Конспект урока на тему «Сумма и разность отрезков» 2 класс

Тема: «Сумма и разность отрезков»

Цель: закреплять умение составлять и решать задачи, обратные данной; учить выполнять сложение и вычитание длин отрезков; развивать вычислительные навыки и умение логически мыслить.

Оборудование: картинка колобка, учебники, карточки.

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, дети! Сегодня урок математики у вас проведу я, меня зовут Алина Геннадьевна. Давайте пожелаем  друг другу хорошей работы. Успехов на уроке. Приготовьте ладошки. Прикоснитесь друг к другу ладошками. Я в свою очередь тоже желаю вам хорошей работы.

II. Актуализация знаний.

В начале нашего урока я хочу, чтобы вы отгадали загадку.

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (КОЛОБОК).

Ребята, сегодня к нам на урок прикатился колобок и он просит вас угадать нас самый вкусный плод из всех цитрусовых. Слушайте внимательно задание.

1. Устный счёт.

На доске записаны примеры, рядом с каждым примером в скобках записана буква. Вам нужно решить примеры, расставить буквы в порядке возрастания ответов и расшифровать названия фруктов.

18-9= 9 (Ь) 7+7=14 (И)

12-6= 6 (П) 9+8= 17 (Н)

16-8= 8 (Л) 4+7= 11 (С)

13-6= 7 (Е) 12-9= 3 (А)

Ответ: 3, 6, 7,8,9,11,14,17-апельсин

2. Геометрический материал

(На доске рисунок)

-Сколько на рисунке треугольников? (5)

3. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять, топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять, хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять, будем собираться.
Раз, два, три, четыре, пять, сядем заниматься

.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске нарисованы фигуры.)

-Какая фигура называется ломаной линией (5)

— По какому признаку определили? (Состоит из нескольких звеньев, не лежащих на одной прямой и не исходящих из одной точки)

— Какая линия называется прямой? (1)

— Что вы знаете о ней? ( Не имеет ни начала, ни конца)

— Под каким номером изображена кривая линия? (3)

— Найдите луч. (4)

— Что вы скажете о нём? (Есть начало, но нет конца)

— Какую фигуру можно назвать отрезком? (2)

— Почему? (У отрезка есть начало и конец)

— Длину каких линий можно измерить?( Отрезка и ломаной линии)

— Поставьте на отрезке точку. Сколько отрезков получилось? (Три.)

— Измерьте длину двух маленьких отрезков.

— Как, зная длину маленьких отрезков, узнать длину большого отрезка? (складываются два маленьких)

IV. Работа по теме урока

Чему же мы будем учиться сегодня на уроке? ( Находить сумму и разность отрезков)

— Что такое отрезок?

1. Работа по учебнику.

Дети откройте учебник на с. 27 и посмотрите на №1.

— Сколько отрезков вы видите на рисунке? (Три)

— Что показывают дуги вверх? ( Маленькие отрезки, из которых состоит большой отрезок)

— Назовите их длины. (6 см и 2 см)

— Что показывает дуга внизу? (Весь отрезок, Большой отрезок)

— Как найти его длину? (Он состоит из отрезков 6 см и 2 см, 6 см + 2 см = 8 см

. Запись в тетрадях

— Прочитайте задание 2.

— Выполните его в тетради самостоятельно?

— Сколько у вас получилось отрезков? ( Три)

— Из чего состоит длина большого отрезка ( Из длин двух маленьких отрезков)

— Какой длины большой отрезок? (10 см)

— Какой длины первый маленький отрезок? (4 см)

— Как узнать, какой длины второй маленький отрезок? (Вычитанием)

— Запишите решение. ( 10 см- 4 см =6см )

— Как складываются и вычитаются длины отрезков? ( Как обыкновенные числа)

Оцените, пожалуйста, свою работу, если у вас всё получилось, то нарисуйте красный цветочек, если нет, то синий цветочек

2. Решение задач.

( Задача записана на доске)

В Вазе было 10 конфет. Дети взяли 4 конфеты. Сколько конфет осталось в вазе?

— Прочитайте задачу.

