Конспект урока по теме «Ударение». 1-й класс
2. Минутка чистописания.
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете расшифровав задание по чистописанию.
Ж-И -Б О-Р * Н-П Б-Г Д-Ё * Г-Е М-О З-Й Й-Л по рядам
Кто догадался, какие буквы нужно вставить? Что нам поможет вставить пропущенные буквы? (алфавит)
З А П О В Е Д Н И К
– Кто из вас знает что такое заповедник? Ребята, а когда мы не знаем, что обозначает слова, но хотим узнать, что нужно сделать? (обратиться к словарю)
– Какому? (толковый словарь русского языка). Откройте словарик, узнайте, что обозначает слово заповедник.
(с.21 – место, где охраняют растения и животных.
– Как вы думаете в Кировской области есть заповедники?
Оказывается заповедник есть в Котельническом районе и называется он Государственный природный заповедник «Нургуш».
Он очень большой. На территории заповедника расположено 50 озер, протекает 5 рек. Там водятся лоси, кабаны, волки, барсуки, лисицы, ондатры, бобры, выдры, и очень редкое животное – русская выхухоль.
И сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по заповеднику. А чтобы наше путешествие было приятным – как вы должны учиться?
(Работать старательно, слушать внимательно)
– Какие сегодня дежурные буквы?
– Кто догадался что будем писать вместо знака вопроса?
Повторим правила при письме.
«Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».
ПИСЬМО В ТЕТРАДЯХ
3. Словарная работа.
– Кто хочет узнать кого первого мы встретим в заповеднике?
Тогда отгадайте РЕБУС.
Заяц – Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.
Пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо (перен.).
**Фразеологизмы: (устойчивое сочетание слов для названия отдельных предметов, признаков, действий)
Заячья душа – О трусливом, робком человеке.
– Какие пословицы и поговорки знаете о зайцах?
(За двумя зайцами погонишься – Ни одного не поймаешь.)
Как понимаете смысл пословиц?
Придумайте предложение с новым словарным словом.
Запишите в тетрадь.
Вывод: – Какая буква пишется в слове заяц после буквы Я?
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
конспект урока по букварю на тему «Ударения» (1 класс)
Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения»
Составлено и проведено:
учителем начальных классов
Садыковой Зилярой Масгутовной
2014 год
Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения»
Цель:
Создать условия для формирования представления об ударении, ударном и безударном слогах, развития умение находить в слове ударный слог.
Задачи:
1. познакомить учащихся с понятием «ударение », «ударный слог»;
2. рассмотреть смыслоразличительную роль ударения;
3. закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
4. развивать фонематический слух, память, внимание;
5. содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
6. актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Ход урока
Организационный момент
Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Дыхательная, артикуляционная и фонематическая разминка
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
– Как воздух выходит из шара? (С-с-с)
– Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)
– Как поют песенку без слов, если укладывают спать куклу? (Ля-ля-ля).
– Как мычит корова? (Му-у-у).
– Как рычит собака? (Р-р-р).
Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
Сообщение темы, цели урока Слайд 3
— Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведет меня в этом путешествии. А поплывем мы вот на этом кораблике.
Вот он кораблик из легкой коры –
Для трудных походов, нелегкой игры.
На этом кораблике под парусами,
Мы в дальние дали отправимся с вами.
Мы всех, кто захочет, с собою возьмем.
Ну, что же согласны? Решили? Плывем!
Слайд 4
— Итак, нам предстоит путешествие по морю Слов, на удивительный, таинственный остров, правит которым добрый Волшебник. Чтобы узнать имя этого волшебника, выполним задание : расставим карточки с буквами по цветам радуги, закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается. ( Задание выполняется в группах, одна пара работает у доски)
Д
Е
Н
И
Р
Слайд 5Е
А
У
— Теперь вы знаете, что цель нашего путешествия – остров, на котором мы познакомимся с Волшебником Ударение и попытаемся узнать его главные секреты.
4. Актуализация опорных знаний
— Для того, чтобы отправиться в путь, необходимо получить пропуск на корабль.
Помогите мне закончить фразы:
Наша речь состоит из … (предложений).
Предложение выражает … (законченную мысль).
Предложения состоят из … (слов).
Задание: составить предложение со словом корабль, чтобы оно соответствовало схеме. Слайд 6
.
Задание: посчитайте количество слов в предложении.
Наш корабль готов отплыть.
Составьте его схему. Как обозначить начало предложения? Как показать, что мысль закончена? (2 человека работают у доски)
Проверка выполнения , самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
— А из чего состоят слова?
Задание: слово, изображенное на картинке, разделить на слоги; показать цифру, соответствующую количеству слогов.
Слайд 7
Море, парусник, капитан, штурвал, чайка, шторм, якорь.
Взаимооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
Вот отчалили мы от причала,
Наш корабль волна закачала,
И задул ветерок в паруса.
Обещая в пути чудеса.
Музыкальная физминутка « Чунга-чанга»
Изучение нового материала
Слайд 8,9
— Вот мы с вами и на таинственном острове Волшебника Ударение. Посмотрите, в каком большом и красивом замке он живет. Попасть в этот замок можно только через главные ворота. Но, что это такое, ворота замка закрыты ! Открыть их можно только разгадав тайну.
ЗАМОК ЗАМОК
— Давайте попробуем прочитать эти слова. Что можете сказать про эти слова? Давайте разделим эти слова на слоги. Составим схему каждого слова. (выполняется по вариантам)
Что вы заметили? Слайд 10
— Как вам кажется, это одинаковые слова? А предметы? А что же нам поможет не спутать эти похожие слова? Сейчас попробуем открыть тайну.
Наблюдение за ударением ( демонстрация опыта со свечой) Слайд 11
— Ребята, сейчас вам нужно быть очень внимательными и наблюдательными. Сейчас я буду произносить слова, а вы следите за огоньком свечи . Наблюдайте , сколько раз в каждом слове оно качнется .
