Я в мыслях обращаюсь и в стихах.

Тебя, всея Руси родной креститель,

Я чувствую во всех своих делах.

Тебя в эпоху смуты и распада

Державы, заповеданной Христу,

Прошу, молю: ответь, что делать надо,

Чтобы спастись, срастись. Как выжить тут?

В час волка, когда Киев будто вымер,

Без помпы, в одеянии простом

На горку поднимаюсь, где Владимир

Стоит с зелёно-бронзовым крестом.

-Итак, первая группа, прочитайте стихотворение и скажите, о каком святом идёт речь? (Представитель каждой группы читает стихотворение выходит и показывает на слайде, о каком святом идёт речь)

Микроитог: Все святые любили свою Родину и молились о ней.

С чего начинается Россия? Она начинается с нашей любви, с того, что мы готовы сделать ради неё.

9. Исполнение песни учителем

С чего начинается Родина?

Музыка Вениамина Баснера

Слова Протоиререя Артемия Владимирова

1.С чего начинается Родина? (Слайды)

С церквушки над тихой рекой,

Со Спасова древнего образа,

С горящей свечи восковой.

А может она начинается

С молитвы пробабки моей,

С нательного детского крестика,

С причастья у Царских Дверей.

2. С чего начинается Родина?

С часовни у красных ворот,

С Заступницы Матушки Иверской,

К которой стремится народ?

А где же она завершается?

В бездонной небес синеве,

Где время и вечность сливаются

В молитве о Русской Земле!

10.Работа по учебнику «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4-5 классы

стр.4-5.

Итог занятия.

-Почему же Русь называют православной? (Ответы детей)

-Действительно, православная вера лежит в основе нашей истории и культуры. Мир православия, мир бесконечный, добрый и мудрый. И на следующих уроках мы будем знакомиться с ним ближе.

Список использованных источников

  1. Данилюк Александр Ярославович «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений 4-5 кл. 2010 г.

  2. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/А.В. Кураев-М.: Просвещение, 2010-95 с.: ил.-ISB№978-5-09-024063-5

  3. «Основы православной культуры» 4-5 класс. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева (1 CD)

  4. http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36462.php

  1. группа

Задание 1

Какие определения подходят к слову русский…

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Подберите однокоренные слова к слову РОДИНА

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3

Определите, о каком святом идёт речь?

Она была такой прекрасной.

Что, красотой ее пленясь,

К ней воспылал любовью страстной

И в жены взял – Великий князь!

Была такою умной Ольга,

Что – хоть историка спроси! –

Из всех княгинь ее лишь только

Прозвали «Мудрой» на Руси!

Она была еще жестока

И проливала кровь за кровь,

Пока Господь

В мгновенье ока

Не дал ей веру и любовь.

Крестившись, Ольга изменилась

И, не творя отныне зла,

По всей Руси добро и милость,

И Слово Божие несла!

Предвидя, что придется внуку,

Крестя, вести нас к Небесам,

Не так мечу, седлу и луку

Его учила, как псалмам!

Владимир не забыл об этом

И Русь – крестил! А Ольгу мы

Сравним с зарей перед рассветом,

С подснежником в конце зимы!

  1. группа

Задание №1

Какое определение подходит к слову русская

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Подберите однокоренные слова к слову РОДИНА

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3

Определите, о каком святом идёт речь?

Крестным знаменьем пред битвой

Троекратно осенясь, –

Меч в руке, уста с молитвой, –

Побеждал великий князь!

Закрывали тучи солнце…

Кровь струилась по траве…

Бил он рыцарей-тевтонцев,

Бил он шведов на Неве!

А затем, непобедимый,

Ездил на поклон в Орду,

От земли своей родимой

Отводя собой беду.

Плачь, березовая роща!

Пойте, сосны, песнь свою!..

Было бы погибнуть проще

В самом яростном бою…

Так тянулся год за годом.

И в святую старину

Назван Александр народом

Был страдальцем за страну.

Словно перед главной битвой,

Из последних сил крестясь, –

Крест в руке, уста с молитвой, –

Умирал великий князь…

Кличут вороны со страхом,

Множат эхо по Руси:

Умер Александр монахом,

Принял имя – Алексий!

Сотни лет прошли с той были.

Многие ушли – как дым…

А вот князя не забыли –

Он великим стал святым!

  1. группа

Задание №1

Какое определение подходит к слову русское.…

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Подберите однокоренные слова к слову РОДИНА

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3

Определите, о каком святом идёт речь?

На подвиг князя провожая,

Он, волю неба выражая,

Монахов дал ему с собой

На зримый и незримый бой.

Своей молитвой многомощной

Молился Сергий денно-нощно

За наших предков и… за нас, –

Ведь битва длится и сейчас!

  1. группа

Задание №1

Какое определение подходит к слову русские

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Подберите однокоренные слова к слову РОДИНА

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3

Определите, о каком святом идёт речь?

К тебе, о мой небесный покровитель,

Я в мыслях обращаюсь и в стихах.

Тебя, всея Руси родной креститель,

Я чувствую во всех своих делах.

Тебя в эпоху смуты и распада

Державы, заповеданной Христу,

Прошу, молю: ответь, что делать надо,

Чтобы спастись, срастись. Как выжить тут?

В час волка, когда Киев будто вымер,

Без помпы, в одеянии простом

На горку поднимаюсь, где Владимир

Стоит с зелёно-бронзовым крестом.

kopilkaurokov.ru

Советы рукодельницам