Уроки русского языка: Фразеологизмы. Задания

Задание 1. Прочитай сочетания слов. Подчеркни одной чертой устойчивые сочетания (фразеологизмы).

1) Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову.
2) Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах,
3) Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи, белые цветы.
Задание 2. Прочитай предложения. Подумай, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпиши эти фразеологизмы.
1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.
2. Вы здесь прожили без году неделя, а уже собрались уезжать.
3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.
4. На голубом небе не было ни облачка.
5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим.
6. Друг вскоре начал наступать мне на пятки, и я проиграл лыжную гонку.
7. Все слушали его раскрыв рот.
8. Доктор попросил меня открыть рот и показать горло.
Задание 3. Прочитай. Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Напиши эти фразеологизмы в исправленном виде.
1. Восьми пядей во лбу. 2. Только пятки засверкали. 3. Проще пареной моркови. 4. Медведь на ухо наступил. 5. Мозолить глаза. 6. Как акула в воде. 7. Воду толочь в ступе. 8. Вот где собака зарыта. 9. Считать голубей. 10. Ловить на лету.
Задание 4. Вместо точек вставь нужное слово.
Как … вода (с курицы, с утки, с гуся); как … на голову (снег, дождь, град); намылить … (руки, шею, голову); убить … зайцев (трех, четырех, двух); … соли съесть (пуд, фунт, килограмм); выеденного … не стоит (огурца, яйца, яблока)
; как за … стеной (деревянной, глиняной, каменной); как … на сене (овца, собака, корова); сказка про … бычка (белого, черного, рыжего); как … лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый).
Задание 5. Попытайся объяснить значение фразеологизмов, выбрав правильный ответ. Напиши фразеологизмы.
I группа
1. Находить общий язык. 2. С гулькин нос. 3. Обвести вокруг пальца. 4. Пальчики оближешь. 5. Каши не сваришь. 6. Черепашьим шагом.
Подсказки: а) не договоришься, дела не сделаешь; б) очень медленно; в) добиваться полного взаимопонимания; г) очень вкусный, аппетитный; д) очень мало; е) ловко, хитро обмануть.
II группа
1. Стоять горой. 2. С пятого на десятое. 3. Мотать на ус. 4. Море по колено. 5. Метать петли. 6. В мгновение ока.
Подсказки: а) бессвязно, непоследовательно; б) хорошенько запоминать; в) все нипочем, ничто не страшно;
г
) отстаивать всеми силами; д) очень быстро, вмиг; е) обманывать, запутывать.
III группа
1. Надувать губы. 2. Играть в кошки-мышки. 3. На лбу написано. 4. Рукой подать. 5. Сложа руки. 6. Как на пожар.
Подсказки: а) ничего не делая; б) сердиться, обижаться, делая недовольное лицо; в) быстро, поспешно, торопливо; г) совсем близко; д) сразу видно, ясно по внешнему виду человека; е) хитрить, лукавить.
Задание 6. Замени выделенные фразеологизмы одним словом.
1. Все бежали как на пожар.
2. Туристы берегли спички как зеницу ока.
3. Рыбы в нашем озере пруд пруди.
4. Для Сережиного друга починить велосипед – раз плюнуть.
5. Из похода мы возвращались черепашьим шагом.
6. Маслята попадались грибникам на
каждом шагу
.
7. Услышав в кустах треск, ребята показали пятки.
8. Для спасения урожая колхозники трудились не покладая рук.
9. Бабушка встречала нас всегда с распростертыми объятиями.
10. Пуговица на куртке держалась на честном слове.
Подсказки: а) много; б) повсюду; в) убежали; г) радушно; д) усердно; е) непрочно; ж) медленно; з) быстро; и) легко; к) тщательно.
Задание 7. Подбери к словам в левом столбике фразеологизмы из правого столбика. Напиши их.
Образец: Исчезнуть – как сквозь землю провалиться.
1. Исчезнуть
2. Постепенно
3. Обдумать
4. Неторопливо, вяло
5. Проучить, наказать
6. Сплетничать
7. Необыкновенно
8. Небрежно
9. Стремительно
10. Неразлучны
а) Сломя голову
б) Водой не разольешь
в) Спустя рукава
г) Чудеса в решете
д) Как сквозь землю провалиться
е) Пораскинуть умом
ж) Как сонная муха
з) Чесать языком
и) Шаг за шагом
к) Показать, где раки зимуют
Задание 8. О каком человеке так говорят в народе?
Мастер на все руки. Тише воды, ниже травы. Из другого теста. Ни рыба, ни мясо. Косая сажень в плечах. Святая простота. Стреляный воробей. Кровь с молоком. Тепличное растение. Ходячая энциклопедия. Семи пядей во лбу. Ноль без палочки. Мухи не обидит. Казанская сирота. За словом в карман не лезет. Правая рука. Лиса Патрикеевна.
Собаку съел. Слова не вытянешь. Себе на уме. Олух царя небесного. Заячья душа. Не лыком шит. Горе луковое.
Задание 9. Объедини фразеологизмы, имеющие близкое значение, в три группы. Укажи значение каждой группы.

1. Во весь дух. 2. Одного поля ягода. 3. Яблоку негде упасть. 4. Во все лопатки. 5. Одним миром мазаны. 6. На всех парах. 7. Шагу негде ступить. 8. На одно лицо. 9. Иголку негде воткнуть. 10. Как на пожар. 11. На один покрой. 12. Только пятки засверкали. 13. Как две капли воды. 14. Пушкой не прошибешь.
Задание 10. Найди в правом столбике фразеологизмы с противоположным значением (антонимы). Напиши фразеологизмы парами.
1. С легким сердцем
2. Водой не разольешь
3. От горшка два вершка
4. Засучив рукава
5. Язык плохо подвешен
6. Рукой подать
7. Одержать победу
8. Воспрянуть духом
9. Себе на уме
10. Рта не закрывает
11. Выйти из себя
12. Во все лопатки
а) упасть духом
б) слова не вытянешь
в) за тридевять земель
г) взять себя в руки
д) потерпеть поражение
е) как кошка с собакой
ж) спустя рукава
з) с тяжелым сердцем
и) черепашьим шагом
к) ростом в косую сажень
л) язык хорошо подвешен
м) олух для царя небесного
Задание 11. Вместо точек напиши названия животных, птиц, насекомых.
… носа не подточит; как … в воде; делать … слона; когда … на горе свистнет; … на смех; как … на сене; биться как … об лед; … съел; как сонная …; морской …; … отпущения; стреляный …; как … в бочке; куда … костей не заносил; как угорелая …; дразнить …; пускать … в огород; делить шкуру неубитого …; не в … корм; брать … за рога; черная … пробежала; … в павлиньих перьях; куда Макар … не гонял; белая …; … в овечьей шкуре; вертеться как … в колесе; подложить …; как … дробина; показать где … зимуют; драть как сидорову …; писать как … лапой
Задание 12. Посмотри на рисунки. (см. Приложение 1
). Вспомни известные фразеологизмы. Напиши их.

