Урок русского языка 5 класс «Согласные твёрдые и мягкие».
© Данилина Надежда Николаевна
Тема: Согласные твёрдые и мягкие.
Цель: Углубить знания о твёрдых и мягких согласных; показать смыслоразличительную роль парных согласных, развивать навыки фонетического разбора; мотивировать к познавательной деятельности.
Задачи: учиться понимать смыслоразличительную роль парных согласных, различать согласные по твёрдости и мягкости, объяснять языковые явления.
Ход урока.
I Орг. момент.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро»!
— Доброе утро! — Солнцу и птицам!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
— Доброе утро, ребята. Приветствую Вас в последний день уходящей осени 2015 года, на уроке русского языка. И пусть за окном не солнечная жаркая погода, в нашем кабинете тепло и светло от того, что все мы вместе, потому что нас объединяет одна цель… Какая? (Узнать больше, стать грамотнее)
— Приготовьте учебники, тетради, словарики, ручки, карандаши, линейки.
II Проверка домашнего задания.
— На дом вам было задано упр. 276.
Обменяйтесь в парах тетрадями, проверьте домашнюю работу, текст представлен на слайде, поставьте отметку. До 4 ошибок «4», 6 ошибок «3».
— Тетради с задних парт передайте, откройте новые, запишите число.
III Лингвистическая разминка.
Задания написаны на доске.
— какая пара слов не является антонимами?
1. Хуже, лучше.
2. Высокий, низкий.
3. Обоюдно, взаимно.
4. Ласковый, грубый.
— Аукцион орфограмм.
Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их правописание.
П…ляна, т…хонькко, остан…вился, скр…сти, п…нёк, сапо…, …бнюхивать, трещ…т, объясниш… .
— какие виды орфограмм мы повторили? (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, проверяемые согласные в корне, правописание приставок, ча-ща, мягкий знак на конце шипящих у глаголов)
— Синтаксическая разминка.
— Запишите предложение, объясните постановку знаков препинания.
Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шёл и шуршал листьями.
— На какие группы делятся все звуки русского языка?
Давайте посчитаем, сколько гласных и согласных звуков в этом предложении? (30 согласных, 22 гласных)
Приём «Яркое пятно».
Игра «Невидимка».
— А теперь, ребята, давайте поиграем. На доске слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Кстати, есть там такое, внутри которого прячутся два разных слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова-невидимки.
На слайде: олень,снаряд, экран, клещ, град, мель, смех. (лень, наряд, кран, лещ, рад, мел, ель, мех0
— Чем эти слова отличаются? (изменение одного только звука полностью меняет ЛЗ слова)
— Запишите транскрипцию слов мел и мель.
— Какой согласный звук произносится на конце первого слова и какой – на конце второго?
— Сформулируйте тему урока, определив, чем они различаются? (твердый и мягкий) «Согласные твёрдые и мягкие»
— Сформулируйте задачи нашего урока.
— Р, какой значок используется для обозначения мягкости? (апостроф)— По какому признаку согласные звуки образуют пары? (по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости). Вы тоже сегодня будете работать в парах.
V Орфоэпическая разминка.
— Я называю твёрдый или мягкий звук, а вы его пару.
[б] [в,] [г] [д,] [з] [к,] [л] [м,] [н] [п] [р,] [с] [т,] [ж] [ф,] [ц] [ч,] [х] [ш] [щ,]
— Р, какой вывод можем сформулировать о твёрдости и мягкости согласных? (не имеют пары всегда твёрдые ж,ш,ц и мягкие согласные ч, щ, й,)
VI Закрепление изученного материала.
Упр. 277, стр. 128. Первое вместе разбираем, потом по паре на вариант.
Физминутка.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
И работать начинаем.
Обратите внимание на слайд. Сформулируйте задание к этому упражнению.
- — Р, определите, что является сигналом мягкости для согласных в русском языке?
Сигналы мягкости: Ь Е, Ё, Я, Ю, И
Ь {Е, Ё, Ю, Я, И – Формула мягкости согласных.
Игра «Превращения».
– А сейчас поработаем волшебниками и займёмся превращением слов.
— Запишите слово наоборот, используя его звуки.
Превратите Лён в цифру. (ноль)
Лей в дерево. (ель)
Ток в домашнее животное. (кот)
Шёл в неправлу. (ложь)
Лоб в название покрытия. (пол)
Резерв.
Упр. 281, стр. 128.
VII Рефлексия.
— В каком ряду у всех согласных есть парный мягкий звук?
[ф] [б] [ш] [л]
[н] [ц] [р] [з]
[х] [с] [т] [ф]
[з] [м] [п] [ж]
— Упражнение «Чемодан, мясорубка, корзина».
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
— Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
— Мясорубка – информацию переработаю
— Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией полученной на уроке.
VIII Домашнее задание.
Параграф 54, упр. 280.
IX Итог урока.
«Русский звук»
С кириллицы начав родное слово,
И изучив его от А до Я,Нет лучшего, чем языка родного,
Пока звучит родимая земля.
Она звучит Есенина стихами,
Здесь Маяковский, словом режет звук,
Любимый Пушкин ежедневно с нами,
И Фет, и Тютчев, с ними нет разлук!
