Развитие познавательного интереса к урокам русского языка у младших школьников

Разделы: Начальная школа


Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Как заинтересовать ребят изучением этого предмета, сделать урок любимым, увлекательным? Ответы на эти вопросы ищут многие учителя. Особую актуальность эта проблема приобретает в 1-4 классах. Учеба — труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто. При этом учитель должен сделать так, чтобы этот не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.

В основе моей работы по развитию познавательного интереса к предмету русский язык лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться лишь в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке, цель которой — пробудить интерес к слову.

Таким уроком является речевой урок. Он обеспечивает речевую активность детей, вооружает их языковыми умениями и навыками в такой степени, в какой это необходимо для того, чтобы получить речевую ориентацию в определенной лексической теме, в определенной речевой ситуации. За урок учащийся накапливает по теме необходимый для изложения своих мыслей языковой материал, обучение языку ведется в процессе познания действительности и через овладение речью. На речевом уроке учитель объявляет лексическую тему, включающую в себя две темы – грамматическую и речевую. Ставит перед учащимися цели по усвоению грамматического (языкового) материала и по формированию речевых умений и навыков. Ребенку интересно на таком уроке, что повышает его познавательный и творческий интерес.

Предлагаю описание речевого урока для 3-ого класса по программе “Школа России”.

Тема: Главные члены предложения. Реки России.

Цели:

1. Организовать деятельность по изучению и первичному закреплению знаний о главных членах предложения — подлежащем и сказуемом.

2. Актуализация знаний учащихся о видах предложения по цели высказывания, интонации, знаках препинания простого предложения.

3. Упражнять детей в решении орфографических задач.

4. Развивать речевую активность учащихся.

5. Формировать навыки контроля и самоконтроля.

6. Воспитывать интерес к уроку русского языка как учебному предмету.

7. Воспитывать интерес и уважение к родному языку.

8. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник “Русский язык. 3 класс” автор Хохлова Т.Е., Зеленина Л.М., (М., “Просвещение”, 2009 г.), сигнальные “светофоры”, тесты по теме “Главные члены предложения”, таблицы “Подлежащее и сказуемое”, “Виды предложений”, индивидуальные карточки, разноуровневые задания, магнитофон, слайды с фотографиями рек России (мультимедийная установка), сувениры — рыбки и кувшинки.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? А теперь улыбнитесь друг другу. И я хочу улыбнуться вам. И пусть от наших улыбок будет всем и каждому тепло и уютно на душе, и пусть хорошее настроение останется у вас на весь день!

2. Проверка домашнего задания.

— Прежде, чем начнем новую работу, проверим, справились ли вы с домашним заданием? Вы решали орфографические задачи. Какие орфограммы вам встретились? (Отвечают два ученика, остальные сигнализируют “светофорами” правильность выполнения).

3. Чистописание.

Подготовка руки к написанию (пальчиковая гимнастика).

р р ре ра ри

река речной

— Какие звуки обозначает буква р? Что можете сказать о звуках? Какие это части речи? Подберите однокоренные слова. Составьте предложение с существительным река. (В реке обитают крупные окуни.) О ком в нем говорится? Что говорится об окунях? Как называются эти члены предложения?

4. Сообщение темы и целей урока.

— Кто догадался, какая сегодня тема урока? (Открыть на доске название).

— Какие перед нами задачи?

— Будем продолжать учиться выделять в предложении главные члены, определять виды предложения по цели высказывания, интонации, повторять изученные орфограммы, разные виды разбора слова. А сделаем мы это, беседуя о реках нашей Родины.

5. Вступительное слово о реках России.

— Трудно вообразить, что было бы на земле без рек. Наверное, наша планета представляла бы собой пустыню или каменистую местность. К счастью, природа наградила Землю реками, и человек издавна селился на их берегах, потому что где вода, там и жизнь. Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая из них начинается с родничка, с ключа, который бьет из-под земли. Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки.

— Кто знает реки нашей страны? Известные реки Обь, Лена, Амур, Иртыш, Енисей, Дон, Днепр. Посмотрите, как они прекрасны! (Показ слайдов 1, 2, 3, 4,5 – фотографии рек). Презентация

Самая большая по протяженности река России - Волга (слайд 6). Это самая большая река в Европе и третья по величине в мире. Берет начало в болотистом лесу и постепенно вбирает в себя 200 притоков и впадает в Каспийское море. Ее длина 3,5 тысячи км. Но через каналы она соединена с Белым морем, Балтийским морем, Азовским морем и Черным морем.(5 морей).

6. Словарная работа. Прочитайте текст о Волге (слайд 7).

В Р…ссии есть р…ка Волга. На ее б..регах много гор…дов, д…ревень, з…водов. По берегам растут белоствольные б…резы, тонкие ивушки. У самой воды – чистый п…сок. Здесь много рыбы. Х…рошо на реке! Любит рус…кий н…род матушку – Волгу!

— Какая тема текста?

— Вам предстоит решить орфографическую работу: выписать из текста словарные слова, вставить нужную букву.

— Проверим, какие слова вы выписали. А теперь взаимопроверка: проверьте правильность написания слов у своих товарищей и поставьте карандашом оценку.

7. Проверка работы по карточкам.

Во время словарной работы 4 ученика работают по карточкам.

Проверка коллективная.

8. Работа по новой теме.

Много песен, стихов, рассказов написано о Волге.

Николай Державин — Великой реке

Я полюбил тебя, река моя родная,
За твой чарующий и царственный простор,
За шум твоих лесов, что с края и до края
Покрыли кружевом верхи прибрежных гор.

За плеск твоей волны, за говор непогоды,
За солнце и лазурь сияющего дня,
За песню вольную, за полную свободы,

И мощи красоту я полюбил тебя!

Я видел много рек, но ты их много краше,
Тебе подобной я не видел среди них,
И ты лазурною волной из века в век,
Свершай, как и досель, свой мощный бег,
Великая река великого народа.

Составьте свои предложения о Волге. Но прежде повторим виды предложений по цели высказывания и по интонации (слайд 8 таблица о видах предложений).

Работает у доски ученик.

По Волге плывут быстроходные суда. (Повест., невоскл., распр.)

(Суда – пароходы, теплоходы, дизель-электроходы, речные лайнеры)

Выделяем главные члены предложения, подчеркиваем, определяем, какой частью речи они выражены.

Работа по слайду 9 (учебная таблица “Главные члены предложения”).

9. Физкультминутка.

— Представьте себе, что вы на реке. Давайте войдем в эту прозрачную воду.

Немного поплаваем. (Музыкальное сопровождение). Вышли на берег. Бросаем камешки, а на воде остаются круги. Вот и отдохнули!

10. Первичное закрепление.

Работа с учебником (стр. 50, упр. 1). Текст о реке Ангаре. Читаем, объясняем орфограммы. Дополнительный материал об озере Байкал, легенда об Ангаре (слайды 10- 16).

Работаем над упражнением (в предложениях выделяем главные члены)

Обращаемся к учебной таблице (слайд 9).

11. Закрепление нового материала.

Реки – одно из самых больших богатств Белгородской области. Эти реки не большие, считаются малыми. Самые крупные 4 реки: Оскол (220 км), Северский Донец (110 км), Ворскла (118 км), Тихая Сосна (105 км). Они очень красивы. Вот как пишет о реке Оскол наш земляк, поэт Валерий Телегин (член союза журналистов России)

— Сейчас буем работать над предложениями о реках нашей Белгородской области.

Задания по уровням (вывешиваю на доску карты с заданиями).

1 уровень. Записать предложение и выделить главные члены.

На реке Оскол люди соорудили большое водохранилище.

2 уровень. Составить предложение и выделить главные члены.

рыбаки, на, ловят, реке, рыбу, Ворскле.

3 уровень. Составить предложение со словосочетанием белые кувшинки и выделить главные члены.

— Придумайте слова — антонимы о реке. (Быстрая, спокойная, узкая, широкая, длинная, короткая, глубокая, мелкая).

12. Контроль и самоконтроль.

