Урок изобразительного искусства на тему : «Осенний пейзаж. Золотая осень.»

Тема: «Осенний пейзаж. Золотая осень.»

Цель: учить отличать пейзаж от других видов изобразительного искусства, выделять его особенности.

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с одним из видов изобразительного искусства – пейзажем;

познакомить с законами перспективы (без определения понятия) показать красоту русской осени на примере произведений художников и поэтов;

учить наблюдать окружающий мир;

обогащать словарный запас школьников.

 

Развивающие:

развивать образное мышление, речь;

совершенствовать навыки рисования;

развивать общую и мелкую моторику рук,

цветовосприятие, формообразование, словесное и образное мышление, речь детей.

Воспитательные:

воспитывать умение работать в группе детей, выполняя коллективную работу,  получать удовлетворение от собственного  участия;

воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость;

воспитывать интерес и любовь к урокам изобразительного искусства, к родной природе,

эстетическое воздействие на детей через слово и живопись.

Планируемые результаты.

Личностные:

– иметь воображение, уметь фантазировать,  иметь представление  о многообразии и красоте в природе;

– стремление  самоконтролю и анализу своих действий.

Регулятивные:

– организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

– выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Коммуникативные:

– организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем;

– работать индивидуально и коллективно;

– формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по ИЗО “Осенний пейзаж”

МБОУ СШ № 3

МБОУК ДОД «ДХШ им Б.Н. Бедина»

г.Выкса

Конспект интегрированного урока по изобразительному искусству:

« Осенний пейзаж»

Учитель: Никулина Оксана Александровна

Г. Выкса, 2014

Тема урока: « Осенний пейзаж»(2 ЧАСА)

Цель: нарисовать осенний пейзаж.

Задачи:

Образовательная:

• Закрепить умение отличать пейзаж от картин другого жанра.

• Закрепить умение создавать композицию.

Развивающая:

• Развивать умение выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы, подбирать цветовую гамму, характерную для определенного этапа осени.

• Развивать кругозор, воображение.

Воспитательная:

• Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.

Оборудование урока: бумага, карандаш, ластик, краски акварельные, гуашевые,

кисти (широкие, узкие), баночка с водой, палитра, тряпочка.

Зрительный ряд: детские рисунки об осени, картины Левитана « Осенний день. Сокольники»,

« Золотая осень», « Поздняя осень»,карточки с изображением деревьев разных пород.

Звуковой ряд: аудиозапись “Времена года” П.И. Чайковского, Вивальди « Осень», стихи русских писателей об осени.

Организаторы : учителя природоведения, литературы, музыки, ИЗО…..при небольшой корректировке возможно проведение урока только учителем ИЗО.

Тип урока: интегрированный

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.

Форма работы: индивидуальная.

Результаты обучения:

Личностные: восхищаться красотой родной природы и творчеством художника

Левитана, осознать потребность в общении с природой, развивать духовную и эмоциональную сферы, развивать воображение, способность к созданию художественного образа.

Метапредметные: учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать, участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, размышлять об изображении.

Предметные: развивать навыки работы карандашом и акварелью, умение создавать композицию

с применением законов линейной и воздушной перспективы.

1 ЧАС

План урока:

1.Организационный момент (1 мин).

2.Сообщение темы и цели урока. (1 мин).

3.Объяснение нового материала (20 мин).

4.Порядок выполнения работы.(2 мин)

5.Самостоятельная работа (15 мин).

6.Подведение итогов и оценка работ (1 мин).

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока.

3.Объяснение нового материала

Учитель: Ребята, какие жанры изобразительного искусства вы знаете? (Ученик: Натюрморт, пейзаж, портрет)

Учитель: Что изображают художники в пейзажах? (Ученик: Природу: деревья, лес,речку).

Учитель: Как называют художников, которые рисуют природу? (Ученик: Пейзажистами)

Учитель:

Осень. Ее рисуют художники, ее прославляют в своих произведениях музыканты ,ее описывают в стихах поэты.

Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный день отзывается в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый – рождает, светлую радость. Осень – самое выразительное время года! Так и хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок.

На доске представлены картины известного художника Левитана , которые отображают 3 этапа осени.

Учитель: Какие изменения происходят в природе осенью?( Ученик: С наступлением осени в природе происходит похолодание! Происходят изменения в неживой природе, связанные с погодой : облачность, осадки, температура становится ниже (даже заморозки ). Поэтому, люди надевают более тёплую одежду . Животные активно готовятся к зиме : накапливают жир, запасаются продуктами …Деревья меняют окраску листьев и сбрасывают их …Многие растения плодоносят. Насекомые прячутся, птицы улетают на юг.)

Учитель:

Листопад – замечательное явление природы, оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, а, значит, риск механических повреждений снижается. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года. Именно во время листопада наступает период бабьего лета. Последние максимально теплые температуры радуют умеренным солнцем. Поспевают поздние фрукты, которые наполняются сладостью и особым ароматом. Ночью уже чувствуется дыхание близких холодов, но днем очень красиво и умиротворенно.

Бабье лето длится недолго, начинаясь в 20-е числа сентября, оно заканчивается с наступлением следующего месяца, его сменяют первые серьезные признаки осенних ненастий. На землю опускается густой туман, липкий и молочный, наполняющий воздух прелой сыростью.

Для чего нужен деревьям листопад.

