Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Слово и предложение»
Разделы: Русский язык, Начальная школа
Цель: показать для чего в речи нужны слова, что слова могут обозначать; как из слов можно построить предложение, чем слово отличается от предложения; развивать речь учащихся, применять изученные правила во время урока; приучать к самостоятельности, учить работать в парах.
Оборудование:
- учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 2класс, 2 часть.
- дидактический материал к учебнику «Русский язык» 2 класс М.Н.Измайловой, Ф.Н.Хакимовой
- Презентация к уроку;
- тесты.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Приветствие учащихся.
– Дыхательная гимнастика.
2. Минутка чистописания
– Отгадайте загадку.
Замела я всё вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла. (Зима.)
– Выделить первый звук в слове-отгадке.
– Дать характеристику этому звуку. (Согласный,
мягкий, звонкий, парный. На письме обозначается
буквами Зз)
Написать в тетради: ЗзЗ зЗз ЗзЗ зЗз
– Какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете?
(Мороз невелик, да стоять не велит. Готовь сани
летом, а телегу зимой. и др.)
3. Сообщение темы и целей урока
– Когда вы сказали отгадку, что вы произнесли? (Слово)
– Пословица – это что? (Предложение)
– Тема нашего урока: Слово и предложение. На
протяжении всего урока мы понаблюдаем над тем,
чем слово отличается от предложения.
4. «Открытие» нового знания
1) Снежная выдалась в этом году зима. И в наш класс занесло несколько снежинок. Прочитайте слова, которые на них написаны, пока они не растаяли.
м..роз вет..р б..рёза к..ньки сн..ж..нки
– Что общего у этих слов? (Обозначают
предметы)
– Разделить слова на группы: двусложные и
трёхсложные; множественного и единственного
числа.
– Какое слово «лишнее»? (Слово снежинки, т.к. в
этом слове безударные гласные можно проверить.
Остальные слова словарные, т.к. их написание
нужно запомнить.)
– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие
предмет?
– Запись этих слов в столбик, с полным разбором
(постановка ударения, подчеркивание безударных
гласных, объяснение)
2) К каждому из этих слов подберите слова, обозначающие признак предмета и записать во второй столбик.
3) Подобрать и записать в третий столбик слова, обозначающие действия предметов.
ветер резкий дует
мороз жгучий стоит
коньки новые лежат
берёза тонкая качается
снежинки красивые падают
– Для чего же нужны слова? (Чтобы назвать предметы, их признаки, действия)
5. Работа по теме урока
– Что можно составить из слов? Что для этого нужно сделать? (Надо переставить слова и соединить их по смыслу)
снежинки красивые падают
Падают белые снежинки.
– Что же такое предложений? Как оформляется
предложение на письме?
– Чем отличается слово от предложения?
Чтение правила на с.4 учебника «Русский язык» (2
часть) Т.Г.Рамзаевой.
Запись предложения в тетради. Подчеркнуть
главные члены предложения.
ФИЗМИНУТКА (танец под песенку «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино»)
6. Закрепление изученного материала
1) Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 2 класс М.Н.Измайлова, Ф.Н.Хакимова, с.43 №3
– Назвать все признаки предложения. Составить из слов предложения. В каких словах встретились изученные орфограммы? Какие знаки поставили в конце предложений? Почему?
- Что за прелесть эти сказки?
- В темнице там царевна тужит.
- Любишь ли ты сказки?
– Разделить слова: сказки, царевна на
слоги и для переноса. Что обозначают эти слова?
– Почему некоторые слова отвечают на вопрос КТО?,
а другие на вопрос ЧТО?
2) Дидактический материал с.43 №4. Работа в парах.
Выписать: 1 варианту предложения, где нужно
вставить слова, отвечающие на вопрос ЧТО?;
2 варианту предложения, где нужно вставить слова,
отвечающие на вопрос КТО?
Взаимопроверка.
7. Тест
1. Из каких слов можно составить предложение?
- хорошо, ветер, ворона
- плывут, хмурые, слова
- пальто, город, надела
- пора, осенняя, наступила
2. В какой строчке записано предложение?
