Конспект урока русского языка на тему «Культура речи»

Конспект урока русского языка в 9 классе

с использованием методов «Развития критического мышления»

Тема урока: «Культура речи»

Цели урока:

  1. Формировать у учащихся понятие «Культура речи»; какой должна быть речь культурного человека.

  2. Развивать умение самостоятельно анализировать лингвистический материал, обобщать, делать выводы.

  3. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование урока: учебник «Русский язык. 9 класс, Н.Н. Шмановой , ПК, проектор, экран, презентация к уроку, флипчарты.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.

II. Стадия вызова (обобщение имеющихся знаний)

  1. Распределение по группам (распределяются по карточкам, в которых написаны слова: доброжелательный , воспитанный, образованный)

Образованный Доброжелательный

Воспитанный

2) Метод «Мозговая атака».

Задание: составьте кластер со словами «Доброжелательный. Воспитанный. Образованный». ( Работа в группах, каждая группа задание выполняет самостоятельно, затем защищают то, что написали на флипчартах )

3) Работа со словарем. Толкование слов: «Доброжелательный, воспитанный, образованный»

4)Работа с кластерами:

Доброжелательный, воспитанный, образованный человек, какой он человек? Каким одним словом можно назвать человека, наделенным такими качествами? (Культурный человек)

5)Просмотр видеоролика о культуре речи.

(Беседа о просмотренном видеоролике.)

6) Постановка цели урока

— Итак, мы подошли к теме нашего урока «Культура речи».

Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

(Узнать, что такое культура речи, и какой должна быть речь культурного человека).

III. Стадия осмысления

1)Работа с правилом:
Метод «Перепутанные логические цепочки» *внимательно прочитайте правило на странице 219; *обговорите правило своими словами друг другу; *на доске написаны слова из правила: культура речи, общей культуры, как человек говорит, его духовного развития; *с чем связаны данные слова?(с правилом, которое мы прочитали). *восстановите разорванную цепь при помощи данных слов.

2) Заполнение таблицы «Речь культурного человека должна быть» с помощью презентации .

«Речь культурного человека должна быть»

Содержательной

Точной

Правильной

Выразительной

3)Работа с текстом:

Прием «Инсерт» или чтение с пометками на полях.

*Чтение текста с маркировкой:

Знаком “галочка” (v)-я знал

Знаком “плюс” (+)-интересно и неожиданно.

Знаком “минус” (-)-противоречит моему представлению.

Знаком “вопрос” (?)-что-то неясно, возникли вопросы.

*Работа с пометками на полях текста.

4)Выполнение письменной работы:(стр 222; упр289)

IV. Стадия рефлексии

  • Сегодня на уроке я научился…

  • Своей работой на уроке я …

  • Урок заставил меня задуматься о …

  • А особенно мне удалось …

  • Я понял, что …

  • Мне было интересно, потому что …

  • Для меня стало открытием, что …

  • Мне показалось важным …

V. Домашнее задание:

1) Ответить на вопросы 6-7 стр.222

2) Упражнение 293.

Выставление оценок за урок.

videouroki.net

Урок русского языка в 9 классе : синтаксис и культура речи

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Синтаксис и культура речи»

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Форма урока: деловая игра.

Цели урока: учащиеся должны знать историю возникновения имён, их происхождение, влияние на этот процесс различных культур; уметь определять виды сложных предложений, виды придаточных предложений в составе сложноподчинённых предложений, определять виды словосочетаний, целенаправленно использовать в речи сложные предложения.

Оборудование: словари: этимологический, толковый; выставка журналов-гороскопов «Я и моё имя», «Влияние имени на жизнь человека», раздаточный материал для синтаксического практикума, интерактивная доска.

Приёмы работы: работа с текстами, устный опрос, словарная работа с опорой на этимологический анализ «трудных» слов, творческая работа, выборочный диктант.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, представьте такую ситуацию: в семье родился ребёнок.

О чём мы спрашиваем первым делом после того, как выясняем, мальчик родился в семье или девочка?

Ученик: Как назвали ребёнка.

Учитель: Правильно. А почему это так важно для нас?

Ученик: Да потому, что мы понимаем: имя играет в жизни человека определённую роль.

Учитель: Какую?

Ученик: Прежде всего имя – это ответ на вопросы: «Кто я» и «Какой я».

Учитель: Попробуйте спросить трёхлетнего малыша: «Кто ты?» – и, скорее всего, он ответит либо: «Я – мальчик», либо: «Я – Толик».

Конечно, имя определяет будущую жизнь человека не в такой степени, как, скажем, пол, но оно позволяет человеку психологически осознавать себя как личность, а это очень важный фактор.

Давайте поближе познакомимся, меня зовут Лариса Александровна, а вас? Представьтесь, пожалуйста.

(Представление учащихся)

Имена, которые сейчас прозвучали, – это личные имена, которые присваиваются при рождении людям и под которыми они известны в обществе.

(По ходу урока на доске заполняется этимологическая страничка)

Таким образом, вы уже догадались, что разговор наш сегодня пойдёт о чём?

Ученик: Об именах.

(Запись темы урока. В мире имён.)

Учитель: У каждого из вас, наверное, есть множество вопросов, связанных с данной темой, озвучьте их.

Ученик: Зависит ли судьба человека от имени?

Зависит ли характер человека от имени?

Каково происхождение наших имён? Почему наши имена различны по происхождению?

Учитель: На все эти вопросы мы попытаемся найти ответ во время нашего урока.

Итак, мы живём с вами в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей «Одиссее» писал:

Между живущих людей безымянным
                                                    никто не бывает
Вовсе; в минуту рождения каждый,
                                                    и низкий и знатный,
Имя своё от родителей в сладостный
                                                    дар получает…

Давайте попытаемся разобраться: влияет ли имя на характер человека?

2. Самостоятельная работа.

Первое задание называется «Автопортрет».

(Этимологическая страничка. Автопортрет – это портрет, написанный с самого себя.)

Учитель: Пусть каждый из вас словесно нарисует себя таким, каким видит.

Предложения  какой структуры помогут вам выполнить наиболее полно это задание?

Ученик: Предложения сложной конструкции.

Учитель: Какой раздел в русском языке изучает простые и сложные предложения?

Ученик: Синтаксис.

Учитель: Что ещё изучает данный раздел?

Ученик: Словосочетания.

Учитель: Для чего нужно изучать правила построения словосочетаний и предложений?

Ученик: Для того, чтобы правильно говорить и писать, выразительно читать, лучше понимать чужую речь.

Учитель: Какой раздел в русском языке тесно связан с синтаксисом?

Ученик: Культура речи.

Учитель: Таким образом, разобраться в нашей теме урока «В мире имен» нам поможет какая тема русского языка?

Ученик: Синтаксис и культура речи.

(Продолжение записи темы урока)

Учитель: Творческая работа по написанию автопортрета займёт 8–10 минут.

(Проверка письменного задания: учащиеся вслух зачитывают свои работы.)

Учитель: Давайте сравним ваш автопортрет со значением вашего имени.