Задание 13. Какие прилагательные нужно написать, чтобы получились фразеологизмы?
… мороз; кричать … матом; … друг; … воробей; … враг; … кусок; … на язык; … лепет; … молодец; … лето; … девица; … сынок; … руки; как … муха; … барышня; … орешек; … бочка; на … руку; шито … нитками
Задание 14. Какой глагол пропущен?
… в сорочке; … духом; … на часах; … уши; … впросак; … животики; … глаза; … мозгами; язык …; … на задних лапах
Подсказки: быть удачливым, счастливым; находиться в карауле; оказаться в неловком, невыгодном положении; просыпаться; очень вкусный; приходить в уныние; надоесть постоянными разговорами об одном и том же; хохотать до изнеможения; думать, соображать, размышлять; угодничать, прислуживаться.
Задание 15. Вставь пропущенные числа.
Без … минут
… пядей во лбу
гнуть в … дуги
как свои … пальцев
опять …
гнать в … шеи
сгонять … потов
… пятниц на неделе
от горшка … вершка
с … короба
за … земель
в … счета
… верст до небес
книга за … печатями
за … верст киселя хлебать
… потов сошло
Задание 16. В каждой паре один из рисунков соответствует фразеологизму. (См. Приложение 2.) Напиши фразеологизм под выбранным тобой рисунком.
Задание 17. Прочитай. Найди фразеологизмы. Определи их значение.
1. Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил. (К. Чуковский)
2. Но, увидев усача (Ай-ай-ай!),
Звери дали стрекача (Ай-ай-ай!),
По лесам, по полям разбежалися,
Тараканьих усов испугалися. (К. Чуковский)
Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям.
Знакомым место уступая,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу,
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес. (С. Маршак)
Говорят, у мамы
Руки не простые.
Говорят, у мамы
Руки золотые.
Погляжу внимательно
Погляжу поближе.
Маме руки глажу –
Золота не вижу. (М. Родина)
Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок меж кустов
Прошмыгнул – и был таков!
Поглядел мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица:
Вся рябая, клюв крючком,
Перья пестрые торчком,
А глаза горят, как плошки, –
Вдвое больше, чем у кошки.
У мышонка замер дух,
Он забился под лопух. (С. Маршак)
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы:
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки. (С. Баруздин)
Что стряслось у тети Вали?
У нее очки пропали!
Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головою залезала
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, крынки,
В боты, валенки, ботинки.
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала. (Ю. Тувим)
А над этой белизной,
Зимней, сказочной, лесной,
Как в избе оконце,
В небе тлеет солнце.
И так близко-близко
И так низко-низко
Над ветвями и землей,
Что легко в него рукой,
Если постараться,
Можно постучаться –
Попроситься на часок
Заглянуть на огонек!.. (И. Мазин)

ОТВЕТЫ

Задание 1
1) Грибной дождь, белая ворона, маменькин сынок, золотые руки, повесить голову;
2) перемывать косточки, злые языки, щелкать зубами, хлопать глазами, в ежовых рукавицах;
3) рубить сплеча, молочные реки, расхлебывать кашу, ломать голову, белые мухи.
Задание 2
Без году неделя, на седьмом небе, наступать на пятки, раскрыв рот.
Задание 3
Семи пядей во лбу, проще пареной репы, как рыба в воде, считать ворон.
Задание 4
Как с гуся вода, как снег на голову, намылить шею, убить двух зайцев, пуд соли съесть, выеденного яйца не стоит, как за каменной стеной, как собака на сене, сказка про белого бычка, как осиновый лист дрожит.
Задание 5
I группа: 1 в, 2 д, 3 е, 4 г, 5 а, 6 б.
II группа: 1 г, 2 а, 3 б, 4 в, 5 е, 6 д.
III группа: 1 б, 2 е, 3 д, 4 г, 5 а, 6 в.
Задание 6
1 з, 2 к, 3 а, 4 и, 5 ж, 6 б, 7 в, 8 д, 9 г, 10 е.
Задание 7
1 д, 2 и, 3 е, 4 ж, 5 к, 6 з, 7 г, 8 в, 9 а, 10 б.
Задание 8
Искусный в любом деле, умеющий делать все; робкий, скромный, незаметный; непохожий на других; средний, посредственный, ничем не выдающийся; очень широкоплечий, могучего телосложения; наивный, простодушный, бесхитростный; очень опытный, бывалый; пышущий здоровьем; слабый, изнеженный; много знающий, разносторонне образованный; очень умный, мудрый, выдающийся; ничего не стоящий, не значащий; добрый, кроткий, безобидный; прикидывающийся несчастным, обиженным, беспомощным; находчивый в разговоре, в споре; первый помощник; хитрый, пронырливый; опытный; молчаливый; хитрый; очень глупый; трусливый; не хуже других; нерасторопный, недотепа.
Задание 9
а) 1, 4, 6, 10, 12 – очень быстро;
б) 2, 5, 8, 11, 13 – очень похожи;
в) 3, 7, 9, 14 – очень много.
Задание 10
1 з, 2 е, 3 к, 4 ж, 5 л, 6 в, 7 д, 8 а, 9 м, 10 б, 11 г, 12 и.
Задание 11
Комар, рыба, из мухи, рак, курам, собака, рыба, собаку, муха, волк, козел, воробей, сельдей, ворон, кошка, гусей, козла, медведя, коня, быка, кошка, ворона, телят, ворона, волк, белка, свинью, слону, раки, козу, курица.
Задание 12
Кот наплакал, как собаке пятая нога, спустя рукава, как с гуся вода, черепашьим шагом, как рыба в воде, покупать кота в мешке, медведь на ухо наступил, как корова языком слизнула, тянуть кота за хвост.
Задание 13
Трескучий, благим, закадычный, стреляный, заклятый, лакомый, острый, детский, добрый, бабье, красная, маменькин, золотые, сонная, кисейная, крепкий (твердый), бездонная, скорую, белыми.
Задание 14
Родиться (родился), падать (упасть), стоять, прожужжать, попасть, надрывать (надорвать), продирать, шевелить, проглотить, ходить.
Задание 15
Пяти, семи, три, пять, двадцать пять, три, семь, семь, два (три), три, три девять, три, семь, семью, семь, семь.
Задание 16
Грибной дождь, стоять на часах, сесть в лужу, намылить голову.
Задание 17
В обморок упали – потеряли сознание; дали стрекача – пустились наутек, поспешно убежали; совал нос – вмешивался не в свое дело; руки золотые – мастер своего дела: человек, очень искусный в своем деле; был таков – удрал, сбежал, скрылся; замер дух – сильно испугался; без сучка-задоринки – без помех, без затруднений и осложнений; вверх дном перевернула – привела в беспорядок; (заглянуть) на огонек – мимоходом (зайти, заглянуть к кому-либо).

