Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста, направленное на развитие певческих навыков, укрепление и развитие голосового аппарата ребенка «Музыка леса»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Показать результаты музыкального образования детей и способы их достижений.

Задачи.

Обучение:

  • Учить двигаться в соответствии с характером музыки
  • Формирование певческих навыков
  • Выработка правильного дыхания, звукообразования, интонации, артикуляции.

Развитие:

  • Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
  • Развитие голоса по системе В. Емельянова
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие коммуникативных качеств
  • Развитие творческих способностей.

Воспитание:

  • Воспитание усидчивости и силы воли
  • Воспитание активности и самостоятельности
  • Воспитание любви к природе.

Ход занятия

Под веселую музыку дети входят в зал. Звучит музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель: «Здравствуйте, ребята!» (Поступенное движение мелодии от «ми» до «си» первой октавы.)

Дети: «Всем, всем добрый день!» (Звучание мелодии по терциям.)

Коммуникативная игра – приветствие» «Здравствуй» на мелодию литовской народной песни. (На первую часть музыки дети двигаются подскоками по залу, на вторую часть – здороваются правыми руками друг с другом, охватив как можно больше друзей.)

Музыкальный руководитель. Я вижу у вас у всех хорошее настроение. Вы любите петь? Вы уже знаете, чтобы петь правильно и красиво, нужно научиться управлять своим голосом. Давайте сегодня отправимся в путешествие по осеннему лесу, а озвучивать наше путешествие нам поможет наш голос. Сядем на стульчики и представим лес ночью.

Упражнение «Страшная сказка» (по системе В. Емельянова)

Цель: осваивать последовательность гласных в грудном режиме («толстый голос»). Челюсти во время этого упражнения разомкнуты максимально. Пальцы рук протыкают щеки, контролируя полностью открытый рот.

Слушай…   У
Слушай шорох…   У-О
Слушай шорох чащи…   У-О-А
Слушай шорох чащи леса…   У-О-А-Э
Слушай шорох: чаща леса дышит…   У-О-А-Э-Ы
Гулко гонит галок ветер выше…   у — фальцет
Дышит…   Ы
Дышит леса…   Ы- Э
Дышит леса чащи…   Ы-Э-А
Дышит леса чаща: шорох…   Ы-Э-А-О
Дышит леса чаща: шорох слушай…   Ы-Э-А-О-У
Выше ветер галок гонит гулко…   у – фальцет

Музыкальный руководитель. А ночью в лесу можно услышать разные звуки.

Упражнение «Лес ночной»

Цель: развитие певческих навыков (артикуляции, дикции, дыхания), фонационного выдоха, формирование фальцетного пения.

Лес ночной был полон звуков   ш-ш-ш
Кто-то выл   у-у-у
А кто-то ухал   ух-ух-ух
Кто-то мяукал  
мяу-мяу
Кто-то хрюкал   хрю-хрю
Кто-то топал   (щелкать язычком)
Кто-то крыльями захлопал   (чмоканье губами)
Кто-то кричал   Ау, ау
Кто-то тихо, очень тихо
тонким голосом пищал   (писк)

Музыкальный руководитель. В лесу можно встретить различных животных.

Упражнение «У жирафа есть вопрос» (

по системе В. Емельянова)

Цель. Учить осознавать детей наличие в голосе двух режимов работы гортани – толстого голоса и тонкого голоса.

Упражнение «Дождик»

Цель: подготовка голоса к пению в высокой тесситуре. Декламировать в высоком регистре.

Дождик капнул на ладошку,
На цветы и на дорожку
Льется, льется: ой-ой-ой!
Побежали мы домой.

Вокальное упражнение «Мы кушаем ягодки». Исполнять на одном звуке – «до» 2 октавы

Цель: формирование гласных звуков.

Ам-ам-ам-ам
Ом-ом-ом-ом
Ум-ум-ум-ум
Эм-эм-эм-эм
Ым-ым-ым-ым

Музыкальный руководитель. Ягодка не одна, их много

:

ам-ом-ум-эм-ым (ягодки ароматные, красивые – высокая певческая позиция).

Вокальная попевка «Три синички» р.н.п.

Цель: Выработка унисона, интонации в поступенном движении мелодии вверх и вниз, выработка легкого светлого звука.

Речевая игра со звучащими жестами «Листопад»

Осень, осень! Листопад! Ритмичные хлопки.
Лес осенний конопат. Щелчки пальцами.
Листья рыжие шуршат Трут ладошкой о ладошку
И летят, летят, летят! Качают руками

Музыкальный руководитель.

Посмотрите, все вокруг
В золото одето
Значит, осень на дворе,
Улетело лето…

Исполнение песни «Осень в лесу» П. Жубинской

Цель: слышать трехчастную форму песни, петь выразительно, естественным звуком.

Музыкальный руководитель. Ребята, слышите, какая прекрасная музыка льется? Как она называется, вы узнали? (ответы детей). Давайте придумаем танец, а листочками у нас будут эти разноцветные ленточки.

Танец – импровизация с ленточками «Осенние листочки» на музыку П. И. Чайковского «Сентиментальный вальс».

Цель: развитие творческих навыков, умение использовать знакомые движения в лирической танцевальной зарисовке, слышать окончание фраз.

Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята мы с вами оказались на грибной поляне. Сколько здесь грибов! А это что за гриб?

(выходит Боровик и здоровается)

Боровик. Здравствуйте, ребята, вы узнали меня?

Музыкальный руководитель

.

Этот гриб – Боровик
И красив он и велик.
В толстой шапке набекрень,
Ножка толстая, как пень.

Боровик. А что вы тут делаете в моем лесу?

Дети. Ходим, гуляем по осеннему лесу.

Боровик. А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

Дети. Не шуметь, не сорить, не ломать ветки, не рвать цветы.

Музыкальный руководитель. Еще ребята знают пословицы о природе.

Дети. Лес – богатство и краса. Береги свои леса!

Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.

