Распевка голоса для начинающих вокалистов

Содержание

Певец, который не подготовил свои голосовые связки к определённым нагрузкам, возникающим в процессе исполнения некоторых сложных фрагментов произведения, так же, как и спортсмен, не совершивший разминку, может получить травму и лишиться возможности продолжать свою деятельность.

Люди, желающие научиться исполнять качественно вокальные произведения, хотят узнать, как правильно распеваться для того, чтобы разогреть голос. Хорошим подспорьем в этом вопросе может послужить видео-урок Елизаветы Боковой, в ходе которого она предлагает шесть распевочных упражнений с постепенным усложнением голосовых партий, а также поясняет некоторые нюансы, касающиеся правильного певческого дыхания и звукоизвлечения. Уроки подходят как для опытных, так и для начинающих вокалистов.

Смотрите урок прямо сейчас:

Если вы хотите получить ещё больше полезных и, самое главное, эффективных упражнений по вокалу, то вам сюда:

Что есть общего для любой распевки?

Все упражнения можно объединить одним руководящим принципом. Он заключается в том, что для пения выбирается тональность, главный тон которой соответствует нижнему пределу вашего голосового диапазона, после чего, начиная с этого звука, исполняется распевочная партия, которая повторяется каждый раз на полтона выше, совершая движение вверх (пока не достигнет верхнего предела), а потом вниз по хроматическому звукоряду.

Грубо говоря, упражнения поются так: начинаем снизу и повторяем то же самое (один и тот же напев) всё выше и выше, а потом снова спускаемся вниз.

Кроме того, содержание каждой следующей партии требует более высокой техники исполнения. А чтобы достичь эффективности, выполняя подготавливающие к пению упражнения, нужно учесть некоторые факторы, способствующие успеху, среди которых:

  • правильное дыхание;
  • соответствующая постановка певческого аппарата, то есть тех органов, которые задействованы при звукоизвлечении;
  • определённая направленность звукового потока;
  • чёткое следование рекомендациям к каждому отдельному упражнению.

Рекомендации в отношении правильного дыхания

Одна из рекомендаций, касающаяся того, как правильно распеваться, относится к режиму дыхания, которое осуществляется только животом. При этом важно следить, чтобы плечи и грудь не двигались, и не было никаких напряжений мышц шеи. Дышать следует очень спокойно, расслаблено, почти не заметно для окружающих, а гласные извлекать без обдумывания, как можно быстрее избавляясь от звука и не задерживая в себе ничего.

Распевка первая: поём с закрытым ртом

В первом упражнении, автор видео-урока советует распеваться с закрытым ртом с помощью звука «хм…», повышая на полтона его при каждом следующем извлечении, при этом, важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы.

Спев, таким образом, несколько нот, можно продолжить упражнение уже с открытым ртом, используя по очереди звуки «ми», «мэ», «ма», «мо», «му», а достигнув предельных высот, постепенно возвратиться к начальному тону.

Следующим этапом этого упражнения является воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности «ми-мэ-ма-мо-му».

Вокальная аксиома. При правильном пении все звуки направляются в одно и то же место, а расположение речевых органов во время пения чем-то напоминает ситуацию, когда во рту находится горячая картошка.

Распевка вторая: поиграем на губах

Второе упражнение, которое практикуется для распевки мастерами техники виртуозного пения «bel canto» очень полезно для развития певческого дыхания и достижения необходимой направленности звука. Также оно поможет убедиться в правильности дыхания, критерием оценки которого является непрерывность звучания голоса.

Используемая в данном случае артикуляция напоминает то, как маленький ребенок имитирует звук машины. Извлечение звука происходит через рот с закрытыми, но расслабленными губами. В этом упражнении пение звуков осуществляется по мажорному трезвучию, подымаясь вверх и возвращаясь на начальный тон.

Распевка третья и четвёртая: глиссандо

Третье упражнение такое же, как и второе, только вокальная партия исполняется приёмом глиссандо (скольжение), то есть при воспроизведении звучат уже не три отдельных ноты, а одна, которая плавно повышается до верхнего тона, а потом, не прерываясь, возвращается на начальную позицию.

Четвёртое упражнение, исполняемое тоже приёмом глиссандо, лучше начинать с нот «ми» или «ре» второй октавы. Его суть в том, чтобы петь в нос, препятствуя воздуху выходить из глотки. При этом рот должен быть открыт, но звук всё равно направляется в нос. Каждая фраза включает три звука, которые, начиная с верхнего, только понижаются на тон друг от друга.

