Урок изобразительного искусства в 3 классе «Твои игрушки».

Урок изобразительного искусства в 3классе «Твои игрушки»

Учитель: Стрельникова Н.Н.

Программа, название автора: Изобразительное искусство и художественный труд 1-9

классы. Автор: Б.М. Неменский

Класс, четверть, № урока 3 класс,

Тема урока: «Твои игрушки»

Тип урока: Знакомство с новой темой.

Цель: формирование интереса к народному искусству, уважения к народному мастеру, создающему красоту на радость людям; создание целостного представления о роли игрушки в жизни русского народа и формирование художественного видения окружающего мира с передачей характера декоративных форм..

Задачи:

Образовательная: Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать современные и русские-народные игрушки.

Развивающая: Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ.

Воспитательная: Уважать мнение товарища.

Зрительный ряд: образцы, выполненных учителем работ, слайды, репродукции, таблица выполнения работы

Графические разработки___карточки___________________________________________________

Литературный ряд: У.Н.Т.(прибаутки,стихи)

Музыкальный ряд ____________________________________________________________

Оборудование:

Для учащихся: альбом, шаблон матрешки, тонкая и широкая кисти, гуашь, игрушки.

Для учителя: матрешки, игрушка-перчатка, презентация: «Моя любимая игрушка».

Схема оформления доски:

1

4

3

1 тема урока

2 карточки – алгоритм выполнения работы

3 фото матрёшек, образцы, выполненных учителем работ

4 место для галереи детских работ

План урока:

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

3.Сообщение темы и цели урока.

4. Знакомство с новой темой.

5. Закрепление нового материала.

6. Физ. минутка.

7. Самостоятельная работа.

8. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока:

(2 мин)

(мотивация на урок)

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

Проверяют наличие перечисленных предметов.

2.Вводная беседа

(5 мин)

(создание мотивации, активизация мыслительных процессов)

форма: фронтальная работа

Сегодня на уроке вас ждет увлекательная работа, а какая – вы узнаете позже. Вначале мы отправимся в прошлое и представим, что попали в гости к русской крестьянской семье (слайд Русская изба с жильцами)

Ученики разыгрывают сценку из кукольного спектакля

Внучка. Бабушка, мне скучно! Спой песенку.

Бабушка. Некогда мне, милая, печь растопить нужно.

Внучка. Бабушка, расскажи сказочку!

Бабушка. Недосуг мне болтать, Дуняша. Скотинку пора кормить.

Внучка. Дедушка! Невесело мне, смастерил бы ты мне куколку!

Автор. Дедушка надрал с полена лыка, растрепал его, связал умело. Вышла мочальная кукла для внучки. (слайд Соломенные игрушки)

Дедушка. Потешься пока. А как на ярмарку поеду, так привезу тебе, Дуняша, игрушку поярче да повеселее.

Внучка. Спасибо тебе, дедушка!

О чём пойдёт сегодня речь? (об игрушках)

Знакомятся с презентацией, формулируют тему урока.

3.Сообщение темы и цели урока.

(3мин)

Метод: эмоциональное стимулирование

Сегодня урок посвящен нашим любимым с раннего детства игрушкам.

На уроке вы познакомитесь с видами игрушек и разнообразием технологий их изготовления и попытаетесь сами придумать игрушку на основе традиционной русской матрёшки.

Наша тема: «Твои игрушки» (слайд Тема)

Перед вами перчаточные куклы (слайд Перчаточные куклы), и играть с ней любят не только дети (слайд театр кукол) но и взрослые. Это театр кукол, в них участвуют перчаточные, тростевые куклы или куклы марионетки.

А какие у вас любимые игрушки? (ответы детей-машины, зайцы…)

Все игрушки очень разные и не только внешне, но и материал для их изготовления так же различен.Кто скажет из чего изготавливают игрушки? (мех, пластмасса……)

Обратите внимания насколько разнообразны современные игрушки. (слайд современные игрушки)

(рассматриваем разнообразие материалов на принесенных игрушках)

Знакомятся с презентацией, рассматривают игрушки, отвечают на вопросы.

4.Знакомство с новой темой.

(6 мин)

Заинтересовать материалом урока.

Рассказ учителя по плану:

1. ярмарка игрушек

2. в мастерской игрушки

Предлагаю, вместе с дедом выбрать для Дуняши на ярмарке игрушку.

Музыка «Коробейники»

(слайд Ярмарка)

Сколько мастеров! Все зазывают шутками да прибаутками.

Ярмарка! Ярмарка!

Торопись, народ!

Чудо-ярмарка идёт!

Весёлая, забавная,

Громкая, нарядная!

Здесь игрушки хороши

Для забавы и души!

 (слайд Старинные игрушки)

 В древности игрушки делали сами из того, что было под рукой:  дерева, соломы, лоскутков ткани, глины. В некоторых семьях просто брали полено, закутывали в ткань. Это и была кукла. Куклы в крестьянской семье передавались из поколения в поколение, были настоящими реликвиями.

Звучит народная музыка.

Игрушки, как и песни, сказки, учили детей различать добро и зло, передавали представления о счастье и красоте.  

Просмотр слайдов (на слайдах игрушки народных промыслов). Учитель предлагает стихотворения, рассказывающие об игрушках.

Например Дымковская игрушка (слайд Дымковская игрушка)

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично!

 (слайд Гончар)            

А для того, чтобы она стала ликующей и праздничной, гончар лепит её из глины, обжигает и расписывает. 

    

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

                            Матрёшка (слайд Матрёшка)

А знаете, ребята, что матрешка имеет удивительную историю

III. В мастерской игрушки.

(слайд История Матрёшки)

Первую матрёшку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрёшки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так.
В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму. (слайд). Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. (слайд). Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и  сарафане с черным петухом в руках
Кукла получилась на удивление русской, так и хотелось назвать ее русским именем – Дуняша, Маняша, Матрена, Матреша. Так и стали новые игрушки матрешками.

(слайд Процесс изготовления матрёшки) Формочки для матрёшек вытачивались из берёзовых и липовых чурок. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрёшки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол.
Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха. Матрешек изготовливают в разных уголках нашей страны. (слайд- разные матрешки) Посмотрите какие все они разные.

Слушают учителя, отвечают по ходу прослушивания нового материала, рассматривают отличительные особенности народных игрушек

5.Закрепление нового материала. (3мин)

(создание мотивации, активизация мыслительных процессов)

форма: фронтальная работа

Вопросы на закрепление изученного материала (слайд):

Что такое «фукуруму»?

Откуда была привезена матрешка?