(Ученик-консультант, назначенный учителем, комментирует значение имени читающего ученика.)

Так зависит ли характер человека от имени?

Ученик: Нет. Так как при сопоставлении автопортрета и значения имени единства не обнаружилось.

3. Учитель: Имена людей – часть истории народа. Учёные установили, что в именах отражается быт, верования, чаяния, фантазия и творчество народа.

Кто из вас знает что-либо о происхождении своего имени?

Ученик: Меня зовут Наталья, мне ничего неизвестно о происхождении своего имени.

Учитель: А я знаю, что моё имя Ольга – скандинавского происхождения (хейла – святая). Имя Наталья – латинского происхождения (значение имени – природная).

Почему наши имена настолько различны по происхождению?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы выполним следующее задание (групповая работа)

1-я группа

Прочитайте текст, найдите сложные предложения, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставных предложений.

(Приложение № 1)

2-я группа

Прочитайте текст, найдите сложноподчинённые предложения, определите вид придаточных предложений.

(Приложение № 2)

3-я группа

Прочитайте текст, найдите обособленное распространённое определение. Составьте схему данного предложения.

(Приложение № 3)

 (Проверка заданий по группам)

Учитель: Кто знает, как называется наука, изучающая собственные имена?

(Этимологическая страничка. Антропонимика – наука о собственных именах.)

4. Работа у доски.

Подберите однокоренные слова к слову имя.

Имя, именинник, именной, именины, именитый, именовать, одноименный.

Учитель: Ребята, а кто скажет, что такое именины?

Ученик: Именины – день ангела.

(Этимологическая страничка. Именины – личный праздник в день, когда церковь отмечает память одноименного святого.)

5. Работа с текстом (проецирование текста на интерактивную доску ).

Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы Святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким,
Но если в день Иеронима,
То хошь – не хошь – Иероним!
(Ю. Ливеровский)

(Этимологическая страничка. Святцы – список церковных праздников и святых в календарном порядке.)

Задание: Выписать из стихотворения словосочетания, определить тип подчинительной связи.

Учитель: День рождения и именины у людей часто не совпадают. Почему?

Ученик: Согласно обычаю, имя ребёнку выбирает священник при крещении. В этот день он открывает Святцы и смотрит – у каких святых сегодня праздник. Не каждое имя святого нравится родителям, поэтому они и называют ребёнка так, как хочется им.

Учитель: У кого из присутствующих сегодня именины?

(У Анны, Анастасии именины 22 декабря)

Мне бы от всей души хотелось поздравить наших именинников и подарить им на память стихотворение великого поэта А.С. Пушкина «Что в имени тебе моём», где, на мой взгляд, содержатся глубокие мысли о воплощённом имени.

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…

6. Рефлексия.

Учитель: На столе лежат карточки с именами. Пусть каждый подойдёт и прикрепит одно из имён к определённой группе:

Древнерусские                    Христианские                         «Красные»
Пискун                                Андрей                                   Идея
Новосёл                              Ирина                                     Ревмир
Беляй                                  Анна                                      Диамат
Малыш                                Мария                                    Октябрина
Продан                                Ольга                                     Ким
Любим                                 Сергей

Учитель: Подходит к завершению наш урок. Какие темы из раздела «Синтаксис и культура речи» мы с вами сегодня повторили?

Ученик: Виды сложных предложений, виды придаточных предложений в составе сложноподчинённых предложений, типы подчинительной связи в словосочетаниях, предложения с однородными членами.

Учитель: Я надеюсь, что эта встреча оставит след в вашей душе. Спасибо всем за работу и приятное общение. Я с вами не прощаюсь, до новых встреч.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

Сейчас в моде стали гадалки, прорицатели. Можно встретить различные книги об именах, где можно прочитать о том, что тебя ожидает на жизненном пути, согласно твоему имени.

Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Связана ли судьба человека с его именем?»

infourok.ru

Урок русского языка 9 класс Культура речи. Правильное употребление сложных предложений в речи


Урок русского языка в 9 классе по теме
«Культура речи. Правильное употребление сложных предложений
в речи»
(по УМК под ред.С.И.Львовой)
1.Организационный момент, приветствие.
2. Мотивация.
— Ученикам предлагается самостоятельно ознакомиться с текстом.
Исаак Левитан – русский художник, картины которого пользуются безграничной любовью народа и воплощающие душу нации. В пейзажах Левитана поет все, даже тишина. Всмотримся в картину «Тихая обитель». Которая считается одним из лучших полотен художника. Безмятежным покоем веет от плавных линий осеннего леса, от зеркальной глади воды с мягкими отражениями уснувшего берега и недвижных облаков. И чудится, что как будто где-то вдали возникает тихий благовест колоколов.
Мы видим тихую обитель, в коей живут праведной жизнью монахи. Скромный мостик соединяет монастырь с окружающим миром, который сколочен из стареньких досок. Зрителям кажется, что он ведет их к пристанищу праведников. Вода в реке словно зеркало, которое отражает золотые купола церквей, которые затерялись в гуще деревьев. Предзакатное небо освещает последними лучами солнца святые места.
На картине нет человека. Но мы чувствуем, потому что она о человеческих переживаниях и высоких думах о смысле жизни. Это призыв художника раствориться в гармонии природы, чтобы найти «тихую обитель». Каждому свою.
— Можем ли мы сказать, что перед нами текст? Докажите.
— Что мешало его восприятию?
3.Актуализация знаний.
— Когда мы говорим о правильном употреблении в речи тех или иных языковых единиц, мы обращаемся к такой особенности литературного языка, как нормированность.
? Что такое языковая норма?
Норма – это образцовое, общепризнанное употребление языковых элементов в определенный период развития литературного языка (стр.3).
Существуют различные виды норм в соответствии с теми единицами языка, которые они регулируют.
— Соотнесите 2 столбика, соединив название нормы с ее характеристикой
Орфоэпические Это нормы употребления знаков препинания
Лексические это правила написания слов
Синтаксические
это нормы, определяющие правильное образование грамматических форм слов разных частей речи
Морфологические это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слова в речи в зависимости от его значения
Орфографические это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова
Пунктуационные это нормы, определяющие правильное построение словосочетаний и предложений
— Вариант задания для «слабых» учеников
Орфоэпические Это нормы употребления знаков препинания Орфос – «правильный», эпос – «речь»
Лексические это правила написания слов «Лексис» — слово, выражение
Синтаксические
Это нормы, определяющие правильное образование грамматических форм слов разных частей речи «Синтаксис» — порядок, строение
Морфологические это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слова в речи в зависимости от его значения «Морфо» — форма,
«логос» — слово, учение
Орфографические это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова Орфос – правильный, графо – «пишу»
Пунктуационные это нормы, определяющие правильное построение словосочетаний и предложений «Пунктум» — точка
— Проверим, как вы справились с заданием.
— Сегодня мы будем говорить о правильном употреблении в речи сложных предложений, т.е. о синтаксических

schoolfiles.net

Урок по русскому языку «Культура речи»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина»
 

Методическая разработка

«Культура речи»

 

Работу выполнила

Пушкина Тамара Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

2016 год


 

Культура речи школьников

Цели урока:

— познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи;

— установить зависимость человека между его речевой культурой и его общей культурой;

— воспитывать любовь и уважение к родному языку;

— формировать навыки речевого общения.