- Перед школой
- Полил теплый дождь.
- Пишут, читают
3. Из чего состоят предложения?
- из слогов
- из слов
- из букв
- из звуков
4. Что такое предложение?
- набор отдельных слов
- слова, связанные по смыслу и выражающие законченную мысль
- словосочетание
- скороговорка
5. О ком говорится в предложении?
Пролетают паутинки с паучками в серединке.
- о серединке
- о паучках
- о паутинках
- о том, что пролетают
8. Подведение итога урока
9. Рефлексия
14.07.2012
Поделиться страницей:Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: «Слово и предложение». УМК «Школа России»
МБОУ «Бетькинская СОШ»
Школа превосходства.
Урок русского языка во 2 классе.
Тема урока: «Слово и предложение».
УМК «Школа России»
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: показать для чего в речи нужны слова, что слова могут обозначать; как из слов можно построить предложение, чем слово отличается от предложения
Задачи урока:
—образовательные: учить отличать слово от предложения;
— развивающие: развивать наблюдательность, умение сравнивать, используя приёмы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала;
— воспитательные: воспитывать умение работать в паре; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.
Метапредметные результаты, формируемые на уроке
Регулятивные: умение организовывать свои действия, ставить перед собой цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану.
Познавательные: дать понятие о предложении и значении слова в речи.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, работать в паре.
Личностные:
— формировать положительное отношение к учебе, бережное отношение к книге
Ход урока
I.Организационный этап.
Приветствие.
— Здравствуйте, ребята! — Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас сегодня гости. — Поприветствуйте их (дети поворачиваются к гостям и здороваются).
— Садитесь, пожалуйста.
— Поприветствуйте своих партнеров по плечу, по лицу.
II. Самоопределение к учебной деятельности.
А) Слайд № 3 (работа над пословицей)
Запись в тетради. Число, классная работа. Минутка каллиграфического письма.
Одна голова — хорошо, две – лучше.
-Как вы понимаете эту пословицу?
Б) Повторение об изученных opфограммах.
-А сейчас мы посмотрим (Организационный этап) как вы умеете работать дружно. Работаем в структуре КОНЭРС.
-Ребята, подумайте, какое правило вы легко можете объяснить и оно вам наиболее понятно, не обсуждая друг с другом.
-Партнёры под № 1 возьмут 1 большой лист, разделят его на 4 части и раздадут каждому из вас.
— Теперь возьмите листочки, ещё раз подумайте и напишите название вашего угла.
-Посмотрите. Кто выбрал угол «Перенос слов»- вот ваш угол, кто выбрал угол «Разделительный мягкий знак
»- вот ваш угол. А сейчас встаньте, задвиньте стульчики и подойдите к своему углу. Найдите пару, поприветствуйте друг друга и за 30 сек. расскажите своему партнёру всё, что знаете о данной орфограмме. Докажите правильность своего выбора. Начинает тот, кто выше ростом.(спросить одного участника каждого угла)
-Молодцы, поблагодарите друг друга и займите свои места.
— Вы любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно, отвечайте правильно. (Слайд 4 Загадки: картинки
1) Прибор для глажения (Утюг).
2) Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита (Книга).
3) Что растёт вниз головой. Не летом растёт, а зимой (Сосулька).
4) Кто зимой в берлоге
Лакомится лапой?
Ну, конечно, это Мишка … (Косолапый).
5) Зимой и летом одним цветом (Ёлка).
6) Кто летом в шубе серой , а зимой – белой?(Заяц)
(Слайд 5-6 ) Слова и предложения
-Сравните верхнюю и нижнюю запись
(Ответы детей)
III. Целеполагание.
— Кто догадался о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(о словах и предложениях)
— Тема нашего урока: «Слово и предложение».
— Давайте, наметим план нашей дальнейшей работы.
— Что бы вы хотели узнать о словах и предложениях?
Слайд № 7.
— Что называют слова?
— Что такое предложения?
-Как отличить предложение от слова?
IV. Решение проблемы.
Катя и Саша играли в школу.