Учитель произносит слова : ДОМ, ШКО-ЛА, МА-ЛИ-НА (четко произносить по слогам, огонек должен реагировать на каждый слог)
— Кто из вас оказался самым внимательным, сможет мне сказать, сколько же раз колыхнулось пламя свечи в первом (втором, третьем) слове ?
— Почему пламя мигало по-разному ?
— А сейчас снова внимательно следите за огоньком.( учитель произносит слово маЛИна четко выделяя только ударный слог, огонь должен погаснуть)
— Как вы думаете, почему пламя погасло, хотя слово я не успела договорить? ( Выдохнула больше воздуха, произнесла с большей силой, т.е с ударением)
— Что же такое ударение? ( Часть слова, которая произносится с большей силой голоса)
— Итак, мы узнали , что такое ударение. Но главные ворота замка до сих пор закрыты.
Физкультминутка.
На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)
Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)
Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)
Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)
Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)
И открыли! (разомкнуть руки)
Слайд 12
Давайте снова посмотрим на наши картинки , слова и схемы. Помните, мы сказали, что эти два слова очень похожи, но предметы они обозначают совершенно разные. Что же нам помогает не спутать эти слова?
Давайте попробуем определить ударение в словах. ЗАМОК, ЗАМОК.
Учитель предлагает детям попробовать слова «позвать» к себе, произнося нараспев.
— Какой слог выделяли голосом в первом слове? Во втором слове?
— Какой вывод можем с вами сделать? (Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением.)
— Ребята , а как вы думаете, как называют слог, который мы выделяем голосом при произнесении? Правильно, его называют ударным. Ударение на схеме будем обозначать так: .
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
А когда его найдем,
Громче всех произнесем.
Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
Закрепление изученного Слайд 13
— Посмотрите, вот и открылись ворота замка. И навстречу нам пожаловал сам волшебник Ударение. Он рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь им правильно пользоваться.
— Волшебник Ударение очень любит играть в прятки. Давайте будем очень внимательными и постараемся найти его в каждом слове.
Слайд 14
Картинки: лиса, собака, кот, лошадь, волк, медведь, корова, жеребенок.
Задания : 1. разделить слова на слоги ( работа в парах)
2. постановка ударения, определение ударного слога ( коллективная работа)\
— Давайте посмотрим на то, что у нас получилось, сделайте вывод, какой слог в слоге может быть ударным?
— Сколько слогов может быть в слове?
— Сколько ударных слогов бывает в слове? ( в слове бывает только одно ударение, независимо от того, сколько в нем слогов)
Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
Подведение итогов. Рефлексия
— Вот и пришло время покидать этот удивительный остров. Но волшебник Ударение теперь будет приходить к нам в гости очень часто.
— Давайте вспомним, какие тайны нам открыл волшебник Ударение. Чему вы научились на таинственном острове?
Закончите предложение: Слайд 16
Сегодня я узнал…
Сегодня я научился…
На уроке мне было легко…
Пока мне трудно…
Приложение
Листок самооценки____________________
1
СО
4
Пр
2
СО
5
П
3
.
Т
6
Т
На каждой из оценочных палочек в соответствии с этапом урока учащимся ставится отметка вверху, посередине, внизу.
СО – выполнение задания соответствуют образцу (точно соответствует образцу, есть ошибки, не соответствует образцу)
Т – точность выполнения задания (выполнил точно, сомневаюсь, не выполнил)
Пр – слова на слоги разделены правильно ( ошибок не было, 1 ошибка, не справился)
П – понял новый материал ( все понятно, не все понятно, не понял)
infourok.ru
Конспект урока по русскому языку ( 1 класс) «Способы выделения ударения»
Русский язык. 1 класс. 23.03.2017. Урок№ 14. Учитель: Туголукова В.Ю.
Тема урока: Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения.
Цель: совершенствовать знания о понятии « ударение», выделять ударный слог в слове, показать зависимость смысла слова от ударения; развивать внимание, умение делать выводы.
ХОД УРОКА
1.Мотивационно-ориентационный
2.Организационный момент
1Откройте тетради.
— Я тетрадочку открою
Под наклоном положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу!
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь!
Проверяют готовность к уроку и правильную посадку при письме.
-Запишите:
3 .Постановка целей и задач урока.
— Послушайте внимательно сказку и скажите, какая тема нашего урока.
Волшебник ударение
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замóк и сказал:
– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка! Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замóк, а возник Зáмок. Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.
— Кто может назвать тему нашего урока?
— Сегодня мы с вами будем исследовать ударение.
4.Минутка чистописания.
— С какой буквы начинается слово ударение? (у)
— Давайте повторим, как пишется строчная и заглавная буквы Уу.
— А теперь красиво напишем слово ударение
(Записывают несколько раз слово — ударение)
— Разделите слово на слоги. ( у-да-ре-ни-е)
— Сколько в нём слогов? ( 5 )
— Как проверить сколько в слове слогов? (Ск. в слове гласных, столько и слогов)
— А теперь разделите слово на слоги для переноса. (уда-ре-ние)
5. Изучение нового материала.
-Итак, ребята, переходим к изучению нового материала.
1) План работы.
— Что такое ударение?
— Какой слог называется ударным?
— Какой слог называется безударным?
Узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Выясним, в каких словах не ставится ударение. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
2) Восприятие нового материала
— Так что же такое ударение?
3) Работа с учебником.
— А теперь откройте учебник на стр. 39 и прочитайте это правило внизу в учебнике.
— Давайте хором повторим правило.
— Кто запомнил, что такое ударение?
(Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.)
— Какой слог ударный, а какой безударный?
(Слог, кот. произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог), наз-ся безударными)
— Откройте стр. 41 упр.4. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
Соловей, тетерев, синица.
(Ударение играет важную роль, так как благодаря ему мы можем различать слова.)
Физминутка
6. Первичное закрепление.
Давайте потренируемся ставить ударение. Произнесите слова, выделяя голосом ударение.
1) Работа в тетради
Лиса, диван, дети, школа, дерево, замок.
— Какой слог ударный, а какой безударный.
ФИЗМИНУТКА
На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)
Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)
Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)
Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)
Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)
И открыли! (разомкнуть руки)
— Ребята, что может случиться, если в слове замок поставить ударение на другую букву? (Изменит значение)
— У ударения есть свои секреты..