Боровик. Раз вы такие умные, знаете правила поведения в лесу, я хочу предложить вам поиграть на моих музыкальных инструментах. Очень я музыку люблю.

Игра на ДМИ. Модель Т. Тютюнниковой №13. Детям предлагается на выбор погремушки, бубенцы, тарелочки, шумовые инструменты и т.д. Произведение написано в форме рондо, рефрен повторяют бубенцы, остальные темы исполняют по очереди все инструменты.

Боровик. Молодцы! Оставайтесь у меня в лесу, будем вместе играть и природу охранять.

Музыкальный руководитель. Нет, Боровик, лучше ты приходи к нам в детский сад, мы научим тебя петь красиво, правда, ребята? А на прощание мы споем тебе «Лесную песенку».

Исполнение песни «Лесная песенка» слова К. Ибряева, музыка Ю. Чичкова.

Цель: Эмоциональное исполнение песни, развитие певческих навыков, выработка чистоты интонирования.

Боровик. Спасибо за приглашение и за песню, а от меня примите угощение.

Музыкальный руководитель. Вот и закончилось наше путешествие по осеннему лесу. Понравилось вам, ребята? Пора возвращаться в группу.

19.05.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Упражнения для голоса — Ораторский Клуб

Уважаемые друзья! Вы можете почитать эти упражнения, посмеяться и ничего не сделать, а можете проработать эти упражнения, распечатать их и раз в день делать данные упражнения. Могу с уверенностью сказать, что в первом случае вы просто потратите своё время. Если вы выберите второй вариант, то скоро заметите, как ваш голос начнёт звучать красивее и звучнее, увереннее и чётче, как люди вокруг вас вдруг станут к вам прислушиваться. Выбор за вами: либо лень, диван, подушка, либо хороший чёткий голос.

Приступим.

1. Дыхание в звучащей речи.

Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием — умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения такой фразы дыхание ослабевает, голос тускнеет, становится неровным. Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно пользоваться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом и т.д.).

Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основоная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить КПД голосового аппарата, то есть при меньших затратах мышечной энергии добиться максимума звучания.

Упражнения:

Дыхательная гимнастика:

1.1. Первый вид дыхания — спокойная, плавно звучащая речь “Ночной лес”
упражнение “Звукоподражатель”
Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….
Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь
Комар: ззззззззззззззззззз
Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш

1.2. Второй вид дыхания — волевая, на сдержанном темпераменте речь “Насос”
“насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС
“лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс ( силой)

1.3. Третий вид дыхания — эмоциональная, экпрессивная речь, произносимая в быстром темпе — “Пульверизатор”
“пульверизатор” сжимая в руке грушу пульверизатора, сопровождаем резким выбросом звука ПС-ПС-ПС-ПС-ПС-пссссссссссссс
“сорока-сплетница” тртртртртр, тртр,тртртртртр!

2. Голос и дикция

Цель упражнений: добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.
Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания, это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи.
2.1. Голос. Атаки:
мягкая — свободные связки, легкое прохождение воздуха;
твердая — связки смыкаются плотно до начала выхода воздуха, голос становится резким, металлическим, мало подвижным, визгливым, неуправляемым
придыхательная — воздух выдыхается до смыкания связок — голос быстро утомляется, тускнеет.
Добиваемся мягкой атаки через упражнение “стоны”:
ммммммммммм — до боли в губах
Мам, мёду нам (следить, чтобы воздух выходил плавно, без щелчков)
Разница между твёрдой и мягкой атакой: колыбельная “ааа,а!”, в туалет “а-а-а”
2.2. Опора звука: САМОЕ ВАЖНОЕ В РЕЧИ: звук должен опираться не на голосовые связки, а на ДИАФРАГМУ. ”Подлаивание”
собака проснулась: ав!ав!ав!
в пляс: “гОп-ля-ля, гОп-ля-ля, гОп, гОп, гОп-ля-ля”
цирк: алеее-гОп!
команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!
Мам, мёду нам…МеОду нам, мАм!
“у зубного врача” :
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно,
Есть хочу, как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть.
Раз нельзя — не стану есть!
Убаюкивание: м-м-м-м-м-м-М, а-а-а-а-а-а-А, у-у-у-у-у-у-У

2.3. Дикция: Тренируем четкое произнесение отдельных звуков (согласные):
Вагончики: вагоны вперед покатили, как мячики, так-чики-так-чики-так-чики-так
Копыта: из-под топота копыт пыль по полю летит
Трубочист: мОем, мОем трУбочИста,
чИсто, чИсто, чИсто, чИсто,
бУдет,бУдет трУбОчИст,
ЧИст, чИст, чИст,чИст!

3. Диапазон голоса.

Понятие дапазон включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков, доступных человеческому голосу. Если человек не умеет управлять диапазоном своего голоса, то голос либо неожиданно резко уходит в басы, или в писк.

Упражнения: (Используем “подлаивание”)

1) “Хочу развить” Я хочу свой голос развить, чтоб здесь говорить (высоко), и здесь говорить (естественно), и здесь говорить (низко).

2) ”Гулянки”
Айда гулять!
Уля
Оля
Эля
Аля

3) “Этажи”
Крыша!
И шестой этаж
И пятый этаж
И четвертый этаж
И третий этаж
И второй этаж
И первый этаж

4. Сила голоса

Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда, больше звук.
Когда оратор пытается говорить с силой — вот тут-то и наступает перенапряжение голосовых связок, такой звук тяжело слушать, создается ощущение, что человек кричит, хотя аудитория находится в метре от него.
Вот пример того, как обычно под конец речи просто не хватает дыхания из-за того, что неправильно была подобрана сила голоса:

Выступает Денис Макин, один из членов нашего ОК. Выступление очень классное.

