Разработка классного часа в 10 классе на тему: «Урок МИРА»
Михайловская общеобразовательная школа Ι-ΙΙΙ ступеней
РАЗРАБОТКА
Классного часа в 10 классе
на тему:
«Урок МИРА»
Разработала: классный руководитель Буракова Мария Витальевна
Классный час. Урок Мира.
Цель:
Познакомить со значением слов МИР, символом мира;
показать причины возникновения войн, пути разрешения конфликтов.
Воспитывать толерантность, взаимоуважение, сплочённость коллектива.
Коррекция памяти, мышления, мелкой моторики пальцев.
Вступление
Окончилось лето и снова подъем,
Мы в плаванье к острову знаний идем,
Становится школа бортом корабля,
До встречи! Беспечных каникул Земля.
Пора! В добрый путь – капитан говорит,
И боцманской дудкой звонок прозвенит:
Свистать всех наверх! Поднимать паруса!
И вот моря знаний открылась краса…
Идти нелегко в океане наук,
Но места здесь нет для печалей и скук.
Кругом неизвестности вьется туман,
И с курса сбивает ошибок обман.
Все выше учебной нагрузки волна,
Здесь знаний багаж пригодится сполна.
Нас бури и скалы подводные ждут,
В дневник постоянно заносим маршрут.
Пройти море книжек и их прочитать,
И ручкою море чернил исписать,
Размеры глубин вычисленьем найти,
Чтоб вдруг на контрольной ко дну не пойти.
Борьба за живучесть все время идет,
Ведь лени поток течи в трюме дает.
И чтоб каждый смог этот путь одолеть,
Знать мало, он должен стремиться уметь.
Уметь ловко доски строгать и пилить,
Уметь рисовать, вышивать и кроить.
И вкусный уметь приготовить обед,
Себя оградить от недугов и бед.
Товарищу помощь всегда оказать,
И людям хороший пример показать,
В труде и учебе понять все должны:
Незнайки, невежи нигде не нужны.
Нельзя одолеть этот путь без труда,
Учитель окажется рядом всегда,
А, если возникнут опасности вдруг,
Он руку подаст и спасательный круг.
— Дорогие ребята! Мы рады поздравить вас с началом учебного года! С Днём Знаний! Я надеюсь, что в этом учебном году наш класс будет здоровый, дружный и сплоченный коллектив, в котором каждый будет чувствовать себя уверенно, надежно и удобно.
И первым уроком будет Урок Мира.
— Что такое мир? — Вот какое объяснение значения этому слову дает толковый словарь:
1. МИР – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара.
покой; соглашение о прекращении войны.
Задание: Из отдельных слов и словосочетаний составить пословицу о мире.
Где мир да лад, там не нужен и клад.
Свет победит тьму, а мир — войну.
Мир народу — жизнь будет краше год от году.
Дружно за мир стоять — войне не бывать.
При счастье бранятся, при беде мирятся.
Худой мир лучше доброй драки.
Кто умеет беситься, тому ни с кем не ужиться.
Соломенный мир лучше железной драки
-Назовите противоположное по значению слово к слову МИР. /Война/.
— Ежедневно, из разных частей земного шара радио, телевидение и газеты приносят тревожные сообщения о том, что рвутся снаряды и бомбы, рушатся дома, больницы, школы, гибнут мирные жители: старики, женщины, дети.
— Почему так происходит?
-Что мешает людям мирно жить?
-После окончания Великой Отечественной войны прошло 70 лет.
За это время, в разных уголках нашей планеты отгремело более 100 войн.
-Какие же люди начинают эти войны? (Жестокие, безжалостные, безответственные).
Задание: прочитать пословицы и поговорки о войне
Войной да огнем не шутят.
Война-это большое болото: легко влезть, но трудно выбраться.
Мир строит, война разрушает.
Кто любит войну, у того все со временем становятся врагами.
В бою побывать — цену жизни узнать.
— А можно ли избежать военных действий? Как?
Надо ответственно относится к конфликтам, которые возникают между разными
странами, и решать возникшие проблемы путем переговоров, соглашений, уметь
договариваться мирно. — Часто войны возникают из-за непонимания разных
сторон или когда одна страна вмешивается в решение спорных вопросов другой
страны, что совершенно недопустимо.
-А что происходит из-за непонимания в коллективе? (Ссоры, обиды, драки).
-Одна древняя мудрость гласит: если хочешь понять собеседника, поставь себя на его место, что это значит?
-Как избежать ссор и конфликтов в коллективе? Нужно уметь договариваться,
быть терпимыми друг к другу, быть сплочёнными и дружными , жить как одна большая семья.
— А что такое семья?
— У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья — уникальное объединение людей разного возраста, основанное на родственных отношениях.
Задание: прочитать пословицы и поговорки о семье.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает.В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
В своем доме и стены помогают.
В семье и каша гуще.
В семье разлад, так и дому не рад.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Дружная семья не знает печали.
-А можно ли сказать что наш класс – это школьная семья?
-А как нужно жить в семье? — Мирно и дружно
-А что является символом мира?
Загадка:
Символ мира, символ света,
Символ дружбы и тепла,
Всем известна птица эта,
Птица вечного добра.
(Голубь).
-И не просто голубь, а белый голубь. Почему?
Существует традиция выпускать белых голубей, как символ мирных намерений.
— Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий. Писатель Николай Тихонов сказал: «У каждого, кем бы он ни был, чем бы он ни занимался, есть еще один долг, который требует самоотверженного и верного служения: защищать мир» — Как вы понимаете эти слова?
-А какой вклад можете внести вы в защиту мира?
-Быть может каждому надо начать с себя, со своих отношений с одноклассниками и взрослыми, ведь каждое доброе слово и дело обязательно к вам вернётся.
Приложение: Схемы оригами «Голубь – птица мира»
1. Сгибаем и разгибаем ромб по диагонали, затем сгибаем по другой и превращаем в треугольник;
2. В указанных пропорциях загибаем верхний угол треугольника;
3. В указанных пропорциях загибаем кверху верхний угол треугольника;
4.Раздвигаем слои бумаги и сгибаем пополам фигуру, загибая наверх нижнюю половину;
5. Опускаем вниз у почти птицы оба крыла;
6. Поворачиваем птицу на 180 градусов;
7. Загибаем оба крыла и выгибаем клюв;
Голубь готов. Ещё бы оливковую веточку и будет настоящий голубь мира.
infourok.ru
Классный час в 10 классе «Когда чужая боль становится своей» (посвященный 10-летию трагедии в Беслане)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Выделянская средняя общеобразовательная школа»
Классный час
в 10 классе
«Когда чужая боль становится своей»
(посвящен 10-летию трагедии в Беслане)
Беслан! Мы помним и скорбим!»
Классный руководитель
Попова Н. И.
2014 год
Классный час
«И не забыть тех дней ужасных…
Беслан! Мы помним и скорбим!»
(Памяти наших ровесников посвящается)
Цель мероприятия:
— формирование у учащихся представления о трагедиях, к которым может привести терроризм.
Задачи:
— рассказать о трагических событиях в Беслане;
— вызвать осуждение к террористическим актам;
— развить чувство сострадания и соучастия к жертвам терроризма;
— раскрыть лексическое значение слов «террор», «терроризм».
Ход мероприятия
Учитель:
Смерть… всегда страшна.
1 сентября 2014 года исполняется 10 лет со дня страшной трагедии в Беслане, трагедии, которая произошла во время торжественной линейки. Этот ужас стал символом террора против детей в новейшей истории. Наш классный час «Когда чужая боль становится своей», посвящен этому событию. (Слайд 1)
III. Словарная работа.
Давайте обратим внимание на значения слов, которые мы будем сегодня неоднократно произносить.
“Терроризм”, “террористы”, “террористическая деятельность” – эти понятия практически ежедневно появляются в средствах массовой информации, порождая беспокойство и озабоченность наших граждан за свое настоящее и будущее, за свои права и свободы.