— Выделите условие, вопрос.

— Запишите задачу кратко.

(Один ученик работает у доски)

Было- 10 к.

Взяли- 4 к.

Осталось- ?

— Запишите решение задачи ( 10 – 4 = 6 (к.)

— Составьте задачи, обратные данной.

Когда дети взяли из вазы 4 конфеты. В вазе осталось 6 конфет. Сколько конфет было в вазе?

Было- ?

Взяли- 4 к.

Осталось- 6 к.

4+6 = (10к.)

В вазе было 10 конфет. Дети взяли несколько конфет. В вазе осталось 6. Сколько конфет дети взяли из вазы.

Было – 10 к.

Взяли — ?

Осталось – 6 к.

10 – 6= 4(к.)

V. Физкультминутка.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаём.
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.

VI. Включение новых знаний в систему повторения.

1. Работа по учебнику.

№3 ( с. 27)

(Устное выполнение)

1) Из суммы чисел 70 и 8 вычти число 1; 70; 8.

Ответ: 77, 8, 70.

2) Разность чисел 10 и 8 прибавь к числу 20; 10; 90.

Ответ: 22, 12, 92.

2. Самостоятельная работа.

Решение примеров № 4.

12-8+9= 13 14 – 7 + 6 = 13 48 – 40 – 8 = 0

10 + 3 – 8 = 5 10 + 4 – 9 = 5 56 – 50 + 8 =6

17 – 8 + 6 = 15 18 — 9 + 8 = 17 0 + 88 – 80 = 8

— А теперь запишем домашнее задание: № 6, с. 27 ( уч.)

VII. Рефлексия.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Как найти длину всего отрезка, если известны длины его частей? (длина-это сумма длин его отрезков)

— Как найти длину части отрезка, если известны длины другой части и всего отрезка? (из длины отрезка вычесть одну из частей).

Наш сказочный герой Колобок ушёл обратно в сказку, но он оставил кучу своих друзей – маленьких Колобочков, которые прикатились к вам на парту. Дорисуйте лицо ваших Колобков так, чтобы оно передало ваше настроение. Если вам понравилось наше путешествие, то колобок должен улыбаться, а если нет – то грустит.

infourok.ru

Сумма, разность отрезков (2 класс)

Конспект урока по математике

Программа: «Школа России»

Класс: 2

Учебник: М.И. Моро

Тема: сумма, разность отрезков.

Тип урока: Изучения нового материала.

Цель : Освоение навыка работы с отрезками.

Образовательные:

  • Закреплять умение составлять и решать задачи, обратные данной;

  • развивать вычислительные навыки и умение логически мыслить.

  • Анализировать свою деятельность.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память;

  • Развивать умение выбирать главное и обобщать, систематизировать материал;

  • Развивать умение контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассника.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение сотрудничать;

  • Воспитывать чувство ответственности за дело, аккуратности, добросовестности, чувства долга;

  • Воспитывать уважение и любовь к родному языку, к природе.

УУД:

Познавательные:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнение учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • Преобразование модели с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область.

Регулятивные:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

  • Оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные:

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • Учитывать разные мнения;

  • Контролировать свои действия и действия других людей.

Личностные:

  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному действию и способами решения новой частной задачи;

  • Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих.

Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать и составлять обратные задачи; применять полученные ранее знания в измененных условиях; рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ресурсы:

Основные: учебник;

Дополнительные: методическое пособие, презентация.

Форма работы на уроке:

игровая, практическая, наглядные.

Ход урока:

Этап урока,

цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Реальный образовательный продукт совместной деятельности

  1. Организация начала занятия

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии

Приветствие учащихся.

– Добрый день, друзья мои!

– Добрый день, ответим мы. Как две ниточки связали доброты и теплоты.

– Проверим готовность к уроку

Запись числа, классная работа

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу, полная готовность учащихся и кабинета к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм

  1. Устный счет

Цель: отрабатывать навык быстро считать

-Давайте проведем устный счёт.

-Я задумал число, подумайте и найдите его , у каждого ряда свое задание.