Основная ошибка: речь на протяжении всего монолога ведется на голосовых связках: впечатление, что оратор кричит, особенно во второй половине монолога (рассказывая о том, что такое пост президента), пытаясь выразить эмоции усилением не глубины голоса, а перенапряжением связок, как-будто пытаясь перекричать музыку (музыка и правда, громковата, но у оратора же есть микрофон:-))). Дыхание прерывистое, доборы воздуха хаотичные.
Комментарий Александры Юрковой

Упражнения:
1) “Да иди ты”:
Ну иди же! (просите)
Ну же! (умоляете)
Нут-ка!
Добежать одна минутка (приказываете)

2) “Дай яблоко, а то…”
Дай яблоко (напоминаете, предлагаете)
Дай яблоко (угрожаете, предупреждаете)
Яблоко дай! (приказываете, воздух выталкивается с силой)
(То же самой упражнение можно делать с АЛЛЕ вместо ДАЙ, тренирует подлаивание лучше на А)

3) Эй вы, ну ли!
Что заснули?
Ну и ну! Ну и ну!
Вы зачем нас обманули,
что склонило вас ко сну?
Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!
Поднимайтесь,
одевайтесь!
И айда скорей гулять!
Ну же!
Эй, вы!
Хватит спать!
(не посылайте звук далеко, товарищи рядом :-))

5. Темпо-ритм речи

Иными словами — это скорость речи и умение на протяжении монолога выразительно менять этот ритм и скорость, не оговариваясь и не ошибаясь. Темпо-ритм тренируется скороговорками и стихами.
1) Из-под топота копыт пыль по полю летит
2) Дробью по перепелам и по тетеревам
3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку
4) Ткет ткач ткани на платки Тане (объясняете)
На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (устали объяснять, быстро уточняете).
5) — Говорили про Прокоповича.
— Про какого, про Прокоповича?
— Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича про твоего! (раздражаясь непонятливости собеседника)
6) — Говорили про Прокоповича и про Проколукарпенко.
— Про каких про Прокоповича и про Проколукарпенко?
— Про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко про твоих! (раздражаясь непонятливости собеседника)

Пример не очень удачно выбранного темпо-ритма речи:

Ускорение речи не оправдано — нет никаких акцентов. Слабая сила голоса — речь тихая, приходится напрягать слух. Использование специализированных терминов в выступлении для непрофессиональную аудиторию. И главное — дыхание: четко видны и слышны доборы воздуха, где попало, тогда как они практически не должны быть заметны.
Комментарий Александры Юрковой

по материалам:
учебного пособия “Техника звучащего слова” Савковой З.В.
Зинаида Васильевна Савкова (1925-2010) – заслуженный деятель искусств России; академик Петровской академии науки и искусств; кандидат искусствоведения, профессор СПбГУКИ; актриса и режиссёр театра «Родом из блокады»; член Союза театральных деятелей Российской Федерации.
Зинаида Васильевна создала уникальную методику постановки речевого голоса, высоко оценённую учеными и ведущими театральными деятелями России и зарубежных стран. В 70-х годах XX века она возглавляла знаменитую на весь Союз школу ораторского искусства при обществе «Знание», где она до последнего времени читала лекции. У профессора Савковой сотни учеников и последователей, среди которых – народные и заслуженные артисты, режиссёры русских и национальных театров, педагоги многочисленных театральных школ страны и зарубежья. Её идеи и методы по обучению речевому мастерству получили всемирное признание.
cочинений Станиславского К.С., том 3

Некоторые упражнения лучше всего делать после того, как услышишь, как его делают правильно другие. Как это сделать?
Вступить в группу http://vkontakte.ru/oratorclubs. Но туда принимают только тех, кто побывал на одной из наших встреч.

Статья подготовлена Александрой Юрковой.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

www.oratorclub.com

7.Упражнение: «Веселый лес».

Цель: Тренировать умение распределять внимание.

Для игры вам потребуются тексты из 8—10 предложений, в которых некоторые слова повторяются.

Мы предлагаем несколько вариантов текстов, объединенных темой «Веселый лес». В дальнейшем вы можете самостоятельно придумать тексты на эту тему и продолжить занятия с ребенком. Игры помогают совершенствовать умение концентрировать внимание при восприятии текста на слух. Слушая текст, ребенок должен хлопком в ладоши отмечать определенное слово или однокоренные ему слова. Эта игра может проводиться и с усложнением: при этом будет тренироваться умение распределять внимание. Тогда ребенку нужно будет фиксировать внимание не на одном объекте, а на двух: первое из заданных слов он будет отмечать одним хлопком в ладоши, а второе — двумя. В текстах эти слова выделены.

Вариант 1

Внимательно слушай текст. Как только ты услышишь слово«зеленый»или однокоренные слова, хлопни в ладоши. (На усложненном уровне второе слово «листья» и однокоренные.)

Веселый лес находится не так уж далеко от нашего дома. Прогулки туда всегда были интересными. Приближаясь, мы сразу попадаем в настоящуюзеленуюсказку. Вот старый пень кряхтит, вспоминая молодость, когда он былзеленымюнцом. Только что мимо него пробежал Ежик, но не нашел ничего полезного. Ему нужны были свежиезеленыелистья, и он поскорее потопал к веселым березкам, которые зеленели на другом краю веселого леса. «Да, их листочки пахнут свежестью!» — сказал Ежик неизвестно кому и стал собирать опавшие листья. Через некоторое время он собрал целых! букет. «Теперь я могу вручить этотзеленыйподарок Белочке на день рождения!» — воскликнул Ежик.

Вариант 2

Внимательно слушай текст. Как только ты услышишь слово«веселый»или однокоренные слова, хлопни в ладоши. (На усложненном уровне второе слово «птица» и однокоренные.)

Настоящеевесельеначалось в лесу после обеда, когда все его обитатели уже проснулись. Вотвеселыептички вспорхнули со старого дуба. Солнце напекло им головы и помешало рассказывать друг другу и всем вокруг последние новости. Они решили полететь к прохладному и такому жевеселомуручью и там обсудить события. «Ай-ай-ай! — щебетали они. — Вчера у Белочки был праздник». Самаявеселаяиз птичек заливисто рассмеялась: «Гости так плясали, что Елка рассердилась и скинула их вниз со своей лапы». «А больше всехвеселилсяДятел. Он выстукивал такую бойкую дробь, что слышно было на самом краю леса!» — рассказала старая глуховатая птица, которая как раз и обитала на дальней опушке. Оченьвеселыйполучился день рождения у Белочки.