Листья – это легкие дерева. Без них невозможен фотосинтез – процесс, который является для растения и дыханием, и питанием одновременно. Лучше всего фотосинтез протекает, когда дереву достаточно света и тепла. Поэтому с первыми лучами весеннего солнца они начинает распускать юные клейкие листочки. Но в зимние холода листья становятся обузой. И первая причина, побуждающая дерево избавиться от пышной кроны – это недостаток влаги и холод. Зимой верхний слой почвы промерзает, и добывать из него воду становится невозможно. Листья испаряют очень большое количество влаги. Если бы растение не сбросило их в зимние холода, оно погибло бы от жажды. Еще один веский повод избавиться от листвы – зимние осадки. Бывает, даже без листьев снег и наледь, налипая на ветки, своей массой ломают дерево. А представьте, сколько такого груза скапливалось бы на листьях! Немногие деревья дожили бы до весны в целости и сохранности..Верным признаком того, что листопад скоро начнется, является пожелтение или покраснение листвы. Это происходит оттого, что от недостатка дневного света не успевает восстанавливаться хлорофилл – вещество, участвующее в процессе фотосинтеза и окрашивающее лист в зеленый цвет. Его постепенно замещают другие вещества, отчего лист и меняет окраску. С понижением температур приходит холодный фронт, который приносит холодную воздушную массу. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная. Кучево-дождевые облака несут с собой большое количество осадков. Если смена климатов происходит резко, то нередко можно увидеть еще в начале осени дожди со снегом, сильные ветра, появление различных холодных циклонов. Ближе к декабрю температура воздуха падает до низких отрицательных отметок, которые уже сковывают водную поверхность первой коркой льда. Лед еще не совсем крепкий, поэтому вода несет его вниз по течению, образуя осенний ледоход. В середине осени землю покрывает гололед, он образуется только при условии легкого мороза, который не дает дождю превращаться в снег. Воздух уже холодный, но земля еще не настолько остыла, чтобы все вокруг покрылось белым покрывалом снега – первого предвестника сильного мороза. Так природа подготавливает переход к зиме, долгой и затяжной, снежной и холодной. Морозное дыхание уже чувствуется в холодных ночах, а ненастье и слякоть перестраивают вокруг все живое, вводят его в спячку, помогающую справиться с приближающимися холодами.

Учитель:

Взгляните на картину Левитана « Осенний день. Сокольники»

Осенний ненастный, но тихий и задумчивый день. Высоко подняли в небо вершины большие сосны, и рядом с ними по бокам аллеи стоят маленькие, недавно посаженные клены в золотом осеннем уборе. Далеко вглубь уходит, слегка загибаясь, аллея. А прямо на нас, в обратном направлении, медленно движется задумчивая женская фигура в темном платье. Левитан стремится передать влажность воздуха ненастного осеннего дня: даль тает в дымке, воздух ощущается и в небе, и в голубоватых тонах внизу, под большими деревьями, и в смазанности очертаний стволов и крон деревьев. Общая приглушенная цветовая гамма картины строится на сочетании мягкой темной зелени сосен с серым небом, голубизной тонов внизу под ними и в контрасте с теплым желтым цветом кленов и их опавших листьев на дорожке. Воздушность играет важнейшую роль в передаче состояния и эмоциональной выразительности пейзажа, его осенней сырости и тишины. Противопоставление громадности пространства неба и высоты сосен сравнительно маленькой фигурке делает ее такой одинокой в этой пустынности парка.

Период ранней осени изображает художник на своей работе. Еще много в природе зеленых красок..кое-где лишь желтые оттенки.

« Осенний день . Сокольники»

Учитель:

«Золотая осень»

Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. Плавно несет свои холодные воды – голубая река, в которой отражаются: прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки и багряные листья кустарников. Мы видим березки, густо усыпанные желтыми листьями, осинки, с которых уже слетела листва. .Красавица – березка одиноко стоит на берегу реки. Осенний воздух свеж и прозрачен. Левитановская осень – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. И немного грустный: ведь эта красота – прощальная. Скоро зима. Осень на картине передает печаль прощальных дней, печаль падающих листьев, пожухлых трав, предзимнего солнца, слабо пригревающего землю.

Художник находит чистые, звонкие тона для медных крон берез, тусклые, приглушенные для зелени трав, холодные, иссиня-фиолетовые для неподвижной поверхности воды с ясными отражениями берегов в ней. Он уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины, вслед за исчезающим среди полей ручьем. Рисуя тонкие и стройные стволы берез, он создает тот едва уловимый лирический мотив, который заставляет ощутить поэзию русской природы. Поэтому Левитана называли «певцом русской природы»

«Золотая осень»

Учитель:

«Поздняя осень»

Очередной потрясающий пейзаж Левитана «Поздняя осень». Эта пора – одно из любимейших его времен года. Конечно, невозможно не воспеть красоту осени с ее буйством красок увядающей природы. Природа изображена без излишнего лоска именно такой, какой она представляется зрителю в реальности. Сумерки. На небе сгустились тучи. Возможно, идет дождь. Скорее всего, дождь идет уже не одну неделю – не переднем плане уже успела образоваться достаточно большая лужица. В лужице плавают желтые листья, словно кораблики, подобные тем, что спускает по первым весенним ручейкам малышня. Поля убраны, поодаль можно наблюдать стог сена.Весь пейзаж в напряжении и ожидании. Еще немного и наступит зима. Природа уже готова к «смерти», вслед за которой, несомненно, наступит возрождение. С берез уже облетели листья – они стоят совсем голые, кажется, что им холодно, и потеснее прижались друг к другу. Лес в ожидании: в ожидании холодов, заморозков, первого снега. Еще немного и эта еще довольно цветная картинка сменится однообразной белой заснеженной равниной.На заднем плане вечнозеленые ели и пожелтевшие листья других деревьев. Вся трава уже давным-давно желтая и пожухлая. Небо совсем пасмурное и беспросветное.Поздняя осень в картине художника.

«Поздняя осень»

Учитель:

Я хочу зачитать вам стихи поэтов об осени. Попробуйте найти соответствие между стихотворением и картиной.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой… (И. Бунин) ……..( Ученик: « Золотая осень»)

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей, сухой и острой;

Набегает холодок.( Н.Некрасов)………… (Ученик: « Поздняя осень»)

Облака кружатся,

Собираясь в стаи,

Вдаль бежит дорога,

Мокрая. Пустая,

И желтеют листья

В сумрачной аллее.

Небо всё темнее,

А она – светлее ( И. Цехович )……( Ученик: « Ранняя осень»)

Все художники изображали свои картины, передавая законы линейной перспективы .