Из каких материалов делали эти игрушки?

Чем вам нравятся матрёшки?

Молодцы!

Отвечают на вопросы учителя.

6.Физ. минутка (3мин)

Цель: отдых учащихся.

Форма: фронтальная.

Метод: эмоционального стимулирования

Прежде чем мы приступим к самостоятельной части урока:

Встаньте на ноги, потянитесь – раз.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Молодцы.

Выполняют физические упражнения.

7.Самостоятельная работа

(15 мин)

Цель: закрепление навыков рисования. Форма: фронтальная

Метод: индивидуальный

Теперь все внимание на меня.

У каждого из вас на парте лежит шаблон матрешки.

Ваша задача – нарисовать матрешку и раскрасить ее по своему желанию.

А теперь посмотрите на доску. (последовательное прикрепление алгоритма рисования матрешки).

1. обводите шаблон.

2. рисуете круг, будущее лицо вашей матрешки.

3. далее вы рисуете глаза, нос, рот, отмечаете линию платка и рисуете руки.

4. теперь можете прорисовывать элементы одежды. Узор вы придумайте сами, чтобы ваша матрешка была интересной и разнообразной, как те, которые вы видите на доске (оформление части доски образцами, выполненных учителем работ и фотографиями матрёшек)

5. выполните работу в цвете.

Пусть ваша матрешка будет индивидуальной.

Итак, приступайте к работе.

(звучат русские народные песни)

(Помогать учащимся)

По ходу работы индивидуально задавать вопросы:

  • Какую матрешку ты задумал?

  • Кому ее можно подарить?

  • Почему ты решил сделать так, а не иначе?

Слушают учителя, рассматривают схему, приступают к работе над рисунком.

8.Подведение итогов. Домашнее задание

(5 мин)

Цель: обобщение полученных знаний.

Форма: фронтальная.

Метод: аналитико-синтетический, эмоционального стимулирования.

По окончании занятия, дети располагают свои работы на коллективном панно. Вместе с учителем проводится анализ работ: что получилось, а что нет.

Похвалить детей, выделить в каждой работе свою индивидуальность, выставить оценки за урок.

Домашнее задание: раскрасьте картинку, придумайте имена матрешкам, сочините про них сказку или стихотворение

Не забудьте принести альбом и гуашь.

infourok.ru

Урок изобразительного искусства в 3 классе «Радуга». Лучинская базовая школа

Разработал учитель

начальных классов

высшей квалификационной категории

Голдаева И.В.

Урок изобразительного искусства в 3 классе

Разделы  программы:  «Эстетическое восприятие  действительности», «Восприятие произведений искусства», «Изображение на плоскости. Цвет».

Тема практической работы: «Радуга» .

Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать выразительные свойства цвета и уметь передавать характерную окраску предметов при рисовании по памяти.

Задачи:

1. Актуализировать знания учащихся об основных и составных цветах;

2. Расширить представление об использовании основных и составных цветов и их оттенков при создании художественных образов;

3. Способствовать формированию умения передавать пространственные планы в композиции;

4. Содействовать развитию цветового восприятия, зрительной памяти учащихся;

5. Создать условия для формирования эстетического восприятия окружающей действительности.

Ход урока

I. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку

–   Прозвенел звонок весёлый.

Вы начать урок готовы? (Да!)

Будем думать, рассуждать

И красиво рисовать!

II.  Этап сообщения учащимся нового материала  

* Вступительное слово учителя

Приветствую вас, юные друзья!
Хочу представить вам сегодня я,
Возможность потворить и поиграть,
Пейзаж реалистичный  вам самим создать!

Для этого, надеюсь,
Мне скажите, какие средства есть?
И первым делом прозвучит ответ —
Что для картины очень нужен – (цвет)!

Да, выразительное свойства цвета всем известно.
Но есть еще одно известное вам средство 
Художники владеют им в Беларуси и за границей.
Скажите это слово – (композиция)

* Постановка темы урока

— Ребята, попробуйте, используя эти два слова сказать, что мы будем делать на уроке?  ( Будем выполнять композицию в цвете)

— А как будет называться композиция,  вы узнаете, отгадав загадку.

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то.

Постарался мастер тот

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Сможешь их нарисовать? (Радуга)

-_Правильно,  наша композиция будет называться «Радуга», а чтобы её выполнить нам необходимо такое выразительное средство, как цвет.  Слайд 1

Какие именно слова помогли вам  узнать, что это радуга? (Семь красок)

— Ребята, а что вы знаете о радуге? (высказывания детей)

А что бы вы ещё хотели узнать?

— Итак первый ответ на ваш вопрос: почему возникает радуга?

Слайд 2. Почему возникает радуга?

— После дождя в воздухе ещё долго остаётся висеть водяная пыль, состоящая из маленьких капелек. Они настолько лёгкие, что не сразу падают на землю. Когда на них попадают солнечные лучи, то капельки превращаются в маленькие зеркала и отражают свет Солнца, состоящий из семи цветов. Таким образом, радуга – это капли воды и солнечный свет.

— Ребята, как вы думаете, радуга бывает в какую пору года?

Слайд 3.       Радуга весной

Слайд 4-5.      Радуга летом

Слайд 6 -7.    Радуга осенью

Слайд 8.        Радуга зимой

         — И самое удивительное явление природы — радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, как в призме, и отражается в небе красивой радугой.

Слайд 9-11.       Двойная радуга

—  Иногда в небе видны целых 2 радуги — одна из них очень яркая, вторая — бледнее. Значит солнечный луч дважды отражается в каплях воды.

— Скажите, а радуга может быть только днём ?

Слайд 12.      Радуга ночью

— Нет,  это еще не все чудеса.  Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется, не такая яркая, как солнечная.

— А знаете ли вы, ребята, откуда взялось слово «радуга»

 Слайд 13.      Значение слова «радуга»

Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут  — радуга.

— Ребята, а какие чувства испытываете вы, когда видите радугу в небе?

— Наблюдая за природой, мы видим, что в природе всё имеет свой цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния погоды может меняться. Художники передают красоту природы, используя краски. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художники передают самые разнообразные чувства   и настроение: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

— Давайте посмотрим, как изображали радугу многие художники в своих работах.

Слайд 14.   Куинджи А.И.  «Радуга» , 1842 г.