Терро́р (лат. terror — страх, ужас) — устрашение мирного населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Террором также называется угроза физической расправы по политическим или каким-либо иным мотивам, либо запугивание с угрозой расправы или убийства
Синонимами слова «террор» (лат. terror — страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение». (Слайд 2)
Ведущий
1 сентября — праздник первого звонка, праздник белых фартуков и бантиков, звонкого детского смеха и огромных букетов, праздник взрослых и детей! В этот день все дороги ведут к школе. Нарядная детвора гордо шествуют по улицам в ожидании новых учебных дней. Все от первоклашки до выпускника сделают очередной шаг по чудесной дороге знаний. Поэтому сегодняшний праздник – самый волнующий, как всё первое и новое.
Ведущий
А ровно 10 лет назад, 1 сентября 2004 года — яркое солнце, волшебные краски осени, музыка, цветы, торжественные лица старшеклассников и педагогов, и первоклашки с букетами цветов за руку с мамой и папой стояли на школьном дворе.(слайд 3)
Ведущий
Город расцвел цветами
Первого сентября.
С радостными глазами
В школу шла ребятня.
Бантики и косички,
Любящий мамин взгляд.
Братики и сестрички
В школьном дворе стоят…
Ведущий (слайды 4-6)
Между нашими городами более 674 километра.
В тот день, 1 сентября 2004 года, дети города Беслана, как и мы, шли на праздник в свою родную школу № 1. Их переполняли те же чувства, что и нас! Ведь дети всей земли радуются, смеются, улыбаются солнцу, грустят и плачут одинаково.
Ведущий: Бесла́н — город в России, третий по величине город Северной Осетии. Расположен в 10 км от границы с Ингушетией. (Слайд 7).
Ведущий
Промчалось лето синей птицей,
И мамы юной детворы,
Блеснув слезинкой на ресницах,
С детьми покинули дворы.
Ведущий
Они сегодня встали рано,
С волненьем трепетным в душе,
И в школу города Беслана
Вели за ручку малышей.
Ведущий
Большая, пахнущая краской,
Сияя яркой белизной,
Она казалась детям сказкой,
Прекрасной, светлою страной!
Ведущий (слайд 8)
Ничто не предвещало беды! И вдруг во двор школы въехало несколько машин… Время в Беслане остановилось.
…Как догадаться детству, (слайд 9)
Что через пять минут
Выстрелы, кровь и зверство
В клочья его порвут?
Ведущий (слайд 10)
Я смотрю в глаза ребенка,
А что в глазах? Не передать.
Не звучит уж голос звонко.
Голос кто посмел прервать?
(песня «Дети Беслана»)
Ведущий: То, что весь мир увидел по телевидению с 1 по 3 сентября 2004 года, не поддается никакому описанию. Трагедия и горе. Оно разлито в Беслане на каждом метре.(Слайд11)
Учитель: Попробуем восстановить события этих дней.
Ведущий: 1 день. Захват. ( слайд 12-13)
1 сентября 2004 года группа вооружённых боевиков подъехала к зданию школы № 1 в Беслане. На площадке рядом со школой в этот момент проходила линейка, посвящённая Дню знаний. Стреляя в воздух, террористы загнали в здание школы более 1100 человек — детей, их родителей и родственников, а также сотрудников школы. Несколько террористов обошли школу со стороны Школьного переулка, чтобы отрезать людям путь к бегству. В заложниках оказалось много детей дошкольного возраста: из девяти бесланских детских садов четыре не работали из-за затянувшегося ремонта, вследствие чего многие родители привели с собой на линейку малышей. Большинство заложников были загнаны в главный спортзал, тогда как остальные попали в тренажёрный зал, душевые и столовую. Террористы досконально знали план здания, что позволило произвести захват в течение нескольких минут. Загнав заложников в здание, террористы заставили всех сдать фото и видеоаппаратуру, а также мобильные телефоны, которые разбивали. Террористы были вооружены до зубов. Следующим шагом захватчиков стало баррикадирование здания. Для этой цели они отобрали порядка 20 мужчин и старшеклассников, которых заставили стаскивать стулья и парты к выходам и окнам. У входов и в коридорах были установлены самодельные взрывные устройства, в спортзале взрывчатка была разложена на стульях и подвешена на баскетбольные кольца и два троса, протянутые между ними. Заложникам было приказано говорить только на русском языке, и малейшие отклонения от приказа жестоко пресекались. Отец двоих детей, Руслан Бетрозов, попытался успокоить испуганных заложников на осетинском языке и был застрелен на виду у всех для всеобщего устрашения. Другой заложник, Вадим Боллоев, был тяжело ранен выстрелом за отказ опуститься на колени и позже скончался. Когда заложники начинали плакать или шуметь, террористы стреляли в потолок или выдёргивали из толпы заложника, независимо от возраста и пола, угрожая расстрелом. Подобные акции устрашения использовались на протяжении всего захвата наряду с издевательствами и оскорблениями.
Ведущий: Осада.( слайд 14-15)
Террористы начали озвучивать свои требования. Текст первого послания был таким: «Мы требуем на переговоры президента Республики Дзасохова, Зязикова президента Ингушетии, Рашайло детского врача. Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек, если ранят любого из нас, убьём 20 чел, если убьют из нас 5 человек, мы все взорвём. Если отключат свет, связь на минуту, мы расстреляем 10 человек».
Террористы ждали выполнения их требований. Они отказались пускать врача в здание и принимать предложенную им воду и пищу. К тому моменту заложники были вынуждены питаться лепестками принесённых ими цветов и мочить одежду в изредка приносимых помойных вёдрах, высасывая эту жидкость. Но даже при этом до многих вода просто не доходила.
Ведущий: Второй день.
Требования немедленного и безоговорочного освобождения заложников террористами были проигнорированы.
В 16 часов захваченную школу посетил бывший президент Ингушетии Руслан Аушев, единственный, кому удалось вести переговоры с террористами лицом к лицу. Вот как он описал увиденное: «Когда меня провели в помещение спортзала, то, что я увидел, меня потрясло — весь зал был забит женщинами, детьми, стариками, которые сидели, лежали, стояли, в помещении была жуткая жара, дети были раздеты. По моим прикидкам, в здании школы находилось не менее 1000 заложников».
Через несколько часов после ухода Аушева террористы заметно ожесточились: изначально выпускавшие заложников в туалет и приносившие вёдра с водой в спортзал, боевики отказали и в том, и другом, вынудив заложников пить собственную мочу. Жаркая погода, смрад и отсутствие вентиляции в зале ещё больше усугубляли состояние заложников: многие теряли сознание. На просьбы дать воды террористы отвечали, что она отравлена: выбраться в туалет или душевую удавалось единицам.
Ведущий: Третий день.
К утру третьего дня заложники обессилели до такой степени, что уже плохо реагировали на угрозы террористов. Многие, особенно дети и больные сахарным диабетом, падали в обморок, тогда как другие бредили и испытывали галлюцинации. В зале террористы перемонтировали взрывную цепь и произвели несколько выстрелов из гранатомётов по близлежащей территории. В 13:05 в спортзале последовательно произошли два мощных взрыва с интервалом примерно в полминуты, в результате чего произошло частичное обрушение крыши. Сразу после взрывов террористы открыли огонь по спасателям. После этого заложники начали выпрыгивать через окна и выбегать через входную дверь во двор школы. Террористы открыли по ним огонь, вследствие чего погибли 29 человек. Оставшихся в живых людей боевики начали перегонять из спортзала в актовый зал и столовую, при этом многих заложников, неспособных самостоятельно передвигаться, террористы добили при помощи автоматов и гранат. Через пять минут после первых взрывов был отдан приказ приступить к операции по спасению заложников и обезвреживанию террористов. Снайперы открыли прицельный огонь на поражение террористов, прикрывая эвакуацию заложников. Носилок не хватало, поэтому местные жители изготавливали их из любого доступного материала, включая одеяла и переносные лестницы. Также не хватало машин «Скорой помощи», и бесланцы увозили пострадавших на собственных автомобилях в городскую больницу.