Распевка пятая: вьени, вьини, вьяни???

Пятое упражнение поможет ещё лучше усвоить, как нужно правильно и результативно распеваться, а также подготовит дыхание к исполнению длинных фраз. Партия заключается в воспроизведении итальянского слова «вьени» (то есть «где»), но с разными гласными и звучит  как: «вьини», «вьени», «вьяни».

Такая последовательность гласных строится в зависимости от сложности достижения звонкости их воспроизведения. Каждый элемент упражнения строится на пяти звуках мажорного звукоряда и начинает исполняться с восьмого тона, опускаясь вниз, а его ритмический рисунок гораздо сложнее, чем в предыдущих упражнениях. Воспроизведение принимает вид «вье-вье-вье-э-э-э-ни», где первые три слога исполняются на одной ноте, а остальные звуки опускаются по ступеням упомянутого выше звукоряда, при этом гласные  «…э-э-э…»  исполняются приёмом легато.

Исполняя данную партию, важно петь все три фразы на одном дыхании и открывать рот таким образом, чтобы звук распространялся в вертикальной плоскости, а проверять правильность артикуляции можно надавливая указательными пальцами на щеки во время извлечения звука. Если челюсти достаточно разведены, то пальцы будут свободно проваливаться между ними.

Распевка шестая – стакатто

Шестое упражнение исполняется  приёмом стаккато, то есть обрывистыми нотами. Это создает такое впечатление, как будто звук выстреливает в голову, что чем-то напоминает смех. Для упражнения используется  слог «лё», который при воспроизведении принимает вид последовательности обрывистых звуков «Лё-о-о-о-о…» исполняемых парными квинтовыми шагами с постепенным понижением по полтона. При этом чтобы не было занижения звуков, важно представлять, что движение идет вверх.

Конечно, чтобы научиться, должным образом, исполнять вокальные партии, может быть не достаточно лишь почитать о том, как правильно распеваться, но приведённая выше информация в сочетании с материалом, представленным в видеоролике, может обогатить практические занятия и помочь достичь впечатляющих результатов.

Автор – В. Прозоров




music-education.ru

Распевочные упражнения — SouLibre

Распевочные упражнения

Расскажу основы занятий вокалом, это даже не распевки а предраспевочные упражнения дабы поставить голос на резонаторы и таким образом дать работать ему в полную силу.

Соответственно существует несколько упражнений на «мычание», так как именно оно позволяет направить голос в резонаторы. В свое время именно так начинал учиться Карузо и когда пришел на первый урок вокала, то ему сказали, что у него от природы поставлен голос. А изначальную постановку голоса дало именно мычание.

Вот эти упражнения:

Распевка 1

Мычим

Сперва найдите наиболее удобную позу. Прислонитесь спиной к стене или примите лежачее положение, хотя это и не обязательно. Главное — быть расслабленным и не зажиматься. Представьте, что через ваше тело пропущена длинная верёвка, которая выходит из головы. Представьте теперь, что верёвка привязяна к потолку и туго натянута. Вот такая вот хорошая поза для начала…теперь вдыхаем и пробуем помычать — то есть издать звук «м-м-м» своим обычным разговорным голосом, как будто вы съели что-то очень вкусное. Теперь раскачаем этот звук между двумя удобными для нас нотами. Будьте полностью расслаблены, не пытайтесь ставить рекордов высоты — помните, это всего лишь разогрев. Помычите так минуты 2-3.

Пылесос

Следующее упражнение называется «пылесос». Звук можно записать как «вф-вф-вф» — нечто среднее между «в» и «ф». Это неплохой массаж для ваших связок, так что наберите воздух и раскачивайте звук между двух удобных для вас нот. Обратите внимание — звук должен быть ровным, медленно спадающим и поднимающимся, а не прыгающим. Подсказка — чтобы звук не прыгал нужно поддреживать постоянный поток выходящего воздуха, представьте, что из вашего рта, вместо воздуха льётся вода, которая ни на миг не прерывается и не бьёт толчками, а наоборот, льётся ровным, непрерывным потоком. Этот поток поддерживается диафрагмой. Шея должна быть расслаблена, особое внимание уделите мягкому месту под подбородком, оно тоже не должно зажиматься (можете проверять его время от времени рукой). И так продолжайте 2-3 минуты.

Моторная лодка

Теперь то же самое на звук похожий на моторную лодку. Попытайтесь делать это упражнение держа ноту так долго, как сможете. Делать 2-3 мин.