Контрольный тест по теме  «Лексикология и фразеология» 10класс    

1.     В каком предложении нарушены лексические нормы? 1)     В зимнем лесу есть своя неповторимая красота. 2)     Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции. 3)     Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе. 4)     Живописный лес тянется вдоль реки. 2.     В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость? 1)     Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал. 2)     Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди. 3)     У охотников самым осторожным зверем считается шакал. 4)     Сильный ветер внезапно загудел в вышине. 3.     Отметьте предложение,  в котором допущена речевая избыточность? 1)     Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва. 2)     Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя. 3)     Взошло солнце и осветило всё вокруг. 4.     В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий? 1)     Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос. 2)     Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки. 3)     Три года учёбы пролетели незаметно. 4)     Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой. 5.     В каком предложении ошибка  вызвана смешением  паронимов? 1)     Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи. 2)     Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах. 3)     Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног. 4)     Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры. 6.     В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения? 1)     В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви. 2)     Окна моей комнаты выходят в сад. 3)     Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах. 4)     Незнакомец показался ему человеком добрым. 7.     В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота? 1)     Он был бойцом не робкого десятка. 2)     Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай. 3)     Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес. 4)     По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы. 8.     Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»? 1)     По щучьему велению 2)     Не всё коту масленица 3)     Спустя рукава

4)     Сматывать удочки 

9.     В каком ряду слова не являются антонимами? 1)     Громкий — тихий 2)     Лидер – аутсайдер 3)     Дерзкий – безрассудный 4)     Активный – пассивный 10.  Укажите, чем являются слова горевать – печалиться? 1)     Синонимами 2)     Антонимами 3)     Паронимами 4)     Омонимами 11.   В предложении «Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является 1)     Эпитетом 2)     Сравнением 3)     Метафорой 4)     Олицетворением 12.   В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова? 1)     Словообразовательном 2)     Толковом 3)     Орфографическом 4)     Энциклопедическом 13.   Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно? 1)     Отец узнал об этом по происшествии двух лет. 2)     Набеги кочевником привели к опустению этих земель. 3)     Крещение Руси – поворотный момент в её истории. 4)     Язык – средоточие и выражение народного духа. 14.   Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно? 1)     Верста коломенская – человек очень высокого роста 2)     Прикусить язык – испугаться 3)     Без царя в голове – не иметь ума 4)     Поставить с ног на голову – исказить факты. 15.  Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания? Чем ближе к морю, тем всё шире, спокойнее Волга. Степной левый берег (1) тает в лунном  (2) тумане, то от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особенно ярко горят на (3) масляно — чёрных (4) полотнищах теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5) широкая тропа, (6) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою теплохода туманнее, темнее, чем впереди, и этим создаётся фантастическое впечатление: река течёт в гору. (7) Расстилая по воде (8) парчовые отблески своих огней, пароход скользит почти бесшумно, шумок за кормою (9) мягко – ласков, и воздух тоже (10) ласковый – (11) гладит лицо, (12) точно рука ребёнка. 16.   Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами? 1)     Коренной житель – коренной вопрос 2)     Человек худой – худой мир 3)     Больной заснул – больной ребёнок 4)     Спутник Марса – спутник по дороге 5)     Пачка газет – пачка балерины 6)     Звезда эстрады – звезда на небе 17.  Найдите предложения, в которых используется оксюморон? 1)     И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в  крови. (М. Лермонтов) 2)     Будь счастлива  несчастием моим. (М. Лермонтов) 3)      Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти. 4)     Мы сёла – в пепел;  грады  — в прах;  в мечи – серпы и плуги. (Жуковский)

                                   Вариант 2

1.     В каком предложении нарушены лексические нормы? 1)     Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище. 2)     Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад. 3)     Ему вспомнились стихи, прочитанные  недавно в одном журнале. 4)     Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно. 2.     В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость? 1)     Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение. 2)     Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине. 3)     Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно. 4)     И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый». 3.     Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность? 1)     Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника. 2)     Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды. 3)     Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием. 4.     В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий? 1)     Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам. 2)     Смелые побеждают – трусливые погибают. 3)     Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен. 4)     В окнах сверкала молния, и  стёкла дрожали от грома. 5.     В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?   1)     Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок. 2)     Обед как всегда был сытным и вкусным. 3)     Царственная красота зимнего леса поразила его. 4)     Около соседского дома стояла девочка лет пяти. 6.     В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения? 1)     Волны моря бились о гранитные камни набережной. 2)     Я остановился в густой тени старой сосны. 3)     Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа. 4)     Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи. 7.     В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота? 1)     Так и ушли друзья несолоно хлебавши. 2)     Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит. 3)     Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала. 4)     Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался. 8.     Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»? 1)     Душа в душу 2)     Задать перцу 3)     Во весь опор 4)     Нога за ногу 9.     В каком ряду слова не являются антонимами? 1)     Сытый – голодный 2)     Альянс – союз 3)     Типичный – уникальный 4)     Хитрый – простодушный 10.  Укажите, чем являются  слова планировка – планирование? 1)     Синонимами 2)     Антонимами 3)     Паронимами 4)     Омонимами 11.  В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт…» подчёркнутое слово является 1)     Эпитетом 2)     Сравнением 3)     Метафорой 4)     Олицетворением 12.  В каком словаре можно уточнить написание слова? 1)     Словообразовательном 2)     Толковом 3)     Орфографическом 4)     Энциклопедическом 13.  Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно? 1)     Ей нравилась его прямота и непринуждённость. 2)     Это был человек представительской внешности. 3)     Марья была искусственная мастерица 4)     В магазине продавались изделия из искусственного шёлка. 14.   Значение какого фразеологизма определено неправильно? 1)     Стоять как вкопанный – не двигаясь 2)     Бежать сломя голову – очень быстро 3)     Белая ворона – человек в белом 4)     Как снег на голову – неожиданно. 15.  Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания? Мещёра – остаток (1) лесного океана. Мещёрские леса (2) величественны, (3) как кафедральные соборы.  Даже  старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: « Здесь в (4) могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5) как по глубокому дорогому ковру, — на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми срезами лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки. Облака (7) тают, стоя на месте. Сухое (8) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов. (9) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит.   (11) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха. 16.   Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами? 1)     Здравый, мощь, добродетель, чуждый 2)     Здоровый, мощь, зима, чужой 3)     Здравый, мочь, добродетель, чужой 4)     Здоровый, мочь, зима, чуждый 17.  Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими? 1)     Свеча, солнце, утюг, тулуп 2)     Корзина, кружево, зодчий, невод 3)     Ребёнок, сказка, шуба, зонтик 15)  1) метафора, 2) метафора, 3) эпитет, 4) метафора, 5) метафора, 6) сравнение, 7) метафора, 8) эпитет, 9) эпитет, 10) эпитет, 11) метафора, 12) сравнение.

