Три чуда из сказки «О царе Салтане» А
«Три чуда из сказки «О царе Салтане» А. С. Пушкина»
Тема: «Три чуда из сказки «О царе Салтане» А.С. Пушкина».
— Совершенствовать знания детей о возможности восприятия литературных произведений с трёх сторон: литературы, музыки, изобразительного искусства.
— Формировать базовую культуру посредством приобщения детей к музыкальной культуре.
— Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при прослушивании музыки разного характера.
— Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, эстетическую оценку, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности.
— Развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание посредством прослушивания музыкальной оперы Римского-Корсакого «Три чуда», бесед по картинам Врубеля и Билибина.
— Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к классической музыке.
— Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
— Воспитывать добрые черты характера, любовь к поэзии А.С. Пушкина.
Форма организации интегрированного урока. контрастная.
Оборудование: книга для чтения, мультимедийная установка, презентация, отрывки из музыкального произведения Римского-Корсакова “Три чуда”, картина М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”, портреты: А.С.Пушкина, М.А.Врубеля, И.Я.Билибина, карточки для самостоятельной работы.
Предварительная работа: Чтение и беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Знакомство с композитором и с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Подготовка наглядного и раздаточного материала к опере Н.А. Римского-Корсакова. Подготовка шаблонов для рисования картин по произведения А.С. Пушкина. Заучивание детьми небольших и отдельных фрагментов: «Белка», «Тридцать три богатыря» и «Царевна-лебедь».
Оргмомент.
— Здравствуйте дети! Сегодня у нас непростой урок. Наш урок сочетает в себе такие предметы, как чтение и развитие речи, музыку и изобразительное искусство. Прозвенел уже звонок
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне гостям
И садитесь по местам.
Проверка домашнего задания.
Выставка рисунков по произведениям А.С. Пушкина.
— Что вам было задано на дом? Вспомнить все сказки А.С. Пушкина и нарисовать рисунки для выставки.
— Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
— Внимательно послушайте, что мы вам прочитаем и попробуйте вспомнить названия сказок.
«Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать. (Сказка о золотом петушке).
« Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? (Сказка о спящей красавице и семи богатырях).
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. (Сказка о рыбаке и рыбке).
« За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит». (Сказка о царе Салтане).
3. Сообщение темы урока.
— Сегодня мы с вами вместе рассмотрим чудеса, которые описывает А.С. Пушкин в своей « Сказке о царе Салтане». Но сначала вспомним с чего всё началось.
4. Работа по теме урока.
1. — А.С. Пушкин самый известный и талантливый русский писатель. Его даже называют «солнцем русской поэзии», так ярки и красивы его произведения. Он был таким же ребёнком как и вы. Любил играть, шалить, капризничать иногда грустить. Семья его жила в Москве, когда столицей считался Санкт-Петербург. Туда приезжали богатые дворяне и вельможи отдохнуть от городской суеты.
— У Саши Пушкина была няня Арина Родионовна. — простая крестьянская женщина. Мальчик её очень любил. Няня знала много сказок и рассказывала их мальчику. Сядет, бывало, маленький Саша возле няни на скамеечку, Арина Родионовна возьмёт свой вязанье и начнёт рассказывать сказки. А в них волшебная рыбка, и злой Кощей, и дядька Черномор, и молодая царевна, которую отравила яблоком злая колдунья. Много сказок знала Арина Родионовна и очень хорошо умела их рассказывать. Так хорошо, что Саша просил повторять их по несколько раз…
Дитя господское. И всё же
Арина чуяла барчук
Ей был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши.
Дай бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души,
Но этот был её любовью.
И не к нему ль во всяку ночь
Арина шла со сказкой складной?
Весьма до сказок был охоч
Её питомец ненаглядный.
— Прошло много лет, мальчик вырос, закончил лицей (так называлась школа для мальчиков), стал сам великим писателем и написал большое количество сказок.
— А вы хотите попасть в сказку? Ну что же слушайте сказку и помогайте её рассказывать. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три сестрицы.
Три сестрица под окном,
Пряли поздно вечером.
Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица, —
Говорит её сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила б богатыря.
— Что же было дальше?
— Да приавильно. Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой позавидовали сестре и решили её погубить. Царевна тем временем родила чудного мальчика и послала гонца с известием к царю-батюшке. Но сестры со сватьей бабой Бабарихой подменили письмо.
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
Родила царица в ночь
Не-то сына, не то дочь
Не мышонка, не лягушку
А неведому зверюшку.
Узнав такое известие, царь опечалился, и с тем же гонцом отправляет письмо. Где говорит, что приедет и сам всё решит. Во второй раз меняют письмо сёстры-завистницы.
«Царь велит своим боярам
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод.
Запись фрагмента «шум моря». Закройте глаза. Вслушайтесь в мерное движение волн. и представьте себе ночное небо, и блеск звёзд на небе, и плывущую по волнам неуклюжую бочку, и плач царицы, и даже то, как чудесным образом «не по дням, а по часам» растёт царь Гвидон.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море воны хлещут;
Туча по небу идёт
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в нём царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
Ты волна моя волна,
Ты гульлива и вольна,
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Не губи ты наши души:
Выплесни ты нас на сушу.
И послушалась волна,
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько…
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Как бы здесь во двор окошко
Нам проделать? Молвил он.
Вышиб дно и вышел вон.
— Лопнули железные обручи бочки. Вышли на землю мать с сыном. И вот перед ними город белокаменный, а в том городе чудеса.
— Вспомните, сколько чудес в сказке о царе Салтане?
— Какие это чудеса?
— Да, вы правы в « Сказке о царе Салтане» три чуда. Давайте рассмотрим эти чудеса с трёх сторон, со стороны литературы, музыки и искусства. Эту сказку можно рассказывать не только словом. но и музыкальными звуками. Великого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова называют величайшим сказочником. Он очень увлечен был русской стариной, русскими сказками и песнями. С шести лет он начал учится читать и писать ноты, пробовал сочинять музыку, очень любил родную природу и русские сказки. Когда маленький Коля вырос, он стал писать настоящие, большие музыкальные произведения, и всю свою любовь к сказкам он перенёс в них.
— В опере «Три чуда» у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка. Сейчас мы послушаем отрывок. а вы определите, к какому чуду он относится? (Иллюстрации к сказке, на которых изображены белка, царевна Лебедь, богатыри и море. (Звучит фрагмент «Белка»).