2) Секреты ударения
— Измените в каждом слове ударение так, чтобы получилось новое слово.
Упражнение 7. С. 42 в учебнике
3)Работа в тетради.
-А теперь давайте запишем предложения и в выделенных словах поставим ударение.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
Работа по учебнику. Рубрика «Вспомни» с.43
Это следующий секрет ударения.
-Знак ударения не ставится над словом из одного слога и над буквой ё.
7. Итог урока
7-Что такое ударение? (Выделение в слове голосом одного из слогов).
— Какую роль выполняет ударение? (Важную. Иногда ударение изменяет значение слова.
— В каких словах не ставится ударение? (Над словом из одного слога или буквой ё ударение не ставится)
8. Рефлексия деятельности.
— Нарисуйте весёлый смайлик, кому урок понравился и грустный, кому не понравился.
— Что понравилось? Что запомнилось?
— Спасибо за внимание! Урок окончен.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
infourok.ru
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме «Ударение»
МКОУ «Новописцовская средняя общеобразовательная школа»
Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения»
Составлено и проведено:
учителем начальных классов
Филиной Татьяной Сергеевной
2015 год
Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения»
Цель:
Создать условия для формирования представления об ударении, ударном и безударном слогах, развития умение находить в слове ударный слог.
Задачи:
1. познакомить учащихся с понятием «ударение », «ударный слог»;
2. рассмотреть смыслоразличительную роль ударения;
3. закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
4. развивать фонематический слух, память, внимание;
5. содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
6. актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Ход урока
Организационный момент
Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Дыхательная, артикуляционная и фонематическая разминка
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
– Как воздух выходит из шара? (С-с-с)
– Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)
– Как поют песенку без слов, если укладывают спать куклу? (Ля-ля-ля).
– Как мычит корова? (Му-у-у).
– Как рычит собака? (Р-р-р).
Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
Сообщение темы, цели урока Слайд 3
— Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведет меня в этом путешествии. А поплывем мы вот на этом кораблике.
Вот он кораблик из легкой коры –
Для трудных походов, нелегкой игры.
На этом кораблике под парусами,
Мы в дальние дали отправимся с вами.
Мы всех, кто захочет, с собою возьмем.
Ну, что же согласны? Решили? Плывем!
Слайд 4
— Итак, нам предстоит путешествие по морю Слов, на удивительный, таинственный остров, правит которым добрый Волшебник. Чтобы узнать имя этого волшебника, выполним задание : расставим карточки с буквами по цветам радуги, закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается. ( Задание выполняется в группах, одна пара работает у доски)
Д
Е
Н
И
Р
Слайд 5Е
А
У
— Теперь вы знаете, что цель нашего путешествия – остров, на котором мы познакомимся с Волшебником Ударение и попытаемся узнать его главные секреты. Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
4. Актуализация опорных знаний
— Для того, чтобы отправиться в путь, необходимо получить пропуск на корабль.
Помогите мне закончить фразы:
Наша речь состоит из … (предложений).
Предложение выражает … (законченную мысль).
Предложения состоят из … (слов).
Задание: составить предложение со словом корабль, чтобы оно соответствовало схеме. Слайд 6
.
Задание: посчитайте количество слов в предложении.
Наш корабль готов отплыть.
Составьте его схему. Как обозначить начало предложения? Как показать, что мысль закончена? (2 человека работают у доски)
Проверка выполнения , самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
— А из чего состоят слова?
Задание: слово, изображенное на картинке, разделить на слоги; показать цифру, соответствующую количеству слогов.
Слайд 7
Море, парусник, капитан, штурвал, чайка, шторм, якорь.
Взаимооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
Вот отчалили мы от причала,
Наш корабль волна закачала,
И задул ветерок в паруса.
Обещая в пути чудеса.
Музыкальная физминутка « Чунга-чанга»
Изучение нового материала
Слайд 8,9
— Вот мы с вами и на таинственном острове Волшебника Ударение. Посмотрите, в каком большом и красивом замке он живет. Попасть в этот замок можно только через главные ворота. Но, что это такое, ворота замка закрыты ! Открыть их можно только разгадав тайну.
ЗАМОК ЗАМОК
— Давайте попробуем прочитать эти слова. Что можете сказать про эти слова? Давайте разделим эти слова на слоги. Составим схему каждого слова. (выполняется по вариантам)
Что вы заметили? Слайд 10
— Как вам кажется, это одинаковые слова? А предметы? А что же нам поможет не спутать эти похожие слова? Сейчас попробуем открыть тайну.
Наблюдение за ударением ( демонстрация опыта со свечой) Слайд 11
— Ребята, сейчас вам нужно быть очень внимательными и наблюдательными. Сейчас я буду произносить слова, а вы следите за огоньком свечи . Наблюдайте , сколько раз в каждом слове оно качнется .
Учитель произносит слова : ДОМ, ШКО-ЛА, МА-ЛИ-НА (четко произносить по слогам, огонек должен реагировать на каждый слог)
— Кто из вас оказался самым внимательным, сможет мне сказать, сколько же раз колыхнулось пламя свечи в первом (втором, третьем) слове ?
— Почему пламя мигало по-разному ?
— А сейчас снова внимательно следите за огоньком.( учитель произносит слово маЛИна четко выделяя только ударный слог, огонь должен погаснуть)
— Как вы думаете, почему пламя погасло, хотя слово я не успела договорить? ( Выдохнула больше воздуха, произнесла с большей силой, т.е с ударением)
— Что же такое ударение? ( Часть слова, которая произносится с большей силой голоса)
— Итак, мы узнали , что такое ударение. Но главные ворота замка до сих пор закрыты.
Физкультминутка.
На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)
Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)
Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)
Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)
Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)
И открыли! (разомкнуть руки)
Слайд 12
Давайте снова посмотрим на наши картинки , слова и схемы. Помните, мы сказали, что эти два слова очень похожи, но предметы они обозначают совершенно разные. Что же нам помогает не спутать эти слова?