1. ряд 12+7-9-8+4-3-4+6+10-5 (20)

2. 15-5+3-1+4-10-2+3-7+12 (12)

3. 13+5-8-6+3-5+4-3+15-0 (18)

Запись на доске, выполнение дополнительных заданий

Совершенствование навыка чистописания

  1. Актуализация полученных знаний

Цель: воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового

Что мы изучали на прошлом уроке?

-Как составить задачу обратную данной?

Задачи обратные данной.

-Нужно изменить условия.

Повторять изученное.

Отвечать на вопросы.

Зачитывать ответы. Объяснять, почему так распределили ответы

  1. Подготовка к основному этапу занятия

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели.

На доске нарисованы фигуры.

Какая фигура называется ломаной линией? (5.)

По какому признаку определили? (Состоит из нескольких звеньев, не лежащих на одной прямой и не исходящих из одной точки.)

Какая линия называется прямой? (Л)

Что вы знаете о ней? (//е имеет ни начала, ни конца.)

Под каким номером изображена кривая линия? {3.)

Найдите луч. (4.)

Что вы скажете о нем? (Есть начало, но нет конца.)

Какую фигуру можно назвать отрезком? (2.)

Почему? (У отрезка есть начало и конец.)

Длину каких линий можно измерить? (Отрезка и ломаной линии.)

— Поставьте на отрезке точку. Сколько отрезков получилось? (Три.)

Измерьте длину двух маленьких отрезков.

Как, зная длину маленьких отрезков, узнать длину большого отрезка? (Ответы детей.)

Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

-ответы учащихся

Знакомятся с определением понятия «лексическое значение слова». Извлекают необходимую информацию

из учебной литературы

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: обеспечить восприятие, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

1.Работа по учебнику

1 (с. 27).

Сколько отрезков вы видите на рисунке? (Три.)

Что показывают дуги вверху? (Маленькие отрезки, из которых состоит большой отрезок.)

Назовите их длины. (6см и 2см.)

Что показывает дуга внизу? (Весь отрезок. Большой отрезок.)

Как найти его длину? (Он состоит из отрезков 6 см и 2 см. 6 см + 2 см = 8 см.)

Прочитайте задание 2.

Выполните его в тетради самостоятельно.

Сколько у вас получилось отрезков? (Три.)

Из чего состоит длина большого отрезка? (Из длин двух маленьких отрезков.)

Какой длины большой отрезок? (10 см.)

Какой длины первый маленький отрезок? (4см.)

Как узнать, какой длины второй маленький отрезок? (Вычитанием.)

Запишите решение. (10см — 4 см = 6см.)

Как складываются и вычитаются длины отрезков? (Как обыкновенные числа.)

2. стр 27 Решение задач (Задача записана на доске.)

В вазе было 10 конфет. Дети взяли 4 конфеты. Сколько конфет осталось в вазе?

Прочитайте задачу.

Выделите условие, вопрос.

Запишите задачу кратко. (Один ученик работает у доски.)

Было — 10 к.

Взяли — 4 к.

Осталось — ?

Запишите решение задачи. (10— 4 = 6(к.).)

Составьте задачи, обратные данной. (Коллективное составление обратных задач. У

словия кратко

записываются на доске.)

Было — ?

Взяли — 4 к.

Осталось — 6 к.

Было — 10 к.

Взяли — ?

Осталось — 6 к.

Физминутка

Работа по заданиям в учебнике

Расширяют свой
кругозор, проявляют любознательность.

Наблюдают за этимо-
логией слова

  1. Закрепление знаний и способов действия

Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

1. Работа по учебнику

3 (с. 27). (Устное выполнение.)

4 (с. 27).

(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на листочке, который находится у учителя.)

5 (с. 27).

  • Как называются эти фигуры? (Многоугольники, четырехугольники.)

  • Какая из сторон первой фигуры самая большая? самая маленькая?

  • Какой они длины?

  • Как узнать, на сколько большая сторона длиннее? (Вычитанием.)

  • Какая из сторон второй фигуры большая? меньшая?

  • Какой они длины?

  • Как узнать, на сколько большая сторона длиннее?