— У вас есть у каждого тесты. Нужно выбрать правильный ответ. Таким образом, вы сможете выяснить для себя, все ли понятно по теме о главных членах предложения.

— А теперь проверьте правильность своих ответов (слайды с выделенными ответами теста 17, 18).

13.Составление текста о реке.

— Составьте текст – описание о реке. Сколько частей должно быть в тексте?

(Составление детьми текста)

14. Итог урока.

— Чему мы учились на уроке? Что нового узнали?

— Значение рек в жизни человека огромно. Они дают ему воду. Издавна служили путями сообщения. На реках построены самые древние города: Владимир, Новгород, Псков, Москва и другие. Реки служили границей государства, верной защитой от нападения врагов. На реках строят гидроэлектростанции, которые дают дешевую электроэнергию.

Реки – великое наше богатство. Их нужно охранять от загрязнения нефтью, промышленными и бытовыми отходами. А чтобы они были полноводнее, нельзя вырубать на их берегах деревья и кустарники.

15. Оценивание работы учащихся.

16. Домашнее задание.

Составьте текст – описание реки.

17. Рефлексия.

— Понравился ли вам урок?

— Понравилось, как работал класс? А как работал каждый из вас?

— Что особенно понравилось и запомнилось?

— Сохранилось ли хорошее настроение?

— На память об уроке я дарю девочкам кувшинки, а мальчикам рыбки.

— Спасибо за урок!

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся. Такая форма проведения занятий, как речевой урок, снимает традиционность урока, оживляет мысль. Интерес учителя и учеников к речевому уроку велик. Разрабатывать такие уроки надо, т.к. речевой урок не исключает индивидуальной работы с учащимися (по карточкам или путем собеседования), как вообще не исключает, а предполагает самостоятельную работу учащихся репродуктивного и продуктивного, творческого плана на уроке, делает её коммуникативно направленной, а, следовательно, и более ценной. А самое главное, что такие уроки поднимают интерес к обучению русскому языку у детей младшего школьного возраста.

Приложение 2

Приложение 3

19.07.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Классный час «Правила поведения на воде»

Правила безопасности на воде.

Цель: формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на воде в теплое время года, раскрыть причины несчастных случаев на воде, дать представление о действиях в случае опасности, воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде.

-Посмотрите на нашу планету. Как вы думаете, почему нашу планету называют «голубой»?

Вода – одно из самых важных для живых организмов веществ. При недостатке воды жизнь организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные, лишённые воды, быстро погибают. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды – несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но бывают ситуации, когда вода становится для человека врагом. Как вы думаете, в каких ситуациях это может случиться?

Трудно вообразить, что было бы на Земле без рек, прудов, озёр морей. Наверное, планета была бы похожа на пустыню или каменистую местность. К счастью на Земле достаточно большие водные пространства, и человек издавна селился на их берегах, потому что, где вода, там и жизнь.

-Послушайте стихотворение и определите тему нашего урока.

У большой и глубокой реки

Жили – были одни чудаки.

Был у них непослушный характер:

Выплывали они за фарватер,

В незнакомых ныряли местах,

На непрочных катались плотах,

И дырявую лодку качали,

И не знали тревог и печали.

А однажды, во вторник, как раз,

Разноцветный надули матрас

И поплыли на нём за буйки…

Больше нет чудаков у реки!

-Скоро лето. Все вы будите отдыхать, загорать и купаться. Чтобы не испортить себе отдых, надо соблюдать определённые правила безопасного поведения.

Первые правила поведения на воде появились еще в XIX веке, когда в 1872 году в России было организовано Общество спасения на водах.

Вот только с тех далеких пор почему-то далеко не все следуют этим правилам.

А от соблюдения этих правил зачастую зависят жизнь и здоровье людей.

Поэтому нужно обязательно научиться плавать, хотя сам по себе этот навык не является гарантией безопасности на воде.

По статистике в России каждый год тонут 15-20 тысяч человек, причем большинство из них умели плавать. Поэтому даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину, быть предельно внимательным и строго придерживаться правил поведения на воде.

-Какие правила поведения у водоёмов вы уже знаете?

  1. Когда мы купаемся, рядом должны быть взрослые.

  2. Нельзя нырять в незнакомых местах.

  3. Играя в воде, даже в шутку нельзя «топить» своих друзей.

  4. Нельзя заплывать за буйки.

В ваших ответах прозвучало слово «буёк». Что оно означает?

Буёк – это поплавок, выставляемый для обозначения места постановки сетей, указание чего – либо на воде. Вы можете запутаться в рыболовных сетях и утонуть. Дно за буйками может представлять опасность – можно пораниться, а также, заплыв за буйки, вы можете попасть под проплывающее мимо морское или речное судно, капитан которого никак не ожидает вас встретить в этом месте.

— С людьми, каких профессий можно встретиться у водоёмов?

Что входит в их обязанности?

Спасатели. Это очень сложная и ответственная работа, поэтому старайтесь вести себя так, чтобы спасателям не пришлось выручать вас из беды. И ещё запомните, что нельзя кричать: «Тону!» — если не происходит ничего серьёзного. Спасатели бросятся к вам на крик, а в данное время в воде может оказаться человек, которому на самом деле нужна помощь. Выясняя, что вы пошутили, спасатели потеряли время.

Водолаз. Каждый бывает хоть на несколько секунд водолазом, когда ныряет. Искусные ныряльщики ещё 4 тысячи лет назад умели добывать со дна морской жемчуг, веточки кораллов, драгоценные раковины. Трудное и опасное это дело.

Редкий ныряльщик может продержаться под водой больше двух минут: нырнул – и скорее поднимайся, чтобы вдохнуть воздух.

Водолазу воздух подают по резиновой трубке – шлангу. Теперь человек может работать под водой несколько часов. Чтобы не было холодно, он надевает шерстяное бельё, а сверху «рубаху» — резиновый костюм, к которому привёрнут металлический шлем со стеклянными окошками.

Чтобы человек находился под водой и не всплывал, на спину и грудь водолазу вешают свинцовые грузы, на ноги надевают металлические ботинки со свинцовыми подмётками. Опускают его на глубину на прочной верёвке.

Водолазов используют на строительных работах, при ремонте морских судов, для поднятия затонувших предметов.

С развитием науки люди придумали лёгкий костюм для водолазов. В нём нет шланга для воздуха. Воздух человек берёт с собой в баллонах, подвешенных за плечами. Это устройство называется аквалангом.

-Посмотрите на водолаза и аквалангиста. Кого вам приходилось встречать чаще? Где вы видели людей с аквалангами?

-А сейчас послушайте рассказ водолаза и ответьте на вопрос:

какие правила безопасности нарушали дети?

Рассказ водолаза.

Глеб Иваныч, водолаз,

В день нырял по двадцать раз…

Спас он двести сорок взрослых

И детей три тыщи спас.

У него медаль и орден,

Но махнул он на медаль:

«Если кто – нибудь утонет-

Это будет очень жаль.

Целый день сижу на вышке –

Хулиганят ребятишки:

То воюют на плотах,

То нырнут не в тех местах,

Заплывают за буйки

И идут на дно реки…

Я искал бы лучше клад!

Рыбу я ловить бы рад!

Но в реке заместо рыбы

Должен я ловить ребят…

В общем, я скажу всем так,

Что купанье – не пустяк!»

Так закончил свой рассказ

Глеб Иваныч, водолаз.

-Что же приходилось наблюдать водолазу? На чём катались ребята?

На чём ещё кроме плотов можно кататься и плавать по реке?

Какая опасность подстерегает вас при катании на надувных предметах?

Плыть на лодке, кажется, надёжнее. Люди издавна пользуются лодками для передвижения и рыбной ловли. Но и здесь существуют определённые правила безопасности.

  1. Кататься на лодке можно только под присмотром взрослых.

  2. Прежде, чем сесть в лодку, надо проверить, исправна ли она, нет ли течи, в порядке ли вёсла.

  3. На борту должны быть спасательные средства и черпак для вычерпывания воды.

  4. Нельзя раскачивать лодку, вставать, меняться местами, садиться на борт или перегибаться через него.