Слайд 15.  Сомов К. А.  «Радуга»  , 1897 г

Слайд 16.  П.П. Рубенс  «Пейзаж с радугой»

Слайд 17. В. Сидоркин  «Пейзаж с радугой»

Слайд 18. А. Зайцев  «Радуга»

Слайд 19.  Г. Малышева «Осенняя радуга»

III.  Этап первичного закрепления знаний

— Какое выразительное средство использовали все художники в своих работах? ( Цвет)

— Посмотрите, пожалуйста, на цветовой круг. ( Слайд  20.  ) В нём вы видите 6 цветов. Три из них основные,  а три составные. Назовите основные и составные цвета.

— Этот круг можно значительно расширить,  если цвета смешать. Художники так и работают ,  находят всё новые и новые оттенки. Посмотрите на расширенный цветовой круг, в нём уже 24 цвета  (Слайд 21.)

* Практическая работа «Цветовой круг» (работа в парах)

— Я предлагаю вам создать свой цветовой круг, используя цветные конфеты и воду. Выложите конфеты по кругу и налейте воды в центр тарелки, чтобы конфетки покрылись водой.

— Что напоминает вам цветовой круг (Радугу)

— Сколько цветов в радуге? Назовите их  по порядку.

Физкультминутка

IV. Самостоятельная практическая работа учащихся

— Ребята, я предлагаю нарисовать радугу не кисточкой, а кухонной губкой. На увлажнённую губку необходимо  кисточкой нанести полосками все цвета радуги и провести   по листу в зависимости от задуманного сюжета. Давайте посмотрим  последовательность выполнения композиции.

1. Продумайте мотив пейзажа.

2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.

3. Определите количество объектов и цветовое решение.

4. Выберите формат в соответствии с замыслом.

5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.

6. Нанесите главный объект композиции – радугу.

7. Пропишите другие элементы пейзажа.

V. Анализ выполненных заданий

Учитель проводит анализ детских работ в соответствии с критериями оценки:

    Оригинальность композиции.

    Выразительность образов, цвета.

    Передача пространства в рисунке.

    Грамотность решения цветовой задачи.

  1.    

    Самостоятельность, внимательность, старательность.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

— Что нового вы узнала на уроке и чему научились?

Завершена Картина и завершён урок.
И встрече нашей с вами мы подведём итог.
Все наши впечатления вы обратили в цвет.
Узнав его значенье, узнаем и ответ.

Значений цвета много, их все не сосчитать.
Но всё же мне хотелось бы, какие-то назвать.
Цвет красный — самый яркий, волнует и зовёт,
Когда огонь познанья нас к творчеству ведёт.

Оранжевый цвет счастья, несёт уют и тепло,
Подсказывает — занятие для вас не зря прошло.
Зелёный цвет — волнение, желание творить.
Желаю вам в душе своей всё это сохранить.

И собственные чувства вы обратили в цвет.
Синий, голубой и фиолетовый  вписали вы в сюжет.
Желаю вам надежды, фантазий и мечты.
Учись, надейся и твори под флагом красоты.

— А какому цвету соответствует ваше настроение в конце урока?

Слайд 22.  Цветопись настроения

Слайд  23. Радужного настроения

VII.  Этап  информации о художественных материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых на следующем уроке

— На следующем уроке  нам понадобятся цветные карандаши. Мальчики, принесите, пожалуйста, по одной машинке и раскраски с машинками.

 

Последовательность выполнения композиции:

1. Продумайте мотив пейзажа.

2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.

3. Определите количество объектов и цветовое решение.

4. Выберите формат в соответствии с замыслом.

5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.

6. Нанесите главный объект композиции – радугу.

7. Пропишите другие элементы пейзажа.

 

Последовательность выполнения композиции:

1. Продумайте мотив пейзажа.

2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.

3. Определите количество объектов и цветовое решение.

4. Выберите формат в соответствии с замыслом.

5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.

6. Нанесите главный объект композиции – радугу.

7. Пропишите другие элементы пейзажа.

 

Последовательность выполнения композиции:

1. Продумайте мотив пейзажа.

2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.

3. Определите количество объектов и цветовое решение.

4. Выберите формат в соответствии с замыслом.

5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.

6. Нанесите главный объект композиции – радугу.

7. Пропишите другие элементы пейзажа.

 

Последовательность выполнения композиции:

1. Продумайте мотив пейзажа.

2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.

3. Определите количество объектов и цветовое решение.

4. Выберите формат в соответствии с замыслом.

5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.

6. Нанесите главный объект композиции – радугу.

7. Пропишите другие элементы пейзажа.

 

Презентация

luchin.schools.by

Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме «Рисование животных. Котёнок»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 38»

Г. Рязани

Презентация и конспект урока

изобразительного искусства в 3 классе по теме

« Рисование животных. Котёнок»

Подготовила

учитель начальных классов

Болховитина Лидия Ивановна

г. Рязань

2012

Оборудование:

Компьютер

Проектор

Презентация урока

Конспект урока ИЗО в 3 классе по теме «Рисование котёнка»

Цель урока: научить детей рисовать котёнка поэтапно карандашом

Ход урока:

  1. Введение. (звучит песня «Я-кошка». Текст песни — Ирина Муравьёва) Слайд1.

Кого мы будем сегодня рисовать?

1) Загадка о котёнке.

Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы как щетинка.
Дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.

2). Видеоряд « Мой любимый котёнок» Слайды 2-5.

  1. Рисование котёнка поэтапно. Слайды 6 – 15

Шаг 1
Для того, чтобы правильно его нарисовать, нужно разобраться, из чего же он сделан. Из чего, из чего, из чего сделаны наши котятки?.. Естественно, из головки, тушки, лапок (4 шт.) и хвостика.

Все формы очень простые: туловище и передние лапки напоминают сардельки, задние лапки – сардельки, голова – сплюснутый шарик, ушки – закругленные треугольники.

Шаг 2
Теперь соединяем части воедино. Естественно, не просто прикладываем одна к другой . Их нужно прирастить. Представьте себе, что лепите котёнка из пластилина – вы делаете тело, лапку, а потом верхней частью вдавливаете ее в тело и смазываете пальцем место соединения. Так и здесь. Переход от тела к лапкам должен быть плавный, не забывайте, что котенку на них еще ходить и прыгать! Если мордочка вполоборота, то дальнее ушко нужно повернуть: оно станет уже, и внутренности ушка почти не будет видно.

Чтобы картинка смотрелась более живой: не рисуйте прямыми линиями! Также не рисуйте весь объект одной простой дугой. Посмотрите на ближнюю переднюю лапку: она не прямая, не вогнутая и не выгнутая, она изгибается в обе стороны!