  • Решение запишите самостоятельно: вариант 1 — для первой фигуры, вариант 2 — для второй фигуры.

Рисунок,
беседа по вопросам, письмо предложения

  1. Рефлексия

Цель: мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения.

– На какой вопрос нужно было ответить Почемучке?

-Что такое лексическое значение слова?

– О чем хотели бы узнать подробнее?

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

  1. Информация о домашнем задании

Цель: обеспечить понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

С 27 № 6,7

Запись домашнего задания в дневник

Демонстрация умения самостоятельно планировать свою деятельность

  1. Оценка работы класса

Цель: оценка деятельности учащихся

Дети, а затем учителем называются конкретные ученики, кто активно работал, ставятся отметки с коментраием- обоснованием

Оценивание собственной деятельности и деятельности одноклассников

Демонстрировать умение четко и кратко ответить на поставленные вопросы

infourok.ru

Урок математики во 2 классе школы VIII вида «вычитание из 20»

Урок математики 2 класс

Тема: вычитание из 20

Цель: продолжить учить детей операции вычитания из 20 без перехода через десяток.

Задачи:

  1. Образовательные
    учить детей вычитанию из 20;

закрепить умение использования линейки для черчения отрезков;

продолжить работу по сравнению чисел.

  1. Коррекционно-развивающие

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления;
коррекция и развитие мелкой моторики;
коррекция и развитие целостности зрительного восприятия;

  1. Воспитательные

формирование навыков самостоятельного выполнения заданий;
формирование уверенности в себе посредствам успешного выполнения заданий.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: числа от 11 до 20 на карточках, карточки со знаками =, >, <,

Ход урока:

Посмотрите. На доске прикреплены числа. Соедините их в порядке убывания. А теперь устно назовите числа в порядке убывания.

Назовите соседей числа, назвать число, которое больше… но меньше…

Проговорить, сколько единиц и сколько десятков в числе 17, 40, 13, 10.

Дети выходят по очереди к доске и соединяют числа в обратном порядке. Затем называют.

Основная часть урока

«Кольца»
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.

Открываем тетради, записываем число. Пишем примеры в тетради, Сева выходит к доске.
Сравнить в каком примере получилось больше, в каком меньше.

Решить примеры 18-2-1, 20-7+4

Дети делают пальчиковую гимнастику.

Дети решают примеры в тетради, один ребенок работает у доски.

Закрепление

Составить примеры подобрать слагаемые, чтобы сумма/разность была равна числу в прямоугольнике.

Задача: У почтальона было 20 писем. 10 из них он доставил до адресата. Сколько писем осталось доставить почтальону?

Физкультминутка. Белки 
Белки прыгают по веткам. 
Прыг да скок, прыг да скок! 
Забираются нередко 
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.) 
Будем в классики играть 
Будем в классики играть, 
На одной ноге скакать. 
А теперь ещё немножко 
На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.) 

Вася делал домашнее задание. Всего нужно было прочитать 19 строчек текста. 8 он уже прочитал. Сколько строчек осталось прочитать Васе?

Начертить в тетради отрезок, длиной 20 сантиметров. Правильно подписать.

Дети выполняют задание у доски, остальные устно.

Задачу решают в тетради. Один ребенок на оценку у доски.

Проговаривают, как нужно пользоваться линейкой и чертят отрезок.

Подведение итогов урока.

№23 страница 95. Вам нужно придумать одну задачу!.
чем занимались на уроке?

Дети проговаривают, чем занимались на уроке и записывают домашнее задание.

infourok.ru

Урок 2. сумма и разность отрезков — Математика — 2 класс

Математика, 2 класс

Урок №2. Сумма и разность отрезков

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Что такое сумма и разность отрезков?

Как строить отрезок – сумму двух отрезков и отрезок – разность?

Глоссарий по теме:

Сумма — результат сложения двух или нескольких чисел.

Разность — результат вычитания.

Отрезок – это часть прямой, у которой есть начало и конец.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Математика. Рабочая тетрадь. 2 кл. 1 часть: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Волкова А. Д. — М.: Просвещение, 2017. — с. 3.

2. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с. 6, 27.

3. Математика. Тетрадь учебных достижений. 2 кл.: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Волкова А. Д. -М.: Просвещение, 2017. – с. 19.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отрезок – это часть прямой, у которой есть начало и конец.

 Длина отрезка — это расстояние между его начальной и конечной точками.

Начало и конец отрезка обозначают заглавными буквами латинского алфавита. Например: АС (а-цэ)

Начертим два отрезка длиной 6 см и 3 см.

Обозначим их точками.

Научимся складывать отрезки. Сделаем это двумя способами.

Первый способ: начертим эти отрезки так, чтобы конец первого отрезка был началом другого:

Теперь с помощью линейки измерим длину большого отрезка-сумму. Получим 9 см.

Обозначим эту длину на чертеже.

Второй способ: с помощью линейки измеряем длину каждого отрезка. Длина первого отрезка 6 см. Длина второго — 3 см.

Найдем сумму этих отрезков.

6 см + 3 см = 9 см

Научимся вычитать отрезки. Сделаем это двумя способами.

Первый способ: на большем по длине отрезке отложим меньший по длине отрезок.

Теперь с помощью линейки измерим длину другого маленького отрезка разности большего и меньшего отрезков. Получим 3 см. Обозначим эту длину на чертеже.

Второй способ:

С помощью линейки измерим длину каждого отрезка. Длина первого отрезка 6 см, длина второго отрезка 3 см. Найдем разность этих длин.

6 см — 3 см = 3 см

Выводы: Как складываются и вычитаются длины отрезков? Как обыкновенные числа.

Чтобы найти сумму длин двух отрезков, нужно сложить длины этих отрезков.

Чтобы найти разность длин двух отрезков, нужно из длины большего отрезка вычесть длину меньшего отрезка.

Тренировочные задания.

1.Вычислите сумму или разность отрезков и запишите ответ:

Правильные ответы:

10 см — 7 см = 3 см 2 см + 4 см = 6 см

2. Какие отрезки видите на чертеже, запишите их имена:

Правильные ответы:

АБ, БВ, АВ.

resh.edu.ru

Конспект урока по математике по теме Сумма и разность отрезков (2 класс)

Ответ: у Алёши такса.

(На доске рисунок)

— Сколько на рисунке треугольников? (5.)

3. Работа по карточкам.

(Учащиеся получают карточки с описанием фруктов и примерами. Решить примеры, расставить буквы в порядке возрастания и расшифровать названия фруктов.)

Карточка 1.

Плод грушевидной, овальной или шаровидной формы, длиной 5 — 10 см и массой от 500 г до 2 кг. Кожица жёсткая, окраска тёмно-зелёная. Под кожурой плода находятся мякоть жёлтого и зелёного цвета и большая косточка.

15 — 9 (А) 12 — 5 (В)

14 — 5 (О) 4 + 8 (К)

6 + 7 (А) 5 + 9 (Д)

8 + 8 (О)

Ответ: 6, 7, 9, 12, 13, 14, 16 — авокадо.

Карточка 2.

По-французски название фрукта — «оранж». С немецкого слово переводится как «китайское яблоко». Это самый вкусный плод из всех цитрусовых.

18 — 9 (Ь) 7 — 7 (И)

12 — 6 (П) 9 + 8 (Н)

16 — 8 (Л) 4 + 7 (С)

13 — 6 (Е) 12 — 9 (А)

Ответ: 3, 6, 7, 8, 9, 11, 14, 17 — апельсин.

Игра «Молчанка»

(Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, в пределах 20.)

Игра «Магические квадраты»

(На доске нарисованы фигуры.)

— Какая фигура называется ломаной линией?

— Какая линия называется прямой?

— Что вы знаете о ней?

— Под каким номером изображена кривая линия?

— Найдите луч. Что вы скажите о нём?

— Какую фигуру можно назвать отрезком?

— Длину каких линий можно измерить?

— Поставьте на отрезке точку. Сколько отрезков получилось?

— Измерьте длину двух маленьких отрезков.