  5. Нельзя подплывать близко к проходящим судам и катерам – лодку может перевернуть волной.

  6. Нельзя заплывать на лодке в места массового купания.

-Ребята, а как вы думаете, можно ли плавать на совершенно обычных предметах, не предназначенных для плавания? Например, на стуле, столе?

-Оказывается, что в Англии проводятся такие шуточные соревнования: кто переплывёт через Ла-Манш, на каком- нибудь странном предмете. И на чём только не плавают: на корыте, на столе и даже в тазике. Переплывают пролив люди, специально подготовленные и в обязательном сопровождении наблюдателей и спасателей.

У С. Я.Маршака есть стихотворение, переведённое им с английского:

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз,

Длиннее был бы мой рассказ.

-Какой урок мы вынесем из этих строк?

Мы с вами очень много говорили о том, как надо себя вести, чтобы не случилось несчастье. А что же делать если что – то все – таки произошло, если на ваших глазах кто – то тонет. Не стоит сломя голову бросаться в воду. Спасти утопающего непросто даже взрослому.

-Что же делать?

Если в речке тонет друг,

Если он идет на дно,

Кинь ему верёвку, круг,

Палку, мяч или бревно.

-Если возможно, надо помочь человеку. Но если вы плохо плаваете, не уверены в своих силах, то не лезьте в воду. Иначе спасать придётся уже двоих.

При оказании помощи тонущему человеку следует быстро осмотреться в поисках какого нибудь плавсредства (лодки, водного велосипеда, доски серфинга, автомобильной камеры, надувного матраса). При их отсутствии надо попытаться найти какой- нибудь подходящий плавающий предмет — «изъять» у ближайшего ребенка надувную игрушку, взять мяч, вылить из пластиковой бутылки газировку, прихватить резиновый сапог, который, перевернутый вверх тормашками, прекрасно держится на воде, надуть воздухом два три всунутых друг в друга полиэтиленовых пакета. Подплыв к тонущему человеку, заставить его ухватиться за «спасательный» предмет. Если уговоры не помогают, подплыть сзади и ухватить тонущего человека за волосы или обхватить левой рукой вокруг шеи, приподнять над водой лицо и тащить на берег. Некоторые памятки разрешают оглушить или слегка придушить утопающего, чтобы он не мешал его спасать.

Если утопающий успел схватить вас за руки, шею или одежду и потянул на дно, не стесняйтесь, лупите его побольней, чтобы вернуть рассудок, или, лучше, вдохните побольше воздуха и погрузитесь на несколько метров в воду. Инстинкт самосохранения заставит его отпустить вас.

Если вы опоздали и утопленник пошел ко дну, в первую очередь запомните место, где вы в последний раз видели его голову. Для чего обратите внимание на ориентиры на берегу сзади и спереди себя, И начинайте нырять. Если вода прозрачная — с открытыми глазами. Если мутная — на ощупь, проверяя дно.

После одного двух неудачных нырков прекращать поиски нельзя! Человека можно вернуть к жизни после пятиминутного пребывания в воде. А в холодной воде — и через двадцать тридцать и даже больше минут!

-Существует выражение: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Как вы его понимаете?

Если тонешь сам:

  • Главное -не паниковать. В этом случае появляется возможность сэкономить силы, сохранить дыхание, позвать на помощь и какое –то время удержаться на воде.

  • Снимите с себя лишнюю одежду, обувь, кричи, зови на помощь.

  • Перевернитесь на спину, широко раскиньте руки, расслабьтесь, сделайте несколько глубоких вдохов.

  • Прежде, чем пойти купаться, не забудьте взять с собой английскую булавку. Она поможет вам, если в воде начнутся судороги.

Вы захлебнулись водой:

  • не паникуйте, постарайтесь развернуться спиной к волне;

  • прижмите согнутые в локтях руки к нижней части груди и сделайте несколько резких выдохов, помогая себе руками;

  • затем очистите от воды нос и сделайте несколько глотательных движений;

  • восстановив дыхание, ложитесь на живот и двигайтесь к берегу;

  • при необходимости позовите людей на помощь.

Как вести себя в ситуации, если у вас стало сводить ногу или руку?

Обычно судороги случаются при общем переохлаждении организма и утомлении одних и тех же групп мышц (например, при плавании только брассом). Чаще всего сводит судорогой мышцы ног и пальцев на ногах. Повышают вероятность возникновения судорог резкие движения, чрезмерное напряжение мышц. Поэтому, находясь долго в воде, старайтесь чаще менять стили плавания и не пытайтесь плавать быстро, чтобы не перегружать мышцы.

При судорогах пальцев руки следует расправить их с помощью другой руки и расслабить мышцы.

При судороге ноги необходимо, на мгновение погрузившись в воду и распрямив ногу, сильно потянуть на себя ступню за большой палец. Существуют и другие варианты первой «противосудорожной» помощи. Например, несколько раз сильно ущипнуть, укусить или уколоть иглой пораженную мышцу.

-Сегодня на уроке мы говорили о правилах поведения на воде. Я приготовила для вас карточки с этими правилами. А ребята ещё раз напомнят вам эти правила.

Частушки:

Вот и реченька бежит,

Бережок песчаный.

Искупаться не спеши:

Ох, получишь раны!

Видишь знак на берегу?

Значит, здесь опасно.

Пляж специальный поищи-

Там, где безопасно!

Там спасатели, медпункт,

Зонтики, шезлонги.

Сможешь там ты провести

День весь летний долгий.

Если ты не научился

Ловко плавать и нырять –

Не рискуй, совет послушай:

«Далеко не заплывать».

Если видишь ты буйки –

Не для шалости они.

Знаки надо уважать,

За буйки не заплывать

Если очень захотелось

Тебе где – то понырять –

Ты возьми с собой мамулю,

Она будет наблюдать.

Не дыши ты под водой –

Захлебнуться можно!

Под присмотром ты ныряй,

Только осторожно.

Ты с крутого бережка

Прыгать не пытайся.

Где проверенное дно –

Там ныряй, купайся.

Круг и мячик надувной

Очень ненадёжны,

И матрас на глубине

Не поможет тоже.

Не толкайтесь на воде,

Не толкайтесь в море,

Чтобы с вами не случилось,

Не случилось горе.

Если ты покушал плотно,

В воду сразу не иди.

Полежи – ка ты в тенёчке,

Посиди и отдохни.

Ты всегда культурным будь:

Не бросай бумагу.

На траве, песке, в воде –

Не сори, дружок нигде!

Сам здесь будешь отдыхать:

Загорать, играть, нырять!

infourok.ru

«водоёмы и реки нашего края»

МУНИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТЕРЕНГУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

БАГАНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЕЩЕМУ МИРУ

ТЕМА: «ВОДОЁМЫ И РЕКИ НАШЕГО КРАЯ».

УЧИТЕЛЬ: ПЕТРАШЕВСКАЯ Г. Н
2009 уч. год

Тема: Водоемы и реки нашего края

Цели: сформировать представление о водоемах нашего края.

Задачи: дать понятие частей реки и её отличия от озера путём групповой работы учащихся на основе исследовательской работы,

развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;

формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе.

Оборудование:

Физическая карта России, глобусы, мультимедийный проектор, СД- проигрыватель, карточки с названиями частей рек, рисунки озера, рыбок, удочка, макет водоёма, макет реки.

Ход урока:

1.Активизация мыслительной деятельности.

Мы продолжаем путешествие в окружающий мир. Где мы будем путешествовать, вы ,ребята, догадаетесь по этим предметам. Учитель показывает удочку, ведёрко, банку с червями.

Куда же можно отправиться с этими предметами?

Сегодня мы отправимся туда, где плещется вода, (Слайд о водоёмах)

и познакомимся с водоёмами .Выясним значение водоёмов в природе и жизни человека. Попытаемся исследовать реку и озеро. Познакомимся со способами охраны водоёмов.

На уроке нас ждут открытия, какими они будут большими или маленькими ? У каждого они будут свои.