-Катя говорит, посмотри, какие красивые слова я записала
(слайд 8) дружба, дворец, весёлый, светит
– А Саша сказал: А я записал предложения. (слайд8) Утро. Рассвет. Начинается день.
Посмотрев на Сашину запись, Катя сказала, что у него тоже записаны слова.
Саша с ней не согласился, сказав, что он написал предложения.
— А Катя утверждала, что Саша написал слова
-– Подумаем вместе. Права ли Катя?
— Перед нами проблема:
ПРОБЛЕМА: ОТЛИЧИЕ СЛОВА ОТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ( слайд 9)
Открытие новых знаний
— Сейчас подумаем над проблемой.
— Как отличить слово от предложения?
— (Слайд 10) Давайте прочитаем Катины слова. Что они называют?
(предмет, признак, действия — вопросы) слайд 11
— Прочитаем Сашину запись.
— Что вы можете сказать о предложении? (Слайд 12)
— Так чем же предложение отличается от слов?
Слайд – вывод 13
V. Физминутка.
VI. Работа по учебнику.
На стр.4, прочитайте вывод. Подумайте. Совпадает ли наш вывод с определением в учебнике.
Слайд 14
V. Итог урока. МИКС ПЭА ШЭА.
1.Звучит музыка. ( Дети встают, задвигают стулья и произвольно танцуют.)
2.Музыка выключается.
— Образуйте пары. Дети приветствуют друг друга и встают парами.
3. Учитель задаёт вопрос.
— Объясните, партнеру, что называют слова?
. (спрашиваю 2 человека)
4. Снова звучит музыка.
— Чем отличается слово от предложения?
VII . Рефлексия.
-Понравился ли вам урок? Чем? Ребята, что нового вы узнали на уроке?
-Решили ли мы поставленные задачи?
У вас на столах лежат «Смайлики» (грусть, веселье). Сейчас мы с вами определим, понравился ли вам урок, с каким настроением вы уходите с урока. Выберите свой «Смайлик» и поселите его на нашу полянку.
VIII. Д/з. слайд 15 Стр. 4, упр. 226, правило с.4. Ребята, может кто — то выполнит и др. задание. Составьте рассказ о наступлении весны.
kopilkaurokov.ru
Урок русского языка во 2 классе по теме «Предложение»
Урок русского языка во 2 классе
Тема урока: Предложение
Цель: систематизировать знания второклассников о слове, предложении;
— повторить ранее изученный материал по орфографии и грамматике,
— строить урок на основе здоровьесберегающих технологий;
— развивать умение работать в паре, в группе;
— развивать речь обучающих, обогащать их словарный запас;
— развивать итоговую самооценку и взаимоконтроль;
— продолжить формировать интерес к изучению русского языка через игровой сюжет, смену видов деятельности, разнообразные формы работы.
Метапредметные умения:
Познавательные:
— различать типы текстов и обосновывать свое суждение;
— уметь озаглавливать текст, учитывая тип текста;
— работать с моделями и схемами;
Регулятивные:
— соотносить учебные действия с учебной задачей.
— соотносить учебные действия с известным алгоритмом;
— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
— оценивать свою деятельность и деятельность работы группы.
Коммуникативные:
— формулировать понятные высказывания, используя термины;
— формировать умения взаимодействия в группе и паре.
Личностные:
— формировать положительное отношение к учебе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Встали прямо, успокоились, настроились на работу.
Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.
Наш урок, я хотела бы начать с загадки:
Есть у радости подруга
В виде полукруга
На лице она живет,
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится
Грусть тоска ее боится.
(улыбка)
— Правильно, и я надеюсь, что все вы чувствуете себя хорошо, и настроены на рабочий лад. Улыбнитесь друг другу! Повернитесь и улыбнитесь гостям.
-Ребята, покажите своё настроение. Если хорошее – покажите солнышко, если грустное – тучкой. А своё настроение я обозначу одним большим солнышком.
2. Минутка чистописания
-Итак, запишем дату и классная работа.
Посмотрите в слове названия месяца убежала буква, а кто знает какая буква убежала (буква б)
Сейчас, ребята , мы повторим написание заглавной и строчной букв «Бб» (показ письменных образцов) .
