Урок по окружающему миру «Термометр. Практическая работа «Измерение температуры» 2 класс

г.Междуреченск

Чамжаева Т.В.,

учитель начальных классов

Урок окружающего мира во 2 классе.

Тема: Термометр. Практическая работа  «Измерение температуры»

Тип урока: проблемный

Цель: получение нового знания.

Задачи: 

— совершенствовать базовые знания и умения по теме «Погода»

— познакомить со значением температуры для всего живого;

— познакомить детей с устройством и особенностями работы разных видов термометров; научить измерять температуру, записывать показания термометра.

— формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой, организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать;

— формирование умения работать в группах;

— понимание важности изучения окружающего мира.

Планируемые результаты: усвоить понятие о погоде, научиться различать виды термометров и пользоваться каждым из них

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь  

Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра. 

Компьютер, мультимедийный проектор.

Стаканы с холодной и горячей водой.

Ход урока.

  1. Организация начала урока.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

  1.   Актуализация знаний.

-Все мы знаем, что сейчас время года- …. Назовите число и месяц.

-Какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать?

(дети перечисляют)

-Какова основная причина этих изменений?

Похолодание.

-Что мы чувствуем, когда говорим похолодание?

Дрожишь,  зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д.

-А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть?

  1.  Создание проблемной ситуации.

-Посмотрите небольшую сценку,  постарайтесь найти ответ.

Разыгрывается небольшая сценка – миниатюра детьми.

Максим: Арина, ты, что все время кутаешься?

Арина: Я совсем замерзла!

Максим: Да, что ты, ведь в комнате тепло!

Арина: А мне кажется – холодно.

-Чтобы не спорить, скажите — тепло в комнате или нет?

(У детей возникают тоже разные мнения)

  1. Побуждение к формулированию учебной проблемы

-Кто же прав? Как рассудить одноклассников?

-Какой прибор нам может помочь

?(термометр)

-Что же на уроке нам нужно будет сегодня узнать ?

Формулировка проблемы  Как определять температуру.

  1.  Актуализация проблемы.

-Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью определять температуру. А для чего это надо уметь? Сможем узнать температуру воздуха на улице и в классе, определим температуру воды, тела, почвы.  Сможем помочь – узнать тепло в комнате или нет.

-Для кого особенно важна температура воздуха? (Людей, животных, растений).

  1. Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения.

-Все вы дома видели термометр. Лежит себе спокойно в коробочке. Потом мама берет его, ставит вам градусник, и он показывает температуру тела. Что с ним происходит? Он показывает температуру.

  1. Самостоятельное добывание знаний. Строение термометра.

-Термометр изобрел шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году

.(СЛАЙД)

 Из чего же состоит термометр? Трубочка с жидкостью, корпус, деления.

-Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть. (СЛАЙД)

-Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры.  Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10⁰, значения ниже нуля записываются со знаком минус  — 10⁰. Читать такую температуру можно по-разному. Может кто-то уже знает как?

Формулировка нового знания: Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов. Запись значений температуры…

  1. Виды термометров.(Водный)

-Посмотрите на этот термометр. Что видите? На нем нет значений ниже нуля.

-Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля? Потому что, наверное, вода замерзает

.

(Медицинский)

-А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она измеряет вам температуру. Чем он отличается? Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено. И жидкость странная.

-Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41.

-Какая температура у здорового  человека считается нормальной?

-А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом.

Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.

  1. Практическая работа: «Принцип работы термометра»

На столах стаканы с теплой водой

-Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все происходит.

Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра горячей водой.

Все внимательно всматриваются.

Почему столбик термометра поднимается вверх? Может ее что-то толкает, может ей становится жарко и она убегает и т.д.

-Понятно. Кто думает иначе?

-При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра.

-А почему жидкость перестает ползти? Потому что настолько нагрелась.

-Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.

-Чему равна t воды?

На столах стаканы с холодной водой

 -Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет. Жидкость поползла вниз!

-Можно сказать, что она упала? В каком значении применим это слово «упала»? опустилась вниз.

-Чему сейчас равна t воды?

Опустилась ли ниже нуля?

Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре  – тем горячее вода, теплее воздух. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.

Физкультминутка

  1. Применение новых знаний.

  1. Чтение и сравнение температур.

-Прочтите по-разному: +6⁰, –3⁰, –15⁰, +24⁰, 0⁰  

— В какое время года мы можем наблюдать эти температуры? Какая температура приемлема для помещения?