Благодарю Мефодия, Кирилла
За буквы, звуки, благозвучность слов,
Чтоб к языку нам русскому привили
Огромную бескрайнюю любовь!
infourok.ru
«Твердые и мягкие согласные» 5-класс
Кызылординская область Шиелийский район
Средняя школа №142
Урок русского языка
в 5 «б» классе на тему:
«Твердые и мягкие согласные»
Подготовила и провела: Музалева В.А.
Тема урока: Твердые и мягкие согласные
Цель: дети должны усвоить два способа обозначения мягкости согласных звуков
Задачи: — укреплять познавательный интерес к изучению русского языка на основе устного народного творчества;
— развивать творческие способности учащихся, память, логическое мышление, русскую речь, внимание;
— воспитывать познавательный интерес к русскому языку, расширять кругозор учащихся.
Ключевые слова: твердые, мягкие, поиск, анализ, транскрипция, пословицы, поговорки.
Тип урока: частично – поисковый
Оборудование: карточки, перфокарты, интерактивная доска таблицы, пословицы, поговорки.
Эпиграф урока:
Ход урока
І. Побуждение интереса к уроку.
— Друзья, я задам вам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх (хорошо) или опуская вниз (плохо). Положительный ответ сопровождайте восклицанием: «Во!»
— Какие у вас друзья?
— А школа?
— А учителя?
— Как ваши дела?
— Как настроение?
— Молодцы! Я рада за вас.
Давайте посмотрим и проговорим хорам девиз урока «Знания зовут, а дела не ждут». Мы отправляемся вперед. Нас ждет урок – поиск.
Ну, ребята, чур, молчок. Начинается урок.
Урок будет проходить по следующей схеме:
Поиск → анализ → результат.
- Словарная работа.
Поиск – стремиться к чему – нибудь новому (в науке, искусстве)
Анализ – разбор, разделение изучаемого на составные части.
Результат – вывод, итог.
ІІ. Мозговой штурм
Ученики разделены на 4 группы
Групповая работа (по карточкам).
Все
Сколько гласных букв в алфавите?
Сколько согласных букв в алфавите?
Как определить, сколько в слове слогов?
Представитель
Сколько букв в алфавите?
2. Разделите на слоги слова:
буква, согласные, алфавит.
Выбор
Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?
Гласные бывают…..?
Эксперты
Подготовить вопросы для каждой группы.
Оценить ответы учащихся.
ІІІ. Объяснение новой темы (от обратного)
Тема: Твердые и мягкие согласные
У. – В гости шел к нам пес Барбос,
В лапах косточку он нес.
На ходу споткнулся,
Носом в столб уткнулся.
На доске: 1. [нос] —
2. [н,ос]
— Где здесь слово нос, а где нес?
— Как вы определили? Ведь в транскрипции все одинаково.
У. Откройте тетради, запишите эти два слова.
1. [нос]-нос-[н]
2. [н,ос]-нес-[н,]
— Что теперь изменилось, чем отличаются эти слова? (буквой, по смыслу)
— А еще чем отличаются эти слова? (нос – сущ-ое, обозначает предмет, муж.род, неодушевленное, нарицательное)
Нес – глагол.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие.
А) На доске таблица №1 (хоровое чтение)
б, в, г, д, з, к, л, м, н, ж, ш, ц
б`, в`, г`, д`, з`, к`, л`, м`, н`, -, -, -, щ`, ч`, й`
— Как произносятся звуки первого ряда?
— А как произносятся звуки второго ряда?
— Почему у звуков [ж], [ш], [ц] нет пары?
— Почему у звуков [щ], [ч], [й] нет пары?
— Сделайте вывод. ( звуки [ж], [ш], [ц] – всегда твердые и не имеют пары, а звуки [щ], [ч], [й] всегда мягкие инее имеют пары).
Б) Таблица №2
ба, во, га, ду, ны
вь-?
бе, ви, гю, дя, не
Чтения слогов. Ответы на вопросы.
— Как произносятся слоги первого ряда?
— А как произносятся слоги второго ряда?
— Почему слог [вь] не входит ни в первый, ни во второй ряд?
— Какой вывод можно сделать?
В) Таблица №3
Два способа обозначения мягкости согласных;
С помощью гласных букв: е, ё, ю, я, и
С помощью «ь» знака
Г) Таблица №4
Мальчик [л,], [ч,]
Сережа [с,], [р,]
IV. Закрепление новой темы.
Работа у доски. Упражнение 4
А
Б
В
Г
Сентябрь[с`][т`][р`] Дождь
Звенеть
Пёс
Осень[с`][н`]
Большой
Играть
Песня
Школьник[л`][н`]
Пыль
Поле
Пять
Октябрь[т`][р`]
Берёзка
Грязь
Маленький
У → А теперь мы превратим твердый звук в мягкий. Я говорю вам слова мыл, а вы мне – слово мил.
— Я говорю вам слово мал – мял
— Я называю слово рад, вы отвечаете мне – ряд
— Теперь скажу я слово ров, и ваш ответ уже готов рев
Работа с пословицами.