Девиз нашего урока: «Вода – это жизнь, красота и здоровье».

Итак, в путь!

Раз мы сегодня говорим о водоёмах, а как вы понимаете это слово, его значение?

Водоём – это углубление на поверхности земли, заполненное водой. (показ макета водоёма).

А на какие 2 группы делятся водоёмы, вы скажите, просмотрев слайды. Слайды естественные и искусственные водоёмы.

Те водоёмы, которые создала природа, называются – естественные. К ним относятся океаны, моря, реки, озёра. А те, которые созданы человеком, искусственные. Это пруды, водохранилища.

А как вы думаете, какая вода в водоёмах?

В морях, океанах – солёная, в реках – пресная, пригодная для питья. Но пресной воды очень мало на Земле, поэтому её надо беречь.

Раскрутим глобус – модель земного шара.

Какого цвета стала Земля? Почему? (да синего, ведь 2/3 земной поверхности занимает вода).

Посмотрите на карту, как по карте мы можем определить водоёмы?

Тонкой линией изображены реки, а озёра, моря, пруды – неровными овалами.

Угадайте с каким из водоёмов мы начнём с вами знакомиться?

Шириною – широко,

Глубиною – глубоко,

День и ночь о берег бьётся,

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна,

И горька и солона. (море)

Моря – огромные водоёмы с солёной водой. Они богаты растительным и животным миром. Море даёт человеку продукты питания, лекарства, служит водными дорогами.

А кто – нибудь из вас был на море?

Слайд «море»,звучит музыка на диске «звуки моря».

Кто в первый раз увидит безбрежное море, тот без сомнения будет поражён.

Хорошо оно тогда, когда отражая в себе небо, солнце и облака, тянется к горизонту гладкой, блестящей , как зеркало поверхностью.

Слайд «волны на море»

Хорошо и тогда море, когда ветер колышет его поверхность; хорошо, хотя и страшно немного. Высокие волны с пенистыми гребнями бегут одна за другой бесконечными рядами. Но, отпрянув назад, от твёрдого камня, с жалобным стоном и плеском рушатся снова в море, уступая своё место другим.

Музыка на диске «звуки ревущего моря».

И все же морские берега – прекрасное место для отдыха. Может быть кому – то в будущем из вас и удастся отдохнуть на море.

А наш путь лежит к следующему водоёму.

С горы сбежала без оглядки,

С ручейком играла в прятки,

Широка и глубока – это быстрая (река)

Река – это водный поток, который течёт в одном направлении.(показ макета реки).

Самая чистая вода находится там, где образуется река. А знаете ли вы как она образуется?

Слайд « Части реки»

Каждая река начинается с маленькой – маленькой капельки, которая пробивается из – под земли и образуют капельку побольше – родник. Роднику мало места , и он превращается в ручеёк. Ручейки с более высоких мест текут в более низкие и соединяются. Чем больше ручьёв соединяются вместе, тем ручей становится шире и глубже. Так ручей образует реку.

Начало реки называют истоком.

Ребята, а почему его так назвали?

Исток – это место, откуда начинает течь водный поток.

Посмотрите налево, направо (работа по слайду) на пути нам встретились сестрички нашей реки. Случается, что две реки соединяются в одну. В таких случаях говорят, что одна река впадает в другую. Та река, которая впадает, называется притоком, а та , в которую она впадает – главной.

Скажите, как бы вы определили, какая река — главная, а какая – приток?

Приток обычно короче главной реки и часто бывает узким .И вот наша река

впадает в озеро. Место ,где река впадает в другую реку, озеро или море, называется – устьем. Устье – конец реки.

А вот вы могли бы определить берега у реки?

Как это сделать? (встать по течению реки: справа будет правый берег, а слева – левый)

А какие крупные реки нашей страны вы знаете? (Амур, Дон, Волга, крупнейшие реки Сибири- Обь, Иртыш, Енисей , Лена)

Значение рек.

Значение рек в жизни человека огромно. С незапамятных времен они дают воду. Издавна служили путями сообщения. На реках были построены самые древние наши города: Владимир, Новгород, Псков, Москва и др.

Реки служили границей государства.

. Очень важную роль в жизни людей играют реки и сейчас. Речная вода необходима сёлам, городам, фабрикам и заводам. По водной глади рек плывут грузовые и пассажирские суда, сплавляют лес.

Реки – великое наше богатство. Трудно вообразить, что было бы на Земле без рек. Наверное, наша планета представляла собой пустыню или каменистую местность. К счастью, природа наградила Землю реками, и человек издавна селился на её берегах, потому что где вода, там и жизнь.

А теперь мы оказались на берегу реки, давайте мы немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперёд ,

Мы на берегу реки,

А солнце жжёт.

Побежим скорей к реке,

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс

И продолжим наш рассказ.

Ну а теперь давайте ещё раз повторим части реки по слайду(отрабатываются понятия :устье, исток, притоки, главная река)

Ребята, а теперь мы с вами поиграем: соберем рассыпавшиеся части реки. Вы должны будете определить её начало, место, место впадения в озеро, её берега, притоки. Если вы этого не сделаете, то не сможете попасть ещё к одному водоёму.

Игра « Собери реку»

Вы правильно определили части реки , а теперь послушайте, как зазвучит наш ручеёк.

Диск «журчание воды»

А наш путь лежит дальше, мы приближаемся к следующему водоёму .Отгадайте из загадки:

Начинается на «о»,оно в горах встречается,

Нигде не повторяется.

И кончается на «о», значит -это (озеро)

Что же такое озеро?

Озеро – большое природное углубление(замкнутый водоём), заполненный водой.

Озёра – это источники пресной воды, пищевых продуктов, сырья(например соли ), судоходные пути, чудесные места отдыха.

Какие крупные озера нашей страны вы знаете?

Слайды «Озера»

Самое глубокое озеро нашей планеты – Байкал .Его глубинасоставляет1620. Самое большое озеро на Земле –Каспийское море .На севере нашей страны много озёр, покрытых ледниками: Онежское, Ладожское.

В нашей области крупные озёра Чаны, Убинское, Урюм, Тандово,Хорошее.

А мы с вами провели небольшое исследование в нашем селе Теренгуль. Мы попытались узнать откуда берёт начало наше озеро Теренгуль, как оно выглядит, в каком состоянии оно находится. Итак, давайте обратимся к нашему исследованию.

Слайды «озеро Теренгуль»

Начинает озеро течь от буровой по небольшому ручью, а этот ручей течёт в само озеро Теренгуль. В переводе с тюрского Теренгуль – означает «глубокое озеро». Но мы не можем сейчас сказать, что озеро глубокое т.к. оно сильно загрязнено по вине человека. Когда- то оно разливалось до того места, где построена новая школа, а сейчас оно усохло. В нашем озере водилось много рыбы, но её становится всё меньше и меньше. Да и в скором времени в озере нельзя будет купаться.

Что же мы с вами можем сделать, чтоб сохранить наш водоём?

Слайд «Правила по охране водоёмов»

-Нельзя загрязнять воду в водоёмах: сливать в неё плохо очищенную воду, мыть автомобили.

-Выбрасывать пустые бутылки, вещи.

Ведь мы в ответе за будущее нашей планеты. И это касается не только нашего озера, но и всех водоемов, с которыми мы с вами познакомились.

Ну, а теперь я вам предлагаю порыбачить, ведь мы с вами взяли в своё путешествие удочку, червей. Но наша рыбалка будет особенной. Каждая выловленная вами рыбка будет необычной, она приготовила вам задание.

Игра « Рыбалка»

— Что такое водоём?

-На какие 2 группы делятся все водоёмы, приведите примеры.

-Чем море отличается от реки?

-Как называется начало реки, конец реки?

-Как определить правый берег и левый берег реки?

-Что такое озеро?

-Какие правила нужно соблюдать, когда вы бываете на водоёмах?

Мы с вами рассмотрели водоёмы, исследовали реки , озеро. Повторили правила по охране водоёмов. А теперь ещё раз обобщим в чём же заключается роль водоёмов?

Слайд «Значение водоёмов»

Значение водоёмов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные.

