трудовые отношения
Конспект урока по технологии
8 класс.
(работа в группах)
Тема: Трудовые отношения в семье
Цели: — Ознакомить учащихся с основными принципами взаимоотношений в семье.
— Воспитывать у учащихся чувство ответственности за свою семью, трудолюбие.
Оборудование: Раздаточный материал: «Принципы семьи», «Факторы домашнего труда», «Правила семейного благополучия»,
«Таблица семейных отношений», Графики: «Недельная занятость членов семьи», «Индивидуальная занятость» .
Ход урока.
1. Орг. Момент. ( Дети заранее разделены на 3 группы)
Здравствуйте Ребята! Давайте встанем ровно, друг за другом, улыбнемся и тихо сядем за свои места.
Сегодня мы с вами проведем очень интересный урок! Каждая из ваших групп, будет на этом занятии жить как настоящая семья!
2. Сообщение темы и целей урока. (Тема, ч. м. г. на доске)
Ведь тема сегодняшнего урока: « Трудовые отношения в семье», где мы с вами познакомимся с основными принципами взаимоотношений в семье, поучимся составлять таблицы семейных отношений в семье, разрабатывать график занятости членов вашей семьи и попробовать создать образцовую семью.
3.Изложение нового материала. ( 3 группы по 5 человек, в каждой три памятки: 1. Правила семейного благополучия, 2. Факторы влияющие на характер домашнего труда, 3. Принципы управления семьей. )
а) Рассказ с элементами беседы
Учитель: Благополучие семьи в значительной степени зави-
сит от участия каждого члена семьи в укреплении ее материального
состояния, в формировании нравственных качеств младших членов
семьи.
• Комфортность семьи зависит от организации трудовых от-
ношений, а для этого необходимо, чтобы:
— цели были четкими и осознанными всеми ее членами;
— распределение задач охватывало каждого члена семьи.
Вопросы к учащимся:
— Какие задачи стоят перед тобой дома?
— Были ли созданы условия, побуждающие каждого вносить
максимальный вклад в достижение общих целей?
— Существует ли в вашей семье система координации (семей-
ные советы, совместное планирование, обсуждение бюджета семьи
и т. д.)?
• В управлении семьей существуют также и определенные
— каждый член семьи должен иметь свои полномочия и нести за
них ответственность;
— проявление дисциплинированности — обязательное условие
для всех членов семьи;
— единство целей и требований в отношении всех домочадцев;
— подчиненность личных интересов общественным;
— объективная оценка деятельности каждого члена семьи.
• Основными задачами трудовых отношений являются:
— удовлетворение потребностей всех членов семьи;
— формирование сплоченного семейного коллектива;
— раскрытие творческого потенциала каждого члена семьи.
( Задачи написаны на доске.)
• Характер домашнего труда в разных семьях не может быть
одинаков и зависит от различных факторов:
— состава семьи;
— уровня денежных и натуральных доходов;
— количество детей;
— размеров жилой площади;
— наличия бытовой техники;
— возраста членов семьи;
: — наличия пенсионеров и больных;
— профессиональной занятости и т. д.
Большое значение для семейного благополучия имеют семейные традиции и обычаи, в том числе трудовые, которые имеют преемственный характер и принимаются каждым новым поколением как долг и обязанность, как обязательные правила.
Это могут быть такие правила:
• Раз и навсегда закрепленные обязанности за каждым членом
семьи делают труд по дому интереснее.
• Часть хозяйственной нагрузки обязательно должна прихо
хлеба, молока и т. д.
• Существует и вариант распределения домашнего труда, когда за каждым участком домашнего труда (кухня, стирка, уборка, покупка продуктов и т. д.) закрепляется ответственный член семьи, который планирует все работы, в том числе и необходимую помощь ему от других членов семьи.
• У каждого члена семьи должен быть свой план выполнения
домашнего труда. Он может быть:
-месячным;
-еженедельным;
-ежедневным.
И так, сейчас вы, в своих группах попробуете воссоздать образцовую семью.
3. Практическая работа.