Учитель: Что такое перспектива?( Ученик: Перспектива – это система отображения на плоскости глубины пространства.)

Какие законы линейной перспективы вы знаете?

(Ученик:

1 Параллельные линии, удаляющиеся от наблюдателя вдаль, сближаются и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним дорогу или рельсы, уходящие вдаль)

2.Одинаковые предметы и объекты при удалении от наблюдателя кажутся меньше размером и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним столбы вдоль дороги)

3. Ближние предметы видим четко , а дальние обобщенно.

4. Ближний предмет рисуется на листе ниже, а дальний выше.)

Рассмотрим правила линейной перспективы на примере картины « Золотая осень»

Как расположена линия горизонта?

Глубокая перспектива или близкая?

Перечислите законы линейной песпективы.

(Ученик: Линия горизонта чуть выше середины листа. З плана. Глубокая перспектива. Ближние деревья крупнее, дальние меньше. Река на переднем плане шире, на дальнем уже. Ближние деревья находятся на листе ниже и видны четко, дальние выше и видны обобщенно)

4. Порядок выполнения работы.

  • Обдумать сюжет.

  • Провести линию горизонта.

  • Наметить предметы на листе общими линиями.

  • Прорисовать, начиная с главного предмета с переднего плана. В работе соблюдать правила перспективы, соразмерность предметов, передавать характерные особенности разных пород деревьев .

  • Уточнить детали, проверить рисунок.

5.Самостоятельная работа.

Во время самостоятельной работы звучит музыка Чайковского

« Времена года»

Охота.

Осенняя песня.

На тройке.

Эти композиции отображают 3 осенних месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Учитель:

Первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве, как господ, так и простолюдинов – охоте. Чайковский начинает пьесу с громких аккордов – зова охотничьих рожков. Быстрое аллегро в середине пьесы имитирует погоню и взмыленных лошадей, нетерпеливых всадников, наклонившихся в седле.Страсть сентябрьской охоты разгорается от радости поймать добычу и заготовить на зиму припасы. Небывалый азарт только успевает захватить слушателей, как лирическая мелодия рисует в воображении крадущихся по следу зайца гончих, веселую и шумную погоню и финал – ловлю беглеца и конец охоты.

Звучит музыка Чайковского «Осенняя песня»

Учитель:

« Осенняя песня»

По ветру летят желтые листья, осыпающиеся с деревьев в саду. Слышится стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы передают тихие аккорды, вот в середине пьесы легкие трели напоминают о теплых лучиках солнца, проскальзывающих в сад и освещающих золото убранства деревьев.Трепетное чувство, охватывающее душу, дарит последнюю надежду на тепло, а затем природа вздыхает, темп замирает и затихает. Лирическая зарисовка пьесы очень душевна, она дает насладиться запахом костра и прозрачным осенним воздухом со свежестью первых, вечерних заморозков.

Учитель:

«На тройке»

Чайковский пьесу «ноября» посвятил исконно русскому сюжету – быстрой езде на тройке лошадей, радости первому снегу и пока ещё не колючему ветру, овевающему щеки. Морозы уже бодрят, но солнце светит ярко, и снег блестит по копытами мчащихся коней.Зимний пейзаж прекрасен, его подчеркивает аллюр – темп, взятый в середине произведения, а грустные отголоски высоких и тонких нот сменяются приближением звука колокольчика, протяжной песней ямщика – мелодией, затихающей вдали.

6.Подведение итогов и оценка работ

В конце урока проводится анализ лучших работ. Важно, чтобы дети сами смогли акцентировать внимание на лучших моментах.

Тема урока: « Осенний пейзаж»(2 ЧАСА)

2 ЧАС

План урока:

1.Организационный момент (1 мин).

2.Сообщение темы и цели урока. (1 мин).

3.Объяснение нового материала (15 мин).

4.Порядок выполнения работы.(2 мин)

5.Самостоятельная работа (20 мин).

6.Подведение итогов и оценка работ (1 мин).

ХОД УРОКА

1.Организационный момент .

Учитель:

Осень наступила ,

Высохли цветы

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах

Только зеленеет озимь на полях …

2.Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

Сегодня мы продолжаем работать по теме « Осенний пейзаж» Выполняем работу в цвете, передавая красками определенный этап осени.

3.Объяснение нового материала.

Учитель:

С каким художником вы познакомились на прошлом уроке?

С какими картинами Левитана познакомились?

К картинам какого жанра относятся его работы?

Что такое пейзаж?

Как художник цветом передает разные этапы осени в своих картинах?

(Ученик: « Сокольники»

Бледное небо, серые оттенки, наличие зеленых красок в работе, небольшое количество желтых.

« Золотая осень»

(Ученик: Бледно- голубое н ебо, зеленая с цветом охры трава, желтые, бордовые , оранжевее оттенки на поверхности деревьев. Сизый цвет воды.)

« Поздняя осень»

(Ученик: Мрачное небо. Оттенки синие, фиолетовые, черные с белилами. Трава грязная : коричневые, зеленые и оттенки охры. Деревья темно зеленые, темно коричневые, сине –коричневые)

Учитель:

Что такое воздушная перспектива?( Воздушной перспективой называют кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства)

Учитель:

Воздух – прозрачная среда. Но прозрачность его постоянно меняется из – за мельчайших частиц пыли и влаги, в нем содержащихся. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Загрязненность и замутненность воздуха не только смягчает границы удаленных предметов, она изменяет светлоту их поверхности. Как бы чист и прозрачен не был воздух, он содержит мутные частицы. Они изменяют не только яркость, но и цвет удаленных поверхностей.

Учитель:

При малой концентрации частиц дымка придает удаленным предметам фиолетовый оттенок.С увеличением толщи воздуха и частиц, в нем содержащихся, в воздухе происходит рассеивание не только фиолетовых, но и других лучей – синих и голубых.Воздушная синяя и голубая дымка окутывая дальние предметы, придает им синие и голубые оттенки.