— Сравните:  +48⁰ … +54⁰                        +12⁰ … –12⁰

                     –60⁰ … –30⁰                         –8⁰ …  0⁰

                     +23 ⁰… –2⁰                         +4⁰ …  0⁰

— Запишите

  1. Блиц – опрос.

— Какие виды термометров вы сегодня изучили?

— Из каких частей состоит термометр?

— В каких единицах измеряется температура?

 — Какую температуру называют плюсовой? Минусовой?

— Чем отличается термометр для определения температуры воды от остальных термометров?

— Почему у комнатных термометров шкала короче, чем у уличных?

— При какой температуре замерзает вода?

— Как ты оденешься, если на термометре +20⁰, +5⁰?

— Когда мы говорим мороз: — 20⁰ или -2⁰?

— Для кого важна температура?

— Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца?

-Какова нормальная температура тела человека?

  1.  Итог урока.

-Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали, как определить температуру.

— Кто из вас теперь уверенно сможет определять температуру и работать с разными термометрами? (Дети поднимают руки)

-Давайте же разъясним спор Арины и Максима: Тепло ли у нас было в классе?

Я считаю, что тепло, потому что температура воздуха + 22. Может Алина заболела и ей кажется, что холодно. Потому что ее знобит.

-Есть другие мнения?

  1. Домашнее задание:

Измерить температуру своего тела и отметить результат в таблице рабочей тетради.

 ХI. Рекомендации для занятий в семье:

Родители должны объяснить ребёнку,  как правильно измерять температуру тела.

kopilkaurokov.ru

Явления природы | okrmir1234

Явления природы

1. С помощью учебника допиши определения.

1) Явления природы — это все изменения происходящие в природе.

2) Термометр — это прибор для измерения температуры.

2. Отметьте (закрасьте табличку) зелёным цветом объекты природы, жёлтым цветом — явления природы. Составьте пары «объект — явление» (соедините таблички линиями).

3. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Если хочешь, запиши явления, которые могут происходить с объектами природы, перечисленными в таблице на с. 18.

4. Муравей Вопросик, как и в прошлом учебном году, нарисовал картинки. Он очень старался, но папа Серёжи и Нади сказал, что Муравьишка опять кое-что перепутал. Найди ошибки. Посчитай и запиши, сколько ошибок на каждой картинке. Докажи правильность своего решения

Ошибки на картинке «Лето»

  1. летом не идет снег
  2. летом не бывает ледохода
  3. летом не улетают птицы на юг
  4. летом не растут подснежники
  5. летом не желтеют листья на деревьях

Ошибки на картинке «Весна»

  1. весной не желтеют листья на деревьях
  2. весной снег тает и уже нет белоснежных сугробов.

5. Практическая работа «Учимся измерять температуру».

Цель работы: научиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека.

Оборудование: термометры комнатный, уличный, водный, медицинский; стаканчик с тёплой водой, стаканчик с холодной водой.

Ход работы (по заданиям учебника).

Опыт 1.

  • Опускаем термометр в стакан с тёплой водой.

Опыт 2.

  • Опускаем термометр в стакан с холодной водой.

1) Подпишите части термометра.

2) Обозначьте стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра.

3) По результатам измерений заполните таблицу.

4) Отметьте (обведите линией) результат измерения температуры своего тела. Сделайте вывод.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

6. Выполни упражнения.

1) Запиши числами: 
десять градусов тепла — +10°С
десять градусов мороза — -10°С
ноль градусов — 0°С
шесть градусов выше нуля — +6°С
шесть градусов ниже нуля — — 6°С

2) Запиши словами:
+5° — пять градусов тепла
-7° — семь градусов мороза

7. Определи с помощью термометра и запиши температуру воздуха у себя дома, на улице.

okrmir1234.ru

Явления природы. Термометр. Учимся измерять температуру

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоро

resheba.me

Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Как измеряют температуру» и презентация к нему.

Этапы урока

Содержание деятельность учителя

Содержание деятельность учащихся

Время

Орг. момент.

Настрой на урок.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

А сейчас проверь, дружок

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Учебник, карандаш, тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль настроены сегодня

Много нового узнать?

Приветствуют учителя.

1 мин

Определение темы урока.

Постановка учебной задачи.

— Посмотрите, перед вами «Экран желаний». (слайд1)

Выберите то, что бы вы хотели делать сегодня на уроке.

— Почему не всё выбрали?

— Чего мы не знаем, чтобы исполнить наши желания?

В классе появляются коробки.

-Прочитайте задания на коробках. Выполните

Задания «Разделите предметы на 2 группы. Докажите свой выбор».

— Почему для зимы и осени, весны и лета вы выбрали разную одежду?