Шаг 3
Теперь пририсовываем глазки и носик. Рисуем их в нижней части головы, оставляя котенку побольше места для лобика. Глазки рисуем почти на одном уровне с носиком, фактически внутренние уголки глаз и нижний угол носа образуют тупоугольный треугольник. Не забываем о том, что голова не круглая, а шарообразная. То есть, объемная, поэтому даже при малейшем повороте будут небольшие искажения.

Шаг 4
Прорисовываем зрачки. Аккуратно нарисуем носик, глазки, намечаем бровки и ротик (так можно сделать мордочку более выразительной).

Шаг 5

Теперь контур и черты мордочки готовы. Но котёнок же не должен быть лысый! Это не сфинкс, это обычный котенок. Нужно сделать его шерстяным. Поэтому, прежде чем рисовать шерсть, вытираем четкий темный контур котенка. Теперь раскрашиваем глазки. Сверху темным, внизу светлая дуга, вверху белый блик.

Шаг 6
Теперь можно сделать контур шерстяным. Рисуем на месте старого контура шерстинки.

Внимательно рисуем хвостик. Многие любят сразу пририсовывать метелку, чтобы было пышнее и красивее. На самом деле тоненький, сужающийся к концу хвостик смотрится намного трогательнее!

Шаг 7

Самая кропотливая часть – заштриховываем котенка шерстинками. При этом следим, чтобы шерстинки росли в правильную сторону, не продолжали друг друга и не сливались. Можно сделать несколько полосок на хвосте и оставить белую грудку.

Шаг 8
Шерстяной, но плоский. Некрасиво. Нужно добавить объем! Добавляем его по краям лапок, тела, головы аккуратными полукруглыми штрихами. Штрихуем от края к середине по дуге! Выделяем дугообразные полоски. Дальнюю лапку нужно делать темнее ближней. Также можно положить тени на лапах над пальцами и над носиком (треугольную). Закрашиваем ушки в глубине.

Шаг 9
Вот, уже красиво! Теперь усиливаем все тени, потому что их пока мало. Если где-то получилось очень темное место, осветлите стёркой. А по краям добавляем беспорядочных тонких шерстинок, чтобы оживить картинку. Не забываем про усы: они растут на мордочке возле носа, на бровях и в ушах. Теперь нужно котёнка поставить на поверхность, тут нам на помощь придет тень, при желании можно придумывать что-то еще.

Шаг 10
Из этих же простых форм, комбинируя их, изгибая, можно составлять различные позы. Ничего, если не все эскизы будут удачные, всегда можно нарисовать несколько штук, отобрать наиболее удачный и перерисовать в альбом.

  1. Итог урока Выставка работ Слайды 16 — 20

Источники:

  1. http://ejka.ru/blog/risunok/1047.html

  2. http://slavclub.ru/zagadki/zivotnie/1336-koti.html

  3. http://www.rewalls.com/download/43561/1280×1024/

4. http://www.moskva.fm/artist/ирина_муравьева/song_1128862

8


doc4web.ru

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе «Картина — пейзаж»

Урок  ИЗО в 3 классе

Тема:  Картина – пейзаж

Цель: выполнить творческую работу «Пейзаж»  (по замыслу автора)

Задачи:

 обучающие

           — познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;

        — показать роль искусства в понимании красоты природы;

        — учить определять средства выразительности для передачи настрое-    

          ния и чувств в искусстве;

        — особенности построения композиции пейзажа;

развивающие

        — развивать воображение, творческую фантазию;

        — совершенствовать умение рисовать по памяти;

воспитывающие: 

          — воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

           — воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация;

картины о природе на доске.

Литературный ряд: стихи о природе А.Пушкина, З.Александровой, М.Лермонтова.

Музыкальный ряд: музыка Чайковского, Бетховена

Художественные материалы и инструменты для работы: краски, кисточки, палитра, альбомные листы, баночки с водой,

ХОД УРОКА

         I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, внимательно посмотрите на доску и скажите:

О чём мы сегодня будем говорить на уроке? /о природе/

Учитель. Как можно назвать все эти репродукции? /пейзажами/

Учитель. А кто мне скажет, что такое пейзаж?

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Работа по теме урока.

1.Жанр — пейзаж.           

            Если видишь на картине,

        Нарисована река,

             Живописные долины

         И дремучие леса,

         Белокурые березки

         Или старый крепкй дуб,

         Или вьюга, или ливень,

         Или солнечный денёк.

         Нарисованный быть может

         Или север, или юг.

         И любое время года  

         Мы в картине разглядим.

         Не задумываясь, скажем:

         Называется пейзажем!

    У:  Итак, пейзаж – это изображение природы.

— Посмотрите на картины художников и определите какие здесь лишние и почему?

У:  Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.

— Ребята, кто- нибудь может мне из вас назвать художников этого времени?

Д: Это художники, такие как Левитан, Шишкин!

У: Верно, это художники- А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, А.И. Куинджи – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.

— А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?

Д: Да. Природа бывает разная. Настроение ее меняется от времени года.

У: А как меняется? Что вы наблюдали?

Д: Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце — настроение радостное, веселое.

У: Молодцы! Правильно! А теперь давайте посмотрим на какие поджанры делится жанр пейзажа ( см. презентацию)

2.Знакомство с видами пейзажей.

  • Сельский (рисуются поля, деревенские дома)
  • Городской  (изображение различных улиц, видов города, домов.)
  • морской. (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники – маринисты и другие

4. Чтение стихов о природе.

            1.НА СОЛНЫШКЕ СОГРЕЛАСЬ ЕЛЬ,

 ПОДТАЯЛА СОСНА,

 ИДЁТ АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ, В ЛЕСУ У НАС ВЕСНА.

 ПО СНЕГУ КАПЕЛЬКИ СТУЧАТ:

 «ПОДСНЕЖНИК, ХВАТИТ СПАТЬ!»

 А ШУБКИ БЕЛОК И ЗАЙЧАТ

 С УТРА МОКРЫ ОПЯТЬ.

 З. Александрова

2.УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!

 ПРИЯТНА МНЕ ТВОЯ ПРОЩАЛЬНАЯ КРАСА —

 ЛЮБЛЮ Я ПЫШНОЕ ПРИРОДЫ УВЯДАНЬЕ,

 В БАГРЕЦ И ЗОЛОТО, ОДЕТЫЕ ЛЕСА.