Сирена

В этот раз представьте себе, что вы сирена. Сперва пробуем делать это головным звуком. Затем грудным (обычный разговорный голос). Напомню девушкам, что их грудной голос находится в самом низу диапазона.

Моторная лодка + Сирена

Теперь делаем 3 упражнение, но совмещаем его с 4 и идём так высоко и так низко, как можем не напрягаясь. Чувствуете хоть какое напряжение — прекращайте и делайте паузу.

Распевка 2

Можно использовать следующую систему распевок:

Ми-Мэ-Ма-Мо-Му на одной ноте, постепенно повышая. Мм-Мм-Мм-Мм / Мо-Ми-Мо-Ми-Ма по тризвуку (два раза) То же самое только по всем нотам до квинты. Мо-Ме-Ми-Му-Ма по тризвуку. Резко, отрывчато.

Универсальный вариант для всех голосов: Ми-йо-ми-йо-ми. (обратить внимание, чтобы голос не «заваливался» на «о»).

Для настройки резонатора: у-у-у-у-у отрывчасто через очень мальенькое отверстие в губах. Губы напряжены, зубы максимально раскрыты.

Для очистки связок: с квинты плавно по гамме вниз Льо-о-о-о / стакатто: льо — о — о — о — о по тризвуку туда и назад.

Предпоследняя распевка: Ой!-Ой!-Ой!-Ой!-Ой! очень резко и отрывисто по тризвуку. Это должно быть похоже на одноименный крик, только с определенной высотой звука. Следите, чтобы звук ударялся в корни передних зубов.

Последняя распевка — гамма. Сначала плавно, потом на стакатто. Особое внимание обратите на «ре» и «си» — они должны быть «овально-вертикальные». «Си» и «фа» имеют сильную тенденцию к занижению, контролируйте по инструменту.

Советы по эффективной распевке

— После того, как вы проснулись, нельзя петь в течение 2 часов. — Пейте много воды комнатной температуры в течение дня и особенно во время репетиции или распевки. — Делайте физические упражнения — это разгоняет кровь и ускоряет распевку — Не напрягайтесь. — Если нет возможности распеться, то перед пением почитайте вслух 15-30 минут, тщательно артикулируя.

http://www.guitar-school.ru/forum/showthread.php?t=4314&page=1

soulibre.ru

Распевки для вокалистов: советы и примеры упражнений

От того, насколько чисто и уверенно певец исполняет музыкальные произведения, зависит его успех перед публикой. Профессионалы знают, что распевки для вокалистов важны как перед выступлением на сцене, так и в процессе ежедневных занятий.

Бережное отношение к певческому органу помогает наращивать мастерство, исполнять сложные партии профессионально. Вокальные распевки не только делают голосовые складки эластичными, но и увеличивают приток крови к гортани, легким, губам, языку. Стремление к повышению профессиональных навыков обязывает исполнителя проводить системную работу с хрупким голосовым инструментом.

Ключевые задачи ежедневных тренировок

Спортсмены перед состязаниями тренируют мышцы для их подвижности и эластичности, вокальные распевки выполняют такую же роль. Подготовленные голосовые складки послушны, ими легче управлять, защитить мышцы и связки от травм.

Распевки для голоса необходимы для достижения определенных целей:

  • расширения диапазона;
  • развития музыкального слуха;
  • управления голосом в координации со слуховыми возможностями;
  • формирования певческих навыков.

Многие достигают больших высот в творчестве, исполняя вокальные распевки ежедневно.

Общие правила упражнений для голоса

Неопытным исполнителям трудно овладеть широким диапазоном, поэтому к занятию приступают, используя вокальные распевки на одной ноте. Постепенно увеличивают интервал до квинты, и только в конце разминки переходят на выполнение октавного диапазона и более.

Определенный цикл, длительность занятий определяется задачами, поставленными перед исполнителем, и первое время упражнения отнимают больше времени.

Что нужно знать неопытным вокалистам

Ни один педагог не станет рекомендовать новичкам интенсивно исполнять вокальные распевки, добиваться успеха в решении сложных и подчас невыполнимых задач. Вначале им предлагают упражнения для двух‒трех нот, расположенных рядом. Добиться хорошей техники исполнения можно лишь последовательными, грамотно организованными уроками.

Все вокальные распевки объединяются по одному общему принципу. Выбирается тональность, соответствующая возможностям тембра голоса ученика. Каждый раз поднимают короткую музыкальную фразу на полтона выше до тех пор, пока не наступит предел возможностей, после чего исполняют вокальные распевки по хроматизму в обратном порядке.