Давайте попробуем определить ударение в словах. ЗАМОК, ЗАМОК.
Учитель предлагает детям попробовать слова «позвать» к себе, произнося нараспев.
— Какой слог выделяли голосом в первом слове? Во втором слове?
— Какой вывод можем с вами сделать? (Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением.)
— Ребята , а как вы думаете, как называют слог, который мы выделяем голосом при произнесении? Правильно, его называют ударным. Ударение на схеме будем обозначать так: .
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
А когда его найдем,
Громче всех произнесем.
Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
Закрепление изученного Слайд 13
— Посмотрите, вот и открылись ворота замка. И навстречу нам пожаловал сам волшебник Ударение. Он рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь им правильно пользоваться.
— Волшебник Ударение очень любит играть в прятки. Давайте будем очень внимательными и постараемся найти его в каждом слове.
Слайд 14
Картинки: лиса, собака, кот, лошадь, волк, медведь, корова, жеребенок.
Задания : 1. разделить слова на слоги ( работа в парах)
2. постановка ударения, определение ударного слога ( коллективная работа)\
— Давайте посмотрим на то, что у нас получилось, сделайте вывод, какой слог в слоге может быть ударным?
— Сколько слогов может быть в слове?
— Сколько ударных слогов бывает в слове? ( в слове бывает только одно ударение, независимо от того, сколько в нем слогов)
Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
Подведение итогов. Рефлексия
— Вот и пришло время покидать этот удивительный остров. Но волшебник Ударение теперь будет приходить к нам в гости очень часто.
— Давайте вспомним, какие тайны нам открыл волшебник Ударение. Чему вы научились на таинственном острове?
Закончите предложение: Слайд 16
Сегодня я узнал…
Сегодня я научился…
На уроке мне было легко…
Пока мне трудно…
Приложение
Листок самооценки____________________
1
СО
4
Пр
2
СО
5
П
3
.
Т
6
Т
На каждой из оценочных палочек в соответствии с этапом урока учащимся ставится отметка вверху, посередине, внизу.
СО – выполнение задания соответствуют образцу (точно соответствует образцу, есть ошибки, не соответствует образцу)
Т – точность выполнения задания (выполнил точно, сомневаюсь, не выполнил)
Пр – слова на слоги разделены правильно ( ошибок не было, 1 ошибка, не справился)
П – понял новый материал ( все понятно, не все понятно, не понял)
infourok.ru
Открытый урок в 1 классе по теме «Ударение»
Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения»
Цель:
Создать условия для формирования представления об ударении, ударном и безударном слогах, развития умение находить в слове ударный слог.Задачи:
1. познакомить учащихся с понятием «ударение », «ударный слог»;
2. рассмотреть смыслоразличительную роль ударения;
3. закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
4. развивать фонематический слух, память, внимание;
5. содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
6. актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Ход урока
Организационный момент
Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Дыхательная, артикуляционная и фонематическая разминка
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
– Как воздух выходит из шара? (С-с-с)
– Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)
– Как поют песенку без слов, если укладывают спать куклу? (Ля-ля-ля).
– Как мычит корова? (Му-у-у).
– Как рычит собака? (Р-р-р).
Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
Сообщение темы, цели урока Слайд 3
— Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведет меня в этом путешествии. А поплывем мы вот на этом кораблике.
Вот он кораблик из легкой коры –
Для трудных походов, нелегкой игры.
На этом кораблике под парусами,
Мы в дальние дали отправимся с вами.
Мы всех, кто захочет, с собою возьмем.
Ну, что же согласны? Решили? Плывем!
Слайд 4
— Итак, нам предстоит путешествие по морю Слов, на удивительный, таинственный остров, правит которым добрый Волшебник. Чтобы узнать имя этого волшебника, выполним задание : расставим карточки с буквами по цветам радуги, закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается. ( Задание выполняется в группах, одна пара работает у доски)
Слайд 5
— Теперь вы знаете, что цель нашего путешествия – остров, на котором мы познакомимся с Волшебником Ударение и попытаемся узнать его главные секреты.
4. Актуализация опорных знаний
— Для того, чтобы отправиться в путь, необходимо получить пропуск на корабль.
Помогите мне закончить фразы:
Наша речь состоит из … (предложений).
Предложение выражает … (законченную мысль).
Предложения состоят из … (слов).
Задание: составить предложение со словом корабль, чтобы оно соответствовало схеме. Слайд 6
.
Задание: посчитайте количество слов в предложении.
Наш корабль готов отплыть.
Составьте его схему. Как обозначить начало предложения? Как показать, что мысль закончена? (2 человека работают у доски)
Проверка выполнения , самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
— А из чего состоят слова?
Задание: слово, изображенное на картинке, разделить на слоги; показать цифру, соответствующую количеству слогов.
Слайд 7
Море, парусник, капитан, штурвал, чайка, шторм, якорь.
Вот отчалили мы от причала,
Наш корабль волна закачала,
И задул ветерок в паруса.
Обещая в пути чудеса.
Музыкальная физминутка « Чунга-чанга»
Изучение нового материала
Слайд 8,9
— Вот мы с вами и на таинственном острове Волшебника Ударение. Посмотрите, в каком большом и красивом замке он живет. Попасть в этот замок можно только через главные ворота. Но, что это такое, ворота замка закрыты ! Открыть их можно только разгадав тайну.
ЗАМОК ЗАМОК
— Давайте попробуем прочитать эти слова. Что можете сказать про эти слова? Давайте разделим эти слова на слоги. Составим схему каждого слова. (выполняется по вариантам)
Что вы заметили? Слайд 10
— Как вам кажется, это одинаковые слова? А предметы? А что же нам поможет не спутать эти похожие слова? Сейчас попробуем открыть тайну.
Наблюдение за ударением ( демонстрация опыта со свечой) Слайд 11
— Ребята, сейчас вам нужно быть очень внимательными и наблюдательными. Сейчас я буду произносить слова, а вы следите за огоньком свечи . Наблюдайте , сколько раз в каждом слове оно качнется .