А) Объяснить значение пословиц
Б) Назвать мягкие согласные в 2-х словах по выбору
Знания зовут, а делане ждут!
Труд человека кормит, а лень портит
Самостоятельная работа (перфокарты)
Работа индивидуальная
Самопроверка
(на экране готовые ответы)
Спиши . Выдели в [ , ] мягкие согласные.
Затем, составить, непонятно, сердито, правильно, Люда.
Спиши . Выдели в [ , ] мягкие согласные.
Отнести, охранять, передать, понять, погулять, просить.
V. Рефлексия (по вопросам)
— Чему сегодня мы научились на уроке?
— Какие два способа обозначения мягкости согласных вы узнали?
VI. Домашнее задание:
У. А теперь внимание, домашнее задание.
1. Правило на стр.20
2. Упражнение 7 стр.21
3. 10 слов записать, выделить в [ , ]мягкие согласные.
VII. Выставление оценок за урок.
infourok.ru
Урок русского языка в 5 классе «Согласные твёрдые и мягкие
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Тема: «Согласные твёрдые и мягкие»
Цели:
Тип : изучение нового материала.
Вид :урок – путешествие.
Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный.
Формаурока: фронтальная,индивидуальная.,парная. Технология : ИКТ, игровая. Оборудование : проектор, компьютер, карточки с заданиями, наглядности.
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: дать понятие о правилах произношения согласных звуков; проанализировать схему классификации согласных звуков;
УУД: личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других.
Планируемые результаты: учащиеся должны знать твердые и мягкие согласные, парные твердые и мягкие, твердые и мягкие, не имеющие пары, сигналы мягкости, графическое обозначение мягкости в транскрипции;
должны уметь различать на слух и правильно произносить твердые и мягкие согласные в составе слов, словосочетаний и предложений.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
2 слайд
1. Приветствие
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, милая земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Ребята, меня зовут Анна Алексеевна, и я проведу у вас сегодня урок русского языка
2.Постановка первичной цели урока
— Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие на воздушном шаре в волшебную страну, а какую — вы узнаете позже.
— Вот и наш воздушный шар. Для того чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными, правильно выполнять задания, работать дружно.
3. Проверка готовности к уроку
Учитель :
Ну-ка, посмотри, дружок.
Ты готов начать урок?
Все ли у тебя в порядке?
Ручка, книжки и тетрадки?
Ученики :
Да.
-Итак, ребята, впереди нас ждут испытания. Вы готовы с ними справиться?
— Ну, тогда в добрый путь!
4. Актуализация и систематизация знаний
-Каждый путешественник ведёт путевой дневник .Давайте сделаем первую запись — дату начала нашего путешествия. Итак, полетели.
5.Мотивация
— Чтобы попасть в волшебную страну, нужно пройти несколько станций
II. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия и осмысления и первичного закрепления
1.Организация наблюдения.
-Итак, начнём.
3 слайд
-Первая станция «Загадкино».
4 слайд.
— Перед вами не просто загадки- это метаграммы.
— Ребята, метаграммы — это загадки, в ответах которой нужно заменить одну букву на другую.
(например: Липа — лупа)
1.Я живу в дупле в лесу,
Грызть орешки я люблю.
Если сменишь е на у,
Я твой голод утолю. (белка-булка)
2. С и я в море – океане
Между скалами плыву.
С о мышей ловлю в чулане,
На печи в мороз лежу. (кит-кот)
5 слайд
3. С и – висит в лесу на ёлке,
Только это не иголки.
Вместо и подставишь а,
Она в руках у казака. (шишка -шашка)
4. От стыда или мороза
С е горю на теле.
Если сменишь е на у,
То служу Емеле.
6 слайд.
Булка белка
кот кит
шишка щека
шашка щука
2.Постановка проблемы.
Цель: воспроизвести раннее изученное, установить преемственные связи прежних и новых знаний.
— Прочитайте первые пары слов и назовите первые звуки в них.
— Это какие звуки гласные или согласные.
— Чем они различаются? (одни твёрдые, а другие мягкие)
— Ребята , а у нас ещё остались пары слов.
— Что вы о них скажите? Какие это звуки? ([ш] , [ш] — оба первые звука твёрдые, а [щ*] ,[щ] — оба звука мягкие.
— Да, ребята, не все звуки имеют пары по твердости/мягкости.
3.Целепологание.
Цель: подвести обучающихся к теме урока, сформулировать цель урока.
7 слайд.
— Сегодня на уроке мы будем говорить о твёрдых и мягких согласных
— Во время путешествия, мы будем находить в словах и твёрдые и мягкие согласные
— Узнаем, какие звуки не имеют пары по твёрдости/мягкости..
— Выясним, что является сигналами для мягких согласных звуков.
— Ребята, а как вы думаете, как называется страна, в которую мы держим путь? (Страна «Твёрдых и мягких соглссных»)
8 слайд
— Ребята, мы добрались до станции «Открытие»
— Откройте учебники на странице 127. И ознакомимся с материалом в красной рамке.
III. Формирование новых знаний.
Цель этапа: настроить на работу с учебником, выбрать нужную информацию самостоятельно.