— Когда вы говорите «холодно», «тепло» что вы имеете в виду?

-Теперь вы знаете тему нашего урока?

— Чему вы хотели бы научиться? (слайд2)

— Дети выбирают вид деятельности.

Доказывают.

— Тему урока. Что будем изучать.

Работают в группах. Выполняют задания.

Доказывают свой выбор.

— Летом тепло, а зимой холодно.

-Температуру

10 мин

«Открытие» детьми нового знания.

-Знакомы ли вам слова «температура», «термометр»?

-Проверьте себя по учебнику?

(слайд3)

— Расскажите по рисункам учебника какие бывают термометры?

(слайд4)

-Какова цель вашей работы?

-Выполните задание 1.

— Зафиксируйте результат в тетради.

-Проверим результат работы.

— Назовите части термометра. Проверьте.

(слайд 5)

— Представьте результаты работы. Зафиксируйте в таблицу.

— Как можно определить температуру воздуха в классе?

— Какие есть ещё способы определения температуры?

— Определите температуру воздуха в классе с помощью цифровой лаборатории.

-Зафиксируйте результат в таблицу.

Работают с учебником с.30.

Рассматривают рисунки, рассказывают.

Практическая работа «Как устроен термометр»

Рассматривают термометр, подписывают части термометра в тетради. (индивидуальная работа)

Практическая работа «Измерение температуры с помощью термометров».

1группа: измеряет температуру тёплой

воды.

2 группа: измеряет температуру холодной воды.

Индивидуальная работа: измерение температуры тела.

Индивидуально: определение температуры воздуха на улице.

Дети фиксируют результаты в таблицу, работая на интерактивной доске.

(слайд 6)

Работают в группах. Определяют температуру воздуха в классе. .

25мин

Итог урока. Рефлексия.

— Вспомните наши желания в начале урока. Какие из них исполнились?

(слайд7)

— Проверим, как усвоили новые знания. Отгадайте кроссворд.

— Молодцы. Спасибо за урок.

(слайд9)

Подводят итог.

Отгадывают кроссворд.

(слайд8)

4мин

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «Как измерить температуру»

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

УМК «Школа России»

Тема: Как измерять температуру. Практическая работа.

Цель:

Сформировать умение у детей использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

Прежде чем начать урок, давайте посмотрим за окно. Вспомните, какая погода была с утра, когда вы шли в школу. (Сегодня было пасмурно, моросил дождь, прохладно.)

— Как вы думаете, надо ли нам знать, какая погода на улице? Зачем? (Да, чтобы правильно одеться для выхода на улицу).

— Как мы, находясь дома, можем определить, во что нам одеться? (Надо посмотреть на улицу, на термометр за окном или на прохожих, а еще можно узнать о температуре из телевизора, радио, интернета.)

— В зависимости от погоды, люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дублёнки, либо в рубашки и свитера. Одеваться надо по сезону, иначе можно заболеть. А что вы должны сделать, если почувствовали, что заболели? (Измерить температуру тела.)

— Каким прибором измеряется температура? (Температура измеряется термометром.)

— Каким специальным прибором измеряют температуру воздуха? (Температуру воздуха измеряют специальным прибором, который называется термометр).

— Обратите внимание, слово “термометр” записано на доске.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами термометров и правилами пользования ими; научимся измерять и записывать температуру воздуха, узнаем, что такое погода, познакомимся с международными обозначениями погоды.

  1. Практическая работа. Знакомство с термометром.

-В природе постоянно происходят изменения, особенно изменчива погода. Тепло, жарко, прохладно, холодно — эти слова мы используем, когда говорим о температуре воздуха (температура – ощущение тепла и холода).

-Температуру воздуха измеряют термо­метром (прибор для измерения температуры).

— Внимательно посмотрите на термометр, выделим части термометра. Из чего же он состоит? (Стеклянная трубка наполнена жидкостью, шкала деления).

— Каждое деление соответствует 1 градусу. Около некоторых делений стоят цифры. Найдите 0 (нуль) — границу между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, ниже 0 — количество градусов холода. Записывают температуру так: + 24◦С или -20◦С. Знак (+)означает,что столбик жидкости поднялся выше нуля,(-), остановился ниже нуля. Цифрами обозначают число делений. Знак ◦заменяет слово «градус». Буква С показывает,что температуру тела сравнивают с температурой воды,нагретой до такого же состояния,- это шкала Цельсия.

— Сравни разные термометры. Что общего в их устройстве?

— Где применяется каждый из них? (Комнатный, водный, наружный и медицинский. Что можно о них сказать? (Сходны по строению, но шкала разная).