-Водоём – это место отдыха людей.

-Из водоёмов берут воду для хозяйственных нужд для заводов и фабрик.

-По воде перевозят грузы.

— Ну и , конечно, как красивы наши моря, озёра, реки.

Весь наш урок прошел под девизом : «Вода – это жизнь, красота и здоровье».

Наш урок подошёл к концу. Каждый из вас сделал открытия. Все работали плодотворно. Все , молодцы.

Домашнее задание: написать сочинение «Мои открытия про водоёмы».
ЛИТЕРАТУРА:

1.Волина В.В. «Загадки от А до Я»

С. –Пб: издательство «Дидактика Плюс», 1997.

2..Герасимова Т .П., Некрасова Н.П. «Начальный курс географии»

М.: «Дрофа»,2006.

3.Казакова О.В., Сбоева Н.А. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир +игровой материал» 2 класс

М.: «ВАКО»,2004.

4.Кравцова ВМ., Донукалова Р.П. « География Новосибирской области»

Н.: «Инфолио – пресс»,2000.

5.Лесниченко В.К. «Мир озёр» М.: «Просвещение»,1989

6.Манохина О.В. «Водоёмы и реки нашего края», журнал «Начальная школа» № 6, 2006.

7. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» учебник для 2 класса в 2 частях

М.: « Просвещение»,2006.

8.Энциклопедия « Что такое? Кто такой?» том 3

М.: издательство «Педагогика Пресс», 1994.

referat.znate.ru

«водоёмы и реки нашего края»

МУНИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТЕРЕНГУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

БАГАНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ТЕМА: «ВОДОЁМЫ И РЕКИ НАШЕГО КРАЯ».

УЧИТЕЛЬ: ПЕТРАШЕВСКАЯ Г. Н

2009 уч. год
Тема: Водоемы и реки нашего края

Цели: сформировать представление о водоемах нашего края.

Задачи: дать понятие частей реки и её отличия от озера путём групповой работы учащихся на основе исследовательской работы,

развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;

формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе.

Оборудование:

Физическая карта России, глобусы, мультимедийный проектор, СД- проигрыватель, карточки с названиями частей рек, рисунки озера, рыбок, удочка, макет водоёма, макет реки.

Ход урока:

1.Активизация мыслительной деятельности.

Мы продолжаем путешествие в окружающий мир. Где мы будем путешествовать, вы ,ребята, догадаетесь по этим предметам. Учитель показывает удочку, ведёрко, банку с червями.

Куда же можно отправиться с этими предметами?

Сегодня мы отправимся туда, где плещется вода, (Слайд о водоёмах)

и познакомимся с водоёмами .Выясним значение водоёмов в природе и жизни человека. Попытаемся исследовать реку и озеро. Познакомимся со способами охраны водоёмов.

На уроке нас ждут открытия, какими они будут большими или маленькими ? У каждого они будут свои.

Девиз нашего урока: «Вода – это жизнь, красота и здоровье».

Итак, в путь!

Раз мы сегодня говорим о водоёмах, а как вы понимаете это слово, его значение?

Водоём – это углубление на поверхности земли, заполненное водой. (показ макета водоёма).

А на какие 2 группы делятся водоёмы, вы скажите, просмотрев слайды. Слайды естественные и искусственные водоёмы.

Те водоёмы, которые создала природа, называются – естественные. К ним относятся океаны, моря, реки, озёра. А те, которые созданы человеком, искусственные. Это пруды, водохранилища.

А как вы думаете, какая вода в водоёмах?

В морях, океанах – солёная, в реках – пресная, пригодная для питья. Но пресной воды очень мало на Земле, поэтому её надо беречь.

Раскрутим глобус – модель земного шара.

Какого цвета стала Земля? Почему? (да синего, ведь 2/3 земной поверхности занимает вода).

Посмотрите на карту, как по карте мы можем определить водоёмы?

Тонкой линией изображены реки, а озёра, моря, пруды – неровными овалами.

Угадайте с каким из водоёмов мы начнём с вами знакомиться?
Шириною – широко,

Глубиною – глубоко,

День и ночь о берег бьётся,

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна,

И горька и солона. (море)

Моря – огромные водоёмы с солёной водой. Они богаты растительным и животным миром. Море даёт человеку продукты питания, лекарства, служит водными дорогами.

А кто – нибудь из вас был на море?

Слайд «море»,звучит музыка на диске «звуки моря».

Кто в первый раз увидит безбрежное море, тот без сомнения будет поражён.

Хорошо оно тогда, когда отражая в себе небо, солнце и облака, тянется к горизонту гладкой, блестящей , как зеркало поверхностью.

Слайд «волны на море»

Хорошо и тогда море, когда ветер колышет его поверхность; хорошо, хотя и страшно немного. Высокие волны с пенистыми гребнями бегут одна за другой бесконечными рядами. Но, отпрянув назад, от твёрдого камня, с жалобным стоном и плеском рушатся снова в море, уступая своё место другим.

Музыка на диске «звуки ревущего моря».

И все же морские берега – прекрасное место для отдыха. Может быть кому – то в будущем из вас и удастся отдохнуть на море.

А наш путь лежит к следующему водоёму.

С горы сбежала без оглядки,

С ручейком играла в прятки,

Широка и глубока – это быстрая (река)

Река – это водный поток, который течёт в одном направлении.(показ макета реки).

Самая чистая вода находится там, где образуется река. А знаете ли вы как она образуется?

Слайд « Части реки»

Каждая река начинается с маленькой – маленькой капельки, которая пробивается из – под земли и образуют капельку побольше – родник. Роднику мало места , и он превращается в ручеёк. Ручейки с более высоких мест текут в более низкие и соединяются. Чем больше ручьёв соединяются вместе, тем ручей становится шире и глубже. Так ручей образует реку.

Начало реки называют истоком.

Ребята, а почему его так назвали?

Исток – это место, откуда начинает течь водный поток.

Посмотрите налево, направо (работа по слайду) на пути нам встретились сестрички нашей реки. Случается, что две реки соединяются в одну. В таких случаях говорят, что одна река впадает в другую. Та река, которая впадает, называется притоком, а та , в которую она впадает – главной.

Скажите, как бы вы определили, какая река — главная, а какая – приток?

Приток обычно короче главной реки и часто бывает узким .И вот наша река

впадает в озеро. Место ,где река впадает в другую реку, озеро или море, называется – устьем. Устье – конец реки.

А вот вы могли бы определить берега у реки?

Как это сделать? (встать по течению реки: справа будет правый берег, а слева – левый)

А какие крупные реки нашей страны вы знаете? (Амур, Дон, Волга, крупнейшие реки Сибири- Обь, Иртыш, Енисей , Лена)

Значение рек.

Значение рек в жизни человека огромно. С незапамятных времен они дают воду. Издавна служили путями сообщения. На реках были построены самые древние наши города: Владимир, Новгород, Псков, Москва и др.

Реки служили границей государства.

. Очень важную роль в жизни людей играют реки и сейчас. Речная вода необходима сёлам, городам, фабрикам и заводам. По водной глади рек плывут грузовые и пассажирские суда, сплавляют лес.

Реки – великое наше богатство. Трудно вообразить, что было бы на Земле без рек. Наверное, наша планета представляла собой пустыню или каменистую местность. К счастью, природа наградила Землю реками, и человек издавна селился на её берегах, потому что где вода, там и жизнь.
А теперь мы оказались на берегу реки, давайте мы немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперёд ,

Мы на берегу реки,

А солнце жжёт.

Побежим скорей к реке,

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс

И продолжим наш рассказ.

Ну а теперь давайте ещё раз повторим части реки по слайду(отрабатываются понятия :устье, исток, притоки, главная река)

Ребята, а теперь мы с вами поиграем: соберем рассыпавшиеся части реки. Вы должны будете определить её начало, место, место впадения в озеро, её берега, притоки. Если вы этого не сделаете, то не сможете попасть ещё к одному водоёму.

Игра « Собери реку»

Вы правильно определили части реки , а теперь послушайте, как зазвучит наш ручеёк.