3. Словарная работа.
— Даны слова из словаря. Прочитайте их про себя. Дайте задание классу.
(Записать в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.)
в . р . бей
в . рона
с . бака
с . рока
(самопроверка по словарю)
— Что общего у всех этих слов?
— Какие слова можно связать, объединить в одну группу? (птиц)
— А ещё? ( всех животных; одушевлённые все слова, кроме СОБАКИ, т.к. нет буквосочетания –ОРО- )
— Но что связывает все эти слова? (безударная гласная О)
— Посмотрите на слайд и расскажите о собаке.
— Что вы использовали в своей речи, чтобы рассказать о собаке? (Предложения)
4. Мотивационно-целевой этап
— О чем пойдет речь на уроку? (О предложении)
-Сформулируйте тему урока? (Предложение)
— Какова цель нашего урока.
— повторить…
— закрепить…
— обобщить….
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем по теме «Предложение».
-Работать будем по плану:
1. Повторение признаков предложения.
2. Составление предложений из слов.
3. Оформление предложений на письме.
5. Операционно-деятельностный этап. Обобщение изученного материала
1) Работаем в парах. Перед вами на столе карточка. Найдите предложение.
Наступила поздняя осень.
листья жёлтые
дождь, яблоко, звёздный, красный.
слон зелёное рисует яркий
Почему вы так решили? Докажите.
2) Закончите фразы:
1. Предложение состоит из… слов
2. Предложение выражает … законченную мысль
3. Первое слово в предложении пишется… с большой буквы
4. Слова в предложении связаны … по смыслу
5.В конце предложения ставится …точка, вопросительный знак, восклицательный знак.
3) Составьте предложение из слов.
Перелетные птицы улетели в теплые края.
Самопроверка.
4) Работа в группах. Постановка знаков препинания в конце предложения.
Возьмите маленькие конверты. В них задание каждой группе.
Составьте предложение из слов и прочитайте его так, передавая голосом знак препинания в конце предложения.
Пушистый снежок лег на землю.
1 группа — сообщите
2 группа — задайте вопрос
группа — выразите радость.
Рефлексивно-оценочный этап
Мини –тест:
Вопрос № 1
Предложение состоит из…
слов
слогов
слов и слогов
Вопрос № 2
Предложение выражает …
эмоции говорящего
законченную мысль
мысли говорящего
Вопрос № 3
В конце предложения ставится …
точка, восклицательный знак
запятая, точка
точка, восклицательный знак, вопросительный знак
Вопрос № 4
Какое предложение записано правильно?
Девочка играла с куклой
Ярко светит солнце.
собака зарычала на кота.
Вопрос № 5
В каком предложении нужно поставить вопросительный знак?
Расскажи, как ты учишься
Скажи, что хорошо
А ты знаешь правила
Вопрос № 6
Первое слово в предложении пишется…
красиво
правильно
с большой буквы
Вопрос № 7
Сколько здесь предложений?
«наступил вечер зажигаются фонари на улицах города люди спешат домой»
2
3
4
Коллективная проверка
Рефлексия
Итог урока
Сегодня вашему вниманию был предложен урок русского языка в 3 классе по программе «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Тема урока «Предложение»
Поэтому на уроках использую дифференцированный подход для развития каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и интересов.
Я определила следующие цели и задачи урока:
обобщить знания о случаях написания безударного окончания имени существительного;
отработать орфограмму «Буквы о-е в окончаниях существительных после шипящих и ц»
тренировать в написании безударных окончаний;
развивать орфографическую зоркость;
продолжать работу по развитию памяти, речи, мышления,
развивать интерес к предмету;
воспитывать дисциплинированность, усидчивость, внимательность.
Поставленная цель реальна, достижима и целесообразна.
На уроке мы работали с учебником, рабочей тетрадью «Пишем грамотно».
Учитывая место урока в теме (это последний урок по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных») и характер содержания урока определила тип урока – закрепление изученного материала.
Особенности содержания урока, его тип и возрастные особенности обусловили выбор формы урока. Это стандартный урок (форма общения индивидуальная, коллективная).