2 вариант

15)  1) метафора, 2) эпитет, 3) сравнение, 4) эпитет,  5) сравнение, 6) сравнение, 7) метафора, 8) метафора,   9) гипербола, 10) сравнение,  11) олицетворение,  12) сравнение                          16)  1                          17)  2

zelena685.blogspot.com

Урок русского языка в 10 классе на тему» Фразеологизмы»

Танюкевич Р.Р., 273-804-421

Тимофеева О.В., 273-823-256

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

(Урок русского языка в 10 классе)

Цели урока:

  1. образовательная: а)обобщить полученные знания по теме «Фразеология»; б) показать отличительные и общие признаки свободных словосочетаний и фразеологизмов; в) закрепить навыки правописания;

  2. развивающая: а)развивать память, внимание, речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, уметь сравнивать, классифицировать, делать выводы; б) отрабатывать навык употребления правила на практике;

  3. воспитательная: а) воспитывать речевую культуру учащихся; б) вызвать интерес к урокам русского языка.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Языковая разминка

Запишите под диктовку:

Ни шатко ни валко, не чуять ног под собой, час от часу не легче, не говоря худого слова, непочатый край, во что бы то ни стало, не тут – то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, спать непробудным сном, нежданно – негаданно, невзирая на лица, ни кола ни двора.

— Обоснуйте выбор частицы не или ни, слитное или раздельное написание.

— Какая особенность у этих словосочетаний? В какую лексическую группу можно объединить? (Фразеологизмы)

— Какие признаки фразеологизмов вы знаете? (Устойчивые , неделимые словосочетания; лексическое значение имеет все сочетание в целом, а не каждое слово; в предложении является одним членом )

3. Работа по теме урока

Расширение знаний учащихся. Сообщение заранее подготовленных сильными учащимися теоретических сведений по следующим темам:

  1. Фразеология как раздел науки о языке.

  2. Фразеологизм и его признаки.

  3. Происхождение фразеологизмов русского языка.

  4. Источники русских фразеологизмов.

  5. Употребление фразеологизмов в речи.

4 Работа с учебником (с.29 – 30)

5 Закрепление материала.

  1. Выполнение упражнений учебника (упр. 42-44)

  2. Составьте пары предложений со свободными сочетаниями слов и фразеологизмами, используя следующие выражения:

В нескольких словах, правая рука, держаться в тени, за обе щеки, со дна моря достать, много воды утекло, с закрытыми глазами.

  1. Запишите фразеологизмы, подберите к ним антонимическую пару:

— кот наплакал –

— слова не вытянешь –

— ходить вокруг да около –

— дать маху –

— мухи не обидит –

— выйти из себя-

Составьте синонимические пары:

— на скорую руку –

— обвести вокруг пальца-

— на всех парах-

— хоть волком вой –

— со всех ног –

— тертый калач –

— ни зги не видно-

  1. «В двух словах». Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно прочитайте их и подберите фразеологизм, который кратко и образно выразит основной смысл описанного.

Вадим немногословен. Говорит он нечасто. Но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Вадим? (Редко, но метко)

Егор напроказничал, но каким – то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (Вышел сухим их воды)

Но вот этого мы так и не оставим. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем. Что мы сделаем? (Выведем его на чистую воду)

Только что мы вспоминали о Викторе, а он тут как тут, пришел. Что говорят в таком случае? (Легок на помине)

  1. Попробуйте подобрать русский эквивалент:

Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы- как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо в яйцо. А что говорят русские? (Как две капли воды)

Французы о такой ситуации говорят: когда у кур будут зубы, англичане – когда полетят свиньи, немцы – когда собаки залают хвостами. А что говорим мы? (когда рак на горе свистнет)

Англичане говорят о таком человеке, что он живет в клевере, немцы – он сидит как личинка (червячок) в сале, французы – как петух в тесте. А что говорим мы? (Как сыр в масле катается)

Англичане говорят о таком человеке: негнущийся, как кочерга, французы – прямой, как кол, испанцы – прямой, как палец святого Иоанна. А как говорят русские? (словно аршин проглотил)

После столкновения с кем – то или с чем –то англичане видят звезды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими? ( Искры из глаз летят)

Если англичанин знает что – либо очень хорошо, он говорит: знаю, как кисть своей руки, а француз и немец – как собственный карман. А русский? (Как свои пять пальцев)

Немцы говорят о таком человеке: у него денег – как сена, французы – он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские? ( У него денег куры не клюют)

Англичане говорят о таком человеке, что он слетел с ручки, французы – он сорвался с петель, немцы – что он выехал из кожи, испанцы – что он потерял стремена. А что говорят по – русски? (Как с цепи сорвался.)

  1. Шуточные вопросы.

Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног)

Есть ли ноги у газеты, книги? (Есть, когда их держат «вверх ногами»)

С помощью какого фразеологизма даже друзья именуются друзьями? ( Друг друга: «Они ненавидят друг друга»)

В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Знать как дважды два)

Что общего в словах дуга, бараний рог, в три погибели? ( Все сочетается с глаголом «согнуть»)

  1. Итог урока

  2. Домашнее задание

При разработке урока мы использовали следующую литературу:

  1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике. М.:Учпедгиз, 1967

  2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г.Крылатые слова: Литературные цитаты; Образные выражения. – М., -1998

  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие.- 3-е изд. –М., 2004

infourok.ru

Урок 10 класс «Фразеологизмы. Крылатые выражения. Пословицы и поговорки»

На доске эпиграф к уроку: «Итак, не будем бить баклуши,

Вы засучите рукава.

Задание приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова» (слайд 3)

Задает вопросы:

— Что необычного вы увидели в эпиграфе?

— Что такое фразеологизм? (устойчивое сочетание слов, цельное по своему значению)

1. Фразеологизмы

Фразеологизмы по своему значению близки к одному слову. Таким образом, из можно заменить одним словом — синонимом (приводятся примеры).