— Как, зная длину маленьких отрезков, узнать длину большого отрезка?

— Чему будем учиться сегодня на уроке?

IV. Работа по теме урока.

— Сколько отрезков вы видите на рисунке?

— Что показывают дуги вверху?

— Назовите их длины.

— Что показывает дуга внизу?

— Как найти его длину?

— Прочитайте задание 2.

— Выполните его в тетради самостоятельно.

— Сколько отрезков у вас получилось?

— Из чего состоит длина большого отрезка?

— Какай длины большой отрезок?

— Какой длины первый маленький отрезок?

— Как узнать, какой длины второй маленький отрезок?

— Запишите решение.

— Как складываются и вычитаются длины отрезков?

2. Решение задач.

(Задача записана на доске.)

В вазе было 10 конфет. Дети взяли 4 конфеты. Сколько конфет осталось в вазе?

— Прочитайте задачу.

— Выделите условие, вопрос.

— Запишите задачу кратко.

(Один ученик работает у доски.)

Было — 10 к.

Взяли — 4 к.

Осталось -? к.

— Запишите решение задачи.

— Составьте задачи, обратные данной.

(Коллективное составление обратных задач. Условия кратко записываются на доске и в тетрадях.)

V. Физкультминутка.

В понедельник я купался,

А во вторник — рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я бегал, прыгал, Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.

VI. Закрепление изученного материала.

№ 3 с. 27 (устное выполнение.)

№ 4 с. 27 (Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу, который находится у учителя.)

№ 5 с. 27

— Как называются эти фигуры?

— Какая фигура самая большая? Самая маленькая?

— Какай они длины?

— Как узнать, на сколько большая сторона длиннее?

— Решение запишите самостоятельно: вариант 1 — для первой фигуры, вариант 2 — для второй фигуры.

VII. Рефлексия.

(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ с. 10 — 11.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока.

— Что нового узнали сегодня на уроке?

— Как узнать длину всего отрезка, если известны длины его частей?

— Как найти длину части отрезка, если известны длины другой части и всего отрезка?

Домашнее задание.

Источник: botan.cc

teora-holding.ru

Сумма и разность отрезков

— Буду делать та-а-к, потом вот та-ак, а потом вот так.

— Привет, Плюс! Я хотел пригласить тебя погулять. Но, как видно, ты опять чем-то занят.

— О, минус! Привет! Да вот получил очередное задание от царицы Математики — научиться складывать отрезки, то есть находить сумму отрезков.

— Ой, вот здорово! Мне она тоже дала похожее задание, только находить не сумму, а разность отрезков. Давай разберемся вместе, а потом пойдем гулять.

— Хорошо. Вместе — веселее. Ну, вот посмотри. Надо нарисовать отрезок. Ставлю точку, кладу линейку, и от точки провожу прямую линию.

Получился луч, то есть прямая, у которой есть начало - наша точка, но нет конца.

— Стоп-стоп, Плюс. Как это нет конца. Ты же остановился и перестал ее рисовать.

— Да, остановился. Но, её можно тянуть бесконечно, но не будем. Нам хватит и того, что нарисовали.

— А что дальше?

— Дальше я могу отложить на этом луче отрезок двумя способами. Например, мне нужен отрезок длиной 6 сантиметров. Я могу приложить линейку к лучу так, чтобы отметка ноль на линейке совпала с точкой, которую мы поставили. Это обязательно! А сама линейка должна лежать точно под прямой, близко-близко. И напротив нужной отметки, на прямой, ставим еще одну точку.

Расстояние между двумя точками и будет отрезком длиной 6 сантиметров. А теперь от этой второй точки я построю еще один отрезок длиной, например, 5 сантиметров.

— А почему от второй точки? Почему не от первой?

— Потому что, если надо найти сумму отрезков, конец первого отрезка как раз и будет началом второго отрезка. Не перебивай меня, пожалуйста. Итак, я продолжаю.

Опять прикладываю линейку к прямой, но теперь так, чтобы отметка ноль оказалась строго напротив второй точки. А там, где на линейке стоит пятерка, на прямой ставлю еще одну точку.