Вам сейчас нужно составить таблицу семейных отношений членов вашей семьи, разработать график недельной занятости членов вашей семьи и график недельной загрузки ( учеба, домашнее задание, обязанности по дому, отдых, спорт и т.д.)
В конце урока мы посмотрим у какой группы получился самый оптимальный вариант для семьи.
Учащиеся распределяют между собой обязанности родителей и детей, составляют таблицы и графики, ищут пути и выходы для стабильных трудовых отношений в семье.
4. Итог урока.
— Каждая группа предлагает свой разработанный вариант, доказывает его перспективность, выслушивает рекомендации других групп и учителя.
— Обсуждение удач и недочетов каждой группы. — Предложения ребят на будущие занятия.
studfiles.net
Трудовые отношения в семье — Методическая копилка — методическая копилка и документы школы
Тверская область
Город Ржев
МОУ СОШ №5
Конспект урока по технологии
(работа в группах)
Тема: Трудовые отношения в семье
Цели: — Ознакомить учащихся с основными принципами взаимоотношений в семье.
— Воспитывать у учащихся чувство ответственности
за свою семью, трудолюбие.
Оборудование: Раздаточный материал: «Принципы семьи», «Факторы домашнего труда», «Правила семейного благополучия»,
«Таблица семейных отношений», Графики: «Недельная занятость членов семьи», «Индивидуальная занятость»
Ход урока.
1. Орг. Момент. ( Дети заранее разделены на 3 группы)
Здравствуйте Ребята! Давайте встанем ровно, друг за другом, улыбнемся и тихо сядем за свои места.
Сегодня мы с вами проведем очень интересный урок! Каждая из ваших групп, будет на этом занятии жить как настоящая семья!
2. Сообщение темы и целей урока. (Тема, ч. м. г. на доске)
Ведь тема сегодняшнего урока: « Трудовые отношения в семье», где мы с вами познакомимся с основными принципами взаимоотношений в семье, поучимся составлять таблицы семейных отношений в семье, разрабатывать график занятости членов вашей семьи и попробовать создать образцовую семью.
3.Изложение нового материала. ( 3 группы по 5 человек, в каждой три памятки: 1. Правила семейного благополучия, 2. Факторы влияющие на характер домашнего труда, 3. Принципы управления семьей. )
а) Рассказ с элементами беседы
Учитель: Благополучие семьи в значительной степени зави-
сит от участия каждого члена семьи в укреплении ее материального
семьи.
• Комфортность семьи зависит от организации трудовых от-
ношений, а для этого необходимо, чтобы:
— цели были четкими и осознанными всеми ее членами;
— распределение задач охватывало каждого члена семьи.
Вопросы к учащимся:
— Какие задачи стоят перед тобой дома?
— Были ли созданы условия, побуждающие каждого вносить
максимальный вклад в достижение общих целей?
— Существует ли в вашей семье система координации (семей-
ные советы, совместное планирование, обсуждение бюджета семьи
и т. д.)?
• В управлении семьей существуют также и определенные
принципы:
— каждый член семьи должен иметь свои полномочия и нести за
них ответственность;
— проявление дисциплинированности — обязательное условие
для всех членов семьи;
— единство целей и требований в отношении всех домочадцев;
— подчиненность личных интересов общественным;
— объективная оценка деятельности каждого члена семьи.
• Основными задачами трудовых отношений являются:
— удовлетворение потребностей всех членов семьи;
— формирование сплоченного семейного коллектива;
— раскрытие творческого потенциала каждого члена семьи.
( Задачи написаны на доске.)
• Характер домашнего труда в разных семьях не может быть
одинаков и зависит от различных факторов:
— состава семьи;
— уровня денежных и натуральных доходов;
— количество детей;
— размеров жилой площади;
— наличия бытовой техники;
— возраста членов семьи; с
: — наличия пенсионеров и больных;
— профессиональной занятости и т. д.
Большое значение для семейного благополучия имеют семейные традиции и обычаи, в том числе трудовые, которые имеют преемственный характер и принимаются каждым новым поколением как долг и обязанность, как обязательные правила.