Когда слова входят в состав фразеологизма, они теряют свое прежнее значение.

М.В. Ломоносов называл фразеологизмы «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословиями» и предложил включить их в словарь. Так родился новый раздел языка.

— Кто знает, откуда появились фразеологизмы?

Предлагает рассмотреть классификацию по первоначальному употреблению (слайд 4):

1) Происхождение связано с историей страны, обычаями и обрядами: на стенку лезть, на всю Ивановскую, Мамаево нашествие, чин чином;

2) Профессиональная среда или жаргон: лить колокола, тянуть канитель, сходить со сцены, ставить на карту;

3) Публицистические или художественные произведения: властитель дум, медвежья услуга, рыцарь на час, демьянова уха;

4) Старославянский язык: блудный сын, Фома неверующий;

5) Библия: манна небесная, краеугольный камень, божиею милостию;

6) Античное происхождение: яблоко раздора, ахиллесова пята, дамоклов меч, золотая середина;

7) Другие языки: альфа и омега, не в своей тарелке, потерпеть фиаско, время — деньги;

8) Устойчивые сочетания — термины: белое пятно, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости.

Предлагает выполнить упражнения.

Упражнение 1. Подобрать к глаголам слова или словосочетания, чтобы получились фразеологизмы (слайд 5)

Брать — Биться — Бросать

Для справки: Как рыба об лед; вверх; в оборот; быка за рога; себя в руки; голыми руками; взгляд; за ум; камень в огород; измором; на буксир; об заклад; пример; на ветер; тень; в лицо.

Упражнение 2. Заменить фразеологизмы одним словом:

бить баклуши; не в своей тарелке; брать себя в руки; совать нос; манна небесная; Фома неверующий; ищет ветер в поле; язык без костей.

2. Крылатые выражения.

— Что такое крылатые выражения? (меткие, образные высказывания из произведений художественной литературы, высказывания писателей, поэтов и пр.): «Счастливые часов не наблюдают», «Не хочу учиться, а хочу жениться!»

Показывает словари (слайд 6)

3. Пословицы и поговорки

— Что такое пословицы и поговорки? В чем их различия?

(Пословица — законченное выражение, имеющее назидательный смысл: век живи — век учись; ученье — свет, а неученье — тьма; Поговорка — имеет буквальный смысл и без назидательного смысла: поживем — увидим; в тесноте, да не в обиде)

Предлагает выполнить упражнение «Крокодил». Один из учащихся должен проиллюстрировать на доске пословицу или поговорку из предложенных, остальные — угадывают.

Пословицы и поговорки для упражнения:

1. Ученье — свет, а неученье — тьма

2. Книга — лучший друг человека;

3. Семь раз отмерь, один раз отрежь;

4. Язык до Киева доведет;

5. Делу время, потехе — час;

6. В тесноте, да не в обиде;

7. Тише едешь — дальше будешь;

8. Без труда не вынешь и рыбку из пруда

multiurok.ru

Урок 10 класс «Фразеологизмы. Крылатые выражения. Пословицы и поговорки»

На доске эпиграф к уроку: «Итак, не будем бить баклуши,

Вы засучите рукава.

Задание приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова» (слайд 3)

Задает вопросы:

— Что необычного вы увидели в эпиграфе?

— Что такое фразеологизм? (устойчивое сочетание слов, цельное по своему значению)

1. Фразеологизмы

Фразеологизмы по своему значению близки к одному слову. Таким образом, из можно заменить одним словом — синонимом (приводятся примеры).

Когда слова входят в состав фразеологизма, они теряют свое прежнее значение.

М.В. Ломоносов называл фразеологизмы «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословиями» и предложил включить их в словарь. Так родился новый раздел языка.

— Кто знает, откуда появились фразеологизмы?

Предлагает рассмотреть классификацию по первоначальному употреблению (слайд 4):

1) Происхождение связано с историей страны, обычаями и обрядами: на стенку лезть, на всю Ивановскую, Мамаево нашествие, чин чином;

2) Профессиональная среда или жаргон: лить колокола, тянуть канитель, сходить со сцены, ставить на карту;

3) Публицистические или художественные произведения: властитель дум, медвежья услуга, рыцарь на час, демьянова уха;

4) Старославянский язык: блудный сын, Фома неверующий;

5) Библия: манна небесная, краеугольный камень, божиею милостию;

6) Античное происхождение: яблоко раздора, ахиллесова пята, дамоклов меч, золотая середина;

7) Другие языки: альфа и омега, не в своей тарелке, потерпеть фиаско, время — деньги;

8) Устойчивые сочетания — термины: белое пятно, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости.

Предлагает выполнить упражнения.

Упражнение 1. Подобрать к глаголам слова или словосочетания, чтобы получились фразеологизмы (слайд 5)

Брать — Биться — Бросать

Для справки: Как рыба об лед; вверх; в оборот; быка за рога; себя в руки; голыми руками; взгляд; за ум; камень в огород; измором; на буксир; об заклад; пример; на ветер; тень; в лицо.

Упражнение 2. Заменить фразеологизмы одним словом:

бить баклуши; не в своей тарелке; брать себя в руки; совать нос; манна небесная; Фома неверующий; ищет ветер в поле; язык без костей.

2. Крылатые выражения.

— Что такое крылатые выражения? (меткие, образные высказывания из произведений художественной литературы, высказывания писателей, поэтов и пр.): «Счастливые часов не наблюдают», «Не хочу учиться, а хочу жениться!»

Показывает словари (слайд 6)

3. Пословицы и поговорки

— Что такое пословицы и поговорки? В чем их различия?

(Пословица — законченное выражение, имеющее назидательный смысл: век живи — век учись; ученье — свет, а неученье — тьма; Поговорка — имеет буквальный смысл и без назидательного смысла: поживем — увидим; в тесноте, да не в обиде)

Предлагает выполнить упражнение «Крокодил». Один из учащихся должен проиллюстрировать на доске пословицу или поговорку из предложенных, остальные — угадывают.

Пословицы и поговорки для упражнения:

1. Ученье — свет, а неученье — тьма

2. Книга — лучший друг человека;

3. Семь раз отмерь, один раз отрежь;

4. Язык до Киева доведет;

5. Делу время, потехе — час;

6. В тесноте, да не в обиде;

7. Тише едешь — дальше будешь;

8. Без труда не вынешь и рыбку из пруда

multiurok.ru

Урок-игра по теме «Фразеологизмы». 10-й класс

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Развивать навыки нахождения и правильного употребления фразеологизмов в речи;
  • Уметь объяснять лексическое значение фразеологизмов, подбирать синонимические и антонимические пары;
  • Развивать творческие способности и образное мышление;
  • Обогащать словарный запас учащихся;
  • Развивать навыки работы в коллективе;
  • Воспитывать любовь к языку, его красоте, многозначности.