При изображении пейзажа необходимо соблюдать законы воздушной перспективы.

Назовите законы воздушной перспективы, известные вам?

(Ученик:

1: Удаленные от наблюдателя объекты выглядят голубыми, синими, фиолетовыми или беловатыми в зависимости от плотности воздуха между наблюдателем и объектом.

2: Светлые объекты вдали темнеют, а темные — светлеют.

3: Ближние предметы изображаются объемно и разными цветами, дальние — плоско и одинаковыми по тону.

4: Ближние предметы изображаются в деталях, а дальние — обобщенно.

5: Контуры ближних объектов нужно делать резкими, а дальних — мягкими.)

Рассмотреть законы воздушной перспективы на примере картин Левитана.

4.Порядок выполнения работы в цвете

  • Определить этап осени и цветовые характеристики предметов.

  • Покрыть небо толстой кисточкой крупными мазками.

  • Покрыть плоскость земли. Ближе к линии горизонта рисовать траву более светлыми красками.

  • Прописать задний, средний и ближний план последовательно, применяя законы воздушной перспективы. Необходимо помнить об освещении и градациях светотени.

  • Прорисовать более четко предметы на переднем плане: стволы деревьев

.

5.Самостоятельная работа

Во время работы звучит композиция Вивальди « Осень».

Концерт №3 фа мажор «Осень»

Учитель:

Сонет Вивальди рассказывает о том, что пока одни крестьяне спят, устав от веселья и крепкого вина, остальные завершают свою радость от праздника охотой. Они находят в бору след зверя, спускают на беглеца свору гончих, трубят и настигают слабеющее животное. Это символизирует в какой-то степени и саму осень, когда яркие краски природы увядают, начинается листопад и природа затихает, готовится к зимней спячке.

Принцип построения музыкальной мелодии в первой части, в которой преобладает темп Allegro, где пассажи скрипки соединяются с басами, повторяются, звуки летят весело, легко и восторженно и постепенно стихают. Вторая часть этого концерта – тихие и безмятежные напевы темпа Adagio, в котором главным организующим фактором становится гармония. Спокойствие и некоторое оцепенение вызывает унисон виолончели, органа и контрабаса, аккорды отделены друг от друга, амплитуда звучания медленно раскачивается, уходит вниз и замирает.Третья часть концерта – поздняя осень с трублением охотничьих рожков и гоном зверя. Быстрый ритм Allegro выражен танцевальным жанром, рисующими четкую картину – скачка на конях, погоня и логическое завершение охоты, когда басовые голоса продолжают звучание скрипок, скандируют ритм и выдерживают паузу, создавая впечатление остановки мелодии.

6.Подведение итогов и оценка работ

infourok.ru

Конспект урока по ИЗО «Красавица Осень»

План-конспект занятия по ИЗО

 Тема: «Красавица Осень»

Тема занятия: «Красавица Осень».

Цель: Создание условий для практического применения учащимися знаний, умений и навыков при изображении осеннего пейзажа и использования различных приёмов работы восковыми мелками и акварельными красками.

Задачи:

Учебные:

· Закрепление навыков рисования деревьев;

· Гармоничное заполнение всей поверхности листа;

· Использование различных приёмов работы кистью;

· Передача настроения цветом.

 Воспитательные:

 · Воспитание усидчивости, трудолюбия;

 · Воспитание любви к родной природе.

Развивающие:

 1.Создание творческой эмоциональной атмосферы, познавательной активности, эмоциональной отзывчивости;

 2.Развитие наблюдательности; внимательности.

Вид деятельности: Рисование по памяти, представлению.

Тип занятия: занятие по практическому применению знаний, умений и навыков.

 Материалы: бумага, восковые мелки черного и коричневого цвета, кисти, баночка для воды, палитра.

Оборудование: репродукции работ художников с изображением осени-2-3репродукции, рисунки детей с осенними пейзажами, сказка об осени.

 Практическая деятельность: изображение ствола и ветвей дерева восковыми мелками, рисование листьев акварелью.

Структура занятия:

· Организационный момент – 1минута

· Актуализация знаний – 1 минута

 · Беседа – 2 минуты

· Постановка целей занятия – 1 минута

·Показ приемов работы – 1 минута

· Практическая работа – 15 минуты

·. Итог занятия. Выставка своих рисунков – 3 минуты

·. Уборка рабочего места –1 минуты

 Ход занятия:

Организационный момент:1мин Приветствие. Подготовка рабочего места. Проверка готовности.

Актуализация знаний:1мин – связь с предыдущими занятиями (предлагается вспомнить как мы рисовали деревья)

– Кто сегодня в парке нашем
Листья красками раскрасил?
И кружит их, с веток сносит?
Это наступила осень!

– Мы с вами уже знаем, как рисовать деревья. Они все разные, но у всех деревьев есть ствол. Он более толстый внизу, а ближе к верхушке становится все тоньше. Ствол покрыт корой. Она бывает разного цвета и разных оттенков. Из ствола растут ветки – они тоже разные – толстые и тоненькие, длинные и короткие.

 

 Беседа-сказка.

-Ребята, я думаю, что все из вас знают какое сейчас время года?

(-осень).

-А я приглашаю вас отправиться в сказку – в сказку вместе с красавицей Осенью.

Сказка «Красавица Осень».

Красавица Осень долго путешествовала по полям и лугам и наконец-то добралась до леса, решив навестить старых друзей.

Сначала она направилась в гости к ёжику Митрофану и не узнала его. Он так подрос за прошедший год. Осень принесла в подарок своему другу грибов и спелых румяных яблок.

От ёжика Осень направилась к белочкам, но по дороге остановилась на лесной поляне. Ей захотелось усыпать землю разноцветным ковром из листьев, чтобы стало красивее.

А вот и белочки! Они так обрадовались Осени, что весело забегали по веткам дуба, собирая жёлуди, чтобы угостить гостью. А Осень подарила им чудесный букет из осенних листьев – желтых, оранжевых, красных.