Диск «журчание воды»

А наш путь лежит дальше, мы приближаемся к следующему водоёму .Отгадайте из загадки:

Начинается на «о»,оно в горах встречается,

Нигде не повторяется.

И кончается на «о», значит -это (озеро)

Что же такое озеро?

Озеро – большое природное углубление(замкнутый водоём), заполненный водой.

Озёра – это источники пресной воды, пищевых продуктов, сырья(например соли ), судоходные пути, чудесные места отдыха.

Какие крупные озера нашей страны вы знаете?

Слайды «Озера»

Самое глубокое озеро нашей планеты – Байкал .Его глубинасоставляет1620. Самое большое озеро на Земле –Каспийское море .На севере нашей страны много озёр, покрытых ледниками: Онежское, Ладожское.

В нашей области крупные озёра Чаны, Убинское, Урюм, Тандово,Хорошее.

А мы с вами провели небольшое исследование в нашем селе Теренгуль. Мы попытались узнать откуда берёт начало наше озеро Теренгуль, как оно выглядит, в каком состоянии оно находится. Итак, давайте обратимся к нашему исследованию.

Слайды «озеро Теренгуль»

Начинает озеро течь от буровой по небольшому ручью, а этот ручей течёт в само озеро Теренгуль. В переводе с тюрского Теренгуль – означает «глубокое озеро». Но мы не можем сейчас сказать, что озеро глубокое т.к. оно сильно загрязнено по вине человека. Когда- то оно разливалось до того места, где построена новая школа, а сейчас оно усохло. В нашем озере водилось много рыбы, но её становится всё меньше и меньше. Да и в скором времени в озере нельзя будет купаться.

Что же мы с вами можем сделать, чтоб сохранить наш водоём?

Слайд «Правила по охране водоёмов»

-Нельзя загрязнять воду в водоёмах: сливать в неё плохо очищенную воду, мыть автомобили.

-Выбрасывать пустые бутылки, вещи.

Ведь мы в ответе за будущее нашей планеты. И это касается не только нашего озера, но и всех водоемов, с которыми мы с вами познакомились.

Ну, а теперь я вам предлагаю порыбачить, ведь мы с вами взяли в своё путешествие удочку, червей. Но наша рыбалка будет особенной. Каждая выловленная вами рыбка будет необычной, она приготовила вам задание.

Игра « Рыбалка»

— Что такое водоём?

-На какие 2 группы делятся все водоёмы, приведите примеры.

-Чем море отличается от реки?

-Как называется начало реки, конец реки?

-Как определить правый берег и левый берег реки?

-Что такое озеро?

-Какие правила нужно соблюдать, когда вы бываете на водоёмах?

Мы с вами рассмотрели водоёмы, исследовали реки , озеро. Повторили правила по охране водоёмов. А теперь ещё раз обобщим в чём же заключается роль водоёмов?

Слайд «Значение водоёмов»

Значение водоёмов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные.

-Водоём – это место отдыха людей.

-Из водоёмов берут воду для хозяйственных нужд для заводов и фабрик.

-По воде перевозят грузы.

— Ну и , конечно, как красивы наши моря, озёра, реки.

Весь наш урок прошел под девизом : «Вода – это жизнь, красота и здоровье».

Наш урок подошёл к концу. Каждый из вас сделал открытия. Все работали плодотворно. Все , молодцы.

Домашнее задание: написать сочинение «Мои открытия про водоёмы».

ЛИТЕРАТУРА:
1.Волина В.В. «Загадки от А до Я»

С. –Пб: издательство «Дидактика Плюс», 1997.

2..Герасимова Т .П., Некрасова Н.П. «Начальный курс географии»

М.: «Дрофа»,2006.

3.Казакова О.В., Сбоева Н.А. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир +игровой материал» 2 класс

М.: «ВАКО»,2004.

4.Кравцова ВМ., Донукалова Р.П. « География Новосибирской области»

Н.: «Инфолио – пресс»,2000.

5.Лесниченко В.К. «Мир озёр» М.: «Просвещение»,1989

6.Манохина О.В. «Водоёмы и реки нашего края», журнал «Начальная школа» № 6, 2006.

7. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» учебник для 2 класса в 2 частях

М.: « Просвещение»,2006.

8.Энциклопедия « Что такое? Кто такой?» том 3

М.: издательство «Педагогика Пресс», 1994.

kak.znate.ru

Школьный кабинет — View Article

Безопасность движения на воде

Дата публикации:
Автор:
Анастасия Дотц

Конспект занятия по безопасности жизнедеятельности

Безопасность движения на воде

Цель: Формирование у детей представление о правилах безопасного поведения на воде (в летнее время) .

Задачи: 1. Расширять представления о причинах несчастных случаев на воде, действиях в случае опасности.

2. Развивать способность помогать и сочувствовать людям.

3. Воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде.

ВОСПИТАТЕЛЬ:- Здравствуйте ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями!

— Здравствуйте!

Буратино : — Здравствуйте, ребята! Я Буратино, пришёл с вами поиграть, вот даже и мяч принес!

Воспитатель: — Здравствуй, Буратино! Ну, ведь это не мяч.

Буратино: — Что же это? Он круглый разноцветный.

Воспитатель: — Ребята, расскажите Буратино, что это? (Это глобус)

Воспитатель: Это модель планеты. Это земля в уменьшенном виде. Это наша планета, только очень маленькая.

Буратино: — Почему на глобусе так много синего цвета?

(Это моря, океаны, озера, реки.)

Буратино: — Ой, как её много!

Воспитатель: — Трудно вообразить, что было бы на Земле без рек, прудов, озер, морей. Наверное, планета была бы похожа на пустыню или каменистую местность. К счастью, на Земле очень много воды поэтому где вода, там и жизнь.

Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужна вода?

Без воды бы погибли растения, деревья, животные.

А еще для чего нам нужна речки, озера, моря?

Ответы детей.

Ловить рыбу, плавать, купаться.

Воспитатель: А в какое время года мы с вами чаще купаемся?

Летом

Воспитатель: Где?

На Волге на море на озере.

Вы купались летом?

Умеете плавать?

Воспитатель: Ребята а вы знаете, что бы купаться нужно соблюдать определенные правила

Безопасного поведения. Давайте мы расскажем Буратино о них.

На высоком берегу,

Дети не играйте!

Из-под ног уйти земля

Может, так и знайте!

И с обрыва прямо вниз

В воду полетите…

И останется кричать:

«Люди, помогите! »

Когда вокруг грохочет гром

И молния сверкает,

Не лезь в открытый водоём!

Ведь всякое бывает…

И если ты в грозу попал,

Не плавай, не купайся…

Лишь только дождик застучал,

На берег выбирайся!

И большим, и детям

Хочется сказать:

В незнакомом месте

Вам нельзя нырять!

Может очень мелкой

Речка оказаться…

А в песок опасно

Головой втыкаться!

Сучья, камни, стёкла

Спрятались на дне –

Их заметить сложно

В водной глубине…

Пляж буйками окружён

От судов, коряг и волн.

Значит, можно здесь купаться,

Ничего не опасаться.

Веселитесь, как хотите,

Но, пожалуйста, учтите:

Чтобы жизнь не потерять –

За буйки не заплывать!

Если развлекаться будешь на воде,

Проследи, чтоб шутка не вела к беде…

Не топи другого – может оказаться,

Что воды случится другу наглотаться,

Он запаникует, вырываться станет –

И тебя с собою под воду затянет!

И игра такая грустно завершится…

Мы вам не желаем в речке утопиться!

Катятся волны от лодок с судами…

Спорить не стоит с такими волнами!

Ты по возможности их избегай,

Близко к корабликам не подплывай:

Сверху пловца разглядеть очень сложно,

Затормозить на воде невозможно:

Может водой с головою накрыть,

Может дыхание перехватить…

Будет печальным финал, вероятно:

Вряд ли ты сможешь вернуться обратно…

Не надо безобразничать

И делать дырки в круге;

Не стоит жизнью рисковать

Ни другу, ни подруге.

