I.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (4 мин) Цели: — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; — создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; — уточнить тип урока; | Осознанно входят в пространство учебной деятельности. Вспоминают пословицы об учении. | Создаёт условия для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности. | -Прежде чем начать наш урок, я хотела бы задать вам важный вопрос: «Зачем, с какой целью вы пришли сегодня на урок чтения? Начните свой ответ со слов «Я хочу…» . -Давайте вспомним пословицы об ученье и труде. -Вам приятно будет узнать, что также как и вы думали очень известные люди- физик и изобретатель Эдисон. «Важнейшая задача цивилизации-научить человека мыслить.» Эдисон. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Самоопределение, Смыслообразование. (Личностные) | II. Актуализация. Формулирование темы урока, постановка цели (Прогнозирование. Целеполагание.) (10 мин)(Работа по технологии продуктивного чтения) 1.Работа с текстом до чтения. Цели: — организовать формулирование темы урока учащимися; — организовать постановку цели урока учащимися. -организовать работу с выставкой книг. -организовать работу с фотовыставкой | Принимают проблемную ситуацию. С помощью учителя ставят цель урока. .С помощью учителя определяют имя писателя.Ролевая игра «библиотекарь» Работает группа РВС. Дети рассказывают о жизни и творчестве Л.Н.Толстого. Ролевая игра «экскурсовод по фотовыставке» | Создаёт условия для успешного формулирования цели урока учащимися. Создаёт условия для прогнозирования детьми имя автора произведения через выставку книг. Корректирует ответы детей. Создаёт условия для прогнозирования содержания произведения через иллюстративный ряд. Создаёт проблемную ситуацию. | -Вы сейчас самостоятельно поставили цели нашего урока. На доске: -познакомиться с…. -научиться читать…. -понимать смысл…. -отвечать на вопросы -рассуждать -МЫСЛИТЬ А сейчас мы попытаемся определить имя автора нового произведения.Для этого нам необходимо выбрать библиотекаря, который познакомит нас с выставкой книг. -Посмотрите на выставку книг. Прочитайте их названия .Как вы думаете, скаким писателем мы сегодня познакомимся? -Верно. Это Л.Н. Толстой.Его книги переведены на многие языки мира. -Я приглашаю моих помощников, группу РВС Познакомьте нас с автором этого произведения. (Рассказ детей ) Для того, чтобы определить о чем мы будем сегодня читать (содержание произведения) нам надо выбрать экскурсовода по фотовыставке. -Расскажите, что вы видите на фотографиях. Делайте свои предположения. -Верно. Читать мы будем о пожилих людях,об отношении в семье к старым людям.Называется произведение «Старый дед и внучек».А если говорить глубже-рассуждать мы будем о таком сложном понятии как СТАРОСТЬ. | Уметь работать с книжной выставкой. Читать название книги и её автора. Уметь раскрыть тему задания в устном сообщении кратко и точно. Уметь работать над текстом до чтения. (прогнозировать содержание текста по выставке книг и по фотовыставке и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию). | Участие в учебном диалоге. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). | III. Изучение нового (Совместная деятельность по достижению цели) (15 мин) Цели: — организовать работу над понятием — организовать работу по поиску информации в словаре -организовать работу по иллюстрации 2.Работа с текстом во время чтения. -организовать работу над содержанием произведения -организовать работу по поиску информации в словаре | -Отвечают на вопросы, опираясь на жизненный опыт .Выводят самостоятельно понятие « старость» Ищут информацию в толковом словаре. Прогнозируют (предвосхищают) содержание текста по иллюстрации. Знакомятся с текстом. Работают с текстом по приёму ЧТЕНИЕ С МАРКИРОВКОЙ Отвечают на вопросы по содержанию, подтверждают словами из текста. Работают с Толковыми словарями разных авторов. Ищут ответы (строят предположения) на проблемные вопросы. Выполняют задания на выборочное чтение.Отвечают на вопросы по содержанию. Работают с текстом. | Создаёт условия для поиска нужной информации в толковом словаре. Организует работу по иллюстрации. Организует первичное чтение текста произведения. Ставит проблемный вопрос. Организует работу по формированию умений находить ответы на поставленные вопросы, используя текст. Создаёт ещё одну проблемную ситуацию. | -А как вы думаете, что такое старость , попробуйте дать своё определение. (ответы детей) -А теперь проверим наши предположения по словарю. Работает группа РВС: -разведай -выясни -сообщи (ответы детей по словарю) Откройте учебник , посмотрите на иллюстрацию. Давайте подумаем, какое это произведение по настроению? (ответы детей) А теперь наконец-то прочитаем это произведение и проверим, правы ли мы были. -Проверим наши предположения. Знакомство с текстом-первичное чтение. ЧТЕНИЕ С МАРКИРОВКОЙ. Взяли в руки карандаши. -Понравилось вам произведение? Чем? Дети, вы ведь сами сказали, что текст грустный. А разве может нравится что-то грустное? Чем? Почему? -Понравилась ли вам эта семья? -Хотели бы вы быть членом такой семьи? -Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте найдё их определение в толковом словаре. ЛОХАНКА НЕВЕСТКА БРАНИТЬ СЛАЖИВАЕТ -Есть в тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься? -Есть в тексте то, с чем вы НЕ СОГЛАСНЫ?. Вторичное чтение (осознанное) -Почему же дедушку не сажали за стол? Что и зачем мастерил Миша из дерева? -Почему его родители заплакали? Физкультминутка | Уметь определять настроение текста по иллюстрации к нему. Уметь читать текст выражая настроение. Уметь работать с толковым словарём. Знать принципы его построения. | Уметь аргументировать своё мнение с опорой на текст (РегулятивныеУУД) Уметь оценивать поступок героя с точки зрения общечеловеческих норм (Л) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). | IV. Закрепление нового 3.Работа с текстом после чтения. (10 мин) Цель: — -организовать работу с кластером -организовать работу в группах по творческим заданиям | Минутка перевоплощения. Ученик делает предположения по поставленному вопросу. Работают в группах по заданию.(собрать пословицы о семье и обьяснить их смысл) | Задаёт наводящие вопросы, способствует перевоплощению уч-ка. Открывает КЛАСТЕР на доске с основными понятиями. Создаёт новую проблемную ситуацию (подарки) Создаёт условия для успешной работы в группах. | -Как вы думаете, хорошо ли , уютно было дедушке в такой семье? Почему?. -А что надо сделать , чтобы старым людям было хорошо? Для этого проведём маленькое перевоплощение. (Один ученик выходит к доске) -Представь себе, что прошло много, много лет и ты сейчас старый дедушка.Как бы ты хотел, что бы к тебе относились? Что хочется больше всего? (ролевое перевоплощение ученика и его предположения) На доске открывается:(решение главного вопроса-проблемы урока) уважение, любовь, забота, помощь, послушание, доброе слово, чуткость, внимание,поддержка, сострадание и самое главное- СЕМЬЯ) Работа в группах.- Вспомните правила работы в группах. «Знатоки народной мудрости» Задание: Соберите пословицы о семье ..Объясните их смысл.(На что и клад, когда в семье лад. Семья без детей, что цветок без запаха. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Кто родителей почитает вовек не умирает. Вся семья вместе и душа на месте. Детки-радость, детки же и горе. При солнышке тепло, а при матери добро.) | Уметь работать с пословицами. | Выполнять роль в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи (Коммуникативные УУД) | V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин) Цели: -организовать рефлексию: 1.настроения и эмоционального состояния 2.рефлексия деятельности и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Осознают новые знания и умения. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Используют рефлексивный экран. Делают самооценку | Создаёт условия для рефлексивной деятельности. . Организует самооценку учебной деятельности. | -Считаете ли вы , что мы не напрасно провели эти минуты вместе? -Зачем нам нужен был этот урок? Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.(Рефлексивный экран) -Покажите с помощью цветных карточек, каким на ваш взгляд получился урок по цвету? | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке (Личностные УУД). |
multiurok.ru
Конспект урока литературного чтения 2 класс
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технологическая карта изучения темы
Тема
Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»
Цели
Образовательные:
Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом (прогнозировать имя автора произведения по выставке книг и содержания произведения по ряду картин и иллюстраций , отвечать на вопросы по содержанию).
Создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Содействовать формированию культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, воспитанию интереса к чтению
Формировать УУД:
— Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке .
— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
— Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
— Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные:
Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.
Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по выставке книг и и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).
Личностные:
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку .
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;(Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Организация пространства
Фронтальная работа, работа в группах.
Ресурсы:
Учебник, выставка книг, толковый словарь.
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
Технология
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Приемы
Чтение с остановками, обращение к личному опыту, кластер, поиск ответов на вопросы, проверка первоначальных предположений, ответы на вопросы, работы в парах
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (4 мин)
Цели:
— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Осознанно входят в пространство учебной деятельности.
Создаёт условия для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности.
— Здравствуйте! Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Самоопределение,
Смыслообразование.
(Личностные)
II. Актуализация. Формулирование темы урока, постановка цели (Прогнозирование. Целеполагание.) (10 мин)
(Работа по технологии продуктивного чтения)
1.Работа с текстом до чтения.
Цели:
— организовать формулирование темы урока учащимися;
— организовать постановку цели урока учащимися.
-организовать работу с выставкой книг.
организовать работу в группах по творческим заданиям
Принимают проблемную ситуацию.
С помощью учителя ставят цель урока.
Работают в группах по заданию.(собрать пословицы о семье и объяснить их смысл)
Создаёт условия для успешного формулирования цели урока учащимися.
Корректирует ответы детей.
Создаёт условия для прогнозирования содержания произведения через работу с пословицами, через иллюстративный ряд.
Создаёт проблемную ситуацию.
Создаёт условия для успешной работы в группах.
Стадия вызова
— Предлагаю соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания и объяснить их смысл.
Работа в группах.
— Вспомните правила работы в группах.
Вся семья вместе… … тот вовек не погибает.
Кто родителей почитает… …детки же и горе.
Детки — радость… …и душа на месте.
Работа в парах.
— Что общего у этих пословиц?
— Как вы понимаете слово «семья»?
— Зачем люди создают семьи?
-Расскажите, что вы видите на фотографиях. Делайте свои предположения.
-Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям.— Прочитайте название произведения.
Называется произведение «Старый дед и внучек».
— Есть ли в вашей семье старые люди?
— Сравните фотовыставку с иллюстрацией в учебнике.
— Что вы можете сказать об этой семье?
— Кто, на ваш взгляд, самый беспомощный в семье?
— Кто и почему должен быть опорой для дедушки?
Целевая установка перед чтением текста
Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»? Что вы знаете об авторе? Какие его произведения вы читали?
Что объединяет рассказы Л.Н.Толстого для детей?
Прочитаем текст и попытаемся понять, какой совет даёт нам автор?
Уметь работать с пословицами.
Уметь раскрыть тему задания в устном сообщении кратко и точно.
Уметь работать в парах
Уметь работать над текстом до чтения. (прогнозировать содержание текста по пословицам и по фотовыставке и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).
Участие в учебном диалоге. Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
III. Изучение нового (Совместная деятельность по достижению цели)
(15 мин)
Цели:
— организовать работу над понятием
— организовать работу по
поиску информации в словаре
-организовать работу по иллюстрации
2.Работа с текстом во время чтения.
-организовать работу над содержанием произведения
-организовать работу по поиску информации в словаре
-Отвечают на вопросы, опираясь на жизненный опыт. Выводят самостоятельно понятие
« старость»
Ищут информацию в толковом словаре.
Прогнозируют (предвосхищают) содержание текста по иллюстрации.
Знакомятся с текстом.
Работают с текстом по приёму ЧТЕНИЕ С МАРКИРОВКОЙОтвечают на вопросы по содержанию, подтверждают словами из текста.
Работают с Толковыми словарями разных авторов.
Ищут ответы (строят предположения) на проблемные вопросы.
Выполняют задания на выборочное чтение. Отвечают на вопросы по содержанию.
Работают с текстом.
Создаёт условия для поиска нужной информации в толковом словаре.
Организует работу по иллюстрации.
Организует первичное чтение текста произведения.
Ставит проблемный вопрос.
Организует работу по формированию умений находить ответы на поставленные вопросы, используя текст.
Создаёт ещё одну проблемную ситуацию.
-А как вы думаете, что такое старость, попробуйте дать своё определение. (ответы детей)
Откройте учебник , посмотрите на иллюстрацию. Давайте подумаем, какое это произведение по настроению? (ответы детей)
А теперь наконец-то прочитаем это произведение и проверим, правы ли мы были.
-Проверим наши предположения.
Знакомство с текстом-первичное чтение.
ЧТЕНИЕ С МАРКИРОВКОЙ.
Взяли в руки карандаши.
-Понравилось вам произведение? Чем? Дети, вы ведь сами сказали, что текст грустный. А разве может нравится что-то грустное? Чем? Почему?
-Понравилась ли вам эта семья?
-Хотели бы вы быть членом такой семьи?
-Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте найдём их определение в толковом словаре.
ЛОХАНКА
НЕВЕСТКА
БРАНИТЬ
СЛАЖИВАЕТ
-Есть в тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься?
-Есть в тексте то, с чем вы НЕ СОГЛАСНЫ?.