Осень долго бродила по лесным тропинкам. Она покрывала деревья теплыми красками, укрывала землю ярким покрывалом из листьев. Лес был сказочно прекрасен.

Но нигде Осень не встретила зайца. А она так по нему скучала.

А вот и зайчик! Осень встретила своего старого друга. Они долго играли вместе, пока не наступил вечер. Тогда они попрощались до утра, чтобы утром вновь встретиться и вместе приняться за украшение леса.

-.Постановка цели занятия: 1мин – Но когда утром Осень встретилась с зайцем, они увидели , что еще так много деревьев в лесу остались без осеннего наряда и подумали – им самим не справиться с украшением леса.

-А давайте им поможем и украсим лес осенней листвой? (да, поможем!)

-Тогда давайте начнем!

-Листья каких цветов бывают на деревьях осенью? (желтые, оранжевые, красные –теплые цвета, зеленые)

· Показ приёмов работы:1мин – Показать детям, как нарисовать восковым мелком ствол (снизу – толще, кверху – тоньше) и ветки дерева.

· Практическая работа:7 мин

-Дети рисуют ствол дерева и закрашивают его коричневым цветом, добавляя разные оттенки коричневого и черного, стараясь передать фактуру коры, затем рисуют основные ветки и добавляют много аккуратных маленьких тоненьких веточек.

Физкультминутка «Листочки» -1-2 мин

Мы-листочки (стоят на месте, руки вверх)

Мы-листочки

Мы- осенние листочки.(покачивание)

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул-полетели.(разбегаются в разные стороны)

Полетали, полетали, (бегают , кружатся)

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок- (приседают на корточки)

Мы присели все в кружок.

Ветер вдруг опять подул (вновь разбегаются)

И листочки быстро сдул. (машут руками над головой)

Все листочки полетели (приседают)

И на землю тихо сели.

· Практическая работа:7 мин

– А теперь нам пора подарить нашему дереву осенний наряд. Нарисуем ему осенние листочки акварельными красками. Какие же краски возьмём на палитру?(желтый , оранжевый, красный, зеленый)

  – Повторяем приёмы работы кистью:

А) примакивание кисточкой;

Б) примакивание кончиком;

В) смешивание красок на палитре.

-дети красками рисуют листья на дереве.

 Помощь по необходимости.

-Некоторые листики опадают (листопад) и вы можете нарисовать , как они падают с дерева вниз, к земле, а другие листья уже покрыли землю, словно накрыли ее теплым уютным одеялом, защищая от холодов. .
На палитре осень
смешивала краски:
Жёлтый цвет – для липы,
для рябины – красный.
Охра всех оттенков
для ольхи и ивы –
Все деревья будут
выглядеть красиво
.
(О. Корнеева)

9. Итог занятия.

Просмотр работ. Самооценка.

Выставка -3мин

-Вот какие замечательные работы у нас получились, Осень с зайчиком будут очень довольны нашей помощью!

10. Уборка рабочего места – 1мин

infourok.ru

Урок ИЗО 4 класс. Золотая весёлая осень. Хмурая осень. Гуашь

Урок ИЗО 4 класс «Осень». План-конспект урока Изобразительного искусства (ИЗО) в 4 классе.

Тема урока: Золотая веселая осень. Хмурая осень. Гуашь, акварель

Форма проведения: творческая мастерская

Цели урока:

1. Учить детей видеть и отражать в рисунке впечатления от золотой/хмурой осени, передавать ее колорит, используя разные цвета красок.

2. Развитие чувства цвета, гармонии и эстетики восприятия окружающего мира.

3. Воспитывать у детей любовь к природе через эстетическое восприятие и воспроизведение в рисунках.

Оборудование: альбом, гуашь или акварель, осенние листья, репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», «Поздняя осень», музыка П. Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь».

План урока

  1. Организационный этап (2 мин)
  2. Вступительная беседа (5 мин)
  3. Сообщение темы (3 мин)
  4. Обсуждение темы, подготовка к работе (10 мин)
  5. Практическая работа (20 мин)
  6. Выставка работ (3 мин)
  7. Рефлексия (2 мин)

Ход урока

1. Организационный этап

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушайте внимательно,

Работайте старательно.

– Давайте проверим, как вы научились слушать. На перемене вы должны были приготовить к уроку определенные предметы. Я их называю, а вы проверяйте, есть ли они на парте: альбом, гуашь или акварель, осенние листья.

– Садитесь.

2. Вступительная беседа

– Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах-

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят…летят…летят…

— О каком времени года это стихотворение?

— Ребята, подскажите мне, какие вы знаете признаки осени? (желтые и красные листья на деревьях, птицы улетают в теплые страны, летают паутинки, чаще идут дожди и др.)

— Какого цвета деревья осенью? Почему?

— Какие изменения произошли осенью в жизни растений?

— Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде. Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Какого цвета становятся листья осенью?

— Да, листва имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Вот, например, из деревьев красными бывают листья только у рябины, осины и клёна. Ольха и многие ивы до самого листопада стоят зелёными. У всех остальных деревьев листья желтеют, но по-разному: ярко-жёлтый лист у берёзы, более тёмный жёлтый цвет у вяза, жёлто-коричневый у дуба, золотисто-жёлтый у липы. Издали листва у дерева кажется вся одного цвета, а возьмёшь в руки лист — какого цвета тут только нет! Зелёные полосы и коричневые пятна, бордовые узоры и многообразные переходы различных цветовых оттенков. Чтобы в этом убедиться, присмотритесь к листочкам, которые вы принесли.

В своем стихотворении «Осень» Э. Федоровской красочно описывает осень как замечательного художника:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

Все стоит в пурпуре только дуб зеленый.

Утешает осень: «Не жалейте лета!»

Посмотрите – роща золотом одета.

— Скажите ребята, почему осень называют «золотой»? (много желтых листьев, похожих на золото)

3. Сообщение темы

— Ребята, вот если я скажу – Золотая веселая осень. Как вы ее себе представляете?