— Вы услышали музыкальный фрагмент, отрывок «Как вы думаете, какая картинка подходит к этой музыке? Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» образ белочки.
— Что композитор использовал для этого? (музыкальная композиция построена с элементами игривой музыки, белочка как будто перескакивает с ветки на ветку, композитор включил в оперу отрывок народной песни «Во саду ли в огороде»).
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет
А орешки не простые
Все скорлупки золотые
Ядра — чистый изумруд
Слуги белку стерегут.
— Сейчас мы прослушает ещё один музыкальный фрагмент. А вы подумайте, какая картинка подойдёт к этой музыке? (отрывок 33 богатыря)
Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» тридцать трёх богатырей. Что мы слышим в этом отрывке?
— В музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и постепенно из него появляются богатыри. Богатыри постепенно выходят из моря, князь Гвидон любуется ими. Музыкальные краски торжественные. радостные, яркие.
— А вот как описывает это автор сказки.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой.
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге.
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Все ровны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
— А теперь давайте рассмотрим репродукцию картины И.Я. Билибина. (Портрет). Иван Яковлевич Билибин тоже нарисовал много художественных произведений к сказкам А.С. Пушкина. Посмотрите на картину 33 богатыря.
-Какие цвета использует автор в этой картине?
— Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?
5. Физкультминутка.
— Давайте попробуем своими движениями передать поступь 33 богатырей.
— А сейчас, внимание, третий музыкальный отрывок. (Царевна Лебедь).
— Выберите картинку соответствующую музыке и слушают фрагмент повторно.
За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!
— Великий русский художник М.А.Врубель специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь
— Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых?
— Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения. Это одна из любимых картин художника. Картина навеяна поэзией Пушкина, музыкой Римского-Корсакова и сказаниями русского народа.
— Прекрасная девушка-птица плывет по безбрежному морю навстречу надвигающейся ночи. Лицо у неё нежное, задумчивое с большими темно-синими глазами. Оно полно грусти и печали. Она удаляется, уходит от нас.
— Лучи солнца скользят по драгоценным каменьям. которые на руке и на головном уборе-кокошнике. Такой красивый головной убор носили раньше сказочно богатые женщины. По легкой прозрачной одежде Царевны, дымчатого цвета, так же пробегают лучи солнца, делая ее нежно — розовой, и напоминая оперенье птицы. А вдали мы видим свинцовое небо, сливающееся с морем.
— А чем же заканчивается сказка? Найдите в тексте и прочитайте эти слова.
6. Викторина по сказке.
— Кто автор сказки о царе Салтане?
— Сколько чудес в сказке о царе Салтане?
— Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?
— Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?
Три сестрица под окном,
Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещёный …….
Приготовила б я пир.
Топишь берег ты ………,
Не губи ты наши ……….
Выплесни ты нас на сушу.
А орешки не простые
Ядра — чистый изумруд
Слуги ………… стерегут.
Все красавцы удалые,
Все ровны, как на подбор,
С ними дядька ………….
А сама-то величава
Выступает, будто ……..
А как речь-то говорит
Словно ………. журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!
— Кто автор сказки о царе Салтане?
— Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?
— Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?
— Сколько чудес в сказке о царе Салтане?
7. Итог урока
— Вам понравилась эта художественно-музыкальная сказка?
— А нам было очень интересно и приятно вместе с вами еще раз вспомнить прекрасную сказку А.С. Пушкина и познакомиться с замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова, написанной к ней, и с картинами знаменитых художников Врубеля и Билибина.
— А что запомнилось вам больше всего?
velikiy-pushkin.ru
Какие три чуда описывает Пушкин в «Сказке о царе Салтане»?
Какие три чуда описывает Пушкин в «Сказке о царе Салтане»?
Какие три чуда описывает Пушкин в «Сказке о царе Салтане»?
- «Белка там живет чудная» — белочка, которая грызла золотые орешки и добывала из них ядра-чистый изумруд. Белка умела петь песенки и танцевать.
Бессмертное и неповторимое произведение Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане» действительно является одной из самых любимых сказок не только у детей, но и у взрослых. Что касается трех чудес, которые были описаны в данном произведении, то это:
- белочка, грызущая орешки с золотыми скорлупками,
- тридцать три славных богатыря, во главе с Черномором,
- прекрасная Царевна — лебедь.
Великий поэт и сказочник Александр Пушкин был затейлив на выдумки, что и продемонстрировал в своей «Сказке о царе Салтане». В этой стихотворной сказке поэт проявил свою фантазию в полной мере, украсив повествование несколькими чудесами.
Первое чудо — необычная белочка, грызущая диковинные орешки: с изумрудными ядрами и золотыми скорлупками.
Чудо под вторым номером — появление на берегу тридцати трех богатырей во главе с лидером: дядькой Черномором. Небольшой отряд красавцев-богатырей, облаченных в броню из блестящей чешуи, появляется из моря, что само по себе удивительно.
Третье пушкинское чудо мне нравится больше всего, и это: великолепная царевна-Лебедь, которая ночью освещает землю, а днем затмевает божий свет.
Цифра «три» является лейтмотивом многих сказок. В том числе и в этой сказке Пушкина речь идет именно о трех чудесах.
Если перечислять в той последовательности, в которой они идут в сказке, то самое первое — это белочка в клетке. Чудо заключалось в том, что белочка пела песенки и грызла золотые орешки.
Второе чудо — это витязи, которые выходили из глубин моря на сушу. Во главе витязей был Черномор. А было их ровно тридцать.
Третье чудо — это прекрасная лебедь, которая в конце превращается в царевну.
В этой сказке были и другие чудеса, например, князь Гвидон, который превращается то в муху, то в комара.
А как же пушкинские строки: «в чешуе, как жар горя, тридцать ТРИ богатыря»?
Куда подевались еще три богатыря, по Вашей логике?
Мдя. Зато ответили на звездный вопрос, отметились. — более года назад
Чудес, описанных в сказке о царе Салтане больше чем три чуда, поэтому я перечислю три чуда, которые мне больше всего нравятся. Это в первую очередь, белочка, которая умеет петь и которая грызёт орешки в золотой скорлупе с изумрудными ядрами. Это так же Царевна Лебедь удивительной красоты и третье чудо — это богатыри, которые живут в море и выходят на берег, чтобы охранять князя Гвидона.