Учитель произносит слова : ДОМ, ШКО-ЛА, МА-ЛИ-НА (четко произносить по слогам, огонек должен реагировать на каждый слог)
— Кто из вас оказался самым внимательным, сможет мне сказать, сколько же раз колыхнулось пламя свечи в первом (втором, третьем) слове ?
— Почему пламя мигало по-разному ?
— А сейчас снова внимательно следите за огоньком.( учитель произносит слово маЛИна четко выделяя только ударный слог, огонь должен погаснуть)
— Как вы думаете, почему пламя погасло, хотя слово я не успела договорить? ( Выдохнула больше воздуха, произнесла с большей силой, т.е с ударением)
— Что же такое ударение? ( Часть слова, которая произносится с большей силой голоса)
— Итак, мы узнали , что такое ударение. Но главные ворота замка до сих пор закрыты.
Физкультминутка.
На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)
Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)
Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)
Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)
Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)
И открыли! (разомкнуть руки)
Слайд 12
Давайте снова посмотрим на наши картинки , слова и схемы. Помните, мы сказали, что эти два слова очень похожи, но предметы они обозначают совершенно разные. Что же нам помогает не спутать эти слова?
Давайте попробуем определить ударение в словах. ЗАМОК, ЗАМОК.
Учитель предлагает детям попробовать слова «позвать» к себе, произнося нараспев.
— Какой слог выделяли голосом в первом слове? Во втором слове?
— Какой вывод можем с вами сделать? (Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением.)
— Ребята , а как вы думаете, как называют слог, который мы выделяем голосом при произнесении? Правильно, его называют ударным. Ударение на схеме будем обозначать так: .
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
А когда его найдем,
Громче всех произнесем.
Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
Закрепление изученного Слайд 13
— Посмотрите, вот и открылись ворота замка. И навстречу нам пожаловал сам волшебник Ударение. Он рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь им правильно пользоваться.
— Волшебник Ударение очень любит играть в прятки. Давайте будем очень внимательными и постараемся найти его в каждом слове.
Слайд 14
Картинки: лиса, собака, кот, лошадь, волк, медведь, корова, жеребенок.
Задания : 1. разделить слова на слоги ( работа в парах)
2. постановка ударения, определение ударного слога ( коллективная работа)\
— Давайте посмотрим на то, что у нас получилось, сделайте вывод, какой слог в слоге может быть ударным?
— Сколько слогов может быть в слове?
— Сколько ударных слогов бывает в слове? ( в слове бывает только одно ударение, независимо от того, сколько в нем слогов)
Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.
Подведение итогов. Рефлексия
— Вот и пришло время покидать этот удивительный остров. Но волшебник Ударение теперь будет приходить к нам в гости очень часто.
— Давайте вспомним, какие тайны нам открыл волшебник Ударение. Чему вы научились на таинственном острове?
Закончите предложение: Слайд 16
Сегодня я узнал…
Сегодня я научился…
На уроке мне было легко…
Пока мне трудно…
Приложение
Листок самооценки____________________
СО4
Пр
2
СО
5
П
3
.
Т
6
Т
На каждой из оценочных палочек в соответствии с этапом урока учащимся ставится отметка вверху, посередине, внизу.
СО – выполнение задания соответствуют образцу (точно соответствует образцу, есть ошибки, не соответствует образцу)
Т – точность выполнения задания (выполнил точно, сомневаюсь, не выполнил)
Пр – слова на слоги разделены правильно ( ошибок не было, 1 ошибка, не справился)
П – понял новый материал ( все понятно, не все понятно, не понял)
infourok.ru
Урок русского языка по теме «Ударение» (1 класс)
Урок русского языка в 1 классе по теме: Ударение.
Цели урока:
закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности,
уточнить представление о том, в каких условиях ударение в словах не ставится,
упражнять в разграничении слов, различающихся ударением,
формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги,
повторить понятия «однокоренные слова», «корень слова»,
развивать речь, обогащать словарный запас,
работать над нормами правильного произношения.
Оборудование:
рисунок ударения,
текст загадок,
текст стихотворения (раздаточный материал),
изображения животных (слон, тигр, лось, кит),
Ход урока
Организационный момент.
Учитель приветствует учеников. Положительно и эмоционально настраивает учеников на урок.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!
Ноги прямо я поставлю,
Локоточки разведу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Ребята, кто хорошо готов к уроку?
Дети проверяют готовность к уроку и правильную посадку при письме.
2.Минутка чистописания.
У
Д
У. Какие буквы будем писать сегодня?
Д. у, д
У.Чем похожи буквы? Чем отличаются? Запишите буквы красиво и аккуратно.
2. Сообщение темы урока.
— Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях? (Ударение)
— Да, у нас в гостях Ударение. Кто скажет, что такое ударение?
— А кто находится в подчинении Ударения?
3 Чтение правила в учебнике.
— А чтобы легче было запомнить прочитаем весёлые стихи.
Мы в слове слог ударный
Найдём элементарно.
А когда его найдём,
Громче всех произнесём.
Работа со словами.
На доске написаны слова. Прочитаем хором.
Спишите слова, поставьте ударение.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте задание, исправьте ошибки.
Проверяют задание по листу контроля.
Проверь у соседа:
∕ ∕ ∕ ∕
Речка, ласточка, стена, колесо,
∕ ∕ ∕
ножницы, карандаш, урок,
∕ ∕ ∕ ∕
поле, грамота, машина, молоко,
∕
учебник.
5. Физминутка.
Работа по учебнику.
Выполнение упражнения.
Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
— Нет.
Рассказать? Вы любите сказки? (Да)
Тогда слушайте.
Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударных Дел Мастера и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова ему не поверили.:
Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение– это же просто черточка.
Ударных Дел Мастер рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами.
Учитель демонстрирует картинки. а дети произносят слова хором.
5. Физминутка.
— Если в слове первый слог ударный — выполняем наклон влево, если второй слог — наклон вправо, если третий — приседаем:
(Учитель произносит слова: вода, собака, адрес, велосипед, кличка и т.д.)