 

Ход урока

Учитель:

Главная особенность человека — это способность говорить. Именно

умение говорить, общаться при помощи слов является основой вза-

имоотношений в человеческом обществе. При помощи языка мож-

но выразить чувства, обменяться мыслями. Грамотное владение своим языком — признак культурного человека. Культурный чело-

век знает множество пословиц, поговорок. Смысл их всегда гораз-

до глубже, чем их буквальное значение. Я. Козловский писал:

«Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и закли-

нать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать».

Задание «Определение смысла выражения»: соединить устойчи-

вые выражения с их значениями».

Бить баклуши жить …. в оторванном о реальности мире

Витать в облаках … не использовать свои способности, не развивать

Ахиллесова пята … бездельничать, заниматься пустым делом

Зарыть талант в землю … уязвимое, слабое место человека

Козёл отпущения … человек, на которого сваливают чужую вину.

— А вы, ребята, какие крылатые выражения помните из басен И. А.

Крылова?

Ответы учеников.

У сильного всегда бессильный виноват.

А Васька слушает да ест.

Ларчик просто открывался. И т. д.

Учитель:

Умейте, ребята, правильно применять слова и обороты в различ-

ных ситуациях. Все формулы речи имеют свою историю.

При встрече культурные люди всегда здороваются. Говоря «ЗДРАВСТВУЙТЕ», мы желаем друг другу здоровья и благополучия.

Этому слову более трёх веков. Поэтому сокращённое небрежное

«здрасьте» теряет всякий смысл и свою добрую наполненность.

 

Чтение наизусть ученицей стихотворения А. Я. Яшина:

«Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным:

«С добрым утром!», «Добрый вечер!»,

«Доброй ночи!» — говорим.

… Не от тяги к суесловью

И сложилось не вчера

Это братское, с любовью

Пожелание здоровья,

Пожелание добра.

И живётся вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

Учитель:

Ребята, слова «ПОЖАЛУЙСТА», «БУДЬТЕ ДОБРЫ» очень важны. Они, как волшебные ключи, открывают любые двери. И все люди с удовольствием выполняют твои просьбы.

— В каких ситуациях вы говорите эти слова?

Ответы учеников.

Учитель:

Никогда не забывайте говорить «СПАСИБО», если кто-то сделал тебе что-то хорошее. Неважно, кто тебе помог: родные, друзья,

малознакомые для тебя люди, соседи, — никогда не оставляй

хорошие дела без благодарности.

Задание ученикам:

— Вслушайтесь в слово «СПАСИБО» и попробуйте объяснить исто-

рию его происхождения.

Предположения — ответы учащихся.

 

Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Н. Кондратьева:

За что мы говорим «СПАСИБО»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Учитель:

Слово «ПРОЩАЙ» буквально означало «ОТПУСТИ МЕНЯ С МИРОМ»

Более мягкий вариант прощания — «ДО СВИДАНИЯ».

Человек, если он воспитан, должен извиниться, если допустил оши-

бку. Это нетрудно, а люди не будут держать зла. Не забывай говорить «ДО СВИДАНИЯ» при расставании с друзьями, знакомы-

ми, с гостями, с учителями и т. д. Каждое доброе слово — подарок

для любого человека. Н. В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности

нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как

сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой ве-

щи». Постарайтесь, ребята, применять слова речевого этикета не только в школе на уроках, в магазине, на экскурсии, нои дома, во дворе с друзьями, на перемене. Понаблюдайте, как будут меняться

в этих ситуациях ваши отношения со сверстниками и взрослыми в

лучшую сторону.

Учитель:

Язык — это наша история, наше богатство, культура. Это язык

А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, К. Г. Паустовского и

других великих писателей, хранителей красоты и образности вели-

кого языка. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,

этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшествен-

никами»,- писал Иван Сергеевич Тургенев.

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура и воспи —

танность. Эстетика речи состоит в её подчинённости определённым

законам, нормам произношения и ударения. Культура речи состоит

в ясности, эмоциональности, доступности, в чистоте. Каждый чело-

век должен следить за тем, что и как он сказал. Нельзя использо —

вать в речи слова, которые губят нашу речь, мешают ясно изъясня-

ться. Культура речи состоит в яркости, выразительноси, образности.

«Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, обла-

ков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть

великое множество хороших слов и названий»,- писал К. Г. Паусто-

вский.

Классный руководитель:

Вы наверняка слышали различные выражения, которые мы назы-

ваем «ЖАРГОНИЗМАМИ»: «клёвая тачка», «не вешай мне лапшу на

уши» и т. д. Это слова, ограниченные в своём употреблении опре-

делённой возрастной или социальной средой. Чистота нашей речи

при этом утрачивается, а значит страдает литературный язык, на ко-

тором тяжким, ненужным грузом висят «лохмотья» некачественной

речи. На уроках по теме «Жаргонизмы» мы с вами подробно гово-

рили об этом. К любому жаргонизму всегда можно подобрать лите-

ратурный эквивалент, и вы убедитесь, что разговаривать можно и на «чистом» языке, не засорённом нелитературными выраженини-

ями.

Большое значение для культуры речи имеют темп речи, интонация.

Очень важно владеть мимикой, жестами, которые помогают пере-

дать эмоциональную окраску, смысл сказанного. «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена», — писал французский философ Вольтер.

 

Выступления учеников: «Как мы говорим?»

Учитель:

Мудрое и доброе слово доставляет радость. А глупое, злое, не-

обдуманное, резкое — беду. «Словом можно приголубить, а можно

убить»,- звучит в народной мудрости. И это, действительно, так.

Подкрепите это высказывание примерами из жизни.

Примеры учащихся.

 

Беседа по вопросам.

Как связана культура речи с культурой чувств?

По каким признакам можно судить о культуре человека?

Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанно-

    стью человека?

    Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета при

      общении с друзьями?

      Учитель:

      Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умения

      говорить просто, образно, живо и грамотно, нужно учиться этому, выполняя различные задания, учиться анализировать различные

      жизненные ситуации.

       

      Учитель читает ученикам легенду:

      «Когда Ксанф попросил приготовить для гостей самое лучшее, Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее, а что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При

      помощи языка мы получаем науки и используем знания. При помо-

      щи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные

      вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, вы-

      полнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, лас-

      ку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лу-

      чше языка».

      В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду са-

      мое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел сыскать тебе самое худшее.

      А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и ра-

      зочаровывают друг друга. Посредством языка можно лицемерить,

      лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей

      врагами. Он может вызвать войну. Он приказывает разрушать горо-

      да и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь горе

      и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что — нибудь хуже языка?!»

      Беседа по прочитанному.

      — Почему Эзоп по — разному отозвался о языке?

      — Как понять это противоречие?