Вторичное чтение (осознанное)
Фрагмент 1
Задание:
-Составьте кластер – описание данной семьи .
Вопросы и задания:
— Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким беспомощным?
Выборочное чтение
— Почему деда стали кормить за печкой?
— Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
— Как повёл себя старик?
Фрагмент 3
Вопросы и задания:
— Подберите к слову «слаживает» синоним.
Что делал Миша из дощечек?
Что такое лоханка?
Прочитайте диалог отца и сына в лицах
Как вы думаете, что почувствовал отец, услышав ответ сына?
Фрагмент 4
Вопросы:
— Почему родители Миши заплакали?
— Как изменилась жизнь дедушки после этого случая?
Составим кластер последовательности событий в рассказе.
Физкультминутка
Уметь определять настроение текста по иллюстрации к нем
Уметь читать текст выражая настроение.
Уметь работать с толковым словарём. Знать принципы его построения.
Уметь аргументировать своё мнение с опорой на текст
(РегулятивныеУУД)
Уметь оценивать поступок героя с точки зрения общечеловеческих норм (Л)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов(Познавательные УУД).
Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД).
IV. Закрепление нового
3.Работа с текстом после чтения. (10 мин)
Цель:
-организовать работу с кластером
Минутка перевоплощения.
Ученик делает предположения по поставленному вопросу.
Задаёт наводящие вопросы, способствует перевоплощению уч-ка.
Открывает КЛАСТЕР на доске с основными понятиями.
-Как вы думаете, хорошо ли , уютно было дедушке в такой семье? Почему?.
-А что надо сделать , чтобы старым людям было хорошо?
Для этого проведём маленькое перевоплощение. (Один ученик выходит к доске)
-Представь себе, что прошло много, много лет и ты сейчас старый дедушка. Как бы ты хотел, что бы к тебе относились? Что хочется больше всего? (ролевое перевоплощение ученика и его предположения)
На доске открывается:(решение главного вопроса-проблемы урока)
уважение, любовь, забота, помощь, послушание, доброе слово, чуткость, внимание, поддержка, сострадание и самое главное- СЕМЬЯ)
Выполнять роль в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи (Коммуникативные УУД)
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)
Цели:
-организовать рефлексию: 1.настроения и эмоционального состояния
2.рефлексия деятельности
и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Осознают новые знания и умения. Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Используют рефлексивный экран.
Делают самооценку
Создаёт условия для рефлексивной деятельности.
.
Организует самооценку учебной деятельности.
-Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
-Зачем нам нужен был этот урок?
Вопросы и задания:
— Прочитайте пословицу и соотнесите её с рассказом.
— Что значит почитать старших?
— Какой же совет даёт нам автор?
Прочитайте цитату из Библии, записанную на доске, вспомните всё, о чём мы говорили на уроке, и сделайте вывод, чему хотел научить нас автор рассказа?
Задание : составить синквейн слова «семья», («старость»)
Семья.
Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья – лучшая школа дисциплины.
Ребенок.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке (Личностные УУД).
Итог урока. Домашнее задание.
Принимают д/з.
Создаёт условия для осознанного принятия д/з.
— Научиться читать текст выразительно, передавать настроение автора.
-Составить рассказ о своей семье.
multiurok.ru
Урок «Литературное чтение» 2 класс.
Урок «Литературное чтение» 2 класс.
Учебник «Родная речь» (I часть) Автор Л.Ф Климанова
Урок-игра
Тема: «Русские писатели. Обобщение знаний»
Цели урока:
повторить и обобщить пройденный материал по теме «Русские писатели»;
развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения;
учить работать сообща;
воспитывать любовь к чтению, литературе.
Задачи:
формирование активной читательской позиции;
развитие коммуникативных навыков школьников;
воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством русской классической литературы и музыки.
Оборудование урока:
карточки с заданием по произведениям этого раздела;
презентация «Русские писатели»;
пословицы;
карточки с отрывками из произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова.
детские рисунки учащихся к изученным произведениям;
выставка книг.
Тип урока: урок — игра (обобщения и систематизации знаний).
Содержание занятия:
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Речевая разминка
IV. Игра
Объяснение правил игры
Выполнение заданий
V. Подведение итогов игры
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд 1
— Добрый день, ребята, уважаемые гости! Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения, надеюсь, настроение у вас отличное, и я предлагаю вам выбрать себе в помощники один из смайликов, пусть он вам поможет быть готовыми к новым открытиям и творческим начинаниям. Если в течение урока ваше настроение изменится – вы можете поменять его на другой или взять такой же, добавив себе лишний балл. Удачи!
II. Постановка цели урока: Слайд 2
— Посмотрите, пожалуйста, на эти рисунки? Как вы думаете, что их объединяет? (На рисунках детей изображены герои произведений, над которыми мы работали в разделе «Русские писатели»)
— Да, верно, сегодня на уроке мы повторим изученные произведения и вспомним авторов, которые написали их для нас.
III. Но сначала проведем речевую разминку. Слайд 3
Прочитайте:
(очень тихо) Слайд 4
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре, пять.
(читаем бодро) Слайд 5
Он по улице идёт,
Ни к кому не пристаёт,
Но от тигра почему-то
Разбегается народ.
(читаем весело) Слайд 6
Кто на дерево забрался,
Кто укрылся за ларёк,
Кто на крыше оказался,
Кто забился в водосток.
(читаем с удивлением) Слайд 7
А на ёлке, как игрушки,
Разместились две старушки.
Опустел весь город мигом –
Ведь опасны шутки с тигром.
(читаем хором) Слайд 8
Видит тигр – город пуст:
«Дай-ка, — думает, — вернусь.
В зоопарке веселей,
Там всегда полно людей!»
Эдуард Успенский
-Молодцы! А теперь отгадайте загадку, ребята.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга) Слайд 9
— Правильно! Люди во все времена ценили книгу. Вот как отзывался Максим Горький о книге. Прочитайте, пожалуйста. Слайд 10
IV. Игра
1. Правила игры. Слайд 11
— Сегодня на уроке мы будем играть, а это значит, будем соревноваться в умении узнавать произведения, будем учиться работать сообща, вспомним выученные стихи и отрывки из произведений. Вы по очереди будете выбирать вопросы, готовить на них ответы и отвечать.
За это вы будете получать баллы от1 до 3, в зависимости от полноты ответа, активности и слаженности работы во время обсуждения ответа. В конце урока мы подсчитаем количество набранных баллов и узнаем лучшего «Знатока русской литературы».
2. Выполнение заданий детьми.
1 – задание называется «Назови автора» (на доске портреты, фамилии и названия произведений)
— Перед вами портреты писателей и названия произведений. Вам необходимо назвать фамилию писателя и его произведения, получив за каждое верно выполненное задание по 1 баллу.