(Слова учитель произносит , выделяя ударный слог. Обязательно обращает внимание на слово «велосипед» — ударный четвёртый слог, упражнение не делаем.)
6. Работа над новой темой.
1) Ударение в односложных словах.
-А сейчас немного ещё поиграем. Отгадаем загадки.
Хищник полосатый,
Рыжий и усатый.
На кота похож немножко
И мяукает как кошка. (тигр)
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя — маленький хвост,
Спереди зверя — хвост большой.
Кто же это? Кто он такой? (слон)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (лось)
Через море — океан
Плывёт чудо — великан,
А ус во рту прячет. (кит)
— Что объединяет этих животных? Какое животное «лишнее»?
— А что общего у слов? Какое слово «лишнее»? (Кит — 3б., лось — букв больше, чем звуков, есть буква, не обозначающая звука)
— Можно ли разделить эти слова на слоги? Почему?
— А нужно ли ставить ударение?
— Какой вывод можно сделать? (Если слово состоит из одного слога, ударение не ставится.)
2) Ударение в словах с «ё».
— Ну а Ударение приглашает нас дальше.
На доске картинки с изображения детёнышей животных.)
— Давайте назовём, кто это, названия запишем в тетрадь.
(На доске четвёртый столбик — названия детёнышей животных, в тетрадях — второй столбик.)
тигр
тигрёнок
слон
слонёнок
лось
лосёнок
кит
китёнок
— Что общего у слов второго столбика? (Сколько слогов?)
— Определите ударный слог в каждом слове.
— Какой вывод мы можем сделать? (Буква «ё» всегда ударная.)
— Послушайте стихотворение о букве «Ё».
Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё?
Буква Ё даёт отчёт:
— Ничего житьё течёт.
Я ударная всегда.
Ой-ёй-ёй.
Вот это да!
— Прочитайте ещё раз образовавшиеся пары слов.
— Что вы можете сказать о них? (Однокоренные слова)
— Выделите корень.
— Посмотрите на слова второго столбика. Кто знает, как называется часть слова, стоящая после корня.
— С помощью чего образовались слова второго столбика?
— В словах второго столбика обозначьте безударные гласные.
— Какие из них являются проверяемыми? Докажите, что они написаны правильно.
— Что же нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную?
7. Физминутка.
8.Закрепление.
— Назовите еще слова в названиях которых не нужно ставить ударение и объясните почему.
— Запишите эти слова в тетрадь.
9. Минутка орфоэпии.
— Ребята, вас ждет ещё задание . — Как правильно произнести?
(На доске названия продуктов записаны на карточках с различными вариантами постановки ударения. )
магазин магазин магазин
творог
— овощи,
свёкла
— зелень.
щавель
(Дети выбирают правильный вариант. Слово с неверно поставленным ударением убирается. Дети ещё раз хором прочитывают слова с правильным ударением.)
— Кто сможет с этими словами составить предложение и правильно произнести? (Дети составляют предложения)
10. Подведение итогов.
— Наш урок окончен. Спасибо за работу.
7.Рефлексия деятельности.
-Что нового узнали на уроке сегодня? Прочитаем ещё раз, чтобы закрепить.
-Что было интересным для вас?
— А с какими своими новыми секретами вас познакомило Ударение.
-На следующем занятии мы продолжим речь об ударении.
Наш урок окончен. Спасибо за работу.
infourok.ru
Открытый урок по русскому языку на тему «Ударение» (1 класс)
Технологическая карта урока изучения нового материала
Данные об учителе: Волкова Мария Николаевна, 1 категория, МБОУ «Гимназия «14» г. Глазова УР
Предмет: Русский язык Класс: 1 Учебник УМК: «Планета знаний», Т.М. Андрианова, В. А. Илюхина Русский язык 1 класс.- «Издательство «Астрель»,2009
Тема урока: Ударение
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: Проектор, компьютер, словарь, конверты с заданием, карточки с заданием.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют:
— формировать вопросы по теме на основе опорных слов (1,2 уровень).
— контроль, коррекция, оценка (1,2 уровень)
— выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень).
— самоопределение – мотивация учения (1 уровень)
— осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы (1 уровень)
— контроль, коррекция, оценка действий партнера — (1,2 уровень)
— эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль (1 уровень)
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (1уровень)
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Формулируют и производят определение понятия «ударение»;Определяют изученные выводы по ударению, тренируются в постановке ударения
Называют роль ударения
1-2 уровень понимания, адекватное употребление в речи
Регулятивные
1 уровень – совместное с учителем действие
2 уровень – совместные групповые действия
Познавательные
1 уровень – совместное с учителем действие
Коммуникативные
1 уровень – высказывать свою точку зрения по инициативе учителя
Личностные
1 уровень – совместное с учителем действие
Деятельность учителяДеятельность учащихся
Формируемые УУД и предметные действия
1.Организационный момент
Сконцентрировать внимание учащихся
беседа
фронтальная
1. Создает эмоциональный настрой на урок
2. Приветствует
3. Проверяет посадку.
1.Слушают учителя.
2. Настраивают себя на учебную деятельность (психогимнастика)
Личностные УУД: проявлять интерес к услышанному
Регулятивные: организовать свое рабочее место
2. Минутка чистописания
Закреплять навыки каллиграфического письма, повысить познавательный интерес.
беседа
практическая работа
фронтальная
фронтальная
индивидуальная
1. Говорит записать дату;
2. Спрашивает, какую букву будем писать, ориентируясь на строчку;
3. Предлагает определить закономерность следования букв;
4. Предлагает продолжить запись в тетради.
1. Высказывают свои предположения;
2. Прописывают в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
Предметные УУД:
Формировать навыки каллиграфического письма
3. Постановка цели и задач урока
Вызвать познавательный интерес к теме;
организовать самостоятельное формулирование темы, цели и задач урока
игра
беседа
фронтальная
1. Предлагает детям разгадать анаграмму;
2. Спрашивает, встречались ли с этим понятием ранее и что уже о нем знают.
3. Просит сформулировать задачи по опорным словам.