В рамках выбранной формы урока я сконструировала его из следующих структурных элементов:
Организационный момент.
Цель: мотивировать деятельность учащихся на уроке;
Эмоционально настроить детей на работу.
2. Словарно – орфографическая работа.
Цель: включение нового словарного слова в письменную речь учащихся.
На этом этапе использовала первичное зрительное восприятие учащимися словарного слова, развивала речедвигательную и моторную орфографическую память, работала над лексическим значением словарного слова.
3. Сообщение темы и цели урока.
Цель: настроить на предстоящую работу.
4. Актуализация знаний.
Цель: активизировать мыслительную деятельность;
Создать положительную мотивацию к повторению изученного материала.
5. Закрепление изученного материала.
Цель: обеспечение прочности и систематизации знаний пройденного материала
На этом этапе использовала фронтальную и самостоятельную работу. Формировала у школьников умение использовать полученные знания в ходе практической и самостоятельной работы.
6.Итог урока.
Цель: формирование вывода по данной теме.
Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся, на уроке выбраны следующие методы и приемы:
1. По источнику знаний:
Словесные.
Наглядные.
Практические.
2. В зависимости от характера познавательной деятельности:
Проблемный метод.
Частично – поисковый
3. По дидактическим целям.
6. Метод повторения, закрепления знаний.
7. Метод применения знаний.
На уроке использовала следующие формы работы:
фронтальная
самостоятельная
индивидуальная
учебный диалог
Соблюдала принципы научности и доступности предлагаемой учебной информации. Все задания оказались посильными для учащихся. Поставленная проблема в конце урока – прекрасный пример связи теории с практикой.
Дидактическая сторона урока
Материал доступен для понимания.
Этапы урока взаимосвязаны и последовательны
Дети сами пытались вести исследовательскую работу
Обучающиеся понимали вопросы и находили на них ответы
Использовался наглядный метод
Методическая сторона урока
Урок целенаправлен. Составлен в соответствии с современными требованиями к уроку.
Продумала и решила в единстве задачи образования, воспитания и развития. Обеспечивала практическую направленность учебного процесса, создавала на уроке реальные возможности применения учащимися полученных знаний на практике.
Психологическая сторона урока
Урок проходил в деловой атмосфере. Учащиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания. Темп речи учителя умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию. Старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся.
Гигиенические требования к уроку
Учитывались санитарно – гигиенические требования. Соблюдала правильность рабочей позы учащихся. Для предупреждения утомления и переутомления своевременно и качественно проведена физкультминутка для профилактики сколеоза.
Время урока было организовано исключительно продуктивно за счет продуманной структуры его организации. Наблюдалось чередование видов деятельности. ТСО на уроке не использовались, однако наглядные пособия, изготовленные учителем, способствовали более осмысленному понимания проблем урока.
Считаю, что задачи урока решены. Дети не перегружены. Каждый этап урока оказывал всестороннее воздействие на детей. Темп урока средний.
infourok.ru
Урок русского языка во 2 классе на тему «Как из слов составить предложение?»
15. 09. 16
Русский язык
Урок 9: Как из слов составить предложение?
Цель: научить составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять предложения, читать предложения, делать логическое ударение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Оргмомент
П. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— Какие слова мы начинаем писать всегда с большой буквы? (Ответы детей.)
— Вставьте пропущенные буквы.
(На доске запись.)
Вот с(е,и)ло (В,в)ысокое, место тут (В,в)ысокое.
Вот м(а,о)я подру(ш,ж)ка (Р,р)оза, в ее руках б(а,о)льшая (Р,р)оза.
— Какие слова написали с большой буквы? (Вот — начало предложения, село Высокое — название села, подружка Роза — имя.)
— Назовите проверочные слова для безударных гласных, проверяемых ударением. (Село — села, моя — мой, большая — больше.)
2. Выборочный диктант
(Учитель читает предложения, дети выписывают только те слова, которые всегда пишутся с большой буквы.)
У Коли собака Жучка. Город Киев стоит на реке Днепр. Мы живем в России.
(Сверка с образцом: Коля, Жучка, Киев, Днепр, Россия.)
