«Трудовой фронт России». 4 класс.

1.Организация начала занятия

1мин.

Здравствуйте, ребята! 

 

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

Учитель зачитывает стихотворение. Проверяет готовность учащихся к уроку.

Метод: словесный

Прием: рассказ

Приветствуют, слушают учителя.

Личностные: воспринимать речь учителя   непосредственно обращенную к учащимся.

2. Подготовка к основному этапу занятия

3 мин.

– Чтобы узнать тему нашего урока давайте посмотрим видео-фрагмент.

– Кто скажет,о чем было это видео? ( о трудовом фронте, и роли Челябинской области в ВОВ)

– Какие чувства у вас вызвало увиденное и услышанное?

 -Кто оставался во время войны в тылу?

– А говорить мы сегодня будем о том, как люди трудились во время ВОВ. Тыл в этой войне и стал Трудовым фронтом.

– Тема нашего урока: «Трудовой фронт России».

– А давайте подумаем, что мы должны сегодня узнать? Сформулируйте цель, которую  мы должны достичь на уроке (познакомиться с историей Трудового фронта России)

Выдвигает проблему. Уточняет понимание учащихся поставленных целей урока.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Метод: словесный; наглядный.

Прием: беседа; анализ наглядности

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свое мнение.

Коммуникативные: Строить монологическое высказывание.

Познавательные – извлекать информацию из просмотренного материала.

3. Усвоение новых знаний и способов действий

15мин.

Героизм в тылу не уступал героизму на фронте. Люди работали круглосуточно, часто под открытым небом, в лютые морозы. Значительное количество оборудования располагалось в неприспособленных помещениях. Рабочие стремились дать больше продукции фронта. Как вы думаете почему?

-А кто знает, какую военную продукцию выпускали заводы в Челябенке?

– Кто знает, какие заводы были эвакуированы в этом городе ?

После соединения мощностей  тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями — ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным — огромное производство переключилось на выпуск танков. Массовое производство танков Т-34 было освоено всего за 33 дня. Но танки Т-34 выпускались не только в Челябинске, откройте учебник на странице

83. Посмотрите иллюстрацию, на которой изображен танк. В каком городе он построен?

 ( Горький)

– Танкистам возведен памятник, который находится на улице Кирова. Памятник посвящён добровольцам, участникам Уральского добровольческого танкового корпуса. С Мясной площади, где стоит сейчас памятник, 9 мая 1943 года, отправлялись в места сражений бойцы и командиры 63-ей добровольческой танковой бригады. Таким образом, этот памятник является символом взаимной связи и единения фронта и тыла страны.

– Что еще выпускали заводы?

– На заводе им. Колющенко было освоено производство установки БМ-13 — знаменитых «Катюш». А также выпускали различные патроны и другие боеприпасы. К концу войны в каждом третьем танке и боевом самолете была челябинская сталь.

-Ребята, давайте прочитаем последний абзац на странице 82 и ответим на несколько вопросов.

-Мы прочитали текст и теперь по нему ответим на вопросы.

– Что делали студенты после того как сдавали экзамены? (они уезжали сооружать противотанковые рвы для защиты городов).

– Ребята, а чем помогали дети? (ухаживали в госпиталях за раненными, опекали малышей).

– Ребята, а вы знали,что и в Челябинске тоже находились госпитали?

–  В годы войны в Челябинске многие здания были переделаны под госпитали.  Под госпитали отдавались самые лучшие здания, учебные заведения, частично больницы, а также санатории и курорты. Например, здание Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, который находится на улице Красноармейской, было в годы войны использовано под госпиталь.

Врачи вылечили более 150 тыс. раненых, те же, кого не удалось спасти покоятся на Лесном кладбище, именно здесь через 30 лет после победы воздвигли монумент “Скорбящие матери”.

-В блокадном городе ленинградцы продолжали работать. Так музейные работники самоотверженно сохраняли прекрасные произведения искусства. Героически работали сотрудники Эрмитажа.

– Прочитайте информацию на стр.84 и ответьте на вопрос:  каким образом они спасали произведения искусства?

-За большие трудовые заслуги перед Советским государством и обществом людям присваивалось

звания труженика тыла.

Труженики тыла награждались Орденом Трудового Красного Знамени. Найдите на странице 83 информацию о количестве людей, которые во время войны были удостоены такой награды?   (более 21 тысячи).

Также награждались медалью «За трудовую доблесть».

Ребята,  а о чем мы с вами сегодня разговаривали? Что нового вы  узнали? Давайте прочитаем вывод на странице 85.

 

 

 

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

 

 

 

 

 

 

 

Метод: словесный, наглядный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием: чтение, ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод: словесный; наглядный.

Прием: беседа; анализ наглядности

Словесный метод: беседа по вопросам

Коммуникативные:

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

4.Физкультминутка

2 мин.

Ребята, вы устали? Давайте встанем, разомнемся!?!

 

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладошки три хлопка, головою три кивка

На четыре – руки шире

На пять- руками помахать

На шесть – за парты тихо сесть.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют движения

 

5. Закрепление знаний и способов действий

10 мин.

– Теперь, ребята, давайте посмотрим, кто же из вас на протяжении последних уроков  был внимательным и активным. Для этого мы с вами проведем интеллектуальную  игру « Умники и умницы» и выявим настоящих знатоков истории. Посмотрите на слайд: перед вами 4 темы. Каждая тема содержит 3 вопроса, вопросы разного уровня сложности и поэтому чем сложнее вопрос, тем больше баллов за него можно получить. 

– Каждый сам выбирает тему и вопрос, если ученик на выбранный вопрос отвечает верно, то получает жетон с баллами, соответствующими уровню сложности.  ( красный жетон-30 б, желтый жетон-20б, зеленый-10б)

См. Приложение

– Итак, подведем итоги нашей игры. При подсчете баллов, мы выявили 5 учеников, которые набрали наибольшее количество баллов. Именно эти ученики становятся истинными знатоками истории и получают почетные медали.

 Побуждает к высказыванию своего мнения.

Метод: практический

Прием: описание картинок

Метод: словесный

Прием: беседа.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассматривают иллюстрации.

Читают текст учебника.

Отвечают на вопросы.

Находят в тексте информацию.

Познавательные – извлекать информацию из прочитанного материала

6. Рефлексия

3 мин.

Теперь каждый оцените свою работу на уроке. Для этого воспользуйтесь опорой, которую вы видите на слайде. Перед вами «лесенка успеха»:

– нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось, я ничего не усвоил; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы при изучении новой темы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось, я узнал много нового.

Метод: словесный

Прием: объяснение

Осуществляют самооценку.

Регулятивные – анализировать собственную работу на уроке

svetlana.edumsko.ru

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, тема “Родной край

4 класс

УМК « Школа России»

Интегрированный урок русский язык – окружающий мир

Технологическая карта

Тип урока: урок -исследование

Тема

Родной край – часть большой страны

Цели

 

Сформировать представления учащихся о родном крае – как части нашей Родины.

Вывести правила экологического поведения в природе.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

 

Актуализация знаний об имени прилагательном. Использование краеведческого материала для получения сведений о своём крае и подготовки сообщений. Изучение исторических данных о Верхнем Мамоне, географического положения района и области. Правописание материала в соответствии с правилами и нормами русского языка.

Термины и понятия

Имя прилагательное, родной край, моя малая Родина.