      Учитель:

      Прав был Н. В. Гоголь, говоря о том, что все слова наши подобны

      жемчугу. И каждое слово драгоценно. Нужно только бережно отно-

      ситься к нему.

       

      Выполнение задания: превратить обычные слова в предложениях

      в яркие и праздничные.

      Предложения для изменения.

      День закончился, наступила ночь.

      Музыкант держит в руках флейту.

      Картофель созрел на поле.

      Видна звезда на небе.

      Варианты ответов учеников.

      Маленькая звезда, улыбаясь, смотрит на землю.

      И т. д.

      Запись текста для разбора.

      «Слово — это дело великое. Великое потому, что словом можно со-

      единить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно

      служить любви, вражде и ненависти. Берегись такого слова, кото-

      рое разъединяет людей».

      (Л. Н. Толстой)

      Задания по тексту.

      — К чему Л. Н. Толстой призывает?

      — Объясните знаки препинания в тексте.

      — Что общего в словах Л. Н. Толстого и мысли Эзопа?

      Учитель:

      Язык наш — средство общения людей. И от того, на сколько береж-

      но мы будем относиться к нему, не использовать в речи своей лек-

      сику, вредную и опасную для детей, будет зависеть ваша культура,

      культура вашей речи. Изменяется многое вокруг, поэтому изменя-

      ется словарный состав нашего языка, появляются новые слова. А. М. Горький писал: «Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обога-

      щается с быстротой поражающей». И мне хотелось бы, ребята, ещё

      раз обратить ваше внимание на слова Ивана Сергеевича Тургенева

      о русском языке, о значении нашего языка для каждого для нас.

      «… Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшествен-

      никами …». Поэтому наша задача — беречь это клад и делать всё

      возможное и невозможное, чтобы не засорять его ненужными и

      грубыми словами.

      Учитель:

      И в заключении нашего разговора о роли языка, о культуре речи я

      хочу вам прочитать, ребята, ещё один отрывок. Это отрывок из кни-

      ги Л. В. Успенского «Слово о словах». Послушайте, пожалуйста.

      Чтение отрывка из книги:

      «С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь чело-

      века неразрывно связана с языком.

      Ребёнок не научился ещё как следует говорить, а его чистый слух

      уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбель-

      ной песенки. Но ведь сказки, прибаутки — это язык.

      Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает

      его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная вселенная. Через слово он впервые узна-

      ёт о том, что не видели его глаза.

      Новый человек роднится с новыми мыслями, с теми, что сложились

      в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает

      возможность общаться с правнуками, которые будут жить спустя

      века … И всё это благодаря языку».

      Классный руководитель:

      Давайте сделаем вывод о том, что значит «культура речи».

      Необходимо задуматься все, насколько чиста ваша речь, ребята.

      Старайтесь не использовать ненужные слова в ущерб вашей пра-

      вильной и культурной речи. Вы заметите, что и окружающие привас будут стесняться говорить «грязно», так как считают вас культурны-

      ми и воспитанными людьми. А также грамотными и просвещён-

      ными. Всегда боритесь за чистоту родного языка, за культуру речи.

      Домашнее задание:

      Вспомнить все формулы речевого этикета. Познакомьтесь с допол-

      нительной литературой и оформите красиво все слова по блокам:

      ПРИВЕТСТВИЕ, ПРОЩАНИЕ, ЗНАКОМСТВО, ИЗВИНЕНИЕ,ПРОСЬБА,
      ОТВЕТ НА ИЗВИНЕНИЕ,

      Подведение итогов урока:

      — Ребята, вам понравился урок?

      — Что нового вы узнали?

      — Что было интересно?

      — С каким настроением вы уходите с урока?

      Давайте попробуем сложить слово «СПАСИБО» из разноцветных

      кружочков, которые лежат у вас на парте в конвертиках. Что полу-

      чится? Какой цвет будет преобладать? Радость и удовольствие!

      Всем спасибо за урок, ребята! Я очень рада нашей встрече сегодня!

      Будьте добры, ребята: не забывайте о культуре вашей речи. Будьте

      всегда культурными и воспитанными. Всего хорошего! Всего доб-

      рого! До свидания! До новых встреч!

       

      Литература

      1. Григорян Л. Т. «Язы к мой — друг мой». Москва, 1987 год.
      2. Вартьян Э. «Почему мы так говорим?»
      3. Л. В. Успенский. «Слово о словах».
      4. Куликов В. Л. «Воспитать себя». Москва, 1991 год.
      5. Орлов А. Б. «Самопознание и самовоспитание характера». Москва, 1987 год.
      6. Кон И. С. «Психология д оброго поступка». Москва, 1988 год.

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Конспект урока по русскому языку в 9 классе «Функциональные стили речи»

      Тема: Функциональные стили речи

      Цель:

      • Обобщить и систематизировать знания учащихся о функциональных стилях речи

      • Повторить понятия «стиль речи», «стилистика»

      • Совершенствовать умения находить характерные для каждого стиля признаки, определять стиль незнакомого текста по данным характеристикам и аргументировать свой выбор

      • Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения, творческого мышления

      • Совершенствовать навыки публичного выступления, умения работать в команде и самостоятельно

      • Воспитывать речевую культуру учащихся, воспитывать бережное отношение к языку, желание совершенствовать свою речь

      Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков

      Оборудование: мультимедийная доска, проектор, плакаты с презентациями, раздаточный материал: таблицы, план, карточки с текстами, бланки ответов на тест, толковый словарь.

      Ход урока:

      1. Организационный момент. Объявление темы, цели урока

      2. Мотивация учащихся

      Нужно ли нам повышать свою речевую культуру, и как она связана с изучением стилей речи? Ответить на этот вопрос нам помогут эпиграфы к сегодняшнему уроку.

      Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”

      Г.Солганик

      — Как вы понимаете это выражение? (ребята дают свои ответы на вопросы)

      Нельзя    к цветку в виде дополнения  подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а, в конечном счете, к уровню культуры.

      В. Солоухин

      К следующему высказыванию мы вернемся в конце нашего урока. А сейчас послушайте стихотворение о стилистике и скажите, о чем хотел сказать автор?

      (учитель читает стихотворение):

      Нужно ясно понимать,
      Что задача не простая.
      Мысль словами выражать —
      Суть стилистики такая.
      Диссертация, беседа,
      Речь, статья или роман?
      Заявленье на соседа,
      Что устроил балаган.
      В языке во всём система.
      Не к чему же нам гадать,
      Чтоб не мучила дилемма, —
      Нужно стили речи знать!

      А пока мы обсудим главную мысль этого стихотворения, наш специалист-лингвист найдет в словаре значение нового для нас слова «дилемма».

      ДИЛЕММА

      (греч. dilemma, от dis — вдвое, и lemma — предположение). Рассуждение, при котором из двух противоположных предположений вытекает одно и то же следствие, так что, какое бы из них ни принять, результат неизбежно одинаков.

      1. Актуализация опорных знаний учащихся

      Итак, сегодня мы будем говорить о стилях речи.