 А.С. Пушкин

3.ЛИСТЬЯ В ПОЛЕ ПОЖЕЛТЕЛИ,

 И КРУЖАТЬСЯ И ЛЕТЯТ;

 ЛИШЬ В БОРУ ПОНИКШИ ЕЛИ

 ЗЕЛЕНЬ МРАЧНУЮ ХРАНЯТ:

 М.Ю. Лермонтов

4.ПОД ГОЛУБЫМИ НЕБЕСАМИ,

 ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ КОВРАМИ,

 БЛЕСТЯ НА СОЛНЦЕ СНЕГ ЛЕЖИТ.

 ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ,

 И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ.

 И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ

 А.С. Пушкин

3. Пейзажи России.

Учитель: Сегодня на уроке мы любовались различными уголками нашей необъятной страны — России. Природа на её территории сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и океаны. Через всю страну бегут полноводные реки. Светлыми лентами вьются дороги. Бескрайние просторы полей и они разноцветные: одно с голубизной от васильков, на другом золотиться рожь. Прозрачные берёзовые рощи или непролазная чаща. Всё это мы можем увидеть на картинах художников. Однако мало нарисовать холмы, деревья, реки, облака и тучи. Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой — радостной или грустной, ликующей, спокойной или тревожной.

6. Детские пейзажи.(см. рисунки учащихся)

— Дети также очень любят рисовать пейзажи. Вот посмотрите, как у них это получается.

—  Давайте присмотримся к изображениям и определим настроение представленных пейзажей.

             V.  Практическая работа.

А теперь давайте вы создадите свой пейзаж. Но прежде чем начать вы мне ответите на вопрос:

—  Как правильно компоновать пейзаж?

(Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше).

 Повторение порядка работы над пейзажем:

1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры  или по  представлению.

2.Работа начинается с наброска карандашом.

3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.

4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.

  Законы перспективы.1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно. 2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно. 3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних.4. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими.  

5. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше.

6. В зависимости от времени года или смены частей суток изменяется и цветовая палитра.

— Теперь закройте глаза и представьте пейзаж, на котором будет передано любимое время года и настроение.

        V.   Итог урока. Выставка работ учащихся.

·         Что такое «пейзаж» ?

·         Как называют художников, рисующих природу?

·         Как правильно строить композицию пейзажа?

·         Назовите известных вам художников-пейзажистов.

Демонстрация  наиболее удачных  композиций. Оценки за работу.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе «Картина — пейзаж» »

Урок ИЗО в 3 классе

Тема:        Картина – пейзаж

Цель: выполнить творческую работу «Пейзаж» (по замыслу автора)

Задачи:

 обучающие

           — познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;

        — показать роль искусства в понимании красоты природы;

        — учить определять средства выразительности для передачи настрое-    

          ния и чувств в искусстве;

        — особенности построения композиции пейзажа;

развивающие

        — развивать воображение, творческую фантазию;

        — совершенствовать умение рисовать по памяти;

воспитывающие: 

          — воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

           — воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация;

картины о природе на доске.

Литературный ряд: стихи о природе А.Пушкина, З.Александровой, М.Лермонтова.

Музыкальный ряд: музыка Чайковского, Бетховена

Художественные материалы и инструменты для работы: краски, кисточки, палитра, альбомные листы, баночки с водой,

ХОД УРОКА

         I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, внимательно посмотрите на доску и скажите:

О чём мы сегодня будем говорить на уроке? /о природе/

Учитель. Как можно назвать все эти репродукции? /пейзажами/

Учитель. А кто мне скажет, что такое пейзаж?

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Работа по теме урока.

1.Жанр — пейзаж.          

            Если видишь на картине,

        Нарисована река,

             Живописные долины

         И дремучие леса,

         Белокурые березки

         Или старый крепкй дуб,

         Или вьюга, или ливень,

         Или солнечный денёк.

         Нарисованный быть может

         Или север, или юг.

         И любое время года  

         Мы в картине разглядим.

         Не задумываясь, скажем:

         Называется пейзажем!

    У:  Итак, пейзаж – это изображение природы .

— Посмотрите на картины художников и определите какие здесь лишние и почему?

У:  Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.

— Ребята, кто- нибудь может мне из вас назвать художников этого времени?

Д: Это художники, такие как Левитан, Шишкин!

У: Верно, это художники- А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, А.И. Куинджи – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.

— А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?

Д: Да. Природа бывает разная. Настроение ее меняется от времени года.

У: А как меняется? Что вы наблюдали?

Д: Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце — настроение радостное, веселое.

У: Молодцы! Правильно! А теперь давайте посмотрим на какие поджанры делится жанр пейзажа ( см. презентацию)

2.Знакомство с видами пейзажей.

  • Сельский (рисуются поля, деревенские дома)

  • Городской  (изображение различных улиц, видов города, домов.)

  • морской. (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники – маринисты и другие

4. Чтение стихов о природе.

            1.НА СОЛНЫШКЕ СОГРЕЛАСЬ ЕЛЬ,

 ПОДТАЯЛА СОСНА,

 ИДЁТ АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ, В ЛЕСУ У НАС ВЕСНА.

 ПО СНЕГУ КАПЕЛЬКИ СТУЧАТ:

 «ПОДСНЕЖНИК, ХВАТИТ СПАТЬ!»

 А ШУБКИ БЕЛОК И ЗАЙЧАТ

 С УТРА МОКРЫ ОПЯТЬ.

 З. Александрова

2.УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!

 ПРИЯТНА МНЕ ТВОЯ ПРОЩАЛЬНАЯ КРАСА —

 ЛЮБЛЮ Я ПЫШНОЕ ПРИРОДЫ УВЯДАНЬЕ,

 В БАГРЕЦ И ЗОЛОТО, ОДЕТЫЕ ЛЕСА.

 А.С. Пушкин

3.ЛИСТЬЯ В ПОЛЕ ПОЖЕЛТЕЛИ,

 И КРУЖАТЬСЯ И ЛЕТЯТ;

 ЛИШЬ В БОРУ ПОНИКШИ ЕЛИ

 ЗЕЛЕНЬ МРАЧНУЮ ХРАНЯТ:

 М.Ю. Лермонтов

4.ПОД ГОЛУБЫМИ НЕБЕСАМИ,

 ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ КОВРАМИ,

 БЛЕСТЯ НА СОЛНЦЕ СНЕГ ЛЕЖИТ.

 ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ,

 И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ.

 И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ

 А.С. Пушкин

3. Пейзажи России.

Учитель: Сегодня на уроке мы любовались различными уголками нашей необъятной страны — России. Природа на её территории сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и океаны. Через всю страну бегут полноводные реки. Светлыми лентами вьются дороги. Бескрайние просторы полей и они разноцветные: одно с голубизной от васильков, на другом золотиться рожь. Прозрачные берёзовые рощи или непролазная чаща. Всё это мы можем увидеть на картинах художников. Однако мало нарисовать холмы, деревья, реки, облака и тучи. Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой — радостной или грустной, ликующей, спокойной или тревожной.