Планируемый результат

 

Личностные умения

– проявлять интерес к изучению темы;

желание узнать новое о географическом положении родного края, об историческом прошлом; о животном и растительном мире, о людях нашего села;

проявлять творческое отношение к выполнению заданий;

– осознание успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

– раскрывать значение понятия «исследователь» и использовать его в активном словаре;

 – различать морфологические признаки частей речи и обосновывать свое мнение;

определять место своего края;

– определять природные объекты родного края;

– использовать приобретённые знания для классификации изученного материала.

 Регулятивные умения:

– выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;

соотносить учебные действия с известным правилом;

выполнение учебного действия в соответствии с планом.

 Коммуникативные умения:

формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

– согласовывать позиции и находить общее решение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

 Предметные умения:

– Определять в художественном тексте имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.

– Строить предложения с изученными частями речи.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Тема – Сергей Есенин «Пороша»

Окружающий мир;

Тема – «Живая и неживая природа»

Информационный материал

Учебники «Русский язык» 4 класс , Канакина В.П., Горецкий В.Г., «Окружающий мир» 4 класс , Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Карточки, изображения предметов

Интерактивный материал

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная –

• групповая –

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Первый этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание – актуализация знаний учащихся

Планируемый результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать желание знать как можно больше о родном крае.

 

1.Организационный момент.

Солнце доброе встаёт, светит нам в окошко ,

Значит с вами мы должны стать добрей немножко,

Лучик солнышка поймайте, его друг другу передайте.

II. Актуализация знаний.

Сегодня у нас необычный урок , а о чём мы будем говорить, вы должны сказать сами, когда послушаете Антипову Катю и Шубину Соню.

А) презентация «Моя малая Родина» – Антипова Екатерина;

Слайд 2.

Б) Стихотворение «Как велика моя земля» – Шубина Софья.

Как велика моя земля, как широки просторы,

Озёра, реки и моря, леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна от севера до юга,

Когда в одном краю весна, в другом – снега и вьюга,

Когда глухая ночь у нас чернеет за оконцем,

Дальневосточный край в тот час уже разбужен солнцем.

И поезд по стране моей к границе от границы

Не меньше чем за 10 дней – то едва домчится.

И в городах , и средь морей, и средь колхозных пашен –

Везде вы встретите людей, родных, российских, наших.

Живём мы в радостном краю, и знать его должны мы –

Страну российскую свою, свой светлый край любимый.

Слайд 3.

Девиз урока:

«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости».

Слайд 4.

Цели и задачи урока.

III. Самоопределение к деятельности. 1.Определение темы урока.

– Как вы думаете, какой теме посвящен будет наш урок?

(ответы детей – о Родине, родном крае, о Верхнем Мамоне и другие)

– Да, вы совершенно правы. Мы будем говорить о нашей Родине. Наша Родина – Россия. Два родных, торжественных и красивых слова начинаются с буквы Р. Родной край – часть большой страны.

2. Чистописание.

1. Словарная работа.

Россия – самая большая страна в мире. Ее земли простираются в восточной Европе и северной части Азии.

Москва – столица нашей России.

А что мы можем сказать о словах «Россия», «Родина» «Москва», «город»?

– Да, все эти слова являются словарными. Давайте запишем их.

Слайд 5.

Россия – самая большая страна в мире. Москва – столица нашего государства. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Кремль.

– Какие еще словарные слова вы услышали? («столица», «улица», «Красная площадь»).

– Скажите, а почему одни из записанных нами слов написаны с большой буквы, а другие нет. (Ответы).

Работа в группах.

Сегодня мы будем работать в группах.

1 группа- задача рассказать о родном крае глазами географа.

2 группа – задача рассказать о родном крае глазами историка.

3 группа –задача рассказать о родном крае глазами биолога.

Слайд 6.

Личностные умения:

– проявлять интерес к изучению темы.

Второй этап. Учебно-познавательная деятельность

 

Цели деятельности

 

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Работа с именами существительными, отвечающими на вопросы кто? и что?

Цели:

• Актуализировать знания

школьников о признаках имени прилагательного;

• Актуализировать умения распределять слова по тематическим группам.

• Продолжить работу с понятием «синонимы».

• Научить школьников:

определять морфологические и грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение;

– определять собственные и нарицательные имена существительные;

– различать синонимы и обосновывать свое мнение;

– составлять предложения со словами;

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

– выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

– оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

1. Работа по теме урока. Изучение нового материала. Задание 1 (З) – 1 группа подготовила проектную работу о нашей Воронежской области .Посмотрите презентацию. Что вы знали? О чём новом узнали?(Агаркова Анна)

Назовите признаки родного края.

На какие вопросы мы можем ответить?

Какое имеют значение родные места для страны?

Какие слова непонятны? Первичное закрепление нового материала – карточка 1.

  • Воронежская область расположена в Европе или в Азии?

  • На какой равнине расположена область?

  • С каким государством граничит Воронежская область?

  • С какими областями России граничит область?

  • В какой природной зоне находится наша область?

  • Какая река протекает в нашем районе?

Слайд 6.

К слову беречь можно подобрать синоним? ( защищать, оберегать).

Составьте предложение.

Задание 2 (П) – 2 группа подготовила проектную работу о родном крае в годы Великой Отечественной войны. Посмотрите презентацию. Что нового вы узнали?( Режко Кирилл)

О нашем родном крае написано несколько книг . Н.И.Сыроватский «Отчий край», «Наши земляки»,Д.Ф.Шеншин «Верхнемамонский район. Страницы истории», «Малая Родина», сборники «На земле Верхнемамонской» и другие .Верхнемамонский район один из тех, где бережно хранят местную культуру, народные традиции , помнят военные подвиги. Сороковые годы – трагичны для нашей страны. Война пришла на нашу землю. Чёрное покрывало горя коснулось каждой советской семьи. Одни защищали Отечество с оружием в руках на фронте, у других людей был трудовой фронт – нужно было выращивать хлеб, делать снаряды, танки, самолёты , лечить раненых. Рядом со взрослыми трудились дети.

2.Вывод учащихся о результате исследовательской работы.

Пословицы о Родине:

Жить — Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Будь не только сыном своего отца — будь и сыном своего народа.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без родины — что соловей без песни.

Родная земля и в горсти мила.

Береги Родину как зеницу ока.

Всякому мила своя сторона.

На чужой стороне родина милей вдвойне.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Дым отечества светлее чужого огня.

Дома и стены помогают.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Чужбина — калина, родина — малина.

Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.

Задание 3 (У) 3 группа подготовила проектную работу о растительном мире родного края. Что нового вы узнали? (Трубников Дмитрий)

С давних пор люди стремятся как можно больше узнать о мире, в котором они живут. Для нас окружающая их природа имеет огромное значение. Нам, как и всем живым существам нужен чистый воздух, питьевая вода, здоровая пища. Их даёт нам природа. Она радует, восхищает нас своей красотой. Пушистые облака в небе, узорчатый кленовый лист, желтые огоньки одуванчиков на лугу, семицветная радуга в небе. Разве можно не любоваться всем этим? Зелёный цвет листьев и травы успокаивает человека, снимает усталость. Природа охраняет наше здоровье , дарит нам лекарственные растения – лук, чеснок , малину, шиповник, боярышник. Любовь к природе, забота о ней делают нас добрее. И ещё: природа постоянно дарит нам радость открытий. Только тот живёт интересно, кто каждый день узнаёт что-то новое, удивительное. А в природе всё удивительно. В ней множество загадок – только

разгадывай! За весной, красой природы, лето красное пришло», и все радуется теплу и солнцу, ясной погоде, чистому воздуху, напоенному ароматами цветущих трав, деревьев, цветов. В лесу и на лугах природа соткала красивый ковер из пестрых, ярких цветов и трав. Новенький наряд их сочной, свежей листвы у деревьев.

– Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой Русской природы.

-Найдите прилагательные, которые помогают представить русскую берёзу, красоту родной природы.

Березонька

Береза моя, березонька,

Береза моя белая!

Береза кудрявая!

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки;

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой березонька,

Травка шёлковая,

Близ тебя, березонька,

Красны девушки

В семик поют,

Под тобой, березонька,

Красны девушки

Венки плетут.

Береза

Береза – нет, пожалуй более нежного поэтического образа, чем это удивительное русское слово – дерево.

Почти все великие поэты писали о ней, художники рисовали, композиторы посвящали музыку.

В народных песнях береза – чистое, светлое дерево, ею украшали дом на троицу, березку завивали, плели гирлянды, с ней связаны легенды.

Белоствольная, с развевающимися на ветру зелёными кудрями, веселая береза – самое любимое русское дерево. Недаром все славянские народы издавна каждую весну чествовали березу. Обычно березоньку украшали разноцветными лентами и водили вокруг нее хороводы либо, одевали срубленное дерево в женское платье и с песнями носили по деревне. А иногда березку изображала самая красивая девушка, обвитая березовыми веточками.

Сколько прекрасных стихов и песен посвящено березке! В них и про ее белый сарафан не раз вспоминали, и про длинные руки, и про модные застежки, и про красивые сережки.

3.Работа с текстом.

Березка

Люблю березку русскую –

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

с платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую.

Она всегда с подружками,

под ветром низко клонится

И гнется, – но не ломится!

4.Физкультминутка.

5.Коллективная работа. Экологические проблемы

Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составлять достаточно точные экологические прогнозы и поступать так, чтобы не нарушать равновесия в природе. Если экологическое равновесие уже нарушено, его нередко ещё можно восстановить.

Экологические проблемы в наших лесах связаны в основном с хищническим использованием лесов: с их вырубкой, с неумеренной охотой и браконьерством. Учёные подсчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 гектаров леса. Это участок длиной 2 км и шириной 100м. Каждую минуту с Земли исчезает столько леса! Раньше людям казалось – лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! Нужно бережно относиться к лесам, по-хозяйски их использовать, а вырубленные – обязательно восстанавливать. Чтобы вырубать меньше деревьев, нужно шире использовать макулатуру.

Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какой увидят нашу землю потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли она им дать то, что дает нам сейчас.

Диагностические задания

Прочитайте слова, выпишите имена существительные.

Подчеркните имена существительные, отвечающие на вопрос кто? простым карандашом.

Познавательные умения:

– раскрывать значение понятия «синонимы» и использовать его в активном словаре;

определять имена существительные и имена прилагательные ,обосновывать свое мнение;

– определять одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

– выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

– оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

– определять значение родного края для нашей страны;

– составлять пословицы.

Третий этап. Работа с тестом «Экологические ситуации»

Тест – контроль

Диагностика качества освоения темы

Цель – установить степень усвоения темы, а именно:

– работать с текстом самостоятельно;

– определять и обозначать имена существительные одушевленные и неодушевленные в тексте;

– выполнять задание в соответствии с целью.

Слайд 12

1)Ваш младший брат принёс ежа. Что вы посоветуете брату?

а ) оставить себе и позаботиться о нём;

б) отнести в лес , дома он погибнет;

в ) поиграть с ним и отпустить.

2)Твои друзья поймали в огороде крота. Как ты поступишь?

а) пройдёшь мимо;

б) поместишь в ящик и будешь кормить;

в )расскажешь о его пользе и попросишь отпустить.

3) Ты пошёл в лес за ягодами. Как ты их собираешь?

а ) рву по одной только спелые;

б) собираю комбайном;

в) срываю веточки с ягодами.

4) Ты увидел надломленные веточки дерева. Что ты сделаешь?

а ) пройду мимо;

б) укреплю между 2 палочек и обвяжу пластырем;

в) отломлю.

5)Собирая в лесу грибы, вы увидели мухоморы.

а ) уничтожите их, так как они вредны для человека;

б)оставите, вспомните слова учителя : «Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, вы приносите вред многим.;

в) Пройду мимо.

6)Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия?

а ) пройду мимо;

б) понаблюдаю;

в) поглажу , покормлю птенцов.

7. Птенец прыгает по дорожке. Твои действия?

а ) понаблюдаю, недолго;

б) поглажу, покормлю;

в) пройду мимо;

г) посажу обратно в гнездо.

8.Вы увидели большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножа. Что нужно сделать?

а ) сорвать гриб с корнем;

б) оставить на месте;

в) попробовать аккуратно вывернуть ножку гриба.

9. Твои друзья ловят на берегу раков и моллюсков. Что вы будете делать?

а )будете ловить вместе с ними;

б)пройдёте мимо;

в) объясните, почему этого делать нельзя.

10. Вы увидели красивого жука на дороге. Что вы будете делать?

а)пройду мимо;

б)остановлюсь и понаблюдаю;

в) отнесу домой и посажу в банку.

11. Дети нашли в дупле лесные орехи и грибы. Что они должны сделать?

а) забрать себе;

б)не трогать;

в) положить в дупло что-нибудь вкусненькое.

12. Мальчик стоит около берёзы и собирается полакомиться берёзовым соком. Правильно ли он поступает?

а ) у берёзы много сока, хватит на всех;

б) да, мальчик поможет избавиться дереву от лишней воды;

в) нет, через рану вытекут питательные вещества, необходимые для развития и роста.

13. После похода остался мусор. Ваши действия?

а)закопать в яму;

б)унести домой и выкинуть в мусоропровод;

в) оставить всё как есть, там и так много мусора.

14. Весной ты пошёл в лес и увидел первые ландыши. Что ты будешь делать?

а)сорву только один цветок;

б) полюбуюсь и не трону;

в) нарву маленький букетик и подарю маме..

Регулятивные умения:

– выполнять задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

– самостоятельно работать с тестом;

– определять правила экологического поведения в природе.

Четвёртый этап . Рефлексивная деятельность.

1.Обращение .

-Дорогие ребята! Вы хорошо работали на уроке, у вас была возможность убедиться в том , что доброта, дружба, трудолюбие могут очень много. Вы смогли рассказать нам о Верхнем Мамоне , используя красоту родного языка. На нашем родном языке говорили и говорят много известных людей, в том числе и мы с вами. Люди сочинили много красивых стихов о земле – кормилице , о славных поступках людей, о любви к родному Отечеству. Нам сегодня ребята приготовили песню «О Родине» и с удовольствием её споют.

(Песня «О Родине»)

-Берегите наш язык, нашу прекрасную русскую землю,- этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!

Обращайтесь бережно со всем , что вас окружает. Дарите родной земле добрые дела , милосердные поступки. И сегодня я хочу вам пожелать жить, помня слова:

Сколько надо любви и добра,

Чтобы слушали, чтобы помнили,

Чтобы верили люди в тебя.