Это могут быть такие правила:
• Раз и навсегда закрепленные обязанности за каждым членом
семьи делают труд по дому интереснее.
• Часть хозяйственной нагрузки обязательно должна прихо-
диться на детей: уход за своей постелью, вытирание пыли, покупка
хлеба, молока и т. д.
• Существует и вариант распределения домашнего труда, когда за каждым участком домашнего труда (кухня, стирка, уборка, покупка продуктов и т. д.) закрепляется ответственный член семьи, который планирует все работы, в том числе и необходимую помощь ему от других членов семьи.
• У каждого члена семьи должен быть свой план выполнения
домашнего труда. Он может быть:
-месячным;
-еженедельным;
-ежедневным.
И так, сейчас вы, в своих группах попробуете воссоздать образцовую семью.
3. Практическая работа.
Вам сейчас нужно составить таблицу семейных отношений членов вашей семьи, разработать график недельной занятости членов вашей семьи и график недельной загрузки ( учеба, домашнее задание, обязанности по дому, отдых, спорт и т.д.)
В конце урока мы посмотрим у какой группы получился самый оптимальный вариант для семьи.
Учащиеся распределяют между собой обязанности родителей и детей, составляют таблицы и графики, ищут пути и выходы для стабильных трудовых отношений в семье.
4. Итог урока.
— Каждая группа предлагает свой разработанный вариант, доказывает его перспективность, выслушивает рекомендации других групп и учителя.
— Обсуждение удач и недочетов каждой группы.
— Предложения ребят на будущие занятия.
mousoch5.ucoz.ru
Трудовое воспитание в семье
Трудовое воспитание в семье.
Труд — важнейшее средство воспитания в семье, в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.
Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.
Как ребенка приобщить к труду?
Труд
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «труд»!
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повёл к просекам,
Начиная круг труда.
Всё, что пьём мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Всё довольство жизни нашей,
Всё, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лёт бесследный, —
Всё — наследие трудов!
Все искусства, знанья, книги —
Воплощённые труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!
Но когда заря смеётся,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льётся
Всех, кто бодро встал к труду!
И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награждён,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершён!
Автор: В. Брюсов
В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.
Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей. В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале. Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.
В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде. Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна. Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.
В процессе трудовой деятельности у ребенка проявляется свое отношение к труду, его результатам, уважение к людям труда, к любому труду взрослых и детей. Он начинает понимать, что человека ценят по его работе, по тому, что он сделал, как он это сделал и сколько сделал. Родители не должны упускать из поля зрения этот важный момент. Хорошо оформленная поделка, вымытая посуда, подметенный пол, аккуратно сложенные игрушки должны вызывать определенные положительные эмоции не только у взрослого человека, но и у ребенка. Систематически выполняя посильные трудовые обязанности, ребенок закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить дело до конца,
настойчивость, ответственность, инициатива. А эти качества необходимы
человеку в любом виде деятельности. Сам, затрачивая усилия в труде, ребенок начинает с уважением относится к труду других людей.
Особое внимание В. А. Сухомлинский уделял трудовому воспитанию детей как в семье, так и в школе, воспитанию любви к труду, трудолюбия, уважения к людям труда, бережного отношения к материальным и духовным благам человечества. В процессе обучения на уроках им была введена четко продуманную систему воспитания детей, созданы надлежащие условия для формирования трудовых традиций, которые переросли в культ труда. Василий Александрович писал, что не игра в труде, а настоящее трудовую жизнь, — с потом, усталостью, мозолями, радостью достигнутой цели — вот счастье человека. В. А. Сухомлинский отмечал, что пустая трата времени, ничегонеделание, праздность проникает сейчас в жизни детей; и некоторые родители считают, что их дети должны только играть, забавляться, развлекаться, а труд — это обязанность взрослых. Детей превратили в бездушных потребителей радости, они даже не осознают, откуда и радость пришла и какой ценой завоевана. Такие родители уверены в том, что наибольшее счастье детства — безмятежность, радость, радостную жизнь.