— А если я скажу – Хмурая осень?

— Как видите, осень бывает разной.

— Кто попробует сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

— Да, наша тема «Золотая веселая осень. Хмурая осень»

4. Обсуждение темы, подготовка к работе

— Осень была и является вдохновением для творчества поэтов, художников, композиторов.

На доске вывешиваются 2 картины И. Левитана «Золотая осень», «Поздняя осень»

— Эти две картины написал один художник – Исаак Ильич Левитан. Посмотрите, как по-разному он изобразил осень на своих картинах.

— О какой картине можно сказать «Солнечная, яркая, сочная»? О какой – «Хмурая, ветреная»?

— Назовите цвет красок, которые художник использовал для первой картины. А для второй?

— Сравните то, как изменяется ваше настроение, когда вы смотрите то на одну, то на другую картину.

— Ребята, как вы думаете, зачем я попросила вас сегодня принести осенние листочки?

— Так, но не только для этого. Я хочу вам передать секрет рисования деревьев с помощью листьев.

— Скажите, какие части есть у дерева? (ствол, ветки, листья и т.д.)

— Присмотритесь к листочкам. Они похожи на деревья? Можно ли увидеть у них ствол, веточки?

— Правильно! Конечно же, можно! Поэтому наши листья могут нам помочь нарисовать дерево. Нам только надо намазать их нужным нам цветом или несколькими цветами вперемешку, раз уж мы говорим об осени, и сделать отпечаток.

Показ учителя.

— А чтобы нарисовать дерево без листвы, нужно листик наш оборвать, оставив только веточки.

Показ учителя.

— Надеюсь, что этот секрет вам пригодится, и кто-то из вас применит его в работе.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

5. Практическая работа

По вариантам: 1 вариант рисует золотую веселую осень, 2-й – хмурую.

– Работайте аккуратно.

Звучит музыка Чайковского, дети работают над осенним пейзажем, учитель направляет работу учащихся.

6. Выставка работ

Работы по вариантам вывешиваются под картинами И. Левитана

Золотая веселая осень

Хмурая осень

7. Рефлексия.

– Посмотрите на свои рисунки. Как вы думаете, получилось ли у вас отразить настроение веселой/хмурой осени?

– Вы очень хорошо потрудились. Молодцы!

Наведение порядка на рабочем столе.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий ? Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон




lit-dety.ru

“И снова осень к нам пришла”

Тема: «И снова осень к нам пришла…»

Цель: рисование осеннего дерева.

Задачи: 1. Формировать умение рисовать по памяти различные формы растительного мира, а также анализировать форму, цветовую окраску натуры и свой рисунок.

2. Развивать эстетическое восприятие осенней природы в действительности и в произведениях русских художников.

3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, умение слушать другого.

План урока.

I. Орг.момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Беседа о красоте осенней природы.

– Дорогие ребята! И снова наступила осень. Как красиво вокруг. Восхищаясь этим временем года, люди выражают свои чувства в стихах, в музыке, в поэзии. Поэты, сочиняя стихи, используют необыкновенные слова.

Великий русский поэт А.С. Пушкин писал об осени так (читает ученик):

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Иван Бунин сравнивал лес с расписным теремом. Послушайте (читает ученик):

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

Композиторы выражают свои чувства в музыке. Послушайте отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года» – «Сентябрь». (Прослушивание.)

– Какие чувства передает эта музыка? (Умиротворение, спокойствие.)

– А как хороша осень на картинах русских художников. (Слайды 1-10. Во время демонстрации звучит «Осень. Allegro» А.Вивальди.)

– Посмотрите, какие цвета они используют для создания осенней атмосферы? (Желтый, красный, оранжевый, бордовый, коричневый, фиолетовый.)

III. Актуализация опорных знаний.

– Ребята, на прошлом уроке мы знакомились с деревьями нашей местности тополем, березой, кленом, дубом, рассматривали их: ствол, листья. Сегодня мы поиграем в игру «С какого дерева лист». Посмотрим, чей ряд лучше знает деревья и листья. Внимательно посмотрите на картинки и определите, с какого дерева упал лист.

(Дети с каждого ряда собираются у одной парты. Получают наборы картинок с изображением дерева и листьев, образуют пары картинок.)

– Ребята, обратите внимание на стволы деревьев. Какой ствол у березы? (Ствол березы прямой, белый и гладкий, с черными линиями на коре, нижняя часть ствола черная.)

– У тополя? (Корявый, серый, внизу темный.)

– У клена? (Корявый, изогнутый.)

– У дуба? (Невысокий, толстый, ветвистый.)

IV. Объяснение учебного задания и выполнении рисунка.

– Сегодня на уроке мы будем изображать осеннее дерево. Рисовать мы будем сразу красками, поэтому нужно быть внимательными и аккуратными.

С чего начнем нашу работу? (С изображения дерева.)

– Какую форму имеет дерево? (Ствол изогнутый, ветвистый сверху.)

– Какую краску возьмем? (Коричневую.)

(Учитель на доске, дети за партами рисуют поэтапно дерево и ветви.)

– Чего не хватает? (Кроны.)

– Какого она цвета? (Желтого, красного, оранжевого, кое-где зеленого.)

– Рисуем крону, используя прием примакивания кисточки. (Поверх веток рисуется крона.)

– Что еще необходимо нарисовать? (Землю.)

– А какого цвета земля осенью? (Коричневого, но ее почти не видно, так как на земле тоже листья.)

– Верно. Рисуем под деревом опавшую листву. (Используя разные цвета.)

– Что еще необходимо для создания полной картины? (Небо. Оно осенью темнеет.)

– Так как мы изображаем начало осени, то можно взять синюю краску. Мазки должны быть ровные слева направо. (Демонстрация на доске на листе.)

IV. Подведение итогов урока.

– Ребята, посмотрите, какие рисунки у нас получились! Вы рисовали под моим руководством, но как по-разному! Здорово! (Кратко о каждой работе.)