— Какое открытие вы сделали, знакомясь с теоретическим материалом? (согласные звуки бывают парные и не парные)
9 слайд
Назовите парные звуки твёрдые и мягкие.
Назовите не парные — только мягкие. Только твёрдые
Какой значок используют для обозначения мягкости согласных в фонетике?
Обратите внимание на доску.
Этот значок по- научному называется апострОф, обозначается в транскрипции в правом верхнем углу, после согласного мягкого звука.
( на доске прикрепляется слово в транскрипции — [л*эй*ка]- после мягких согласных приклеить запятую.) а рядом слова апострОф.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
10 слайд
— Перед нами станция «Мягкая».
Карточка №1
Работа со словами.
1 вариант – выпишите слова, где есть мягкие звуки.
2 вариант – выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
Мать, дом, рысь, сталь, декабрь, сын, лань, забор, морс, фасоль, мост, лазурь.
(Проверка: дети зачитывают)
— Произнесите слова, которые вы выписали ( 1 вариант, затем 2 вариант).
— Ребята, а почему вы выписали одинаковые слова?
— Почему в словах с Ь звуков меньше, чем букв? (мягкий знак смягчает и звуком не является).
— Итак:
— Во-первых, ь знак является сигналом мягкости.
— Во- вторых, не является звуком.
11 слайд
Физкультминутка.
— Ноги затекли в корзине , разомнёмся.
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
— Ну, что, полетели дальше?
12 слайд
2)И перед нами станция «Сигнальная»
Карточка 2
(Приём «Закончи предложения»)
— Ребята, возьмите карточку № 2
— Перед вами незаконченные предложения, используя слова для справок, закончите их. Работайте в парах.
Чтобы быть здоровым, нужно каждый день…
Ведь спорт укрепляет…
Питание должно быть…
Каждому человеку, и особенно школьнику, необходимо соблюдать ….
Нужно как можно больше… и …
Только ….. человек будет……
Слова для справок: разнообразным, делать гимнастику, здоровье, быть на свежем воздухе и правильно питаться, активный, режим дня, здоровым.
— Ребята, смотрите, чтобы был смысл.
13 слайд.
Проверим.
— Прочитайте то, что у вас получилось..
— Ребята, а что это вы составили?(текст)
— Что такое текст? (Это когда предложения связаны по смыслу)
— Какова тема текста? (здоровый образ жизни)
— Все люди должны вести здоровый образ жизни.
— А теперь выпишите подчёркнутые слова.
— Одной чертой подчеркните мягкие согласные и следующую за ним букву двумя чертами .
-Назовите буквы, которые подчеркнули двумя чертами .
-Что это за буквы, как вы думаете?
-Эти буквы являются сигналами мягкости согласных звуков, но в этом задании представлены не все.
-Давайте откроем учебник на странице 128 и посмотрим все сигналы мягкости согласных звуков.
— А теперь обратимся к упражнению 278. Прочитайте слова нижней строчки.
упражнение 278.
— Прочитайте нижнюю строку.
— Какие встретились сигналы мягкости в словах?
— Не мешало бы подкрепиться
14 слайд
IV. Первичное закрепление знаний
Цель: организация работы обучающихся по закреплению изученного материала
-Подлетаем к станции «Витаминная»
1.(Игра «Разложи по корзинам»)
-У меня на столе три корзины. В одной лежат продукты, а две другие пустые. Вы берёте предмет и называете его. В сиреневую корзину вы кладёте продукты, в названии которых есть и твёрдые и мягкие согласные звуки, а в зелёную, в названии которых есть только твёрдые согласные звуки.
— Ребята, а вы обратили внимание, что не все продукты, которые вы разложили в корзинки полезные.
Как вы думаете, какие нужно поменьше кушать?
Самостоятельная работа.
Цель: проверка усвоенного материала
Резерв:
Карточка №3
-Ребята, перед вами слова. 1-й вариант — выпишите слова, в которых все
согласные звуки твёрдые; 2 вариант — все согласные звуки мягкие.
Лебедь, корова, молоко, племя, работа, неделя, серьги, лыжи, меч, щавель, жираф, фартук.
15 Слайд.
Проверим
— Ребята, а какое слово не выписали? (племя)
— В этом слове есть и твёрдые и мягкие согласные звуки.
16 Слайд.
— Ну что, наше путешествие подошло к концу. Мы добрались до страны «Твёрдых и мягких согласных.
V. Рефлексия деятельности.
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
-Так что же вы вынесли из нашего путешествия?
17 Слайд.
Приём «Закончи фразу»
—Сегодня на уроке я узнал…
-Сегодня на уроке мне понравилось
— Сегодня на уроке для меня было трудно…
— Сегодня на уроке мне запомнилось…
— Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно до начала и в конце путешествия? Почему?
18 слайд
— Дома §54, упр.280 (подобрать однокоренные глаголы с мягким согласным в конце корня)
19 слайд. (Эмоциональный настрой в конце урока.