Цели деятельности

2.Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

– соотносить полученный результат с поставленной целью;

– оценивать результат учебной деятельности.

 

1. Задание на самоанализ.

Закончите предложение.

Мне важно знать мою Родину и родной край, потому что………………………….. .

2. «Картина настроения» ( учащиеся рисуют на доске картину настроения : на доске рисунки дуба и берёзы).

-Каким вы представляете себе дуб? Березу?

(Ответы: дуб – сильный, мощный, крепкий; берёза – красивая, нежная, стройная и другие)

У вас на партах листочки дуба и берёзы, напишите свои пожелания родному краю , нашей России и прикрепите на память о нашем уроке, а нам скажите о своей работе.

Своей работой на уроке я … (доволен, очень доволен цветок с яркими лепестками, не очень доволен – цветок с коричневыми лепестками).

Личностные умения:

– оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

– соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

 

Цели деятельности

3.Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

 

infourok.ru

Трудовой фронт 4 класс Перспектива



Школа: №104
Класс: 4-В
Кабинет:109
Учитель: Чебыкина Т.И.
Методист: Сачкова Т. А.
Студент: Маркова Екатерина 35 гр.
Тема: «Трудовой фронт России». («Перспектива» – 4 класс.)
Тип урока: комбинированный.
Цель: познакомить учащихся с историей Трудового фронта России.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину;
Метапредметные:
– регулятивные: рассказывать о работе трудового фронта во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, используя фотографии учебника;
– коммуникативные: принимать участие в диалоге; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; принимать участие в работе группами; уважать мнение других.
Предметные: Иметь представление о понятии «трудовой фронт».
Оборудование: конспект; учебник; рабочая тетрадь, презентация.
Понятия: неколебимо, латать.
Этап урока Время Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организация начала занятия 1 мин. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Владимировна, сегодняшний урок у вас проведу я. Садитесь. Проверяет готовность учащихся к уроку.
Метод: словесный
Прием: рассказ Приветствуют, слушают учителя. Личностные: воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащимся.
2. Подготовка к основному этапу занятия 3 мин. – Но перед тем как нам приступить к изучению новой темы, мы вспомним, о чем говорили на предыдущих уроках.
-А вспомнить нам поможет «Своя игра».
ВОвВ каком году началась ВОв? Почему война называется Отечественной? Когда началась блокада Ленинграда?
Герои ВОвКакой подвиг совершил Н.Ф. Гастелло? Кому было поручено командовать обороной Москвы? Какая крепость стала «живым щитом»?
Сражения ВОвКакая битва продолжалась 125 дней? В конце января 1943 года была прорвана 16-месячная… Какая битва стала окончательным переломом в войне?
За правильные ответы дети получают жетоны.
-Молодцы,ребята!
Как вы думаете, кто помогал Красной Армии воевать с фашисткой Германией?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим видеофрагмент и определим тему урока.
-А теперь вернемся к нашему уроку.
– А говорить мы сегодня будем о том, как люди трудились во время ВОВ. Тыл в этой войне и стал Трудовым фронтом.
– У нас сегодня есть ребята, которые подготовили сообщение на тему «Судьба семьи – в истории Великой Отечественной войны»
– Молодцы, ребята! А мы продолжаем нашу тему «Трудовой фронт России». Выдвигает проблему. Уточняет понимание учащихся поставленных целей урока.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Метод: словесный; наглядный.
Прием: беседа; анализ наглядности Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают свое мнение. Коммуникативные: Строить монологическое высказывание.
Познавательные – извлекать информацию из просмотренного материала.
3. Усвоение новых знаний и способов действий 15мин. Героизм в тылу не уступал героизму на фронте. Люди работали круглосуточно, часто под открытым небом, в лютые морозы. Значительное количество оборудования располагалось в неприспособленных помещениях. Рабочие стремились дать больше продукции фронта. Как вы думаете почему?
– Ребята, а вы знаете про наш Челябинский тракторный завод? Какую роль он играл во время ВОВ? В том числе в трудовом фронте? ( В период Второй мировой войны на мест Челябинского тракторного завода возник Танкоград. На котором силами эвакуированных Кировского и Харьковского моторных заводов производились танки.)-А кто знает,какую военную продукцию выпускали заводы Челябинска? («Катюши»). А та

profhelp.net

Урок окружающего мира в 4 классе “нет в россии семьи такой!”

Урок по окружающему миру в 4 «А» классе

Тема: « Нет в России семьи такой……»

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности:

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь , пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Наш урок хотела бы начать с цитаты: «Мы перед памятью в долгу».

( слайд 1)

– Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания. ( Мы должны помнить жизнь предков, чтить тех, кто воевал за Русь, уважать подвиг наших предков)

I I. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Вот уже несколько недель мы путешествуем с вами по интересному разделу учебника и немало нового узнали о прошлом своей страны.

-Как он называется? (Путешествие по реке времени)

-Назовите тему предыдущего урока. (Трудовой фронт России)

Наши творческие группы подготовили мини проекты по этой теме.

О земляке (Слайд) –Жеребцов Виктор

О Милореме (Слайд) – Бахарев Артем

-А сейчас я предлагаю вашему вниманию тест.

Тест:

А1. Когда началась Великая Отечественная война?

  1. в 1939г. 3) в 1945г.

  2. в 1941г. 4) в 1922г.

А2.Какая страна напала на нашу страну в 1941г.?

  1. Германия 3) Япония

  2. Франция 4) Монголия

А3.Какой город находился в блокаде 900 дней?

  1. Москва 3) Курск

  2. Сталинград 4) Ленинград

А4.Когда мы празднуем День Победы?

  1. 22 июня 3) 23 февраля

  2. 9 мая 4) 12 июня

– Обменяйтесь работами и проверьте по эталону. (слайд 2 ) (взаимопроверка)

А1. – 2) 1941г. А3. – 4) Ленинград

А2. – 1) Германия А4. – 2) 9 мая

-Хорошо. Молодцы. Оцените работу (если работа выполнена правильно раскрасьте большую звезду, если допущена одна ошибка раскрасьте звезду среднего размера, если допущено более двух ошибок раскрасьте звезду маленького размера ( дети оценивают свою работу).

I I I. Самоопределение к действию.

-Послушайте песню «Вечный огонь» из кинофильма «Офицеры» (Слайд № 3) .. В вашем рабочем блокноте напечатан третий куплет этой песни, повнимательней послушайте его.

-Скажите, какие слова можно взять для темы нашего урока? (открывается тема урока)

«Нет в России семьи такой…»(слайд 4 )

Выделите строчку, которая является темой нашего урока. (Возьмите карандаш красного цвета)

– Какую цель мы себе поставим? (помнить и гордиться подвигами наших предков, родственников, ветеранов ВОВ)

– Опираясь на тему урока и опорные слова, поставьте задачи урока. (Слайд 5 )

(опорные слова: Обсуждать….

Приводить примеры……

Сопереживать……

Продолжать знакомиться……)

IV. Работа по теме урока.

-Почему эту войну назвали Отечественной? ( потому что наш народ сражался за свой дом, свое Отечество. Наш народ защищал свою Родину. Весь Советский народ сражался за свое Отечество).

– Какие ассоциации у вас вызывает слово ВОЙНА? (взрывы, слезы, боль,……беженцы)

– Кто такие беженцы? Давайте обратимся к первоисточникам. (Работа со словарями)

1. Работа по учебнику.