Ведущий: Штурм. (слайд 16-18)
Прорыв бойцов ФСБ в здание был осуществлён с трёх направлений, но забаррикадированные окна не позволяли им проникнуть в здание более часа. В это время террористы вели по спортзалу автоматный и гранатомётный огонь из столовой, заставив заложников встать на окна в качестве «живого щита», в результате чего многие бойцы были вынуждены жертвовать собственными жизнями для спасения заложников. Операция по ликвидации террористов продлилась почти до полуночи.
Учитель: Жертвы
Группа | Погибло |
Дети от 1 до 17 лет | 186 |
Учителя / сотрудники школы | 17 |
Сотрудники ЦСН ФСБ | 10 |
Сотрудники МЧС | 2 |
Родственники, гости и друзья учащихся | 118 |
Сотрудники МВД | 1 |
Всего | 334 |
В 66 семьях погибло от 2 до 6 человек, а 17 детей остались круглыми сиротами (родственники жертв, скончавшиеся в результате тяжелейшей психологической травмы, в эти цифры не входят).
Для оценки масштаба теракта достаточно сказать, что за четыре года Великой Отечественной войны Беслан потерял 357 мужчин на различных фронтах.
Также во время штурма здания погибли 10 сотрудников ФСБ— самое большое количество потерь в ходе одной операции за всю историю российского спецназа.
Ведущий
В сентябрьский день-день мира, знаний
Трагедия произошла в Беслане.
В заложники попала тысяча людей,
Где среди взрослых — большинство детей.
Народ бандиты в школу затолкали.
Ни пить, ни есть им не давали,
Жестоко мучили людей,
Где среди взрослых — большинство детей.
А после — взрыв, и штурм начался.
Кто мог, тот сам из школы выбирался.
Погибли сотни там людей,
Где среди взрослых — большинство детей.
А террористы в спины им стреляли,
И злой усмешки не скрывали.
Здесь стон стоял, и плач, и крик людей,
Где среди взрослых — большинство детей.
Ведущий
2.Во мрачной тишине Беслана,
Вдруг слышен детский шёпот, пить.
Уж сколько лет всё кровоточит рана,
Взлетели в небо, кому жить, да жить.
Ведущий
Запомни, живущий, и помни всегда –
Беслан – это общая наша беда.
Для разных людей и народов, и стран
Террор и насилие – это Беслан.
Отчаянье рубит сердца пополам –
Боль, стоны и муки – всё это Беслан.
Все слёзы отцов и отчаянье мам
Вложились в короткое слово – «Беслан».
Ведущий
И годы пройдут, там воздвигнется храм,
И жизнь возвратится обратно в Беслан.
Пусть время притупит болезненность ран –
Мы их не забудем, ты слышишь, Беслан?
Учитель:
Это кладбище в Беслане называют “Детским”, “Школьным переулком”, а последний год уже официально именуют “Городом ангелов”. (Слайд 20)
“Город ангелов” находится неподалеку от аэропорта. Таксисты, узнав, что вы хотите посетить кладбище и первую школу, как правило, не назначают цену за проезд – можете заплатить, сколько считаете удобным.
Здесь покоятся дети, их родители и учителя, погибшие при теракте в школе №1.
Из 266 могил 186 — детские. Есть еще одна — братская, где похоронены фрагменты тел, которые не удалось опознать.
Дата смерти у всех одна — 3 сентября 2004 года.На кладбище нет ворот. На входной арке выбито: “Город ангелов” (Слайд 22).
У входа на кладбище – памятник «Древо скорби» (Слайд ).
Семиметровая бронзовая композиция, четыре плачущих женщины и пятьдесят устремленных в небо ангелов, символизирует скорбь, всемирную солидарность с Бесланом и вечную память о жертвах теракта.
Фигурки ангелочков здесь повсюду: выставлены вдоль невысокой ограды, восседают на постаментах между могилами.
Надгробий столько, что красные мраморные плиты почти заходят за горизонт. У каждой могилы — бутылки с минеральной водой, которой так не хватало детям, ставшим заложниками террористов.
Прикладывая к камням руки, женщина причитает по-осетински: что означает “Царство небесное”.
В 2011 году на месте заброшенной школы № 1 начали строить мемориальный комплекс. В центр спортивного зала школы погибшим до сих пор приносят бутылки с водой, поскольку заложники сильно страдали от жажды.
Ведущий (слайд 22)
3 сентября в 13:05, в ту минуту, когда в захваченной террористами школе прогремел первый взрыв, на территории России объявлена минута молчания.
Минута молчания.
7
kopilkaurokov.ru
Урок Мира
…Зло войны и благо мира до такой степени
известны людям, что с тех пор, как мы знаем людей,
самым лучшим пожеланием было приветствие «мир вам».
Лев Николаевич Толстой
Международный день мира отмечается ежегодно 21 сентября. Сам праздник учреждён Генеральной Ассамблеей ООН в 1981 году на основании резолюции № A/RES/36/67, а нынешняя дата закреплена специальной резолюцией № A/RES/55/282 от 28 сентября 2001 года. С тех пор этот праздник вовлек миллионы людей, охватив многие страны и регионы, где силами общественных и молодёжных организаций проводятся различные акции и мероприятия. Ведь День призван заставить людей не только задуматься о мире, но и сделать что-нибудь ради него.
Несмотря на то что событие существует уже более 30 лет, современную политическую обстановку некоторых стран с трудом можно назвать мирной. Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Урок Мира».
Авторы: Черкунов Алексей Викторович, Щербаков Сергей Николаевич
Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа) «Урок Мира»
для обучающихся 10–11-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Цель: формирование у обучающихся гражданских и патриотических чувств путём обращения к историческим фактам и событиям, подтверждающим необходимость сохранения и укрепления мира.
Задачи:
- раскрытие значимости сохранения и укрепления мира как высшей ценности;
- изучение примеров самоотверженной деятельности людей в защиту мира;
- формирование понимания того, что сохранение мира на Земле может быть достигнуто только в результате активной личной позиции каждого человека;
- приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества – патриотизму, социальной ответственности, гражданственности, сохранению исторического наследия страны.
Методический материал носит рекомендательный характер; педагог, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия (урока).
Задание № 1. Ознакомьтесь с высказываниями древнеримских философов:
«Не проливать ничьей крови, обеспечить покой всему миру и мир своему веку – вот высшая доблесть». Сенека (4 до н.э. – 65. н.э.)
«Мир – это свобода, основанная на признании прав всякого человека». Цицерон Марк Туллий (106–43 гг. до н.э.)
Вопросы:
— Сравните высказывания о мире философов Цицерона и Сенеки. В чем мудрость прославления мира?
— Предположите, о чем пойдёт речь на занятии.
Задание № 2. Ознакомьтесь с фрагментом из текста Манифеста Всемирного конгресса сторонников мира.
Вопросы:
— Что побудило инициаторов созвать Всемирный конгресс?
— Против чего выступили делегаты конгресса?
Задание № 3. Прочитайте текст обращения бюро Всемирного совета мира к народам всего мира.
Вопросы:
— Какую угрозу в 1960 году бюро Всемирного совета мира считало главной?
— Какие меры предлагались для устранения угрозы человечеству?
— В какой степени, по состоянию на сегодняшний день, выполнены требования бюро Всемирного совета мира?
Задание № 4. Посмотрите фрагмент фильма и ответьте на вопросы:
— Каковы были последствия атомной бомбардировки японских городов?
— Какие обстоятельства позволили выжить героине фильма?
— Какова история Мемориала Мира?
— Какую угрозу миру несло применение США ядерного оружия против японских городов? Объясните свой ответ.