6. Детские пейзажи.(см. рисунки учащихся)

— Дети также очень любят рисовать пейзажи. Вот посмотрите, как у них это получается.

—  Давайте присмотримся к изображениям и определим настроение представленных пейзажей.

             V.  Практическая работа.

А теперь давайте вы создадите свой пейзаж. Но прежде чем начать вы мне ответите на вопрос:

—  Как правильно компоновать пейзаж?

(Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше).

 Повторение порядка работы над пейзажем:

1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры  или по  представлению.

2.Работа начинается с наброска карандашом.

3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.

4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.

  Законы перспективы.1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно. 2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно. 3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних.4. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими.  

5. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше.

6. В зависимости от времени года или смены частей суток изменяется и цветовая палитра.

— Теперь закройте глаза и представьте пейзаж, на котором будет передано любимое время года и настроение.

  1. Итог урока. Выставка работ учащихся.

  • Что такое «пейзаж» ?

  • Как называют художников, рисующих природу?

  • Как правильно строить композицию пейзажа?

  • Назовите известных вам художников-пейзажистов.

Демонстрация  наиболее удачных  композиций. Оценки за работу.

kopilkaurokov.ru

Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме: «Твои книжки»

Алтынник Антонина Николаевна

Учитель изобразительного искусства

МОУ «Вейделевская СОШ»

Разработка урока по изобразительному искусству в 3 классе

Тема урока: «Твои книжки»

Цели урока: Обобщить знания учащихся об истории возникновения книги, ее устройстве, видах книг, значении понятия «иллюстрация», познакомить с творчеством художников-иллюстраторов, учить различать элементы книги, создавать макет книги с объемными картинками; развивать умение анализировать изделие, сравнивать, самостоятельно планировать собственную деятельность; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к книге

Планируемые образовательные результаты

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения; производят логические мыслительные операции (анализ, сравнение).

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на бережное отношение к книге.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Наглядно-демонстрационный материал: Мультимедийная презентация, книги…

Оборудование: Учебник, краски, кисти, стакан с водой, салфетка, цветные карандаши, бумага.

Организационная структура урока

I. Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку.

– Отгадайте загадку:

Пока на полочке лежит,
Молчит мой верный друг,
Но если в руки взять его,
Заговорит он вдруг.

(Книга.)

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? (о книге).

— В старину книги ценили. Послушайте как надлежало обращаться с книгой:

«О, счастливейший читатель! Вымой свои руки и только после того возьмись за книгу, перевертывай листы медленно, держи пальцы подальше от букв». Да и сами книги не бегло читали, а «почитали»: «Велика ведь бывает польза от учения книжного».

– Что вы знаете о книге?

II. Изучение нового материала

Презентация

– Как появились первые книги? Самые первые книги появились очень давно. Древние люди высекали слова на каменных плитах, это была очень долгая и трудная работа. Позднее люди научились писать на тканях, на глиняных дощечках, на папирусной бумаге. Наши предки-славяне писали на березовой коре – бересте. Все эти книги писались от руки, гусиным пером. Потом возникли книги с металлическими буквами. Художники стали рисовать рисунки, очень красиво писали заглавия, затем украшали серебром и драгоценными камнями. Такие книги были очень дорогими, их могли купить только богатые люди. Над одной книгой люди трудились целый год. И только в 1563 году в России была выпущена первая печатная книга.

– Кто знает, кого мы называем первопечатником книги?

– Первая печатная книга в России была выпущена замечательным русским мастером Иваном Федоровым. Народ не забыл его. Ему установили памятник в Москве.

– Где сейчас печатают книги? (На печатных машинах в типографии.)

– Кто работает над книгой? (Писатели, художник, редакторы, работники типографии.)

– Зачем нам нужны книги?

– «Кто много читает, тот много знает», – гласит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о Родине, о лучших ее людях. Книга – наш помощник в учебе и труде. Книги учат, воспитывают, указывают правильный путь в жизни

– Вы, конечно, знаете, что книги бывают разных размеров – большие, средние и очень маленькие, читать которые можно только с помощью лупы. Есть книги толстые и тонкие. А бывают и книжки-игрушки, с которыми так любят играть малыши. Каждый из вас в детстве имел и вот такую книжку-раскладушку. А есть толстые энциклопедические словари, в которых можно найти информацию

обо всем на свете. Рассмотрите книги, опишите и ответьте, о чем в них рассказывается, поделитесь впечатлениями об увиденной книге

– Всякое знакомство с книгой начинается с ее одежды: переплета или обложки. Очень важно беречь обложку и титульный лист, ведь это лицо и имя книги. Без них невозможно узнать, кто написал ее и как она называлась. Переплет не только украшает и предохраняет книгу от порчи, но и создает первое впечатление о ней. Сейчас нам привычен картонный переплет, обтянутый кожей, тканью, бумагой, синтетическими материалами. А были времена, когда переплет состоял из досок – обтягивался кожей или красивой тканью. Отсюда и пошло выражение «прочитать от доски до доски».

– Иллюстрация – рисунок, помещенный в печатной книге. Украшение книг такими рисунками, или, как говорится, их иллюстрирование, ведет свое начало от сделанных от руки рисунков (так называемых миниатюр), помещавшихся в рукописях с первых веков христианства. По иллюстрациям можно узнать, о чем рассказывается в книге, ее героев. Писатель пишет, рассказывает словами, а художник рисует, показывает то, о чем пишет автор. Рисунки в книгах как окошко в мир. Открыли одну книгу – попали в лес, узнали его обитателей. Открыли другую – увидели космический корабль. Каждый художник-иллюстратор показывает мир таким, каким мы сами его видим. Кто же они – авторы самых любимых, красивых иллюстраций, которые остались в памяти с самого детства и нравятся детям?

Всех художников-иллюстраторов и не перечислить. Но вы можете открыть книгу с полюбившимися вам иллюстрациями и узнать, кто проиллюстрировал ее. Иллюстрации каких художников вам нравятся больше всего? Откройте незнакомую книгу и по иллюстрациям определите главных героев, о чем данная книга.

III. Физкультминутка (презентация).

IV. Практическое задание: Мы сегодня с вами тоже создадим свою книжку. Вы нарисуете обложку к своему любимому рассказу или сказке. Красиво оформите иллюстрации, название книги (рассказ, сказка)

V. Итоги урока. Рефлексия

Обсуждение выполненных работ, оценивание. Комментирование качество выполненной работы. (Критерии оценивания работ – аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д.)