— Как вы думаете, почему у термометров разная шкала? (Разное назначение).

Проделаем опыты. Давайте посмотрим, как действует термометр на примере водного термометра. (Два ученика помогает учителю проводить опыт.)

  1. Опусти термометр в холодную воду. Наблю­дай, что произойдёт с жидкостью в трубочке тер­мометра. Определите температуру воды? (Температура воды +15 градусов).

  2. Перенеси этот же термометр в тёплую воду. Продолжай наблюдать за жидкостью в трубочке. Что теперь происходит с жидкостью? Определите температуру воды, не вынимая термометр из стакана. (Температура воды+40 градусов.)

  3. Вывод: чем теп­лее вода, тем выше поднимается столбик жидко­сти в трубочке термометра. И наоборот, чем холод­нее вода, тем ниже столбик жидкости. — Точно так же работает наружный термометр. Если на улице становится холоднее, жидкость опускается, если становится теплее, то поднимается.

  1. Физминутка) .

Загадки.

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (Град)

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём. (Роса)

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег)

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман)

А показался –

Все прочь побежали.

С неба пришёл,

В землю ушёл. (Дождь)

А серебром деревья уберёт. (Иней)

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (Ветер)

-Какой может быть погода? Погода может быть холодной или жаркой, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Погода находится в процессе постоянных изменений час от часа, день ото дня, месяц от месяца, год от года. Есть люди, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет. Их называют метеорологи. Сегодня мы будем настоящими метеорологами. Я познакомлю вас с международными условными обозначениями, и мы потренируемся обозначать погоду с помощью карточек.

— Поможет нам в этом «волшебный чемоданчик».

— Составим прогноз погоды на сегодняшний день и с помощью условных обозначений запишем все данные наблюдений за погодой.

  1. Практическая работа. Знакомство с условными обозначениями.

  1. Снятие текущей температуры с термометра.

  2. Оформление метеорологических наблюдений за неживой природой учащимися (положение солн­ца, температура, облачность, осадки, ветер).

( Ясная облачность, пасмурно, переменная облачность, снег, дождь, ветер).

— Посмотреть на уличном термометре температуру воздуха сегодня.

— Написать температуру на карточке и повесить на планшет.

— Какая сегодня облачность? — А что такое облачность? (Облачность — это скопление облаков.) Когда небо чистое, солнечное, погоду называют ясной. Когда небо частично закрыто облаками, говорят облачно. А вот когда всё небо затянуто облаками и его совсем не видно, то говорят пасмурно. Степень облачности обозначается соответствующими чёрными долями круга: ясно, облачно на четверть, облачно на половину, облачно на три четверти, пасмурно.

— Какие вы знаете осадки? (Дождь, ливень, ливневый дождь, гроза, снег, град, роса, иней, туман.) Обозначение осадков мы изучали в 1-м классе. Сегодня я показываю новые условные знаки такие, как: моросящий дождь, ливень, ливневый дождь, гроза.

— Выбрать карточку и прикрепить на планшет.

— Какая облачность наблюдается, когда идет снег или дождь?

— Какие бывают ветры? (Бриз, буря, ураган, смерч.)

— Внимательно посмотрите, как можно обозначить силу ветра от тихого до штормового.

— Выбрать подходящую карточку и прикрепить на планшет.

Знакомство с анемометром.

  • Для измерения скорости и силы ветра люди придумали очень интересный прибор. Называется он анемометр. (Учитель демонстрирует ученикам прибор и объясняет, как снимают показания). — Мы использовали чашечный анемометр. Главный в приборе магнит, который вращается вместе с ветряными чашами.

  1. Рефлексия.

— Для чего же нам нужны термометры?

— Что мы имеем в виду, когда говорим слово «погода?

— Как мы узнавали о погоде?

— С какими приборами познакомились?

— Мы должны помнить, что наши школьные приборы учебные и не могут показывать точных сведений, как на настоящей метеостанции.

— Раньше, когда еще не изобрели таких приборов, люди научились предсказывать погоду с помощью своих наблюдений за живой и неживой природой. Существует множество народных примет, по которым можно предсказать, или составить прогноз погоды на будущее.

8. Домашнее задание.

Прочитать в учебнике « предсказание погоды по народному календарю». Наблюдать за погодой в течение недели и записывать результаты наблюдений при помощи условных обозначений в дневник наблюдений.