После того, как жену Салтана с сыном выбросило с бочкой на сушу и парень встретил лебедь, он всячески старался увидеть отца и пригласить того к себе, передавая поклоны через купцов. Но каждый раз ткачиха, бабариха и повариха всячески отговаривали Салтана, придумывая любые чудеса для этого, а сын царя (князь Гвидон) слышал их речи и у себя на острове воплощал их в реальность:
- Так (будучи комаром) Гвидон услышал о чудо белке, которая грызёт золотые орехи, внутри которых изумруды — это первое чудо было.
- Салтан услыхал о белке и хотел отведать остров, но три бабы отговорили его тем ,что есть и другое чудо: 33 богатыря и дядька Черномор (Гвидон тогда мухой подслушал их речи).
- И третий раз обернулся парень шмелём, когда услышал о третьем чуде из чудес: прекрасной девушке со звездой во лбу и месяцем под косой — этой красавицей и стала для Гвидона его лебедь.
Сказка «О царе Салтане. » действительно содержит много чудес, на то она и сказка.
Чудом можно назвать, например, и то, что царевна с царевичем выжили и попали на остров. потом превращение царевича в муху и т.д.
Но так уж и быть, назовем основные, о которых купцы и рассказывают царю Салтану.
Это появление на острове, где стоял лишь только дуб, под которым царевич с матерью и заснули, города.
Это белочка, которая грызет не простые орешки, а с изумрудом.
Третье чудо в сказке.
Это тридцать три богатыря, которые охраняют вместе с Черномором остров царевича Гвидона.
И еще есть четвертое чудо.
Это жена царевича, которая превратилась в прекрасную царевну из лебеди.
Отрывок о Царевне со звездой во лбу наиболее запоминающийся. В мультфильме Царевна выступает настоящей павой, сверкает месяц под косой и переливается во лбу звезда. Слова «33 богатыря» сегодня стали устойчивым выражением, которое широко употребляется в народе, правда, без иносказательного смысла. 33 богатыря, Черномор и Царевна настоящие волшебные герои в сказе, из появление можно объяснить только чудом из чудес. И еще еще одно чудо, поющая песенки белочка. Белочка грызет не простые орешки и этому можно найти объяснение, если подходить с точки реальной жизни, но поющих белок в жизни не бывает, поэтому ее появление тоже относится к ряду волшебных действий в сказке.
Сказка Пушкина «Сказка о царе Салтане» просто полна чудес.
Главные чудеса сказки это:
- Белка, которая грызла в сказке орешки с золотой скорлупой и ядрами из изумруда.
- Тридцать три богатыря — которые вышли из волн.
- Царевна-лебедь — прекрасная девица, которая была сестрой богатырям.
Это ещё не се чудеса сказки, на стоящим чудом можно назвать, что Жена царя с младенцем в бочке остались живы, не иначе как чудом можно назвать превращение князя Гвидона в комара.
А разве не чудо, что мать и сын (князь Гвидон) остались живы. Когда их в бочку посадили и бросили в море. Кто может проплавать в ней в море и остаться жив. Самое чудо, не было бы его и сказка продолжение не получила бы. И Царевны-лебедь не было бы.
В «Сказке о царе Салтане» действительно описываются три чуда. Первое чудо — это белка, которая кушает золотые орехи. Царевна-лебедь — второе чудо. И остается третье чудо — это тридцать три богатыря их дядька.
velikiy-pushkin.ru
Три чуда — из оперы
«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
Сказка в музыке.
Авторы: старший воспитатель Светлана Анатольевна Смелянская, музыкальный руководитель Светлана Михайловна Мохова, Северо-Западное окружное управление образования ГБОУ детский сад N 2302, г. Москва.
Цель: Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки, поэзию.
- Побуждать детей выражать свои мысли и чувства в движении, музыке.
- Способствовать в развитии образной речи, умение рассматривать иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина
- Развивать познавательные и творческие возможности детей.
- Развивать культуру слушания классических произведений
- Развивать воображение, память, умение сравнивать, анализировать….
- Аудиозапись музыкальных произведений три чуда: «Белка», «33 богатыря», «Царевна лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова;
- музыкальные инструменты: металлофоны, ложки, треугольники.
- иллюстрации к «Сказке о царе Салтане».
Музыкальный материал: Песни «Ветер по морю гуляет» Г. Струве, «Ласковая сказка» Н. Гогина. Муз. движение «33 богатыря», «Царевна-лебедь». Оркестр «Белка».
- Музыка
- Чтение художественной литературы
- Коммуникация
- Социализация
- Познание
- Слушание музыки
- Совместное пение
- Шумовой оркестр
- Музыкальное движение
- Чтение стихов
- Беседа
Дети заходят в зал и садятся на стулья. Здороваемся по-музыкальному.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы, конечно, знаете, что музыка нам многое может рассказать. Давайте вспомним, о чем нам рассказывала музыка, которую мы слушали на занятиях?
Дети: О природе, о настроениях и чувствах человека, о птицах и животных, может рассказывать сказки.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы любите сказки? (Да). Предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и удивительную страну сказок. Хотите? (Да). Сейчас мы исполним песню, а вы подумайте в какую сказку мы с вами попали.
Музыкальный руководитель: Ребята, в какую сказку мы с вами попали? («Сказка о царе Салтане»)
Воспитатель: Полное ее название: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди».
Воспитатель: А кто автор сказки? (А.С.Пушкин).
— А какие сказки Пушкина вы знаете? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде»).
Музыкальный руководитель: Многие композиторы писали свои музыкальные произведения по литературным произведениям. На сюжет сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» была написана опера. Что такое опера?
Дети: Это музыкальное действие, в котором только поют.
Музыкальный руководитель: А кто написал эту оперу? (Н.Римский – Корсаков)
Музыкальный руководитель: Это великий русский композитор. Он написал много произведений на сказочные сюжеты. В опере «Сказка о царе Салтане» сюжет сохранен таким, как его придумал Пушкин. Но композитор Н. А. Римский-Корсаков сочинил удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев Пушкина. Одно из замечательных мест оперы – отрывок под названием «Три чуда», которые происходили в необычном городе-острове Леденце.
Сейчас мы послушаем музыкальную тему, которая изображает город-остров Леденец, на котором оказались царевна и царевич. Подумайте, каким он изображен в музыке, представьте его себе и опишите.
Слушание отрывка город Леденец.
Музыкальный руководитель: Какая музыка? Что она изображает?
Дети: музыка торжественная, величественная. Изображается переливание воды, плеск волн. Звучит труба.