Карта комбинированного урока Цель: усвоение новых знаний и применение ранее приобретенных навыков и умений Этап урока Время Приемы и методы Содержание деятельности Организация начала урока 1мин Мотивация учебной деятельности 2мин «Удивляй» Учитель сообщает интересный факт, подробнее о котором узнаем на уроке Проверка домашнего задания 10мин 1.«Снежный ком» 2. «Светофор» Актуализация опорных знаний 3 мин 1.Устный тест Тест на экране Изучение нового материала 8 мин «Шерлок Холмс» Учащиеся, работая с материалом учебника, составляют вопрос к тексту. Кто больше? Первичная проверка усвоения знаний 3мин 1.«Паучки» 2. Анкета Составление схемы Отвечают на вопросы по теме Первичное закрепление знаний 5 мин 1.Самостоятельная работа 2.Тест Контроль и самопроверка знаний 2мин Групповая работа Работает консультант – сильный ученик; можно взаимопроверку провести, проверка по учебнику. Подведение итогов урока. Рефлексия 4 мин 1.Слово учителя 2 Незаконченное предложение Оценивание работы учащихся Учащиеся заканчивают предложение « Я узнал, что…» Информация о домашнем задании 4мин 1.Одно задание на двоих 2.Ярмарка — продажа Индивидуальное задание Учитель устанавливает каждому заданию балльную цену
infourok.ru
Урок русского языка в 5 классе на тему «Согласные твердые и мягкие»
Разработка урока русского языка
в 5б классе
Согласные
твердые и мягкие
Тема урока: Согласные твердые и мягкие.
Цель урока: повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;
развивать навык характеристики согласных звуков по твердости-
мягкости, закрепить умение строить текст;
развивать речь обучающихся;
воспитывать любовь к матери.
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ
Оборудование: слайдовая презентация урока, таблички, учебник.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
СЛАЙД № 1
II. Повторение пройденного материала. Вопросно-ответная беседа.
1) Что изучается в фонетике?
2) Что изучается в графике?
3) Сколько в русском языке букв?
4) Сколько в русском языке звуков?
5) На какие 2 группы делятся звуки?
6) Какими бывают гласные?
7) Какими бывают согласные?
8) Чем отличаются буквы и звуки?
9) Чем отличаются буквы Ъ и Ь от других букв?
10) Какие изменения, происходящие со звуками, мы изучали
на предыдущем уроке?
(позиционные чередования звуков
СЛАЙД № 2
СЛАЙД № 3
III. Поэтическая минутка.
СЛАЙД № 4
Если слышишь парный звук, будь внимателен, мой друг,
парный сразу проверяй, слово смело изменяй:
«зуб» на «зубы», «лед» на «льды» — будешь грамотным и ты.
— Где растет морковь? — На грядках.
— Буквы пишут где? — В тетрадках.
— Чистим что мы? — Зубки.
— Надеваем в холод? — Шубки.
— Любим все? — Снежки, салазки.
— А читаем часто? — Сказки.
Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!
— Грядка. Нет чего? — Нет гряДок.
— А тетрадка? — Нет тетраДок.
— Зубки! — Изменили – зуБы.
— Шубки! — Проверяем – шуБы.
Ждем снеЖинок и салаЗок. И побольше чудных скаЗок.
IV. Игра «Невидимка».
-А теперь, ребята, давайте поиграем. На доске слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Кстати, есть там такое, внутри которого прячутся два разных слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова-невидимки. (Обучающиеся находят и записывают слова лень, наряд, кран, лещ, рад, мел, ель, мех)
СЛАЙД № 5
— Видите, ребята, изменение одного только звука полностью меняет лексическое значение слова. А слова «мел» и «мель» различаются только тем, твердым или мягким звуком оканчивается слово. Именно об этом сегодня мы и будем говорить. Записывайте тему сегодняшнего урока.
СЛАЙД № 6
V. Введение нового материала.
1. Наблюдение за словами.
СЛАЙД № 7
-Обратите внимание, ребята, как мягкий знак изменяет слово и его лексическое значение. Меняется звуковой состав слова. Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки. Практически все слова русского языка имеют пару по твердости-мягкости. Но есть и такие, которые не могут образовать такой пары. Это согласные [ж], [ш], [ц] – они не могут образовать мягкой пары; и [ч’], [щ’], [й’] – они не могут образовать твердой пары.
2. Работа по таблице.
СЛАЙД № 8
(Обучающиеся записывают согласные звуки в тетрадки).
3. Работа с учебником. Чтение теоретической части учебника (стр. 107-108).
4. Наблюдение за словами и звуковым составом.
СЛАЙД № 9
5. Физминутка.
VI. Закрепление материала.
1. Выполнение упражнений 270, 274 (устно), 271 (письменно).
2. Игра «Превращения».
СЛАЙД № 10
3. Развитие речи. Создание текста.
СЛАЙД № 11
— Посмотрите на экран. Что нужно сделать, чтобы набор слов стал текстом?
(Ребята создают свои тексты, затем проверяют по следующему слайду).