4

multiurok.ru

Урок окружающего мира по теме «Как измеряют температуру. Термометр». 2-й класс

Разделы: Начальная школа


Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

  • Обучающая – познакомить детей с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха. Научить детей использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды.
  • Развивающая – развивать логическое мышление у учащихся, умение систематизировать полученную информацию, умение анализировать и обобщать
  • Воспитательная – Способствовать воспитанию желания учиться, познавать и открывать новые знания.

Оборудование урока: Термометры — воздушный, медицинский, водный, почвенный. Оборудование для опытов (стаканы с тёплой и холодной водой). Демонстрационная модель термометра. Слайды к уроку. Мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент:

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”.

— Проверили готовность к уроку. А теперь проверим, как вы подготовили домашнее задание.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (беседа по вопросам):

— Что такое погода?

— Из каких явлений складывается погода? (Температура воздуха, осадки, облачность, ветер.)

— Из чего состоит воздух?

— Откуда берется ветер?

— Что такое атмосферные явления?

— Какие явления называются сезонными?

III. Создание проблемной ситуации.

— Послушайте одну удивительную историю. Осенним днем в зоопарке встретились пингвин, воробей и журавль. Пингвин сказал, что на улице очень жарко, воробей пожаловался, что погода стала портиться, журавль заявил, что становится холоднее и надо готовиться к отлету на юг. Как понять, тепло или холодно на улице, не выходя из дома? Подумайте. (Ответы детей: посмотреть на прохожих, открыть форточку, послушать прогноз погоды, посмотреть на термометр.) Слайд 2.

Учитель демонстрирует термометр.

— А что это такое и для чего используется?

IV. Поиск решения учебной задачи и формулирование темы.

— Чему вы научитесь на уроке? (Правильно измерять температуру.)

— Сформулируйте тему нашего урока. (Как измеряют температуру. Термометр.) Слайд 3.

— А что бы вы хотели узнать об этом сегодня?

Дети самостоятельно определяют круг вопросов, которые их интересуют, ответы на которые им пока неизвестны. (Как определить степень нагретости тела? Как называется прибор, с помощью которого измеряют температуру? Как пользоваться термометрами? Какие бывают виды термометров?) Слайд 4.

— Ребята, как вы думаете, чему вы должны сегодня научиться? (ответы детей). Одновременно на доске появляются цели урока. (Определить значение термометров в нашей жизни. Познакомиться с видами термометров. Научиться измерять температуру воздуха, воды и тела человека.) Слайд 5.

Открытие новых знаний.

— Для чего нужно уметь измерять температуру? (ответы детей)

— Температуру нужно уметь измерять потому, что:

  • температура воздуха является одной из характеристик состояния атмосферы, она определяет погодные условия на Земле, климатические зоны;
  • температура тела человека – одна из главных характеристик состояния его здоровья, умение определять ее необходимо для осуществления профилактики и выявления заболевания на ранних стадиях;
  • температура воды, обладая высокой теплоемкостью, регулирует климат Земли. Слайд 6.

Физминутка.

Есть одна планета – сад (показываем руками шар)
В этом космосе холодном (обнимаем себя).
Только здесь леса шумят (машем руками над головой),
Птиц скликая перелетных (машем руками).
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой (приседаем),
И стрекозы только тут (кружимся на месте)
В речку смотрят удивленно (смотрим друг на друга).
Береги свою планету,
Ведь другой, похожей, нету!

Проведение опыта “Как определить степень нагретости тела?” (Слайд 7)

— Перед вами три стакана. Одновременно опустите пальцы в холодную и горячую воду.

— Через одну минуту перенесите оба пальца в теплую воду и понаблюдайте за своими ощущениями.

Дети начинают описывать свои ощущения. Они высказывают разные мнения по поводу степени нагретости воды: в одном и том же стакане вода кому-то казалась холодной, а кому-то теплой и т.п.

— Чтобы определить, в каком стакане вода холодная, в каком – теплая, а в каком – горячая, ученые создали специальный прибор – термометр.

Знакомство с устройством термометра. Слайд 8.

Распределимся в группы, чтобы наблюдать за комнатными термометрами. (Ученики объединяются в группы.)

— Внимательно посмотрите на термометр, выделим части термометра. Из чего же он состоит? (Стеклянная трубка наполнена подкрашенной жидкостью, шкала с делениями, корпус термометра).

— Каждое деление соответствует 1 градусу. Около некоторых делений стоят цифры. Найдите о (нуль) - границу между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше 0,показывают количество градусов тепла, ниже 0 -количество градусов холода.

— На шкале нанесена граница тепла и холода — 0.

Градус – единица измерения тепла и холода. Шкалу с трубкой закрепляют в корпусе. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.