Проверяем слайд 12
На доске одно произведение лишнее. Дополнительный балл можно получить, объяснив, почему произведение «Петушок и бобовое зернышко» лишнее.
2 – задание: «Доскажи словечко» — слайд №13
Каждый получает строчки из стихотворения. Необходимо назвать автора и стихотворение, а дополненное слово объяснить. Можно получить дополнительный балл, если кто-то расскажет это стихотворение наизусть.
Брега с недвижною рекою;
Сравняла пухлой … (пеленою) слайд 13
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном … (кушаке) слайд 13
И кому же в ум придёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской… (удручена) слайд 13
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою … (пряжу) слайд 14
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три …(года) слайд 14
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба …(говорила) слайд 15
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам…(выкуп) слайд 15
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, … (старче) слайд 16
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое …(корыто) слайд 16
— Ребята, кто из вас может ответить, в чём необычайность сказки о золотой рыбке? (это сказка волшебная: рыбка может разговаривать, происходят разные превращения)
— Как вы понимаете выражение “остаться у разбитого корыта”? (остаться ни с чем)
— Случалось ли вам оставаться у разбитого корыта? (беспорядок в комнате — не найдена нужная вещь, несделанные уроки –получена 2; весной в огороде ничего не посадишь -нечего будет убирать)
3 – задание: «Отгадай произведение» — слайд № 17
-Ребята, вы, наверное, узнали учёного кота и дуб у Лукоморья.
— Кто знает, из какого произведения эти персонажи?
— Они не случайно появились у нас на уроке. Учёный кот придумал для вас задания, которые записал на дубовых листочках и желудях.
Участники команд срывают их и выполняют задание: выразительно прочитать отрывок из произведения по ролям, сказать название и автора.
Задание оценивается двумя баллами: правильность – 1балл, выразительность – 1балл.
Карточка №1 слайд № 17
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали. Зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали его сажать за стол, а давали ему еду за печкой.
Карточка №2 слайд № 18
Пошли все ребята в школу. Мальчик взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:
— Куда ты собрался?
— В школу.
— Ты ещё мал, не ходи. – и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец с утра уехал в лес, а мать ушла на поденную работу.
Карточка №3 слайд № 19
Были брат и сестра – Вася и Катя; у них была кошка. Весной она пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой что-то мяучит тонкими глоссами. Вася влез по лестнице под крышу амбара.
-Вот и подошли к 4 – заданию, но пора и отдохнуть. Проведем физминутку, но необычную, назовем ее “Мы актёры” (инсценировка эпизода из произведения).
— Это задание вы готовили дома. Каждый из вас выбрал одного из героев.
— Ваша задача — мимикой, жестами, голосом передать характер, поведение персонажей так, чтобы мы поняли, из какого произведения эпизод. Один показывает инсценировку, а двое, узнав произведение и его автора, называют его. Это задание оценивается максимально в 3 балла. За правильно названное произведение – 1 балл.
1- ” — Л.Н.Толстой “Филипок”;
2- ” — А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”;
3- ” — И.А.Крылов “Стрекоза и Муравей”.
— Молодцы, ребята. Вы проявили актёрский талант, выполняя это задание. Все вы заслужили максимальный балл – 3.
5 — задание: «Из какого произведения строки?» слайд №21
Назвав произведение получаете по 1 баллу, автора – еще по одному. слайд №22
«Спасибо, что правду сказал».
«И вместе трое все в него впряглись»
«А пред нею разбитое корыто»
«Там русский дух… там Русью пахнет!»
Дети искали ее везде, но не могли найти».
«Учитель засмеялся и сказал: «Ты погоди хвалиться, а поучись»».
«Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
«И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный…»
6 – задание: – «Проверь себя» — слайд № 23
— Чем отличаются сказки народные от литературных? На слайде для каждого из вас приготовлен свой блок сказок. Необходимо определить какие сказки народные, а какие литературные.
1 — Колобок
Сказка о рыбаке и рыбке
Репка
2 — Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Каша из топора
3 — Петушок и бобовое зёрнышко
Гуси-лебеди
IV. Итог урока.
1.Выставка рисунков учащихся. Звучит аудиозапись М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”.
— Ребята, вы нарисовали рисунки к понравившимся вам произведениям из раздела “Русские писатели”. У нас получилась такая замечательная выставка.
— Кто из вас хочет поделиться своими впечатлениями о прочитанных произведениях?
— Какое произведение особенно запомнилось? Чем?
— Какие главные мысли из прочитанного вы запомнили? (плохо быть жадными, ленивыми; надо уважать старших, за домашних питомцев в ответе те, кто их приручил, работать надо слаженно, сообща, надо уметь говорить правду…)
— У А.С.П., Л.Н.Т., И.А.К. кроме произведений, с которыми мы работали, есть и другие произведения, вы их найдёте в книгах, представленных на нашей книжной выставке, а также в школьной и сельской библиотеках.
2. А сейчас пришло время подвести итоги соревнования.
Варя- — баллов
Рома- — баллов
Данила- — баллов
Таким образом, получает сегодня звание “Знаток русской литературы”. Он не только правильно выполнял свои задания, но и помогал другим. Сегодня старались все и мне хотелось бы еще отметить самого активного художника , почти к каждому произведению он нарисовал рисунок. И в номинации «Лучший чтец» отметим ,
3.- Ребята, вы показали не только свои знания, но и умение работать вместе, общаться друг с другом, помогать, сопереживать. Но у нас напоследок осталось еще одно испытание. Как вы думаете, что за слова появились на слайде?
Ложь, намёк, да в ней, добрым, урок, молодцам, сказка.
— Ребята, вы догадались, что это? Правильно, это пословица. Но что-то здесь не так. Давайте поставим слова в нужном порядке и прочитаем ее. Сказка ложь да в ней намёк добрым молодцам урок.
— А на обратной стороне тоже что-то написано. Давайте посмотрим.
МОЛОДЦЫ !
— Ребята, вы согласны с этим предложением? Я тоже. Вы действительно – молодцы!
4. Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу, как я и говорила в начале урока, выберите себе смайлик, настроение которого соответствует вашему настроению в конце урока и покажите мне.
— Я рада, что вы все на уроке работали с хорошим настроением. Моё настроение соответствует вашему.
Перечень используемой литературы
Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль, 1997.
Ладченко А.Л. Использование пословиц на уроках /Начальная школа, 1997- №7.
Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. Авторы: С.В.Кутявина, Е.С.Гостимская, М.И.Байкова. М., “ВАКО”, 2011.