После окончания Второй мировой войны на планете зафиксировано более 400 всевозможных столкновений так называемого «местного» значения, более 50 локальных войн. Более 30 военных конфликтов ежегодно – вот реальная статистика последних лет XX века. С 1945 года локальные войны и вооружённые конфликты унесли более 30 млн жизней. В финансовом отношении потери составили 10 трлн долларов – вот цена человеческой воинственности.
Задание № 5. В рабочем листе рассмотрите представленные диаграммы соотношения потерь военных (зелёный сектор) и мирного населения (красный сектор).
Вопросы:
— Как изменилось соотношение потерь военнослужащих и мирного населения в войнах XX века?
— Какие причины увеличения потерь мирного населения вы можете назвать?
1 сентября 2004 года террористы захватили школу № 1 в городе Беслане, заминировали спортивный зал и удерживали в заложниках более 1100 человек. Среди них были дети, их родители и сотрудники школы. В течение двух с половиной дней заложники содержались в тяжелейших условиях, им было отказано в воде и еде. В результате трагедии погибли 334 человека.
Задание № 6. Посмотрите фрагмент выпуска новостей и ответьте на вопросы:
— Что такое терроризм?
— Является ли терроризм глобальной проблемой человечества?
— В чём вы видите главные угрозы, исходящие от международных террористических групп?
Задание № 7. Посмотрите фрагмент концерта Валерия Гергиева в Пальмире в 2016 году и ответьте на вопрос.
— Какую роль могут играть искусство и культура в противодействии военной агрессии и сохранению мира?
Обоснуйте свой ответ.
Задание № 8. В рабочем листе ознакомьтесь с перечнем основных источников, регламентирующих основные способы и средства обеспечения международного мира.
Вопросы:
— Обобщите, какие задачи решают принятые международные документы.
— Почему вопросы сохранения и обеспечения мира обсуждаются на международном уровне?
— Что собой представляют меры по предотвращению случайного возникновения войны?
— Как вы относитесь к идее достижения всеобщего мира между народами?
— Что и как, по-вашему, необходимо сделать для достижения всеобщего мира между народами?
Дополнительные источники информации:
1. Сайт Организации Объединенных Наций: http://www.un.org/ru/index.html
2. Сайт Международного Комитета Красного Креста: https://www.icrc.org/ru
3. Сайт Благотворительного фонда «Дети Мира»: http://www.deti-mira.ru/programs/
4. Сайт «Посланцы мира»: http://outreach.un.org/mop/ru/
mosmetod.ru
«Путь к успеху». Классный час для 10 класса.
Тема. КАК СТАТЬ УСПЕШНЫМ?
Эпиграф урока. Жизнь для меня не тающая свеча.
Это что – то вроде чудесного факела,
который на мгновение попал мне в руки,
и я хочу его заставить пылать как можно
ярче, прежде чем передать грядущим
поколениям.
Б. Шоу
Цель урока:
— создание возможности оценки своих личностных качеств, а также формирование мотивации достижения успеха у учащихся.
Задачи урока:
-познакомить с условиями становления успешной личности;
— воспитание чувства собственной уверенности в достижении какой- либо цели.
Оформление урока: презентация учителя.
Подготовка к уроку: Следует разбить учеников на 2 группы. Способ разбивки: учащиеся перед началом классного часа выбирают для себя жетон красного или желтого цвета. В зависимости от того, жетончик какого цвета достался тому или иному учащемуся формируются группы.
Ход урока
Оргмомент.
Сообщение целей и задач урока.
Вступительное слово учителя по теме данного урока.
— Сейчас, ребята, вы находитесь в том возрасте, когда для вас кое-что в жизни уже определилось. Но тем не менее все же больше перед вами пока вопросов, чем ответов. На многие из них вам помогают отвечать ваши любимые родители, учителя. На большинство из них вам даст ответы сама жизнь.
— Очень часто, ребята, особенно в пожеланиях кому- нибудь по какому – либо поводу наряду со здоровьем и счастьем мы желаем удачи, успеха. В современном мире понятие «успешный человек» очень широко. Как по-вашему: быть успешным это хорошо? Конечно. Это просто здорово, когда у тебя все получается, любое дело спорится в руках. Но зачастую бывает наоборот.
4. Ситуация.
— Одиннадцатиклассник Максим Н. считал себя успешным человеком, а иногда даже просто везунчиком. И действительно Максиму во многом везло. У него были хорошие оценки по всем предметам. Особенно ему удавалось успешно списывать контрольные работы по алгебре у одноклассника Миши и подсматривать в диктант соседке по парте Оле. При этом Максим делал это так искусно, что не привлекал внимания учителя. Оценки же за контрольные работы у него всегда выходили положительные. Да и цель у Максима была – поступить в престижный ВУЗ. Да вот, когда пришлось сдавать ЕГЭ, рядом не оказалось верных одноклассников и надеяться пришлось только на себя. Максим сдал экзамены, но их результаты почему- то его не порадовали. Как же теперь институт, ведь цель была так близка. И почему успех, так необходимый Максиму, перестал сопутствовать ему.
5. Обсуждение проблемы.
— Что же такое успех?
6. Групповая работа.
1 группа. 2 группа.
-Что же порой мешает человеку — Что, на ваш взгляд,
добиться успеха? способствует успеху?
7.Групповая работа учащихся. Составление девиза успешного человека.
8. Групповая работа.
1 группа
— Что, на ваш взгляд, позволит справиться с любой проблемой?
2 группа
— Какие проблемы, на ваш взгляд, являются самыми сложными и трудноразрешимыми?
9. Слово учителя.
Сотни тысяч людей добились в жизни таких высот, о которых они даже не мечтали! Почему у одних людей есть всё? Они успевают вести бизнес, зарабатывать много денег, сделать счастливой свою семью, невероятно насыщенно проводить свободное время, заниматься спортом, публичной и общественной деятельностью, писать книги и еще много чего. А другим, чтобы успешно продвигаться по карьерной лестнице или вести свой бизнес, обязательно приходится чем-то жертвовать – личной жизнью, хобби, отдыхом или привычными удовольствиями, наконец. Почему так происходит?!
10. Сообщения учащихся.
1. Многие полагают, что люди, имеющие успех и все блага жизни – просто везунчики, баловни
судьбы. Потому что невозможно же самому все успеть в этой жизни!
2. Ты тоже так считаешь? И часто ловишь себя на мысли, что:
1. выходные смешались с рабочими буднями, но денег в кошельке от этого не прибавилось.
2. откладываешь дело на потом и не доводишь начатое до конца;
1. бесполезно борешься с ленью, а работа совсем не приносит тебе наслаждения;
2. и личная жизнь не ладится, и дни/годы утекают, как вода, а ты так и не успел ничего добиться.
1. Ты просто не умеешь планировать свое время!
2. И теперь, когда ты знаешь причину своей головной боли, у тебя есть два пути:
1. Оставить всё как есть. Кормить свою лень. Сетовать на судьбу. Но от потерянного часа, дня, года не прибавится счастья. Время идёт независимо от того, как ты его используешь.
2. А можешь научиться управлять своим временем. В итоге – добиться успеха быстро и стремительно.
1. Успех – это работа и прежде всего над собой. Это подтвердят сотни бизнесменов и руководителей, которые прошли этот путь с нами.
2. Знай и ты, что время – это кирпичики, из которых построена твоя жизнь. Так кто ты? Её строитель? Или безвольный наблюдатель чужого успеха?
1. Если ты чувствуешь, что достоин лучшего и способен достичь большего. Если задыхаешься от нехватки времени, значит, пора что-то менять.
Вместе. Пора сдвинуться с мёртвой точки!
11. Слово учителя.