Музыкальный руководитель: Какие же три чуда произошли в этом необычном городе Леденце?
Дети: Белка, 33 богатыря, царевна-лебедь.
Музыкальный руководитель: Мы послушаем фрагмент про одно из этих чудес. Ваша задача внимательно слушать и догадаться, какое чудо нам хотел рассказать композитор.
Музыкальный руководитель: Какая эта музыка по характеру? (легкая, воздушная, танцевальная, светлая и т.д.). Какой инструмент ведет мелодию? (флейта).
О каком чуде рассказывал композитор? (белка).
Воспитатель: А как Пушкин описал это чудо?
Ребенок: Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Музыкальный руководитель: Какая песня лежит в основе этого произведения? (Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»). Ребята, возьмем инструменты, создадим свой оркестр и исполним это произведение.
Воспитатель: Снова корабельщики отправились к царю Салтану, рассказали ему о белочке. Но тут ткачиха говорит:
«Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды
Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
Музыкальный руководитель: а какое же это диво? Слушаем.
Музыкальный руководитель: Что передает нам музыка? Какое диво произошло?
Дети: 33 богатыря выходят из моря.
Музыкальный руководитель: какими изображены богатыри?
Дети: Смелыми, грозными, решительными, строгими, грозными.
Музыкальный руководитель: какие у них одежды, оружие?
Дети: Богатыри в кольчугах, в шлемах. В руках у них щиты и мечи.
Музыкальный руководитель: какой пейзаж окружает богатырей?
Дети: море бурлящее, взволнованное, беспокойное.
Давайте послушаем как Пушкин выразил это чудо.
Ребенок: Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Музыкальный руководитель: А сейчас мы станем участниками этой сказки и выразим настроение и характер музыки через движение.
Девочки берут ленточки, садятся на колени и импровизируют танец волн, а мальчики маршируют, подражая богатырям.
Воспитатель: Но что же на это диво ответила сватья баба Бабариха?
«Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают, или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть другое диво?
Музыкальный руководитель: И последнее, третье чудо. А Н.Римский – Корсаков изобразил это чудо так.
Музыкальный руководитель: О каком диве здесь идет речь?
Музыкальный руководитель: Какая она?
Дети: Волшебная, сказочная, красивая, таинственная, гордая, спокойная, неторопливая и т.д.
Музыкальный руководитель: Вот как о ней написал А.С.Пушкин:
Ребенок: За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Музыкальный руководитель: А сейчас нам девочки покажут это чудо в своем исполнении.
Дети в движении передают образ царевны-лебеди.
Воспитатель: Вспомним, чем закончилась сказка.
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана
Князь Гвидон тогда вскочил,
«Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».
… Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
… Царь ступил на двор широкой:
Там под елкою высокой
Белка песенки поет,
Золотой орех грызет.
Под косой луна блестит
А во лбу звезда горит!
… Царь слезами залился.
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол,
И веселый пир пошел!
Музыкальный руководитель: Ребята, наше путешествие по сказке завершается.
Понравилось ли вам наше путешествие? Итак, в какой сказке мы сегодня побывали?
— А кто написал музыку к этой сказке?
— Какие три чуда мы сегодня услышали в музыке Римского-Корсакова?
Музыкальный руководитель: Ребята, мы можем не только прочитать сказку, но и услышать ее в музыке. И на прощание исполним друг другу песню «Ласковая сказка».
Музыкальный руководитель: До свидания.
velikiy-pushkin.ru
«Три чуда в опере-сказке Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Разделы: Работа с дошкольниками
Направление: Художественно-эстетическое
Интеграция областей: “Музыка”, “Коммуникация”, “Художественное развитие”.
Программное содержание:
- Способствовать расширению и углублению музыкальных впечатлений, развитию устойчивого слухового внимания у дошкольников.
- Прививать любовь и интерес к классической музыке, способствуя формированию общей духовной культуры.
- Различать средства музыкальной выразительности (темп, лад. регистр, динамику).
- Высказываться о чувствах, настроении, выраженных в музыке.
- Развивать творческие способности детей через раскрытие музыкальных образов в движении, игре на ДМИ.
Материал: детские музыкальные инструменты: трещотки, барабаны, ложки, треугольники, бубны, металлофон.
Предварительная работа: чтение “Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богарыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” А. Пушкина.
Оборудование: проектор, музыкальный центр.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети свободно входят в зал, музыкальный руководитель их приветствует, предлагает им занять места поудобнее в музыкальной гостиной и порассуждать о чуде: что это такое, как они понимают это явление? Может быть кто-то из них сталкивался в своей жизни?
Ребята отвечают на вопросы, делятся своим небольшим жизненным опытом.
Музыкальный руководитель (далее М.р.) продолжает:
Да, ребята,чудо — это нечто удивительное, уникальное, необъяснимое. Это то, чего не могло случиться на самом деле ни в коем случае.
Но, тем не менее, это произошло. Чудо нельзя объяснить. Чудеса происходят редко и не со всеми, но, тем не менее, люди часто надеются, что произойдет чудо. (СЛАЙД 1)
Презентация.
Ребята, скажите пожалуйста, где чаще всего мы можем услышать о чуде, чудесных превращениях?
Дети. С чудесами мы можем встретиться в сказках
М.р. Правильно, ребята, в сказках. Какие вы знаете сказки, в которых происходят чудеса, волшебство?
Дети. “Золушка”, “Кот в сапогах”, “Василиса Прекрасная”, “Волшебная дудочка”, “ Сказка о царе Салтане” и т.д.
М.р. Прекрасно, что вы знаете “Сказку о царе Салтане” и наверное, даже назовете мне автора этой сказки?
Дети(отвечают) .Эту сказку написал великий русский поэт А.С. Пушкин.
(СЛАЙД 2,3,4)
М.р. Совершенно верно! А еще, ребята, по этой сказке была написана одноименная опера нашим русским композитором Николаем Андреевичем Римским – Корсаковым.
(СЛАЙД 5, 6)
В ней-то при помощи музыкальных звуков и были переданы ЧУДЕСА этой замечательной сказки. Назовите их, пожалуйста.
Дети. В сказке говорится о Белке, 33 богатырях и их дядьке Черноморе, и о прекрасной царевне Лебеди.
М.р. Все правильно. Давайте с помощью музыки попробует узнать, о каком чуде идет речь.
Дети слушают 1 чудо “Белка”
Дети. В этом отрывке композитор изобразил Белку.