– Я очень рада, что вам удалось передать красоту осенней природы. Молодцы! На этом наш урок окончен.

multiurok.ru

Урок изобразительного искусства “Осенний пейзаж”

Открытый урок изобразительного искусства

«Образы природы в изобразительном искусстве и музыке»

в 5-7 классах.

Цель: Содействие формированию учебно-познавательного интереса к изобразительному искусству.

Задачи:

  1. Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся в сфере изобразительного искусства и музыки.

  2. Развитие эстетической и духовной культуры учащихся.

  3. Развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Оборудование:

  1. Компьютер, медиапроектор, экран, акустическая система.

  2. Презентация.

  3. Аудиозапись сочинения П.И.Чайковского Времена года. Пьесы «Осенняя песнь», «На тройке».

  4. Наглядное пособие. Таблица «Породы деревьев».

  5. Рисунки учащихся прошлых лет.

  6. Лист бумаги.

  7. Мел, доска.

Для учащихся:

альбом, простой карандаш, ручка, тетрадь, ластик.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Учитель приветствует учащихся.

  1. Вступительное слово.

Звучит фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Осенняя песнь».

Учитель.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит, как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, –

Лишь паутинки тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Ребята, эти жёлтые листья у меня в руках не случайно. Они связаны с темой нашего урока. Я думаю, вы уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить, что будем изображать? (Варианты ответов: об осени, об осенней природе.)

Да, тема нашего урока «Образы природы в изобразительном искусстве и в музыке».

Какие эмоции, какое настроение пробуждает в вас осень?

– Радостное, праздничное настроение – в солнечный день. Грусть, печаль, скуку, когда погода дождливая.

Какое настроение у вас возникло во время прослушивания музыкального фрагмента?

– Грустное, задумчивое, печальное.

Вы услышали отрывок фортепьянной пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь». Композитор написал 12 пьес под общим названием «Времена года». Каждая из них соответствует какому-то месяцу и имеет двойное название, например «Подснежник. Апрель». Также во всём мире известен цикл «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди. Прослушайте ещё одну пьесу П. И. Чайковского. Она называется «На тройке. Ноябрь». (Клик по значку музыки)

Как изменилось ваше настроение? Какие картины вы представили? Благодаря музыке в вашем представлении сложились определённые образы. Музыкант и художник создают картины из жизни с помощью разных средств выразительности: музыкант – звуками, художник – цветом, линией, пятном.

Рассмотрите репродукции картин художников. Все они изображают осенний пейзаж. Но как они отличаются друг от друга! И не только внешне, но и по настроению. (Слайды 2-9)

А сейчас вы увидите фотографии, сделанные в нашем посёлке. Это было ваше домашнее задание. ( Слайды 10-11)

Скажите, в чём отличие картин художников от фотографий? (Слайд 12) – В картинах лучше передано настроение, чувства художника. Он специально выбирает средства выразительности, усиливая то, что важно для замысла картины, и убирая то, что не нужно, что мешает.

  1. Постановка задач урока.

Наша задача – создать образ осеннего пейзажа таким, как вы его представляете.

5 классу достаточно изобразить крупным планом одно дерево с окружением.

6 класс изображает несколько деревьев на разных планах.

7 класс включает в пейзаж фигуру человека. Задание рассчитано на 2 урока. Сегодня обязательно выполнить рисунок в тонких линиях, на следующем уроке заканчиваем работу в цвете. Посмотрите, как выполнили это задание учащиеся прошлых лет. (Демонстрация работ учащихся)

  1. Объяснение хода работы.

Вначале нужно представить то, что вы хотите изобразить, увидеть картинку перед мысленным взором. Ученикам 5 класса нужно определиться с выбором породы дерева. 6, 7 классы могут нарисовать аллею, лесополосу у поля, берег пруда с деревьями, уголок сада или парка. 7 класс продумывает, что будет делать человек на их рисунке – искать грибы, гулять с собакой, собирать осенние листья для букета. (Учитель показывает последовательность действий на доске.)

  1. Начинаем с выбора формата. Если нам нужно крупно показать одно или несколько деревьев, небольшое пространство, поворачиваем лист по вертикали. Если вы хотите изобразить большое пространство, много деревьев, выбираем горизонтальный формат.

  2. Проводим линию горизонта чуть выше или чуть ниже середины листа в зависимости от того, что вы хотите показать больше – небо или землю. Где находится линия горизонта? На уровне глаз рисующего.

  3. Намечаем основные элементы рисунка: общие массы деревьев, домов, берег пруда, дорогу. Не забываем о соразмерности предметов и законах перспективы. То, что ближе, на рисунке ниже и крупнее, то, что дальше, на рисунке мельче и выше.

  4. Уточняем рисунок. Прорисовка деревьев: общая форма кроны, соотношение кроны и ствола в зависимости от породы, угол наклона ветвей, уменьшение толщины ветвей при удалении от ствола. Если рисуете здание или его часть, направляйте линии в точки схода.

  5. Прорисовка фигур людей, остальных элементов рисунка.

Вся работа ведётся в тонких линиях, без нажима на карандаш. Поменьше применяйте резинку.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся выполняют рисунок пейзажа в линиях.

Физкультминутка (на 20-й минуте урока).

Учащиеся встают, рассматривают вид за окном вдали и деревья перед окном. Разминают кисти рук.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня вы услышали фрагменты из сочинения Чайковского «Времена года». Это были пьесы «Осенняя песнь. Октябрь» и «На тройке. Ноябрь». Какая из пьес Чайковского соответствует вашему настроению?

Какие картины вам больше понравились? (Повтор показа слайдов 2-9) Запишите в тетрадях:

П. И. Чайковский. «Времена года». Цикл фортепьянных пьес.

И. И. Левитан. «Золотая осень». «Туман. Осень».

В. Поленов. «Золотая осень». «Осень в Абрамцеве».

И. Остроухов. «Золотая осень». « В Абрамцевском парке».

А. Куинджи. «Осень».

М. Башкирцева. «Осень».