        • А кто даст определение понятию «стиль речи»? (Это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сферу общественной жизни человека)

        А. Н. Толстой дал такое определение этому слову: «Слово «стиль» происходит от названия иглы или стилета, которым в древности писали на восковых дощечках. Стилетом называется также кинжал. В понятии «стиль» заключено острое, проникающее»

        И действительно, мы должны знать, когда и какое слово применить, чтобы оно было уместно, чтобы каждое слово попадало точно в цель.

        — Почему все стили называются функциональными, какие функции в речи они могут выполнять?

        — А какие сферы деятельности они могут обслуживать? И сейчас, пользуясь своими знаниями о стилях, мы с вами заполним пустые квадраты в следующей схеме.

        Все стили речи делятся на 2 большие группы, какие?

        Они, в свою очередь, делятся на 5 подгрупп, каких?

        4) Работа над темой урока

        1. Сегодня на уроке у нас есть 5 экспертных групп, которые готовили презентацию одного определенного стиля. Но в задачу каждой из групп будет входить не только характеристика своего стиля, но и доказательство, для чего нам важно знание именно этого стиля.

        Также после каждой презентации, вас ждет практическое задание. У вас на столах есть карточки с текстами различных стилей, вам необходимо после презентации найти среди них именно этот стиль и доказать свою точку зрения. А чтобы уравнять шансы каждой команды, находить и анализировать представленный стиль будет команда-соседка. Например, если презентуется художественный стиль, то представители команды разговорного стиля находят текст худ. стиля и доказывают, что это именно он.

        Доказательство следует выстраивать строго по такому плану:

        — основная функция стиля

        — стилевые черты текста

        — языковые особенности стиля

        — речевой жанр

        (план висит на доске, ученики записывают его в тетрадь)

        Поможет вам в этом таблица, которую мы составляли на прошлых уроках, она лежит у каждого на столе.

        Стиль речи

        Основная функция

        Стилевые черты

        Языковые особенности

        Речевые жанры

        Разговорный

        Общение

        Живость, экспрессивность, непринужденность

        Просторечная, разговорная лексика

        Письма, телефонные разговоры, диалоги

        Научный

        Сообщение информации, доказательство ее истинности

        Достоверность, точность, логичность, объективность

        Научные термины, однозначность слова

        Учебники, лекции, энциклопедии и др.

        Официально-деловой

        Сообщение, информирование

        Точность, краткость, шаблонность, отсутствие эмоциональности

        Специальные обороты речи (в связи, по причине…)

        Договор, заявление, объяснительная и др.

        Публицистический

        Воздействие на слушателя, побуждение к действию

        Образность, эмоциональность оценочность, личностный характер изложения, доступность, лаконичность

        Оценочная лексика, побудительные, восклицательные предложения, риторические вопросы, прямые обращения к автору

        Статья, очерк, реклама, интервью, репортаж и др.

        Художественный

        Воздействие на воображение и чувства читателя

        Образность, выразительность, многостильность

        Тропы: метафоры, олицетворения, эпитеты и др.

        Роман, поэма, рассказ, комедия и др.

        Очередность выступления каждой команды будем устанавливать так: я буду читать стихотворную характеристику стиля, а команде, которая готовила этот стиль, нужно будет опознать его и хором назвать свой стиль. Это будет своеобразным конкурсом для команд.

        2. Итак, слушаем:

        Стиль логичный, объективный,
        В нём – прямое слов значенье.
        Применять нам эффективно
        В описании явленья.

        Образности в стиле нет,
        Тропы – не в участии.
        В центре не один предмет,
        А общее понятие.

        Можем мы всегда узнать
        Стиль сухой, немного скучный.
        «Термин!» — стоит лишь сказать, —
        Перед нами стиль — научный

        Команда презентует научный стиль, следующая команда находит в карточке текст научного стиля и анализирует его по плану.

        Текст № 3 в карточке:

        Бактерии – относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы. В зависимости от формы клетки бактерии различают шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и плёнок.

        3. Опознание учащимися следующего стиля:

        Рекламный слоган, фельетон,

        Статья и выступление,

        В судебных речах слышен он,

        В нем — личностное мнение.

        Стиль очерков и репортажей,

        В массмедиа он очень важен,

        Широким массам он знаком,

        Публицистическим зовется он.

        Команда готовится к презентации стиля, все ученики записывают новое слово «массмедиа».

        МАССМЕДИА — (англ. mass media), то же, что средства массовой информации

        Представляется публицистический стиль, следующая команда находит текст из карточки этого стиля и анализирует его.

        Текст № 1 в карточке:

        Много я слышал всяких споров о счастье. Вот, говорили некоторые, счастье – это богатство, деньги. Но ведь настоящего счастья за деньги не купишь. По-моему, счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех.

        (Ученики анализируют текст)

        4. Учащиеся опознают следующий стиль:

        Поделиться впечатленьем
        Если с другом захочу,
        То ему, без промедленья,
        По мобиле позвоню Или скину смс-ку, Чтобы был довольный. В жизни очень нужен нам Стиль просто разговорный. Команда презентует свой стиль, команда-соседка находит в карточке соответствующий стиль и анализирует его.

        Текст № 5 в карточке:

        Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз! Ну и красотища! Всяких птиц – счету нет! Так и заливаются на разные лады. А в небе – ястребы! Штук десять. Крылья распахнут и смотрят вниз: чем бы поживиться. Увидят зайца – бух вниз, и зайцу каюк.

        (Анализ текста по плану и таблице)

        5. Опознание стиля:

        Документ в законную силу вступает.
        В установленном порядке оформлен кредит.
        Банк гарантию предоставляет.
        Приговор обжалованию не подлежит.

        Для того, чтоб заполнить все это,

        Образец ты скорее открой

        Стиль сухой и ни грамма полета

        Под названьем официально-деловой.

        Команда презентует стиль, «соседи» находят и анализируют стиль в карточке.

        Текст № 2.

        Я, Короленко Вера Владимировна, родилась 3 августа 1988года в г. Киеве в семье служащего. В 1995 году поступила в первый класс средней школы № 4 г Киева, которую окончила с отличием в 2006 году…

        (Анализ текста по плану и таблице)

        6. Опознание стиля: Я с этим стилем уж давно

        Знаком не понаслышке.

        Мне не заменит и кино

        То, что возьму из книжки.

        Когда читаешь пьесу, стих

        Пределу нет возможностям

        Стиль завораживающий в них

        Зовется он художественный

        Анализ текста следующей командой. Текст № 4.

        Зима на исходе. Сонно хмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них маслянисто блещут лужи. Пахнет снегом и березовыми почками.

        5) Проверка усвоенных знаний, умений и навыков

        Мы повторили с вами все стили речи, потренировались в нахождении и доказательстве текстов определенных стилей, а теперь давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили эту тему, легко ли вы можете ориентироваться в текстах различных стилей.

        Мы проведем с вами тестирование с помощью мультимедийной доски, у каждого из вас на столах есть бланки ответов на этот тест. На доске появляется вопрос и варианты ответов на него. Вам нужно будет заполнить бланк буквой с правильным ответом

        (После окончания тестирования на экран выводится слайд с правильными вариантами ответов, и ученики, обменявшись в парах бланками, проверяют работы своих одноклассников и начисляют по одному баллу за каждый правильный ответ).