Родная речь. 2 класс. Часть1. Составители: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.М., “Просвещение”,2011.
uchportal.ru
infourok.ru
Урок литературного чтения во 2 классе
Урок литературного чтения
во 2 классе
Автор – Грек Татьяна Васильевна
Учебный предмет: литературное чтение
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: «Е.Трутнева «Осень», Э.Шим «Белка и Ворон»
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с произведениями Э. Шима «Белка и Ворон», Е. Трутневой «Осень»; закрепить умение работать с текстом до чтения, в ходе чтения, после чтения; формировать понятия «сказка», «стихотворение»; умение правильно называть произведение (фамилию автора, название), тему и жанр.
2. Развивать читательские умения, навыков выразительного чтения, устную речь учащихся, технику чтения, творческое воображение, внимание, память.
3. Воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу, учить видеть и понимать красоту осенней природы, воспитывать любовь к природе, животным и бережное к ним отношение.
Формировать УУД:
Познавательные: воспринимать на слух художественное произведение, выполнять задания в учебнике и тетради, читать по ролям, показывая при чтении характер героя, использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач.
Личностные: развивать эстетические чувства, содействовать осознанию ценности изучаемого предмета, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать действия, в соответствии с поставленной задачей; умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности; проводить самоконтроль и самооценку; планировать учебное сотрудничество.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, воспитывать культуру диалогового общения.
Ресурсы:
основные:
учебник «Литературное чтение» 2 класс (автор Л.А. Ефросинина),
рабочая тетрадь «Литературное чтение» № 1, 2 класс (автор Л.А. Ефросинина)
дополнительные:
выставка детских рисунков «Художник-Осень»,
индивидуальные светофорчики,
листы бумаги,
музыкальное оформление.
I. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь, посмотрите друг на друга, пожелайте своей улыбкой успехов друг другу и хорошего настроения.
II. Проверка домашнего задания.
А) — На дом вы получили творческое задание, представить, что каждый из вас Художник-Осень и нарисовать свою картину.
— Посмотрите, какие замечательные рисунки у вас получились. Многие выполнили это задание.
Б) — А сейчас послушаем чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало».
— Чье чтение наизусть вам больше всего понравилось?
— Я согласна с вами. Получили оценки…
В) Работа с моделями.
— Сравните модели произведений, прочитанных дома.
— Определите жанр каждого произведения и его тему.
— Что общего у этих произведений?
(Они о природе, тема одна, есть заголовок и фамилии авторов, значит это авторские произведения).
— Чем различаются эти произведения?
(Одно из них рассказ, другое стихотворение, разные авторы, разное название).
— Молодцы, ребята!
III. Мотивация к учебной деятельности. Формулирование новой темы урока, постановка целей.
— Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. А вот куда догадайтесь сами.
Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
И не видно радуги,
И не слышен гром,
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днем. (Осень).
— Да, мы сегодня совершим путешествие в красочный мир осени, продолжим работу над выразительным чтением, будем анализировать, сравнивать, делать выводы, познакомимся с новыми произведениями о родной природе, познакомимся с лесными жителями, посмотрим, как они живут осенью.
IV. Знакомство с произведением Э. Шима «Белка и Ворон».
-Эдуард Юрьевич Шим родился в 1930 году, он очень любит природу, детей и хотел своими произведениями рассказать вам о красоте природы, рассказать её секреты, чтобы вы любили природу и бережно к ней относились, в его произведениях растения, животные оживают, превращаясь в сказочных героев.
Слушание сказки «Белка и Ворон».
( читают по ролям 2 подготовленных ученика)
— Понравилось ли вам это произведение?
— Что вам понравилось?
— Какое настроение вызвало у вас это произведение?
Антиципация
— Подумайте, что это рассказ или сказка?
— Объясни.
— Как вы думаете, какое название имеет это произведение?
— Давайте посмотрим и сравним ваш ответ с ответом в учебнике.
— Откройте учебник. Прочитайте фамилию автора.
— Прочитайте заголовок.
— Прочитайте название произведения.
Работа с моделями.
— Покажите на модели, что вы сейчас услышали сказку.
— Почему вы нарисовали круг? (Это заменитель сказки).
— Закрасьте заменитель на модели.
— Каким цветом закрасили?
(Коричневым, так как эта сказка о животных).
V. Выразительное чтение произведения учащимися.
VI. Беседа после чтения.
— Кто главный герой сказки Э.Шима? (Белка и Ворон).
— Как ворон и Белка обращаются друг к другу? Прочитайте.
— Какие вопросы задавала Белочка?
— Какая она по характеру? (Любознательная, трудолюбивая, вежливая).
— Что говорит о мудрости Ворона?
VII. Работа в тетради.
— Выполните задание в тетради.
— Найдите и прочитайте название произведения.
— Прочитайте и укажите, какими были Ворон и Белочка.
VIII. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
А деревцо всё выше- выше.
IX. Знакомство со стихотворением Е.Трутневой «Осень».
— Осенняя природа побуждает людей творить. Изображать осеннюю природу можно по-разному. Вы были сегодня художниками и изображали осень с помощью красок, композиторы передают настроение осеннего дня с помощью музыки, а Евгения Трутнева «нарисовала» картину осени словами. Послушайте это произведение.
X. Выразительное чтение стихотворения учителем.
Звучит музыка.
XI. Беседа после первичного восприятия.
— Понравилось ли вам это произведение?
— Что вам особенно понравилось?
— Какими впечатлениями вам хочется поделиться?
— Какое настроение вызвало у вас это произведение?
— Что я вам прочитала?
(Это стихотворение, так как есть рифма, ритм, повторение одинаковых гласных, согласных, звучность.)
XII. Чтение произведения учащимися.
— Давайте прочитаем так, чтобы передать радостное настроение, чтобы все почувствовали красоту осени.
XIII. Работа с учебником.
— Прочитайте фамилию автора.
— Прочитайте заголовок.
— Прочитайте название произведения.
XIV. Творческая работа. Анализ произведения.
— Какие картины природы вы представляли, когда читали это стихотворение.
— Как вы понимаете слова «стало вдруг светлее вдвое»?
— Что сказано о березке?
— Как вы понимаете слова «это платье золотое у березки на плечах»?
— Сейчас мы будем перечитывать стихотворение, а вы должны ответить на вопрос: какими красками вы бы передали настроение слов в каждом четверостишии?
Чтение первого четверостишия.
— Расскажите о ваших представлениях.
(Очень светло. Стоит березка в желтой листве, которая блестит на солнце.)
— Каким цветом вы бы могли раскрасить первый квадрат? (Желтым или золотым).
Чтение второго четверостишия.
— Какую картину вы представили, читая это четверостишие?
(На рябине и калине красные ягоды на деревьях, много птиц, под окошком бардовые георгины).
— Каким бы цветом вы бы раскрасили второй квадрат?
Чтение третьего четверостишия.