Форма урока:

  • Игра проводится в 10 классе после прохождения темы «Фразеология.Фразеологические единицы и их употребление» в форме близкой к телевизионной игре «Сто к одному».
  • Между турами возможно проведение тематических сценок «История происхождения фразеологизмов» или чтение наиболее интересных версий происхождения фразеологизмов.

Ход игры

Ведущий объявляет о начале игры, знакомит с членами жюри

2 команды по 4 человека занимают свои места за столами напротив друг друга.

Капитаны команд представляют своих игроков, знакомят с названием команды.

1 тур «Простая игра»

Каждый правильный ответ дает 1 балл. Всего должно прозвучать 4 ответа от команды.

По жребию капитан одной команды вытягивает у ведущего задание. Если тут же дает правильный ответ, то следующие игроки команды по очереди отвечают на этот же вопрос. Если это условие не выполняется, то ход переходит другой команде, а им достаточно назвать 1 пример, чтобы получить все призовые очки. Если команда, к которой перешел ход не может назвать примеры, то очки сгорают. Желательно, чтобы каждая команда приняла участие в туре.

Задание №1: Назовите фразеологизм со словом «голова»

Примерные ответы: ломать голову, намылить голову, без царя в голове, терять голову, вбить в голову, с больной головы на здоровую, взять в голову.

Задание №2: Назовите фразеологизм со словом «рука»

Примерные ответы: рука руку моет, рука об руку, из первых рук, разводить руками, рука набита, рука не поднимается, рукой подать, золотые руки, не покладая рук, махнуть рукой, опустить руки, развязать руки, сложа руки

2 тур «Двойная игра»

Все условия игры остаются такими же, только очки умножаются на 2.

Задание №1: Назовите фразеологизм со словом «глаз»

Примерные ответы: с глазу на глаз, куда глаза глядят, отводить глаза, хоть глаз выколи, в глаза не видеть, смотреть во все глаза, произошло на глазах, хоть глаз выколи.

Задание №2: Назовите фразеологизм со словом «нога»

Примерные ответы: взять ноги в руки, на широкую ногу, ни в зуб ногой, одна нога здесь другая там, уносить ноги, падать в ноги, вверх ногами, ноги кормят.

3 тур «Тройная игра»

Каждая команда получает листок с заданием: «записать фразеологизмы, синонимичные словам: умный, мало, быстро, молчать, далеко, близко, обмануть, неожиданно». На задание отводится 3 минуты. По истечении времени листы с ответами передаются членам жюри. За каждый правильный ответ присуждается 3 балла.

4 тур «Игра наоборот»

Команды получают задание и записывают ответ на листочках:

Подберите фразеологизмы-антонимы к сочетанию «бить баклуши». За каждый правильный ответ- 4 балла.

Ответ:

  • работать до седьмого пота
  • не покладая рук
  • в поте лица
  • засучив рукава
  • не поднимая шапки

5 тур «Большая игра»

Приглашаются по двое участников из каждой команды. Игроки по одному, как можно быстрее, отвечают на вопросы ведущего, если происходит заминка, то задается следующий вопрос. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Задание для первой пары игроков

А) Закончите фразеологизмы

  • Хитер как…(лиса)
  • Нем как…(рыба)
  • Упрям как…(осел)
  • Голоден как…(волк)
  • Купить … в мешке (кота)
  • Два сапога…(пара)
  • Море по…(колено)
  • Ни рыба…(ни мясо)
  • С горем…(пополам)
  • Делать из мухи…(слона)

Б) Дайте толкование фразеологизмам:

  • Мухи не обидит (добрый)
  • Как две капли воды (очень похож)
  • Тянуть кота за хвост (затягивать решение)
  • Витать в облаках (мечтать)
  • Не разлей вода(дружные)
  • Плясать под чужую дудку (выполнять беспрекословно волю)
  • Водить за нос (обманывать)
  • Сесть на шею (быть обузой)
  • Точить лясы (обсуждать)
  • Ломать голову (думать)

Задание для второй пары игроков

А) закончите фразеологизмы

  • Смотрит как…на новые ворота (баран)
  • Дуется как…на крупу (мышь)
  • Пускать …в огород (козла)
  • Как …языком слизала (корова)
  • Моя хата… (с краю)
  • Играть первую… (скрипку)
  • Лезть на… (рожон)
  • Вставлять палки в … (колеса)
  • Выводить на чистую… (воду)
  • Остаться с…(носом)

Б) Дайте толкование фразеологизмам:

  • Держать язык за зубами (молчать)
  • Метать гром и молнии (сердится)
  • С горем пополам (кое-как)
  • Как с гуся вода (не виноват)
  • Расхлебывать кашу (решать проблемы)
  • В час по чайной ложке (долго)
  • От горшка два вершка (маленького роста)
  • Как кошка с собакой (враждовать)
  • Шевелить мозгами (думать)
  • Попасть в переплет (трудности)

Ведущий объявляет об окончании игры, благодарит за участие всех членов команд, проводит опрос среди зрителей, членами команд о пользе мероприятия, понравилась ли игра и передает слово жюри.

Подведение итогов игры. Члены жюри объявляют команду, набравшую наибольшее количество очков, поздравляют команду-победителя, вручают грамоты, поощрительные призы проигравшей команде.

Приложение.

30.07.2012

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сценарий урока по русскому языку (ФГОС ООО)10 класс по теме»Фразеологизмы.Употребление фразеологизмов в речи»

Сценарий мастер-класса по русскому языку по теме

«Фразеология. Использование фразеологизмов в речи»

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

МОУ «СОШ №2 р.п.Дергачи»

Самойлова С.А

[email protected]

89873654297

Дергачи-2017

Технологическая карта.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): систематизация и обобщение знаний о значениях и истории фразеологизмов, умение группировать фразеологизмы по происхождению и значению, сравнивать фразеологизмы в русском и других языках, устанавливать соответствие между ними, правильно употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи.

Метапредметные ( компоненты культурно- компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения значения по другим учебным предметам; применения полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Извлекать информацию из словарей, пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), адекватно понимать основную и дополнительную информацию в тексте, осваивать ИКтехнологии.

Личностные: испытывает желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения

Наблюдения над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, в парах, фронтальная.

Оборудование

Русский язык 10-11 класс. Грамматика. Текст. Стили речи, профильный уровень, учебник для общеобразовательных учреждений под ред А.И Власенкова, Л.М.Рыбченковой, «Просвещение», 2016 г.