Вариант 3

Внимательно слушай текст. Как только ты услышишь слово«лес»или однокоренные слова, хлопни в ладоши. (На усложненном уровне второе слово «дождь».)

Вчера в веселом лесубыла гроза. Она началась внезапно и доставила обитателямлеса много хлопот. Сначала поднялся ветер и стал дуть изо всех сил. Он раскачивал деревья, которые сразу зашумели, предупреждая всех влесуо приближающемся ненастье. Вдруг полил дождь. Вселесныежители спрятались в свои убежища. Радовался только ручей: ведь он стал после дождя более могучим и полноводным, как настоящая река. Когда ударил гром, шишки упали с елок и запрыгали по земле. А молния напугала маленьких зайчат, ведь они подумали, что лес загорелся. Но гроза закончилась быстро, и все деревья стояли после дождя свежие и умытые.

studfiles.net

Ночные игры на местности — Летний лагерь

БЛУЖДАЮЩИЙ ОГОНЕК

Возраст: 12 — 14 лет Играющие: от 10 до 20 человек Местность: слегка холмистая, с редким лесом Пособия: два электрических фонарика

Два игрока выходят из лагеря. Они идут дорогой, указанной руководителем игры, и полукругом возвращаются в лагерь. Каждый из них имеет электрический фонарик, которым подает световые сигналы примерно через каждую минуту. Остальные играющие выходят через 10 минут после этой пары. Они стараются идти на свет и поймать блуждающие огоньки раньше, чем те возвратятся в лагерь. Удастся им это — они выигрывают, иначе побеждают блуждающие огоньки.

НОЧНОЙ ПОИСК

Возраст: 12 — 14 лет Играющие: любое число Местность: лесистая Пособия: квадраты белой бумаги, размером 60*60 см

Руководитель игры размещает днем в разных местах леса квадраты белой бумаги. Присутствующие при этом отмечают для себя размещение каждого знака.

С наступлением темноты играющие собираются в определенном месте и отсюда идут искать знаки по своим записям. Побеждает тот, кто в установленное время принесет большее количество знаков.

ДОРОГА НА СВЕТ Возраст: 12 — 14 лет Играющие: соревнование групп Местность: открытая Пособия: фонарь

Руководитель игры определяет группам места их стоянок так, чтобы они не могли видеть друг друга. Затем он отходит почти на 1 км, останавливается и начинает отсюда через равные промежутки времени подавать сигналы фонарем в разные стороны. Все группы выходят одновременно с тем, чтобы найти руководителя игры. Побеждает группа, которая подойдет к нему в полном составе раньше других.

НОЧНОЙ КОСТЕР

Возраст: 14 — 18 лет Играющие: 6 — 8 команд по 10 человек Местность: лесистая Пособия: В необходимо иметь несколько обрезанных легенд в зависимости от количества отрядов, бумажные жетоны на нитках, символизирующие «жизненную силу» ( у каждого участника)

Цель игры: убить Горе-Злосчастье путем поиска легенды. В лесу зажигается некоторое количество костров. Отряд, в свободном поиске, ориентируясь на точки, отмеченные на карте, ищет костры. Некоторые из них — «ложные» (отряд там ничего не найдет). Но есть костры, у которых сидят старцы. У каждого старца есть 3 вопроса разной сложности. Он задает их все от самого легкого до самого сложного. В зависимости от сложности вопроса, старец при правильном ответе дает искорку зеленого, желтого или красного цвета. Побывав у положенного количества старцев (их может быть от 5 до 7), отряд у последнего старца получает легенду (в устном или письменном варианте) о том, где можно найти горе-злосчастье. Если у отряда все искорки (лепестки пламени) красные, то представители отряда (4 человека) могут пройти в зону Горя-Злосчастья (она обозначена маркером). А если у отряда не все языки пламени красные, то они ищут другой отряд, с которым могут объединиться для получения необходимого количества искорок пламени красного цвета. (Это количество устанавливается организатором игры). Отряды могут объединяться по 2, 3, 4 и более, но число человек, входящих в зону, уменьшается: 2 отряда — 3 человека, 3 отряда — 2 человека, 4 отряда — 1 человек.

В зоне отряды должны найти мешочек с «жизнью» Горя-Злосчастья. Выигрывают те, кто первым проник в зону и нашел мешочек. Во время игры по лесу ходит «темная сила», которая помогает Горю-злосчастью, устраивает нападения на отряды. Если хотя бы половина отряда была перебита в одной из таких стычек, то он выходит из игры. Если в живых осталась большая часть отряда, он остается в игре, но «погибшие» не могут входить в зону Горя-Злосчатья. При каждом отряде находиться независимый наблюдатель.

ВАМПИРЫ И ЧЕСНОК

Возраст: 12 — 17 лет Играющие: 25 — 30 человек Местность: лесистая, игровой полигон 300 * 300 метров Пособия -особенные метки (кусочек кожи или картона 3 штуки), разноцветные бумажные жетоны для жеребьевки.

Все играющие делятся на три группы: вампиры, мирные жители и чеснок. Раздел по командам происходит через жеребьевку (можно использовать разноцветные жетоны). Вампиры (5 человек) отходят от группы на расстояние 20 — 30 метров. После чего всем мирным жителям и игрокам, выполняющим роль чеснока, ( 3 человека), раздаются игровые имена или прозвища. Чесноки получают в добавок метки, подтверждающие, что они — чеснок. После этого все, кроме вампиров, прячутся.