— Каким цветом можно раскрасить этот квадрат?
(Наверное, разноцветным, так как листья они и желтые и красные, а оранжевые и зеленые).
Чтение четвертого четверостишия и последних строчек.
-Что вы представляли, читая это четверостишие?
— Какой цвет по-вашему, соответствует данному фрагменту?
— Ребята, у нас получилась таблица цветонастроения.
— Дома вы еще раз прочитаете его целиком, соблюдая ритм, передавая настроение.
XV. Выполнение заданий в тетради.
— Рассмотрите модели обложек и скажите, какая модель соответствует стихотворению Евгении Трутневой «Осень».
— А остальные?
XVI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Понравился ли вам урок?
— С какими произведениями мы познакомились?
— Что на вас произвело наибольшее впечатление?
— Какие задания показались вам наиболее интересными?
— Продолжите предложения:
Мне понравилось…
Мне было трудно…
XVI Посмотрите друг на друга I. Домашнее задание.
— Дома вы нарисуете рисунки к понравившемуся произведению, для создания классной книжки-малышки.
Дифференцированное задание.
Первая группа (слабо читающие дети) читают сказку Э.Шима по ролям, выполняют задание в учебнике;
вторая группа (хорошо читающие дети) учат стихотворение наизусть, выполняют задание в тетради.
6
multiurok.ru
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Оргмомент. | Речевая разминка. Произнесите чистоговорки. -Собирала Маргарита Маргаритки на траве, Потеряла Маргарита маргаритки во дворе. -Жужжит над жимолостью жук, Зеленый на жуке кожух. — Сорока с вороной спорила: Тараторила, тараторила, ворону переспорила. | Дети выполняют предложенное задание. Соревнуются в быстром и четком произношении. | Личностные: — Освоение личностного смысла учения, желания учиться. — Уважать мнение одноклассников. |
2.Целеполагание. Мотивация к деятельнос-ти. | — У меня на доске расположены иллюстрации из рассказа и портрет автора. — Скажите, с каким произведением мы будем продолжать работать и кто его автор? | Обучающие рассматривают фотографию писательницы и иллюстрации из рассказа. Обращают внимание, что с произведениями писательницы уже знакомы. Вспоминают названия рассказов, главных героев и понравившиеся эпизоды. | Регулятивные: — Самостоятельно организовывать свое рабочее место. -Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. -Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. |
3.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализа-ция знаний. | -Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А. Осеевой «Почему?» 1) составление плана пересказа. — Восстановите последовательность событий в рассказе. (задание на карточках)
(проверяем по цепочке с опорой на презентацию) (ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5) 2) пересказ по плану. | Дети читают рассказ, обращают внимание на то, что рассказ разделен на части. Составляют свой план пересказа. Работают с карточками, предложенными учителем. | Познавательные: —Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. -Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста ; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности. —Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. |
4. Первичное закрепление. | — С текстом рассказа мы с вами знакомились на прошлом уроке. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению. -Сейчас, я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и послушать ваше мнение о главном герое, а также ваши предположения, о чём мог бы быть рассказ с названием “Почему?” -Давайте попробуем предположить, чему будет посвящён второй урок. — Какие открытия мы можем сегодня совершить и на какой вопрос ответить? — Прослушав ваши мнения, я поняла, что у нас главный герой получился какой-то непривлекательный. Давайте теперь обратимся к тексту и попробуем понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим, изменится ли ваше отношение к мальчику — У каждого из вас на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое – что изменила. Прочитайте этот отрывок — А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что я изменила или пропустила? (Изменения фиксируются на доске подготовленными карточками с выдержками из произведения.) Тихонько сполз заменила на Встал — Но ведь и так понятно! Попробуйте изобразить как главный герой “встал” со стула, а теперь, как он “тихонько сполз”. Есть разница? Какая? — Какой можно сделать вывод? — Далее. Пропустила слова: колени у меня задрожали, язык заплетался. — Эти оценочные слова относятся к какой части речи? — Уместно ли было употребление автором таких характерных глаголов? — Молодцы! Давайте дальше. Не поставила многоточие в предложении “Это… это… Бум!” — Ну и что подумаешь какие-то точки! — Почему они важны? Вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово. | Дети высказывают свое мнение, учитель записывает их высказывания на доске. Сильный ученик читает вслух. Послышался звон…Сердце у меня замерло. Я тихонько встал со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце. Бум вылез из под стола, осторожно понюхал черепки и сел, склонив на бок голову и подняв в верх одно ухо. Из кухни послышались быстрые шаги. — Что это? Кто это? – мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.- Папина чашка… горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: -Это ты? Бледно-розовые черепки блестели на ее ладонях. — Это, это Бум! — Бум? – Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум? Показывает один ученик. Показывает другой ученик. Дети замечают, что замена лексического значения слов играет очень важную роль. Они помогают оценить состояние мальчика. | Личностные: — Освоение личностного смысла учения, желания учиться. — Уважать мнение одноклассников. — Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм. |
5.Физкультминутка. | Глянул птенчик из гнезда – Ух, какая высота! Пускай высота – Вылетай из гнезда На мир посмотри – Раз, два, три… | Дежурный показывает движения. | Физкультминутка направлена на снятие эмоционального и умственного напряжения посредством смены деятельности. |
6. Творческое применение и добывание знаний. | — В подтверждение этой мысли, я предлагаю вам следующее задание: На доске слово «Природа» и картина Левитана «Дождь. Буря». — Есть ли в тексте отрывок описания природы, который можно было бы сравнить с данной картиной? Прочитайте его. — Ребята, какое настроение вызывает у вас эта картина? — Как выдумаете с чем связано такое настроение картины?. — Я предлагаю вам с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые испытывал мальчик, после того, как разбил папину чашку? -Нарисуйте( вывешиваю работы на доске с анализом). -Как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги: настроение или душу мальчика? -А теперь найдите и прочитайте в учебнике эпизод признания мальчика. Мама, это я, я разбил чашку! — Обратимся теперь к краскам, изобразите, какой теперь стала душа мальчика? -Давайте сравним, что у нас получилось? -Почему иллюстрации получились разными? Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище. Учитель показывает картину Левитана «Золотая осень». — Отражает ли эта картина состояние души мальчика? Докажите. — Ребята, выполнив следующее задание, вы поймете, что живет в душе мальчика? | Обучающиеся проявляют интерес и активность, отвечают на вопросы. Делятся своим настроением и определяют настроение мальчика. Дети рисуют. Читают дети, затем рисуют. Первые иллюстрации изображены темными красками, а вторые светлыми и яркими. | Коммуникативные: -Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. -.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. -Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное. — Сотрудничать в совместном решении проблемы . |
7.Сенквейн: | 2. Чистая, беспокойная. 3. Мучает, побуждает, возвышает. 4. Стыд не дым, а глаза ест. 5. Честь. -Что такое совесть? Совесть — способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла. — Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её. | Дети отгадывают – совесть. | Личностные: — Освоение личностного смысла учения, желания учиться. — Уважать мнение одноклассников. — Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм. |
8. Рефлексия. | — Давайте вспомним, какой портрет мальчика мы составили в начале урока? — Скажите, изменилось ли ваше мнение о мальчике. Дайте ему характеристику. — Скажите, чему учит нас этот рассказ? | Обучающиеся активны в выражениях своих мнений. | Регулятивные: — Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | -Сейчас, каждый из вас должен задать себе такой вопрос: «Чему я научился на этом уроке?» — Смогли ли мы с вами ответить на главный вопрос ПОЧЕМУ? | Учащиеся умеют «прогнозировать» содержание произведения. Сами ответили на главный вопрос произведения. | |
10.Оценки за урок. | — Молодцы! (учитель выставляет оценки за работу на уроке) | ||
11.Домашнее задание: | Домашнее задание: выразительное чтение отрывка, который больше всего тронул, поразил. |
multiurok.ru
Открытый урок по литературному чтению 2 класс
Конспект открытого по литературному чтению во 2 А классе
Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»
Вид урока: урок-театр
Цель урока:
образовательные:
обеспечить глубокое понимание смысла произведения.
совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение.
совершенствовать навык чтения по ролям, выборочного чтения.
развивающие:
развивать навыки правильного чтения.
развивать творческую деятельность учащихся.
развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.
воспитательные:
способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других).
Планируемые результаты:
Личностные (ЛР):
ориентироваться в нравственном содержании произведения, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка;
Метапредметные (МПР):
— регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
— познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;
— коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения; осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
Предметные (ПР):
Технология: технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления;
артпедагогика (АРТПЕДАГОГИКА – система психолого-педагогической работы с детьми, в которой используются изобразительные средства, музыка, движение и танец, литературное творчество, театральное и киноискусство)
Используемые средства обучения: мультимедийное оборудование, произведение В.Осеевой «Волшебное слово», портрет В. Осеевой, карточки — листы с записанными волшебными словами, напечатанные на листах отрывки текста, конверты с сердечками для самооценки.
1. Самоопределение к деятельности.
Учитель:
-Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро солнцу и птицам,
— Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
-Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Садитесь. Я не случайно начала урок с приветствия. Я пожелала вам доброго утра. А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу?
— Для чего мы говорим эти слова?
— Сегодня на уроке мы будем говорить о таких словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу.2. Актуализация знаний учащихся.
Работа с интерактивной доской ( диск )
-Что такое загадка?
(загадка — это произведение фольклора. В загадке предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности, по которым можно найти отгадку)
— Что такое пословица?
(пословица- произведение устного народного творчества, которое имеет поучительный смысл)
-Что такое рассказ?
(рассказ- это произведение, в котором автор рассказывает о каком-либо событии из жизни героя)
-Что такое считалка?
(считалка-это маленькое фольклорное произведение для игры)
3. Постановка учебной задачи.
А начать мне работу над темой нашего урока хочется словами Э.Асадова
« Плохой ли, хорошей рождается птица,
Ей суждено летать.
Человеку же так не годится.
Человеку мало родиться:
Им еще надо стать».
-О чем говорится в этом стихотворении?
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( о хороших людях)
— А кого мы называем хорошими людьми? (вежливых, воспитанных)
-А какого человека мы называем вежливым?
-А как по-другому мы называем вежливые слова? (волшебными)
-Сегодня мы с вами познакомимся с одним произведением, который написала уже известная нам писательница. Давайте посмотрим на ее книги и вспомним ее фамилию.
— Это произведения Валентины Осеевой.
-Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.
-Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.
-В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ — «Гришка». Первая книга — «Рыжий кот». А за книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию.
-Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.
Умерла писательница 5 июля 1969 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбищ.
-А давайте вспомним слова В.Осеевой, с которыми она обратилась к детям. («Мало уметь читать, надо уметь думать») Вы согласны с ними? Почему? Чему нас учат книги? Чему посвящен 2015 год? А как вы думаете, почему?
-И сегодня мы познакомимся с еще одним произведением этой писательницы, называется оно … -О каких словах мы говорили в начале урока? .. «Волшебное слово». Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?
Сегодня у нас необычный урок, сегодня мы опять отправляемся в театр. Ребята приготовили нам постановку по этому произведению. Давайте ее внимательно посмотрим.
(инсценировка произведения В.Осеевой «Волшебное слово»)
4. Решение учебной задачи.
Первичная проверка понимания.
-Понравилось ли вам произведение?
-Определите жанр.
-О ком этот рассказ?
-Кто главный герой этого рассказа?
-Что случилось с Павликом?
-Как об этом узнал старик?
— Как выглядел старик?
— Можете ли вы вспомнить моменты, доказывающие, что Павлик говорил с родными грубо, невежливо?
— Только ли с родными он так разговаривал?
— Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?
— Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику?
— Что заставило героя так измениться?
— Почему все герои вдруг стали выполнять все желания Павлика?
— Как меняется поведение Павлика? ( Волшебное слово изменило главного героя рассказа, научило его думать о других людях, быть внимательным к ним.)
— Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?
-Давайте попробуем произнести это слово!
-Повернитесь друг к другу – произнесите это слово друг другу!
5. Физминутка
Вот и настало время отдохнуть. Вышли из-за парт. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
Вывод: Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!6. Первичное
закрепление.Работа в группах:
Задание первой группе.
Давайте попробуем вспомнить ход событий. Посмотрите внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий. Что было сначала, что потом.
События записаны вразброс на доске:
2. Разговор с Леной.
4. Беседа за обедом.
1. Встреча со стариком.
5. Возвращение в сквер.
3. Разговор с бабушкой.
Задание второй группе.
Найти в словарях и объяснить значения слов: стряпает, противень, морщинки, сквер.
стряпает (готовит пищу)
противень (железный лист с загнутыми краями для жарения, печения)
морщинки (складки на коже лица)
сквер (парк, сад в городе)
Задание третьей группе.
У вас на партах лежат пословицы, нужно выбрать пословицу которая выражает главную мысль рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово».
Добрый человек добру и учит.
Нет друга лучше, что родная матушка.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Вежливость открывает все двери.
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
7. Рефлексия деятельности.
Что общего в рассказах В.Осеевой? (герои творят добро, совершают добрые поступки).
Как вы думаете, что является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые дела).
Чему учили нас рассказы В.А. Осеевой?