Усвоить, что умение управлять своей жизнью и временем – это самый обыкновенный навык, которым может овладеть КАЖДЫЙ! Ты чем-то хуже? Конечно, нет. Прежде всего, умение делать то, что сказал. И делать именно в те сроки, которые ты сам для себя обозначил. Также сюда входит пунктуальность, активность и знание того, куда ты идешь. Многие успешные бизнесмены живут очень насыщенной жизнью. Жизнью, где есть время не только бизнесу, но и спорту и семье, есть время различному отдыху и путешествиям, удовольствиям и радости. Казалось бы, такая несбыточная мечта большинства людей…
12. Заповеди, следуя которым можно стать успешным:
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Ничего не делай против своей воли.
Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему-то учит, что-то создает.
4) Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, все ли сделал, что намечал.
Никогда не пасуй перед трудностями.
77 Ничего не предпринимай во гневе. Если рассердишься, сосчитай до десяти, если очень рассердишься — до ста.
13. Продолжи фразу…
— Я добьюсь в жизни…
— Я принесу счастье…
— Со мной рядом через десять лет будут…
Выводы учителя.
— Уверенность в себе – несомненная составляющая упеха. Нельзя быть успешным, не веря в себя и не веря самому себе. Чтобы быть уверенным в себе, надо уважать себя. А для этого необходимо быть личностью: быть образованным, иметь свои убеждения, свои интересы и в тоже время уважать убеждения и интересы других людей.
14. Сообщение учащегося.
Русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский разработал следующие правила, которые, по его мнению, наиболее способствуют успеху:
Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
Прямота в словах и поступках.
Обдуманность действий.
Решительность.
Не говорить без нужды ни единого слова.
Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь (намечаешь), а не то, что
случится.
Ни разу не хвастать ни тем, что есть, ни тем, что будет.
Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках
(самому себе).
15. Творческая работа «Зажги факел».
-Жизнь человека похожа на дорогу, пролегающую во времени. И не бывает она ровной и гладкой. Но каждый из нас несмотря ни на какие трудности, вопреки всему стремится жить счастливой, полноценной жизнью. Успех это то, что помогает нам этого добиться. Успех — это своего рода тот факел, который освещает наш жизненный путь. И поскольку благодаря его свету нам тепло и уютно, так и благодаря успеху нам легче преодолевать трудности. Успеху в свою очередь должны сопутствовать другие качества человека, без которых сам по себе он мало что значит. Поэтому для того, чтобы факел светил еще ярче, а успех сопутствовал нам всегда и во всем, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Перед каждым из вас лежит язычок пламени, на котором вы должны написать те главные, по вашему мнению, качества человека, которые являются основополагающими на пути к успеху, а соответственно заставят факел не просто светить, а пылать и радовать не только себя, но и окружающих людей своим светом и теплом.
Выводы учителя. Таким образом, успех каждого из нас будет зависеть от нас самих, от того, какими качествами и чертами характера обладаем.
16. Защита плакатов «Образ успешного человека».
17. Итог урока.
— Для достижения успеха необходимо избавление от трех главных пороков: бесхарактерности, раздражительности, лени. Необходимо разрабатывать программу работы над собой. Надо непременно исполнять то, что намечено, причем исполнять хорошо. Заставьте постоянно свой ум действовать и действовать со всей возможной силой.
18. Стихотворение Р. Киплинга « Владей собой…» ( читает учитель).
А я вам желаю успеха, который сопутствовал бы вам всю вашу жизнь.
multiurok.ru
Презентация — Классный час «Урок Мира»
Текст этой презентации
Слайд 1
МКОУ «Межборская ООШ»
2016 год
Слайд 2
Урок Мира
Классный час
Слайд 3
Мир — это основа стабильной жизни. Это основа развития страны и всех ее граждан. Мир дает нам множество благ и обеспечивает реализацию прав. В мирное время мы можем учиться и работать, развиваться в материальном, духовном и нравственном плане. Не испытывать материальных неудобств и создавать надежные семьи.
А какие символы мира вы знаете?
Слайд 4
Голубь мира
Стоит отметить, что голуби считались благородными птицами с древних времен, в древности они считались символом плодородия, а впоследствии и мира.
На Востоке голуби были священными птицами.
В христианстве голубь считался символом Святого Духа (души).
Символы мира
Почему голубя часто изображают с ветвью в клюве?
Слайд 5
Оливковая ветвь Впервые оливковую ветвь как символ мира мы встречаем еще в древних писаниях. В Торе упоминается оливковая ветвь, которую принес Ною голубь после всемирного потопа и это стало символом восстановления мира между Богом и человеком.
Символы мира
Слайд 6
Символы мира
Знак «Пацифик» или «Крест мира» – это символ мира и ядерного разоружения, а также символ всемирного пацифизма. Кто придумал знак «Пацифик», и почему у него именно такая форма?
Слайд 7
ПАЦИФИК В создании «знака мира» ключевую роль сыграла семафорная азбука. Холтом взял и соединил две буквы из этого алфавита: N и D, первые буквы слов Nuclear Disarmament (ядерное разоружение).
Символы мира
Слайд 8
Трубка — символ мира у индейцев
Мирт — вечнозеленый кустарник, символ мира Аист — символ мира на крыше
Символы мира
Слайд 9
Великая Отечественная война1941 — 1945
От Бреста до Москвы – 1 000 километров.
От Москвы до Берлина – 1 600 километров.
2 600 километров… Поездом – четверо суток, самолетом – четыре часа… Дорогами войны – четыре года!
4 года — 34 тысячи часов! Более 26 миллионов погибших советских людей!
Если по каждому из них объявить минуту молчания, страна будет молчать – 35 лет.
Слайд 10
Блокада Ленинграда
22 июня 1941 года ранним воскресным утром вся страна узнала о вероломстве немецкой армии, о начале войны, которую потом назовут Великой Отечественной.
Вражеские бомбардировщики сбрасывали на город сотни, тысячи бомб. Горели и рушились здания, но самое главное, уничтожались склады продовольствия. А когда Ленинград был взят в кольцо, наступили тяжелые блокадные дни, когда дневная норма хлеба рабочим составляла – 300 грамм, старикам и детям – 150.
Слайд 11
Дневник Тани Савичевой
Слайд 12
Страницы памяти
В Ленинграде, а ныне Санкт-Петербурге на Васильевском острове в доме №13/6, где жила семья Савичевых, установлена мемориальная доска.
Дневник Тани хранится в Санкт-Петербурге в мемориальном комплексе на Пискаревском кладбище рядом с боевыми орденами и медалями.
Памятник на могиле Тани Савичевой в поселке Шатки Нижегородской области.
Слайд 13
Атомная бомба
6 августа 1945 года по приказу президента США Трумэна американским бомбардировщиком была сброшена первая атомная бомба на японский город Хиросима.
9 августа 1945 года американцами была сброшена вторая атомная бомба на японский город Нагасаки.
Слайд 14
Хиросима и Нагасаки
Огромный огненный, похожий на большую поганку, ядерный взрыв накрыл города. Рушились дома, чернели деревья, замертво падали люди. Города превратились в выжженную пустыню и вымерли. Жертвами бомбардировки в Хиросиме были 140 тысяч человек, в Нагасаки – 75 тысяч.
Хиросима. 2005 г.
Слайд 15
Сасаки Садако
В Хиросиме жила-была японская девочка Сасаки Садако. Когда на город сбросили атомную бомбу, ее было всего 2 года. Через 10 лет она заболела тяжелой лучевой болезнью – лейкемией или раком крови.
Девочка попала в больницу, и доктор, чтобы придать ей силы для борьбы с болезнью, сказал, что если она сама сделает тысячу белых бумажных журавликов, то обязательно поправиться.
Архитектурно-парковый символический ансамбль Парк Мира — памятник жертвам Хиросимы.
Как вы думаете, почему нужно было делать именно журавликов?
Слайд 16
Беслан
Сентябрь 2004 года. Дети в парадной форме с цветами и их близкие собирались на линейку, посвященную началу учебного года. В это время на территорию школы №1 ворвалась вооруженная банда. Она захватила более 1300 детей и взрослых. .