Вампиры отправляются на охоту за мирными жителями. Во время их поиска ведущий игры, стоя на главной поляне, должен время от времени выкрикивать чье-нибудь имя. Игрок, чье имя было произнесено, обязан откликнуться каким-нибудь звуком. Таким образом, вампиры ориентируясь на звук, должны осалить как можно большее количество мирных жителей. Если мирный житель осален вампиром, то он тоже становиться вампиром. И, когда, в следующий раз ведущий произнесен его имя, он должен крикнуть: «Вампир». Дальше ведущий уже не называет имени этого игрока, игрок перешел на сторону вампиров. Если один или несколько вампиров осалил игрока, а тот предъявил ему метку «чеснок», то вампир, не переносящий запах чеснока, «умирает» — выбывает из игры. Чеснок отводит вампира к ведущему игры на поляну, а сам возвращается в игровой полигон. Метку «чеснок» можно предъявить только один раз, после этого чеснок сдает свою метку ведущему, а сам становиться обычным мирным жителем.

Игра длиться определенное, оговоренное заранее, время. По истечению этого времени ведущий подает сигнал окончания игры. Если вампиры поймали больше половины мирных жителей, то они выиграли, меньше — проиграли.

ГНОМЫ, ЭЛЬФЫ, ВЕЛИКАНЫ

Возраст: 13 — 17 лет Играющие: 3 команды по 10 -12 человек Местность: лесистая, игровой полигон — квадрат 500 * 500 метров Пособия: 6 листов ватманской бумаги (на каждую команду по 2) с опознавательными знаками команд, 3 пары ножниц, косынки с опознавательными знаками команд у каждого игрока.

Участники игры делятся на 3 равных по количеству человек команды. Одни будут гномами, другие — эльфами, третьи — великанами. У каждой команды есть свой фирменный знак, отличающий ее от других ( он известен всем).

Эльфы и гномы прячутся в игровом квадрате 500 * 500 метров. Все эльфы, также, как и все гномы, должны находиться недалеко друг от друга. Каждая из двух команд имеет право занять квадрат 100 *100 метров. Квадрат эльфов и квадрат гномов маркируется маленькими листами белой бумаги по периметру квадрата через каждые 10 -15 метров. В любой точке своих квадратов эльфы и гномы обязаны установить на высоте 2 — 2,5 метра опознавательную «башню» (свернутый цилиндром ватманский лист бумаги) с нанесенным на нее «фирменным знаком» команды.

Через 20 минут после начала игры великаны выходят на поиск гномов и эльфов. Двигаясь по лесу в свободном направлении, великаны ищут любой из двух квадратов. (Команда передвигается в полном составе, не разбиваясь на группы). Все команды играют молча. Заметив маркировку какой-нибудь команды, великаны могут войти внутрь игрового квадрата команды и напасть на нее.

Как только великаны увидели опознавательную башню и знак на ней или осалили хотя бы одного игрока команды противников, они могут выкрикнуть название команды («Эльфы» или «Гномы»). С этого момента участники команды, на которую напали, могут лишь прятаться от нападающих на территории своего квадрата, им запрещено нападать в ответ, они могут только обороняться. Защищающиеся эльфы или гномы могут убегать от противника, перемещаясь только в рамках своего квадрата. Убитым считается тот игрок, которого осалили. Такой игрок отдает свою косынку победителю и выходит из игры.

Заслышав шум битвы, вторая команда прячущихся может бежать в квадрат, где происходит сражение, на помощь обороняющимся. Как только игроки команды пересекают маркировку квадрата, они могут выкрикивать свое название. С этого момента и та команда, которая только что подошла на помощь, и та, которая оборонялась, могут нападать на великанов. А великаны имеют право, не нападая, только спасаться бегством, перемещаясь в пределах квадрата, в котором они находятся.

Игра длиться от 40 минут до 1 часа (в зависимости от степени подготовленности команд и характера местности, на которой проходит игра, время можно сократить). Побеждает та команда, которая поймала как можно больше противников, и в то же время меньше погубила собственных жизней за отведенное время.

Лучше организовать три тура игры, чтобы каждая команда могла попробовать себя во всех ролях: и великанов, и гномов, и эльфов.

ИГРЫ В «ДРАКОНА»

Обычно «Дракон» появляется у нас в конце первой недели лагеря, когда ребята успели уже познакомиться с окружающей местностью, успели втянуться в лагерное расписание, когда они справились уже с постройками и нормально устроились в палатках. В это время можно без риска нарушить сон в отрядах за счет той пользы, которую, по-моему мнению, ребята получат от серьезной разведческой тренировки ночью в лесу. Кроме того, в первой неделе наших лагерей ночи у нас всегда бывают безлунные, темные, когда только яркие звезды горят высоко в небе.

В день игры руководитель, который будет ее проводить вместе с вожаком старшего звена, разведчики которого будут «драконами», незаметно уходят из лагеря, для того, чтобы объяснить вожаку правила игры и выбрать место для игры. Место должно быть не дальше полумили от лагеря, что бы не терять времени ночью на дорогу. Оно должно быть в лесу без оврагов, обрывов, не опасное. Хорошо, чтобы на нем не было зарослей колючей ежевики и т.п.

Вечером, по расписанию обычный лагерный костер. Ребята не должны знать, что их ждет. К концу костра, когда стая уже ушла спать, к руководителю подходит вожак, выбранный главным «драконом», и что-то «по секрету» ему сообщает. Руководитель изображает удивление, испуг и, призвав ребят ко вниманию, рассказывает им приблизительно следующую историю:

«Наша разведка только что донесла, что в районе лагеря появился злой дракон вместе со своими драконятами. Они обладают страшными лучами смерти, убивающими все живое на своем пути. Драконы похитили драгоценнейший клад и, охраняя его, поклялись, что никому клад не отдадут. Но мы храбрые разведчики, рыцари, клад должны отобрать… и т.д. — и т.д.»!

Игравшие раньше отлично понимают в чем тут дело. Новички поддаются неожиданности. И те и другие, какими бы они не были скептиками, равнодушными ко всему таинственному и неведомому, все равно хоть как-то откликнутся на хорошо преподнесенную историю и нужное для игры настроение будет достигнуто.