4.Предлагает вспомнить мультфильм
5.Предлагает на выбор путь, по которому будут знакомиться с учебным материалом.
1. Отгадывают анаграмму;
2. Вспоминают, встречались ли с этим понятием ранее и что уже знают об ударении;
2. Формулируют по опорным словам задачи на урок
3. Читают вопросы
4. Вспоминают мульфильм
5. Выбирают путь, объясняют свою точку зрения;
Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соответствия того, что уже известно, а что еще неизвестно
4. Изучение нового материала
Систематизировать знания учащихся об ударении, познакомить с новой темой
беседа
практическая работа
игра
Фронтальная, парная
индивидуальная
1.Предлагает прочитать слова, расставить ударение
2.Спрашивает, во всех ли словах мы уверенны, если нет, то где можно посмотреть, какой вариант ударения правильный
3. Наводящими вопросами помогает сформулировать первый вывод.
4. Просит ученика прочитать слова так, чтобы остальные услышали ударный звук и записали букву.
5. Помогает сформулировать второй вывод.
6. Читает задание с конверта, помогает составить схемы слов с ударением.
7. Помогает сформулировать третий вывод.
1.Читают, расставляя ударение;
2.Высказывают свою точку зрения;
3.Один человек работает со словарем
4.Упражняются в постановке ударений
5.С помощью учителя формулируют первый вывод.
6.Слушают слова, записывают гласные.
7.Сверяют с образцом, оценивают задание.
8.Формулируют второй вывод
9.Записывают схемы и подбирают к ним слова
10.Проверяют по образцу, оценивают работу.
11.Формулируют третий вывод
Познавательные УУД:
Работать со словарем
Предметные УУД:
Формулировать определения новых понятий, формулировать выводы по своим наблюдениям
Коммуникативные УУД:
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
5. Физкульт. минутка
предотвратить утомление повысить работоспособность
игра
фронтальная
1. Делает движения со словами вместе с детьми
1. Выполняют движения вместе с учителем.
Личностные
6. Продолжение работы по теме
познакомить с новым материалом
беседа практическая работа
индивидуальная
парная
фронтальная
групповая
1.Предлагает выполнить задание на листочках
2. Организует взаимопроверку.
3. Задает вопрос о необходимости выделения в речи одного из слогов.
4. Организует сценку
5. Помогает анализировать слово из сценки и сформулировать вывод о роли ударения
6. Предлагает разные по уровню сложности задания в группах.
1. Читают; находят лишние слова в каждой строчке, ставят ударение.
2. Осуществляют взаимопроверку
3. Формулируют четвертый вывод.
4. Смотрят сценку.
5. Анализируют слово
6. Выполняют в группах дифференцированное задание.
7. Сверяют результат с образцом.
8. Оценивают работу в группах.
9. Формулируют пятый вывод.
Познавательные УУД:
Анализировать, находить лишнее.
Предметные УУД:
Формулировать выводы по своим наблюдениям. Усвоить полученные знания
Коммуникативные УУД:
Работать в группе
Регулятивные: осознать неполноту знаний для выполнения задания.
7. Итог урока
Проконтролировать уровень усвоения изученной темы
беседа
Фронтальная
1. Предлагает ответить на вопросы, записанные на ромашке.
1. Отвечают на вопросы.
Коммуникативные УУД:
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные УУД:
Выявить границы знания и незнания
8. Рефлексия
Осмысление процесса и результата деятельности
Беседа
Фронтальная
1.Предлагаю закончить фразы:
Я сегодня узнал, что…
Я научился …
Я рад…
1. Выполняют задание учителя.
Регулятивные УУД:
Констатировать необходимость продолжения работы
Коммуникативные УУД:
адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании
План урока
1. Организационный момент
— Прозвенел звонок, начинаем наш урок русского языка.
Посмотрите в глазки друг другу, улыбнитесь, отправьте искорку добра, повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь, отправьте искорку добра им, повернитесь ко мне. Настроим себя на урок.
Все на свете по плечу,
Добьюсь на уроке, чего захочу,
Буду руку поднимать,
На вопросы отвечать.
Глазками оцените свое рабочее место, присаживайтесь. Проверьте расстояние, спинки, ручки.
Откройте тетради, запишите число.
2. Минутка чистописания
Внимательно посмотрите на строчку букв и скажите, какую букву будем писать на минутке чистописания: она встречается чаще, чем другие. Какая это буква и сколько раз она прописана?
у р п д в у д з у у в
— определите закономерность букв в втором ряду: Уу УУуу …
— продолжите запись до конца строчки, соблюдая закономерность. Самую красивую букву подчеркните.
3. Постановка цели и задач урока
Тему сегодняшнего урока вы определите, разгадав анаграмму. (ударение) (слайд 1)
— Скажите, мы уже встречались с таким понятием или нет?
— Что мы уже знаем об ударении?
— как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке? (слайд 2)
1. Узнаем, что такое … (ударение) и какова его роль
2. Будем учиться … (обозначать ударение в словах)
3. Вспомним … (в каких словах ударение не ставится).
Чтобы добиться поставленных задач, мы должны ответить на поставленные вопросы.
Что такое ударение?
Какой слог называется ударным, безударным?
На какой звук может падать ударение?
На какой слог может падать ударение?
В каких словах ударение не ставиться?
Какова роль ударения?
— Вы помните мультфильм про «Оха» и «Аха». У персонажа с именем «Ах» все дела свершались с улыбкой, «на ура», он никогда не боялся трудностей и тяжёлой работы. А «Ох» только и делал, что охал и хныкал, поэтому у него ничего не получалось.
Слайд 3
— Сегодня перед нами два пути. Первый – взять и просто прочитать в учебнике правило о роли ударения и его обозначении на письме. Второй – самим докопаться до сути и найти ответы на возникшие у нас в начале урока вопросы.
— Как вы думаете, какой путь выбрал бы каждый из персонажей? («Ах» сам бы искал ответ, «Ох» – прочитал бы его в учебнике).
— А какой путь выберем мы? Путешествовать мы будем на лошадях.