        1. Подведение итогов урока, выставление и аргументация оценок, объяснение домашнего задания. Рефлексия.

        Таким образом, по итогам сегодняшнего урока вы зарабатываете оценку, которая складывается из баллов, заработанных на тесте (максимум – 8 баллов) плюс 2-3 балла за активность на уроке, доклад, анализ незнакомых текстов.

        Таким образом, вернувшись к эпиграфу («Нельзя    к цветку в виде дополнения  подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, к вкусу, к чувству языка, а, в конечном счете, к уровню культуры»), мы можем уже дать свои комментарии по поводу этих слов.

        Рефлексия

        — Что имел в виду автор? Как вы понимаете его слова?

        -Объясните значение понятий «языковой вкус», «чувство языка»?

        — Как вы думаете, приблизились ли вы сегодня на шаг к обладанию этими качествами?

        — Есть ли в современном обществе необходимость в этих качествах? Почему?

        И подводя итоги урока, давайте с вами немного пофантазируем: что бы было, если бы мы перепутали все стили? Тогда, возможно, заявление о приеме на работу могло бы звучать так:

        Заявление

        Уважаемая редакция журнала, примите меня, пожалуйста, на работу. Я займу должность главного редактора, так как меня устраивает оклад и время работы, а документы я обязательно вскорости донесу.

        25.03. 2017 г. Подпись

        И всех я думаю повеселило бы замечание классного руководителя в дневнике подобного содержания:

        Дорогие родители, вы представляете, ваше несравненное чадо буквально вчера накинулось на девчонку из нашего класса и давай ее метелить ни с того, ни с сего! Че делать-то будем?

        А дружеская беседа могла бы принять такие обороты:

        — Привет! Ты представляешь, вчера предложили мне должность корректора в очень классном журнале, вот, голову ломаю, идти – не идти…

        — Я думаю, тебе стоит согласиться, ведь корректор – издательский, редакционный, типографский работник, исправляющий в читаемых им типографских оттисках ошибки, допущенные при наборе. В некоторых издательствах корректор осуществляет также вычитку рукописи перед сдачей в набор.

        — Так я не понял, ты – за или против?!

        Такие шуточные примеры, где нарушаются нормы стилистики, еще раз доказывают необходимость изучать особенности всех стилей речи.

        И домашним заданием на следующий урок будет составление такого шуточного текста, где нарушались бы нормы того стиля, который вы сегодня представляли.

        10


        kopilkaurokov.ru

        9 класс. культура речи

        Культура речи 9 класс.

        Согласно учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Костромы «Средней общеобразовательной школы №7» на изучение курса русского языка и культуры речи в 9-м классе отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю из регионального компонента базисного учебного плана.

        Правильность речи. Правильность речи как соответствие ее нор​мам современного русского литературного языка.

        Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произноше​ние некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударе​ния в современном русском языке. Допустимые варианты произ​ношения и ударения.

        Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значе​ния и стилистических свойств. Молодежный сленг (крутой, клевый и т.п.) и отношение к нему.

        Грамматические нормы. Нормативное употребление форм сло​ва. Нормативное построение словосочетаний по типу согласова​ния, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Норматив​ное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построе​ние предложений с обособленными членами, а также сложнопод​чиненных предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.

        Интонационные нормы. Основные элементы интонации: логиче​ское ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в пере​даче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в ре​чевом общении.

        Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основ​ные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

        Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разде​лы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препи​нания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при переда​че чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

        Речевой этикет как правила речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

        Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.

        Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Использование этикетных вы​ражений для установления контакта и поддержания доброжела​тельности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого об​щения.

        Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

        Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистан​ционном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).

        Основные правила письменного общения в виртуальных дис​куссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

        Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением пра​вил речевого этикета.

        Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.

        Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2015. – 256с.

        Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. — М.: Русский язык, 1993

        Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. — М., 1968

        Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. — М.: Русский язык, 1976

        Будагов Р.А. Как мы говорим и пишем. — М.: Изд. Моск. Ун-та, 1988

        Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., Русский язык, 1990

        Голанова Е.И. Как возникают названия. — М.: Просвещение, 1989

        Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. — М.: Высшая школа, 1988

        Колесов В.В. Язык города. — М.: Высшая школа, 1991

        Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. — М.: Знание, 1982

        Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. О культуре русской речи. — М.: Знание, 1987.

        Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры… — М.: просвещение, 1987

        Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? — М.: Просвещение, 1988

        Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. — М.: Книга, 1984

        Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение.

        Сиротина О.Б. Русская разговорная речь. — М.: Просвещение, 1983

        Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М.: Знание, 1983

        Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. — М.: Просвещение, 1996

        Успенский Л.В. Культура речи. — М.: Знание, 1976

        Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. — М.: Русский язык, 1978

        Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. — М.: Русский язык, 1993

        Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. — М., 1968

        Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. — М.: Русский язык, 1976

        Мурашов А.А., Русецкий В.Ф. Культура русской речи. Учебное пособие для 10-11 классов гуманитарного профиля.

        Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. — М.: Русский язык, 1978

        Материалы на электронных носителях и интернет-ресурсы

        урока

        Тема урока

        РК

        КОУ

        Тип урока

        Элементы содержания

        или основные

        понятия урока

        Виды деятельности

        Формы

        контроля

        Обучение детей с ОВЗ

        Дата проведения

        План

        Факт

        Культура речи как научная дисциплина.

        РК

        Комбинированный

        Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина.

        Беседа

        Фронтальный

        Составление конспекта по алгоритму

        Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков.

        РК

        Комбинированный

        Понятие нормы. Динамический характер нормы. Нормы кодифицированного языка и разговорной речи. Нормы произношения гласных звуков Значение ударения в слове.

        Беседа

        Выполнение упражнений

        Фронтальный

        Составление конспекта по алгоритму

        Основные нормы современного литературного произношения: произношение согласных звуков.

        РК

        Комбинированный

        Нормы произношения согласных звуков

        Беседа Выполнение упражнений

        Фронтальный

        Выполнение заданий по образцу

        Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

        РК

        Комбинированный

        Отклонение от норм литературного произношения под влиянием просторечия ,диалектов и иностранных языков.

        Беседа .Выполнение упражнений

        Фронтальный

        Выполнение заданий по образцу

        Нормы ударе​ния в современном русском языке. Допустимые варианты произ​ношения и ударения.

        РК

        Комбинированный

        Понятия ударения. Разноместное ударение. Вариативность.

        Лекция, выполнение заданий

        Групповой, индивидуальный, фронтальный

        Выполнение заданий по образцу

        Основные элементы интонации 

        РК

        Комбинированный

        Основные элементы интонации: логиче​ское ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи

        Беседа Выполнение упражнений

        Фронтальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации 

        РК

        Комбинированный

        Роль интонации в пере​даче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в ре​чевом общении.