Вывод: Чувствовать, понимать, ценить и творить… Научиться любить можно только в деятельности, в поступке. Любоваться природой — значит поддерживать ее красоту. Любоваться поступком — значит стремиться к такому же красивому поступку. Труд, люди и красота сливаются в одно целое, и это доставляет детям радость, потому что их работа кому-то приносит радость. Творение добра входит в духовный мир ребенка: только вместе — труд, ум, добро, красота. По отдельности им в душу ребенка не проникнуть.
«
»aplik.ru
План-конспект урока технологии 8 класс «Трудовые отношения в семье»
МБОУ «Урсалинская средняя общеобразовательная школа»План-конспект урока
по технологии
тема: Трудовые отношения в семье
Учитель технологии
1 квалификационной категории
Баязитова Елена Ивановна
2013-2014уч.год.
Конспект урока по технологии
8 класс.
Тема: Трудовые отношения в семье
Цели:
Ознакомить учащихся с основными принципами взаимоотношений в семье.
Воспитывать у учащихся чувство ответственности за свою семью, трудолюбие.
Оборудование: Раздаточный материал: «Принципы семьи», «Факторы домашнего труда», «Правила семейного благополучия»,
«Таблица семейных отношений», Графики: «Недельная занятость членов семьи», «Индивидуальная занятость» . Презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня мы с вами проведем очень интересный урок! Каждая из ваших групп, будет на этом занятии жить как настоящая семья!
1.Повторение предыдущей темы:
— Что такое маркетинг и его основные цели?
— Расскажите об этапах совершения покупок?
— Что такое реклама, какие ее виды вы знаете и какие задачи она решает?
— Какие требования предъявляются к рекламе?
— Проанализировать рекламу из газеты.
2.Сообщение темы и целей урока. (Тема, ч. м. г. на доске)
Тема сегодняшнего урока: « Трудовые отношения в семье», где мы с вами познакомимся с основными принципами взаимоотношений в семье, поучимся составлять таблицы трудовых отношений в семье, разрабатывать график занятости членов вашей семьи и попробуем создать образцовые трудовые отношения в семье.
3.Изложение нового материала.
1. Правила семейного благополучия.
2. Факторы влияющие на характер домашнего труда.
3. Принципы управления семьей.
а) Рассказ с элементами беседы
Учитель: Благополучие семьи в значительной степени зависит от участия каждого члена семьи в укреплении ее материальногосостояния, в формировании нравственных качеств младших членовсемьи.
Комфортность семьи зависит от организации трудовых отношений, а для этого необходимо, чтобы:
— цели были четкими и осознанными всеми ее членами;
— распределение задач охватывало каждого члена семьи.Вопросы к учащимся:
— Какие задачи стоят перед тобой дома?
— Были ли созданы условия, побуждающие каждого вноситьмаксимальный вклад в достижение общих целей?
— Существует ли в вашей семье система координации (семейные советы, совместное планирование, обсуждение бюджета семьи т. д.)?
В управлении семьей существуют также и определенныепринципы:
— каждый член семьи должен иметь свои полномочия и нести заних ответственность;
— проявление дисциплинированности — обязательное условиедля всех членов семьи;
— единство целей и требований в отношении всех домочадцев;
— подчиненность личных интересов общественным;
— объективная оценка деятельности каждого члена семьи.
Основными задачами трудовых отношений являются:
weburok.com
Доклад на родительское собрание « Трудовое воспитание в семье»
Трудовое воспитание в семье
Хочу начать своё выступление со слов педагога-новатора Ушинского:
«Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».
Действительно, основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Основная задача семьи школы в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.
Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: «Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться». Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: «Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?» Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.
Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам почищу картошку».
Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.
Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое «Я сам», но мы его постепенно заглушаем.
Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя.
– Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.
Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?
Причин здесь несколько.
Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить «лучше» – это значит жить ничего не делая.
И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой.
Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая .
Однажды во время школьного субботника одна девочка расплакалась оттого, что ей пришлось взять в руки… тряпку. Она сначала брезгливо приподняла ее с пола, а потом бросила в ведро с водой и наотрез отказалась мыть парты. Сам факт, что ей придется «убирать грязь», вызвал в ней физическое отвращение. А когда дети стали возмущаться, называть ее «белоручкой» она заплакала. В семье ее всячески ограждали от домашних дел. Она привыкла к тому, что в доме чисто, постель постелена, еда приготовлена, одежда выстирана и выглажена. А о том, что на это затрачен труд матери, она не задумывалась. Ее так приучили. Она хорошо учится, лентяйкой ее не назовешь. Но учеба – это ее обязанность. Это она хорошо усвоила. А обслуживать ее – это обязанность матери.
Таким образом, при воспитании трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания: терпеливо приучать ребенка умываться, пользоваться полотенцем, застегивать пуговицы, складывать игрушки и т.д.; помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно. С возрастом сфера самообслуживания расширяется.
Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.
Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя . Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: «Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?».
В трудовом воспитании детей важен пример. (Слайд 8) В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.
Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: «Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате». Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребенка к слову «нельзя» – значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств
Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни?
Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.
Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь .
Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства.
Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: «Иди, играй», – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.
«Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!» – еще один из принципов неправильного воспитания.
Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста
Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. (Они могут ухаживать за своей одеждой, обувью, убирать постель, участвовать в приготовлении пищи, кормить птиц. Их нужно приучать содержать в чистоте учебные принадлежности, соблюдать порядок в портфеле, приучать следить за внешним видом, и т.д.)Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования. Главное помнить, что лучше воспитывает та работа, которая по душе и выполняется с радостью. Это очень важно.
Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей.
Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить “тупицу” – наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.
Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду.
Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.
Действительно, те дети, которые привыкли и приучены трудится дома, с легкостью и желанием выполняют трудовые поручения в школе. Нет ничего задорного, если дети работают на пришкольном участке, помогают убираться в своем классе. Тот ученик , который сам не работает, никогда не будет ценить чужой труд. Это мы можем увидеть, когда ученики не снимая первую обувь идут по чистому полу, бросают на пол семечки, бумагу, разрисовывают стены, пинают их ногами, нарочно чертят на линолиуме , говоря, о том, что техничкам за это платят. Наше поколение родители учили уважать чужой труд и трудиться самим. К сожалению, некоторые наши родители боятся лишний раз ребёнка заставить трудиться. Среди нас есть такие семьи, в которых дети дома работают, а во время летней практике и сельхозработах предоставляют справки об освобождении.
Те родители, которые берегут детей от труда, делают детей несчастными. Освобождённые от домашнего труда, дети вырастают, с одной стороны, просто неумелыми, а с другой – неуважительно относящимися к труду. Тем родителям надо напомнить слова А. С. Макаренко, который писал: «Мы хорошо знаем насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых всё удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые… не умеют обслужить сами себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно».
И в заключении несколько советов родителям:
Будьте последовательны в своих требованиях.
Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей
Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
МБОУ «Алан-Бексерская ООШ» Высокогорского муниципального района РТ
Доклад
на родительское собрание
«Трудовое воспитание в семье»
Подготовила :
учитель начальных классов
Галиева Г.К.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Конспект урока Трудовые отношения в семье
«Трудовые отношения в семье»
8 класс
Раздел: Семейная экономика
Тема урока: Трудовые отношения в семье
Цель: ознакомление учащихся с основными принципами взаимоотношений в семье, выполнение примера проекта
— познакомить учащихся с составляющими трудовых отношений в семье для ее комфортного существования;
— развивать способность анализировать трудовые отношения в семье и их занятость;
— воспитывать нравственнее качества, от которых зависит благополучие семьи.
Ход урока
I. Повторение пройденного материала
Анализ и оценка практических работ учащихся, выполненных на предыдущем уроке.
Беседа по вопросам:
Что такое маркетинг и каковы его основные цели?
Какую, по вашему мнению, наиболее удачную и интересную рекламу вы видели по телевидению?
3.Сообщение темы и цели урока.