О каких человеческих качествах заставляют задуматься?( честность, доброта, любовь к ближнему)
В чем заключается волшебная сила слов и поступков? ( Она делает людей добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее. )
— Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:
Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда … .
Мне помогают правила вежливости тогда, когда … .
Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что … .
-Вам понравился урок? Если понравился, то напишите на лепестке любое волшебное слово и прикрепите на доску. А если урок вам не понравился, пусть ваш лепесток останется чистым.
-А какую бы вы себе поставили оценку за урок? Почему?
8.Домашнее задание.
— Все вы дома прочитаете рассказ, а задание будет дано разное каждой группе:
1. Чтение рассказа родителям. Узнайте их мнение об этом произведении.
2. Придумайте маленький рассказ на тему «Волшебное слово» из школьной жизни.
3. Проверьте: на самом ли деле волшебные слова так влияют на людей.
infourok.ru
Конспект урока литературного чтения 2 класс
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
Тема: Н. Носов «Затейники».
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Затейники».
Задачи:
Обучающая:
— отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения; формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты ; умение высказывать собственное мнение.
Развивающая:
— продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником,
отрабатывать активное умение слушать выступающего, доброжелательно и
корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение
работать в парах, группах, развивать память, логическое мышление, речь учащегося.
Воспитывающая:
— создавать условия для воспитания интереса к предмету, чувства дружбы и доброты, уважения друг к другу.
УУД:
Познавательные УУД:
— умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, осознание главной мысли
текста.
Личностные УУД:
— оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,осознание через чтение художественного произведения основные ценности взаимоотношений (взаимопомощь, взаимовыручка)
Регулятивные УУД:
— формировать умение постановки учебной задачи на
основе соотнесения того, что уже известно,
через приём анаграмма, пропущенная буква, оценивать результаты своих
действий и действий других учащихся.
Коммуникативные УУД:
— умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Оборудование: учебник по УМК «Школа России», карточки для работы в группах, портрет Н. Н. Носова, мультимедиапроектор, конверты с карточками-названиями частей плана
Формы работы учащихся: работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа.
Ход урока.
1.Организационный момент Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
2.Постановка учебной задачи: Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся.
Знакомы вам фамилии этих писателей, какие произведения мы уже изучили?
На доске
Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя:
Аг*ия Барт*
Чуков*ки й К*рней
Михалко* С*ргей
На доске.
Николай Николаевич Носов- (портрет)
3.Знакомство с творчеством Н.Носова
Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые. А сейчас наша рабочая группа расскажет вам о Николае Николаевиче Носове .
1.ученик: Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 году в Киеве. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.
2.ученик:
Прежде чем стать писателем Николай Николаевич Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии.
3.ученик: Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том ,чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили. Свой первый рассказ он напечатал в журнале «Мурзилка» в 1938 году.
Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми.
Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.
Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.
Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова. Дайте название выставке книг.
Кто главные герои его произведений? (ребята, школьники, маленькие дети)
Для того, чтобы узнать какое произведение Н.Н.Носова мы будем сегодня читать на уроке, вы должны из слогов составить слово.
Работа в парах (составление слова из слогов)
Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)!
Сформулируйте тему урока. Какие цели вы перед собой поставите?
4. Изучение нового материала.
1). Предположения уч-ся о содержании рассказа по иллюстрации.
Выдвижение гипотез уч-ся.
Ребята, а кого называют затейниками?
Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?
Работа в группах ( 2 группы)
А сейчас давайте поработаем с толковым словарём и узнаем толкование этого слова по словарю. Зачитайте значение этого слова.
Подберите синонимы к слову затейники (фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).
И так, затейник — это организатор веселья.
Рассмотрите иллюстрацию к тексту.
Как вы думаете, о чём будет рассказ?
Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым?
Почему вы так считаете?
физкультминутка
Ребята, мы с вами тоже побудем в роли фантазёров.
Мы отдохнем и попробуем поиграть в рифмы.
РА-РА-РА- вышла славная _________;
КИ-КИ-КИ- мы с тобой_________;
АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____________;
РОК-РОК-РОК-продолжается_____________.
Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.
2). Первичное целостное восприятие произведения.
Прослушивание текста.(аудиозапись)
Вы прослушали рассказ. Наши предположения были правильными о характере произведения? Грустный или веселый рассказ?
Понравилось произведение?
Какие чувства вы испытали, когда слушали произведение?
Могла ли такая история произойти с вами?
Кто главный герой произведения?
Что можно сказать про них?
(Они друзья, ровесники, им интересно вместе…)
Что можно сказать о характерах героев?
Затрудняетесь ответить?
Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
(Перечитать внимательнее рассказ)
3). Работа над содержанием произведения.
Понимание фактического содержания рассказа.
Понравилась ли вам игра детей? А детям?
Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей.
Сколько будет ролей в рассказе? (Петя, Валя).
Каждая группа выберет, кто будет читать за Петю и Валю.
Каждая группа читает свой отрывок.
Работа с текстом в группах.
План-задание для 1 группы:
1). Прочитайте текст по цепочке
2). Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.
3). Прочитайте отрывок по ролям.
План-задание для 2 группы:
1). Прочитайте текст по цепочке
2). Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа.
3). Прочитайте отрывок по ролям.
План-задание для 3 группы:
1). Прочитайте текст по цепочке
2). Прочитайте, что увидели дети когда открыли дверь в комнату?
3). Прочитайте отрывок по ролям
4). Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Ребята, как вы думаете, чему хотел научить Вас Николай Носов?
А вы боитесь темноты? Почему?
Откуда берутся страхи?
Как с ними можно справиться?
Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)
За что можно их поругать? (Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)
Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? (Нельзя играть с одеялом, с постелью)
Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные))
Что скажете вы?
5.Проверка и оценивание.
Составление плана рассказа (по группам )Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.
План:
-Может быть это серый волк?
-Дети читали сказку «Три поросенка».
-Так и не стали играть в «три поросенка».
-Постройка домика.
Проверка плана. План на доске.
Выборочное чтение частей учебника.
А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию? А какое название дали бы вы этому рассказу?
6. Стадия рефлексии
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Достигли ли, вы, поставленной цели? Что для вас было самым трудным?
7. Дифференцированное домашнее задание.
Сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
Выбор творческого задания:
1. Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.
2. Продолжить рассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома…».
8. Итог урока.
Подведение итогов и выставление оценок.
С биографией какого автора мы познакомились на уроке?
Какое произведение мы прочитали?
Кто являются главными героями данного рассказа?
Веселый рассказ вызывает улыбку. А смех – дело серьезное.
Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки, уметь самому посмеяться над собой. В этом нам помогают рассказы Носова.
— Урок окончен, а если вы хотите узнать новые, весёлые, забавные истории читайте книги Н.Н.Носова.
infourok.ru