М.р. А как вы догадались?
Дети. Нам подсказала музыка. Она звучала на высоких звуках, легко, отрывисто, потому что белочка маленькая, затейница, грызет орешки и еще поет веселую песенку.
М.р. А песенку вы узнали?
Дети. Да, это русская народная песенка “Во саду ли в огороде”.
М.р.Вот Белочка (СЛАЙД 7) Все вокруг нее ходят, удивляются этому чуду.
ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ..
“Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут”
М.р. Молодцы, ребята!
Посмотрите, какие красивые иллюстрации к сказке (в стиле Палех) нарисовал художник Александр Михайлович Куркин. (СЛАЙД 8)
М.р. Как вы думаете, какое настроение у всех окружающих?
Дети. У всех прекрасное, радостное настроение, потому что жители гордятся тем, что у них есть такая чудесная белочка.
М.р. Ребята, посмотрите, у нас на столе есть разные детские музыкальные инструменты. Может кто-то хочет попробовать передать образ белочки через игру на инструментах?
А кто-то покажет нам белочку с помощью движений под музыку.
(Дети по желанию выбирают музыкальные инструменты, соответствующие образу белочки. Другие дети передают образ белочки через движения в соответствии с характером музыки).
Звучит тема Белочки, дети подыгрывают на музыкальных инструментах, другие дети исполняют танцевальную импровизацию.
М.р. хвалит детей. Дети занимают свои места.
М.р. А теперь –внимание, чудеса продолжаются. Слушаем следующий фрагмент.
Звучит тема “33 богатыря”
М.р. С каким же чудом мы с вами повстречались?
Дети: Это 33 богатыря!
М.р. Правильно! (СЛАЙД 9)
ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ..
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
33 богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор”
М.р. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор?
Дети: Этот фрагмент звучит торжественно, четко. Фанфары как будто призывают, чтобы все обратили внимание на то, что сейчас все должны увидеть. Темп умеренно быстрый, музыка звучит в низком регистре, громко(форте), в мажоре, что передает удаль молодецкую, силу богатырскую, мужество. С первых звуков уже понятно, что музыка изображает бесстрашных богатырей.
(СЛАЙД 10)
М.р. Ребята, скажите, созвучна ли иллюстрация художника с музыкальной темой Богатырей?
(СЛАЙД 11)
Дети. Созвучна, потому что когда музыка звучит громко(форте), то можно представить себе, как море бурлит, волны поднимаются высоко, и выходят из моря огромные богатыри. Они обходят свои владения четким, энергичным шагом, как и передается темп, характер музыки У них у всех красивые лица, они молоды, полны сил и слушаются своего главного воеводу- дядьку Черномора.
М.р. Молодцы! Я уверена, что наши мальчики очень хотят попробовать себя в роли богатырей. Поэтому, я предлагаю вам под музыку раскрыть этот образ.
Звучит тема Богатырей, мальчики исполняют танцевальную импровизацию.
М.р.(хвалит детей).
Вот мы и дождались третьего чуда, наверное, самого красивого. Вы, конечно же догадались, что речь пойдет о прекрасной царевне Лебеди. А давайте с вами немного пофантазируем: если бы вы были композиторами, то какую бы музыку по звучанию вы сочинили к образу царевны Лебедь?
Дети. Музыка должна быть плавной, таинственной, волшебной. Наверное, звучать она должна не очень громко, напевно и светло. А еще она должна быть доброй и ласковой, как сама царевна Лебедь.
М.р. Хорошо, ребята, мне понравились ваши ответы. А теперь мы послушаем 3 чудо- тему Царевны Лебеди и посмотрим, совпали ли наши мысли с мыслями композитора.
Слушание темы Царевны Лебеди
Дети. Наши мысли совпали. Музыка, которая раскрывает образ царевны Лебеди очень напевная, звучит в среднем регистре, нежно и таинственно. Звук усиливается в тот момент, когда белая Лебедь превращается в прекрасную Царевну, и восхищению и удивлению князя Гвидона нет конца.
(СЛАЙД 12)
ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ..
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит”
М.р. Молодцы, ребята. А какой инструмент в оркестре солировал, передавая образ царевны Лебеди?
Дети. Солировала скрипка. (СЛАЙД 13)
М.р. И на иллюстрации, обратите внимание, какая царевна красивая, стройная, изящная, воздушная.
(СЛАЙД 14)
Сейчас наши девочки превратятся в царевен и покажут свой волшебный танец.
Звучит тема Царевны Лебеди, девочки исполняют танец-импровизацию.
М.р. (хвалит девочек).
Вот мы и познакомились с чудесами из “Сказки о царе Салтане”. А помогли нам увидеть и услышать эти чудеса различные виды искусства: поэзия, музыка и изобразительное искусство. Какое у вас настроение? (Ответы детей).
Давайте мы еще раз назовем авторов этих замечательных шедевров.
Кто написал “Сказку о царе Салтане”?
Дети. Сказку написал.А.С. Пушкин.
М.р. Кто сочннил оперу-сказку “О царе Салтане”?
Дети. Оперу сочинил русский композитор Н.А. Римский-Корсаков.
М.р. Иллюстрации какого художника к “сказке о царе Салтане” мы сегодня рассматривали?
Дети. Иллюстрации нарисовал художник А. Куркин.
(СЛАЙД 15)
(СЛАЙД 16)
М.р. Наша встреча в музыкальной гостиной подошла к концу. Спасибо вам за ваше участие. В группе вы можете нарисовать те чудеса из оперы- сказки, которые вам запомнились больше всего. До свидания, ребята.
Дети спокойно выходят из зала.
25.04.2013
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Интегрировнное комплексно-тематическое занятие «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова
Разделы: Работа с дошкольниками
Задачи:
- Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, формировать интерес к музыкальной деятельности.
- Формировать базовую культуру посредством приобщения детей к музыкальной культуре. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к классической музыке.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, эстетическую оценку, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности. Продолжать формировать интерес к искусству музыкальному, как классическому, так и народному.
Цель:
- Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
- Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.
- Обучать игре на детских музыкальных инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
Предварительная работа:
Чтение и беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Знакомство с композитором и с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Подготовка наглядного и раздаточного материала к опере Н.А. Римского-Корсакова. Подготовка шаблонов для аппликаций короны и богатырские пояса, а так же для изготовления орешков — пластилин. Заучивание детьми небольших обрывков и отдельных фрагментов: «Белка», «Тридцать три богатыря» и «Царевна-лебедь».