Разминки для вокалистов с высоким и низким голосом практически не отличаются. Во всех случаях разогрев начинают со средних нот диапазона исполнителя. Для колоратурного сопрано подбирают вокальные распевки, направленные на тренировку подвижности, легкости звучания. Для низкого диапазона — медленный темп с упором на кантилену.

Как работать с детьми

Бережное отношение к певческому аппарату в детском возрасте — главная задача педагогов. Развивающиеся органы легко травмировать, они требуют особого внимания, а в пересмотре цикла занятий нуждаются подростки во время ломки голоса.

Но вокальные распевки не отличаются от работы взрослых, а чтобы удержать внимание детей, им предлагают шуточные тексты, применяют другие развлекательные приемы.

Научиться правильно дышать

Для новичков вокальные распевки не обходятся без тренировки дыхания. Важная ступень в стремлении к певческому мастерству для некоторых исполнителей поначалу кажется забавным моментом.

Не все понимают вначале, что от правильного дыхания зависит успех исполнителя. Многие делают ошибку, когда тренировку голоса для его постановки базируют на грудном дыхании. Такое исполнение приводит к завершению карьеры певца, едва начавшись.

Существуют не только распевки для начинающих, но и специальные упражнения для дыхания. Одно из них выполняется при ровной осанке, с опущенными плечами.

  • Руки укладывают на живот, медленно вдыхают воздух через нос, не спеша выдыхают.
  • Должно появиться чувство напряжения в прессе.
  • Выполняют 8‒10 повторов, а в течение дня контролируют себя, пока не выработается привычка дышать правильно.

Стандартные упражнения

Нередко задают вопрос, отличается ли распевка для хора от индивидуальной тренировки голоса. Профессионалы используют одинаковые задания для разогрева с единственным различием — при работе с коллективом выполняются шаблонные правила, а частные уроки проводят с учетом конкретных целей.

  1. Занятия начинают с тренировки на средних нотах, которые не провоцируют чрезмерное напряжение связок и мышц. Такие вокальные распевки направлены на укрепление дыхательной опоры. В процессе занятия «разогреваются» мышечные ткани, а педагог следит за правильностью формирования звука.
  2. После разминки голосового аппарата отрабатывают задания по развитию навыков хорошей дикции, расширению диапазона. Предлагают исполнить вокальные распевки в пределах одной октавы, когда звуки проходят плавно между ступенями при внятных речевых оборотах. Постепенно формируется четкая дикция. Каждый репетитор вооружен своей тактикой, но все педагоги учитывают особенности ученика.
  3. Заключительный этап проводится с целью освоения навыков по исполнению скачков, отрывистого звучания, различных украшений. Такие вокальные распевки под силу певцам, освоившим первоначальные упражнения.

Типовое упражнение

Педагоги нередко приступают с разминки, сомкнув губы. Извлекают звук по полутонам, похожий на мычание, но зубы при этом должны быть разжаты. Упражнение продолжают выполнять, проговаривая «ма, мэ, ми, мо, му» до максимальной высоты. После чего повторяют, удерживая дыхание на одной тональности, затем на полтона выше и так до предела, продолжают в обратном порядке. Чередование слогов полезно менять (ми, мэ, ма, мо, му).

Упражнение «Метро»

При плавном скольжении вверх по хроматическому звукоряду и обратно поют «до-о-о, де-е-е, ди-и-и, до-о-о, ду-у-у-у» и «бра, бре, бри, бро, бру». Методический прием помогает расширению диапазона исполнителя.

Прием «стаккато»

Прерывистое пение на слог «лё-о-о-о» выполняют от I ступени звукоряда к V вверх и в обратном порядке, каждый раз повышая тональность на полтона. Упражнение напоминает заразительно смеющегося человека.

Нередко педагоги в процессе занятий применяют вокальные распевки, объединенные с определенными телесными движениями. Такие методы позволяют освободить голосовой аппарат, освоить координацию, необходимую при исполнении вокальных номеров.

Существует много пособий, где подобраны результативные методики прошлых лет, новые интересные разработки для преодоления профессиональных трудностей. Покорение вершин мастерства с использованием многовекового опыта предшественников является главным условием творческого успеха!

vseorechi.ru

Вокальные упражнения

Любое вокальное занятие должно начинаться с распевки. Распевка разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Без распевки ты можешь не попадать с самомго начала на какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос. Без распевки ты можешь обнаружить, что где-то посредине вокального упражнения или песни у тебя может перехватить горло и тебе нужно будет откашляться и т.д. Распевка для певца — что разминка для спортсмена.