Игра «Скачки»
4. Изучение нового материала
Слайд 4
— Прочтите слова на доске: линейка, книга, торты.
— Расставьте в них ударение. В слове торты дети указали 2 варианта .
— Где мы можем узнать, какой вариант правильный? (в словаре)
Есть специальный словарь – орфоэпический. Один человек работает со словарем, остальные упражняются в постановке ударения (Буратино, дерево, заяц, лиса, крокодил) Слайд 5
— Давайте ещё раз правильно произнесём слово торты и запомним его.
— Давайте прислушаемся к тому, как мы произносим ударный слог (Его мы произносим с большей силой и длительностью).
— Попробуем дать определение — ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.
— Что такое безударный слог? (Это слог, который произносится с меньшей силой. )
— Так что же такое ударение? (Выделение в речи одного из слогов слова)
Слайд 6
— Это наш первый вывод: Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове.
Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.
Безударный слог – это слог, который произносится с меньшей силой.
Ответили мы на первый вопрос урока? А на второй? (да)
Наше путешествие продолжается . «Скачки»
Итак, мы на следующей станции.
Мне нужны 2 помощника. 1 ученик у доски читает слова так, чтобы дети услышали сильный ударный звук и записали букву этого ударного звука. Второй ученик работает за доской для проверки. Остальные выполняют задание в тетради.
Учитель, портфель, Люда, пятница, альбом, цветы, ручка.
(и, е, ю, я, о, ы, у) это буквы гласных звуков.
Проверям задание по образцу на доске. Оцените на полях свою работу по светофору. Кто поставил себе жёлтый кружок, зеленый (1,2 ошибки), красный.
— Что вы заметили? (Ударение падает на гласный звук)
Это наш второй вывод: Ударение падает на гласный звук. Слайд 7
— Ребята, а мы ответили на следующий вопрос урока? (да)
Тогда отправляемся с нашим героем по имени «Ах» к следующей станции. «Скачки».
— Ой, ребята, вы слышите, кто – то стучит. (Кто – то из присутствующих передаёт конверт, в котором описана игра «Стук-постук»)
— Ребята, нам передали конверт, на нем изображение героя «Ах».
— Как вы думаете, что там? (Наверное, он нам приготовил интересное задание.)
Я стучу по столу столько раз, сколько слогов в слове, причем один стук звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны записать эти схемы столбиком друг под другом, а затем подобрать к ним слова с экрана.
У Аха есть волшебная лупа, она и подскажет нам правильные ответы. Слайд 8
Мама, рука, молоток, велосипед
— Ребята, кто из вас догадался, что нам хотел сказать «Ах», какой вывод мы должны сделать? (ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый.)
Третий вывод: ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый. Слайд 9
Ребята, помог ли нам Ах ответить на следующий вопрос урока? (да)
Тогда отправляемся к следующей станции. «Скачки».
5. ФИЗ. МИНУТКА Раз – подняться, потянуться …
У вас на столах лежат листочки. Внимательно прочитайте и скажите, какое задание вам нужно выполнить
«Найди лишнее». Подчеркните лишнее слово в каждой строчке, поставьте ударение. Все работают на листочках. Взаимопроверка, оценка. Слайд 10
Груша, вишня, слива, берёза
Дача, кот, домик, крыша
— Какое слово лишнее в первой строчке (берёза), а во второй (кот). Что вы можете сказать про эти слова? (в этих словах ударение не ставится)
Сделайте четвертый вывод: на письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога. Слайд 11
Мы ответили на следующий вопрос? (да)
Тогда отправляемся в путь. «Скачки»
Ребята, мы уже знаем, что с помощью ударения мы выделяем в речи один из слогов слова. Тогда возникает вопрос: а зачем нам это надо? Давайте попробуем на него ответить после маленькой сценки.
Сценка. Андрей читает инструкцию к витаминам: «Принимать по одной, после приема пищи (начинает пищать)». Мама кричит: «Анрюша, что с тобой случилось?»
Ребята, в чем запутался Андрей? Как ему помочь?
Анализ слова пищи.
Посмотрите, какую роль может сыграть ударение, если перепрыгнет с одного слога на другой.
Давайте посмотрим, в каких еще словах ударение может изменить смысл слова. Для этого поработаем в группе. Объединились в группы. Выберите командира.
У вас на столах по два конверта: на одном из них «Ах», в нем листок, на котором записаны слова. Эти слова вы должны изменить с помощью ударения и записать их. А на другом конверте — «Ох», слова записаны с подсказками -картинками. Какой конверт вы выберите – ваше дело.
Проверяем по экрану. Слайды 12,13
Замок – замок
Кружки – кружки
Белки – белки
Стрелки – стрелки
Плачу – плачу
Глазки – глазки
Засыпать – засыпать
Какой вывод мы можем сделать: ударение меняет смысл слова.
Командиры оценивают работу в группе.
Слайд 14 Пятый вывод: перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) всего слова.
Ответили мы на последний вопрос урока? (да)
7. Рефлексия.
— Ответили ли мы на поставленные перед собой вопросы? (да)
— Кто нас вёл в страну знаний – Ох или Ах.
А пока мы с вами путешествовали, у нас в классе распустился красивый цветок. Этот цветок не простой. На его лепестках что-то написано. Сейчас каждый из вас по очереди будет отрывать по одному лепестку, читать предложение и заканчивать его.
Ученики по очереди отрывают лепесток от ромашки и дополняют предложение.
Ударение может изменить… смысл слова.
Ударение … (падает) на любой слог.
Ударение не ставится в словах с … буквой ё и односложных словах.
Всегда ударная …ё.
слог, который произносится с большей силой, называется … ударный.
Слог, который произносится с меньшей силой, называется … безударный.
В слове может быть … (один) ударный слог.
Выделение голосом одного из слогов в слове называется … ударением.
8. Итог урока.
Закончите предложение
Я сегодня узнал, что…
— Я научился…
— Мне было…
— Я рад… слайд 15
Оцените по светофорчику свою работу на уроке. Я рада, что никто не поднял красный смайлик. Молодцы! Спасибо за урок!
infourok.ru