СЛАЙД № 12
VII. Музыкальная минутка. Исполнение «Гимна гласным и согласным».
СЛАЙД № 13
VIII. Домашнее задание.
Упражнение 30 (стр.88)
СЛАЙД № 14
IX. Итоги урока.
Выставление оценок за урок.
infourok.ru
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
1. Организационный момент | (2 слайд) Звенит звонок, Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке. | Готовятся к уроку, записывают дату и
классная работа. Слушают. | ||||||
2. Стадия вызова Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах | (3 слайд) Давайте вспомним, какой
раздел русского языка мы изучаем? Что мы изучаем
в этом разделе? (составляем кластер) (4 слайд) У вас на столах лежит письмо, откройте его. Что в письме? (загадки) Работа в парах. Отгадайте загадки, запишите в тетрадях полученные пары слов. Они нам помогут определить тему урока, о каких звуках мы будем говорить на сегодняшнем уроке. | Отвечают на вопросы- изучаем фонетику,
единицы которой составляют звуки. Звуки делятся
на гласные и согласные. Открывают конверты, отгадывают загадки, записывают слова в тетрадь. Формулируют тему урока. | ||||||
Задачная формулировка темы урока. | Я с л’ смягченным – под землей, Бываю каменный и бурый, А с твердым – в комнате любой, В геометрической фигуре. (Уголь – угол) С твердым л я на стене, Вы, я думаю, догадались, о каких звуках говорится в загадках. Сформулируйте тему нашего урока. | |||||||
(5 слайд) Тема урока: “Согласные
твердые и мягкие” (6 слайд) Произнесите слова: Уголки — угольки — Чем отличаются эти слова друг от друга? | Записывают тему урока: “Согласные
твердые и мягкие” Отвечают на вопрос, что слова отличаются значением, на которое влияет произношение согласных звуков. В одних словах произносится твердый согласный звук – уголки, банка, а в других – мягкий – угольки, банька. | |||||||
3. Стадия осмысления. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. | (7 слайд) Давайте вспомним, что мы
знаем уже о данных согласных и заполним “Таблицу – ЗХУ” (таблица заполняется после обсуждения).
| Учащиеся заполняют таблицу, сначала
индивидуально заполняют первую колонку, затем
обмениваются в парах и формулируют общее
предложение для обсуждения. Каждая пара сообщает свое предложение, каждая последующая пара дополняет, при этом каждое предложение обсуждается. | ||||||
— А третий столбик получится сейчас
заполнить? Почему? (заполним в конце урока, когда поближе познакомимся с темой урока) — Ребята, на что похожи предложения, которые вы записали во втором столбике? (на цели урока). — Какую общую цель поставим сегодня на уроке? (8 слайд) |
Учащиеся формулируют цель урока. | |||||||
(9 слайд) 1. Распределите рисунки на две группы по признаку мягкости – твердости согласных звуков в словах и запишите слова в два столбика. Практически все согласные русского языка имеют пару по мягкости – твердости. Но есть такие согласные, которые не могут образовать такой пары. 2. Перед вами на столе находится карточка. Распределите согласные буквы в соответствии их звуков по твердости и мягкости, выделите парные и непарные. (работают в парах) Б в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щ (11 слайд) Давайте проверим полученный результат. (показывается слайд с парами согласных, непарные согласные)
|
Учащиеся распределяют согласные звуки в две колонки, выделяют парные и непарные звуки. | |||||||
2. Выполните упражнение № 278. Ударь – ударь, подарок – подари, дар – дарю, воз – везли, нос – нёс, Иван – Ваня — Как обозначаются на письме мягкие согласные? (12 слайд ) (сигналы мягкости : Ь е ,ё, я , ю , и) | Учащиеся выполняют упражнение, подчеркивают сигналы мягкости, делают вывод. | |||||||
3. Где можно использовать полученные
знания? Произнесите слова: Музей — з’, текст — т’, тема — т’ (соблюдение норм правильного произношения) Обратите внимание, как в транскрипции обозначается мягкость звука. (апострОф) Составьте и запишите предложение со словом музей. | Учащиеся произносят слова, слово апостроф, составляют предложение со словом музей. Зачитывают полученные предложения. | |||||||
3. Физкультминутка | Во время физкультминутки проводится
игра. “Верю – не верю” Учитель говорит классу высказывание, связанное с темой урока. — Если учащиеся верят, то встают, протягивают руки вверх и говорят: “Это очевидно” — Если не верят, то садятся на корточки, закрывают уши и говорят: “Даже слушать не хочу” — Если не уверены, то берут руками за голову, кружатся и приговаривают: “Ой, не знаю! Ой, не знаю!” 1. Мягкий знак – сигнал мягкости. 2. У звука Й есть твердый парный звук. 3. Звук Ч не имеет парный твердый звук. 4. Для ударения нужен апостроф. 5. И, Ю, Я – сигналы мягкости Что-то мы узнали, в чем-то мы ошиблись, но это не мешает нам быть дружным классом, понимать друг друга. | |||||||
4. Закрепление материала урока. | 4. Работаем в парах. У каждой пары карточка с заданиями. 1) Найдите и запишите слова, в которых все согласные мягкие. Моль, ночь, печь, шерсть, жизнь, лечит, метель. (ответ: печь, метель) 2) Найдите и запишите слова, в которых все согласные твердые. Широта, пламя, холод, машет, поляна, весло, лист, торт (ответ: широта, машет, торт) — С какими трудностями встретились? 5. (15 слайд) Работа с текстом. Списать и вставить попущенные буквы. Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо з..л..тилось, светлые столпы, как пишут их на ц…рковных картинах. Стадо овец серело вп…реди, старик – пастух с подпаском сидели на меже. (И.Бунин) — Найти в тексте 1 слово с мягкими согласными, к согласным подобрать пару по твердости/ мягкости. — Подчеркнуть сигналы мягкости в тексте. — Работа будет проверена после сдачи тетрадей на проверку. | Учащиеся работают в парах, зачитывают свои ответы, аргументируют свой выбор, обсуждается выбор слов | ||||||
5. Итог урока. | (16 слайд) Давайте вернемся к началу
нашего урока и закончим таблицу. Вспомним, что
хотели узнать на уроке. Что мы узнали на сегодняшнем уроке?