Распевка — это неширокое по диапазону вокальное упражнение, которым открывают занятия. Начинается распевка в среднем, удобном диапазоне голоса. После того, как её пропели один раз, распевку повторяют, поднимая тональность на полтона выше и т.д., пока не дойдут до вершин диапазона голоса. Потом точно так же, но опускаясь по полутонам вниз, можно прорабатывать нижние ноты голоса.

Ниже приведена одна из распевок, знакомых мне ещё с детства. Послушай её или скопируй. В основе её лежит мажорная восходяще-нисходящая гамма, состоящая из её первых 5-ти ступеней. Поётся распевка с такими словами:

» Я-и-ду-до-мой, он и-дёт за-мной. А кто ско-рей?»

В приведённом файле показано, как повышается тональность при этой распевке.

Свободное резонаторное звучание

В процессе поиска правильного звука мы будем пользоваться различными приспособлениями, позволяющими пустить в ход различные естественные психические и физиологические механизмы. Обычно это условные представления, которые мы вызываем в своем воображении. Они помогают проникнуть в природу ощущений, возникающих при правильном пении.

В предыдущих разделах мы уже пользовались подобными приспособлениями: вспомните упражнения «собачка», «лягушка ловит комара». Естественно, их не следует понимать буквально. Необходимо только вызывать данные картины в своем воображении. Это значительно облегчит вам поиск правильных ощущений.

Упр.11

Откроем рот. Сделаем медленный вдох с легким звуком «удивления». Почувствуем холодок на мягком небе и опускание кадыка. На выдохе издаем протяжный, свободный, похожий на стон звук «А». Гортань вместе с кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Губы не должны дрожать. Проконтролируйте себя с помощью зеркала. Следите за правильным дыханием. Вдох не фиксируйте /выдох — непосредственно после вдоха без задержки/. Гортань не поднимается. Непроизвольному рождению свободного звучания способствует покой, внутренняя раскованность и даже некоторая расслабленность

Вокальные упражнения. Общие правила их выполнения

Теперь, когда вы познакомились с основами правильного пения — диафрагменным дыханием и свободным резонаторным звуком, можно перейти непосредственно к упражнениям.

Сперва послушайте, как выполняет их педагог. Затем попробуйте повторить.

Выполнять упражнения необходимо сидя на стуле, ровно держа спину и не горбясь.

Вначале следует делать их в пределах первых 6-7 самых удобных звуков, постепенно расширяя диапазон голоса. Следите за дыханием. Для контроля держите руку на животе. Контролируйте работу нижнего резонатора. Следите за тем, чтобы не дрожали губы, не задирайте вверх плечи и голову, не тяните вперед шею. Сохраняйте ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения. К верхней ноте живот напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает ваша рука, лежащая на животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и для непосредственного исполнения вещей.

Упражнения на концентрацию звука

Эти упражнения необходимы тем из вас, у кого наблюдаются следующие проблемы во время пения: глухой, заглубленный звук, трудности с исполнением верхних и средних нот, сиплый звук на всех или некоторых гласных \\часто на «И»\\, склонность к занижению нот.

Упр.1

Закрытый слог «М». Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную «М». Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация \\легкое подрагивание\\ ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы «подъезжаете» к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Автор не рекомендует делать это упражнение в высоком регистре, оставайтесь в низком и среднем.

Плюс, Минус

Упр.2

М-И-И-И-И-И-И-И. В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук «И» во время пения не должен отличаться от обычного разговорного \\как в слове «улитка»\\.

Плюс, Минус

Упр.3

М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И. Когда вы почувствует контроль над буквой «И», переходите к этому упражнению. Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком — звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.

Плюс, Минус

Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра.

Эти упражнения предназначены для всех, но особенное внимание на них следует обратить тем, у кого заметны следующие недостатки пения: гнусавый призвук, дрожание голоса, неумение пропевать изящные вокальные украшения \\мелочи\\. Если, по мере приближения к верхним нотам, ваш голос становится тонким, в нем не хватает мощного драматичного тона, столь необходимого для исполнения роковых композиций, то эти упражнения, несомненно, для вас. Выполняя их, используйте также все полезные навыки, приобретенные при работе над упражнениями предыдущего цикла.

Упр.1

РО-О-О-О-О-О Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А. Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной . Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.

Упр.2

РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.

Упр.3

РО-О»O-O»O-O»O-O»O-O»O-O»O Во время выполнения этого упражнения после каждых двух звуков О делайте маленький выдох и вдох ртом / дыхание обозначено знаком апострофа/, как бы добор воздуха /см. упр.2/. Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди глубже предыдущего.