Но если ты, но если ты

Шалун и злой проказник –

Недалеко и до беды:

Дырявый круг опасен.

Если вы в лодке поплыть захотите,

То обязательно, дети, учтите:

Можно кататься весь день, до заката,

Только раскачивать лодку не надо,

И за красивым цветком не тянуться –

Может судёнышко перевернуться…

Всплыть не сумеешь – тогда быть беде!

Будь осторожен всегда на воде!

Весело качаться детям на волнах

На цветных матрасах, надувных кругах.

Только непременно вы должны узнать:

Далеко не надо в воду заплывать!

Может прохудиться круг или матрас…

Кто спасти успеет из пучины вас?

И перевернуться на волнах легко…

Так что не советуем плавать далеко!

Воспитатель: Какие ты правила запомнил Буратино?

Буратино: Самое главное правило: когда мы купаемся, рядом должны быть взрослые.

– Нельзя нырять в незнакомых местах.

– Нельзя заплывать за буйки.

– Играя в воде, даже в шутку нельзя «топить» своих друзей.

Воспитатель: -Молодец! Буратино!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот такие правила безопасности их должны знать все дети и взрослые.

Сейчас мы проверим хорошо ли мы запомнили эти правила

КАРТИНА раскрасить шапочки у детей.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята а с какими людьми вы можете встретиться, на берегу которые помогают купающим (Со спасателями, водолазами) .

Воспитатель: Правильно. Кто такие спасатели? (Летом мы часто видим их у реки. Они наблюдают за поведением людей и оказывают помощь, если кому-то вдруг стало плохо, человек начал тонуть)

— Это очень сложная и ответственная работа, поэтому постарайтесь вести себя так, чтобы спасателям не пришлось выручать из беды вас. И еще запомните, что нельзя кричать: «Тону! » – если не происходит ничего серьезного. Спасатели бросятся к вам на этот крик, а в данное время в воде может оказаться человек, которому на самом деле понадобится помощь. Выясняя, что вы пошутили, спасатели потеряют силы и время.

Вы назвали еще одну профессию, связанную с водой, – водолаз.

Воспитатель: – Что приходиться наблюдатьводолазу на воде? -А какие животные умеют спасать людей на воде? (Собаки-водолазы)

А сейчас давайте сделаем ФИЗКУЛЬТ МИНУТКУ.

«Лягушата»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята посмотрите на картинки, и ответьте на вопрос что нужно взять с собой на речку отправляюсь купаться?

(Жилет, спасательный круг)

Воспитатель: Ребята а как вы думаете как мы можем помочь человеку который начал тонуть?

— Бросить ему спасательный круг, веревку,

Воспитатель: Давайте на память о нашем занятии нарисуем спасательные круги. И подарим Буратино и гостям, что бы они тоже запомнили эти правила.

schools.uchfilm.com

Конспект урока по окружаещему миру тема: «водоёмы и реки нашего края»

МУНИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТЕРЕНГУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

БАГАНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЕЩЕМУ МИРУ

ТЕМА: «ВОДОЁМЫ И РЕКИ НАШЕГО КРАЯ».

УЧИТЕЛЬ: ПЕТРАШЕВСКАЯ Г. Н

2009 уч. год

Тема: Водоемы и реки нашего края

Цели: сформировать представление о водоемах нашего края.

Задачи: дать понятие частей реки и её отличия от озера путём групповой работы учащихся на основе исследовательской работы,

развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;

формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе.

Оборудование:

Физическая карта России, глобусы, мультимедийный проектор, СД- проигрыватель, карточки с названиями частей рек, рисунки озера, рыбок, удочка, макет водоёма, макет реки.

Ход урока:

1.Активизация мыслительной деятельности.

Мы продолжаем путешествие в окружающий мир. Где мы будем путешествовать, вы ,ребята, догадаетесь по этим предметам. Учитель показывает удочку, ведёрко, банку с червями.

Куда же можно отправиться с этими предметами?

Сегодня мы отправимся туда, где плещется вода, (Слайд о водоёмах)

и познакомимся с водоёмами .Выясним значение водоёмов в природе и жизни человека. Попытаемся исследовать реку и озеро. Познакомимся со способами охраны водоёмов.

На уроке нас ждут открытия, какими они будут большими или маленькими ? У каждого они будут свои.

Девиз нашего урока: «Вода – это жизнь, красота и здоровье».

Итак, в путь!

Раз мы сегодня говорим о водоёмах, а как вы понимаете это слово, его значение?

Водоём – это углубление на поверхности земли, заполненное водой. (показ макета водоёма).

А на какие 2 группы делятся водоёмы, вы скажите, просмотрев слайды. Слайды естественные и искусственные водоёмы.

Те водоёмы, которые создала природа, называются – естественные. К ним относятся океаны, моря, реки, озёра. А те, которые созданы человеком, искусственные. Это пруды, водохранилища.

А как вы думаете, какая вода в водоёмах?

В морях, океанах – солёная, в реках – пресная, пригодная для питья. Но пресной воды очень мало на Земле, поэтому её надо беречь.

Раскрутим глобус – модель земного шара.

Какого цвета стала Земля? Почему? (да синего, ведь 2/3 земной поверхности занимает вода).

Посмотрите на карту, как по карте мы можем определить водоёмы?

Тонкой линией изображены реки, а озёра, моря, пруды – неровными овалами.

Угадайте с каким из водоёмов мы начнём с вами знакомиться?

Шириною – широко,

Глубиною – глубоко,

День и ночь о берег бьётся,

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна,

И горька и солона. (море)

Моря – огромные водоёмы с солёной водой. Они богаты растительным и животным миром. Море даёт человеку продукты питания, лекарства, служит водными дорогами.

А кто – нибудь из вас был на море?

Слайд «море»,звучит музыка на диске «звуки моря».

Кто в первый раз увидит безбрежное море, тот без сомнения будет поражён.

Хорошо оно тогда, когда отражая в себе небо, солнце и облака, тянется к горизонту гладкой, блестящей , как зеркало поверхностью.

Слайд «волны на море»

Хорошо и тогда море, когда ветер колышет его поверхность; хорошо, хотя и страшно немного. Высокие волны с пенистыми гребнями бегут одна за другой бесконечными рядами. Но, отпрянув назад, от твёрдого камня, с жалобным стоном и плеском рушатся снова в море, уступая своё место другим.

Музыка на диске «звуки ревущего моря».

И все же морские берега – прекрасное место для отдыха. Может быть кому – то в будущем из вас и удастся отдохнуть на море.

А наш путь лежит к следующему водоёму.

С горы сбежала без оглядки,

С ручейком играла в прятки,

Широка и глубока – это быстрая (река)

Река – это водный поток, который течёт в одном направлении.(показ макета реки).

Самая чистая вода находится там, где образуется река. А знаете ли вы как она образуется?

Слайд « Части реки»

Каждая река начинается с маленькой – маленькой капельки, которая пробивается из – под земли и образуют капельку побольше – родник. Роднику мало места , и он превращается в ручеёк. Ручейки с более высоких мест текут в более низкие и соединяются. Чем больше ручьёв соединяются вместе, тем ручей становится шире и глубже. Так ручей образует реку.

Начало реки называют истоком.

Ребята, а почему его так назвали?

Исток – это место, откуда начинает течь водный поток.

Посмотрите налево, направо (работа по слайду) на пути нам встретились сестрички нашей реки. Случается, что две реки соединяются в одну. В таких случаях говорят, что одна река впадает в другую. Та река, которая впадает, называется притоком, а та , в которую она впадает – главной.

Скажите, как бы вы определили, какая река — главная, а какая – приток?

Приток обычно короче главной реки и часто бывает узким .И вот наша река

впадает в озеро. Место ,где река впадает в другую реку, озеро или море, называется – устьем. Устье – конец реки.

А вот вы могли бы определить берега у реки?

Как это сделать? (встать по течению реки: справа будет правый берег, а слева – левый)

А какие крупные реки нашей страны вы знаете? (Амур, Дон, Волга, крупнейшие реки Сибири- Обь, Иртыш, Енисей , Лена)

Значение рек.