С 1 по 3 сентября они сидели на полу в спортивном зале без воды и еды. Школа была заминирована… … На сегодняшний день установлено 394 человека, погибших.
Слайд 17
«Древо скорби» в Беслане
Слайд 18
Мой вопрос:
Если 1 Сентября – это День Знаний, то почему проводится Урок Мира?
Слайд 19
Летите, голуби, летите,Несите Миру наш привет!
Слайд 20
topslide.ru
Классный час 1 сентября, 10 класс.
Скованные одной целью
Когда-то всё в жизни впервые бывает. Впервые малыш по дорожке ступает. Впервые по имени маму зовет. И в первый свой садик с друзьями идет. Впервые в портфель сложит ручки, учебник, пенал самый модный, дневник и тетрадь. Свой первый букет осторожно возьмёт, и с первым учителем, робкий и важный, он в школьные двери впервые войдет. Когда-то всё в жизни впервые бывает, и праздник сегодня у вас неспроста. Я в старшеклассники вас посвящаю, в один класс объединяю. В 10 класс. Вперёд, друзья! В новый путь и с чистого листа!
Звучит песня (скованные одной целью…)
Какие слова этой замечательно песни для вас сегодня актуальны? (скованные одной целью) Почему?
А давайте это проверим! Предлагаю каждому на бумажке написать с какой целью вы пришли в 10 класс, или к какой цели вы будете стремиться в течение двух последних школьных лет.
Кто желает озвучить свои цели? … Общая цель – сдать экзамены и поступить!
Для того чтобы достичь цель, необходимо, чтобы наша классная семья была дружная и сплочённая. Я предлагаю вам пройти небольшие испытания. Но преодолевать эти испытания вы будете необычным образом. Как поётся в песни скованные одной цепью …. Встаньте, пожалуйста, в круг. Вот вам волшебный клубок, который даст вам почувствовать поддержку друга. Завяжите верёвочку на запястье правой руки соседа со словами «Мне нравится в тебе…».
. Вот теперь вы «связаны одной цепью», не забывайте про эту связь в течение наших испытаний.
Перед вами на доске ровно столько испытаний, сколько вас в классе (9 , Сергей болеет). Каждый из вас подходит к доске и выбирает для себя испытание. На листочках есть подсказка, какого рода испытание вас ждёт.
На выполнение каждого задания не более 3 минут
Творческим:
Представь, что ты слепой художник и решил нарисовать открытку для друзей. Ты можешь выбрать себе зрячего помощника. Ваша задача нарисовать открытку, делая зарисовки по очереди.
Находчивым:
Ты мастер пантомимы! Изобрази любую пословицу без слов так, чтобы твои одноклассники её угадали:
Счастливые часов не наблюдают.
Заблудиться в трех соснах.
Ученье свет, а не ученье – тьма.
Креативным: Спойте песню «В траве сидел кузнечик», заменяя все гласные буквы на букву «и».
Подвижным: Твоя задача — организовать флешмоб. Зажги всех!
Музыкальным:
Представь, что ты в караоке-клубе. Предлагаю спеть песню «Улыбайся».
Организатором:
Для Вас школа стала вторым домом, учитель – классной мамой, а класс – большой и дружной семьёй. Сейчас вам нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Вы должны расположить всю семью для фотографирования. Распределите роли и рассадите всех для фотографии (выбираются дедушка, бабушка, папа, мама, дяди, тети, сыновья, дочки и т.д.)
Эрудированным:
Прочитай презентацию «Рассказ о водоёме».
Смелым:
Твоя задача — пройти с закрытыми глазами вокруг класса после трехкратного поворота вокруг своей оси. Твои друзья тебе подскажут направление («да-да» — верное направление, «нет-нет» — неверное).
Сильным:
Твоя команда оказалась на известном «Титанике» и скоро он пойдёт ко дну. Сколько человек ты сможешь спасти? Продемонстрируй.
Молодцы! Вы прошли все испытания. Доказали, что вы умные, эрудированные, сообразительные. Трудно ли вам было в одной связке? Какие чувства вы испытали (каждый по одному называет)
Ну а теперь осталось дать клятву, у клятвы есть начало, но нет конца. Вы должны продолжить каждый свою строчку ( а я озвучу оригинал).
Клятва:
Я, ученик 10 класса, вступая в ряды старшеклассников, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
С гордостью нести ( своё…)…(имя ученика Платошинской школы) КЛЯНУСЬ!(повторяют)
Радостно грести (своё…)…( мусор в кабинете и на субботниках) КЛЯНУСЬ!
Смело отвечать (своё…)… (на все вопросы у доски) КЛЯНУСЬ!
Сразу подавать (своё…) … (дневник, когда поставят «два») КЛЯНУСЬ!
Молнией бежать (своё…)…(кросс по физкультуре) КЛЯНУСЬ!
И не обижать (своё…)… (одиннадцатиклассников) КЛЯНУСЬ!
И пусть меня настигнет (своё…)…(удача на ЕГЭ)
И пусть меня повесят (своё …)… ( на школьной доске почета)
Буду достойной сменой (своё …) …(11 класса).
КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ!
Учитель:
Пообещав, что можно и не можно,
Вы завершили трудный подвиг свой.
Теперь вас называют «старшеклассники»
Теперь вам говорят «десятиклассники»!
Дорогие ребята еще раз поздравляю вас с праздником — С Днем Знаний! Желаю вам справедливых учителей, хороших оценок, веселого настроения и пусть этот учебный год будет для вас лучше, чем предыдущий! В память о сегодняшнем празднике я дарю вам эти эмблемы (с надписью « 10 класс»)
multiurok.ru
Классный час «Урок Мира»
Цель: воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
Задачи:
Познакомить учащихся с историей рождения символа «Голубь мира» и с историей жизни Саманты Смит, Садако Сасаки и Вити Черевичкина.
Способствовать пониманию событий, происходящих в стране и мире, адекватно оценивать их.
Воспитывать чувство интернационализма и патриотизма, уважительного отношения к народам, населяющим нашу планету.
Учить заботится о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение;
Учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, лекала бумажных голубей, ножницы, карандаши, фломастеры.
Ход классного часа:
1.Организационный момент.
— Прошло лето. Вот и стали вы на год взрослей. Прозвенел звонок на урок. Начинаются будни. Мы ещё поговорим о том, как вы провели лето. Я думаю, вы стали мудрее, набрались опыта, как — никак мы уже в 6 классе.
2. Объявление темы урока.
— Сегодня – наш первый урок и говорить мы будем об очень серьезных и важных вещах. Тему нашего урока вы сами определите, после того, как я прочитаю стихотворение.
Звучит «Реквием» А.Моцарта
“Детям Беслана посвящается…” – Шмырева Н.Г.
В первый сентябрьский погожий денек
Дети Беслана отправились в школу,
После каникул и летних забот.
Встретить друзей и увидеться вновь.
Многие дети пришли первый раз.
В школу учиться читать и писать
Их провожали родные и близкие,
Все были счастливы, всё было искренне.
Всё началось хорошо и красиво –
Всюду цветы и заливистый смех,
Дети одеты в форму, все мило…
Радость и счастье в глазах у всех…
Но, словно черная, мрачная туча,
Всё заслонила, закрыла весь свет –
Банда ужасных злых террористов
Вдруг прервала детский радостный смех.
Земля рыдала от бессилия и горя.
И кровью детей была залита вся.
Бандиты прикрывались малышами,
Как загражденья их на окна выставляли.
Страшные были часы и минуты,
Ужас в глазах у ребят, матерей…
Остановитесь! Вы что же не люди?
Вы ведь в заложники взяли ДЕТЕЙ!
Как вы посмели, подлые твари,
Руку поднять на святое страны!
Нет, террористы – дьявола дети.
Вас ненавидят все люди Земли!
Мы не забудем, тех, кто не с нами,
Тех, кто погиб от руки палача.