  1. Задание на дом.

Понаблюдайте природу, цветовые и тональные отношения земли, неба и деревьев.

videouroki.net

Урок по ИЗО на тему “Золотая Осень” (4 класс)

План-конспект урока ИЗО в 4 классе

Тема «Золотая осень»

Тип урока: комбинированный

Цель: расширить представления учащихся о многообразии и красоте окружающего мира и о пейзаже, как особом жанре живописи

Задачи: развивать у детей интерес к пейзажной живописи, помогать осмысливать свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу;

  • учить внимательно рассматривать художественную картину;

  • обратить внимание учащихся на следующие средства выразительности: цвет и цветосочетания, расположение на холсте, композицию, формат картины, близкие и дальние планы;

  • обратить внимание учащихся на то, что с помощью цвета можно рассказать о своем настроении, отношении к изображаемому пейзажу;

  • обогатить и активизировать словарь детей: ввести в него искусствоведческие термины, эпитеты и метафоры, образные выражения, которые дети смогут использовать в своих суждениях для передачи эмоционального состояния человека;

  • развивать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, ассоциативное образное мышление;

  • воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение природой Руси, гордость за творчество русских художников;

  • вызвать у детей желание нарисовать золотую осень, пробудить воображение детей, их творческие способности

Подготовительная работа

Рисование осенних деревьев и кустов, осенней лужайки, лепка овощей и фруктов, составление осенних букетов, игра с листьями, рассматривание иллюстраций с изображениями осени, разучивание и чтение стихов, слушание отрывков музыкальных произведений и пение песен об осени. Проведение урока по знакомству со свойствами теплых и холодных цветов.

Оборудование.

Ход урока

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Какое настроение у вас вызывают эти картины? (Выслушать ответы детей) Что объединяет все эти картины? (Изображена природа, осень) Как называют картины, на которых изображена природа? (Пейзаж) Скажите, а что вы чувствуете, глядя на эти осенние пейзажи? (Выслушать ответы детей) Прелестные картины, трогающие наше сердце своей красотой.

Актуализация знаний

Учитель. А сейчас мы подробно рассмотрим картину “Золотая осень”, которую написал художник Исаак Ильич Левитан.

Посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? (Он показал, как красива наша природа в любое время года, что невозможно не любить Русь, эти леса, поля, реки и равнины.) Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть? (Выслушать ответы детей)

Учитель. Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем. Какая же здесь нарисована осень?

(Предполагаемые ответы учащихся: нарядная, яркая, золотая, веселая)

Учитель. Да, художник назвал эту картину “Золотая осень”. А как вы думаете, почему он ее так назвал – “золотая”? Какие цвета он использовал? (Предполагаемые ответы учащихся: много желтых, оранжевых красок)

Учитель. Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: теплые, радостные, веселые)

Учитель. Молодцы, дети! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник?

(Предполагаемые ответы учащихся: красивые березки, луга, речку)

Учитель. А какого цвета травка на лугах?

(Предполагаемый ответ учащихся: зеленого)

Учитель. Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Давайте внимательно рассмотрим картину. С левой стороны, близко к нам, на переднем плане, художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?

(Предполагаемые ответы учащихся: березки)

Учитель. Расскажите о них. Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: ” Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричневато-оранжевая.”)

Учитель. А еще дальше, на дальнем плане, видна группа березок. Такую группу называют “роща”. А листочки на этих березках видны?

(Предполагаемый ответ учащихся: нет)

Учитель. Правильно, нарисованы только чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев – ведь деревья далеко, а издалека листочки не рассмотреть. Чтобы показать, что эти березки далеко, художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

А теперь посмотрите на правую сторону картины. Что же здесь нарисовано?

(Предполагаемый ответ учащихся: речка)

Учитель. Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали – беловато-голубая. Синие и фиолетовые – это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А каких красок больше – теплых или холодных?

(Предполагаемый ответ учащихся: теплых)

Учитель. Вдали, на излучине (изгибе) реки, стоит одинокая березка, яркая, как свечка. Справа от нее – хоровод зеленовато-коричневатых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем плане, там, где начинается небо? (Выслушать ответы детей) Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков, а дальше – стена березок и лес. А какого цвета небо?

(Предполагаемые ответы учащихся: голубое, с легкими белыми облачками)

Учитель. Чего больше на картине – неба или земли? (Выслушать ответы детей) Каждый художник старается выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному. Левитану очень понравилась красота земли, осенней природы и поэтому художник выбрал форматом данного полотна вытянутый по горизонтали прямоугольник, что позволило ему изобразить большое пространство земли.

А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Мы видим тени от деревьев – значит, солнышко есть. Солнышко “зажгло” золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом!

Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.

Физминутка.

А сейчас мы все вместе исполним танец-импровизацию “Листья желтые над городом кружатся”

Практическая часть

Учитель. Сегодня мы услышали музыку, стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть.

А теперь попробуйте, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски.

Дети приступают к работе.

Можно включить запись мелодии А. Вивальди “Времена года”, только негромко.

Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка

В процессе работы учитель осуществляет индивидуальную помощь детям, нуждающимся в поощрении, одобрении. В конце занятия следует рассмотреть все работы, особо выделить выразительно выполненные, те, в которых ощущается радость, яркость золотой осени. Оценке подлежит и придуманный сюжет. Следует обратить внимание на то, какими изобразительными средствами удалось передать “золотую осень”.

Учитель. Давайте сейчас посмотрим наши рисунки о золотой осени. Удалось ли нам рассказать о том, какая она нарядная? Полюбуемся, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.) Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи – как настоящие художники! Молодцы!

Рефлекция

Что Вам понравилось на уроке? Что заполнилось?

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Итог урока

Можно предложить детям оформить выставку работ: этими работами украсить классный кабинет или другие помещения школы. Можно напечатать календари, вставив рисунок ребенка. Получатся неповторимые работы.

Домашнее задание.

Уборка рабочих мест.

infourok.ru

Советы рукодельницам