        Беседа Выполнение упражнений

        Фронтальный Групповой, индивидуальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Обобщающий урок по теме «Нормы ударения и произношения»

        РК

        Комбинированный

        Определение уровня усвоения материала

        Самостоятельная работа

        Индивидуальный

        Фронтальный

        Выполнение заданий по образцу

        Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения.

        РК

        Комбинированный

        Лексическое значение. Многозначность и однозначность слов.

        Беседа Выполнение упражнений

        Фронтальный

        индивидуальный

        Выполнение заданий по образцу

        Молодежный сленг и отношение к нему.

        РК

        Комбинированный

        Понятие «молодежный сленг». Особенности и характеристика

        Беседа Выполнение упражнений

        Фронтальный

        Выполнение заданий по образцу

        Нормативное употребление форм сло​ва. Нормативное построение словосочетаний по типу согласова​ния, управления.

        РК

        Комбинированный

        Типы подчинительной связи в словосочетаниях. Форма слова.

        Беседа Выполнение упражнений

        Фронтальный индивидуальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

        РК

        Комбинированный

        Склонение сложных и составных имён числительных

        Беседа Выполнение упражнений

        Фронтальный

        Групповой, индивидуальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Правильное построение предложений.

        РК

        Комбинированный

        Норматив​ное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построе​ние предложений с обособленными членами, а также сложнопод​чиненных предложений.

        Беседа Выполнение упражнений

        Фронтальный, индивидуальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.

        РК

        Комбинированный

        Понятие синонимии в русском языке. Различия стилистические и смысловые.

        Беседа Выполнение упражнений

        Фронтальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Обобщающий урок по теме «Грамматический строй русского языка»

        РК

        Комбинированный

        Определение уровня усвоения материала

        Беседа Выполнение упражнений

        Индивидуальный

        Фронтальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Разделы русской орфографии и основ​ные принципы написания

        РК

        Комбинированный

        5 принципов орфографии: морфологический, фонетический, исторический, принцип дифиринцированного написания, дефисное-слитное-раздельное написание

        Беседа Выполнение упражнений

        Фронтальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Правописание морфем

        РК

        Комбинированный

        Правописание морфем регулируется в русском языке тремя принципами — фонематическим, традиционным, фонетическим.

        Беседа Выполнение упражнений

        Фронтальный Групповой, индивидуальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        слитные, дефисные и раздельные написания.

        РК

        Комбинированный

        Общие правила написания сложных слов, Сложные имена существительные, Сложные имена прилагательные Сложные слова с ПОЛУ,.- ПОЛ-. Слитное и раздельное написание имён числительных. Дефисное и раздельное написание неопределённых местоимений. Слитное и раздельное написание наречий и наречных сочетаний.

        Беседа Выполнение упражнений

        Фронтальный

        Групповой, индивидуальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Употребление прописных и строчных букв

        РК

        Комбинированный

        Правила употребления прописных и строчных букв в русском языке

        Беседа Выполнение упражнений

        Фронтальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов

        РК

        Комбинированный

        Графическое сокращение слов: аббревиатура.

        Беседа Выполнение упражнений

        Фронтальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Принципы русской пунктуации.

        РК

        Комбинированный

        Понятие принципов. Понятие пунктуации как научной дисциплины.

        Беседа Выполнение упражнений

        Фронтальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Знаки препинания в конце предложений

        РК

        Комбинированный

        Особенности постановки знаков препинания. Знаки препинания в русском языке.

        Беседа Выполнение упражнений

        Индивидуальный

        Фронтальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Знаки препи​нания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения

        РК

        Комбинированный

        Понятие простого и сложного предложения. Особенности постановки знаков препинания

        Беседа Выполнение упражнений

        Фронтальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Знаки препинания при переда​че чужой речи. Абзац как пунктуационный знак.

        РК

        Комбинированный

        Постановка знаков препинания при прямой речи. Членение текста на смысловые отрезки

        Беседа Выполнение упражнений

        Фронтальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Обобщающий урок по теме: «пунктуация в русском языке»

        РК

        комбинированный

        Постановка знаков препинания в предложении. Определение уровня усвоения материала

        Выполнение упражнений

        индивидуальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Речевой этикет как правила речевого общения

        РК

        Комбинированный

        Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

        Беседа Выполнение упражнений

        Фронтальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Культура диалога.

        РК

        Комбинированный

        Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.

        Беседа Выполнение упражнений

        Фронтальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Языковые средства выражения речевого этикета

        РК

        Комбинированный

        Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжела​тельности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого об​щения.

        Беседа Выполнение упражнений

        Индивидуальный

        Фронтальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

        РК

        Комбинированный

        Стили речи. Характеристика стилей. Стилистическая норма. Стилистические ошибки.

        Беседа Выполнение упражнений

        фронтальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Основные правила письменного общения в виртуальном пространстве

        РК

        Комбинированный

        Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного.

        Беседа Выполнение упражнений

        фронтальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Основные правила письменного общения в виртуальном пространстве

        Закрепление.

        РК

        комбинированный

        Особенности речевого этикета при дистан​ционном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).

        Выполнение упражнений. Творческая работа

        Групповой, индивидуальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Виды коммуникативных неудач.

        РК

        Комбинированный

        Коммуникативный аспект культуры речи. Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением пра​вил речевого этикета.

        Беседа Выполнение упражнений

        Групповой

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Роль невербальных средств в общении

        РК

        Комбинированный

        мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка в общении; их этикетная функция.

        Беседа Выполнение упражнений

        Групповой

        Выполнение упражнений по алгоритму

        Обобщающий урок по итогам года

        РК

        Комбинированный

        Основные понятия и термины. Аспекты культуры речи.

        Выполнение упражнений

        Групповой, индивидуальный

        Выполнение упражнений по алгоритму

        multiurok.ru

        Урок по русскому языку для 9 класса «Синтаксис словосочетания. Культура речи. Подготовка к ОГЭ»

        Конспект урока русского языка по подготовке к итоговой аттестации (9 класс)

        Тема: Синтаксис словосочетания. Культура речи.

        Тип урока: систематизация и обобщение материала.

        Форма проведения урока: Практикум.

        Цели урока:

        • Обобщить и систематизировать изученное по теме «Синтаксис словосочетания».

        • Обучать анализу и редактированию написанного (выявлению и исправлению ошибок, связанных с синтаксическими нормами)

        • Воспитывать потребность в правильной и грамотной речи.

        Оборудование:

        1.Компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

        Ход урока.

        1.Оргмомент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

        (Компьютер: на экране — тема урока). Оформление записи в тетради.

        2.Постановка учебной цели. Актуализация знаний и практических умений.

        Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Синтаксис словосочетания. Культура речи». Мы продолжаем готовиться к экзамену.

        Что изучает синтаксис? (Строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений)

        Что называется словосочетанием? (Соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически).

        Приведите примеры. (Заниматься спортом, русская природа, страстно увлекался).

        Что такое синтаксические нормы? ( Правила построения синтаксических единиц: словосочетаний и предложений)

        Давайте конкретизируем, какие цели стоят перед нами на уроке. Посмотрите на экран и продолжите фразы (слайд №2)

        • обобщить …………

        • проанализировать……..