Будем стремиться жить только в мире,
И не допустим насилья и зла!
– Какая же тема нашего классного часа? Чему посвящено это стихотворение?
– Да, ребята, тема нашего урока “Миру мир!” и пройдет он под девизом “Мир под чистым небом, ярким солнцем и созвездием добра!”
3. Минута молчания.
– А сейчас, ребята, давайте вспомним всех тех, кто погиб 7 лет назад (1.09.2004 года) в Беслане и почтим их память минутой молчания.
Было ясное сентябрьское утро. Дети в парадной форме с цветами и их близкие собирались на традиционные линейки, посвященные началу нового учебного года. В это время на территорию школы №1 г. Беслана в Северной Осетии въехала на трех машинах вооруженная банда из 32 человек. Захватив в заложники более 1300 взрослых и детей, они усадили их на пол в спортивном зале и заминировали школу. С 1 по 3 сентября люди не получали ни воду, ни питание. В их адрес раздавались постоянные угрозы. Они понимали, что это террористический акт, но свято верили, что их спасут, что все они останутся живы.
Любые попытки вести переговоры с террористами в конструктивном русле, и решить вопрос об освобождении заложников без силового вмешательства оказывались безуспешными. 3 сентября была осуществлена стихийно начавшаяся операция по освобождению заложников. Днем 3 сентября в школе прогремел взрыв. Началась паника… Многие из заложников пытались бежать, боевики открыли по убегавшим огонь. На их защиту встали войска спецназа. Своими телами они закрывали детей и взрослых от пуль, сами, погибая при этом. На сегодняшний день огромны жертвы этого теракта, установлено 394 человека. Остальные заложники (более 560 человек), помимо полученных в ходе штурма здания школы ранений, испытали тяжелейший психологический шок. Им пришлось проходить лечение в больницах России. Убит 31 террорист.
Здание школы после операции освобождения, и в результате подрыва имевшейся у террористов взрывчатки, оказалось практически полностью разрушенным. Год спустя после этого трагического события на мемориальном кладбище Беслана, где захоронены жертвы теракта, состоялось открытие памятника “Древо скорби”.
4. Основная часть
— Ребята, а что является символом мира?
Загадка:
Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге.
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет. (голубь)
— И не просто голубь, а белый голубь.
Почему именно голубь?
Сейчас уже не так-то просто установить, почему и как голуби стали символом мира у большинства народов планеты.
— Известно, что с очень давних времен в странах Востока голуби считались священными птицами, добрыми вестниками богов.
Существует также легенда о том, как голубки богини любви Венеры свили свое гнездо в шлеме бога войны Марса, и бог войны, чтобы не разрушать их гнездо, отказался от очередной кровопролитной затеи.
Древние славяне верили, что в голубя превращается душа умершего.
А у христиан эта птица служила символом Святого Духа. Считается, что эта птица приносит счастье. Когда-то ее, как фамильный тотем-оберег подвешивали в переднем, красном углу деревянной горницы, где стоял обеденный стол. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ни чем семейный лад.
У славянских народов есть поверье, что человеку, выпустившему в небо птицу, сопутствует удача и счастье в жизни и голубь лучше всего подходит для этого.
-Поэтому в небо торжественно выпускают голубей дети на праздниках, выпускники школ, молодожены. Во многих городах нашей планеты есть памятники голубям мира. А художники посвящают им свои работы.
-Памятник девочке с голубем в руках можно увидеть в Америке. Эта девочка ваша сверстница, первая посланница мира из Америки в Советский Союз.
Итак, мы переносимся в 1983 год в далекую Америку.
Ученик 1:
Две великие сверхдержавы Советский Союз и Америка находились в состоянии холодной войны (постоянное соперничество, гонка вооружений), которая в любой момент могла перерасти в самую настоящую «горячую», кровопролитную войну. Простые люди этих двух стран ничего не знали друг о друге, поездки за границу в то время в Советском Союзе можно сказать были запрещены.
В то время в одноэтажном домике на окраине города Манчестера (штат Мэн) вместе с родителями жила американская 10-летняя девочка Саманта Смит. Девочка как девочка, ничем не отличалась от своих подруг. Но однажды она узнала про то, что если на ее город упадет атомная бомба, то все погибнет вокруг, а жизнь остановится. И такая угроза исходит из СССР. Ей стало страшно. Ее мучил вопрос: «Почему русские хотят напасть на Америку?» Об этом она ни раз слышала по телевизору и радио. Немного подумав, она села за стол, взяла ручку и тетрадь, и начала свое письмо:
«Мистер Советский Президент!
Мне 10 лет. Я обеспокоена, будет ли война…
Вы за войну или нет? Если вы против, пожалуйста, напишите, как вы собираетесь не допустить войну?»
Идею девочки поддержали ее родители, хотя сами мало верили, что их дочь получит ответ из Москвы. Письмо отправилось за океан — в Советский Союз.
Саманта ждала, и ответ пришел. Не веря своим глазам, она начала читать:
«Здравствуй, дорогая Саманта!…
Мне кажется, что ты смелая и честная девочка, похожая на Беки, подружку Тома Сойера.
Твой вопрос — самый главный. Отвечу на него честно и серьезно. Советские дети хорошо знают, сколь ужасна и разрушительна война…
У Америки и у нас есть ядерное оружие — страшное оружие, которое может в один миг погубить миллионы людей. Но мы не хотим, чтобы оно было пущено в ход. Мы предлагаем прекратить его дальнейшее производство и приступить к уничтожению всех его запасов на земле.
Мы хотим мира для себя и для всех народов планеты. Для своих детей и для тебя, Саманта. «
— А еще Советский президент пригласил Саманту вместе с ее родителями в гости в Россию. Они приехали и побывали в Москве, в Санкт-Петербурге, в детском лагере “Артек” на берегу Черного моря. Везде ей были рады, везде ее встречали как родную. Саманта теперь точно знала, что наши люди не хотят войны. Так весь мир узнал об американской девочке.
Саманта побывала в мемориальном комплексе на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, где ей показали пожелтевшие странички из дневника Тани Савичевой. Переводчик прочитал их на английском языке. Тогда Саманта поняла, как ужасна война, что люди, пережившие такое, никогда не начнут ее первыми.
Уезжая домой, Саманта сказала: “Люди здесь кажутся мне такими же, как мои соседи. Они похожи на меня больше, чем я думала. Это самое важное, что я поняла”.
К сожалению, 13-летняя Саманта погибла 25 августа 1985 года вместе со своим отцом в крушении небольшого пассажирского самолета при посадке в аэропорту города Оберн в американском штате Мэн.
Но ее до сих пор помнят в России как маленького американского посла мира.
В 1986 г. в г. Огаста — столице штата Мэн (США) был торжественно открыт памятник Саманте Смит. Автор памятника изобразил Саманту в полный рост, выпускающую из рук «голубя мира». К её ногам прижимается медвежонок — покровитель штата Мэн.
Учитель: открываем еще одну страницу истории и отправляемся в 1945год.
Ученик 2:
Заканчивалась Великая Отечественная война. Ничто не предвещало беды. Но…
6 августа 1945 года по приказу президента США Трумэна американским бомбардировщиком была сброшена первая атомная бомба на японский город Хиросима. 9 августа 1945 года американцами была сброшена вторая атомная бомба на японский город Нагасаки. Огромный огненный, похожий на большой гриб, ядерный взрыв накрыл города. Рушились дома, чернели деревья, замертво падали люди. Города превратились в выжженную пустыню и вымерли. Жертвами бомбардировки в Хиросиме были 140 тысяч человек, в Нагасаки — 75 тысяч. Так Америка продемонстрировала свое новое оружие миру.