Дети меняются тетрадями с соседом по парте и карандашом исправляют ошибки друг друга.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.)
Дождь улица идти кот нас Сильный дождь улице на идет
— Составьте предложение из слов первой строки. (Не получается.)
— Составьте предложение из слов второй строки. (На улице
идет сильный дождь.) ~ Почему из слов первой строки предложение не получилось,
а из слов второй строки получилось? (Ответы детей.) На уроке мы найдем ответ на этот вопрос.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 26.
— Что мы сегодня узнаем на уроке? (Как составить из слов предложение.) Упр. 25 (с. 26).
— Из каких слов можно составить предложение? (Из слов первой группы.)
— Как это сделать? (Изменить порядок слов.)
— Составьте предложение. (Осенний ветерок весело играет с листьями деревьев.)
— О чем это предложение? (О ветерке.)
— Чем отличаются слова ветер и ветерок! (Ветерок — уменьшительное, ласковое слово.)
— Запишите предложение.
— Почему нельзя составить предложение из слов второй группы? (Они не связаны между собой.)
— Придумайте предложение со словом ветер. (Учащиеся называют свои варианты предложений, одно из предложений записывают в тетрадь.)
— Прочитайте правило на с. 27.
— Почему мы не смогли составить предложение из слов первой строки? (Они не связаны по смыслу.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала Упр. 26 (с. 27).
— Можно ли составить из этих слов предложение, не изменяя слова? (Нет, нельзя. Слова нужно связать между собой.)
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание. (Дети самостоятельно читают.)
— Составьте предложение. (Рассматриваются все возможные варианты: Женя пригласил Сашу в театр на спектакль. Женя пригласила Сашу в театр на спектакль. Саша пригласил Женю в театр на спектакль. Саша пригласила Женю в театр на спектакль.)
— Запишите предложение в тетрадь.
Упр. 27(с. 27).
(Фронтальный разбор по вопросам.)
— Прочитайте правило на с. 28 самостоятельно.
— Какое важное по смыслу слово в первом предложении? во втором предложении?
— Прочитайте, выделив главное слово голосом.
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Чему мы учились на уроке?
— Кто может сказать о себе: «Я умею составлять предложения
из слов»?
— Кому еще трудно составить предложение?
Домашнее задание
Упр. 28 с. 28.
infourok.ru
Слово и предложение 2 класс | Уроки по Русскому языку
Слово и предложение 2 класс
04.11.2016 1238 261 Аксёнова Татьяна ВасильевнаТема урока: Слово и предложение.
Цели урока: формировать умение выделять предложение в устной речи. Развивать умение правильно оформлять предложение в письменной речи. Употребление заглавной буквы в начале предложения, точки, вопросительного и восклицательного знаков — в конце.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
Упр. 17 – устно
Работа с правилом стр. 8
II. Проверка домашнего задания
— Сколько в тексте предложений? (5)
— Как вы разделили текст на предложения? (В предложении о ком- либо или о чем-либо говорится; оно выражает законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.)
III. Чистописание
— Сегодня мы будем писать группу букв, похожих по написанию. Это строчные буквы у, ш, и.
Послушайте веселые стихи про эти буквы.
У- сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву У.
(В. Степанов)
Удобная буква!
Удобна в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
(Е. Тарлапан)
— Запишите в тетрадях: УУУ
Выявляется общность элементов с другими буквами, например, с буквой и. Обратить внимание на то, что петля пересекается на нижней линии.
— Спишите с доски: и у ш
Учитель обращает внимание на одинаковые элементы, которые встре¬чаются во всех этих буквах.
— Запишите слова:
Учитель, ученье, ученица, ученик.
— На доске записаны пословицы. Как вы понимаете смысл этих по¬словиц?
Ученье — лучшее богатство. Уменье везде найдет примененье.
— А теперь давайте поиграем в игру «Подбери пару». К каждому слову из левого столбика подберите пару из правого.
ученик учитель урок ум
утюг улица утро улыбка умный удачливый удивительный уродливый успешный удобный узкий
удивленный
IV. Работа по теме урока
Упр. 18 — устно
На доске записан текст.