        • выполнить …………

        • проверить ………

        Ребята предлагают следующие варианты:

        • обобщить изученное по теме «Словосочетание и культура речи»;

        • проанализировать задание № 7, связанное с данной темой;

        • выполнить практикум по теме;

        • проверить свой уровень владения материалом по данной теме. (Тестирование)

        Молодцы. Начнём с разминки.

        3.Орфографическая разминка:

        Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, выпишите их подряд:

        (слайд №3)

        Незван_ый, команд_вать, ак_ ордеон, оперет_ка, ин_ й, выр_щенный, я_ства, брошен_ ый.

        Какое слово получилось?

        Самопроверка (слайд № 4) Незваный, командОвать, акКордеон, оперетка, ин Ей, вырАщенный, яства, брошенН ый. Полученное слово — океан. Кто справился с заданием без ошибок? Молодцы! Помогите тем, кто допустил ошибки. (Объяснение орфограмм)

        4. Выполнение учащимися заданий обобщающего характера

        Задание 1. Запишите данные примеры в два столбика:

        1) только словосочетания 2) не словосочетания

        Докажите свою точку зрения.

        Океан шумел, океанский прибой, около камней, встретил их, перед бурей, волны и ветер, более тёплый, очень красивый, не мог понять, бить баклуши, её мечта, отдых на берегу, на том же камне.

        (Взаимопроверка, слайд № 5)

        Словосочетания

        Не словосочетания

        океанский прибой,

        встретил их,

        очень красивый

        не мог понять

        её мечта

        отдых на берегу

        на том же камне

        Океан шумел (грамматическая основа предложения),

        около камней, перед бурей (сущ. с предлогом),

        волны и ветер (слова, соединенные сочинительной связью),

        более тёплый (составная словоформа),

        бить баклуши (фразеологизм)

        Задание 2. Сейчас наша задача – рассмотреть способы связи слов в словосочетании.  Обсудите в группе, составьте кластер, отражающий особенности примыкания (1ряд), управления (2 ряд) , согласования (3 ряд )

        Вопросы для обсуждения:

        (слайд № 6)

        При помощи толкования слова «расшифруйте» название данного способа подчинительной связи.

        Чем может быть выражено главное слово?

        Чем может быть выражено зависимое слово?

        Как на практике отличить данный вид связи от других?

        Приведите примеры словосочетаний со связью управление (примыкание, согласование)

        5. Обсуждение результатов работы. Выступление представителей групп с «защитой» своего кластера. Составление общего кластера «Типы подчинительной связи»

        6. Практикум.

        1) Продемонстрируйте свои умения определять способы подчинительной связи в словосочетаниях. (Работаем на листках с надписью «Практикум») Подпишите способ связи слов в данных словосочетаниях. (Согласование — С, управление — У, примыкание — П)

        1вариант: громкий шорох — с, её шёпот- п, горячо спорить — п, совершить прыжок -у, спросил её -у, говорить громко — п, ночёвка в лесу- у, рисовать карандашом -у,  два часа — с, светит ярче — п.

         2 вариант: моя профессия — с, желанный гость — с, нарушение правил — у, три товарища- с, надо подумать -п, ягоды крыжовника -у, ясным утром -с, замеченный им — у, говори тише –п , хотел рассказать — п.

        Взаимопроверка по ключу (слайд № 6) Выставление оценок (слайд № 7)

        Нет ошибок –«5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3» 5 и больше ошибок – «2»

        2) Практикум. Творческое задание.

        Образуйте с каждым из следующих слов по 3 словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.

        1) Способность; 2) решение;

        (Решение уйти – примыкание, мудрое решение — согласование, принять решение – управление и т. д.)

        7. Индивидуальная работа с типовыми экзаменационными вариантами (задание № 7, варианты 5- 8) В случае затруднений – консультация учителя.

        8. Обратим внимание на задание, проверяющее знание синтаксических норм.

        (Сообщение подготовленного ученика, слайды 8 — 10)

        В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

        1. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд)

        2. Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность)

        3. Неправильный выбор предлога: партнёр в игре в гольф (правильно: партнёр по игре в гольф)

        Обратите внимание на следующие трудные случаи:

        согласно (чему?) расписанию

        по приезде / по прибытии

        воплотить (во что?) в жизнь

        претворить (в чём?) в жизни

        превосходство (над кем?) над другом

        преимущество (перед кем?) перед другом

        уверенность (в чём?) в дружбе

        вера (во что?) в дружбу

        отзыв (о чём?) о книге

        рецензия (на что?) на книгу

        уплатить / заплатить (за что?) за проезд

        оплатить (что?) проезд

        тревожиться (из-за чего? / кого?) из-за детей

        8. Итоговый тест. (Ответы записываются на листы и сдаются на проверку учителю)

        1. Какие слова не являются словосочетанием?
          А) играть вничью
          Б) очевидно задержится
          В) скучно и грустно
          Г) придёт позже

        1. В каком ряду даны все слова со связью согласование?
          А) кто-то из нас, падающий снег, любимая игрушка
          Б) развешанные на стенах, разрисованная витрина, любящие родители
          В) вымытые окна, у моего окна, удивительная тишь

        1. В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?
          А) каждый из присутствующих, образованный от глагола, нашёл среди друзей
          Б) смотреть внимательно, любить жизнь, увидеть из окна
          В) тревога усиливалась, оба пенсионера, долго молчала

        1. Укажите ошибку в определении типа связи в словосочетании
          А) идти вслепую – примыкание
          Б) этот человек – согласование
          В) очень честный – согласование

        1. Укажите неправильную характеристику связи в словосочетании
          А) яйцо вкрутую – согласование
          Б) сильно переживать – примыкание
          В) никому не дать – управление
          Г) быстрый бег – согласование

        1. В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний?
          А) коснуться проблем, скучаю по вам
          Б) прикоснуться к плите, грущу по вас
          В) директор школы, заведующий аптеки
          Г)верить в победу, преимущество надо мной

        1. Рефлексия

        Чтобы узнать, достигнута ли цель, поставленная нами в начале урока, и спланировать дальнейшую работу, прошу оценить свои знания и умения по  теме «Синтаксис словосочетания. Культура речи»:

        (поставьте + или — , подчеркните или допишите ответ)

        • Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.

        • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

        • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

        • Что вызвало наибольшую трудность?

        • Как вы оцениваете полученные сегодня знания (глубокие, осознанные или поверхностные)?

        • Над чем ещё нужно поработать?

        10. Домашнее задание: задание № 7, варианты 9- 13 из сборника «Готовимся к ОГЭ». Спасибо за активную работу на уроке.

        Литература:

        Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку\\ газета «Русский язык», № 17 – 24\ 2007.
        Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика русского языка. М: Русский язык , 2009.
        Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М.: Русский язык, 1987.
        Столярова Е.А. Стилистика русского языка. Пособие для подготовки к экзаменам. М., 2004.

        infourok.ru

      Советы рукодельницам