Экран, компьютер, мультимедийный проектор, музыкальное оформление, черный ящик, рабочая карта урока.

Интернет – ресурсы:  http://fcior.edu.ru/card/8239/frazeologiya-i1.html электронный учебный модуль по теме «Фразеология»

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная группой подготовленных обучающихся.

Основные понятия

Фразеологизмы, библейские фразеологизмы, крылатые выражения

Цели урока:

1.Дидактическая:

— Создавать условия для усвоения и систематизации знаний учащихся о сложном предложении путём наблюдения и практической работы.

2.Развивающие:

— Развивать умение обозначать проблему, находить пути ее решения и применять полученные знания на практике;

— Развивать монологическую речь.

3.Воспитательные:

  • — Воспитывать умение работать в коллективе, стремление к самоанализу, духовно-нравственное воспитание школьников.

Задачи урока:

а) организовать практическую деятельность учащихся по изучению темы урока;

б) развивать основы исследовательской деятельности в ходе практической работы;

в) воспитывать коммуникативные навыки.

Система задач, позволяющая реализовать

требования ФГОС

-воспитание интереса к научно-познавательной информации;

-развитие умение выполнять работу по заявленному плану;

— умение добывать и обрабатывать информацию;

-умение строить взаимоотношение с окружающими;

-способность к самоанализу

Организационная структура (сценарий) урока

Приветствие. На доске цитаты, выберите то высказывание, которое вам понравилось, которое созвучно вашему настроению .Пусть оно будет девизом на сегодняшний день.

У природы нет плохой погоды

«Познай самого себя»- призвал древнегреческий мудрец Сократ

Лучше поздно, чем никогда

Ничто человеческое мне не чуждо

Все течет, все меняется

— Вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнять задания, но и помочь своим товарищам. Ведь значение имеет не только личный результат, но и результат работы группы , который приведет к успеху всего класса.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебный материал на рабочем месте, демонстрируют, готовность к уроку.

Рабочая карта

2. Актуализация и проблемное учебное действие.

-Учитель: Давайте вспомним что изучает лексика?

Но начнем работу с ЕГЭ-минутки. В рабочей карте прочтите задания.

(выполняем задания)

-Готовясь к сегодняшнему мероприятию, я вам составила напутственное слово

 Итак, мы с вами будем с миру по нитке собирать информацию об интересующем нас предмете, работать засучив рукава, не на страх, а на совесть. Категорически запрещаю: бить баклуши, точить балясы, валять дурака или считать ворон. И пусть некоторые задания будут сделаны не ахти как, но я надеюсь, что вы возьмёте себя в руки и не дадите промаху, ведь умом вас бог не обидел и за словом в карман вы тоже не лезете, поэтому можете свернуть горы. Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу. Итак, вперёд, грызть гранит науки, ну а я буду болеть за вас душой!

-Какова же тема нашего занятия? Сформулируйте ее. Какие слова мне помогли составить наставление?

-Запишите тему:

Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи.

инд. задание: к концу урока составить текст, используя фразеологизмы, чтобы подвести итог урока.

Учитель: итак, фразеологизмы — это самый богатый пласт русского языка.

-Как называется наука, которая занимается изучением фразеологизмов?

-Дайте определение. Фразеологизмы-это…устойчивые, неделимые сочетания слов.

 Попасть во власть Морфия (бога сна) (т.е сон одолел, заснул человек.)-переносное значение

Перестройте предложение, уберите фразеологизм, замените синонимом.

Человек уснул.

Какое выражение звучит лучше?

На доске:

белая акация (прямое значение)- белый танец (переносное) что означает?

первая победа- первая скрипка что означает ?(играть главную роль)

-Продолжите фразы:

фразеологизмы делают нашу речь….. точной, выразительной, образной.

Отвечают на вопросы

Записывают в рабочей карте тему урока.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, вспоминают лингвистические термины, обдумывают ответы на вопросы .

Устные и письменные ответы.

3.Актуализация,углубление и повторение изученного.

знакомство с историей фразеологизмов

Выполним 2 задание (см рабочую карту урока)

Работаем по группам (читаем задание). Выполняем у доски. Профессиональные:

разделать под орех

 бить баклуши

золотая середина

тянуть канитель  

мерить на свой аршин

сбоку припека

попасть впросак

мерить на свой аршин

Античные:

дамоклов меч

прометеев огонь

авгиевы конюшни

ахиллесова пята

 яблоко раздора 

Библейские:

божиею милостию

святая святых 

посыпать пеплом голову

манна небесная

краеугольный камень

глас вопиющего в пустыне

Литературные

А Васька слушает да ест

На деревню к дедушке

Приведите примеры «А ларчик просто открывался»-Крылов

«Счастливые часов не наблюдают».

« С чувством ,с толком, с расстановкой» Грибоедов 

  -Учитель:

Существует много слов, выражений, которые мы используем в повседневной речи. Но мы даже не догадываемся, насколько они древние, что пришли они из глубины веков, а возраст некоторых из них – около двух тысяч лет. Многие слова и выражения имеют библейские корни, и часто бывает трудно угадать их первоначальный смысл

      просмотр ВИДЕО (происхождение библейских фразеологизмов)

-Что означает выражение Манна небесная?

Вывод:

Учитель: Для чего мы, современные люди используем библейские выражения в нашей речи?

Для чего вообще мы обращаемся к Библии?

Слушают, наблюдаю за фразеологическими единицами, выполняют задание.

Ответ: Они помогают напомнить о жизни Христа, о библии, о жизни тех людей, соотнести с нашей жизнью, нашими ценностями, посмотреть на себя со стороны, ну сделать речь более яркой. Так что «Пейте чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (

Устные ответы, вопросы для уточнения информации.

Выполнение упражнений.

4. Целеполагание и развитие учебноязыковых и речевых умений.

Творческая практическая деятельность по реализации постороннего проекта

Игра Что? Где? Когда?

«Чёрный ящик» (музыкальная заставка из телепередачи «Что? Где? Когда?»)

 -Что объединяет эти слова? ( этот предмет находится в «чёрном ящике»)

1. Кисель, капля, рыба, трава, гусь (вода).

2. Яблоня, Ньютон, раздор (яблоко)

3. Обед, дёготь, час (ложка)

4.Охапка, вор, бегом, разбор (шапка)

-Учитель: В каких стилях речи использовали фразеологизмы?

Роль фразеологизмов в СМИ»(индивидуальное сообщение)

Предлагаю поработать корректорами. Задание 3 (прочтите)

Задание 4. Лингвистический эксперимент(см рабочая карта урока)

(читаем и выполняем)

Еще послушайте :

3.Английский: быть занятым как пчела.