— Как мы можем узнать, какая температура воздуха на улице? (Поглядев на термометр за окном, мы можем посмотреть, сколько градусов тепла или холода на улице.)

— Что вы узнали? Сделайте выводы.

Изучение разных видов термометров. Слайд 9.

-Посмотрите на эти термометры: воздушный, водный, медицинский, почвенный.

— Что можно о них сказать? (Сходны по строению, но шкала разная).

-Как вы думаете, почему у термометров разная шкала? (Разное назначение).

— Как вы думаете, почему термометры так называются? (ответы детей)

  • Воздушный — для измерения температуры воздуха в комнате или на улице;
  • Медицинский — для измерения температуры тела человека или животных;
  • Водный — для измерения температуры воды;
  • Почвенный — для измерения температуры почвы.

— Что вы узнали? Сделайте выводы

Практическая работа № 1. Термометр для измерения температуры тела. Слайд 10.

— Найдите термометр, которым измеряют температуру тела человека. Как мы обычно его называем?

— В медицинском термометре шкала начинается с 34°и заканчивается 42°. Почему?

— В его трубке чаще всего ртуть. Это вредное вещество.

Практическая работа № 2. Термометр для измерения температуры воды. Слайд 11.

— Найдите водный термометр. Рассмотрите его. На его шкале градусы от 0 до 100. Почему такие значения?

— Возьмите ваши стаканчики с водой и опустите в тот, где вода холоднее.

Температуру определяют, не вынимая термометр из воды.

— Теперь этот же термометр переставим в стакан с горячей водой.

Что вы наблюдаете? Если температура понижается, жидкость в трубке опускается и наоборот.

Физкультминутка.

Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берёт.
Почему же? Почему же?
Потому что дождь идёт.

Практическая работа № 3. Термометр для измерения температуры воздуха. Слайды 12- 13.

— Найдите воздушный уличный термометр. Его шкала начинается с отметки – 50° и заканчивается отметкой +50°. Почему такая разница в значениях?

— Как правильно выбрать место для того, чтобы укрепить уличный термометр?

— Давайте определим температуру, которая сейчас на улице.

Запись показаний термометра.

— А сейчас научимся правильно записывать температуру. Если градусы выше нуля, то это градусы тепла и записываются со знаком “+”, если ниже нуля, то градусы холода и записываются со знаком “-”. Вместо слова “градус” ставится маленький кружочек. Например, на комнатных термометрах, на ваших партах:+22 градуса, температура кусочков льда 0 градусов и т.д.

— Попробуйте записать значения температуры. Работа в парах.

Дети записывают данные в своей тетради. Затем обмениваются тетрадями в паре и проверяют работы друг друга.

— Запишите эти значения на листах бумаги: 5° ниже нуля, 10° тепла, 3° мороза, 20° выше нуля.

V. Включение нового знания в систему знаний.

— Ребята, вы сегодня познакомились с новым прибором – термометром. Опишите этот прибор.

— Подведем итог. Термометр – очень хрупкий прибор. С ним нужно обращаться очень аккуратно. Попробуем определить правила, которые обязательно нужно соблюдать при обращении с термометром.

Разработка детьми правил пользования термометром. Слайд 14.

Используйте термометр исключительно для измерения температуры.

Берегите термометр от ударов и перегрева. 

Никогда не подвергайте термометр кипячению.

VI. Самостоятельная работа. “Проверь себя”. Слайд 15.

Дети выполняют задания с самопроверкой.

1. Запиши числами: десять градусов тепла; восемь градусов мороза; шесть градусов выше нуля; семь градусов ниже нуля.

2. Определи с помощью термометра и запиши температуру воздуха в классе, на улице;

3. Покажи на модели термометра 12° мороза, 23° тепла, -8°, +5°;

4. Переставь буквы с рисунка так, чтобы получилось знакомое тебе слово. Запиши его.

VII. Рефлексия. Выводы. Слайды 16-17.

— С какой темой сегодня познакомились?

— Что нового узнали?

— Повторите правила пользования термометром.

— Спасибо за урок!

Запись домашнего задания.

По вопросу презентации обращайтесь к автору статьи.

30.06.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок-практикум по окружающему миру для 2 класса «Как измеряют температуру?». «Что такое погода?»

Урок-практикум по окружающему миру для 2 класса

«Как измеряют температуру?». «Что такое погода?»

Цели: познакомить учащихся с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха, тела человека;

Дать общее представление о погоде, какая она бывает.

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека. Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения.

Коммуникативные УУД:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Оборудование:

  1. Различные термометры: комнатный, наружный, медицинский, водный.

  2. Стаканы с теплой и холодной водой.