Организуется беседа по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Все ли вам удалось в этом задании? Что не удалось? Почему?

– Понравился ли вам урок?

– Над книгой трудится много людей. Как же люди должны обращаться с книгой? (Бережно.)

– А что это значит бережно? (Нельзя брать книгу грязными руками. Нельзя писать в ней ни ручкой, ни карандашом. Не загибать уголки – нужно пользоваться закладкой.)

kopilkaurokov.ru

Урок изобразительного искусства в 3 классе — Начальная школа — В помощь учителю — Учительские университеты

Раиса Анатольевна Райтенбах.
Учитель начальных классов I категории
Добровольская начальная школа.
3 класс.
Изобразительное искусство, математика, музыка.
Тема: «Наш добрый друг – волшебный круг».
Цели и задачи урока: учить детей работать единым коллективом;
Развивать память, зрительную наблюдательность, художественный вкус, цветовую зоркость, изобразительную фантазию, воображение;
Совершенствовать навыки работы красками и кистью;
Прививать интерес к предмету;
Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование:
– заготовки – рисунки учителя
– альбом, карандаши, краски, баночка с водой, фломастеры, кисточка, мел.
Тип урока: интегрированный урок.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Психолого – педагогический настрой.
Пожелаю вам, друзья,
Не рисовать Каля – Маля,
А рисовать красиво,
Вот это будет диво.
III. Сообщение темы урока.
Учитель (показывая детям круг). Назовите эту геометрическую фигуру. Правильно, это круг. Сегодня мы будем учиться рисовать при помощи вот этого круга. Вы увидите, как всем хорошо знакомый круг может превратиться… А во что, вы узнаете из загадок.
1. Раскроем мы свою тетрадь,
Сегодня будем рисовать.
Поможет нам веселый круг.
Веселый друг – художник круг!
Учитель. Вспомним правило: как надо сидеть, когда рисуешь?
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Итак, начнем. Я вам раздаю круги, а вы обводите круг в своем альбоме. Покажите, как нужно расположить круг на листе, чтобы места хватило и для других рисунков? А кого будем рисовать, узнаете из загадки.
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть хотел его зайчишка,
Серый волк и бурый мишка,
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог…
Что за сказка?… («Колобок»)
Догадались, кого изобразим? Почему? (колобок по форме напоминает круг). Но что нужно сделать, чтобы круг превратить в Колобка? Как оживить круг? (Нарисовать глазки, нос, рот.)
Дети рисуют.
Ожил наш знакомый круг,
Посмотрел лукаво вдруг:
«Я из сказки Колобок,
У меня румяный бок».
Наш Колобок только что из печки выпрыгнул. Чего же не хватает на рисунке, чтобы герой был румяным, нарядным? (Нужно нарисовать румяные щечки). Теперь готов наш Колобок. Краска подсыхает, а мы вспомним начало этой сказки.
Дети рассказывают сказку «Колобок».
А какую песенку пел Колобок? Споем?
Песенка Колобка.
Я Колобок, Колобок,
По сусеку скребен,
На сметане мешен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел…
Учитель. А теперь обведите еще один круг и слушайте следующую загадку.
Ростом мал, да удал:
От меня он ускакал.
Хоть надут он всегда,
С ним не скучно никогда. (Мяч)
А кто знает стихотворение про мяч и девочку Таню?
Ученики:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Учитель. А теперь послушаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака. Оно так и называется «Мяч».
Мяч.
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал –
Ты скакал и звонко топал.
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Добежал до поворота.
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул –
Вот и все!
Учитель. Какой по характеру мяч? (Веселый, звонкий). А по цвету? (Желтый, красный, голубой). Попробуем наш круг превратить в веселый мяч. Что же для этого нужно сделать? (Провести закругленные линии, которые перекрещиваются в центре круга. Получаем таким образом несколько секторов, которые раскрашиваем в разные цвета). Мяч веселый, и краски берем веселые – желтую, красную, голубую.
Если круг пустился вскачь,
Значит он – веселый мяч.
В народе много игр, связанных с кругом, хороводом. Пока наши краски подсыхают, давайте мы с вами все вместе встанем в круг и поиграем в игру «Кошки – мышки». Физминутка. Дети играют в игру «Кошки – мышки».
А теперь послушайте следующую загадку.
Круглое, румяное
С дерева достану я.
На тарелку положу,
«Кушай, мамочка!» – скажу. (Яблоко.)
Как круг превратить в яблоко? Яблоко прекрасное – сладкое и красное. А вы знаете сказки, в которых упоминается яблоко?
Ученики вспоминают сказки, в которых речь идет о яблоках. («Гуси – лебеди», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов» и др.)
Дети рисуют яблоко. Пока краски подсыхают, давайте мы с вами все вместе встанем в круг и станцуем танец.
Физминутка. Дети танцуют «Танец маленьких утят»
Слушайте следующую загадку.
Круга этого лучи,
Все мы знаем, горячи.
По утрам глядят в оконце.
Дети, кто там? Это … (Солнце)
Дети рисуют солнце. Пока краски подсыхают, дети поют песню «Пусть всегда будет солнце».
Послушайте следующую загадку.
Сверху шар зеленый, красный он внутри.
Весит целых два кило, а может, даже три.
Сладкий, сахарный на вкус, называется … (арбуз).
Дети рисуют арбуз.
Несут на длинных нитках с веселою улыбкой
Ребята во дворы воздушные … (шары)
Дети рисуют воздушный шар.
IV. Закрепление материала.
Сейчас я буду загадывать загадки, а вы – называть отгадку и говорить, как круг превратить в предмет – отгадку.
Носят все их на носу –
Дома, в городе, в лесу,
Молодежь и старички.
Эти два кружка – … (очки)
Положу на правый бок – она встанет поперек.
Положу на левый бок – снова встанет поперек.
Ей не нравится лежать, очень хочется стоять.
Ярко – красная рубашка, это кукла – … (неваляшка).
У кого морковный нос?
Кто до лета не дорос?
И растаял по весне,
Как снежинка во дворе? (Снеговик)
Учитель. Чтобы нарисовать снеговика, неваляшку, нам нужны круги разных размеров.
Круг похож на снежный ком –
Станет он снеговиком.
Дети рисуют снеговика.
V. Подведение итогов урока.
Наш урок подошел к концу. Кто нам помогал сегодня рисовать? (Круг). Круг также поможет вам, ребята, на уроке трудового обучения слепить снеговика. Вы отлично потрудились, а значит, ваш друг придет к вам вновь.
Все работы детей выставляются на стенде, чтобы сравнить и обсудить, кому удалось выполнить задания.
Оценки за урок.

collegy.ucoz.ru

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе. Тема урока: «Выразительные возможности графических материалов»

I Подготови-тельная часть

(5 минут)

2. Проверка готовности к уроку.