-Посмотрим на беженцев глазами очевидцев. (Чтение текста на стр. 86-87)

-Бывают ли беженцы в наше время?

-Как вы думаете, в чем больше всего нуждаются эти люди? (в поддержке, в понимании, любви)

-Как выглядели эвакуированные дети?

-Почему они не играли?

-Как вы думаете, что им пришлось пережить?

-Почему Ирина Николаевна назвала их маленькими старичками?

-Какие чувства испытывала Ирина Николаевна Алексеева глядя на этих детей?

-Как она скрасила их жизнь?

-Да ребята, нет в России такой семьи, которую бы не затронула война. Кто провожал сына на войну, кто – то мужа, женщины и дети работали, многие умерли с голоду.

– А у меня слово ВОЙНА вызывает такие ассоциации

ЗВЕЗДА ПАМЯТНИК ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ ПИСЬМО (слайд 6)

2.Работа в группах

-Сейчас поработаем в группах. Каждой группе предлагаю собрать материала об одном из этих понятий. (в помощь учебник, интернет, энциклопедия, диск, ЭОР, газеты, журналы)

1 ГРУППА – Звезда

2 ГРУППА – Памятник

3 ГРУППА – Вечный огонь

4 ГРУППА – Письмо

3. Сообщения учащихся.

4. Физкультминутка ( после первого сообщения)

– Встаньте, пожалуйста, создайте фигурку звезды. Нарисуйте глазами звезду по схеме . ( Слайд 7 )

-А сейчас послушайте стихотворение Эдуарда Асадова ( Слайд 8 )

(читает Полянская Вероника)

«Письмо с фронта» (название не говорить)

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,

Застыли орудия, как стадо слонов,

И где-то по – мирному в гуще лесов,

Как в детстве, мне слышится голос кукушки…

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры –

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

И чем бы в пути мне война ни грозила,

Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

-Скажите, что это за послание? (письмо)

– Как вы думаете, откуда это письмо? (с фронта)

-Да ребята, это письмо с фронта именно так и называется это стихотворение.

– Кому оно адресовано? (Маме)

– Ребята нам рассказали, что письма складывали в виде треугольников. (слайд 9 )

(Учитель показывает, как выглядит такой треугольник)

-Давайте, попробуем сложить такой треугольник.(выполняют работу)

– В ваших рабочих блокнотах есть схема складывания писем. ( Слайд 10 )

«…Написал я всё, что надо, А увижусь — доскажу.

А теперь письмо солдата Треугольником сложу.

Угол первый — самый главный,

Этот угол я загну,

Чтоб с Победою и славой

Мы окончили войну.

Я сложу края второго — 

Вот и вышел уголок,

Чтоб вернуться мне здоровым

На отеческий порог.

Ну а третий, ну а третий

В честь твою сложу скорей,

Чтоб тебя, как прежде, встретить

И назвать своей.

Так лети с приветом жарким

На заветное крыльцо,

Треугольное, без марки,

Фронтовое письмецо! »

– У вас получились треугольники, дома напишите на них те слова, с которыми вы хотели обратиться к тем, кто защищал Родину, может вам помогут ваши родители. Пусть ваши слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для них Родину и свободу. И эти конверты мы обязательно подарим ветеранам накануне праздника Победы.

-Представьте, как ждали эти треугольники люди, разлученные войной на четыре долгих года.

-Давайте, откроем одно такое письмо- треугольник, письмо, которое прошло тысячи километров и прочитаем, что написал, в этом письме фронтовик своей семье.

-Почему фронтовик написал в письме к своим детям такую фразу: «Я рад, что мне приходится защищать тысячи вас…»? (ответы детей, коллективное обсуждение) ( солдат знал, что каждый из них вносит ощутимый вклад в борьбу с врагом. Он любил своих детей и надеялся, что вернется и увидит свою семью, что заживут они счастливой жизнью. )

– Но это были лишь мечты солдата. Он погиб в марте 1945 года в Латвии. До победы он не дожил всего месяц и 10 дней.

– Но не всегда письма приносили радость. Были и другие извещения, которые получили название похоронки. Почтальоны боялись переступать порог дома, куда пришла похоронка. Это было горе не только для семьи фронтовика, но и для всего поселка.

Треугольнички –птички-

Надежда в домах;

На одной лишь страничке

И радость, и страх…

А конверты-квадраты-

Плач и стон – вот беда!

Свата, брата, солдата

Не вернуть никогда!

– В каждой семье бережно хранят письма с фронта, ордена, медали. Эти вещи называют реликвиями. Кто знает, что означает это слово? Обратимся к первоисточникам. (В толковом словаре реликвия – это свято хранимая вещь, связанная с историческими событиями прошлого.) (Работа со словарем.)

– Мы не вправе забыть эту войну, хотя живем в мирное время. Война оставила страшный след почти в каждой семье, но память о жертвах войны, о погибших во имя нашего будущего всегда будет в людских сердцах, в нашей памяти. Наш долг, как граждан своей страны, своего Отечества- знать и помнить об этом.

– И в заключении урока мне хочется сказать словами Роберта Рождественского. ( Слайд 11 )

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда,— заклинаю,— помните!

-Перед вами бумажные голуби. Как известно, голубь- птица –символ мира. Предлагаю вам написать на них пожелание всем людям мира и прикрепить на доску.

Д/з в рабочих блокнотах. (Синквейн к слову ВОЙНА)

– Спасибо, урок окончен.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока окружающего мира. 4 кл. Тема: «Трудовой фронт России»



Тема: «Трудовой фронт России». Перспектива – 4 класс.
Тип урока: комбинированный.
Цель: познакомить учащихся с историей Трудового фронта России.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину;
Метапредметные:
– регулятивные: рассказывать о работе трудового фронта во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, используя фотографии учебника;
– коммуникативные: принимать участие в диалоге; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; принимать участие в работе группами; уважать мнение других.
Предметные: Иметь представление о понятии «трудовой фронт».
Оборудование: конспект; учебник; рабочая тетрадь, презентация.
Понятия: неколебимо, латать.
Этап урока Время Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организация начала занятия 1 мин. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Евгения Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь. Проверяет готовность учащихся к уроку.
Метод: словесный
Прием: рассказ Приветствуют, слушают учителя. Личностные: воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащимся.
2. Подготовка к основному этапу занятия 3 мин. – Чтобы узнать тему нашего урока давайте посмотрим видео -фрагмент.
– Кто скажет, о чем было это видео? ( о трудовом фронте, и роли Челябинской области в ВОВ)
– Какие чувства у вас вызвало увиденное и услышанное?
-Кто оставался во время войны в тылу?
– А говорить мы сегодня будем о том, как люди трудились во время ВОВ. Тыл в этой войне и стал Трудовым фронтом.
– Тема нашего урока: «Трудовой фронт России».
– А давайте подумаем, что мы должны сегодня узнать? Сформулируйте цель, которую мы должны достичь на уроке (познакомиться с историей Трудового фронта России) Выдвигает проблему. Уточняет понимание учащихся поставленных целей урока.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Метод: словесный; наглядный.
Прием: беседа; анализ наглядности Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают свое мнение. Коммуникативные: Строить монологическое высказывание.
Познавательные – извлекать информацию из просмотренного материала.
3. Усвоение новых знаний и способов действий 15мин. Героизм в тылу не уступал героизму на фронте. Люди работали круглосуточно, часто под открытым небом, в лютые морозы. Значительное количество оборудования располагалось в неприспособленных помещениях. Рабочие стремились дать больше продукции фронта. Как вы думаете почему?
-А кто знает, какую военную продукцию выпускали заводы Челябинска? Прежде всего, это танки.
– Ребята, в связи с этим какое неофициальное название имел Челябинск во время войны? (Танкоград).
– Кто знает, какие заводы были эвакуированы в Челябинск?
После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями — ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным — огромное производство переключилось на выпуск танков. Массовое производство танков Т-34 было освоено всего за 33 дня. Но танки Т-34 выпускались не только в Челябинске, откройте учебник на странице
83. Посмотрите иллюстрацию, на которой изображен танк. В каком городе он построен?
( Горький)
– Челябинским танкистам возведен памятник, который находится на улице Кирова. Памятник посвящён добровольцам, участникам Уральского добровольческого танкового корпуса. С Мясной площади, где стоит сейчас памятник, 9 мая 1943 года, отправлялись в места сражений бойцы и командиры