Обучение детей на музыкальных инструментах, танцевальным движениям, а так же хоровое и индивидуальное исполнение.
Ход мероприятия
Дети входят в зал и садятся на стульчики. Раздается стук в дверь. Появляется почтальон, здоровается с детьми и отдает им конверт.
Муз. руководитель: Какой большой конверт! Давайте посмотрим, что там (пытается открыть конверт). Не могу достать письмо. Если вы отгадайте загадку, конверт откроется. Итак, внимание!
1. Звучит мелодия русской народной песни, входят воспитатель и две девочки в русских костюмах, садятся на скамейку у центральной стены, занимаются рукоделием.
Муз. руководитель:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1-ая девица (воспитатель): Кабы я была царица
Муз. руководитель: Говорит одна девица.
1-ая девица:
То на весь крещенский мир
Приготовила б я пир.
2-ая девица: Кабы я была царица
Муз. руководитель: Говорит ее сестрица, —
2-ая девица:
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна!
3-ая девица: Кабы я была царица,
Муз. руководитель: Третья молвила сестрица
3-ая девица:
Я б для батюшки царя
Родила богатыря!
Муз. руководитель:
Только вымолвить успела
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь
Стороны той государь.
Вы узнали какая сказка начинается такими словами? (Дети отвечают). Правильно, это «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина.
Композитору Римскому — Корсакову она очень понравилась, и он решил написать к ней музыку. Сейчас мы послушаем ее (Достает из конверта иллюстрации к сказке, на которых изображены белка, царевна Лебедь, богатыри и море. Ставит иллюстрации на подставки так, чтобы они были хорошо видны детям (Звучит фрагмент «Белка»).
Вы услышали музыкальный фрагмент, отрывок «Как вы думаете, какая картинка подходит к этой музыке? (Дети выбирают картинку). Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» образ белочки.
(Звучит отрывок «Белка». На фоне музыки ребенок читает):
Мы объехали весь свет
За морем житье не худо
В свете ж вот какое чудо
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет
А орешки не простые
Все скорлупки золотые
Ядра — чистый изумруд
Слуги белку стерегут.
Муз. руководитель:
Вот чудо, так чудо хоть бы одним глазком посмотреть.
Воспитатель:
Давайте для белочки слепим угощение, может быть, она появится?
Проводится лепка «Орешки». Воспитатель собирает готовые орешки на блюдо. В это время из своего домика выходит белка.
Белка: Ой, сколько орешков! Да какие все красивые!
Воспитатель: Да, белочка, ребята постарались, приготовили тебе угощение.
Белка: Я вижу, что руки у ваших ребят умелые, а могут ли они играть на музыкальных инструментах?
Воспитатель: Конечно, белочка, да ты сама послушай (Исполняют мелодию «Во саду ли в огороде»).
Белка: Красны девицы, добры молодцы, а в вашем царстве-государстве бывают празднества? А как вы веселитесь, какие песни поете, пляски пляшете?
Воспитатель: А вот какие!
Исполняют русский танец (по усмотрению музыкального руководителя).
Белочка, тебе понравилась наша пляска?
Исполняется песня «Балалаечка» (муз. и слова Т. Морозовой)
Белка: Мне очень понравилась ваша пляска, такая веселая, задорная. Молодцы красны девицы и добры молодцы, но а мне пора в свой домик (Уходит).
(Дети садятся на свои места).
Муз. руководитель: А мы продолжаем слушать фрагменты. (Звучит фрагмент «Царевна Лебедь». Дети выбирают картинку соответствующую музыке и слушают фрагмент повторно. На фоне музыки ребенок читает:
За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит
А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!
(Заходит Царевна Лебедь).
Царевна Лебедь: Здравствуйте, ребята!
Рада побывать у вас в гостях, посмотреть, как вы живете, как веселитесь, какие наряды носите? А вы знаете, наши красны девицы и добры молодцы украшения делали своими руками. Девушки кокошники мастерили, а юноши ковали богатырские пояса. А вы сможете сделать их?
Воспитатель: Давайте, ребята, попробуем с вами украсить кокошники — это будут делать девочки, а мальчики будут украшать богатырские пояса.
(Дети выполняют аппликацию «Короны, богатырские пояса». Девочки наклеивают узор из цветной бумаги на заготовки в виде шапочек - корон, мальчики украшают пояса из бумаги. По окончании работы надевают на себя сделанные украшения.
Царевна Лебедь: Вы знаете, ребята, что раньше на Руси красны девицы хороводы водили да песни русские народные распевали.
Воспитатель: Мы тоже знаем песни русские, и сейчас мы тебе исполним.
Песня «Земелюшка- чернозем» (русская народная песня).
Муз. руководитель: А сейчас, внимание, вернемся к нашим картинкам и музыке. Царевна Лебедь послушает ее вместе с нами.
(Дети слушают музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря», выбирают картинку. На повторное слушание музыки ребенок читает наизусть отрывок из сказки:
В свете есть такое диво:
Море вздуется бурливо
Закипит, подымет вой
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые
Великаны удалые
Все равны как на подбор
С ними дядька Черномор
Это диво, так уж диво
Можно молвить справедливо.
(Царевна Лебедь открывает картину, на которой изображены богатыри).
Царевна Лебедь: Молодцы, ребята узнали все музыкальные загадки. Ну, вот мне уже пора возвращаться в сказку.
(звучит фрагмент «Море» Царевна Лебедь кружась уходит из зала).
Муз. руководитель: Вам понравилась эта музыкальная сказка? А мне было очень интересно и приятно вместе с вами еще раз вспомнить прекрасную сказку А.С. Пушкина и познакомиться с замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова, написанной к ней.
18.12.2009
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Римский-Корсаков. Три чуда | Музыкальная Фантазия
Николай Андреевич Римский-Корсаков. Три чуда
Волшебная музыка открывает сегодня нашу встречу! Волшебная она потому, что придумана композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую вы все хорошо знаете. Послушайте её начало:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
А написал эту удивительную сказку великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. У этой сказки длинное название – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». На сюжет этой сказки композитор Н. А. Римский-Корсаков написал музыку для оперы. Только название у неё он немного сократил – «Сказка о царе Салтане».