3. Введение в тему занятия.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

— Я сейчас назову предметы, которые понадобятся сегодня нам на уроке, а вы молча проверьте, все ли они у вас есть на парте.

— Вы уже обратили внимание на то, что на партах у вас гуашь только чёрного цвета.

— Какую же работу можно выполнить чёрным цветом?

— Мы с детства привыкли рисовать красками – цветом, а вот сегодня мы попробуем изобразить зимний лес, деревья графическими материалами.

Учитель называет предметы (альбом, баночка с водой, чёрная гуашь, толстая и тонкая кисть, тряпочка, клеёнка). Дети молча проверяют готовность к уроку.

II Основная часть.

(15 минут)

1.Вступительная беседа.

2. Восприятие зрительного ряда.

3. Объяснение нового материала.

5. Демонстрация приёмов и этапов работы.

6.Самостоятельная, практическая работа учащихся.

(20 минут)

III Заключи-тельная часть урока.

(5 минут)

1. Выставка работ учащихся, их обсуждение.

2. Подведение итогов урока.

3. Общая оценка работы класса.

Учитель демонстрирует .

— Посмотрите изображения зимнего леса. С помощью чего художникам удалось передать его красоту, настроение? ( С помощью цвета). Эти работы живописные. С помощью цвета, различных оттенков художники передали всю красоту и волшебство зимнего леса

— А что же такое графика?

(Выслушиваются ответы детей, затем делается вывод).

— Графика – это изображение мира при помощи линий, штрихов, пятен разных тональностей одного цвета, соотнесение чёрного и белого.

— Как вы думаете, чем можно выполнять такие работы?

— Такие работы выполняются графическими материалами. К ним относятся: тушь, гуашь, карандаш, уголь, мел и другие материалы.

-Что же помогает художнику-графику передать красоту леса, деревьев?

— Как линии и штрихи могут передать характер деревьев?

— Линии и штрихи бывают различные: колючие, весёлые, нежные, злые, тихие и т.д.

Их можно выполнять обыкновенной палочкой, пером, кистью. От выбора инструмента зависит характер, толщина линий и штрихов.

Работать мы будем гуашью чёрного цвета. Они очень маркие, поэтому работу надо выполнять аккуратно. Для этого используйте тряпочку и черновой лист белой бумаги, на которой мы будем выполнять пробные линии и штрихи.

-Штрихи могут быть также мелкие и крупные, с наклоном и прямые, частые и редкие. Их лучше всего выполнять тонкой кистью.

-Линии можно выполнять кистью. Если нажать сильно, линия получится яркой, но не длинной. Если потихоньку, линия станет тонкой. Но самое интересное, когда нажимаешь по-разному, а руку от листа не отрываешь. Линия получается словно живая.

— В вашем зимнем пейзаже обязательно будут присутствовать деревья, ведь какой же лес без них? Давайте вспомним, как надо рисовать дерево.

Рисовать дерево надо снизу вверх (как оно растёт). Ствол дерева постепенно сужается к его вершине, которая переходит в несколько тонких веток. Необходимо помнить так же о том, что изображать ветки следует так, как они растут, т.е. от ствола в воздух, но не наоборот, ибо именно тогда толщина веток будет соответствовать реальности: у ствола – толще, к своему завершению – тоньше. На своём протяжении линии должны иметь разную толщину, наклон, протяжённость.

Посмотрите на критерии, по которым будет оцениваться работа

Критерии оценивания:

  1. Аккуратность и законченность;

  2. Правильность построения деревьев;

  3. Правильность композиции;

  4. Правильность работы в данной технике.

Физминутка

Работу мы сразу будем выполнять графическими материалами без набросков. Продумайте как вы будете располагать лист. Если вы хотите показать глубину, то лист располагайте вертикально, если простор, ширь – горизонтально. Сначала намечаем линию горизонта. Затем рисуем задний план. После выполняем передний план и нужно помнить, что растения переднего плана перекрывают деревья, кустарники, засохшие травы заднего плана. Они кажутся больше, ярче.

Сейчас представьте себе композицию на тему «Зимний лес». Постарайтесь , чтобы деревья были разной формы и по-разному расположены на листе.

Теперь сядьте все ровно и приступайте к работе. Кому нужна помощь не выкрикивайте, а поднимайте руку, и я подойду! (Дети самостоятельно выполняют зимний пейзаж графическими материалами. Учитель обходит класс проверяет все ли начали работать, оказывает индивидуальную помощь, исправляет ошибки. В конце самостоятельной работы выбирает работы для выставки, анализа.)

-Посмотрите на работы учащихся и обратите внимание, как они передали пластику ветвей, характер деревьев. Какое настроение передали ребята? С помощью каких выразительных средств графики у них это получилось? У кого более удачно выполнены деревья? Задний план? Сухая трава? Следы на снегу?

— О каком виде изобразительного искусства мы сегодня говорили на уроке?

— Какие графические материалы вы запомнили?

— С помощью, каких выразительных средств графики вы выполняли сегодня зимний пейзаж? Понравилось ли вам выполнять графическую работу?

— Сегодня все активно работали на уроке. Молодцы! Научились правильно и аккуратно работать с графическими материалами. После школы по дороге домой, ещё раз понаблюдайте за красотой деревьев, пластикой их стволов и ветвей.

Уборка рабочих мест.

Беседа с классом производится при параллельном показе изображений зимнего леса.

Дети рассматривают произведения графики.

Дети уже могут предположить, что эти работы выполнены карандашом, тушью, акварелью, гуашью одного цвета.

Дети рассматривают работы и вместе с учителем делают вывод, что выразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно.

Показ учителем на доске.

Показ учителем на доске.

Показ учителем на доске.

Показ учителем техники выполнения различных деревьев.

Слушание произведения П.Чайковского «Декабрь. Святки ( из цикла «Времена года»)».

Самостоятельная работа учащихся 20 минут.

Учащиеся вместе с учителем анализируют работы.

Повторение о графике, как об одном из видов изобразительного искусства, о графических материалах и выразительных средствах.

multiurok.ru

Советы рукодельницам