(17 слайд) Заканчивая сегодняшний урок, я бы хотела предложить вам добавить в наш кластер понятия сегодняшнего урока. Работаем в группах.
Учащиеся записывают все то, о чем говорили на уроке, соединяют линиями. Затем заполняем кластер, опираясь на предложения от каждой группы и на их аргументацию. | Учащиеся делают вывод урока,
заполняется третья колонка таблицы: узнали что
обозначается мягкость согласных при
фонетической записи при помощи апострофа, мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, также мягким знаком (ь), нужно соблюдать нормы произношения согласных в словах. В группах обдумывают оформление кластера, заслушиваем ответы от групп, обсуждаем. | ||||||
IV. Рефлексия На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. V. Домашнее задание | (18 слайд) — Сегодня на уроке я узнал(а) … — Мне было интересно узнать, что … — Новые знания пригодятся мне, чтобы … — На следующем уроке мы продолжим изучать характеристики согласных звуков и дополним наш кластер. — Оценки за урок. Упр. 279, проанализируйте выделенные слова с мягкими согласными. Найдите сигналы мягкости, подчеркните их. |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок русского языка по теме «Мягкие и твердые согласные звуки»
Разделы: Начальная школа
Цель: создание условий на уроке для усвоения данной темы.
Задачи:
- научить способам обозначения мягкости и твердости согласных звуков;
- развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, умение производить звуковой анализ слов;
- воспитывать аккуратность, умение работать в группах (сотрудничество)
Оборудование: учебник «Русский язык» часть 1 (автор Т.Г. Рамзаева), карточки для индивидуальной работы, конверты с заданиями для групповой работы, 3-цветные фишки (для оценивания).
Ход урока
1. Организационный момент.
— Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.
Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! Ведь девизом нашего урока являются слова «Добрая улыбка стоит 1000 слов!»
— Кто еще не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически-активные точки лицевой части головы).
«Паутинка – разминка» (блиц – опрос) с использованием мяча:
— Жи-ши пиши (с буквой и)
— Ча-ща пиши (с буквой а)
— Чу-щу пиши (с буквой у)
— Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)
— Сколько букв в русском алфавите? (33)
— Назовите 3 последние буквы алфавита (э ю я)
— Наша речь состоит (из предложений)
— Предложения (из слов)
— Главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
— Звуки мы (говорим, слышим)
— Буквы мы (пишем, читаем, видим)
— Какой сегодня день? (13 ноября, четверг)
2. Минутка чистописания.
Готовим пальчики к письму (пальчиковая гимнастика).
— Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику:
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?
Если я – капуста.Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.
— Натянули «волшебные перчатки», прописываем первую строчку:
3. Актуализация знаний.
— Найдите лишнюю букву. (ь знак звука не обозначает)
— Обратите внимание на буквы Е Ё Ю Я.
— Что вы можете сказать про эти буквы? (эти буквы обозначают гласные звуки; они «хитрые», т.к. обозначают 2 звука в некоторых словах) Приложение № 1.
— Например:
— Но кроме этого, эти гласные выполняют еще одну очень важную роль в словах. Какова их роль? Как помогают гласные согласным? Вот на эти вопросы предстоит нам ответить на уроке.
Вторая строчка – письмо с «ловушками» (зажигаем «фонарики» в опасных местах)
дер . во
друз . я
корен.
чел . век
— Как связать (соединить) эти слова по смыслу, чтобы получилась пословица?
(Дети высказывают свои предположения).
Дерево живет корнями, а человек – друзьями. /Человек без друзей, что дерево без корней/
— В чем смысл этой пословицы? Как вы понимаете эту пословицу? Запишите.
4. Постановка проблемы.
— Распределить слова на группы (карточки слов – на доске):
- Лук
- Варя
- Ров
- Ряд
- Огонь
- Ель
- Оля
- День
- Рад
- Таня
- Рёв
- люк
(Дети предлагают различные способы деления на группы, обосновывая свой выбор).
— Запишите в тетрадях первый и второй столбик слов: Приложение № 2; Приложение № 3.
лук [л] |
|
|
люк [л’] |
|
|
Варя |
|
|
ель |
ров [р] |
|
|
рёв [р’] |
|
|
Оля |
|
|
день |
мал [м] |
|
|
мял [м’] |
|
|
Таня |
|
|
огонь |
— Что общего в этих словах? Чем они отличаются? Сформулируйте тему урока (Мягкие и твердые согласные.)