profhelp.net

Конспект урока Окружающий мир 4 класс

Тема урока: Великая война и великая Победа. 4 класс

УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Цель урока: формировать понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы; уважительное отношение к истории России, своей семьи.

Образовательные:

актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г;

расширить знания о военных действиях в начале Великой Отечественной войны;

систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа;

Воспитательные:

– воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество;

– уважение к себе в результате достижений целей, поставленных на уроке.

Развивающие:

1. Развивать личностные умения:

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

2. развивать предметные умения:

– понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

3. развивать надпредметные УУД:

Развивать познавательные умения:

-поиска и выделения необходимой информации из различных источников;

-извлекать необходимую информацию из текста.

Оборудование: учебник Плешаков А.А., компьютер, МЭНЭДЖ МЭТ, № столов, карточки для работы в группах, презентация «Великая Отечественная война»

1. Организация класса.

– Встали ровно. Итак, у нас урок окружающего мира. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения. Поприветствуем соседа по плечу, соседа по лицу.

– Я верю в вас и знаю – у вас всё получится! Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

КЛАСС

2. Проверка домашнего задания.

– Сегодня на уроке мы продолжим узнавать историю нашей родины. Начнем с проверки домашнего задания. Ребята, по какому разделу мы с вами сейчас работаем?

(Страницы истории отечества)

– Давайте вспомним памятные даты данного раздела.

– У каждой группы на партах лежат конверты желтого и красного цвета. Участники под номером один возьмите конверт желтого цвета, откройте его. Вы видите листочки с датами, ваша задача назвать, чем они знаменательны. Сейчас я даю вам одну минуту, вы обсуждаете в кругу и по истечению времени ответите по очереди.

ТАЙМД РАУНД РОБИН (говорить по кругу по времени)

1 группа:

988г – Крещение Руси – князь Владимир

1237г – нападение татаро – монгол – хан Батый

2 группа:

1240г – Невская битва – Александр Невский

1242 – ледовое побоище

3 группа:

1380 г – Куликовская битва – Дмитрий Донской

1480г – начало освобождения Руси от татаро – монгольского ига – Иван 3 «Великое стояние на реке Угре»

4 группа:

1812 г – Бородинское сражение

1914г – Первая Мировая война

5 группа:

1917г – революция, отречение Николая 2 от престола

1922 г – Образование СССР – союз советских социалистических республик, 15 республик.

СИНГЛ РАУНД РОБИН (ответ по очереди)

– Отвечать будет участник под номером 3, стол №2; участник под номером 1, стол № 1.и т.д.

– Закончили работу. Отложили листочки.

3. Изучение нового материала.

Переходим к теме сегодняшнего урока. Прежде чем ее назвать Прослушайте отрывок из стихотворения (Ю. Воронов «В блокадных днях мы так и не узнали…») и подумайте о чем пойдет речь на уроке, чему будет посвящен сегодняшний урок.

Слайд 1

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?

Нам в сорок третьем

Выдали медали,

И только в сорок пятом —

Паспорта.

И в этом нет беды…

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно оттого,

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда…

(Ю. Воронов)

Чему посвящено это стихотворение Воронова? Сформулируйте тему урока.

Что такое война? (Ужас, страх, голод.)

– Тема у нас сегодня непростая, читаем хором: “Великая война и великая Победа”.

– Как вы думаете, почему эту войну называют Великой войной?

(Самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек. Эта война была за свободу и независимость, освободительная война советского народа против фашистской Германии)

Почему отечественная война? (Весь советский народ участвовал в этой войне: на линии фронта, в тылу на заводах работали женщины и подростки, даже дети)

– Почему победу в этой войне называют великой?

( не смотря на все трудности советский народ выстоял в этой страшной войне и победил)

Как вы думаете какова цель нашего урока, что мы должны узнать, чему научиться?

(Узнать больше о ВОВ, учиться любить и уважать свою Родину и свой народ)

План:

1. Начало войны.

2. Основные этапы военных действий.

3. Окончание войны.

4. Герои войны.
Информация учителя.

22 июня1941 года Германская армия обрушила свой удар на Советский Союз.

Поиск информации в учебнике.

-Посмотрим, что об этом расскажет нам учебник. стр. 140. Обратите внимание на фотографию в учебнике. Какой момент истории страны изображён на ней. Послушайте, что же они слушают. (Звучит архивная аудиозапись сообщения о начале войны).

Информация учителя.

-1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война, когда фашистская Германия напала на Польшу. Вслед за Польшей фашистам покорились 12 европейских стран, в том числе Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия. На рассвете 22 июня 1941 года Германия начала войну против Советского Союза. В 3 часа 30 минут части Красной армии были атакованы немецкими войсками на всём протяжении границы. Тысячи германских орудий и минометов открыли огонь по нашей пограничной полосе. Враг рассчитывал на быструю победу. О начале войны советские граждане узнали лишь в полдень, когда по радио выступил Вячеслав Молотов. Он сообщил: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну». Заканчивалась она словами «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. На борьбу с врагом поднялся весь народ, снабжали фронт всем необходимым, за станком стояли дети.

– Откройте учебник стр. 141 найдите и прочитайте какой девиз – призыв звучал в те годы?

-«Все для фронта! Все для победы!»- этот призыв звучал в те годы. Судьба страны решалась не только на полях сражений. Люди трудились без устали, чтобы фронт получал новейшее оружие: автоматы, самолеты, танки.

Информация учителя.

-Одно из первых сражений произошло у пограничной Брестской крепости.

Около месяца пограничники вели непрерывный бой, сдерживая напор врага. Почти все погибли.

Но враг стремился вглубь страны и приблизился к Ленинграду. Окружив город и отрезав его от тыла. Люди остались без воды и еды. Началась блокада Ленинграда которая длилась 900 дней.

А в это время германское командование было уверено, что скоро они войдут в Москву, и закончится война. Но для защиты столицы шли войска из разных концов страны. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Победа под Москвой воодушевила всех людей.

Но фашистские войска начали новое наступление в направлении Сталинграда. (Волгограда) Началась 6 месячная Сталинградская битва. В результате этой битвы были окружены и захвачены в плен свыше 330 тыс. гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход войны.