В опере происходит много разных событий. Вы, наверное, уже догадались из темы урока, мы услышим музыку всех трёх чудес, тоже соединённую в один музыкальный рассказ. Это самое большое оркестровое вступление в опере. Огромная красочная картина. Все три чуда — волшебная белочка, 33 богатыря, выходящие из моря, превращение лебедя-птицы в прекрасную царевну — предстают перед нами в полном блеске. Оркестр подробно рисует каждое из чудес. Знакомые музыкальные темы-образы здесь звучат полнокровно и сочно.
Вот мы с вами говорим, что «Сказка о царе Салтане» — это сказка, причём сказка музыкальная. Значит, и в музыке, и в том, как эта музыка действует в опере, тоже должно быть что-то сказочное. Что же в ней особенно для нас интересного?
Наверно, вы знаете, как выглядят черные лакированные шкатулки, расписанные художниками Палеха, Холуя. Представьте же себе, что перед вами три таких шкатулки. Форма, размер у всех трёх совершенно одинаковые, разные только картинки на крышках. Свои шкатулки художники расписывают обычно картинками, на которых изображены сцены из разных народных сказок. Краски в этих картинках яркие, так и горят, переливаются.
Каждый раз, когда слушаешь эту сцену, представляется, что рассказы о трёх чудесах похожи на такие шкатулки. На одной изображена белка в хрустальном дворце, на другой тридцать три богатыря, на третьей — красавица царевна. Словом, три чуда из «Сказки о царе Салтане». У каждого чуда есть своя музыкальная тема — яркая картинка, только написанная не красками, а звуками.
Первое чудо
«Внимание! — говорят нам фанфары. — Сказка продолжается».
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт.
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном, при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».
Сейчас вы услышите, как музыка рисует волшебную белочку. Её главную партию исполняет флейта. А ещё вы услышите напев русской народной песенки, о котором упоминает А. С. Пушкин, — «Во саду ли, в огороде».
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка,
Лицом круглоличка.
Второе чудо
«Внимание! — снова говорят нам фанфары. — Сказка продолжается».
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
В музыке слышится тяжкая поступь витязей-богатырей и шум «бурливого» моря.
Третье чудо
«Внимание! — снова говорят нам фанфары. — Сказка продолжается».
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво!
Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. В оркестре расцветает тема прекрасной царевны. Вольно, широко разливается музыка, как чудесная русская песня.
Домашнее задание:
Попробуйте себя в роли художников: изобразите красками то, что изобразил Н. Римский-Корсаков в музыке. Нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту или музыкальной теме героев «Три чуда».
Презентация
В комплекте:
1. Презентация — 9 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Интерлюдия, mp3;
Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Белочка, mp3;
Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). 33 богатыря, mp3;
Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Лебедь, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
В работе использованы уникальные иллюстрации шкатулок Палеха.
music-fantasy.ru
«Три чуда из сказки «О царе Салтане» А. С. Пушкина»
Тема: «Три чуда из сказки «О царе Салтане» А.С. Пушкина».
Цель:
— Совершенствовать знания детей о возможности восприятия литературных произведений с трёх сторон: литературы, музыки, изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные:
— Учить детей читать бегло и выразительно, отрывки стихотворения читать наизусть.
— Формировать базовую культуру посредством приобщения детей к музыкальной культуре.
— Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при прослушивании музыки разного характера.
Развивающие:
— Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, эстетическую оценку, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности.
— Развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание посредством прослушивания музыкальной оперы Римского-Корсакого «Три чуда», бесед по картинам Врубеля и Билибина.
— Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
Воспитательные:
— Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к классической музыке.
— Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
— Воспитывать добрые черты характера, любовь к поэзии А.С. Пушкина.
Форма организации интегрированного урока: контрастная.
Оборудование: книга для чтения, мультимедийная установка, презентация, отрывки из музыкального произведения Римского-Корсакова “Три чуда”, картина М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”, портреты: А.С.Пушкина, М.А.Врубеля, И.Я.Билибина, карточки для самостоятельной работы.
Предварительная работа: Чтение и беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Знакомство с композитором и с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Подготовка наглядного и раздаточного материала к опере Н.А. Римского-Корсакова. Подготовка шаблонов для рисования картин по произведения А.С. Пушкина. Заучивание детьми небольших и отдельных фрагментов: «Белка», «Тридцать три богатыря» и «Царевна-лебедь».
Ход урока
Оргмомент.
— Здравствуйте дети! Сегодня у нас непростой урок. Наш урок сочетает в себе такие предметы, как чтение и развитие речи, музыку и изобразительное искусство.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне гостям
И садитесь по местам.
Проверка домашнего задания.
Выставка рисунков по произведениям А.С. Пушкина.
— Что вам было задано на дом? Вспомнить все сказки А.С. Пушкина и нарисовать рисунки для выставки.
— Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
— Внимательно послушайте, что мы вам прочитаем и попробуйте вспомнить названия сказок.
«Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать. (Сказка о золотом петушке).
« Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? (Сказка о спящей красавице и семи богатырях).
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. (Сказка о рыбаке и рыбке).
« За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит». (Сказка о царе Салтане).
3. Сообщение темы урока.
— Сегодня мы с вами вместе рассмотрим чудеса, которые описывает А.С. Пушкин в своей « Сказке о царе Салтане». Но сначала вспомним с чего всё началось.
4. Работа по теме урока.
1. — А.С. Пушкин самый известный и талантливый русский писатель. Его даже называют «солнцем русской поэзии», так ярки и красивы его произведения. Он был таким же ребёнком как и вы. Любил играть, шалить, капризничать иногда грустить. Семья его жила в Москве, когда столицей считался Санкт-Петербург. Туда приезжали богатые дворяне и вельможи отдохнуть от городской суеты.
— У Саши Пушкина была няня Арина Родионовна, — простая крестьянская женщина. Мальчик её очень любил. Няня знала много сказок и рассказывала их мальчику. Сядет, бывало, маленький Саша возле няни на скамеечку, Арина Родионовна возьмёт свой вязанье и начнёт рассказывать сказки. А в них волшебная рыбка, и злой Кощей, и дядька Черномор, и молодая царевна, которую отравила яблоком злая колдунья. Много сказок знала Арина Родионовна и очень хорошо умела их рассказывать. Так хорошо, что Саша просил повторять их по несколько раз…
А кто он ей?
Не сын, не внук –
Дитя господское. И всё же
Арина чуяла барчук
Ей был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши.
Дай бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души,
Но этот был её любовью.
И не к нему ль во всяку ночь
Арина шла со сказкой складной?
Весьма до сказок был охоч
Её питомец ненаглядный.