Французский: стрелять из четырёх ружей.

Испанский: выплёвывать печенки.

Немецкий: не знать ни отдыха, ни покоя.

4.Английский: бить воздух.
Французский: бить шпагой по воде.
Испанский: ходить кругами вокруг колодца.
Немецкий: обмолачивать пустую солому.

Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога выполняют задание, вспоминают фразеологизмы: седьмая вода на киселе; как две капли воды; как рыба в воде; тише воды, ниже травы; как с гуся вода

яблоко от яблони, Ньютоново яблоко, яблоко раздора

дорога ложка к обеду, ложка дёгтя в бочке мёда, в час по чайной ложке

на воре и шапка горит, шапка Мономаха, дело в шляпе, шапку в охапку и бегом ,поспел к шапочному разбору.

разговорный, художественный, публицистический

правильные ответы:

Бабушка надвое сказала

Переливать из пустого в порожнее

Иметь значение.

Биться лбом об стенку

Язык не поворачивается Сизифов труд

Ответы:

1.вилами по воде писано

2.как сыр в масле катается

Ответ:

Русский:… крутиться как белка в колесе

Русский: 

толочь воду в ступе

Вопросы для уточнения информации.

Работа в Интернет(подбор материала по теме «Роль

фразеологизмов в речи»

5.Рефлексия учебной деятельности.

Продолжите синквейн (запишите) Фразеологизм

Прилаг:образный,яркий,выразительный

Глагол:помогает, расширяет,углубляет

Сущ: сочетание

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу.

И не было ни одного, кто бы смотрел на работу сквозь пальцы.

Работают с заданием, отвечают на вопросы,

составляют синквейн.

Инд работа

Устные ответы

Оценивание за работу

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(см задание в рабочем листе)

составить рассказ на свободную тему, используя при этом как можно больше фразеологизмов

-А закончить наше занятие я хочу древней притчей.

«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идёт человек и ведёт за собой ребёнка.

-Что ты тут делаешь, старик? — спросил человек.

-Тебя жду! — ответил старик. — Ведь тебе доверили этого ребёнка на воспитание?

-Верно! — удивился человек.

-Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево. Если захочешь подарить лошадь, дари лучшего скакуна. Если отважился воспитать человеку ребёнка, верни его крылатым.

-Как я это сделаю, если сам не умею летать?

-А ты попробуй! — сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребёнок, а за ним – его Учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

— Я возвращаю ребёнка крылатым! — и гордо посмотрел на своего питомца.

А старик посмотрел на крылья Учителя и произнёс:

-А меня больше всего радуют твои крылья… »

И я желаю вам всем не только воспитывать крылатых детей, но и самим научиться летать.

5. Список использованных источников

  1. [Технологические карты урока по русскому языку по УМК А.И Власенкова, Л.М Рыбченковой – Издательство «Учитель», г.Волгоград, 2012.Автор-составитель Г.В Цветкова.]

  2. [http://ru.wikipedia.org] http://www.gramota.ru

  3. http://fcior.edu.ru/card/8239/frazeologiya-i1.html электронный учебный модуль по теме «Фразеология»

infourok.ru

Лексика и фразеология (упражнения и тест)

Упражнения по теме «Лексика и фразеология»


Упражнение 1.

Выделите в предложениях омонимы, омоформы, омографы, омофоны.


Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил. И в елку врезался. Смех смехом. А Мишка-то едва остался с мехом. И заревел он грозно: — Надо ели срубить в бору, они мне надоели (Я. Козловский) Нет хуже удела, чем быть не у дела (Я. Козловский) Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Я. Козловский) Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (Марш.) Как жаль, что способность делиться осталась лишь преимуществом простейших.

Упражнение 2.

Выделите синонимы, отличая их от слов, близких по значению, но не входящих с ними в один синонимический ряд.


Душевно рад, — начал он… — Надеюсь, любезнейший Евгений Васильевич, что вы не соскучитесь у нас, — продолжал Николай Петрович… — Так как же, Аркадий, — заговорил опять Николай Петрович… — Сейчас, сейчас, — подхватил отец (Т.) Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной (Ч.) Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и храбрый летчик, умный, талантливый инженер.

Упражнение 3.

Выделите в тексте слова, к которым можно подобрать антонимы.  Запишите получившиеся антонимические пары.


Пестрая моя судьба послала мне столько замечательных людей, что их хватило бы на сотню таких, как я. Это не значит, что все они были моими друзьями или приятелями, но разве и простое знакомство с уникальными людьми, с их удивительными рассказами – не подарок? (Ю. Даниэль)

Упражнение 4.

Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.


Группа школьников … (пришла — зашла) в музей на лекцию. Мы все завтра … (придем — выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. Перед подвигом защитников Отечества мы (преклоняем — склоняем) голову. Мы так давно не виделись, что вначале я его даже не (узнал — признал). На голове отца (одета —  надета) меховая шапка.

Тест по теме «Лексика»


1.  Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?


а) совесть
б) долг 
в) стыд 
г) благородство


2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?


а) порядочный
б) гуманный 
в) преданный
г) добрый

3. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?


а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в) аналогия — противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы

4. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?


а) черное платье
б) черная душа
в) черный вторник
г) черные мысли

5. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?


В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа.


а) площадь 
б) вокзал 
в) собралась 
г) густая

6. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?


Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы.


а) летний  
б) дремлют 
в) бледно-красен
г) блестят

7. Какое из приведенных слов имеет омонимы?


а) идиллия  
б) брак 
в) линейка 
г) давление

8.  В каком варианте пары слов не являются синонимами?


а) деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный

9.  Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?


а) печаль
в) смятение 
б) праздник
г) блаженство

10.  В каком предложении нет антонимов?


а) Книга учит различать добро и зло.
б) Корень учения горек, да плод его сладок.
в) Недруг поддакивает, а друг спорит.
г) Ученье способно и украшать, и утешать.

11.  Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?


а) бежать 
б) четыреста 
в) гипотенуза
г) время

12.  Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?


а) клевый
б) классный 
в) крутой 
г) отличный

13.  Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.


а) считать ворон — бездельничать
б) в час по чайной ложке — медленно
в) тертый калач — опытный (о человеке)
г) седьмая вода на киселе — близкие родственники

14.  Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?


а) куры не клюют
б) семь пятниц на неделе
в) тьма тьмущая
г) хоть пруд пруди

15.  В каком предложении не используется фразеологизм?


а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

16.  Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?


а) раскрыть карты
б) попасть впросак
в) смотреть сквозь пальцы
г) камень преткновения

 

                                                                          Ответы:

 

videotutor-rusyaz.ru

Советы рукодельницам