Поиск информации в учебнике стр. 143

Информация учителя.

-Но враг не хотел сдаваться и начал новое наступление в Курском направлении. Враг хотел окружить и уничтожить наши войска.

Но советское командование разгадало замысел врага. 12 июня 1943г под деревней Прохоровка началось танковое сражение.

Сражение под Курском закончилось победой Советской Армии. И в честь этого прозвучал первый салют в Москве.

После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

В начале 1945г советские войска вступили на территорию Германии.

Давайте найдем в учебнике кто – же руководил войском?

Поиск информации в учебнике стр. 144 (Маршал Георгий Константинович Жуков)

-И добравшись до Берлина, водрузили знамя Победы над Рейхстагом

В ночь с 8 по 9 мая 1945 года состоялось подписание договора о безоговорочной капитуляции Фашистской Германии.(т.е Германия признала свое поражение)

Настал день Великой Победы.

Физминутка ИТОГ УРОКА.

Перемешивание под музыку. («Микс пэа шэа» – «Перемешайся – найди пару, обсуди»).

Встали, задвинули стулья, перемешиваемся под музыку. Объединяемся по 4 человека

– Дайте «пять», поделитесь своими мыслями, идеями.(дать пять – это значит поприветствовать товарища)

– Начинает тот, у кого самые длинные волосы, светлая обувь, карие глаза, самый высокий, короткий волос, у кого самая темная кожа на руках.

-Когда началась Вторая мировая война? 1 сентября 1939 г

-Когда Германия напала на СССР? 22 июня 1941г

– В каком году наши войска вышли к границам Германии? (1944 г.)

-Когда была полностью освобождена территория советского Союза? (в 1944 году)

– Когда начался штурм Берлина? (в апреле 1945 г.)

-Какой день стал Днём Победы? 9 мая 1945г

Сколько человек потеряла наша страна? свыше 26 миллионов жизней

– Какая была та война?

– Скажите, а надо ли помнить о ней, если столько горя и разрушений она оставила после себя?

– Почему?

– Я надеюсь, что вы будите всегда помнить об этом и с уважением и благодарность относиться к людям старшего поколения. Это история не только нашего государства, но и каждого из нас, наших семей.

– Добились ли мы поставленных целей?

Узнали что-то новое?

Ребята, откройте красный конвертик. В нем вы найдете листочки зеленого и желтого цвета. Разложите посередине стола, а теперь я хочу спросить «Кому понравился урок, для кого он был поучительным?» Те, кому понравился, берут листочки зеленого цвета и приклеивают к нашей березе. Кому не понравился возьмите листочки желтого цвета и так же приклейте к березе.

А теперь запишем домашнее задание стр. 140-146 ответить на вопросы в конце параграфа, р.т. стр….

– На этом наш урок закончен. Всем спасибо.

988г

1237г

1240г

1242

1380 г

1480г

1812 г

1914г

1917г

multiurok.ru

Конспект урока по предмету “Окружающий мир” 4 класс “Патриоты России”

Трубицына Галина Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 3» Дальнереченского городского округа.

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Класс: 4 класс.

Предмет: Окружающий мир.

Тема урока: «Патриоты России».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Продолжительность: 1 урок по 45 минут.

Форма организации деятельности учащихся: групповая.

Технологии: программное обеспечение PowerPoint, поиск дополнительной информации в Интернете с использованием поисковых систем, использование ресурсов сети Интернет, использование мультимедийных технологий.

Аннотация к уроку. Данный урок стоит одиннадцатым при изучении темы «Страниц истории Отечества» из двадцати трех уроках отведенных на изучение этой темы по УМК «Школа России». На уроке применяются словесные и наглядно-иллюстративные методы. Используются приемы: кроссворд – на этапе вызова, лекция со «стопами» – на этапе осмысления, написание синквейна – на этапе рефлексии.Ученики сидят в группах по 4-5 человек. В урок входит здоровьесберегающий элемент – физминутку. Урок сопровождается слайдовой презентацией, показ производится с вкладкиПоказ слайдов – Произвольный показ – Произвольный показ 1. Презентация содержит гиперссылки..

Цели использования ИКТ. Обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, целостно-ориентированной личности, способной к самореализации в условиях современной действительности.  Мотивация учебно-воспитательного процесса: – повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; – выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Урок по окружающему миру с использованием ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) на тему «Патриоты России» для 4 класса общеобразовательной школы.

Оборудование и материалы:

  • Мир вокруг нас: учебник/ А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 208 с.

  • Мир вокруг нас: рабочая тетрадь/ А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова – М: Просвещение, 2010. – 168 с.

  • экран,

  • мультимедийное оборудование,

  • презентация к уроку окружающего мира,

  • карточки с кроссвордом, карточки с вопросами.

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «патриот», « патриотизм», со значением «народное ополчение»; закрепить и углубить знания учащихся об истории России, дать представление о значении деятельности К. Минина, Д.Пожарского.

  2. Воспитывать интерес к изучению истории страны; воспитывать чувство патриотизма и гордости за величие дел своих соотечественников.

  3. Развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы, память, воображение, восприятие, внимание, речь, критическое мышление.

Задачи урока:

Формировать навыки работы с книгой, с толковым словарем, учить добиваться более глубокого и прочного освоения изучаемой темы. Учить в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Формировать навыки самостоятельной работы и работы в группах.

Ход урока

Эпиграф на доске: « Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». А.С. Пушкин

Урок сопровождается слайдовой презентацией. Ученики сидят в группах по 4-5 человек.

Слайд 3.

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке гости. Давайте мысленно пожелаем всем хорошего настроения. Начинаем урок окружающий мир. Сегодня на уроке мы будем говорить о России XVII века.

Четыре века пролетели

Над Русью нашей с той поры,

Когда в бою мечи звенели,

И поднимались топоры.

Н. Меркушова

Я не случайно начала наш урок отрывком стихотворения.  Из него видно, как отчаянно русский народ сражался за свою землю.

Слайд 2

II. Сообщение темы и целей урока, актуализация знаний.

Учитель. Сегодняшний урок мы посвятим защитникам нашей Родины. Мы узнаем, какие тяжелые испытания выпали народу России в начале XVII века и как он с честью преодолел их. Мы познакомимся с новыми понятиями.

Какая тема урока?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

Для этого вспомним предыдущий урок и ответим на вопросы.

III.Проверка домашнего задания.

  1. Устные ответы на вопросы.

  2. Работа по карточкам. «Отгадай кроссворд».

Слайд4-5

1. Устные ответы на вопросы.

– Каково значение начала книгопечатания в России?

– Расскажите об Иване Федорове и его типографии.

– Кто напечатал первый русский букварь?

– Назовите русские учебники XVII века и их авторов.

– Что могут узнать современные ученые, изучая старопечатные книги?

2. Работа по карточкам (в группах). «Отгадай кроссворд».

Вопросы к кроссворду:

1. Предприятие, где производят набор и печатание изделий. (типография)

2. Князь, который окрестил Русь. (Владимир)

3. Запись событий по годам. (Летопись)

4. Фамилия первопечатника на Руси. (Федоров)

5. Имя одного из братьев, которые изобрели славянскую азбуку. (Кирилл)

6.  Во время правления этого князя было открыто много школ, собрана крупная библиотека в Софийском соборе. (Ярослав)

7.  Кто был создателем “Повести временных лет”? (Нестор)

Слайд 6. Проверка кроссворда. Ключевое слово ПАТРИОТ

Какое ключевое слово получилось?