Именно эти взрывы принесли в Японию страшное заболевание, которое получило название «лучевая болезнь». Первыми стали болеть дети…
В Хиросиме жила японская девочка Садако Сасаки. Когда на город сбросили атомную бомбу, ее было всего 2 года. Она жила со своими родителями в трех километрах от города, а потому не пострадала — ни ожогов, ни ранений не было. Прошло 10 лет и у неё возникли проблемы со здоровьем. В больнице Садако был поставлен диагноз лейкемия, «атомная болезнь». Доктор сказал её отцу, что ей осталось жить не более года. Садако была госпитализирована.
В Японии существует поверье — если загадать желание и сложить тысячу «цуру», оно обязательно исполнится. «Цуру» — это бумажный журавлик, который тогда символизировал счастье и долголетие.
Доктор, чтобы придать Садако силы для борьбы с болезнью, сказал, что если она сама сделает тысячу белых бумажных журавликов, то обязательно поправиться. Садако поверила. Складывание журавликов стало для нее последней надеждой на выздоровление. Готовые белые журавлики сначала занимали ее кровать, затем пол палаты, поднимались к потолку, садились на подоконник. Одноклассники девочки решили помочь ей. Они сами делали журавликов и привлекали к этому занятию своих друзей. Так весть о японских журавликах разнеслась по всему миру. В Японию со всех уголков земного шара летели белые журавлики. Все стремились помочь выздороветь Садако. Вскоре белая журавлиная стая переросла за тысячу, но девочке становилось все хуже. Белые журавлики не смогли победить страшную болезнь, не смогли спасти жизнь девочки. Она умерла 25 октября 1955 года.
Японские школьники и их родители в память о тех, кто погиб от страшного оружия, собрали деньги и построили Архитектурно-парковый символический ансамбль Парк Мира.
В 1958 г. в Парке мира в Хиросиме была установлена статуя, держащей в руках журавлика, Садако.
И сегодня сюда приносят белых бумажных журавликов со всех уголков нашей Земли. В августе 2003 году у подножия памятника Садако скопилось до 60 тысяч разноцветных японских журавликов.
Иногда ветерок подхватывает их и кружит над планетой. А журавли курлычут и призывают: «Дети! Помните Садако! Она так хотела, чтобы в мире не было войн, чтобы все были здоровы, веселы и счастливы!»
Так бумажный журавлик Садако стал еще одним символом надежды на мир без войн.
Учитель: Из далекой Японии переносимся в Советский Союз, в страшные сороковые. Великая Отечественная война…
Ученик 3:
В Ростове-на-Дону жил мальчик. Звали его Витя Черевичкин. Самой главной его страстью были голуби. О голубях он знал все. Когда пришли фашисты, мальчик решил тоже бороться с ними. Но не оружием. Его помощниками в борьбе с врагом стали птицы. Голуби, обученные мальчиком, стали бойцами-разведчиками. Они несли в расположение советских войск сведения из города. Однажды фашисты узнали об этом. Мальчика схватили.
Все решили, что Витю застрелят прямо в сарае с голубями. Но он откинул косяк, загораживающий леток, и голуби выпорхнули на улицу. Они расселись рядом, на крыше. Тогда немец повел Витю в штаб. Там его и расстреляли. Голуби улетели в тот же день. Дотемна они сидели на крыше сарая, а утром их уже не было. О Вите рассказывали на Нюрнбергском процессе, судившем нацистских преступников, к делу была приложена фотография убитого мальчика, с голубем в руке…. Фотография доказывающая, что это всё не вымысел, а факт реального мира. Его убили, но память о нем живет и поныне. И у многих сегодняшних мальчишек нашей страны любимое увлечение — голуби.
В Ростове Вите Черевичкину поставили памятник в парке его имени. Памятник представляет собой мальчика с голубем, которого он крепко прижимает к груди.
Учитель:
Ребята, запомните эти имена: Саманта Смит, Садако Сасаки, Витя Черевичкин. Это дети, которые так и остались в своем детстве. Они никогда не станут взрослыми. Зло, совершаемое в мире, не позволило им жить на Земле. Глядя на нас с неба, они требуют, чтобы сегодня мальчики и девочки были счастливее их, жили под мирным небом, творили добро каждый день. Только тогда зло будет повержено, а дети смогут вырасти и стать взрослыми. Сегодня много задач стоит перед людьми.
Но главная задача – сохранить мир на земле. Сберечь для потомков нашу маленькую по масштабам Вселенной планету, которая из космоса выглядит голубым и прекрасным шаром. Политика мира – закон нашей страны. Вопрос о мире особенно остро стоит сейчас, когда идут войны.
Чтец 1:
Куда ни глянешь –
Дети, дети, дети!
Все человечество за них в ответе!
Но по ночам на всех материках
Ворочаются бомбы в тайниках.
Их столько накопилось на планете –
Земля под ними стала провисать.
Куда их только думают бросать?
Куда ни бросишь –
Дети, дети, дети!
Чтец 2:
Не нужно множества миров
Один единственный нам нужен
В благоухании цветов
Спокоен и с душою дружен.
Необходимы для людей
Друзья, просторы, книг страницы
Морщины наших матерей,
Детей пушистые ресницы.
В труде, в кипении мечты
Давая волю юным силам,
В борьбе, в любви – до полноты
Мы жадно насладимся миром.
Чтец 3:
Чтоб тень войны нам Солнце не затмило,
И чтоб на счастье всем, покончить с ней, —
Соединяйтесь вместе, люди мира,
Еще сплочённей, тверже и тесней.
Единодушны люди доброй воли
Мы против сил войны встаем стеной, –
И никому на свете не позволим
В пучину бедствий ввергнуть шар земной.
Мир в каждом доме, в каждой стране!
Мир – это жизнь на планете!
Мир – это солнце на нашей Земле!
Мир – нужен взрослым и детям!
— Ребята, что означает слово МИР?
МИР – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара.
МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны;
тишина, покой; соглашение о прекращении войны.).Мир — человечество, мировое сообщество
Мир — спокойствие, отсутствие войны, покой.
Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий.
5.Работа в парах.
А сейчас вы поработаете в группах, чтобы собрать пословицы о мире.
Худой мир лучше доброй драки.
В мире жить — с миром жить.
Кто умеет беситься, тому ни с кем не ужиться.
Дружно за мир стоять — войне не бывать.
Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
Мир — дело великое.
Звучит мелодия
Практическая работа
Сегодня, ребята, мы с вами сделаем голубей. Голубь является символом мира, символом борьбы против войны, насилия, тревог и слёз. На каждом голубе вы напишите свое пожелание мира для всех людей нашей большой планеты. Пусть наши голуби всему миру расскажут о том, что дети в России и других странах не хотят войн.
Изготовление голубей, написание пожеланий. Оформляется стенд, на котором изображено голубое небо. Дети прикрепляют своих голубей с написанными пожеланиями к стенду.
Звучит мелодия
Чтец 4:
Белый голубь, символ мира,
Ты взлети на шар земной!
Катастрофы, беды, войны
Пусть обходят стороной
Ту прекрасную планету,
Что дала нам всем приют,
Отдала озёра, реки,
Душу отдала свою…
Люди мира заклинают:
Мир прекрасный, сохранись!
Так лети же, Белый Голубь,
Никогда не падай вниз.
7. Итог урока.
Дорогие ребята! За два года, что вы учитесь в школе, мы стали одной семьей, одной маленькой страной. Давайте постараемся все вместе сделать всё возможное, чтобы в нашем коллективе было больше успехов и радостей, чем огорчений. Мы должны заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение. Жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей. От нашей дружбы многое зависит. Даже, в какой-то степени, и мир на нашей планете. Пусть наши голуби всему миру расскажут о том, что дети в России и других странах не хотят войн.
Чтец 5:
Мы – дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны.
И матери наши и наши отцы
За мир, за свободу и счастье борцы.
Мы учимся в школе, растим тополя,
Мы любим походы в леса и поля,
Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим мы расти.
Обращение премьер-министра Д.А.Медведева
Учитель: Спасибо за сотрудничество!
Просмотр клипа «9 Мая – 5А!»
infourok.ru