Во время беседы руководителя, звено «драконов» незаметно уходит, чтобы снять форму, влезть в длинные штаны, захватить тужурки / ночи у нас очень холодные!/, вооружиться яркими электрическими фонариками /»лучи смерти»/, взять керосиновую лампу /»драгоценный клад»/ и убежать в лес, чтобы заранее, где-либо на более ни менее доступном месте, зажечь ее, предварительно закамуфлировав, так чтобы слабый свет от нее был бы все-таки виден шагов за сто со всех сторон.

В это время руководитель, проводящий игру, объясняет оставшимся ее условия и правила, потом отпускает ребят по палаткам, чтобы они приготовились к борьбе за клад. Затем, когда ребята снова все в сборе, их нужно точно посчитать, раздать каждому первую «жизнь». «Жизнь» — это картонный кружок, карточка, может быть пуговица или резинка надевающаяся, чтобы не потерять, на руку. Если игрок «убит», о чем ниже, то он отдает первую «жизнь» тому, кто его убил, но чтобы иметь возможность продолжать игру, получает на «базе», — исходное место вблизи игры, — от главного судьи вторую «жизнь» и начинает игру снова. Количество «жизней» в зависимости от времени, назначенного на игру.

Если игра будет продолжаться часа полтора-два, можно иметь по две-три «жизни» для каждого игрока. Но не обязательно все «жизни» будут использованы, — хороший игрок не отдаст ни одной!

Наконец, звенья идут на «базу». Хорошо, если у проводящего игру, будет два-три помощника, опять-таки в зависимости от количества ребят.

Помощники должны быть судьями, чтобы следить за правильным выполнением условий. Придя на базу, руководитель указывает приблизительное направление, где драконы могут хранить клад, дается свисток, засекается время и игра начинается. Сам он остается на «базе». Он должен иметь с собой походную аптеку и много терпения, чтобы самому не побежать играть с ребятами.

В начале игры, ребята обязательно по два, или целыми звеньями, уходят на разведку, окружая лес со всех сторон, а потом и в нападение, как только «клад», свет лампы, кем-либо из них не обнаружен. В игре могут участвовать только разведчики, разведчицы и новички. Играют только те, кто хочет. Ни в коем случае нельзя заставлять тех, кто боится.

Количество защищающих «клад» драконов, из расчета один на пять-семь нападающих, но это приблизительно, так как заранее трудно предвидеть, кто будет сильнее, кто будет играть лучше.

Нападающие могут маскироваться, вымазать себе лицо так, чтобы их трудно было узнать. Могут переодеваться, меняя свою одежду, могут камуфлировать себя зеленью, ветками, папоротником и т.п.

Могут, обнаружив свет лампы или луч фонаря дракона, подкрадываться, подползать, прятаться от опасности, но могут и прорываться бегом, но не сломя голову! Могут убегать назад менять место атаки, заходить со всех сторон. Драконы «убивают» нападающих, поймав их «лучом смерти» и назвав без ошибки по имени. В таком случае «убитый» отдает свою «жизнь» и бежит за второй. Потеряв последнюю, остается на «базе».

В случае если нападающий под лучом фонаря не узнан, он может лежать, спрятав лицо, и убежать как только дракон перестанет на него светить. Драконы не имеют права «силой узнавать» противника, они не имеют права трогать нападающих. Игра должна проходить честно, обманувший уходит на «базу». Судьи имеют право отобрать фонарь, если дракон нарушил это правило. Драконы должны быть не ближе 50 шагов от «клада», за этим следят судьи, лишая драконов «лучей смерти», если они это правило не выполняют. Игра должна проходить в полной тишине. Допускается давать о себе знать только на языке леса.

Потушенная лампа — проигрыш драконов — отобранный клад. Но при подсчете потерянных нападающими жизней,может выйти так, что «клад» отобран не весь. Чем меньше потеряно «жизней», тем большая часть «клада» спасена, и наоборот. В общем, не так важно выиграть, как очень важно хорошо играть! Минут за 15 до конца игры, нужно дать второй свисток, чтобы ребята знали о приближении конца игры, а также по звуку могли бы легче найти базу. Третий свисток — конец игры. Все должны немедленно собираться вместе и после того как судьи убедились, что потерянных нет, все поотрядно идут в лагерь. Хорошо, если кухня приготовит ко времени возвращения ребят горячее какао, с парой сытных бутербродов! Утолив голод, не забыть помолиться на сон грядущий.

Разбор игры на следующий день, перед занятиями, с громким «ура»! в честь победивших и особенно в честь тех, кто играл по-настоящему!!!

summercamp.ru

Упражнение «Волшебный лес чудес» — КиберПедия

Цель: развитие чувства эмпатии, доверия.

Время: 20 минут.

Инструкция: Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: лес — роща и встанем в две шеренги. Наши руки — это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине.

Анализ: Что вы испытывали, когда вы проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы? Ваши чувства, когда вы были деревьями?

Расскажите о своем состоянии до и после упражнения.

Упражнение «Волшебный карандаш»

Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинга.
Время: 10 минут.

Техника проведения: участники группы сидят в кругу.

Инструкция: У меня есть волшебный карандаш. У кого он окажется в руках, должен рассказать о том, как ему сегодня работалось, что получилось, а что нет.

Анализ: Что принес вам этот день? Помог ли он сделать для себя какие-то выводы, что-то осознать? Ваши впечатления от сегодняшнего тренинга.

 

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: «Способы снятия нервно-психического напряжения»

Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов и методик, мягкая игрушка «Солнышко».

Упражнение «Привет и комплимент в подарок»

Цель: развитие коммуникативных умений, воображения, групповой сплоченности, сотрудничества.

Время: 15 минут.

Инструкция: Как только я включу музыку, вы будете передвигаться по аудитории, подходить друг к другу, устанавливать контакт глаз, здороваться, дарить комплименты, записывая их на листе тому, кому они адресованы. После выполнения упражнения каждый зачитывает все подаренные ему комплименты.

Анализ: Трудно ли было дарить комплименты? Что лучше — дарить или получать? Ваше состояние после выполнения упражнения?

Упражнение «Дорисуй и передай»

Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы.

Время: 10 минут.

Инструкция: Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину. Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?