  3. Кусочки льда (по возможности).

Сценарий урока:

  1. Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «5».

  1. Проверка домашнего задания.

(Проводится в виде краткого фронтального опроса по материалу, изученному на прошлых уроках).

— Какая бывает природа?

— Приведите примеры живой и неживой природы.

— К какой природе можно отнести человека?

— Объясните, как связаны между собой живая и неживая природа?

— Как связаны природа и человек?

— Что такое явления природы? Приведите примеры.

— Какие явления называются сезонными?

(Некоторые ученики работают по карточкам с индивидуальными заданиями).

Карточка 1.

Дан список слов:

Солнце, собака, дерево, гора, здание, рыба, одуванчик, книга, человек, платье

— Подчеркните одной чертой то, что относится к живой природе, двумя – то, что относится к неживой природе, волнистой линией – то, что создано руками человека.

Карточка 2.

Дан список слов и словосочетаний:

Таяние снега, самолет, птица, Солнце, листопад, карандаш, дерево, созревание плодов, облако

— Подчеркните одной чертой предметы природы, двумя – явления природы, волнистой линией – то, что к природе не относится (сделано руками человека).

Карточка 3.

— Закончи предложения:

Почва, горы, осадки, облака, воздух – это… природа.

Рыбы, растения, птицы, насекомые, звери – это … природа.

  1. Беседа учителя с целью расширения знаний детей о живой природе.

Кроме растений, животных, человека и грибов к живой природе относятся еще и бактерии. Бактерии – это организмы, видимые только под микроскопом. Бактерии распространены повсеместно и встречаются в огромном количестве. Без бактерий невозможно получить кефир, простоквашу, творог и сыр, квашеную капусту.

Некоторые бактерии вызывают болезни растений, животных, человека (например, дифтерию, туберкулез и др.)

— А что вы прежде всего должны сделать, если почувствовали, что заболели? (Измерить температуру.)

— Каким прибором измеряется температура? (Градусником, термометром.)

  1. Определение темы урока. Целеполагание.

— Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке?

— Какие цели поставим для себя? Чему хотим научиться, что узнать?

— Действительно, о термометрах и их видах будем говорить сегодня на уроке.

  1. Практическая работа (знакомство с термометром).

— Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода? (Хорошая – плохая; ветреная – безветренная; солнечная – пасмурная; дождливая).

В зависимости от погоды люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дубленки, либо в рубашки и джемпера.

— А как мы, находясь дома, можем определить, во что нам одеться, чтобы не замерзнуть или не покрыться потом? (Посмотреть температуру воздуха за окном.)

— Температуру воздуха измеряют специальным прибором, он называется термометр.

(Учитель демонстрирует различные виды термометров).

— Температура измеряется в градусах.

(Дети под руководством учителя выделяют части термометра):

стеклянную трубку, наполненную жидкостью, и шкалу.

— На шкале каждое деление соответствует одному градусу.

(Продолжая рассматривать шкалу термометра, учащиеся замечают, что около некоторых делений стоят цифры).

— Найдите 0 (нуль) – границу между градусами тепла и холода.

Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, ниже 0 – количество градусов холода. Поглядев на термометр за окном, мы можем определить сколько градусов тепла или холода на улице, и в соответствии с этим выбираем одежду.

(Учитель демонстрирует комнатный термометр для измерения температуры в помещении, водный термометр для измерения температуры воды и медицинский термометр для измерения температуры тела человека.)

— Посмотрите на эти термометры внимательно. Что вы можете сказать? (Все они сходны по строению; есть стеклянная трубочка с жидкостью и шкала. Разница в том, что шкала в термометрах разная.)

— Как вы думаете, почему у разных термометров различные шкалы?

— В медицинском термометре шкала начинается с 34o, так как нормальная температура тела человека 36,6o. Если человек болен, температура повышается, жидкость поднимается выше отметки 37o и самая высокая отметка 42 o, так как выше температура у человека быть не может.

— На водном термометре шкала от 0 o до 100 o. Почему? (При 0 o вода превращается в лед, а при 100 o закипает.)

На комнатном термометре шкала от — 20 o до + 50 o, а на уличном от — 40 o до + 50 o. Почему?

— Давайте посмотрим, как действует термометр на примере водного термометра.

(Учитель опускает термометр в стакан с тёплой водой)

— Посмотрите, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра?

— Определите температуру воды, не вынимая термометр из стакана.

(Учитель помещает этот же термометр в стакан с холодной водой).

— Посмотрите, что произошло со столбиком жидкости? Определите температуру холодной воды.