II. Изложение программного материала.
Рассказ с элементами беседы.
Учитель. Благополучие семьи в значительной степени зависит от участия каждого члена семьи в укреплении ее материального состояния, в формировании нравственных качеств младших членов семьи.
•Комфортность семьи зависит от организации трудовых отношений, а для этого необходимо, чтобы:
-цели были четкими и осознанными всеми ее членами;
распределение задач охватывало каждого члена семьи. Вопросы к учащимся:
Какие задачи стоят перед тобой дома?
Были ли созданы условия, побуждающие каждого вносить максимальный вклад в достижение общих целей?
Существует ли в вашей семье система координации (семейные советы, совместное планирование, обсуждение бюджета семьи и т. д.)?
•В управлении семьей существуют также и определенные принципы:
каждый член семьи должен иметь свои полномочия и нести за них ответственность;
проявление дисциплинированности — обязательное условие для всех членов семьи;
единство целей и требований в отношении всех домочадцев;
подчиненность личных интересов общественным;
объективная оценка деятельности каждого члена семьи.
•Основными задачами трудовых отношений являются:
удовлетворение потребностей всех членов семьи;
формирование сплоченного семейного коллектива;
раскрытие творческого потенциала каждого члена семьи.
•Характер домашнего труда в разных семьях не может быть одинаков и зависит от различных факторов:
состава семьи;
уровня денежных и натуральных доходов; числа детей;
размеров жилой площади;
наличия бытовой техники;
возраста членов семьи;
наличия пенсионеров и больных;
профессиональной занятости и т. д.
Большое значение для семейного благополучия имеют семейные традиции и обычаи, в том числе трудовые, которые имеют преемственный характер и принимаются каждым новым поколением как долг и обязанность, как обязательные правила.
Это могут быть такие правила:
Раз и навсегда закрепленные обязанности за каждым членом семьи делают труд по дому интереснее.
Часть хозяйственной нагрузки обязательно должна приходиться на детей: уход за своей постелью, выт
weburok.com
Трудовое воспитание в семье
Введение
В условиях научно-технического прогресса и перехода экономики нашего государства на рыночные отношения выбор сферы трудовой деятельности становится особенно проблематичным. С появлением рыночных отношений возникает и рынок рабочей силы. Хозрасчетные государственные предприятия, колхозы и совхозы, кооператоры и арендаторы будут принимать на работу наиболее квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций. В этой ситуации очень важной на сегодняшний день задачей является трудовое воспитание в семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, желания работать, особенно в городских семьях, где в силу сложившихся обстоятельств, дети, не приучаясь к работе с самого раннего возраста, не обладают трудолюбием.
Формирование у учащихся готовности к труду – составная часть целостного педагогического процесса.
Целью трудового воспитания, осуществляемого в рамках семьи и школы Российской Федерации, является вооружение учащихся совокупностью определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.
В прошлом проблемой трудового воспитания занимались известные педагоги, такие как Ян Амос Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский.
Так Ян Амос Коменский рассматривал школу как источник радости, света и знания, считал интерес, в том числе и к труду одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения.
И.Г. Песталоцци видел трудовое воспитание в соединении процесса обучения с производительным трудом. По его мнению дети в школе проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок обрабатывает свои грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти. Во время работы, а также в свободное от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям.
Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Он придавал труду детей высокое воспитательное значение.
К.Д. Ушинский в своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» указывает на большую роль труда в формировании личности. Он бичует праздность и высоко ценит труд, говорит, что именно труд создает ценности. В труде воспитываются личностные качества человека. Он отмечал, что труд является главным фактором для физического, умственного и нравственного совершенствования человека. Он необходим для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь.
В 1918 году были приняты документы по народному образованию в которых сформированы концепции трудовой школы. Наиболее полно она была реализована А.С.Макаренко.
Он считал, что трудовое воспитание – один из основных путей формирования личности. Эту мысль А.С.Макаренко выразил в ясной и четкой форме:
«Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Макаренко считал участие детей в трудовых делах семьи – необходимостью, которую ребенок должен сам осознавать. Он говорил, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву. Макаренко утверждал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво. В «Лекциях о воспитании детей» и в «Книге для родителей» дал основные рекомендации о трудовом воспитании в семье.