Анализ: Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением. Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

Упражнение «Список черт»

Цель: помочь выпускникам поверить в свои силы, глубже узнать себя, исправить те черты характера, которые мешают плодотворной деятельности.

Время: 10 минут.

Инструкция: Быстро просмотрите следующий список черт. Используйте метку «плюс» (+) для тех черт, которые соответствуют вашему мнению о себе. Используйте «минус» (–), чтобы отметить черты, не свойственные вам, и знак вопроса (?), если не уверены в ответе.

Черты характера “+” “–” “?” Какие черты вы хотели бы изменить?
Нравлюсь себе    
Остерегаюсь других или обижен    
Люди могут доверять мне    
Всегда сохраняю доброе выражение лица    
Обычно высказываю правильное мнение    
Часто поступаю неправильно    
Люди любят быть около меня    
Владею собой    
Жизнь мне нравится    
Не умею сдерживаться    
Не нравлюсь себе    
Думаю сам за себя    
Теряю время зря    
Компетентен в своей профессии    
Не могу найти приложения своим силам    
Обычно высказываю ошибочное мнение    
Люди мне нравятся    
Не развиваю своих способностей    
Не люблю находиться среди людей    
Недоволен собой    
Завишу от чужого мнения    
Использую свои способности    
Знаю свои чувства    
Не понимаю себя    
Чувствую себя скованным    
Люди избегают меня    
Хорошо использую время    

Анализ: Расскажите, какие черты вы хотели бы в себе изменить и почему?



Тест «Мое самочувствие»

Цель: дать возможность поразмышлять над собой, своими привычками, индивидуальными особенностями.
Время: 15 минут.

Инструкция: Вам следует ответить «да» или «нет» на утверждения, которые приведены ниже. Постарайтесь быть максимально откровенными. Информация, которую вы получите по итогам тестирования, нужна, прежде всего, вам. Она поможет при участии в тренинговых упражнениях, даст возможность поразмышлять над собой, своими привычками и индивидуальными особенностями.
Анализируя утверждения теста, используйте принцип «как правило», то есть если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да».
Вопросы теста:

1. У меня часто плохое настроение, я плачу.

2. При встрече с человеком я избегаю смотреть ему прямо в глаза.

3. Часто я выгляжу сердитым, подавленным.

4. Большинство людей, которых я знаю или знал, разочаровали меня.

5. Я почти не интересуюсь тем, что для многих является очень важным в жизни (спорт, работа, отношение окружающих).

6. Последнее время я очень редко бываю веселым, практически не смеюсь.

7. Я часто чувствую слабость, жалуюсь на жизнь своим близким и знакомым.

8. В настоящее время у меня нет собственной позиции по многим вопросам.

9. Я говорю, как правило, очень тихо, так что меня с трудом понимают собеседники.

10. Часто я не знаю, как ответить на тот или иной вопрос собеседника, и просто пожимаю плечами.

 

Ключ к тесту

За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.

1–2 балла. Несмотря на некоторые жизненные затруднения, вы видите жизнь в несколько розовом свете. Это не так уж плохо, но до определенного предела.

3–6 баллов. Ваше отношение к жизни в целом в норме, но уже чувствуется определенная доля скепсиса, усталость. Не рано ли?

7–10 баллов. Почти все, что с вами происходит, вы воспринимаете негативно. Неужели в вашей жизни совсем нет радостных мгновений?

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов. Но, тем не менее, есть смысл задуматься над полученной информацией. Тем более что впереди у вас целая серия тренинговых этюдов, упражнений, которые помогут вам лучше понять себя и измениться, если в этом есть необходимость.

cyberpedia.su

Один ночью в лесу… — Стас Матяшов

Давно хотел сходить с ночевкой в лес, посидеть у костра, пообщаться с товарищами. Есть определенное настроение в таких ночевках: тишина, треск костра, такие же «придурки» рядом, всё это хорошо помогает отвлечься и отдохнуть от городского шума и суеты, приятно побеседовать в спокойной располагающей атмосфере. Еще хотел опробовать в деле свой новый лук. И решил всё это вместе объединить. Назначил время и место сбора, расписал программу деятельности. Вроде заявилось несколько человек.

Приехал в условленное время на место, и в этот момент выяснилось, что никто не придет… У меня было 2 альтернативы: уехать домой, или выполнить все задуманное в одиночку. Я выбрал второе.

Должен сказать, что мне не легко далось такое решение. Было много страхов и опасений. Во-первых я никогда раньше не ночевал в лесу совсем-совсем один (даже на камчатском выживании где-то неподалеку была съемочная группа). А я знал, что от одиночества ночью в лесу может снести крышу. А во-вторых Щепкинский лес со всех сторон плотно окружен цивилизацией, а это значит, что в лесу кроме кабанов и оленей могли быть другие люди, благие намерения которых под большим вопросом.

Сделав волевое усилие я решился и пошел в лес. Было около 7 вечера и уже полностью стемнело. Жутковато конечно было. Когда один, а вокруг лес, ночь и тишина, начинаешь периодически замирать и прислушиваться. Пока шел по дороге, часто останавливался и смотрел назад «не идет ли кто за мной». Туман добавлял мистичности и подогревал и без того разыгравшееся воображение. Иногда шел с выключенным фонарем, боясь привлечь к себе внимание светом. Попытался найти свой шалаш, построенный однажды — тщетно, его и днем то найти трудно. Понял, что нужно сделать какой-нибудь явный неуничтожаемый ориентир на дороге, от которого нужно сворачивать к шалашу. В густых зарослях было особенно страшно: видимость совсем маленькая, фонарь освещал лишь близкие деревья, за которыми царила непроглядная тьма, из которой воображение постоянно ожидало чего-то страшного. Создавалось ощущение, что за мной наблюдают совсем рядом, но я их не вижу. Не впасть в панику позволяли лишь волевые усилия разума и убеждение себя в том, что тут за версту никого опасного нет.