5. Решение проблемы.
— Посмотрите внимательно на слова 2-го столбика. В этих словах есть ь знак? (Нет)
А почему согласные звучат мягко? (помогают гласные)
Вывод: не только ь знак, но и гласные е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных
— Сверяем наши выводы с правилом в учебнике на стр. 83. Записываем в тетрадь в виде схемы.
Физкультминутка (музыкальная) Приложение № 4.
6. Первичное закрепление.
Индивидуальная работа по карточкам:
- 1 вариант — выписать слова с твердыми согласными
- 2 вариант – выписать слова с мягкими согласными
Взаимопроверка. Кто не сделал ни одной ошибки – погладьте себя по голове.
7. Повторение. Работа в группах. Приложение № 5.
В конвертах находятся слова на карточках разного цвета. Задание: распределить слова в три группы по определенным признакам.
Как проверить себя? Перевернуть карточки со словами, если в одном столбике слова одного цвета, значит задание выполнено верно.
8. Итог. Оценивание фишками
— За что бы вы себя могли похвалить?
— Какие трудности встретились на уроке?
9. Домашнее задание (по учебнику с.83 упр.143)
7.05.2009
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Согласные твердые и мягкие»
Разработка открытого урока русского языка
в 5 классе
Согласные
твердые и мягкие
Разработала и провела учитель
русского языка и литературы
Додонова Ирина Ивановна
Тема урока: Согласные твердые и мягкие.
Цель урока: повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;
развивать навык характеристики согласных звуков по твердости-
мягкости, закрепить умение строить текст;
развивать речь обучающихся;
воспитывать любовь к матери.
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ
Оборудование: слайдовая презентация урока, таблички, учебник.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
СЛАЙД № 1
II. Повторение пройденного материала. Вопросно-ответная беседа.
1) Что изучается в фонетике?
2) Что изучается в графике?
3) Сколько в русском языке букв?
4) Сколько в русском языке звуков?
5) На какие 2 группы делятся звуки?
6) Какими бывают гласные?
7) Какими бывают согласные?
8) Чем отличаются буквы и звуки?
9) Чем отличаются буквы Ъ и Ь от других букв?
10) Какие изменения, происходящие со звуками, мы изучали
на предыдущем уроке?
(позиционные чередования звуков)
СЛАЙД № 2
СЛАЙД № 3
III. Поэтическая минутка.
СЛАЙД № 4
Если слышишь парный звук, будь внимателен, мой друг,
парный сразу проверяй, слово смело изменяй:
«зуб» на «зубы», «лед» на «льды» — будешь грамотным и ты.
— Где растет морковь? — На грядках.
— Буквы пишут где? — В тетрадках.
— Чистим что мы? — Зубки.
— Надеваем в холод? — Шубки.
— Любим все? — Снежки, салазки.
— А читаем часто? — Сказки.
Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!
— Грядка. Нет чего? — Нет гряДок.
— А тетрадка? — Нет тетраДок.
— Зубки! — Изменили – зуБы.
— Шубки! — Проверяем – шуБы.
Ждем снеЖинок и салаЗок. И побольше чудных скаЗок.
IV. Игра «Невидимка».
-А теперь, ребята, давайте поиграем. На доске слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Кстати, есть там такое, внутри которого прячутся два разных слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова-невидимки. (Обучающиеся находят и записывают слова лень, наряд, кран, лещ, рад, мел, ель, мех)
СЛАЙД № 5
— Видите, ребята, изменение одного только звука полностью меняет лексическое значение слова. А слова «мел» и «мель» различаются только тем, твердым или мягким звуком оканчивается слово. Именно об этом сегодня мы и будем говорить. Записывайте тему сегодняшнего урока.
СЛАЙД № 6
V. Введение нового материала.
1. Наблюдение за словами.
СЛАЙД № 7
-Обратите внимание, ребята, как мягкий знак изменяет слово и его лексическое значение. Меняется звуковой состав слова. Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки. Практически все слова русского языка имеют пару по твердости-мягкости. Но есть и такие, которые не могут образовать такой пары. Это согласные [ж], [ш], [ц] – они не могут образовать мягкой пары; и [ч’], [щ’], [й’] – они не могут образовать твердой пары.
2. Работа по таблице.
СЛАЙД № 8
(Обучающиеся записывают согласные звуки в тетрадки).
3. Работа с учебником. Чтение теоретической части учебника (стр. 107-108).
4. Наблюдение за словами и звуковым составом.
СЛАЙД № 9
5. Физминутка.
VI. Закрепление материала.
1. Выполнение упражнений 270, 274 (устно), 271 (письменно).
2. Игра «Превращения».
СЛАЙД № 10
3. Развитие речи. Создание текста.
СЛАЙД № 11
— Посмотрите на экран. Что нужно сделать, чтобы набор слов стал текстом?
(Ребята создают свои тексты, затем проверяют по следующему слайду).
СЛАЙД № 12
VII. Музыкальная минутка. Исполнение «Гимна гласным и согласным».
СЛАЙД № 13
VIII. Домашнее задание.
СЛАЙД № 14
IX. Итоги урока.
multiurok.ru