Осень птицы летят на юг журавли летят клином ласточки летят стайкой ребята вышли проводить пернатых друзей дети машут платка¬ми в добрый путь!
— Что вы заметили? (Текст не разделен на предложения.)
— Вы должны сами еще раз прочитать текст, определить границы предложений, посчитать сколько в тексте предложений. (7)
Затем работа проверяется, предложения зачитываются.
— О чем этот текст? (Об осени, об отлете птиц на зиму в теплые края.)
— Все ли птицы улетают осенью? (Нет, есть зимующие птицы.)
— Одинаково ли улетают птицы? Что говорит автор?
— Прочитайте предложение, которое состоит из одного слова. ( Осень.)
— Почему мы можем сказать, что в данном случае это отдельное предложение, а не отдельное слово? (Хоть это предложение и со¬стоит из одного слова, но в нем заключена мысль, что осень насту¬пила.)
— Прочитайте еще раз предложения и найдите о ком или о чем го¬ворится в каждом предложении.
— В каком предложении возникли затруднения? (В последнем.)
— Хотя предложение состоит из трех слов, нельзя определить о ком или о чем в нем говорится. В этом предложении заключена следу¬ющая мысль — провожая птиц в дальние края, дети желают им доброго пути, потому что впереди их ждет множество преград: сильные ветры, бури, бураны и т. д. И не все птицы благополучно добираются до места зимовки, очень многие птицы гибнут. По¬этому текст заканчивается таким предложением.
— Запишите пятое предложение в тетрадь. Что надо знать, чтобы правильно оформить предложение на письме? (Первое слово на¬пишем с заглавной буквы, в конце поставим точку.)
— Всегда ли в конце предложения ставится точка? (Не всегда.)
— Найдите в тексте предложение с другим знаком препинания, за¬пишите его. (В добрый путь!)
— Как вы думаете, почему в конце этого предложения стоит вос¬клицательный знак? (Это предложение произносится с особым чув¬ством.)
— Какие знаки препинания вы встречали еще в конце предложе¬ний? (Вопросительный знак.)
— Как вы думаете, когда в предложении ставится вопросительный знак? (Когда в предложении о чем-либо спрашивается.)
— Составьте предложение, в конце которого нужно поставить воп¬росительный знак.
— Составьте предложение, которое произнесете с особым чувством. Какой знак поставите в конце такого предложения?
Упр.19 — комментированное письмо
На доске записан текст.
Определите, сколько предложений в тексте. Напишите, правиль¬но обозначая начало и конец предложений. Подберите название к тексту.
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в теплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.
V. Физкультминутка
VI. Словарно-орфографическая работа
Учитель знакомит детей со словарным словом вдруг.
— Произнесите слово так, чтобы отчетливо слышался последний со¬гласный.
— Сравните написание этого слова с произношением. Что можете сказать? (В конце слова пишется буква Г, а слышится звук [к].
— Чтобы объяснить лексическое значение слова, давайте подберем синонимы (слова близкие по значению к этому слову).
— Выберите из следующих слов слова-близкие по значению: Одновременно, неожиданно, сразу, внезапно. (Неожиданно, внезапно.)
— Составьте предложения с этим словом.
Самое удачное предложение записывается с комментированием в тетрадь.
— Запишите слова:
Лёва, Нейля, ключи, тетрадь, ребята, вещи, утята.
— Подчеркните согласные буквы, которые обозначают мягкие со¬гласные звуки.
— Запишите слова:
Петя, Ляззат, зверь, учительница, люстра, песня.
— Подчеркните буквы, которые обозначают на письме мягкость пре¬дыдущего согласного.
— Запишите отгадки на загадки законченными предложениями.
— Кто собирает яблоки спиной? (Еж собирает яблоки спиной.)
— У кого на сучке кладовая? (У белки на сучке кладовая.)
— Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц бежит задними ногами вперед.)
— Кто полгода живет без обеда? (Медведь полгода живет без обеда.)
— Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц меняет шубу два раза в год.)
VII. Итог урока
— Как в письменной речи одно предложение отделяется от другого? (Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце предло¬жения может стоять точка, вопросительный или восклицатель¬ный знаки.)