Интересным является опыт трудового воспитания в семье Никитиных. Где воспитание в их многодетной семье происходило практически: старшие отвечали за младших и на себе показывали пример, как надо трудиться перенимая опыт родителей. Родители были примером для своих детей, давали свободу в выборе труда детям: по интересам.
Объект исследования: Процесс трудового воспитания.
Предмет: Трудовое воспитание в семье.
Цель: Изучить педагогические условия успешного осуществления трудового воспитания в современной семье.
Задачи:
1. Определить цели и задачи трудового воспитания в семье.
2. Определить формы и методы осуществления трудового воспитания в современной семье.
3. Охарактеризовать содержание интереса к труду у ребенка в процессе трудового воспитания в семье.
4. Выявить интерес в труде, формирующийся у ребенка в современной семье.
Основная часть
§ 1. Задача и содержание трудовой деятельности в семье
Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком.
Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи. Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной организации своего рабочего места, рациональные приемы работы, правило техники безопасности. Можно привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха. Наконец, всегда есть потребность в благоустройстве своей улицы, своего квартала, где можно организовать коллективные дела совместно с соседями.
Актуальны слова великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приговорить его к труду жизни».
Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни. Оканчивает он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.
Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удивительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, труду, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени.
Но для этого нужно долго и упорно трудится на ниве воспитания. Важнейшее место в семейном воспитании занимает – трудовое воспитание.
Задачей трудовой деятельности ребенка в семье является развитие в нем нравственных, физических и умственных качеств, развитие его личности, приобщение к труду.
Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания, патриотических чувств, и понимания своего общественного долга.
Одним из важных качеств которое должно быть развито и сформировано у ребенка является трудолюбие.
Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности, старании и усердия работника. Одно из средств самоутверждения личности.
Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию.
Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приемов.
Когда мы говорим о системе трудового воспитания в опыте и воззрениях А.С.Макаренко, то имеем в виду не какую-то изолированную систему идей, а выросшую из непосредственной практики педагога – новатора. Нельзя также представлять эту систему как нечто раз и навсегда сложившееся и неизменное на протяжении всех шестнадцати лет работы Макаренко в колонии имени М.Горького и коммуне имени Ф.Э.Дзержинского.
На опыте работы в колонии он глубоко осознал вред отдельных попыток, имевших место в воспитательных учреждениях тех лет, подменить трудом все многообразное содержание педагогического процесса. А.С.Макаренко неуклонно стремился к научной организации труда.
Работая в колонии, он пришел к твердому убеждению, что «хозяйство должно рассматриваться нами прежде всего как педагогический фактор. Его успешность, конечно, необходима, но не больше всякого другого явления, полезного в воспитательном отношении. Проще говоря, в хозяйстве должны превалировать педагогические задачи, а не узкохозяйственные».
А.С.Макаренко сравнительно быстро установил, что участие колонистов в производительном труде, даже на примитивной ремесленной основе, дает в воспитательном отношении неизмеримо больший эффект, чем самообслуживание. «Ничтожное мотивационное значение работ по самообслуживанию, значительная утомляемость, слабое интеллектуальное содержание работы уже в самые первые месяцы разрушили нашу веру в самообслуживание».
А.С.Макаренко в своем опыте пришел к органическому включению самообслуживания в систему трудового воспитания. В опыте колонии имени М.Горького получили развитие такие важные компоненты системы трудового воспитания, как участие воспитанников в производительном труде, организация коллективного самообслуживания, направленного на удовлетворение многообразных нужд всего коллектива.
«…Утверждение, что никакого воспитания не нужно, что воспитывает только работа на производстве – одна из завирательных идей, которыми так полна педагогическая кустарщина» — писал Макаренко. «…Труд без идущего рядом образования, воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом.
Макаренко о трудовом воспитании детей в семье считал, что следует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.
mirznanii.com