Упр.4

PO-O»O-O»O-O»O-O»O-O»O-O»O В отличие от предыдущего, данное упражнение выполняется легко перескакивая с ноты на ноту. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь. Знаком апострофа отмечен активный выдох и добор дыхания.

Упражнения на развитие субтона

Упр.1

А-ВЕ МА-РИ-И-Я. Согрейте руки дыханием, как это делают на морозе. Теперь добавьте к дыханию немного звука. Такой прием называют расщеплением или субтоном. Вот вы и получили ощущения, необходимые для выполнения упражнения 3. Следите, чтобы рот широко открывался а продых не исчезал в течение всей фразы. Упражнение рассчитано на использование большего, чем обычно, количества воздуха. Если дыхания едва-едва хватает, значит, звук найден правильно. Чтобы облегчить себе задачу, наклонитесь вперед, положите руки на поясницу и ощутите, как туда проникает воздух. Теперь у вас образовался «спасательный круг» вокруг талии. Не спешите, расходуйте воздух экономно,- не выдыхайте много на первую ноту. Вдохи делайте носом, ритмично, быстро и резко, ощущая, как наполняется воздухом «спасательный круг». Если гласная И зажимается или звучит в нос, замените ее на Ы /А-ВЕ МАРЫ-Ы-Я/. Когда вы научитесь правильно пропевать ее, можно будет вернуться к первоначальному звучанию. Это упражнение можно делать в пределах октавы. Cледите за вибрацией грудного резонатора — она не должна пропадать на высоких нотах.

Работа над песней

После того, как вы освоите эти упражения, можно переходить к работе над вещами.

Начните с низких по тесситуре песен. Сначала выучите текст и мелодию. Пойте вместе с исполнителем, но не пытайтесь копировать его манеру.

Работа над вещью начинается с пропевания мелодии на любую удобную гласную /обычно А,О или Э/ или слог /НЭЙ или МЯУ/. Звук должен быть точно таким же, как при исполнении упражнения. Затем попробуйте петь с текстом. Мелодия должна литься плавным потоком, четкость произношения и дыхания не должны нарушать ее течения.

Поскольку английский язык более удобен для пения, чем русский, начните с англоязычного репертуара. Постоянно следите за дыханием, широко открывайте рот, тяните гласные, особенно в окончании фраз. Над сложными местами рекомендуется поработать отдельно. Когда произведение будет исполняться легко и непринужденно, переходите к пению под фонограмму -1 /без голоса/. Постарайтесь записать себя на магнитофон. Это поможет проконтролировать технические и интонационные /точность попадания в ноты/ ошибки. Постепенно можно переходить к более сложным произведениям. Не пугайтесь звука собственного голоса на магнитофонной кассете. При пении в хороший микрофон и использовании ревербератора /обработка звука, придающая ему объем/ и других звуковых эффектов голос существенно меняется в лучшую сторону.

Учитесь пользоваться микрофоном и ревербератором. Полезна будет любая сценическая практика и работа в музыкальном коллективе. Старайтесь расширять свой репертуар, заботьтесь о вокальном здоровье, посвящая распеваниям 20-40 минут ежедневно, больше слушайте хорошую музыку,- и успех непременно придет к вам.

Заключение

Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначенные. Примером может служить зажатая, гнусавая, неприятная на слух и опасная для самого исполнителя певческая манера многих отечественных молодых артис

osoznanie.org

Эффективная распевка, упражнения для распевки

Несколько приемов распевки для вокалистов.

Распевка

Каждый вокалист должен усвоить одно правило: распевка — это святое! Большинство проблем, связанных с голосом, вызваны непониманием важности разогрева связок. Должен признаться, я и сам раньше этого не понимал, поэтому у меня часто страдали связки.

Прежде чем распеваться, желательно дать крови разбежаться по телу. Сделайте пару-тройку физических упражнений, таких, как наклоны, приседания, отжимания и тд. (главное не перестараться, это всего лишь подготовка). После этого можно приступать к вокальным упражнениям. И только после хорошей распевки можно браться за песни.