Дошел до страйкбольных укреплений (страйкболисты часто устраивают в этом лесу масштабные игры), погулял немного и решил заночевать в одной из фортификаций. Натаскал дров, обустроился и начал разводить костер. Я всегда стараюсь развести огонь огнивом. По пути я напихал в карманы «сухой» травы для розжига, но чуть только она начинала гореть — тут же тухла. Я не сдавался, настругал тонких опилок из сухой палки, поджег их и потом уже раскочегарил костерок. Огниво из китая себя зарекомендовало хорошо. 

Лесные страхи немного отошли к этому времени, но я все равно чувствовал себя неловко, когда шумел, ломая дрова или просто сильно шелестел листьями. Мне казалось что я кого-то беспокою этим, или могу привлечь к себе внимание сильным шумом. Старался вести себя по возможности тихо. 

Что-то такое… постапокалептическое было во всем этом действе. Ночь, полуразваленное укрепление, костер, одиночество, страх. Около 23 часов я поужинал и лег спать. Сном конечно это назвать было трудно, т.к. к общим лесным страхам добавились опасения за выход костра из-под контроля, ну и приходилось периодически поддерживать огонь, это отвлекало. Отсутствие дежурных сказывается радикально. Отдыхать почти не получается. Но 2-3 часа целостного сна было, мне даже приснился какой-то странный но очень реалистичный сон.

Рано утром слышал ружейные выстрелы. Встал, вскипятил чая и немного позавтракал. Размялся, пострелял из лука. Стрелять было холодно, пальцы мерзли, приходилось отогревать у костра после 2-3 подходов. Лук просто зверюга! (спасибо Илье Пшеничному). Настрелявшись я отправился домой. По пути нашел свежеубиенную собачку, совсем не далеко от места где ночевал. Не ясно, то ли это в неё стреляли (очень похожа на лису была, но кому оно надо в воскресенье на рассвете искать в лесу лису), то ли её кабан пырнул бивнями, но скончалась она явно скоропостижно. В общем я не стал особо разбираться и ворочать труп в луже крови. Эх, если б я её вечером нашел, ощущения были бы острее 🙂

В общем это был интересный опыт. Отличный способ пощекотать нервы. Как нибудь повторю, когда все достанут 🙂

stasmat.livejournal.com

Упражнение «Прогулка по лесу»

Цель: развитие воображения, и познания своих внутренних уголков души.

Материалы: бумага, краски, карандаши, кисточки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Время: 30-40 мин.

Процедура: 1. Представьте, что вы в лесу. Небольшим словесным рассказом оживить воображение участников: «Жил-был Зеленый Лес. Это был не просто Зеленый Лес, а Поющий Лес. Березы там пели нежные песни берез, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки – малиновые». Как прекрасно идти тоненькой ленточкой тропинки и, забывая обо всем, растворяться в величественной красоте леса! Он будто бы раскрывает для тебя свое объятие, и ты замираешь в немом удивлении. Тишина восхищает тебя. Ты стоишь неподвижно, словно ждешь чего-то. Но вот налетает ветер, и все сразу оживает. Просыпаются деревья, сбрасывают из себя солнечную листву – письма Осени и Леса. Ты ждал их так долго! Перебирая каждый листок, в конце концов, находишь письмо, адресованное только тебе. О чем думает Лес? О чем мечтает? Вглядываясь в оранжевые прожилки Кленового письма, можно обо всем узнать: Лес пишет тебе о Лете с солнцем, которое смеется, и соловьиных трелях, о весне с ее первыми цветами, журавлями и цветущими деревьями. О волшебнице-зиме, которая в скором времени придет, накроет Лес своим снежным ковром, и он заблестит на солнце. Пока же Лес живет в Осени и радуется каждому мгновенью, не обращая внимания, что плывут дни, месяцы… И Осень изменяется. Она все чаще грустит и плачет осенним дождем. А как чудесно сидеть в лесу под елкой и наблюдать за серебристыми каплями! Дождь наполняет лес неповторимой свежестью. Тебе совсем не грустно, наоборот – ты радуешься, когда вдруг видишь маленькие разноцветные грибы, которые незаметно появились под деревом.Твоя душа взлетает высоко к небесам. И это чувство полета ты прячешь глубоко в сердце, чтобы донести его к следующей Осени, а может, чтобы пронести через всю жизнь…

2. Участникам предлагается нарисовать запомнившейся лес.

3. Обсуждение и интерпретация рисунков.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы себя чувствуете?

  2. Как бы вы назвали свой рисунок?

  3. Что изображено расскажи?

  4. Какие чувства вызывают рисунки других участников?

  5. Постарайтесь найти в группе сходный с вашим образ или рисунок?

Упражнение «Рисуем круги…»

Время проведения: 35-45 мин.

Для этой техники выбран именно круг как мифологический символ гармоний. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов – самая «доброжелательная» из всех геометрических фигур, означающая одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность. Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений. Даже маленькие дети, по наблюдению Ш. Раис, предпочитают окружности всем другим фигурам. Это, видимо, связано с простотой круглой формы. Художник, как заметил Э. Бюлов в статье «И вот вам знак…», погруженный в процесс изображения самых разнообразных символов, заполняет всю поверхность листа до самого края, словно открывая их для себя. Множество листов, испещренных кругами то большего, то меньшего размера, соприкасающимися или пересекающимися друг с другом, а иногда и включенными один в другой, ставят вопрос о значимости круга как символа. Обычно, нарисованные круги далеки от совершенства с позиций геометрии. Однако они представляют собой самодостаточные сущности, для обозначения которых трудно подобрать слова. В сознании лишь возникают представления о некой форме, эстетические достоинства которой и удерживают внимание.

Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Материалы: Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч.

Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, краски, кисточки, глянцевые журналы и клей. Каждый из участников рисует фигуру круга, а так же может дорисовывать чужие рисунки, писать пожелания друг другу. По окончании работы участники делятся впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

Инструкция: Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории. Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом. Затем нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Обведите контуры рисунков. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т.е. придайте им индивидуальность. Далее походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других! Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

studfiles.net

Советы рукодельницам