Вот появился и еще один отрезок. Если сложить их вместе, получится третий, более длинный отрезок. А теперь найдем сумму первых двух отрезков, то есть длину полученного третьего отрезка. Получаем:

— Так это и есть нахождение суммы двух отрезков?

— Да. Чтобы найти сумму двух отрезков, надо к длине первого отрезка прибавить длину второго отрезка.

— А ты что-то там говорил про второй способ построения отрезков.

— Да, можно построить отрезки и с помощью циркуля. Главное, чтобы циркуль был хороший, не разболтанный.

— Что значит, циркуль разболтанный?

— Это когда ножки циркуля плохо закреплены и легко сдвигаются и раздвигаются. Измерения таким циркулем будут неточные.

Ну так вот. Допустим, нам надо нарисовать отрезки длиной 8 и 4 сантиметра. Начинаем точно так же, как и в первый раз. Ставим точку. От точки под линейку проводим луч.

А теперь возьмем циркуль, установим его ножки так, чтобы иголочка циркуля встала на линейке на отметку ноль, а грифель на отметку 8

Теперь переносим циркуль на прямую так, чтобы иголочка встала на точку начала луча, а грифель сделает на луче еще одну точку. Вот и получится отрезок, длина которого 8 сантиметров.

Опять ставим циркуль на линейку, устанавливаем ножки так, чтобы иголочка стояла на нулевой отметке, а грифель на отметке 4. Переносим циркуль на луч, но теперь его иголочка стоит на второй точке, а грифель ставит новую точку на прямой.

Получился отрезок длиной 4 сантиметра

— А теперь будешь находить сумму двух отрезков?

— Да. Складываю длины первого и второго отрезков. Получаем:

В результате сложения двух маленьких отрезков получился третий, больший, длина которого равна сумме длин двух меньших отрезков.

— Ну, Плюсик, ты своё задание закончил?

— Да. Теперь давай разбираться с твоим заданием. Тебе надо найти разность двух отрезков?

— Да, разность двух отрезков… Как же мне это задание выполнить? А, кажется, я догадался!

Я возьму два отрезка, которые ты складывал. Первый длиной 6 сантиметров, а второй — 5 сантиметров. Построю на луче отрезок в 6 сантиметров, а потом из той же точки начала луча построю второй отрезок длиной 5 сантиметров.

А вот видна разница между длинами отрезков. Эта разница и будет разностью длин отрезков. А найдем мы ее так:

— А теперь найди разность второй пары отрезков.

— Легко! Опять отмеряю от начала луча 8 сантиметров, потом от той же точки начала луча отмеряю 4 сантиметра. И вот она, разность двух отрезков.

— Ух ты! Классно! Ты так быстро справился с заданием!

— Это потому, что рядом был ты, мой друг.

— Действительно, вместе любое дело легче делать. Недаром говорят: «Совместная работа, как песня весёлая». А ты заметил, что когда я находил сумму двух отрезков, то первый отрезок начинал строить от начала луча, а второй — от конца первого отрезка. И при этом выполнял действие сложение.

— Конечно, заметил. А когда я находил разность двух отрезов, то оба отрезка строил от начала луча. И выполнял вычитание.

Ну, гулять теперь можно идти?

— Конечно можно. Сделал дело — гуляй смело!

— Ура! Гулять!

videouroki.net

Конспект урока по математике «Сумма и разность отрезков»

Конспект урока математики во 2 классе

«Сумма и разность отрезков»

УМК «Школа России»

Цель: закреплять умение составлять и решать задачи, обратные данной. Учить выполнять сложение и вычитание длин отрезков, развивать вычислительные навыки и умение логически мыслить

Планируемые результаты.

Научить составлять и решать задачи, обратные данной. Выполнять сложение и вычитание длин отрезков, рассуждать и делать выводы, контролировать и оценивать работу и её результат.

Ход урока. Орг. Момент.

Формирование универсальных учебных действий.

Познавательные:

Овладение новыми знаниями.

Развитие логического мышления.

Анализировать и обобщать понятия.

Регулятивные:

Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему.

-Контролировать процесс сознательного и грамотного письма.