— От чего это зависит?'(От цели произнесенного предложения. Если предложение произносится с целью сообщения чего-либо, то в конце такого предложения ставится точка. Если в предложении содер¬жится вопрос, то ставится вопросительный знак. Если надо в пред¬ложении передать какие-то особые чувства (восхищения, одобре¬ния, неудовольствия и т. д.), ставится восклицательный знак.)
— Приведите примеры этих видов предложений.
— Как же в устной речи одно предложение отделяется от другого? (Оно отделяются паузой.)
Домашнее задание: упр. 24.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Конспект урока по русскому языку 2 класс Что такое предложение
Тема: Как из слов составить предложение?
Цели: 1) сформировать умения из слов составлять предложения и объяснять свои действия на основе графической модели;
2) актуализировать умения находить главное по смыслу слово в предложении;
3) воспитывать познавательный интерес к русскому языку, веру в свои силы.
Планируемые результаты:
Знать правило составления предложения из слов.
Уметь составлять из слов предложение.
Уметь находить главную мысль предложения.
Универсальные учебные действия:
Личностные – самоопределение, смыслообразование.
Познавательные – находить ответы на вопросы, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные – умение слушать других, работать в паре.
Регулятивные – умение планировать свою деятельность, работать по плану.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Ресурсы: учебник «Русский язык. 2 класс» автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, УМК «Школа России», рабочая тетрадь.
Ход урока.
Самоопределение к деятельности.
— Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.
— Как понимаете?
— Постарайтесь дружно работать, друг друга слушать, быть внимательными и у вас всё получится.
Актуализация знаний.
– Откроем тетради, запишем число и классная работа.
Чистописание:
— Посмотрите на доску, написание каких букв мы сегодня повторим?
и д н а р о
— Назовите гласные буквы.
— Назовите согласные буквы.
— Напишите данные буквы в тетрадь, чередуя 2 раза.
— Составьте из данных букв слово и назовите его.
— Какое слово получилось? (родина)
— Что вы представляете себе, когда слышите это слово?
Работа со словарным словом. Составить предложение.
Запись в тетрадь, комментируя написание.
— Что вспомнили о предложении?
3.Постановка учебной задачи.
-Все ли нам известно о предложении?
— Какой будет тема урока?
— Сегодня на уроке мы узнаем….
4. Работа по теме урока.
Учебник с. 24 упр. 20
Что записано в первой строке? (Слова)
– Почему вы так считаете? (Написаны через запятую, не объединены общим смыслом.)
– На второй строке записано без запятых, с большой буквы в начале и с точкою в конце. Можно ли сказать, что это предложение? (Нет, слова не объединены общим смыслом)
– Что можно сказать о словах на третьей строчке? (Это предложение)
– Докажите. (С большой буквы, все слова связаны между собой по смыслу, в конце стоит точка).
– Как вы понимаете смысл этого предложения? (У каждого человека есть место, где он родился). Спишите предложение.
Закрепление изученного материала.
Рабочая тетрадь с. 10 упр. 16
Прочтите диалог, поставьте знаки в конце предложений.
Какие знаки поставили? Везде ли они одинаковы? Для чего они? Сделайте вывод? Сравните свой вывод с выводом авторов учебника?
Работа в парах.Упр. 23 из учебника по заданиям
Рефлексия.
– Какой знак поставите в конце данных предложений (предложения читаются по одному)
Рядом со школой расположен лес.
Вы слышали пение соловья?
Красив лес в любое время года!
(на магнитной доске дети показывают точку, восклицательный, вопросительный знаки)
Подведение итогов урока.
– Завершите неоконченные предложения:
Предложение — это слово или несколько слов, которые … .
В устной речи одно предложение отделяется от другого … .
На письме начало предложения обозначается … .
В конце предложения ставится … .
– Оцените себя с помощью смайликов.
Выставление оценок за работу в классе.
Домашнее задание: рабочая тетрадь упр. 14
infourok.ru
Минутка чистописания. Работа с изографом. – Какие буквы увидели? – Напишите их. Каждую отдельно. |
doc4web.ru