Мычим

Сперва найдите наиболее удобную позу. Прислонитесь спиной к стене или примите лежачее положение, хотя это и не обязательно. Главное — быть расслабленным и не зажиматься. Представьте, что через ваше тело пропущена длинная верёвка, которая выходит из головы. Представьте теперь, что верёвка привязяна к потолку и туго натянута. Вот такая вот хорошая поза для начала…теперь вдыхаем и пробуем помычать — то есть издать звук “м-м-м” своим обычным разговорным голосом, как будто вы съели что-то очень вкусное. Теперь раскачаем этот звук между двумя удобными для нас нотами. Будьте полностью расслаблены, не пытайтесь ставить рекордов высоты – помните, это всего лишь разогрев. Помычите так минуты 2-3.

Пылесос

Следующее упражнение называется «пылесос» Звук можно записать как “вф-вф-вф” – нечто среднее между «в» и «ф». Это неплохой массаж для ваших связок, так что наберите воздух и раскачивайте звук между двух удобных для вас нот. Обратите внимание – звук должен быть ровным, медленно спадающим и поднимающимся, а не прыгающим.
Подсказка — чтобы звук не прыгал нужно поддреживать постоянный поток выходящего воздуха, представьте, что из вашего рта, вместо воздуха льётся вода, которая ни на миг не прерывается и не бьёт толчками, а наоборот, льётся ровным, непрерывным потоком. Этот поток поддерживается диафрагмой. Шея должна быть расслаблена, особое внимание уделите мягкому месту под подбородком, оно тоже не должно зажиматься (можете проверять его время от времени рукой). И так продолжайте 2-3 минуты.

Моторная лодка

Теперь то же самое на звук похожий на моторную лодку. Попытайтесь делать это упражнение держа ноту так долго, как сможете. Делать 2-3 мин.

Сирена

В этот раз представьте себе, что вы сирена. Сперва пробуем делать это головным звуком. Затем грудным (обычный разговорный голос). Напомню девушкам, что их грудной голос находится в самом низу диапазона.

Моторная лодка + Сирена

Теперь делаем 3 упражнение, но совмещаем его с 4 и идём так высоко и так низко, как можем не напрягаясь. Чувствуете хоть какое напряжение – прекращайте и делайте паузу.

Можно использовать следующую систему распевок:

Ми-Мэ-Ма-Мо-Му на одной ноте, постепенно повышая.
Мм-Мм-Мм-Мм / Мо-Ми-Мо-Ми-Ма по тризвуку (два раза)
То же самое только по всем нотам до квинты.
Мо-Ме-Ми-Му-Ма по тризвуку. Резко, отрывчато.

Универсальный вариант для всех голосов: Ми-йо-ми-йо-ми. (обратить внимание, чтобы голос не «заваливался» на «о»).

Для настройки резонатора: у-у-у-у-у отрывчасто через очень мальенькое отверстие в губах. Губы напряжены, зубы максимально раскрыты.

Для очистки связок: с квинты плавно по гамме вниз Льо-о-о-о / стакатто: льо — о — о — о — о по тризвуку туда и назад.

Предпоследняя распевка: Ой!-Ой!-Ой!-Ой!-Ой! очень резко и отрывисто по тризвуку. Это должно быть похоже на одноименный крик, только с определенной высотой звука. Следите, чтобы звук ударялся в корни передних зубов.

Последняя распевка — гамма. Сначала плавно, потом на стакатто. Особое внимание обратите на «ре» и «си» — они должны быть «овально-вертикальные». «Си» и «фа» имеют сильную тенденцию к занижению, контролируйте по инструментуСоветы по эффективной распевке

— После того, как вы проснулись, нельзя петь в течение 2 часов.
— Пейте много воды комнатной температуры в течение дня и особенно во время репетиции или распевки.
— Делайте физические упражнения – это разгоняет кровь и ускоряет распевку
— Не напрягайтесь.
— Если нет возможности распеться, то перед пением почитайте вслух 15-30 минут, тщательно артикулируя.

  • < Назад
  • Вперёд >

21one.ru

Распевка для голоса | Смотрите бесплатно онлайн урок, обучающее видео

Ой, любят же славяне петь, и ничего с этим не поделаешь! Вот только кому-то это удается очень хорошо, а кто-то и хотел бы красиво затянуть любимый напев – так голос подводит. Но даже те, кого природа не наградила вокальным талантом от рождения, могут научиться этому мастерству. Учеба, конечно, будет длительной, но результат этого стоит.

Предлагаемое видео расскажет, с чего надо начинать тренировку голоса и какие упражнения проделывать, чтоб в конце концов даже Хворостовский обзавидовался. Упражнения будут полезными и начинающим, и уже достаточно опытным вокалистам.

Видео-обучение «Распевка для голоса»

Первое упражнение

Практикуется для разогрева голосовых связок и разработки дикции.