-Стремиться к решению поставленных задач.

Коммуникативные:

Излагать свою точку зрения

Участвовать в обсуждении, диалоге.

Использовать различные языковые средства и артикулировать изученную математическую терминологию.

Личностные:

Стремиться к получению новых знаний, добиваться результата, завершенности начатого дела.

Оценивать качество сделанного.

Ход урока.

Орг. Момент.

Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания.

П. т. Стр. 23 № 28.

Кто самый старший? ( Андрей)

Кто самый младший? (Вадим)

Известно ли нам, сколько лет Вадиму? ( нет)

Чтобы выполнить схематический чертёж, мы начертим маленький отрезок любой длины. Один, два или три см. Кому как нравится.

Начертите отрезок.

Кто по возрасту следующий после Вадима?

(Саша) На сколько лет Саша старше? Саша на три года старше Вадима.

Значит, второй отрезок будет на 3 см длиннее первого.

Начертим отрезок и покажем, на сколько он длиннее.

Кто следующий по возрасту?

Андрей. На сколько Андрей старше Саши? ( На два года)

Значит, отрезок, который мы начертим, будет на два см длиннее предыдущего.

Теперь сравним первый и последний отрезки.

На сколько самый большой отрезок длиннее самого маленького?

На 5 см.

Как это получилось? 3+2=5

Ответ: Андрей старше Вадима на 5 лет.

2. На доске записаны выражения:

Сосчитайте.

9+7= 8+ 5= 7+7= 9+4= 40+5=

Какое выражение лишнее? Почему?

( 40+5 потому что это сумма разрядных слагаемых, остальные выражения – сложение с переходом через десяток)

3.Логическая разминка. ( работа по учебнику)

№ 5 стр. 26

Решение.

Физкультминутка.

4.Вспомните, как называются компоненты вычитания.

Уменьшаемое

Вычитаемое

Разность.

Работа в парах.

На карточке зашифровано словосочетание. Чтобы его прочесть, нужно вычеркнуть все цифры и прочитать буквы. Что получилось?

НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ.

Работа по теме урока.

1 Учебник стр. 27 №1

Сколько отрезков мы видим на рисунке?

Что показывают дуги вверху? ( маленькие отрезки, из которых состоит большой отрезок)

Назовите их длины. ( 6 см и 2 см)

Что показывает дуга внизу? ( Весь отрезок, Большой отрезок)

Как найти его длину? Он состоит из отрезков 6 см и 2 см. 6см+2 см=8 см.

Прочитайте задание 2. Выполните его в тетради самостоятельно.

Сколько отрезков у вас получилось? ( три)

Из чего состоит длина большого отрезка? ( Из длин двух маленьких отрезков)

Какой длины большой отрезок? (10 см)

Какой длины маленький отрезок? ( 4 см)

Как узнать , какой длины второй маленький отрезок? ( Вычитанием)

Запишите решение. ( 10 см- 4 см= 6 см)

Как складываются и вычитаются длины отрезков?

Как обыкновенные числа.

2. Решени2 задач.

( задача записана на доске)

В вазе было 10 конфет. Дети взяли 4 конфеты.Сколько конфет осталось в вазе?

— Прочитайте задачу. Выделите условие, вопрос.

Запишите задачу кратко.

Было- 10 к.

Взяли- 4к.

Осталось-?

Запишите решение задачи. (10-4=6 к)

Составьте задачи, обратные данной.

Коллективное составление обратных задач. Условия кратко записываются на доске.

Было -?

Взяли- 4 к.

Осталось – 6 к

Было- 10 к.

Взяли- ?

Осталось- 6 к.

Самостоятельное решение.

Физкультминутка.

Закрепление изученного материала. Работа по учебнику. № 4 стр.27

5 стр. 27

Домашняя работа печ. Тетрадь стр.24

Рефлексия. Оцените свои достижения на этом уроке при помощи свтофора.

Зеленый цвет- у меня всё получилось, я доволен результатом.

Жёлтый — я должен поработать над собой

Красный = мне нужна помощь

infourok.ru

Советы рукодельницам