— Прошло много лет, мальчик вырос, закончил лицей (так называлась школа для мальчиков), стал сам великим писателем и написал большое количество сказок.
— А вы хотите попасть в сказку? Ну что же слушайте сказку и помогайте её рассказывать. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три сестрицы.
Три сестрица под окном,
Пряли поздно вечером.
Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица, —
Говорит её сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила б богатыря.
— Что же было дальше?
— Да приавильно. Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой позавидовали сестре и решили её погубить. Царевна тем временем родила чудного мальчика и послала гонца с известием к царю-батюшке. Но сестры со сватьей бабой Бабарихой подменили письмо.
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
Родила царица в ночь
Не-то сына, не то дочь
Не мышонка, не лягушку
А неведому зверюшку.
Узнав такое известие, царь опечалился, и с тем же гонцом отправляет письмо. Где говорит, что приедет и сам всё решит. Во второй раз меняют письмо сёстры-завистницы.
«Царь велит своим боярам
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод.
Запись фрагмента «шум моря». Закройте глаза. Вслушайтесь в мерное движение волн, и представьте себе ночное небо, и блеск звёзд на небе, и плывущую по волнам неуклюжую бочку, и плач царицы, и даже то, как чудесным образом «не по дням, а по часам» растёт царь Гвидон.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море воны хлещут;
Туча по небу идёт
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в нём царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
Ты волна моя волна,
Ты гульлива и вольна,
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Поднимаешь корабли –
Не губи ты наши души:
Выплесни ты нас на сушу.
И послушалась волна,
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько…
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Поднатужился немножко.
Как бы здесь во двор окошко
Нам проделать? Молвил он.
Вышиб дно и вышел вон.
— Лопнули железные обручи бочки. Вышли на землю мать с сыном. И вот перед ними город белокаменный, а в том городе чудеса.
— Вспомните, сколько чудес в сказке о царе Салтане?
— Какие это чудеса?
— Да, вы правы в « Сказке о царе Салтане» три чуда. Давайте рассмотрим эти чудеса с трёх сторон, со стороны литературы, музыки и искусства. Эту сказку можно рассказывать не только словом, но и музыкальными звуками. Великого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова называют величайшим сказочником. Он очень увлечен был русской стариной, русскими сказками и песнями. С шести лет он начал учится читать и писать ноты, пробовал сочинять музыку, очень любил родную природу и русские сказки. Когда маленький Коля вырос, он стал писать настоящие, большие музыкальные произведения, и всю свою любовь к сказкам он перенёс в них.
— В опере «Три чуда» у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка. Сейчас мы послушаем отрывок, а вы определите, к какому чуду он относится? (Иллюстрации к сказке, на которых изображены белка, царевна Лебедь, богатыри и море. (Звучит фрагмент «Белка»).
— Вы услышали музыкальный фрагмент, отрывок «Как вы думаете, какая картинка подходит к этой музыке? Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» образ белочки.
— Что композитор использовал для этого? (музыкальная композиция построена с элементами игривой музыки, белочка как будто перескакивает с ветки на ветку, композитор включил в оперу отрывок народной песни «Во саду ли в огороде»).
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет
А орешки не простые
Все скорлупки золотые
Ядра — чистый изумруд
Слуги белку стерегут.
— Сейчас мы прослушает ещё один музыкальный фрагмент. А вы подумайте, какая картинка подойдёт к этой музыке? (отрывок 33 богатыря)
Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» тридцать трёх богатырей. Что мы слышим в этом отрывке?
— В музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и постепенно из него появляются богатыри. Богатыри постепенно выходят из моря, князь Гвидон любуется ими. Музыкальные краски торжественные, радостные, яркие.
— А вот как описывает это автор сказки.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой.
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге.
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые.
Все ровны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
— А теперь давайте рассмотрим репродукцию картины И.Я. Билибина. (Портрет). Иван Яковлевич Билибин тоже нарисовал много художественных произведений к сказкам А.С. Пушкина. Посмотрите на картину 33 богатыря.
-Какие цвета использует автор в этой картине?
— Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?
5. Физкультминутка.
— Давайте попробуем своими движениями передать поступь 33 богатырей.
— А сейчас, внимание, третий музыкальный отрывок. (Царевна Лебедь).
— Выберите картинку соответствующую музыке и слушают фрагмент повторно.
За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!
— Великий русский художник М.А.Врубель специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь
— Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых?
— Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения. Это одна из любимых картин художника. Картина навеяна поэзией Пушкина, музыкой Римского-Корсакова и сказаниями русского народа.
— Прекрасная девушка-птица плывет по безбрежному морю навстречу надвигающейся ночи. Лицо у неё нежное, задумчивое с большими темно-синими глазами. Оно полно грусти и печали. Она удаляется, уходит от нас.
— Лучи солнца скользят по драгоценным каменьям, которые на руке и на головном уборе-кокошнике. Такой красивый головной убор носили раньше сказочно богатые женщины. По легкой прозрачной одежде Царевны, дымчатого цвета, так же пробегают лучи солнца, делая ее нежно — розовой, и напоминая оперенье птицы. А вдали мы видим свинцовое небо, сливающееся с морем.
— А чем же заканчивается сказка? Найдите в тексте и прочитайте эти слова.
6. Викторина по сказке.
— Кто автор сказки о царе Салтане?
— Сколько чудес в сказке о царе Салтане?
— Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?
— Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?
Три сестрица под окном,
Пряли поздно …………
Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещёный …….
Приготовила б я пир.
Топишь берег ты ………,
Помаешь корабли –
Не губи ты наши …………:
Выплесни ты нас на сушу.
А орешки не простые
Все скорлупки ………
Ядра — чистый изумруд
Слуги ………… стерегут.
Все красавцы удалые,
Великаны …………
Все ровны, как на подбор,
С ними дядька ………….
А сама-то величава
Выступает, будто ……..
А как речь-то говорит
Словно ……….. журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!
— Кто автор сказки о царе Салтане?
— Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?
— Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?
— Сколько чудес в сказке о царе Салтане?
7. Итог урока
— Вам понравилась эта художественно-музыкальная сказка?
— А нам было очень интересно и приятно вместе с вами еще раз вспомнить прекрасную сказку А.С. Пушкина и познакомиться с замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова, написанной к ней, и с картинами знаменитых художников Врубеля и Билибина.
— А что запомнилось вам больше всего?
publekc.ru