IV. Изучение новой темы.

Слайд 1Тема урока: «Патриоты России 17 века».

Слайд 7.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем изучать вопросы:

  1. Что такое Родина?

  2. Что такое «патриотизм»?

  3. Кого можно назвать патриотом России?

  4. Могу ли я себя назвать патриотом?

  5. Может ли проявляться патриотизм в мирное время?

Учитель. Понятие Родина тесно связано с понятием патриотизм. Как вы понимаете смысл слова «патриот», « патриотизм»?

Ученики отвечают: Патриот – человек, который любит свою родину, защищает её от врагов.

Слайд 24-26

Учитель. В словаре русского языка С.И. Ожегова даётся толкование слова «патриот» – это человек одушевлённый патриотизмом, «патриотизм»- преданность и любовь к своему отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

Учитель. – Ребята, приведите примеры патриотизма, вспомните героев о которых вы узнали на других уроках.

Ученики приводят примеры.

Слайд 8.

V. Физкультминутка.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех’?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз – присели, два – присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

Слайд 9.

Учитель. А теперь мы мысленно перенесемся в начало XVII века, и познакомимся с историческими событиями, а также защитниками земли русской того времени! Когда перед народом встала задача освобождения своей земли от польских захватчиков. Государство с этой задачей справиться не могло.

-Какой вопрос возникает?(Почему?)

-Попробуйте предположить.(Ответы детей. )

VI. Подвиг Минина и Пожарского – лекция учителя со «стопами».

Слайд 10.

В конце XVI века царём был Фёдор Иванович — известный как Феодор Блаженный. Во время царствования Федора фактическим правителем Московского царства был Борис Годунов.

Царская корона несколько раз переходила из рук в руки. К тому же на Русскую землю обрушилась другая беда — голод,крестьянская война.

Слайд 11.

В 1605г. умер русский Царь Борис Годунов, для России начался трагический период ее истории, получивший название «Смутного времени». «Смутное время» – время перемены множества царей, тяжелого положения в стране, голода. Русский народ боролся против польских и шведских захватчиков и изменников-бояр за сохранение русской государственности. Русское государство пришло в полное запустение и беспорядок.

Проверим насколько наши предположения оказались верными.

-Какие вопросы можно задать по прослушанному?

( Почему в начале XVII века Россия пришла в запустение? Что такое «Смутное время»?Какие причины «Смутного времени»?В чём проявилось «Смутное время»?)

Давайте на эти вопросы ответим.

Слайд 12.

В отличии от московских бояр русский народ упорно сопротивлялся захватчикам. Монахи Троице-Сергиева монастыря рассылали по городам грамоты, в которых призывали русских людей объединиться для спасения своего Отечества. Одна из таких грамот попала в Нижний Новгород. Собрались люди на площади и стали думать, как помочь беде.В такие времена всегда находятся выдающиеся люди. На церковное крыльцо вышел купец Кузьма Минин и обратился к нижегородцам с призывом о помощи.Первым он подал пример жертвенности ради Родины.Отдал свои накопленные средства и украшения жены.

Жители города откликнулись на его обращение и стали приносить, кто что имел. Кто деньги, кто одежду, кто зерно. На собранные деньги набрали народное ополчение.

Учитель. Что такое «народное ополчение»? Как вы думаете?

Ученики высказывают свои предположения.

Слайд 13-14.

В словаре Ожегова даётся толкование, ополчение – это войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.

Рассказ учителя.

На собранные деньги набрали народное войско – ополчение. Были здесь дворяне, казаки, стрельцы, крестьяне, ремесленники и торговцы. Руководить ополчением пригласили Дмитрия Михайловича Пожарского. Он был способным военоначальником и честным человеком. Князь Пожарский возглавил войско, а купец Кузьма Минин ведал при нем хозяйством и деньгами.

Слайд 15.

Работа с исторической картой

В марте 1612 года ополчение двинулось к Москве. По дороге к ним присоединились люди из других городов.

Слайд 16.

Уже на подходах к городу начались сражения с поляками. Вражеские войска не выдержали натиска ополчения и стали отступать. Но в Кремле, запершись в нём, осталась часть поляков. Ополченцы не попускали к ним подводы с едой. В Кремле начался голод. Через два месяца штурмом были взяты окрестности Кремля. Выжившие в Кремле поляки были вынуждены сдаться. Москва была освобождена.

Учитель. Как же организовалось это народное ополчение? Почему К. Минина и Д. Пожарского называют патриотами России?

Ученики. Народ откликнулся на просьбу Кузьмы Минина помочь и стали приносить кто что имел (деньги, одежду, продукты). Они встали на защиту своей Родины в трудное время, не жалея своих жизней.

Учитель.

Слайд 17.

В честь освобождения столицы князь Дмитрий Михайлович Пожарский на свои деньги построил на Красной площади Казанский собор.  Название собор получил в честь иконы Казанской Божьей Матери. Эта икона всё время была у ополченцев, с ней вошли в Москву.

Слайд 18.

Россия не забыла о подвиге народа..Спустя два века на Красной площади в Москве был воздвигнут памятник. Деньги на него собирала вся страна. Надпись на памятнике гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия, в лето 1818 года». Работу над памятником поручили известному скульптору Ивану Петровичу Мартосу.

Учитель. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский явились символами подвига народа.

Учитель.В чёмсостоялось значение народного ополчения?

Ответы учеников.

Слайд 19.

Главное значение народного ополчения состояло в том, что были сохранены государственные границы. Но Россия после Смуты находилась в разоренном состоянии, чтобы восстановить порядок в стране, нужен был царь. В 1613 году 16-летний Михаил Федорович Романов был избран на Московское царство.

Слайд 20.

  1. Какие опасности угрожали России в начале XVII века?

  2. Что сделали для отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?

  3. Подумайте с какими деятелями русской истории можно поставить в один ряд К. Минина и Д. Пожарского?

VII. Самостоятельная работа учеников «Написание синквейна».

  1. Объясняются правила написания синквейна.

  2. Задается темы синквейна по группам: «ополчение», «патриоты», «Родина», «народ».

  3. Фиксируется время на данный вид работы.

  4. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Слайд 21.

Первая строчка – одно существительное (ополчение).

Вторая строчка – два прилагательных (народное, доблестное).

Третья строчка – три глагола (собрались, сражались, победили).

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы. (Родина – мать, умей за неё постоять).

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по возможности эмоциональной. (Освобождение Отечества).

VIII. Итог урока.

Слайд 22.

  1. Кто такой патриот?

  2. Почему всех этих людей можно назвать патриотами?

  3. Какие пословицы и поговорки подходят к данной теме?

Слайд 23.

Спасибо за урок.

Список литературы:

  1. Мир вокруг нас: учебник/ А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 208 с.

  2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2000. – 940 с.

  3. Тихомирова, Е. М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 4 клас: к учебному комплекту А. А. Плешакова, Е. А. Крючкова «Мир вокруг нас: 4 класс» / Е. М. Тихомирова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2008. – 383 с.

  4. Электронный ресурс: http://rudocs.exdat.com/docs/index-11478.html?page=2

  5. Иллюстрации к презентации взяты из сети Интернет.

infourok.ru

Советы рукодельницам