Сомкнув губы, под напором пропустить сквозь них воздух, издавая характерный звук, знакомый каждому с раннего детства (вспомните, как дети показывают машину). Этот звук «пропеть» под предложенную мелодию. Аналогичное упражнение можно проделать, издавая звук «р».

Замечание: Высокие звуки надо исполнять «на улыбке» (чем выше звук, тем шире улыбка), связки не перенапрягать, чтоб не испортить голосовой аппарат.

Второе упражнение

Для отработки объемного звука, учит отличать «объемный» звук от «плоского».

«Пропеть» предложенную мелодию, издавая звук «м». Исполняя это упражнение, дыхание нужно брать «на зевке», а гортань мысленно округлять (словно держите роте яйцо), а звук стараться сделать «объемным».

Третье упражнение

На отработку слогового объема, динамику произношения.

Пропеть «мэй» и «май» по тому же принципу, что и в предыдущих упражнениях. Перед каждым звуковым рисунком набрать воздух «на объеме».

Четвертое упражнение

Используется для развития динамики произношения.

«Объемным» звуком пропеть «ми», «мэ», «ма», «мо», «му», используя рекомендации, данные в предыдущих упражнениях.

Вот такие несложные тренировки позволят развить голосовой аппарат, научат контролировать качество пения и произношения. В предложенном видео найдете мелодии, по которые лучше всего упражняться.

obvi.ru

Резонаторная и вокальная распевка для голоса

Распевка для голоса – это то, с чего начинается любой вокальный урок. Она, словно физическое упражнение, развивает голосовые связки, подготавливает их к дальнейшим нагрузкам, пробуждает. Пренебрежение подобной разминкой может привести к большим проблемам, которые будут связаны с голосом и возможностью петь. В данной статье мы рассмотрим несколько вокальных упражнений, которые необходимо знать и пропевать каждому вокалисту.

Подготовка к пению

Прежде чем вы приступите к разогреву, необходимо занять подходящую позу. Ни в коем случае не пойте сидя, согнувшись, или тем более, поджав ноги к груди. Воздух должен свободно циркулировать через все тело, мышцы должны быть расслаблены, мысли свободны. В таком состоянии любая распевка для голоса отлично разогреет связки, подготовит их к новым высоким (или низким) нотам, которые вам придется взять в серьезных произведениях.

Резонаторные разминки

Итак, для начала немного помычим. Представьте, что через все тело проходит большой канат, который своим концом достигает потолка. По нему должен выходить звук, плавно и равномерно. Такая распевка для голоса рассчитана на разработку резонаторов: верхнего и нижнего. Первый находится в переносице, а второй расположен в области груди. Если вы все время поете басом, то логично будет разрабатывать именно нижний резонатор. Если же ваш голос – сопрано и выше, то работайте через верхние регистры.

Также наши вокальные связки отлично развивает распевка для голоса под названием «пылесос». На протяжении нескольких минут произносите звук, который представляет собой что-то среднее между «в» и «ф». Сначала глубоко вдохните, а потом начинайте выпускать воздух через рот, произнося подобный звук. Представьте, что изо рта равномерно и спокойно вытекает вода.

Вокальные упражнения

Теперь рассмотрим именно вокальные, основанные на мелодии и ладах распевки для голоса. Слова первой из них всем прекрасно знакомы: «Ми-Мэ-Ма-Мо-Му». Повторят эти слоги необходимо на одной ноте, с каждым разом повышая ее на полтона. Начинайте с самого нижнего звука, который доступен диапазону вашего голоса. Постепенно вы дойдете и до верхнего показателя. Для того чтобы упражнение стало более эффективным, вернитесь по всем пропетым нотам аналогично вниз.

Многие упражнения для распевки голоса строятся на квартовом или квинтовом звукоряде, который начинается с тонической ступени мажорного лада. Если пропевается только четыре ступени, то чаще всего растягивается слово «ми-я». На первые четыре ноты (движение вверх) приходится слог «ми», когда мы голосом спускаемся к тонике, пропеваем слог «я». Звук «ми-я» можно заменить на «зи-ма» и любые другие сочетания слогов.

Чаще всего квинтовые распевки начинают петь с пятой ступени мажорного лада, спускаясь к тонике. Один из вариантов слов – «родина моя», где каждый слог соответствует своей ноте. Постепенно такая распевка может повышать свой лад на полтона или понижать. Аналогично предыдущему случаю слова «родина моя» можно заменить на любой другой набор слогов.

fb.ru

Советы рукодельницам