Значение рек в жизни человека огромно. С незапамятных времен они дают воду. Издавна служили путями сообщения. На реках были построены самые древние наши города: Владимир, Новгород, Псков, Москва и др.

Реки служили границей государства.

. Очень важную роль в жизни людей играют реки и сейчас. Речная вода необходима сёлам, городам, фабрикам и заводам. По водной глади рек плывут грузовые и пассажирские суда, сплавляют лес.

Реки – великое наше богатство. Трудно вообразить, что было бы на Земле без рек. Наверное, наша планета представляла собой пустыню или каменистую местность. К счастью, природа наградила Землю реками, и человек издавна селился на её берегах, потому что где вода, там и жизнь.

А теперь мы оказались на берегу реки, давайте мы немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперёд ,

Мы на берегу реки,

А солнце жжёт.

Побежим скорей к реке,

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс

И продолжим наш рассказ.

Ну а теперь давайте ещё раз повторим части реки по слайду(отрабатываются понятия :устье, исток, притоки, главная река)

Ребята, а теперь мы с вами поиграем: соберем рассыпавшиеся части реки. Вы должны будете определить её начало, место, место впадения в озеро, её берега, притоки. Если вы этого не сделаете, то не сможете попасть ещё к одному водоёму.

Игра « Собери реку»

Вы правильно определили части реки , а теперь послушайте, как зазвучит наш ручеёк.

Диск «журчание воды»

А наш путь лежит дальше, мы приближаемся к следующему водоёму .Отгадайте из загадки:

Начинается на «о»,оно в горах встречается,

Нигде не повторяется.

И кончается на «о», значит -это (озеро)

Что же такое озеро?

Озеро – большое природное углубление(замкнутый водоём), заполненный водой.

Озёра – это источники пресной воды, пищевых продуктов, сырья(например соли ), судоходные пути, чудесные места отдыха.

Какие крупные озера нашей страны вы знаете?

Слайды «Озера»

Самое глубокое озеро нашей планеты – Байкал .Его глубинасоставляет1620. Самое большое озеро на Земле –Каспийское море .На севере нашей страны много озёр, покрытых ледниками: Онежское, Ладожское.

В нашей области крупные озёра Чаны, Убинское, Урюм, Тандово,Хорошее.

А мы с вами провели небольшое исследование в нашем селе Теренгуль. Мы попытались узнать откуда берёт начало наше озеро Теренгуль, как оно выглядит, в каком состоянии оно находится. Итак, давайте обратимся к нашему исследованию.

Слайды «озеро Теренгуль»

Начинает озеро течь от буровой по небольшому ручью, а этот ручей течёт в само озеро Теренгуль. В переводе с тюрского Теренгуль – означает «глубокое озеро». Но мы не можем сейчас сказать, что озеро глубокое т.к. оно сильно загрязнено по вине человека. Когда- то оно разливалось до того места, где построена новая школа, а сейчас оно усохло. В нашем озере водилось много рыбы, но её становится всё меньше и меньше. Да и в скором времени в озере нельзя будет купаться.

Что же мы с вами можем сделать, чтоб сохранить наш водоём?

Слайд «Правила по охране водоёмов»

-Нельзя загрязнять воду в водоёмах: сливать в неё плохо очищенную воду, мыть автомобили.

-Выбрасывать пустые бутылки, вещи.

Ведь мы в ответе за будущее нашей планеты. И это касается не только нашего озера, но и всех водоемов, с которыми мы с вами познакомились.

Ну, а теперь я вам предлагаю порыбачить, ведь мы с вами взяли в своё путешествие удочку, червей. Но наша рыбалка будет особенной. Каждая выловленная вами рыбка будет необычной, она приготовила вам задание.

Игра « Рыбалка»

— Что такое водоём?

-На какие 2 группы делятся все водоёмы, приведите примеры.

-Чем море отличается от реки?

-Как называется начало реки, конец реки?

-Как определить правый берег и левый берег реки?

-Что такое озеро?

-Какие правила нужно соблюдать, когда вы бываете на водоёмах?

Мы с вами рассмотрели водоёмы, исследовали реки , озеро. Повторили правила по охране водоёмов. А теперь ещё раз обобщим в чём же заключается роль водоёмов?

Слайд «Значение водоёмов»

Значение водоёмов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные.

-Водоём – это место отдыха людей.

-Из водоёмов берут воду для хозяйственных нужд для заводов и фабрик.

-По воде перевозят грузы.

— Ну и , конечно, как красивы наши моря, озёра, реки.

Весь наш урок прошел под девизом : «Вода – это жизнь, красота и здоровье».

Наш урок подошёл к концу. Каждый из вас сделал открытия. Все работали плодотворно. Все , молодцы.

Домашнее задание: написать сочинение «Мои открытия про водоёмы».

ЛИТЕРАТУРА:

1.Волина В.В. «Загадки от А до Я»

С. –Пб: издательство «Дидактика Плюс», 1997.

2..Герасимова Т .П., Некрасова Н.П. «Начальный курс географии»

М.: «Дрофа»,2006.

3.Казакова О.В., Сбоева Н.А. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир +игровой материал» 2 класс

М.: «ВАКО»,2004.

4.Кравцова ВМ., Донукалова Р.П. « География Новосибирской области»

Н.: «Инфолио – пресс»,2000.

5.Лесниченко В.К. «Мир озёр» М.: «Просвещение»,1989

6.Манохина О.В. «Водоёмы и реки нашего края», журнал «Начальная школа» № 6, 2006.

7. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» учебник для 2 класса в 2 частях

М.: « Просвещение»,2006.

8.Энциклопедия « Что такое? Кто такой?» том 3

М.: издательство «Педагогика Пресс», 1994.

uchebana5.ru

4 класс. ОБЖ. Безопасность и защита в чрезвычайных ситуациях — Чем опасен водоём. Безопасность на воде

Комментарии преподавателя

 Трудно вообразить, что было бы на Земле без рек, прудов, озер, морей. Наверное, планета была бы похожа на пустыню или каменистую местность. К счастью, на Земле достаточно большие водные пространства, и человек издавна селился на их берегах, потому что где вода, там и жизнь.

Прпвила купания.

—  рядом должны быть взрослые.

– Нельзя нырять в незнакомых местах.
– Нельзя заплывать за буйки.
– Играя в воде, даже в шутку нельзя «топить» своих друзей.

Правила катания на лодке.

Плыть на лодке, кажется, надежнее. Люди издавна пользуются лодками для передвижения и рыбной ловли. Но и здесь существуют определенные правила безопасности.

Во-первых, кататься на лодке можно только под присмотром взрослых.
Во-вторых, прежде чем сесть в лодку, надо проверить, исправна ли она, нет ли течи, в порядке ли весла.
В-третьих, на борту должны быть спасательные средства и черпак для вычерпывания воды.
Чтобы лодка не перевернулась, не надо ее раскачивать. Нельзя вставать в лодке, меняться местами, садиться на борт или перегибаться через него.
Не подплывайте близко к проходящим судам и катерам – лодку может перевернуть волной.
Нельзя заплывать на лодке в места массового купания. Почему, как вы думаете?

Правила безопасного поведения на воде

1. Когда ты купаешься, рядом должны быть взрослые.
2. Не стой и не играй в тех местах, откуда можно упасть в воду (на краю пристани, мосту, крутом берегу).
3. Не затевай шумных игр на плавающих средствах (лодках, катерах, надувных матрасах, плотах и т.д.).
4. Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать.
5. Не ныряй в незнакомых местах.
6. Не заплывай за буйки.
7. Не подплывай близко к судам.
8. Нельзя, играя на воде, тянуть друг друга под воду, топить.
9. Не заплывай далеко на надувных предметах.
10. Не раскачивай лодку, не ходи по ней и не перегибайся через борт.

ИСТОЧНИКИ

http://shkola-abv.ru/katalog_prezentaziy8.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/06/21/bezopasnoe-povedenie-na-vode

www.kursoteka.ru

Советы рукодельницам