— Точно также работает и уличный термометр. Если на улице становится холоднее, жидкость опускается, если становится теплее – поднимается.

— А сейчас мы поучимся правильно измерять и записывать температуру.

— Во-первых, чтобы уличный термометр правильно показывал температуру воздуха на улице, надо укрепить его около того окна, которое меньше всего в течение дня нагревается солнцем.

Во-вторых, термометр должен находиться на уровне глаз.

— Если градусы выше нуля, то это градусы тепла и записывают их со знаком «+», если ниже нуля – то градусы холода и записываются со знаком «-«. Вместо слова «градус» ставится маленький кружочек.

(Дети записывают температуру под диктовку учителя на доске).

— Например, температура воздуха в классе +22 o, температура кусочков льда 0 o и т.д.

  1. Физкультминутка.

Почему повсюду лужи?

(Дети разводят руки в стороны и пожимают плечами)

Мама зонтик свой берет.

(Имитируют движение)

Почему же? Почему же?

(Движения, как в 1-й строке)

Потому что….

(Хором: «Дождь идет!»)

(Дети хлопают в ладоши, показывая какой сильный дождик.)

  1. Беседа «Что такое погода?»

— Что же такое погода? Сейчас мы попробуем разобраться в этом.

(Ведется работа по учебнику. Ученики читают текст на с. 20 и отвечают на вопросы).

— Как вы думаете, зачем Серёже нужно знать, какая сегодня погода?

— А вы, собираясь в школу, узнаете о погоде? Как вы это делаете?

(Отвечая на вопросы, рассматривая иллюстрации, дети обращают внимание на ветер, солнце, небо, осадки).

— Действительно, погода включает в себя и температуру воздуха, и осадки, и ветер, и облачность.

(Далее ученики выбирают слова, которыми можно охарактеризовать погоду (стр. 21 учебника)

— Вспомните, что вы уже знаете о дожде, ветре?

— Какими бывают дожди? Ветра?

  1. Групповая работа.

(Ученики, разделившись на группы, читают тексты, записанные на листках. Затем рассказывают всему классу, что узнали нового.)

Дождь

Сама природа подсказывает людям, какая будет погода. Многие из вас знают эти подсказки-приметы: цветы сильно пахнут – дождь близко; лягушки расквакались в пруду и вылезли на берег – жди дождя.

А почему идет дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождем?

На земле много океанов и морей, рек и ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, т.е. становится прозрачным и невидимым паром. Этот легкий пар вместе с теплым воздухом поднимается все выше и выше от земли – на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. Так они и снуют над землей вверх-вниз, пока не сольются в крупные капли.

Но вот капель уже так много, что вместе они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету.

Облака плывут над землей, пока тяжелые капли, не в силах больше удерживаться, не прольются на землю дождями.

Прошел дождь. Еще недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю благодатным дождем.

Ветер

Теплый воздух легче холодного. Он всегда стремиться вверх, а холодный воздух тяжелый, он внизу. Значит, ветер – это воздух, который приходит в движение.

Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменными домами.

Над широкими теплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями все время движется воздух. Вокруг всей Земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер.

Сильные и опасные ветры называются ураган, тайфун, смерч.

Тихие ветры – бриз, муссон.

  1. Продолжение работы по теме урока.

(Далее по учебнику читается вслух вывод)

«Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра».

— А что такое облачность?

— Что такое осадки? Какими они бывают?

— Когда нет облаков, небо чистое, солнечное, погоду называют ясной.

— Облачность – скопление облаков. Когда небо частично закрыто облаками, говорят «облачно».

— А вот когда все небо затянуто облаками и его совсем не видно, то говорят «пасмурно».

— Осадки обычно бывают в виде дождя или снега.

— А какие бывают осадки кроме дождя и снега? (Град.)

— Кто попадал под град? Расскажите.

— Погода может быть холодной или жаркой, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Погода находится в процессе постоянных изменений час от часу, день ото дня, месяц от месяца, год от года.

— Есть люди, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет. Их называют метеорологи.

(Самостоятельное чтение детьми материала в учебнике, с. 22-23)

  1. Итог урока. Рефлексия.

— Что нового узнали на уроке?

— Для чего нужны термометры? Как они устроены?

— Что такое погода?

— Как называют людей, которые предсказывают погоду?

  1. Домашнее задание.

  1. Прочитать в учебнике текст «Что такое погода?»

  2. Рассказать, что вы знаете о тумане, метели, грозе, буре.

  3. Выполнить в тетради «Проверим себя» на с. 4-5, задания 1, 2

infourok.ru

Советы рукодельницам